Вопросы и ответы

Причины олигофрения – клиническая картина заболевания, способы диагностики и лечения

Содержание

клиническая картина заболевания, способы диагностики и лечения

Олигофрения – врождённое или приобретённое до трёх лет отставание в психическом развитии. Оно является следствием перенесённой болезни или генетических факторов и в дальнейшем не прогрессирует. Степень задержки развития обычно оценивается с помощью стандартных тестов на интеллект. Может сопровождаться различными врождёнными пороками.

Олигофрения – достаточно распространённое состояние, большинство исследований сообщают, что порядка 1% населения Земли страдает этим заболеванием. Некоторые источники указывают на заболеваемость около 3%. Среди больных значительно преобладают лица мужского пола – их примерно в полтора раза больше женщин. Возрастные пики диагностики олигофрении – 6-7 и 18-19 лет – возраст начала обучения в школе и службы в армии.

Причины олигофрении

Олигофрения является синдромом, который формируется в результате множества возможных причин:

  • Вредные воздействия во время родов и в возрасте до трёх лет (гипоксия плода, асфиксия во время родов, иммунологический или резус-конфликт матери и ребёнка, инфекции детского возраста, гидроцефалия в первые годы жизни, черепно-мозговые травмы).
  • Вредные факторы, воздействующие внутриутробно: гормональные нарушения, вирусные инфекции (краснуха, герпес), микробные инфекции (токсоплазмоз, сифилис).
  • Генетические и хромосомные болезни, в том числе болезнь Дауна, микроцефалия, различные ферментные нарушения.

Иногда заболевание классифицируют согласно перечисленным причинным факторам, выделяя три формы олигофрении – генетическую, внутриутробную, перинатальную.

Имеются несколько хорошо изученных болезней, сопровождающихся олигофренией.

  • Гидроцефалия – избыточное накопление ликвора в желудочках мозга вследствие затруднения его оттока или избыточной продукции.
  • Микроцефалия – уменьшение размеров черепа и соответственно мозга.
  • Фенилкетонурия – нарушение метаболизма аминокислоты фенилаланина, вследствие чего образуется значительное количество токсичного продукта распада. При раннем начале лечения можно предотвратить развитие олигофрении.
  • Токсоплазмоз – паразитарное заболевание, при наличии инфекции у женщины токсоплазмы проникают в плод и вызывают множественные пороки развития, в том числе головного мозга.
  • Болезнь Дауна – наличие дополнительной 21 хромосомы, проявляется характерным внешним видом, пороками сердца, задержкой умственного и физического развития разной степени.

Симптомы олигофрении

Олигофрения не является отдельной болезнью, более правильно называть её патологическим состоянием, которое может быть признаком различных заболеваний. Поэтому её симптомы обычно сочетаются с различными соматическими проявлениями, а также нарушениями в речевой, двигательной и эмоциональной сфере. Характерные для олигофрении проявления следующие:

  • Нарушение абстрактного мышления. Самое характерное проявление олигофрении – нарушение, вплоть до полного отсутствия, образного мышления. Мышление больных конкретное, ситуационное, напоминает таковое у детей 2 – 3 лет.
  • Задержка психического развития всесторонняя – она охватывает помимо интеллекта и личностные качества – память, речь, эмоциональную и двигательную сферу, волевые аспекты, способность к восприятию, способность к концентрации внимания, мышление.
  • Речь бледная, запас слов скудный, фразы короткие и простые, часто безграмотные. Больных с лёгкими формами олигофрении удаётся обучить осмысленному чтению, при тяжелых формах максимум, которого можно достичь при многолетнем обучении – механическое чтение по буквам без понимания смысла прочитанного.
  • Внимание рассеянное, олигофрены неспособны надолго сосредоточиться на одном деле, их всё отвлекает. Отсутствует побуждение к систематической деятельности, инициативность.
  • Память ослаблена, однако описаны случаи избирательного механического запоминания рядов цифр, номеров, имён.
  • Задержка личного развития проявляется неспособностью ориентироваться в обычных житейских ситуациях – купить еду в магазине, выбрать одежду по погоде и подобных. Незрелая личность олигофрена легко внушаема, своё состояние воспринимает некритично, с трудом принимает адекватные решения.
  • Задержка физического развития в зависимости от формы олигофрении бывает очень значительной, взрослый больной может соответствовать 15-16 летнему подростку.

В большинстве случаев яркая, развёрнутая симптоматика заболевания появляется только в школьном возрасте. Олигофрения у детей младшего возраста выражается в отставании психического и речевого развития, слабости эмоциональных реакций, низком или отсутствующем интересе к окружающему миру, отсутствием желания и способностей для общения со сверстниками, затруднениями при необходимости оперирования абстрактными понятиями. В возрасте до года можно выявить только олигофрению тяжелой степени, остальные начинают проявляться позже.

Степени олигофрении

Одним из самых показательных диагностических методов у больных с олигофренией является определение коэффициента интеллекта. В зависимости от результата выделяют следующие степени олигофрении:

  1. Дебильность – самая лёгкая степень заболевания, при которой коэффициент интеллекта колеблется в границах 50-70 баллов. Такие дети оканчивают специализированные учебные заведения, в течение нескольких лет изучая программу, примерно соответствующую 4 классам обычной школы. Они осваивают счёт, чтение (часто механически), элементарные навыки письма. Полностью обслуживают себя, могут совершать простые покупки в магазине, помогают по хозяйству. Иногда встречаются парциально одарённые больные – при общем низком уровне развития у них отлично развита одна способность – память, художественные способности, умение делать сложные арифметические расчеты. Больные с дебильностью могут освоить несложные профессии.
  2. Имбецильность – средняя из стадий олигофрении. Такие больные хорошо понимают обращённую к ним речь, могут выучить несколько простых фраз, освоить элементарный счёт. Их можно обучить уходу за собой. При наличии специально оборудованных рабочих мест они могут выполнять элементарные операции. Имбецилы сильно привязаны к родным, ярко реагируют на порицание и похвалу. Мышление их заторможено, они не проявляют инициативы, с трудом приспосабливаются к новым обстоятельствам, в незнакомой обстановке теряются.
  3. Идиотия – олигофрения самой тяжелой степени. Такие больные – глубокие инвалиды, нуждающиеся в постоянном уходе. У них присутствует только зачаточная речь и мышление. Эмоции ограничиваются примитивным удовольствием при удовлетворении физиологических нужд и неудовольствием в обратном случае. Часто бывают озлоблены и агрессивны. В речи окружающих понимают только отдельные слова или не понимают вовсе. Родственников не узнают. Навыки самообслуживания большинство из них усвоить не могут.

Диагностика олигофрении

Некоторые болезни, приводящие к задержке умственного развития, например болезнь Дауна, сейчас можно диагностировать ещё на ранних сроках беременности. В случае выявления такой патологии врач подробно разъясняет родителям, что такое олигофрения, какими нарушениями развития она может сопровождаться, каким вырастет ребёнок с данным заболеванием. После этого решается вопрос о сохранении либо прерывании беременности.

Следующий этап диагностического поиска наступает сразу после рождения ребёнка и состоит в скрининговом исследовании крови на фенилкетонурию и гипотиреоз – заболевания, которые также приводят к задержке умственного развития.

Если же симптомы олигофрении появились у предположительно здорового ребёнка – необходимо выполнить широкий круг исследований для поиска её причины. В первую очередь детально выясняется история жизни пациента и его семейный анамнез: есть ли у членов семьи психические заболевания или случаи задержки развития, как протекала беременность, воздействовали ли на плод какие-то вредные факторы, болела ли мама во время беременности, не было ли гипоксии или асфиксии во время родов, как протекал послеродовый период, были ли травмы у больного.

Далее производится осмотр больного с целью выявления психических и неврологических нарушений, определения тяжести заболевания. После этого назначаются различные клинические, биохимические, иммунологические и цитологические исследования для определения наличия врождённых инфекций, нарушений ферментной системы, заболеваний внутренних органов.

В зависимости от результатов обследования выбирается тактика дальнейшего ведения пациента.

Лечение

К сожалению, большинство случаев олигофрении невозможно вылечить. Некоторая коррекция возможна только для ферментопатий (мукополисахаридоз, фенилкетонурия) в случае их раннего выявления и начала лечения.

Для остальных форм олигофрении лечение только симптоматическое. Обязательно устранение внутриутробной инфекции при её выявлении. В качестве поддерживающего лечения назначают ноотропы, мультивитамины, нейрометаболики, антиоксиданты, биогенные стимуляторы, антигипоксанты.

При выраженной заторможенности можно применять фитотерапию со стимулирующим эффектом, адаптогены. Психомоторное возбуждение является показанием для использования транквилизаторов, нейролептиков.

Крайне важна психическая и социальная реабилитация олигофренов. Больные нетяжелыми формами (дебилизм) – старательные работники, которые эффективно и усердно справляются с монотонным или тяжелым трудом. Для их обучения создаются специальные школы-интернаты и профтехучилища, в которых им дают базовое образование и обучают какой-либо профессии. Параллельно проводится социально-просветительская работа с родителями пациента. Все больные олигофренией подлежат оформлению инвалидности и получению социального пособия.

Профилактика

Предупреждение заболевания олигофренией начинается с планирования беременности. Супругов необходимо обследовать на инфекции (токсоплазмоз, краснуха, цитомегаловирус, сифилис и другие), при выявлении – пролечить. Во время беременности крайне важно оберегать женщину от любых, особенно вирусных, заболеваний. На ранних сроках необходимо обследование на генетические патологии. Качественное родовспоможение и предупреждение травм и болезней у новорождённых детей также помогут уменьшить частоту заболевания олигофренией.

У детей с врождённой патологией можно предотвратить развитие тяжелой олигофрении и остановить её развитие на ранних стадиях путём ранней диагностики и качественного лечения врождённых заболеваний.

Откуда берутся олигофрены?

onevroze.ru

причины, симптомы, диагностика и лечение

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, характеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, герпес, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дебильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Симптомы олигофрении

Характерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и перерабатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический характер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упорного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом пространстве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каракули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный характер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстрактные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстрактному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

www.krasotaimedicina.ru

Олигофрения. Причины, виды и лечение олигофрении.

ОЛИГОФРЕНИЯ (от греч. olfgos — малый и phren — ум), малоумие — различные формы психического недоразвития, врожденные и рано приобретен­ные. Признаками, объединяющими всю группу Олигофрений, являются наличие умственного недоразвития и от­сутствие прогрессирования болезни.

Этиология.

Причины Олиглфрении различны. В большинстве случаев Олигофрения обусловлена воздействием внешних вредностей, повреждающих половые клетки (яйцеклетки, спер­матозоиды) родителей или нарушающих развитие центральной нервной системы плода во внутриутроб­ном периоде или ребенка в младенческом возрасте. Лишь в небольшой части случаев Олигофрпении ее причиной является патологическая наследственность.

  • К числу наиболее часто встречающихся внеш­них факторов, обусловливающих Олигофрению, относятся ин­фекции (грипп, воспаление легких, дизентерия, краснуха, менингиты и энцефалиты, сифилис и др.), перенесенные матерью во время беременности или ребенком в первые годы жизни,
  • интоксика­ции беременной матери (алкоголь, хинин и др.),
  • травмы ребенка во время родов и в младенче­ском периоде,
  • воздействие лучевой энергии,
  • дли­тельное голодание.
     
  • Были изучены Две формы Олигофрении инфекционного происхождения:
    • Олигофрения, обусловленная заболеванием матери в первые ме­сяцы беременности краснухой и проявляющаяся тяжелым слабоумием ребенка, дефектами зрения (катаракта) и слуха (глухота) в сочетании с поро­ками сердца;
    • Олигофрения, обусловленная токсоплазмозом и сочетающаяся часто с поражением глаз, головной водянкой и эпилептическими припадками. Пара­зит — микроорганизм токсоплазма проникает из ор­ганизма здоровой матери в плод через плаценту.
  • В возникнове­нии Олигофрении большое значение имеют расстройства функ­ций Желез внутренней секреции (щитовидной желе­зы, мозгового придатка и др.).
  • Вредное влияние на развитие плода оказывают такие заболевания бере­менной женщины, как диабет, болезни крови, сердечно-сосудистой системы, почек и др., при которых нарушается питание плода и обеспечение его кисло­родом. В этой группе Олигофрении наиболее известны отдель­ные формы микроцефалии (малокровие), водянки мозга и болезнь Дауна (по имени англ. врача Л. Дауна, описавшего эту форму Олигофрении).

Различные проявления Олигофрении зависят также от вре­мени воздействия вредности: вредности, действую­щие на зачаток, плод, в раннем периоде беременности могут явиться причиной тяжелых пороков разви­тия мозга; повреждение плода в последние месяцы беременности или болезни ребенка в первые годы жизни дают менее глубокие дефекты развития.

Клинические симптомы.

Олигофрения проявляется не только умственным, но и физическим недоразвитием: отсталостью в росте, диспропорция­ми телосложения, неправильным строением черепа, задержкой или, наоборот, преждевременным поло­вым развитием.
Частыми признаками Олигофрений являются нарушение речи, движений, дефекты органов чувств.
Отмечаются также некоторые особенности и в пове­дении больных Олигофренией у одних — двигательное беспо­койство, неустойчивость настроения, повышенная раздражительность, неспособность контролировать свои влечения; у других, наоборот, преобладают вялость, заторможенность.

В зависимости от степени недостаточности интел­лекта при Олигофрении различают три группы:

  • Наиболее тяже­лая—Идиотия (от греч. idiot eia—в переносном смысле: грубость, невежество),
  • Менее тяжелая—Имбецильность (от лат. imbecillus—слабый, немощный),
  • Относительно легкая — Дебильность (от лат. debilis — слабый).

Это деление имеет практическое значение, так как для больных каждой из этих групп требуются разные приемы обучения, воспитания и ухода.
 

При Идиотии речь отсутствует или ограничи­вается лишь отдельными словами, осмысление окру­жающего недоступно, простейшие навыки caобслуживания отсутствуют или очень слабо развиты. Эти глубоко слабоумные больные нуждаются в по­стоянном надзоре и уходе.

Имбециллы овла­девают элементами речи, но запас слов мал, а речь неправильна в смысле артикуляции. Мышление раз­вито слабо; владея определенным запасом предста­влений и отдельными конкретными понятиями, они неспособны к обобщению и отвлеченнохму (абстракт­ному) мышлению. Обучение их чтению, письму и счету очень затруднено даже в условиях специаль­ной школы: зная буквы, они с трудом складывают их в слова, отвлеченный счет им недоступен. При правильном воспитании им удается привить элемен­тарные навыки труда; однако возможности само­стоятельного приспособления к жизни у них ограничены, они нуждаются в опеке.

Дебилы владеют речью, двигательные нарушения у них наблюдаются реже и легче исправляются. Они более целенаправленны и могут обучаться грамоте в пределах 4—5 классов; но высшие фортмы познавательной деятельности, способность к отвлеченному мышлению у них недоразвиты. Поэтому они должны обучаться по соответствующей программе и особыми методами в условиях специальной (вспомогательной) школы. Дебилы могут овладеть несложной профессией, приспособиться к условиям жизни и вести тельное существование.

Профилактика.

В связи с тем, что большинство случаев Олигофрении связано с вредностями, действующими на зачаток и плод, а также на детей раннего возраста, наиболее действенным путем профилактики является система мероирпятий по охране беременных женщин, кормящих матерей, детей в младенческом возрасте от травм, инфекционых и токсических заболеваний.
Очень важно установить особое наблюдение за детьми, подвергавшимся вредностям во внутриутробном периоде, во время родов и в первые годы жизни. Важной профилактической задачей является раннее распознавание Олигофрении, своевременное начало лечения и медико-педагогические работы с больными детьми.

ЛЕЧЕНИЕ.

Лечение наиболее эффективно в тех случаях, когда известна причина недоразвития (сифилис, токсоплазмоз, внутрисекреторные нарушения и др.).

  • Во всех случаях Олигофрении применяется терапия, стимулирующая развитие интеллекта и речи ребенка (глютаминовая кислота, липоцеребрин, витамины).
  • При наличии двигательного беспокойства применяют успокаивающие средства (препараты брома, валерьяны, кальция).
  • При некоторых формах Олигофрении (больным с патологическим поведением, расторможением  грубых влечений) показано лечение аминазином.
  • Во всех случаях Олигофрении обязательно проведение лечебно-педагогических мер, специальных приемов обучения, воспитания и трудоустройства.

 

www.medglav.com

формы, степени и причины, диагностика, лечение

Общая характеристика заболевания

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие. Оно выражается в общем недоразвитии психики и в первую очередь затрагивает интеллект человека. Термин «олигофрения» происходит от двух греческих слов  «oligos» (малый) и «phrēn» (разум), хотя более корректными считаются выражения «психическая задержка» или «психическая недостаточность». В обиходе олигофрению у детей нередко называют психической отсталостью, а самого ребёнка с задержкой умственного развития — отсталым.

Олигофрения, как отдельное заболевание, была классифицирована лишь в начале прошлого века. До этого времени общий собирательный термин «слабоумие» объединял пациентов как с врождённой болезнью, так и с приобретённым психическим недоразвитием, например, старческой деменцией.

Причины олигофрении

Существует три группы факторов, провоцирующих развитие заболевания:

Первый комплекс причин олигофрении имеет эндогенный (внутренний) характер. Сюда относят все виды психического недоразвития, вызванного хромосомными патологиями, различными генетическими синдромами и наследственными специфическими нарушениями обмена веществ. Причиной олигофрении данного типа могут послужить синдром Клайнфельтера, Шерешевского-Тернера, Рубинстайна — Тейби, болезнь Дауна, разные типы мукополисахаридоза и другие  метаболические заболевания.

Второй комплекс причин олигофрении составляют факторы экзогенной, т.е. внешней, этиологии. В данном случае общее психическое недоразвитие у больного могут вызвать внутриутробные инфекции во время беременности, иммуноконфликт крови мамы и ребёнка, родовые и послеродовые травмы черепа малыша, алкоголизм матери, наркомания и другие пагубные привычки, спровоцировавшие серьёзные нарушения в снабжении плода питательными веществами.

Комплекс причин олигофрении смешанной этиологии состоит из факторов как экзогенной, так и эндогенной природы. В результате совокупного воздействия на организм человека сразу нескольких неблагоприятных факторов развиваются самые тяжёлые формы олигофрении.

Формы олигофрении

Каждому комплексу причин олигофрении соответствует отдельная форма заболевания. Всего на сегодняшний момент принято различать 4 формы олигофрении:

I форма олигофрении – наследственный вариант заболевания, вызванный дефектными генеративными клетками родителей больного. К I форме олигофрении относят пациентов с болезнью Дауна, микроцефалией и психическим недоразвитием на фоне серьёзных патологий кожи и костей человека.

II форма олигофрении – различные виды эмбрио- и фетопатий. Ко II форме олигофрении причисляют виды психического недоразвития, вызванные внутриутробными факторами: вирусными, бактериальными или паразитарными инфекциями женщины во время беременности, гемолитическими болезнями плода.

III форма олигофрении – задержка психического развития у ребёнка, спровоцированная родовой травмой, гипоксией или асфиксией во время родов, а также перенесённым в возрасте до 3 лет энцефалитом, менингитом или серьёзной черепно-мозговой травмой.

И последняя VI форма олигофрении – тип психического недоразвития, вызванный прогрессированием основного врождённого заболевания, например, различных дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

В зависимости от выраженности умственного дефекта и коэффициента интеллекта больного различают 3 степени олигофрении:

Лёгкую умственную отсталость принято называть дебильностью. У больных с этой степенью олигофрении коэффициент интеллекта находится в переделах 50-70 балов. Пациенты имеют довольно развитую речь, могут совершать простые арифметические операции (сложить, отнять, посчитать деньги). Их круг интересов ограничен бытовыми вопросами. К обучению больные с лёгкой степенью олигофрении интереса не проявляют и демонстрируют полную неспособность к абстрактному мышлению. Они в состоянии усвоить правила общественного поведения и навыки примитивного монотонного ручного труда.

Имбецильность – степень олигофрении с умеренной выраженностью интеллектуального недоразвития. Коэффициент интеллекта этих людей от 20 до 49 баллов. Больные с данной степенью олигофрении косноязычны. Их словарный запас состоит из нескольких десятков слов. При этой степени олигофрении у человека сохраняется способность к самообслуживанию, но выполнять самую примитивную производственную работу больной часто оказывается не в состоянии.

Идиотия – степень олигофрении с самой глубокой умственной отсталостью. Пациенты этой группы имеют коэффициент интеллекта менее 20 баллов. Мышление при глубокой степени олигофрении практически неразвито. Больные плохо понимают обращённую к ним речь. Их общение с окружающими ограничено проявлением эмоций удовольствия или неудовольствия. Навыки самообслуживания у пациентов отсутствуют, и они полностью зависимы от ухаживающих за ними людей.

Диагностика олигофрении

Некоторые формы олигофрении, вызванные генетическими факторами, сегодня можно диагностировать ещё на стадии внутриутробного развития. В таком случае решается вопрос о возможности искусственного прерывания беременности.

Олигофрения у детей первого года жизни диагностируется на основании целого комплекса симптомов физического и психического отставания в развитии. Олигофрения у детей самого раннего возраста выражается в неспособности ребёнка до года держать голову, сидеть, фиксировать взгляд на одной точке, поворачивать голову на звук, улыбаться или гулить на обращённую к нему речь.

Олигофрения у детей второго года жизни проявляется в отсутствии желания познавать окружающую среду, в неразвитости речи и моторики. Ребёнок не понимает обращённую к нему речь и не пытается имитировать действия взрослых. В самом раннем возрасте диагностируются, как правило, самые тяжёлые степени олигофрении.

В дошкольном периоде лёгкая степень олигофрении у детей выражается в слабо развитой речи, преобладании примитивных эмоций, плохой обучаемости и неспособности к самообслуживанию.

Лечение олигофрении

Для выявления различных форм олигофрении у детей во всём мире существует патронажная система контроля физического и психического развития ребёнка от рождения и до определения его в школу. К сожалению, лечение заболевания возможно лишь у детей с олигофренией метаболической этиологии. В таком случае ребёнку назначаются препараты для коррекции обмена веществ, и дальнейшее развитие болезни зависит от восприимчивости детского организма к лечению.

При всех других формах олигофрении у детей можно проводить лишь вспомогательную терапию витаминными комплексами, аминокислотами, ноотропами, препаратами для стимуляции мозгового кровообращения и уменьшения внутричерепного давления.

Диагноз «олигофрения» у детей предполагает участие ребёнка в социальной программе реабилитации. При лёгкой и средней степени олигофрении больные направляются в специализированные детские сады и школы-интернаты. Там они получают образование примерно на уровне 4 классов обычной школы и одновременно обучаются какой-либо профессии. После окончания интерната большинство выпускников трудоустраивается. При всех формах олигофрении пациентам оформляется инвалидность и назначается денежное пособие.

Видео с YouTube по теме статьи:

www.neboleem.net

стадии, степени, виды, причины возникновения

Олигофренией называют слабоумие. Патология проявляется недостаточностью интеллекта,  недоразвитием психики и личности. Стоит отметить, что дети с временной задержкой развития при соматических болезнях или недостаточном воспитании, не считаются олигофренами. Диагностика и стадии олигофрении основываются на соответствующей клинической картине. По мнению многих специалистов, умственная отсталость выявляется у 3% населения во всем мире, из них 75% имеют легкую степень.

 Этиологический фактор

Причины возникновения олигофрении делят на:

  1. Наследственные.
  2. Внешнесредовые.
  3. Совокупные.

На сегодня выявлено более 300 наследственных болезней, которые сопровождаются олигофренией. Каждый пятый ребенок страдает тяжелыми формами умственной отсталости. Доказано, что чем больше лишних Х-хромосом, тем тяжелее протекает патология. Среди всех наследственных форм отсталости известно более 80 разновидностей заболеваний с нарушением обмена веществ. Тяжелые формы наследственного слабоумия встречаются у детей, родившихся в кровнородственном браке.

К внешнесредовым причинам возникновения умственной отсталости относят:

  • воздействие ионизирующей радиации;
  • алкогольная зависимость матери;
  • инфекционные и вирусные заболевания;
  • интоксикация;
  • нарушение плацентарного кровообращения;
  • сердечно-сосудистая недостаточность матери;
  • болезни печени и почек матери;
  • поздний токсикоз;
  • гормональные нарушения у беременной при эндокринных патологиях;
  • терратогенное действие некоторых лекарственных препаратов на плод;
  • иммунологическая несовместимость крови матери и плода;
  • родовая травма;
  • асфиксия во время родов.

Олигофрения после родов может развиться после нейроинфекций (менингит, энцефалит), тяжелые инфекционные болезни с длительным течением, травмы черепа.

Важно! Клиническая картина зависит не так от причины и интенсивности воздействия повреждающих факторов, как от развития плода в различные периоды.


Классификация олигофрении

Выделяют три степени олигофрении:

  1. Идиотия.
  2. Имбецильность.
  3. Дебильность.

Заболевание разделяют на 2 большие группы:

  1. Первичная (наследственные формы олигофрении).
  2. Вторичная.

Вторичная группа объединяет умственную отсталость, вызванную эндокринными нарушениями, травмами головного мозга, расстройствами питания, инфекционными болезнями и отравлениями. Все формы заболевания по происхождению подразделяют на 3 основные группы:

  1. Эндогенное происхождение: болезнь Дауна, микроцефалия; нарушение обмена веществ и развития костной системы и кожи.
  2. Развитие болезни во время беременности и после родов: травма, асфиксия, инфекционные заболевания.
  3. Эмбриопатия и фетопатия. Возникают при инфекционных болезнях матери (краснуха, токсоплазмоз, цитомегаловирус, сифилис). Могут быть по причины обменных нарушений в организме матери во время беременности или при несовместимости группы крови матери и ребенка.

 

Проявления олигофрении

Самой тяжелой считают болезнь в стадии идиотии. Пациенты беспомощны и нуждаются в постоянном уходе и надзоре. Умственное развитие останавливается на возрасте, не превышающем трех лет. Речь у больных не развита, в ряде случаев ограничивается несколькими словами. Однако на интонацию пациенты способны реагировать.

Пациенты не владеют навыками осмысленных действий, не могут себя обслуживать. Без присмотра совершают однотипные движения или остаются неподвижными. Могут пребывать в постоянном психическом возбуждении.

Память в стадии идиотии выражена слабо или отсутствует. Нередко больные не узнают родственников. Эмоции проявляют только в состоянии удовольствия и неудовлетворения. Обычно выражают свое состояние примитивно. В стадии недовольства могут кричать, кусаться, царапаться или бить себя.

У больных появляются извращенные влечения. Они могут быть очень прожорливыми, кусают или сосут все, что им попадается под руку. К недоразвитию психики часто присоединяются физические пороки развития.

Олигофрения в степени имбецильности относится к патологиям средней тяжести.У таких пациентов речь и психические функции более развиты. Умственное развитие остается на уровне ребенка 3-7 лет. Поэтому элементарные действия самообслуживания при имбицильности больные совершать могут.

Речь при имбицильности примитивна. Имбицилы могут самостоятельно кушать, они способны сориентироваться в обычных бытовых ситуациях. Они могут усвоить некоторые элементарные знания, очень привязаны к близким, могут проявлять сочувствие и легко поддаются хорошим примерам.

Важно! Стоит учитывать, что при имбецильности больные склонны к внушению и асоциальному поведению.

Олигофрения в степени дебильности относится к легкой форме психического недоразвития. Таких пациентов обучают по специальной программе. Они могут овладеть некоторыми трудовыми навыками. Умственное развитие у больных останавливается на возрасте 12 лет.

По тяжести течения выделяют несколько степеней патологии:

  • легкая;
  • умеренная;
  • глубокая.

При олигофрении в стадии дебильности дети могут осваивать навыки речи. Поведение пациентов адекватное, проявляется самостоятельность. Однако слабо выражено самообладание, проявляется необдуманность и импульсивность поступков. В целом, при дебильности в легкой степени отставание в умственном развитии с возрастом становится менее заметно, если ребенок обучается в специальных школах. Такие дети могут приспособиться к различным условиям.


Вывод

Различные виды олигофрении и формы постоянно увеличиваются. В зависимости от тяжести поражения, больные либо могут приспособиться к жизни, либо остаются всю жизнь нетрудоспособными. Такие пациенты нуждаются в постоянной опеке и надзоре. Умственную отсталость у детей можно предупредить, еще во время беременности матери. Для этого женщины должны постоянно проходить скрининговое обследование и находиться под постоянным контролем акушера-гинеколога.

Загрузка…

.

golmozg.ru

симптомы, причины и лечение. Степени нарушения при олигофрении

Олигофрения – психическое заболевания, отличающееся выраженным слабоумием. Может быть как врожденной, так и приобретенной в детском возрасте. Как самостоятельное заболевания, олигофрения была выделена и изучена в начале двадцятого века, а до этого любые психические отклонения называли олигофренией.

При олигофрении страдает в первую очередь интеллект ребенка, поэтому в строке диагноз чаще всего ставится «умственная отсталость», «психическая недоразвитость», акцентируя внимание именно на этом аспекте проблемы.

Причины и степени нарушения при олигофрении

Среди причин можно выделить несколько факторов, которые провоцируют болезнь.

  1. Эндогенный фактор – это внутренний фактор, который есть у самого больного. К этой группе относят хромосомные патологии, генетические синдромы, наследственные патологии в метаболизме. Распространенными причинами олигофрении являются болезнь Дауна, синдром Клайнфельтера и другие.
  2. Экзогенные факторы. Это те факторы, которые извне воздействовали на ребенка и вызвали у него олигофрению. К ним можно отнести патологии внутриутробного развития, вызванные инфекциями во время беременности, иммуноконфликт, употребление матерью во время беременности алкоголя или наркотических веществ, нарушения питания плода, травмы во время родов.
  3. Смешанные причины – это комплекс, состоящий из эндогенных и экзогенных факторов, которые проявляються в разной степени в каждом конкретном случае. В результате комбинации таких факторов и возникает олигофрения у ребенка.

Среди описания заболевания принято выделять формы олигофрении, которые соответствуют факторам. К первой форме олигофрении относят наследственные патологии, которые вызваны дефектом родительских клеток. Это могут быть дети с болезнью Дауна или микроцефалией, недоразвитостью костной системы и покровной ткани. Ко второй форме относят олигофрению, вызванную вирусными, паразитарными или бактериальными инфекциями, перенесенными во время беременности. Третья форма вызвана родовой травмой, недостаточностью кислорода или удушьем во время родов, травмой черепа или тяжелыми инфекционными заболеваниями, перенесенными до трех лет (менингит, энцефалит). К четвертой форме относят прогрессирующую форму основного заболевания (дефекты головного мозга, гормональные расстройства).

Олигофрения диагностируется в нескольких степенях, зависящих от выраженности умственной отсталости и коэффициента интеллекта.

Легкая умственная отсталость называется дебильностью. Дети с этой степенью олигофрении имеют коэффициент интеллекта в диапазоне от пятидесяти до семидесяти баллов. Они могут хорошо разговаривать, обучены простейшим навыкам счета и письма, однако не могут совершать более высокие действия. Они не способны абстрактно мыслить, все понимают буквально. Чаще всего круг заинтересованности такого ребенка замкнут на одном пространстве – они предпочитают не выходить из дома, играют в одной комнате, не проявляют интерес к коллективным развлечениям. В общении такие дети более замкнуты, предпочитают больше молчать, любое проявление интереса к своей персоне могут встретить агрессивно, с подозрением к окружающим. Такие дети могут усвоить общие правила поведения в обществе, которые во многом зависят от конкретной ситуации.

Следующая степень олигофрении – имбицильность. Дети-имбицилы имеют коэффициент интеллекта от двадцати до пятидесяти баллов. Чаще всего такие дети не обладают достаточным словарным запасом, их слова приобретают десятки оттенков из-за своей ограниченности, из-за чего посторонним очень трудно понять нестабильное эмоциональное состояние такого ребенка. Имбицилы могут выполнять лишь простейшие навыки самообслуживания, в остальном им нужна помощь со стороны окружающих. Примитивные действия у таких деток часто становятся проблематичными.

Идиотия – последняя степень олигофрении, которой соответствует глубокая умственная отсталость. Пациенты с идиотией имеют коэффициент умственного развития до двадцати баллов. У таких детей мыслительные процессы практически не развиты, они не понимают даже того, что к ним кто-либо обращается. Эмоциональный фон обычно проявляется в форме резкого позитива или резкого негатива. Дети-идиоты требуют постоянного внимания со стороны близких, так как им необходима помощь в простейших операциях.

Диагностика олигофрении

Некоторые генетические факторы и их проявления можно диагностировать на стадии внутриутробного развития. Чаще всего такую беременность прерывают, поскольку определенные генетические нарушения не дают шансов ребенку родиться здоровым.

В первый год жизни диагностика олигофрении основана на соответствии рефлексии возрасту ребенка, наличии видимых отклонений, задержки в физическом развитии. На втором году жизни диагностика олигофрении лишь подтверждает болезнь и помогает установить степень и форму нарушений. Обычно самые тяжелые формы проявляются именно в раннем возрасте. О легкой степени олигофрении можно говорить уже в дошкольном возрасте, когда у ребенка добавляется неспособность к обучению.

Симптомы и признаки олигофрении

Психические нарушения принято относиться к симптомам олигофрении, а физиологические – к признакам. Так, среди симптомов отмечают:

  • Нарушения познавательной деятельности. Недоразвитость познавательной деятельности в первую очередь проявляется в нарушении мышления. Дети не могут устанавливать причинно-следственные связи, вследствие чего даже простые процессы для них совершенно не понятны. Отсюда идет и тотальность недоразвития – оно проявляется во всех психических функциях; а также иерархичность – недоразвитость отображается на всех ступенях психических действий. В связи с этим дети воспринимают ситуации конкретно, не связывая их с какими-либо процессами. Поэтому так часто дети-олигофрены кажутся окружающим резкими, грубыми, злыми – это их конкретный ответ на конкретный раздражитель (взрослого, животное, предмет). Сдерживать свои эмоции они не могут. В более старшем возрасте олигофрены не способны дифференцировать предметы. Они мыслят обобщенно, без установления различий. Даже среди четырех картинок с явно лишним предметом такие дети не могут выбрать его. Отсутствие абстрактного мышления приводит к проблемам в обучении – они могут складывать и отнимать лишь те предметы, которые видят (яблоки, палочки, конфеты), но такие вообразимые понятия, как «х» и «у», для них остаются за гранью познания. В связи с частым повторением одних и тех же простейших действий такие дети вырабатывают определенную стереотипность в поведении. Отсутствие вариабельности приводит к затруднениям в быту, в общении с окружающими. Чаще всего дети копируют какие-то модели поведения ввиду неспособности выработать собственный ответ, поэтому их действия часто кажутся глупыми, неуместными.
  • Нарушения процессов анализа и синтеза. Анализ и синтез – основные действия, которыми владеет каждый человек. Невозможно что-то выделить из общей массы, или свести воедино, обобщить, если анализ и синтез не познаны индивидуумом. У детей-олигофренов такие функции либо отсутствуют, либо находятся в затухающей стадии. Так, дети воспринимают в предметах, людях, явлениях, лишь какую-то одну характеристику и не могут выделить все основное. Так, если мяч красный, то они не могут сказать, что он круглый. А при просьба найти еще один мяч, то они могут выбрать красный кубик лишь потому, что он подходит по цвету. Таким образом, дети-олигофрены не могут выделять главные признаки, характеризующие предмет, что приводит к проблемам выделения и обобщения этих признаков. По мнению выдающегося педагога Л. Выготского, такие дети выделяют общие предметы в группу не потому, что они имеют общие признаки, а потому, что была какая-то дважды повторившаяся случайность с этим предметом. Это говорит об узости мышления таких детей, которые не могут видеть предметы и явления в связи с окружающим миром.
  • Нарушения речевых навыков. Как со стороны фонетики, так и со стороны лексики (не говоря уже о грамматике), у детей-олигофренов есть значительные трудности. Больные дети стойко произносят неправильные звукосочетания, даже если их постоянно учить правильному произношению. Это связано с недостаточно развитым контролем волевых и синтетических функций, самовосприятием, замедленностью психических процессов.
  • Нарушения со стороны эмоциональной сферы. Больные олигофренией дети не могут сопоставлять эмоции и значимость событий. На простую мелочь они могут разразиться плачем и истерикой, а серьезный конфликт воспринять, как ни в чем не бывало. Это связано со значительно более поздним формированием дифференцированных эмоций. Такие дети с трудом дают адекватную оценку понятиям добра и зла, они не могут оценивать соответственно и свое поведение.
  • Признаки олигофрении, обычно, заметны невооруженным взглядом. Дети-олигофрены вместе с психической недоразвитость получают и неполноценность развития некоторых органов и систем органов. Так, налицо выражены проблемы с двигательным аппаратом – нетвердая ходьба, словно человек пьян, непроизвольные движения рук, мимических мышц, покачивание головой. Иногда у таких детей бывает несоответствие размеров конечностей (слишком длинные или слишком короткие стопы, кисти рук), сращение пальцев. При болезни Дауна внешние признаки можно заметить сразу после родов (типичное лицо Дауна).

Лечение олигофрении

Специального лечения при олигофрении не существует – болезнь не поддается лечению (кроме олигофрении, связанной с нарушением обмена веществ). Самое главное, чем можно помочь ребенку-олигофрену, — широкие меры по оказанию патронажа, как психического, так и физического. В первую очередь заниматься этим должны родители. Помимо родительской опеки в каждом государстве есть специальные заведения для детей с врожденными психическими аномалиями, где реализуются программы по максимально возможной адаптации таких детей в обществе. Обычно проводятся занятия соответственно возрасту ребенка и форме олигофрении, а потом дети продолжают обучение в спецшколе.

При всех формах заболевания детям назначают препараты, которые корректируют процессы метаболизма, витаминотерапию, аминокислоты, препараты для улучшения мозгового кровообращения, стабилизации внутричерепного давления.

Не знаете как подобрать клинику или врача по приемлемым ценам? Единый центр записи по телефону +7 (499) 519-32-84.

 

www.knigamedika.ru

Олигофрения – что такое, формы, причины, степени и симптомы

Родители ответственны за умственное и психическое, физическое и эмоциональное развитие своего ребенка. Однако ответственность наступает не с того момента, как рождается малыш, а когда произошло его зачатие, то есть еще в момент его формирования в утробе матери. Выделяют формы и степени олигофрении – серьезной болезни, которая затрагивает не только умственное, но и физическое развитие. Симптомы, как и причины, известны специалистам.

Интернет-журнал psytheater.com выделяет олигофрению как серьезное заболевание, которое лишает нормальной жизни как ребенка, так и его родителей. Если на генном уровне произошли изменения, если мать болела во время беременности, если произошло инфицирование либо роды проходили с затруднениями, в редких случаях играют факторы внешней среды после рождения, тогда может развиться олигофрения.

Речь идет о заболевании, которое проявляется на всех уровнях. Ребенок на всех уровнях отстает от нормального развития, по сравнению с остальными детьми. Однако у данной болезни есть множество форм, что различает степень умственной отсталости.

Что такое олигофрения?

Под олигофренией понимается заболевание умственной отсталости, что является врожденным отклонением по причине патологий в головном мозгу. Выражается заболевание тем, что ребенок отстает в своем развитии от остальных сверстников. Страдает преимущественно воля, разум, речь, эмоции, моторика. Под олигофренией понимается комплекс симптомов, которые также сказываются на физическом развитии малыша.

Олигофрению еще называют малоумием, умственной отсталостью, слабоумием. Причины зачастую кроются во врожденных патологиях и мутациях. Однако бывают случаи развития приобретенного слабоумия по причине негативных факторов окружающей среды.

Следует отличать олигофрению от деменции – двух форм умственного слабоумия. При деменции интеллект снижается по причине появления патологий в головном мозгу. При олигофрении с самого рождения имеются патологии, которые не позволяют головному мозгу достигать умственного развития до нормальных показателей.

Также деменция, в отличие от олигофрении, является прогрессирующим заболеванием. Олигофрения уже сама по себе является окончательной степенью отсталости, что будет проявляться во все года.

Олигофрения стала самостоятельной болезнью лишь в прошлом веке. До этого всех умственно отсталых людей, в том числе и с диагнозом деменция, называли слабоумными.

перейти наверх

Классификация олигофрении

Существует несколько классификаций олигофрении. Первая и самая известная из них – по степени выраженности:

По МКБ-10 выделяют такие формы олигофрении: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая. Она зависит от показателей IQ:

  1. Легкая – IQ в пределах 50-70 баллов.
  2. Умеренная – IQ в пределах 35-50 баллов.
  3. Тяжелая – IQ в отметках 20-35 баллов.
  4. Глубокая – IQ не достигает 20 баллов.

Классификация по М. С. Певзнеру, который рассматривал олигофрению как одно из заболеваний, которое составляет 75% всех детских патологий:

  • Олигофрения неосложненная.
  • Осложненная нарушениями нейродинамики:
  1. Превалирование возбуждения над торможением.
  2. Слабость основных нервных процессов.
  3. Превалирование торможения над возбуждением.
  • Олигофрения в комплексе с нарушениями анализаторов.
  • Олигофрения с лобной недостаточностью.
  • Олигофрения с психопатоподобным поведением.

Единой классификации пока не существует. Однако выделяют дифференцированные (причины заболевания выявлены) и недифференцированные (причины болезни невозможно определить) формы олигофрении.

перейти наверх

Причины олигофрении

К причинам появления олигофрении относят различные физиологические факторы, которые оказывали свое влияние на период внутриутробного развития или после рождения:

  • Генетические патологии. Половина всех случаев олигофрении отмечается по этой причине. Данные мутации могут привести не только к умственной отсталости, но и к другим генетическим заболеваниям: синдром Дауна, синдром Вильямса, синдром Ангельмана, синдром Прадера-Вилли.
  • Влияние ионизирующего излучения на плод.
  • Химические или инфекционные поражения.
  • Тяжелые роды: травмы, асфиксия.
  • Недоношенность.
  • Инфицирование ЦНС.
  • Травмы головы.
  • Гипоксия головного мозга.
  • Педагогическая запущенность в неблагополучных семьях.

Не всегда ученым удается выявить причины олигофрении. Поэтому есть заболевания, которые не поддаются объяснению.

перейти наверх

Симптомы олигофрении

Рассматривая олигофрению, приходится выделять симптомы, которые присущи трем степеням его развития (дебильность, имбецильность или идиотия). Однако существуют симптомы, присущие всем заболевшим олигофренией:

  1. Слабоумие – низкий познавательный процесс, память, восприятие, речь, внимание, эмоции, моторика, интеллект, мышление, воля.
  2. Отсутствие абстрактного мышления, способности обобщать. Мышление у олигофрена ситуационное, образное, конкретное.
  3. Бедность запаса слов, неспособность формировать фразы, неграмотность.
  4. Память и внимание ослаблены, однако может быть развита механическая память, когда больной запоминает что-то избирательно.
  5. Отсутствие инициативы и побуждений.
  6. Неумение принять адекватное решение, отсутствие критического мышления, понимания своего состояния.

Физическое развитие также страдает, что отмечается в зависимости от степени олигофрении.

По степеням олигофрении можно выделить такие симптомы:

  • Дебильность – легкая степень, при которой слабоумие выражено слабо. Человек способен закончить вспомогательную школу и начать вести самостоятельную жизнь. Абстрактное мышление отсутствует, однако работает конкретно-описательный тип. Они перенимают чужие мнения и взгляды, поскольку сами не обладают склонностью к суждениям и пытливостью. При всей своей отсталости у некоторых дебилов отмечается одаренность к запоминанию или совершению арифметических действий. Всех больных можно разделить на:
  1. Возбудимых (эретичных).
  2. Злобно-упрямых.
  3. Вяло-апатичных.
  4. Заторможенных (торпидных).
  5. Мстительных.
  • Имбецильность – средняя степень, при которой больной сам может проговаривать фразы и понимает речь окружающих. Больной может усвоить элементарные навыки самообслуживания, простые трудовые действия и счетные операции. Имбецилы эмоционально привязаны к родным. Они не способны усваивают новый материал, лишь в условиях привычных и постоянно повторяющихся они склонны усвоить определенные навыки. Отсутствует инициатива, мышление примитивное, инертность, внушаемость, нужда в посторонней заботе и уходе, неспособность сориентироваться в новой обстановке
  • Идиотия – тяжелая степень, характеризующаяся полным отсутствием мышления и речи. Эмоции базируются на ощущениях удовлетворенности. Осмысленная деятельность отсутствует. Одни идиоты являются злобно-гневливыми, а другие – вялыми и безразличными к окружающему миру. Идиоты не способны произносить ничего больше, чем просто звуки и слова. Они не понимают речи окружающих и не отличают посторонних от близких. Идиоты нуждаются в постоянном уходе и заботе со стороны, поскольку не способны овладеть навыками самообслуживания, неопрятны, порой даже не могут самостоятельно пережевывать пищу.

перейти наверх

Диагностика олигофрении

Олигофрению подвергают диагностике по критериям, установленным в МКБ-10:

А – Умственная отсталость с задержкой или недостаточностью развития психики. Отмечается нарушение способностей, которые должны развиваться при половом созревании и не дотягивают до нормального уровня интеллекта.

В – Умственная отсталость вместе с психическими или соматическими нарушениями или возникающая самостоятельно.

С – Нарушение адаптации. Однако в благоприятной обстановке и при легкой форме слабоумия возможно ее развитие.

D – Измерение IQ с учетом кросс-культуральных особенностей.

Е – Выявление поведенческих нарушений при отсутствии психических патологий.

Рассматривают олигофрению по классификации Е. И. Богдановой:

  1. низкий интеллект.
  2. общее недоразвитие речи.
  3. нарушение восприятия.
  4. нарушение внимания.
  5. конкретность, некритичность мышления.
  6. отсутствие познавательных интересов.
  7. малопродуктивность памяти.
  8. нарушение эмоционально-волевой сферы.

перейти наверх

Формы олигофрении

Выделяющие формы олигофрении классифицируются по этиологии возникновения:

  • Первая группа – вызвана наследственными факторами. Включает синдром Крузона, болезнь Барде-Бидля, синдром Марфана, истинную микроцефалию, синдром Рада, синдром Шерешевского-Тернера, болезнь Дауна, болезнь Лоуренса-Муна, синдром Апера, гаргоилизм, синдром Клайнфелтера, галактоземию, фенилкетонурию.
  • Вторая группа – поражение плода при внутриутробном развитии: вирусные инфекции (краснуха во время беременности), листериоз, врожденный сифилис, токсоплазмоз, токсические факторы, гормональные нарушения.
  • Третья группа – конфликт по резус-фактору, родовая травма, асфиксия во время родов, болезни первых 3 лет жизни (черепно-мозговые травмы, инфекционные поражения, врожденная гидроцефалия, недоразвитие функций головного мозга).

Также выделяют первичную (истинную) и вторичную (ложную) олигофрении.

перейти наверх

Олигофрения у детей

Олигофрения проявляет себя с детства. У детей наблюдаются различные отклонения в психике, недоразвитость, отсутствие познавательной, эмоциональной и волевой сфер. Олигофрения не развивается после формирования речи, однако возможна деменция. Интеллектуальный дефект в данном случае необратим. Неблагоприятными становятся прогнозы при сопутствующих психических заболеваниях (шизофрения, эпилепсия).

Дети-олигофрены нуждаются в посторонней опеке. Они живут дома либо в специальных учреждениях. Такие дети растут раздражительными, ослабленными, нервными, отгороженными от других людей. Присущи им энурезы.

перейти наверх

Лечение олигофрении

Невозможно полностью излечить человека от олигофрении. В семье родители должны создать доверительные и благоприятные условия для развития малыша. Несмотря на его задержки в развитии, все же следует с малышом играть, обучаться, прививать навыки. В дальнейшем ребенок может обучаться в специализированных учреждениях.

Медикаменты направлены на устранение симптомов, которые проявляются при олигофрении:

  • Нарушение метаболизма лечится диетотерапией.
  • Микседема, эндокринопатия лечатся гормональными препаратами.
  • Коррекция аффективной лабильности и подавление извращенных влечений осуществляются благодаря Феназепаму, Сонапаксу, Неулептилу.

Детей обучают элементарным трудовым навыкам, а также способности обслуживать себя.

перейти наверх

Прогноз

Многочисленные специализированные школы предлагают свои коррекционные программы, помогающие олигофренам приспосабливаться к социальным условиям. От болезни невозможно полностью избавиться, однако специалисты могут способствовать максимальному развитию человека, насколько это возможно при его болезни.

 

psytheater.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о