Разное

Причины глобальных проблем – Экономические аспекты глобальных проблем, Причины возникновения и сущность глобальных проблем, Основные причины возникновения глобальных проблем человечества, Социально-экономическая сущность глобальных проблем человечества а

Причины возникновения глобальных проблем человечества

Конфронтации военных, политических и экономических сил в разных регионах планеты происходят постоянно. Как только наступает затишье в западном полушарии, появляются причины возникновения глобальных проблем в какой-либо другой части Земли. Социологи, экономисты, политологи и представители различных культурных и научных кругов дают объяснения этим явлениям с позиции своего видения, но сложности человечества имеют планетарный масштаб, поэтому нельзя сводить все к проблемам, которые существуют в каком-то одном регионе и едином отрезке времени.

Понятие глобальной проблемы

Когда мир был слишком велик для людей, им все равно не хватало места. Так уж устроены жители Земли, что мирное сосуществование малочисленных народов даже на огромных территориях не может продолжаться вечно. Всегда находятся те, кому земли соседа и его благосостояние не дают покоя. Перевод французского слова global звучит, как «всеобщий», то есть касается всех. Но проблемы мирового масштаба возникали еще до появления не только этого языка, но и письменности вообще.

Если рассмотреть историю развития рода людского, то одной из причин возникновения глобальных проблем является эгоизм каждого отдельно взятого человека. Так уж повелось, что в материальном мире все индивидуумы думают только о себе. Это происходит даже тогда, когда люди радеют о счастье и благополучии своих детей и близких. Часто собственное выживание и получение материальных благ строится на уничтожении ближнего своего и изъятии у него богатств.

Так было со времен Шумерского царства и Древнего Египта, то же происходит и в наши дни. В истории развития людей постоянно были войны и революции. Последние происходили из благих намерений забрать источники благосостояния у богатых, чтобы раздать бедным. Из-за жажды золота, новых территорий или власти в каждой исторической эпохе были обнаружены свои причины возникновения глобальных проблем человечества. Иногда они приводили к появлению великих империй (Римская, Персидская, Британская и другие), которые образовывались путем покорения других народов. В некоторых случаях – к уничтожению целых цивилизаций, как это было с инками и майя.

Но еще никогда так остро причины возникновения глобальных проблем современности не влияли на планету в целом, как в наши дни. Связано это с взаимной интеграцией экономик разных стран и их зависимости друг от друга.

Экологическая ситуация на Земле

Причины возникновения глобальных экологических проблем изначально кроются не в развитии промышленного производства, которое началось лишь в 17-18 веках. Они начались намного раньше. Если сравнить взаимоотношения человека с окружающей средой на разных стадиях его развития, то их можно разделить на 3 этапа:

  • Поклонение природе и ее могущественным силам. В первобытно-общинном и даже в рабовладельческом строе существовала очень тесная взаимосвязь между миром и человеком. Люди обожествляли природу, приносили ей дары, чтобы она смилостивилась над ними и дала высокий урожай, так как они напрямую зависели от ее «капризов».
  • В средневековье религиозные догматы о том, что человек хотя и является греховным существом, но все же – венец Творения, подняли людей над окружающим миром. Уже в этот период начинается постепенное подчинение окружающей среды человечеству во благо.
  • Развитие капиталистических отношений привело к тому, что природу стали использовать как подсобный материал, который должен «работать» на людей. Массовая вырубка лесов, последующее загрязнение воздуха, рек и озер, уничтожение животных – все это привело земную цивилизацию в начале 20 века к первым признакам нездоровой экологии.

Каждая историческая эпоха развития человечества становилась новой ступенью по уничтожению того, что его окружало. Последующие причины возникновения глобальных экологических проблем – это развитие химической, машиностроительной, самолето- и ракетостроительной промышленности, массовая добыча полезных ископаемых и электрификация.

Самым трагичным для экологии планеты стал 1990 год, когда в атмосферу было выброшено более 6 миллиардов тонн углекислого газа, вырабатываемого промышленными предприятиями всех вместе взятых экономически развитых стран. Хотя после этого ученые и экологи забили тревогу, и были срочно предприняты меры по ликвидации последствий разрушения озонового слоя Земли, причины возникновения глобальных проблем человечества только стали по-настоящему проявляться. Среди них одно из первых мест занимает развитие экономики в разных странах.

Экономические проблемы

Почему-то исторически всегда складывалось так, что в разных уголках Земли появлялись цивилизации, которые развивались неравномерно. Если на этапе первобытно-общинного строя все более-менее похоже: собирательство, охота, первые грубые орудия труда и переходы с одного обильного места к другому, то уже в период энеолита уровень развития оседлых племен разнится.

Появление металлических орудий труда и охоты выводит страны, в которых они производятся, на первое место. В историческом контексте – это Европа. В этом плане ничего так и не изменилось, только в 21 веке впереди планеты всей не обладатель бронзового меча или мушкета, а страны, где есть ядерное оружие или продвинутые технологии в различных сферах науки и техники (экономически высокоразвитые государства). Поэтому даже сегодня, когда ученых просят: «Назовите две причины возникновения глобальных проблем современности», они указывают на плохую экологию и большое количество экономически слаборазвитых стран.

Особенно рознят страны третьего мира и высоко цивилизованные государства такие показатели:

Слаборазвитые страны

Высокоразвитые страны

Высокий уровень смертности, особенно среди детей.

Средняя продолжительность жизни составляет 78-86 лет.

Отсутствие должной социальной защиты неимущих граждан.

Выплаты по безработице, льготное медицинское обслуживание.

Слаборазвитая медицина, отсутствие медикаментов и профилактических мер.

Высокий уровень медицины, внедрение в сознание граждан важности профилактики заболеваний, медицинское страхование жизни.

Отсутствие программ по образованию детей и молодежи и по предоставлению молодым специалистам рабочих мест.

Большой выбор школьных и высших учебных заведений с предоставлением бесплатного образования, специальные гранды и стипендии

В настоящее время многие страны экономически зависят друг от друга. Если еще 200-300 лет назад чай выращивали в Индии и на Цейлоне, там же перерабатывали, фасовали и везли в другие страны морем, и в этом процессе могла участвовать одна или несколько компаний, то сегодня сырье выращивают в одной стране, перерабатывают в другой, а фасуют в третьей. И это касается всех отраслей производства – от изготовления шоколада до запуска космических ракет. Поэтому часто причины возникновения глобальных проблем кроются в том, что если в одной стране начался экономический кризис, он автоматически распространяется на все государства-партнеры, и его последствия достигают планетарного масштаба.

Хорошим показателем в интегрировании экономик разных стран является то, что они объединяются не только в период процветания, но и в моменты экономического кризиса. Им не приходится бороться с его последствиями в одиночку, так как более богатые страны поддерживают экономику менее развитых партнеров.

Рост населения

Еще одной причиной возникновения глобальных проблем современности ученые считают стремительный рост населения на планете. В этом вопросе можно отметить 2 тенденции:

  • В высокоразвитых западноевропейских странах рождаемость крайне низкая. Здесь редко встречаются семьи, в которых более 2 детей. Это постепенно приводит к тому, что коренное население Европы стареет, а ему на смену приходят переселенцы из стран Африки и Азии, в семьях которых принято иметь много детей.
  • С другой стороны, в экономически слаборазвитых государствах, таких как Индия, страны Южной и Центральной Америки, Африки и Азии, очень низкий уровень жизни, но высокая рождаемость. Отсутствие должного медицинского обслуживания, нехватка продовольствия и чистой воды – все это приводит к высокой смертности, поэтому там принято иметь много детей, чтобы малая часть из них могла выжить.

Если проследить за ростом населения планеты на протяжении 20 века, то можно увидеть, насколько был сильным демографический «взрыв» в определенные годы.

В 1951 году численность населения составляла чуть более 2,5 миллиарда человек. Всего через 10 лет на планете уже проживало более 3 млрд., а к 1988 году численность населения перешагнула рубеж в 5 миллиардов. В 1999 году эта цифра достигла 6 млрд, а в 2012-м на планете проживало уже более 7 миллиардов человек.

Как считают ученые, основные причины возникновения глобальных проблем находятся в том, что ресурсов Земли, при той безграмотной эксплуатации ее недр, как это происходит сегодня, не хватит для постоянно растущего населения. В наше время ежегодно от голода умирает 40 миллионов человек, что нисколько не сокращает численность населения, так как средний его прирост на 2016 год составляет более 200 000 новорожденных в день.

Таким образом, сущность глобальных проблем и причины их возникновения в постоянном росте населения, которое по подсчетам ученых к 2100 году превысит отметку в 10 миллиардов. Все эти люди едят, дышат, пользуются благами цивилизации, ездят на автомобилях, летают самолетами и истребляют природу своей жизнедеятельностью. Если они не изменят своего отношения к окружающей среде и к себе подобным, то в дальнейшем планету ожидают глобальные экологические катастрофы, массовые пандемии и военные конфликты.

Проблемы с продовольствием

Если для высокоразвитых государств свойственно изобилие продуктов, большая часть из которых ведет к таким проблемам со здоровьем, как рак, сердечно-сосудистые заболевания, ожирение, диабет и многие другие, то для стран третьего мира в норме постоянное недоедание или голод среди населения.

В целом все страны можно поделить на 3 типа:

  • Те, где постоянная нехватка продовольствия и воды. Это 1/5 населения планеты.
  • Страны, в которых производится и выращивается вдоволь еды, и существует культура питания.
  • Государства, где есть программы по борьбе с избыточным потреблением продуктов в целях снижения процента людей, страдающих последствиями неправильного или обильного питания.

Но так уж сложилось исторически и экономически, что в странах, где население особенно остро нуждается в еде и чистой воде, либо слабо развита пищевая промышленность, либо отсутствуют благоприятные природные и климатические условия для ведения сельского хозяйства.

При этом на планете есть ресурсы для того, чтобы никто и никогда не голодал. Государства – лидеры в производстве пищевых продуктов могут прокормить на 8 миллиардов человек больше, чем проживает во всем мире, но сегодня 1 миллиард людей живет в состоянии полной нищеты, и ежегодно голодает 260 миллионов детей. Когда на планете от голода страдает 1/5 ее населения, значит, это проблема глобального масштаба, и решать ее должно все человечество сообща.

Социальное неравенство

Основные причины возникновения глобальных проблем – противоречия между социальными классами, которое проявляется в таких критериях, как:

  • Богатство, когда все или почти все природные и экономические ресурсы находятся в руках небольшой группы избранных людей, компаний или диктатора.
  • Власть, которая может принадлежать одному человеку – главе государства или небольшой группе людей.

Большая часть стран третьего мира имеет в своей структуре распределения общества пирамиду, наверху которой находится небольшое количество богатых людей, а ниже расположились бедные слои населения. При таком распределении власти и финансов в государстве люди подразделяются на богатых и бедных, без прослойки среднего класса.

Если структура государства представляет собой ромб, наверху которого также власть имущие, внизу бедняки, но самой большой прослойкой между ними являются середняки, то в нем нет явно выраженных социальных и классовых противоречий. Политическая структура в подобной стране более устойчива, экономика высокоразвита, а социальная защита малообеспеченного населения осуществляется государственными и благотворительными организациями.

На сегодняшний день многие страны Южной и Центральной Америки, Африки и Азии имеют пирамидальную структуру, при которой 80-90% населения живут за чертой бедности. У них нестабильное политическое положение, часто происходят военные перевороты и революции, что вносит дисбаланс в мировое сообщество, так как в их конфликты могут быть вовлечены другие страны.

Политические конфронтации

Основные причины возникновения глобальных проблем философия (наука) определяет как разобщение человека и природы. Философы искренне считают, что достаточно людям гармонизировать свой внутренний мир с внешней средой, как проблемы исчезнут. На самом деле, все несколько сложнее.

В любом государстве действуют политические силы, правление которых определяет не только уровень и качество жизни его населения, но и всю внешнюю политику. Например, сегодня существуют страны-агрессоры, которые создают военные конфликты на территориях других государств. Их политическому строю противостоит мировое сообщество, защищающее права их жертв.

Так как в наше время почти все страны экономически связаны друг с другом, то их объединение против государств, применяющих политику насилия, так же естественно. Если еще 100 лет назад ответом на военную агрессию был вооруженный конфликт, то сегодня применяются экономические и политические санкции, которые не отнимают человеческие жизни, но могут полностью уничтожить экономику страны-агрессора.

Военные конфликты

Причины возникновения глобальных проблем часто являются следствием небольших военных конфликтов. К сожалению, даже в 21 веке, со всеми его технологиями и достижениями в науках, человеческое сознание остается на уровне мышления представителей эпохи средневековья.

Хотя сегодня не сжигают ведьм на кострах, религиозные войны и теракты выглядят не менее дико, чем в свое время инквизиция. Единственной действенной мерой пресечения военных конфликтов на планете должно стать объединение всех стран против агрессора. Страх оказаться в экономической, политической и культурной изоляции должен быть сильнее желания напасть на территорию соседнего государства.

Глобальное развитие человечества

Иногда причины возникновения глобальных проблем в мире проявляются на почве невежества и культурной отсталости некоторых народов. Сегодня можно наблюдать такие контрасты, когда в одной стране люди процветают, творят и живут на благо государства и друг друга, а в другой – стремятся получить доступ к ядерным разработкам. Примером может стать конфронтация между Южной и Северной Кореей. К счастью, количество стран, в которых люди стремятся утверждаться за счет достижений в науке, медицине, технологиях, культуре и искусстве, больше.

Можно заметить, как меняется сознание человечества, становясь единым организмом. Например, ученые разных стран могут работать над одним и тем же проектом, чтобы, объединив усилия лучших умов, быстрее осуществить его.

Пути решения проблем

Если перечислить причины возникновения глобальных проблем человечества кратко, то это будут:

  • плохая экология;
  • наличие экономически слаборазвитых стран;
  • военные конфликты;
  • политические и религиозные конфронтации;
  • быстрый рост населения.

Чтобы решить эти проблемы, страны должны стать еще более взаимосвязанными друг с другом, чтобы объединять свои усилия для ликвидации последствий, которые возникают на планете.

fb.ru

назовите причины которые порождают глобальные проблемы

Глобальные проблемы весьма противоречивы и многообразны, тем не менее, их можно объединять в три основные группы отношений:
1-складывающие в мире взаимосвязи и взаимоотношения между различными системами хозяйствования, проблемы взаимоотношений по вопросам войны и мира, разоружения и экономического развития.
2 -экономические проблемы современного народонаселения, борьбы с нищетой, голодом, болезнями и др.
3-складывающиеся между обществом как органической целостностью и природой. Сюда следует относить проблемы, связанные с охраной окружающей среды, использованием природных ресурсов, заготовкой и потреблением даров природы, развитием энергетического потенциала планеты и т. п.

Глобальные проблемы современности возникли совсем недавно примерно в середине ХХ века, они затрагивают различные стороны жизни человека, выделяют:

суперглобальные (общие мировые) проблемы:
1- предотвращение мировой ракетно-ядерной войны (проблема войны и мира) .
2- установление равноправных и взаимовыгодных отношений между государствами.

К общечеловеческим проблемам относят:
1) ликвидацию нищеты и других форм социального неравенства. Мировое хозяйство очень не однородно по своему составу и страны имеют не одинаковый уровень нищеты. В одних странах высокий — в других очень низок;
2) охрана здоровья людей. Все страны мира должны проводить активную политику по охране;
3) развить образование (не только общего, но и специального, среднего и высшего) . Это дает обществу высококвалифицированные кадры, специалистов, что помогает более эффективному развитию экономики и обеспечивают экономический рост;
4) планирование и регулирование роста населения;
5) повышение уровня и качества жизни.

Причины возникновения глобальных проблем:
* резкое и не всегда оправданное увеличение расходования природных ресурсов;
* отрицательное воздействие производства на природную среду, ухудшение экологических условий жизни людей;
* усиление неравномерности в уровне социально-экономического развития между промышленно развитыми и развивающимися странами;
* создание оружия массового уничтожения, угрожающего существованию человеческой цивилизации.

otvet.mail.ru

Причины возникновения глобальных проблем

В чем причины возникновения
глобальных проблем? Во-первых,
это целостность современного мира,
которая обеспечивается глубинными
политическими и экономическими связями.
Зримым, грубым их проявлением были
мировые войны. Вторая мировая война,
начавшаяся на границах Польши и Германии,
пришла в Африку, на Ближний и Дальний
Восток, в Тихоокеанский бассейн, в Крым
и на Кавказ… Все оказались участниками
единой исторической драмы. В кровавой
мясорубке войн перемалывалось все, что
индивидуализировало и определенным
образом разделяло людей: границы,
политические пристрастия, национальные
особенности. Н.А. Бердяев писал, что в
поднявшемся «мировом вихре в ускоренном
темпе движения» все смещается со своих
мест. Но в этом вихре могут погибнуть и
величайшие ценности, может «не устоять
человек», он «может быть разодран в
клочья». Во-вторых,
кризис мировой цивилизации связан с
возросшей экономической мощью человека,
который никогда не взимал с природы так
много дани, как теперь.
За последние 100 лет промышленное
производство планеты выросло более чем
в 50 раз, при этом 4/5 этого
прироста получено с 1950 г. Сегодня мировая
экономика создает валовый продукт на
сумму около 13 трлн долл., ожидается, что
в ближайшие 50 лет он увеличится еще в
5-10 раз. Воздействия человека на природу
по своим последствиям сопоставимы с
самыми грозными стихийными силами. Еще
Константин Циолковский (1857-1935) считал,
что будущее человечество полностью
перестроит нашу планету и станет в
дальнейшем
силой, преобразующей Космос. Сейчас
человек, обладая мощью планетарного
масштаба, похож на
ученика чародея, который вызвал к жизни
волшебные силы, но не может их укротить.
В-третьих,
глобальный кризис связан с неравномерностью
развития стран и культур. Экономическая
и политическая взаимозависимость стран
дополняется информационной. Благодаря
телевидению, спутниковой связи,
компьютерным системам события и открытия
в мире воспринимаются и распространяются
мгновенно. Между тем люди, потребляющие
и использующие инфор-1Печчеи
А.
Человеческие
качества. М., 1980. С. 132.

428

мацию, не просто живут в разных странах
с различным политическим строем. По
достигнутому ими уровню развития они
обитают в исторически разных культурных
эпохах. Родоплеменная община из бассейна
Амазонки или Тропической Африки, едва
вышедшая из каменного века, находится
на расстоянии всего нескольких часов
полета от мыса Канаверал или Байконура,
откуда человек стартует в Космос. Мало
того, в сознании отдельных людей
причудливым образом сочетаются пласты
различных культур. Отсюда понятно,
почему мировое сообщество столь сильно
озабочено проблемой ядерного терроризма
и выступает против распространения
ядерного оружия.

Как решить глобальные проблемы?

Может ли человек решить стоящие перед
ним глобальные проблемы? Некоторые
специалисты предрекают гибель человечества
уже в ближайшие 30-50 лет. Однако ход
мирового развития вселяет в нас оптимизм.
Например, самая страшная угроза последних
десятилетий — угроза термоядерной войны
между сверхдержавами — в значительной
мере ослабла и не является главенствующей
в списке глобальных проблем.

Исторический опыт развития общества и
культуры показывает, что человечество
всегда ставило перед собой только
решаемые задачи.

Пессимистические модели разрешения
глобальных проблем развития человека
и планетарной культуры стали причиной
создания в 1960-1970-е гг. множества центров,
объединивших ученых, работающих в этой
области, и распространения футурологии
(совокупности человеческих знаний,
представлений о будущем человеческого
рода). Наибольшую известность в
футурологических исследованиях получил
Римский клуб, основная проблематика
исследований которого -глобальное
моделирование. Последнее учитывает
взаимосвязи различных аспектов
человеческой жизни —

Культурология:
Учебное пособие / Под ред. проф. Г.В.
Драча. — М.: Альфа-М, 2003. — 432 с.

Янко
Слава

(Библиотека
Fort/Da)
|| slavaaa@yandex.ru
||
http://yanko.lib.ru

социальный, политический, нравственный,
культурный, экономический.

Исследования Римского клуба проводились
в двух направлениях: экономического
роста и человеческих отношений. В 1972 г.
Дж. Форрестер и Д. Медоуз подготовили
ставший известным доклад «Пределы
роста», цель которого — разработать
немедленные меры по экономической и
экологической стабилизации и достижению
глобального равновесия. Авторы доклада
предлагают в связи с природными
ограничениями роста человеческой
цивилизации пересмотреть структуру
потребностей самого человека.

429

В 1974 г. в рамках Римского клуба М. Месарович
и Э. Пестель подготовили доклад
«Человечество у поворотного пункта»,
где указывалось на необходимость
качественного роста в развитии
человеческой цивилизации. Мир есть не
просто взаимообусловливаемое целое,
но целое, дифференцированное на части,
на отдельные регионы, имеющие собственные
черты развития. Человечество и его
культура -единый организм, все элементы
которого обладают особой качественной
спецификой. Отсюда возникает идея
переноса акцента деятельности человека
с количественных параметров на
качественные. Если социально-экономические
отношения индустриального общества
являются не просто определяющими, но
подавляющими факторами исторического
движения, то в современной цивилизации
и культуре ситуация меняется.

Эта проблема осознается не только
философами-гуманистами, но и людьми
сугубо практическими. Весьма показательный
пример — известный итальянский промышленник
Аурелио Печчеи, как уже говорилось, один
из основателей Римского клуба,
объединившего в своих глобальных
изысканиях мировую элиту науки, бизнеса,
культуры. Печчеи, исходя из собственного
опыта работы в экономической сфере,
пришел к выводу, что триумфальное
развитие техногенной цивилизации в
действительности представляет собой
миф, за которым кроется опасность
-различные глобальные проблемы. Выход
из социокультурного кризиса, приобретающего
глобальное измерение, видится не только
в усовершенствовании юридической базы,
развитии экологического образования
и воспитания, ужесточении санкций за
экологические преступления, создании
экологосообразных производств и
использовании альтернативных источников
энергии и сырья. Проблема заключается
прежде всего в самом человеке, его
собственной «внутренней трансформации»,
а не вне его. И возможное решение связано
с трансформацией индивидуальной
культуры, обретающей свои силы «в новом
гуманизме», который позволяет воссоздать
гармонию человека и непрерывно
изменяющегося мира. Культурные изменения,
связанные с зарождением новых ценностей
и мотиваций — социальных, этических,
эстетических, духовных, — должны, по
мнению Печчеи, стать неотъемлемой
органической основой мировоззрения
самых широких масс населения.

Культурная эволюция подразумевает
совершенствование качеств и способностей
всего человеческого рода Три аспекта
характеризуют новый гуманизм, с которым
как с культурным абсолютом пытается
воссоединиться «обновленный человек»:
чувство глобальности, любовь к
справедливости, нетерпимость к насилию.
В центре стоит целостная человеческая
личность

430

и ее возможности; этому просто-напросто
нет альтернативы. Речь идет прежде всего
о «беспрецендентной культурной
перестройке» населения Земного шара —
всех без исключения, независимо от их
положения в социальной иерархии.

Трансформация личности есть, как отметил
Печчеи, «человеческая революция»,
единственная на данный момент реальная
возможность выхода из современного
глобального социокультурного кризиса.

«В этот критический час
человеческой истории первым и самым
главным долгом всего мирового сообщества
на всех уровнях, включая отдельные
страны, их сообщества, компании и,
наконец, семью, является улучшение всеми
доступными путями и способами личных
качеств всех его членов. Надо, чтобы
необходимость развития и совершенствования
личной и коллективной готовности к
предстоящим трудным временам и грядущим
проблемам проникла в умы и сердца всех
простых людей планеты, стала решающим
фактором деятельности всех политических
лидеров, правительств, учреждений и
организаций. Именно этому следует
отдавать абсолютный приоритет во всех
человеческих делах, не жалея на возвышение
и одухотворение человека ни времени,
ни средств, ни душевных сил»1.

КОНТРОЛЬНЫЕ
ВОПРОСЫ

  1. Почему в XX в.
    проблемы, с которыми столкнулся человек,
    можно назвать глобальными?

  2. К чему ведет социокультурный кризис
    нашего времени?

  3. В чем причина возникновения глобальных
    проблем?

  4. Дайте краткую характеристику
    постмодернизма.

  5. В чем проявляется «власть языка»?

  1. Почему особое внимание постмодернисты
    обращают на преодоление власти языка
    в преподавании?

  2. Как рассматривается новизна с точки
    зрения постмодернистов?

ЛИТЕРАТУРА

Барт Р. Избранные
работы. Семиотика. Поэтика. М., 1996. Рорти
Р.
Случайность, ирония
и солидарность. М., 1996. Тарнас
Р.
История западного
мышления. М., 1995. Штомпелъ
О.М.
Социокультурный
кризис. Ростов н/Д, 1998. 1Печчеи А. Указ.
соч. С. 208.

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие редактора
5

studfiles.net

Глобальные проблемы современности

1.
Культура и глобальные проблемы
современности.

Среди
глобальных проблем современности
выделяют три основных группы:

  • Проблемы
    общественно-политического характера.
    К ним относятся: предотвращение мировой
    термоядерной войны, создание безъядерного
    ненасильственного мира, преодоление
    возрастающего разрыва в уровне
    экономического и культурного развития
    между передовыми индустриальными
    странами Запада и развивающимися
    странами Азии, Африки и Латинской
    Америки.

  • Проблемы,
    связанные с взаимоотношениями между
    человечеством и обществом. Речь идет
    о ликвидации нищеты, голода и неграмотности,
    о борьбе с болезнями, о прекращении
    роста населения, предвидении и
    предотвращении отрицательных последствий
    научно-технической революции и
    рациональном использовании ее достижений
    на благо общества и личности.

  • Экологические
    проблемы. Они возникают в сфере отношений
    между обществом и природой. К ним
    относятся: охрана и восстановление
    окружающей среды, атмосферы, почвы,
    воды; обеспечение человечества
    необходимыми природными ресурсами,
    включая продовольствие, сырье и источники
    энергии.

Глобальные
проблемы порождены не только колоссально
выросшими техническими средствами
воздействия общества на природу и
огромными масштабами его хозяйственной
деятельности, но и стихийностью и
неравномерностью общественного развития,
неравными экономическими отношениями
между развитыми и развивающимися
странами.

Причины
возникновения глобальных проблем

  1. это
    целостность современного мира, которая
    обеспечивается глубинными политическими
    и экономическими связями. Например —
    война.

  2. кризис
    мировой цивилизации связан с выросшей
    экономической мощью человека. Воздействие
    человека на природу по своим последствиям
    сопоставимы с самыми грозными стихийными
    силами.

  3. глобальный
    кризис связан с неравномерностью
    развития стран и культур. Люди, живущие
    в разных странах, с различным политическим
    строем, по достигнутому уровню развития
    они обитают в исторически разных
    культурных эпохах.

Пути
решения глобальных проблем

Глобальные
проблемы, изучению и решению которых
посвятил себя Римский
клуб
,
— это совокупность жизненно важных
проблем, затрагивающих уже не какой-то
отдельный народ, а человечество в целом.
Важно подчеркнуть, что именно в силу
этого они перерастают сферу идеологии,
а тем более политики, ибо и та, и другая
связаны с защитой взглядов и интересов
ограниченных общественных групп, в то
время как «глобалисты» выступают
от имени всего человечества как
неповторимого и наделенного «духом»
биологического вида.

По
существу, новое направление научного
знания, обобщившего последние данные
общественных и естественных наук —
«глобалистика» — не оставляет места
для политической практики в ее
традиционном, пренебрегающем
нравственностью понимании. Неудивительно
поэтому, что в книге А. Печчеи «Человеческие
качества» провозглашается необходимость
перехода к «Новому Гуманизму»,
который должен основываться на трех
основных постулатах: чувстве принадлежности
ко всему человечеству в отличие от
приоритетов отдельных стран и народов;
частичном отказе от их «суверенности»
и эгоистических интересов; а также — на
решительном отказе от насилия как
средства разрешения конфликтов. Ставя
в центр своего внимания человека вообще
независимо от его расовой, социальной,
классовой и иной принадлежности,
глобалисты делают решительный шаг в
сторону общечеловеческих ценностей и
гуманизма, который, как мы отмечали, и
составляет сущность культуры. Вот почему
глобальные проблемы, сохраняя тесную
связь с другими науками (социологией,
демографией, экономикой, психологией
и т.д.), должны изучаться и изучаются
также и культурологией. В будущем
«глобалистика», несомненно, станет
приоритетным направлением любого
опытного знания.

Вследствие
стремительной интернационализации
хозяйственной деятельности глобальные
проблемы приобрели планетарный характер
и на наших глазах стали объединять людей
всей планеты перед лицом общей опасности
и во имя общих ценностей, главной из
которых является сама жизнь. Не будет
преувеличением сказать, что возникновение
и обострение глобальных проблем нанесло
чувствительный удар по классовым и
националистическим стереотипам в
политике и культуре, способствуя
преодолению «кланового» и «блокового»
мышления и расколу мира на два враждующих
лагеря и множество ревниво охраняемых
и вооружаемых национальных «квартир╩».
В самом деле, если на терпящем экологическое
бедствие космическом корабле с атомной
«начинкой», каким является наша
Земля, будет продолжаться межнациональная
и межклассовая грызня, то его шансы на
выживание катастрофически понижаются.
Роль гуманистической культуры в такой
обстановке — культуры, выступающей
против любых видов ненависти, — неизмеримо
возрастает

Процессы
деидеологизации и деполитизации
общественной жизни в нашей стране и
поворот ее к общечеловеческим идеалам
без ущерба для национальной самобытности
вдохнули новую жизнь в деятельность
Римского клуба. «Вхождение России в
мировую систему на новых основаниях, —
отмечают известные русские экологи
O.K. Дрейер и В.А. Лось, — принципиально
меняет прошлые прогнозы и теоретические
схемы, а значит, перед Римским клубом
открываются дальнейшие перспективы
объединения мирового научного сообщества
для обсуждения и разрешения общечеловеческих
противоречий в совершенно новых
политических условиях».

В
научной литературе нет окончательного
«списка» глобальных проблем; их
число и характер варьируются от автора
к автору. Однако в подходе к ним до сих
пор ощущается определенная идеологическая
тенденциозность. Так, если ученые
Римского клуба считают, что глобальные
проблемы порождены прежде всего
колоссально возросшими средствами
воздействия человека на окружающий мир
и их нерациональным использованием, то
современные марксистские теоретики
видят их главную причину в стихийности
капиталистического производства, в
анархии буржуазного общественного
развития, погоне за прибылью, хищническом
«грабеже» колоний, хотя всему миру
известна вопиющая разница в экологической
ситуации на территории бывшего СССР и
высокоразвитых индустриальных стран,
скажем Японии. Иначе говоря, согласно
одной концепции во всем виноват
неконтролируемый научно-технический
прогресс, согласно другой — изначальная
порочность капитализма.

В
соответствии с этим у разных авторов
различен подход и к «списку», и к
приоритетности глобальных проблем. В
литературе советского периода нашей
истории до последнего времени на первый
план выдвигалась опасность ядерной
войны как следствие раскола мира на две
противоборствующие системы; на Западе
делался акцент на комплекс проблем,
имеющих непосредственно «цивилизационную»
основу: загрязнение природной среды;
истощение традиционных источников
энергии; «демографический взрыв»
в одних странах и депопуляция в других;
растущая угроза голода в планетарном
масштабе и т.п. Но, как говорится, «хрен
редьки не слаще»: умереть ли в одночасье
от глобальной атомной катастрофы или
«тянуть» до середины XXI в., когда на
Земле кончатся кислород, чистая вода,
запасы энергии и питания.

Среди
глобальных проблем, наиболее тесно
связанных с судьбами культуры, но
остающихся как бы на втором плане в их
еще не закрытом списке, некоторые ученые
особо выделяют проблему растущего
отчуждения современного человека от
себе подобных и от окружающей его среды.
Как известно, понятие отчуждения в
нравственном смысле разрабатывал еще
Гегель, понимая под ним некое состояние
внутреннего разлада, духовной
«дезинтеграции» человека, утрату
личностью своего единства с миром,
извращение и разрыв естественных связей
с ним. Проблему отчуждения в его конкретных
общественно-экономических формах
неоднократно ставил и К. Маркс. Так или
иначе, трудно отрицать, что появление
огромных масс людей, страдающих и
несчастных, стандартно похожих друг на
друга и относящихся негативно или
равнодушно к идее общечеловеческой
солидарности и окружающей их природе,
было следствием глобальной индустриализации
и, в свою очередь, привело к нынешним
экологическим бедам. В области духа
ярким симптомом отчуждения стала уже
известная нам массовая культура, которая
в данном случае должна рассматриваться
как своеобразный наркотик, позволяющий
людям забывать свое прошлое, не думать
о будущем и в состоянии бездумного
«кайфа» бежать от ответственности
перед обществом и природой.

Как
мы видели, при рассмотрении глобальных
проблем, неотвратимо надвигающихся на
человечество, нам постоянно приходилось
прибегать к понятию ╚экология╩, ибо
без осмысления и учета экологических
факторов современная цивилизация
обречена на гибель. Поэтому остановимся
на указанном понятии подробнее, тем
более что в наши дни оно приобретает
дополнительный смысл, имеющий прямое
отношение к собственно культурным
процессам.

Термин
«экология» происходит от греч.
oikos
— дом, родина — и до последнего времени
обозначал отрасль науки, исследующей
отношения между людьми и окружающей их
природой, т.е. их естественным «домом».
При этом предметом рассмотрения экологии
были два взаимосвязанных процесса: с
одной стороны, воздействие на природу
производственной деятельности человека,
творящего материальную культуру; с
другой — обратное влияние природной
среды на его здоровье, популяции и
генофонд. Все, таким образом, сводилось
к преимущественно биологическому и
физическому взаимодействию. Однако
человек, в отличие от животного, существует
не только и не столько в
материально-физиологическом измерении.
Ведь вырвавшись за его пределы, именно
он создал ноосферу — вторую, чисто
человеческую среду — и является на
планете единственным живым существом,
у которого два «дома», две «родины»
— породившая его Природа и порожденный
им самим огромный мир духовных, культурных
ценностей. Вот почему в последние годы
термин «экология» был распространен
и на эту сферу, вызвав к жизни такие
понятия, как «экология души» или
«экология культуры».

Впервые
различать традиционную «биологическую»
экологию и экологию культуры предложил
Д.С. Лихачев, делая при этом акцент на
роли памяти, духовной преемственности,
всего того, что связано с прошлым.
Позволим себе привести хотя и длинную,
но исчерпывающую цитату: «экологию
нельзя ограничивать только задачами
сохранения природной биологической
среды. Для сохранения жизни человека
не менее важна среда, созданная культурой
его предков и им самим. Сохранение
культурной среды — задача не менее
существенная, чем сохранение окружающей
природы. Если природа необходима человеку
для его биологической жизни, то культурная
среда столь же необходима для его
«духовной оседлости», для его
привязанности к родным местам, для его
нравственной самодисциплины и
социальности. А между тем вопрос о
нравственной экологии не только не
изучается, он даже и не поставлен нашей
наукой как нечто целое и жизненно важное
для человека… Если человек равнодушен
к памятникам истории своей страны — он,
как правило, равнодушен и к своей
стран…. Убить человека биологически
может несоблюдение законов биологической
экологии, убить человека нравственно
может несоблюдение экологии культурной».

Мысли
Д.С. Лихачева, предложившего и
соответствующее понятие «гомосфера»,
т.е. человеческая сфера, весьма созвучны
учению В.И. Вернадского, разграничивавшего
биосферу и ноосферу как два различных,
но взаимосвязанных понятия и говорившего
о тесном взаимодействии живой и неживой
природы, хозяйственной и духовной
деятельности человека. Так, практически
совпали взгляды на единство мира у двух
крупнейших русских ученых: естествоиспытателя
и гуманитария, подошедших к общей
проблеме человека и его выживания как
бы с двух разных концов.

Исторический
опыт развития общества и культуры
показывает, что человечество всегда
ставило перед собой только решаемые
задачи

Пессимистические
модели разрешения глобальных проблем
развития человека планетарной культуры
стали причиной создания в 1960 √ 1970-е гг.
множества центров, объединивших ученых,
работающих в этой области, и распространения
футурологии (совокупности человеческих
знаний, представлений о будущем
человеческого рода)

Римский
клуб — основная проблематика его
исследований состояла в глобальном
моделировании, с учетом различных
аспектов человеческой жизни таких как:
социальных, политических, нравственных,
культурных, экономических. Исследования
проводились в двух
направлениях
:

  • Экономического
    роста
    цель:
    разработать меры по экономической и
    экологической стабилизации, достижению
    глобального равновесия, через ограничение
    роста цивилизации и пересмотр структуры
    потребностей самого человека.

  • Человеческих
    отношений
    цель:
    перенести
    акцент деятельности человека с
    количественных параметров на качественные.

Таким
образом, выход из социо-культурного
кризиса видится в «внутренней
трансформации» самого человека, а не
вне его.В
свою очередь, культурные изменения,
связанные с зарождением новых ценностей
и мотиваций — социальных, этических,
духовных, должны стать неотъемлемой
основой мировоззрения самых широких
масс населения

Основные
тенденции мирового развития на современном
этапе

Интернационализация
экономики

Три
мировых центра капитализма

Глобальные
проблемы современности

20.1.
Интернационализация экономики

Третья
НТР вызвала ускорение процесса вовлечения
стран в международное разделение труда
и обмена продукцией и информацией, что
послужило основой для возникновения
во второй половине XX в. феномена «открытой
экономики»,
или
интернационализации экономики, на
основе процесса интеграции.

Транснациональные
и многонациональные компании

Уже
в начале нашего столетия международные
предприятия, которые вместе с применением
электронно-вычислительной техники и
современных средств связи во второй
половине XX в. стали превращаться в
многоотраслевые комплексы, действующие
на принципах специализации и кооперации
производства на мировом уровне. Эти
объединения получили название
транснациональных
и
многонациональных
корпораций
(ТНК
и МНК) и стали в настоящее время главной
движущей силой мирохозяйственных
связей. Вкладывая капитал и создавая
многочисленные филиалы за рубежом, ТНК
(а ими являются практически все крупнейшие
компании развитых стран) формируют
разветвленную систему мирового
производства, не признающую национальных
границ и объединенную общими
организационными, экономическими и
технологическими отношениями. За счет
оптимального размещения производства
в разных странах, с учетом их сравнительных
преимуществ (наличие источников сырья,
квалифицированной рабочей силы,
технического уровня производства и т.
д.) ТНК достигают более высокой
экономической эффективности. Они
разрушают границы между национальными
рынками товаров, капиталов и рабочей
силы посредством формирования прямых
производственно-технических и
экономических связей между предприятиями
в различных странах, вызывая эффект
Интернационализации экономики. В
настоящее время данный процесс
проявляется, в частности, через развитие
новых форм сотрудничества между
собственно ТНК. Так, получили достаточно
широкое распространение так называемые
стратегические
соглашения,
на
основе которых объединяются финансовые
и технологические ресурсы ТНК для
достижения результатов, недоступных
каждой из них в отдельности.

Развитие
международных предприятий и объединений
в условиях НТР второй половины XX в.
наряду с небывалым расширениям мировых
рынков товаров, капиталов, рабочей силы
способствовало формированию рынков
информации («ноу-хау», патенты,
лицензии) и научно-технических услуг
(инжиниринг, лизинг).

Процессы
интеграции в Западной Европе

Еще
одной формой интернационализации,
получившей особенное развитие в последние
десятилетия, является межгосударственная
интеграция национальных хозяйств. В
основе этого явления лежит стремление
к достижению большей эффективности
национальных хозяйств за счет
стимулирования процессов специализации
и кооперирования в рамках региональных
союзов, развития сотрудничества между
странами-участницами в области
производства, торговли, валютных
отношений и других сферах.

Наиболее
развитой формой международной интеграции
является Европейский
Союз.
Решение
о его создании в форме Европейского
экономического сообщества (ЕЭС) было
принято Бельгией, Италией , Люксембургом,
Нидерландами, ФРГ и Францией в 1957 г.
Позднее в ЕЭС вошли Великобритания,
Ирландия, Дания (1974), Греция (1984), Испания,
Португалия (1986), Австрия, Финляндия,
Швеция (1995). Главной целью объединения
декларировалось создание единого рынка
товаров, услуг, рабочей силы стран-участниц
путем достижения «четырех свобод»:
свободы передвижения товаров, капиталов,
услуг и рабочей силы между странами
сообщества. С 1993 г. ЕЭС называется
Европейским
Союзом.

За
исторически короткий срок ЕЭС превратилось
в один из главных экономических центров
мирового хозяйства. Сегодня на его долю
приходится 1/3 мирового товарооборота
стран с рыночной экономикой, а совокупный
экспорт превосходит экспорт США в 3,6
раза, Японии — в 3,8 раза. ЕЭС также
превзошел показатели США по объему
промышленного производства и располагает
сегодня половиной мировых валютных
резервов.

Столь
динамичное развитие государств общего
рынка обусловлено во многом опасением
европейских стран превратиться в своего
рода «технологическую периферию»
США и Японии в условиях НТР. Поэтому
страны Общего рынка объединили свои
усилия в области научно-технического
сотрудничества и внедрения результатов
современных разработок в производство.
Так, например, в рамках программы «Эврика»
в 80—90 гг. осуществляется сотрудничество
в области микропроцессорных разработок
(программа «Евроробот»), систем
связи (программа «Евроком»),
биотехнологий (программа «Евробио»),
создания новых материалов (программа
«Евромат») и другие.

В
90-е годы интеграционные процессы в
Европе получили дальнейшее развитие.
С 1 января 1993 г. функционирует Единый
внутренний рынок (ЕВР) Европейского
Союза на основе отмены оставшихся до
этого момента ограничений и барьеров
для передвижения товаров, услуг, капиталов
и граждан; введения единых стандартов
на многие виды продукции. А с 1 ноября
1993 г. вступил в силу Маастрихтский
договор
12
стран ЕЭС, в соответствии с которым к
концу 90-х гг. Европейский союз должен
превратиться в валютный, экономический
и политический Союз с едиными: внешней
политикой, гражданством и валютой.
Маастрихтский договор является одним
из крупнейших политических и правовых
актов в 40-летней истории европейской
интеграции, открывающим ее новый этап.

Успехи
ЕЭС являются притягательной силой для
интеграции в это объединение других
стран. По существующим критериям страны,
вступающие в ЕЭС, должны быть, во-первых,
европейскими, демократическими и уважать
права человека, во-вторых, иметь
функционирующую рыночную экономику, а
также принять законодательство ЕЭС и,
в-третьих, осуществлять единую внешнюю
политику Сообщества, в том числе в
вопросах безопасности.

Интеграция
стран ЕЭС с другими европейскими странами
осуществляется в рамках Европейской
Ассоциации свободной торговли (ЕАСТ),
созданной в 1960 г. Соглашение между ЕС и
ЕАСТ (1992г.) об образовании Европейского
экономического пространства (ЕЭП) должно
по замыслу подписавших его сторон
способствовать постепенной адаптации
участников ЕАСТ к условиям будущего
сотрудничества в рамках ЕЭС.

Европейский
союз и страны Восточной Европы

С
начала 90-х гг. Сообщество изменило
политику в отношении бывших социалистических
стран Восточной Европы. Соглашения,
заключенные с Польшей, Венгрией и
Чехословакией (1991), Болгарией и Румынией
(1992 г.), предусматривают: создание зон
свободной торговли промышленными
товарами, ослабление ограничений для
движения услуг, капиталов и с несколькими
ограничениями — граждан, расширение
сотрудничества в политической и
культурной областях, включение
интеграционного законодательства ЕС
в национальное право восточноевропейских
стран. Реализация соглашений рассчитана
на период до 2001—2003 гг. в зависимости от
особенностей той или иной страны. Участие
в ЕЭП должно оказать помощь названным
странам в проведении глубоких рыночных
преобразований, преодолении существующего
разрыва в уровне хозяйственного развития
со странами Западной Европы.

Процессы
интеграции стран Северной Америки

В
80-е г тенденции к интеграции отчетливо
наметились в отношениях государств
Северной Америки США, Канады и Мексики.
В 1989 г. США заключили Соглашение с Канадой
о зоне свободной торговли, положив
начало интеграции. А уже в следующем,
1990 г., президент/?ж. Буш
(род.
1924) в ответ на углубление западноевропейского
альянса выдвинул доктрину, предусматривающую
создание режима зоны свободной торговли
на территории от Аляски до Огненной
Земли. В результате в феврале 1991 г. к
Соглашению США и Канады присоединилась
Мексика. Подписанное трехстороннее
Соглашение предусматривает: ликвидацию
всех таможенных пошлин к 2010 г.; поэтапное
упразднение значительного числа
нетарифных барьеров в торговле товарами
и услугами;

смягчение
режима для североамериканских
капиталовложений в Мексике; либерализацию
условий для деятельности американских
и канадских банков на финансовом рынке
их южного партнера; урегулирование
вопросов, связанных с правами на
интеллектуальную собственность; создание
трехсторонней арбитражной комиссии.

Несмотря
на очевидные выгоды, которые получают
на основе перечисленных статей США и
Канада, по мнению подавляющего большинства
аналитиков, наибольшую пользу из альянса
все же извлекает Мексика. Действительно,
в последние годы в этой стране происходят
достаточно глубокие преобразования:
ускоренная приватизация оказавшегося
неэффективным государственного сектора,
реформирование налоговой и финансовой
систем, либерализация режима для
иностранных инвестиций и т.п. В результате
Мексике удалось привлечь значительные
иностранные инвестиции, сократить
огромный внешний долг, сбить гиперинфляцию,
стабилизировать внутреннее положение.
Уже в первом году действия Соглашения
(1991) темпы экономического роста в Мексике
составили 4% (одни из самых высоких в
Латинской Америке), бюджет был сведен
с активным сальдо, а приток иностранных
капиталов достиг 9,2 млрд. долларов, или
в два раза превысил аналогичный показатель
1990 г. Правда, первоначально Мексика
несколько утратила былой авторитет
среди Южной и Центральной Америки,
которые обвинили ее в ущемлении их
интересов, на основе приоритетного
использования Мексикой выгод от
сотрудничества с двумя наиболее развитыми
странами континента. Любопытно, что
Мексике удалось растопить лед возникшего
недоверия путем подписания соглашений
о свободной торговле с Чили (1991),
Гватемалой, Гондурасом, Сальвадором,
Никарагуа, Коста-Рикой (1992), став по
существу инициатором интеграции
латиноамериканских стран и одновременно
своеобразным мостом для вхождения их
в возможный альянс с США и Канадой.

Интеграционные
процессы в Азиатско- Тихоокеанском
регионе

Аналогичные
интеграционные процессы с 80-х г наблюдаются
в Азиатско- Тихоокеанском регионе,
центром и инициатором которых является
Япония. В ноябре 1989 г. возникла Организация
экономического сотрудничества
азиатско-тихоокеанских государств
(АПЭК). Кроме Японии в нее вошли Бруней,
Индонезия, Малайзия, Сингапур и Филиппины,
а также Австралия, Гонконг, Китай и Новая
Зеландия — всего 11 государств. Цели
этого альянса — те же; создание зоны
свободной торговли в течение 15 лет с
одновременным развитием интеграции в
других сферах сотрудничества.

Таким
образом интеграция вовлекла в свою
орбиту все развитые страны мира и
большинство стран со средним уровнем
развития. Интеграционные тенденции не
обошли и сравнительно молодые,
развивающиеся государства. К объединению
их подталкивает необходимость защиты
национальных интересов в основном на
рынках сырья, продовольствия, энергетических
ресурсов, рабочей силы и т. д. Примерами
могут служить организации стран —
экспортеров нефти (ОПЕК), железной руды
(во главе с Индией), экспортеров меди
(Заир, Замбия, Перу, Чили) и т.д.

Интеграция
в других регионах

Возник
ряд межгосударственных банков организаций
взаимопомощи, различных экономических
группировок стран Латинской Америки,
Юго-Восточной Азии и Африки. Правда, в
отличие от трех интеграционных гигантов
данные объединения весьма непрочны и
менее эффективны.

К
сожалению, общемировой процесс интеграции
слабо выражен среди стран, ранее входивших
в СССР, которые за многолетнюю совместную
историю, казалось бы, создали все условия
для быстрой и главное плодотворной
интеграции. Несмотря на, оформление
экономического союза стран СНГ,
реинтегральный процесс в настоящее
время является скорее декларацией
стран, подписавших Соглашение, находится
на стадии подписанного протокола о
намерениях, нежели обретает плоть.
Однако это объясняется в большей мере
внутри- и внешнеполитическими,
идеологическими причинами, нежели
экономическими соображениями. Именно
это дает известный оптимизм в оценке
перспектив евроазиатского интеграционного
процесса, в котором Россия должна сыграть
ведущую роль.

Три
мировых центра капитализма

Интеграция
как ведущая тенденция мирового развития
сопровождается острой конкурентной
борьбой между тремя главными центрами
мирового хозяйства (США, Западная Европа
и Япония), которые оформились во второй
половине XX века. В свою очередь,
усиливающаяся конкуренция в известной
мере стимулирует процесс интеграции
внутри трех центров, постоянно подталкивая
их к расширению орбиты своего действия.

США

В
конкурентной борьбе за рынки и сферы
влияния каждый из трех основных центров
опирается на преимущества своего
положения в масштабе мирового хозяйства.
Так, США располагают мощнейшим
производственным и научно-техническим
потенциалом, емким внутренним рынком,
многими природными ресурсами, занимают
весьма удобное геополитическое
пространство, имеют огромные зарубежные
капиталовложения. Следует особо учесть
мощь американских ТНК, на базе которых
действует «вторая экономика» за
пределами страны, а также их превосходство
в военной области.

Западная
Европа

Западноевропейский
центр использует широко развитые внутри
региональные связи, тесное переплетение
взаимодополняющих структур, лидирующее
положение в сфере интернационализации
производства и капитала. Кроме того,
страны Западной Европы интенсивно
используют давние связи со своими
бывшими колониями в Африке, Средиземноморье,
Тихоокеанском и Карибском бассейнах.

Япония

Третий
центр — Япония, не располагая многими
факторами своих конкурентов, делает
упор на эффективном применении передовой
иностранной технологии, а в последнее
время в большей степени отечественной
технологии; на рациональном использовании
импортируемых ресурсов. Особое внимание
уделяется проблеме приспосабливаем
ости, адаптационное™ экономики страны
к современным требованиям, ее мобильности;
концентрации научно-технических сил в
сфере наукоемких производств, росту
производительности труда, снижению
издержек, дизайну.

studfiles.net

Причины глобальных проблем

Глобальные проблемы являются закономерными последствиями процессов глобализации современного мира и курса неограниченного экономического роста. Причинами глобальных проблем выступают нерациональное природопользование и экспансивный характер современной углеводородной экономики, геополитическое противостояние сверхдержав, обладающих оружием массового уничтожения. Глобальные проблемы вызваны неконтролируемыми процессами разрушающих окружающую среду производства, потребления, загрязнения, роста народонаселения и нагрузки на экосистемы.

К разряду глобальных относятся проблемы, соответствующие следующим критериям:

  • охват интересов всего современного человечества;
  • тотальный, всемирный характер проблемы;
  • отношение к природе человека, общества и экосистеме в целом;
  • способность историко-эволюционного влияния на уровне фактора общественного и планетарного развития;
  • масштабный рисковый потенциал, высочайшая степень угрозы в случае неразрешенности;
  • принципиальная неразрешимость в локальных или региональных рамках с помощью местных ресурсов, частных инструментов и механизмов.

Глобальные проблемы выступают одновременно и как угроза планетарного масштаба, и как фактор планетарного объединения.

В порядке актуальности их можно перечислить следующим образом:

  • угроза Третьей мировой войны;
  • возрастание экологического ущерба и риск экологической катастрофы;
  • ассиметричное развитие человечества и социально-экономическое расслоение между народами и странами;
  • демографическая проблема: неконтролируемый рост населения в беднейших странах и снижение рождаемости в развитых странах;
  • угрозы международного терроризма;
  • продовольственный кризис и голод;
  • ресурсно-энергетический кризис и ущербная углеводородная энергетика как основа современной экономики;
  • социокультурные и религиозные конфликты как конфликты цивилизаций;
  • региональный сепаратизм как форма противодействия глобализации;
  • пандемии в странах третьего мира и «болезни цивилизации» в развитых странах;
  • снижение общего уровня интеллекта человека;
  • наступление шестого технологического уклада и экономические риски, связанные с неравномерностью развития отраслей и секторов производства, а также неравновесными рынками потребления.

Закономерно, что сами глобальные проблемы, чего бы конкретно они ни касались, лишь стимулируют дальнейший процесс глобализации, но для своего решения требует не столько ее количественного нарастания, сколько качественного изменения, перехода к чему-то более высокому в плане организации, целей и, собственно, человеческой интегрированности. И это вполне понятно, поскольку глобальный масштаб этих проблем несообразно превышает потенциал возможностей их решения, которыми обладают отдельные национальные государства и даже ряд межгосударственных ассоциаций.

Решать проблемы, вызванные глобализацией и ставшие проблемами глобального мира, совершенно неперспективно, исходя из точек зрения pro et contra, позиций сторонников «теории золотого миллиарда» и антиглобалистов. Необходимо качественно иная научно-практическая платформа, содержащая условия не только для конструктивной критики, но и для практической гармонизации мироустройства.

Решить глобальные проблемы, снять противоречия и минимизировать риски глобального мироустройства силами одной или нескольких стран – даже с самым многочисленным населением и самыми мощными экономиками – невозможно. Это – общемировые, глобально международные задачи, по крайней мере, в силу их международно-правового характера и необходимости финансирования в чрезвычайно крупных масштабах. Требование всеобщей, всемирной справедливости обязывает учитывать интересы всех участников процесса, даже самых отдаленных в географическом отношении от эпицентра той или иной проблемы, коль скоро она квалифицируется как проявление глобальной. Исключений и меньшинств с неучтенными или проигнорированными интересами здесь принципиально быть не может.

Было бы наивно предполагать, что на сегодняшнем этапе консолидации, объединения мирового сообщества для решения глобальных проблем какая-либо страна полностью поступится собственными интересами ради общечеловеческих в том случае, когда речь заходит о практической реализации глобальных проектов. Но при этом все государства осознают, что будущее у мирового сообщества одно и в случае прогнозируемого коллапса пострадает все человечество.

Планетарный проект предлагает собственную концепцию анализа, интерпретации и оценки глобальных проблем современного мира, а также научно-практическую платформу их системного решения.    

Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.

ru.planetaryproject.com

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ




⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7

По своему происхождению глоб. проблемы являются результатом чел. деятельности, порождены стих. развитием цивилизаций, размежеванием культ. центров и периферий, неравн. научно-техн., экон., соц. – пол. и культ. развитием стран и регионов.

Так, проблема угрозы термоядерной войныпорождена фактором страха, кот. стимулирует наращивать в целях самозащиты гонку вооружений. Решение данной проблемы создаст благопр. возможности для решения др. проблем.

Ее решение позволит высвободить колос. средства, напр. на гонку вооружений. Эта проблема приоритетна и по своей фатальности (в термоядерной войне не будет ни победителей, ни побежденных). Попытки остановить гонку вооружений предпринимаются, но пока эта проблема еще далека от своего разрешения.

Экологическая проблемапорождена безрас. и стих. потребностями инд. общества. Неумер. использование человеком достижений научно-техн. прогресса привело к увеличению нагрузок на все системы биосферы: атмосферу, гидросферу, литосферу, раст. и жив. мир.

Результатом этого стали загрязнения воздуха, воды, гибель фауны и флоры, появление озон. дыр, изменение климата и др. Но если в пред. столетия природа еще была в состоянии самовосстанавливаться, то в XX в. вмешательство человека в прир. процессы оказалось настолько сильным, что нарушился баланс во взаимоотношениях человека и природы, природы и общества, что создало угрозу уничтожения среды обитания человека.

Сохраняется разрыв между уровнем развития разл. стран. Большая часть населения планеты проживает в разв. странах. Эти страны обладают знач. запасом прир. ресурсов, но производят мен. часть общем. Вал. продукта. Экон. слаборазвитость порождает нищету, неплатежеспособность, соц. нестабильность, агрессивность. Но, несмотря на это, разв. страны продолжают использовать ресурсы разв. стран для поддержания выс. уровня жизни, обрекая разв. страны на пост. экон. и соц. отставание. Это приводит к состоянию общемир. нестабильности и соц. напряженности.

Культ. достижение человечества (превышение рождаемости над смертностью) также влечет за собой нег. последствие — увеличивается антроп. давление на биосферу. Это ведет к дефициту ест. прир. ресурсов. Снизить антропог. давление ученые предлагают путем депопуляции, контроля численности населения. По этому вопросу есть и другие мнения.


 

 

ПУТИ РЕШЕНИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ

Спец. исследования глоб. проблем включают в себя также комплекс мер по их разрешению. Но наряду с принятием юрид. норм. документов, развитием экол. воспитания и образования, ужесточением санкций за нарушения и преступления, разработкой соц. программ по регулированию рождаемости и иного многим ученым решение глоб. проблем видится в изменении самого человека, его культуры. Это изменение должно быть направлено на восстановление гармонии человека и непрерывно изм. мира.

Культурные изменениядолжны привести к рождению новых ценностей — социальных, этических, духовных, кот. составят культ. атмосферу будущего. Но для того чтобы данная культ. трансформация стала реальностью, необходимы не только огр. мат. затраты, но и перестройка принципов, на кот. базируется совр. культура. Для этого предстоит:

1) произвести замену стандартизациимногообразием и плюрализмом, кот. будут вызваны новыми типами производства, структурой потребления (по теории развития раз. потребностей), разнообр. формами пол. поведения, сосуществованием рел. разл. систем и т. д.;

2) развивать процессне только централизации, но и децентрализации культ. связей и отношений. Это снизит значение разделения мира на разв. центр и отст. периферию. Периф. миры смогут также стать центрами культуры, науки и образования;

3) обеспечить широкую информатизацию общества,влек. за собой падение статуса бюрократии и соц. иерархии. Верт. деление общества должно акт. заменяться гориз. взаимодействием между людьми;



4) обеспечить превращение человека в главную общественную ценность.

В изменении прежде всего природы самого человека видят решение глоб. проблем и ученые Римского клуба.

По их мнению, нын. кризис является прямым следствием неспособности человека подняться до уровня, соотв. его новой, могущ. роли в мире, осознать свою ответственность за его сохранение, дальн. развитие.

Но многие ученые идеализированно подходят к оценке реальности, а она несовершенна. Необх. для беспробл. существования человечества баланс интересов может быть достигнут лишь на основе преодоления соц. и иных противоречий, путях удовлетворения потребностей всех людей, нас. планету. Но сег. мир очень далек от этого. Позитивно то, что на совр. этапе глоб. проблемы не только выделены, но и осознается нас. потребность их разрешения.

 

 

ГЛОБАЛЬНЫЙ СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ КРИЗИС

В XX в. обозначился кризис не только в области мат., но и дух. жизни. Новая форма социокульт. кризиса также обрела глоб. характер. Именно в это столетие человечество дважды пережило ужас мир. войн, кот. девальвировали всякие представления о гуманизме.

Пространство духовностисокращает и научно-техн. развитие, особенно разверн. на совр. этапе. Усложнение техники повышает вероятность чел. ошибок и увеличивает масштабы их возм. разруш. последствий. Совр. применение разума (предназначение и природа кот. полностью не изучены) создает угрозу существованию самого его носителя — человека.

Но человек без представления о глуб. смысле и направлении своей жизни и всего человечества не сможет решить задачу своего существования. Поэтому многие ученые настаивают на необходимости укрепления дух., нравств. вектора развития.

По их мнению, выживание человечества будет обеспечиваться не только развитием экологии природы, но прежде всего экологии духа, нравств. экологии. Но именно в этой области человек за все время своей эволюции так и не продвинулся вперед. Поэтому, чтобы выжить, человек должен совершить принц. новую революцию, какой прежде не было, —аксиологическую.Импульсы к ее наступлению видятся в том, что все большее количество людей проявляет неприязнь к цен. системе индустриализма с его упором на безудержном росте и потребительстве.

Все бол. ценность приобретает возможность дышать свежим воздухом, пользоваться чистой водой, вести здор. образ жизни. Безусловно, данные импульсы еще не привели к радик. изменению образа жизни людей. Цен. сознание по-прежнему отстает от потребностей времени. Многие еще руководствуются обыват. принципом «на наш век хватит», не задумываются о долгоср. интересах цивилизации.

Возможности массового производства провоцируют завыш. потреб. ожидания, эгоист. мотивы, нравств. релятивизм. Без способности цивилизации обеспечить все это экон. невозможно даже подойти к постановке задачи утверждения нового комплекса постмат. ценностей.

Ситуация получается вроде бы безысходная. Но многие на возможность социокульт. кризиса смотрят достаточно оптимистично. Общий интерес к выживанию заставит человечество идти по пути направляемого развития, в духе совм. эволюции мат. и дух.начал. Но пока этого не произошло, социокульт. кризис будет сохранять свое акт. значение.

 

 

БУДУЩЕЕ КУЛЬТУРЫ

Конец XX в. оказался нас. противореч. процессами, но это актуализировало вопрос о направленности человечества и его культуры в XXI в. Точных ответов на данный вопрос пока нет, но ряд возможностей, вер. линий развития в совр. исследованиях намечен.

Используя разл. методологии, аргументы и доказательства, ученые рисуют разные сценарии буд. культуры, среди кот. наиболее выделяются пессимистические и оптимистические.

По мнению пессимистов,культура находится в глуб. кризисе и движется к своему закату. Свидетельством криз. состояния культуры являются глоб. проблемы человечества, углубление соц. неравенства, многоч. лок. конфликты, кризис нравственности и морали.

Впервые эти проблемы были обозначены в докладе Римскому клубу «Пределы роста», подг. под руководством Д. Медоуза. В докладе был сделан трев. вывод о том, что человечество движется к катастрофе, избежать которой он сможет только внедрив новые ценности и ориентации в культуру.

Шир.известность в мире приобрели футурологические исследования О. Тоффлера,в кот. он доказывал неизбежность заката инд. общества, что будет сопровождаться криз. явлениями в культуре. Картины возможного будущего широко представлены также в литературе XX в. (в книгах-предупреждениях Д. Оруэлла, О. Хаксли, Е. Замятинаи др.).

Оптимисты,напротив, убеждены, что совр. культура развивается в прав. направлении, что ее будущее за наукой и техникой, экономикой и нов. технологиями. Именно развитие дан. сфер позволит разрешить и др. проблемы. Дальн. существование людей немыслимо вне научно-техн. прогресса.

За многотысяч. процесс эволюции человек уже не сможет просто выжить в ест. условиях. Оптимисты считают, что в совр. культуре (несмотря на ужасы войн) не произошло дегуманизации общества, в нем по-прежнему высоко значение личности, его свобод и возможностей. Личность по-прежнему осознается как основа общества и баз. элемент происх. в нем изменений.

Научно-технический прогрессускорил процесс культ. сближения народов, их ком. взаимодействия. Экон., пол. и культ. различия не мешают общекульт. прогрессу.

Компьютерная революция,расш. инф. возможности человека, еще более ускорит процесс сближения культур, позволит человечеству выработать общие, необх. для выживания принципы жизни. Культура и в новых условиях сохранит свои функции

 

.



Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

Факторы, вызывающие появление глобальных проблем — Мегаобучалка

Глобальные проблемы человечества.

Повторение:

— Какова сущность формационного подхода к всемирной истории?

— Какова сущность цивилизационного подхода?

— Охарактеризуйте традиционное общество.

— Охарактеризуйте индустриальное общество.

— Какое общество может прийти на смену индустриальному.

Факторы, вызывающие появление глобальных проблем.

Во второй половине 20 века человечество столкнулось с совокупностью проблем, затрагивающих жизненные интересы всего человечества и требующих для своего разрешения согласованных действий всего мирового сообщества, — глобальными проблемами (от латинского глобус – Земля, земной шар).

Глобальные проблемы – совокупность проблем человечества, которые встали перед ним во второй половине 20в, от решения которых зависит существование цивилизации. Эти проблемы стали следствием противоречий, накапливаемых в отношениях между человеком, природой и обществом

Причины возникновения:

1. Всемирная общность людей, целостность современного мира, что обеспечивает противоречия, конфликты, проблемы из локальных становятся общемировыми.

2. Активной преобразующей деятельности человека не всегда соответствует уровень общественной организации, политического мышления и экологического сознания.

Общие черты: 1. затрагивают жизнедеятельность всего человечества 2. проявляются как объективный фактор развития общества

3. настоятельно требуют решения.

4. предполагают международное сотрудничество различных стран

5. от их решения зависит дальнейшая судьба человечества.

Все глобальные проблемы взаимосвязаны. Невозможно их решать по отдельности, необходимо решать их сообща ради сохранения жизни на Земле.

Типы ГП:

1. Интерсоциальные – предотвращение мировой ядерной катастрофы и создание оптимальных условий для социального прогресса всех народов, предотвращение отсталости развивающихся стран.

2. Проблемы, возникающие в результате взаимоотношения общества и природы – обеспечение человечества необходимыми ресурсами, предотвращение загрязнения окружающей среды.

3. Проблемы в системе отношений человека и общества – преодоление отрицательного воздействия НТР, демографическая проблема. проблема здоровья человека.

 

Нерешённость проблемы отмены старения у людей и слабая информированность общественности о пренебрежимом старении.

проблема «Север-Юг» — разрыв в развитии между богатыми и бедными странами, нищета, голод и неграмотность;

предотвращение термоядерной войны и обеспечение мира для всех народов, недопущение мировым сообществом несанкционированного распространения ядерных технологий, радиоактивного загрязнения окружающей среды;

предотвращение катастрофического загрязнения окружающей среды и снижения биоразнообразия;

обеспечение человечества ресурсами;

глобальное потепление;

озоновые дыры;

проблема сердечно-сосудистых, онкологических заболеваний и СПИДа.

демографическое развитие (демографический взрыв в развивающихся странах и демографический кризис в развитых).

терроризм.

 

Глобальные проблемы являются следствием противостояния природы и человеческой культуры, а также несоответствия или несовместимости разнонаправленных тенденций в ходе развития самой человеческой культуры. Естественная природа существует по принципу отрицательной обратной связи (см. биотическая регуляция окружающей среды), в то время как человеческая культура — по принципу положительной обратной связи.

Главные приоритетные ГП:

1. Проблема мира и разоружения,

2. Экологическая

3. Энергетическая

4. Продовольственная

5. преодоление отсталости развивающихся стран.

6. демографическая

7. Сырьевая

8. использование мирового океана

9. мировое освоение космоса.

Пути решения:

1. Формирование нового планетарного сознания, воспитание человека на принципах гуманизма, широкое информирование о глобальных проблемах.

2. Вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень

3. Всеобъемлющее изучение причин и противоречий, условий, приводящих к возникновению и обострению проблем

4.Наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете, получение информации от каждой страны и международных исследований необходимо для прогнозирования и принятия решений.

Концентрация усилий всех стран на решение ГП. Сотрудничество в сфере создания новых технологий, общего мирового центра по изучению ГП, единого фонда средств и ресурсов, обмен информацией.

5. Четкая международная система прогнозирования.

6. Демографический переход — естественный конец демографического взрыва 1960-х

Ядерное разоружение

Энергосбережение

Монреальский протокол (1989) — борьба с озоновыми дырами

Киотский протокол (1997) — борьба с глобальным потеплением.

Научные призы за успешное радикальное продление жизни млекопитающим (мышам) и их омоложение.

Римский клуб (1968)

 

Разрешение социально-политических проблем невозможно без ограничения и полного прекращения гонки вооружений, решения любых конфликтов мирным путем, коренного распределения мировых доходов в пользу бедных государств (списание долгов), ликвидация условий, порождающих террор и насилие.

Социально-экологические проблемы невозможны без отказа от идеи покорения природы и перехода к стратегии ее всемирной охраны.

Социально-экономические проблемы разрешимы на путях изменения господствующего количественного настроя современной цивилизации, для чего требуется изменение нашего сознания. Еще одним условием их решения является повышение роли духовности человечества.

Многие современные мыслители высказывают свои предложения по решению ГПЧ. Например, Выдающийся отечественный ученый и мыслитель В.И. Вернадский создал учение о ноосфере, современный российский ученый Н.Н. Моисеев видит выход в коэволюции – совместного гармоничного развития природы и общества, Его Святейшество Далай-лама 14, лауреат Нобелевской премии предлагает создать «зону ненасилия» в Тибетском нагорье, где человек и природа могли жить в мире и гармонии, многие ученые видят решение проблемы в изменении сознания, этики благоговения перед природой или этику благоговения перед природой.

С учетом наличия ГП, человечество делает различные прогнозы:

Пессимистические «экологический пессимизм»связаны с тем, что решить ГП нельзя, т.к. это потребует таких мер, которые на практике осуществить не возможно. Например, приостановка роста населения, отказ от НТП. Неотвратимость экологической катастрофы – конец истории, гибель человечества.

Умеренно оптимистические «научно-технический оптимизм», научно-технические открытия и технологические новации могут решения ГП. Условиями для этого является принятие мировым сообществом концепции устойчивого развития, согласно которой НТП должен быть подчинен интересам выживания, сохранения природной среды существования человечества.

 

Первые люди на Земле, добывая пищу, не нарушали природных законов. Но в процессе эволюции отношение человека к природе изменилось. С развитием техники человек все больше стал давить на природу. Уже в эпоху древности это привело к опустыниванию. Великие географические открытия привели к хищнической эксплуатации природных ресурсов, что серьезно повлияло на биосферу. А развитие капитализма и промышленной революции породили экологические проблемы. Глобальных масштабов воздействие человека на природу достигло в 20в. в процессе хозяйственной деятельности человек долгое время занимал по отношению к природе позицию потребителя, наивно полагая, что ее запасы безграничны. В результате началось истощение природных ресурсов. Люди осваивали разные энергии, в том числе и атомную, что весьма не безопасно.

Другим аспектом является загрязнение окружающей среды. Озонные дыры. Загрязняется не только воздух и суша, но и вода. Это вызывает гибель многих видов животных и растений, в том числе ухудшение генофонда человечества. Еще одной проблемой является рост населения планеты. Судите сами, в эпоху неолита, 7 тыс лет назад на Земле проживало 10 млн. в 2000г – 6 млрд. Это породило демографическую проблему, которая имеет 2 стороны: 1. демографический взрыв в развивающихся странах и недовоспроизводство населения в развитых странах. Однако, уже ясно, что ресурсы Земли (прежде всего продовольственные) ограничены, и уже сегодня во многих странах правительства ограничивают рождаемость. Простое воспроизводство – это замена поколений без роста численности людей . нынешняя численность населения непосильна планете, которая не может обеспечить людей всем необходимым уже сейчас. Кроме того, появляются проблемы, связанные с перенаселением в слаборазвитых странах, Отсюда наркомания, бродяжничество, преступность, малая образованность.

Появление глобальных проблем не случайно. Оно связано с действием ряда факторов.

С проблемой демографии связана проблема разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами и развивающимися. ( проблема Север – Юг).

Угроза третьей мировой войны. К ГПЧ многие ученые относят сегодня проблемы здравоохранения и социальных ценностей.

В сегодняшнем мире глобальными проблемами человечества являются болезни. В мире существует множество неизлечимых болезней, которыми страдают миллионы человек. Например, проказа (лепра). Есть болезни, где лечение приводит к последствиям по тяжести сравнимым с самим заболеванием. Это, например, малярия. К списку болезней, возникшим в 20 веке относится СПИД.

Серьезной опасностью для человечества является наркомания.

Во-первых, НТП значительно ускорил социально-экономические процессы во всем мире. Именно в 20 веке научных и технических открытий было сделано больше, чем за всю предшествующую человеческую историю (радио, телевидение, компьютеры, освоение космоса, использование атомной и ядерной энергии и т.д.)

Во-вторых, могущество человека, вооруженного современной техникой, выросло до такой степени, что способно нанести непоправимый ущерб природе. Сегодня природа подвергается все возрастающему антропогенному воздействию во всех уголках земного шара, а также в надземном пространстве (атмосфере, геосфере, космосе).

В-третьих, в 20 веке стремительный рост населения (демографический взрыв) – с 2 млрд человек в начале столетия до 6 млрд в конце, это усилило давление на природу и до предела обострило проблемы экологии и обеспечения человечества необходимыми средствами существования (качественная питьевая вода, продовольствие, энергоресурсы).

В-четвертых, над человечеством со второй половины 20 века навис дамоклов меч ядерной катастрофы. «Ядерный клуб» пополнился недавно Индией, Пакистаном, на очереди ЮАР, Израиль, Бразилия и другие страны.

Классификация глобальных проблем.Среди исследователей высказываются разные мнения относительно классификации ГПЧ. Однако наиболее распространена классификация ГПЧ на социально-политические, социально-экономические и социально-экологические.

Социально-политические относятся к взаимодействию между государствами (проблемы войны и мира, разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоление разрыва в уровнях экономического развития). Так, миграция населения из стран бедного Юга (Южной Америки, Африки) в станы богатого севера (США, страны Западной Европы) усиливает в последних социальную напряженность, вызывает рост националистических настроений. Примером могут служить сегодняшние события во Франции, где возрастающая конкуренция со стороны мигрантов из бедных стран существенным образом сказывается на социальной защищенности коренных французов. Отсюда видно, как от нынешней системы распределения мировых доходов, порождающей нищету и голод в странах Юга, страдают сами развитые страны. К этой группе проблем относится и проблема международного терроризма – редкий день обходится без сообщений о террористических актах (взрывах, захватах заложников, угонов самолетов).

Социально-экологические возникают в результате стихийного, зачастую хищнического использования возобновляемых и не возобновляемых природных ресурсов – продовольствия, промышленного сырья, водных запасов, источников энергии.

Серьезное беспокойство вызывает проблема продовольствия, причем, если для бедных стран она выступает в форме его нехватки, то в развитых странах вопрос стоит о безопасности продуктов для здоровья и жизни человека.

О масштабах разрушения человеческой среды обитания свидетельствуют следующие факты. Около трети лесов (легкие планеты) находятся в критическом состоянии, их площадь ежегодно сокращается на 11 млн. га. За год в пустыни превращается 6 млн га плодородных земель. Число животных и растений, исчезающих в результате деятельности человека, неуклонно растет. Увеличиваются площади территорий, относящиеся к зонам экологических бедствий (в таких условиях проживает половина населения России). Загрязнение атмосферы способствует серьезному ухудшению здоровья людей.

Социально-экономические связаны с отношением человека и общества (проблемы народонаселения, образования и культуры, роста народонаселения и здравоохранения, будущего человека).

Человечество оказалось перед необходимостью предвидения и предотвращения отрицательных последствий НТР, результатов сомнительных научных исследований и экспериментов, осознанного использования природных ресурсов. Эти проблемы неразрешимы без изменения системы образования и культуры. Современные условия существования человека предъявляют к системе образования ряд новых требований, направленных на формирование перспективного, а не сиюминутного взгляда на ход мирового развития. Кроме того, сегодня в мире насчитывается десятки млн неграмотных или частично грамотных людей.

 

— Что такое глобальные проблемы?

— Каковы пути их преодоления?

Домашнее задание: Пар.32, виз, конспект. ТЕСТ.

 

 

megaobuchalka.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о