Прадо — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 12 июня 2018; проверки требует 1 правка. Перейти к навигации Перейти к поискуМузей Прадо | |
---|---|
Museo Nacional del Prado | |
Дата основания | 1819[1] |
Дата открытия | вт-вс 9:00-20:00, выходной — понедельник |
Местонахождение | Мадрид, Испания: Museo Nacional del Prado, Paseo del Prado s/n 28014 |
Посетителей в год |
|
ru.wikipedia.org
Музей Прадо в Мадриде. Прадо (музей), Испания. Музей Прадо в Мадриде
Есть места на карте мира, в которых концентрация произведений искусства на единицу площади резко отличается от среднестатистической. К ним относится парижский Лувр, Санкт-Петербургский Эрмитаж. Мало на свете музеев, сравнимых с ними. Но они все же есть.
Прадо – испанская сокровищница
В Мадриде тоже есть галерея, с которой по собранию произведений европейских, а особенно испанских художников не сравнится ни одна коллекция, ни в каком городе. Музей Прадо не знает себе равных по богатству представленных работ Веласкеса, Гойи, Босха и многих других мастеров живописи. Его смело можно назвать главной достопримечательностью испанской столицы, и не побывать здесь — значит не узнать этой страны и не понять ее души.
Музей Прадо (Мадрид, Испания) — вершина «золотого треугольника»
Сокровища живописи сосредоточены на Пиренеях в трех главных галереях. Самые известные художественные музеи Испании (Королевы Софии, Тиссена Борнемисса и Прадо) составляют своеобразный «золотой треугольник», притягивающий любителей искусства со всего мира. Даже туристы, не испытывающие особого интереса к живописи и скульптуре, посещают эти достопримечательности, и увиденное производит столь сильное впечатление, что зачастую меняет их взгляд на искусство и весь окружающий мир. И нет в этом ничего удивительного. Многие собранные здесь картины известны во всем мире и обладают определенной магией. Их сюжеты захватывают, судьбы авторов трагичны и таинственны, как и истории этих произведений, которые обладают магнетическими свойствами для неискушенных. Знатокам же хочется увидеть своими глазами известные им по репродукциям полотна и насладиться этим открытием. Ведь никакая полиграфия, пусть и самая качественная, не дает полного представления о мастерстве художника.
Основа собрания живописи
Коллекция королей копилась более трехсот лет. Картины испанских и иностранных художников приобретались для соборов и церквей, тематика их была в основном религиозной, но расширение культурных и экономических связей Испании способствовало жанровому разнообразию. Тициан был любимым живописцем Карла, с собрания его полотен берет начало основа современной экспозиции. В 1548 году художник получил «светский» заказ на портрет короля в честь победы в битве при Мюльберге. Одновременно приобретались картины знаменитых европейских живописцев.
До XVII века лицезрение живописных полотен было доступно лишь знати. Искусство считалось уделом избранных, музеев и картинных галерей в Испании не было, а первая общедоступная экспозиция по королевской воле должна была получить естественно-научное направление. Для нее уже выбрали место — парк Прадо в Мадриде. Строительство началось в 1785 году, но завершить его удалось не сразу. Карл III умер, а его преемник король Карл IV не считал музей столь важным делом, чтобы щедро его финансировать. В начале XIX века на Испанию напал Бонапарт, и стало совсем не до культуры. Возводимое здание пострадало от нашествия, к тому же было принято решение о его новом назначении. Из дворцов Мадрида и Аранхуэса сюда должны были привести королевские художественные сокровища.
Рождение галереи
Наполеоновские войны завершились, а через четыре года, в 1819 году, открылся музей Прадо в Мадриде. Филипп II, в отличие от Карла V, жил в Испании, и перевез коллекцию своего отца из Брюсселя в столицу. Тогда картин было относительно немного, чуть больше трехсот, но именно они составили основу галереи.
Филипп II сделал много для того, чтобы музей Прадо в Мадриде стал одним из лучших европейских собраний произведений искусства. Как и Карл V, он был ценителем итальянской школы, в годы его правления коллекция пополнилась работами Тинторетто, Бассано, Веронезе и многих других живописцев. Филипп отдавал должное и Иерониму Босху, приобретая его полотна, в том числе и лучшее из них, «Сад наслаждений». Тогда же стены музея украсили шедевры Альбрехта Дюрера и Монтеньи.
Голландский дипломат Рубенс успешно совмещал государственную службу с созданием бессмертных полотен. Приехав в 1628 году в Испанию, он продал королю картины, написанные здесь же, а другие его полотна украсили музей Прадо в Мадриде позже, после смерти художника.
Расширение экспозиции
Шло время, и статус королевского собрания становился тесен для Прадо. Экспозиция расширялась, во второй половине XIX века она обогатилась картинами из Эскориала и некоторых монастырских собраний. С 1868 года Прадо — музей Испании, принадлежащий уже не королевской династии, а всей стране, с общегосударственным статусом.
Знаменательным стало событие, произошедшее в 1927 году. Меценат и один из величайших коллекционеров дон Кабанес сделал щедрый дар. Полотно «Иоанн Евангелист», на котором изображен любимый ученик Христа, пополнило богатое собрание картин, посвященных новозаветной тематике, которыми так славится музей Прадо в Мадриде. Картины этого живописца украшают отведенный под них зал наряду с работами других испанских мастеров. Обширна подборка и старых голландских авторов.
Новые архитектурные решения и старина
В связи с постоянным пополнением и расширением экспозиции на рубеже прошлого и текущего веков актуальным стал вопрос об увеличении площади. Проект Рафаэля Моне был прият за основу плана реконструкции, и в результате его реализации в 2007 году появились новые здания, отвечающие всем современным требованиям, и при этом гармонирующие со старой частью. Музей Прадо в Мадриде сегодня представляет собой единый архитектурный ансамбль, включающий монастырь San Jeronimo, построенный в XVIII веке, здания современной постройки и основные галереи. Работы обошлись недешево, их смета составила сумму, превышающую полторы сотни миллионов евро, но результат стоит затраченных денег.
Сочетание старинной испанской архитектуры с новейшими достижениями современного зодчества производит радостное впечатление, обозначая преемственность эпох и вечность великого искусства.
Вход в музей и его план
Ни один турист, посещающий Мадрид, не минует центральной части города, где находится музей Прадо. Ориентиром могут служить площадь Сибелес, вокзал Аточа, там же есть и очень красивый ботанический сад.
Для удобства и систематизации осмотра экспозиции администрацией разработан маршрут. Посетители входят в ворота «Пуэртаде лос Херонимос», затем следуют в центральный холл музея. На первом этаже находятся коллекции фламандской и испанской живописи. Они занимают весь первый этаж вместе с собранием работ итальянских и французских художников XVI-XVII веков, находящихся в северном крыле. Войти в музей можно и через другие ворота, названные в честь гениальных испанских живописцев Мурилло и Гойя.
Второй этаж полностью посвящен Рембрандту и Рубенсу. Оттуда лестница вновь спускается, начинается экспозиция искусства «Золотого века», представленного Веласкесом, Мурилло и Эль-Греко. Картины великого Гойи есть на обоих этажах, на втором размещена его «черная живопись». В центральной части музея представлены все эпохи европейского искусства вплоть до шедевров XIX века.
Побывать в Прадо и увидеть «Три грации»
Осмотреть все произведения Прадо за одно посещение практически невозможно, некоторые из них останавливают, надолго привлекая внимание. Настоящие любители живописи, пришедшие сюда не «для галочки», повторяют визит неоднократно, предпочитая проводить в галерее все свободное время. Как и в других величайших сокровищницах мировой культуры, есть здесь и произведения, ставшие своеобразной «визитной карточкой», по которым знаток всегда отличит музей Прадо в Мадриде. Фото и репродукции «Сада Земных Восхищений» Босха, «Триумфа Смерти» Брюхеля, «Давида и Голиафа» Караваджо стали символами этой галереи. Есть и другие шедевры, посмотреть на которые приезжают поклонники высокого искусства со всего света. «Снятие с креста», написанное Вандером Вейденом, рубенсовские «Три грации», и, конечно же «Черные Картины» Гойи не могут оставить равнодушным никого.
Как дорого обойдется посещение Прадо
В наше время международный туризм стал доступным не только толстосумам, но и людям среднего достатка. В отличие от богачей, им приходится во время поездки думать об экономии, а, как известно, любовь к искусству не всегда прямо пропорциональна суммам доходов. К чести руководства музея Прадо следует отметить демократичность стоимости входных билетов в эту замечательную художественную галерею. Посетить ее можно за 14 евро, дороже всего (23 евро) это удовольствие обойдется тем, кто пожелает воспользоваться услугами гида, но зато существует несколько надежных способов удешевить общение с прекрасным. Последние два часа по воскресеньям вход бесплатный. Пожилые граждане и студенты из объединенной Европы, учителя и журналисты тоже проходят свободно. Учащиеся из других стран платят символическую сумму в три евро, это меньше, чем стоит чашка кофе в Мадриде. Кроме этого, бывают и другие акции, о которых можно узнать в кассах музея. Служащие доброжелательны и всегда помогут выбрать наиболее экономное время для посещения Прадо. Особенно интересно то, что детей сюда пускают бесплатно, а таковыми считают всех, кто не достиг восемнадцатилетнего возраста.
Инфраструктура Прадо
Помимо выставочных залов, здесь есть вся необходимая инфраструктура. Современные скульпторы имеют возможность представлять свои работы в галерее, предназначенной для сезонных выставок. Создана и одна из лучших в Европе реставрационных мастерских, где есть условия для проведения особо тщательных восстановительных работ как для собственных экспонатов, так и для оказания помощи другим мировым музейным фондам.
Не остались забытыми и посетители. Учитывая, что на посещение Прадо и знакомство с его сокровищами одного дня хватить не может, и гости проводят в нем многие часы иногда несколько дней подряд, им созданы условия для отдыха. Подкрепиться можно в ресторане и кафе. Есть и магазины, в которых туристы покупают сувениры на память. Парк, примыкающий к выставочному комплексу, служит местом отдыха посетителей, утомленных, но счастливых.
fb.ru
Музей Прадо
Знаменитый музей Прадо, что находится в Мадриде, был моей заветной мечтой. И это тот случай, когда реальность превосходит желаемое. По многочисленным версиям многочисленных рейтингов музей Прадо всегда входит в двадцатку лучших из мировых. Нет смысла навязывать его, но, если вы увлекаетесь живописью, было бы крайне неразумно пропустить посещение этой сокровищницы.
Меня, в первую очередь, манили туда Веласкес и Эль Греко. Однако увезла я оттуда в своем сердце куда больше. Ведь коллекция музея включает в себя не только испанскую, но и итальянскую, фламандскую живопись и работы художников и скульпторов из еще очень многих стран.
История создания коллекции
Музей Прадо впервые был открыт в ноябре 1819 года. Однако очевидно, что произошло это не на пустом месте. В основу коллекции музея легли картины, которые собирались испанскими представителями королевской власти на протяжении трех сотен лет. Уже в XVI веке в коллекцию входили не только работы испанских художников, но и фламандских мастеров. Все картины тогда размещались в загородной резиденции El Prado. Современное здание музея было построено значительно позже. И название его менялось несколько раз, прежде чем установилось известное сегодня на весь мир — Прадо.
Говоря об истории музея, было бы несправедливо не упомянуть королеву Изабеллу Браганскую и короля Фердинанда VII, благодаря которым музей и стал доступен широкой публике — они считаются официальными основателями музея. На тот момент в коллекции музея было 311 картин, которые размещались в трех залах того же здания, что и сегодня.
Итак, отдав почести всем, благодаря кому мы сегодня имеем возможность видеть тысячи восхитительных картин в одном месте, обратимся наконец к самому интересному, к тому, что сегодня представляет из себя Прадо.
Здание музея
Здание, в котором разместился музей, само по себе уже является памятником архитектуры. Однако в отличие от таких музеев, как Эрмитаж или Лувр, которые разместились в бывших королевских дворцах со свойственной им помпезностью, здание испанского архитектора Хуана де Вильянуэва изначально строилось как музей (под который предполагалось отдать второй этаж) и академия наук (на первом этаже). Строительство музея было завершено в 1807 году, а уже через год французские войска основательно его разгромили и даже, говорят, устроили там конюшни (французы всегда тяготели к прекрасному, даже если речь шла о туалетах и конюшнях). Однако испанцы не стали унывать и восстановили здание, несколько дополнив его, но сохранив при этом первоначальный замысел автора. И в 1819 году стараниями Изабеллы Браганской, которую мы уже упоминали выше, музей был открыт.
Само здание построено в модном в начале XIX века стиле неоклассицизм, который и сегодня воодушевляет утонченной элегантностью. Двухсотметровый фасад выходит на аллею Прадо (Paseo del Prado). Здесь же расположен центральный вход — его сложно не заметить, так как он украшен шестью огромными колоннами, а перед входом расположена статуя Веласкеса. Официальный адрес музея при этом: улица Руис де Аларкон, 23. Эта улица находится слева от центрального входа, и именно там стоит искать кассы музея (в здании Монео, о нем ниже). О том, как добраться до музея, я также расскажу ниже.
Однако время шло, экспозиция росла, и музей требовал расширения. Первый раз здание было перестроено в 30-е годы ХХ века архитектором Педро Мугуруса Отаньо. Тогда была реконструирована северная лестница и центральная галерея.
Самая значительная перестройка музея была осуществлена в 2007 году по проекту архитектора Рафаэля Монео. У фасада, противоположного от аллеи Прадо, был возведен новый корпус, который сегодня называют Куб Монео (на фото снизу).
Новое здание МонеоСовременная постройка при всей своей лаконичности, благодаря использованию особого камня и бронзы, отлично сочетается с оригинальной постройкой Вильянуэвы.
Оба корпуса соединены между собой подземными переходами, облагороженными сверху зеленью в духе садов XVIII века. Именно через это новое здание сейчас осуществляется вход в музей.
Вход в музейБлагодаря такому расширению, сегодня общая площадь музея — 58 000 м². Для понимания: это чуть меньше, чем выставочная площадь Эрмитажа.
Рядом с музеем, как раз у входа в Куб, находится церковь святого Иеронима, которая также отлично вписывается в общий ансамбль музейных построек.
Справа от церкви виднеется красное здание музея ПрадоКоллекция музея
Я говорила выше, что изначально в королевское собрание живописи входило всего 311 картин. Сегодня коллекция музея насчитывает более 8 000 экспонатов. И несмотря на то, что здание дважды достраивалось, даже сегодня выставлено только около 2 000 картин в постоянной экспозиции. А ведь это только четверть богатейшей сокровищницы Мадрида. Другие картины содержатся в хранилищах, иногда их можно видеть на временных выставках в самом Прадо или в других музеях мира.
Особенность коллекции испанского музея в том, что картины собирались по принципу любимых художников (сперва королевской семьи, затем дарителей). То есть даже сам принцип формирования музея по-испански страстный — про любовь, а не про искусствоведение. Это объясняет тот факт, что, например, в музее очень много работ, в первую очередь, конечно, испанских художников — Веласкеса, Гойи, Эль Греко, а также фламандских Босха и Рубенса. В музее огромная коллекция работ этих художников, а еще итальянцев (например, Тициана), но в то же время могут быть огромные пробелы: некоторые страны вовсе не представлены, или представлены очень слабо по некоторым периодам (к примеру, здесь почти нет голландской живописи XVII века по историческим причинам). Понять, что вдохновляет испанцев, и как складывалась история этой страны, можно на примере истории создания коллекции музея. Сейчас я вам о ней расскажу.
Итальянская живопись
Казалось бы, логичнее начать с испанской живописи, но нет. Королевская коллекция начиналась с работ итальянских художников, прежде всего с Тициана. Этот выбор имел решающее значение как для формирования коллекции, так и для эволюции собственно испанской живописи. Именно у Тициана испанцы (и в первую очередь Веласкес) учились чувственности и страсти. Сегодня в собрании музея около 40 работ Тициана.
Вслед за Тицианом здесь появились и другие венецианцы — Тинторетто и Веронезе. Филипп II пытался также восполнить пробелы и приобрел несколько работ итальянских живописцев не венецианской школы эпохи Возрождения. Так в коллекции появились работы Рафаэля, Пармиджано и Корреджо. С этого момента коллекция живописи испанцев стала самой большой в Европе и примером для подражания. В то время Испания вообще имела значительное влияние в Европе, что отразилось и на собрании картин.
Среди работ известных итальянских художников, находящихся в коллекции музея, можно также выделить картины Ботичелли и Мантеньи.
Фламандская живопись
Вслед за первыми работами венецианских художников коллекция пополнилась и работами фламандских художников: Рубенса, Ван Дейка, Ван дер Вейдена, Питера Брейгеля Старшего и Босха. С XVI века Нидерланды входили в состав Испанской империи, вот почему король Филипп II был заинтересован в приобретении работ фламандских живописцев в не меньшей степени, чем собственно испанских.
Среди работ Босха в Прадо представлена одна из известнейших — «Сад земных наслаждений» и несколько других. Хотя авторство некоторых из них ставится под сомнение, как, например, картины «Извлечение камня глупости». Так это или нет, на мой взгляд, это ни капли не умаляет масштабов и значимости испанской коллекции фламандской живописи.
Босх «Сад земных наслаждений»Испанская живопись
Влияние итальянских художников (начиная с Тициана, как мы уже говорили) во многом стало залогом расцвета испанской живописи XVII века во главе с Веласкесом. Веласкес в испанской живописи — все равно, что Шекспир в английской драматургии. Без этого имени невозможно представить, какой сегодня была бы не только испанская, но и мировая живопись вообще. Одна из самых масштабных его работ «Менины» — это, на мой взгляд, must see в музее Прадо, даже если вы пришли туда совсем не за этим, а просто кофе попить с музейными булочками.
Веласкес «Менины»Помимо Веласкеса, конечно, именно испанская живопись представлена в музее наиболее полно: от живописи XII века до работ Гойи, датируемых началом XIX века. Гойя представлен в Прадо очень масштабно, его картины вы найдете на всех трех этажах музея. И они великолепны. Честное слово, я полюбила Гойю именно в Прадо, здесь открыла его для себя.
Кроме этого, на первом этаже музея отличная коллекция работ не менее восхитительных художников. Я особенно люблю Эль Греко, который (и это видно по его имени) по происхождению был греком, но работал в Испании, и он на 100 % испанский художник.
Ну и, конечно, нельзя пройти мимо работ таких знаменитых испанских художников, как Мурильо, Сурбаран, Рибера.
Само собой история испанской живописи не обрывается в XIX веке работами Гойи. Однако работы Дали, Пикассо, Миро представлены в других музеях мадридского «Золотого треугольника» — в галерее Тиссен-Борнемисы и в большей степени в музее Королевы Софии. И этот факт тоже отражает историю Испании. Именно в XIX веке влияние Испании ослабевает, и многие художники едут учиться и работать в другие страны, в первую очередь, конечно, во Францию, в Париж. Пикассо и Миро больше времени провели во Франции, чем в Испании. То есть даже те картины, которых нет в Прадо, рассказывают нам эту особенную историю страны.
Французская живопись
В конце XVII—начале XVIII веков развивались тесные отношения между Испанией и Францией. В этот период коллекция будущего музея Прадо пополнилась работами таких французских художников как Пуссен и Лоррен. Неудивительно, что именно эти два художника пришлись ко двору в Испании. Оба они учились в Италии и испытали на себе значительное влияние Тициана, что, как мы уже видели, так характерно для испанской коллекции живописи.
Немецкая живопись
Немецкая живопись представлена в музее Прадо не так обильно, как живопись четырех предыдущих стран. Да, работ художников этой страны меньше, но они очень «мощные». Во второй половине XVIII века придворным художником был назначен Антон Рафаэль Менгс, работавший в стиле неоклассицизма. Также в Прадо представлены работы другого немецкого художника Кранаха. Однако самое ценное, на мой вкус, это работы Альбрехта Дюрера. В музее всего четыре его работы, но каждая — несомненный шедевр. Особенно сильны его автопортреты, и один из них можно увидеть в Прадо.
Дюрер «Автопортрет»Английская живопись
С Великобританией Испания не особо дружила. Однако в XVIII-XIX вв. постепенно налаживались дипломатические отношения, вследствие чего в собрание Прадо проникли работы английских художников Рейнольдса, Гейнсборо и Лоуренса. Дело здесь, конечно, не только в отношениях двух стран, английская живопись, в целом, значительно более скромная, чем итальянская или фламандская.
Другие элементы коллекции
Помимо живописи в музее Прадо очень много рисунков и эстампов, значительная часть которых принадлежит руке Гойи. Кроме этого, здесь также представлена скульптура и декоративно-прикладное искусство (в подвальных залах музея, открытых для посетителей).
Как добраться
Добраться до музея Прадо можно на метро, доехав до станции Banco de Espana (линия 2; красная) или до станции Atocha (линия 1; голубая). От обеих станций пешком по аллее Прадо (просто с разных сторон) до места не больше 10 минут. Стоимость одной поездки в метро — 1,5 EUR.
Возле музея Прадо также есть остановка городских экскурсионных автобусов hop-on-hop-off. Подробнее о том, как лучше передвигаться по городу, читайте в обзорной статье по Мадриду на нашем сайте.
Посещение
Стоимость билета в музей Прадо составляет 15 EUR. Однако предусмотрено огромное количество разных скидок и бонусов. Например, если вы хотите посетить музей дважды в течение одного года, то билет на два посещения будет стоить 22 EUR. Это не работает, если вы идете в музей вдвоем, так как по этой акции посещения должны быть сделаны в два разных дня.
Льготы:
- Для посетителей старше 65 лет и для членов многодетных семей предусмотрена скидка 50 %, то есть билет для них стоит 7,5 EUR.
- Для посетителей младше 18 лет вход и вовсе бесплатный. Также бесплатно музей посещают студенты от 18 до 25 лет и лица с физическими нарушениями.
- Главный приятный бонус — за два часа до закрытия вход становится бесплатным для всех категорий посетителей.
Дополнительные бонусы:
- Билет + журнал-гид с репродукциями более чем 400 картин музея будет стоить 24 EUR.
- Аренда аудиогида по постоянной коллекции на русском языке — 4 EUR. Для временных выставок обычно можно взять аудиогид только на испанском или английском языках стоимостью от 3,5 EUR.
- План музея, в том числе на русском языке, предлагается бесплатно всем посетителям музея.
- Если же вы не любите толпы туристов и хотите насладиться работами великих художников в относительной тишине, вы можете прийти за час до открытия музей (в 09:00) и попасть внутрь, заплатив 50 EUR. Весь музей вы за час, конечно, не обойдете, но возможность полюбоваться на «Менины» Веласкеса без снующих ежесекундно туда-сюда туристов бесценна.
Режим работы
Музей работает каждый день. С понедельника по субботу — с 10:00 до 20:00, в воскресенье и праздничные дни на час меньше — до 19:00. Три раза в году музей полностью закрыт: 1 января, 1 мая и 25 декабря. И три дня в году бывает короткий день, когда коллекции открыты к посещению только с 10:00 до 14:00 — 6 января, 24 и 31 декабря. Пожалуй, европейские рождественские каникулы не самое удачное время для посещения музея Прадо.
Вход в музей прекращается за 30 минут до окончания работы музея. А за 10 минут до закрытия вас вежливо попросят удалиться.
Советы по времени посещения
Учитывая значительные масштабы коллекции музея, стоит заранее планировать время его осмотра. По площади Прадо вполне сопоставим с выставочными залами Эрмитажа или Лувра, то есть на осмотр всех галерей вам потребуется, возможно, не один день. И в этом смысле, может быть, билет на два дня, о котором речь шла выше, вполне уместен. Это разумное решение, если вы ставите своей целью непременно обойти весь музей.
Однако если вы преследуете обычный туристический интерес, то наверное правильнее будет выбрать то, что вам наиболее интересно, составить план и следовать ему. Так у вас не будет разочарования от того, что вы что-то не успели посмотреть, хотя почти четыре часа шатались по музею. Кстати, на мой взгляд, вообще нет смысла ходить по музею 4-5 часов. Скорее всего вы даже не запомните то, что увидите в последний час. Уж лучше зайти два раза по 2-3 часа, если у вас очень большой план, и хочется увидеть побольше.
Инфраструктура музея
В музее есть гардеробная, где можно (и нужно) оставить верхнюю одежду, сумки и зонты. Также предусмотрены индивидуальные ячейки для сумок.
Если вы проголодались, кафе музея позволит подкрепиться, только помните, что оно закрывается за 30 минут до окончания работы музея.
На первом этаже музея есть несколько магазинов, где можно купить альбомы с репродукциями и другие публикации музея, а также, конечно, открытки, ручки, блокноты и прочие приятные сувениры с сюжетами из коллекции музея.
Хотела еще рассказать о правилах музея, но они совершенно стандартны и адекватны: нельзя с едой и напитками, зонтики и большие сумки необходимо сдавать в гардероб, мобильные телефоны нужно поставить в беззвучный режим и прочее в том же духе, о чем обычно не нужно напоминать воспитанному человеку. Фото- и видеосъемка в музее запрещена.
И напоследок
Музей Прадо без всяких сомнений — один из лучших мировых музеев не только по мощи собранной здесь коллекции (а она, действительно, огромна), но и по организации выставочного пространства, по уровню предоставляемых услуг. Как бы приземленно это ни звучало на фоне разговоров о высоком искусстве, это всегда очень важный момент. Правильно организованный свет, просторные залы, комфортная температура и возможность перекусить, если вы проголодались — все это способствует тому, что вы можете расслабиться и думать только о прекрасном, не отвлекаясь на физические факторы земного бытия. И в этом смысле музей Прадо дарит вам потрясающие возможности. Тем более, что здесь действительно есть что посмотреть, чем насладиться.
travelask.ru
Музей Прадо в Мадриде. Испания по-русски
Музей изобразительного искусства Прадо считается одним из самых крупнейших и значимых не только в Испании, но и во всей Европе. Ежегодно Прадо посещают около 2 миллионов туристов. В его коллекции хранится самое большое в мире количество произведений испанской живописи и скульптуры, собранных на протяжении нескольких столетий.
Музей был официально открыт 19 ноября 1819 года, и хотя основательницей является Изабелла Браганская, жена короля Фердинанда VII, история коллекции началась гораздо раньше. Первым монархом, который пожелал сохранить художественные ценности и передать в наследство, был Карл V (1500–1558). В те времена коллекция была доступна только для знати, и лишь небольшая часть на религиозную тематику – для широкой публики. Уже позднее, в 1785 году, было отведено место для публичного музея в большом парке Прадо, по имени которого и был назван музей.
Сегодня коллекция насчитывает более 8000 картин, но из-за нехватки места выставлено лишь около 2000 работ. Помимо картин собрание включает более 400 скульптур и многочисленные драгоценности.
Первоначально музей задумывался как выставка работ испанских художников, но постепенно экспозиция расширялась. Сейчас Прадо располагает собранием итальянских, фламандских, немецких, нидерландских, и французских мастеров. Испанская школа в Прадо представлена наиболее полными собраниями Босха, Веласкеса, Гойи, Мурильо, Сурбарана и Эль Греко. Например, только коллекция Гойи насчитывает около 30 полотен, расположенных в хронологическом порядке и охватывающих все периоды его творчества. Также можно увидеть развитие испанской живописи, начиная с XII века: средневековые фрески, готика, искусство Ренессанса и реалистические картины XIX века.
Среди немецких художников следует отметить работы Альбрехта Дюрера и Лукаса Кранаха. Итальянская школа представлена такими знаменитыми мастерами, как Сандро Боттичелли, Рафаэль, Тициан и многие другие. А одним из главных шедевров фламандской школы является картина Босха «Воз сена».
Кроме того, в Музее периодически проводятся выставки из различных коллекций со всего мира. Картины из Прадо также экспонируются на выставках в других странах.
Музей Прадо открыт для посещения со вторника по воскресенье с 9 до 20 часов, включая праздничные дни. Цена билета составляет 8 евро, однако существует система скидок, а также часы и дни бесплатного входа. Есть возможность приобрести групповой абонемент или заказать экскурсию. Также к услугам посетителей работают кафе «Прадо» и магазин сувениров и книг. Билеты можно приобрести непосредственно в кассах музея или же предварительно заказать через интернет на официальном сайте.
- Официальный сайт музея: www.museodelprado.es
- В том числе информация на русском языке: www.museodelprado.es/ru
- Адрес музея Прадо: улица Руис де Аларкон, 23, Мадрид.
- Проезд: метро Banco de España, Atocha, автобусы №9, 10, 14, 19, 27, 34, 37, 45.
Если вы собираетесь в Испанию, непременно уделите несколько дней ее столице – не пожалеете. Обращайтесь по телефонам Центра услуг для бизнеса и жизни в Испании «Испания по-русски», и мы поможем организовать интересные индивидуальные или групповые экскурсии с лучшими гидами страны.
Теперь самые популярные статьи о жизни в Испании и полезные лайфхаки от инсайдеров вы сможете прочитать на нашей странице в «Яндекс.Дзен». Подписывайтесь!
Центр услуг для жизни и бизнеса «Испания по-русски» – это Ваш гид в мире индивидуального туризма. Организация туров, маршрутов, поездок, билеты на различные события, экскурсии с лучшими гидами, организация праздников. Услуги для взыскательных клиентов.
+7 495 236 98 99 или +34 93 272 64 90, [email protected]
Статья оказалась полезной?Да
(2) (0)espanarusa.com
Музей Прадо в Мадриде: фото, описание
Музей Прадо в Мадриде – национальный музей в Испании, где расположена самая крупная и известная на весь мир коллекция европейского искусства. Галерея Прадо основана в 1819 году.
Открыт Музей Прадо в 1819 году и находится по улице Пасео дель Прадо. Располагается он в здании XVIII века, архитектором которого был Хуан де Вильянуэва.
Само здание музея – бесценное наследие испанской архитектуры, исполненное в стиле позднего классицизма. Любой турист, который едет отдыхать в Испанию, с точностью знает, в каком городе искать лучшее собрание европейской живописи.
История музея
Коллекция начала формироваться при Карле V и Филиппе II. Увеличение живописного наследия также происходило и при следующих правителях династии Бурбонов и Габсбургов.
Музей Прадо – это самое большое достижение Фердинанда VI, ведь именно под его управлением и возник великолепный национальный испанский музей. По ценности Музей Прадо приравнивается к Лувру или Эрмитажу, и хотя его размеры не столь велики, по насыщенности шедеврами мировой живописи эта галерея, вне сомнения, лучшая. С новыми залами площадь галереи составляет 53 тысячи кв. метра, на которых располагается 1300 живописных полотен. И это только постоянная коллекция, а остальные 7 тыс. невыставленных полотен хранятся в запасках музея. Всего на вооружении 7600 картин живописи, 8000 изображений, 4800 гравюр и 1000 творений скульпторов. В музее также находится Центр исследований и отдел реставрации.
Самая роскошная коллекция галереи была сформирована при правлении Карла V в XVI веке. Именно этот правитель был родоначальником коллекционирования предметов искусства и предложил передавать их из поколения в поколение.
Широкой испанской публике тех времен была доступна выставка лишь религиозной тематики, остальные же творения живописи были доступны созерцанию исключительно монаршим семьям. Открыт для общественности Музей Прадо был Изабеллой Браганской, которая была супругой Фердинанда VII. Кроме коллекций монархов, галерея формировалась из множества пожертвований, национализированных частных коллекций и наследием коллекционеров.
Коллекции школ живописи разных стран
Изначально испанский Национальный Музей Прадо был создан для группировки наследия испанских живописцев в отдельную школу. Но в XX веке он перешел от королевских династий в государственные руки и стал национальным.
Фото: Daniel R. Blume / flickr.com
Большая часть коллекции – это полотна испанских художников, их общее число – 4800. Самое большое количество работ выполнено Гойя. Они попали в музей благодаря почитателям его творчества, когда сам Гойя уже умер. В галереи представлены работы от романской стенной живописи XII века до XIX столетия и воедино собраны росписи эпох Средневековья, Возрождения и реализма.
Итальянская школа пестрит работами Рафаэля, Ботичелли и Тициана. Это порядка 1000 картин. Большинство из них выполнено в XVII—XVIII столетиях и в эпоху Возрождения. Однако большая половина работ – это творения, относящиеся к Новому времени. Эту выставку собирали Карл V, Филипп II и Филипп IV – они отличались большой любовью к Венецианской школе.
Также Прадо содержит более 1 тыс. экспонатов фламандской и голландской живописи. Здесь можно найти работы знаменитых художников таких как Рубенс, Босх, Брейгель и Ван Дейк.
Есть в коллекции и картины других школ, например, творения художников Великобритании, Германии и Франции представлены работами XVI — XIX веков.
Интересные факты и особенности музея
Достаточно одного дня, чтобы осмотреть все значимые полотна и скульптуры. Входной билет действует до закрытия музея и дает возможность свободного входа и выхода на протяжении всего дня. Если вы устали, имеете небольшой запас времени до следующей экскурсии или у вас разрядился фотоаппарат, но вы не посмотрели все экспонаты, которые хотели увидеть, то достаточно поставить отметку на билете у охраны, тогда можно будет вернуться чуть позже.
Интерьер музея Прадо (Christian Van Der Henst S. / flickr.com)
Самые популярные работы Музея Прадо – это «Портрет Кардинала», «Три грации», «Триумф смерти», «Воз сена», «Рыцарь с рукой на груди». Также вы сможете осмотреть множество скульптур античности и творений эллинийских мастеров, которые были привезены из Рима.
Обязательно побывайте в залах с украшениями, декоративно-прикладным творчеством и кухонной утварью. Там вы найдете жемчужину музея – «Коллекцию Дофина», которая досталась по наследству Филиппу V.
Чтобы туристы могли перекусить и отдохнуть, руководство предусмотрело кафетерий. Также в музее есть отличный магазин сувениров, в котором вы найдете русскоязычные книги, модные сувениры, фотографии полотен и еще много интересного.
Кроме возможности фотографировать, за отдельную плату можно приобрести русскоязычный аудиогид. Хотя большинство туристов отзываются о нем не очень лестно из-за его не информативности. Если вы хорошо владеете английским, то лучше воспользуйтесь англоязычным аудиогидом, в котром информации больше и изложена она намного интересней.
Часы работы музея Прадо
С 2012 года музей работает без выходных с 10:00 до 20:00. В предпраздничные дни посещение сокращено до 14:00. Цена билета 14 евро. Дополнительно оплачивается: возможность фотографировать, приобретение проспекта музея и аудиогида.
Предусмотрен бесплатный вход для несовершеннолетних в любой день и абсолютно всем в Национальные праздники. Свободный вход предусмотрен каждый день за 2 часа до закрытия.
comments powered by HyperCommentsattractionstory.ru
Музей Прадо — Экскурсия в Мадриде, Гид в Мадриде, Фламенко в Мадриде, Трансфер в Мадриде, Коррида в Мадриде
В историческом отношении фонды Прадо – его истинная сущность – на четыре века старше самого музея, созданного в начале XIX века. Музей отражает историю Королевских коллекций, начало которой положили Католические короли Фердинанд и Изабелла, увлекавшиеся фламандским искусством, и это искусство с XV века постоянно присутствовало в Коллекциях, пополнявшихся королевскими наследниками. Их внук Карл V продолжал приобретать работы выдающихся фламандских мастеров, как ван дер Вейден, ванн Эйк и Антониса Мора ван Дасхорста, но и обратил внимание на творчество итальянских художников, в частности Тициана, старшего портретистом этого короля и его сына Филиппа II, который в XVI веке первым стимулировал рост Королевских коллекций. Благодаря этим двум монархам и Марии Венгерской, Сестре Карла V и регентше Нидерландов, в Прадо хранится одно из самых лучших собраний работ Тициана – художника, оказавшего впоследствии огромное влияние как на ориентацию самих Королевских коллекций, так и на развитие испанской живописи в целом. Однако Филипп II унаследовал от своих предков и любовь к фламандскому искусству и приобретал картины ванн дер Вейдена, Боутса,Патинира, Кампена, Госсаэрта, Давида и , конечно же, Босха – в Прадо представлена лучшая коллекция картин этого художника. Ко всему этому следует добавить работы придворных портретистов Антониса Мора ванн Дасхорста (Антонио Моро) и Санчеса Коэльо, создавших эталон официального портрета, которому портретисты следовали до XVIII века, и многочисленных художников, в основном итальянских, работавших над главным проектом эпохи – украшением монастыря Эскориаль.
Вторым важным этапом в истории Королевских коллекций был период правления Филиппа 4 (1621-1665), совпавший с одним из кульминационных моментов в развитии испанской живописи. Филипп IV был не только покровителем Веласкеса, но и неутомимым собирателем, специально заказывавшим множество работ для своих дворцов. Так были созданы декоративные циклы для павильона Торре де ла Парада, в чем приняли большое участие Рубенс и Веласкес, и для нового дворца Буэн Ретиро. Филипп IV был страстным коллекционером и прекрасно разбирался в искусстве, об этом ясно говорит тот выбор картин, который он сделал в 1649 году при распродаже в Лондоне имущества казненного Карла I Английского, тоже страстного коллекционера. На этом аукционе Филипп IV приобрел такие шедевры, как «Смерть Девы Марии Мантеньи»; «Омовение ног Тинторетто»; «Автопортрет Дюрера»; «Святое семейство, или Жемчужина Рафаэля»; или «Нахождение Моисея Веронезе».
После смерти Карла II, последнего представителя испанских Габсбургов, смена династий привела и к изменению художественных вкусов. Бурбоны, ставшие правителями Испании с 1700 года, привезли с собой французских художников и пристрастие к более классицистическому итальянскому стилю. Филипп V купил значительную коллекцию, собранную художником Карло Мараттой, в которой были работы Карраччи,Сакки и Пуссена. Вторая жена Филиппа V , Изабелла Фарнезе, в свою очередь, добавила к Королевским коллекциям картины фламандских и голландских художников XVII века, а также итальянских классицистов, ранее не представленных в Коллекциях, например, Доменикино, Гверчино, Гвидо Рени или Джованни Баттиста Креспи («Черано»). Но все же самым важным ее вкладом в Кллекции была покупка во время пребывания королевского двора в Севилье в 1729-1733 годах большого количества картин Мурильо – художника, чьи работы до этого момента практически отсутствовали в этом собрании, и благодаря королеве и позднее последовавшему ее примеру Карлу IV, творчество этого мастера прекрасно представлено в музее. В 1724 году Филипп V и его супруга также купили собрание скульптуры королевы Кристиной Шведской, украшавшее ее римский дворец во второй половине XVII века; добавив к этому произведения Веласкеса, написанные им в Риме по заказу Филиппа IV, королевская семья заложила основу коллекции классической скульптуры музея Прадо. Вместе с Бурбонами в Испанию прибыли два величайших европейских представителя позднего барокко – Коррадо Джакуинто и Джованни Баттиста Тьеполо, они были приглашены для работы над украшение королевских дворцов. На период пребывания Тьеполо в Испании пришелся приезд и другой ярчайшей фигуры художественного мира того времени – Антона Рафаэля Менгса, познакомившего страну с классицистическим академизмом. Правление Карла IV(1788-1808 гг) было не менее значительным моментом в истории Королевских коллекций. Помимо того, что этот монарх оказывал покровительство Гойе и Парету, он обогатил коллекции работами итальянских классицистов Бароччи, Андреа дель Сарто и Рафаэля и таких испанских художников, как Рибера, Рибальта или Хуан де Хуанес. Наследником Карла IV был его сын Фердинанд VII, который, как уже говорилось выше, стал основателем музея Прадо.
www.gidvmadride.com
Музей Прадо, Мадрид, Испания
Музей Прадо (Prado) в Мадриде… Знаковое место для Испании и ее столицы, одна из самых значительных достопримечательностей столицы, художественное собрание, в котором хранятся картины — буквально горные пики живописи! Для того, чтобы вы прониклись и осознали значимость Прадо для Испании и вообще всего мира искусства приведем несколько интересных фактов об этом музее:
«Менины», Диего Веласкес — один из шедевров Прадо
- Слово «Прадо» в переводе с испанского означает «луг» и музей именно там и находится
- Главное здание вытянуто с севера на юг и имеет три входа, причем индивидуальных посетителей пускают в два: Pueroto de Velasquez (главный вход, где стоит статуя Веласкеса) и Puerta de los Jerónimos
- У северного фасада здания музея стоит памятник еще одному величайшему испанскому живописцу, Франсиско Гойе
- Прадо является одним из трех музеев в Мадриде, которые составляют «Золотой треугольник искусств». Два других музея: Музей королевы Софии и Музей Тиссена-Борнемисы
Кстати: как бесплатно попасть в музеи «Золотого треугольника»
- В Прадо бесплатно пускают не только 19 ноября (день рождения музея) и 18 мая (Всемирный день музеев), но и в национальные праздники Испании: 12 октября и 6 декабря, а также 2 мая — официальный выходной сообщества Мадрид
- Когда музей был открыт для публики, его коллекция состояла из 1 510 картин, среди которых было только 311 полотен, написанных испанскими мастерами
- Сегодня в залах и запасниках Прадо хранится 7 600 картин, из которых на постоянной экспозиции находится лишь чуть более 1 100. Постоянно осуществляется ротация полотен в залах — вдобавок, многие постоянно находятся в «разъездах» по другим муземя мира
Главное здание Прадо
Места для картин не хватает и потому Прадо постоянно расширяется. Оригинальное здание музея в 20-м веке было увеличено, затем ему передали здание по-соседству, оставшееся от королевского дворца в Буэн-Ретиро, Casón del Buen Retiro. В 2007 году ввели в эксплуатацию еще одно новое крыло и, наконец, в 2019 году будет переоборудовано еще одно здание, Salón de Reinos («Салон Королевств»), которое увеличит площади музея примерно на 15%
- В Прадо, помимо картин, хранятся и драгоценности. Ювелирные изделия, принадлежавшие дофину Луи, сыну французского короля Людовика XIV и отцу первого короля Испании из Династии Бурбонов, Филиппа V, можно осмотреть в подвальном уровне
Прадо на карте Мадрида
История Прадо
В 18-м веке в Испании большое внимание уделялось естественным наукам, поэтому первый публичный музей, открытый в Мадриде, был посвящен естествознанию. Под него было отведено место в небольшом парке Прадо (который и дал название впоследствии всемирно известному музею). В 1785 году по проекту архитектора Хуана де Виллануэва началось строительство сооружения, являющего лучшим образцом испанского классицизма 18 века.
Однако, впоследствии строительство было прервано (причиной послужили смерть короля Карла III в 1788 году и нехватка финансов, а затем, в начале ХIХ века, нашествие наполеоновской армии) и не велось вплоть до 1814 года, когда был издан указ об окончании постройки здания.
«Инфанта Маргарита», Диего Веласкес
Основную роль в восстановлении сыграл архитектор Антонио Лопес Агуадо. 19 ноября 1819 года музей Прадо (Museo del Prado) был открыт для посетителей в качестве Королевского музея, а не музея естественной наук, как задумывалось первоначально.
Теперь здесь были размещены художественные сокровища королевских дворцов. Первыми в музей были переданы произведения искусства из дворцов Мадрида и загородного дворца, Аранхуэса. Вначале их было немного: всего 311 картин.
Постепенно количество картин в Прадо увеличивалось, и уже к 1821 году их было 512, а к 1826 году музей располагал 724 живописными полотнами — кроме того было положено начало коллекции скульптурных произведений.
Со временем в дирекцию музея пришли люди искусства и Прадо стал относительно независим от королевского двора. Самый значимый для него год – 1868, когда из королевского он был преобразован в музей города Мадрида. Администрация музея начала активно пополнять коллекции.
Так, раньше в Прадо было мало картин испанских художников 15-16 веков, эпохи испанского Возрождения, голландских и английских мастеров. С этого момента пробелы начали активно восполнять: была куплена коллекция картин Бермехо, а картины Гойи, ранее хранившиеся в запасниках, ввели в основную экспозицию. В прошлом веке музей получил значительные пожертвования от частных коллекционеров.
Буэн-Ретиро
Известный собиратель Пабло Босх пожертвовал музею ряд картин, среди которых были такие шедевры, как «Мадонна с младенцем» Моралеса, «Увенчание Девы Марии небесной славой» Эль Греко. Швейцарский коллекционер Эрлангер передал в дар музею росписи Гойи, а Фернандес Дюран подарил Прадо коллекцию прикладного искусства, ряд картин Гойи (в том числе «Колосс» и «Автопортрет»), «Мадонну с младенцем» фламандца Рогира ван дер Вейдена.
В 1946 году в Прадо попали еще две картины Франсиско Гойи: «Иоанн Креститель» и «Молочница» — сегодня мадридский музей, к слову, располагает самой значительной коллекцией произведений этого мастера в мире.
«Сад земных наслаждений», Иероним Босх
- Музей Прадо вообще обладает одной из богатейших коллекций шедевров мирового искусства в мире. В его стенах хранятся выдающиеся произведения Тициана, Гойи, Веронезе, Рафаэля, Эль Греко, Рубенса, Дюрерра, лучшие полотна испанца из испанцев, Диего Веласкеса («Менины», «Вакх», «Сдача Бреды», «Пряхи», «Кузница Вулкана»), и других выдающихся мастеров
- По количеству полотен Веласкеса и Гойи Прадо не знает себе равных в мире — спасибо местным королям. Картин Веласкеса насчитывается 60! Работ Гойи — более 260! Картин Иеронима Босха в собрании музея всего 8-мь — так утверждает официальный сайт Прадо, но это самые что ни на есть ключевые полотна неординарного нидерландского мастера — к примеру, триптих «Сад земных наслаждений»
- Первые двое долгое время были придворными живописцами и создали массу портретов членов королевской семьи, а Босх был очень любим набожным и фанатичным Филиппом II — мрачные и неоднозначные работы художника очень хорошо соответствовали внутреннему мироощущению этого короля
В настоящее время Прадо является величайшим музеем мира наряду с парижским Лувром, петербургским Эрмитажем, Дрезденской картинной галереей, Британским музеем и Национальной галереей в Лондоне. Живописные коллекции музея насчитывает почти 8 тысяч полотен — разумеется, далеко не все они выставлены.
Адрес: Paseo del Prado, s/n, Мадрид, Испания
Как добраться: станции метро Atocha (L1), Banco de España (L2)
Часы работы: 10-20 с понедельника по субботу, 10-19 — по воскресеньям; закрыт 1 мая, 1 января и 25 декабря
Цены на билеты: € 16 — взрослый (€ 25 — с аудиогидом), € 24 — на два визита в течение года; билет со скидкой — € 8, лица до 18 лет и студенты 18-25 лет из стран ЕС проходят бесплатно
Официальный сайт музея Прадо: www.museodelprado.es
www.eurotraveler.ru