Вопросы и ответы

Повышение эффективности деятельности а также скорости ее выполнения в присутствии других людей – Лидерство. Ответы к тесту МФПУ Синергия. — Тест

Содержание

Лидерство. Ответы к тесту МФПУ Синергия. — Тест

Лидерство. Ответы к тесту МФПУ Синергия.

Тип: Тест   Предмет: Лидерство   Год сдачи: 2018   30 вопросов. Правильные ответы выделены маркером. Тест сдан в 2018 году на оценку «отлично» (97 баллов), скриншот с результатом прилагается.

1. Вопрос «Что нужно сделать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу…
постановки целей
наработки вариантов
анализа текущей ситуации
реализации и контроля

2. Этап развития команды, на котором возникает конфронтация между ее членами, называется стадией …
зарождения
функционирования
бурления
равновесия

3. Форма наставничества, к которой относится высказывание посмотри что получается называется
Пряма передача личного опыта
Формирование опыта через короткую обратную связь
Сопровождение ученика

4. Повышение эффективности деятельности, а также скорости ее выполнения в присутствии других людей, называется …

эффектом социальной ингибиции
гирперактивностью
эффектом социальной фасилитации
эффектом установки

5. Одним из условий образования малой группы является …
изолированность членов группы друг от друга
групповая открытость
наличие общей территории
дифференциация
6. Власть, построенная на традиции и силе личных качеств и особенностей лидера, – это …
власть вознаграждения
харизматическая власть
власть информации
традиционная власть
власть примера

7. Теория, в которой лидерство рассматривается как процесс организации межличностных отношений в группе, а лидер — как субъект управления этим процессом, является …
ситуационной теорией лидерства
функциональной теорией лидерства
харизматической теорией лидерства
структурной теорией лидерства

системной теорией лидерств

8. Основные системные требования, предъявляемые к лидеру группы, — это …
координация деятельности группы, организация ее функционирования, мотивация членов на достижение высоких результатов, контроль исполнения
координация активности группы, обеспечение безопасности членов, поддержание веры в будущее
координация активности группы, определение целей деятельности, контроль соблюдения групповых норм

9. Основой власти … выступает возможность руководителя наказывать, препятствовать достижению целей и потребностей исполнителей
харизмы
вознаграждения
традиций
принуждения
эталона

10. Набор стандартов и критериев в отношении социальных явлений, которым человек следует в жизни, называется групповыми …
мнениями
нормами
ценностями

11. Свойства общей моторики различных частей тела изучает
проксемика

кинесика
такесика
просодика
лингвистика

12. Получение подчиненным информации о том, какое воздействие он оказал на руководителя, и исправление на этой основе дальнейшей стратегии своего общения, называется …
Обратная связь

13. — это феномен воздействия или влияния индивида на мнения, оценки, отношения и поведение группы в целом или отдельных ее членов
лидерство в малой группе

14. Согласно …, тот, кто лучше организует группу для решения конкретной задачи, является лидером
Системная теория лидерства

15. Состояние обоюдной готовности к приему и передаче сообщений характеризует функцию общения
контактную

16. …член группы наиболее болезненно переживает изменения, происходящие в коллективе
Принятый
Изолированный
Отвергнутый
Сторонний

17. Коммуникация между индивидами без использования слов, представленных в прямой или какой-либо знаковой форме, называется…

Невербальное общение

18. Сущность эффекта… заключается в формировании нереалистичного восприятия другого
Ореола

19. Члены коммуникационной сети …чаще всего бывают удовлетворены взаимодействием друг с другом
Кольцо
Колесо
Звезда
Сеть Y

20. Член группы, который направляет группу к ее целям, подводит итог того, что в ней уже произошло, выявляет отклонения от намеченного курса, действует исходя из роли
Контролер

21. Форма наставничества, к которой относится высказывание «Делай, как я», – это …
коучинг
прямая передача личного опыта
формирование опыта через короткую обратную связь
сопровождение ученика

22. Ваша студенческая группа является разновидностью … группы
официальной
неформальной
лабораторной
условной

23. Ситуационная теория лидерства нашла свое отражение в работах …
Д. МакКлелланда

П. Херси и К.Х. Бланшара
Д. МакГрегора
У. Бенниса

24. Вопрос «Что ты будешь делать?» в индивидуальном коучинге относится к этапу …
постановки целей
наработки вариантов
анализа текущей ситуации
реализации и контроля

25. Наибольшую известность получила типология трех стилей лидерства, автором которой является
Курт Левин
Поль Херси
Кен Блзншар
Врум-Йеттон-Яго
Манфред Кете де Врис
Ренсис Лайкерт

26. К чертам эффективного лидерства принято относить …
коммуникацию, харизму, опыт руководства и способность мыслить стратегически коммуникацию, видение, творчество и харизму
доверие, способность мыслить стратегически, гибкость и опыт руководства коммуникацию, видение, гибкость и доверие

27. Обмен информацией становится возможен, если коммуникатор и реципиент используют … систему кодирования и декодирования информации

одинаковую
различную
общую

28. Способность эффективно использовать все имеющиеся источники власти для превращения созданного для других видения в реальность называется
лидерство

29. На рисунке (б) схематически изображен … стиль управления

Либеральный
Ситуативный
непоследовательный

30. Поза человека, отраженная на рисунке свидетельствует..

Просмотры: 3943

zachet.online

Эффект социальной фасилитации и ингибиции (Social facilitation (inhibition))

История открытия эффектов фасилитации и ингибиции

В 1898 психолог Норман Триплетт (Norman Triplett), заметив, что велосипедисты показывают лучшие результаты, если соревнуются с партнером, а не просто используют секундомер для определения времени, провел серию экспериментов для подтверждения своих догадок. Исследование Триплетта стало одним из первых в социальной психологии экспериментов, в ходе которого дети наматывали леску на катушку спиннинга. И оказалось, что они работают энергичнее в присутствии других, чем в одиночестве. Названный Флойдом Олпортом (Floyd Henry Allport) социальной фасилитацией эффект наблюдался и у животных (цыплята быстрее едят зерно, муравьи роют песок, если рядом находятся другие особи). Влияние социальной оценки на производительность вызвало интерес в психологических кругах, и исследования Нормана Триплетта были продолжены. Так, позднее было обнаружено, что присутствие пассивных свидетелей при выполнении определенных задач снижает эффективность действий.

Теория зашла в тупик, ведь не было ясно, как сопоставить оба феномена. Исследования продолжились лишь в 1965 Робертом Зайонцом (Robert Zajonc), сформулировавшим теорию активации. Именно он первым высказал предположение, что эффект социальной фасилитации проявляется в случае выполнения простых механических действий (привычных или усвоенных), а обратный ему эффект ингибиции — в интеллектуально более сложных ситуациях. Данное утверждение опиралось на известный факт, согласно которому появление возбуждения всегда активирует доминирующую реакцию. Возбуждение в данном случае вызывается присутствием других людей при выполнении того или иного задания. Таким образом, в случаях с простыми задачами, доминирующей (наиболее вероятной) реакцией на которые выступает правильное и зачастую единственно верное решение, возбуждение помогает быстрее справиться с ними. А там, где правильный ответ не так очевиден, возбуждение провоцирует неправильные реакции.

Позднее распространение получили и другие предположения относительно природы феномена «фасилитация-ингибиция». Например, модель Отвлечения-Конфликта, предложенная Робертом Барроном (Robert Barron). Согласно ей, присутствие других людей всегда влечет наше отвлечение и появление внутреннего конфликта между потребностью уделять внимание аудитории и самой задаче. Данный конфликт посредством усиления возбуждения либо помогает нам выполнять задачу, либо мешает этому.

Причины проявления эффекта социальной фасилитации и ингибиции

Психолог Дэвид Майерс (David G. Myers) выделяет 3 причины того, что присутствие других вызывает у людей возбуждение.

1. Боязнь оценки

Наши доминирующее реакции проявляются сильнее, если мы думаем или точно знаем, что присутствующие нас оценивают. Поэтому:

• человек склонен работать лучше, если его коллеги или соисполнители какого-либо задания обладают немного большей компетентностью или навыком;
• уровень возбуждения склонен падать, когда в группу авторитетных людей вливаются те, чье мнение нам безразлично;
• наибольшее влияние чувствуют на себе те, кто переживает по поводу мнений и оценок наблюдателей;
• наибольшее проявление эффекта социальной фасилитации (ингибиции) происходит, когда присутствующие нам не знакомы и мы не успеваем следить за ними.

2. Отвлечение внимания

Когда мы начинаем задумываться над тем, как выполняют работу наши коллеги или как реагирует аудитория, наше внимание рассеивается, а возбуждение растет.

3. Факт присутствия наблюдателя

Экспериментально доказано, что не только боязнь оценки или рассеивание внимания могут вызвать нарастание возбуждения. На это способен и сам факт присутствия наблюдателя.

Кроме того, можно выделить и другие факторы социальной фасилитации.

4. Принадлежность аудитории (наблюдателей) к тому или иному полу

Люди обычно больше испытывают на себе действие фасилитации или ингибиции, если аудитория состоит из представителей противоположного им пола. Так, мужчина будет делать больше ошибок в сложном задании в присутствии женщин, и наоборот, выполнит легкое задание весьма быстро при тех же присутствующих.

5. Настроение

В определенных обстоятельствах хорошее настроение способно усилить действие феномена фасилитации, а плохое — ингибиции.

Пути преодоления эффекта социальной фасилитации (ингибиции)

1. Установление разумных рамок контроля, в том числе и визуального. Если установить их слишком общими и контролировать лишь по конечному результату, не будет проявления феномена фасилитации, а если чрезмерно жесткие и осуществлять постоянный контроль, то проявится феномен ингибиции.

2. Для простой и автоматизированной деятельности осуществлять постоянный контроль, а для сложной и интеллектуальной — лишь общий.  

www.mental-skills.ru

Как присутствие других людей влияет на вашу работу

Обычно мы объединяемся в группу для реализации определенной общей цели. Поэтому члены группы не только обмениваются информацией, но и организуют совместные действия. Групповая деятельность предполагает достижение некоторого результата. Однако, вспоминая басню про лебедя, рака и щуку, мы понимаем, что не всегда совместная деятельность приводит к успеху и есть целый ряд факторов и явлений как способствующих, так и мешающих этому.

Автор:

Eвгeний Иванoвич Poгoв, доктор педагогических наук, пpoфессор, заведующий кафeдpoй организационной и прикладной псиxoлогии Южнoгo федерального унивеpcитета (г. Рocтов-на-Дoну).

Обычно мы объединяемся в группу для реализации определенной общей цели. Поэтому члены группы не только обмениваются информацией, но и организуют совместные действия. Групповая деятельность предполагает

достижение некоторого результата: в группе спортсменов (спортивной команде) главным будет — занять первое место в престижных состязаниях; в группе военных (воинском подразделении) — победа над врагом; в группе обучающихся — получение знаний и проч. Однако, вспоминая басню про лебедя, рака и щуку, мы понимаем, что не всегда совместная деятельность приводит к успеху и есть целый ряд факторов и явлений как способствующих, так и мешающих этому.

По природе своей человек — существо общественное, и деятельность в группе является для него естественной. Многовековой опыт совместных действий породил ряд исторически сложившихся особенностей и принципов групповой деятельности.

Для совместных действий характерны две существенные особенности: разделение труда и гибкая координация:

  • Разделение труда — это распределение различных задач. Во всех группах участники выполняют разные функции, но их действия интегрируются в коллективном шаблоне. В баскетболе человек, пасующий мяч, не обязан бежать по полю, чтобы самому его принять. Все групповые действия включают в себя поведение и переживания некоторого числа людей, отличающихся друг от друга тем, кто именно и что должен сделать. Это означает, что участники взаимозависимы; каждый человек должен внести свой вклад, иначе единство как целое разрушится.

  • Люди, включенные в группу, — не просто марионетки, механически выполняющие свои функции. Общее направление совместного координированного действия постепенно складывается из

    последовательного ряда взаимных уступок участников. Блестящую иллюстрацию такой гибкости находим опять в баскетболе. Хотя в перехватывании паса нет ничего необычного, нельзя забывать, что расположение игроков на поле никогда не бывает дважды одним и тем же, и обстоятельства изменяются чрезвычайно быстро. Каждый участник должен вынести свое суждение и осуществить свое решение, но действия подгоняются одно к другому. В расчет принимаются требования каждой ситуации, и каждый человек по-своему содействует достижению общегрупповой цели.

В самом простейшем виде групповое действие нельзя рассматривать как простое механическое сложение действий отдельных людей. Действия нескольких человек, вытаскивающих автомашину из грязи, будучи сложением их мускульной энергии, вместе с тем характеризуются такими качественно новыми чертами, как единство ритма, взаимное стимулирование, эмоциональное переживание успеха или неуспеха. Соединение в групповом действии отдельных личностей, обладающих различными индивидуальными способностями и чертами характера, приводит к

взаимному дополнению способностей и черт характера в едином групповом субъекте. Наличие в группе решительного человека может придать совместным действиям решительность. Наличие упорных, последовательных людей — упорство и последовательность.

Необходимо отметить, что дополнительность имеет как положительную, так и отрицательную направленность, т. е. дополняться и тем самым усиливаться могут качества, повышающие эффективность действия группы и снижающие их. Так, наличие в группе пассивного, безвольного человека может сорвать самые благие начинания.

Помогает ли нам присутствие других людей?

Даже простое присутствие другого человека отражается на том, как мы выполняем свою работу. Вряд ли кому-то нравится взгляд из-за плеча, особенно если он сопровождается ненужными советами и пожеланиями. Возможно, это связано с тем, кто каждый из нас уже с детства слышал о «сглазе». Примета о «дурном глазе», от которого будто бы заболевают люди и животные, засыхают деревья и цветы, разрушаются все начинания и планы, распространена у всех народов. В Древнем Риме было особое божество, предохраняющее от сглаза, а у христиан — специальная молитва «от злых очес». Мусульмане навешивают на халаты амулеты против «сглаза» — «туморы», а мусульманки носят чадру и паранджу.

Особенно много людей считающих, что посторонние наблюдатели могут помешать выполнению задуманного. Поэтому они стремятся скрыть от окружающих цель и маршрут своего похода. Спросить у охотника, куда он идет, — значит испортить охоту. Люди даже боялись пожелать им удачи, думая, что этим могут навредить. При встрече с охотником они говорили: «Ни пуха тебе, ни пера!» — считая, что в действительности произойдет обратное, так как бесы, которые это услышат, превращают все желания людей в их противоположность. В настоящее время, желая успеха друзьям, многие из нас произносят это выражение.

Современному человеку очевидно, что глаза не обладают ни «добрыми», ни «злыми» свойствами, однако присутствие зрителей, поддерживающих спортсмена или его соперника, может оказать существенное влияние на результат. Неопытный спортсмен может испытать настоящий шок и выступить хуже, чем на тренировке, тогда как более опытный участник не так легко поддается воздействиям среды и в той же соревновательной ситуации сохраняет самообладание. Еще в 1897 г. американский ученый Норман Триплетт решил узнать, каким образом присутствующие люди, в данном случае зрители, влияют на индивидуальные действия. Рассматривая данные об установлении официальных мировых рекордов по велосипедным гонкам, он обратил внимание на то, что на участках дистанции, наблюдаемых зрителями, средняя скорость спортсменов была примерно на 20% выше, чем на трех отрезках дистанции, которые приходились на скрытую от зрителей часть пути. Пытаясь выяснить причину данного явления, Триплетт предположил, что повышение скорости гонщиков на открытой части дистанции объясняется

наличием зрителей.

Для доказательства своей гипотезы автор провел серию экспериментов с подростками, которым было предложено простое задание: как можно быстрее намотать рыболовную леску на катушку. Задание сначала выполнялось в одиночестве, затем в присутствии других. Было обнаружено, что работа в присутствии других повышает продуктивность приблизительно в 40% случаев, в 25% случаев она снижается, в остальных остается практически без изменений. Исследования Триплетта легли в основу дальнейшего изучения

феномена социальной фасилитации (от англ.

facilitate), под которой понимается повышение скорости или продуктивности деятельности человека в присутствии других людей.

Позднее было обнаружено, что феномен социальной фасилитации проявляется не только у человека, но и у самых различных социальных видов. Так, Роберт Зайонц показал, что в присутствии особей того же вида собаки бежали быстрее, цыплята съедали больше зерна, мухи чащи чистили крылья, муравьи переносили больше песка при постройке муравейника.

Огромное количество исследований в данном направлении потребовало как-то упорядочить огромную массу полученных данных, поэтому Б. Коллинз предложил

шесть типов ситуаций присутствия других, каждый из которых по-разному влияет на человека.

  • Первый тип характеризуется тем, что человек отдельно от других выполняет работу, результаты которой никому не станут известны.
  • Второй тип предполагает, что, работая в одиночестве, испытуемый знает, что с результатами его работы познакомятся другие люди.
  • Третий тип — человек работает в окружении людей, не реагирующих на него и не задающих ему вопросов.
  • Четвертый тип ситуаций означает, что окружающие не только задают ему вопросы, но и дают оценки его работе.
  • Пятый тип характеризуется активным взаимодействием испытуемого с другими людьми в совместной работе, результаты его работы не зависят от деятельности окружающих и, в свою очередь, не влияют на их результаты.
  • Шестой тип — участие в реальной взаимозависимой группе, где результаты деятельности индивида влияют на работу остальных и зависят от них.

Однако возможно и другое направление изменения поведения. Так, Г. Оллпорт сравнил успешность работы в двух условиях: в изоляции и в присутствии других людей. Используя сравнительно простые задачи, например последовательное подчеркивание определенных гласных букв или цифр из длинных рядов знаков, Оллпорт обнаружил, что в присутствии других большинство индивидов выполняют эти задачи быстрее, чем в одиночку, но допускают при этом большее число ошибок. В другом его исследовании социальная фасилитация имела место при выполнении лишь некоторых простых задач, например на умножение, в случае же сложного задания, такого как написание опровержений греческих изречений, присутствие других мешало деятельности. Данное явление стали называть

социальной ингибицией (подавлением).

Принцип усиления ведущей реакции позволяет объяснить особенности социальной фасилитации. Ведь вполне разумно предположить, что присутствие других возбуждает или усиливает напряжение. С этим явлением сталкивался, вероятно, каждый, кому приходилось выступать с трибуны или со сцены. В этих случаях возникает так называемая

«аудиторная тревожность» — выходя на сцену, всякий актер немножко «боится» зрителя. Это сопровождается реакцией возбуждения, благодаря чему результат исполнения значительно улучшается (ни на одной репетиции актеры не играют так хорошо, как перед публикой). Однако это справедливо лишь до определенных границ. Слишком большое нервно-психическое напряжение может привести к «срыву», качество исполнения резко упадет. Таким образом, если социальное возбуждение усиливает доминирующую реакцию, оно улучшает выполнение простых задач и ухудшает выполнение трудных. Теперь непонятные результаты обретают смысл.

Действительно, используемые в большинстве экспериментов простые действия — такие, как сматывание лески, решение простых примеров на умножение, выполнение заданий, связанных с едой, — все это легкие задачи, хорошо освоенные любым испытуемым. Вполне естественно, что в присутствии других их выполнение заметно улучшается. С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение лабиринта и решение сложных математических задач — более трудные задания, для которых правильный ответ изначально менее вероятен. Нет ничего удивительного в том, что в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов. Очевидно, что выбранное Зайонцем общее правило — возбуждение благоприятствует доминирующей реакции — применимо в обоих случаях и противоречия здесь нет.

Лучше меньше, да лучше

Мы обычно считаем, что люди, приступая к деятельности в группе, остаются одними и теми же. Они не снижают свои умственные и физические кондиции, проявляя их на том же уровне, что и в одиночестве. Более того, некоторые авторы указывают на возникновение между участниками групповой деятельности коллективного духа, что также в целом не противоречит положению: чем больше людей вовлечено в деятельность, тем выше будет результат. Однако это не совсем соответствует действительности.

Так, еще в 1927 г. в исследовании О. Келлера было показано, что при решении задачи на перетягивание каната каждый из участников сравнительно небольшой но величине команды прилагает больше усилий, чем каждый из членов многочисленной команды, т. е. суммарная сила команды возрастает не в прямой зависимости от количества участников, а криволинейно. При увеличении группы от 1 до 12 человек средние усилия, прилагаемые каждым, уменьшаются примерно на 10%. Аналогичные данные были получены и В. Меде, который описал явление, получившее название

эффекта Рингельмана.

Почти столетие назад французский инженер М. Рингельман обнаружил, что коллективная работоспособность группы не превышает половины от суммы работоспособностей ее членов. В ходе экспериментов с поднятием тяжестей в группах разной величины В. Меде обнаружил, что по мере увеличения количества участников происходит постепенное уменьшение средних индивидуальных вкладов в итоги групповой работы. Так, если продуктивность одного человека, поднимающего штангу, принять за 100%, то двое «в четыре руки» в среднем преодолевают не в два раза больший вес, а лишь 93% от суммы весов, которые могут поднять два человека по отдельности. КПД индивида в группе из трех человек составит уже 85%, из восьми — только 49%.

Меде предложил формулу для приблизительного определения среднего индивидуального вклада участников в деятельность групп разной величины:

С = 100 — 7 * (N — 1),

где С — средний индивидуальный вклад, выраженный в процентах по отношению к средней продуктивности отдельно работающего человека; N — количество членов в группе.

Эти данные как бы служат противовесом расхожему мнению, что «в единстве — сила». Не исключено, конечно, что низкая продуктивность является следствием плохой координации. Так, в басне Крылова члены группы тянут лямку в совершенно разных направлениях и в разное время. Группа ученых из Массачусетса под руководством Алана Ингама хитроумно исследовала эту проблему. В данном случае испытуемые думали, что другие тянут лямку вместе с ними, а на самом деле они трудились в одиночестве. Участники с завязанными глазами становились на первую позицию, и их просили «тянуть изо всех сил». Когда они знали, что тянут в одиночестве, они развивали усилие на 18% больше, чем когда думали, что сзади им помогают от двух до пяти человек.

Исследователи Б. Латане, К. Уильямс и Ст. Харкинс старались отыскать другие методы изучения этого феномена, который они назвали

социальной леностью. Так, они установили, что шум, создаваемый шестью испытуемыми, которым велели аплодировать и кричать как можно громче, лишь в два раза превосходил шум, создаваемый одним человеком.

Небезынтересно, что рукоплескавшие и в одиночку, и в группе не воспринимали себя «лодырями». Они считали, что хлопают одинаково громко и в той и другой ситуации. Здесь видится прямая аналогия с другим исследованием, где испытуемые создавали коллективный учебный проект и получали за него общую оценку. Все испытуемые были согласны с фактом лености других членов группы, но никто из них не признавал, что бездельничал именно он.

 

Изучить навыки формирования команды и управления взаимоотношениями внутри рабочей группы вы можете с помощью курсов «Командообразование (тимбилдинг)», «Лидерство» и «Управление проектами» и десятков других управленческих дисциплин на выбор при обучении по индивидуальной программе, в удобном для себе темпе, месте и времени.

www.elitarium.ru

Социальная фасилитация — психология

Фасилитация социальная — это… Что такое Фасилитация социальная?

[от англ. facilitate — облегчать] — повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

Впервые социальная фасилитация была зафиксирована и описана еще в конце XIX века (В. М. Бехтерев, Ф. Олпорт, Л. В. Ланге и др.).

Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке (в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы).

Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление».

В ряде случаев присутствие других, не вмешивающихся в действия индивида людей, ведет к ухудшению результатов его деятельности. Указанное явление получило название социальной ингибиции.

Совершенно однозначно зафиксирован тот факт, что феномен «фасилитация — ингибиция» принципиально по-разному проявляется в условиях интеллектуально сложной и простой, по сути дела, механической деятельности.

Так, в первом случае наличие наблюдателей чаще всего приводит к снижению качественной успешности осуществляемой субъектом деятельности, а во втором — к явному наращиванию количественных показателей ее реализации.

Следует отметить, что выраженность социально-психологического феномена «фасилитация — ингибиация» во многом зависит от половозрастных, статусно-ролевых и целого ряда других социальных и социально-психологических характеристик личности.

В то же время необходимо понимать, что подобное «включение» в процесс анализа дополнительных конкретизирующе-персонифицирующих переменных ставит перед исследователем задачу на этапе интерпретации эмпирических данных с помощью дополнительных экспериментальных усилий дифференцировать феномен «фасилитация — ингибиция» и феномен реальной личностной персонализации.

Следует различать сущностное несовпадение феноменов фасилитации и персонализации. Если в «персонализационной» ситуации происходит актуализация образа конкретного в той или иной степени «значимого другого», то в «фасилитационной» ситуации актуализируется лишь сам факт присутствия другого, не значимого как конкретная личность, а значимого лишь потому, что он присутствует и потому, что он «другой».

Наряду с уже упомянутыми результатами наблюдений за состязаниями на велотреке, феномен социальной фасилитации был зафиксирован в целом ряде экспериментальных ситуаций. Один из классических экспериментов такого рода поставил еще в начале XX в. Н. Триплет. Группе детей он предлагал выполнить простое задание — с максимально возможной скоростью намотать леску на катушку спиннинга. Сначала испытуемые должны были делать это поодиночке, а затем, в группе. В результате было установлено, что в присутствии других дети быстрее справляются с данной задачей. В своих ранних экспериментах Н. Триплет зафиксировал также, что в ситуации реального состязания с живыми соперниками велогонщики показывают более высокие результаты, чем в контрольных одиночных заездах на максимальную скорость.

В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что «…в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы.

Повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику…». Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, «в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен.

В присутствии других сексуально активных крыс у спаривающихся крыс повышается сексуальная активность»1.

С другой стороны, в ранних исследованиях проявления социальной ингибиции также были зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных.

Так, например, «в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно»2.

Противоречивость результатов первых исследований феномена «фасилитация-ингибиция» привела к тому, что эксперименты в этой области практически прекратились на довольно длительный период.

Новый толчок эти исследования получили благодаря работам социального психолога Р. Зайенса. Именно он первым выдвинул предположение о том, что эффект фасилитации имеет место в случае простой механической деятельности, а ингибиции — в ситуации интеллектуально сложной.

При этом он опирался на хорошо известный принцип, согласно которому возбуждение всегда усиливает доминирующую реакцию. Как считает в этой связи Д. Майерс, повышенное возбуждение, обусловленное присутствием других людей, «…

улучшает выполнение простых задач, для которых наиболее вероятной (“доминирующей”) реакцией является правильное решение. (Заметим, что применительно к таким задачам правильное решение практически всегда является однозначным и единственным — В. И., М. К.). Люди быстрее разгадывают простые анаграммы, такие как «лебх», когда они возбуждены.

В сложных задачах, где правильный ответ не напрашивается сам собой, возбуждение приводит к неправильной реакции. Возбужденные люди обычно хуже решают сложные анаграммы. …

Сматывание лески, решение простых примеров на умножение и выполнение заданий, связанных с едой, — все это легкие задачи, для которых реакция хорошо усвоена или врожденно доминирует. И вполне естественно, что в присутствии других людей выполнение таких заданий заметно улучшается.

С другой стороны, усвоение нового материала, прохождение лабиринта и решение сложных математических задач — это более трудные задания, для которых верный ответ изначально менее вероятен. И нет ничего удивительного в том, что в присутствии других людей увеличивается число неверных ответов в таких задачах. Одно и то же общее правило — возбуждение благоприятствует доминирующей реакции — применимо в обоих случаях»1.

Данное объяснение феномена «фасилитация — ингибиция» получило подтверждение в многочисленных экспериментах, проведенных как самим Р. Зайенсом, так и многими другими исследователями. В одном из таких экспериментов Р. Зайенс и его коллега С. Сейлз «…

предлагали испытуемым произносить каждое слово из некоего набора бессмысленных слов от 1 до 16 раз. Затем они объясняли, что эти слова будут по одному появляться на экране. Испытуемым предлагалось каждый раз отмечать, какое из слов появилось.

В то время как в действительности на экране в течение одной сотой доли секунды экспонировались лишь хаотичные черные линии, испытуемые “видели” по большей части те слова, которые до этого называли чаще. Эти слова стали доминирующей реакцией»2.

При этом, если в одиночку испытуемые называли доминантные слова примерно в два раза чаще, чем повторенные всего один раз, то в присутствии наблюдателей это соотношение возрастало до 3:1.

Дальнейшие исследования «…подтвердили тот факт, что социальное возбуждение благоприятствует доминирующей реакции, независимо от того правильна она или нет. Петер Хант и Джозеф Хиллери обнаружили, что студентам университета Акрона в присутствии других людей требуется меньше времени на изучение простого лабиринта и больше времени — на изучение сложного….

А Джеймс Майклз с сотрудниками обнаружил, что хорошие игроки в билльярд из студенческого союза Виргинского политехнического института (те, кто попадал в лузу в 71% случаев при незаметном наблюдении) играли еще лучше (81% попаданий), когда четверо наблюдателей приходили посмотреть на игру.

Плохие же игроки (у которых до этого была результативность 36%) при публичном выступлении играли даже хуже (25% попаданий)»3.

Результаты, полученные Дж. Майклзом, позволяют понять, почему хорошо известный во многих видах спорта эффект «своего поля» гораздо более значим для команд среднего уровня, чем для по-настоящему классных спортивных коллективов. Вполне понятно, что присутствие многочисленной благожелательно настроенной аудитории усиливает доминантные реакции.

В то же время, если последние недостаточно развиты, негативная реакция трибун может оказывать ингибирующее воздействие.

При этом, чем выше класс команды, тем лучше усвоены ее членами навыки, связанные как с индивидуальными действиями на спортивной площадке, так и с командным взаимодействием, а следовательно, тем ниже степень зависимости эффективности от реакции болельщиков.

Надо сказать, что в последние годы, наряду с теорией Р. Зайенса, получили распространение и другие точки зрения на природу и сущность феномена «фасилитация — ингибиция». Одной из них является так называемая модель отвлечения внимания/конфликта.

В основе данной модели лежит представление о том, что присутствие других людей всегда привлекает к себе наше внимание. В результате возникает внутренний конфликт между двумя основными тенденциями, проявляющимися практически в любой ситуации публичной деятельности: «1) уделять внимание аудитории и 2) уделять внимание самой задаче.

Этот конфликт способен увеличить возбуждение, которое в дальнейшем помогает или препятствует выполнению задачи в зависимости от того, связано правильное решение данной задачи с доминирующей реакцией или нет.

Кроме того, такой конфликт может вызвать когнитивную перегрузку, если усилия, необходимые для того, чтобы непременно уделять внимание сложной задаче и другим людям, превышают уровень познавательных способностей индивида»1.

Кроме того, проявление и степень выраженности феномена «фасилитация — ингибиция» зависит от целого ряда факторов. С собственно социально-психологической точки зрения, особый интерес в этой связи представляет влияние уровня группового развития.

Как показывает практика, в группах высокого уровня социально-психологического типа развития, присутствие других и взаимодействие с ними оказывает отчетливо выраженное фасилитирующее влияние в процессе и сложной интеллектуальной деятельности.

Особенно ярко это проявляется при работе над проблемными задачами, не имеющими не только очевидного, но и «единственно верного» решения и требующими креативного подхода.

Более того, как показывают последние исследования в области психологии менеджмента, в современных условиях наличие полноценной команды является не только полезным, но часто и совершенно необходимым условием поиска эффективных решений такого рода задач. Правда, в данном случае, в ситуации высокоразвитой общности ее можно рассматривать в качестве психологически целостного, пусть и коллектиного, но субъекта.

В этой связи в профессиональном сленге социальных психологов-практиков специализирующихся в сфере организационного консультирования, под фасилитацией зачастую понимается повышение эффективности деятельности малой группы под воздействием курирующего ее тренера-консультанта, а сам он нередко называется фасилитатором групповых процессов или просто фасилитатором. И все-таки наиболее точным и общепризнанным в современной социальной психологии содержанием термина «фасилитация» является его определение в контексте феномена «фасилитация — ингибиция».

Практический социальный психолог, планируя любое, как индивидуально-специфическое, так и функционально-ролевое свое влияние и взаимовлияние членов интересующей его группы должен учитывать феномен «фасилитация — ингибиция» и отдавать себе отчет в том, что порождаемый фасилитационный эффект может оказаться как существенным ресурсом для достижения поставленных целей, так и серьезным препятствием, которое этих целей достигнуть не позволит.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

Источник: https://psychology_pedagogy.academic.ru/19405/%D0%A4%D0%B0%D1%81%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D1%82%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B0%D1%8F

Социальная фасилитация

Влияние группы

Групповое влияние включает в себя несколько феноменов.

Современное значение – усиление доминантных реакций в присутствии других:хорошо знакомые задания вы будете выполнять лучше, ʼʼэлектрезу­ясьʼʼ от присутствия других.

А вот выполнение того, что вы считали труд­ным, в этих условиях может оказаться вообще невозможным.

Что же именно в других людях заставляет нас возбуждаться? Сам факт присутствия? Су­ществуют доводы в пользу трех возможных факторов.

1. Присутствующие (студенты, коллеги) заставляют нас беспокоить­ся, поскольку мы не знаем, как они нас оценивают. Боязнь оценкиобеспокоенность тем, как нас оценивают другие.

2. Когда человек беспокоится о том, как оценивают его другие, он отвлекается. Этот конфликт между вниманием к другим и вниманием к за­даче перегружает когнитивную систему и вызывает возбуждение.

3. Присутствие других может оказаться в какой-то степени возбуж­дающим, даже когда нас не оценивают и наше внимание ничем не отвлека­ется.

Социальная фасилитация обычно проявляется в том случае, когда лю­ди стремятся к достижению индивидуальных целœей и когда их усилия бывают оценены индивидуально.

3.2. Социальная леность

Социальная леность– тенденция людей прилагать меньше усилий в том случае, когда они объединяют свои усилия ради общей цели, нежели в случае индивидуальной ответственности.

В условиях групповых действий люди склонны быть ʼʼзайцамиʼʼ. ʼʼЗайцыʼʼлюди, получающие какую-либо выгоду от группы, но мало дающие взамен. Групповая ситуация уменьшает боязнь оценки.

Когда люди не отвечают за конечный результат и не могут оценивать свой собственный вклад, их личная ответственность распределяется между всœеми членами группы. Напротив, в экспериментах по социальной фасили­тации люди в большей мере подвергаются оценке со стороны. Оказавшись в центре внимания, они добросовестно контролируют свое поведение.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, действует один и тот же принцип: когда наблюдение увеличивает боязнь оценки, результатом будет социальная фасилитация, когда же за­терянность в толпе уменьшает боязнь оценки, результатом будет социальная леность.

Социальная леность возникает и в ситуации, когда вознаграждение делится поровну, независимо от личного вклада, каждый из участников получает большее вознаграждение на единицу своих усилий, в случае если он пара­зитирует. Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, у людей может возникнуть мотивация бездельни­чать, в случае если их вклад не оценивают и не вознаграждают в индивидуальном порядке.

Социальное паразитирование встречается тогда, когда люди работают в группе и без индивидуальной ответственности.

Исключением является ситуация, когда задача вызывающе трудна и увлекательна, а члены группы дружны между собой. В случае трудной и интересной задачи, люди могут воспринимать собственный вклад как незаменимый.

Когда люди считают других членов своей группы ненадежными или неспособными к продуктивной деятельности, они работают интенсивнее.

Группы намного меньше бездельничают, в случае если их члены – друзья. Сплоченность группы усиливает старания.

3.3. Деиндивидуализация

Деиндивидуализация утрата самоосознания и боязни оценки, возникает в групповых ситуациях, которые обеспечивают анонимность и не концентрируют внимание на отдельном индивиде.

В определœенных групповых ситуациях люди склонны к тому, чтобы отбросить нормальные ограничения, утратить чувство индивидуальной от­ветственности, ощутить то, что принято называтьʼʼдеиндивидуализациейʼʼ. В ка­ких обстоятельствах возникает это психологическое состояние?

1. Большая группа способна не только возбуждать своих членов, но и обеспечивать их анонимность. (Участники уличных беспорядков, ставшие обезличенной толпой, не стесняются грабить.).Поведение студентов на вечерах и дискотеках тоже объясняется этим феноменом.

Поскольку ʼʼтак делали всœеʼʼ, то и свое поведение каждый объясняет сложившейся ситуацией, а не собственным свободным выбором.(Обезличен­ность в больших городах сама по себе означает анонимность и предусмат­ривает нормы поведения, разрешающие вандализм).

2. Физическая анонимность усиливает эффект деиндивидуализации. Анонимность пробуждает интимность и игривость (маски на карнавале, по­целуи молодежи в темном кинозале).

3. Возбуждающие и отвлекающие занятия(скандирование на дискотеке или концертах).

4. Ослабленное самоосознание.Обстоятельства, понижающие самоосознание (алкогольное опьянение), соответственно, повышают де­индивидуализацию.

Деиндивидуализация, напротив — снижается в обстоятельствах, повышающих самоосознание: перед зеркалами и камерами, в маленьких посœелках, на ярком свете, при ношении именных табличек или нестандартной одежды, при отсутствии отвлекающих внимание стимулов, в необычной обстановке.

Когда юноша идет на вечеринку, хорошее родительское напутствие могло бы звучать примерно так: ʼʼЖелаю тебе приятно провести вечер, и не забывай, кто ты такойʼʼ. Другими словами, наслаждайся пребыванием в группе, но не утрачивай самоосознания, не поддавайся деиндивидуализа­ции.

  • — Социальная фасилитация

    Давайте начнем с самого простого вопроса социальной психологии: влияет ли на нас сам факт присутствия другого человека? Словосочетание «сам факт присутствия» означает, что люди не соревнуются друг с другом, не вознаграждают и не наказывают друг друга, и, по сути, они… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/psikhologiya/view/372075_social_naya_fasilitaciya

    Социальная фасилитация в психологии — это… Эффект социальной фасилитации

    Самосовершенствование 6 марта 2016

    Современная психологическая наука выделяет такой интересный феномен, как социальная фасилитация. Данный термин был введен в начале прошлого века учеными Н. Трипплетом и Ф. Оллпортом.

    Они в свое время разработали целую концепцию, позволяющую понять, почему человек, находясь в группе определенных людей, поступает тем или иным образом.

    Оказывается, очень многие особенности поведения зависят от таких вещей, как темперамент, склонность к общению, привычка к замкнутости.

    Основными факторами социальной фасилитации являются ярко выраженные стремления создать о себе положительное впечатление, получить одобрение со стороны общества.

    Человек, чья жизнь проходит в рамках социальных норм и порядков, будет изо всех сил стремиться соответствовать возложенным на него обязанностям.

    Он постарается оправдать ожидания коллег и начальства даже тогда, когда это неудобно и не приносит радости его собственной личности.

    Сущность понятия

    Социальная фасилитация представляет собой механизм поведения личности, когда она обладает способностью довольно успешно действовать и принимать верные решения в окружении общества. Если человек остается наедине с собой, то некоторые задачи того же уровня сложности воспринимаются им как более трудные.

    То есть вступает в действие эффект социальной поддержки и одобрения. Нам всем в той или иной степени важно быть замеченными и услышанными обществом. Никто не стремится жить настолько независимо, чтобы его не касались никакие социальные установки и стереотипы.

    Мы больше склонны прислушиваться к мнению большинства и делать из этого собственные выводы.

    Социальная фасилитация в психологии – это явление достаточно тонкое и индивидуальное. На каждого человека отсутствие или присутствие поддержки со стороны общества будет воздействовать по–разному. Кто–то предпочитает работать в одиночку, и ему мешают люди, постоянно снующие туда-сюда.

    Есть люди, которые не любят выслушивать наставления, они опираются только на собственные знания, умения и предпочтения. Другому важно на протяжении всего периода работы чувствовать взаимодействие с коллегами и сослуживцами. Пусть это и не будет значительно помогать в работе, однако главное — человек находится не один.

    Говоря иными словами, феномен социальной фасилитации заключается в том, что человек чувствует себя более уверенно тогда, когда его деятельностью кто–то интересуется и поддерживает ее.

    Феномен положительного ожидания

    Эффект социальной фасилитации тесно связан с тем, чего личность ждет от общества, насколько она ориентирована вообще на его мнение.

    Когда окружающие люди склонны подбадривать человека, поддерживать его во многих начинаниях, то сам индивид чувствует, что ему гораздо легче и проще выполнять свои повседневные задачи.

    Феномен положительного ожидания предполагает, что личность будет стараться произвести на окружающих людей положительное впечатление, чтобы получить всевозможные выгоды.

    Когда человек чувствует себя в обществе востребованным и принимаемым, ему становится гораздо проще воспринимать себя самого и стремиться к любым целям. Социальная фасилитация в психологии – это понятие, которое определяет степень успешности личности в конкретной ситуации. Каждый из нас на протяжении жизни стремится создать вокруг себя максимально комфортные условия.

    Видео по теме

    Социальная ингибиция

    Это обратный феномен, возникающий в ситуации, когда в момент взаимодействия с обществом при выполнении конкретной задачи личность чувствует себя потерянной и неуверенной в себе.

    Возрастает беспокойство, появляется страх сделать что–то неправильно, допустить ошибку. Такое явление на самом деле – не редкость.

    Людям, внутренний мир которых отличается особенной индивидуальностью, крайне важно подпитываться собственной энергией, чужая же может нанести вред и помешать.

    Феномены социальной фасилитации и ингибиции – явления противоположные, но в то же время оказываются тесным образом связаны друг с другом. Если первое понятие предполагает включенность в общественную жизнь, то второе чаще всего демонстрирует некоторую свободу от социального взаимодействия вообще.

    Такой жизнью живут творческие люди: писатели, музыканты, художники. Социальная фасилитация и ингибиция представляют собой два противоположных полюса.

    Если для человека важно и значимо работать индивидуально, то всяческие вмешательства и подсказки со стороны других людей могут вызывать у него значительное раздражение и неудовлетворенность. Социальная ингибиция предполагает, что личности лучше ориентироваться на собственное мнение, установки и мотивы.

    Присутствие других людей в момент рабочей активности может только навредить. Производительность труда не только ухудшится, она не будет отражать степень одаренности личности.

    Сила психологического давления

    Все мы живем в обществе, которое не может не оказывать на нас существенного влияния. В большинстве своем люди поступают не так, как они хотят на самом деле, а как того требуют сложившиеся обстоятельства. Сила психологического воздействия общества на индивида настолько велика, что иногда ему не удается распознавать собственные желания и мотивы.

    Феномен социальной фасилитации здесь имеет большое значение. Некоторым людям важно чувствовать поддержку со стороны своего ближайшего окружения.

    Именно заручившись такой моральной помощью, они могут выполнять свою работу более качественно и полноценно. Если такого человека оставить одного со сложной задачей, то он, конечно, с ней справится.

    Однако ему понадобится больше времени для того, чтобы разобраться в сути проблемы, решить все возникающие вопросы.

    Феномен одиночества

    Когда человек рассчитывает только на самого себя, он привыкает действовать в одиночку. Постепенно присутствие рядом коллег и ближайшего окружения может сильно сказываться на результатах деятельности. Такая личность привыкает максимально концентрироваться на работе и не отвлекается по пустякам. Возрастает требовательность к себе, вырабатываются строгая дисциплина и ответственность.

    Феномен оценивания

    Находясь в обществе, человек склонен в большинстве случаев подчиняться существующим в нем законам. В данном случае срабатывает эффект оценивания.

    Личность начинает задумываться над тем, как ее воспримут другие люди, какое мнение у них сложится в результате определенных действий, поступков.

    Социальная фасилитация в данном конкретном случае проявляется в качестве ожидаемой похвалы или порицания, в результате чего продуктивность выполняемой деятельности значительно возрастает.

    Эффект публичности

    Человек, который живет в обществе, всегда стремится произвести хорошее, положительное впечатление на окружающих. Мы иногда не можем самостоятельно принимать решения в том плане, что постоянно оглядываемся на мнение большинства.

    Эффект социальной фасилитации заставляет следовать общественным установкам и ориентироваться на его запросы. Вот и получается, что человек начинает жить требованиями социума, забывая о собственных потребностях.

    Так рождается внутреннее неудовлетворение, чувство потерянности и личностной нереализованности.

    Эффект публичности находит выражение в том, что, находясь в обществе, личность начинает действовать согласно возложенным на нее ожиданиям. Она не делает ничего лишнего, но ведет себя достаточно адекватно для каждой конкретной ситуации.

    Экстраверты и интроверты

    Люди в разной степени нуждаются в обществе. Если экстраверты не могут жить без социального взаимодействия, то интроверты прекрасно обходятся без него довольно длительное время. Первые черпают вдохновение через общение с людьми, вторые же видят неиссякаемый источник благодати в самих себе. Взаимодействие с другими может их очень утомлять, лишать сил и новых возможностей.

    Свойства темперамента

    Известно, что сангвиники легче остальных приспосабливаются к изменяющимся условиям. Холерики склонны действовать импульсивно, совершать необдуманные шаги.

    Флегматики достаточно спокойны и рассудительны, а меланхолики отличаются эмоциональной неустойчивостью и чрезмерной впечатлительностью.

    Какое влияние на все четыре типа оказывает социальная фасилитация? Пример можно привести такой: при первых же трудностях меланхолик склонен тотчас же замыкаться в себе, флегматик пытается разложить все «по полочкам», сангвиник активно и продуктивно действует, а холерик громко возмущается.

    Социальная леность

    Что представляет собой это понятие, как оно связано с социальной фасилитацией? Леность проявляется в том случае, когда отсутствует положительная оценка со стороны других участников деятельности. Если личность никак не поощрять, она не захочет работать во всю полноту своих возможностей.

    Социальная леность заключается в том, что человек никогда не станет прилагать дополнительных усилий, если не видит в них смысла и цели.

    При отсутствии значимой оценки человек часто замыкается в себе или начинает трудиться ровно настолько, чтобы не вызывать подозрений со стороны сослуживцев и коллег. Леность нейтрализует действие такого понятия, как социальная фасилитация.

    Примеры из жизни показывают, что при отсутствии должного внимания и поддержки со стороны начальства люди вообще перестают стараться, проявлять себя на работе с лучшей стороны, потому что не видят в том смысла и необходимости.

    Каждый из нас хочет ощущать, что его труд не напрасен. Если есть цель, ради которой человек совершает определенные шаги, то любые препятствия кажутся преодолимыми.

    Появляются даже дополнительные силы для реализации намеченных планов.

    В случае же серьезных конфликтов, непонимания со стороны общества, резкого, критического непринятия результатов труда индивида возникают противоречивые чувства, которые мешают полноценно действовать.

    Социально–педагогическая фасилитация

    Общественные институты, к которым относятся детские сады и школы, учат маленького человека с самого раннего возраста понимать, чего ждут от него другие люди.

    Каждому из нас знакома методика поощрения и наказания, успешно применяемая в обществе. Ребенок, попадая в определенную социальную среду, сразу учится жить по ее законам.

    С детства человеку предлагается (а вернее, навязывается) конкретная модель поведения, по которой ему предстоит жить в дальнейшем.

    Социально–педагогическая фасилитация заключается в том, что человек с малых лет учится воспринимать себя как часть общества. Социум предъявляет к нему определенные требования, под которые ему невольно приходится подстраиваться. При таком подходе личность часто теряет собственную индивидуальность, не знает, как ее реализовать в дальнейшем.

    Таким образом, социальная фасилитация выступает своеобразным связующим звеном между стремлениями самого человека и общественными установками. Очень важно суметь найти равновесие между этими двумя полюсами, тогда личность станет целостной и гармоничной.

    Источник: fb.ruИдёт загрузка…Самосовершенствование
    Реактивность в психологии — это что такое?

    Психология может дать практически все ответы на вопросы о поведении человека. Эта наука способна объяснить, почему одни люди становятся лидерами, а другие всю жизнь стараются избегать внимания. Не последнюю роль в хар…

    Самосовершенствование
    Новообразование в психологии — это что такое?

    Новообразование в психологии – это такое изменение, которое возникает в жизни человека на определённой стадии его развития. То есть на каждом возрастном этапе.

    Самосовершенствование
    Тест в психологии — это метод исследования личности. Психологические тесты с ответами

    Теоретическая и практическая психология – наука невероятной глубины, позволяющая познать тайны человеческого сознания. Это наука никогда не останавливается и совершенствуется с каждым днем, все больше и больше у…

    Самосовершенствование
    Чувства в психологии — это… Виды, характеристики чувств

    Чувства в психологии — это одна из центральных тем, которая вызывает огромный интерес у ученых, а также и у простых людей. Это явление сопровождает человека постоянно. Едва мы просыпаемся утром, сразу же испытываем те…

    Самосовершенствование
    Агглютинация в психологии — это… Агглютинация в психологии: определение, особенности и причины

    Чтобы подробно разобрать тему статьи, необходимо выяснить значение слова «агглютинация». Этим термином в психологии определяется соединение на первый взгляд несовместимых в реальности свойств, качеств или …

    Самосовершенствование
    Стереотипизация — это классификация форм поведения. Стереотипизация в психологии — это…

    Стереотипизация — это процесс формирования устойчивого представления или образа каких-либо людей, событий, явлений. Она характерна для представителей той или другой социальной общности. Рассмотрим далее подробнее, как…

    Самосовершенствование
    Депривация в психологии — это что такое? Виды депривации в психологии

    Мы все являемся социальными существами. Каждый человек принадлежит конкретной социальной группе. Нормально развиваясь, ребенок общается с родителями, одногодками и другими детьми и взрослыми, происходит удовлетворение…

    Самосовершенствование
    Самосознание в психологии — это… Что такое самосознание? Определение и понятие

    Одной из базовых в учении о личности является проблема самосознания. Оно и неудивительно, ведь понятие это очень сложное и многогранное. Научные исследователи немало трудов посвятили этому феномену. Самосознание в пси…

    Самосовершенствование
    Интериоризация в психологии — это … Какова роль этого процесса?

    Людей всегда интересовал вопрос:как работает наша психика? Этот сложный механизм, производимый мозгом, регулирует практически все внутренние процессы нашего организма, а также позволяет человеку быть социальным сущест…

    Самосовершенствование
    Самооценка в психологии — это что? Виды и понятие самооценки в психологии

    Каждый человек склонен постоянно оценивать себя, свое поведение и поступки. Это необходимо для гармоничного развития личности и построения отношений с окружающими людьми. Способность дать себе правильную оценку оказыв…

    Источник: http://monateka.com/article/213417/

    __________________________________________

    obu4ayka.ru

    Социальная фасилитация — Википедия

    Материал из Википедии — свободной энциклопедии

    Социальная фасилитация — эффект, при котором человек более успешно выполняет поставленные задачи в присутствии других людей, чем в одиночку. Сам механизм, то есть зависимость скорости, объема и других показателей успешности действий от присутствия рядом особей своего вида, наблюдается не только у людей, но и у животных. Эффект обычно наблюдается при деятельности, связанной с хорошо усвоенными реакциями или привычными действиями. При выполнении сложных задач присутствие других особей может оказывать обратный эффект, который в социальной психологии получил название социальной ингибиции.

    При труде в коллективе и отсутствии оценки индивидуального труда каждого участника проявляется противоположный эффект — социальная леность.

    Эффект социальной фасилитации, тогда еще не получившей такого названия, был впервые выявлен в 1898 году психологом Норманом Триплеттом. Он заметил, что во время велосипедных гонок спортсмены демонстрируют более высокие результаты не тогда, когда соревнуются с секундомером, а когда участвуют в коллективных заездах. Чтобы проверить наблюдение, Триплетт провел один из первых в истории социальной психологии лабораторный эксперимент, в котором детей просили как можно быстрее наматывать леску на катушку удочки. Результаты показали, что в присутствии соисполнителей дети справлялись с заданием быстрее, чем поодиночке. Дальнейшие эксперименты (Г.Олпорт, 1920, Dashiell, 1930, Travis, 1925) показали, что в присутствии других людей испытуе

    ru.wikipedia.org

    Ответы на вопрос «Соц.фасилитация и соц.ингибиция. Условия возникновения»

    Социальная фасилитация(от англ. facilitate – облегчать) – повышение эффективности (в плане скорости и продуктивности) деятельности личности в условиях ее функционирования в присутствии других людей, которые в сознании субъекта выступают в роли либо простого наблюдателя, либо конкурирующего с ним индивида или индивидов.

    Впервые социальная фасилитация была зафиксирована в конце XIX в. в опытах французского физиолога У. Фере, а затем подробно описана Ф. Олпортом, Н. Трипплетом, В. Меде, В. М. Бехтеревым (совместно с Н. Н. Ланге) и др.

    Одним из случаев выявления феномена социальной фасилитации была ситуация, зафиксированная наблюдателями на велосипедном треке(в отличие от обычного стадиона, велотрек устроен таким образом, что трибуны со зрителями там расположены вдоль лишь одной стороны трассы). Оказалось, что вне зависимости от оговоренных с тренером тактических планов борьбы за первенство в заезде, именно перед трибунами со зрителями спортсмены непроизвольно ускоряются даже в ущерб возможной победе, которая как необходимое условие предполагала бы некоторое «предразгонное замедление».

    В последующих экспериментах, проводившихся в разных странах, было зафиксировано, что в присутствии других повышается также скорость, с которой люди выполняют простые примеры на умножение и вычеркивают в тексте заданные буквы, повышается кроме того точность выполнения простых заданий на моторику. Нечто подобное было зафиксировано и в экспериментах с животными. Так, например, в присутствии других особей своего вида муравьи быстрее роют песок, а цыплята склевывают больше зерен.

    Социальная ингибиция (лат. inhibere – сдерживать, останавливать) – ухудшение продуктивности выполняемой деятельности, ее скорости и качества в присутствии посторонних людей или наблюдателей, как реальных, так и воображаемых.

    Проявления социальной ингибиции были также зафиксированы как у людей (в частности, при прохождении лабиринта, заучивании бессмысленных слогов и решении сложных математических задач), так и у животных. Так, например, в присутствии других особей своего вида тараканы, попугаи и зеленые зяблики проходили лабиринт медленнее, чем обычно.

    www.konspektov.net

    описание феномена, примеры :: SYL.ru

    В различных областях социума на уровне отдельно взятой личности, компании или государства возникает необходимость в эффективных инструментах помощи и влияния.

    Социальная фасилитация как раз и является одним из них. Этот инструмент позволяет справиться с самыми различными задачами и достигнуть поставленных целей. Среди них выход из кризиса, а также направление одного человека или группы людей к изменениям совершенного иного качества.

    Определение понятия

    Социальная фасилитация представляет собой явление, выраженное в эффекте усиления активной деятельности личности, которая проявляется в присутствии других людей. Иными словами, даже самые простые задания (например, зачеркивание в тексте определенных букв, легкие примеры на сложение и т. д.) человек выполняет намного лучше, если он понимает, что за ним наблюдают.

    Социальная фасилитация — это изменение в поведении индивида, которое вызвано присутствием аудитории. Проявляется данный феномен в усилении эмоционального возбуждении исполнителя.

    Установлено также и то, что скорость и качество выполнения более сложных работ в присутствии посторонних у человека, несомненно, падают. Это объясняет феномен, противоположный тому понятию, которое представляет собой социальная фасилитация. Он носит название социальной ингибиции.

    История открытия

    В 1989 г. психологом Норманом Триплеттом было подмечено, что велосипедисты способны добиться лучших результатов в тех случаях, когда соревнуются между собой. Все показатели спортсменов значительно снижаются, если во время тренировок они просто включают секундомер. Психолог провел целый ряд исследований, для того чтобы подтвердить свои догадки.

    В дальнейшем эксперименты Триплетта стали одними из первых в социальной психологии. Они заключались в том, что детям предлагалось намотать леску на катушку спиннинга. Был подтвержден тот факт, что малыши работали намного энергичнее в том случае, когда рядом присутствовали другие люди. Намотать леску в одиночестве было для них более сложной задачей.

    Подобный эффект, который психолог Флойд Оппорт назвал социальной фасилитацией, ученые наблюдали и у животных. Например, цыплята быстрее едят зерна, а муравьи роют ходы в земле, если рядом находятся другие особи.

    Таким образом, социальная фасилитация в психологии – это влияние оценки социума на производительность. Подобное явление вызвало небывалый интерес в научных кругах. Это привело к тому, что исследования, начатые Норманом Триплеттом, были в дальнейшем продолжены. Несколько позднее был установлен тот факт, что если при выполнении определенной задачи возле исполнителя присутствуют пассивные наблюдатели, то эффективность его действий значительно снижается.

    Это был момент, когда ученые были неспособны сопоставить два феномена, что и завело общую теорию в тупик.

    Программа исследования социальной фасилитации была возобновлена лишь в 1965 г. За нее взялся Роберт Зейонц. Им была намного глубже исследована социальная фасилитация. Теория активации при этом, сформулированная им же, объяснила два, казалось бы, противоположных феномена. Роберт Зейонц высказал предположение того, что феномен социальной фасилитации возможен только в случаях выполнения наиболее простых, привычных и усвоенных человеком механических действий. Обратный же эффект, который получил название ингибиции, возникает в более сложных интеллектуальных ситуациях.

    В основе подобного утверждения лежал установленный факт того, что появившееся возбуждение является активатором доминирующей реакции. Под возбуждением в данном случае понимается присутствие других людей, которые находятся рядом в процессе выполнения того или иного задания. Именно поэтому в случаях простых работ наиболее вероятной, доминирующей реакцией является побуждение к скорейшему выполнению необходимых действий. При этом для решения поставленной задачи зачастую существует единственный верный путь. В тех же случаях, когда правильный ответ не является столь очевидным, возбуждение, вызванное присутствием других людей, провоцирует неверные реакции.

    Несколько позже имели место и другие предположения, объясняющие феномен социальной фасилитации и ингибиции. Это была, например, предложенная Робертом Барроном модель отвлечения-конфликта. Согласно ее теории, присутствие посторонних людей вызывает в любом человеке внутренний конфликт. Он заключается в том, что индивид не может определить, уделять ли ему внимание аудитории, или выполнять поставленную перед ним задачу. Такой конфликт, возникающий в связи с усилением возбуждения, либо помогает выполнить задачу, либо, наоборот, мешает этому.

    Боязнь оценки

    Социальную фасилитацию и ингибицию социальная психология объясняет как явления, вызываемые тремя причинами. Первой из них является боязнь оценки. Психологи объясняют данный эффект тем, что доминирующие реакции человека проявляются намного сильнее, когда он думает или точно знает, что присутствующие оценивают его. Именно поэтому происходит следующее:

    • исполнитель старается работать быстрее и лучше, если другие исполнители или коллеги обладают несколько большим навыком или компетенцией;
    • уровень возбуждения падает, когда в группе авторитетных людей появляются те, чье мнение исполнителю безразлично;
    • наибольшее влияние окружающие оказывают на тех, кто переживает из-за высказанных мнений наблюдателей и данных ими оценок;
    • феномен социальной фасилитации или ингибиции находит свое самое яркое проявление в тех случаях, когда присутствующие люди незнакомы исполнителю, и он не успевает следить за ними.

    По мнению психологов, наблюдатели вселяют в человека тревогу, так как ему не все равно, как оценят все его действия. При этом у исполнителя появляется смущение, которое мешает ему справиться с предложенной ему задачей. Так, баскетболисты, думающие о том, как они смотрятся со стороны, и начинающие анализировать все свои движения, обязательно промахнутся во время решающего броска.

    Отвлечение внимания

    Феномен социальной фасилитации заключается в том, что порой исполнитель начинает задумываться над тем, как выполняют работу его коллеги или же как на результат отреагирует аудитория. В таком случае внимание человека рассеивается, а возбуждение начинает расти. При этом возникает конфликт, который перемещает мысли исполнителя между невозможностью отвлечься от внимания окружающих и необходимостью сосредоточиться на решении поставленной задачи.

    Пример социальной фасилитации подобного типа – отвлечение внимания человека не только из-за присутствия других людей, но и из-за периодически появляющихся световых вспышек.

    Факт нахождения наблюдателя

    Социальная фасилитация в психологии – это явление, которое вызывает не только боязнь сторонней оценки или рассеивающееся внимание. Подобный эффект может быть вызван присутствием наблюдателей. Например, во время проводимого психологами эксперимента испытуемым предложили назвать их любимые цвета. При этом рядом с ними находились наблюдатели. С одной стороны, подобные задания не имеют ни правильных, ни неправильных ответов, которые могли бы быть оценены посторонними. Однако их присутствие явно «электризовало» испытуемых. Из этого ученые сделали вывод, что реакция людей на присутствие аудитории наблюдателей происходит бессознательно. При этом существуют определенные факторы, которые оказывают непосредственное влияние на степень реакции.

    Среди них следующие:

    1. Количество окружающих людей. Чем больше наблюдателей, тем большее влияние они оказывают на действия индивида. Человек возбуждается гораздо сильнее при массовой аудитории.
    2. Наличие симпатии и антипатии внутри самой группы. При взаимодействии людей, хорошо относящихся друг к другу, эффективность выполнения задания значительно повышается.
    3. Степень пространственной близости. Социальное возбуждение, так же как и степень социальной фасилитации (ингибиции), находится в прямой зависимости от того, насколько тесно друг к другу находятся люди.

    Пол наблюдателей

    Особенно яркий эффект социальной фасилитации возникает в тех случаях, когда аудитория посторонних наблюдателей представлена людьми противоположного пола. Например, мужчина непременно будет делать большое количество ошибок, если рядом присутствуют женщины. Точно так же он весьма быстро выполнит наиболее легкое задание при дамах. Например, в ходе проведенного эксперимента спортсмены с высокой скоростью пробегали мимо трибуны, с которой за ними наблюдала женщина. Их скорость была значительно ниже, если дама сидела к ним спиной.

    Настроение

    Доказано, что при хорошем расположении духа эффект социальной фасилитации значительно усиливается. При плохом настроении ему на смену приходит явление ингибиции. Его мы рассматривали выше.

    Уровень мастерства

    Феномен социальной фасилитации и ингибиции может проявляться по-разному. Все будет зависеть от того, кто выполняет задание – «новичок» или «профессионал». Как проявляется социальная фасилитация? Примеры из жизни в этом случае встречаются буквально на каждом шагу. Так, человек, который только учится новому делу и самостоятельно при этом тренируется, будет чувствовать себя намного спокойнее, если рядом нет сторонних наблюдателей. И здесь многие могут вспомнить, как они учились водить машину. Эта задача весьма сложная и комплексная. И новичку на первых порах часто приходится останавливаться буквально среди дороги для обдумывания сложившейся ситуации. Однако все меняется с обретением опыта. Когда все движения доведены до автоматизма, даже присутствие в салоне пассажиров не способно вызвать эмоционального напряжения и привести к ошибкам.

    Именно поэтому, для того чтобы выполнять свое дело на все сто, каждый человек вначале должен отработать свои действия и движения, доведя их до автоматизма. Только после этого он не будет зависеть от влияния аудитории. Опытные профессионалы, будучи ловкими и натренированными, в присутствии сторонних наблюдателей только улучшают эффективность своих действий. Ведь они чувствуют себя достаточно уверенно в хорошо знакомой им деятельности, стремясь продемонстрировать полученные навыки.

    Социальная леность

    Насколько велик индивидуальный вклад каждого члена рабочей группы? В тех случаях, когда перед людьми ставится общая цель, возникает психологический феномен, отличный от социальной фасилитации.

    Практически столетие назад инженер из Франции М. Рингельманн рассчитал, что коллективная работоспособность, проявленная группой людей, не достигает и половины от той, которой по отдельности обладают все ее члены. Примером тому послужил эксперимент, в ходе которого перетягивался канат. Испытуемые не знали, прилагают они усилия вместе или в одиночестве, так как им завязывали глаза. Но если им говорили, что канат перетягивает команда, то их усилия снижались на 18%. При этом они считали, что работают изо всех своих сил. В этом и состоит феномен социальной лености, основная причина которого кроется в том, что групповая работа снижает боязнь оценки. Люди, не отвечающие за конечный результат, не способны оценить личный вклад. Их ответственность перед решением поставленной задачи делится поровну между участниками группы.

    Как пример социальной лености может быть приведено сельское хозяйство. Ведь личные огороды, занимающие всего один процент угодий в стране, дают практически 27 % урожая.

    Фасилитация и бизнес

    Происходящие экономические изменения нередко ставят многочисленные вопросы как перед людьми, так и перед компаниями. Что делать? Что происходит? Как развиваться во время кризиса? Как подготовить себя к будущему росту? Конечно, готовых ответов на эти вопросы нет. Их поиском люди занимаются во время совместного обсуждения при проведении мозговых штурмов, стратегических сессий и рабочих встреч.

    Однако нередко время на таких совещаниях тратится участниками впустую. Каждый из них настолько вовлечен в беседу, что происходит рост разногласий и резко снижается эффективность групповой работы. И здесь на помощь приходит социальная фасилитация, которая, попав в сферу бизнеса, приняла профессиональную форму.
    В переводе с английского facilitate — «помогать, облегчать». Именно поэтому под фасилитацией в бизнесе понимают оказание помощи, которая позволяет группе решать поставленную перед ней задачу. Такой процесс способствует повышению эффективности работы, раскрытию потенциала участников, повышению их заинтересованности.

    При использовании технологии фасилитирования совещаний, сессий и мозговых штурмов исполнители направляются в русло более напряженной мыслительной работы.

    Фасилитация в бизнесе является одновременно процессом и серией навыков, которые позволяют эффективно организовать беседу по обсуждению спорной ситуации и сложной проблемы, выполнив без потерь времени все намеченные повесткой собрания или совещания пункты. И все это становится возможным только в случае предварительной подготовки, планирования и конструктивного подхода.

    www.syl.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *