Материальные потребности человека — примеры, особенности
Труднонасыщаемое существо человек имеет постоянную потребность в определённых условиях и обстоятельствах. В противном случае жизнь его превращается в страдальческое существование и лишается ощущения гармонии и комфорта. Что же такое материальные потребности человека? Примеры и особенности, а также мнение учёных по этому поводу рассмотрим ниже.
Различают социальные, материальные и духовные потребности человека.
- Социальные – зависимость от общения, контакта, реализации в обществе.
- Материальные потребности человека (биологические) – обеспечение сохранения и продолжения жизни.
- Духовные – реализация инстинктов поклонения и размножения. Творческая реализация, зависимость от получения удовольствий.
Материальные потребности человека — примеры реальных и мнимых потребностей
Реальные – потребности, которые вызваны искренним самостоятельным желанием человека.
- Дыхание.
- Еда.
- Вода.
- Кров.
- Творческие увлечения.
- Религиозные убеждения.
- Сон, отдых тела и мозга.
- Интимные потребности.
Мнимые — зависимость от мнения окружающих и вытекающие отсюда потребности:
- навязанные увлечения;
- мнимые вероубеждения;
- склонности и вымышленные способности.
Материальные потребности человека – примеры позитивные
Человеку необходимы определённые условия для комфортного существования. Это не означает, что он не сможет прожить без тёплой воды в квартире или без горячего завтрака. Безусловно, сможет. Но каково будет его моральное состояние, насколько от этого будет страдать его психика, это уже зависит от внутренних духовных потребностей, тесно связанных между собой. Если человеку для счастья мало надо, то его материальный мир ограничивается здоровым телом и бодрым духом, но, увы, таких людей практически не существует.
Обычному среднестатистическому Хомо Сапиенсу для комфортной жизни необходимы некоторые условия.
- Удобное жилище.
- Питательная разнообразная пища.
- Различная одежда, утварь, приспособления и инструменты, облегчающие его жизнедеятельность.
- Средства передвижения.
Материальные потребности человека — примеры негативные
- Зависимость от наркотических и туманящих разум веществ.
- Зависимость от лекарственных препаратов.
- Зависимость от дорогостоящих атрибутов жизни, обусловленная социальной потребностью самореализации в социуме, но вытекающая в физическую проблему постоянной погони за всё более усовершенствованными материальными благами.
Первичные и вторичные потребности
Американский психолог А. Маслоу разделил материальные потребности человека на первичные и вторичные.
Первичные:
- потребности, без которых жизнь обрывается;
- потребности, обеспечивающие человеку уверенность в продолжении его жизни, страхующие от смерти.
Вторичные:
- социальные – контакт с людьми, взаимно-комфортные отношения, проявление взаимной заботы, любви, интересов;
- престижные – реализация эго человека, утверждение его личности в обществе, возвышение, рост, уважение и признание окружающими;
- духовные – реализация духовных порывов, никак не связанных с другими людьми и контактами с ними (поклонение, творчество).
Материальные потребности человека сопровождают его с первых секунд жизни до последних. Только чрево матери способно организовать плоду всю совокупность его материальных потребностей. Покидая его, человек сталкивается с постоянной борьбой за обеспечение своих материальных прав и зависимостей. Иначе он просто перестает полноценно жить. Даже если его жизнь будет поддерживаться в организме, без комфортных материальных благ (обусловленных духовными и социальными потребностями) наступает крах человеческого материального мира.
fb.ru
Материальные и духовные потребности — Мегаобучалка
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: нее социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они показывают различные закономерности их функционирования и развития.
Материальные потребности— это потребности человека в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребностии более сложные — материальные социальные потребности.К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом здоровье и физической безопасности, в продолжении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде — пошивочные и ремонтные ателье, склады
§ 2. Материальные и духовные потребности 85
и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище — ремонтно-строительные организации, потребностей в благоприятной среде — уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.
Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обшссти, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, спск-ма протннорадлрноц зашиты самолета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя
племени.
Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное — это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труди основанный на нем процесс материального производства, т.’ е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение— взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго»1. Если потребности в пище и жилище — главные биологические матери-
Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. С. 158-159.
86 Глава 4. Концепция потребностей в философии
§ 2. Материальные и духовные потребности 87
альные потребности человека, то главная социальная материальная потребность — это потребность в труде.
Духовные потребности— это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.
Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е. идеями, которые объявляются истинными бел доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы по.чнаппя — научное и художественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемЕ>1е и проверенные факты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комичесю.х. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.
Образование— это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребно-
стей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.
Воспитание— это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется имеете с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.
Потребность в смысле жизни:>то, но-индимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир и целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов — дозированная инфор-
88 Глава 4. Концепция потребностей в философии
мация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.
В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозныеи поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») — хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смотреть порнофильмы — это, конечно, духовная потребность. Не вдаваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества — противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, образовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т. п.).
В реальной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для
1Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.
§ 3. Индивидуальные и общественные потребности 89
удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.
Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. I? сервисной деятельности эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.
megaobuchalka.ru
Духовные потребности человека — что это такое: примеры удовлетворения
Низшие потребности, которые также называются физиологическими, есть у всех живых существ.
У обширной части животных присутствуют и более высокие потребности: нужда в безопасности, в социальных взаимодействиях.
Но только человек имеет духовные потребности, такие как стремление познать себя и мир вокруг, желание достигать успехов в выбранных областях знаний. Духовные потребности человека являются одним из ключевых двигателей развития человеческого общества.
Что такое соционика? Узнайте об этом из нашей статьи.
Что это такое?
Потребности — определенные нужды человека или животного, которые необходимо удовлетворять для создания чувства комфорта, уверенности, спокойствия.
Физиологические потребности являются опорой для все остальных, поскольку их недостаточное удовлетворение подрывает жизнедеятельность.
Согласно идеям Абрахама Маслоу, за физиологическими потребностями следуют социальные: необходимость общаться, ощущать общность, быть принятым окружающими, быть любимым и защищенным. И лишь после них идут духовные.
Духовные потребности — наиболее высокие потребности человека, которые можно должным образом удовлетворить только в том случае, если нужды более низшего уровня удовлетворены хотя бы относительно.
Какие бывают? Список духовных потребностей:
- потребность в познавательной активности;
- стремление самосовершенствоваться, развиваться;
- потребность иметь одну или несколько любимых сфер деятельности;
- необходимость понять смысл собственного существования и четко определить жизненные цели;
- потребность реализоваться в определенных сферах деятельности, стать значимым, раскрыть свои возможности в полной мере;
- потребность получать эстетическое удовольствие.
Главные проблемы, препятствующие человеку реализовывать духовные потребности, — это неудовлетворенность более низших нужд, психические и физические заболевания.
к содержанию ↑Описание
При неудовлетворении духовных потребностей человек не умирает, его соматическое состояние здоровья не страдает, а в отдельных случаях это не влияет и на психическое здоровье, особенно если человек имеет различные врожденные либо приобретенные интеллектуальные отклонения.
При этом большинство людей все равно нуждается в удовлетворении духовных потребностей в той или иной мере. Какие потребности можно назвать духовными, что к ним относится?
к содержанию ↑Познавательная активность
Даже в каменном веке и ранее люди стремились к познанию окружающего мира, пытались понять, как работает то, что их окружает, как можно объяснить те или иные явления.
Их умозаключения приводили к появлению первых верований и суеверий, поскольку наиболее простой способ объяснить происхождение обыденных для нынешних людей, но совершенно необъяснимых для древних явлений (грозы, огня, дождя) — это связать их с деятельностью потусторонних сил, богов, духов, магии.
Именно благодаря стремлению к познавательной активности человечество находится на нынешней ступени развития и продолжает совершенствоваться.
Эта потребность имеет тесную связь с другими духовными нуждами и является ключом к достижению важных для большинства людей целей.
Как удовлетворить эту потребность?
Каждому человеку важно найти свой путь к познанию и определить, какие сферы ему наиболее интересны.
Кому-то подойдет чтение книг и статей, кому-то — просмотр обучающих роликов, посещение секций, кружков, курсов.
Чтобы информация была должным образом усвоена и принесла пользу, важно регулярно использовать ее для достижения практических целей, совершенствовать навыки.
к содержанию ↑Самосовершенствование
Эта потребность тесно связана с предыдущей, но не во всех аспектах, поскольку самосовершенствование включает в себя не только развитие, связанное с увеличением объема знаний и количества навыков, но и интеллектуальное (нельзя оценивать ум человека лишь по объему знаний в памяти, есть и другие критерии), физическое, моральное.
Под моральным развитием подразумевается совершенствование своих взглядов на окружающий мир: человек в процессе существования сталкивается с моральными задачами и, решая их, растет духовно, увеличивает силу воли, становится мудрее и доброжелательнее.
Под высоким интеллектом можно подразумевать ряд различных вещей, таких как:
- умение быстро и правильно принимать решения;
- способность быстро находить в памяти ответы на нужные вопросы;
- высокая способность к запоминанию информации;
- значительная развитость разных видов мышления;
- умение длительно концентрироваться и быть продуктивным в течение этого времени.
И, разумеется, наличие багажа знаний, умений и навыков. Поэтому, говоря об интеллектуальном самосовершенствовании, есть смысл подразумевать нацеленность на развитие всех этих способностей или их части.
Люди, регулярно занимающиеся различной физической активностью, в среднем более здоровы (за исключением профессиональных спортсменов) и живут дольше.
Также физическая активность благоприятно влияет на психическое здоровье человека.
Как удовлетворить эту потребность? Могут помочь удовлетворить нужду в моральном самосовершенствовании качественные книги, фильмы, сериалы, игры.
Также важно смело идти навстречу трудностям, чтобы получить моральный опыт.
Чтобы стать сильнее и умнее, важно регулярно уделять время для саморазвития: тренироваться, изучать научные публикации, применять навыки, связанные с активным использованием мышления, на практике и так далее.
к содержанию ↑Реализация в трудовой деятельности
Большинство людей стремятся добиться большего в деятельности, которой занимаются.
Этой деятельностью может быть как работа, так и хобби.
Не у всех есть возможность зарабатывать деньги, выполняя ту работу, которая вызывает теплые чувства, поэтому значительная часть людей вынуждена трудиться в сферах, которые им не слишком нравятся.
В таких случаях потребность реализоваться через работу способна снизиться, и человек может попытаться компенсировать это за счет хобби.
Реализация важна в плане удовлетворения не только духовных, но и социальных потребностей: если тебя ценят на рабочем месте, у тебя появятся друзья, чувство общности, безопасности.
В процессе достижения трудовых целей человек самосовершенствуется, получает новые навыки и знания, начинает ощущать собственную значимость, лучше понимает, чего хочет от жизни.
Как удовлетворить эту потребность? Уделяйте работе столько времени и сил, сколько можете, но при этом следите, чтобы Ваше психическое и физическое здоровье не страдали.
Старайтесь больше узнать о сфере, в которой работаете, повышайте собственную компетентность, общайтесь с опытными коллегами, развивайте когнитивные способности.
к содержанию ↑Удовлетворение эстетических чувств
Стремление находиться в красивых интерьерах, любоваться красотой окружающего мира и общаться с привлекательными с точки зрения общества людьми крайне развито у человека.
Также эстетические чувства и желание нравиться окружающим толкают людей на коррекцию собственной внешности при помощи косметики, украшений, одежды, физической активности и даже пластических операций.
У человека, длительное время находящегося в однообразной обстановке, лишенной привлекательных с его точки зрения элементов, увеличивается вероятность развития депрессии.
Как удовлетворить эту потребность? Наслаждайтесь художественным контентом — фильмами, картинами, посещайте музеи, выставки, изучайте искусство.
Чаще гуляйте на свежем воздухе и в процессе прогулок присматривайтесь к разным элементам природного мира. Держите свой дом и свое тело в чистоте и порядке.
к содержанию ↑Потребность отыскать смысл жизни
Философские вопросы часто терзают людей, особенно тех, которые находятся в кризисных периодах. Время от времени каждый может испытывать потребность переосмыслить собственную жизнь и найти новые цели.
Это важный процесс, и, если человек не найдет ответы, устраивающие его, у него могут возникать внутренние конфликты, психические заболевания.
Как удовлетворить эту потребность?
Важно уметь прислушиваться к себе, анализировать жизненную ситуацию, задавать правильные вопросы в процессе рассуждений.
Также стоит помнить, что смысл жизни не обязан быть глобальным, любые цели важны и значимы.
к содержанию ↑Как формируются?
На процесс формирования духовных потребностей влияет ряд факторов, таких как:
- Семья. Родители — первые люди, с которыми активно контактирует ребенок. Их представления о нормах, потребностях и ценностях повлияют на него.
- Общество. В социуме уже давно сформированы представления о том, какие должны быть ценности у каждого человека.
Кто-то назовет отдельные из них спорными, однако же влияние общества крайне велико, и большинство людей неосознанно подстраиваются под требования.
- Друзья, коллеги. Когда человек становится старше, на него начинает влиять более широкий круг людей.
- Состояние психического и физического здоровья. У серьезно больного человека представления о потребностях могут отличаться от тех, которые присутствуют у здорового. А люди со значительными интеллектуальными дефектами в принципе могут не иметь ярко выраженных духовных потребностей.
- Образование. Многое зависит от его качества и доступности, а также от компетентности преподавателей и руководства.
Духовные потребности начинают формироваться еще в раннем детстве.
к содержанию ↑Отличие от материальных
Таблица базовых отличий:
Духовные | Материальные |
Ощущаются как что-то, без чего можно обойтись, разве что частично пострадает качество жизни. | Ощущаются как необходимые. |
Редко ориентированы на получение выгоды (такая цель может быть, но обычно она не стоит на первом месте), прежде всего нужны человеку для достижения гармонии, счастья, глубокого удовлетворения. | Получение выгоды обычно в приоритете. |
Нацелены на достижение психологического комфорта. | Ориентированы на получение комфорта для тела (одежда, еда, жилье, физическая безопасность). |
Примеры удовлетворения
К примерам удовлетворения духовных потребностей можно отнести любые ситуации, когда человек стремится к познанию, саморазвитию ради достижения удовольствия и гармонии, а не ради прямой выгоды.
- Пример 1. Сергей работает сварщиком, и его полностью устраивает заработок. При этом в свободное от работы время он с интересом изучает точные науки и планирует поступать в университет, чтобы больше узнать о сфере, которая его интересует, и получить возможность реализоваться в деятельности, которая ему больше нравится.
- Пример 2. Светлана — воспитатель в детском саду, которая крайне увлечена сферой своей деятельности. Она активно изучает возрастную психологию и педагогику, много времени уделяет написанию планов занятий и делает все возможное, чтобы дети были счастливы, довольны и активно развивались.
Несмотря на то, что духовные потребности не выглядят как что-то крайне необходимое, они помогают человеку сохранять психическое равновесие, активно развиваться и чувствовать себя счастливее, спокойнее, значимее.
О духовных потребностях человека в этом видео:
Наша интересная группа Вконтакте:
psyholic.ru
материальные и духовные, подлинные и мнимые
В процессе своего развития каждый человек сталкивается с необходимостью удовлетворять различные нужды, которые возникают в ходе жизнедеятельности и носят название потребности.
Потребности человека и их виды
Потребность представляет нужду человека, которая представляет собой необходимый элемент для его полноценного существования. Потребности человека проявляются чаще всего в мотивах его деятельности.
Современная наука различает такие виды потребностей:
1. Биологические (материальные, органические) – потребности индивида в одежде, пище, жилье и т.д.
2. Социальные – потребности каждого человека в общественной деятельности, общении с другими людьми, общественном признании, славе и. тд.
3. Духовные (познавательные, идеальные) – это потребность в знаниях, созидании, философскому анализе, творческой реализации.
Все потребности человека взаимосвязанные между собой. Так социальные потребности – это результат синтеза духовных и материальных потребностей. У большинства людей социальные потребности часто маскируются под духовные – так человек, руководствуясь желанием общественного признания (социальная потребность) использует для этого творческую реализацию (духовная потребность).
Потребности каждого следующего уровня доступны для человека только тогда, когда он удовлетворит все предыдущие: если не удовлетворены потребности в еде, желание творческой реализации не возникнет.
Подлинные и мнимые
Различают также такие виды потребностей как подлинные и мнимые. Подлинные потребности – это те потребности, к которым человек приходит самостоятельно. Если у человека возникает желание заняться музыкой – это подлинная потребность. В случае если он начинает музицировать после того, как на него повлияли из вне – родственники, друзья, общество, такая потребность переходит в разряд мнимых.
Все потребности человека должны быть разумными, так как не все потребности человека могут быть удовлетворены в краткие сроки, а также они не должны противостоять моральным и нравственным устоям общества.
Интересы человека
Потребности выступают основой интересов каждого человека и его способностей. Интерес представляет собой целенаправленную позицию человека, касаемо объекта его потребности. Интересы людей на самом деле направлены не на предмет его потребности, а на процесс, который делает его доступным. Интересы зависят от того, к какой социальной группе принадлежит индивид, и какой статус занимает в обществе.
Существует такая классификация интересов человека:
1. В зависимости от их носителя — общественные, групповые, индивидуальные
2. В зависимости от направленности – духовные, социальные, политические.
Каждому человеку необходимо осознавать свои интересы, и при их реализации учитывать интересы других людей. Интересы не должны носить стратегический характер их достижения. Не разобравшись в том, подлинный или мнимый интерес, человек часто достигает своей цели путем пренебрежения интересов других индивидов, что противоречит всем человеческим нормам гуманности.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: Деятельность человека и ее виды: сознание и познание человеком мира
Следующая тема:   Способности человека: ординарные и выдающиеся, талант и гениальность
Все неприличные комментарии будут удаляться.
www.nado5.ru
Материальные и духовные потребности
Материальные потребности — совокупность материальных благ, имеющая вещественную форму и выступающая в качестве главного побудительного мотива трудовой деятельности человека. Разновидностями материальных потребностей являются жилье, мебель и оборудование, одежда и обувь, транспорт и средства связи, продукты питания, предметы культуры, отдых и развлечения.
Духовные потребности — совокупность духовных благ, необходимых для становления и развития личности человека. Разновидностями духовных потребностей являются получение профессионального образования, служебная карьера, научное и художественное творчество, культура и искусство, услуги массовой культуры (книги), кино, видео, театр.
Потребитель — человек, потребляющий продукты питания, товары производства и сферы услуг для воспроизводства рабочей силы.
Потребительская корзина — сумма расходов, потребительский минимум, необходимый для поддержания жизненного уровня определенной категории потребителей (покупки продовольствия, товаров, оплаты услуг) в расчете на одного человека.
Денежные доходы населения — основная форма личных доходов граждан и семей, домашних хозяйств, получаемых в виде денежных средств. Денежные доходы образуются за счет получения заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, от продажи товаров, произведенных в собственном хозяйстве, в виде платы за оказание услуги, о продажи личного имущества, сдачи в его аренду4.
Денежные расходы населения — затраты граждан, семей, домашних хозяйств в денежной форме на приобретение товаров, оплату услуг, уплату налогов, внесение сборов, осуществление платежей, взносов, приобретение ценных бумаг и т.п5.
Среднемесячная заработная плата работающих в отраслях экономики определяется делением начисленного фонда оплаты труда, включая вознаграждение по итогам работы за год и единовременные поощрения, на среднегодовую численность работающих. Пособия, получаемые работающими из средств социального страхования, в фонд оплаты труда и среднюю заработную плату не включаются.
Прожиточный минимум населения рассчитывается с учетом его половозрастного состава, исходя из расходов на продукты питания в объеме минимальных размеров их потребления, расходов на коммунальные услуги, а также налогов и обязательных платежей, исходя из структуры расходов на них у 10% наименее обеспеченных семей.
Потребление продуктов питания в домашних хозяйствах складывается за счет покупки товаров во всех сферах торговли, собственного производства и переработки, запасов и прочих поступлений (помощь родственников, подарки, бесплатные поступления в форме вознаграждений за труд).
Духовные потребности могут быть отражены с помощью ряда статистических показателей, показывающих динамику удовлетворения социальных потребностей населения России. К ним можно отнести численность учащихся и студентов в расчете на 10000 населения, число посещений театров и музеев на 1000 населения, число массовых библиотек и клубных учреждений в расчете на 1000 населения, годовой тираж газет, книг и брошюр на душу населения, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия в общем объеме бюджета государства. С другой стороны, на уровень духовного благосостояния влияют такие показатели, как число преступлений на 10 000 населения, процент участия населения в выборах органов власти и др.
Духовные потребности создаются в результате интеллектуальной деятельности в таких отраслях народного хозяйства, как наука, образование, культура, социальное обеспечение, политическое управление. Они представляют собой продукт преобразования отношений между людьми, складывающихся в ходе совместной, коллективной деятельности, из формы бытия в форму сознания. Роль духовных потребностей в развитии личности человека и персонала организации весьма велика, однако исследована теорией управления пока недостаточно. Некоторые показатели духовного благосостояния населения России за 1985-2000 гг. даны в табл. 3.1.1.
Таблица 3.1.1
studfiles.net
Материальные и духовные потребности | Бесплатные курсовые, рефераты и дипломные работы
Некоторые современные ученые разделяют потребности на 3 группы: материальные, социальные и духовные. Такое деление вызывает возражения, так как нарушает законы логики: нее социальные потребности могут быть включены в число материальных или в число духовных потребностей. Мы исходим из того, что деление потребностей на материальные и духовные происходит по одному основанию, а на социальные и биологические — по другому. И первое, и второе деление полезны для понимания мира потребностей, так как они показывают различные закономерности их функционирования и развития.
Материальные потребности— это потребности человека в обеспечении своего материального существования. В материальных потребностях можно выделить два пласта: относительно простые материальные биологические потребностии более сложные — материальные социальные потребности.К материальным биологическим относятся потребности в пище, одежде, жилище, благоприятной окружающей среде, физическом …
здоровье и физической безопасности, в продолжении рода. В современном сервисе существует множество отраслей и направлений, которые обслуживают каждую из этих потребностей. Так, удовлетворением потребностей в пище непосредственно занимаются система общественного питания и ресторанный сервис, потребностей в одежде — пошивочные и ремонтные ателье, склады
§ 2. Материальные и духовные потребности 85
и магазины, прачечные, химчистки, потребностей в жилище — ремонтно-строительные организации, потребностей в благоприятной среде — уборочные службы, предприятия садово-паркового хозяйства и т. п. Безопасностью занимаются армия, полиция и охранные организации, физическое здоровье и продолжение человеческого рода требуют медицинских, санаторно-курортных и спортивно-оздоровительных услуг. Транспорт, связь и информационный сервис прямо или опосредованно обслуживают каждую из перечисленных областей.
Все эти материальные потребности по своей природе биологические, но, как уже отмечалось, они проявляются у человека в специфической социальной форме. Даже биологические материальные потребности человека в отличие от потребностей животных исторически изменяются. С одной стороны, в них сохраняется некий инвариант, общий для всех людей, а иногда для людей и животных. Так, всем людям необходим похожий набор химических веществ для полноценного питания, а безопасность всегда и для всех включает в себя предохранение от механических повреждений тела и от попадания в организм ядовитых веществ. С другой стороны, сервисные технологии неизбежно различаются у обшссти, стоящих на разных ступенях развития. Любой вид сервиса исторически развивается. Если для обеспечения безопасности президента высокоразвитой страны может понадобиться, например, спск-ма протннорадлрноц зашиты самолета, то вождю африканского племени она совершенно не нужна. Президента, в свою очередь, не могут удовлетворить услуги воинов с копьями и топорами, которые вполне справляются с охраной вождя
племени.
Материальные социальные потребности появляются только у человека. Вопреки мнению Гегеля и других идеалистов, социальное — это не только мышление, но и вполне вещественная, материальная деятельность с предметами внешнего мира. К социальным материальным потребностям относятся труди основанный на нем процесс материального производства, т.’ е. предметно-орудийная преобразовательная деятельность человека, общение— взаимодействие в процессе трудовой деятельности и обмен продуктами труда. Материальные потребности не ограничиваются потребностями в так называемых материальных благах. Как отмечает Л. П. Буева, «специфически человеческое отношение к миру состоит не в потреблении, а в созидании; первое лишь необходимое условие и средство второго»1. Если потребности в пище и жилище — главные биологические матери-
Буева Л. П. Человек, деятельность, общение. М.: Мысль, 1978. С. 158-159.
86 Глава 4. Концепция потребностей в философии
§ 2. Материальные и духовные потребности 87
альные потребности человека, то главная социальная материальная потребность — это потребность в труде.
Духовные потребности— это потребности в знаниях, настроениях, переживаниях и впечатлениях. К духовным относятся потребности в познании, образовании, воспитании, смысле жизни.Их можно также классифицировать на основе форм общественного сознания, разделив на нравственные, правовые, политические, эстетические, религиозные или атеистические потребности, потребность в мировоззрении. Наконец, можно выделить относительно простые духовные потребности, существующие на уровне обыденного сознания, и сложные, которые удовлетворяются с помощью теоретического и художественного сознания.
Потребность в познании— это стремление человека к знанию объективных явлений, свойств и закономерностей действительности. Она порождается материальными потребностями в успешной трудовой деятельности, которая не может существовать и совершенствоваться без накопления знаний о мире. Затем потребность в познании может приобретать относительную самостоятельность, превращаться в самоцель, так что ее связь с материальными потребностями становится опосредованной и завуалированной. У древних людей эта потребность удовлетворялась только с помощью обыденного познания. Затем появляются более сложные пути удовлетворения потребности в знаниях — мифология и религия. В религии действительные знания о мире переплетаются с верой в сверхъестественное — т. е. идеями, которые объявляются истинными бел доказательств, на основе традиции. Наиболее развитые формы по.чнаппя — научное и художественное.
Научное познание нацелено на раскрытие объективных законов природы и общества, объяснение и предсказание изменений изучаемых явлений. Оно включает в себя проверяемЕ>1е и проверенные факты и обобщения. Художественное познание — это особое эстетическое освоение действительности в художественно-образной форме. Оно может осуществляться с помощью искусства и включает в себя оценку вещей и событий как прекрасных или безобразных, низменных или возвышенных, трагических или комичесю.х. Ценностно-ориентационная деятельность (см. § 6) также опирается на познание (невозможно дать правильную оценку явлениям, которые не знаешь), но не сводится к нему.
Образование— это процесс усвоения систематизированных знаний, умений и навыков. Оно является одной из главных потребно-
стей человека, так как стало необходимым условием подготовки к труду и общению. Потребность в образовании по существу является конкретизацией и более развитой формой потребности в познании. В современном обществе человек нуждается не в каком-то неопределенном наборе знаний, а в качественной системе образования и в надежных критериях этого качества. Образование рассматривается в современном мире как одна из частей сферы услуг. Им занимаются особые организации — в основном учебные заведения. Государство осуществляет контроль за образованием для придания ему легитимности: лицензирование образовательных услуг является подтверждением их качества и обеспечивает их стандартизацию, официальное признание при оценке уровня образованности конкретного лица.
Воспитание— это целенаправленное воздействие на человека для подготовки его к выполнению всего многообразия социальных функций (труда, общения, познания и т. п.). Оно входит в процесс социализации и является потребностью, поскольку без целенаправленного воздействия взрослых ребенок не сможет стать дееспособным членом общества. В учебных заведениях потребность в воспитании фактически удовлетворяется имеете с потребностью в образовании. Однако воспитание, по мнению психологов и педагогов, начинается практически с рождения ребенка, когда образование (в строгом смысле слова) еще невозможно.
Потребность в смысле жизни:>то, но-индимому, наиболее сложная духовная потребность. Она выражается в формировании мировоззрения — системы взглядов человека на мир и целом и свое место в нем. Смысл своего существования определяется каждой личностью индивидуально, но это не значит, что он зависит от субъективного видения мира. Существуют, во-первых, несколько основных концепций смысла человеческого существования, к которым многие люди приходят на том или ином этапе своей жизни (при этом тем или иным образом модифицируя их, адаптируя к особенностям своей личности). Во-вторых, концепция смысла жизни прямо зависит от того, как развивались способности человека и как удовлетворялись потребности в познании, образовании и воспитании. Различные общественные структуры, движения и организации с глубокой древности стремились воздействовать на внутренний мир человека, чтобы сформировать у него такое мировоззрение и понимание смысла жизни, которое соответствует идеологии этих движений и организаций. Для подобного воздействия на формирование духовных потребностей используется широкий набор приемов — дозированная инфор-
88 Глава 4. Концепция потребностей в философии
мация и дезинформация, эмоциональное воздействие искусства, чувство товарищества и солидарности, пропаганда через средства массовой информации, наконец, простая материальная заинтересованность в получении тех или иных благ. Духовные потребности, которые потребность в смысле жизни как бы обобщает и подытоживает, во многом определяют поведение человека. Поэтому на их формирование всегда пытаются повлиять в своих интересах как общество в целом, так и отдельные существующие в нем структуры, движения, организации и группировки.
В настоящее время широко распространено наивное отношение к духовным потребностям как к чему-то «очень хорошему». Так, уже отмечалось, что церковь обычно трактует духовные потребности как чисто религиозныеи поэтому очень ценные. Отсутствие религиозных потребностей называют при этом «бездуховностью» (вместо «нерелигиозности») — хотя в действительности общество выработало много очень ценных нерелигиозных духовных потребностей, например, потребность в научном и художественном творчестве. Столь же ошибочным нам представляется и утверждение: «Можно иметь, например, видеомагнитофон и смотреть только порнофильмы, но вряд ли это связано с духовными потребностями…»1. Стремление смотреть порнофильмы — это, конечно, духовная потребность. Не вдаваясь в рассуждения о том, хорошо это делать или плохо, отметим другое: существуют не только «хорошие», но и негативные, деструктивные, разрушительные, осуждаемые обществом духовные потребности. В СССР к ним было принято относить, например, потребности религиозного характера. В современном мире распространяются духовные потребности гораздо более опасные, чем разглядывание порнографических картинок: это пропаганда всевозможных экстремистских идеологий (религиозных и нерелигиозных), фашистских и других человеконенавистнических концепций. Задача общества — противостоять формированию такого рода потребностей, в том числе и методами сервисной деятельности (информационный, образовательный, анимационный сервис, средства массовой информации и т. п.).
В реальной жизни материальные и духовные потребности, а также приемы и методы их удовлетворения взаимодействуют и переплетаются. Так, удовлетворение материальных потребностей всегда требует какого-то уровня знаний, т. е. духовных предпосылок. Для
1Черников В. Г. Человек и его потребности: Учеб. пособие. Рыбинск: РГАТА, 2003. С. 85.
§ 3. Индивидуальные и общественные потребности 89
удовлетворения любых духовных потребностей используются материальные предметы — например книги, музыкальные инструменты, краски и холст, звуковоспроизводящая аппаратура и другое оборудование. Поэтому удовлетворение духовных потребностей становится возможным благодаря удовлетворению сопутствующих им материальных. Это еще раз показывает зависимость духовной деятельности человека от материальной. Последняя создает и совершенствует мир вещей («вторую природу», техносферу, ноосферу), формируя тем самым возможности для развития и удовлетворения духовных потребностей.
Любая сервисная деятельность, направленная на удовлетворение одной потребности, обычно затрагивает и многие другие. Удовлетворение материальных и духовных потребностей часто взаимосвязано, носит комплексный характер. I? сервисной деятельности эта комплексность служит дополнительным фактором, повышающим привлекательность предлагаемого набора услуг.
refac.ru
Материальные потребности человека
Материальными потребностями человека считаются его потребности в еде, одежде, жилище. Или, говоря научным языком, это нужда в условиях и средствах для удовлетворения всех оставшихся потребностей. Звучит немного сложно, но на деле все просто – этими словами психологи хотели передать то, что четко разграничивая потребности, люди совершают ошибку.
Рассмотрим как примеры, материальные потребности человека. Итак, желание одеваться – материальная потребность человека. Однако давайте взглянем глубже – ходить полностью обнаженным в жаркий летний день ни один человек себе не позволит не потому, что не хочет, а потому, что есть определенные нормы поведения в обществе, а в таком случае налицо социальная потребность. Или вопрос жилья. Если семья живет, скажем, в респектабельном районе, то она просто не может себе позволить жить в доме с отделкой, которая будет заведомо дешевой. Итак, жилье – значит, это вариант материальной потребности человека? Нет, опять же не совсем – так решено не потому, что им жизненно необходимо жить в красивом доме, а потому, что так принято в их ближнем социуме.
Материальные и духовные потребности
Материальные и духовные потребности человека с первого взгляда кажутся настолько далекими друг от друга, что их даже нельзя вместе упоминать. Но это в корне неверно, человек по многим вероисповеданиям существо двуликое, и если задуматься, смысл в этом суждении глубокий. Добро и зло, свет и тьма – таких примеров очень много, но правильно говорят, что если не будет ночи, то и не поймешь, что наступил день. Последователи буддизма считали, что отказ от материальных благ приведет к возвеличиванию духа. Даже сейчас, в двадцать первом веке, юный буддист перед принятием в сан ламы на месяц замуровывается в пещере с небольшим количеством еды и узкой щелью для воздуха. Щель настолько мала, что даже в солнечный день в пещере темно и холодно. Зачем такие мучения? Буддисты объясняют это тем, что лама должен уметь отказаться от всех материальных ценностей ради великого дела.
Действительно, наверное, надо быть уникальным человеком, чтобы ради веры идти на такие лишения. Современному человеку так себя истязать, конечно, не нужно, и что говорить, удовлетворение материальных потребностей у каждого отдельного человека свое. Кому – то хватает малого, другие пользуются многим, а им все мало.
Современные психологи считают, что в человеке материальные и духовные потребности должны находиться примерно на равных. Иными словами, как можно рассуждать о высшем благе, если у человека элементарно нечего есть? Или думать, что работа не дает духовного наслаждения и только из-за этого туда не ходить. К сожалению, стресс современной жизни иногда ломает психику человека, и такие люди уже больше ни на что, кроме как рассуждения, не способны. Или некоторым очень удобно, прикрываясь духовными ценностями, оставаться вдалеке от работы. Тогда разговора о духовных ценностях в таких вариантах быть просто не может.
К сожалению, в настоящей жизни не все занимаются тем, чем бы им действительно хотелось бы. Однако советовать таким людям сразу прекращать, к примеру, удовлетворение, таким способом материальных потребностей не стоит, можно посоветовать найти себе хобби, которое будет давать душевный отдых, это может быть чтение книг на любимую тематику, может, катание на коньках на выходных – выбирайте то, что вам действительно хотелось бы. Один молодой человек, как ни странно, находил душевное удовлетворение в работе рубанком. Постепенно совершенствуясь и «отдыхая» таким способом по выходным, этот юноша открыл свое дело, которое теперь приносит не только моральное удовлетворение, но и весьма значимое материальное.
Старайтесь жить в мире с собой, а главное – не переставайте развиваться, совершенствоваться, и у вас все получится!
kak-bog.ru