Вопросы и ответы

Понятие менталитет – 1.1. Понятие менталитет и ментальность: особенности определения. Ментальные характеристики культуры

Содержание

Менталитет

Менталитет (от лат. mens или (род. падеж) mentis – душа, дух (в более узком смысле – ум) и суффикса прилагательного ‘al’) – совокупность умственных, эмоциональных, культурных особенностей, ценностных ориентаций и установок, присущих социальной или этнической группе, нации, народу, народности.

Термин возник в исторической науке, однако в настоящее время часто используется в психологии, социологии. Понятие менталитета включает в себя взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, религиозную принадлежность и многие другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей. Считается, что первым использовал этот термин этнолог Леви-Брюль. Он применял его в отношении первобытных племён, жизнь которых наблюдал. Леви-Брюль противопоставлял мышление первобытного человека и современного, поэтому он обозначил особое мышление племён термином менталитет. Однако в массы этот термин вошёл благодаря деятельности французской исторической Школы «Анналов». Её представители понимали под менталитетом то, что объединяло короля Франции и рядового солдата, то есть менталитет предстаёт именно как коллективная черта, а не как индивидуальная. Постепенно термин перекочевал из научной среды в публицистику.

К менталитету относятся не только качественные, но и количественные ментальные особенности.

Конкретное изучение того или иного менталитета предполагает выделение и описание ментальных особенностей трех видов:

  1. уникальных социально-психологических признаков субъекта;
  2. своеобразного сочетания социально-психологических признаков;
  3. специфической величины признаков.

Изучение менталитета – более сложная задача, чем просто исследование духовного мира, оно предполагает два этапа:

  1. идентификация социально-психоло-гических признаков у разных субъектов и степени выраженности этих признаков;
  2. сравнение признаков различных субъектов и выявление на основе этого их особенностей, то есть менталитета каждого из них. Если же процедура сравнения не производится, то это есть изучение просто сознания или бессознательного, но не менталитета.

Поскольку сознание и психика субъекта в целом детерминируются генотипом, окружающей средой и собственным духовным творчеством субъекта, то и менталитет детерминируется, во-первых, особенностями генотипа, во-вторых, своеобразием природных и социальных условий и, в-третьих, качеством и степенью собственной духовной активности субъекта как формой самодетерминации. Первые два детерминирующих фактора – генотип и среда – обеспечивают сохранение и трансляцию менталитета – передачу ментальных особенностей от одних поколений к другим и от одних лиц к другим. Третий же фактор – духовная активность человека – обусловливает развитие менталитета и его совершенствование.

При обсуждении вопроса о становлении менталитета принимаются во внимание первые две из отмеченных форм его детерминации. Практически не учитывается качество самодетерминации менталитета. А между тем человек не есть пассивное произведение наследственности и внешних условий. В лучшем своем воплощении он обладает внутренней программой активности и является творческим существом. Это творчество управляется менталитетом человека и заключается в создании новых форм культуры и формировании у самого себя чаемых социально-психологических качеств. Наиболее оригинальные компоненты менталитета возникают именно в результате актов самодетерминации. Например, менталитеты А. С. Пушкина и Л. Н. Толстого отличались от менталитетов других людей в первую очередь тем, что создал их творческий дух, а не тем, что они получили на уроках в гимназии.

  • Менталитет посредством перцептивных и мыслительных установок, доминирующих потребностей и вызванных ими эмоций детерминирует своеобразный характер восприятия мира и эмоционального реагирования на его события.
  • Сознание субъекта и в целом его психика регулируют речь, поведение и деятельность людей, а менталитет определяет специфический характер человеческой активности, в частности, ее направленность.
  • Менталитет – это средство осуществления социальной самоидентификации субъекта, основа социальной солидарности, фактор, обеспечивающий единство и преемственность существования социальной общности. Субъектом на основе осознания своих ментальных особенностей и сравнения их с особенностями других субъектов происходит отнесение себя к определенной социальной общности. Осознание себя частицей этой общности далее формирует чувство социальной солидарности и вытекающее из него стремление поддерживать внутригрупповые связи и оказывать моральную, материальную и организационную поддержку членам своей группы.
  • Менталитет служит фактором, стимулирующим социальный прогресс посредством культурных инноваций, составляющих содержание новых ментальных особенностей.

Обобщая изложенное выше, менталитет можно определить как возникшую на основе генотипа под влиянием природной и социальной среды и в результате собственного духовного творчества субъекта систему качественных и количественных социально-психологических особенностей человека или социальной общности; эта система детерминирует специфический характер восприятия мира, поведения, деятельности, самоидентификации субъекта, обеспечивает единство и преемственность существования социальной общности, а также стимулирует социальный прогресс посредством продуцирования культурных инноваций.

12 черт русского менталитета

  1. Соборность, примат общего над личным: «мы все свои», у нас все общее и «а что люди скажут». Соборность оборачивается отсутствием понятия приватности и возможностью любой соседской бабушке вмешаться и высказать вам все, что она думает по поводу вашей одежды, манер и воспитания ваших детей. Из той же оперы понятия «общественность», «коллектив», отсутствующие на Западе. «Мнение коллектива», «не отделяться от коллектива», «а что люди скажут?» – соборность в чистом виде. С другой стороны, вам скажут, если у вас торчит ярлычок, развязался шнурок, забрызганы брюки или порван пакет с продуктами. А также – помигают фарами на дороге, чтобы предупредить о ГИБДД и спасти от штрафа.
  2. Стремление жить по правде. Термин «правда», часто встречающийся в древнерусских источниках, означает правовые нормы, на основании которых вершился суд (отсюда выражения «судить право» или «судить в правду», то есть объективно, справедливо). Источники кодификации – нормы обычного права, княжеская судебная практика, а также заимствованные нормы из авторитетных источников – прежде всего Священного Писания. За пределами российской культуры чаще говорится о законопослушности, правилах приличия или следовании религиозным заповедям. В восточном менталитете о Правде не говорится, в Китае важно жить по заветам, оставленным Конфуцием.
  3. В выборе между разумом и чувством русские выбирают чувство: искренность и душевность. В российском менталитете «целесообразность» практически синоним корыстного, эгоистичного поведения и не в чести, как что-то «американское». Среднему российскому обывателю трудно представить, что можно разумно и осознанно действовать не только ради себя, но и ради кого-то, поэтому действия бескорыстные отождествляются с действиями «от сердца», на основе чувств, без головы. Российское – нелюбовь к дисциплине и методичности, жизнь по душе и настроению, смена настроения от миролюбия, всепрощения и смирения к беспощадному бунту на полное уничтожение – и обратно. Русский менталитет живет скорее по женской модели: чувство, мягкость, всепрощение, реагируя плачем и яростью на последствия такой жизненной стратегии.
  4. Определенный негативизм: большинство россиян чаще видят в себе недостатки, а не достоинства. За рубежом, если человек на улице случайно задел другого человека, шаблонная реакция практически любого: «Sorry», извинение и улыбка. Они так воспитаны. Печально, что в России такие шаблоны – более негативные, тут можно услышать и «Ну ты, куда смотришь?», и нечто более резкое. Россияне хорошо понимают, что такое тоска, при том что это слово непереводимо на другие европейские языки. На улицах у нас не принято улыбаться, смотреть в лица окружающим, неприлично знакомиться и просто заговаривать.
  5. Улыбка в русском общении не является обязательным атрибутом вежливости. На Западе чем больше улыбается человек, тем он больше проявляет вежливости. В традиционно русском общении приоритет – требованию искренности. Улыбка у русских демонстрирует личное расположение к другому человеку, которое, естественно, не распространяется на всех. Поэтому если человек улыбается не от души, это вызывает неприятие. Можно обратиться за помощью – скорее всего помогут. Нормально попрошайничать – и сигаретку, и деньги. Человек с постоянно хорошим настроением вызывает подозрение – то ли больной, то ли неискренний. Тот, кто обычно приветливо улыбается другим – если не иностранец, то, конечно, подхалим. Конечно, неискренний. Говорит «Да», соглашается – лицемер. Потому что искренний российский человек обязательно не согласится и возразит. И вообще самая настоящая искренность – это когда матом! Вот тогда – человеку веришь!
  6. Любовь к спорам. В русском общении традиционно большое место занимают споры. Русский человек любит спорить по самым различным вопросам, как частным, так и общим. Любовь к спорам по глобальным, философским вопросам – яркая черта русского коммуникативного поведения. Русского человека часто интересует спор не как средство нахождения истины, а как умственное упражнение, как форма эмоционального, искреннего общения друг с другом. Именно поэтому в русской коммуникативной культуре спорящие столь часто теряют нить спора, легко отходят от первоначальной темы. При этом совершенно нехарактерно стремление к компромиссу или к тому, чтобы дать собеседнику сохранить лицо. Бескомпромиссность, конфликтность проявляется очень ярко: нашему человеку некомфортно, если он не доспорил, не смог доказать свою правоту. «Как сформулировал это качество английский учитель: «Русский всегда спорит на победу». И наоборот, характеристика «бесконфликтный», скорее, носит неодобрительный оттенок, как «бесхребетный», «непринципиальный».
  7. Русский человек живет верой в добро, которое когда-то спустится с небес (или просто сверху) на многострадальную русскую землю: «Добро обязательно победит зло, но потом, когда-нибудь». При этом его личная позиция – безответственная: «Нам принесет правду кто-то, но не я лично. Я сам ничего сделать не могу и делать не буду». Главным врагом русского человека на протяжении уже нескольких столетий считается государство в образе служило-карательного сословия.
  8. Принцип «не высовывайся». В русском менталитете пренебрежительное отношение к политике и демократии как форме политического устройства, при котором источником и контролером деятельности власти выступает народ. Характерна убежденность в том, что реально люди нигде ничего не решают и демократия – это ложь и лицемерие. В то же время терпимость и привычка ко лжи и лицемерию своей власти по причине убежденности, что иначе нельзя.
  9. Привычка к воровству, мздоимству и обману. Убежденность в том, что воруют везде и все, а честным путем заработать большие деньги невозможно. Принцип – «не украдешь – не проживешь». Александр I: «В России такое воровство, что я боюсь идти к дантисту – сяду в кресло, и украдут челюсть…» Даль: «Русский человек не боится креста, а боится песта». При этом для россиян характерно протестное отношение к наказаниям: наказывать за мелкие нарушения – нехорошо, как-то мелочно, нужно – «прощать!», а когда на этом фоне люди привыкают законы не уважать и от мелких нарушений переходят к крупным – тут российский человек будет долго вздыхать, пока не разозлится и не устроит погром.
  10. Вытекающая из предыдущего пункта характерная черта российского менталитета – любовь к халяве. Фильмы нужно скачивать через торрент, платить за лицензионные программы – западло, мечтою является радость Лени Голубкова в МММ-пирамиде. Наши сказки рисуют героев, которые лежат на печи и в итоге получают царство и сексапильную королеву. Иван-Дурак силен не трудолюбием, а сообразительностью, когда за него все сделают Щуки, Сивки-Бурки, Коньки-Горбунки и прочие волки, рыбы и жар-птицы.
  11. Забота о здоровье ценностью не является, спорт – странно, болеть – нормально, но категорически не допускается бросать убогих, в том числе считается нравственно недопустимым уходить от тех, кто не заботился о своем здоровье и в результате стал по факту беспомощным инвалидом. Женщины ищут богатых и успешных, а любят убогих и больных. «Как же он без меня?» – отсюда созависимость как норма жизни.
  12. Место гуманизма у нас занимает жалость. Если гуманизм приветствует заботу о человеке, ставя на пьедестал свободного, развитого, сильного человека, то жалость направляет заботу на несчастных и больных. По статистике Mail.ru и ВЦИОМ, помощь взрослым по популярности стоит на пятом месте после помощи детям, старикам, животным и помощи экологическим проблемам. Людям больше жалко собак, чем людей, а из людей из чувства жалости важнее поддержать нежизнеспособных детей, а не взрослых, которые еще могли бы жить и работать.

В комментариях к статье кто-то соглашается с подобным портретом, кто-то обвиняет автора в русофобии. Нет, автор любит Россию и верит в нее, уже которое десятилетие занимаясь просветительской и образовательной деятельностью для своей страны. Здесь врагов нет и не нужно здесь их искать, наша задача в другом: а именно, думать, как нам поднимать нашу страну и воспитывать детей – наших новых граждан.

Особенности менталитета в разных странах

Многие боятся, что попадут в неприятную ситуацию из-за незнания местных особенностей. В реальности все не так страшно. В эпоху глобализации законы не так уж сильно отличаются, так что если вы соблюдаете законодательство у себя дома, то и за границей проблем скорей всего не будет. Тем не менее, перед поездкой полезно ознакомиться с особенностями интересующей вас страны.

  1. В мусульманских странах не стоит шутить с именем пророка. Помните скандал с карикатурами на пророка в датской газете? В 2007 году в Судане британскую учительницу приговорили к сорока ударам плетью только за то, что именем пророка она назвала своего плюшевого мишку.
  2. Также в мусульманских странах сильно озабочены вопросами нравственности. В туристических районах на многое закрывают глаза – немки без комплексов на людях раздеваются догола, переодеваясь прямо на пляже в Дубаи, но не советовал бы повторять их действия на пляжах вне туристической зоны. Да и в ОАЭ терпение местных властей не беспредельно – в июле 2008 года там на три месяца посадили британскую парочку, занимавшуюся любовью на пляже. Приговор – «за внебрачные половые связи».
  3. Женщина с распущенными волосами воспринимается в Иране как порнография. Поэтому в страну нельзя ввозить журналы мод. Все туристки одевают платки на голову прямо на борту прибывающего в Тегеран самолета. В Ширазе, моя жена присела на скамейку, чтобы перезарядить видеокамеру и не заметила, как ветром у нее сдуло с головы косынку. Сразу сбежалась толпа иранцев, которая стала фотографировать и сами фотографироваться на ее фоне. Обнаженные волосы на женской голове – это очень неприлично. Одежда должна закрывать все части женского тела и не быть облегающей.
  4. Во многих странах Среднего Востока, Южной Азии и некоторых районах Африки левая рука считается нечистой. Это связано не столько с религиозными воззрениями, сколько с санитарно-гигиеническими – левой рукой вытирают задницу. В Афганистане, например, это делается при помощи кусочка глины. Так что не протягивайте для рукопожатия левую руку – это будет воспринято как оскорбление. И не стоит левой рукой трогать товары на рынке.
  5. По-разному на планете относятся и к физическому контакту между мужчиной и женщиной. В Средиземноморье не только друзья и родственники, но и незнакомые люди могут при встрече обмениваться поцелуями в щеку. Это совершенно нормально. А во многих мусульманских районах даже рукопожатия между представителями разных полов недопустимы. Нашим женщинам не стоит разрешать брать себя за руку в Египте, местными это будет воспринято чуть ли не как согласие на интимную близость.
  6. В метро в Каире и Тегеране есть специальные вагоны, куда запрещено садиться мужчинам – гарантия того, что женщин не будут прессовать незнакомцы в час пик. Присмотритесь к половому составу пассажиров вагона метро, чтобы не попасть в неприятную ситуацию.
  7. В городских автобусах там существует «мужская» и «женская» половина и соответственно своя дверь для входа и выхода. В междугородних автобусах не садитесь на свободное место рядом с представителем противоположного пола. Если вы едете со своей дамой – она должна сидеть у окна, а не у прохода. В кафе и забегаловках существуют отдельные залы для мужчин и семейных пар. Со всем этим мы сталкивались не только в Иране, но и турецком Курдистане. Общее правило – никогда не вступайте в разговоры с местными на политические темы. Политика – вещь конфликтная, у всех своя правда и свои аргументы. Вы не участник конфликта, вы сторонний наблюдатель. Переведите разговор на красоты природы и местные достопримечательности.
  8. Также не стоит вступать в религиозные дискуссии и как-то выпячивать свои религиозные воззрения. Действуйте по ситуации. Православного за полцены пустят в в музей в монастыре Святой Екатерины в Египте, представителя англиканской церкви – в Вестминстерское аббатство в Лондоне, иудея – потрогать Стену Плача в Иерусалиме, а мусульманина – посмотреть место вознесения пророка Мухаммеда в Куполе Скалы. Но имейте хоть примерное представление о религии, адептом которой вы себя позиционируете. Иначе, если путешественник попрется в Купол Скалы на Храмовой горе Иерусалима через женский вход, то его просто не пустят, а если разоблачат как не мусульманина в Мекке, то могут и убить.

В принципе, не так все жестко даже в самых ортодоксальных странах. Местные, видя туриста, обычно снисходительно относятся к его невольным прегрешениям. Относитесь к окружающим с позитивом, и этот позитив вернется к вам. Но и умышленно нарываться на неприятности не стоит – лучше до поездки изучить правила поведения в стране.

Что чаще осуждают в России и США (в %, по опросам социологов)

 

Россия

США
Курение марихуаны8450
Гомосексуализм8450
Азартные игры7335
Алкоголь7361
Уклонение от уплаты налогов6379
Супружеская измена6291
Клонирование человека5386
Смертная казнь3627
Аборт3052
Мед. опыты над животными2937
Секс вне брака2935
Ложь с целью защитить чьи-то чувства2343
Развод2226

10 странных манер из разных стран, о которых стоит знать

  • Дарить желтые тюльпаны в Болгарии. Если вы как самый настоящий воспитанный человек ходите в гости с маленькими презентами, то вам обязательно нужно знать, что в Болгарии ни в коем случае нельзя дарить хозяйке желтые тюльпаны. Они символизируют ненависть или отвращение. Не очень хорошее начало знакомства получится, правда?
  • Приходить заранее или вовремя в Мексике. Но только если вы находитесь в жаркой Мексике. Там опоздание считается нормой. Как правило, все начинают подтягиваться на обед или вечеринку с друзьями в бар спустя 30 минут после оговоренного срока. Вот вам и расслабленный ритм жизни.
  • Использовать нож, когда едите салат, во Франции. Этому правилу следует придерживаться, если вы отправились во Францию или другую страну Центральной Европы. Салаты с большим количеством зелени там очень любят. Зачастую зелень и является главным ингредиентом такого салата. Местные жители едят их с помощью вилки, так что не отставайте и не выдавайте в себе иностранца.
  • Есть банан без вилки и ножа в Англии. В Англии еще сохранилась традиция есть бананы с помощью столовых приборов. С чем это связано? Эта кулинарная традиция появилась еще в конце XIX века, когда банан считался экзотическим фруктом и не был так распространен.
  • Не оплачивать счет в начале трапезы в Японии и Корее. Это правило актуально для азиатских стран – Японии и Кореи. Жители этих государств привыкли получать счет сразу же, как начали трапезу. Возможно, это помогает им расслабиться и спокойно наслаждаться пищей, не думая о материальном. Однако с ростом туристических потоков из Запада в эти страны этот обычай все же ослабевает.
  • Выкинуть хлеб в России. А эта традиция должна быть знакома каждому русскому сердцу. Хлеб – это один из ключевых продуктов русской кухни. Недаром про него издавна существует много пословиц и поговорок. Самая красноречивая из них – «Хлеб всему голова». Выкинуть хлеб или как-то неуважительно к нему отнестись в нашей стране считается грехом.
  • Прятать руки во Франции. Эта традиция пришла прямиком из страны любви и вкусной еды, из Франции. Ваши руки за едой должны быть в поле зрения. Это, во-первых, в лучших традициях вежливости, а во-вторых, никто не подумает, что вы заигрываете со своим партнером под столом.
  • Не смотреть в глаза, когда произносите тост, в Австрии. Изначально этот обычай появился в Австрии. Когда у вас в руке бокал, а вокруг шумная компания, не обойтись без тостов. На родине Моцарта вы должны посмотреть в глаза каждому человеку, кто подносит вам свой бокал. В противном случае ожидайте поражений на сексуальном фронте в течение ближайших 7 лет. К слову, эта традиция пришлась многим народам Европы по душе, так что вы можете столкнуться с ней и за пределами Австрии, например, во Франции.
  • Забирать еду с собой во Франции. Еда навынос – это совсем другая история. Это работает. А вот если вы погорячились и на заказывали слишком много в ресторане и не справились, то у вас 2 варианта: либо доесть все, либо оставить. В какой стране действует это правило? Во Франции. Невольно вспоминаешь стереотип о французском снобизме.
  • Ждать кого-либо, чтобы съесть пасту, в Италии. Традиция для особо голодных? Нет. Это кулинарная традиция родом из Италии. Она не универсальна, а действует, только если речь идет о пасте. После подачи блюда на стол, можно сразу же приступать к процессу, не нужно никого ждать. На другие блюда это правило не распространяется – ждите компанию.

Видео

Источники

mfina.ru

ПОНЯТИЕ «МЕНТАЛИТЕТ»

ПОНЯТИЕ «МЕНТАЛИТЕТ»

Менталитет (фр. Mentalite) – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. В русской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов изоморфизского толка, включающей как сознательное, так и бессознательное, специфическое соотношение между рациональным и эмоциональным в совершении их действий, а также между особенностью мышления национально-этнической группы по отношению к общности в целом, между стремлениями к инновациям и сохранению культурного потенциала прошлого. Менталитет – мировоззренческая матрица, картина мира в сознании человека и его вписанность в эту картину. Это норма представления мира вокруг себя и себя в нём. Черты менталитета, к примеру, – интуитивизм, рационализм, цветовая гамма, семейные образы, лиризм и т. д.. Менталитет определяет умонастроение и жизненную позицию.

Менталитет (франц. Mentalite, от позднелат. mentalis – умственный), образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущие индивиду или группе. Понятие М. утвердилось в интеллектуальной жизни Запада как поправка XX в. к просветительскому отождествлению сознания с разумом. В российской философии, культурологии и публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Например, черты русского М. – духовность, коллективизм (соборность), широта души. М. культуры – глубинные структуры культуры, исторически и социально укорененные в сознании и поведении многих поколений людей, объединяющие в себе различные исторические эпохи в развитии национальной культуры.

С.Б. Переслегин, определяя понятие менталитета, считает, что «менталитет включает в себя систему ценностей данной личности и характерный для нее набор целей (стратегических и тактических, жизнесодержащих и жизнеобеспечивающих)».

Менталитет общества определяется как глубинный уровень общественного сознания (включая и бессознательное), как устойчивая система жизненных установок. При этом установка – это определенный «фон» восприятия явлений, она определяет отношение к явлениям и, следовательно, характер деятельности. В силу того, что менталитет — это совокупность наиболее общих черт, средняя для всех слоев и социальных групп населения данного общества в целом, можно выбрать некоторые частные случаи формирования признаков, которые, конечно, будут только подмножеством многочисленных составляющих менталитета.

Менталитет, с точки зрения философии и культурологи, – феномен, в сущности и структуре которого раскрываются специфика индивидуального и общественного сознания, механизмы и содержание познавательных процессов, особенности мировосприятия человека и природа поведенческих стереотипов в мире культуры.

Во взаимоотношениях с сознанием менталитет выступает в значении неотрефлексированных впечатлений, представлений, образов, на основе которых человек воспринимает и истолковывает мир. Следовательно, менталитет не тождествен сознанию, он не совпадает с образами действия и тем более с высказываемыми человеком мыслями. Менталитет стоит за ними и определяет границу между тем, что человек может помыслить и допустить, и тем, что он ощущает как «немыслимое», «невозможное».

Менталитет базируется не на системе логических категорий и понятий, а на противоречивых, «вживленных» образах, или стереотипах мнений, представлений, действий, которые предрасполагают человека к определенным типам реакций. Менталитет – своеобразный механизм, определяющий характер долговременных форм поведения и мнений человека в рамках той или иной общности.

Феномен менталитета обнаруживает неконфликтность природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного в природе человека.

При помощи понятия «менталитет» возможно охарактеризовать широкий спектр культурных феноменов – от культурных трафаретов, традиций, этапов духовного развития культуры до образа мыслей, душевного склада, типа мышления различных общностей.

Менталитет, ментальность (от англ. mentality, фр. mentalite) – представляют собой умонастроение, особый духовный склад ума, источник мышления, мироощущение, мировосприятия, идеологии, веры; особенность индивидуального и общественного сознания людей, их жизненных целей, моделей поведения; индикатор специфических черт социализации человека и социальных групп, их самобытности и суверенности; способ видения мира, устойчивые рациональные и эмоциональные, логические, чувственные, правовые и ценностные воззрения, устойчивые мысли и образы, обобщенные и распространенные представления о политических реалиях, ценностях и идеалах.

Менталитет выступает как характеристика состояния уровня и направленности сознания (индивидуального и группового), его способности к усвоению норм, принципов и ценностей жизни, к адаптации к условиям социальной среды, воздействию на нее, к воспроизводству опыта предшествующих поколений. В политологии и социологии получил распространение термин «ментальное пространство», обозначающий сферу деятельности личности, социальной группы в условиях которой находят свое своеобразное и многогранное проявление мироощущение и мировосприятие людей, их отношение к действительности, к политическому курсу, к властным структурам и политическим организациям.

Менталитет в политике – совокупность устойчивых, общераспространенных в той или иной группе представлений, выражающих особое видение принадлежащими к ней людьми политической и социальной реальности. Объединяя рациональные и подсознательные, чувственные и логические, ценностные и иные воззрения, менталитет выражает характер, образ, способ группового политического мышления, характеризует состояния умонастроений и устойчивых ориентаций соответствующих субъектов политики. В социально-классовом и сословном смысле выделяют менталитет рабский, крепостнический, крестьянский, феодальный, дворянский, помещичий, бюрократический, массовый, элитарный, пролетарский, люмпенский, маргинальный, купеческий, мещанский (филистерский), аристократический.

Неповторимость, оригинальность национального характера, национально-этнического менталитета находит свои определения: славянский, германский, англо-саксонский, романский, китайский, русский, американский.

Срез социальной жизни, связанный с профессией образом и смыслом жизни, дает такие определения группового менталитета, как коллективистский, альтруистический, эгоистический, торгашеский, паразитический, криминальный (воровской), сельский, деревенский, городской, таежный, кочевой, деляческий, питерский и др.

В сочетаниях с определениями идейно-политического характера менталитет может быть демократическим, либеральным, рыночным, тоталитарным, революционным, экстремистским, радикальным, нигилистическим, реакционным, консервативным, традиционалистским, имперским, монархическим, республиканским, охлократическим, плутократическим, олигархическим и др.

Ментальность есть способ выражения интеллектуальных способностей как человека, так и социальной системы в целом. История мировых культур образуется в процессе реализации интеллектуальной способности человека и общества создавать необходимые действия и получать желаемые результаты, используя способности коллективного интеллектуального порядка, тем самым образуются социоментальные миры мышления.

Как видим, для характеристики уровня развития способностей и возможностей социальных образований (и человека) к познавательной деятельности, отражения объективной реальности в различных формах, проявляющихся, в конечном счете, в мировоззренческих стандартах, используется понятие «менталитет». Близкое этому понятию, но выражающее процесс формирования менталитета общества, обсуждается в литературе понятие «общественное сознание».

 

smolsoc.ru

4.Сущность понятия «менталитет»

В 20-х гг. ХХ века в изучение «картины мира» было внесено понятие «менталитет». Его разработкой занимались представители историко-психологического и культурно-антропологического направлений: Л. Леви-Брюль, Л. Февр, М. Блок. В первоначальном контексте «менталитет» означал наличие у представителей того или иного общества, трактуемого как национально-этническая или социально-культурная общность людей, некоего определенного «умственного инструментария», своего рода «психологической оснастки», которая дает возможность по-своему воспринимать и осознавать свое природное и социальное окружение и самих себя.

В настоящее время обнаруживаются две основных тенденции в понимании сущности менталитета: с одной стороны, менталитет включает в себя уклад жизни, особенности народных реалий, обрядов, стиль поведения, нравственные заветы народа, самоидентификацию человека в социальном мире. В узком смысле менталитет – это то, что позволяет единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными установившимися в обществе нормами и образцами поведения, адекватно воспринимая и понимая при этом друг друга.

Менталитет – склад ума, мироощущение, мировосприятие, духовная самобытность мирочувствования, миропереживания и мироотношения сообщества и индивида, представляющих ту или иную культуру. Менталитет содержит неосознаваемые, естественные для данного народа ценностные ориентации, архетипы, лежащие в основе коллективных представлений о мире и о месте человека в нем, а также национальные образы культуры, бессознательные и поведенческие реакции, которые не могут быть осмыслены никак иначе, как только в слове национального языка. Менталитет отличается от общественных настроений, ценностных ориентаций и идеологии более устойчивым характером. Менталитет всегда есть некая целостность «мировидения», единство противоположных начал – природного и культурного, эмоционального и рассудочного, иррационального и рационального, индивидуального и общественного. [3]

Менталитет – это некоторый набор символов, сформированных в рамках каждой исторической и культурной эпохи и национальности. Этот набор символов зафиксирован в сознании людей в ходе диалога с другими людьми. Эти символы (понятия, образы, идеи) служат в обыденной жизни пояснением, путем выражения знаний о мире и месте человека в нем.

Менталитет включает основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как создателя всего. Это эмоциональные и ценные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива;

Менталитет, как специфика психологической жизни людей раскрывается через:

— систему взглядов и оценок, норм умонастроений, базирующуюся на существующих в данном обществе знаниях и верованиях;

— язык. Анализ языка позволяет весьма точно выявить культурную специфику отношения людей к окружающему миру и представляет внутренний мир человека. Можно узнать через язык стиль мышления;

— господствующие в данной группе мотивы, через иерархию ценностей, которые проявляются в убеждениях, идеалах и интересах. Все это позволяет выявить социальные установки, обеспечивающие готовность действовать определенным образом. Менталитет наиболее отчетливо проявляется в типичном поведении людей, представителей данной культуры, выражаясь прежде всего в стереотипах поведения и принятия решения, означающие на деле выбор одной из поведенческих альтернатив;

— эмоциональную сферу, через господство каких-либо чувств;

— анализ основных социально-политических и этнических категорий, которыми оперирует обыденное сознание: «свобода», «труд», «время», «пространство», «семья».

Близкое по значению понятию «менталитет» можно встретить у представителей психологических концепций Э. Фромма, К.Г. Юнга, З. Фрейда и др.

studfiles.net

Что такое менталитет простыми словами

Что такое менталитет? Это слово употребляется довольно часто, его мы слышим с экранов телевизоров от психологов, социологов, журналистов и политиков. Им пользуются в контексте обсуждения отличительных черт отдельных людей или их объединений на различных уровнях. Его употребляют и иностранцы, которые особенно любят порассуждать о загадочности русской души. В данной статье постараемся рассказать о том, что это — менталитет, простыми словами.

Происхождение термина

Это слово произошло от латинского корня, в широком смысле обозначающего душу, дух, а в более узком – ум. Понятие менталитета кратко можно охарактеризовать как некое нематериальное образование, присущее той или иной общественной группе – народу, нации, государству, коллективу.

Оно представляет собой соединение ряда особенностей, таких как умственные, культурные, эмоциональные, а также моральных установок и ценностных ориентиров.

Первоначально сущность и значение менталитета раскрывались учеными-историками, сегодня его часто используют социологи и психологи. Первым, кто ввел его в обиход в XX веке, был профессор Сорбонны Люсьен Леви-Брюль, философ и этнолог.

Из науки – в публицистику

Ученый применял его относительно племен, живших во времена первобытнообщинного строя, считая, что их мышление кардинально отличалось от мышления современных людей, так как в нем отсутствовала такая составляющая, как логика. Вспомним, что значение слова «менталитет» восходит к душе, духу, то есть первобытные представители рода человеческого, по мнению Леви-Брюля, жили душой, а не разумом.

Переход к массовому употреблению термина произошел благодаря сторонникам французской исторической школы, так называемой школы «Анналов». Ими он понимался как черта, присущая коллективу, то есть как тот «состав», который объединяет королевских особ и рядовых солдат.

Со временем из научных кругов термин «менталитет» переместился в сферу публицистики и рассматривается и как индивидуальная, и как коллективная черта, но первая всегда проистекает из второй.

Современное понимание

Что такое менталитет в сегодняшней интерпретации? Социологи определяют его как особую форму умственной деятельности, позволяющую осознать окружающий мир, общественные явления.

Он формируется в процессе переработки социального опыта, которая производится как индивидуальным, так и коллективным сознанием. Менталитет выражает ценности, востребованные тем или иным коллективным образованием и оказывающие большое влияние на отношения и связи в обществе.

Это понятие отражает глубинные процессы, происходящие в коллективном и индивидуальном сознании и в области бессознательного, в результате которых создаются конкретные устойчивые установки и представления, отражающие особые взгляды, характерные для тех или иных общественных групп. Сформировавшись, они являются ориентиром в социальном поведении людей.

Коротко о человеческом сознании

Для более глубокого понимания того, что такое менталитет, целесообразным будет кратко рассмотреть понятия сознательного и бессознательного в психике человека.

Сознание является одним из наиболее сложных объектов для изучения, так как чувствами его воспринять невозможно. Однако никто не сомневается, что оно существует и характеризуется особенным бытием – психическим и духовным. Сегодня существует два взгляда на его сущность – материалистический и идеалистический.

Согласно первому, сознание – это продукт «мыслящей» материи, инструмент мозговой деятельности, помогающий отражать и осмысливать окружающий мир. В соответствии со вторым, только сознание представляет собой реальность, а весь остальной мир – лишь иллюзия.

Научной является первая точка зрения, которая делит сознание на индивидуальное (внутренний мир отдельного человека) и общественное. Ко второму относятся: наука, политика, право, религия мораль.

А также сознание делится на обыденное, которое опирается на жизненный опыт и здравый смысл, и научное, являющееся систематизированным, основанным на теоретическом фундаменте и проверенным практикой. То есть в нем обязательно присутствует четкое осмысление, анализ и выводы.

Область бессознательного

Под бессознательным понимается комплекс психических состояний и процессов, которые происходят помимо сознания, помимо логики. В их функционировании человек не отдает себе никакого отчета. Это понятие применительно к одному человеку ввел в науку в XX веке Зигмунд Фрейд, психолог и психиатр из Австрии.

По мнению швейцарского психиатра Карла Юнга, кроме бессознательного каждого отдельного человека существует и коллективное. В нем присутствуют архетипы – неосознанные образы, являющиеся общими для всех людей. Они находят свое проявление в сказках, притчах, пословицах и поговорках, мифах и легендах, в которых формируются образцы поведения в различных ситуациях. С самого детства эти образцы усваиваются людьми, а в последующие годы жизни они воспроизводятся в деятельности в бессознательном режиме.

Каким бывает менталитет

Из сказанного можно сделать вывод о том, что менталитет формируется посредством бессознательного, он не имеет четких границ и форм. Кроме указанных элементов народного творчества, его источником являются представления элитарных слоев общества, вырабатывающих политические идеалы, ценности, стереотипы и другие феномены общественного сознания.

Постепенно в социальных группах формируется догматическая программа – менталитет, который и обуславливает определенную восприимчивость народа, нации, класса к тому или другому типу идеологии, политических ценностей, культурных норм.

Выделяют несколько типов менталитета, в зависимости от политического, исторического и социального подходов. Это такие его разновидности, как аристократический и рабский, господский и крестьянский, буржуазный и пролетарский, элитарный и массовый, демократический и бюрократический.

При этом всегда существует доминирующий тип менталитета, который обеспечивает преемственность в политике, единство нации, традиций, идеалов и ценностей. Особенностями менталитета являются долгий период его образования, устойчивость и сложность в формировании качественных изменений.

Русская ментальность по И. И. Ильину

Что касается российского менталитета, то о нем очень хорошо сказал русский философ и публицист, деятельность которого пришлась на первую половину XX века, Ильин Иван Александрович. Он писал о том, что русская культура в первую очередь держится на сердце и чувствах, на созерцании, на свободе совести. За ними следуют воля, правовое сознание, осознанная мысль.

Таким образом, русский народ является народом совести и сердца. И в этой последовательности кроется источник всех его достоинств и недостатков. В отличие от западного человека, в основе русской натуры – доброта и мечтательность, терпение, достоинство и простота. Дав такую характеристику русскому менталитету, Ильин в полной мере раскрыл его глубинную сущность.

В. С. Барулин о русском долготерпении

О том, что такое менталитет русского человека, как он формировался, писал и известный советский и российский философ Барулин Владимир Семенович. Он считал, что российская ментальность складывалась на протяжении множества веков и оказала на народ двоякое влияние. С одной стороны, оно позитивное и созидательное, а с другой – разрушительное и деструктивное.

С особенной яркостью разрушительность проявилась в выборе, сделанном в 1917 году. Вследствие установления приоритета государственно-партийной диктатуры в менталитете народа развился комплекс долготерпения, харизматичного лидера и приоритета силы. Тем самым на первый план вышли ценности, касающиеся не индивидуальной самореализации, а общественно-социального начала.

fb.ru

что это такое, факторы его формирования

Менталитет – это комплекс интеллектуальных, эмоциональных и культурных черт, ценностных ориентиров и предписаний, характерных социальной либо этнической группе, народу. Данное понятие объединяет человеческое мировоззрение, точки зрения, оценки, ценностные установки, поведенческие нормы, моральные ориентиры, умонастроения, религиозные взгляды и иные аспекты, присущие определенной социальной группе. Менталитетом считается идеология, восприятие среды и собственной персоны в ней, духовный настрой, ценностные ориентиры, мировоззрение, свойственные индивидууму либо группе лиц. Явный контраст между личным менталитетом и сторонним легко заметить, пребывая в незнакомой культурной среде либо среди представителей иных народов.

Что такое менталитет

Рассматриваемое понятие подразумевает мировоззрение, склад ума. Оно обнаруживается в виде культурных особенностей, эмоциональных, интеллектуальных характеристик человеческого миропонимания, присущего определенной этнической категории. Мировосприятие способствует пониманию, почему в аналогичных обстоятельствах различные этнические группы ведут себя неодинаково. Природа описываемого понятия консервативна. Модифицировать ее быстро невозможно, равно как чувства, образ мыслей, поведенческие паттерны многих индивидов. Мировоззрение воздействует на образовательный процесс, который, в свой черед, способствует воссозданию, переустройству и коррекции менталитета.

Менталитет значение имеет огромное. Он, прежде всего, применяется для обозначения своеобразного способа мыслительной деятельности, склада ума. Чаще под данным термином подразумевают совокупность и индивидуальную форму организации человеческой психики, а также ее проявлений.

Мировосприятие содействует изучению общественного сознания. Оно имеет нижеприведенные эвристические возможности: способствует пониманию уникального духовного мира субъекта, помогает осознать специфичность восприятие среды и истолковывает поведенческое реагирование и деятельность индивида.

В основе индивидуального мировосприятия лежит генотип, формирование которого обусловлено социальным окружением и природной средой, а также личным духовным творчеством индивида. Миропонимание предрешает то, какими чертами характера будет одарен субъект, какие будут у него поведенческие паттерны, деятельность, речь.

Выделяют три составляющие менталитета: уникальность (чувства, идеи, шаблоны, присущие одному индивиду, отсутствуют у других), индивидуальность (сочетание отдельных признаков, характерных лишь для этого коллективного субъекта), количественное соотношение признаков (например, посредством показателя IQ можно распределить людей по профессиональным категориям: людям, имеющим уровень интеллекта 120 единиц, показана профессия банкира, юриста, 109 – авиамеханика, электрика, 98 – маляра, водителя).

Факторы формирования менталитета

Традиционно принято выделять четыре фактора, сказывающихся на выработке данного понятия, а именно: природно-географические причины, социально-исторические аспекты, вероисповедание и образование. При этом перечисленные факторы детерминации мировоззрения неизменно перекрещиваются между собой. Помимо того, эти причины одновременно являются и сторонами, влияющими на их исторические трансформации.

Миропонимание охватывает систему ценностных ориентиров и целей конкретной личности в границах свойственных ей наборов убеждений.

Итак, среди основных детерминантов, определяющих формирование определенного типа менталитета, выделяют:

– индивидуальную эволюцию;

– мировоззрение родителей;

– биологические причины;

– влияние отдельных личностей: учителей, тренеров, друзей;

– социальные учреждения;

– литературные произведения, кинокартины, иные разновидности искусства, с которыми индивид знакомиться с детства.

Особенности менталитета человеческих особей наиболее выражены при воздействии стрессоров, когда возникает «противостояние целей».

Специфическое мировоззрение нации формируется на протяжении истории его становления. Менталитет нельзя относить к внешнему признаку народности. Так, например, крупный нос кавказцев, славянские русые волосы, узкие глаза якутов не являются особенностями национального менталитета, поскольку он взаимосвязи с внешними характеристиками не имеет, а определяется существом и совершенным содержанием нации.

Менталитет нации не приобретается единовременно и навсегда. Национальное мировоззрение формируется столетиями и характеризуется сравнительно константным и непрогрессивным содержанием. При этом мировосприятие способности упрочиваться, обогащаться и изменяться, не лишено.

Национальный менталитет не может обладать либо положительным содержанием, либо отрицательным. Иначе говоря, по характеру он не однотипный, поскольку включает позитивные аспекты и негативные стороны. Сам народ, замечая консервативность и нелепость некоторых элементов собственного мировосприятия, может освобождаться от них. Однако данный процесс является продолжительным, охватывающий большой период времени.

Менталитет общества

Мировосприятие общества представляется в качестве глубинного уровня сознания социума, устойчивой системы жизненных ориентиров. При этом такие ориентиры являются определенным «фоном» восприятия реалий, они обуславливают отношение к событиям, вещам и характер деятельности. Поскольку значение менталитета подразумевает комплекс наиболее общих характеристик, то существуют некоторые частные случаи выработки признаков, которые, естественно, будут лишь подмножеством бесчисленных составляющих менталитета.

Мировосприятие во взаимоотношении с сознанием выступает в качестве неотрефлексированных представлений, образов, на базисе которых индивид воспринимает и трактует мир.

Менталитет нельзя считать идентичным сознанию, поскольку он не сходится с образами поступков и высказываемыми индивидом мыслями. Мировоззрение находится за ними, определяя грань между мыслимым, допустимым и ощущаемым как «неимоверное», «невозможное».

Менталитет не основывается на логических категориях и понятиях. Он базируется на двойственных, «вживленных» образах, либо на шаблонах мнений, поступков, предрасполагающих индивида к определенным разновидностям реакций.

Менталитетом можно назвать неординарный механизм, обуславливающий характер продолжительных форм поведения и взглядов человека в границах определенной общности.

Особенности менталитета заключаются в отсутствии противостояния культурного и природного аспекта, эмоционального фактора и рассудочного, рационального компонента и иррационального, коллективной и индивидуальной составляющей в человеческой природе.

Посредством рассматриваемого понятия можно охарактеризовать широкий круг культурных явлений, начиная от традиций, стадий духовного становления культуры до взглядов, типа мыслительной деятельности различных общностей.

Менталитет общества выступает в качестве показателя состояния направленности и уровня сознания (коллективного и индивидуального), его умения усваивать нормы и жизненные ценности, уровня адаптации к социальной среде, способности к воспроизведению опыта прошлых поколений.

В социально-сословном смысле можно выделить рабское мировоззрение, крепостническое, крестьянское, помещичье, феодальное, дворянское, массовое, бюрократическое, пролетарское, маргинальное, аристократическое.

Дабы определить мировосприятие какого-нибудь общества можно использовать универсальную формулу, заключающуюся в следующем. Менталитет общества равняется общественному сознанию за вычетом общечеловеческих ценностей.

Любовь к родне, собственным детям, боль их утраты, ненависть к субъектам, причинившим им вред – все это присуще человеческим существам. Однако морально-этическая приемлемость кровного мщения является особенностью национального мировоззрения восточных народов, поощряемая вероисповеданием и традицией народа.

Таким образом, менталитет социума представляет собой принятые в социуме формы поведения, шаблоны жизненных решений, стандарты взглядов, отличающие данное сообщество от иного социума.

Общественный менталитет, бесспорно, сильно воздействует на мировосприятие личности. При этом степень его воздействия обусловлена активностью либо пассивностью данного индивидуума в социальном бытие.

Вырабатывание менталитета захватывает приблизительно 12 лет. Начинается оно в трехлетнем возрастном этапе и оканчивается к шестнадцатилетию.

Типы менталитета

Людское мировосприятие является редким сплавом психических характеристик, особенностей и вариантов их проявлений. Менталитет можно классифицировать, беря за основу сферы жизнедеятельности социума, на политическое мировоззрение, культурное, экономическое, социальное, духовно-нравственное. Исходя из типов деятельности, миропонимание бывает техническим, производственным, научным, административным и литературным.

В соответствии с образом мыслительной деятельности мировосприятие бывает религиозным, городским, национальным, гражданским, сельским, военным.
Согласно историческим этапам формирования социума существует 4 варианта менталитета общества: варварский, аристократический, интельский и буржуазный.

Первый – основывается на силе, стойкости, отсутствии боязни смерти и половой активности. Представитель описываемой разновидности ментальности абстрактные понятия не воспринимает, потому свободно меняет религиозные взгляды. В шкале значимости для варвара семья располагается на первой позиции, потому он покарает любого, посягнувшего на нее. При этом он в отношении к государству занимает гораздо более прохладную позицию.

Аристократический вариант менталитета появился одновременно с появлением феодализма. Отличительными особенностями его считаются верность долгу, половая избирательность, наличие изысканных манер. Опасение проявления слабости вынуждает представителей описываемого вида ментальности идти на смелые поступки ради удовлетворения собственных принципов, взглядов и убеждений.

Интельский вариант менталитета возник в пору Возрождения. Тогда уровень безопасности и жизни существенно возрос, поэтому необходимость выживать и умение противостоять трудностям потеряло актуальность. Главными характеристиками этого типа являются коллективные интересы, высокая работоспособность, отречение от богатых излишеств, опасение боли, боязнь смерти.

Буржуазный вариант руководствуется экономностью, расчетливостью, трудоголизмом. Устремленность на власть и желание сиюминутной наживы считаются определяющими в действиях представителей рассматриваемого типа менталитета. Здесь семья утратила свою важность, религиозные установки и моральные ценности модифицируются согласно обстоятельствам.

Описанные разновидности менталитетов в «чистом» виде встретить можно редко. Чаще всего, при развитии личности перекрещиваются самые разнообразные влияния и формируются «композитные менталитеты».

При этом большинство смешанных вариаций менталитета являются менее стабильными, нежели чистые варианты. Это обусловлено невозможностью совмещения в границах одной личности целевых установок различных менталитетов. Соответственно, совмещенные менталитеты обладают меньшей жизнестойкостью, но большей динамичностью. Психическое развитие смешанных типов происходит быстрее, нежели у «чистых» вариантов. Наиболее шатким сочетанием считает сочетание буржуазного типа мировоззрения и аристократического, поскольку их ценности противоположны.

Взаимодействие различных вариаций менталитета всегда являются попыткой разрешить антагонистические противоречия. Так как мировоззрение непосредственно формируется путем индукции, оно неминуемо стремится индуцировать собственную структуру (ориентиры, приоритеты, ценности) в среду. Противостояние будет тем серьезнее, чем отчетливее будут отличаться ценностные ориентиры.

psihomed.com

Национальный менталитет — это… Понятие и примеры национального менталитета

Каждая нация уникальна и неповторима. И не одна ли эта из причин, почему мы так любим путешествовать? Нам нравится самим получать новый опыт, видеть все своими глазами, а не просто читать в интернете или журнале. И в каждой стране есть свой менталитет и национальный характер. Достаточно часто мы слышим эти два словосочетания, но мало людей знают, чем же они отличаются по существу. Давайте разберемся вместе.

Общее понятие менталитета

В общем понимании менталитет — это совокупность различных особенностей (умственные, эмоциональные, культурные, а также ценностные ориентации и установки), которые характеризуют определенную группу, нацию, народ или народность. Этот термин возникает в истории, но на данный момент и другие науки тоже его используют, например, такие как психология и социология.

Совокупность взглядов, оценок, ценностей, норм поведения и морали, умонастроений, религиозной принадлежности и др. — все это выступает характеристиками той или иной группы людей. Менталитет является коллективной чертой, а не индивидуальной.

Понятие

Национальный менталитет — это определенный, присущий конкретной этнической группе людей стиль жизни и культуры, а также национальная система ценностей, взгляды и мировоззрение нации, общие черты характера.

Устойчивость, неизменность, постоянство, консерватизм — это характерные свойства менталитета нации. На него сложно повлиять с помощью идеологических, административных, правовых или управленческих мер.

Уровни

Национальный менталитет — это двухуровневое явление. Первый уровень — генетический. Например, в ходе многочисленных исследований было выяснено, что генетическая особенность русского человека — это приоритет в мышлении правого полушария. Для такого мышления характерны творчество, чувственность. Не зря русский язык считается одним из самых богатых и красивых языков.

Вторым уровнем национального менталитета является менталитет приобретенный (или индивидуальный). Процесс обучения, воспитание, самореализация личности, выбор собственной роли, усвоение культуры, самоидентификация и др., — это все формирование второго уровня. Здесь важно учитывать индивидуальные психологические особенности человека. Он может принять национальные особенности своего этноса, а может, наоборот, выработать критическое к ним отношение.

Менталитет и национальный характер — тождественные понятия?

Достаточно часто эти два явления приравнивают друг к другу. Но это неправильно, так как существует определенные отличия между ними. Прежде всего, менталитет связан с умственными способностями, силами и потенциалом, а также мировоззрением. Здесь нет места эмоциям.

Национальный характер, в свою очередь, включает определенный колорит чувств и эмоций, уклад жизни конкретного этноса, особенности восприятия мира, мотивы поступков и моральные нормы. Разница между национальным менталитетом и национальным характером сначала может показаться неочевидной, но она есть.

Посмотрим на практике

Нет такого человека, у которого бы не было стереотипного мнения о какой-либо нации. Немцы — веселый и добрые, англичане — скромные и чопорные, американцы — открытые и патриотичные.

Русский национальный менталитет также имеет свои определенные черты:

  1. Спасибо периоду СССР за общественность и коллективность русского человека. Общее чаще всего у нас превалирует над личным. Каждый сталкивался с тем, что бабушка около подъезда считает важным сказать, как вы одеты и что она о вас думает, хотя никто ее об этом не спрашивал. Но, с другой стороны, забота о других выражается в приятных мелочах, например, вас всегда предупредят о том, что дальше по дороге стоит патруль ДПС.
  2. Чувства преобладают над разумом. Русские люди часто помогают другом, не задумываясь о собственной выгоде, а действуют просто от сердца. Корысть и эгоизм в общем смысле не присущи русской нации.
  3. Личный негативизм. Большое количество русских людей замечают в себе больше недостатков, чем достоинств. Не всегда наши люди спокойно реагируют, если кто-то случайно наступит на ноги (речь идет о случаях, когда виновный извинился). На улице редко люди друг другу улыбаются и просто так не разговаривают.
  4. Улыбка не считается знаком вежливости. Если западный человек вам улыбается, это не всегда значит, что вы ему нравитесь. Вы можете быть ему максимально противны, но он будет улыбаться, так как это вежливо. Русские люди улыбаются искренне и только тем, кто им по-настоящему приятен. Вежливая улыбка, наоборот, вызывает неприятие.
  5. Споры — наше всего. Русские люди очень любят спорить по самым разным вопросам, начиная от автомобилей и консервированных заготовок и заканчивая политикой и философией. При этом такая форма общения находит свое место не потому, что «в споре рождается истина», а как следствие живого и очень эмоционального общения.
  6. Русские люди слишком сильно верят в добро. Также распространена среди людей идея, что государство — главное. Оно может и дать, а может забрать. И отсюда вытекает следующие национальные особенности.
  7. Принцип «жить и не высовываться». Демократия является молодым явлением для России, поэтому многие люди еще не привыкли, что могут реально что-то изменить в государстве, в котором живут.
  8. Терпимость к воровству и обману. Часто вследствие доброты русского человека прощаются мелкие локальные нарушения, но именно из-за таких прощений появляются большие правонарушения, которые уже гремят скандально на всю страну.
  9. Халява и любовь к ней. Здесь и говорить много не надо. Любит наш русский человек то, что достается просто и бесплатно.
  10. Двоякое отношение к здоровью. О себе русский человек часто не заботится, не идет в больницу пока совсем не приспичит, но вот инвалидам может помогать и ухаживать за больными. Выйти на работу нездоровым — легко. Жалость также занимает большое место в черте русского менталитета — нам жалко собак, кошек, детей, стариков. Но при этом нам не жалко людей среднего возраста, которые тоже могут оказываться в сложных жизненных ситуациях.

Как обстоят дела за границей?

Национальный менталитет — это безумно интересно. Узнавая про другие нации и их особые черты, невольно задумываешься, как вообще так можно жить, потому что некоторые моменты могут идти полностью вразрез с твоими собственными убеждениями.

У британцев, например, свой национальный менталитет. Примеры: они очень тяжелы на подъем и очень уважают частную жизнь. Это возводится даже в некий культ. Британцы умеют держать себя в руках, холодно вежливы и горды. Радость случается или горе, невозмутимость будет отражаться на лице. Британцы не любят показное, предпочитают комфорт и порядок. При всем этом они очень дружелюбны и всегда готовы прийти на помощь. Еще одна британская черта — умение распределять собственный ресурс на работу, семью, друзей и себя самого. В чем проявляется национальный менталитет британцев кроме перечисленного? Тщеславность — то, чего у них не отнять. Так исторически сложилось, и ничего с этим не сделать. Они считают, что самое лучшее — в Великобритании.

На формирование национального менталитета влияют несколько групп факторов. Рассмотрим каждую из них подробнее.

Природно-географические факторы влияния

Зависимость национальных особенностей от природно-географических условий получила название географический детерминизм. Природная среда воздействует на менталитет народа через влияние на образ жизни (степь или леса, холодный или жаркий климат), а также через образы родной природы, запечатленные в менталитете (например, свободолюбие монгольских народов сложилось под влиянием отсутствия физических границ их территории).

Также отдельно выделяют и объясняют на примере русского человека три таких фактора, как географическое положение, обширность территории, климат. Первый фактор русского — широта души, второй — гостеприимство и некоторая меланхоличность, третий (а именно длинные зимы) — созерцательность и мечтательность.

Религиозные факторы влияния

Национальный менталитет — это во многом влияние религии. В социологии считается, что ислам, западное и восточное христианство и иудаизм повлияли на формирование четырех крупных менталитетов. Например, для евреев и в наше время важен иудейский менталитет с особенными, догматически детерминированными и закрепленными тысячелетиями национальной традиции установками веры, мышления и воли. Социальные и политические представления, ценности, идентичность, система отношений и характерный тип поведения во многом определяют мировоззрение еврейской нации. Существует мнение, что религию адаптировали под менталитет. А не он складывался на ее основе. Так как в нашем обществе ввиду его большого разнообразия нет четкого ответа на этот вопрос, то он останется предметом долгих будущих споров.

Социально-исторические факторы влияния

Социально-исторические факторы формирования менталитета многочисленные и разнообразные. Поэтому рассмотрим самые часто упоминаемые среди них. Например, смешение различных народов, вследствие чего появляются гибридные менталитеты. Говоря откровенно, все существующие на данный момент менталитеты в обществе являются гибридными, поэтому найти генетически чистый народ просто невозможно. Например, исследователи говорят о влиянии татаро-монголов на формирование некоторых русских черт. Например, после татарского нашествия у русских людей развились склонности к разбоям и мятежу, неуважение к частной собственности. Но, с другой стороны, развились такие положительные качества, как стойкость, способность выносить сложные тяготы жизни. В целом можно выделить три основных механизма влияния взаимодействия между народами на их менталитеты:

  • объединение генофондов;
  • заимствование культурных практик;
  • формирование черт национального характера, необходимых для противодействия иноземным нашествиям и адаптации к их результатам.

Язык как проявление нации

Язык и национальный менталитет не зря связывают между собой. Содержание окружающего мира находит выражение через количественное значение слов в языке, а мышление народа выражается через грамматическую структуру. Эмоциональность речи, преобладание существительных или глаголов, частое использование усилителей экспрессии — все это складывалось исторически. Разным языкам присущ разный состав грамматических категорий, который проходил исторический длительный отбор. Грамматическая система языка — статичная и мало подвержена изменениям ее структуры. Она создавалась веками и тысячелетиями, и просто не может не отражать в себе национального менталитета.

Заключение

Национальный менталитет присущ каждому этносу. Отличительные черты, характеры людей, традиции и обычаи, язык — все это создает уникальность и самовыражение каждого народа. В ходе всемирных процессов глобализации и интеграции все чаще происходит культурный обмен. И очень важно не потерять в его ходе этническую ценность и самоидентификацию. Потому что главное богатство нашего мира — это многочисленные его народы. А богатство народа — это опыт предков, накопленные традиции, обычаи и история.

fb.ru

Что такое менталитет? Значение слова, особенности национального менталитета

Это не менталитет. Это жизнь такая

Менталитет (лат. mens, mentis — душа, дух, ум и alis — другие) — склад ума и образ мыслей, совокупность интеллектуальных, эмоциональных, культурных особенностей мировоззрения и мировосприятия, ценностных установок, присущие социальной или этнической группе, нации.

Понятие «Менталитет» относительно новое. В советских словарях иностранных слов середины ХХ века его нет. В научный обиход было введено (в меньшей степени) французским историком и этнологом Л. Леви-Брюлем (1857 — 1939), изучавшим человека каменного века, и (в большей степени) французскими учеными-историками, группировавшимися в 1929 — 1939 годах вокруг журнала «Анналы», так называемая «Школа «Анналов». То есть, первоначально понятие «Менталитет» принадлежало науке исторической и лишь затем перешло в социологию и психологию.

Еще одно определение менталитета, пожалуй, более полное и простое дано в той же Википедии: взгляды, оценки, ценности, нормы поведения и морали, умонастроения, другие нюансы, характеризующие ту или иную группу людей.
Менталитет складывается на основе общего исторического, культурного, социального и экономического развития той или иной общности

.

Синонимы термина «менталитет»

  • Душевный мир,
  • Мировосприятие
  • Мироощущение
  • Образ мыслей
  • Психология
  • Склад ума
  • Умонастроение
  • Взгляды
  • Правила
  • Принципы
  • Убеждения
  • Видение
  • Философия
  • Идеология

Особенности национального менталитета

Общие — лишь цвета флага

«С Пьером Латекоэром Беппо Массими связывала давнишняя дружба. Познакомились они у одного букиниста Латинского квартала. Оба были большими библиофилами и часто посещали этого букиниста. Однажды обоим приглянулась одна книга. Пьер торговался с продавцом, так как запрашивал он за нее очень дорого. Опасаясь, что редкость ускользнет от него, Беппо, не торгуясь, заплатил требуемую цену. После этого случая при каждой встрече Пьер уговаривал его уступить ему книгу. От слова к слову, от беседы к беседе молодые люди, у которых, несмотря на разницу возраста (Беппо был на восемь старше) оказалось немало точек соприкосновения, сблизились, и, наконец, добродушный итальянец дал себя уговорить. Но когда Массими назвал цену. Латекоэр воскликнул:
— Да ведь это цена, которую запрашивал книготорговец!
— Я столько и заплатил, — отвечал де Массими .
— Так вот, предлагаю вам на три франка меньше.
Однако будущему промышленнику пришлось убедиться, что добродушие отнюдь не означает мягкотелость. Книгу он так никогда и не получил. Но это только повысило его уважение к новому приятелю, и они стали друзьями»
Марсель Мижо «Жизнь замечательных людей. Сент-Экзюпери».
(Менталитет русского человека исключает подобные отношения. С другом не торгуются)

«Все молитвы финнов Вятской губернии сводятся на материальную просьбу о продолжении рода, об урожае, о сохранении стада…В этой неуверенности в земной жизни и хлебе насущном есть что-то подавленное, несчастное. Я видел сильный пожар в одном селе, в котором жители были перемешаны — русские и вотяки. Русские таскали вещи, кричали. хлопотали. Пожар остановит было невозможно. но спасти кое-что было сначала легко. Вотяки собрались на небольшой холмик и плакали навзрыд, ничего не делая» А. Герцен «Былое и думы»

Что чаще осуждают в России и США (в %, по опросам социологов)

РоссияСША
Курение марихуаны8450
Гомосексуализм8450
Азартные игры7335
Алкоголь7361
Уклонение от уплаты налогов6379
Супружеская измена6291
Клонирование человека5386
Смертная казнь3627
Аборт3052
Мед. опыты над животными2937
Секс вне брака2935
Ложь с целью защитить чьи-то чувства2343
Развод2226

«Комсомольская правда», №24, 2015 год

chtooznachaet.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *