Вопросы и ответы

Понятие маргинальности – Понятие маргинальности

Содержание

48.Маргиналы и маргинальность. Причины и следствия.

Маргинальность
— социологическое понятие, обозначающее
промежуточность, «пограничность»
положения человека между какими-либо
социальными группами, что накладывает
определённый отпечаток на его психику.
Это понятие появилось в американской
социологии в 1920-е для обозначения
ситуации неадаптации иммигрантов к
новым социальным условиям.

Характерный
пример маргинальности – эмигрантские
кварталы Нью-Йорка: китайский Чайна-Таун
и русский Брайтон-Бич. Тысячи эмигрантов
в силу сложившегося менталитета
оказываются за бортом американского
общества, не в силах интегрироваться в
него и принять новые ценности. Другой
пример – маргиналы как подкласс
российского общества, возникший в
результате «ломки» старых и появления
новых социально-экономических отношений
в 90-е годы XX века. Причем к числу маргиналов
тогда относились представители обоих
полюсов социального неравенства: низшие
слои общества («социальное дно») и, так
называемые, «новые русские».

Маргинальность
в целом приводит к появлению чувства
растерянности и беспокойства, в
значительной степени увеличивает
возможность отклонений от групповых
норм и появления кризиса доверия у
индивидов.

Маргинальная
группа людей

— группа, отвергающая определённые
ценности и традиции той культуры, в
которой эта группа находится, и
утверждающая свою собственную систему
норм и ценностей.

Маргинал,
маргинальный элемент

— человек, находящийся на границе
различных социальных групп, систем,
культур и испытывающий влияние их
противоречащих друг другу норм, ценностей,
и т. д. В современном русском языке это
слово часто также употребляется как
синоним понятия деклассированный
элемент — представитель социального
«дна».

Индивидуальная
и групповая маргинальность

Индивидуальная
маргинальность

характеризуется неполным вхождением
индивида в группу, которая его полностью
не принимает, и его отчуждением от группы
происхождения, которая его отторгает
как отступника. Индивид оказывается
«культурным гибридом», разделяющим
жизнь и традиции двух и более различных
групп.

Групповаямаргинальность
возникает в результате изменений
социальной структуры общества,
формирования новых функциональных
групп в экономике и политике, вытесняющих
старые группы, дестабилизирующих их
социальное положение.

Следствия
маргинализации

Маргинализация
далеко не всегда приводит к «оседанию
на дно». Естественная маргинализация
связана преимущественно с горизонтальной,
либо восходящей вертикальной мобильностью.
Если маргинализация связана с радикальным
изменением социальной структуры
(революции, реформы), частичным или
полным разрушением устойчивых общностей,
то она часто приводит к массовому
понижению социального статуса.

Однако
маргинальные элементы предпринимают
попытки повторного встраивания в
социальную систему. Это может привести
к очень интенсивной массовой мобильности
(перевороты и революции, восстания и
войны) или к формированию новых
общественных групп, борющихся с другими
группами за место в социальном
пространстве. Так, расцвет этнического
предпринимательства объясняется именно
маргинальным положением этнических
меньшинств, для которых обычные пути
достижения высоких статусов (через
наследование, государственную и военную
службу и т. п.) затруднены и которые в
развитии предпринимательства (в том
числе криминального характера) находят
для себя эффективные каналы вертикальной
мобильности.

Причины
маргинальности:

1)
миграция в чужую этническую среду

2)
незавершенность социального перемещения

3)
потеря работы и материального благополучия

4)
утрата общепринятых норм и ценностей

Причины
маргинальности:

Маргинальные
индивиды и группы появляются в самых
разных социальных условиях:

1.      
межрегиональные миграции

2.      
плохо совместимые или взаимоисключающие
роли в группах

3.      
социальное неравенство в обществе

4.      
экономические, политические, социальные,
культурные изменения (кризисы, смена
религии, изменения социальной структуры
общества)

Следствия
маргинальности:

1.      
появление чувства растерянности и
беспокойства

2.      
появление кризиса доверия у индивидов

3.      
девиантное поведение

4.      
изменение социального статуса

5.      
высокая творческая активность

studfiles.net

Что такое маргинал — виды и признаки

Как правило, слово «маргинал» используется в негативном ключе, когда речь заходит об «опустившихся», асоциальных людях. Но разобравшись с тем, какое значение термин приобрел в современном мире, можно с удивлением обнаружить маргиналов и среди своих знакомых, и людей находящихся совсем не на «дне» общества.

Согласно словарям маргиналом называют человека оказавшегося вне каких-либо социальных групп, культур. Такой индивид находится в пограничном состоянии, являясь асоциальным субъектом. Но это далеко не всегда означает, что человек аморален или страдает от пагубных зависимостей.

Термин «маргинал» был введен в социологию Парком, и изначально относился к жителям сельской местности, переехавшим в город и не приспособившимся к новым условиям жизни. С течением времени значение понятия «маргинал» несколько изменилось.

Сейчас маргиналом называют человека чье мировоззрение, принципы, образ жизни сильно отличается от общепринятых норм.

Также маргиналом можно назвать человека отрицающего принципы морали, культуры, религии своей социальной группы, но при этом не присоединяющегося к другим.

Статус «маргинал» может быть осознано, принят человеком. А может навязываться окружающими. Часто общество «клеймит» выделяющихся из его массы людей, причисляя их к маргиналам. Как правило, это представители различных меньшинств (национальных, сексуальных) или те лица, чьи убеждения в корне отличаются от убеждений большинства (чайлфри). Важно понимать, что подобное отношение нарушает права человека.

Маргиналом может считаться, человек стремящийся находиться вне «системы», придерживающийся идей свободы, независимости, индивидуального развития.

Признаки маргинальной личности

Социологи основным признаком, характеризующим маргиналов, считают разрыв социальных, экономических и духовных связей с «прошлой» жизнью. Например, военнослужащий, уволенный в запас, и не нашедший себе место в гражданском обществе, временно становится маргиналом (старые связи утеряны, а новые еще не созданы).

Также к признакам маргинальной личности относят:

  • мобильность, связанная с отсутствием привязанностей или постоянного жилья,
  • проблемы с психикой, появившиеся из-за невозможности найти себя в новом обществе,
  • склонность к участию в противоправной деятельности,
  • собственная система ценностей, идущая в разрез с существующей в обществе.

Маргиналы и люмпены: в чем различия?

В сознание большинства маргинал и люмпен синонимы. Этим и обуславливается негативное отношение к маргиналам в обществе.

Кто же такие люмпены? Термин «люмпен» был предложен Марксом, который подразумевал под ним бандитов, бродяг, нищих. Это деклассированные, находящиеся на самом «дне» общества индивиды. Их можно отнести к части маргинальной группы. Но маргинала далеко не всегда можно назвать люмпеном. И тех и других объединяет «выпадение» из структуры общества. Но люмпен легко подчиняется сильному лидеру, а маргинал не признает, ни чьего лидерства.

ЛюмпеныМаргиналы
Индивиды, достигшие социального «дна» (бомжи, нищие, преступники)Лица, находящиеся между устойчивыми социальными группами, не входя в ни одну из них (мигранты, солдаты, вернувшиеся с войны и не нашедшие себе место в мирной жизни)
«Питательная среда» для развития экстремизма«Питательная среда»:
1 для всего передового,
2 антидемократических режимов

Типы маргиналов

Как правило, статус «маргинал» временный. Человек адаптируется к новым условиям жизни, находит работу, «обрастает» связями и «вливается» в общество, перестает быть маргиналом.

Промежуточное положение в общественной структуре затягивается у вынужденных маргиналов или тех, кто осознано выбрал этот статус. К вынужденным маргиналам относятся беженцы, а к «осознанным» — экстремисты, сектанты, дауншифтеры.

В социологии выделяют следующие типы маргиналов:

  • политические,
  • религиозные,
  • этнические,
  • экономические,
  • социальные,
  • биологические.

Политические маргиналы

К появлению маргиналов этого типа приводят политические кризисы, снижение гражданского сознания, недоверие к действующей власти. Маргиналы осознано противопоставляют себя обществу и его политическому строю. Например, люди психологически «зависшие» в эпохе СССР.

Религиозные маргиналы

Общество можно разделить на тех, кто исповедует принятые в нем религии или вообще не верящих в бога. Лица утверждающие, что не являются представителями ни одной конфессии, но при этом верящие в высшую силу, становятся религиозными маргиналами. Именно они основывают секты и экстремистские религиозные группировки. Маргиналом такого типа можно назвать и человека, исповедующего, например, христианство в мусульманской стране или наоборот. Религиозные меньшинства для общества в целом будут маргиналами (христиане в Косово).

Этнические маргиналы

К маргиналам этого типа можно отнести мигрантов, беженцев, которым пришлось оставить привычную среду. Межкультурные, религиозные различия могут стать непреодолимыми препятствиями для этнически маргиналов.
К этому типу можно отнести детей, родившихся от представителей разных национальностей. Это будет справедливо в случае, когда ребенок не относит себя ни к нации отца, ни к нации матери и поэтому не принимается в ни одной из них.

Экономические маргиналы

Потеря работы, невозможность или нежелание найти новую, утрата собственности или привычных источников дохода приводят к экономической маргинальности. В особо тяжелых случаях люди, оказавшиеся в таком положении, озлобляются, и намерено избегают привычного круга общения, кто-то принципиально начинает жить за счет других или государственных пособий. Потеря работы или собственности может привести человека на социальное «дно», его люмпенизации.

Примером появления большого числа экономических маргиналов в нашей стране могут служить 90-е годы 20 века. Закрытие предприятий, научных учреждений и общее снижение заработной платы привили к большому количеству людей оставшихся без привычной работы, и немеющих возможность найти новую.

Сейчас к экономическим маргиналам можно отнести и мультимиллионеров, так как их финансовый статус и возможности отделяют их от большей части общества

Социальные маргиналы

Появлению маргиналов этого типа способствуют социальные потрясения (катастрофы) в обществе, когда рушится привычная структура. Примером, может служить революция 1917 года, когда огромное количество людей вынуждено было бежать из страны.

Еще одной причиной того, что человек стал маргиналом этого типа, может назвать стремление улучшить свой социальный статус (найти более высоко оплачиваемую работу, выгодно жениться/выйти замуж). Это справедливо в случае если попытки окажутся неудачными. Индивид потерял старые социальные связи, а новые так и не установил или тоже утратил.

Биологические маргиналы

В идеальном обществе отношение к человеку не должно основываться на состоянии его здоровья и внешности. К сожалению, инвалидность, врожденные уродства, старость или такие болезни как ВИЧ или заболевания аутичного спектра у детей, синдром Дауна делают человека «изгоем» биологическим маргиналом.

Современное общество

Как уже упоминалось понятие «маргинал» стало более «широким».

По мнению некоторых социологов, психологов, философов, маргиналы являются наиболее развитыми и открытыми для нового индивидами.

Человек, подчиняющийся собственной системе ценностей, которого нельзя отнести не к «системной оппозиции», ни живущим по общепринятым правилам является маргиналом. Часто это избегающие социальных контактов люди, понимающую свою непохожесть. Можно сказать, они живут вне своего временного отрезка, обгоняя его или наоборот отставая.
Так или иначе, эти люди способствуют развитию общества. Например, первые борцы за права чернокожих граждан в Америке или поддерживающие идеи феминизма считались маргиналами. Но благодаря их стараниям во многом изменились социальные институты. Еще одним примером могут служить православные верующие в СССР, хранившие традиции.

К маргиналам в современном обществе можно отнести и фрилансеров и чайлдфри и дауншифтеров. Отношения к ним уже не резко негативное. В своем развитии общество становится более терпимым к ярким проявлениям индивидуальности.

Но есть и отрицательные моменты, связанные с маргинальностью. Массовое появление «изгоев» в обществе связано с потрясениями, происходящими в нем (реформы, войны, революции). Эти причины снижают уровень жизни, безопасности в государстве и приводят к люмпенизации маргинальных групп. Другими словами, когда маргинализация общества связана не с ростом осознанности граждан, а ухудшениями базовых параметров их жизни, она несет больше вреда, чем пользы.
Отбросив стереотипы, и взглянув на термин «маргинал» под другим углом, можно уводить, что не всегда его стоит употреблять в негативном ключе.

psihter.ru

Маргинальность — это… Что такое Маргинальность?

Маргина́л, маргина́льный челове́к (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д.

Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой она возникает, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

[1] http://www.ec-dejavu.net/m-2/Marginal.html

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation.
2010.

dic.academic.ru

Понятие маргинальности : Российское общество на рубеже веков Бутенко И.А. : Библиотека Инокентия Ахмерова онлайн

Маргинальность в
современном российском обществе можно представлять весьма широко. Она может
рассматриваться как состояние групп и индивидов в ситуации, которая вынуждает
их под влиянием внешних факторов, связанных с кардинальным
социально-экономическим и социокультурным переструктурированием общества,
существенно изменять их социальный статус, социальные связи, социальную среду,
а также ценностные ориентации.

Не углубляясь
здесь в сложности теоретической интерпретации концепции маргинальности, отметим
возможности и перспективы анализа маргинальности на эмпирическом уровне.
Маргинальность – феномен, «ускользающий» от количественных характеристик и
строгих замеров. Хотя термин «маргинал» уже прочно обосновался в словарях
нашего переходного общества, вряд ли можно сказать, сколько в нем маргиналов.
Эвристичным представляется исследование маргинальности на пути исследования характеристик
маргинального статуса.

Первоначальные
исследования маргинальности сосредоточивали внимание на комплексе характеристик
маргинальной личности – иными словами, наборе личностных характеристик
человека, попадающего в объективно заданную маргинальную позицию. Развивая
концепцию маргинальности, Е. Хьюз отмечал: «Маргинальность… может иметь место
везде, где происходит достаточное социальное изменение и приводит к появлению
людей, которые находятся в позиции неопределенности социальной идентификации, с
сопровождающими ее конфликтами лояльности и разочарования (фрустрации)
личностных или групповых стремлений». Внимание на этот пункт концепции обращают
также А.С. Керкхофф и Т.С. Мак-Кормик, подчеркивая необходимость различать, с
одной стороны, позицию в социальной структуре, а с другой — набор
психологических черт, которые могут развиваться в индивидууме, занимающем такое
положение. Т. Шибутани выделяет понятие маргинального статуса личности как
ключевое в понимании маргинальности. Он отмечает, что маргинальный статус — это
позиция, где воплотились противоречия структуры общества.

Рассматривая
различные виды социальных статуса, авторы отечественного относительно нового
учебника по социологии труда дают определение маргинального статуса личности
как позиции, фиксирующей объективно заданные противоречия в способах поведения,
которые определяются, с одной стороны, многообразием статусно-ролевых и
функциональных характеристик личности, а с другой стороны — промежуточными
состояниями перехода из одного статуса в другой.

Маргинальный
статус, или маргинальное состояние, присуще индивидам в различной степени. Оно
может быть «гармонизированным», когда требования различных статусов не
противоречат, а дополняют друг друга, либо «деструктивным», когда требования
статусов приводят к рассогласованию и необходимости радикального изменения
сложившихся норм поведения. Между двумя полюсами множество промежуточных форм,
различающихся степенью напряжения и интенсивности действий для преодоления
противоречий и согласования норм. Как правило, маргинальное состояние возникает
в следующих случаях: при переходе индивида из одной социальной среды в другую;
при смене одного темпорального статуса на другой; при кардинальном изменении
образа жизни, вида профессиональной деятельности, системы социальной
коммуникации; при смене социального, профессионального, экономического,
политического или религиозного статуса.

Маргинальный
статус формируется в результате образования маргинальной позиции, то есть такой
позиции промежуточности, неопределенности в социальной структуре группы,
общности или общества в целом, в которую индивид или группа попадают под
воздействием маргинальной ситуации.

Таким образом,
маргинальный статус исследуется, с одной стороны, как объективно заданная
позиция, с другой стороны, как набор субъективных характеристик и показателей,
присущих ей.

www.ahmerov.com

Маргинал — это… Что такое Маргинал?

Маргина́л (от лат. margo — край) — вольно трактуемое/употребляемое понятие для обозначения человека, чьё положение в обществе, образ жизни, мировоззрение, происхождение и т. п. не соответствуют общепринятым нормам, а наоборот [1]. В современном русском языке это слово часто также употребляется для обозначения «деклассированного элемента», изгоя.[источник не указан 55 дней]

Происхождение термина

Сам термин «маргинальный» употреблялся уже давно для обозначения записей, пометок на полях; в другом смысле он означает «экономически близкий к пределу, почти убыточный».

Как социологический он существует с 1928 года. Американский социолог, один из основателей чикагской школы Роберт Эзра Парк (1864—1944) впервые употребил его в своём эссе «Человеческая миграция и маргинальный человек», посвящённом изучению процессов в среде иммигрантов. Правда, предысторией возникновения термина можно считать термин «промежуточный элемент» (interstital element), употреблённый другим исследователем этой школы в 1927 году при изучении иммигрантских групп в городской социальной организации.

Роберт Парк известен прежде всего исследованиями развития городской среды (в частности, иммигрантских сообществ в американских городах) и расовых отношений межкультурного взаимодействия. У Парка понятие маргинальности означало положение индивидов, находящихся на границе двух различных, конфликтующих между собой культур и служило для изучения последствий неадаптированности мигрантов, особенностей положения мулатов и других «культурных гибридов».

Таким образом, концепция «маргинальности» первоначально представлена как концепция маргинального человека. Р. Парк и Э. Стоунквист, описав внутренний мир маргинала, стали основоположниками традиции психологического номинализма в понимании маргинальности в американской социологии. Следует ещё раз подчеркнуть, что первоначально центральной проблемой маргинальности был культурный конфликт, и, следовательно, в данном случае была описана маргинальность, обозначаемая как культурная.

В дальнейшем концепция маргинальности была подхвачена «бесчисленным количеством социологов» и, принятая как должное многими, часто критикуемая за отсутствие научного ригоризма, стала «эластичной». В 1940—1960-е годы она особенно активно разрабатывалась в американской социологии. Проблема маргинальности больше не ограничивается культурными и расовыми гибридами, как у Стоунквиста. Сама теория Стоунквиста подверглась критике. Например, Д. Головенски считал понятие «маргинальный человек» «социологической фикцией». А. Грин утверждал, что маргинальный человек — это всеобъемлющий термин (omnibus term), который, включая всё, не исключает ничего, и поэтому должен употребляться осторожно и только после того, как его параметры определены.[2]

Маргиналы (примеры)

  • Рассказывают, что когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то разумеется захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» Диогеном. Александр нашёл его в Крании (в гимнасии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. Говорят, что Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном»

(Случаи из жизни Диогена)

  • Писатель Виктор Шендерович, высказывая свою политическую позицию об отказе от участия в недемократических выборах, так отреагировал на то, что его назвали «маргиналом»:

В слове «маргинал» нет ничего обидного . «Пометки на полях»: маргинал — это тот, кто в меньшинстве. Христос был маргиналом, как известно, Сахаров был маргиналом… Томас Манн был маргиналом. То есть, мы в хорошей компании. И давно замечено, что самая большая опасность для приличного человека — это оказаться в большинстве. Это значит: что-то не так. Осмотрись, оглядись, чего-то ты вдруг в большинстве? Да? Потому что «худших везде большинство», как говорил Эпиктет. Но это такие общие соображения. Поэтому — ну, маргинал и маргинал, слава богу. Не дай бог попасть в это большинство, ещё на «Селигер» позовут.[3]

Производные понятия и примеры словоупотребления

  • Маргинальность (позднелат. marginali — находящийся на краю) — социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами и статусами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.
  • Маргинальная группа людей — группа, отвергающая определённые ценности и традиции той культуры, в которой эта группа находится, и утверждающая свою собственную систему норм и ценностей.

Индивидуальная и групповая маргинальность

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом», разделяющим жизнь и традиции двух и более различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Последствия маргинализации

Маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной, либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции, реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса. Однако, маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны) или к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Высокий уровень предприимчивости среди представителей этнических меньшинств объясняется именно их маргинальным положением. Для людей данных этнических групп обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу, хорошие оценки в школе, интеллектуальное превосходство, развитие собственных талантов и т. п.) затруднены, что способствует ориентации на развития собственного дела (в том числе криминального характера или сексуальной, например, печально известные так называемые «Голубые Маргиналы 20 века») находят для себя, таким образом эффективные каналы вертикальной мобильности.

Примечания

Ссылки

См. также

dic.academic.ru

1. О понятии маргинальности. Понятие маргинальной личности

Похожие главы из других работ:

Изучение образа представителей маргинальных субкультур в общественном сознании (методом семантического дифференциала)

1.3 Статус маргинальности

Современные российские маргиналы — это не традиционные типажи — выходцы из иной культурной среды, эмигранты и пр. Сегодняшние маргинальные группы в России сконструированы социальными переменами последних десятилетий. Как правило…

Маргиналы в современном российском обществе

1. Понятие маргинальности и его эволюция

Маргинамл, маргинамльный человемк, маргинальный элемент (от лат. margo — край) — человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей, и т.д…

Маргинальность в современной России

Глава 1. Общая характеристика маргинальности

маргинальность адаптация личность…

Маргинальность в современной России

1.1 Концепция маргинальности в западной социологии

Возникнув в 30-е годы в США как теоретический инструмент для исследования особенностей протекания культурного конфликта двух или более вступающих во взаимодействие этнических групп…

Маргинальность в современной России

1.2 Теория маргинальности в современной отечественной социологии

В контексте современной социальной реальности можно говорить о всеобщей маргинализации. Чем выше дифференциация общества, чем больше плохо отграниченных друг от друга «групп» создают свои условия жизни, свои особые «социальные логики»…

Маргинальность в современной России

1.2 Теория маргинальности в современной социологии

Как уже было отмечено, интерес к проблеме маргинальности заметно возрастает в годы перестройки, когда кризисные процессы начинают выносить ее на поверхность общественной жизни…

Маргинальные слои или «Андекласс»

1. Понятие классовой маргинальности

Понятие маргинальности служит для обозначения пограничности, периферийности или промежуточности по отношению к каким либо социальным общностям (национальным, классовым, культурным). Маргинал, просто говоря, «промежуточный» человек…

Маргинальный слой в российском обществе

1. Проблема маргинальности в современной социологии

Маргинальный слой в российском обществе

1.1 Эволюция понятия маргинальности в истории социологии

Концепция маргинальности сыграла важную роль в социологической мысли, однако до сих пор в определении содержания понятия маргинальности имеется немало трудностей. Во-первых…

Маргинальный слой в российском обществе

3. Пути решения проблемы маргинальности в России

Подход к решению проблемы маргинальности в обществе должен основываться на том, что маргинальность рассматривается прежде всего как объект контроля и управления на общегосударственном уровне…

Метод групповой работы в технологии социальной работы

1.1 Общее представление о понятии «группа»

Организация — это социальная категория и одновременно — средство достижения целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют. В каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп…

Расово-антропологическая школа в социологии

Глава 1. Зарождение антропологии и понятии о расах

С древних времен человека волновал вопрос: «Что такое человек?», понять место человека в природе, его сходство с другими организмами, его своеобразие. Ответы на эти вопросы положили начало развития такого понятия, как антропология…

Современные интерпретации менталитета российского общества

1. О понятии менталитета в современной России

Оговорка по поводу хронологии, впрочем, в данном случае является излишней.

В “несовременной” России, судя по отсутствию этого понятия в словарях и энциклопедиях…

Социализация как развитие человека во взаимодействии с окружающей средой

О понятии «социализация»

В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п.

Автором термина «социализация» применительно к человеку, очевидно…

Социальная роль маргиналов в формировании социальной структуры

2. Проблема маргинальности

Социальную трансформацию общества сегодня характеризуют не только появление ранее не существовавших страт в системе стратификации — прежде всего класса крупных и средних собственников, слоя «новых бедных», маргиналов, безработных…

soc.bobrodobro.ru

Кто такие маргиналы — типы и признаки маргиналов

Реализация в социуме – одна из психологических потребностей человека. Личность, выпадающую из социума, называют маргинальной, однако это не означает, что такой человек обязательно беден и ведет саморазрушающий образ жизни. Узнав, кто такие маргиналы, можно с удивлением обнаружить их и среди знакомых.

Кто такой маргинал — определение

По информации социологического толкового словаря, маргинальная личность – это человек, находящийся в пограничном состоянии между двумя или несколькими социальными группами, системами, культурами. Что значит, маргинал – асоциальный субъект, но не обязательно неблагополучный, аморальный или страдающий от патологических привязанностей. Считается, что первыми маргиналами были освобожденные от рабства люди, которые вышли из привычной среды, но стать полноценными членами общества смогли не сразу.

Если маргиналы в обществе не выполняют общественно полезные функции, значит создают разнообразные проблемы. Маргиналы способны сбиваться в группы и устраивать беспорядки. В европейских странах нередко такое явление как бунт мигрантов. Эти люди, которых приняли в чужой стране, обеспечили жильем и питанием, могут приносить множество проблем законопослушным коренным жителям. Несколько реже встречаются безобидные маргиналы, как пример можно привести представителей национальных меньшинств, модного движения дауншифтеров и т.д.

Статус «маргинал» может быть предписан человеку обществом или принят индивидом самостоятельно. «Клеймение» и «навешивание ярлыков» нестандартным людям может произойти в рабочем коллективе, в больнице, в школе. Такого рода вытеснениям часто подвергаются меньшинства – национальные, сексуальные и т.д. Это является нарушением прав человека. Осознать собственную маргинальность индивид может и сам. В данном случае он должен решить – «возвращаться к нормальности» или жить со статусом «маргинал».

Кто такие маргиналы и люмпены?

Термин «люмпен» был введен К. Марксом, к этой группе он относил бродяг, нищих, бандитов. По мнению обывателей — люмпены и маргиналы представляют собой одну группу людей со схожими интересами и образом жизни. Это не совсем так. Люмпен – деклассированный, физически и морально опустившийся элемент, «отброс общества», являющийся частью маргинальной группы, но при этом маргинальная личность далеко не всегда является люмпеном.

Признаки маргиналов

Основным признаком маргиналов социологи называют разрыв экономических, социальных и духовных связей, существующих в «домаргинальной» жизни. В основном маргиналами становятся мигранты, беженцы. Оказаться на краю социальных групп может бывший военный, уволенный со службы, но еще не нашедший себя в гражданском обществе. Связи с прошлым при увольнении разорвались, а новых еще нет, а в особо неблагополучных условиях – и не будет. Тогда человек может деклассироваться – т.е. опуститься на самое «дно» жизни.

Другие признаки маргинальности:

  • мобильность – возникает при отсутствии жилья, привязанностей;
  • психические проблемы – появляются вследствие невозможности найти свое «место под солнцем»;
  • выработка собственных ценностей, иногда враждебность к существующему обществу;
  • достаточная легкость вовлечения в противоправную деятельность.

Типы маргиналов

При позитивном развитии событий период маргинальности у человека длится не слишком долго – адаптировавшись, трудоустроившись, влившись в общество, он теряет статус маргинала. Исключение составляют люди, ставшие маргиналами вынуждено (беженцы) или те, кто сознательно избрал такой образ жизни (бродяги, радикалы, экстремисты, революционеры). Социологи так разделяют основные виды маргиналов: политические, этические, религиозные, социальные, экономические, биологические.

Политические маргиналы

Чтобы понять кто такой политический маргинал, значение этого термина, можно вспомнить период прихода к власти Фиделя Кастро на Кубе, сопровождающийся кровавыми репрессиями. «Остров свободы» стал невыносимым для жизни порядка 2 млн человек, которые сбежали в другие страны, став, по сути, политическими маргиналами – людьми, которых не устраивает существующий политический режим, его законы.

Этнические маргиналы

К людям, на которых распространяется этническая маргинальность, обычно относят индивидов, рожденных от представителей разных национальностей. Не любой межнациональный брак порождает маргиналов, это происходит лишь тогда, если ребенок не соотносит себя ни с одной национальностью родителей – его в таком случае нигде и не принимают. Еще один ответ на вопрос кто такие этнические маргиналы – это национальные меньшинства, представители крайне малочисленных народностей, живущие среди других национальностей.

Религиозные маргиналы

Основная масса людей в обществе или придерживается определенной конфессии, или вообще не верит в бога. Религиозными маргиналами называют индивидов, которые верят в существование высшей силы, но не могут назвать себя представителями ни одной существующей религии. Среди таких индивидов (пророков) можно встретить тех, кто собрал единомышленников и создал собственную церковь.

Социальные маргиналы

Такое явление как социальная маргинальность развивается в обществе, переживающем катаклизмы: перевороты, революции и т.д. Целые группы людей в меняющимся социуме теряют свое место и не могут найти его в новой системе. Такие социальные маргиналы зачастую становятся мигрантами, как пример можно вспомнить представителей дворянского сословия, уехавших из России после революции 1917 года.

Маргинал экономический

Ответ на вопрос, кто такой экономический маргинал, в основном сводится к безработице и сопутствующей этому явлению бедности. Экономические маргиналы вынуждено или намеренно теряют возможность зарабатывать и живут за чужой счет – получая помощь окружающих, пособия от государства, подаяние и т.д. В современном обществе к экономическим маргиналам причисляют и свехбогатых людей, которые также оторваны от общества.

Биомаргиналы

Идеальная общественная организация подразумевает заботу о тех, кто оказался в сложной ситуации из-за проблем со здоровьем, поэтому вопроса кто такой маргинал биологический не должно и возникать. На деле те, кто не имеет ценности для общества из-за нездоровья, оказываются полностью незащищенными. К биомаргиналам относят инвалидов, хронически больных, стариков, ВИЧ-инфицированных, детей с синдромом Дауна и т.д.

Плюсы и минусы маргинальности

Изначально негативное значение термина «маргинал» уже изменилось и не всегда несет отрицательную нагрузки. Быть вне «стада», отличаться от многих – это модно и даже престижно, но положительные стороны маргинальности можно найти даже в классическом значении этого явления:

  • маргиналы более мобильны, чем обычные люди, им легче переехать в экономически более благополучный район, найти более высокооплачиваемую работу, сменить профессию;
  • благодаря своей несхожести с другими членами общества, некоторые маргиналы могут построить на этом свой бизнес, например, этнический маргинал может открыть магазин с товарами, которые производит его народ;
  • благодаря своей гибкости маргиналы часто привносят в общество что-то новое, прогрессивное.

К отрицательным моментам маргинальности можно отнести тот факт, что это явление в основном связано с радикальными изменениями структуры общества – реформами, революциями. В целом общество всегда страдает от таких изменений – государство беднеет, его покидают перспективные личности. Еще один минус маргинализации общества – в снижении уровня жизни и безопасности из-за люмпенизации большого количества маргиналов.

Отрицательна маргинальность и в случае, когда ее искусственно создают. При длительных революциях, войнах, число маргиналов растет в геометрической прогрессии, в результате гибнут и опускаются «на дно» невинные люди. Примерами вынужденной маргинализации являются холокост еврейской нации, устроенный фашистской Германией и сталинские репрессии, в результате которых были сосланы, переселены, лишены работы и жилья сотни тысяч людей.

Маргинальность и бедность

Поскольку в современном обществе ответ на вопрос кто такие маргиналы сильно изменился, далеко не всегда последствия маргинальности – бедность, лишение свободы или даже жизни. Маргиналами, как уже упоминалось, могут быть и очень богатые люди, которые в силу своей обеспеченности более свободны, чем другие члены общества. И нередки случаи, когда успешные бизнесмены уходят от дел и уезжают из больших городов в провинцию, в деревни.

В рамках такого явления как маргинальность стоит упомянуть и о не так давно появившихся дауншифтерах. С рождения индивид развивается в двух противоположных направлениях – как социальная и как индивидуальная личности. В идеале эти силы должны быть уравновешены, но в реальности одно из этих направлений зачастую перевешивает. При усилении социализации рождается конформист, а при усилении индивидуализации может родиться дауншифтер.

Дауншифтер – это человек, избравший жизнь вне общества или сильно ограничивший общение с людьми вне своей семьи. Это маргинал, которого вполне устраивает его нахождение в пограничном состоянии, когда он свободен передвигаться по миру, жить полностью независимо. Чаще всего дауншифтеры предпочитают заниматься искусством – рисуют, пишут книги и т.д. И их творчество почти всегда востребовано, т.к. автор обладает сильной энергетикой и нестандартным мышлением.

 

womanadvice.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о