Вопросы и ответы

Осознанная потребность личности побуждающая ее действовать – СГА ответы Комбат бесплатно — 0028.03.04;СЛ.07;1

Убеждения

   — осознанная потребность личности, побуждающая её действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определённое понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

   Основа У. — широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремлённым.

   Возрастом интенсивного формирования У. являются подростковый возраст и старший школьный возраст. У. связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путём создания у детей опыта общественных отношений, нравственного поведения. Необходимо так организовать воспитательное воздействие, чтобы имело место отчётливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой.

   (Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 294)

Поделитесь на страничке

slovar.wikireading.ru

24.1. Мотивы с побудительной или притягательной силой. Направленность личности

 

Опорные слова к вопросу №24 — здесь

На уровне субъектности доминирующей формой проявления потребности, побуждающей и определяющей выбор направления деятельности, ее предмета, ради которого она осуществляется, является мотив.

В современной психологии термин «мотив» применяется для обозначения самых различных явлений и состояний, вызывающих активность субъекта.

Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее, представляет собой процесс мотивации его поведения.

В психологии мотивы — то, что побуждает деятельность человека, то, ради чего она совершается.

От мотивов следует отличать мотивировки, т. е. высказывания, оправдывающие то или иное действие, путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства; мотивировки могут не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

В узком смысле мотив — это образ вещи или ситуации, которые могут удовлетворить потребность, обладающий побудительной или притягательной силой и, кроме того, имеющий некоторым потенциалом, от которого зависит исход борьбы с другими мотивами.

В широком смысле к мотивам в психологии относят потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы.

Существуют различные формы мотивов, одни из которых носят побудительный характер, а другие — притягательный.

Побудительные мотивы:

— установки, влечения, желания;

Притягательные мотивы:

— интересы, мечты, идеалы, убеждения.

Установка — это механизм неосознаваемой регуляции поведения; предрасположенность субъекта воспринимать реальность определённым образом и выражающаяся в готовности его к соответствующей деятельности. Всякая установка представляет собой отношение потребностей субъекта к ситуации действия.

Влечение представляет собой психическое состояние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим состоянием: по мере того как оно осознается или находится предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно необходимо переходит в желание.

Желание есть переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание как мотив деятельности характеризуется отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения. Будучи эмоционально окрашенным, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание, таким образом, в отличие от влечения, является объективированным, oпредмеченным переживанием.

Интерес — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному. Это форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающем стремление понять его. С.Л.Рубинштейн определяет интерес как сосредоточенность помыслов субъекта на определенном предмете. Под помыслами при этом понимается сложное и неразложимое образование — направленная мысль, мысль-забота, мысль-приобщение, внутри себя содержащая и специфический эмоциональный заряд.

Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес — это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта как мотив поведения есть созданный в представлении образ желаемого. Мечта выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечта — это своего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было образа желаемого будущего, то он не мог бы активно трудиться и преодолевать препятствия на своем пути. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Идеалы представляют собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. В идеале человек особенно ценит то, чего ему, как правило, недостает. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Это лучшие тенденции, которые, воплотившись в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором развития человека.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Помимо осознанности, убеждения характеризуются связью с миром чувств. Убеждения есть система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов. Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, идеалы, убеждения составляют направленность личности, выступающую в качестве интегративного внутреннего фактора мотивации поведения и деятельности человека.

Между различными побуждениями человеческой деятельности устанавливается определенная иерархия — одни мотивы занимают ведущее место, другие — подчиненное. Иерархия мотивов, или направленность личности, выступает важнейшим ее параметром и механизмом ее развития. Иерархия мотивов определяет последовательность вступления в действие того или иного побуждения и регулирует направление наших мыслей и поступков.

 

vestishki.ru

Виды мотивов

МОТИВЫ

Побудительные Притягательные

Влечения Убеждения

Установки Идеалы

Желания Мечты

Интересы

Установка – механизм неосознаваемой регуляции поведения. Предрасположенность субъекта, возникающая при предвосхищении им появления определенного объекта, выражающаяся в готовности его к деятельности.

Влечение – психическое состояние, выражающее неосознанную или недостаточно осознанную потребность субъекта. Влечение является преходящим состоянием: по мере того, как оно осознается или находится предмет удовлетворения потребности, на который направляется влечение, оно необходимо переходит в желание.

Желание – переживание и осознание возможности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Желание как мотив деятельности характеризуется отчетливой осознанностью предмета потребности и возможных путей ее удовлетворения.

Интерес – форма проявления познавательной потребности субъекта, сосредоточенность на определенном содержании, вызывающим стремление понять его. Интерес сказывается на направленности внимания и мыслей. Интерес – это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Мечта – мотив поведения. Созданный в представлении образ желаемого. Мечта выражает потребность человека в таких предметах или условиях существования, которые не представлены в наличной ситуации, но которые могут быть созданы в результате его деятельности. Мечтасвоего рода отсроченное желание. Мечта всегда направлена на будущее, на перспективы жизни и деятельности человека. Если бы у человека не было образа желаемого будущего, то он не мог бы активно трудится и преодолевать препятствия на своем пути. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Идеалы – совокупность норм проведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты. В идеале особенно человек ценит то, чего ему не хватает. Идеал выражает не то, чем на самом деле человек является, а то, каким он желал бы быть. Лучшие тенденции, которые воплотились в соответствующем образе, становятся стимулом и регулятором поведения человека.

Убеждения – осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностями и идеалами. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека. Совокупность убеждений выступает как мировоззрение человека.

Убеждения выступают как сильнейшие побудители, как жизненно значимые мотивы поведения человека.

В своей совокупности потребности, интересы, желания, мечты, цели, идеалы, убеждения составляют направленность личности.

Схематически структуру деятельности можно представить следующим образом:

П (потребность) – деятельность – М (мотив) – действие Ц (цель).

При рассмотрении структуры деятельности необходимо иметь ввиду, что потребность – источник, первопричина деятельности – может быть удовлетворена посредством различных предметов (мотивов). Например, потребность в пище можно удовлетворить с помощью различных продуктов питания, потребность в физической активности – с помощью различных видов спорта. Таким образом, одна и та же потребность может порождать различные деятельности, направленные на реализацию различных мотивов. Каждый мотив, в свою очередь, может быть реализован посредством различных целей, достигаемых с помощью различных действий.

Ведущая деятельность. Источником психического развития является деятельность. Освоение различных видов деятельности, социального опыта неразрывно связано с обучением. Маленького ребенка близкие взрослые учат пить из чашки, пользоваться ложкой, укачивать куклу, дуть в игрушечную трубу. Позже с помощью учителей и книг ребенок приобретает сложные интеллектуальные умения, разнообразные навыки и знания. Сем старше человек, тем больше видов деятельности он охватывает. Если младенец может только эмоционально общаться с матерью и производить простейшие манипуляции с предметами, то дошкольник умеет играть, рисовать, петь, танцевать, лепить. Главные изменения в развитии психических функций и личности, происходящие на каждом возрастном этапе, обусловлены ведущей деятельностью. Леонтьев выделил три признака ведущей деятельности. 1) в рамках ведущей деятельности возникают и дифференцируются новые виды деятельности; 2) в ведущей деятельности формируются и перестраиваются отдельные психические функции; 3) от ведущей деятельности зависят наблюдаемые в это время изменения личности.

Ведущей не может стать любая деятельность, которой отдается много времени. Условия жизни человека таковы, что на каждом возрастном этапе он получает возможность наиболее интенсивно развиваться в определенном виде деятельности: в младенчестве – в непосредственно-эмоциональном общении с матерью, в раннем возрасте – манипулируя с предметами, в дошкольном детстве – играя со сверстниками, в младшем школьном возрасте – в учебной деятельности, в подростковом – в интимно-личностном общении со сверстниками, в юности – при выборе и подготовке к будущей профессии, в молодости – при освоении выбранной профессии и создании семьи и т.д.

ЛЕКЦИЯ 11

studfiles.net

УБЕЖДЕНИЯ это что такое УБЕЖДЕНИЯ: определение — Педагогика.НЭС

Убеждения

осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Убеждения суть пpодукт убеждения и усвоения избранной системы или совокупности элементов объективного опыта человечества.

Оцените определение:

Источник: Определения основных терминов дидактики высшей военной школы

УБЕЖДЕНИЯ

упорядоченная система взглядов (политических, философских, эстетических, естественнонаучных и др.), составляющая в совокупности мировоззрение человека, определяющая его эмоционально-психологическое отношение к окружающей действительности, мотивы его действий и выбор линии поведения. Убеждения основываются на знаниях, но решающим фактором их формирования является социальный опыт.

Оцените определение:

Источник: Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика

Убеждения

устойчивая система взглядов, основанных на определенных представлениях, знаниях, идеях, принципах, отношениях человека к чему бы то ни было, к себе и своим поступкам. Различают нравственные, религиозные, научные и другие убеждения. «Убеждения» в этом смысле определяют направленность личности, мировоззрение человека. Становление убеждений – это длительный и сложный процесс, включающий в себя: логический и смысловой анализ знаний, фактов, мнений, суждений; проживание и переживание своего отношения к ним; формирование потребности поступать в соответствии с принятыми взглядами. Убеждения человека являются мощным регулятором его сознания и поведения.

Оцените определение:

Источник: Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

УБЕЖДЕНИЯ

осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (политических, философских, этических и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека. Основа У. — широкие и глубокие знания. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным. Возрастом интенсивного формирования У. являются подростковый возраст и старший школьный возраст. У. связаны с формированием сознательного и критического отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путем создания у детей опыта общественных отношений, нравственного поведения. Необходимо так организовать воспитательное воздействие, чтобы имело место отчетливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой.

Оцените определение:

Источник: Хрестоматия-педагогический словарь библиотекаря

УБЕЖДЕНИЯ

осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями. Содержание потребностей, выступающих в форме У., отражает определенное понимание природы и общества. Образуя упорядоченную систему взглядов (полит., фил ос., этич., эстетич. и др.), совокупность У. выступает как мировоззрение человека.

Основа У. — широкие и глубокие знания. Однако знания не переходят в У. автоматически. Для формирования У. необходимо единство знаний и особого отношения к ним, как к тому, что бесспорно отражает действительность и должно определять поведение. Эмоциональная сторона У. связана с их глубоким прочувствованием. Действенность У. обусловлена потребностью руководствоваться ими в поведении, в повседневной деятельности. У. делают поведение человека последовательным, логичным, целеустремленным.

Элементарные формы У. складываются уже в дошк. возрасте. Возрастом интенсивного формирования У. является подростковый и старший школьный. Если для дошкольника, а отчасти и для мл. школьника многое считается убедительным только в силу того, что об этом говорят взрослые, то подросток придает большое значение мнению сверстников. Для ст. школьников характерно сознат. и критич. отношение к тому, что они видят.н. слышат — они стремятся сами убедиться в истинности определенных положений. У. связаны с формированием сознат. и критич. отношения к действительности, с развитием понятийного мышления, умения соотносить общее и частное, анализировать и обобщать факты.

У. формируются в опыте человека под влиянием окружающей действительности, строя его жизни и деятельности, в процессе уч.-воспитат. работы, а также под влиянием чтения худож. лит-ры,воздействия иск-ва, средств массовой информации и т. д. Знания служат источником правильных и устойчивых У., если для них подготовлена почва путем создания у детей опыта обществ, отношений, нравств. поведения. Складывающиеся стихийно У. могут быть ошибочными, искаженными (напр., в тех случаях, когда они формируются под влиянием неблаговидных поступков старших, случайных обстоятельств, неумения самостоятельно разбираться в тех или иных фактах и явлениях жизни, в содержании прочитанных книг и т. д.). Здесь играет роль незрелость понятийного мышления подростка — неумение отделять существенное от несущественного, наличие ошибок в анализе и обобщении и др. Необходимо так организовать воспитат. воздействие, чтобы имело место отчетливое, впечатляющее, а в ряде случаев непосредственное и эмоционально окрашенное переживание правильности тех или иных положений, их бесспорной доказанности жизнью, практикой. Большое влияние на формирование У. оказывает ярко выраженная убежденность и личный пример воспитателей.

Нередко школьник совершает неправильный поступок, сознавая, что он поступает неправильно. Для предупреждения таких случаев необходима соответствующая организация его жизни и деятельности в коллективе, связанная с систематич. приучением его к правильному поведению.

Лит.: М а к a p e и к о А. С., Пед. соч., т. 1—8, M, 1983—86; Сухомлинский В. А., Воспитание коллективизма у школьников, M, 1956; Формирование мировоззрения учащихся восьмилетней школы, под ред. Э. И. Моносзона, М., 1966; Формирование личности: проблемы комплексного подхода в процессе воспитания школьника, М., 1983

В. А. Крутецкий.

Оцените определение:

Источник: Российская педагогическая энциклопедия

didacts.ru

29. Направленность личности, ее формы

Направленность личности − это психическое свойство, в котором выражаются потребности, мотивы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. Направленность включает в себя несколько иерархически связанных форм. Она всегда социально обусловлена и формируется в процессе воспитания. Все формы направленности личности вместе с тем являются мотивами ее деятельности.

Желание

Желание — вполне осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне определенному. Причем осознается не только объект желания, но и пути его достижения. На основе своих желаний человек определяет цели, строит планы. Сильные желания перерастают в постоянное тяготение к объекту, т.е. становятся стремлением. Следовательно, желанием можно считать мысли о возможности что-то иметь или что-то сделать.

Стремление

Стремление тесно связано с волевым компонентом и проявляется в том, что человек способен преодолеть все препятствия, трудности, невзгоды на пути к объекту потребности. Стремление неотделимо от чувств, которые сигнализируют, достигнута цель или нет, вызывая у человека ощущение соответственно удовольствия или неудовольствия. Таким образом, объективно присущее организму стремление (имеющее смысл мотива, который побуждает организм действовать) неразрывно связано с субъективно испытываемыми чувствами.

Влечение

Влечение — недостаточно полное осознанное стремление к достижению чего-либо, нередко в основе влечения лежат биологические потребности индивида.

Интерес

Интерес можно рассматривать как познавательную форму направленности на предметы: человек интересуется тем, что может удовлетворить его потребность. Интересы развиваются: удовлетворение интереса не ведет к его угасанию, а напротив, вызывает новые интересы.

Интересы бывают непосредственные, напрямую связанные с какой-либо конкретной потребностью, и опосредованные, когда потребность прослеживается неясно. Например, один ученик может интересоваться музыкой, так как ему нравятся уроки музыки или он любит петь и получает от этого удовольствие, а другой — ходит на уроки музыки просто потому, что ему нужно, чтобы в дневнике были только хорошие отметки.

В зависимости от длительности сохранения интересы бывают устойчивые и неустойчивые. Так, некоторые интересуются самыми разнообразными предметами, но недолго; у них один интерес быстро сменяется другим. У увлекающихся людей скоропреходящие интересы бывают очень сильными и эмоционально захватывающими. Человек, не способный иметь устойчивые интересы, не может достичь значительных успехов ни в одной сфере деятельности.

В зависимости от содержания и объектов могут быть выделены интеллектуальные интересы, эстетические, политические и др. Например, для людей, живущих интеллектуальными интересами, главное в жизни — занятие наукой, разрешение теоретических и практических проблем. Можно сказать, что такими интересами живут великие ученые.

Интересы также бывают широкие и узкие. В трагедии «Моцарт и Сальери» А.С. Пушкин в образе Сальери показал человека, вся душевная жизнь которого ограничена одним узким интересом — интересом к музыке. Музыка для Сальери — высокая стена, заслоняющая собой весь мир. Интерес к музыке сделал его глухим ко всем другим впечатлениям жизни. Противоположен ему Моцарт, гениальный музыкант, не замкнутый на своем профессиональном интересе, а открытый всем жизненным впечатлениям. Для Моцарта музыка — широкое окно, через которое он постигает гармонию окружающей жизни. Широкими интересами отличаются талантливые и гениальные люди. Так, Леонардо да Винчи был не только великим художником, но и великим математиком, механиком, инженером, ему обязаны важными открытиями самые различные отрасли науки. Мелкими называют интересы, если их носитель интересуется в основном удовлетворением естественных потребностей — в еде, питье, сне и других чувственных удовольствиях. Таковы, например, интересы Афанасия Ивановича и Пульхерии Ивановны из повести Н.В. Гоголя «Старосветские помещики» и у чиновника Акакия Акакиевича из «Шинели», который посвящал все свободное время переписыванию бумаг, и в этом переписывании ему виделся какой-то свой, разнообразный и приятный мир.

Склонность

Интерес, в который включается волевой компонент, становится склонностью.

Склонность — проявление потребностно-мотивационной сферы личности, выражающееся в эмоциональном предпочтении того или иного вида деятельности или ценности. При этом интерес начинает проявляться в стремлении заниматься определенной деятельностью. Человек старается совершенствовать умения и навыки, связанные с этой деятельностью. Обычно возникновение склонности сопровождается развитием способностей. Многие великие художники, музыканты проявляли склонность к своей профессии еще в детстве.

Мировоззрение

Мировоззрение — осознанная система сложившихся взглядов человека на мир, общество, самого себя. Каждый человек имеет конкретное мировоззрение, которым он руководствуется в повседневной жизни, в своей практической деятельности. Наличие мировоззрения — существенный показатель зрелости личности. Когда говорят «сложившийся человек», подразумевают прежде всего сформированное мировоззрения. Мировоззрение проявляется во всем — в быту, труде, отношениях людей. По содержанию мировоззрение человека может быть научным или ненаучным, материалистическим или идеалистическим, религиозным или атеистическим. Оно не только основывается на обобщении знаний из различных сфер деятельности, но и опирается на взгляды и убеждения, которые передаются из поколения в поколение. Сочетание мышления и воли, проявляемых в поведении и действиях человека, приводит к переходу мировоззрения в убеждения.

Убеждение

Убеждение — высшая форма направленности личности, побуждающая ее поступать в соответствии с се взглядами, принципами, идеалами. Человек со сложившимися убеждениями не только действует в строгом соответствии с ними, но и стремится передать их другим. Образуя упорядоченную систему взглядов, убеждения человека становятся его мировоззрением. Убеждения и знания не одно и то же. Если человек знает, как надо поступать или вести себя, но так не поступает, то это знание есть не убеждение, а «мертвое» знание. Когда человек знает и поступает в соответствии с этим знанием, то это убеждение.

Идеал

Идеал — это образ, которому хочет следовать человек в своей деятельности, в поведении. Благодаря идеалам человек способен отражать окружающий мир и изменять его в соответствии с идеалами. Если идеал неверен (иллюзорный идеал), он приведет человека не к тому, на что тот надеялся. В качестве идеалов выступают: реальные люди — герои, близкие и т.д.; нереальные образы — литературные герои, герои кинофильмов и т.п.; собирательные образы.

Установка

Установка — готовность индивида к определенной деятельности, актуализирующаяся в создавшейся ситуации. Она проявляется в устойчивой предрасположенности к определенному восприятию, осмыслению и поведению индивида. Установка выражает позицию человека, его взгляды, ценностные ориентации по отношению к различным фактам быта, общественной жизни и профессиональной деятельности. Она может быть позитивной, когда явления, события и свойства предметов воспринимаются доброжелательно и с доверием, негативной, когда эти же признаки воспринимаются искаженно, с недоверием или как чуждые, вредные и неприемлемые для данного человека, или нейтральной. Установка опосредует влияние внешних воздействий и уравновешивает личность со средой, а знание содержания этих воздействий позволяет человеку с определенной степенью достоверности прогнозировать поведение в соответствующих ситуациях.

Позиция

Позиция — устойчивая система отношений человека к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении. Она включает в себя совокупность мотивов, потребностей, взглядов и установок, которыми индивид руководствуется в своих действиях. В систему факторов, определяющих конкретную позицию человека, включаются также его притязания на определенное положение в социальной и профессиональной иерархии ролей и степень его удовлетворения в этой системе отношений.

Цель

Цель — желаемый и представляемый результат конкретной деятельности человека или группы людей. Цель может быть близкой, ситуационной или отдаленной, общественно ценной или вредной, альтруистической или эгоистической. Личность или группа людей ставит перед собой цель на основе потребностей, интересов и возможностей ее достижения. В целеполагании важную роль играют мыслительные процессы, информация о состоянии вопроса, эмоциональное состояние и мотивы предполагаемой активности.

studfiles.net

Опорные слова к вопросу №24

 

Влечение — психическое со­стояние, выражающее недифферен­цированную, неосознанную или не­достаточно осознанную потребность субъекта. Влечение беспредметно, Оно является преходящим явлением, поскольку представлен­ная в нем потребность либо угасает, либо осознается, превращаясь в конкретное желание, намерение, мечту и др

Желание — отражающее по­требность переживание, перешед­шее в действенную мысль о воз­можности чем-либо обладать или что-либо осуществить. Имея по­буждающую силу, Желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. Желание как мотив деятельности характеризу­ется достаточно отчетливой осоз­нанностью потребности. При этом осознаются не только ее объекты, но и возможные пути ее удовлет­ворения.

Идеал — образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений; представляет собой совокупность норм поведения, воплощающих наиболее ценные и привлекательные человеческие черты.

Интерес — отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному; это мотив, который действует в силу своей осознанной значимости и эмоциональной привлекательности.

Личностный смысл отражает субъективную значимость тех или иных событий, явлений действительности к интересам, потребностям, мотивам человека. Он создает пристрастность человеческого сознания.

Мечта — созданный в представлении образ желаемого; это своего рода отсроченное желание. Мечта позволяет человеку наметить будущее и организовать свое поведение для его осуществления.

Мотив — то, что побуждает деятельность человека, то, ради чего она совершается.

Мотивация — побуждения, вызывающие активность организ­ма и определяющие ее направленность.

Мотивировка — рациональ­ное объяснение субъектом причин действия посредством указания на социально приемлемые для него обстоятельства; высказывание, оправдывающие то или иное действие путём указания на побудившие его объективные и субъективные обстоятельства. Мотивировка может не совпадать с действительными мотивами поступка или даже сознательно маскировать их.

Направленность лично­сти — совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятель­ность личности и относительно не­зависимых от наличных ситуаций. Направленность лично­сти характеризуется ее интереса­ми, склонностями, убеждениями, иде­алами, в которых выражается ми­ровоззрение человека.

Убеждения — осознанная потребность личности, побуждающая ее действовать в соответствии со своими ценностными ориентациями и идеалами; это система осознанных и проникнутых чувством жизненных принципов.

Установка — состояние предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации. Иначе говоря, это механизм неосознаваемой регуляции поведения, состоящий в предрасположенности субъекта воспринимать реальность определённым образом и выражающийся в готовности субъекта действовать соответственным образом.

 

vestishki.ru

психология 2 модуль — ксю=-) / 4 вопрос

4.2. Формы направленности:влечение, желание, стремления, интересы, убеждения, идеалы.

Под направленностью понимают совокуп­ность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относи­тельно независимых от наличной ситуации.

Следует отметить, что направленность личности всегда социально обусловле­на и формируется в процессе воспитания. Направленность — это установки, став­шие свойствами личности и проявляющиеся в таких формах, как влечение, жела­ние, стремление, интерес, склонность, идеал, мировоззрение, убеждение. Причем в основе всех форм направленности личности лежат мотивы деятельности.

Влечение — это наиболее примитивная, по своей сути биологическая фор­ма направленности. С психологической точки зрения — это психическое состоя­ние, выражающее недифференцированную, неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Как правило, влечение является преходящим явлением, поскольку представленная в нем потребность либо угасает, либо осознается, пре­вращаясь в желание.

Желание — это осознанная потребность и влечение к чему-либо вполне опреде­ленному. Следует отметить, что желание, будучи достаточно осознанным, имеет побуждающую силу. Оно обостряет осознание цели будущего действия и постро­ение его плана. Данная форма направленности характеризуется осознанием не только своей потребности, но и возможных путей ее удовлетворения.

Стремление возникает то­гда, когда в структуру желания включается волевой компонент. Поэтому стрем­ление часто рассматривается в качестве вполне определенного побуждения к дея­тельности.

Инте­рес — это специфическая форма проявления познавательной потребности, обес­печивающая направленность личности на осознание целей деятельности и тем самым способствующая ориентировке личности в окружающей действительности. Одной из наиболее су­щественных характеристик интереса является то, что при его удовлетворении он не угасает, а, наоборот, вызывает новые интересы, соответствующие более высо­кому уровню познавательной деятельности.

Идеал — это конкретизируемая в образе или представлении предметная цель склонности индивида, т. е. то, к чему он стремится, на что ориентируется. Идеалы человека

могут выступать в качестве одной из наиболее значимых характеристик мировоз­зрения человека, т. е. его системы взглядов на объективный мир, на место в нем человека, на отношение человека к окружающей его действительности и к самому себе. В мировоззрении отражаются не только идеалы, но и ценностные ориента­ции людей, их принципы познания и деятельности, их убеждения.

Убеждение — высшая форма направленности — это система мотивов личности, побуждающих ее поступать в соответствии со своими взглядами, принципами, мировоззрением. В основе убеждений лежат осознанные потребности, которые побуждают личность действовать, формируют ее мотивацию к деятельности.

4.4.Характеристики мотивационной сферы человека.

Мотивационную сферу человека, с точки зрения ее развитости, можно оцени­вать по следующим параметрам: широта, гибкость и иерархизированностъ.

Под широтой мотивационной сферы понимается качественное разнообразие мотивационных факторов — диспозиций (мотивов), потребностей и целей. Широта — это разнообразие потенциального круга пред­метов, способных служить для данного человека средством удовлетворения акту­альной потребности. Чем больше у человека разнообразных мотивов, потребностей и целей, тем более развитой яв­ляется его мотивационная сфера.

Гибкость мотивационной сферы выражается в том, что для удовлетворения мотивационного побуждения более общего характера (более высокого уровня) может быть использовано больше разнообразных мотивационных побудителей более низкого уровня. Например, для одного индивида потребность в знаниях может быть удовлетво­рена только с помощью телевидения, радио и кино, а для другого средством ее удовлетворения также являются разнообразные книги, периодическая печать, об­щение с людьми. У последнего мотивационная сфера, по определению, будет бо­лее гибкой. Гибкость — подвижность связей, существующих между раз­ными уровнями иерархической организации мотивационной сферы: между мотивами и потребностями, мотивами и целями, потребностями и целями.

Иерархизирован-ность мотивов. Одни мотивы и цели сильнее других и возникают чаще; другие — слабее и актуализируются реже. Чем больше различий в силе и частоте актуализа­ции мотивационных образований определенного уровня, тем выше иерархизированность мотивационной сферы.

4.5. Основные закономерности развития мотивационной сферы.

Леонтьев описал лишь один механизм образования мотивов, который полу­чил название механизма сдвига мотива на цель (другой вариант названия данного механизма — механизм превращения цели в мотив). Суть данного механизма со­стоит в том, что в процессе деятельности цель, к которой в силу определенных причин стремился человек, со временем сама становится самостоятельной побу­дительной силой, т. е. мотивом.

4.3. Потребности и мотивы личности.

Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением по­требности субъекта. Под мотивом также часто понимают причину, лежащую в ос­нове выбора действий и поступков, совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта.

Мотивация рассматривается как совокупность причин психологического характера, объясняющих поведение человека, его начало, направленность и актив­ность.

Вопрос о мотивации деятельности возникает каждый раз, когда необходимо объяснить причины поступков человека. Причем любая форма поведения может быть объяснена как внутренними, так и внешними причинами. В первом случае в качестве исходного и конечного пунктов объяснения выступают психологиче­ские свойства субъекта поведения, а во втором — внешние условия и обстоятель­ства его деятельности. В первом случае говорят о мотивах, потребностях, целях, намерениях, желаниях, интересах и т. п., а во втором — о стимулах, исходящих из сложившейся ситуации. Иногда все психологические факторы, которые как бы из­нутри, от человека определяют его поведение, называют личностными диспозици­ями. Тогда соответственно говорят о диспозиционной и ситуационной мотивациях как аналогах внутренней и внешней детерминации поведения.

Сами мотивы формируются из потребностей человека.

Потребностью называют состо­яние нужды человека в определенных условиях жизни и деятельности или мате­риальных объектах. Потребность, как и любое состояние личности, всегда связана с наличием у человека чувства удовлетворенности или неудовлетворенности.

Потребность акти­визирует организм, стимулирует его поведение, направленное на поиск того, что требуется.

Основные характеристики человеческих потребностей — сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения. Дополнительной, но весьма существен­ной характеристикой, особенно когда речь идет о личности, является предметное содержание потребности, т. е. совокупность тех объектов материальной и духовной культуры, с помощью которых данная потребность может быть удовлетворена.

Побуждающим к деятельности фактором является цель. Психологически цель есть то мотивационно-побудительное содержание сознания, которое воспринимается человеком как не­посредственный и ближайший ожидаемый результат его деятельности.

Принято различать цель деятельности и жизненную цель. Это связано с тем, что человеку приходится выполнять в течение жизни множество разнообразных деятельностей, в каждой из которых реализуется определенная цель. Но цель лю­бой отдельной деятельности раскрывает лишь какую-то одну сторону направлен­ности личности, проявляющуюся в данной деятельности. Жизненная цель высту­пает в качестве обобщающего фактора всех частных целей, связанных с отдельны­ми деятельностями. В то же время реализация каждой из целей деятельности есть частичная реализация общей жизненной цели личности. С жизненными целями связан уровень достижений личности. В жизненных целях личности находит вы­ражение сознаваемая ею «концепция собственного будущего». Осознание челове­ком не только цели, но и реальности ее осуществления рассматривается как пер­спектива личности.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *