Warning: session_start(): open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_pghenetof41trdnttr3r4hivb1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /var/www/www-root/data/www/clubhavana.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 59 Особенности профессии преподавателя – только для самых самоотверженных женщин |
Вопросы и ответы

Особенности профессии преподавателя – только для самых самоотверженных женщин |

Содержание

2.Понятие «педагогическая профессия» и ее особенности

Особенности
педагогической профессии.

Педагогическая
профессия занимает особое место в
профессиональной сфере «человек-человек».
Деятельность педагога по общественным
функциям, требования к профессионально
значимым качествам личностным качествам,
по сложности психологического напряжения
близка к деятельности писателя, артиста,
ученого.

Объектом
и продуктом труда учителя является
человек, самый уникальный продукт
природы. И не просто человек, а его душа,
духовность, внутренний мир. Вот почему
профессия учителя является наиболее
важной в современном мире.

Особенность
профессии учителя заключается в
постоянном общении с детьми, которые
имеют свои взгляды, убежденность, свои
права, миропонимание. Поэтому ведущая
сторона педагогического мастерства
-умение правильно направлять процесс
развития ученика, предоставить возможность
каждому учащемуся полноценно развивать
свои накопленности и интересы.

Как
и у всякой другой педагогической
профессии есть свои особенности.

  1. Преемственно-перспективный
    характер деятельности педагога. Владея
    опытом прошлых поколений, педагог
    должен хорошо ориентироваться в
    современной жизни и проектировать
    развитие личности на перспективу,
    опираясь на контуры будущей жизни.

  2. «Объектом»
    педагогической деятельности является
    воспитанник или группа учащихся, которые
    в тоже время являются субъектами
    собственной деятельности, а значит
    имеют свои потребности, цели, мотивы,
    интересы, ценности и т.п., которые
    регулируют их деятельность и поведение.
    Взаимодействие между педагогом и
    учащимися есть не субъективное, а
    субъектно-субъектное.

  3. Педагогическая
    деятельность имеет групповой
    (коллективный) характер, т.к. трудно
    вычленить вклад каждого педагога,
    семьи, процесс и результат образования
    воспитанника. В педагогике существует
    понятие совокупного субъекта
    педагогической деятельности (например,
    педагогический коллектив образовательного
    уреждения).

  4. Профессиональная
    деятельность педагога многофакторна.
    Она проходит в природной и социальной
    среде, которая представляет собой
    мощный, часто неуправляемый фактор
    развития воспитанников. Педагогу
    приходится вести поиск благоприятных
    влияний среды, используя их в своей
    работе, и «бороться» с неблагоприятными
    ее воздействиями.

  5. Творческий
    характер педагогической деятельности.
    Эта особенность вытекает из того, что
    постоянно изучает и оценивает возникающие
    педагогические ситуации, характеризует
    свои действия, ищет новые пути решения
    педагогических задач, овладевает новыми
    педагогическими технологиями, создает
    свою собственную педагогическую
    систему. В педагогической профессии
    не обойтись без таких качеств, творческой
    личности, как инициативность,
    самостоятельность, стремление к познанию
    нового, наблюдательность, оригинальность
    и др.

  6. Гуманистический
    характер профессии педагога вытекает
    из цепи педагогической профессии —
    развития личности воспитанника, его
    неповторимой индивидуальности.
    Гуманистическое начало педагогической
    профессии находит выражение в таких
    качествах педагога, как уважение
    личности ребенка, вера в возможности
    ребенка, доверие к нему, любовь к людям,
    желание помочь им в сложных жизненных
    ситуациях, щедрость души педагога,
    высокий уровень его эмоциональной
    культуры.

  7. Отдаленность
    по времени результатов педагогической
    деятельности. Каким стал его ученик во
    взрослой жизни, оправдал ли надежды,
    учитель узнает много лет спустя.

  8. Непрерывное
    образование. Учитель должен постоянно
    учится, пополняя свои знания и
    совершенствуя свое мастерство.

Выдающиеся
педагоги о личности учителя. Многие
выдающиеся люди всех времён и народов
писали о том, какое огромное значение
в деле обучения и воспитания имеют
качества личности учителя.

Ещё
древнегреческий философ материалист
Демокрит
отмечал большую роль воспитания и
обучения в развитии человека и придавал
огромное значение подготовке тех, кто
призван учить молодёжь. На первое место
он ставил умение учителя мылить.

Замечательный
швейцарский педагог Иоган Генрих
Песталоцци, сам являясь образцом
восшггания, придавал большое значение
нравственным качествам личности
педагога, глубокому знанию им духовного
мира ребёнка.

Гениальный
русский учёный М.В. Ломоносов предавал
большое значение личным качествам
учителя, его поведению.

Великий
чешский педагог Я. А. Каменский считал
работу учителя исключительно важной.
Он писал, что учителя «поставлены на
высоко почётном месте, им вручена
превосходная должность, важнее которой
не может быть под солнцем». Учителем
может быть только высоконравственный,
высокообразованный и преданный своему
делу человек, любящий человек.

Крупнейший
немецкий педагог Адольф Дистервег
утверждал, что успех обучения зависит
от таких качеств учителя, как культура,
знание методики, энтузиазм в работе,
любовь к детям, для которых он должен
служить образцом.

Огромное
значение личности учителя придавал
великий русский педагог К.Д. Ушинский.
Он указывал, что многое зависит от общего
распорядка заведения, но успех всегда
будет зависеть от личности воспитателя,
стоящую лицом к лицу с воспитанником:
Влияние личности воспитателя на молодую
душу составляет ту воспитательную силу,
которую нельзя заменить ни учебником,
ни системой наказания или поощрений. В
воспитании всё должно основываться на
личности воспитателя. В каждом наставнике
важно не только умение преподавать, но
также и нравственность, и убежденность.

Н.К.
Крупская предъявляла следующие требования
к учителю: образованный учитель должен
быть общественником, знать свой предмет,
сочетать свою работу с воспитательной,
знать своих учащихся, пользоваться
авторитетом, применять основы научной
организации труда, умело вести урок.

В
толковом словаре живого великорусского
языка, созданного Далем, слово «учитель»
определяется как наставник, преподаватель.
Он передает накопленные человечеством
знания. Наставник наставляет, как следует
себя вести и как надо жить. Эти две задачи
учителя — преподавать и наставлять
(учить и воспитывать) -основные.

Педагогам
доверен важный социальный заказ:
воспитание нового поколения. Трудом
учителя в школе создается будущее
страны.

studfiles.net

3. Особенности педагогической профессии

Как
и у всякой другой, у педагогической
профессии есть свои особенности. К ним
можно отнести:

1)
преемственно-перспективный характер
деятельности педагога
.
Владея опытом прошлых поколений, педагог
должен хорошо ориентироваться в
современной жизни и проектировать
развитие личности на перспективу,
опираясь на контуры будущей жизни;

2)
концентрическое расположение содержания
и организации учебно-воспитательной
работы
:
базовую
культуру личности (нравственную,
физическую, эстетическую, гражданскую
и т.п.) воспитывают и у дошкольников, и
у младших школьников, и у подростков, и
у старшеклассников, но на более высоком
уровне;

3)
«объектом»
педагогической деятельности

является воспитанник или группа учащихся,
которые в то же время являются субъектами
собственной деятельности, а значит,
имеют свои потребности, цели, мотивы,
интересы, ценности и т.п., которые
регулируют их деятельность и поведение.
Педагогу приходится «приспосабливать»
свою деятельность к особенностям
учащихся. По сути, взаимодействие
между педагогом и учащимися есть

не субъектно-объектное, а субъектно-субъектное;

4)
педагогическая деятельность имеет
групповой
(коллективный) характер
.
В других профессиях группы «человек-человек»
(врач, продавец, библиотекарь и т.д.)
результат, как правило, является продуктом
деятельности одного человека. В
педагогической профессии трудно
вычленить вклад каждого педагога, семьи
и т.д. в процесс и результат образования
воспитанника. В педагогике существует
понятие совокупного субъекта педагогической
деятельности. В широком смысле – это
педагогический коллектив школы или
другого образовательного учреждения,
в узком — круг тех педагогов, которые
имеют отношение к группе учащихся или
отдельному ученику. В настоящее время
остается актуальной мысль В.А. Сухомлинского
о том, что там, где нет педагогического
коллектива, нет и коллектива ученического;

5)
профессиональная деятельность педагога
многофакторна.
Она проходит в природной и социальной
среде, которая, в свою очередь, представляет
мощный, чаще всего неуправляемый фактор
развития воспитанников. Поэтому педагогу
приходится вести поиск благоприятных
влияний среды, используя их в своей
работе, и «бороться» с неблагоприятными
её воздействиями;

6)
творческий
характер педагогической деятельности

вытекает из того, что педагог постоянно
изучает и оценивает возникающие
педагогические ситуации, корректирует
свои действия и операции, ищет новые
пути решения педагогических задач,
овладевает новыми педагогическими
технологиями, создает свою собственную
педагогическую систему. В педагогической
профессии не обойтись без таких качеств,
как инициативность, самостоятельность,
способность к преодолению инерции
мышления, стремление к познанию нового,
целеустремленность, широта ассоциаций,
наблюдательность, развитая профессиональная
память, оригинальность, фантазия,
чувствительность и т.п. Именно эти
качества характеризуют творческую
личность;

7)
гуманистический
характер профессии педагога

вытекает из цели педагогической профессии
– развития личности воспитанника, его
неповторимой индивидуальности.
Гуманистическое начало педагогической
профессии находит выражение в таких
качествах педагога, как уважение личности
ребенка, вера в возможности ребенка,
доверие к нему, любовь к людям, желание
помочь им в сложных жизненных ситуациях;
щедрость души педагога, высокий уровень
его эмоциональной культуры и т.д.;

8)
отдаленность
по времени результатов педагогической
деятельности
.
Каким стал его ученик во взрослой жизни,
оправдал ли надежды талантливый ученик,
учитель узнает много лет спустя. Кроме
того, учитель непреднамеренно естественно
«продолжается» в своих учениках;

9)
учитель, в отличие от ученика, не
имеет права на ошибку
,
так как в его руках судьба ученика.
Ошибкой может быть, например, то, что
учитель не заметил склонность, способности
ребенка чему-то и не помог их развитию.
Ошибочно подозревать ребенка в совершении
проступка, не имея на то достаточных
оснований;

10)
непрерывное
образование
.
Учитель сам должен постоянно учиться,
пополняя свой знания и совершенствуя
своё мастерство.

studfiles.net

Общая характеристика педагогической профессии

1. Особенности педагогической профессии. Сущность и структура педагогической деятельности.

Прежде
всего, педагогическая профессия особенна
тем, что требует ответственности и имеет
чувство долга. Целью данной профессии
является становление и преобразование
личности. Однако педагог должен также
управлять процессом интеллектуального,
эмоционального и физического развития,
формирования духовного мира. Основное
содержание педагогической профессии
составляют взаимоотношения с людьми.
Ведущая задача педагога — понять
общественные цели и направить усилия
других людей на их достижение. Особенностью
профессии учителя по сравнению с другими
специальностями является то, что объект
его деятельности отличается исключительной
динамичностью, сложностью и многообразием
своих проявлений (это повлияет на
усвоение материала учениками/студентами).
Поэтому профессия требует от учителя
специальных знаний, умений и навыков в
какой-либо области. А как руководитель,
он должен хорошо знать и представлять
деятельность учащихся, процессом
развития которых он руководит. Поэтому
профессия педагога требует подготовки
по специальности и психологической
подготовки (умение преподать материал
ясно и умение ладить с учащимися).

Функции
педагога многообразны, однако среди
них можно выделить три основные:
обучающую, воспитывающую и
общественно-педагогическую. Учитель,
прежде всего, учит, т.е. помогает детям
овладевать обобщенным человеческим
опытом, знаниями, а также способами их
приобретения, приемами и методами
учебной работы. Формирование личности
ребенка происходит в процессе обучения
и во внеучебной деятельности. Организация
учебного процесса, общение ребенка с
учителем, личность последнего,
воспитательная работа — все это
способствует формированию определенных
черт личности школьника, развитию его
индивидуальности, т.е. реализуется
воспитательная функция.

Следует
отметить, что в традициях русской
интеллигенции учитель никогда не
ограничивал свою деятельность только
служебными рамками. Русский учитель —
это просветитель, общественник. Участие
в многочисленных школьных и общественных
мероприятиях, неформальное общение со
своими воспитанниками, руководство
кружками или секциями — это, как правило,
общественная добровольная деятельность,
т.е. выполнение общественно-педагогической
функции.

Одной
из особенностей педагогической профессии
является огромная зависимость результатов
труда от личности педагога. По этому
поводу Константин Дмитриевич Ушинский
писал, что личность формируется личностью,
характер формируется характером.
Личность учителя, его отдельные качества
проецируются на сотни его учеников. Это
относится как к достоинствам, так и
недостаткам учителя. Характерной чертой
работы учителя является необходимость
постоянно работать над собой, расти,
двигаться вперед. Застой, самоуспокоенность
«противопоказаны» учителю. Особенностью
педагогической профессии является то,
что педагогическая деятельность
осуществляется в ходе взаимодействия
между учителем и учеником. Характер
этого взаимодействия определяется
прежде всего учителем. Оптимальным
типом такого взаимодействия является
сотрудничество, которое предполагает
позицию равноправных, взаимоуважающих
партнеров.

Кстати,
учитель — это профессия «вечной юности».
Несмотря на возраст, он живет интересами
подрастающего поколения, общение с
которым дает ему возможность всю жизнь
оставаться духовно молодым.

Деятельность,
которой занимаются представители
педагогической профессии (педагоги),
называется педагогической деятельностью. 

Педагогическая
деятельность
это
особый вид социальной деятельности,
направленный на передачу от старших
поколений младшим культурно-исторического
опыта, создание условий для их личностного
развития и подготовку к выполнению
определенных социальных ролей в обществе.

Педагогическая
деятельность может быть непрофессиональной
и профессиональной. Каждый человек
независимо от своей профессиональной
принадлежности постоянно или периодически
занимается педагогической деятельностью,
в жизнедеятельности людей почти всегда
присутствует педагогический аспект.
Например, непрофессиональную педагогическую
деятельность выполняют родители,
общественные организации, руководители
предприятий и учреждений, учебные,
производственные и другие группы, в
известной степени средства массовой
информации.

Педагогическая
деятельность как профессиональная
имеет место в специально организованных
обществом образовательных учреждениях. 

Профессиональная
педагогическая деятельность
 – это
вид профессиональной деятельности,
содержанием которой является воспитание,
обучение, развитие обучающихся.

Субъектами
педагогической деятельности являются
педагоги, родители, группа (коллектив)
учащихся. Объект – тот, кого воспитывают,
формируют как личность. При самовоспитании,
самообразовании объект и субъект
совпадают. Объект педагогической
деятельности сам является субъектом.
Потребность субъектов педагогической
деятельности выступает как потребность
в устранении чего-либо мешающего
развитию, или как необходимость
удовлетворения чего-либо жизненно
важного, значимого. Потребности подталкивают
субъектов педагогической деятельности
к определению цели и формированию
мотивов педагогической деятельности.

Цель
определяет содержание деятельности
(что делать?), мотив – её причину (почему
или для чего делать?). Общая цель
педагогической деятельности –
это приобщение человека к ценностям
культуры, формирование разносторонне
развитой личности. Реализация общей
цели педагогической деятельности
связана с решением таких
социально-педагогических задач, как
формирование воспитательной среды,
организация деятельности воспитанников,
создание воспитательного коллектива,
развитие индивидуальности личности.

К
средствам педагогической
деятельности относятся содержание
педагогического процесса, всевозможные
носители информации (литература, СМИ,
технические средства) и другие.

Предметом
педагогической деятельности является
разностороннее развитие индивида:
физическое, психическое, духовное,
интеллектуальное и т.п. На конкретном
этапе педагогической деятельности
предметом становятся отдельные
направления развития.

Результат
педагогической деятельности соотносится
с её целью, а предмет – с продуктом. Результат –
это реально достигнутый итог педагогической
деятельности. Продуктом педагогической
деятельности могут быть новообразования
в развитии личности. К ним можно отнести:
физическое здоровье индивида, его
знания, умения, навыки, черты характера.
Конечным продуктом педагогической
деятельности можно считать, например,
воспитанность.

Оценка
продукта (результата) педагогической
деятельности — это сравнение качества
полученного продукта (результата) с
целью педагогической деятельности и
соответствующая его оценка. 

studfiles.net

Педагогическая профессия и ее особенности. Профессиональные качества педагога.

  • Педагогическая
    профессия — это одна из древнейших
    профессий на земле. Ведь для того, что
    бы передать общественный опыт новым
    поколениям, подготовить их к жизни и
    труду необходимы обучение и воспитание,
    необходимы учителя.

  • Первые
    школы появились в странах древнего
    Востока в рабовладельческом обществе
    (Египет, Вавилон, Ассирия). Это все
    связано с развитием культуры, появление
    письменности, зарождением науки. Первое
    упоминание о школе встречалось в
    египетских источниках, дотированных
    за 2500лет до нашей эры. Это была древняя
    школа для детей царских сановников.

  • В
    Древней Греции учителями были
    вольнонаемные граждане. Воспитание
    детей в богатых семьях поручалось
    особым лицам из рабов, которых называли
    педагогами. В Римской империи учителя
    становятся государственными чиновниками,
    назначающиеся от имени императора.

  • В
    средние века при безраздельном господстве
    церкви в области просвещения обязанности
    учителей выполняли монахи, священники.
    С возникновением светских городских
    школ появляются наемные учителя,
    приглашаемые ремесленными цехами и
    купеческими гильдиями. При дворах
    аристократов учителя входили в состав
    обслуживаемого персонала.

  • Иезуитское
    воспитание (16в.) ставило целью укрепление
    влияния католической церкви. Свои
    учебные заведения иезуиты делали
    закрытыми интернатами, колледжами.
    Обучались лишь дети господствующих
    классов. Большое внимание иезуиты
    уделяли вопросу подготовки учителей.
    Учителями были только члены ордена.

  • По
    окончании образования в иезуитских
    колледжах наиболее надежные студенты
    допускались к преподаванию в младших
    классах коллегиумов ведя педагогические
    дневники. Через несколько лет молодые
    учителя заканчивали богословскую
    подготовку и становились преподавателями
    в старших классах.

  • Эпоха
    католицизма характеризуется борьбой
    со средневековой схоластикой.
    Р
    оль
    образования становится значительной.
    Развивается школьное дело и профессия
    учителя становится массовой. Наряду с
    этим в 18-19вв. в дворянских и буржуазных
    семьях получило распространение
    начальное обучение детей с помощью
    домашних домашних наставников, домашних
    учителей.

  • Вначале
    лица, выполняющие учительские обязанности,
    не имели никой специальной подготовки.
    С возникновением и развитием
    педагогического обучения (в России в
    конце 18в.) определяются государственные
    требования

  • к
    профессиональной подготовке учителя,
    законодательно оформляется их правовое
    положение в зависимости от образования.

  • Задачи
    и функции учителя, его роль и место в
    общественной жизни существенно менялась
    на различных этапах развития общества.
    Однако в классовом обществе учитель
    являлся проводником идей государственных
    классов и зачинщиком их интересов.

  • В
    1779г. При Московском университете была
    открыта учительская семинария —
    педагогические учебные заведения,
    готовившее учителей для начальных
    школ.

  • В
    1803г. В Петербурге открылась учительская
    гимназия, готовившая учителей для
    городских училищ. В 1804г. Она была
    преобразована в педагогический институт.

  • Сеть
    педагогических институтов в СССР в
    основном сложилась к 30-м годам.

  • С
    середины 80-х годов 20-го века в педвузах
    стали широко вводится различные
    дополнительные специализации..

  • В
    нашей республике педвузы переименованы
    в педуниверситеты, появились новые
    виды средних педагогических учебных
    заведений, появляются новые специальности
    (практическая психология, социальная
    педагогика, дефектология, учитель
    экологии, безопасность жизнедеятельности,
    сурдопедагог, олегофрено-педагог, и
    др.).

  • studfiles.net

    Профессия Преподаватель — Описание, история. Где и как получить профессию. Особенности профессии. Важность профессии. «Моя будущая профессия

      История появления профессии ПреподавательКак возникла профессия? Как развивалась профессия?

    Корни профессии преподавателя лежат в 12 веке. Именно тогда в Европе появляются первые школы – высшие (университеты), средние и начальные. Хотя в то время такая профессия считалось не просто непрестижной, а даже в чем-то и неприличной. Ведь преподаватели ничего не производили, а получали деньги за свой труд. Самыми популярными были факультеты богословия, медицинский, философский, юридический.

      Значимость для обществаВажность, значение и социальный статус профессии

    Сегодня труд педагога востребован. Выпускники школ стремятся получить дальнейшее образование, стремятся учиться в вузах, техникумах, училищах, чтобы в дальнейшем успешно строить свою карьеру. Научить их всему, что пригодится им в их будущей профессии, призваны педагоги-преподаватели.

      Особенности профессии ПреподавательУникальность и перспективность профессии

    Преподаватель должен иметь авторитет у студентов, уметь с ними ладить, заинтересовать их своим предметом. Для этого он должен знать досконально свой предмет, методику его преподавания, различные педагогические технологии. Основными качествами преподавателя должны быть ответственность, организованность, компетентность, коммуникабельность.

      «Подводные камни» профессии ПреподавательВсе за и против профессии. Сложности и особенности.

    У профессии педагога есть несколько недостатков. Нужно быть готовым к постоянным стрессам на работе. Он работает со множеством людей, которые приходят не только на лекции и семинары, но и на экзамены, зачеты, на практику. Нужно хорошо владеть ситуацией, ведь люди бывают разные: кто-то пытается списать со шпаргалки, а кто-то предлагает взятку. Если что-то упустить, могут пойти плохие слухи. Кроме того, преподавателю нужно готовить лекции, разрабатывать практические и семинарские занятия.

      Где и как получить профессию ПреподавательГде обучают профессии?

    Чтобы стать преподавателем в вузе или техникуме, следует получить высшее образование по своей специальности. Некоторые выпускники вузов остаются в стенах родной кафедры, становясь здесь преподавателями. Но чтобы стать хорошим педагогом, желательно пройти основательную практику, поработать по специальности на предприятии, чтобы знать все досконально из первых рук.

    1001expert.ru

    Профессия учитель: описание, история, плюсы и минусы

    Когда мы добиваемся успехов, говорим: «У меня были хорошие учителя». Если ничего не получается, выражаем недовольство: «Нас этому никто не учил». Человек приходит в мир без знаний, навыков и опыта. Его способности запрятаны далеко. К окружающей среде он не приспособлен. Ему требуется объяснять суть вещей. Кто просветит маленького невежу — наставник-гений, педагог-посредственность? Вопрос настоящего и будущего. Учитель не профессия — способность быть щедрым, талант отдавать. Умеете это делать? Добро пожаловать в наш профсоюз!

    Содержание:

    1. История и эволюция учительства
    2. Описание и специфика профессии
    3. Каким должен быть учитель
    4. Должностные обязанности педагога
    5. Какой предмет выбрать для преподавания
    6. Где получить профессию учителя
    7. Плюсы и минусы профессии учителя
    8. Резюме

    История и эволюция учительства

    Слово «педагог» подарили нам древние греки. Так назывался раб, который нянчился с детьми и передавал им свои умения.

    Первые люди не знали разделения труда и все делали вместе. Младшие члены общины наблюдали за тем, что делают старшие. Старейшины делились опытом. Рукастые обучали неумех. Знатоки удовлетворяли интерес любознательных. Человечество училось всегда, начиная с момента своего появления.

    С возникновением орудий труда, люди поделились на группы по роду занятий. Одни пахали землю, другие охотились, третьи готовили пищу. Специфические навыки передавались от одного члена общины другому.

    Вскоре человек начал задумываться о духовном росте своих потомков, нравственном воспитании детей, интеллектуальном развитии, подготовке к жизни в социуме. Так появились первые учителя-воспитатели.

    Постепенно стали выделяться люди, которые успешно обучали детей. Их наделяли особыми полномочиями и позволяли заниматься только педагогическим родом деятельности.

    В обиходе у древних греков появилось слово «схоле», от которого произошел термин «школа». Он имеет значение «отдых, досуг». Дело в том, что жители древних Афин считали — человек отдыхает, когда учится. Знакомая нам письменность и счет появились в средневековых монастырях. Монахи вообще считались лучшими учителями. Они приглашались к детям богатых людей и обучали их за определенную плату.

    В Европе с развитием школы выросла потребность в людях, способных передавать знания большим группам детей. Возникла необходимость в специальных обучающих методиках. Профессия учителя постепенно становилась отдельной дисциплиной, а диапазон преподаваемых предметов значительно расширялся.

    Описание и специфика профессии

    Учитель — специалист, который передает знания в той или иной области, навыки, полученные в процессе труда, а также делится практическим опытом.

    Профессия учитель — симбиоз разных человеческих возможностей. Люди, владеющие ей, должны иметь широкий кругозор, уметь грамотно говорить, обладать даром убеждения и талантом коммуникатора.

    В современных условиях педагогу необходимо постоянно повышать свою квалификацию, чтобы передаваемые ученикам знания всегда сохраняли актуальность на рынке труда и приносили реальную пользу обществу. Представители этой профессии несут социальную ответственность за воспитание подрастающего поколения. От них зависит, насколько эрудированные, образованные и воспитанные граждане будут управлять страной завтра.

    Несмотря на некоторое снижение престижа профессии в последние годы, она по-прежнему остается востребованной. Учителей всегда ждут в больших городах, небольших и средних населенных пунктах, маленьких сельских и деревенских поселениях.

    Специфика работы учителя зависит от географического положения, социального состава населения и уровня поддержки педагогов со стороны государства в лице местной администрации.

    Многие спрашивают, чем полезна профессия учителя сегодня, в период изобилия обучающих компьютерных программ, электронных учебников, онлайн и офлайн курсов, в эпоху развития искусственного интеллекта и других новых технологий.

    Особенность и ценность реальной, а не виртуальной, педагогики заключается в персонифицированном подходе к обучению. Как не существует двух людей с идентичным уровнем интеллекта, так нет и унифицированных методик обучения. В большей степени это касается гуманитарных дисциплин, в преподавании которых универсальные методы не работают.














     Рейтинг ТОП-12 лучших онлайн школ
    Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

    Международная школа иностранных языков, включая японский, китайский, арабский. Так же доступны компьютерные курсы, искусство и дизайн, финансы и учёт, маркетинг, реклама, PR.

    Перейти на сайт школы

    Онлайн тренажер для подготовки школьников к ЕГЭ и ОГЭ по персональному адаптивному плану. Задачи по каждой теме удобно собраны в одном месте. Никакой «воды» — только самое важное.

    Перейти на сайт школы

    Индивидуальные занятия с репетитором по подготовке к ЕГЭ, ОГЭ, олимпиадам, школьным предметам. Занятия с лучшими преподавателями России, более 23 000 интерактивных задач.

    Перейти на сайт школы

    Образовательный IT-портал, который помогает стать программистом с нуля и начать карьеру по специальности. Обучение с гарантированной стажировкой и бесплатные мастер-классы.

    Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

    Крупнейшая онлайн-школа английского языка, которая дает возможность индивидуально выучить английский с русскоязычным преподавателем или носителем языка.

    Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

    Школа английского языка по Skype. Сильные русскоязычные преподаватели и носители языка из Великобритании и США. Максимум разговорной практики.

    Перейти на сайт школы — Бесплатный пробный урок

    Онлайн школа английского языка нового поколения. Преподаватель общается со студентом по Скайпу, а урок проходит в цифровом учебнике. Персональная программа обучения.

    Перейти на сайт школы

    Дистанционная онлайн-школа. Уроки школьной программы с 1 по 11 класс: видео, конспекты, тесты, тренажеры. Для тех, кто часто пропускает школу или проживает вне России.

    Перейти на сайт школы

    Онлайн-университет современных профессий (веб-дизайн, интернет-маркетинг, программирование, менеджмент, бизнес). После обучения студенты могут пройти гарантированную стажировку у партнеров.

    Перейти на сайт школы

    Крупнейшая площадка онлайн образования. Позволяет получить востребованную интернет-профессию. Все упражнения размещены онлайн, доступ к ним не ограничен.

    Перейти на сайт школы

    Образовательный онлайн сервис, где собраны тренинги по развитию навыков скорочтения, креативного мышления, ораторского мастерства, памяти и других умственных навыков.

    Перейти на сайт школы — Бесплатная регистрация

    Интерактивный онлайн-сервис для изучения и практики английского языка в увлекательной игровой форме. Эффективные тренировки, перевод слов, кроссворды, аудирование, словарные карточки.

    Каким должен быть учитель

    Работа педагога предусматривает решение целого ряда задач. Их перечень и содержание определяют Министерство образования РФ, управления образования на местах, а также сам учитель при разработке авторских методик и программ.

    Выбирая профессию учителя, стоит оценить свои способности. Хороший педагог должен:

    • любить детей;
    • владеть навыками педагогического воспитания;
    • иметь представление об особенностях психологии детей разного возраста;
    • уметь находить контакт и взаимопонимание с группой детей и отдельным ребенком в группе;
    • быть внимательным и доброжелательным по отношению к ученикам, уважать личность каждого;
    • знать свой предмет, свободно ориентироваться в выбранной области знаний;
    • быть эрудированным, расширять границы своих знаний с учетом развития науки и новых технологий;
    • интересно и доступно доносить знания до аудитории, совершенствовать свои речевые способности;
    • быть лидером, авторитетом и носителем ценного мнения, уметь вести учеников за собой;
    • иметь высокий уровень самодисциплины и ответственности;
    • обладать самоконтролем и уравновешенностью;
    • быть объективным и справедливым в случае принятии решений;
    • иметь разносторонние интересы, заниматься саморазвитием;
    • быть терпимым и лояльным по отношению к различным мнениям и поступкам, тактичным в отношении с людьми;
    • принимать во внимание особенности воспитания ребенка в семье, его умственного и физического развития, наличие или отсутствие у него талантов, привычек и наклонностей;
    • быть наблюдательным, иметь способность видеть перспективу в развитии детей.

    Должностные обязанности педагога

    Обязанности и права учителя регулируются должностной инструкцией, которая утверждена Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Перечень касается всех направлений деятельности педагога — от обучения и воспитания детей до внеклассной и внешкольной работы. Приведем некоторые должностные обязанности учителя:

    • Заниматься обучением и воспитанием в соответствии с утвержденными образовательными стандартами.
    • Подбирать программы, бумажные и цифровые учебно-методические пособия для успешного освоения материала.
    • Обеспечивать достижения в обучении и подтверждение полученных результатов в образовательном процессе.
    • Оценивать эффективность и результативность обучения по преподаваемому предмету.
    • Вносить предложения по усовершенствованию образовательного процесса.
    • Обеспечивать охрану жизни и здоровья учеников.
    • Осуществляет связь с родителями или опекунами.
    • На территории школы, дома и в общественных местах соблюдать этические нормы поведения, которые соответствуют общественному положению учителя.
    • И другие.

    Какой предмет выбрать для преподавания

    Педагогическая профессия имеет много направлений, которые постоянно дополняются новыми предметами. Их появление зависит от развития системы высшего образования, а также потребностей рынка труда.

    В настоящее время в педагогических учебных заведениях можно пройти обучение по следующим специальностям:

    • педагогика и психология;
    • дошкольная педагогика и психология;
    • филология;
    • иностранные языки;
    • биология и химия;
    • физика, технология и информационные системы;
    • математика;
    • география;
    • история и политика;
    • физическая культура, спорт и здоровье;
    • изобразительное искусство.

    А также:

    • социально-гуманитарное образование;
    • дефектология;
    • журналистика и коммуникации;
    • международное образование;
    • и т.д.

    Где получить профессию учителя

    В России педагогов готовят в специализированных профессионально-технических училищах, колледжах, институтах, а также на педагогических отделениях университетов. Педагогические ВУЗы есть практически в каждом регионе.

    Топ-10 лучших педагогических вузов России:

    1. Московский педагогический государственный университет
    2. Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена
    3. Воронежский государственный педагогический университет
    4. Армавирская государственная педагогическая академия
    5. Ярославский государственный педагогический университет им. К.Д. Ушинского
    6. Нижегородский государственный педагогический университет им. Козьмы Минина
    7. Российский государственный профессионально-педагогический университет
    8. Уральский государственный педагогический университет
    9. Алтайский государственный педагогический университет
    10. Московский государственный психолого-педагогический университет

    Плюсы и минусы профессии учителя

    Делиться знаниями с другими людьми — благородное и благодарное дело. Можно не стать физиком, но нельзя забыть учителя, который однажды объяснил тебе, почему летают самолеты, как быстро выкипает вода в чайнике и каким образом письмо из Москвы в Австралию долетает за одну секунду. Сравним преимущества и недостатки работы учителя.

    Плюсы профессии:

    • Возможности для творческой реализации.
    • Непрерывный процесс совершенствования.
    • Отсутствие в работе рутины.
    • Наличие социальных гарантий для учителей.
    • Реальные результаты вложенного труда.

    Минусы профессии:

    • Колоссальная ответственность.
    • Большое количество обязанностей.
    • Круглосуточная занятость.
    • Средняя и невысокая зарплата.
    • Неоднородный контингент учеников.

    Резюме

    Профессия учитель — трудная и ответственная, но творческая и нескучная. Если ежедневные коммуникации с детской аудиторией для вас не обуза, а радость, если желание делиться знаниями приносит удовлетворение, не отказывайте себе в удовольствии заниматься любимым делом. Никакая высокая зарплата на ненавистной работе не заменит вам «спасибо» от ваших любимых учеников, среди которых завтра, возможно, появятся новые Нобелевские лауреаты, выдающиеся литераторы, первооткрыватели космических планет или инженеры, учителя и врачи.

    Учитель

    5 (100%) 1 vote


    info-profi.net

    Особенности педагогической профессии — Вступление к педагогической профессии Библиотека русских учебников

    Педагогическая профессия относится к профессиям типа»человек — человек»Деятельность педагога по общественными функциями, требованиями к профессионально значимых личностных качеств, сложностью психологической напруженос сти и эмоциональной нагрузки приближена к деятельности артиста, ученого, писателя. По утверждению психологов, она содержит в своей структуре до 250 компонентов. Урок иногда называют»театром одного актера»Однако для актера сценарист пишет сценарий, режиссер помогает во время репетиций, другие работники — в оформлении сцены, освещении, музыкальном сопровождении. А учитель одновременно и сценарист, и режиссер и постановщик, и актер, который ежедневно ставит не один, а несколько спектаклиин, а декілька спектаклів.

    Профессия педагога относится к стрессогенных, напряженных в психологическом плане. Она требует от человека постоянных резервов самообладания и саморегуляции. Эмоциональное нагрузки педагога значительно выше, н чем у менеджеров высшего звена и банкиров, то есть тех, кто непосредственно работает с людьмими.

    Высокая эмоциональная напряженность обусловлена ??постоянным наличием большого количества факторов риска, стресс-факторов, влияющих на самочувствие учителя, работоспособность, профессиональное здоровье и качество работы. В педагогической деятельности наряду с общими факторами риска для здоровья работников умственной сферы (например, нервно-эмоциональное напряжение, информационные перегрузки, гипокинезия) есть и специфических нет: значительное голосовое нагрузки, преобладание в процессе трудовой деятельности статической нагрузки, большой объем зрительной работы, нарушение режима труда и отдыха и т.п.. Профессия учителя сегодня. Фемини организуемые, потому фактором риска является еще и загруженность работой дома, дефицит времени для семьи и младей.

    По данным. Всемирной организации здравоохранения, коэффициент стресогенности педагогической деятельности составляет 6,2 балла (при максимальном коэффициента 10 баллов). В рейтинге профессий. Американского ин титут исследования стресса первые места занимают учителя старших классов, полицейские и шахтері.

    Проявления стресса в работе учителя разнообразны. Специалисты выделяют прежде тревожность, депрессию, фрустрированность (стресс»потерянной надежды»), эмоциональное опустошение, истощение, профессиональные болезни. От дин из последствий длительного профессионального стресса — синдром эмоционального»выгорания»как состояние физического, эмоционального и умственного истощения педагога, в т ч развитие негативной самооценки, негативного ставят ния к работе и потеря понимания и сочувствия в отношении другого человека (К. Маслач). Высокий уровень»выгорания»учителей с большим стажем обусловлен длительным действием профессиональных стрессов, молодых — вхождением в профессиональную сферу, первыми шагами в педагогической деятельностими кроками у педагогічній діяльності.

    Профессия педагога выделяется среди других прежде способом мышления ее представителей, чувством долга и уровнем ответственности. Основное ее отличие от других профессий типа»человек — человек»заключается в том, что учитель относится и к тем, кто превращает, и к тем, и кто руководит. Имея целью своей профессиональной деятельности становление и преобразование ребенка, педагог призван управлять процессом й й интеллектуального, эмоционального, физического развития, формированием ее внутреннего миршнього світу.

    Задача учителя — руководить учения, а не учить, управлять процессом воспитания, а не воспитывать. Чем глубже он осознает свою основную функцию, тем больше самостоятельности, инициативы, свободы предоставляет учащимся. Хороший педагог всегда находится в учебно-воспитательном процессе как бы»за кадром», за пределами свободного выбора учеников, а в действительности — выбора, руководимого им. Учитель должен помочь родиться мысли в голове ученика, а не сообщать готовые истины. Итак, стержень педагогического труда — в управлении всеми процессами, сопровождающими становления человека. Сейчас труд учителя все чаще называют»педагогическим менед жментом», а самого педагога -«менеджером воспитания, обучения, развитиявиховання, навчання, розвитку».

    Педагогическая деятельность не может быть деятельностью только «для себя» ее сущность — в переходе деятельности «для себя» в деятельность»для других»В ней сочетаются самореа-лизацию педагога и его целенаправленную у участие в изменении уровня обученности, воспитанности, развития, образованности ученика, его росте. Поэтому профессию учителя относят к хелперських (англ help — помогать), поскольку она связана с предоставлением п идтримкы и помощи друаданням підтримки і допомоги іншим.

    Своеобразие педагогической профессии состоит и в том, что она по своей природе имеет гуманистический, коллективный и творческий характер

    1. Гуманистический характер педагогической профессии. В целостном педагогическом процессе учитель выполняет две функции — адаптивную и гуманистическую. Адаптивная функция связана с подготовкой ученика к определенной социальной ситуации, конкретных запросов общества, а гума»соприкасающаяся — с развитием личности воспитанника, его творческой индивидуальности

    В работе педагога всегда гуманистическое, общечеловеческое начало, которое направляет его не только на знания, но и на личность воспитанника»Знания могут быть грудой камней, под которой похоронена личность. Но воз могут быть и пирамидой, на вершине которой стоит личность», — отмечает российский драматург. Виктор. РозаВіктор. Розов.

    Гуманистическая педагогика рассматривает знания как средство и условие осознания человеком своего места в жизни, воспитание у нее чувства собственного достоинства, независимости. Такая педагогика идет к своей цели, опираясь ь на возможности человека, его творческий потенциал, а не на авторитет власти и принуждения ее основная задача — выявить, раскрыть и развить все ценное в человеке, а не сформировать привычку к послушанию, смирению. В изнання права человека на свободу, счастье, духовное и физическое развитие становится составной педагогического кредо как системы педагогических ценностей. Это предполагает реализацию личностно ориентированного воспитания предоставления ученику помощи в его саморазвития и самоформирования своей личностиості.

    2 коллективных характер педагогической профессии. Если в других профессиях типа»человек — человек»результат, как правило, является продуктом деятельности одного человека — представителя профессии (например, продавца, боб блиотекаря, врача), то в педагогической профессии очень трудно вычленить вклад каждого педагога, семьи и других источников воздействия в качественное преобразование субъекта деятельности, т.е. воспитанникамито вихованця.

    Результат воспитания зависит от единства усилий педагогического коллектива, психологического климата в нем, то есть настроения его членов, их работоспособности, психического и физического самочувствия. Отечественный пе едагог. Антон. Макаренко (1888-1939) указал на закономерность, согласно которой педагогическое мастерство учителя обусловлена ??уровнем сформированности педагогического коллектива:»Единство педагогического коллектива цил ком определяющая вещь, и самый молодой, найнедосвидчениший педагог в едином, сплоченном коллективе, возглавляемом хорошим мастером-руководителем, больше сделает, чем какой угодно опытный и талантливый п едагог, который идет вразрез с педагогическим коллективом»Он утверждал, что невозможно ставить вопрос о зависимости воспитания от таланта отдельно взятого учителя, хорошим мастером можно стать только в пед агогичному коллективму колективі.

    Отечественный педагог. Василий. Сухомлинский (1918 — 1970) акцентировал на другой закономерности: чем богаче духовные ценности, которые накапливает и заботливо сохраняет педагогический коллектив, тем четче коллектив воспитанников выполняет роль активной, действенной силы, участника воспитательного процесса, воспитателя. Он утверждал, что если нет педагогического коллектива, то нет и коллектива учащихся. А создают его, по мнению. В. Сух омлинського, коллективные мысль, идея, творчествость.

    3. Творческий характер педагогической профессии. Это важнейшая ее особенность. Уровень творчества педагога отражает степень использования им своих возможностей для достижения поставленных целей. Творческий учитель ь умеет принимать оригинальные решения, использует новаторские формы и методы работы, эффективно выполняя свои профессиональные функции. Педагогическое творчество проявляется не только в нестандартном решении педагогической задачи, но и в общении с учениками, их родителями, коллегами по работе. Творческим педагог становится только тогда, когда добросовестно относится к труду, стремится повышать профессиональную квалификаци ию, изучать опыт лучших школ и учителей тощв тощо.

    Профессия педагога в современных социальных условиях имеет положительные и отрицательные стороны. К положительных относятся: возможность профессионального роста; многообразие социальных связей с коллегами, учениками, их родителями, возможность удовлетворить высшие человеческие потребности — творческие; гуманистический характер; твор рча самостоятельность; летние сроки отпуска и его продолжительность (48 рабочих дней). Среди негативных — низкая заработная плата (оплата учительского труда неадекватна ее общественной значимости и профессиональной сложности, заметно отстает от заработка других специалистов с высшим образованием, что приводит к скидок ния уровня ее престижности) строгая регламентация поведения и деятельности учителя, высокие требования к его нравственности; значительные нервные затраты, высокая стрессогенность педагогической деятельности.

    Следовательно, труд педагога — одна из важнейших, но одновременно сложных. Поэтому человек, стремящийся стать учителем, должен четко осознать, какие требования перед ней встанут, и не только приобретать профессиональные знаний, но и воспитывать свой характер, интеллектуально и эмоционально развиватьсяя.

    uchebnikirus.com

    Отправить ответ

    avatar
      Подписаться  
    Уведомление о
    Warning: Unknown: open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_pghenetof41trdnttr3r4hivb1, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/www-root/data/mod-tmp) in Unknown on line 0