Вопросы и ответы

Неврозоподобные состояния у детей – Неврозы у детей — симптомы болезни, профилактика и лечение Неврозов у детей, причины заболевания и его диагностика на EUROLAB

Содержание

Неврозоподобный синдром у детей: симптомы и лечение

01 декабря 2015

Просмотров: 6123

Синдром неврозоподобный у детей проявляется в возрасте от 2 до 7 лет. Природа неврозоподобного синдрома скорее органическая, чем психогенная, то есть он возникает не вследствие какой-нибудь психологической травмы, а вследствие болезни или нарушений работы головного мозга.

Причины возникновения синдрома

Неврозоподобные состояния у детей могут быть вызваны разными факторами, но нервные приступы являются не самой болезнью, а только ее проявлением.  Причины такого синдрома следующие:

  1. Нарушение внутриутробного развития: были осложнения во время беременности, прием запрещенных медицинских препаратов, курение и алкоголизм родителей, будущая мать переживала стрессы в период беременности, тяжелые, долгие роды, родовые травмы ребенка. Все это может плохо сказаться на здоровье и нервной системе малыша.
  2. Перенесенные уже после рождения заболевания нервной системы ребенка. Эти заболевания бывают инфекционного, травматического или соматического характера. В первом случае разного рода вирусы поражают слабую нервную систему малыша и наносят вред общему состоянию здоровья. Поскольку маленький ребенок часто падает, то даже небольшая травма головы, сотрясение могут спровоцировать нарушение работы головного мозга и гипоталамуса. Под соматическими причинами имеются в виду хронические инфекции, аллергические реакции, болезни желудочно-кишечного тракта, легких, сердечно-сосудистой системы.
  3. Наследственные болезни и неполноценное функционирование головного мозга.

Врачи разделяют неврозоподобные состояния на две группы: расстройства при нервно-психических заболеваниях, таких как шизофрения, эпилепсия и т. д., и непроцессуальные неврозоподобные расстройства при соматических заболеваниях и органической патологии головного мозга.

Именно второй вид заболевания чаще всего диагностируют у детей.

Больные неврозоподобным синдромом наблюдаются и лечатся у невропатолога, тогда как расстройства нервно-психического характера лечит психиатр.

Вернуться к оглавлению

Клиническая картина

Симптомы неврозоподобного состояния очень похожи на симптомы невроза, поэтому поставить правильный диагноз может только квалифицированный специалист после проведения обследования.

Родителям нужно обращать внимание на такие симптомы:

  1. Гиперактивность с синдромом двигательной расторможенности, дефицитом внимания.
  2. Ночные кошмары, страхи, фобии.
  3. Депрессия, плаксивость, агрессия.
  4. Тревожность, беспокойность, учащение пульса и сердцебиения.
  5. Тошнота и рвота при приеме пищи (нервная анорексия).
  6. Проблемы со стулом (частые диареи или запоры).
  7. Недержание мочи (энурез), после того как малыш уже был приучен к горшку, заикание, нервные тики.
  8. Повышенная потливость или сухость кожи.
  9. Ребенок быстро устает, жалуется на отсутствие сил, низкий тонус мышц.

Гиперактивность случается у 20-35 % детей после органического поражения головного мозга до или во время родов. У таких детей повышенная двигательная активность, плохая концентрация внимания, неуклюжесть, рассеянность, они очень возбудимы.

Ответной реакцией на любые замечания будет плач, истерики, крик. Общее развитие первого года жизни протекает хорошо, они активны, быстро всему учатся, любознательны.

При неврозе ребенок плохо спит, боится один оставаться в комнате, боится темноты, сам придумывает страшные истории. Он не интересуется ничем конкретным, не может себя занять, ноет, пытаясь любым методом привлечь внимание. Иногда проявляет необоснованную агрессию к окружающим.

Под нервными тиками подразумевают бессознательное подергивание руками, моргание, поднимание бровей, вздрагивание, пожимание плеч как реакцию на какую-нибудь тревожную, неприятную для ребенка ситуацию.

Тики зачастую монотонны и однотипны, а если обратить на них внимание, то ребенок может их остановить. Если у ребенка продолжительное время проявляется несколько из этих симптомов, нужно обратиться за консультацией к невропатологу, так как причина может быть более серьезной, чем кажется на первый взгляд.

Вернуться к оглавлению

Лечение заболевания

Чтобы вылечить неврозоподобный синдром, нужен комплексный подход и профессиональная диагностика. Важно найти органическую причину болезни и в первую очередь лечить ее, а уже для облегчения психического здоровья ребенка заниматься с детским психологом.

На первом этапе лечения ребенок проходит такие обследования, как электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография, необходимы консультации эндокринолога, гастроэнтеролога и кардиолога. После установления причины нервного расстройства врач назначает лечение органической болезни. Когда исчезнет она, перестанет беспокоить и неврозоподобный синдром. Больной ребенок проходит реабилитацию в несколько этапов:

  1. Лечение медикаментами предполагает устранение причины болезни (органической, соматической или инфекционной), коррекцию работы мозга и гипоталамуса. Также назначают препараты, снижающие возбудимость, агрессию, а также антидепрессанты.
  2. Часто невропатологи назначают физиотерапию. При астеническом состоянии (синдром гиперактивности) советуют общеукрепляющие средства: электрофорез с кальцием, димедролом, бромом, магния сульфатом, аминазин по воротниковой методике (при заиканиях), электросон.
  3. Важно обратить внимание на психологическую помощь, проводить занятия с логопедом, арт-терапию.
  4. Очень большую роль в лечении ребенка играет психологическая обстановка в семье, единство воспитания, поддержка, похвала ребенка, позитивная, дружелюбная атмосфера, правильный режим дня ребенка. В этом случае консультацию у специалиста стоит пройти и маме, и папе для выработки единой модели поведения.

Напоследок нужно подчеркнуть, что главной причиной отличия неврозоподобного синдрома от невроза является отсутствие связи между болезнью и психологической травмой, и при лечении большую роль играют медикаментозные средства.

Но полное выздоровление возможно лишь при комплексном подходе, включающем воздействие как на физическое, так и на психологическое здоровье ребенка.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка…

Похожие статьи

1popsihiatrii.ru

симптомы, причины, разновидности и лечение

Как известно, большинство болезней развивается на нервной почве. В крупных городах нарушения работы ЦНС встречаются не реже, чем самый обычный насморк. Симптомы невроза (раздражительность, вялость и повышенная утомляемость) иногда проявляются даже у людей с размеренной жизнью. Действительно, недавно перенесенная или имеющаяся болезнь может спровоцировать подобную клиническую картину. Врачи называют это состояние «неврозоподобный синдром».

Краткое описание недуга

Проблема неврозов сегодня стала особенно актуальной. По официальным данным ВОЗ, за последние 65 лет число зарегистрированных случаев возросло в 24 раза. За этот же период количество психических заболеваний увеличилось только вдвое.

Международная классификация болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) неврозоподобный синдром не выделяет в отдельную категорию патологий. Официальная медицина такого понятия не признает, поэтому и специфический код у него отсутствует. Однако это вовсе не означает, что диагноза не существует. Просто его симптомы характерны для многих других заболеваний и органических поражений.

Особенностью неврозоподобного состояния считаются предпосылки его возникновения. Патология не развивается на фоне хронического стресса или после перенесенной психологической травмы. С другой стороны, перечисленные факторы могут играть дополнительную роль в ее появлении. Основная причина — наличие сбоев в организме на уровне эндокринной, нервной, пищеварительной и иных систем.

Этиология патологического процесса

Чаще всего неврозоподобные состояния зарождаются в детском возрасте, а также на фоне перенесенных травм или внутриутробных нарушений. Однако не исключается и более поздний старт болезни. Он может быть обусловлен следующими причинами:

  1. Психические расстройства (шизофрения, эпилепсия).
  2. Органические поражения головного мозга.
  3. Эндокринные и гормональные нарушения (диабет, гипертиреоз).
  4. Соматические заболевания, затрагивающие сердечно-сосудистую систему, печень и желчный пузырь, ЖКТ.
  5. Патологии, имеющие аллергическую природу.

Возникновение неврозоподобного синдрома нельзя считать следствием перечисленных выше болезней. С другой стороны, зарождаясь и развиваясь, они приводят к нарушениям в работе определенных структур мозга. В результате происходят сбои в нейродинамике корковых оболочек.

Клиническая картина

Симптоматика, характеризующая неврозоподобный синдром, весьма обширна и разнообразна. У взрослых данное состояние проявляется резкими перепадами настроения. Такой человек чаще бывает злым и раздражительным, нежели доброжелательным и спокойным. Ему достаточно сложно контролировать свои эмоции. Одновременно может отмечаться быстрая утомляемость, снижение концентрации внимания.

К телесным проявлениям синдрома врачи относят:

  • расстройство сна;
  • сильную рвоту после стресса;
  • запоры/жидкий стул;
  • отсутствие аппетита, что нередко заканчивается анорексией;
  • перепады давления;
  • повышенное потоотделение.

Для данной патологии вовсе не обязательно возникновение сразу нескольких симптомов. Все зависит от заболевания, которым она вызвана, индивидуальных особенностей организма и личности самого пациента.

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют в себе несколько расстройств, разнообразных по своим проявлениям. Каждое из них имеет существенные отличия. Это астенический, обсессивно-компульсивный, ипохондрический и истерический синдромы. Ниже рассмотрим, что представляют собой данные патологии.

Астенический синдром

Такое невротическое состояние развивается поэтапно. Сначала человек отмечает появление повышенной утомляемости, из-за которой он становится эмоционально неустойчивым. Раздражительность быстро сменяется пассивностью и апатией, безразличием ко всему происходящему вокруг. В дальнейшем возникает искаженное восприятие событий и картины мира.

Также для астенического синдрома характерна дневная сонливость. Многие жалуются на повышенную потливость, сильные головные боли. Именно с этого расстройства начинается большинство психических недугов.

Обсессивно-компульсивный синдром

Данной патологии всегда сопутствуют навязчивые состояния. У человека появляются странные ритуалы и склонности. Двигательные реакции не зависят от его воли. Одновременно с этим больной осознает нелепость своих действий. Самостоятельно справиться с ними он не может, поэтому вынужден обращаться за квалифицированной медицинской помощью.

Ипохондрический синдром

Это состояние определяется постоянными переживаниями человека за состояние собственного здоровья. Он боится тяжело заболеть. Страх преследует его днем и ночью, не позволяет сосредоточиться на работе и домашних делах. Неприятные ощущения во внутренних органах, беспричинная болезненность в конечностях, покалывания и сдавливания — с такими жалобами обычно обращаются к врачу. Больной с ипохондрическим неврозоподобным синдромом начинает ходить к различным специалистам. Он может требовать полную диагностику состояния здоровья, просить вылечить от несуществующего недуга.

Если медицинское обследование не выявляет серьезных патологий, такой человек начинает обвинять врачей в их некомпетентности. Иногда можно услышать рассказы о наведенной порче или колдовском проклятии.

Истерический синдром

Расстройство проявляется в виде демонстративного поведения. Поступки, мимика и жестикуляция человека могут сопровождаться бурными эмоциями (криком, смехом, слезами). При очередном приступе истерики он начинает рвать на себе волосы или падать в обморок. Такое поведение существенно отличается от настоящего истерического припадка. Больной может демонстративно сползать на пол и изображать обморок. Вся сцена обычно сопровождается громкими возгласами, судорогами и стонами.

Неврозоподобный синдром у детей

Что это такое? Это патология, о существовании которой многие родители узнают достаточно поздно. У детей первые ее симптомы проявляются в возрасте от 2 до 7 лет. Среди основных причин расстройства врачи выделяют следующие:

  • патологии внутриутробного развития;
  • курение, употребление алкоголя женщиной во время беременности;
  • болезни ЦНС различной этиологии;
  • родовые травмы.

У детей неврозоподобное расстройство считается промежуточным состоянием между органическим нарушением и непосредственно неврозом. Иногда оно может проходить самостоятельно и без врачебного вмешательства. Ребенок «перерастает» недуг, поскольку его мозг имеет огромный потенциал к регенерации.

Примерно к 12 годам характеризующие неврозоподобный синдром у детей симптомы исчезают. Основными проявлениями патологии считаются плаксивость и агрессия, ночные кошмары, многочисленные фобии. Клиническая картина практически не отличается от таковой у взрослых. Ждать момента самостоятельного разрешения проблемы все же не стоит. Квалифицированная медицинская помощь требуется даже маленьким пациентам.

Методы диагностики

При подозрении на патологию первое, что необходимо сделать? — определить ее причину. Именно от нее впоследствии будет зависеть тактика проводимой терапии. Например, основным методом лечения невроза является работа с психологом. При неврозоподобном расстройстве она малоэффективна.

Затем, исходя из имеющихся симптомов, потребуется пройти комплексное обследование. На начальном этапе этим вопросом занимается врач-невролог. Основными методами диагностики служат МРТ мозга и ЭЭГ. Если по результатам исследований органических поражений выявлено не будет, вероятнее всего, имеет место быть обычный невроз. В таком случае пациента направляют к психотерапевту или психиатру.

Неврозоподобный синдром МКБ-10 не выделяет в отдельную категорию заболеваний. При этом он обладает рядом признаков, которые можно выявить во время диагностики. Для этого расстройства характерны отклонения в работе мозга и систем внутренних органов. Поэтому консультацией только у врача-невропатолога не обойтись. Потребуется помощь узких специалистов: кардиолога, гастроэнтеролога, эндокринолога. В первую очередь необходимо определить и устранить первопричину синдрома. Только после можно приступать к восстановлению работы ЦНС.

Лечение расстройства у детей и взрослых

Как лечить неврозоподобный синдром? Терапия при этом заболевании носит комплексный характер.

Стандартный курс состоит из следующих мероприятий:

  1. Медикаментозное воздействие. Назначаются препараты для борьбы с инфекционными или органическими причинами недуга. Одновременно используются лекарства для нормализации работы гипоталамуса. В зависимости от клинической картины и жалоб пациента могут потребоваться антидепрессанты («Амитриптилин»). При наличии фобий используются транквилизаторы («Элениум», «Тазепам»).
  2. Физиотерапия. Лечение неврозоподобного синдрома обязательно включает в себя процедуры электрофореза с применением брома, кальция, магния сульфата. Дополнительно может быть назначен электросон.
  3. Иглотерапия и рефлексотерапия.
  4. ЛФК. Комплекс упражнений подбирается индивидуально. Чаще всего к помощи ЛФК прибегают на этапе реабилитации после того, как с помощью медикаментов удалось устранить первопричину расстройства.
  5. Санаторное лечение.

В особо серьезных случаях пациенту рекомендуются сеансы психотерапии.

Какое требуется при диагнозе «неврозоподобный синдром» у детей лечение? Терапия расстройства у маленьких пациентов практически не отличается от таковой у взрослых. Особенно хорошо зарекомендовали себя различные физиопроцедуры. Что касается лекарственных препаратов, то их назначают в исключительных случаях.

В рамках проводимой терапии взрослым пациентам рекомендуется изменить привычный образ жизни в сторону более здорового. Следует отказаться от пагубных привычек и минимизировать количество стрессовых ситуаций. Детям крайне важна спокойная и доброжелательная атмосфера в семье. На весь период лечения лучше отказаться от переездов, смены учебного учреждения.

fb.ru

что это такое, симптомы и лечение

Неврозоподобный синдром — заболевание достаточно распространенное не только у взрослых, но и у детей. Оно может быть обусловлено как соматическими расстройствами, так и стрессом, который оказывает провоцирующее влияние на неблагоприятный органический фон.

Что такое неврозоподобный синдром

Неврозы и неврозоподобные состояния объединяют несколько расстройств, разных по своим проявлениям:

  1. Астенический синдром, при котором человек страдает головными болями неясной этиологии. Даже в отсутствии нагрузки он быстро утомляется, нервничает, иногда становится агрессивным, не может контролировать свои эмоции и поступки. Ночью его преследуют кошмарные сновидения, тревожный сон или бессонница, днем — сонливость, апатия, которая сменяется раздражительностью. Нарушается сердечный ритм, пищеварение, пропадает аппетит, человек остро реагирует на яркий свет и громкие звуки.

  1. Обессивно-компульсивный синдром выражается в необычном поведении, когда больной ощущает необъяснимое чувство тревоги и совершает какие-либо действия, пытаясь избавиться от навязчивого состояния. Человек может покупать вещи, которые ему не нужны, вступать в интимную связь с незнакомыми людьми, употреблять спиртное или постоянно мыть руки. Такие действия не приносят ему облегчения, тем не менее больной повторяет их снова и снова. Страх становится частым спутником человека, и он начинает верить в предзнаменования, приметы, гороскопы, приобретать амулеты и т. д.
  2. Ипохондрический синдром — опасное состояние, когда больного постоянно волнует его здоровье. Он уверен, что неизлечимо болен и скоро умрет. На этом фоне развивается раздражительность, усиливаются головные боли, расстраивается пищеварение. Такие пациенты уверены, что им испортили карму, наложили порчу или прокляли. Они не доверяют врачам и не выполняют их рекомендаций, обращаясь к экстрасенсам, колдунам и прочим шарлатанам.
  3. Гиперкинетический синдром у детей встречается чаще, чем у взрослых. Ребенок склонен к деструктивной активности, испытывая потребность что-то поджигать, рвать, ломать, убегать из дома. У таких детей бывают нервные тики, частое моргание и другие движения, тремор рук, подергивания. Взрослые иногда могут себя контролировать, но при стрессе эта способность нередко теряется.
  4. Истерический синдром представляет собой эмоциональную неустойчивость, излишнее проявление чувств, выражающееся в сильном демонстративном плаче, стонах, симуляции, скорбном выражении лица, вырывании волос или притворном падении в обморок. На нервной почве не исключены парезы, параличы, ухудшение слуха и зрения.

Общие признаки и симптомы неврозоподобных состояний

Распознать патологию можно по специфическим признакам.

Неврозоподобные состояния у детей

Многие родители узнают об этой патологии слишком поздно. Первые симптомы болезни начинают проявляться с 2 до 7 лет. Предшествуют этому:

  • патологии на стадии внутриутробного развития;
  • родовые травмы головы;
  • соматические нарушения;
  • употребление спиртных напитков или курение женщины в период вынашивания ребенка;
  • заболевания ЦНС.

Характерные признаки патологии: всевозможные фобии, ночные кошмары, агрессия или плаксивость.

Примерно к 12-летнему возрасту симптомы могут исчезнуть и болезнь отступит без вмешательства медицины.

Но ждать, когда проблема пройдет самостоятельно, родителям не стоит, и своевременная помощь маленькому пациенту просто необходима.

Неврозоподобные состояния у взрослых

Для взрослого человека характерна резкая смена настроения. В преобладающем большинстве случаев больной бывает раздражительным, агрессивным, а не спокойным и доброжелательным. Контролировать себя ему достаточно трудно. Наряду с эмоциональным напряжением, повышенной тревожностью, навязчивыми мыслями наблюдается снижение внимания, быстрая утомляемость, расстройство сна.

После перенесенного стресса случаются перепады давления, повышается потоотделение, нарушается стул, бывает сильная рвота и отсутствие аппетита вплоть до заболевания анорексией.

Диагностика

В первую очередь следует найти причину невротического и неврозоподобного синдрома, чтобы определить тактику лечения. Врач-невролог исходя из симптомов назначает комплексное обследование, в которое входит ЭЭГ и МРТ мозга. При отсутствии органических поражений можно заключить, что это простой невроз. В таких случаях больному следует пройти консультацию у психиатра или психотерапевта.

При постановке диагноза одним посещением невропатолога не обойтись. Нужно обратиться и к другим специалистам: эндокринологу, гастронтерологу и кардиологу для определения и последующего устранения первоначальной причины. Только тогда целесообразно приступать к восстановлению ЦНС.

Лечение заболевания

Подходить к лечению нарушений и расстройств нервной системы необходимо комплексно. В стандартную терапию для взрослых входят следующие мероприятия:

  1. Лечение медикаментозными препаратами для устранения инфекций и поражений органической природы, а также приведения в норму деятельности гипоталамуса. Наличие фобий требует использование таких транквилизаторов, как Тазепам и Элениум. Не исключено, что потребуются антидепрессанты, это зависит от жалоб больного и клинической картины.

  1. Обязательно применяется физиотерапия — электрофорез с кальцием, бромом, сульфатом магния. Неплохо использовать электросон.
  2. После медикаментозного лечения назначается ЛФК, который подбирается индивидуально.
  3. Иглорефлексотерапия, методы релаксации.
  4. Санаторное лечение.

Детская терапия практически не отличается от взрослой, но медикаменты врач назначает лишь при острой необходимости. Ребенку необходимо создать дома комфортную, доброжелательную обстановку, отказавшись от переездов и других перемен, которые могут спровоцировать для маленького члена семьи стрессовую ситуацию.

Взрослым рекомендуется избавиться от вредных привычек и по возможности избегать конфликтов.

Профилактика неврозоподобных расстройств

Профилактические меры, направленные на предупреждение возникновения неврозоподобных расстройств, ВСД, дистонии, во многом состоят из создания благоприятного климата в семье. Для взрослых важно отсутствие конфликтных ситуаций и чрезмерных нагрузок на рабочем месте. Наряду с этим имеют большое значение здоровый образ жизни, закаливание, физические упражнения, занятия спортом, полноценный отдых и сон не менее 7-8 часов в день. Если раздражающие факторы исключить невозможно, то необходимо постараться изменить свое отношение к ним.

Информация представлена исключительно в информационных целях. Перед применением любых методов лечения и препаратов необходимо проконсультироваться с Вашим лечащим врачом.
Копирование материалов разрешено только с указанием активной ссылки на первоисточник.

eustress.ru

Неврозоподобный синдром: симптомы и лечение

19 ноября 2015

Просмотров: 6572

Неврозоподобный синдром — очень распространенное заболевание, которое обусловлено и стрессом, и соматическими нарушениями. Фактор стресса оказывает дополнительное провоцирующее воздействие, а основное ухудшение состояния человека происходит на органическом фоне. Заболевание встречается как у взрослых, так и у детей.

Как проявляется неврозоподобный синдром?

Деятельность психики тесно связана с работой нейронов головного мозга, поэтому любые отклонения от нормальной деятельности гипоталамуса и лимбических зон немедленно сказываются на эмоциональном фоне пострадавшего. Какие физические заболевания увеличивают вероятность неврозоподобного синдрома?

  • аллергические реакции: кожная аллергия, пищевая аллергия, бронхиальная астма;
  • сердечно-сосудистые заболевания: ишемия, вегетососудистая дистония и др.;
  • желудочно-кишечные заболевания: гастрит, язва, дисбактериоз кишечника;
  • заболевания печени, поджелудочной железы, желчного пузыря;
  • резидуально-органические пороки головного мозга;
  • психические заболевания: эпилепсия, параноидальный синдром, шизофрения и др.;
  • эндокринные нарушения: гипертиреоз, сахарный диабет и др.

Практически все тяжелые соматические заболевания могут сопровождаться неврозоподобным синдромом. У некоторых людей возможности психики позволяют избежать этого осложнения, но в основном не удается устранить все симптомы за счет собственных ресурсов. Какие симптомы позволяют предположить неврозоподобное состояние?

  • резкие перепады настроения, преобладают негативно-окрашенные эмоции: тревога, раздражительность, злость;
  • сложности с контролем над своим поведением, вспыльчивость, агрессивные поступки;
  • тошнота и рвота в стрессовых ситуациях;
  • жидкий стул, запоры;
  • быстрая утомляемость;
  • нарушения сна: бессонница, кошмарные сновидения, сонливость;
  • отсутствие аппетита, отказ от пищи;
  • скачки артериального давления и пульса;
  • большое количество необоснованных страхов, тревожность, мнительность;
  • повышенное потоотделение и слезливость;
  • недержание мочи, особенно в ночное время у детей.

Конкретные проявления могут различаться по степени интенсивности в каждом клиническом случае: некоторые пациенты страдают всем списком симптомов, а у кого-то проявляется 2-3 признака.

Так как характер заболевания в основном невротический, в первую очередь нужно обращаться к невропатологу. При необходимости могут быть подключены и другие специалисты:

  • психотерапевт или психиатр;
  • гастроэнтеролог;
  • кардиолог;
  • эндокринолог.

Для того чтобы ребенку была оказана комплексная и эффективная помощь, родителям не следует скрывать симптомы нарушения. Часто из-за ложных опасений родителей дети вынуждены страдать из-за своего плохого самочувствия. Без должных оснований никто не вправе ставить ребенка на учет в психдиспансер, госпитализировать или выписывать ему сильнодействующие и опасные медикаменты.

Если родители опасаются государственных медицинских учреждений, можно обратиться в частные, но никуда не обращаться нельзя. Категорически нельзя лечить неврозоподобный синдром методами народной медицины — это является потерей времени и продлевает страдания ребенка.

Лечение неврозоподобного состояния должен проводить квалифицированный невролог, а не бабки, колдуны и шаманы с бубном.

Вернуться к оглавлению

Что такое неврозоподобный синдром?

Невротические и неврозоподобные синдромы объединяют несколько разнообразных по своим проявлениям расстройств, для каждого из которых характерны специфические нарушения. Что входит в эту категорию? Астенический синдром. Пострадавший испытывает головные боли, мигрени неясного происхождения. Появляется быстрая утомляемость даже без адекватной нагрузки. Поведение становится неконтролируемым, человек эмоционально неуравновешен, ведет себя резко и несдержанно.

В течение дня имеется сонливость, в ночное время — бессонница, поверхностный сон, неприятные и кошмарные сновидения. Периоды раздражительности сменяются периодами апатии и безразличия к происходящему. Человек остро реагирует на внешние стимулы: на громкие звуки, яркий свет, контакты с другими людьми, запахи и прикосновения. Со стороны соматики наблюдается расстройство сердечного ритма, потливость, нарушения пищеварения, отсутствие аппетита и переедание. Астенический синдром без лечения прогрессирует и приводит к более тяжелым недомоганиям.

Обсессивно-компульсивный синдром. Появляется характерное поведение для пострадавшего: чтобы избавиться от тревоги, человек совершает действия, которые временно его успокаивают. Это может быть мытье рук, покупки ненужных вещей, употребление алкоголя, занятия сексом с посторонними людьми. Патологическое нарушение поведения проявляется в том, что пострадавший повторяет эти действия вновь и вновь, даже если они не дают устойчивого облегчения его состояния. У человека появляются навязчивые мысли, страхи приобретают нереальную форму. Пациент начинает верить в знаки, приметы, гороскопы и предзнаменования, обзаводится личными ритуалами на удачу.

У обсессивного синдрома возможны рецидивы в стрессовых ситуациях и ремиссии в относительно спокойное время.

Ипохондрический синдром. Человека чрезмерно тревожит состояние его здоровья, в любом незначительном недомогании он склонен видеть приближение смерти. На этой почве обостряются все хронические соматические заболевания, усиливаются мигрени, расстройство пищеварения и раздражительность. Страдающие ипохондрическим синдромом часто упрекают врачей в некомпетентности, поскольку обнаружить смертельный недуг медицина не в силах. Пациенты с ипохондрическим синдромом верят в то, что их прокляли, наложили на них порчу, испортили им карму какие-то посторонние колдуны или недоброжелатели, соответственно, они обращаются к другим адептам магии и шарлатанства для того, чтобы нейтрализовать этот магический урон. Лечить пострадавших методами официальной медицины очень сложно, поскольку они не выполняют рекомендаций врача, ведут себя агрессивно и самовольно.

Гиперкинетический синдром. Чаще появляется у детей, чем у взрослых. Сопровождается беспорядочной и деструктивной двигательной активностью. Ребенок постоянно испытывает желание рвать бумагу, поджигать вещи, убегать, ломать и портить игрушки, крутить в руках какие-то вещи. Со стороны соматических нарушений проявляются нервные тики, подергивания конечностей, тремор, повторяющиеся и избыточные движения, например, очень частое моргание. У взрослых обычно достигается некоторый контроль над поведением, но в стрессовых ситуациях пациентам сложно избавиться от лишней активности.

Истерический синдром. Отличительной чертой является эмоциональная несдержанность, гипертрофированные проявления эмоций. Часто пациенты изображают падения в обморок, вселенскую скорбь, плачут напоказ, симулируют судороги и припадки. На нервной почве возможно ухудшение зрения и слуха, появление параличей и парезов. Формы, в которых выражается неврозоподобный синдром, могут свободно перетекать друг в друга при определенных обстоятельствах, однако чаще всего больной останавливается на одной форме и придерживается ее в течение длительного времени.

Вернуться к оглавлению

Как справиться с неврозоподобным синдромом?

Лечение должно проводиться только под контролем невропатолога, часто требуется психиатрическая помощь. Если родители не страдают неврозоподобным синдромом, то они должны проявить здравый смысл и направить ребенка к компетентному специалисту. В большинстве случаев для облегчения состояния требуется медикаментозная терапия и психотерапия.

Вернуться к оглавлению

Прогноз выздоровления

Для того чтобы достичь стабильного улучшения, требуется ответственное отношение к рекомендациям лечащего врача. С соматическими проявлениями заболевания при грамотном подходе удается справиться полностью, однако они могут появляться вновь в напряженной обстановке. Для того чтобы полностью избавиться от неврозоподобного синдрома, требуется лечение не только соматики, но и психики.

Автор:

Иван Иванов

Поделись статьей:

Оцените статью:

Загрузка…

Похожие статьи

1popsihiatrii.ru

Неврозы у детей: симптомы, лечение, причины и виды неврозов

Неврозы – это особые патологии нервной системы как среди взрослых, так и среди детей, при которых нет видимых повреждений (травм, инфекций, воспаления и прочих влияний). При этом наблюдаются особые отклонения в функционировании высших нервных процессов. Это заболевания психогенной природы — реакция личности на стрессы, психические травмы, негативные воздействия.

Процесс становления личности и активное развитие высшей нервной деятельности у детей начинается с рождения, но наиболее активно оно начинается с трех лет. Совсем крохи не могут четко выразить свои страхи, эмоции или внутреннее состояние, поэтому, как таковые неврозы можно выявить в общих чертах у ребенка после 3 лет. Чем взрослее ребенок, тем типичнее и ярче будут проявления, особенно поведенческого и эмоционального плана.

Невроз — не психическое заболевание, как шизофрения или психозы, при нем нет прогрессивного распада личности, это обратимое расстройство нервной системы, нарушение в психической деятельности функционального характера.

При неврозах нервная система испытывает или резкое и сильное потрясение, или длительное, навязчивое раздражение. При этом в ней начинаются сбои, выражающиеся в неустойчивости настроения со страхами, тревогами и иногда проявлениями со стороны органов и систем организма (повышенная потливость, проблемы аппетита или сердцебиение).

Почему возникают неврозы?

И малыши дошкольного возраста, и школьники, подростки обладают особо ранимой нервной системой в силу того, что она еще не полностью сформирована и незрелая, имеют мало жизненного опыта в стрессовых ситуациях, не могут адекватно, точно выразить свои эмоции.

Некоторые родители из-за занятости и прочих факторов, зачастую не обращают внимания на проявления нервных расстройств у детей, списывая изменения в поведении на возрастные особенности или капризы.

Но если при неврозе не помочь ребенку вовремя, ситуация может затягиваться, отражаться на физическом здоровье и проблемами в общении с окружающими, перерастая в невротические состояния у подростка. В итоге, невроз будет являться причиной уже необратимых психологических изменений в складе личности.

Самым значимым фактором увеличения сегодня неврозов у детей является рост числа патологии беременности и родов, при которых возникает гипоксия нервных тканей плода (см. последствия гипоксии плода).

Предрасполагающими факторами для развития неврозов служат:

  • предрасположенность к проблемам нервной системы, унаследованная от родителей
  • психотравмирующие ситуации, катастрофы, стрессы

Пусковым механизмом невроза могут служить:

  • перенесенные заболевания
  • частое недосыпание, напряжение физическое или психическое
  • тяжелые отношения в семье

Протекание заболевания и его выраженность зависит от:

  • пола и возраста ребенка
  • особенностей воспитания
  • тип конституции (астеники, гипер- и нормостеники)
  • особенности темперамента (холерики, флегматики и т.д.)

Психотравмы

Психотравмы — изменение сознания ребенка из-за каких либо событий, которые его сильно беспокоят, подавляют или угнетают, влияют крайне отрицательно. Это могут быть как длительно воздействующие ситуации, к которым ребенок никак не может приспособиться без проблем, так и острые, сильные психические травмы. Зачастую психотравмы, полученные в детстве, даже если невроз прошел, оставляют свой отпечаток на взрослой жизни в виде фобий (боязнь замкнутых пространств, высоты и т.д).

  • Невроз может формироваться под воздействием одного неблагоприятного травмирующего факта: пожар, война, резкий переезд, авария, развод родителей и пр.
  • Иногда развитие невроза вызвано одновременно несколькими факторами.

Дети по-разному в силу темперамента и особенностей личности реагируют на события, для одних лающая на улице собака будет просто звуковым раздражителем, а у предрасположенного к неврозу ребенка может стать пусковым механизмом для формирования невроза. И уже повторные встречи с собаками после первого толчка, что запустил невроз, будут постепенно усугублять ситуацию и углублять невроз.

Вид психотравмы, которая может провоцировать неврозы у детей зависит от возраста ребенка.

  • В 2 года дети могут давать неврозы при разлуках с родителями или начале посещения детских коллективов.
  • Для детей старше может служить более серьезный фактор – развод родителей, физические наказания при воспитании, сильный страх.

Кризисными возрастами при развитии неврозов являются возраста трех и семи лет – когда происходит возрастной так называемый «кризис трехлетки» и «семилетки». В эти периоды происходит становление своего «я» и переоценка отношения к себе, и в эти периоды дети наиболее уязвимы к стрессовым факторам.

Что чаще всего провоцирует неврозы у детей?

Действия взрослых

Одной из основных провоцирующих причин детских неврозов становятся действия взрослых, родительские воспитательные ошибки, которые дают невротические реакции, а в дальнейшем формирование психологической нестабильности личности уже взрослого. Особо негативными моделями воспитания будут:

  • модель неприятия, подсознательного нежелания воспитывать ребенка, в случае, когда, к примеру, хотели мальчика, а родилась девочка
  • модель гиперопеки с развитием нежелания учить ребенка самостоятельности и построению отношений в коллективе
  • авторитарная модель с требованиями постоянного подчинения старшим, принятием решений вместо ребенка, и не учитывая его мнения
  • модель вседозволенности с полным лишением ребенка контроля или помощи от родителей, с отсутствием каких-либо норм и порядка внутри семьи и коллектива.
  • разные подходы к воспитанию со стороны родителей
  • чрезмерная жесткость родителей
  • конфликты в семье — внутрисемейные неурядицы, разводы, ссоры.

Они ложатся на «благодатную почву» незрелости нервной системы детей, при этом ребенок переживает это, так как реально он не может влиять на ситуацию и менять ее.

Внешние факторы
  • изменения привычного образа жизни — переезды из города в деревню, в непривычную местность, в другую страну
  • посещение нового детского коллектива — начало посещения садика, смена садика, начало посещения школы, смена школы, а также конфликты в группе сада или школы
  • изменения внутри семьи — рождение ребенка, приемный ребенок, появление отчима или мачехи, развод родителей.

Чаще всего неврозы формируются при сочетанном влиянии сразу нескольких факторов, и детский невроз вряд ли разовьется у ребенка из благополучной семьи, даже после сильного страха или испуга. Родители в такой ситуации обычно помогают быстро справиться с проблемой без расстройства нервной системы.

Особенности характера ребенка

Дети с ярко выраженной эмоциональностью, чувствительностью — они особо нуждаются в любви и внимании близких, проявлении эмоций в отношении них. Если дети не получают от близких этих эмоций, они переживают страхи, что их не любят, не выражают к ним эмоций.

Дети с лидерскими качествами — также сложно с детьми самостоятельными и активно проявляющими собственное мнение, лидерские качества. У таких детей ярко выражено самомнение в поступках или действиях, собственный взгляд на все события. Они трудно переносят ограничения в своих действиях и родительскую диктатуру, им тяжела чрезмерная опека и ограничение самостоятельности с раннего возраста. Дети пытаются протестовать таким родительским действиям, упрямиться, за что получают ограничения и наказания со стороны родителей. Это будет способствовать развитию неврозов.

Ослабленные, часто болеющие дети — подвержены риску неврозов дети, часто болеющие и ослабленные, зачастую к ним относятся как к «хрустальной вазе», оберегая от всего выше меры. У таких детей формируется ощущение собственной беспомощности и слабости.

Дети из неблагополучных семей — также от неврозов страдают дети, находящиеся в сложных жизненных ситуациях: в асоциальных семьях, в интернатах и детских домах.

Общие проявления неврозов

  • изменение поведения детей
  • появление новых черт характера
  • повышенная чувствительность, частые слезы даже без видимых поводов
  • резкие реакции на незначительные психотравмы в виде отчаяния или агрессии
  • тревожность, ранимость.

Также происходят изменения на уровне соматического здоровья детей:

  • тахикардия и изменения АД
  • нарушения дыхания, потливость
  • расстройства пищеварения на стресс – «медвежья болезнь»
  • нарушение концентрации внимания
  • снижение памяти
  • дети плохо реагируют на громкие звуки и яркий свет
  • плохо спят, сон тревожный и некачественный утром их сложно разбудить.

Проявления разного вида неврозов у детей

Существует достаточно много видов неврозов у детей, разные психологические и неврологические школы приводят различные классификации. Рассмотрим наиболее простую классификацию неврозов по их клиническому проявлению.

Тревожный невроз или невроз страха

Может себя проявлять в виде приступов страха, которые часто возникают при засыпании или в одиночестве, иногда могут сопровождаться видениями. Страхи у детей в разном возрасте могут быть различными:

  • среди дошкольников распространены страхи оставления одного в доме, боязнь темноты, персонажей страшных мультфильмов или фильмов, передач. Зачастую страхи культивируют сами родители, пугая детей в воспитательных целях устрашающими персонажами – бабаем, злой ведьмой, полицейским.
  • у младших школьников это могут быть страхи школы или плохих оценок, строгого учителя или старших школьников. Зачастую эти дети из-за страхов прогуливают уроки.

Проявления данного невроза могут давать плохое настроение, нежелание оставаться одному, изменения в поведении, в сложных случаях присоединяется недержание мочи. Зачастую такой невроз возникает у чувствительных домашних детей, мало общавшихся в дошкольном возрасте со сверстниками.

Невроз навязчивых состояний у детей

Он может протекать в виде невроза навязчивых действий (обсессий) или фобического невроза, а также с наличием как фобий, так и навязчивых действий одновременно.

Навязчивые действия — непроизвольные движения, которые возникают при эмоциональном напряжении вопреки желанию малыша, он может:

  • мигать, моргать
  • морщить нос
  • вздрагивать
  • притопывать ногой
  • покашливать
  • шмыгать носом

Нервный тик — непроизвольные подергивания, чаще возникает у  мальчиков, запускаясь как психологическими факторами, так и наличием определенных заболеваний. Изначально оправданные действия на неблагоприятном фоне затем закрепляются уже как навязчивости:

  • При болезнях глаз могут закрепиться привычки к миганию, морганию, потиранию глаз
  • При частых простудах и воспалении верхних дыхательных путей могут закрепиться шмыгание носом или подкашливание.

Они обычно проявляются в период после 5 лет. Такие тики затрагивают лицевые мышцы, шею, верхние конечности, могут быть со стороны дыхательной системы, сочетаться с недержанием мочи или заиканием. Такие повторяющиеся однотипные действия могут доставлять ребенку дискомфорт, но чаще всего они становятся привычными, он их не замечает. Подробнее о причинах возникновения и лечении нервных тиков у детей.

Как правило, склонность к неврозам закладывается с раннего возраста, когда формируются и закрепляются стрессовые привычные патологические действия:

  • кусание ногтей или сосание пальца
  • прикасание к половым органам
  • раскачивания туловища или конечностей
  • накручивание волос на пальцы или их выдергивание.

Если такие действия не устранены в раннем возрасте, они способствуют неврозу на фоне стрессов уже у детей постарше.

Фобические проявления обычно выражены в виде особой боязни:

  • страха смерти или болезни
  • замкнутых пространств
  • разных предметов, грязи.

Зачастую дети формируют особые мысли или представления, которые противоречат принципам воспитания и морали, и эти мысли создают у них тревоги и переживания, страхи.

Депрессивные неврозы

Для малышей они не характерны, обычно к ним склонны дети в школьном возрасте, особенно в период полового созревания. Ребенок стремится быть в одиночестве, отстраняется от окружающих, постоянно пребывает в подавленном настроении со слезливостью и снижением самооценки. Могут также снижаться физическая активность, возникает бессонница, ухудшается аппетит, мимика невыразительная, речь тихая и скудная, постоянно грусть на лице. Такое состояние требует особого внимания, так как может привести к тяжелым последствиям.

Истерические неврозы

К ним склонны дошкольники, при расхождении желаемого с действительным. Они обычно дают падения с криками и воплями на пол или поверхности, биения конечностями и головой о твердые предметы. Могут возникать приступы аффекта с мнимым удушьем или истерическим кашлем, рвотой, если ребенка наказывают или не делают того, что он желает. У детей постарше могут возникать аналоги истерии в виде истерической слепоты, нарушений чувствительности кожи, расстройства дыхания.

Неврастения

Ее еще называют астеническим неврозом, возникает у школьников в результате чрезмерных нагрузок самой школы или избытке дополнительных кружков. Зачастую возникает на фоне общей ослабленности детей из-за частых болезней или физической не тренированности. Такие дети расторможены и неусидчивы, они быстро утомляются, раздражительны и часто плачут, могут плохо спать и есть.

Ипохондрия

У детей возникает озабоченность своим состоянием и здоровьем, немотивированные страхи формирования разных заболеваний, такое часто возникает среди подростков с мнительным характером. Они выискивают у себя симптомы и проявления различных недугов, переживая об этом, нервничая и расстраиваясь.

Невротический логоневроз — заикание

Заикание или логонероз невротического характера более характерно для мальчиков до пяти лет в период активного становления речи, формирования фразового разговора. Возникает на фоне психологической травмы на фоне скандалов семьи, разлуки с близкими, острых психологических травм или страха, испуга. Могут также быть причинами перегрузки информацией и насильное формирование родителями развития речи и общего развития. Речь ребенка становится прерывистой с паузами, повторением слогов и невозможностью выговорить слова.

Сомнамбулизм — лунатизм, сноговорение

Невротические расстройства сна могут возникать в виде долгого и трудного засыпания, беспокойного и тревожного сна с частыми просыпаниями, наличием кошмаров и ночных страхов, разговорами во сне и хождением по ночам. Снохождение и сноговорение связаны с особенностями сновидений и работой нервной системы. Зачастую у детей бывает с возраста 4-5 лет. Дети на утро могут не помнить, что ходили или говорили по ночам. Подробнее о лунатизме у детей и подростков.

Нервная анорексия

Нарушение аппетита в детском возрасте частое явление как у дошкольников, так и у подростков. Обычно причинами являются перекормы или насильные кормления, совпадение приемов пищи со скандалами и ссорами в семье, сильным стрессом. При этом ребенок может отказаться от любой пищи или от некоторых ее видов, он длительно жует и не глотает пищу, крайне мнительно относится к содержимому тарелки, вплоть до рвотного рефлекса. При этом на фоне плохого питания выражены изменения настроения, капризы за столом, плачь и истерики.

Отдельными вариантами неврозов являются:

  • детский невротический энурез (недержание мочи)
  • энкопрез (недержание кала).

Они возникают на фоне наследственной предрасположенности и возможно, заболеваний. Требуют особого подхода в лечении, и по механизмам еще не до конца изучены.

Как поставить диагноз?

Прежде всего, стоит пойти на прием к педиатру или неврологу, поговорить с опытным психологом и психотерапевтом. Врачи обследуют и снимут органические причины нарушений, заболеваний, которые могли бы привести к подобному. Неврозы диагностируют в несколько этапов:

  • Диалог с родителями проводится детальный анализ психологической обстановки в семье, и здесь важно откровенно рассказывать специалисту все детали: взаимоотношения в семье между родителями и ребенком, самими родителями, а также отношения между ребенком и сверстниками, родственниками.
  • Обследования родителей и ближайших родственников, принимающих непосредственное участие в воспитании ребенка, изучение психологического климата семьи с выявлением ошибок в поведении и воспитании.
  • Беседы с ребенком — цикл бесед с ребенком в процессе игры и общения по заранее разработанным вопросам.
  • Наблюдение за ребенком — детальное наблюдение за игровой деятельностью ребенка, которая возникает спонтанно или организована заранее.
  • Рисование и детальный анализ рисунков, по которым зачастую можно понять переживания и чувства ребенка, его желания и эмоциональное состояние.

На основании всего этого делается заключение о наличии и типе невроза, затем разрабатывается детальный план лечения. Обычно терапией занимаются психотерапевты или психологи, лечение проводится амбулаторно и в домашних условиях, класть ребенка с неврозом в больницу не нужно.

Методы лечения невроза

В терапии неврозов у детей главным методом является психотерапия. Родителям важно понять, что самостоятельно, при помощи книг, интернета или игрушек они немного достигнут, а иногда могут и навредить, усугубив течение невроза. Психотерапия это сложное системное воздействие на психику ребенка и особенности его характера, в лечении неврозов она имеет несколько направлений:

  • групповая и индивидуальная терапия по изучению и коррекции психологического климата семьи
  • ролевые игры с участием ребенка, помогающие обучению его преодолевать сложные ситуации
  • применение арт-терапии (рисование) и составление по рисункам ребенка его психологического портрета, отслеживание динамики по изменению рисунков
  • гипноз — внушение (аутогенные тренировки)
  • лечение с помощью общения с животными — канистерапия (собаки), фелинотерапия (кошки), иппотерапия (лошади), дельфинотерапия.

Психотерапия направлена на то, чтобы нормализовать или существенно улучшить внутрисемейную обстановку и взаимоотношения, скорректировать воспитание. Дополнительно для коррекции психосоматического фона и достижения больших успехов в психотерапии применяют также медикаментозные препараты, рефлексотерапию и физиотерапию. Индивидуальный план лечения разрабатывается только специалистом для каждого ребенка отдельно, а при необходимости и для членов семьи.

Применение психотерапии

Используют как групповую, так и индивидуальную или семейную психотерапию. Особую важность в лечении неврозов представляет семейная форма психотерапии. При проведении сеансов врач непосредственно выявляет проблемы жизни ребенка и его семьи, помогает в устранении эмоциональных проблем, нормализует систему взаимоотношений и корректирует манеру воспитания. Особенно эффективной будет работа в семье у детей-дошкольников, когда ее эффект максимален и легче всего устранить негативное влияние основных ошибок в воспитании.

Семейная терапия

Она проводится в несколько последовательных этапов:

  • 1 этап — проводится обследование в семье и ставится так называемый «семейный диагноз» в общей совокупности личностных, социальных и психологических особенностей, отклонений в каких-либо сферах взаимоотношений с ребенком.
  • 2 этап — ведется семейное обсуждение проблем с родителями и родными, отмечаются все их проблемы. При беседах подчеркивается роль в воспитании родителей, необходимость в сотрудничестве со специалистом и определяется перспектива в педагогическом подходе.
  • 3 этап — далее следуют занятия с ребенком в особой оборудованной комнате-игровой, где есть игрушки, письменные принадлежности и другие предметы. Изначально ребенку дается время на самостоятельные игры, чтение или занятия, по мере того, как будет установлен эмоциональный контакт, будет проведена беседа в игровой форме.
  • 4 этап — совместная психотерапия ребенка и родителей. У дошкольников проводится совместная деятельность с предметными играми, постройками или рисованием, у школьников вводятся предметные игры и обсуждения на разные темы. Специалист оценивает во взаимодействии детей и родителей привычные конфликты и эмоциональные реакции. Затем акцент переключается на ролевые игры, которые выражают общение детей в жизни – игры в семью или школу. Используются сценарии, которые разыгрывают родители и дети, которых меняют местами, и психотерапевт в процессе этих игр будет демонстрировать самые оптимальные модели в семейных отношениях. Это постепенно создает условия для перестраивания семейных отношений и устранения конфликта.
Индивидуальная психотерапия

Проводится с использованием многочисленных методик, имеющих комплексное влияние на ребенка. В ней используются методики:

  • Рациональная (разъясняющая)

Разъясняющую терапию врач проводит путем последовательного прохождения этапов. В доступной по возрасту для ребенка форме, после того, как установит с ним доверительный и эмоциональный контакт, он рассказывает – почему и что происходит с ребенком. Затем, в игровой форме или в форме беседы на следующем этапе он пытается определить источники переживаний малыша. Следующим этапом будет своего рода «домашнее задание» — это окончание начатого врачом рассказа или сказки, где разбирая разные варианты в окончании рассказа, делаются попытки разрешения трудных ситуаций, конфликтов или самим ребенком, или при помощи и при подсказке врача. Даже совсем небольшие успехи при владении ситуациями, с одобрения врача, могут способствовать дальнейшему улучшению отношений и коррекции патологических черт в характере.

Арт-терапия в виде рисования или лепки порой может дать гораздо больше информации о ребенке, чем все другие методы. При рисовании ребенок начинает разбираться в своих страхах и переживаниях, а наблюдение за ним в процессе может давать много нужной информации в плане характера, общительности, фантазии и потенциала. Информативно будет рисовать на темы семьи, отражения страхов, переживаний. Иногда вместо этого используют лепку или бумажные техники аппликации. Зачастую по данным картинок можно получить много скрытой информации, а также по рассказу о рисунке проработать с ребенком его страх.

  • Игровая терапия

Она используется у детей до 10-12 лет, когда они испытывают потребности в играх, но при этом игры организуются по особому плану и эмоциональному участию в них и психотерапевта, с учетом способности детей к перевоплощению. Могут использоваться как спонтанные игры-наблюдения, так направленные, без импровизаций. В играх можно отработать навыки общения, двигательного и эмоционального самовыражения, снятия напряжения и устранения страха. Врач во время игры создает ситуации стресса, спора, страха, обвинений и дает ребенку возможности самостоятельного выхода или с его помощью. Особенно хорошо неврозы лечатся при таком методе в возрасте до 7 лет.

Вариантом игровой терапии является сказкотерапия, в которой придумываются и рассказываются сказки с изготовлением особых персонажей, марионеток или кукол. Могут прослушиваться особые терапевтические сказки в форме медитации, под спокойную музыку в лежачем положении. Могут быть также и психо-динамические медитации-сказки с перевоплощением ребенка в животных и выполнением упражнений.

  • Аутогенные тренировки

Лечение аутогенными тренировками проводят у подростков – это методика мышечного расслабления, особенно эффективная при системных неврозах с заиканием, тиками, недержание мочи. Создание положительного настроя за счет речи и действий врача (к примеру, представить себя в самом приятном месте) приводит к мышечному расслаблению, уменьшению или даже полном исчезновению проявлений. По мере сеансов это состояние закрепляется в подсознании, повышается вера в то, что вполне можно выздороветь.

  • Суггестивная (метод внушения) психотерапия

Это внушение ребенку в состоянии бодрствования, под гипнозом или косвенным внушением определенных установок. Зачастую у детей хорошо получается внушение косвенное – к примеру, прием плацебо даст им выздоровление. При этом они будут думать, что принимают особо действенный препарат. Особенно хорош метод при ипохондрии, в школьном и подростковом возрасте.

Гипнотерапия применяется только в особо сложных случаях для того, чтобы мобилизовать психологические и физиологические ресурсы организма. Она быстро ликвидирует те или иные симптомы. Но метод имеет много противопоказаний и у детей применяется ограниченно.

Групповая психотерапия

Показана при особых случаях неврозов, к ней относят:

  • длительное течение невроза с неблагоприятными личностными изменениями — повышенный уровень требований к себе, эгоцентричность
  • трудности в общении и связанные с этим расстройства — стеснение, робость, застенчивость, мнительность
  • при трудных семейных конфликтах необходимость их разрешения.

Группы формируются по мере индивидуальной терапии по возрастам, детей в группе немного:

  • в возрасте до 5 лет — не более 4 человек
  • в возрасте от 6 до 10 лет — не более 6 человек
  • в возрасте 11-14 лет — до 8 человек.

Занятия длятся до 45 минут у дошкольников и до полутора часов у школьников. Это позволяет разыгрывать сложные сюжеты и вовлекать в них всех участников группы. Объединенные в группы дети посещают выставки и музеи, читают интересные книги, обсуждают все это, делятся своими увлечениями. Таким образом, достигают снятия напряжения ребенка, дети раскрываются и начинают общаться, делятся наболевшим и переживаниями.

В сравнении с индивидуальным, эффект от группового тренинга больше. Вводятся постепенно спонтанные и направляемые специалистом игры, начинается тренинг психических функций, подростков обучают самоконтролю. В качестве домашних заданий применяют разного рода тесты с рисунками, которые в последующем обсуждаются в группе.

На занятиях проводится релаксация и внушение положительных приобретаемых на занятии качеств личности. В конце курса проводится общее обсуждение и закрепление результатов, что помогает в дальнейшем уже самостоятельно работать ребенку над собой.

Медикаментозная коррекция

Медикаментозная терапия в лечении неврозов имеет второстепенное значение, при этом она воздействует на те или иные симптомы. Препараты снимают напряжение, излишнюю возбудимость или депрессию, уменьшают проявления астении. Лекарства обычно предваряет психотерапию, но возможно и комплексное лечение, когда психотерапия проводится совместно с физиотерапией и медикаментами. Особенно важно медикаментозное лечение неврозов на фоне энцефалопатии, астении, невропатии:

  • общеукрепляющие препараты — витамин С, группы В
  • дегидратационная фитотерапия — мочегонные сборы, почечный чай
  • ноотропные препараты — ноотропил, пирацетам
  • препараты, уменьшающие астению — в зависимости от причина и типа подберет врач
  • фитотерапия (см. успокоительные средства для детей), настойки из лекарственных трав могут назначаться длительностью до полутора месяцев. Большинство препаратов оказывает седативный эффект – пустырник, валериана.

При астенических проявлениях рекомендуется тонизирующее и общеукрепляющее лечение: препараты кальция, витамины, настойка китайского лимонника или заманихи, липоцербин, ноотропные (ноотропил, пантогам).

При субдепрессивных проявлениях могут быть показаны настойки женьшеня, аралии, элеутерококка.

При раздражительности и слабости хорошим эффектом обладают микстура Павлова и настойки пустырника и валерианы, применяют хвойные ванны, физиотерапию в виде электрофореза с препаратами кальция и магния, электросон.

С антидепрессантами и транквилизаторами будет сложнее, они могут затруднять психотерапию. Их применяют при гиперактивности и расторможенности исходя из особенностей ребенка и диагноза:

  • гиперстенический синдром – препараты с седативным действием (эуноктин, элениум)
  • при гипостении – препараты транквилизаторов с активирующим эффектом (триоксазин или седуксен).
  • при подпороговых депрессиях могут назначаться маленькие дозы антидепрессантов: амитриптилин, мелипрамин.
  • при сильной возбудимости может применяться сонопакс.

Все препараты назначаются исключительно врачом, и применяются строго под его контролем.

 

zdravotvet.ru

Неврозоподобный синдром: симптомы, причины, лечение

Неврозоподобный синдром по МКБ 10 относится к группе заболеваний, связанных со стрессовыми и соматоформными расстройствами, он вовлекает в патологический процесс нервную систему. Такое состояние является распространенным из-за повышенного эмоционального перенапряжения человека. Наиболее подвержены его развитию лица детского возраста.

Причины синдрома

Самой распространённой причиной, способствующей возникновению неврозоподобного синдрома, является наследственная предрасположенность, которая проявляется в первые годы жизни. Подобный вариант носит врожденный характер. При приобретённой патологии в качестве основных причин выделяют:

  1. Травматические повреждения.
  2. Воздействие инфекции, которая затрагивает головной мозг и другие отделы центральной нервной системы.
  3. Психические расстройства (шизофрения).
  4. Эпилепсия.
  5. Органические повреждения в ЦНС: опухоли, кисты или сосудистые мальформации.
  6. Эндокринные нарушения. К наиболее частым причинам подобной группы относится сахарный диабет тяжелого течения.
  7. Соматические патологии, вызванные поражением сердечно-сосудистой, гепатобилиарной и мочевыводящей системы.
  8. Отклонения, имеющие аллергическую природу.

Узнайте про астенический невроз: причины, симптомы и терапия.

Читайте о причинах истерического невроза, проявления и лечение патологии.

 Клиническая картина неврозоподобного синдрома

Симптомы заболевания отличаются многообразием клинических проявлений. Среди них следует выделить:

  1. Нарушение поведения человека с выраженной вспыльчивостью, перепадом настроения за короткий промежуток.
  2. Изменение характера. При изначально доброжелательном и спокойном нраве больной становится легковозбудимым, проявляет недовольство и агрессию.
  3. Нарушения сна с постоянным недосыпанием, частыми пробуждениями.
  4. Рвоту, возникающую на фоне перенесенного стрессового воздействия.
  5. Расстройства работы желудочно-кишечного тракта с диареей или запорами.
  6. Снижение или полное отсутствие аппетита до развития анорексичного состояния.
  7. Клинику вегетососудистых нарушений с головными болями, колебаниями артериального давления, а также спазмами сосудов мозга. Симптомы могут проявляться по отдельности.

Неврозоподобный синдром является сборным понятием, который включает в себя несколько видов психического расстройства. Каждое из нарушений имеет свою клиническую симптоматику и особенности. Среди основных синдромов выделяют:

  1. Астенический. В начальных стадиях его течения пациент отмечает раздражительность ко всему происходящему. В дальнейшем подобное состояние будет сменяться повышенной утомляемостью, общим недомоганием, постоянной сонливостью, снижением памяти и непереносимости физических нагрузок. Человек становится безразличным ко всему, что происходит в обществе и близком окружении. Также появляются головные боли и повышенное потоотделение.
  2. Обсессивно-компульсивный. Пациент отмечает развитие склонности к проведению определенных ритуалов. Возникают навязчивые движения, которыми человек не может управлять.
  3. Ипохондрический. В данном случае человек ищет у себя заболевания. Он обращается к специалистам с различными жалобами, но методы диагностики не выявляют нарушений. Кроме того, невротик самостоятельно пытается лечиться, что может вызвать проблемы со здоровьем. В некоторых случаях пациенты придумывают себе заболевания, объясняя это порчей или сглазом.
  4. Истерический. Развитие синдрома характеризуется демонстративным поведением с яркой жестикуляцией и комментированием происходящего. Люди с подобным расстройством могут падать на пол, биться головой, вырывать у себя клочья волос.
  5. Неврозоподобный гиперкинетический синдром. Родители обращаются к специалистам с жалобами на плохую усидчивость детей, трудность восприятия информации, а также расстройства эмоциональной сферы в виде агрессивности, вспыльчивости или чрезмерной плаксивости. Что такое неврозоподобный гиперкинетический синдром у детей, можно понять достаточно легко. Поэтому данная форма не вызывает трудностей в постановке диагноза.

 

Диагностика неврозоподобного синдрома

Чтобы поставить диагноз невроза, необходимо начать обследование с беседы врача и пациента. Специалисту надо выявить наличие предрасполагающих факторов исходя из анамнеза и сопутствующих заболеваний.

Из инструментальных методов диагностическую ценность представляет рентгенография, компьютерная томография и электроэнцефалография. Необходимо исключить органические патологии и провести дифференциальную диагностику невротических и неврозоподобных синдромов.

Лабораторные исследования необходимы для подтверждения соматической патологии, которая может выступать в качестве причины неврозоподобного синдрома. Обязательным моментом является консультация смежных специалистов.

Узнайте, почему возникают вокальные тики и как от них избавиться.

Читайте про симптомы булимического невроза и причины возникновения болезни.

Все про синдром навязчивых движений: диагностика и лечение патологии.

Лечение

Терапия неврозоподобного расстройства проводится у невролога. Врач начинает работу с немедикаментозных методов, которые включают:

  1. Создание благоприятной обстановки на работе и дома. Специалист объясняет родственникам необходимость помощи пациенту.
  2. Исключение факторов, которые могут спровоцировать стресс.
  3. Проведение иглорефлексотерапии, массажа, физиопроцедур.
  4. Отказ от вредных привычек, которые способны приводить к обострению процесса.

Лекарственные методы предусматривают:

  1. Назначение снотворных средств, направленных на нормализацию сна при ночных пробуждениях и повышенной утомляемости.
  2. Использование ноотропов, которые улучшают работу клеток головного мозга.

В некоторых случаях проводится лечение у психолога, который в результате бесед помогает снять психоэмоциональное напряжение. При ухудшении самочувствия, появлении признаков раздражительности и перепадов настроения необходимо своевременно обратиться за помощью к специалисту. Проявление неврозоподобного синдрома у ребенка предусматривает срочное начало лечения.

Загрузка…

.

golmozg.ru

Неврозы у детей — лечение, симптомы, причины, виды, признаки

Неврозы у детей относятся к дефектам психического состояния обратимого характера, без искажения восприятия мира. Неврозы у детей представляют собой психогенные нарушения, которые являются ответной реакцией индивидуума на психотравмирующую ситуацию. Однако главная опасность этого невротического расстройства скрывается не за тяжестью протекания, а в реагировании родителей на его проявления. Поскольку первичные проявления невротических состояний подавляющее большинство взрослых лиц просто не замечают. В случаях, когда взрослые члены семейных отношений все же обнаруживают проявления невроза у собственных чад, они все равно продолжают относиться довольно безразлично и поверхностно к ним, полагая, что такие проявления исчезнут сами собой. Только незначительное количество представителей взрослого населения, к сожалению, относится серьезно к проблеме неврозов у малышей.

Причины неврозов у детей

Факторы, провоцирующие зарождение неврозов у маленьких представителей человечества, бывают разнообразными. К ним относят причины наследственного характера или социально-психологические факторы. Кроме этого, также можно выделить определенную категорию ребят, которые наиболее подвержены риску приобретения неврозов.

Особенности неврозов у детей обусловлены развитием формирующейся личности. Детская личность в существенной мере определяется типом воспитания в семье. Различные типы неправильного воспитания (неприятие, гиперопека, потворствующая гиперопека, жесткое, авторитарное воспитание, гиперсоциализирующее контрастное воспитание) искажают зачастую биологические особенности детской личности и ее темперамент.

В первый черед, психологи рекомендуют родителям обратить внимание на существование определенных возрастных этапов у детей, на которых они наиболее восприимчивы в окружающей среде и негативу в ней, вследствие чего являются более психически уязвимыми.

Невроз у детей, преимущественно, начинает развиваться в возрастном периоде между двумя и тремя годами и между пятью и семью лет.

Данные периоды характеризуются специфическими особенностями. Первый период отличается устойчивым психологическим противостоянием малышей и их родителей. На этом этапе ребята вначале пытаются осознать, а впоследствии отстоять собственное место в мире.

Невроз у ребенка 3 лет считается довольно серьезным состоянием, так как на данном этапе малыш наиболее уязвим.

Невроз у ребенка 7 лет проявляется в остроте детского реагирования на различные травмирующие обстоятельства и невозможности надлежащим образом контролировать собственные реакции на такие обстоятельства и свое состояние.

Профилактика неврозов у детей, находящихся в кризисных периодах развития, заключается в их оберегании от провоцирующих и травмирующих факторов, обеспечении им комфортной жизнедеятельности.

Неврозы у детей и подростков могут возникать вследствие предрасположенности или наличия определенных черт характера либо физических особенностей. Таким образом, развитие неврозов у детей в следующих случаях будет наиболее вероятным при перенесении во время беременности невротических расстройств и если малыш неуверен в себе, чрезмерно стеснителен, возбудим, зависим от суждений окружающих, тревожен, внушаем, гиперактивен, раздражителен.

Неврозы у детей и подростков появятся, прежде всего, у тех, кто стремится быть лучше окружения и хочет всегда быть номером один.

Можно выделить ряд факторов социального характера, провоцирующих развитие неврозов у детей:

— избыток или дефицит эмоционального вербального взаимодействия с малышом;

— нежелание взрослых лиц находить точки психологического соприкосновения с детьми;

— болезни нервной системы у взрослого окружения или наличие в семейных связях ситуаций, травмирующих психику малыша, например, алкоголизм родителей;

— перегибы в модели воспитания, например, чрезмерная забота или, наоборот, дефицит опеки, навязывание взрослым окружением собственных взглядов и видений жизни, непомерные требования и т.д.;

— разногласия во взглядах на манеру воспитания среди взрослого окружения;

— запугивание малыша наказаниями или несуществующими объектами, такими как бабайка или баба Яга.

К факторам социально-культурной направленности можно отнести:

— проживание в мегаполисе;

— нехватку полноценного отдыха;

— плохие жилищные условия;

Социально-экономические факторы это:

— постоянная профессиональная занятость родителей;

— неполная семья;

— привлечение к заботе о маленьком ребенке посторонних лиц.

К биологическим причинам неврозов относят наследственные факторы, особенности характера, физическое состояние организма, различные перегрузки (умственные или физические), травмы и недосыпание.

Неврозы у детей дошкольного возраста зачастую возникают при преуменьшении родителями значений совместных игр, следования семейным традициям или соблюдение ритуалов.

Симптомы неврозов у детей

Специфические симптомы невротических расстройств обнаруживаются в выраженных приступах различных страхов, которые зачастую начинаются вечером перед отходом ко сну. Длительность их может составлять до 30 минут. Реже в тяжелых случаях таким приступам сопутствуют галлюцинации.

Невроз у ребенка 3 лет может проявляться в боязни темноты и чудовищ, которые в ней скрываются. Появление таких страхов должно служить для родителей серьезной причиной для беспокойства и поводом для обращения к квалифицированным специалистам. Также нередко у дошкольников наблюдается невротическое заикание, которое может спровоцировать внезапный приступ сильного страха.

У школьников невротические состояния обнаруживаются в ступоре, в который они впадают, сопровождающийся слезливостью, ухудшением аппетита, изменением мимики и заторможенностью. У них также могут наблюдаться депрессивные состояния, вследствие перегруженности связанной с учебой. Школьницы женского пола характеризуются озабоченностью собственным здоровьем и опасаются различных заболеваний.

Если родители начали замечать, что любимое чадо стало более раздражительным, чрезмерно плаксивым, отмечается расстройства сна, то необходимо обязательно показать его специалистам, так как подобное состояние свидетельствует о наличии серьезных проблем со здоровьем малыша.

Для того чтобы перечислить все возможные симптомы, следует выделить главные виды неврозов у детей.

Неврозы навязчивых движений, которые содержат в себе различной направленности фобии и заключаются в обсессивных движениях, нервном тике. Тики при неврозах бывают различными, начиная от мигания и заканчивая подергиванием плечами.

Истерическому неврозу сопутствуют рыдания, падения на пол, сопровождающиеся криками и даже воплями.

Множество вариаций имеют неврозы страха – от боязни темноты и до страхов умереть.

Для подростков характерен депрессивный невроз, проявляющийся в подавленном состоянии и желании одиночества.

Нередко детская неврастения сопровождается вегето-сосудистой дистонией и проявляется в непереносимости даже незначительного психического напряжения. Дети с таким синдромом имеют невротические нарушения сна.

Для пожилых людей более типична ипохондрия, однако подростки также нередко подвержены ей. Она проявляется в виде нездорового страха за собственное здоровье.

Если рассматривать упрощенную типологию неврозов, можно выделить 3 наиболее серьезные виды неврозов у детей, связанные с неврологическими проявлениями: навязчивое состояние, астенический и истерический неврозы.

Как проявляется невроз у детей? Самыми распространенными формами неврозов у детей являются истерические неврозы.

Истерическому неврозу у ребенка зачастую сопутствуют нарушения вегетативных и сенсорных процессов, двигательных функций. Кроха, подверженная данным проявлениям во время приступов не в состоянии полностью осуществить контроль над собственным телом и производит самопроизвольные телодвижения. Подобные движения истерического характера создают существенный психический дискомфорт.

Нередко истерика у ребенка сопровождается систематической головной болью, которая нередко локализуется в височной области. К другим симптомам следует отнести тремор, то есть дрожание конечностей или их подергивание, частичное понижение чувствительности различных участков тела. Большинство врачей полагает, что данный недуг непосредственно связан с последующим появлением таких заболеваний как энурез, заикание или анорексия. Также следует отметить, что признаки невроза истерического характера у ребенка зачастую проявляются в следующих систематических действиях: кривляние губами, постоянные кивания головой, растирание своей кожи и подергивания волос.

Астенический невроз или неврастения проявляется повышенной утомляемостью, неспособностью концентрироваться, апатичностью и безразличностью. Одновременно с этим наблюдается слабая физическая подвижность, чрезмерные и кратковременные эмоциональные всплески. Малыши, страдающие неврастенией, характеризуются вспыльчивостью, находясь в повышенном напряжении. Бурную реакцию эмоционального характера у них могут вызвать малозаметные внешние раздражители. Другими типичными признаками неврастении считается расстройство сна, функциональные нарушения желудочно-кишечного тракта, головные боли, сбои в работе сердечно-сосудистой системы.

Обсессивный невроз также имеет название навязчивое нервозное состояние и проявляется неконтролируемым желанием крохи постоянно выполнять повторяющиеся действия. Подобные повторяющиеся действия объясняются во многом возникновением необъяснимого страха вследствие схожих жизненных ситуаций. Ребенок нередко осознает анормальность или нелогичность собственных поступков, что впоследствии может существенно повлиять на критическое отношение его к собственной личности и переживание им чувства отчуждения.

Признаки невроза у индивида, испытывающего состояния навязчивого характера, могут быть различны. Так, например, у некоторых малышей проявляется в неконтролируемой привычке считать ступеньки.

Невроз навязчивых движений у детей

Расстройство, нередко встречающееся у детей и проявляющееся сериями движений навязчивого характера, нервным тиком и симптомом общего нарушения развития, называется неврозом навязчивых движений. При таком расстройстве движения могут быть разнообразными. Наиболее часто у малышей встречаются следующие проявления невроза: сосание пальцев, покачивание головой или ее наклон в одну сторону, кручение волос, скрежет зубами, мелкие движения руками, пощипывание кожи и др.

Развитие неврозов у детей часто наступает вследствие сильного потрясения или психической травмы. Если у ребенка отмечается появление части перечисленных симптомов, то это еще не повод говорить о диагнозе невроза навязчивых состояний. Часто такие симптомы являются всего лишь свидетельством процесса взросления, и по прошествии некоторого количества времени они проходят. В тех случаях, когда тики и движения навязчивого характера ярко выражены, мешают крохе нормально функционировать, и проявляются на протяжении довольно продолжительного времени, следует безотлагательно обратиться к врачу.

Навязчивые состояния у детей невозможно диагностировать при помощи тестов или других приемов. Они могут являться частью других, более серьезных заболеваний. Нередко навязчивые движения путают с тиками, но если знать природу подобных явлений, то отличить их не представляется сложным. Тиком называют подергивания, непроизвольное сокращение мышц, которые невозможно контролировать. Тики далеко не всегда определяются причинами психологического характера.

Навязчивые движения при помощи силы воли можно удержать. Они всегда будут являться результатом психологического дискомфорта, переживаемого ребенком.

Итак, о невротических состояниях навязчивых движений свидетельствуют такие симптомы: малыш грызет ногти, резко вращает головой, щелкает пальцами, дергает губой, обходит предметы либо только справа, либо слева, причмокивает, кусает губы, крутит пуговицы, дует на ладони. Невозможно перечислить все движения навязчивого характера, так как они являются индивидуальными проявлениями. Главным признаком неврозов навязчивых состояний считается раздражающее повторение одинаковых движений. При этом такие повторения нередко могут сопровождаться истерическими вспышками, бессонницей, нарушением аппетита, снижением работоспособности и чрезмерной плаксивостью.

Таким образом, навязчивые неврозы у детей дошкольного возраста отличаются превалированием разнообразных явлений навязчивого характера, то есть действий, страхов, представлений, появляющихся обязательно вопреки желанию.

Лечение неврозов у детей

В качестве патогенетической терапии при детских неврозах применяют психотерапию, которая, прежде всего, направлена на нормализацию обстановки в семье, улучшение системы взаимоотношений в браке и коррекцию воспитания. Для обеспечения нужного психосоматического фона с целью повышения эффективности психотерапии применяют медикаментозное лечение, физиотерапию и рефлексотерапию.

Психотерапия неврозов у детей условно подразделяется на три группы методов: на индивидуальную, семейную и групповую терапию.

Контакт с участниками семейных отношений позволяет терапевту изучить жизненные проблемы непосредственно в семейной среде, что способствует ликвидации эмоциональных расстройств, нормализации системы взаимоотношений, коррекционному воздействию воспитания. Поэтому значение семейной терапии в лечении невротических состояний у детей настолько велико. Особенным значением обладает семейная психотерапия неврозов у детей, находящихся на дошкольном возрастном этапе, так как именно на данном этапе она наиболее эффективна вследствие того, что в этом возрасте легче поддается устранению патологическое воздействие ошибок родительского воспитания. Психотерапия семьи включает обследование семьи, которое позволяет изучить совокупность личностных особенностей, психопатологических и социально-психологических характеристик семейства, что даст основание определить семейный диагноз. Следующий этап психотерапии семье включает семейные обсуждения, которые охватывают беседы с дедушками и бабушками, разговор с родителями. С малышом необходимо заниматься в специализированном кабинете, оснащенным как игровая комната. Вначале крохе предоставляется возможность свободного взаимодействия с игрушками или книжками. После установления стойкого эмоционального контакта с малышом проводится непосредственно беседа с ним. Занятиям с ребенком обычно предшествуют семейные обсуждения, но иногда можно начинать занятия без предварительных обсуждений, так как улучшение состояния малыша положительно повлияет в свой черед на семейные обсуждения. В ходе семейных обсуждений необходимо определить педагогическую перспективу, при этом подчеркивается непосредственная роль родителей и необходимость тесного сотрудничества.

На следующем этапе происходит совместная психотерапия родителей и малыша. С дошкольниками могут проводиться предметные игры или рисование. С детьми, находящимися в школьном возрастном периоде происходит обсуждение разнообразных тем, целенаправленные предметные игры. В ходе взаимодействии малышей и их родителей определяются привычные реакции эмоционального характера и возможные конфликты. Затем проводятся ролевые игры, которые отражают вербальное взаимодействие в жизни, проигрываются школьные ситуации или моменты из жизни семьи. В процессе таких игр происходит смена ролей – ребята и родители меняются ролями. Задача психотерапевта лежит в демонстрации во время разыгрываемого сценария оптимальной модели семейных взаимоотношений, что позволяет постепенно построить условия для устранения психологического конфликта и видоизменения отношений в семейных связях.

Индивидуальная психотерапия неврозов у детей включает рациональную, суггестивную игротерапию, методики арт-терапии, аутогенную тренировку.

Метод рациональной психотерапевтической помощи проводится в несколько этапов. После установления с пациентом стойкого эмоционального контакта терапевт объясняет ему в доступной форме суть его болезненного состояния. Следующий этап ребенок совместно с терапевтом старается выявить источник переживаний. Затем малышу предлагается окончить рассказ, начатый терапевтом. Разбирая различные вариации завершения рассказа, ребенок старается разрешить серьезные конфликтные ситуации самостоятельно или при помощи врача.

Нередко рисование может стать единственной возможностью малыша общаться. При помощи рисования ребенок начинает лучше ориентироваться в собственных переживаниях. А наблюдение за малышом в процессе рисования дает возможность составить представление о его особенностях характера, коммуникативности или замкнутости, самооценке, кругозоре, наличии фантазии и творческого потенциала. Игровая психотерапия наиболее отвечает возрастной потребности в игре, однако предполагает организацию игры в качестве терапевтического процесса. Может применяться спонтанная игра, то есть не предполагает определенного сценария, и направленная игра, которая базируется на заданном сюжете, но с использованием импровизации. Спонтанная игра предоставляет возможность самовыражения, осознания страха, тревоги и напряжения. Импровизационная игра предполагает создание особых стрессовых ситуаций страха, спора или других неблагоприятных условий, чтобы малыш самостоятельно находил решение или выход из ситуации.

Как лечить невроз у ребенка? При неврозах медикаментозная терапия имеет, скорее, второстепенное значение, так как она действует симптоматически, снимает напряжение, устраняет повышенную возбудимость или, наоборот, депрессивные состояния, уменьшает астенический синдром. Также нередко применяется комплексное лечение, объединяющее в себе психотерапию прием лекарственных препаратов и физиотерапию. Чаще она применяется при неврозоподобных состояниях. Не рекомендуется прием антидепрессантов и транквилизаторов, так как данные препараты могут осложнить проведение психотерапии. Чаще транквилизаторы употребляется для коррекции гиперактивного ребенка и при органической расторможенности.

Детям для лечения невротических состояний целесообразно назначать прием настоев лекарственных растений.

psihomed.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *