Вопросы и ответы

Мотивация к обучению первоклассников – Консультация (1 класс) по теме: Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников. | скачать бесплатно

Содержание

Мотивация младшего школьника: как заставить ребенка учиться

естилетка мечтает о школе. Он хочет скорее вырасти и стать самостоятельным. Школьник – это серьезный социальный статус. «Наконец-то на меня перестанут смотреть, как на несмышленого малыша», — думает он. А еще в школе столько интересного! Ребенок в восторге от того, что скоро пойдет в школу.

Наконец он стал школьником. Новое и интересное через какое-то время становится рутинным и скучным. Домашние задания превращаются в наказание. Груз обязанностей так тягостен, что думается: «Везет же этим малышам! Играй себе сколько захочется, и уроки учить не надо».

Знакомая картина, не правда ли? Сколько детей, совсем недавно с желанием поступивших в школу, начинают относиться к учебе как к неприятной обязанности. И никакие доводы взрослых не способны убедить ребенка, что учиться необходимо.

Добрые родители рисуют перед чадом перспективу хорошей работы, благополучной, удобно устроенной взрослой жизни. «Чтобы быть уважаемым человеком, нужно хорошо учиться. Не будешь учиться, станешь дворником». Столь отдаленная перспектива ничего не скажет детскому уму. А что плохого в работе дворника? Дворник может ходить по лужам, жечь костер, поливать из шланга. Это заманчивее, чем абстрактный образ «уважаемого человека».

Родители не столь добрые (или добрые, но отчаявшиеся) пробуют метод кнута. Он может быть эффективен. Но какова цена этой эффективности? Страх перед плохой оценкой, тревожность придадут учебе отрицательную эмоциональную окраску. Ребенок будет стремиться не к знаниям, а к хорошей отметке, знания в таких условиях будут непрочными. Стоит немного смягчить требования и ослабить контроль, как ребенок бросит учиться.

Два примера (добрых и не столь добрых родителей) демонстрируют собой не что иное, как попытку мотивации ребенка к учебе. Родители используют, как правило, внешнюю мотивацию. Она может быть отрицательной (основанной на страхе наказания) и положительной (основанной на чувстве долга перед семьей, желанием порадовать родителей, получить какое-нибудь поощрение). Грустный факт заключается в том, что никакая внешняя мотивация не обеспечит стойкого, долговременного успеха в учебе, прочных знаний, высокого развития необходимых навыков.

Проблема мотивации

Психологи и педагоги утверждают, что правильная мотивация – ключ к успеху в школе. Вместе с тем, проблема мотивации остается одной из самых важных проблем современной педагогики. Сложность здесь практического плана, теоретически вопрос мотивации достаточно изучен. Хорошо известно, какой должна быть структура мотивации в том или ином школьном возрасте. Однако теория весьма сильно отличается от практического состояния дел в школах.

К окончанию начальной школы у ребенка должна сформироваться стойкая внутренняя познавательная мотивация, и она должна стать ведущей в общей структуре мотивации к учебе. По данным разных исследований, это происходит только в 60-80% случаев. У 5-10% детей диагностируется внешняя мотивация, в том числе отрицательная. Остальные 15-30% случаев приходятся на другие виды мотивации.

Мотивация к учебе формируется неверно по разным причинам. Одна из них – неграмотность родителей в этом вопросе, недостаточное внимание к нему. Многие считают, что подобные вещи находятся в компетенции школы, а родители могут лишь помочь учителю тем, что «прочитают лекцию» о необходимости хорошо учиться, проверят домашнее задание, накажут за плохую отметку.

Этого недостаточно! Да, у учителя больше опыта, знаний и возможностей для успешной работы с учеником. Но ведь не всякий учитель одинаково хорош, к тому же, как любой человек, он не застрахован от ошибок. Контроль за ребенком, за тем, что происходит в классе – это функция родителей.

Важен еще один момент. По отношению к ребенку родители и учитель должны придерживаться единой линии в требованиях к учебе, к поведению ученика. К примеру, учитель нацелен на «дисциплину любой ценой», требует от детей точного, безусловного выполнения его требований, любит аккуратистов. Родители же прививают ребенку критическое мышление, разрешают сомневаться, даже спорить со старшими, считают, что главное – понять учебный материал, уметь решить задачу, а то, что решение записано неряшливо, не страшно. Учитель может построить работу с классом так, что ребенок искренне заинтересуется предметом, даже захочет заниматься дополнительно. А родители посчитают, что этот предмет не пригодится ребенку в будущем, тратить на него время не стоит. Разный подход семьи и школы – одна из самых распространенных причин отсутствия верной мотивации школьника к учебе.

Итак, родителям необходимо оценить работу учителя, определить, правильно ли действует учитель с точки зрения формирования учебной мотивации, помочь учителю в его работе. В этом случае заставлять ребенка учиться не придется: к окончанию младшей школы у него сформируется стойкая познавательная мотивация. Успех в учебе зависит от нее на 80% (20% приходится на способности).

Виды мотивации

Родители должны разбираться в особенностях мотивации детей младшего школьного возраста, знать, какие виды мотивации встречаются. Эти знания позволят грамотно скорректировать мотивы учебной деятельности ребенка.

Внешняя и внутренняя мотивация

По отношению к ребенку как субъекту учебной деятельности мотивация может быть внешней и внутренней.

Внешним называется такой мотив, который исходит не от самого ребенка, его собственного интереса, желания. Внешний мотив лежит вне учебной деятельности. Примеры внешней мотивации приведены выше. «Кнут» это или «пряник», не столь важно. Внешнее побуждение к действию всегда не прочно, деятельность под влиянием внешнего мотива неустойчива.

Внешнюю отрицательную мотивацию называют еще мотивацией избегания неудач. Ребенок старается избежать плохих отметок (обычно «двоек», иногда и «троек») из-за последствий, которые повлечет за собой такая отметка (наказаний, недовольства родителей, учителя).

Внешняя положительная мотивация может быть связана с желанием ребенка доставить радость родителям, получить поощрение (похвалу, новую игрушку, денежное вознаграждение). Разновидность такой мотивации — чувство долга перед семьей, желание не подвести родителей, класс, любимого учителя.

У детей с завышенной самооценкой, лидерскими качествами и хорошими способностями развивается так называемая престижная мотивация. Она побуждает ребенка быть лучшим в учебе, чтобы выделиться среди одноклассников, стать лидером. Престижная мотивация часто встречается именно в младшей школе, поскольку отметка детьми этого возраста воспринимается как мера оценки личности, а не знаний (подробнее об этом чуть ниже).

На первый взгляд, в стремлении быть лучшим нет ничего плохого. Этот мотив способен стать мощным двигателем развития ребенка: он будет добиваться отличных результатов в учебе на пределе своих способностей и трудолюбия.

В то же время нравственная составляющая личности в этом случае искажается. Ребенок становится индивидуалистом, начинает пренебрежительно относиться к отстающим, не таким успешным сверстникам. В ситуации соперничества он может проявлять нетерпимость, жестокость, использовать нечестные приемы по отношению к конкуренту (так называемая нездоровая конкуренция). Мотивационная сфера – ядро личности, и подобный опыт, закрепившись, может стать свойством личности, чертой характера.

Престижную мотивацию не следует путать с мотивацией достижения успеха – желанием ребенка правильно выполнить задание, добиться хорошего результата не для того, чтобы выглядеть лучше всех, а потому, что сама завершенность действия приносит удовлетворение. Это немного подросший вариант мотива «Я сам»: ребенок получает удовольствие от того, что он смог, у него получилось, и получилось хорошо.

Мотив достижения успеха весьма ценен, его нужно поддерживать и развивать.

Обратите внимание на одну тонкость. Мотивация престижа находится как бы на границе внешних и внутренних мотивов деятельности. Ребенок осознает такой мотив как свой собственный, но мотив этот все-таки не учебный. В случае с мотивацией достижения успеха мотив уже целиком принадлежит самой деятельности, хотя и относится только к ее результату.

Познавательная мотивация

Самой ценной признается мотивация познавательная. И своим содержанием, и своей направленностью она целиком находится в учебной деятельности. Ребенок испытывает положительные чувства по поводу того, что он узнал что-то новое, научился чему-то, что не умел раньше. Ребенок проявляет любопытство, ему интересна проблема, задача, которую ставит на уроке учитель, он старается понять и решить ее. Ребенок испытывает радость познания, ради нее он способен преодолеть некоторые трудности, причем не только за счет энтузиазма, но и сделав волевое усилие.

Познавательная потребность свойственна человеку от природы. Всем известно, как любопытны малыши. Детей постарше эта потребность заставляет приставать к родителям с многочисленными «зачем» и «почему». Если родители в дошкольном возрасте поддержали стремление ребенка к познанию нового, стремились использовать то, что узнает ребенок, в игре и практической жизни, сами имеют широкий круг интересов, то первоклассник пойдет в школу с хорошей базой для развития интереса к учебе.

Следует отметить, что потребность и интерес – не одно и то же. Потребность – более глубокий побудитель к действию, но непосредственный импульс к началу действия исходит именно из интереса. Можно сказать, что потребность порождает интерес. То есть, без познавательной потребности не может возникнуть интереса к учебе.

Потребность и интерес в совокупности составляют мотив (мотивацию) действия.

Познавательная мотивация включает в себя три обязательных составляющих:

  1. Положительную эмоцию к знаниям и процессу «добывания» знаний (к учебной деятельности).
  2. Наличие «радости познания» в структуре этой эмоции.
  3. Мотив, заключающийся в самой деятельности.

Под таким мотивом понимается что-то в самой деятельности, побуждающее заниматься ею независимо от других причин. Это «что-то» обычно называют интересом. Другие мотивы (долга, принуждения) могут помочь возникновению интереса или подкрепить его, но сами по себе его не определяют.

Итак, главная задача родителей и учителей – воспитать тягу к знаниям, желание учиться, то есть предпринять усилия к тому, чтобы эти знания добыть. Это важно и в перспективе будущей взрослой жизни ребенка. Современные профессии, высокотехнологичное производство динамичны, они требуют не только прочных и глубоких знаний, квалификации, но и умения учиться.

Структура мотивации первоклассника

Младший школьный возраст – ключевой в формировании познавательной мотивации к учебе. Вместе с тем очень немногие дети поступают в школу хотя бы с прочной базой для ее формирования. Почти у всех детей (до 80%) мотивация игровая, а познавательный мотив, если и возникает, то эпизодически, одномоментно. Он угасает, как только исчезает внешний раздражитель (к примеру, закончится урок).

Поначалу мощными мотивирующими факторами выступают одобрение учителя и отметка.

Авторитет учителя

Вряд ли когда-либо какой-нибудь еще человек в жизни ребенка будет обладать в его глазах такой полнотой знаний, опыта, авторитета, как первый учитель. Первоклашке не придет в голову ослушаться учителя: все его требования выполняются беспрекословно. Первоклассник не будет размышлять о том, зачем делать то-то и то-то, нужно ли это на самом деле. Даже неинтересное задание он будет выполнять старательно, если того требует учитель.

Учитель – некий недосягаемый идеальный образ, мнение учителя для ребенка – истина. У такого положения вещей есть свои минусы (ведь встречаются и плохие учителя), именно поэтому родителям рекомендуют ответственно подходить к выбору первого учителя. Но в авторитете учителя есть и один большой плюс: от него можно оттолкнуться, чтобы направить деятельность ребенка в сторону развития познавательного интереса. Хороший учитель владеет множеством приемов для этого:

  • Он создает в классе положительный эмоциональный фон, атмосферу доверия, он доброжелателен к ученикам, внимателен, умеет вовремя прийти на помощь, ободрить, поддержать. Без должного эмоционального настроя невозможно получить удовольствие от деятельности. Важно, чтобы ребенок почувствовал радость познания, радость учебы.
  • Учитель создает ситуацию успеха; при этом подходит к каждому ученику индивидуально, в зависимости от его сильных и слабых сторон. Ситуация успеха повышает самооценку ученика, закрепляет положительный эмоциональный настрой на урок.
  • Речь учителя яркая, эмоциональная, занимательная, сама по себе привлекает внимание учеников.
  • Учитель использует необычные формы подачи материала (но не слишком часто): дискуссию, эвристическую беседу, проблемную ситуацию, исследование, соревнование, коллективную (групповую) работу, игру. Такие формы стимулируют интерес к учебе, особенно когда они уже известны детям и предвкушаются ими.
  • Держит «обратную связь» с учениками, чтобы вовремя скорректировать непонятный или неправильно понятый учебный материал.
  • Новый материал изучает с опорой на уже известное ученикам, связывает новое с жизненным опытом детей, подчеркивает практическую значимость изучаемого материала, показывает способы его применения. Использует межпредметные связи там, где это возможно.
  • Учитель постепенно включает класс в оценочную и стратегическую деятельность. С точки зрения стратегии учит ставить цели и учебные задачи, искусственно создает дефицит знаний, который дети должны восполнить сами, предоставляет выбор заданий. Оценочная деятельность касается работы класса в целом и самого ученика.
  • Учит ребенка видеть ошибки и исправлять их, в том числе непосредственно в процессе выполнения задания. Учит тому, как не совершить ту же ошибку снова.
  • Занимается развитием тех качеств, которые способствуют укреплению познавательной способности: памяти, произвольного внимания, воображения. Ставит задачу не просто научить, но развить мышление детей средствами своего предмета.
  • Щедро поощряет ребят, не только отметками, а словесной похвалой.

В совокупности эти методы и приемы разовьют интерес ребенка к учебе и научат его учиться. К окончанию средней школы, когда личность учителя несколько утратит абсолютную значимость, познавательная мотивация займет место внешней положительной мотивации.

Отметка

Отметки в начальной школе, как правило, вводят со второго полугодия первого класса, либо со второго класса. Это правильно. Дети не осознают объективную роль отметки. С точки зрения младшего школьника отметка лишь в последнюю очередь измеряет качество его знаний, качество выполнения того или иного задания.

Отметка может восприниматься:

  1. Как оценка личности ребенка. «Мне поставили пятерку, значит, я хороший, двойку – я плохой», — так думает ребенок.
  2. Как отношение учителя к себе. «Меня учительница любит, вот и ставит пятерки, а Коле ставит тройки – Коля ей не нравится».
  3. Как оценка старательности, усилий, затраченных на выполнение задания. «Я так много написал, я старался, а получил всего лишь тройку. Это несправедливо».
  4. Как средство повышения престижа. Первоклассники оценивают друг друга при помощи отметок. Тот, кто учится лучше других, обладает большим авторитетом.

Подобное восприятие отметок может сохраняться вплоть до окончания младшей школы, и совершенно точно оно доминирует среди учеников 1-2 класса. В некоторых системах образования отметки появляются только в средней школе. В нашей системе хорошо делают те учителя, которые ставят отметку не только за отдельный ответ (задание), но за несколько ответов, так называемую «работу на уроке».

Взрослым необходимо осторожно подходить к отметкам. Младшеклассники сильно расстраиваются из-за плохих отметок, не следует добавлять к ним наказание или осуждение родителей. Интерес к учебе может угаснуть.

Что должны делать родители

Обычно ребенок приходит в школу положительно мотивированным. Он хочет учиться. Это желание пока не связано с глубокой личностной потребностью в получении знаний. Усилия взрослых должны быть направлены, с одной стороны, на формирование мотивации достижения успеха, и на развитие познавательной мотивации, с другой стороны. Такова правильная структура учебной мотивации. В норме она должна быть сформирована ко времени окончания младшей школы.

Несмотря на то, что огромная роль в развитии учебной мотивации отводится учителю, родителям нельзя самоустраняться в этом важном вопросе. За ребенка отвечают, прежде всего, родители, а не школа.

Родители способны помочь своему ребенку, даже если ему достался не самый высокопрофессиональный учитель начальных классов. Для этого требуется обратить внимание на эмоциональный фон и образ жизни семьи, совместное выполнение домашних заданий, контроль работы учителя и школьных занятий ребенка.

Обстановка в семье

Не секрет, что познавательные интересы нередко формируются стихийно. Вовремя оказываются рядом отец или мать, кто-то из родственников знакомит ребенка со своими занятиями, попадается нужная книга, появляется талантливый учитель. Может быть, не стоит доверять такую важную вещь воле случая?

Чтобы ребенок был любознательным, семья, в которой он растет, должна эту любознательность поощрять и развивать. Когда в дошкольном возрасте маленький почемучка надоедает родителям вопросами, от них нельзя отмахиваться. Следует отвечать на вопросы ребенка так, чтобы стимулировать его интерес к окружающему миру.

Образ жизни родителей оказывает решающее влияние на интерес ребенка к познанию нового и в школе. Если родители отдыхают после работы около телевизора, молча просматривая очередную развлекательную передачу, не разговаривают друг с другом об отвлеченных предметах, не интересуются ничем, кроме денег и работы, — не стоит ждать, что ребенок проявит тягу к знаниям. А ведь некоторые родители прямо высказывают свое жизненное кредо: главное – не знания, а связи, успех в жизни не зависит от затраченных усилий (кому как повезет), деньги решают все.

Другое дело, когда родители сами ценят знание и тянутся к нему. Неважно, насколько они развиты и образованы, каков материальный достаток семьи, важен сам подход родителей, их отношение к знаниям и образованию.

Родителям тех детей, у которых при должном семейном тоне интерес к учению все-таки невысок, можно посоветовать несколько «хитростей»:

  • Присмотритесь к ребенку. Заметьте что-то, пусть не в области школьных программы, что его хоть немного интересует. Если такое занятие найдется, продумайте, как укрепить этот интерес. Бывает, что ребенку нужна простая практическая помощь (записать его в художественную школу, к примеру), а сам он не догадается об этом попросить.
  • Если и такого интереса не находится, то нужно устраивать «пробы интереса». Предлагать ребенку какое-нибудь новое занятие и присматриваться, насколько оно пришлось по душе. Не подошло одно занятие, предложить другое, третье, и пробовать до тех пор, пока интерес к чему-то не проявится. После этого поддержать интерес.
  • Увлекайтесь вместе с ребенком. Взрослые думают, что знают все на свете, а это далеко не так. Ваш искренний интерес способен заразить ребенка. Пусть даже это занятие не будет связано с учебой. Главное, чтобы ребенок почувствовал радость познания нового, вкус успеха. Эти радость и вкус потом можно будет перенести в школьную деятельность.

Иногда родители делают ошибку, пытаясь навязать детям собственные интересы, то, что они сами не реализовали в детстве. Следует помнить, что ребенок не обязан повторять родителей.

Выполнение домашнего задания

Все ответственные родители в первом-втором классе школы (а некоторые и дальше) помогают детям с домашним заданием. Они делают правильно, потому что в этот период закладываются азы не только верной мотивации, но и навыков учения.

Несколько советов, к которым стоит прислушаться, чтобы формировать у ребенка познавательную мотивацию и мотивацию успеха при выполнении домашнего задания:

  • Стройте занятия дома по принципу сотрудничества. Вместе с ребенком пытайтесь вникнуть в суть проблемы, задачи, почувствуйте интерес к ней, подумайте, как задачу можно использовать в повседневной жизни, расскажите ребенку о своих наблюдениях.
  • Познакомьтесь с понятием «зона ближайшего развития», используйте его в занятиях. Вкратце, это значит, что нельзя оставлять ребенка наедине с заведомо непосильными для него задачами; в то же время текущее задание всегда должно включать в себя что-то, слегка превышающее возможности ребенка.
  • Не ленитесь объяснять материал столько раз, сколько это требуется. Отвечайте на все вопросы ребенка, которые возникают по ходу выполнения домашней работы. Поощряйте вопросы, сами задавайте их.
  • Не выражайте недовольства, не высмеивайте ребенка, если он кажется несообразительным, невнимательным, неряшливым. Будьте терпеливы. Определите, какие качества мешают ребенку учиться лучше и займитесь развитием этих качеств. Существует множество интересных игр для развития внимания, памяти, воображения, их можно предложить ребенку в свободное время.
  • Не оценивайте личность ребенка, оценивайте его усилия, затраченные на задание. Никогда не сравнивайте ребенка со взрослыми, братьями/сестрами, одноклассниками. При необходимости сравнивайте с ним же самим, но в более раннем возрасте, или новые результаты с прежними.
  • Хвалить ребенка тоже нужно с умом. Не следует хвалить его способности или его самого как личность. Хвалите ребенка за затраченные усилия, за упорство, внимание, силу воли, старание.
  • Учите ребенка планировать, предвидеть результат. Просите объяснять свои успехи и неудачи. Развивайте навык самоконтроля.

И самое главное – положительный эмоциональный настрой. Без него невозможно формирование мотивации успеха. Несмотря ни на какие трудности, ребенок должен быть уверен в себе и своих силах.

Контроль

Очень важно быть в курсе школьных дел ребенка, иметь представление о том, что происходит в классе, каков стиль общения учителя с детьми. Первоклассник вряд ли сможет рассказать об этом подробно, да и не всегда ситуация допускает непосредственного участия в ней ребенка.

С первых дней школы жизненно необходимо наладить прочный контакт с учителем. Принимая во внимание, что учителя бывают разные и по квалификации, и по своим личным качествам, общая рекомендация – проявить максимум доброжелательности, сдержанности, тактичности. Не стоит давать понять учителю, что вы лучше разбираетесь в воспитании. Воздержитесь от советов относительно содержания и формы обучения, тем более что повлиять на них у родителей все равно не получится. Продуктивнее будет занять позицию сотрудничества: и родители, и учитель заинтересованы в качестве знаний ребенка. Это та точка соприкосновения, на которой следует построить взаимодействие.

Обсудите с учителем стратегию занятий, причину неудач ребенка. Попросите его высказать мнение о способах преодоления трудностей. Спросите его совета. Такая тактика даст лучший результат, чем критика и риторические вопросы в стиле «Мой ребенок был хорошо развит и подготовлен к школе, почему же теперь он не успевает?».

Ни в коем случае не подрывайте авторитет учителя. Даже если вы недовольны им, имеете какие-либо небезосновательные претензии к его работе, нельзя высказывать их в присутствии ребенка.

Встречаются и конфликтные ситуации. В крайнем  случае, когда родители уверены, что учитель некомпетентен, его действия наносят вред психическому здоровью ребенка, стиль ведения урока отбивает не только желание учиться, но даже ходить в школу, лучше перевести ребенка в другой класс (другую школу).

Если такой возможности нет, отчаиваться не стоит. Тягу к знаниям могут привить и сами родители. А уж если она появилась, то будьте спокойны, она найдет способ проявить себя. Пройдет время, ребенок перейдет в среднюю школу, где уроки ведут разные учителя-предметники. Книги, кружки, интернет: современный мир предоставляет людям массу альтернативных возможностей  образования. Возникнет тот или иной вариант компенсаторной мотивации: малые успехи в школе компенсируются успехами в другой, внешкольной деятельности.

Какой бы сложной ни была ситуация, ребенок, у которого сформирована познавательная мотивация, не доставит больших хлопот в школе в подростковом и юношеском возрасте. Да, он не получит от учебы большой пользы, не будет учиться в полную силу. Но тяга к знаниям, умение учиться – это то, что пригодится ему на протяжении всей жизни.

baby-ved.ru

Формирование положительной мотивации к обучению у первоклассников

Курс повышения квалификации

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-358496

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Мотивация первоклассника

Все мы помним тот день, когда мама или папа отвели нас за ручку в школу. Все было каким-то непонятным, завораживающим. Кого-то трясло еще по дороге к храму знаний, кто то уже знал, что ожидается веселье. Новые учителя, обращение к ним на «Вы»,  непонятные тетрадки, палочки, ручки и банты – все это вызывало восторг и страх. Мы выросли, завели крепкую семью, обрели работу, и уже пора вести в первый класс сынулю или дочурку, а, может, и двойню. Как же сделать так, чтобы малыш почувствовал себя правильно и уверенно? Об этом и пойдет наша статья.

Мотивация первоклассника

Сразу же появляется вопрос: «С какой мотивацией идет моя кровинушка в школу?». Возможно, поиграть, найти новых друзей, пошалить? Нет, родители всегда думают, что ребенок собирается в школу только с одной целью – получать знания. Кажется, что это уже должно быть так запрограммировано в его сознании. Конечно, это же просто здорово, когда первоклассник  собирается вперед за знаниями, но не всегда бывает так, как хотим мы.

Самое важное условие на первоначальной стадии обучения – это мотивационная подготовка. Если ребенок будет полностью осознавать, для чего ему нужно будет учиться, то он с легкостью попытается воплотить задание в реальность и взять на себя прямые обязанности школьника. Всем давно известно, что хорошие оценки и успеваемость вполне зависят от подготовки и желания учиться, а не от каких то наследственных задатков. Отличники могут иметь среднее развитие, но успевать во всем, но вот люди-гении не всегда показывают высокие достижения из-за отсутствия мотивации.

Что же  не так?

Есть два мотива, из-за которых ребенок будет стараться учиться. Это познавательный и социальный.

Познавательная мотивация

Если малыш имеет развитое стремление узнать все знания мира, то ему будет важен не только процесс учебы. Ребенка будет радовать то, что он овладевает все большими знаниями, чем раньше.

Социальная мотивация 

Это когда дитя понимает, что его старания важны не только для него, а и для общества в целом.

Есть еще признак «недолюбленного ребенка»

В этой ситуации дети ходят в школу, чтобы получить внимание в школе, которое ему не дали дома. Знания для ребенка – не первая цель в жизни. Больше всего он стремиться получить внимание, даже когда получает замечание или поднимает руку.

Советы, как мотивировать ребенка на учебу

  1. Запомните, никаких ремней и угроз! Это никак не повлияет на учебу. Если ребенок послушный, то эффект продержится недели две, а вот вред вы нанесете сильный. Ребенку нужна мотивация, а не громкий звук, вызывающий слезы!
  2. Никогда не делайте вид, что вы заняты, и не просите ребенка отстать от вас, когда у него есть интригующие вопросы, попытайтесь с интересом ответить на его вопросы. Нужно развивать мнение о том, что познание – это хорошо и нужно.
  3. Запомните важное правило: умный ребенок может не успевать, а посредственный стать отличником. Постарайтесь узнать, чем увлекается малыш, и купите наборы, книги – все, что подойдет ему в этом возрасте для развития.
  4. Балуйте дитя за положительные отметки, но не дорогими вещами. Купите сладости или книжки, тогда у ребенка появиться мотивация, что учеба – это прибыль, польза, радость.
  5. Советы о том, как пойти в первый раз на линейку, что одеть на праздник, читайте в статье: 1 сентября. Линейка в школе

Мотивация от родителей на учебу

Не стоит говорить чаду, что его ждут большие трудности, и учеба – это не радость, а большие труды, так как он еще совсем ребенок и работать вовсе не желает. Не обязательно заставлять учиться сразу же на одни «4» и «5», мотивируя это тем, что вы также учились и хотите продолжения от малыша.
Важно с пониманием отнестись к способностям ребенка, не все становятся звездами эстрады или великими учеными. Каждому дано что то одно. Попытайтесь не ругать ребенка за плохие оценки только из-за того, что он не оправдал ваши родительские амбиции. Если первоклассник начнет учиться только из-за желания старших, то у него может развиться невроз, а затем и склонность к вранью. Возвращаясь к плохим оценкам, хочется добавить, что не нужно переживать за неудовлетворительные оценки ребенка больше чем он сам. Ему будет полезно получить то, на что он заслуживает. Первый год в школе самый сложный. Первокласснику всегда будет нужна поддержка близких людей, именно поэтому не стоит быть строже учителей: не нужно задавать больше чем есть и заставлять все переписывать. Не стоит все время делать уроки с малышом, дальше это приведет к пагубной привычке и беспомощности. Помните, ваш ребенок самый лучший. Верьте в него!

 

supruzhestwo.ru

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Сегодня все чаще учителя начальных классов сетуют на то, что у школьников снижена или совершенно отсутствует мотивация к обучению. Дети не хотят учиться, проявляют равнодушие к знаниям, оценкам, не стремятся к познанию нового. Вслед за педагогами такое негативное отношение к учебе волнует и родителей, особенно тех, чьи дети собираются поступать в первый класс. Взрослые понимают, что для успешного обучения, кроме умения считать и читать, у ребят должно быть желание учиться. Но как привить такое желание своему чаду? Психологи утверждают, что у ребенка, в первую очередь, должны быть сформированы учебные мотивы. Поэтому недостаточно только научить дошкольника практическим умениям и думать, что он готов к обучению в школе. Нельзя забывать о мотивационной готовности и формировать ее задолго до того, как ребёнок пойдет в первый класс. Наукой давно доказано, что стремление к новым знаниям (мотивация) заложено в людях генетически: даже в древности человек, открывая новое, испытывал радость, душевный подъем. Такое стремление свойственно и маленьким деткам, поэтому в условиях домашнего воспитания сформировать мотивацию достаточно просто, если следовать рекомендациям психологов.

Что надо знать о мотивации родителям

С чего начинать родителям, которые хотят своевременно мотивировать ребенка к учебе? По мнению психологов, для этого необходимо развитие у будущего школьника таких учебных мотивов, как:

  • желание учиться и овладевать знаниями;
  • радоваться процессу обучения;
  • побуждение к самостоятельным открытиям на уроках;
  • стремление к учебному успеху в школе;
  • желание получать высокие отметки за свои знания;
  • стремление к правильному и усердному выполнению заданий;
  • стремление к позитивному общению с одноклассниками и учителями;
  • умение подчиняться школьным требованиям;
  • навыки самоконтроля.

Такое отношение к будущей учёбе родители должны закладывать у своего чада с раннего детства, когда он только начинает познавать мир. Но что делать, если ребенок уже стал школьником, а желание учиться так и не появилось? Родителям первоклашек нужно серьезно отнестись к этой проблеме и постараться понять, в какой степени она существует у ребенка. Определить уровень мотивации и степень адаптации в школе маленького ученика поможет простой психологический тест, который можно провести в домашних условиях.

Тест — опросник

Взрослый в доверительной беседе спрашивает ребенка и фиксирует его ответы:

  1. Тебе нравится в школе или не очень? (не очень; нравится; не нравится)
  2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе хочется остаться дома? (чаще хочется остаться дома; бывает по-разному; иду с радостью)
  3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома? (не знаю; остался бы дома; пошел бы в школу)
  4. Тебе нравится, когда отменяют какие-нибудь уроки? (не нравится; бывает по-разному; нравится)
  5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий? (хотел бы; не хотел бы; не знаю)
  6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? (не знаю; не хотел бы; хотел бы)
  7. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель? (точно не знаю; хотел бы; не хотел бы)
  8. У тебя в классе много друзей? (много; мало; нет друзей)
  9. Тебе нравятся твои одноклассники? (нравятся; не очень; не нравятся)
  10. (Вопрос для родителей) Ребенок часто рассказывает вам о школе?(часто; редко; не рассказываю)

Положительное отношение к школе оценивается в 3 балла; нейтральный ответ (не знаю, бывает по-разному и т.п.) – 1 балл; отрицательное отношение к школе – 0 баллов.

25 – 30 баллов – высокий уровень учебной мотивации. Учащимся присущи высокие познавательные мотивы, стремление успешно выполнять все предъявляемые требования. Они очень четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, переживают, если получают неудовлетворительные оценки или замечания педагога.

20 – 24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеет большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью.

15 – 19 баллов – положительное отношение к школе, но привлекательны внеучебные ситуации. Школьники благополучно чувствуют себя в школьной среде, однакостремятся больше общаться с друзьями, с учителями. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивые школьные принадлежности (портфель, ручки, тетради).

10 – 14 баллов – низкая учебная мотивация. Школьники посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе.

Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в школе, так как не справляются с учебой, имеют проблемы в общении с одноклассниками, с учителями. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, могут плакать, проситься домой. Нередко ученики могут проявлять агрессию, отказываются выполнять задания, следовать правилам. Часто у таких школьников отмечаются нарушения психического здоровья.

Почему возникает отсутствие мотивации к обучению: 10 ошибок родителей

Педагоги утверждают, что в детском саду и школе многое делается для детей, чтобы развивать у них познавательные мотивы и учебную мотивацию. Между тем, сами родители по незнанию совершают ошибки в воспитании детишек, приводящие к потере у них желания учиться. Самыми типичными из них являются:

  1. Ошибочное мнение взрослых о том, что ребенок готов успешно обучаться, если у него накоплен большой объем знаний и умений. Родители учат свое чадо читать и писать, побуждают заучивать длинные стихи, изучать иностранные языки, решать логические задачи. Порой они забывают, что интеллектуальная готовность не заменяет психологическую, куда входит и учебная мотивация. Часто такие интенсивные занятия проходят в ущерб основной деятельности маленьких ребят — игре, что приводит к появлению у них стойкого отвращения к учебе.
  2. Еще одной распространенной ошибкой является стремление родителей как можно раньше отдать малыша в школу, не учитывая уровень его психологической и физической готовности. Они считают, если дошкольник много знает, то ему пора учиться. Между тем, психологи напоминают, что помимо развитого интеллекта не менее важен уровень психического и физического созревания будущего школьника. Неподготовленному ребенку труднее дается школьная адаптация, он быстро устает, мелкая моторика недостаточно развита. Все трудности, которые приходится преодолевать маленькому ученику, приводят к нежеланию учиться, снижается мотивация к обучению.
  3. Грубой ошибкой семейного воспитания психологи считают завышение требований к малышу без учета его возрастных особенностей и индивидуальных возможностей, упреки в лени, нежелании выполнять указания взрослых. В результате может образоваться заниженная самооценка, которая мешает ребенку правильно оценивать себя и строить взаимоотношения со сверстниками. Категорически неприемлемо как необоснованное захваливание, так и принижение достоинств учащегося, так как отрицательно влияет на развитие учебной мотивации у младших школьников
  4. В семье, где нет четкой организации жизни для маленького школьника, например, не соблюдается режим дня, отсутствует физическая нагрузка, занятия проводятся хаотично, мало прогулок на свежем воздухе; у школьника также не будет сформирована учебная мотивация. В школе такому ученику трудно выполнять требования педагога, подчиняться школьным правилам, нормам поведения.
  5. Одним из недопустимых нарушений семейного воспитания психологи считают, когда нет единых требований к ребенку со стороны всех взрослых в семье. Если требования одного противоречат требованиям другого, ребенок всегда найдет возможность уклониться от выполнения домашних заданий, притвориться больным, чтобы пропускать уроки, необоснованно жалуется на учителя и других учащихся. Такое поведение не дает полноценного развития учебной мотивации.
  6. Неправильное поведение взрослых по отношению к школьнику, например, сравнение его достижений с успехами других детей, высмеивание неудач в школе (например, плохой оценки «двоечник несчастный», трудностей в письме «пишешь, как курица лапой», медленного чтения «уснешь, пока ты прочитаешь»), некорректные замечания в присутствии других ребят («вот другие ребята — молодцы, а ты …»). Тогда как только чуткое отношение взрослых к школьным проблемам ученика и помощь в их преодолении поможет развитию мотивации.
  7. Использование угроз и физических наказаний, если ребенок получает плохие оценки, не успевает выполнять домашние задания, вместо того, чтобы разобраться в причинах, поинтересоваться, как школьник учился сегодня, что получилось, а с чем стоит поработать.
  8. Неблагополучные отношения в семье, разлад между близкими отрицательно влияет на эмоциональное состояние ребенка. Младший школьник, находящийся в постоянном напряжении, не может адекватно относиться к учебе, получать хорошие оценки, радоваться своим успехам. Родителям следует позаботиться о психологическом климате в семье, чтобы повлиять на повышение мотивации.
  9. Школьники, которые не посещали детский сад, не овладевают умением бесконфликтного общения со сверстниками, имеют низкий уровень самоконтроля, несформированность произвольного поведения. Все это мешает выработке учебной мотивации младших школьников.
  10. Проецирование родителями своих несбывшихся надежд на ребенка. Часто взрослые, не реализовавшие свои интересы в детстве, перекладывают их на ребятишек, не считаясь с мнением ребенка. Например, хотят видеть в нем отличника, талантливого музыканта, лидера класса, и возлагают на него большие надежды. Сам же школьник имеет свои собственные интересы, отличные от родительских, поэтому неоправданные чаяния взрослых совсем не мотивируют его на учебу. Полезнее продумать, как мотивировать ребенка учиться в опоре на его пожелания и стремления.

Как мотивировать ребенка к учебе: советы психолога

Большинство родителей ошибочно полагают, что они не в силах замотивировать школьника на учебу и это могут сделать только педагоги. Однако, без активной помощи семьи не всегда развивается мотивация учебной деятельности даже в школе. Гораздо быстрее и результативнее мотивация младших школьников сформируется общими усилиями педагогов и родителей. Какие способы и методы необходимо использовать для развития учебной мотивации в домашних условиях? Вот, что советуют психологи для мотивации учения школьников:

  • Будьте примером для ребенка. Часто можно заметить, что у младшего школьника нежелание учиться проявляется в неприязненном отношении к какому-то учебному предмету. Например, одни школьники не любят читать, поэтому с трудом воспринимают уроки чтения, другие испытывают трудности в решении задач и т. д. Для преодоления подобных ситуаций полезен будет пример родителей. Хотите привить любовь к урокам литературы? Читайте чаще вслух, устраивайте семейные чтения, литературные викторины, вечера загадок, стихотворные конкурсы с поощрительными призами. Любые интересные методы сыграют на развитие мотивации.
  • Создавайте общие интересы. Когда родители хорошо осведомлены об интересах своего чада, гораздо легче вместе познавать новое. Например, увлеченность младшего школьника животными поможет сформировать любовь к урокам природоведения, опираясь на артистичность первоклашки, можно приохотить его к чтению по ролям, любовь к рисованию сможет проявиться в интересе к зарисовкам природы, составлению геометрических узоров, хорошая логика поможет полюбить математику. Очень многое зависит от внимательных родителей, которые хорошо зная свое чадо, могут без труда повлиять на такой важный момент, как мотивация к учебе.
  • Организуйте полезное общение со сверстниками. В семье всегда должны знать, кто является другом вашего дитя. Чтобы извлечь пользу от общения ребенка со сверстниками, можно подобрать ему хорошее окружение, например, в кружках, секциях, клубах по интересам. В такой среде, отвечающей потребностям школьника, он всегда будет стремиться не отставать от других ребят ни в учебе, ни в спорте и т. д.
  • Правильно распределите жизнь школьника. В своем стремлении оптимально загрузить ребенка полезными занятиями, чтобы он не сидел без дела, родители иногда выходят за пределы возможного. Надо понимать, что младшему школьнику важен правильный распорядок дня, когда физические и интеллектуальные нагрузки чередуются с отдыхом, хобби, игрой, прогулками. В младшем школьном возрасте, когда только идет становление произвольности действий, ребенок не в состоянии сам контролировать время и действия. В этот период важен контроль взрослых, которые подскажут школьнику, как распределить свое время, какие уроки делать в первую очередь, как совместить отдых и занятия.
  • Никаких сравнений! Ничто так не мешает школьнику в развитии учебной мотивации, как сравнение его с другими детьми. Любящие родители принимают ребенка со всеми его достоинствами и недостатками, понимая, что все недостатки ребенка — это пробелы их воспитания. Полезно научиться оценивать домашние задания школьника, работу в классе. Для этого желательно почаще контактировать с учителем, обсуждая успехи или неудачи ребенка в школе.
  • Эврика (греч. heureka — я нашел)! Сделайте своего ребенка первооткрывателем, создайте эмоциональный настрой при получении новых знаний. Хорошо, когда родитель вместе с ребенком узнает что-то новое, выражает радость, удовлетворение от оригинального решения какой-либо задачи, возникновении идеи, при этом необходимо подчеркнуть наличие знаний для нахождения решений. Для школьника — первооткрывателя учение всегда является удовольствием.

  • Создайте систему поощрений за хорошую учебу. Правильное поощрение используется как мотивация учения школьников. Полезно договориться с маленьким учеником, как его успехи в учении будут поощряться. Есть семьи, где нормой является материальное поощрение. Как показывает практика, это работает до поры до времени, становясь старше ребенок начинает добывать хорошие оценки любыми способами. Гораздо важнее, когда поощрение станет продолжением эмоционального подъема ребенка. Для младшеклассников ценным всегда является общение с родителями, поэтому поощрением могут быть семейные походы, путешествия, экскурсии, прогулки с интересными событиями (в цирк, театр, боулинг, спортивные соревнования). Выбор поощрений зависит от интересов ребенка. Совместите приятное с полезным, вся семья получит удовольствие!

myintelligentkids.com

Формирование мотиваций обучения первоклассников — начальные классы, прочее

Формирование мотиваций обучения первоклассников.

Как известно, в начальной школе положительное отношение к учебе имеет важное значение, ведь именно здесь закладываются основы системных знаний и норм общественного поведения. Впечатления, которые переживают школьники, побуждают к познавательной деятельности — усиливают или, наоборот, ослабляют ее. Изучая понятие деятельности, можно объяснить, почему дети с хорошими умственными способностями показывают низкий результат в усвоении знаний. И наоборот: почму ученики со средними способностями радуют педагогов своими успехами.

Учитывая это трудно переоценить значимость этапа обучения. Ведь именно в этот период значительно расширяются возможности педагогов в корректировке поведения младших школьников, особенно касается маленьких — шести-и семилетних учеников, характерной чертой которых является безусловное желание выполнять все требования и задачи учителя. Иначе говоря, шестилетние дети стремятся быть такими, какими их хочет видеть педагог. Эта важная возрастная особенность — благоприятную почву для педагогического воздействия. Однако, чтобы успешно воспитывать мотивы учения у каждого ученика, необходимо учитывать и другие особенности мотивации, в большей степени присущи всем детям этого возраста.

Какова структура мотивации школьника?

Показательным для мотивов учения является тот факт, что они формируются чуть раньше, чем ребенок переступит порог школы. Это происходит в повседневной жизни еще в дошкольный период, тогда как осознание самого процесса обучения, его содержания и направленности формируется позже. И это может повлиять на изменения мотива. Большая роль здесь принадлежит не только процесса обучения, но и организаторам его.

С первых дней обучения маленькие школьники нерешительные, застенчивые. Вот почему так необходимо, чтобы первая встреча с учителем была спокойной, доверчивой. Доброжелательное отношение снимает барьер напряженности, помогает ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях, а внимание педагога и умелая подача задач способствует сохранению положительных впечатлений и выявлению интереса ко всему новому в школе.

Важный фактор, влияющий на становление мотивов учения — дети находят свое место в коллективе. Самостоятельно это сделать они не могут. У них еще отсутствует опыт правильных взаимоотношений. Им трудно определить свою роль в новом коллективе. Именно этот фактор стал причиной того, что одна ученица заявила: «Не хочу ходить в школу. В саду я играю с подругами, а здесь нет ». Не получив статуса лидера, девочка замкнулась в себе. Отношения со сверстниками не сложились, и это вызвало нежелание ходить в школу. А чтобы снова возродить в ней учебный интерес, нужно приложить гораздо больше усилий и терпения, чем это могло быть в первые школьные дни.

Тревожат дети, у которых мотивационная сфера за небольшой период времени претерпевает существенные изменения. Имеется в виду негативное отношение к учебе. Оно проявляется у них при посещении школы. Причины такого изменения бывают разные. Скажем, в детском саду в игровой деятельности ребенок выполнял функцию лидера, а в школе оказалась на второстепенных ролях. В других — набор трудностей, преодолеть которые он самостоятельно не может, а своевременной помощи не получает.

Следовательно, притерпев хоть раз смену впечатлений и обнаружив нежелание учителя помочь, ребенок впоследствии трудно поддаётся влиянию. Недовольство учебной деятельностью создает «интеллектуальный вакуум», снижается познавательная активность и в результате часто возникает задержка развития психики.

В то же время при наличии положительных мотивов учения, даже с невысоким уровнем интеллектуального развития, школьники могут достичь хороших результатов в усвоении знаний. И наоборот: при высоком уровне умственного развития, но отрицательной мотивации результаты обучения будут низкие. Поскольку мотивы учения влияют на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе влияет на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе формируется не спонтанно, то необходимо своевременно уделить внимание именно мотивационной сфере.

Этот процесс сложен и имеет немало трудностей. Здесь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития психики, индивидуальные черты каждого ученика, психологический климат класса, а также семейные условия. Но самым важным компонентом обучения на мой взгляд, является интерес к усвоению знаний. Итак, первоочередная задача — не допустить, чтобы исчезло положительное отношение к школе, которое сформировалось ещё у  дошкольников.

Существует достаточное количество приемов, пользуясь которыми учитель не только сохраняет естественное желание детей учиться, но и выводит их из сферы эмоциональных впечатлений до того состояния, когда ребенок не просто не хочет учиться, а не может учиться.

Широта интересов (ко всему необычному, новому), их нестабильность (вследствие частого переключения внимания на другие объекты) закономерно сочетается с такой возрастной особенностью, как быстрое привыкание к тому, что недавно было новым. Ярко иллюстрированные книги, эффективный дидактический материал, оригинальное наглядное пособие, использование ИКТ привлекают внимание учащихся на достаточно короткое время. Поверхностное знакомство с предметами быстро удовлетворяет познавательный интерес молодых школьников. И вот уже они переключаются на другое. С каким радостным оживлением начинают шестилетки выполнять новое задание! После утомительного письма живо отвечают на вопросы учителя или после повторения изученного на прошлом уроке читают вслух. Быстрое привыкание к новому — качество детской психики, что, на первый взгляд, кажется отрицательной, значительно усиливает широту благоприятные условия для обогащения и развития психики. Чтобы неутомимое детское любопытство постепенно перерастала в любознательность, необходимо не только учить детей мыслить, но и уметь показать окружающую обстановку как мир загадок и проблем.

Надо подчеркнуть еще одну особенность познавательных мотивов: в учебных ситуациях они малоэффективны, поскольку сами по себе не могут долго поддерживать активность  детей. В основном учащиеся обращаются по собственной инициативе к объектам интереса. Заинтересованность возникает у них в основном под влиянием педагога, зависит от новизны и актуальности материал, многочисленных внутренних факторов (состояния здоровья, степени усталости и др.) и внешних факторов (распыление внимания, особенностей наглядных пособий, стиля работы учителя, темпа его речи, эмоциональности изложения). Совершенно очевидно, что такой интерес — ситуативный, поверхностный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в определенный момент. Но вот ситуация изменилась, ослабло действие фактора новизны, «любопытства» — и этот неустойчивый интерес исчезает, учебное задание надоедает. В памяти ребенка остаются только те факты и впечатления, что сильнее ее удивили. Об этом нельзя забывать, потому что для успешного усвоения материала на уроке необходимо постоянно поддерживать внимание младших школьников, которое всегда там, где есть интерес. Однообразие и монотонность противопоказаны учебному процессу.

Разнообразные игровые моменты занятий, проблемные ситуации, необычная форма задач, игровое оформление вопросов, интересные упражнения усиливают познавательную активность младших школьников. Кроме того, педагогу надо систематически учить детей правильным приемам работы, которые помогут им успешно справляться со всеми задачами.

Значительное влияние на мотивационную сферу младших школьников имеет внешний вид учителя, жесты, мимика. Все это не остается без внимания ученика. А что дети имеют тонкие эмоциональные чувства, то замечают даже незначительные изменения в его настроении. Ученики болезненно реагируют на окрик учителя, раздражительность, несправедливость. Ребенок редко противоречит учителю. Однако это не означает, что его психика остается «ненарушенной». Она больно переживает такое отношение к ней. Каждое недоброжелательное обращение учителя к ученику вызывает у него внутренний протест.

Практика показывает, что частое напоминание ученику о его недостатках вызывает озлобленность и нежелание учиться. Захваливания  некоторых детей могут вызвать своеобразную зависть, что также негативно влияет на снижение самооценки и в результате – разрушение положительной мотивации учения. В таких ситуациях правомерен индивидуальный подход — бережное отношение к эмоциональному переживанию ребенка.

Таким образом, для формирования положительного отношения ученика к учебной работе педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы его все привлекало в школе, стало лично значимым для него: общение с друзьями, разнообразные игры, интересные внешкольные занятия, утренники, общественные поручения и т.д. Только несколько позже, когда социальные мотивы учения укрепляется, школьник овладеет необходимыми интеллектуальными  умениями и навыками, можно приступать к формированию его познавательных интересов.

Литература:

     1.Асеев В.Г. «Проблема мотивации и личность».,

«Теоретические проблемы психологии личности»., М., 1994.

    2.Кувашова Н.Г. Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе ».

Волгоград. Издательство «Учитель», 1999 стр.40

     3. Коломенский Я.Л. Панько Е.А. «Учитель в психологии детей шестилетнего возраста». М., Просвещение, 1998.

     4.Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок в школе». М., 2005.

Просмотр содержимого документа
«Формирование мотиваций обучения первоклассников »

Формирование мотиваций обучения первоклассников.

Как известно, в начальной школе положительное отношение к учебе имеет важное значение, ведь именно здесь закладываются основы системных знаний и норм общественного поведения. Впечатления, которые переживают школьники, побуждают к познавательной деятельности — усиливают или, наоборот, ослабляют ее. Изучая понятие деятельности , можно объяснить, почему дети с хорошими умственными способностями показывают низкий результат в усвоении знаний. И наоборот: почму ученики со средними способностями радуют педагогов своими успехами.

Учитывая это трудно переоценить значимость этапа обучения. Ведь именно в этот период значительно расширяются возможности педагогов в корректировке поведения младших школьников, особенно касается маленьких — шести-и семилетних учеников, характерной чертой которых является безусловное желание выполнять все требования и задачи учителя. Иначе говоря, шестилетние дети стремятся быть такими, какими их хочет видеть педагог. Эта важная возрастная особенность — благоприятную почву для педагогического воздействия. Однако, чтобы успешно воспитывать мотивы учения у каждого ученика, необходимо учитывать и другие особенности мотивации, в большей степени присущи всем детям этого возраста.

Какова структура мотивации школьника?

Показательным для мотивов учения является тот факт, что они формируются чуть раньше, чем ребенок переступит порог школы. Это происходит в повседневной жизни еще в дошкольный период, тогда как осознание самого процесса обучения, его содержания и направленности формируется позже. И это может повлиять на изменения мотива. Большая роль здесь принадлежит не только процесса обучения, но и организаторам его.

С первых дней обучения маленькие школьники нерешительные, застенчивые. Вот почему так необходимо, чтобы первая встреча с учителем была спокойной, доверчивой. Доброжелательное отношение снимает барьер напряженности, помогает ребенку быстрее адаптироваться в новых условиях, а внимание педагога и умелая подача задач способствует сохранению положительных впечатлений и выявлению интереса ко всему новому в школе.

Важный фактор, влияющий на становление мотивов учения — дети находят свое место в коллективе. Самостоятельно это сделать они не могут. У них еще отсутствует опыт правильных взаимоотношений. Им трудно определить свою роль в новом коллективе. Именно этот фактор стал причиной того, что одна ученица заявила: «Не хочу ходить в школу. В саду я играю с подругами, а здесь нет ». Не получив статуса лидера, девочка замкнулась в себе. Отношения со сверстниками не сложились, и это вызвало нежелание ходить в школу. А чтобы снова возродить в ней учебный интерес, нужно приложить гораздо больше усилий и терпения, чем это могло быть в первые школьные дни.

Тревожат дети, у которых мотивационная сфера за небольшой период времени претерпевает существенные изменения. Имеется в виду негативное отношение к учебе. Оно проявляется у них при посещении школы. Причины такого изменения бывают разные. Скажем, в детском саду в игровой деятельности ребенок выполнял функцию лидера, а в школе оказалась на второстепенных ролях. В других — набор трудностей, преодолеть которые он самостоятельно не может, а своевременной помощи не получает.

Следовательно, притерпев хоть раз смену впечатлений и обнаружив нежелание учителя помочь, ребенок впоследствии трудно поддаётся влиянию. Недовольство учебной деятельностью создает «интеллектуальный вакуум», снижается познавательная активность и в результате часто возникает задержка развития психики.

В то же время при наличии положительных мотивов учения, даже с невысоким уровнем интеллектуального развития, школьники могут достичь хороших результатов в усвоении знаний. И наоборот: при высоком уровне умственного развития, но отрицательной мотивации результаты обучения будут низкие. Поскольку мотивы учения влияют на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе влияет на результат усвоения знаний и положительное отношение к учебе формируется не спонтанно, то необходимо своевременно уделить внимание именно мотивационной сфере.

Этот процесс сложен и имеет немало трудностей. Здесь необходимо учитывать возрастные и индивидуальные особенности развития психики, индивидуальные черты каждого ученика, психологический климат класса, а также семейные условия. Но самым важным компонентом обучения на мой взгляд, является интерес к усвоению знаний. Итак, первоочередная задача — не допустить, чтобы исчезло положительное отношение к школе, которое сформировалось ещё у дошкольников.

Существует достаточное количество приемов, пользуясь которыми учитель не только сохраняет естественное желание детей учиться, но и выводит их из сферы эмоциональных впечатлений до того состояния, когда ребенок не просто не хочет учиться, а не может учиться.

Широта интересов (ко всему необычному, новому), их нестабильность (вследствие частого переключения внимания на другие объекты) закономерно сочетается с такой возрастной особенностью, как быстрое привыкание к тому, что недавно было новым. Ярко иллюстрированные книги, эффективный дидактический материал, оригинальное наглядное пособие, использование ИКТ привлекают внимание учащихся на достаточно короткое время. Поверхностное знакомство с предметами быстро удовлетворяет познавательный интерес молодых школьников. И вот уже они переключаются на другое. С каким радостным оживлением начинают шестилетки выполнять новое задание! После утомительного письма живо отвечают на вопросы учителя или после повторения изученного на прошлом уроке читают вслух. Быстрое привыкание к новому — качество детской психики, что, на первый взгляд, кажется отрицательной, значительно усиливает широту благоприятные условия для обогащения и развития психики. Чтобы неутомимое детское любопытство постепенно перерастала в любознательность, необходимо не только учить детей мыслить, но и уметь показать окружающую обстановку как мир загадок и проблем.

Надо подчеркнуть еще одну особенность познавательных мотивов: в учебных ситуациях они малоэффективны, поскольку сами по себе не могут долго поддерживать активность детей. В основном учащиеся обращаются по собственной инициативе к объектам интереса. Заинтересованность возникает у них в основном под влиянием педагога, зависит от новизны и актуальности материал, многочисленных внутренних факторов (состояния здоровья, степени усталости и др.) и внешних факторов (распыление внимания, особенностей наглядных пособий, стиля работы учителя, темпа его речи, эмоциональности изложения). Совершенно очевидно, что такой интерес — ситуативный, поверхностный, эпизодический, связанный с переживанием своего познавательного отношения к предмету в определенный момент. Но вот ситуация изменилась, ослабло действие фактора новизны, «любопытства» — и этот неустойчивый интерес исчезает, учебное задание надоедает. В памяти ребенка остаются только те факты и впечатления, что сильнее ее удивили. Об этом нельзя забывать, потому что для успешного усвоения материала на уроке необходимо постоянно поддерживать внимание младших школьников, которое всегда там, где есть интерес. Однообразие и монотонность противопоказаны учебному процессу.

Разнообразные игровые моменты занятий, проблемные ситуации, необычная форма задач, игровое оформление вопросов, интересные упражнения усиливают познавательную активность младших школьников. Кроме того, педагогу надо систематически учить детей правильным приемам работы, которые помогут им успешно справляться со всеми задачами.

Значительное влияние на мотивационную сферу младших школьников имеет внешний вид учителя, жесты, мимика. Все это не остается без внимания ученика. А что дети имеют тонкие эмоциональные чувства, то замечают даже незначительные изменения в его настроении. Ученики болезненно реагируют на окрик учителя, раздражительность, несправедливость. Ребенок редко противоречит учителю. Однако это не означает, что его психика остается «ненарушенной». Она больно переживает такое отношение к ней. Каждое недоброжелательное обращение учителя к ученику вызывает у него внутренний протест.

Практика показывает, что частое напоминание ученику о его недостатках вызывает озлобленность и нежелание учиться. Захваливания некоторых детей могут вызвать своеобразную зависть, что также негативно влияет на снижение самооценки и в результате – разрушение положительной мотивации учения. В таких ситуациях правомерен индивидуальный подход — бережное отношение к эмоциональному переживанию ребенка.

Таким образом, для формирования положительного отношения ученика к учебной работе педагогу необходимо приложить немало усилий, чтобы его все привлекало в школе, стало лично значимым для него: общение с друзьями, разнообразные игры, интересные внешкольные занятия, утренники, общественные поручения и т.д. Только несколько позже, когда социальные мотивы учения укрепляется, школьник овладеет необходимыми интеллектуальными умениями и навыками, можно приступать к формированию его познавательных интересов.

Литература:

     1.Асеев В.Г. «Проблема мотивации и личность».,

«Теоретические проблемы психологии личности»., М., 1994.

    2.Кувашова Н.Г. Нестерова Е.В. Методика подготовки детей к школе ».

Волгоград. Издательство «Учитель», 1999 стр.40

     3. Коломенский Я.Л. Панько Е.А. «Учитель в психологии детей шестилетнего возраста». М., Просвещение, 1998..

     4.Мухина В.С. «Шестилетний ребёнок в школе». М., 2005..

kopilkaurokov.ru

Формирование учебной мотивации первоклассников. Учебная мотивация как показатель качества обучения

 
 

    @Тема: «Формирование учебной мотивации первоклассников.

@«Вопрос о мотивации учения есть вопрос о процессе самого учения».

     @Цель: рассмотрение механизма формирования интереса к обучению у младших школьников.

     Задача формирования познавательных интересов учащихся в процессе обучения — одна из центральных в системе образования. Ее решение связано с двумя вопросами:

     1) содействие наиболее полному  отражению в сознании учащегося  явлений науки, проникновение  в их существенные взаимосвязи; 

     2) пробуждение, поддерживание и подкрепление такого отношения к знаниям, к учению, которое наполнено готовностью, овладеть знаниями, стремлением углубляться в процесс познания.

     @ Актуальность этой проблемы в том, что современному учителю необходимо учитывать мотивацию учащихся  процессе обучения, так как именно она определяет продуктивность учебной деятельности и является ее органичной составляющей.

     @Мотивация – это внутренняя психологическая характеристика личности, которая находит выражение во внешних проявлениях, в отношении человека к окружающему миру, различным видам деятельности. Деятельность без мотива или со слабым мотивом либо не осуществляется вообще, либо оказывается крайне неустойчивой. От того как чувствует себя ученик в определенной ситуации, зависит объем усилий, которые он прилагает к своей учебе. Поэтому важно, чтобы весь процесс обучения вызывал у ребенка интенсивное и внутреннее побуждение к знаниям, напряженному умственному труду.

     На  уроке учитель рассказывает, показывает учащимся, но вся эта информация для некоторых детей незначима: они слушают и не слышат, смотрят и не видят, они заняты совсем иной деятельностью: мечтают, думают о своем. Чтобы эти дети включились в учебную работу, надо создать стимул для усиленного процесса мышления. Таким приемом, стимулирующим мышление, и является создание учебно-проблемных ситуаций. Очень эффективно, особенно в младших классах, начинать создание учебно-проблемных ситуаций не с вопроса, задачи или рассказа, а с какой-либо практической работы. И если сразу после этого поставить проблемный вопрос, то такая проблемная ситуация, несомненно, явится мощным толчком к началу интенсивного мышления.

@Учение имеет полимотивированный характер, т.е. к нему побуждает школьника не один, а ряд мотивов различного свойства. Все мотивы можно разбить на следующие группы:

  • Учебно-познавательные (интерес к знаниям, познавательная потребность, любознательность).
  • Непосредственно – побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием).
  • Перспективно – побуждающие (чувство долга и ответственность).
 

     @Все, о чем говорилось выше, касалось работы учителя. Однако нельзя забывать, что обучение носит не индивидуальный, а коллективный характер. Психологами получены данные о том, что на характер учебной мотивации влияет групповая сплоченность учебной группы. В частности, при работе малыми группами сплоченность способствует повышению интереса к учебному предмету, а ее отсутствие, наоборот, отрицательно влияет на познавательный интерес.

     @Интерес к учению проявляется у первоклассников с самого первого дня в школе, когда идёт адаптация. По адаптации проводится целая программа. С целью адаптации в первые дни ребенка в школе мы заполняем дневник настроения, который помогает выявить мотивацию посещения школы. 

     В 1 классе с целью изучения адаптации и самочувствия учеников, был проведен опрос родителей о самочувствии детей дома за уроками. Было опрошено 5 родителей из 5.

     @Анализируя «Карту адаптации первоклассников» мы пришли к выводу, что в этом классе у (60%) детей средняя трудоспособность, очень слабая трудоспособность у 20% детей, у 40% детей слабо развита внимательность, в 3 классе результаты изменились в лучшую сторону —  средняя трудоспособность у 43%,  активность на уроках 57%.

     @ В 1 классе у 60% наблюдается плаксивость, обидчивость и,

     в то же время,  дети активны на уроках – 60%, активны в играх – 60%, в 3 классе слаборазвитое внимание снизилось до 27%, обидчивость до 14%, активны в игра стали 86% учащихся. 

   Таким образом, по результатам опроса родителей, наблюдений за детьми во время учебного процесса и во внеучебное время, бесед  с родителями и детьми, анализа  анкет для родителей, карты адаптации, анализа «Дневника настроения», можно сделать следующие выводы.

  1. Большинство родителей устраивает самочувствие их детей в школе и дома за уроками. По их словам, детям в школе нравится, трудностей в учебе они либо не испытывают, либо испытывают соразмерные возрасту и задачам трудности.
  2. Родители отмечают, что недомоганий и отрицательных эмоций по поводу учебы у большинства детей не возникает. Дети ложатся спать вовремя,  хорошо спят, достаточно легко встают по утрам.
 

    На  основании всего изложенного  можно заключить, что процесс  адаптации первоклассников к  условиям школы прошёл удовлетворительно.  

     @ Школьным психологом была проведена анкета «Мотивация учения», которая дала следующие результаты:

      в 1 классе – высокий уровень – 40%, средний уровень – 20%; мотивация учения во 2 классе – высокий уровень – 20%, средний – 80%, в 3 классе показания изменились: средний стал у 14%, высокий – у 86%. 

     Заключение. 
Очень трудно  проводить урок и объяснять новый материал без наглядных пособий, особенно в начальной школе. При введении в обучение информационно коммуникативных технологий проблема с наглядностями исчезла. Практически на каждом уроке я применяю показ презентаций, фильмов, работа на тринажорах.

     Работа  с мультимедийными пособиями  дает возможность разнообразить  формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного,  методического, а также аудио- и видеоматериала.

    Такая работа может осуществляться на разных этапах урока 

  • как способ создания проблемной ситуации,
  • как способ объяснения нового материала,
  • как форма закрепления изученного,
  • как форма проверки домашнего задания,
  • как способ проверки знаний в процессе урока.

@ Каково же влияние ИКТ на учителя?

ИКТ дают:

  • экономию времени на уроке;
  • глубину погружения в материал;
  • повышенную мотивацию обучения;
  • интегративный подход в обучении;
  • возможность одновременного использования аудио-, видео-, мультимедиа- материалов;

@ Основоположник развивающего обучения Л.С. Выготский писал: «Именно эмоциональные реакции должны составить основу воспитательного процесса. Прежде чем сообщить то или иное знание, учитель должен вызвать соответствующую эмоцию ученика и позаботиться о том, чтобы эта эмоция связывалась с новым знанием. Только то знание может привиться, которое прошло через чувство ученика».

Программа «Школа 2100» осуществляет межпредметные  связи и позволяет проводить интегрированные уроки. На основании этого можно вывести модель повышения учебной мотивации обучающихся средствами межпредметной интеграции. Эта модель показана в докладе.

     В связи с присуждением гранта наша школа получила очень большую  поставку современного информационного оборудования, что позволило нам, учителям, использовать современные педтехнологии в полном объёме. Применение информационно-коммуникативных технологий повысило мотивацию учителя к работе, что явно отражается на учениках. При использовании на уроках презентаций, а мы их проводим очень часто, интерес к обучению повышается. Дети с удовольствием работают на уроках, но получается не у всех, у кого-то лучше, у кого-то – хуже – это зависит от способностей ученика.

     Показ отдельных слайдов

     В заключение хочется отметить, искусство воспитания все-таки заключается в создании правильного сочетания «понимаемых» мотивов и мотивов «реально действующих» и вместе с тем в умении вовремя придать более высокое значение успешному результату деятельности, чтобы этим обеспечить переход к более высокому типу внутренних мотивов, управляющих жизнью личности.

stud24.ru

Формирование мотивации обучения первоклассников.

Курс профессиональной переподготовки

Педагог-психолог

Курс повышения квалификации

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое

Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс

Выберите учебник: Все учебники

Выберите тему: Все темы

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала: ДБ-1214351

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ. Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта «Инфоурок» даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс

Похожие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *