Вопросы и ответы

Методы и задачи психологии – 1. Предмет, задачи и методы психологии

Тема 1. Предмет психологии, ее задачи и методы

1.Дайте определение психологии как науки.

Психология – это наука о закономерностях возникновения, развития и проявления психики и сознания человека.

2.Сформулируйте основные задачи психологии.

  • Изучать качественные (структурные) особенности психических явлений и процессов, что имеет не только теоретическое, но и большое практическое значение;

  • Анализировать становление и развитие психических явлений и процессов в связи с детерминированностью психики объективными условиями жизни и деятельности людей;

  • Исследовать физиологические механизмы, лежащие в основе психических явлений, поскольку без их знания невозможно правильно овладеть практическими средствами их формирования и развития;

  • Содействовать планомерному внедрению научных знаний психологии в практику (разработка научных и практических методик обучения, и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах деятельности людей).

3. Перечислите методы психологии

Метод непосредственного наблюдения, метод включенного наблюдения, алгоритмический способ описания деятельности, анализ продуктов деятельности, экспериментально-психологические и пробы, физиологические пробы, беседа, устный опрос (интервью), письменный опрос (анкета), анализ биографических данных, анализ документации, лабораторный эксперимент, мысленный эксперимент, моделирование деятельности субъекта, реальная деятельность в лабораторных условиях, метод тестов, производственный эксперимент, метод построения теории, метод построения простых и сложных теоретических объектов, метод интерпретации, метод определения, метод верификации, метод доказательства, метод объяснения, метод обучения, метод развития субъекта труда, метод развития профессионально-важных качеств, тренинг, деловые игры, ролевые игры, консультирование, метод коррекции поведения, метод коррекции состояния, метод реконструкции, метод преобразования рабочего пространства, метод преобразования жизненного пространства.

Заполните таблицу «Сравнительный анализ житейского и научного психологического знания»

Критерии сравнения

Житейская психология

Научная психология

Определение

Психологические знания, почерпнутые людьми из обыденной жизни.

Устойчивые психологические знания, полученные в процессе теоретического и экспериментального изучения психики людей, и животных.

По характеру

Интуитивный характер знаний, источник знаний – наблюдение

Знания рациональны и осознаны, основной источник знаний — эксперимент

По охвату

Охватывает лишь конкретные ситуации и конкретных людей

Охватывает все сферу человеческой жизни, стремятся к обобщениям

По способам передачи/получения знаний

Через наблюдения.

Через научные понятия, законы, базирующиеся на экспериментах

По методам

Эмпирический

Организационный, интерпретационный, метод обработки данных.

Приведите примеры жизненных и профессиональных ситуаций, когда возникает необходимость в научных психологических знаниях. Какие знания по психологии могли бы здесь пригодиться?

Во время собеседования по приему на работу и работодателю и нанимающемуся рабочему необходимы знания по психологии.

Допустим нужно суметь успокоить человека! Психология-понимание, сочувствие. Процесс продажи (в работе), процесс общения с шефом (на работе), в сфере общения в семье (с мужем, родителями, детьми). Любая травмирующая ситуация, дома или на работе, с коллегами, или руководством.

Какие знания по психологии могут потребоваться в вашей будущей профессии?

Психология управления, знание мотиваций, психология общения, психология взаимодействия людей.

studfiles.net

1. Предмет, задачи, методы и принципы психологии.

Психология (от греч. psyche — душа и logos — наука)— наука об общих психических закономерностях взаимодействия человека со средой.

Предметом психологии является человек как субъект деятельности, системные качества его саморегуляции, закономерности становления и функционирования психики человека, его способности отражать мир, познавать и регулировать свое взаимодействие с ним.

Психология изучает, каким образом внешнее воздействие переходит во внутреннее, психическое отражение и становится регулятором нашей деятельности.

Психология изучает общие закономерности психических процессов и своеобразие их протекания в зависимости от условий деятельности и от индивидуально-типологических особенностей человека.

Методы психологии:

1) естественный и лабораторный эксперимент; 2) наблюдение; 3) исследование продуктов деятельности человека; 4) метод тестов и анкетирования.

Экспериментальная психология использует большое разнообразие частных экспериментальных методов: ассоциатив­ного эксперимента, субсенсорных и психосоматических реакций, пси­хосемантические методы.

В совр, психолог. исследованиях широко применя­ется общенаучный метод моделирования – выр. в знаковой имитации психических явлений или в организации различных видов человеческой деятельности в искусственно сконструированной среде. С его помощью удается моделировать некот. аспекты восприятия, памяти, логического мышления, создавать бионические модели психической деятельности.

Широко используется биографический метод ис­следования личности (выявление ключевых факторов формирования индивида, его жизненного пути, кризисных периодов развития, особенностей социализации. Полученные данные использу­ются для коррекции поведения индивида, личностно направленной психотерапии, релаксации (ослабления) возрастных кризисов мето­дами психотренинга и психотерапии).

система приемов и правил исследования — методика конкретного исследования (выдвижение гипотезы, выбор экспериментального приема и соответствующего материала, выделение контрольных и экспериментальных групп испытуемых, определение содержания серий эксперимента, статистическая и теоретическая обработка экспериментального материала и т.п.).

Основные теоретические принципы психологии:

1) признание детерминированности психических явлений материальной действительностью;

2) генетический подход к психическим явлениям, исследование их в развитии;

3) изучение психики человека во взаимосвязи биологических и социальных факторов;

4) признание неразрывной взаимосвязи психики и деятельности.

Современная научная психология исходит из принципа психофизиологического единства — сохраняя свое качественное своеобразие, психика имеет материальную, нейрофизиологическую основу.

Но отражение мира в психике выходит за пределы сугубо мозговых явлений. Психика человека опосредуется внешними взаимосвязями, характером деятельности человека, образом его жизнедеятельности. Психическая деятельность — продукт мозга, активно взаимодейству­ющего с миром на соц.-культ. основе. С переходом от биолог. к общественно-историч. форме жизнедеятельности психика человека принципиально преобразуется, приобретает черты сознания и начинает опосредоваться общественно-историч. опы­том человечества. Основным средством психической саморегуляции становится социально выработан. человеческая знаковая система — речь. Сознание человека, его психика становятся не биолог., а соц. обусловленным продуктом. Абсолютизация отдельных сторон психики приводит к ошибочным концепциям и теориям.

studfiles.net

Предмет, объект, задачи и методы психологии

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:
♦ душа  как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

♦ в XVIII в. место души заняли явления сознания,  т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;
♦ в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;
♦ согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения,  по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;
♦ процессы переработки информации  и результаты этих процессов  как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;
♦ личный опыт человека  предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта   психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:
– изучение механизмов, закономерностей, качественных особенностей проявления и развития психических явлений;
– изучение природы и условий формирования психических особенностей личности на разных этапах ее развития и в различных условиях;
– использование полученных знаний в различных отраслях практической деятельности.

Прежде чем говорить о методах психологии,   необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология  – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод  – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Явления, изучаемые психологией, настолько сложны и многообразны, настолько трудны для научного познания, что на протяжении всего развития психологической науки ее успехи зависели непосредственно от степени совершенства применяемых методов исследования. Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Все методы психологии могут быть разделены на три группы: 1) объективные методы психологии; 2) методы описания и понимания психологии человека; 3) методы психологической практики.

psyera.ru

Предмет, задачи и методы психологии

Тема: «Предмет, задачи и методы общей психологии»

Предметом психологии является изучение развития и функционирования психики.

Задачи психологии:

 1. Научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2. Научиться управлять этими явлениями;

3. Использовать полученные знания с целью повышения эффективности практической деятельности в различных отраслях науки;

4. Быть теоретической основой практики психологической службы;

Психика – это свойства высокоорганизованной материи                   (кора головного мозга), заключающиеся в активном отражении субъекта окружающего мира и построении картины этого мира.

Человеческая психика формируется только прижизненно в процессе усвоения культуры, созданной предшествующими поколениями.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

 1. Дает возможность правильно отражать действительность;

2. Сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

3. Психическое отражение углубляется и отражается;

4. Обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

5. Преломляется через индивидуальный опыт;

6. Носит опережающий характер;

Психические явления делятся на 3 группы:

 1. Психические процессы;

2. Психические состояния;

3. Психические свойства;

 

Психические процессы – это течение психического явления, имеющего начало, развитие и конец, проявляющееся в виде реакции (познавательные процессы– память ощущения, эмоционально-волевые процессы – эмоции, воля).

Психические состояния – определившееся в данное время, относительно устойчивый уровень психической деятельности, который проявляется повышенной или пониженной активностью личности.

Психические свойства – это устойчивые образования, обеспечивающие определённый качественно-количественный уровень деятельности и поведения, типичный для данного человека:

 1.Направленность – система потребностей, интересов, убеждений, идеалов;

2.Идеалы – система природных свойств личности, характеризующих динамическую сторону поведения;

3. Способности;

4. Характер;

 

Сознание – высшее свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира.

Формирование у человека внутренней модели внешнего мира, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Бессознательные психические явления – представляют собой такую форму отражения действительности, при которой не отдается отчет в совершаемых действиях, утрачивается полнота ориентировки во времени и месте действия, нарушается речевое регулирование поведения.

Бессознательные психические явления можно отнести:

 1. Сновидения;

2. Ответные реакции под влиянием неощущаемых, но реальных раздражителей;

3. Автоматизированные действия;

4. Механизмы творчества, формирование гипотез, предположений, оттенки эмоций и их внешнего выражения;

5. Неосознаваемый побудитель сознательности;

Методы психологии:

1. Наблюдение (определение цели и задачи – выбор объекта, предмета, ситуации – как наблюдатель – выбор записи наблюдения – объяснение):

а) Срез;

б) Самонаблюдение;

в) Беседа;

2. Анамнез – сбор сведение о прошлом человека:

 а) Анкетирование;

б) Интервью;

3. Эксперимент – это активное вмешательство испытателя в деятельности испытуемого, с целью создания условий, в которых выявляются психологические факты.

 

4.Тесты – метод испытаний, с целью установления определенных психических качеств человека.

Тест – это кратковременное испытание для всех испытуемых, определяется уровень развития, определенных психологических процессов.

 

 

 

 

psychelogia.jimdo.com

Предмет, задачи, методы психологии

СОДЕРЖАНИЕ ЛЕКЦИОННЫХ И ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Раздел 1. Предмет, задачи, методы психологии

Тема 1.1. Предмет, задачи, методы психологии

Требования к знаниям:

1. основных понятий, применяемых в психологии;

2. сферы использования категориального аппарата и основ психологии;

3. методов психологической диагностики индивидуальных особенностей

4. сферы использования и ограничений в применении методов психологического исследования.

Требования к умениям:

1. подбирать адекватные конкретному социальному исследованию методы сбора данных;

2. применять полученные при изучении курса знания в практической деятельности;

3. ориентироваться в психологической составляющей жизни и деятельности людей.

Содержание учебного материала

Студентам важно знать объект своей практической работы, т.е. человека, поэтому в ходе обучения вы знакомитесь с различными науками, изучающими человека. При этом каждая из них сконцентрирована на своем предмете. Так, антропология изучает происхождение человека и эволюцию, физиология – функции организма, органы и ткани, экология – влияние на человека среды, психология – поведение и сознание. Хотя психология – одна из многих наук о человеке, в ряде наук ей принадлежит особое место (молодая и древняя наука, в психологии сливается объект и субъект познания, наука о самом сложном, что пока известна человечеству, — психика, психические эффекты знают все, но изучают их только ученые).

5 отличий житейской и научной психологии:

1. характер знаний: ж: конкретны, н: обобщенный характер;

2. качественно ж знания имеют интуитивные характеристики, н – рациональны.

3. Способы получения знаний: ж – наблюдения, размышления конкретных людей, получаются с помощью проб и ошибок. В научн психологии – с помощью системы специально разработанных методов и т.д.)

4. Способ передачи знаний.

5. Знания аккумулированы в н. Пс в виде понятий и законов, т.е. они охватывают обширный по содержанию материал, уникальный и недоступный в своем объекте одному носителю житейской психологии.

— связь психологии с социологией, педагогикой, историей, биологией и др. науками.

Представления о предмете психологии весьма расплывчаты. Зачастую психологи просто указывают на психические процессы (мышление, память, чувства и т.д.) как на предмет своего изучения. В других случаях говорится о человеке, о личности как предмете психологии. Но и первый, и второй подходы к предмету психологии явно неудовлетворительны, так как все выше названное изучается не только психологией, но и многими другими науками. Нужен четкий критерий, чтобы ясно различать, что подлежит ведению психологии, а что лежит вне ее сферы.

Без четкого представления о предмете затруднительными становятся экспериментальные исследования. Для успешной практической работы психологов также необходимо понимание предмета психологии. Иначе невозможно понять, что существенно иное делают психологи по сравнению с другими специалистами: медиками, педагогами и т.д.

Вопрос о предмете важен и для изучения механизмов психических явлений. Одни исследователи ищут эти механизмы в физиологии мозга. Другие изучают законы, управляющие отношениями между объектами. Если допустить правильность такой ориентации психологических исследований, то это будет означать, что психические явления не имеют собственно психологических механизмов и что психология ограничена одними «явлениями». Но тогда исчезает предмет психологии и ее притязания на самостоятельную сферу человеческого знания.

В силу вышеизложенного представляется крайне важным определить собственно предмет психологии.

Основные этапы становления психологии как науки:

Первые теории, выдвигавшиеся для объяснения поведения людей, привлекали для этого факторы, внешние по отношению к человеку (например, «тень», обитающая в теле и покидающая его после смерти, или боги). Греческие философы, в особенности Аристотель, выдвигали идею о существовании души, находящейся в единстве с телом и контролирующей мысли и чувства, которые опираются на опыт, накапливаемый в течение жизни.

В истории психологии сложились различные представления об ее предмете.

1. Душа как предмет изучения

Душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII века, до того, как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Душа считалась причиной всех процессов в теле, включая и собственно «душевные движения». Представления о душе были и идеалистическими и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления является трактат Р. Декарта «Страсти души».

2. Явления сознания как предмет психологии

В XVIII веке место души заняли явления сознания, то есть явления, которые человек фактически наблюдает, находит в «себе», оборачиваясь на свою «внутреннюю душевную деятельность». Это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Джона Локка, который считал, что, в отличие от души, явления сознания суть не нечто предполагаемое, а фактически данное, и в этом смысле такие же бесспорные факты внутреннего опыта, какими являются факты внешнего опыта, изучаемые прочими науками.

В начале XVIII века вся душевная жизнь сначала в познавательной сфере, а затем и в сферах чувств и воли была представлена как процесс образования и смены (по законам ассоциаций) все более сложных образов и их сочетаний с действиями.

В середине XVIII века сложилась первая наукообразная форма психологии – английская эмпирическая ассоцианистская психология (Д. Гартли).

Особого расцвета ассоциативная психология достигает в середине XIX века. К этому времени относятся работы Дж. Ст. Милля, А. Бэна, Г. Спенсера.

Дж.Ст.Милль рассматривает сознание сквозь призму ассоционистской схемы, но указывает на его зависимость в конкретном психологическом функционировании от логики. По мнению Дж. Ст. Милля, существуют законы ума, отличные от законов материи, но сходные с ними в отношении однообразия, повторяемости, необходимости следования одного явления за другим. Эти явления могут быть открыты с помощью опытных методов – наблюдения и эксперимента. Таким образом, «психическую последовательность» (феномены сознания) необходимо изучать саму по себе. Основным методом является интроспекция.

Александр Бэн переносит акцент с внутренних состояний сознания на двигательную, объективно наблюдаемую активность организма. Принцип отбора двигательных ответов, адекватных внешним условиям, становится у Бэна общим объяснительным принципом всех психических явлений. Построение адекватных ответов осуществляется с помощью механизма «конструктивной ассоциации» на основе проб и ошибок. Таким образом, используется вероятностный принцип «проб и ошибок», утвержденный в биологии, и тем самым деятельность сознания сближается с деятельностью организма.

Для Г.Спенсера предметом психологии является взаимодействие организма со средой. Но при этом объективная психология должна заимствовать свои данные у субъективной психологии, орудие которой – «заглядывающее внутрь себя сознание». Приоритетным методом исследования остается интроспекция.

Стержнем ассоционистской концепции явился закон частоты, гласивший, что упрочение связи есть функция ее повторения. Это во многом определило взгляды И. П. Павлова, И. М. Сеченова, Э. Торндайка, У. Джеймса.

3. Непосредственный опыт как предмет психологии

Наибольший успех построения психологии как самостоятельной опытной науки имела первоначально программа, разработанная В.Вундтом. Уникальным предметом психологии по Вундту является непосредственный опыт субъекта, постигаемый путем самонаблюдения, интроспекции. Вундт стремился упорядочить процесс интроспекции. Он считал, что опыт физиологический, то есть объективный, позволяет расчленить опыт непосредственный, то есть субъективный, и тем самым реконструировать в научных понятиях архитектонику сознания индивида. Это идея лежала в основе его замысла создать опытную (физиологическую) психологию. Идеи Вундта заложили фундамент структурной школы в психологии.

4. Интенциональные акты сознания как предмет психологии

Ф. Брентано кладет в основу своего учения такие качества сознания, как активность и объективность. Психология должна изучать не сами по себе ощущения и представления, а те акты «действия», которые производит субъект (акты представливания, суждения и эмоциональной оценки), когда он превращает ничто в объект осознания. Вне акта объект не существует.

Акт, в свою очередь, с необходимостью предполагает «направленность на», так называемую интенцию. Брентано стоял у истоков направления, названного позднее функционализмом.

5. Происхождение психических деятельностей как предмет психологии

И.М. Сеченов принял постулат о родственности психического и физиологического «по способу происхождения», то есть по механизму совершения. Основной мыслью Сеченов считал понимание психического акта как процесса, движения, имеющего определенное начало, течение и конец. Предметом психологического исследования как такового должен стать процесс, развертывающийся не в сознании (или в сфере бессознательного), а в объективной системе отношений, процесс поведения.

6. Поведение как предмет психологии

Начало XX века ознаменовано появлением и развитием бихевиоризма как реакции на неудачные экспериментальные исследования «физиологической психологии». Предмет бихевиоризма, или «поведенческой психологии», – поведение. По мнению бихевиористов, зная силу действующих раздражителей и учитывая прошлый опыт «испытуемого», можно исследовать процессы научения, образования новых форм поведения, не вникая в его физиологические механизмы.

mirznanii.com

предмет, задачи, и место психологии в системе наук, отрасли психологии, методы психологии.

            Психология (от греч. «психо»-душа и «логос»-наука) — наука о душе.

ПСИХОЛОГИЯ — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, то есть психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных.

            В научном употреблении термин «психология» появился в 16 в. Первоначально данный термин относился к особой науке, которая занималась изучением так называемых душевных или психических явлений, которые легко обнаружить путём самонаблюдения.

            В 17-19 вв. область изучаемых явлений психологии расширяется и включает в себя не только осознаваемые, но и неосознаваемые явления.

            Таким образом, психология – это наука о психике и психических явлениях.

ОБЪЕКТ: явления и процессы, которые она исследует.

СТАНОВЛЕНИЕ ВЗГЛЯДОВ НА ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИИ:

            1 этап. Психология как наука О ДУШЕ. Такое определение психологии было дано более 2 тыс лет назад. Наличием души пытались объяснить все непонятные  явления в жизни человека.

            2 этап. Психология как наука О СОЗНАНИИ. Начинается в 17 в. в связи с развитием естественных наук. Способность думать, чувствовать, желать назвали сознанием. Основные методы на этом этапе: самонаблюдение, наблюдение, описание.

            3 этап. Психология как наука О ПОВЕДЕНИИ. Начало 20 в. Наблюдение за тем, что можно непосредственно увидеть: поведение, поступки, реакция человека. Мотивы не учитывались.

            4 этап. Психология как НАУКА, ИЗУЧАЮЩАЯ ФАКТОРЫ, ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ ПСИХИКИ. Т.е. предмет изучения психологии – ПСИХИКА. Сформировалась на базе материалистического взгляда на мир. Современный этап. Характерно многообразие подходов к сущности психики, превращение психологии в многоотраслевую прикладную (практическую) область знаний.

ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ.

Основная задача психологии — это изучение законов психической деятельности в ее развитии. Другие задачи:

1.       научиться понимать сущность психических явлений и их закономерности;

2.       научиться управлять ими;

3.  использовать полученные знания с целью повышения эффективности тех отраслей практики, на пересечении с которыми лежат уже оформившиеся науки и отрасли;

4.  быть теоретической основой практики психологической службы.

ОТРАСЛИ ПСИХОЛОГИИ:

1. Педагогическая П. (обеспечивает научное обоснование программ и методов обучения и воспитания)

2. Психология труда (изучает психол. особенности трудовой Д. человека, психол аспекты научной организации труда)

3. Медицинская П., психотерапия (их задача: объяснить причины возможных психич нарушений и обосновать методы их предупреждения и лечения)

4. Юридическая П. (рассматривает усвоение человеком правовых  норм и правил поведения)

5. П. спорта (изучает закономерности проявления и развития психики человека в условиях спортивной Д.)

6. П. творчества (изучает создание человеком нового, оригинального в различных сферах Д, прежде всего в науке, технике, искусстве)

7. Сравнительная П. (=зоопсихология). Рассматривает особен-ти поведения животных на разных этапах эволюции.

8. Возрастная П. (изучает формирование психической Д. в процессе развития. Выделяют: детскую П., П. подростка, П. юности, П. взрослого человека, геронтопсихологию (П. старости))

9. Специальная П. (изучает психич особенности аномальных детей, т.е. умственно отсталых и с нарушениями деят-ти анализаторов – глухих, слепых)

10. Социальная П. (изучает человеч взаимоотношения, возникшие  в процессе общения и взимодействие людей в различных группах)

11. П. личности (изучает основные закономерности формир-я личности, истоки её активности и жизнедеятельности)

12. Психофизиология:

-психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах.

-психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль различных областей мозга в осуществлении речевых процессов.

-психофизиология эмоций исследует механизмы возникновения эмоциональных состояний.

-психофизиология произвольных действий изучает  их структуру и механизмы

13. Нейропсихология (изучает мозговые механизмы высших психических функций на материале локальных поражений головного мозга)

14. Дифференциальная П. (П. индивидуальных различий). Выявляет индивидуальные различия людей, проявляющиеся в св-вах нервной системы, в эмоциональных реакциях, особенностях протекания психич. процессов и личностных качеств.

МЕСТО ПСИХОЛОГИИ В СИСТЕМЕ НАУК.

            Философия, социология и др. общественные науки предоставляют психологии возможность методологически точно и теоретически правиль подходить к пониманию психики  и сознания человека, их происхождения и роли в жизни и деятельности человека.

            Педагогические науки предоставляют психологии информацию об основных направлениях обучения и воспитания людей, позволяющие ей вырабатывать рекомендации по психологическому обеспечению этих процессов.

            Психология позволяет естественным и общественным наукам более правильно интерпретировать законы отражения объективной действительности, конкретизировать причинно-следственную обусловленность социальных и иных процессов.

            Психология оказывает помощь историческим наукам, показывая, как осуществлялось развитие психики и сознания людей на разных этапах становления общества и человеческих отношений.

Медицинские науки  в настоящее время также не могут обойтись без результатов психологических исследований, поскольку многие заболевания имеют психологическое происхождение.

            Психология даёт рекомендации руководителям и организаторам экономического производства: какими психологическими средствами и методами можно повысить эффективность трудовой Д. людей, снизить конфликтность, улучшить психол. климат в коллективе и т.д.

МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИИ

            Метод – это способ, посредством которого познаётся предмет науки. В настоящее время в психологии нет общепризнанной классификации методов исследования, и это в значительной степени связано с неоднозначной трактовкой самого термина «метод».

            1 классификация Рубинштейна.

По его мнению есть 2 основных метода исследования – наблюдение и эксперимент. Также выделяются вспомогательные методики:

1.изучение продуктов деятельности

2.беседа

3.анкета

4.тест

5.генетический метод, использование данных патологии

            2 классификация методов Лурия.

Выделяют 3 основных метода психологического исслед-я:

-метод структурного анализа

-экспериментально-генетический

-экспериментально-патологический

            Им выделялись также методы количественной и качественной оценки психических процессов и измерение уровня их развития (тест).

            3 классификация Ананьева.

Выделял 4 группы методов в зависимости от степени их использования на различных этапах психологического исследования.

1 группа. Организационные

2 гр. Эмпирические (опыт)

3 гр. Методы обработки

4 гр. Методы интепретации

            В современ. П. различают исследовательские методы и методы диагностики. Исследовательские предназначены для изучения психических процессов, свойств и состояний человека. Психодиагностические используются в оценочных целях.

            Общепринято выделять следующие группы методов исследования:

эмпирические, экспериментальные, психодиагностические, генетические, моделирование.

students-library.com

Предмет, объект, задачи и методы психологии — Мегаобучалка

РЕФЕРАТ

по дисциплине: Психология

на тему: Психология как наука. Психология личности.

 

 

Выполнила: студентка 2 курса группы 525з

Васина Виктория Евгеньевна

Научный руководитель: кандидат педагогических наук, доцент

Чернышева Вероника Николаевна

 

 

Москва 2015г.

Содержание

Введение

1. Психология как наука
1.1 Предмет, объект, задачи и методы психологии

2. Психология личности
2.1 Теории личности
2.2 Соотношение биологического и социального в структуре личности

Заключение

Литература

 

Введение

На протяжении веков человек является предметом изучения многих и многих поколений ученых. Человечество познает собственную историю, происхождение, биологическую природу, языки и обычаи, и в этом познании психологии принадлежит совершенно особое место.

Так, С.Л. Рубинштейн в книге «Основы общей психологии» (1940) писал: «Специфический круг явлений, который изучает психология, выделяется отчетливо и ясно – это наши восприятия, чувства, мысли, стремления, желания и т.п., – то есть все то, что составляет внутреннее содержание нашей жизни и что в качестве переживания как будто непосредственно нам дано…».

Еще древний мудрец сказал, что нет для человека интереснее объекта, чем другой человек, и он не ошибся. В основе развития психологии лежит постоянно усиливающийся интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям его взаимодействия с другими людьми.

В настоящее время невозможно осуществление многих видов деятельности на производстве, в науке, медицине, искусстве, преподавании, в игре и спорте без знания и понимания психологических закономерностей. Система научных знаний о законах развития человека, его потенциальных возможностях, необходима для всего общественного развития.

 

Психология как наука

Психоло́гия (от др.-греч. ψυχή — «душа»; λόγος — «учение») — наука, изучающая закономерности возникновения, развития и функционирования психики и психической деятельности человека и групп людей.



 

Особенности психологии

Ø психологияпредставляет собой науку о самом сложном понятии, что пока известно человечеству. Она имеет дело со свойством высокоорганизованной материи, называемым психикой;

Ø психология является сравнительно молодой наукой. Условно ее научное оформление связывают с 1879 г., когда немецким психологом В. Вундтом в Лейпцигском университете была создана первая в мире Лаборатория экспериментальной психологии, организован выпуск психологического журнала, положено начало проведению международных психологических конгрессов, а также образована международная школа профессиональных психологов. Все это обеспечило возможность формирования мировой организационной структуры психологической науки;

Ø психология имеет уникальное практическое значение для любого человека, так как она позволяет глубже познать самого себя, свои возможности, достоинства и недостатки, а значит, и изменять себя, управлять своими психическими функциями, действиями и своим поведением, лучше понимать других людей и взаимодействовать с ними; она необходима родителям и педагогам, а также каждому деловому человеку, чтобы принимать ответственные решения с учетом психологического состояния коллег и партнеров.

 

Предмет, объект, задачи и методы психологии

Предметом психологии являются: психика, ее механизмы и закономерности как специфическая форма отражения действительности, формирование психологических особенностей личности человека как сознательного субъекта деятельности.

В истории науки сложились разные представления о предмете психологии:

Ø душа как предмет психологии признавалась всеми исследователями до начала XVII в., до того как сложились основные представления, а затем и первая система психологии современного типа. Представления о душе были и идеалистическими, и материалистическими. Наиболее интересной работой этого направления представляется трактат Р. Декарта «Страсти души»;

Ø в XVIII в. место души заняли явления сознания, т. е. явления, которые человек фактически наблюдает в отношении себя, – это мысли, желания, чувства, воспоминания, известные каждому по личному опыту. Основоположником такого понимания можно считать Дж. Локка;

Ø в начале XX в. появился и получил распространение бихевиоризм, или поведенческая психология, предметом которой стало поведение;

Ø согласно учению З. Фрейда действия человека управляются глубинными побуждениями, ускользающими от ясного сознания. Эти глубинные побуждения, по мнению психологов – последователей 3. Фрейда, и должны быть предметом психологической науки;

Ø процессы переработки информации и результаты этих процессов как предмет психологии рассматривают когнитивная психология и гештальт-психология;

Ø личный опыт человека предметом психологии считает гуманистическая психология.

В качестве основного объекта психологии выступают социальные субъекты, их жизнедеятельностные связи и отношения, а также субъективные и объективные факторы, содействующие или препятствующие достижению ими вершин в жизни и творческой деятельности.

Основные задачи психологии:

· научиться понимать сущность психических явлений;

· научиться управлять ими;

· использовать полученные знания для повышения эффективности различных отраслей практики;

· быть теоретической основой практики психологической службы.


Прежде чем говорить о методах психологии, необходимо дать определение и краткое описание понятий «методология», «метод» и «методика».

Методология – наиболее общая система принципов и способов организации научного исследования, определяющая способы достижения и построения теоретического знания, а также способы организации практической деятельности. Методология является основой для построения исследования, отражает мировоззрение исследователя, его философскую позицию и взгляды.

Метод – это совокупность более частных, конкретных приемов, средств, способов, с помощью которых получают сведения, необходимые для построения научной теории и вынесения практических рекомендаций.

Любой метод реализуется в конкретной методике, которая представляет собой совокупность правил для конкретного исследования, описывает набор используемых в конкретных обстоятельствах инструментов и предметов, а также регламентирует последовательность действий исследователя. В психологии конкретная методика учитывает еще пол, возраст, этническую, конфессиональную, профессиональную принадлежность испытуемого.

Психология выделилась в самостоятельную науку лишь в середине XIX в., поэтому она очень часто опирается на методы других наук – философии, математики, физики, физиологии, медицины, филологии, истории. Кроме того, в психологии используют методы современных наук, таких, как информатика, кибернетика.

Основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора ᴨȇрвичных данных

  
Основной метод Вариант основного метода
Наблюдение Внешнее (наблюдение со стороны) Внутреннее (самонаблюдение) Свободное Стандартизированное Включенное Стороннее
Опрос Устный Письменный Свободный Стандартизированный
Тесты Тест-опросник Тест-задание Проективный тест
Эксперимент Естественный
Моделирование Лабораторный Математическое Логическое Техническое Кибернетическое
   
   

Наблюдениеимеет несколько вариантов.
Внешнеенаблюдение это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.
Внутреннеенаблюдение, или самонаблюдение, применяется тогда, когдаисследователь ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.
Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры его проведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя
Стандартизированное наблюдение, напротив, заранее определено и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей, независимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем.
Привключенномнаблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.
Стороннее наблюдение в отличие от включенного не предполагает личного участия наблюдателя в том процессе, который он изучает.

Каждый из названных видов наблюдения имеет свои особенности и применяется там, где он может дать наиболее достоверные результаты.

Опрос представляет собой, метод, при использовании которого человек отвечает на ряд задаваемых ему вопросов. Есть несколько вариантов опроса, и каждый из них имеет свои достоинства и недостатки.
Устный опрос применяется в тех случаях, когда желательно вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы.
Письменный опрос позволяет охватить большее количество людей. Наиболее распространенная его форма — анкета.
Свободный опрос — разновидность устного или письменного опроса, при которой перечень задаваемых вопросов и возможных ответов на них заранее не ограничен определенными рамками. Опрос данного типа позволяет достаточно гибко менять тактику исследования, содержание задаваемых вопросов, получать на них нестандартные ответы.
Стандартизированный опрос, при котором вопросы и характер возможных ответов на них определены заранее и обычно ограничены достаточно узкими рамками, более экономичен во времени и в материальных затратах, чем свободный опрос.

Тесты являются специализированными методами психодиагностического обследования, применяя которые можно получить точную количественную или качественную характеристику изучаемого явления. От других методов исследования тесты отличаются тем, что предполагают четкую процедуру сбора и обработки ᴨпервичных данных, а также своеобразие их последующей интерпретации
Тест-опросник основан на системе заранее продуманных, тщательно отобранных и проверенных с точки зрения их валидности и надежности вопросов, по ответам на которые можно судить о психологических качествах испытуемых.
Тест-задание предполагает оценку психологии и поведения человека на базе того, что он делает. В тестах этого типа испытуемому предлагается серия специальных заданий, по итогам выполнения которых судят о наличии или отсутствии и степени развития у него изучаемого качества.

Тест-опросник и тест-задание применимы к людям разного возраста, принадлежащим к различным культурам, имеющим разный уровень образования, разные профессии и неодинаковый жизненный опыт. Это — их положительная сторона. А недостаток состоит в том, что при использовании тестов испытуемый по желанию может сознательно повлиять на получаемые результаты, особенно если он заранее знает, как устроен тест и каким образом по его результатам будут оценивать его психологию и поведение. Кроме того, тест-опросник и тест-задание неприменимы в тех случаях, когда изучению подлежат психологические свойства и характеристики, в существовании котоҏыҳ испытуемый не может быть полностью уверен, не осознает или сознательно не хочет признавать их наличие у себя.

В этих случаях обычно применяется третий тип тестов — проективные. В основе таких тестов лежит механизм проекции, согласно которому неосознаваемые собственные качества, особенно недостатки, человек склонен приписывать другим людям. Проективные тесты предназначены для изучения психологических и поведенческих особенностей людей, вызывающих негативное отношение

Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие.
Имеются две основные разновидности эксперимента:
Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе.
Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.

Моделирование как метод применяется в том случае, когда исследование интересующего ученого явления путем простого наблюдения, опроса, теста или эксᴨȇримента затруднено или невозможно в силу сложности или труднодоступности. Тогда прибегают к созданию искусственной модели изучаемого феномена, повторяющей его основные параметры и предполагаемые свойства. На этой модели детально исследуют данноеявление и делают выводы о его природе.

Математическая модель представляет собой выражение или формулу, включающую ᴨȇременные и отношения между ними, воспроизводящие элементы и отношения в изучаемом явлении. Наиболее известными примерами математического моделирования в психологии являются формулы, выражающие собой законы Бугера — Вебера, Вебера — Фехнера и Стивенса.
Логическое моделирование широко используется при изучении мышления человека и его сравнении с решением задач вычислительной машиной Это—попытки построения персептронов— машин, способных наподобие человека воспринимать и перерабатывать сенсорную информацию, запоминать и воспроизводить ее.

Иллюстрацией кибернетического моделирования является использование в психологии идей математического программирования на ЭВМ

Кроме причисленных методов, предназначенных для сбора первичной информации, в психологии широко применяются различные способы и приемы обработки этих данных, их логического и математического анализа для получения вторичных результатов, т. е. фактов и выводов, вытекающих из интерпретации проработанной первичной информации. Для этой цели применяются, в частности, разнообразные методы математической статистики, без которых зачастую невозможно получить достоверную информацию об изучаемых явлениях, а также методы качественного анализа.

Психология личности

Психология личности— раздел психологии, изучающий личность и различные индивидуальные процессы — всё то, что делает нас личностью. Акцент делается на попытке создать согласованную картину личности и её основных психических процессов.
Личность выступает объектом целого ряда наук и, являясь сложным, многогранным социальным явлением, требует к себе комплексного междисциплинарного подхода (философско-социологического, социально-психологического и т.п.). Психология изучает человека с точки зрения его психической, духовной жизнедеятельности.

В широком плане личность человека является интегральной целостностью биогенных, социогенных и психогенных элементов.

 

Теории личности

Существует очень много разнообразных подходов к классификации теорий и концепций личности. Рассмотрим в общих чертах некоторые из теорий личности, сложившихся во второй половине XX в.

В соответствии с бихевиористской теорией личность – это совокупность поведенческих реакций, присущих данному человеку. Та или иная поведенческая реакция возникает на определенный стимул, ситуацию. Изменяя их, можно программировать человека на требуемое поведение. Основоположник этой теории – американский ученый Д. Уотсон – видел задачу психологии в том, чтобы научиться «просчитывать» и программировать поведение человека.

Согласно теории черт (Г. Олпорт, Р. Кеттелл) люди отличаются друг от друга набором и степенью развитости у них отдельных личностных черт (или мотивов), которые действуют в данный момент и стимулируют поведение человека. Описание личности можно получить на основе, например, тестологического обследования или обобщения наблюдений за данной личностью. Результаты исследования позволили Кеттеллу создать шестнадцатифакторный личностный опросник (16PF),получивший большую популярность во всем мире.

По теории социального научения (А. Л. Бандура и др.) основной причиной индивидуального различия людей является осуждение или одобрение поступков человека другими людьми. Развитие личности происходит условно-рефлекторно в результате наблюдения за поведением окружающих и подражания им.

Одной из наиболее распространенных теорий личности является психоаналитическая теория (З. Фрейд). Согласно его теории поведение личности определяется потребностями. Раскрывая характер взаимодействия этих потребностей и возможности их удовлетворения, Фрейд выделяет в структуре личности три компонента: ид(«Оно»), эго(«Я») и супер-эго («Сверх-я»).

«Оно» – бессознательная часть психики, сосредоточие биологически врожденных, бессознательных инстинктов. «Оно» подчиняется принципу получения удовольствия и принципу сохранения внутреннего равновесия.

«Сверх-я» – это носитель моральных стандартов общества, его культурных норм, та часть личности, которая играет роль внутреннего критика человека, своего рода «цензора», его совести.

«Я» старается установить гармонию, равновесие между «Оно» и «Сверх-я», подчиняется нормам и требованиям реальности.

Когнитивная теория (У. Найссер, А. Пайвио) главную роль в объяснении поведения личности отводит знаниям. Согласно этой теории человек – это не машина, слепо и механически реагирующая на внешние или внутренние факторы. Напротив, человек анализирует информацию, сравнивает, принимает решения, решает проблемы.

Гуманистическая теория (А. Маслоу) базируется на целостном подходе к анализу личности. Согласно мнению Маслоу основная потребность человека – стремление к самосовершенствованию и самовыражению, или, как он назвал это, – ксамоактуализации, процессу постоянного развития и практической реализации своих возможностей. Маслоу считает, что самоактуализация – это явление врожденное, она входит в природу человека. Созданная Маслоу иерархическая система потребностей является моделью мотивации человека и отвечает следующим принципам:

• чем выше уровень потребности, тем менее жизненно необходимой она является;

• пока не удовлетворены потребности более низкого уровня, высшие остаются сравнительно неактуальными;

• с повышением уровня потребности повышается активность человека.

 

megaobuchalka.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *