Вопросы и ответы

Методики развития памяти у детей – . , — .

Содержание

Методы развития памяти у детей

Сознание маленького ребенка свободно, оно не скованно различными табу, не ограниченно рамками «этого не может быть». Его не удивляет, что колобок умет говорить, зайчик строит избушку, живущая в лесах Баба-яга и Кощей бессмертный для ребенка так же реальны, как воркующие голуби за окном. Малыш верит всему, для него не проблема вообразить несовместимые вещи, «напридумывать» фантастические образы и соединить их неправдоподобными связями. И пока он не растерял феерическую способность сочинять, оживлять стоит научить его навыкам запоминания.

Видов памяти существует великое множество: оперативная, механическая и логическая, кратковременная и долговременная, произвольная и непроизвольная, непосредственная и опосредованная. Память классифицируется по типу запоминаемой информации: зрительная, слуховая, двигательная; память на слова, цифры, лица.

Принцип развития любой памяти един. Информация, которую мы должны запомнить должна быть яркой и образной. Мы запоминаем то, что нас поразило и потрясло. Запечатлеваются яркие моменты жизни и для того, чтобы запомнить нужный информационный объем, мы должны его раскрасить, разложить на зрительные, слуховые и осязательные образы, и постараться войти в то, что запоминаем.

Не забывайте, объем запоминаемой информации должен быть интересен и понятен ребенку. Информация, «бьющая по нервам» сама запоминается. Учите ребенка прислушиваться к своим эмоциям, разбираться в них. Такого рода размышления о вызываемых чувствах способствуют лучшему закреплению информации.

Ниже перечислены игры — упражнения, которые научат придумывать ассоциации и находить черты сходства и различия в запоминаемых предметах и образах, упорядочивать нужную информацию. Игры не только разовьют память, но, и раскрасят, обогатят восприятие мира, научат видеть то, что раньше уходило от нашего внимания.

1. Сначала надо раздвинуть границы воображения. Помогут этому вот такие необычные предложения: «Вообрази, как звучит мягкое пушистое облако? Нарисуй животное, которое никто никогда не видел, что ты можешь ощутить, если дотронешься до радуги, нарисуй, как пахнут мамины духи».

2. Называете ребенку сначала знакомые слова, например: доктор, ручка, улыбка, а он вам перечисляет, какие ассоциации возникают в его воображении, описывая их по схеме: форма-цвет, запах, какие они на ощупь и вкус. Вы записываете прилагательные, а затем перечисляете их, ребенок вспоминает, какое слово соответствовало какой группе прилагательных. Задание усложняется, и для визуализации образов используются незнакомые слова.

3. Поиграв в предыдущую игру, усложните условия, перечислите ребенку, одну — две, на ваш взгляд, характерные детали предмета, а ребенок должен вспомнить объект. Например, белый, малыш вспоминает — это доктор, гладко-длинное, это ручка, красно-теплая, улыбка.

4. Берутся спички, пуговицы, мелкие детали конструктора, бумага, которую можно резать, рвать, мять. Вы диктуете с небольшим интервалом слова ребенку, а он выкладывает образы – ассоциации на услышанные слова и через некоторое время, глядя на выложенные фигуры, повторяет услышанное.

5. Игра на визуализацию слов и понятий, незнакомых ребенку. Малыш либо рисует образ, возникший в его сознании, либо описывает его словесно. «Как выглядит абракадабра, электрификация, субмодальность? А как эти слова пахнут, каковы они на ощупь?» В игре можно использовать различные термины и иностранные слова.

6. Малыш выбирает любой предмет и оживляет его, представляя, что выбранный объект обладает интеллектом, может говорить и двигаться. Что он расскажет, куда пойдет, что будет делать, среди каких предметов будет себя комфортно чувствовать. Можно придумать сказку, о житие-бытие ожившей вещи.

7. Эта игра достаточно известная. Ребенок выкладывает карточки — картинки, запоминает их, переворачивает и называет. Задание со временем усложняется, карточек становится все больше, времени на их запоминание – меньше. Эта игра – разминка. Следующий этап, вы с паузой диктуете слова, а ребенок выкладывает карточки, которые не связаны с вашим перечнем слов и, за тем, глядя на карточки, он воспроизводит услышанные слова. Малыш, например, выкладывает картинку «мяч», вы диктуете слово «шкаф», ребенку нужно быстро и на крепко связать эти два слова, чтобы впоследствии назвать то слово, которое услышал, а не увидел.

8. Игра на ассоциации. Называется слово, например, «луна» и ребенок перечисляет свои ассоциации на это слово: луна – космос – звезды – планеты — инопланетяне… Потом называется последнего слово ассоциативной цепочке и ребенок должен воспроизвести все слова-звенья наоборот, от последнего слова к первому.

Если вспомним НЛП и его классификацию по ведущей модальности: визуалы воспринимают мир через зрительные образы, аудиалы через слух, кинестетики через ощущения, то понятно, что визулы, будут стараться то, что следует запомнить — увидеть. Поэтому, родители ребенка — визуала должны сделать акцент на развитии тактильной и слуховой памяти, на том, что менее всего развито.

Эти игры не только развивают память, но и тестируют способности малыша, показывая его «слабые» или малоразвитые виды памяти. Например, малыш легко запоминает зрительные образы, но «тормозит» при запоминании со слуха или в установлении логических ассоциаций. Для того чтобы помочь малышу обратимся к технике запоминания.

Логические закономерности помогают связать запоминаемую информацию логической связью. Если требуется запомнить перечень не связанных между собой слов или образов, то придумывается логическая связь, впоследствии помогающая вытянуть слово за словом и восстановить весь перечень. Из разрозненных слов составляется связанный рассказ, и затем при воспроизведении, вспоминается сочиненный текст, и вычленяются из него нужные слова.

Последовательные ассоциации — запоминаются не сами слова, а ассоциации, которые к ним придумываются. Эта техника применяется, когда следует запомнить нечто абстрактное: иностранные слова или понятия, тогда на каждое «ничего не говорящее» слово придумывается ассоциация, вот она и запоминается.

 

Фонетические ассоциации.

Суть метода в подборе созвучных ассоциаций. Метод хорошо применять при запоминании иностранных слов. Например, при запоминании английского слова «ball» — мяч, представляется, что вас задели мячом, и вы почувствовали боль.

Автобиографические ассоциации, ассоциации с реально пережитыми событиями. Например, нужно запомнить текст, рассказывающий о жизни морских рыб. Тут же в памяти всплывает ваше путешествие в Египет, плавание в маске и множество ярких рыб проплывающих неподалеку. И «приложив» факты и содержание на ваше воспоминание, легко можно запомнить текст.

Раскрашивание и усугубление.

Трансформация информации, черно-белого образа — в цветной, маленького – в большой, плоского – в объемный. Хорошо запоминаются гипертрофируемые образы.

Вхождение — войти вовнутрь представляемой картинки, стать ее участником.

Соощущение позволяет усилить представления, почувствовать шероховатость, вкус, цвет, запах, звук представляемого образа. Этот метод называется тактильной, обонятельной памятью. Любое «нечто» можно вообразить в виде предмета, имеющего размер, форму, цвет, запах, фактуру и вот две последующие составляющие мы крайне редко задействуем. А попробуйте определить на ощупь слово «генетика», а чем пахнет слово «транскрипция»?

Избыточность.

Для запоминания используется больше информации, чем есть в исходном материале. Делается акцент на второстепенных деталях. Здесь задействовано умение видеть и чувствовать больше, чем есть на самом деле.

Цифро-буквенный код.

Цифровая информация более абстрактна, чем словесная, поэтому важна перекодировка, то есть оживление. Цифру от 0 до 9 представляем в виде образных крючков. Например, 1 – это палка, 2 – лебедь… 9 – перевернутый замок. И при запоминании ряда цифр, мы запечатлеваем образы цифр, связывая их свыше перечисленными методами. Для того, чтобы не было путаницы в воспроизведение многозначных цифр, к каждой цифре от 0 до 9 придумывается несколько образов — крючков. Например, 8 – матрешка, очки, бантик, снеговик.

Метод Цицерона.

По этому методу запоминаемые образы и предметы располагаются в знакомой комнате. Потом достаточно вспомнить комнату, чтобы всплыла нужная информация.

Комбинированный метод.

Чем больше ассоциаций вызывает знакомство с новой информацией, тем прочнее запоминание. Поэтому преувеличивайте, раскрашивайте, заставляйте двигаться, оживляйте, становитесь сами действующим лицом информационной цепочки, заменяйте с целью усиления образа, связывайте неожиданным, невозможным в жизни способом. Запоминаемую информацию делайте уникальной, она должна быть разноцветным фейерверком огней вашей памяти. Натренировавшись, вы станете настолько быстро выстраивать ассоциации, что время запоминания будет практически равняться времени поступления информации.

Как выбрать метод для лучшего запоминания информации? Сначала следует до автоматизма отработать все техники, а потом… расслабиться и довериться своему первому ощущению, которое и будет самым ярким и запоминающимся.

Как и когда заниматься? К развитию памяти следует относиться не как кропотливому труду, а как к игре. А играть можно всегда и почти везде. Поэтому игры по развитию памяти не имеют временных ограничений, помните лишь, что внимание ребенка на одном виде деятельности можно удержать 15-20 минут. Внесите дух соперничества: кто больше запомнит, кто быстрее назовет, кто придумает самый неправдоподобный образ.

Запоминание стихов.

Взрослый медленно читает стихотворение вслух. Малыш слушает с закрытыми глазами, прорисовывая перед внутренним взором каждую строчку, насыщая ее деталями, и чем больше будет второстепенных компонентов, тем ярче будет поэтический образ. Перенасыщение деталями ведет к тому, что малыш вживается в нарисованную им картинку, становится действующим лицом повествования.

Замечательно, если малыш начинает не только видеть строки, созданные поэтом, но и чувствовать запах, температуру, ощущать поверхность описываемых предметов. И впоследствии ребенку нужно лишь описать мир, созданный его воображением. Для того, чтобы чтение стихотворения на память, не напоминало пересказ близкий к тексту, когда есть возможность слово заменить синонимом, научите малыша вслушиваться в звучание слов, рифму и ритм стиха.

Если малыш созрел к системному восприятию некого объема информации, например, вы, решили прочитать детскую энциклопедию с последующим пересказом отдельных глав, то выделите определенное время для ваших занятий и предложите малышу придумать некий обряд, позволяющий ему сосредоточиться, войти в состояние максимальной концентрации внимания. Это может быть любой жест или несколько глубоких вдохов. Повторив эти движения несколько раз перед занятиями, ребенок заякорит, свяжет обряд с последующей фиксацией внимания. И впоследствии, когда ему необходимо будет быстро сосредоточиться, достаточно будет повторить знакомый жест, ритуал.

Затем текст читается, одновременно в сознании фиксируется название и автор текста, факты, действия, основное содержание. Ребенок сначала отвечает на ваши вопросы: кто автор, как называется прочитанный рассказ… Отшлифовав умение отвечать на поставленные вопросы, малыш начнет уже автоматически давать ответы на эти вопросы при пересказе. При работе с текстом, изобилующим большим количеством фактов и понятий, дайте ребенку бумагу и карандаш, пусть рисует и пишет то, что поможет ему зафиксировать информацию. И ничего страшного нет, если вы не сможете разобрать его «закорючки», главное, чтобы они помогали ребенку воспроизвести текст.

При запоминании большого объема информации рисуйте карту памяти, используя разноцветные ручки и фломастеры, начиная с середины страницы. В центре пишется главная идея или тема, затем идут разветвления, указывающие на какие части, блоки делится текст. Для каждого ответвления напишите ключевое слово. Эти слова должны отражать суть идеи, будить память. Не забудьте отдельным цветом выделить факты.

Если содержание текста понятно, то появляется свое мнение о прочитанном или услышанном, личное отношение и комментарии к тексту тоже помогают в пересказе. Добавляйте символы и рисунки, чтобы легче потом было вспомнить. В карте памяти должны быть отображены такие ключевые моменты: кто делает, что, когда, почему, где, как. Это позволит дольше сохранить информацию в активной зоне памяти.

С какого возраста заниматься?

Существуют игры по развитию памяти для детей (10 месяцев — 1,5 года), например, «Найди игрушку», «Где мама», «Чего не стало» («Чего не хватает»). Правила игры кроятся уже в названии. Кто-то или что — то прячется, и это нужно вспомнить и найти. Для детей постарше есть игры «Узнай предмет», «Волшебный мешочек». В этих играх ребенок на ощупь должен определить предмет. При этом развивается тактильная память, а для развития двигательной памяти есть игра «Делай, как я». Малыш повторяет движения взрослого, темп со временем убыстряется, усложняются и сами движения.

Помимо игр, чтение книг, заучивание стихов, разгадывание загадок, головоломок и ребусов тоже прекрасно развивает память.

Помните, чем больше внимания родители уделяют развитию различных видов памяти, внимания и воображения малыша, тем выше интеллектуальный потенциал их ребенка.

Марина Саватеева

www.kraskizhizni.com

Топ методов развития памяти и внимания у детей

Тема довольно глубокая и важная. Как сказал кто-то из известных психологов: «самое важное время для развития памяти — это время до школы». И действительно, развитие памяти и внимания у детей — процесс одновременно и развивающий, и интересный. А если есть интересные программы и компьютер, то можно обучение превратить в увлекательную игру. Давайте посмотрим, что можно предложить нашим детям для развития этих основных навыков, которые очень пригодятся в школе, да и в жизни будут нелишними.

Оглавление:

Диагностика памяти и внимания 

Определяем уровень развития всех видов памяти у младшего школьника

 

Тема, диагностики памяти у младших школьников довольно обширна и сложна, поэтому мы рассмотрим лишь одну из методик.

  1. Слуховая память. Вы читаете ребёнку ряд из 10 слов, которые он должен запомнить и записать.

Слова: дерево, собака, книга, стол, окно, трава, машина, фломастер, гриб, утюг.

  1. Зрительная. Предложите ребёнку прочитать ряд из 10 слов, а затем записать те, которые удалось запомнить.

Слова: барабан, пряник, ложка, мотоцикл, коробка, яблоня, фотография, журнал, цветок, медведь.

  1. Моторно-слуховая. Взрослый читает слова, а ученик повторяет за ним шёпотом и «записывает» в воздухе. Потом, он должен записать на листе бумаги все слова, которые запомнил.

Слова: корзина, гора, мост, лужа, кошка, вилка, чемодан, гусь, вишня, карандаш.

  1. Комбинированная. Ребёнок читает слова вместе со взрослым, проговаривает их шёпотом, «записывает» в воздухе, а затем на лист бумаги.

Слова: морковь, чашка, попугай, стул, дорога, солнце, мыло, сумка, лампа, озеро.

Вывод, насколько развита каждая из видов памяти, можно сделать по количеству баллов, которые набрал ученик.

10 – развита хорошо.

9 – 5 развита на среднем уровне.

5 – 1 низкий уровень.

Возможно, вам будет интересно Шуточный тест на сообразительность

Узнаем уровень развития памяти у дошкольника

Прежде чем начинать развивать уже имеющиеся навыки, необходимо сначала понять, а на каком же уровне наш ребенок? Для этого можно провести с ним несколько игр.

 

  1. Найти игрушку. Эта игра позволит понять, на каком уровне находится память, а также внимание и способность понять инструкцию или просьбу взрослого. Перед малышом необходимо положить несколько игрушек, которые он хорошо знает и предложить закрыть ему глаза. Убрать 2 игрушки, попросить малыша назвать отсутствующие.
  2. Если ребенок назвал 2 и правильно, значит, память и внимание у него развиваются достаточно хорошо: он внимателен и прекрасно понимает просьбу взрослого.
  3. Если малыш назвал только одну игрушку верно, то уровень развития памяти средний, возможно, не хватает внимания, но просьбу он понимает.
  4. В третьем случае, ребенок не называет верно ни одну игрушку и не понимает смысла задания. Значит, дела не так хороши, и маме или папе необходимо всерьез задуматься о подключении дополнительных материалов для развития этих навыков у своего крохи.
  5. Карточки с нарисованными предметами. Их должно быть 10 и на них можно нарисовать или найти картинки и приклеить различные предметы, такие как клоун, цветок, машина, девочка, мальчик, солнце, кошка, собака, дерево, дом. Затем показывать карточки малышу на протяжении 5 — 6 секунд и затем спрятать. Потом он должен назвать и вспомнить в произвольном порядке названия предметов.
  6. Если 8 — 10 карточек ребенок назвал правильно, значит, память в отличном состоянии. Когда названы 5 и меньше карточек, тогда нужно всерьез заниматься развитием малыша.

Более взрослым детям можно придумать задачки посложнее, например, с цифрами и буквами.

Возможно, вам будет интересно Что делать, если ребенок не хочет учиться — Формируем мотивацию к обучению

Тест «Проверь свою память». Для детей школьного возраста

10 интересных методов развития памяти и внимания у детей разного возраста

Как развить зрительную память

Этот вид памяти, который называют еще фотографической позволяет воспринимать информацию через образы и окружающий мир. Именно через достоверное восприятие и запоминание у ребенка тренируется и впоследствии формируется необходимый уровень памяти и внимания.

 

Способы тренировки зрительной памяти

После предварительного исследования, которое провели, нужно, учитывая уровень ребенка, знать пошаговый алгоритм обучения. То есть как именно вводить упражнения, чтобы эффект был максимальным.

  • Обязательно учитывайте уровень развития, и внедряйте задачи и упражнения по мере сложности постепенно.
  • Иногда малыш не очень хочет заниматься, поэтому продумайте призы, соревновательные и игровые моменты.
  • Продумайте, чтобы задания и инструкции были понятны ребенку, не слишком усложняйте в первое время.
  • чтобы улучшить эффект старайтесь задействовать слух и моторику.

 

Возможно, вам будет интересно Почему современные дети плохо говорят — страшная правда

Основные методики развития памяти

Рассмотрим в качестве примера несколько самых интересных и эффективных. При регулярных занятиях они обязательно помогут достичь хороших результатов, да и ребенку будет интересно заниматься.

 

Пазлы

 

  1. Их можно приобрести в любом магазине игрушек или изготовить самостоятельно.
  2. Такая игра не только развивает внимание, усидчивость, но и задействует моторику и, естественно, память.
  3. Часто собирать пазлы любят не только маленькие дети, но и взрослые школьники, и сами родители.
  4. Прекрасный вариант провести вместе вечер. Только продумайте, чтобы уровень пазлов соответствовал возрасту.

 

Перепутанные картинки

 

Такая игра вызывает бурю эмоций у маленьких детей. На картинках рисуем сказочных героев в несвойственном им виде (например: волк, но в Красной Шапочке, крокодил Гена, но с ушами чебурашки), а также неправильные действия: мышка бежит за кошкой и так далее. Попросите ребенка «навести порядок». Необходимо, чтобы он не только указал, что неправильно изображено, но и как это исправить.

 

Метод Цицерона

  • Назван так в честь римского оратора.
  • Ту информацию, которую необходимо запомнить, следует расположить в воображаемой комнате по порядку и по часовой стрелке: на столе, стуле, диване. Помогайте в первое время.

 

Можно найти в интернете много очень интересных и ярких занятий, которые увлекут ребенка. На экране появляются картинки, а потом смешиваются. Необходимо поставить их в первоначальную цепочку. Только следует помнить, что такие занятия перед экраном необходимо строго дозировать и делать перерывы, чтобы у ребенка отдохнули глаза и спина.

Возможно, вам будет интересно Виды памяти в психологии — Загадки человеческой природы

Как развить слуховую память

Она не менее важна, чем зрительная, а иногда даже больше необходима. В старших классах нужно не только конспектировать материал, но и воспринимать на слух. Поэтому развивать слуховую память можно и нужно не меньше, чем зрительную.

 

Как проверить?

  1. Способ достаточно прост: назовите ребенку 4 числа, а потом попросите повторить их в обратном порядке.
  2. Потом увеличивайте количество чисел. Хорошим уровнем будет тот, когда ученик повторит 6 и более чисел.

С более младшим ребенком можно провести аналогичное исследование: только вместо чисел используйте знакомые песенки из кинофильмов (строчки или названия из них) или звуки и голоса животных, просто гласные или согласные буквы.

 

Развиваем слуховую память

Нужно заниматься этим педагогически правильно и целенаправленно. Если начали, то выработайте системность, занимайтесь с ребенком регулярно.

 

Аудиокнига

Возьмите за правило слушать вместе с ребенком хотя бы несколько раз в неделю сказки, интересные рассказы. Поинтересуйтесь, на какие темы хотелось бы послушать произведение и какие жанры интересны вашему сыну или дочери. С маленькими детьми можно слушать песенки или коротенькие стихотворения, возможно, небольшие сказки.

 

Снежный ком

Это упражнение можно проводить как в паре, с двумя детьми, так и с большим количеством детей. Один называет слово, второй ребенок повторяет уже названное и добавляет второе слово. Далее добавляется третье и так далее. Последний шаг, когда ребенок повторяет все слова и добавляет свое. Таких слов должно быть 10, потом можно увеличивать количество. Можно придумать призы или мотивировать чем — то другим.

 

Правильно разукрашиваем

Подойдет обыкновенная раскраска и карандаши. Взрослый выбирает рисунок и дает задание, что каким цветом разукрасить. По памяти ребенок должен выполнить задание. Упражнение хорошо тем, что многие дети любят рисовать и с удовольствием включатся в игру.

Интересные уроки (4 урока), по развитию памяти, от кандидата психологических наук Антона Сорина

Как развить внимание у детей

Многие часто жалуются, что ребенок невнимателен и рассеян. Есть определенные рекомендации, которые нелишними будут для всех родителей. Так как простые соблюдение некоторых правил в жизни позволят хорошо развить внимание вашему ребенку. А внимательный ребенок — это самостоятельный ребенок.

Порядок в доме

Самостоятельность можно развивать, предлагая малышу просто убирать свои игрушки или приучиться складывать учебники и тетради по местам. Пусть он четко отслеживает, где у него находятся носочки, носовые платки, у девочек — заколки. Определите место, куда ставить обувь и класть испачканную одежду.

 

Убираем телевизор как фон

Ребенку будет намного легче концентрировать свое внимание, если телевизор, компьютер или музыка будут выключены во время принятия пищи и выполнения уроков.

 

Найти отличия на картинках

Предлагаем 2 одинаковых изображения, на которых необходимо найти, допустим, 5 — 10 отличий

Почему так важно развивать память и внимание у школьников

Очень важно, еще до поступления ребёнка в школу, заниматься с ним развитием, таких важных психических функций, как памяти и внимания. Если же эти процессы не развились в полной мере и не соответствуют возрасту школьника, то это напрямую отражается на его успеваемости. Которая, в свою очередь, напрямую зависит, оттого, насколько точно и полно усваивается материал.

Причиной низкой успеваемости и плохого восприятия, могут стать:

  • Недостаток речевого развития
  • Ослабленное здоровье ребёнка
  • Низкий уровень запоминания и объёма памяти

Эти и другие причины приводят к тому, что ребёнок теряет веру в свои силы и способности. Ему кажется, что проблемы с учёбой, которые возникают у него из-за недостаточно развитых процессов памяти и внимания, это следствие чего-то другого. Например, плохой учитель или одноклассники, которые не дают сосредоточиться. При этом, если не уделить должного внимания развитию важных психических функций, то ситуация с каждым учебным годом, будет только ухудшаться.

Заключение

Развитие памяти и внимания у детей не должно быть нудным и надоедливым занятием. Старайтесь все представить в игровой форме. Дети обожают играть. Придумайте занятия, где будут задействованы все члены семьи.

Развивая внимание, вы будете развивать и различные виды памяти. Все взаимосвязано. Подключайте моторику, тогда ребенку будет вдвойне интересно.

Если малыш что-то не умеет, не отчаивайтесь и не тревожьтесь, просто начните заниматься, учитывайте настроение и состояние детей. Наблюдайте, что им больше нравится, добавляйте новые упражнения.

Надеюсь, статья была вам полезна. Напишите в комментариях, что вы думаете по теме статьи.

Удачи и терпения!

Ваша Татьяна Кемишис

 

Если статья вам понравилась, поделитесь ею в своих соц. сетях

 

 

 

algebrazhizni.ru

Методики развития памяти у ребенка

Как интересно и одновременно сложно устроен наш мозг! Часто бывает, что человек в пожилом возрасте помнит какие-то песни или рассказы из своего детства, но забывает, куда положил очки; молодой человек знает ответы на все билеты к экзамену, но забывает взять с собой зачетку; или же ребенок может помнить в деталях, как впервые папа посадил его на велосипед, обучая кататься, но, собираясь в школу, постоянно оставляет дома сменную обувь. Давайте попробуем разобраться, как можно помочь детям максимально использовать потенциал своего мозга.

Говоря об определении слова «память», словарь Ожегова гласит: «Память — это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений». Другими словами она предназначена для накапливания, сохранения и воспроизведения информации.

Родителям, особенно, важно знать, что память подразделяется на несколько типов: по наличию цели, по содержанию, по временным характеристикам и так далее, ведь именно родители могут и должны закладывать прочное основание для развития хорошей памяти своего ребенка. И должны они начать заниматься со своими детьми практически с рождения. Одна из главных задач, которую должны попытаться решить родители – это как можно раньше определить, к какому типу восприятия склонен их ребенок и, следовательно, выбрать наилучший для их ребенка метод подачи информации.

С целью определения, к какому типу памяти склонен ребенок, важно присмотреться к тому, что ребенок легче запоминает: возможно, это то, что он видит, или то, что слышит, или же то, что он может ощупать, потрогав руками. К примеру, ребенок может часами напролет читать стихотворение, пытаясь выучить его наизусть, и все напрасно. В таком случае, родителям стоит прочитать стихотворение, чтобы ребенок смог воспринять его на слух – в случае отрицательного результата, пусть ребенок также попробует написать слова стихотворения собственной рукой.

Следует помнить, что малыши пока не могут заставить себя намеренно что-то запомнить, этот процесс у них происходит непроизвольно, но стоит учитывать, что им легко запоминаются яркие, интересные события и занятия. Следовательно, родители должны заниматься со своими детьми в игровой, яркой, запоминающейся форме. Важно помнить: чем ярче занятие, тем дольше оно задержится в памяти ребенка. К примеру, если вы хотите, чтобы ребенок понял и запомнил, что такое красный цвет, соберите вместе много вещей красного цвета (предметы одежды, мягкие игрушки, книжки, карандаши, пластмассовое ведро и др.). Займите этими предметами как можно большую территорию и периодически повторяйте «красная юбочка, красный кубик и т. д.» Играя в подобные игры, ребенок задействует разные участки мозга, которые способствуют запоминанию.

Хотя мозг составлен очень сложно, его можно и нужно тренировать подобно обычной мышце. Как мышцы ослабевают без тренировок, также и мозг, и в частности, память утрачивают свои возможности. Общение служит одним из лучших факторов развития памяти. Поэтому родителям важно больше общаться со своими детьми, задавая им вопросы, подобные этим: «Что или кого ты сегодня видел?», «С кем разговаривал?», «Что делал?» А когда будете читать детскую книжку, пусть малыш рассматривает картинки, а вы задавай вопросы по персонажам и их действиям.

С раннего возраста, где-то с полутора лет, можно прятать игрушку под одним из двух (позже трех) одинаковых полотенец. Ребенок должен ее найти. Такая игра не только интересна, но и способствует укреплению памяти.

С двух лет предлагайте ребенку игру «Кто ушел?». Кладем перед ним 3-4 игрушки, предлагаем ему запомнить их, затем убираем одну из игрушек, так, чтоб он не увидел какую, и спрашиваем «Кто ушел?». Подобная ей – игра «Кто пришел?». Даем возможность ребенку посмотреть, какие игрушки находятся перед ним, затем незаметно добавляем еще одну и спрашиваем «Кто пришел?». Такие упражнения развивают внимательность и зрительную память. С этой же целью можно использовать  карточки с рисунками. Показываем ребенку карточку с простым рисунком (круг, овал, треугольник, квадрат), даем возможность, как следует ее рассмотреть, затем переворачиваем и просим малыша воспроизвести рисунок.

Одной из любимых может стать игра «Делай как я» — малыш должен под музыку повторять танцевальные движения или движения зарядки, показанные родителями. Это будет способствовать тренировке его двигательной памяти.

Чтобы развить ассоциативное мышление, можно предложить игру «Найди названный предмет». Для этого разложите перед ребенком карточки с нарисованными предметами. Вначале нужно рассказать ребенку о каждом изображении (клубника, огурец, апельсин), затем называем один из изображенных предметов и просим его найти. Со временем количество карточек должно увеличиваться. Можно также изменить форму игры, спросив «Что зеленого цвета?» или «Какой фрукт круглый?».

С целью развития логической памяти можно положить перед ребенком карточки, содержащие изображения животных и одну с изображением фрукта, или взять несколько кубиков и один мячик и спросить: «Что здесь лишнее?». Обязательно расспросите ребенка, почему он считает именно так.

Вы можете придумать и другие занятия и упражнения для развития памяти. Усложняйте их по мере взросления ребенка. Например, можно спросить у пришедшего с улицы сына, сколько машин стоит перед домом, есть ли среди них автомобиль красного цвета. У дочки можете спросить, например, сколько на туалетном столике мамы стоит баночек с кремом. Такие вопросы способствуют тренировке не только памяти, но и внимания, заставляют обращать внимание на повседневные мелочи. Помимо регулярных упражнений, не менее важны для развития и сохранения работоспособности памяти – правильное питание, здоровый сон, регулярные физические нагрузки и прогулки на свежем воздухе.

 

www.rastut-goda.ru

Методики развития памяти у детей

Память является психическим процессом, основывающимся на закреплении и сохранении прошлого опыта, который пригодится для использования в будущей жизнедеятельности человека. Память базируется на запоминании, сохранении и воспроизведении информации, которая поступает из внешнего мира и играет важнейшую познавательную роль.

Видов памяти существует большое количество:

  • краткосрочная и долговременная;
  • когнитивная, эмоциональная и личностная;
  • словесно-логическая и образная память.

Дети рождаются с памятью, способной воспринимать большое количество информации. Но с возрастом канал образного мышления сужается и память ухудшается. Для улучшения её нужно постоянно стимулировать. Процесс тренировки происходит не тогда, когда информация запоминается, а тогда, когда происходит попытка её запоминания.

Совершенствование памяти у детей необходимо не только для учебы, но и для повседневной жизни.

Основные методики

Выделяют несколько методик развития памяти.

Одна из них – мнемотехника — базируется на воспроизведении образов. Основывается на двух методах:

  • Метод «цепочки». Суть заключается в том, что между несколькими объектами или словами устанавливается определенная связь. С ее помощью из предметов, не имеющих между собой ничего общего, создается единое целое.
  • Метод Цицерона. Используется, если необходимо запомнить большое количество информации. Смысл его в создании последовательной системы образов. С каждым образом по порядку ассоциируются основные слова запоминаемой информации: слова, объекты, цифры.

Также существует методика развития памяти, которая называется эйдетика. Она нацелена на правильное запоминание и формирование образного мышления. По мнению разработчиков данной методики, малыш, научившийся в детстве правильно запоминать, с легкостью учится в школе, с удовольствием заучивает любую информацию.

Принцип эйдетики основан на позитивном воображении. Чем больше у крохи развито образное мышление, тем легче он запоминает любую информацию и сможет её воспроизвести.

Заниматься развитием памяти можно с детками старше полуторагодовалого возраста. Для достижения положительного эффекта занятия эйдетикой должны проводиться систематически в форме игры.

Известно, что малыши лучше усваивают материал в игре, поэтому ниже представим ряд упражнений, направленных на улучшение мыслительных процессов у детей.

Упражнения для развития памяти у детей

  • Упражнение для тренировки памяти детей «Запомни рисунок». Целью задания является совершенствование кратковременной зрительной памяти. Во время занятия маленькому мыслителю показывают рисунок, на котором изображено девять разнообразных фигур и просят их запомнить. Затем показывают другую картинку, на которой имеется девять объектов, три из которых дублируются с первого рисунка. Кроху просят указать, какие фигуры присутствуют на обоих изображениях. Презентация рисунка составляет 30 секунд, затем показывают другую картинку. Занятие можно проводить до тех пор, пока малыш не запомнит все фигуры.
  • Упражнение «Выучи слова». Целью является усовершенствование процесса заучивания. Малышу предлагается выучить на память 12 слов и рассказать их по порядку. Во время занятия крохе зачитывают слова, после этого он должен по памяти их воспроизвести. В идеале ребенок должен запоминать и воспроизводить слова за шесть или меньше подходов.
  • Упражнение «Назови слова». Задание направлено на улучшение активной памяти и увеличение словарного запаса. Группы слов: животные, цвета, форма предметов, действия. В ходе занятия говорим крохе несколько слов, относящихся к одной из групп. Просим его назвать другие названия, относящиеся к этой категории.

На название слов из каждой группы малышу дается по 20 секунд.

  • Упражнение «Найди отличия». Упражнение тренирует зрительную память и внимание. Учит сосредотачиваться на мелких деталях. Во время игры предложите своему чаду найти отличия в двух, на первый взгляд, одинаковых рисунках.
  • «Запомни расположение рисунков». Цель упражнения: тренировка запоминания зрительных образов и фантазии. На стол выкладывают десять картинок с разнообразными изображениями. Просим малыша внимательно на них посмотреть, запомнив, в каком порядке они находятся. Убираем картинки. Предлагаем юному созданию вспомнить и воспроизвести расположение картинок в ряду. Берем эти же картинки, выкладываем по одной на стол. Предлагаем карапузу сочинить рассказ, основываясь на этих картинках. Убираем изображения. Просим воспроизвести последовательность.
  • «Рисуем и запоминаем». Этот метод стимулирует формирование зрительной памяти, помогает визуализировать понятия. Предлагаем маленькому художнику рисовать предложенные слова. Например, радость, дружба, радуга и др. После того, как кроха закончит рисовать, просим его вспомнить, что это были за слова.
  • «Что пропало?». Цель — тренировка зрительной и кратковременной памяти. Перед ребенком в ряд ставим несколько игрушек. Просим его запомнить игрушки и их месторасположение. Затем малыш закрывает глаза. Прячем игрушку и предлагаем ему вспомнить, какой предмет пропал и где он находился.

Кроме упражнений хорошо совершенствует память заучивание наизусть стихов, разгадывание загадок, решение головоломок, кроссвордов.

Заключение

В заключение отметим, что дошкольник запоминает информацию механически. Так происходит до тех пор, пока малыш под руководством родителей и педагогов не научится управлять собственной памятью. Дальнейшие успехи ребенка напрямую зависят от того, насколько правильно шел процесс развития.

razvitiedetki.ru

развитие памяти. Обзор лучших методик

Ежедневно мы получаем новости. Они поступают к нам от знакомых, со страниц книг, газет и из окружающего мира. Большую часть этой информации мы хотели бы запомнить. Но часто случается так, что в самый нужный момент мы не в состоянии вспомнить то, что узнали раньше. Чтобы как можно реже сталкиваться с этой трудностью, следует обратить внимание на развитие памяти. Для этого психологами и учеными было создано много методик, которые помогают тренировать свой мозг и учиться запоминать.

Виды памяти

Чтобы запомнить музыку, числа, лица, место расположения предметов, порядок действий и так далее, мы пользуемся различными видами памяти. Она делится на несколько разновидностей:

  1. Зрительная.
  2. Слуховая.
  3. Моторная или рефлекторная.
  4. Словесно-логическая.

Регулярные тренировки позволяют улучшить память. Развитие только одного ее вида (например, зрительного) не улучшает автоматически и слухового. Доказано, что за каждый отдельный тип памяти отвечают разные области мозга. Поэтому важно определить свои слабые стороны и начать их развивать.

Зрительная память

Чтобы человек мог узнавать людей, события, местность, ему нужна хорошая зрительная память. Развитие ее действительно дает преимущества, поскольку это поможет стать более внимательным и, например, воспроизводить на бумаге важные номера и даты. У людей, у которых профессия связана с рисунками, эта область мозга развита гораздо лучше, чем у других. К числу таких счастливчиков относятся художники, дизайнеры, мультипликаторы. Эти люди регулярно сознательно запоминают детали, черты и нюансы, чтобы отобразить их на бумаге. Тем, кто хотел бы натренировать свою память, следует внимательно рассматривать фотографии, рисунки, портреты. Развитие памяти подразумевает не просто бездумное разглядывание. Нужно стремиться запомнить черты лица, мимику и другое. Вначале мы составляем общее представление об увиденном образе, после чего акцентируем внимание на мелочах. На каждое фото тратим не более 15 секунд, после чего переходим к следующему портрету. Мы стремимся запомнить больше деталей. Со временем при регулярных тренировках мозг сможет усваивать больше мелочей за меньшее время.

Она может нам быть полезна при выполнении ежедневных дел, различных поручений. Для этого нужно подключить воображение. Например, вам сегодня надо вынести пакет с мусором, но вы обычно об этом забываете. Чтобы данное задание не вылетело из головы, можно закрыть глаза и представить, как огромный мусорный пакет весело марширует по лестнице в сторону контейнера. Суть в том, что такую необычную картину забыть сложнее, чем просто сухое обыденное задание. Точно так же можно представлять другие образы, которые будут помогать держать в памяти повседневные дела.

Слуховая память: развитие и тренировка

Информация, которую мы получаем через уши, очень важна в нашей жизни. Так мы узнаем важные сведения, которые помогают определить, как нужно поступить, что сделать, кого запомнить. Поэтому развитие памяти в этой области поможет сделать нашу жизнь качественнее, нам не придется тратить уйму времени на то, чтобы вспомнить важную информацию. Для тренировки можно воспользоваться следующим методом. По дороге в магазин или на работу мы можем слышать отрывки бесед прохожих. Постарайтесь уловить эти слова и фразы и удержать их в памяти несколько секунд. Вечером попытайтесь вспомнить эти предложения или для начала хотя бы их содержание.

Включите аудиозапись какого-нибудь стихотворения. В первый день прослушивайте одну строчку, при этом стремитесь в уме ее представить, словно эта фраза написана перед вашими глазами. Старайтесь запомнить слова. Если не получилось повторить строку, слушайте сначала. Все слова должны быть понятными и знакомыми вам. После того как запомнили строку, повторите все слова в обратном порядке. Например, «ночевала тучка золотая на груди утеса великана» и наоборот — «великана утеса на груди золотая тучка ночевала».

На второй день таким же образом прослушиваете другую строчку и запоминаете. Повторите материал за эти два дня. Каждый день заучивайте еще по одной строке, при этом не забывая произносить по памяти уже знакомые слова. Следующее стихотворение начинайте запоминать сразу по две строки. И так далее. Каждый раз стремитесь не просто зазубрить материал, а запомнить, не забывая о том, что нужно прокручивать в голове соответствующие образы.

То, благодаря чему мы говорим правильно

Для человека очень важна словесно-логическая память. Развитие этого ее вида — очень интересный процесс. Такая память отвечает за складывание слов в правильную логическую цепь, образование из них понятных, правильных фраз. Здесь основой являются мысли. Они передаются человеческим языком. Существует несколько способов облечь свои мысли в слова. Во-первых, можно передать суть в свободном стиле, как умеем. Во-вторых, можно воспользоваться правилами словесного оформления. Именно тут потребуется хорошая память, чтобы не забыть конструкцию предложения. Но есть один нюанс: мы не сможем натренировать эту область мозга, если будем просто бездумно заучивать готовые правила. Необходимо вдумываться в их значение, размышлять, почему предложение должно оформляться именно так. Только в таком случае мы начнем развивать логическую память. В качестве тренировки мы можем брать предложение и стараться грамотно его интерпретировать, при этом не забывая о правилах использования лексики.

Книги по тренировке памяти

Создано немало методик, которые помогают человеку любого возраста развить области мозга, отвечающие за запоминание. Например, популярностью пользуется книга, которую написал У. Аткинсон — «Память и ее развитие». Американский писатель и психолог дает конкретные советы по тренировке этой способности и по поводу того, как воспитать в себе умение усваивать нужные детали. Аткинсон рассказывает о том, как быстро запоминать даты, лица, числа и имена.

Детская память

Развитие памяти у детей очень важно, поскольку от нее зависит то, как они будут воспринимать информацию во время учебы. Заниматься с ребенком нужно систематически, начиная еще с дошкольных лет. В таком возрасте у юного человечка лучше всего работает память, связанная с образами и эмоциями. Дети хуже реагируют на символы или слова. Но стоит определить, какая память лучше развита именно у вашего крохи. Может быть, ему проще запомнить, когда он сам рисует, или, наоборот, когда ему показывают готовые картинки. Или же ему все-таки лучше рассказывать и объяснять. В любом случае в таком возрасте эффективнее использовать игры на развитие. Память во время этого процесса легче усваивает информацию.

«Отгадай, что это!»

В такой игре может быть задействовано несколько детей. Каждому малышу отдельно от других показывают предмет, который он должен затем описать своими словами, не глядя на него. Отгадывать можно только после того, как ребенок назвал существенные отличия заданной вещи. В конце игры можно поощрить всех конфетами. Чтобы детям было интересно, тому, кто рассказывает, можно давать в руки флажок или камешек, который по эстафете передается следующему рассказчику.

Есть и другие игры на развитие. Память (и не только) будет хорошо тренироваться, если проводить эти занятия регулярно. К примеру, в следующей игре задействуется еще и логика ребенка. Понадобится несколько палочек, штук 20-30. Можно заменить спичками. Взрослый выкладывает фигурку, это может быть елочка, домик, солнышко. Малыш смотрит на нее до 4 секунд и старается запомнить. После чего мама накрывает листом бумаги свое творчество и просит кроху сделать такую же фигурку. Неправильно расположенная палочка — это ошибка. Постепенно можно усложнять задачу, раскладывая сразу несколько фигур. Конечно, задание вначале может показаться сложным, но со временем у ребенка разовьется память, и все получится.

Еще одна игра не менее увлекательно тренирует эту способность. На поверхность выкладывают 10 игрушек. Кроха должен постараться запомнить, в какой очередности они расположены, рассматривая их около 20 секунд. После того как он отвернется, можно убрать две игрушки или поменять их местами. Задача малыша — понять, что изменилось, и все восстановить.

fb.ru

Как развить память у ребенка: игры и упражнения

Проводя занятия по подготовке ребёнка к школе, родители отмечают, что маленьким детям зачастую тяжело сконцентрировать внимание и запомнить предлагаемую информацию. Целенаправленное развитие памяти в дошкольном возрасте поможет избежать проблем с запоминанием, тем более что хорошая память во многом является залогом развития интеллектуальных способностей ребёнка. Плохая память может быть также связана со специфическими особенностями работы мозга и развития маленького ребёнка, однако, случаи эти достаточно редки и должны диагностироваться исключительно специалистами.

Читайте подробней о том, как развивать интеллект ребенка — в статье по ссылке.

Для того чтобы разобраться, как у детей развивается способность запоминать, почему один ребёнок запоминают необходимое быстро и легко, а у другого память плохая, необходимо хорошо понимать, что такое память и каковы механизмы её развития.

Особенности процессов запоминания у младших школьников

Механическая память или осмысленное запоминание?

Интересный вопрос, с которым наверняка столкнутся родители в процессе занятий с ребёнком. Механическое запоминание, другими словами «зубрёжка», не считается успешным способом тренировки памяти, и не пользуется популярностью у педагогов и родителей. Совершенно справедливо считается, что хорошо запоминается то, что было проанализировано, осмыслено и стало понятно ребёнку.

Однако есть интересный нюанс: у детей 2-3 лет в силу особенностей их развития, преобладает механическая память, например, начиная повторять за взрослыми отдельные строфы и четверостишия, они зачастую не до конца понимают их смысл. При этом малышам очень нравится темп и рифма стихов, поэтому они с удовольствием декламируют понравившиеся строчки.

Этой особенностью детской памяти успешно пользуются преподаватели иностранных языков, именно поэтому считается, что обучение языкам будет эффективно, если оно начато в самом раннем возрасте.

Постепенно механическое запоминание вытесняется осмысленным, и уже у младших школьников потребность в заучивании и «зубрёжке» должна быть относительно невелика. Однако определённые элементы механического запоминания будут актуальны ещё какое-то время на уроках иностранного языка.

Важно: Необходимо следить за уровнем словарного запаса дошкольников и младших школьников, так как его недостаточность может стимулировать потребность в слепом «заучивании», а не в объяснении того или иного явления своими словами.

Подробней о том, как развивать словарный запас ребенка — читайте по ссылке.

Повторение – мать учения?

Многие педагоги считают эффективным такой метод тренировки памяти, как многократное повторение. Метод этот действительно доступен и прост, однако его активное использование вызовет у младших школьников скуку и нежелание выполнять одни и те же задания несколько раз. Между тем очень важно, чтобы именно в начальной школе у детей сохранялся живой интерес к процессу обучения. Поэтому задания на повторение для младших школьников должны быть разнообразны и содержать элементы игры.

Дополнительные материалы

Эти книги помогут не только понять как работает память но и дадут практические методики для ее тренировки. Весьма интересно и доступно об этом пишет автор книг-бестселлеров по развитию интеллекта и тренировке памяти Рюта Кавашима. Его книги и рабочие тетради будут интересны и детям и взрослым. Японская система развития интеллекта и памяти, много интересных упражнений, советов по тренировке, хорошее оформление. Сразу несколько издательств публикуют его книги. Его методика великолепна, проверьте сами.

Вторая не менее интересная методика развития памяти от Екатерины Додоновой будет интересна родителям детей школьного возраста, чтобы помочь им быстро запоминать и хорошо учиться. В книге даны инструкции по тренировке памяти и скорочтению.

  • Серия книг от Рюта Кавашима.
  • Книга Екатерины Додоновой «100% отличник. Метод, который поможет ребенку быстро запоминать и легко учиться»

Когда начинать?

Под памятью подразумевают способность нервной системы человека фиксировать, сохранять и воспроизводить информацию. У маленьких детей способность запоминать очень сильно обусловлена  особенностями его возрастной физиологии.

С момента рождения и приблизительно до трёх лет у малыша работает наглядно-образная память, то есть основным стимулом к запоминанию служит визуальная информация: цвет предметов, их форма; лица людей, их голоса, интонации. На этом этапе развитие памяти происходит в непроизвольном порядке, малыш не прилагает никаких усилий к сознательному запоминанию. Однако уже в этом периоде можно приступать к элементарным упражнениям по тренировке памяти.

Упражнения для тренировки памяти

«Вспомни, что было на картинке»

Выберете картинку из детской книги либо карточку детского лото, на которой изображены несколько разных по цвету форме и назначению предметов. Например, на картинке может быть изображён мячик, кукла и кубик. Рассмотрите, как следует, с ребёнком картинку, повторите пару раз, что на ней изображено. Затем закройте картинку и попросите ребёнка вспомнить, что было  на ней нарисовано. По мере выполнения задания увеличивайте число предметов на запоминаемой картинке.

«Наведи порядок»

Воспроизведите простейшую бытовую ситуацию, с игрушками, в которые любит играть малыш. Например, для девочек это могут быть куклы и кухонные принадлежности (игрушечная посуда, печка, маленький столик), для мальчика – набор машинок, игрушечный гараж, паркинг.

Расставьте принадлежности в определённом порядке: столик, на нём тарелка, приборы, чашечка, салфетка, рядом посадите куклу. Затем попросите малыша на секунду отвернуться и смешайте предметы в произвольном порядке. Ребёнку можно сказать, что налетел  сильный ветер и все разбросал.

Предложите ему поработать «спасателем» и восстановить положения предметов именно в том порядке, в каком они были до этого. Не торопите ребёнка в процессе выполнения этого задания, желательно чтобы он делал его обдуманно, используя память.

В возрасте трёх-пяти лет у ребёнка активно наполняется словарный запас, тренируется способность рассуждать и анализировать. Поэтому наглядно-образная память дополняется следующим типом памяти – словесно-логическим.

У детей появляется выраженное желание запоминать, они начинают подходить к этому избирательно, выбирая из разнообразия получаемой информации ту, которую считают необходимой для запоминания.

Очевидно, что  развитие памяти у дошкольников  на этом этапе будет сильно зависеть от их мотивации, и задача родителей  – простимулировать детей таким образом, чтобы задания для тренировки внимания и памяти вызывали у них интерес.

«Сложи кубики»

Сложите небольшую цепочку (для начала используйте 3-5 элементов) из кубиков разных цветов. При этом кубики должны быть одинакового размера и формы. Предложите ребёнку посмотреть и запомнить, в какой последовательности лежали кубики. Затем малыш отвернётся, а вы перемешайте кубики, и предложите ему восстановить тот порядок, в котором они были первоначально.

Несмотря на кажущуюся лёгкость, это непростое задание. Запомнить цвета и расположение трёх- четырёх кубиков, возможно, и не составит труда, а вот если кубиков и соответственно цветов будет больше? Отличный способ проанализировать уровень развития не только детской, но и родительской памяти. Это упражнение позволит не только развить у ребёнка внимание, но и закрепить знание цветов и оттенков.

Читайте подробней о том, как развить внимание у ребенка — в статье по ссылке.

Учим стихи с удовольствием

Скорее всего, в этом возрасте у ребёнка уже появились любимые стихотворения или их герои – доктор Айболит, Муха-Цокотуха и т.д. Детям нравится повторять за родителями отдельные строчки и четверостишия, поэтому эти моменты очень легко и удобно использовать для тренировки слуховой памяти, что очень пригодится во время обучения в школе.

Начиная стихотворную строчку, не читайте её до конца, предложите закончить её малышу самостоятельно, например:

Добрый доктор… (Айболит)
Он под деревом… (сидит) – если ребёнок затрудняется, задавайте наводящие вопросы, «что делает?»
Приходи к нему лечиться… (и корова, и волчица) —  «Кто?»

Для начала подбирайте небольшие четверостишия, которые хорошо рифмуются, просты и понятны малышу. Предлагайте ему сначала закончить строфу, затем переходите к четверостишию – таким образом, вы сможете учить стихотворения легко и без проблем.

Тренируем память в быту

Давайте ребёнку следующие задания: каждый день, в определённое время покормить питомца (если таковые имеются), полить цветы, вытереть пыль. Варьируйте задания, тренируя память – например, этот цветок нужно поливать тёплой водой, а этому достаточно только побрызгать листья. Объясните детям, как важно, чтобы они запомнили именно такой порядок действий, и какие последствия может повлечь за собой их неправильное выполнение. Это очень важно для формирования у ребёнка осознанного желания запоминать.

Используем навыки логического мышления

Ряд упражнений на тренировку внимания и памяти тесно связан с умением ребёнка мыслить логически, с развитием у него навыков по обобщению, классификации и анализу информации.

О том, как развивать логику ребёнка — читайте в статье по ссылке.

«Съедобно-несъедобно» – известная и популярная игра среди младших школьников. Один игрок становится впереди ряда других игроков, и, бросая мячик, называет предмет, например, «яблоко». Если предмет «съедобен» то игрок, которому кидают мяч, должен его поймать. Если же предмет не съедобен, тогда, наоборот, оттолкнуть мячик. Эта игра не только тренирует внимание и память, но также навыки по классификации предметов, в данном случае, по признаку возможности или невозможности употребления в пищу.

Эта игра универсальна так предоставляет возможность для большого количества вариаций: можно играть в «сладкое-несладкое», «быстрое-медленное», «летающее-нелетающее» (звери, птицы, животные).

Как правило, всевозможные задачи на логику также стимулируют развитие памяти у детей. Например, задания на продолжение узора, воссоздания правильной последовательности предметов, распределения их в тематические группы.

Статья с задачами на развитие логики ребенка — по ссылке.

Больше упражнений по развитию памяти

Для эффективных занятий с детьми можно использовать пособия и рабочие тетради с готовыми заданиями на тренировку памяти. Тетради рассчитаны на детей разного дошкольного возраста.

  • Рабочая тетрадь от Лялиной Натальи и Лялиной Ирины «Я могу запоминать! 2-3 года. Память и внимание»
  • Рабочая тетрадь от Лялиной Натальи и Лялиной Ирины «Я могу запоминать! Память и внимание. 3-4 года»
  • Пособие от Сунцовой Анастасии и Курдюковой Светланы «Развиваем память с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного возраста»

 

Развитие памяти у детей – важная задача, в решении которой родители не должны руководствоваться личным негативным опытом, думая примерно так: «да у меня тоже всегда была память плохая», «это у нас семейное» и т.д. Способность запоминать и пользоваться впоследствии результатами запоминания тренируется так же, как умение быстро считать в уме, важно лишь подойти к процессу тренировки памяти с пониманием особенностей этого процесса.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Интересные игровые методики по развитию памяти дошкольников:

marypop.ru

Методы развития памяти — особенности и методы развития памяти у детей

Иметь хорошую память не помешает никому. Детям с хорошей памятью намного легче усвоить школьную программу, а взрослым не приходится записывать каждую мелочь, чтобы не позабыть в повседневной суете. Об основных особенностях развития памяти у детей мы уже писали на нашем сайте. Теперь предлагаю Вам остановиться подробнее на том какие методы развития памяти и внимания существуют. 

Существуют различные приемы развития памяти у деток всех возрастов, которые применяют педагоги в дошкольных учреждениях и школах. Родители также могут использовать их для того, чтобы осуществлять развитие памяти и мышления своих детишек в домашних условиях.

Развитие памяти в дошкольном возрасте

Выполнять какие-либо упражнения с маленькими детьми непросто, так как малыши способны концентрировать внимание не более 5 минут. Поэтому развитие памяти в дошкольном возрасте должно осуществляться только при помощи простых игр, заучивания коротеньких четверостиший, повторения несложных танцевальных движений и т.д.

Для самых маленьких детей отлично подойдет игра в животных. Показывайте крохе картинки с различными домашними животными, и рассказывайте, какие звуки они издают, как они передвигаются и что едят. А потом периодически спрашивайте ребенка, какое домашнее животное мычит, кто несет яйца, кто может плавать, а кто облизывает лапки и любит сметану… Для такого упражнения не нужно искать специальное время и место, тренировать память таким образом можно во время прогулки и за обедом. Поэтом это идеальный вариант для самых маленьких.

Когда ребенок подрастет и научится концентрировать внимание хотя бы на короткое 10-минутное занятие, Вы сможете играть с ним в игру на запоминание картинок и развитие зрительной памяти. Положите перед малышом картинку с изображение любого предмета, чтобы он ее хорошенько запомнил. А потом попросите его отвернуться и выложите перед ним еще 5-6 других картинок с изображением того же самого предмета. Пусть кроха найдет ту самую картинку, которую он только что запомнил. На первый взгляд кажется, то задание простое, но начинать надо с малого. Если ребенок с легкостью с ним справляется, возьмите больше картинок или подберите более схожие между собой варианты.

Развитие слуховой памяти – задача не из легких. Но Вы также можете попробовать заниматься с ребенком в этом направлении. И здесь хорошую службу нам может сослужить ритмика. Настукивайте для ребенка определенный ритм и просите его повторять вслед за Вами. Обычно дети с удовольствием выполняют это упражнение, особенно если мамы выбирают для него знакомые мелодии любимых детских песен.

Для развития двигательной памяти можно выполнять упражнения под музыку. Покажите малышу последовательность из несложных движений, и пусть он попробует за вами повторить. Когда ребенок начнет выполнять все без ошибок, можете разучить с ним небольшой танец и порадовать им своих близких.

Развитие памяти у школьников

В школьном возрасте детская память меняется, увеличивается ее объем и скорость запоминания. Кроме того, школьники начинают использовать для запоминания не только наглядное восприятие, но также и логическое мышление. Дети постепенно готовятся к комплексному восприятию и системному запоминанию информации больших объемов.

Школьники уже могут пересказывать большие рассказы и даже отрывки из детской энциклопедии. Задания на развитие детской памяти в этом возрасте заметно усложняются. Если в дошкольном возрасте для того, чтобы пересказать повесть малышу предлагали зарисовать значимые моменты, то сейчас для пересказа информации более сложного содержания, ребенок может записывать на листочек основные понятия, сложные обороты и различные детали.

Для развития зрительной памяти со школьником можно играть в игру с карточками, которые раскладывают на столе обратной стороной вверх, и поочередно переворачивая по две карточки, ищут пары. Можно также разложить на столе 10-15 картинок или мелких игрушек, попросить ребенка отвернуться и убрать один предмет. Ребенок должен определить, чего не хватает.

Можно поэкспериментировать и в качестве объекта для запоминания выбрать собственный внешний вид. Ребенок должен запомнить, как Вы выглядите, какая одежда и аксессуары на Вас одеты. После этого Вы выходите в другую комнату и меняете что-нибудь в своем облике. Пусть ребенок попробует определить, что Вы изменили.

Еще одно интересное, но довольно сложное задание – игра со спичками. Выложите на столе небольшую композицию из спичек и дайте ребенку ее запомнить. Потом накройте ее листком бумаги и подождите, пока ребенок воспроизведет ее по памяти. Потом сравните оба варианта.

Развитие памяти у школьников очень важно для хорошей успеваемости. Обязательно играйте со своим школьником в такие развивающие игры. Пускай он поймет, что обладает хорошей памятью и поверит в свой успех. Постарайтесь вместе с ребенком определить, какая память у него развита лучше всего – зрительная, слуховая, двигательная или, например, тактильная. Пусть научится пользоваться своим преимуществом. Придумывайте вместе, как можно облегчить запоминание длинных стихотворений, сложных правил и иностранных слов. И тогда учеба будет доставлять Вашему школьнику массу удовольствия.

bambinostory.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о