Вопросы и ответы

Личность и ее тень – ТЕНЬ (размышления практического психолога) Психологический центр Аметист — Екатеринбург

Личность и ее тень

Бесплатно Скидка  100%

{{ dataLandByCourse.price_for_clubmen | accounting }} Скидка  {{ dataLandByCourse.discount_for_clubmen + ‘%’ }}

Цена курса в магазине

Станьте Членом клуба
и купите курс со скидкой

{{ dataLandByCourse.base_price | accounting }}

{{ dataLandByCourse.base_price | accounting }}

club.dowlatow.ru

Архетип Тень

Тень

Среди архетипов наибольшую угрозу представляет Тень. С ней легче всего познакомиться на опыте, поскольку выводы о её природе можно сделать, исходя в значительной степени из содержаний личного бессознательного. Единственными исключениями из этого правила будут те довольно редкие случаи, когда в Тени оказываются положительные качества личности.

 Аналогично Персоне, расположенной между Эго и внешним миром, психическая структура, называемая Тенью, находит свое место между Эго и внутренним миром бессознательного и оказывается изнанкой Персоны в её более радикальном варианте. Тень расположена на границе личного и коллективного бессознательного таким образом, что её содержания есть и в той и в другой части. Изобразить это графически в трехмерном мире не представляется возможным.

Тому, что Тень погребена достаточно глубоко, есть свои причины: это тот аспект личности, о котором Эго не знает и не хочет знать и который не соответствует тому, каким человек хочет себя видеть. Тень – это то, чему не позволяют подниматься на поверхность. Она представляет собой сплав личностных характеристик и психических потенций, о которых человек не имеет никаких представлений, попросту не осознает. Обычно она содержит непривлекательные, негативные стороны личности.

Архетип Тени начинает наполняться личным содержанием довольно рано, одновременно с развитием сознания (Эго). В процессе воспитания ребенка какие-то его склонности, побуждения и активности будут оцениваться семьей негативно и отвергаться. Они вытесняются из сознания, но просто так не теряются, а имеют обыкновение группироваться в некий образ, своего рода альтер-Эго, «поселяясь» под поверхностью личного бессознательного.

Юнг назвал такое альтер-Эго Тенью, потому что оно является противоположностью Эго, а когда одна часть пары противоположностей вынесена на «свет» сознания, другая, отвергнутая, часть оказывается (разумеется метафорически) в «тени», в бессознательном. Живой человек в принципе не может избавиться как от своей телесной тени, так и от психологической. В этом тоже одна из причин, почему Юнг выбрал такое название для негативной стороны личности…….

Формирование Тени не заканчивается с детством. Общество дает человеку роли, которые нужно играть, а это значит, что и в дальнейшей жизни ему приходится исключать из нее многое из того, что он мог бы делать или думать, но что не согласуется с ожиданиями социума…….

Как часть коллективного бессознательного, Тень – это природный инстинктивный человек, и она почти не изменилась с тех времен, когда возникло человеческое общество, когда человек стал человеком разумным. Это совокупность подсознательных желаний, несовместимых с социальными стандартами; это некий низший уровень сознания по отношению к современному обществу, и это как бы некто, кто хочет сделать то, что мы сознательно себе уже не позволяем.

В мифах и сказках Тень обычно является в виде чудовища, демона или дракона, которого надо победить. Это – создание мрака, поднимающееся из бездны и угрожающее тому, кто дерзнет обратиться к своему бессознательному.

Оказываясь персонифицированной в сновидениях и фантазиях, Тень, как правило, спроецирована на тех лиц, которых сновидец не любит и кому завидует за качества, недостаточно развитые в доминирующем образе самого себя. Она может быть представлена образом брата (или сестры), школьного приятеля (или подруги), которым сновидец завидовал или которых боялся; образом бродяги, забулдыги или преступника; коллеги по работе, чьи черты несимпатичны сновидцу, но очень напоминают его собственные, и т.п. Из-за тождественности сновидца с личностью, которую он считает «своим Эго», Тень всегда появляется в виде образа более низшего или худшего по качеству, отвергаемого обществом, и воплощает в себе все опасные и неутоленные желания. При этом Тень всегда

одного пола со сновидцем и всегда воспринимается как мощная угроза.

Наяву Тень проявляется в спонтанных, ненамеренных действиях. Не успеешь подумать, а колкость уже прозвучала, интрига готова, неправильное решение принято – и вот налицо результаты, которых никто не хотел и не замышлял.

Часто злое деструктивное начало Тени проявляется в результате особых обстоятельств, а не по причине собственной отрицательной сущности. В сложных для выживания условиях люди становятся более возбужденными и склонными к негативному поведению. Более того, Тень в гораздо большей степени подвержена тлетворному коллективному влиянию, чем сознание её владельца.

Человек подозревает в себе эту чуждую личность, когда войдя в раж, потом оправдывает себя: «Это не я, на меня словно что-то нашло». То, что на него «нашло», – это первобытная, неконтролируемая, животная часть личности – Тень…….

Следует признать, что самое трудное дело – принять себя таким, каков ты есть на самом деле (даже если ты очень жалок), при этом не завышая и не занижая своей самооценки. Уже сама мысль, что это предстоит сделать, способна бросить в холодный пот, и поэтому человек предпочитает вообще ничего не знать о себе и проявлять деловую озабоченность о других с их трудностями и грехами. Тогда зримо выступают его добродетели, обманывающие во благо как самого этого человека, так и других…….

Тень представляет собой моральную проблему, бросающую вызов личностному Эго в целом, ибо ни один человек не в состоянии осознать свою Тень, не приложив серьезных усилий морального характера. Её осознание предполагает признание реального присутствия темных сторон личности. Акт подобного признания – существеннейшее условие самопознания любого рода; и как правило, для совершения его нужно преодолеть немалое сопротивление. В самом деле, самопознание как психотерапевтическая процедура зачастую требует большого, тяжелого труда, растянутого на весьма долгое время. Хотя при наличии проницательности и доброй воли Тень может быть до некоторой степени ассимилирована сознательной частью личности, опыт показывает, что в ней присутствуют те или иные черты, демонстрирующие крайне упорное противодействие моральному контролю; повлиять на них оказывается очень сложно. Сопротивление такого рода обычно связано с

проекциями, которые не признаются таковыми, и их признание есть некое необычайное моральное свершение.

Распознать же свойства Тени можно, просто поразмыслив о тех людях, которые нам не нравятся, ибо те, кто сильно привлекают или отталкивают нас, всегда несут некие проекции нашего собственного «Я». Неспособность увидеть и признать свою Тень является причиной очень многих наших невзгод и страданий…….

Однако окружающие видят нашу Тень, и именно по этой причине некоторые люди так нас не любят. Обнаружение Тени как содержания своей личности, особенно если оно слишком негативно, вначале может вызвать замешательство и даже депрессию. Это особенно характерно для тех случаев, когда предшествующая установка Эго была чрезмерно амбициозной.

Благодаря самоанализу и доброй воле Тень можно разглядеть при условии некоторой самокритичности, поскольку природа её личностна…….

Бег от Тени – это центральная тема многих народных сказок, передаваемых из поколения в поколение. Со времен Адама мы все убегаем от собственной пугающей сущности, вернее, от некоторых её неизвестных нам сторон. Но Тень сильна, пока её отрицательные черты не трансформировались в положительные качества Персоны и не ассимилировались личностью. Красавица должна научиться любить чудовище, а Иван-Царевич должен решиться поцеловать Лягушку, прежде чем произойдет трансформация безобразного в прекрасное и совершится союз. Сознательная интеграция содержаний Тени несет в себе двойной эффект: увеличение сферы активности Эго и освобождение энергии, требовавшейся прежде для поддержания «отщепления» и вытеснения теневых характеристик. Таким образом, мы перекачиваем энергию бессознательного в сознание, и человек часто переживает этот процесс как возрождение надежд и возвращение жизненных сил…….

Признание своих недостатков, собственной Тени ведет к той скромности, которая требуется для осознания собственного несовершенства. Несовершенство необходимо для установления человеческих отношений, поскольку они покоятся не на разделении, которое подчеркивает различия по степени совершенства и порождает противоречия, а на признании слабости, несовершенства, нужды в помощи и поддержке. Таковы мотивы и основания взаимной зависимости. Совершенному человеку не нужны другие люди, а слабый ищет к кому прислониться и не противопоставляет себя партнеру. Противопоставление оттесняет партнера в подчиненное положение, унижает моральным превосходством. Это происходит там, где играют свою роль явно завышенные идеалы.

Тень никогда нельзя преодолеть полностью, сколь многого ни достигали бы мы в раскрытии своего потенциала или в укрощении деструктивных аспектов человеческой натуры. Существование Тени неизбежно, и человек без нее не целостен. Образуя противовес сознанию, она служит толчком внутреннего развития. Человек, лишенный Тени, потерял бы способность трансформировать себя и скоро прекратил бы свое существование. Он остался бы идеальной, но бесплотной маской, принадлежащей определенному прожитому прошлому этапу времени, но не способной сделать шаг в будущее, которое обречено быть иным…….

Конец ознакомительного варианта фрагмента книги

esamohvalova.ru

Человек и его Тень

Экология сознания: Психологи называют Тенью человека ту часть его личности, ту темную сторону его психики, в которой сконцентрировались негативные черты, и которую он в себе не признает, отвергает и старательно прячет, причем не только от других, но и от самого себя

Психологи называют Тенью человека ту часть его личности, ту темную сторону его психики, в которой сконцентрировались негативные черты, и которую он в себе не признает, отвергает и старательно прячет, причем не только от других, но и от самого себя. Это те качества, которые человек не приемлет, осуждает в других людях, при этом не замечая, ему они тоже присущи.

Начиная с раннего детства, в процессе воспитания те или иные черты и желания подавляются или отходят на задний план. Маленький пример –  родители говорят: «Нельзя отбирать игрушки у других детей.» Естественно,  желание  отобрать чужую понравившуюся игрушку периодичеки возникает, но малыш его подавляет, чтобы соответствовать образу «хорошего ребенка». И это подавленное желание уходит в  Тень. Таким вот образом с малых лет ребенок учится поддерживать  положительный образ  и отвергать свои  негативные  мысли и желания. Причем «положительный» образ и «отрицательный» не являются объективной реальностью, поскольку у людей из разных социальных кругов взгляды на то или иное поведение разные. К примеру, большинство людей осуждает выяснение отношений с помощью рукоприкладства и сквернословия, однако в некоторых компаниях такое поведение приветствуется и является предметом гордости.

По мере взросления человек учится подавлять свои желания, не соответствующие его положительному образу. Как следствие, Тень разрастается и становится все темнее, все гуще. Это приводит к тому, что в некоторые моменты она начинает проявлять себя.

Как это происходит? А вот как.

Думаю, в жизни каждого человека бывали моменты, когда он совершал необъяснимые для него самого поступки: мог устроить скандал из-за пустяка, ни за что обидеть близкого человека, потерять интерес к любимой работе и т.д. А потом   недоумевать, как же он мог так поступить. Это очень напоминает паровой котел, который может выдержать ограниченное давление. Постоянное подавление того или иного качества, к примеру, агрессивности, приводит к тому, что в какой-то момент человек среагирует неадекватно ситуации –  например, запустит в коллегу стулом за то, что тот на него как-то не так посмотрел. Это подобно тому, как взорвался бы котел при чрезмерном повышении давления.

Такое поведение означает, что Тень  разрослась до такой степени, столько было подавлено желаний, эмоций и врожденных свойств личности, что человек уже не может с этим справляться. В такие периоды у человека возникает ощущение, что он «раздваивается», что его раздирают диаметрально противоположные чувства и желания. Нередко это приводит к тому, что он начинает вести своеобразную «двойную» жизнь. К примеру, может пристраститься к спиртному и в состоянии опьянения вести себя неадекватно, тем самым давая выход своим теневым желаниям. В данном случае алкоголь является своеобразным предохранительным клапаном между мирами Света и Тени.

Тень является своеобразным проводником между двумя мирами – сознания и бессознательного, и она требует к себе внимания. Ее нельзя игнорировать. Как писал К.Г.Юнг:«Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить.» опубликовано econet.ru


P.S. И помните, всего лишь изменяя свое сознание — мы вместе изменяем мир! © econet

econet.ru

Тень человека с магической и научной точки зрения! » Женский Мир

  • Главная
  • Форум
  • Помощь новичкам
  • Картинки Аватарки Картины и картинки Открытки Смайлики Узоры и орнаменты Шаблоны и трафареты
  • Администрация
  • Обратная связь

☰ Меню

  • Главная
  • Разделы сайта
    • Помощь новичкам
    • Досуг
        Игры и загадки Тесты
    • Живой мир
        Дикая фауна Домашние любимцы Обитатели морей и рек Природа Фотовыставка живности Болезни животных Птицы
    • Звёзды
        Гороскопы, нумерология Мистика, гадания, приметы
    • Красота
        Мода Волосы. Прически Секреты красоты Худеем!
    • Кулинария
        Выпечка. Тесто Десерты Заготовки на зиму Закуски и салаты Мясо Овощи Рыба Супы Напитки Новогодние блюда Пасхальные блюда Праздничные блюда Для микроволновки Для мультиварки
    • Отношения
        О любви Семья и дети Советы для родителей
    • Поэзия и проза
        Притчи и сказки Рассказы и истории Русский язык. Наша речь Стихи Цитаты, афоризмы, пословицы
    • Рукоделие
        Бисер Бросовый материал Букеты и цветы Вышивка Вязание и плетение Идеи для дома Декупаж Детские поделки Канзаши Копилка творческих идей Куклы и игрушки Лепка Новогоднее рукоделие Пасхальное рукоделие Поделки из бумаги Похвастушки Природный материал Роспись Шитьё Костюмы Самоделкин
    • Сад-огород
        Дачный дизайн Советы дачникам Овощи на грядке Цветы комнатные Цветы садовые Ягоды и фрукты
    • Советы
        Компьютеры и телефоны Осторожно, мошенники Советы для дома Советы по кулинарии Советы на все случаи Советы для водителей Советы для фотографов Чистка и стирка
    • Это интересно
        Искусство и ремёсла Уникальные места Интересные факты
    • Юмор
        Анекдоты, байки, приколы Говорят дети Прикольные картинки Юмор в стихах
    • Вера и религия
        Приметы и суеверия Вера
  • jenskiymir.com

    Тень

    Тень

    В аналитической психологии Тенью называют набор тех негативных качеств человека, которыми он обладает, но не признает своими собственными. Это — те свойства характера, которые человек не приемлет в других людях, не замечая при этом, что и сам наделен ими в не меньшей степени. Они образуют теневой образ человека, «темную сторону» его личности.

    Тень появляется у человека уже в детстве, когда родители рассказывают ему о том, что хорошо, а что плохо, что можно, а что нельзя. Например, они говорят ему: «Нельзя бегать по лужам», «нельзя есть много конфет» и т.д. При этом желание съесть побольше сладостей, или побегать по лужам у ребенка не исчезает, но оно не соответствует тому образу «хорошего мальчика», которым ему хотелось бы быть. Поэтому оно становится его Тенью — оно не исчезает, но ребенок уже не признает его своим. Довольно часто у ребенка даже появляется своеобразный «теневой» герой, на которого он «сваливает» свои поступки, не соответствующие образу «хорошего мальчика». Например: «Это не я съел конфеты, это гномик их утащил».

    Для взрослого человека это разделение становится привычным и, благодаря сильной воле, он поддерживает свой «положительный» образ, а «негативные» мысли и желания он полагает чуждыми себе. Причем, это разделение на «положительный» и «отрицательный» образы себя далеко не всегда непосредственно связано с общепризнанными представлениями. В разных компаниях, у людей разных взглядов и профессий оно различно. Например, выяснение отношений при помощи драк и сквернословия осуждается в одних компаниях, но является предметом гордости в других.

    Постепенно человек обращает все меньше внимания на те свои желания, которые не вписываются в его «положительный» образ и его Тень становится все больше и гуще. Поэтому в определенный момент она дает себя знать. Бывает, что человек начинает совершать необычные для себя поступки, которые он сам не может объяснить. Например, неожиданно для себя самого устраивает скандал из-за пустяшного недоразумения, ссорится со своими близкими, не может заниматься своей работой. При этом он и сам удивляется: «Как же я мог так поступить?!» Это означает, что его «теневые» желания стали столь сильны, что начинают влиять на его жизнь. Так или иначе, Тень требует к себе внимания, непризнанные желания все отчетливее напоминают о себе. В этот момент человек чувствует, что он будто раздваивается, его «разрывают» противоречивые чувства и желания. Довольно часто это приводит к тому, что он начинает вести «двойную жизнь», чередуя между собой свои «положительный» и «негативный» образы. Например, он может пристраститься к спиртному и «с пьяну» давать выход своим «теневым» желаниям. При этом алкоголь играет роль своеобразной «дверцы» между двумя мирами, между тенью и светом.

    В аналитической психологии Тень называют проводником между мирами сознания и бессознательного. И это не случайно — ведь когда человек приходит на сеанс к психоаналитику и начинает знакомиться со своим внутренним миром, он бывает вынужден сделать целый ряд не слишком лестных открытий о самом себе. Самый верхний пласт человеческого бессознательного составляют его скрытые, неприемлемые им желания — его Тень. К.Г. Юнг писал: «Каждый носит с собой Тень, и чем меньше она подключена к индивидуальной сознательной жизни, тем она темнее и гуще. Если плохое качество осознано, то всегда есть шанс его исправить».

    Есть разные способы справляться со своей Тенью. Один из них — вести двойную жизнь — мы уже упомянули. Другой, не менее часто встречающийся способ — это проекция собственной Тени во вне, на окружающих людей, или на мир в целом. Например, если человек наделен большой агрессивностью, то во всех окружающих он видит либо обидчиков, либо конкурентов, жизнь представляется ему полной несправедливости и он постоянно, как ему кажется, абсолютно помимо своей воли, вынужден «наводить порядок» при помощи кулаков. В действительности же он воюет с собственной Тенью.

    К.Г. Юнг показал, что Тень обладает не только негативными, но и позитивными качествами. Поэтому задача психотерапевта — не только познакомить клиента с его Тенью, но и помочь ему заключить с ней «мирное соглашение». Дело в том, что любое желание человека имеет и положительные, и отрицательные стороны. Например, та же агрессия может быть вызвана монотонностью повседневной жизни человека, необходимостью расширить круг знакомств, или уделять больше внимания своим интересам. К тому же, проявление агрессии тоже может быть очень различным — от драки и взаимных оскорблений до вполне корректного спора или спортивного состязания. Важно научиться не подавлять свои чувства и желания, а уметь их проявлять таким образом, чтобы не портить при этом жизнь себе и окружающим.

    Со своей Тенью человек может познакомиться не только на сеансе у психоаналитика. В наших сновидениях мы часто видим «теневые» образы. Это — персонажи того же пола, что и сновидец (они не всегда наделены какими-то явно негативными чертами, но всегда олицетворяют те качества, которых недостает сновидцу в его повседневной жизни). Фрейд был первым, кто научно описал пропасть между сознанием и бессознательным, между светлой и темной частями человеческой личности. Сон позволяет человеку увидеть мир своего бессознательного и познакомиться с находящейся в нем «темной» стороной самого себя. Ведь любые страшные, кошмарные образы сна — это порождения его собственного бессознательного, его Тень.

    О двойственности человеческой природы говориться во многих сказках и легендах, об этом писали не только психологи, но и философы, писатели и поэты. Древнегреческий философ Платон пишет о том, что человеческая душа подобна крылатой колеснице, запряженной двумя конями. Один из них — черный, он — олицетворение зла, стремится к земле, к низшим страстям и инстинктам, другой — белый, он символизирует доброе начало, устремлен к небесам, к миру чистоты и гармонии. Задача человека — научиться управлять этими двумя началами своей души, подчинить их своей воле. Этой же теме посвящен греческий миф о братьях-близнецах — Касторе и Поллуксе. Один из них был сыном Зевса и потому бессмертен, другой — сын римского царя, смертный, как все обычные люди. Они были неразлучны при жизни, а после того, как один из них погиб в сражении, Зевс позволил им снова быть вместе, но один день — в царстве мертвых, другой — в царстве богов.

    Теме человека и его двойника, его Тени посвящены многие сказки и художественные произведения. В общих чертах мораль этих сказок сводится к тому же, к чему призывают и психотерапевты: не нужно закрывать глаза на свою Тень, идеализировать самого себя. Гораздо полезнее познакомится со своей Тенью, научиться ею управлять и тогда она будет уже не врагом, а союзником.

    Автор — Светлана Маслова

    www.psychology.su

    Кто такая Тень? (Архетипы по Юнгу): my19edwin


    Для того, чтобы составить представление о бессознательной части человеческой личности, недостаточно знакомства с одними лишь архетипами Анимы и Анимуса. Каждый человек скрывает под гладью сознания обратную, тёмную сторону своего «Я» – К. Г. Юнг назвал её Тенью. Подобно другим архетипам психики, сознание человека может быть невольно подчинено влиянию Тени: большинство людей не отдаёт себе отчёта в том, что происходящее в их жизни – не случайное стечение обстоятельств, а лишь проекция бессознательного.


    Юнг считал этот архетип животным наследием человека – собранием аморальных, неистовых, страстных желаний, мыслей и поступков, которые абсолютно неприемлемы для социума или идут вразрез с идеалами самого человека. В процессе становления личности мы учимся понимать не только что есть хорошо, а что плохо – но и создаём определённый образ (Персону по Юнгу), которая наиболее успешно впишется в общество. Сформированная личность довольно часто отождествляет себя с Персоной – скажем, с образом успешного, порядочного и толерантного человека. И при этом всё внутреннее содержание, которое может разрушить этот образ, старательно игнорируется.

    Эта теневая сторона личности вытесняется и подавляется до такой степени, что человек чаще всего даже не замечает свои негативные характеристики. А тем временем в его бессознательном сгущаются тучи, которые рано или поздно разразятся громом и могут лишить человека самоконтроля.

    Однако, называя эту часть бессознательного Тенью, Юнг не собирался таким образом подчеркнуть лишь негативный характер архетипа. Поскольку «нет добра без зла» и нет «света без тени», эта часть личности служит противовесом для сознания – а, значит, и толчком внутреннего развития. Без Тени исчезло бы внутреннее противоречие, которое не позволяет Персоне превратится в застывшую маску. Это подводит нас к тому, что без Тени человек не может быть целостным.

    Как рождается Тень?

    На заре человеческой цивилизации людьми правили естественные инстинкты, импульсы и законы и природы – они присущи и современному человеку. Однако мораль, этикет и прочие атрибуты развитого общества накладывают на большинство из них жёсткие ограничения. Конечно, мы можем с этим справиться – для этого и нужна Тень.

    Она начинает активно формироваться в детстве, когда мнительные взрослые демонстрируют ребёнку азы неравенства и несправедливости этого мира. Например, если родитель поступает явно несправедливо по отношению к ребёнку, тот проявляет возмущение и здоровую агрессию. Но вместо того, чтобы попросить прощения и по-человечески поговорить, взрослый может унизить, накричать, ударить или наказать ребёнка другим способом, посоветовав «закрыть рот» и «уважать старших».

    Через некоторое время урок будет усвоен: ребёнок перестает выражать агрессию, хотя она всё равно возникает! Негативные переживания вытесняются в область бессознательно и формирует второе «Я». Сюда же будут отправлены на хранение все нереализованные желания и идеи, не получившие активного развития по тем или иным причинам («брось это – у тебя ничего не получится», «то, что я делаю, никто не оценит» и т. п.)

    Как ведёт себя Тень?

    Тень терпеливо ждёт своего часа – и когда мы раздражены, обижены или находимся под действием алкоголя, она подталкивает нас к действиям, которые в обычном состоянии никогда себе не позволим. Можно начать махать кулаками, жестоко обидеть близких, наговорить невероятных вещей, изменить своим принципам или второй половине, стащить шоколадку с прилавка или дать пинка попавшейся под ноги кошке. Потом становится очень стыдно, мы раскаиваемся и объясняем произошедшее тем, что «на нас нечто нашло».

    И даже при том, что за некоторые поступки стоило бы стоять в углу три-четыре пожизненных срока, нельзя сказать что вся вина лежит на нас самих – ведь мы действовали словно полусне, когда Тень «подмяла» под себя рассудок и вырвалась из темницы подсознания. И пусть ненадолго – но делов уже успела натворить… Как писал Юнг, Тени присуще свойство навязчивости, властного овладения, упорное противодействие моральному контролю. Так что не совсем понятно, кому предъявлять претензии: ослабевшему сознанию, обнаглевшему бессознательному или, может, сказать спасибо всем, кто в своё время плохо обращался с ребёнком?

    Тень постоянно напоминает нам о собственном бессилии и беспомощности перед кем-то или чем-то, заставляя сомневаться в себе. С одной стороны, это просто повторение сценария нашего детства, а с другой стороны – так Тени проще бороться за власть. Как Анимус или Анима, Тень тоже проецируется на окружающий мир и людей. Поэтому когда мы кого-то ненавидим, вполне может быть, что на самом деле нас раздражают наши собственные качества в других людях. Эти качества могут действительно в них присутствовать или того хуже – незаслуженно им приписываться. Но порой очень трудно убедить человека, что проблема не в окружающих – а в том, что он сам «отбрасывает длинную тень».

    Но что же мы всё о плохом? Тень — это не только обратное отражение Эго, но и источник творчества. Уходя корнями в коллективное бессознательное, Тень может дать человеку доступ к информации или образам, которые не может получить его Эго и уж тем более Персона.

    Сильная и слабая тень

    Иногда Тень и Персона спокойно сосуществуют человеке, мирно разделив территорию и не особенно мешая друг другу. Но Тень коварна! Поначалу человек просто разрешает себе иметь недостатки – ну нравится ему есть тортики в три часа ночи или лень держать данное кому-то слово… Но от этого воля ослабевает – а Тень только того и ждёт. Поэтому Юнг писал, что «человек, которым владеет Тень, всегда стоит у себя на пути. Бросая тень отрицания на все свое существование, он производит на других неблагоприятное впечатление, и сам отвергает свои реальные жизненные перспективы. Удача проходит мимо него, заставляя его жить ниже уровня своих возможностей, в вечном недовольстве и борьбе за жизнь».

    Однако «чем светлее свет, тем темнее тень», — продолжает психоаналитик. Чем сильнее мы подавляем тень, тем больше места она занимает в нашем бессознательном («в тихом омуте черти водятся»). Поэтому самое главное «не перекармливать и не морить голодом» свою Тень, а найти способ мирного существования — прежде всего, осознать её присутствие. «Тень с нами всю жизнь, и, чтобы иметь с ней дело, нужно постоянно вглядываться в себя и честно сознавать, что мы там видим», — советует Юнг.

    Опубликовал здесь

    my19edwin.livejournal.com

    Тень. Теневая личность. То, что мы отвергаем.

    Есть такое понятие, как теневая личность.

    Если говорить простым языком, то можно сказать следующее: скажите, вы кого-нибудь ненавидите в своей жизни? Если вы ненавидите какой-то класс людей, или какого-то конкретного человека, то это и является проекцией во внешнюю реальность вашей внутренней тени.

    Например, приходит молодой человек и говорит: «я ненавижу гомосеков!». За этой теневой личностью он прячет свою сексуальность, которую он закрыл. Или приходит девушка и говорит «я ненавижу фиф!» Начинаем ковырять — а там лежит огромный пласт ее психики.

    Самое интересное в том, что эта теневая личность, эта тень, то, что вы ненавидите, неприемлете — это и есть ближайшая зона вашего развития. Как бы парадоксально это не звучало. Однако, если вы ненавидите гомосеков, как в том случае, или каких-то фиф, это не значит, что вы станете таким. Абсолютно не значит. В этом и заключается парадокс, что за этим лежит какая-то важная часть вашей психики, которая вами не принимается, но это не значит, что это именно то, что вы ненавидите.

    Допустим, есть 100% вашей психики. И есть какая-то теневая личность, теневая часть вашей психики, например, вы ненавидите очень богатых людей. И из ста процентов вашей психики эта теневая личность занимает, например, 10 процентов. Получается, что эти десять процентов вы не используете. Это первое.

    Второй момент — вы эти десять процентов, как злокачественную опухоль, вырезаете и заталкиваете в свое нижнее бессознательное. При этом создается колоссальное напряжение, чтобы это удержать там, и получается «эффект скороварки»: вы эту тень запихнули, она там сидит, варится, варится, варится, и в какой-то момент она все равно выскочит.

    Это тот самый вариант, когда морально-нравственный человек, говоря о том, что общество должно быть моральным и нравственным, ночью, пока никто не видит, включает жесточайшую порнуху с какими-нибудь извращениями, либо едет в места, не столь отдаленные, заказывает мальчика или девочку (по вкусу), и совершает различные «Содом и Гоморру».

    То есть теневая личность все равно прорывается, создает напряжение, как таковое. Если вы, например, не принимаете гнев, агрессию, как таковые, вы точно так же загоняете их в теневую часть, создаете постоянное напряжение. И как только вам необходимо проявить агрессию, вы  это блокируете, и чувствуете спазм. Если не лечить, постоянное напряжение провалится в тело, и станет частью психосоматики. При этом, вы это ненавидите в других, и тоже по этому поводу испытываете спазмы и зажимы, и в итоге вы не можете проявить себя полностью.

    Механизм возникновения следующий: в детстве мамочка или папочка запретили вам проявлять тот или иной аспект поведения, ту или иную часть вашей психики. Вам сказали «писю не трогай», «не кричи, не ругайся на маму» и тд.

    Соответственно, как только вы это вытаскиваете и разрешаете, вы понимаете, что за вашей агрессивностью стоит ваша сила, ваша взрослость, ваша способность вести за собой, ваша способность быть ассертивным.  Это не значит, что вы сейчас начнете всех посылать грубым языком на три буквы. Нет. Вы, скорее, станете более совершенным, более естественным.

    Вы принимаете это в себе, и понимаете следующее: агрессивные люди вас больше не беспокоят. Вы принимаете себя, вам как-то легко по этой жизни, вы расслабленный, и то же самое происходит с остальными вещами. Например, неприятие тех же самых гомосеков: когда вы это открываете, вы видите там, что вы не принимаете часть своей сексуальности. Возможно, это часть вашей сексуальности, которая называется, например, «игривый самец». Почему нет? Не обязательно, что там стоит гомосек! Там стоит часть вашей сексуальности, вы принимаете ее в себя и понимаете, что ваша сексуальность выросла.

    И то же самое с остальными людьми, которых вы не принимаете. Поймите следующее: те, кого вы не принимаете, то, что вы не принимаете и ненавидите в других людях, вы это, во-первых, не принимаете  в себе, а во-вторых, это и есть ближайшая зона развития вашей жизни. Как вы видите, все устроено очень интересно и логично, все настолько правильно, что хочется сказать «спасибо».

    ФУРШЕТ. 100 вопросов и ответов от людей: (жми!)

    1. Нет энергии, нет сил, нет мотивации, лень? Как быстро захотеть чего-то хотеть в жизни?
    2. Проблемы в отношениях с девушкой? Что делать?
    3. Не позволяю себе отдыхать, самобичевание, прокрастинация.
    4. Как избавиться от лени за 2 часа?
    5. Как быстро (в среднем за 1-3 часа) избавиться от страха, фобии, чувства вины, чувства стыда, жалости?
    6. Психосоматика. Лечатся ли болезни с психологом и насколько это эффективно?
    7. Баборабство, матриархат, феминизм. Почему «Мужики уже не те», почему мужики не мужественные, подкаблучники и как это убрать?

    machista.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *