Вопросы и ответы

Коучинг что это в педагогике – Коучинг – инновационная технология поддержки в обучении и индивидуально- личностном развитии учащихся — Гульчевская Наталья

Коучинг в образовании, технологии и подход в обучении

Цель коучинга в образовании – помогать учащимся учиться сознательно, с интересом приобретать знания, находить и максимально раскрывать потенциал, развивать навыки и умения, эффективнее усваивать программу и выполнять задания. 

Многие принципы и технологии коучинга успешно применяют в педагогике. И это современный подход к обучению, который помогает осознавать смысл обучения, создает вовлечённость, поднимает мотивацию и повышает ответственность за результаты.

 

Коучинг в образовании — это

  • личностный подход
  • поддержка ребенка
  • формирование мышления успеха
  • определение его сильных сторон
  • осознанное участие в процессе и достижении конкретных результатов.

Все это помогает учащимся осознать свою ответственность за процесс обучения и иметь собственную мотивацию, подкрепленную личными целями.

Используя коучинг, педагог помогает ребенку понять свои возможности и ресурсы, определить цели, превратив проблемы в задачи.

 

«Сделать учебную работу насколько возможно интересной для ребенка и не превратить ее в забаву – это одна из труднейших и важнейших задач дидактики». К.Д Ушинский.

Если мы вспомним традиционный подход к обучению, то наверняка вам сразу представится строгая учительница в очках с указкой в руке. Она заставляет заучивать правила или параграфы из учебника, а потом требует, чтобы мы их рассказывали наизусть. Если не ответил или ответил не так – садись, два! Не слишком мотивирует учиться, не так ли? А развивает ли зубрёжка мозг ребёнка? Конечно нет.

Если копнуть глубже в историю, то уроки в школе те, какими мы их помним из советского прошлого – это модель обучения, перенесённая из подготовки прусских солдатов. Там вовсе не требовалось развивать самобытность учащихся и личное мнение было никому не нужным и даже опасным. Главной целью являлось беспрекословное подчинение и строгое повторение. Прошли века, а система никак не поменялась.

Вместе с тем, современный мир каждый день подкидывает нам новые задачи: начиная от интернета, заканчивая освоением космоса и клонированием человека. Каждое новое изобретение несёт за собой новые вопросы – как его использовать? Какие изменения это привнесёт в общество? Как это повлияет на человечество в целом?

Мир, задающий вопросы, требует людей, умеющих на них отвечать и умеющих ставить эти вопросы раньше, чем они появятся извне.

Поэтому в современное образование неизбежно начинают проникать коуч-технологии. В отличие от традиционного образования, они помогают учащимся размышлять, а не бездумно заучивать пустые факты и формулы.

 

Например, на уроках истории или литературы учитель может провоцировать учеников к размышлениям:

  • -Как ты думаешь, как это событие повлияло на ход истории?
  • -А если бы не была подписана петиция, что бы тогда произошло?
  • -Какие ещё решения он мог бы принять в той ситуации?
  • -А что бы сделал ты, будь ты на его месте?
  • -А как ты думаешь, как себя чувствует человек в такой ситуации?

Или, к примеру, учитель биологии, химии или географии мог бы построить свой предмет на изучении различных природных явлений или географических объектов непосредственно взаимодействуя с ними – отличный способ пробудить интерес ребёнка, полностью вовлечь его в процесс.

Некоторые преподаватели предлагают ученикам создавать различные проектные группы, в которых они могут проводить исследование различных явлений. Реализуя такие проекты, учащиеся не только изучают предложенную тему более глубоко, но и тренируют свои навыки коммуникации, лидерства, партнёрства, умения договариваться, поиска информации, генерации нестандартных решений и т.д.

И, наконец, даже когда учитель, разбирая контрольную работу, отмечает то, что ребёнок сделал правильно, а не зачёркивает то, что выполнено не так – это тоже элементы коучинга. Ведь

то, что мы подкрепляем своими действиями (в данном случае – учитель обращает внимание на ошибку) – то и фиксируется в памяти ребёнка. Тем самым принижая его самооценку и мотивацию. Если же просто сместить акцент на то, что уже получается хорошо  — мы подкрепляем верные решения и тем самым подросток запоминает, что это слово пишется именно так. Ну и внутреннее ощущение «я молодец» и «у меня всё получится» в ребёнке прорастает ещё ярче и мощнее.

 

Что требует изменений?

Итак, чтобы обучение было успешным необходимо, чтобы его содержание соответствовало потребностям и интересам учеников. Чтобы ученики относились к учёбе осознанно, получаемые знания должны иметь для них личностный смысл. Многие педагоги реализуют коучинговый подход в образовании. На уроках часто подразумевается большой объем самостоятельной работы.

В этом помогают коучинговые технологии и инструменты:

  1. самостоятельная работа или творческие задания на уроке,
  2. самопроверка или взаимопроверка,
  3. мозговые штурмы, открытые вопросы,
  4. повышение осознанности и мотивации.

Задумываясь о том, как сохранить активность учеников на уроке, их заинтересованность, как удержать внимание, как повысить эффективность урока, усвояемость материала и получить желаемый результат и учителю, и ученику, педагоги неизбежно приходят к поиску новых форматов в обучении. Таким образом, технологии коучинга в образовании помогают увеличить эффективность обучения школьников и студентов.

www.1napc.ru

Что такое коучинг и в чём его суть?

Вас когда-нибудь приглашали на коучинг? Наверняка хотя бы однажды вам на почту приходило письмо с подобным предложением.

В современный русский язык перекочевало множество английских терминов, используемых в деловом общении, и коучинг – одно из таких слов.

Что означает слово «коучинг»?
В чём суть коучинга?
Что такое коучинг в образовании?
Что такое коучинг в бизнесе?
Что такое коучинг персонала?
Чем коучинг отличается от тренинга?

Что означает слово «коучинг»?

Коучинг – английское слово, напрямую заимствованное из этого языка, где «coaching» означает тренировку, обучение. Так сегодня называют методику индивидуальной работы коуча с клиентом, в процессе которой клиент получает новый, более широкий взгляд на свои возможности, освобождается от стереотипов и использует свое новое состояние для профессионального или личностного роста.

Коучинг появился в конце 80-х годов ХХ века. Его автором считается американец Т.Дж. Леонард, который разработал эту систему во время своей работы финансовым советником. Клиенты постоянно просили у него совета не только в сфере управления финансами, но и в различных жизненных ситуациях.

Обобщив этот опыт, Леонард с 1982 года начал практику коучинга. Это направление приобрело популярность вначале в Соединенных Штатах, а затем распространилось на остальной мир.

В чём суть коучинга?

Коучинг практикует подход к каждому человеку как к сформировавшейся личности, в которой уже заложены ее цели, стремления и пути их реализации. Поэтому свою главную задачу коуч видит не в формулировании для клиента путей решения его проблемы, а в совместном поиске этих путей, индивидуальных для каждого человека.

Коучинг воспринимается как процесс, ведущий к повышению профессиональной компетентности или росту личностных качеств коучируемого. Но главной целью является не достижение каких-то материальных результатов, а развитие у человека способности видеть пути, принимать решения и нести за них ответственность.

Нельзя воспринимать позицию коуча как эксперта, который одобряет или не одобряет те или иные действия своего клиента. Его задача – укрепить способность коучируемого к самостоятельным решениям, к постановке собственных, а не кем-то навязанных планов, и принятию полной ответственности за результат их реализации.

Что такое коучинг в образовании?

Методики коучинга находят чрезвычайно успешное применение в образовании. Они помогают обучаемому самому раскрыть свой потенциал и добиться самых высоких результатов без какого-либо принуждения.

Коучинг формирует готовность учащихся к саморазвитию, проектирует и конструирует образовательную среду школы или вуза, помогает строить образовательный процесс с учетом индивидуальных личностных качеств учащегося.

Обучение принципам коучинга несет огромную пользу для преподавателей, так как они могут по-новому выстроить процесс обучения, ориентируясь не на принуждение учащихся к усвоению обязательных способов и систем решения задач, а на свободную реализацию различных подходов, в том числе нестандартных. В результате педагог помогает формированию личности с широким кругозором, ориентированной на саморазвитие, ответственной и самостоятельной.

Что такое коучинг в бизнесе?

Собственно говоря, коучинг как практика был сформирован в бизнес-среде и для бизнес-среды. Естественно, для предпринимательской деятельности его технологии адаптированы как нельзя лучше. С помощью коуча бизнесмен получает возможность выйти на новый уровень понимания бизнес-процессов, сформулировать новые цели и наметить пути их достижения.

При этом коуч, как правило, абсолютно далек от специализации коучируемого и только помогает ему научиться решать свои задачи более легкими, простыми и доступными средствами. Курс коучинга, как правило, приносит умение быть настоящим лидером для своей команды, находить остроумные и нестандартные решения самых сложных проблем, быть уверенным в себе и нести полную ответственность за свои действия, не перекладывая ее на других.

Что такое коучинг персонала?

Грамотный руководитель обязательно организует коучинг своему персоналу, т.е. наиболее ответственным ключевым фигурам в своей компании. Чем более компетентными и организованными будут сотрудники, чем выше у них будет мотивация и возможность добиться успеха, тем эффективнее будет их деятельность.

Коучинг приносит успех, если используется для тех сотрудников, которые по роду деятельности и служебных обязанностей должны принимать самостоятельные решения, но в то же время уметь работать в команде. Он дает возможность сотруднику более четко видеть цель и смысл своих действий, соотносить их с общей пользой и в конечном итоге становиться более успешным и эффективным на своем месте.

Коуч может быть как приглашенным со стороны, так и сотрудником компании, в последнем случае он помогает сформировать стиль общения руководителя с подчиненными так, чтобы персонал действовал с максимальной самостоятельностью, но для блага компании.

Чем коучинг отличается от тренинга?

Понятия коучинга и тренинга близки, но далеко не идентичны. В процессе тренинга человек осваивает новые подходы и новые методики, но тренер преподносит их в готовом виде, фактически навязывает своему клиенту. В то же время обучаемый принимает эти методики на веру, не задаваясь вопросом, насколько они подходят именно для него.

Коуч, напротив, ничего никому не навязывает, а только помогает человеку самостоятельно найти оптимальное для него решение. Коучинг – это раскрепощение, привитие навыка к самостоятельному анализу ситуации, формированию выводов и составлению плана действий.

www.mnogo-otvetov.ru

Коучинговый подход в педагогической практике

Автор: Таранникова Ирина Николаевна

Коучинговый подход в педагогической практике

Таранникова Ирина Николаевна

 

«Успех в учении – единственный источник внутренних сил, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться».
                                      В.А.Сухомлинский

Почему мной была выбрана именно эта тема.  Дело в том, в наши дни систему образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу. Педагоги все чаще слышат, что тот подход к делу и к себе, который существует, не эффективен и не ведет к желаемым изменениям, не создает инновационных прорывов.

XXI  век – время значимых изменений. Это век новой культуры, век внедрения новых технологий, предъявляющих к личности требования на уровне обновленного сознания, понимания новых возможностей. Новые условия развития общества, в первую очередь, затрагивают важнейший институт социализации – образовательное пространство.

Федеральный государственный образовательный стандарт образования задает качественно новое представление о том, какими должны быть содержание образования и его образовательный результат. Меняются обучающиеся, требования к образовательным программам учреждений и учебным планам. Меняется представление о критериях профессионального мастерства учителя, целях и методах его работы. Изменения распространяются на содержание и способы оценки результата образования. Теперь результативность складывается из сложного комплекса показателей, описывающих и знаниевые, и метапредметные, и даже личностные достижения ребенка. В профессиональную жизнь педагога вошли понятие «универсальные учебные действия» и «компетентностный подход».

Проблема компетентностного подхода в образовании на сегодняшний день является одной из самых актуальных. Тип человека современности и ближайшего будущего – самостоятельный, коммуникабельный, умеющий работать в группе, готовый и способный постоянно учиться новому, самостоятельно добывать и применять нужную информацию.

Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность учащихся, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и овладение способами деятельности. Обрести компетентность можно лишь при самостоятельной постановке проблем, поиске необходимых для решения знаний и определения их путем исследования. Способом развития требуемых компетенций становится специально организованная деятельность обучающегося, основными направлениями которой становятся: его самостоятельная творческая работа, учебное и научное исследование, проектирование, эксперимент.

Это предполагает использование новых педагогических технологий в обучении, изменение структуры предмета и урока, организации учебно-воспитательного процесса, а также важным аспектом является осознание новой роли педагога в образовательном процессе. Вместо преимущественно транслятора знаний и контролера правильности их усвоения учитель становится партнером, сотрудником по их добыванию и коучем, сопровождающим учащегося в его индивидуально-личностном развитии.

Творчеству научить нельзя. Однако, можно научить творчески учиться, добиваться успеха через новый метод в образовании – педагогический КОУЧИНГ.

Коучинг как современная технология позволит подготовить новое поколение молодых специалистов: уверенных, самодостаточных, целеустремлённых, позитивных, умеющих жить и работать в гармонии с самим собой. Коучинг (от англ. coaching – тренерство) – это профессиональная помощь человеку в определении и достижении его личных и профессиональных целей, определение принадлежит основоположнику коучинга Джону Уитмору.

Изначальной предпосылкой коучинга является вера в то, что каждый человек – уникальная творческая личность, способная добиваться невероятных успехов в жизни и производстве. Ограничивающие убеждения, сформированные под влиянием окружения, производственной и жизненной среды, обстоятельства сдерживают развитие потенциала личности, обладающей необходимыми ресурсами для собственной реализации.

Современный коучинг – специфическое направление в консалтинге, которое активно используется в менеджменте: для развития лидерских качеств сотрудников, разрешения конфликтов, поддержания корпоративной культуры учреждения, повышения качества производственной деятельности и т.д.

Философия коучинга:

—    Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни

—    Каждый человек обладает мощным потенциалом

—    В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха

—    Фокус на сильные стороны

—    Обучение на успехе, а не на ошибках

—    Ориентир не на проблему, а на решение

—    Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию

—    Направленность: из настоящего в будущее

—    Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека — человек себя оценивает сам

—    Легкость, позитив

В настоящее время идея коучинга  реализуется в педагогической практике в России. Один из авторов внедрения коучинга в систему российского образования, Н. М. Зырянова, рассматривает данное понятие в широком и в узком смысле этого слова.

 В широком смысле коучинг – это «такая форма консультативной поддержки, которая помогает человеку достигать значимых для него целей в оптимальное время путем мобилизации внутреннего потенциала, развития необходимых способностей и формирования новых навыков». Согласно более узкому определению, коучинг – это «процесс выявления целей человека и выработка оптимальных путей их достижения»

На современном этапе, говоря о коучинге в образовании, точнее будет использовать термин «коучинговый подход». Особенности коучинга в образовательной деятельности заключаются в том, что взаимодействие «преподавателя-коуча» и «обучающегося-чемпиона» предельно индивидуализированы, ориентированы на конкретного обучающегося, а следовательно, и имеют большой эффект. Преподаватель-коуч выступает не в качестве консультанта, дающего советы, а в роли профессионального вдохновителя по поиску решений образовательных задач, раскрывая творческий потенциал «обучающегося-чемпиона», поддерживая и способствуя достижению положительных результатов. Таким образом, внедрение коучингового подхода в образовательную среду может максимально индивидуализировать процессы развития и обучения.

Коучинг как педагогический стиль– это взаимодействие, основанное на равноправном партнерстве, которое способствует раскрытию потенциала обучающихся, повышению ответственности, мотивации и эффективности в целом

Рассмотрим актуальность коучинга для образования:

·                   Создание нового продукта

·                   Потребность в специалистах, отвечающих требованиям рынка

·                   Поддержание качества образования

·                   Поддержка педагога в его работе

·                   Новый эффективный стиль преподавания

·                   Отношения внутри коллектива

·                   Решение внутренних задач.

Что же дает применение коучинга в педагогической практике?

—    Индивидуальный подход

—    Интерактивный подход

—    Развитие, стимуляция интереса к обучению

—    Повышение мотивации, осознанности

—    Принятие ответственности за результат и педагога, и обучающегося

—    Развитие новых компетенций у педагога

—    Принятие личной ответственности

—    Удовлетворенность результатами

—    «Высокоэкологичный и человеческий» подход – доверие и открытость

—    Возможность создать качественно новые отношения в педагогическом коллективе и с обучающимися.

Хотелось бы отметить, что  использование коучингового подхода в педагогической практике должно базироваться на определенных ценностях:

•              конфиденциальность

•              честность

•              доверие

•              открытость

•              прозрачность

•              целостность

•              искренность

•              равенство.

Давайте рассмотрим основные методы применяемые в педагогической практике преподавателя – коуча:

—    Активно слушает, задает сильные вопросы

—    Помогает определить цель, составить план, принять решение, создать идеи, перейти к действиям

—    Держит фокус на результат

—    Вдохновляет, мотивирует, снимает тревогу и стресс

—    Даёт обратную связь

Применение коучингового подхода в педагогической практике обозначает новую роль педагога:

Педагог – не просто передает знание, он – тренер талантов.

 Педагог раскрывает свой потенциал и потенциал обучающихся.

Коучинг — это больше вопросы, чем рассказ…

·                   Сильные вопросы — не для того, чтобы собрать информацию, а для того, чтобы пригласить обучающегося послушать самого себя, помочь ему создать идеи и получить свои решения.

·                   Сильные вопросы приглашают к самоанализу, дарят дополнительные решения и ведут к творчеству.

·                   Сильные вопросы приглашают обучающегося посмотреть внутрь себя или в будущее.

·                   Сильные вопросы снимают ограничения и дают простор для идей.

На своих уроках я применяю различные коучинговые подходы. Самый распространенный, это отражение знаний обучающимися на Колесе Знаний. Например, мы изучаем тему «Бухгалтерский баланс» по конкретным вопросам:

1. Состав бухгалтерской (финансовой) отчетности.

2. Классификация бухгалтерских балансов.

3. Содержание бухгалтерского баланса.

4. Внеоборотные активы.

5. Оборотные активы.

6. Капитал и резервы.

7. Долгосрочные обязательства.

8. Краткосрочные обязательства.

Я предлагаю обучающимся в начале урока отразить свои знания на одном Колесе Знаний и в конце урока на другом, и сравнить, как изменилось колесо, стало ли оно более ровным. Что нужно сделать, чтобы оно стало еще ровней?

 

Обучающиеся по шкале от 0 до 10 оценивают сами свои знания, отмечают в каждом секторе, выбранным цветом.

Шкалирование – графический метод представления ситуации. Инструмент позволяет на основе визуального представления ситуации увидеть собственные зоны развития. Такое представление помогает осознать уровень «приближения» ситуации к максимально приемлемой в данный момент времени.

Также, я применяю такой элемент, как шкала «Лесенка». На ней обучающиеся, от 1 до 10 отмечают свои успехи, отвечая на вопросы приведенные ниже.

—    1. С трудом ориентируюсь в предмете.

—    2. Знаю, чем воспользоваться для выполнения задания по предмету.

—    3. Могу выучить, знаю основные понятия и термины.

—    4. Выполняю задания с чьей-либо помощью.

—    5. Выполняю задания только по образцу.

—    6. Сам выполняю задания по предмету.

—    7. Могу уверенно выполнить проверочную, контрольную работу по предмету.

—    8. Могу предложить свой вариант выполнения заданий.

—    9. Уверен в успешном итоге контрольной работы по предмету.

—    10. Соотношу знания по предмету с получением определенной профессии.

Шкала оценивания:

В конце урока   1___2___3___4___5___6___7___8___9___10

                       ____________________________________

 

    Наиболее приемлемыми вопросами в работе педагога – коуча считаю:

—    Р-   Расстановка целей  —

      Что ты хочешь ?

—    О-  Окружающая реальность –

       Что происходит сейчас?

—    С-   Список возможностей-

       Что ты можешь?

—    Т-   Твоя воля- 

       Что ты будешь делать? 

—    Как ты узнаешь о том, что получил желаемое?

—    Каков формат конечного результата?

Я стремлюсь, чтобы в  каждом обучающемся загорелась искорка знаний, пробудилось стремление к росту!

Самыми полезными вопросами в своей практике, которые надо задавать обучающимся считаю следующие:

—    Помощь нужна? Что еще? Если бы ты знал ответ, то что бы сказал?

—    Какие могут быть последствия для тебя и других?

—    Какими критериями ты пользуешься?

—    Что для тебя в этом самое трудное?

—    Что бы ты посоветовал другому, окажись он на твоем месте?

—    Представь себе диалог с самым мудрым человеком, которого ты знаешь. Что он скажет тебе делать?

—    Я не знаю, что делать дальше. А ты?

—    В чем ты выиграешь / проиграешь, если так сделаешь / скажешь?

—    Если бы так сказал / поступил кто-то другой, что бы ты почувствовал / подумал / сделал?

—    Что ты будешь делать?

—    Когда ты намереваешься это сделать?

—    Достигнешь ли ты при этом своей цели?

—    Какие возможны препятствия на пути?

—     Кому следует знать об этом?

—    Какая поддержка тебе нужна? Чья?

Именно эти вопросы, помогают обучающимся лучше узнать самого себя, раскрыть свои возможности, узнать и проявит свой потенциал. Позитивно настроенный обучающийся достигает высоких результатов в учебе, в общении с родными, друзьями. Считаю, что коучинговые методики полезно знать и использовать в своей работе преподавателям. Они помогают познать не только обучающихся, но и себя самого, свое окружение, свой педагогический коллектив.

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments

solncesvet.ru

Педагогический коучинг как альтернатива репетиторству

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, и прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Приходилось слышать от учащихся о том, что они не понимают физику! Но одно дело не понимать учебный материал, а другое не уметь понять, не знать, что необходимо делать, чтобы понять. Для того чтобы понимать учебный материал, ученику необходимо научится производить действия, направленные на понимание. Кроме того, эти действия будут провоцировать мышление. Но только осознанное выполнение мыслительных операций сможет выработать понимание у учащихся. Поэтому так необходимы специальные упражнения, которые помогут формированию учебно-логических умений.

По сути, умение представляется в виде алгоритма последовательных действий, которые должен выполнить ученик, и создаются условия для того, чтобы он выполнял эти действия качественно. Это можно делать на примере различных учебных предметов, но всё-таки учебная дисциплина «Физика» особая: ведь она, как никакая другая, представляет широкий спектр возможностей для формирования и совершенствования у тех, кто её изучает разных мыслительных умений, свойств и качеств.

Говоря о новых подходах к развитию и обучению, хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека — это ключевая его задача и основной результат.

Речь идет о коучинге. Что такое коучинг? Коучинг (англ. coaching — обучение, тренировки)- это система реализации совместного социального, личностного и творческого потенциала с целью получения максимально возможного эффективного результата. В основе коучинга лежит использование психологии оптимизма и успеха. Четыре базовых этапа коучинга:

—        постановка цели,

—        проверка реальности,

—        выстраивание путей достижения,

—        достижение (этап воли).

В чём отличие репетиторства от коучинга? Достаточно вспомнить что, репети́тор (от лат. repetitor — тот, кто повторяет) — преподаватель, дающий частные уроки на дому. Преподаватель, который проводит дополнительные — обычно индивидуальные — занятия, помогая усвоить необходимые знания. А основу педагогического индивидуального коучинга составляют:

—        Постановка целей — «Чего ты хочешь?» -мотивация.

—        Анализ текущей ситуации — «Что происходит?» — оценка актуального уровня.

—        Наработка вариантов — «Что нужно сделать?»- план (чётко очерченная траектория движения)

—        Реализация и контроль — «Что ты будешь делать?» — мотивация.

В основе ФГОС лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся, построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся [8].

Учитель — коуч, применяя инструменты коучинга, сопровождает своих учащихся на пути становления самостоятельных, коммуникабельных, желающих учиться и развиваться, целеустремленных, самодостаточных личностей. Коучинговый подход поможет развить у учеников ответственность, осознанность, самостоятельность в принятии решений, повысит их мотивацию, личную заинтересованность в процессе обучения и в подготовке к ГИА и ЕГЭ. Коучинг развивает у учащихся новый тип мышления, основанный на уверенности в себе и будущем, на позитиве и на желании взаимодействовать с окружающими, соблюдая интересы сторон. Таким образом, основными задачами современного образования является не только передача учащимся знаний, но и формирование у них умений и желаний учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и самореализации. Коучинг — это не новый метод, который соревнуется с преподаванием. Коучинг — это инструмент, который позволит учителям наиболее эффективно взаимодействовать с учащимися, способствует введению стандартов нового поколения.

Разговор о том, как в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентноспособным (как говорят сейчас на новом бизнес ориентированном языке в образовании) педагогом, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко.

Широко известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, если мы не можем изменить систему, попробуем использовать собственный потенциал, для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект).

Человеческий мозг удивительное творение природы, над которым уже много лет бьются ученные, пытаясь разгадать секреты его работы. Неоспоримым фактом является то, что визуальное восприятие информации преобладает. Существует несколько каналов, по которым человек воспринимает информацию. Процентное соотношение можно выразить таким образом:

Визуальный — 60 %;

Аудиальный — 30 %;

Смысловой — 10 %.

Как видите, глаза играют главенствующую роль.

Всех людей условно можно разделить на визуалов, кинестетиков, аудиалов, дигиталов. Названия соответствуют каналам восприятия (способам обработки информации):

—       визуальный — с опорой на зрение,

—       аудиальный — с опорой на слух,

—       кинестетический — с опорой на ощущения (запах, вкус, осязание).

Несмотря на то, что каналов как бы только три, внутри себя человек воспроизводит и обрабатывает опыт 4-мя способами. Добавляется внутренний диалог или Дигиталъный канал, который работает со словами и числами.

Обычно человек ориентирован на один из каналов — он проводит в нем больше времени, лучше соображает, и этот способ восприятия для него как бы более важен, чем остальные. Это совершенно не означает, что визуал ничего не слышит и не чувствует. Это означает только, что зрение для него более важно.

Несколько интересных фактов. В России на данный момент весьма приблизительное распределение по типам такое:

Визуалы-35 %;

Аудиалы-5 %;

Кинестетики-35 %;

Дигиталы — 25 %.

Однако, деление по типам весьма условно, и хотя действительно существуют люди, пользующиеся практически одним каналом, но их достаточно мало. Большинство же достаточно эффективно пользуются несколькими, просто один они предпочитают больше. Вот об этом канале предпочтения и идет речь. В чем же отличия визуалов, аудиалов, кинестетиков и дигиталов друг от друга? Отличия будут касаться очень многих вещей, например, способов поведения и обучения, организации мышления и памяти. Кинестетик запоминает все телом, мышцами — у тела есть своя память. Этот способ весьма эффективен, чтобы научиться ездить на велосипеде или плавать, но для запоминания способа решения интеграла или номера телефона может быть весьма неудобен. Для того, чтобы запомнить номер телефона, кинестетик должен написать его собственноручно, аудиал — произнести, визуалу же достаточно запомнить, как он выглядит. Визуал любит информацию в виде графиков, таблиц, фильмов, ему нужно на что-то смотреть. При этом он способен «видеть весь лист». Аудиалу обычно надо все это проговорить внутри себя.

Кинестетику нужно щупать, делать, двигаться. Он тут же начнет выяснять, а как конкретно что-то сделать, и на что нужно нажать, чтобы эта штука бренькнула, и желательно в его руках. Визуал же скорее попросит показать, как это делается, аудиал — рассказать подробнее.

Исследования, проведенные в последние два десятилетия, показали, что эмоции оказывают влияние на многие процессы, задействованные в обучении. Смело можно утверждать, что эмоции влияют на восприятие, внимание, мотивацию, а также на осознание и усвоение информации.

Создание зрительного образа, один из приёмов мыслительной сферы ученика. В ходе изучения тем курса «Физика» прошу нарисовать, какой образ сложился у учеников о том или ином физическом объекте или явлении, когда произносят слова: движение, внутренняя энергия, теплопроводность и. д. Или какую деталь вы вспомните как главную, когда услышите слово «вольтметр», «термометр», «мензурка».

. Человеческий мозг уделяет особое внимание всему новому и необычному. Когда новая

информация противоречит уже имеющейся, мозг начинает работать в ускоренном режиме, стараясь объяснить несоответствие. Если новая информация оказывается полезной, она превращается в память, которой потом можно воспользоваться.

Таблица 1

Результаты новых исследований мозга

Применение их в обучении

Частое повторение и новизна информации усиливают запоминание

Формируем «беглое» знание с помощью повторений и большого количества практики

Эмоции улучшают запоминание

Стараемся вызвать эмоции в процессе обучения.

Процесс обучения вызывает физические изменения в структуре мозга

Вовлеченность в процесс обучения повышает способность учиться в течение всей жизни

Воспоминания хранятся в разных частях мозга

Используем все репрезентативные системы в процессе обучения

Процесс понимания сугубо индивидуален. И здесь возникает потребность в тьюторском сопровождении. Тьюторство — такая педагогическая технология. Цель работы тьютора — персональное сопровождение ученика в образовательном пространстве для становления у него устойчивых мотивов обучения, реализации личностных потребностей и интересов, самоопределения, осознанного и ответственного выбора жизненного пути.

Под педагогическим сопровождением понимается такое учебно-воспитательное взаимодействие, в ходе которого ученик совершает действие по заранее известным нормам, а педагог создает условия для эффективного осуществления этого действия.

В ситуации тьюторского сопровождения педагогический фокус смещен в сторону самостоятельного разрабатывания приемлемых для данной личности норм, которые обсуждаются с тьютором. Чтобы тьюторское сопровождение осуществилось, учащийся должен сам совершить некую “образовательную пробу”, результаты которой и будут предметом совместного анализа.

Тьюторские технологии, которые сегодня выстраивают и стремятся воспроизводить участники большого педагогического сообщества, включенного в тьюторское движение, направлены именно на реализацию идеи индивидуализации, учитывая при этом, что любое обучение не может быть эффективным без учета индивидуальных особенностей учащихся.

Литература:

1.      Аткинсон М. Чойс Р. Т. «Наука и искуство коучинга: Внутренняя динамика коучинга»

2.      Парслоу Э. Коучинг в обучении: практические методы и техники — СПб.: Питер, 2003.

3.      Тьюторство как новая профессия в образовании: сборник методических материалов. — Томск,2001.

4.      Тьюторство: концепции, технологии, опыт. — Томск, 2005

5.      Научно-методический журнал. Региональная школа управления. № 1, 2013

6.      Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897

Основные термины (генерируются автоматически): процесс обучения, учащийся, умение, обучение, канал, действие, номер телефона, человеческий мозг, учебный материал, ученик.

moluch.ru

Коучинг в образовании

Новые подходы в работе преподавателя, или как коуч- техники может улучшить педагогическое мастерство

Автор: Надежда Столярова

 

Дорогие педагоги!

Эта статья посвящается вам. В ней, надеюсь, вы найдете эпизоды из вашей профессиональной жизни, ответы на вопросы, которые задаете себе.

Надеемся, что эта статья поддержит вас, придаст уверенность в том, что вы уникальны и именно ваша профессия одна из наиболее востребованных сегодня.

Сегодняшнюю ситуацию  в системе образования можно охарактеризовать, как нестабильную и постоянно меняющуюся сферу,  все чаще слышим, что тот подход к делу и к себе, которые существует, не эффективны и не ведет к желаемым изменениям, не  создает инновационных прорывов.

Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.

Конечно, педагоги знают огромное количество методов, с помощью которых  можно передать знания  школьникам или студентам.

Но есть еще один немаловажный момент. Мотивированной личностью, способной к саморазвитию, человека с уверенной гражданской позицией становятся в позитивной, успешной среде, в процессе наблюдения за успехами и победами авторитетов, при возможности наставничества и в условиях непрерывной поддержки. А этого в наших образовательных учреждениях пока крайне мало.

Тем, кто проработал многие годы и вложил душу в своих учеников, каждый день, переживая, порою больше, чем родители, неудачи и достижения их, странно слышать, что педагогические  методы уже не актуальны, что нужно еще чему – то научиться. У педагогов со стажем появляется странное ощущение, что их опыта не достаточно для того, чтобы сегодня быть успешным преподавателем. На совещаниях все чаще можно услышать: «…Сегодня надо быть гибче, надо работать творчески».

Но при этом отсутствуют рекомендации, позволяющие педагогу понять  КАК учить своих подопечных по–новому, чтобы получить новый результат.

Не стоит говорить о том, что система, в которой оказался педагог еще более бюрократична сейчас, чем еще 3 -5  лет назад, что приходится писать больше отчетов, заполнять листы самооценки и, порою, времени на саморазвитие педагога и на индивидуальную работу с детьми не остается. Разговор о другом.

Разговор о том, как в новой системе выжить и стать более уверенным и конкурентноспособным (как говорят сейчас на новом бизнес ориентированном языке в образовании) педагогом, какие инструменты могут помочь достичь выполнения стандарта, причем не формально, а качественно, естественно и легко.

Широко известна фраза «если не можешь изменить обстоятельства, измени отношение к ним». Следуя этой логике, если мы не можем изменить систему, попробуем использовать собственный потенциал, для нового творческого прорыва и попробуем помочь обучающимся стать самодостаточными людьми, развивая в них не только IQ, но и EQ (эмоциональный интеллект).

Человек так устроен, что одним из его потенциальных ресурсов является способность к обучению. Страшно слышать, когда учитель говорит своему ученику: «Ты не обучаем!» Для некоторых детей это звучит, как приговор, который  наложит печать на всю жизнь.

Приведем пример. Преподаватель после нескольких попыток объяснить новую тему студенту, говорит ему о том, что у того нет способностей к точным наукам и лучше было бы, если он забрал документы и пошел в другое учебное заведение. С помощью тьютора позже данная ситуация была разрешена и студент проявил свои способности для изучения предмета. Секрет состоял только в том, что тьютор проявил терпение и провел недлительную работу,  изучая причины и проблемы отсутствия интереса к предмету и нежелания услышать преподавателя.

Такие ситуации в наших школах и колледжах нередки и для тех, кто стремится найти выход из них предлагаем рекомендацию №1: ищите подход, ищите «кнопку» у ученика/студента  (вспомним детский кинофильм «Приключение электроника»). Любой человек способен к обучению!

Говоря о новых подходах к развитию и обучению наших «подопечных», хочется отметить, что сегодня становится популярным направление, в основе которого лежит не просто индивидуализированный подход  и умение слушая слышать, но раскрытие потенциала человека – это ключевая его задача и основной результат.

Речь идет о коучинге. Этот вид работы с клиентом многие называют особым видом психологического консультирования, но предпочтительнее и точнее коучингом было бы назвать сотрудничество и сотворчество с целью раскрытия ресурсов человека и научении его учиться и жить осознанно.

Отличие коучинга от психологии заключается в основном в том, что коучинг — это работа с человеком реальным с установкой на завтра. Коуч не работает с прошлым клиента. Гораздо важнее для этого специалиста конкретные шаги, которые делает его клиент в надежде получить результат уже в скором «завтра».  Эффективность данного направления работы очевидна, ведь нам нужны понятные и быстрые результаты, причем итог работы коуча с клиентом – это творческий прорыв последнего, расширение его перспектив для дальнейшего роста. Не этого ли ждут от нашей работы наши руководители, родители, работодатели?

Век высоких технологий, скорости, гибкости диктует нам выбор методов обучения. Наша статья поможет разобраться в основах кочинга и даст ответ как и где можно применить педагогу коуч – технологии.

В этой статье мы будем часто обращаться к  книге известного коуча и бизнес–консультанта Майлз Дауни «Эффективный коучинг». Она полезна педагогам не только как пособие для первого знакомства с коуч – технологиями, но и может стать прекрасной копилкой мудростей и притч, которые можно будет использовать в работе.

В книге М. Дауни простым языком описывается способность человека к обучению. М. Дауни пишет о помехах, препятствиях, которые сдерживают поток сознания, мешают творить и быть свободным. Помехи М. Дауни называет вмешательством.

Попробуем проанализировать любую жизненную ситуацию, когда запланированное вами не было совершено, хотя и было очень важным.

Почему вы это не делали?  Что мешало?*

 

________________________________________________

*- вопрос «почему» не всегда эффективен, если работать на результат «развитие, изменение». Он заводит в тупик, формирует страх, схож с наказанием. В этом предложении он употреблен только с целью зафиксировать ваше внимание, задуматься, в ожидании реакции «Стоп сознание. Бойся, а теперь думай!» Страхи иногда работают позитивно, они мобилизуют!

Теперь представьте себе, что нет этого вмешательства и у вас есть еще одна попытка сделать то, что вы хотели. Попробуете? Ваш ответ скорее «да». Если это истинное желание, то да, вы это сделаете. Именно тогда, когда вы свободны от внешних оценок, от стороннего мнения, от страха «не быть успешным, не профессиональным», получаются самые лучшие проекты, происходят самые любимые моменты в жизни – это то, что вы делали по велению сердца, а не разума, без напряжения, не задумываясь над последствиями и над мнениями.

Именно это состояние, состояние потока сознания, является основным обстоятельством, которое может развить профессионализм педагога и способность достигать видимых результатов в работе над собой и с учениками. Когда творишь по –настоящему – это получается красиво и убедительно. Это укрепляет ваш имидж педагога и придаст обучающимся уверенность в себе и своих возможностях.

Вторая рекомендация: позвольте себе «быть», позвольте себе делать то, что хочет сердце, а не разум  и верьте в себя.

Суть профессии педагога очень проста. Дословно «детоводитель». А если так, то надо представить себе  куда мы хотим в итоге привести детей.  Что на пути к цели обсуждаете, как работать с трудностями, как поощрять?

Говоря о работе педагога, мы придаем важное значение и процессу и  результату.

Итак, сначала о результате.

Не наметив конечной точки движения, мы не сможем выстроить процесс.

Результат – это цель, маяк, который мы видим, на который ориентируемся. Ежедневно мы проверяем себя и процесс на соответствие – туда ли идем? Нужно ли что–то скорректировать? Чтобы достичь результата в точности с намеченными сроками и в соответствии с запланированным описанием, необходимо помнить следующую формулу: П-В=Р , где

П – потенциал; В – вмешательство; Р- результат

Что такое потенциал можно посмотреть в словарях значение этого слова, но точный ответ есть и у Майлза Дауни.

Согласно его понимания, потенциал — это совокупность следующих важных составляющих: энергия, ум, воображение. Энергия – это то, что рождается в человеке, когда он думает или делает что–то, что лежит прямо в его сфере ценностей, энергия позволяет творить и развивать себя. Интуиция и креативность – две сильных основы для рождения энергии. Если мы прислушаемся к себе, будем внимательны и наблюдательны, то большая часть наших планов станет реальностью. Как только мы разрешаем себе чувствовать и свободно дышать, даем волю интуиции, внутри рождается энергия. А далее (по М.Дауни), убрав «В» (вмешательство, т.е., напряжение, страх, сомнения), мы неизбежно приближаем результат.

Всё вышесказанное позволяет нам получить следующую формулу 2:

П= Э+У+В, где  П –потенциал, Э — энергия, У – ум, В – воображение

и

формулу 3

Э (энергия) = интуиция + креативность

Поясним, для того, чтобы усилить желание идти и вести ребенка не куда – то, а прямо к цели, чтобы педагогическая работа не была испытанием, а приносила  удовлетворение, нужно просто сделать паузу, дать зародиться энергии и почувствовать свои желания, прислушаться к себе. Результат по М. Дауни – это то, что приносит удовлетворение, радость, уверенность. Результат нужен для того, чтобы мы могли расти и развиваться. Для того, чтобы педагог смог сказать себе «мой результат – мой опыт — моя победа,  я смог! Мне есть чем гордиться! Мне есть куда идти!»

Отсюда рекомендация третья:

Позвольте себе делать паузы. Дайте право на остановку! на вдох!

Современная жизнь задает новый темп, ставит новые задачи. К нам предъявляют новые требования, ожидания родителей становятся более жесткими.

«Если я не успеваю,  не нравится, как я работаю, значит, я не достоин быть сегодня учителем», — знакома такая мысль?

Стоит, сделать паузу, вздохнуть, дать себе еще один шанс.

Попробуем сделать упражнение.

Сформулируйте три сильных качества, которые присущи вам и выделяют только вас. Это должны быть качества, без которых  вы не вы, которые вы можете так представить или проявить, и ученики бы стремились копировать это в вас и ловить момент, когда же вы, именно вы, к ним придете и продемонстрируете «высший пилотаж». Этими качествами могут быть и умение шутить, умение возражать, умение объяснить новый материал так, как никто другой, умение поддержать, наказать или вселить уверенность.

Надеемся, у вас получилось найти в себе самое лучшее и вновь обрести веру в себя.

Рекомендация четвертая.

Узнайте себя лучше и вы поймете, у меня есть все, чтобы сказать себе «Я лучший учитель!».

И последнее.

Вы когда–нибудь себя спрашивали  о том, что помогало мне добиться хорошего результата? как я могу использовать мой ресурс в других ситуациях? что я еще могу сделать, чтобы улучшить свой результат? Кто или что мне может помочь в этом?

Это, так называемые «сильные вопросы», формируют осознанность, обладают сильной энергетикой. Надо помнить, что именно осознанность помогает нам увидеть путь роста. Осознанность помогает жить в полную силу, тратя минимум энергии на очень важные вещи и получать достойный результат.

Рекомендация пятая, последняя: делайте паузу для того, чтобы осознать, что с вами происходит и для того, чтобы перераспределить вовремя энергию на создание лучших результатов вашей жизни.

Итак, в завершении, хотелось бы  акцентировать ваше внимание на том, что каждый человек уникален и обучаем. Каждый педагог имеет право им оставаться. Но помнить, что единственный путь к хорошему результату возможен только через работу над собой, уверенность в поставленной цели и веру в свой потенциал!

Найдите на это время! Это вклад в ваше будущее и будущее ваших учеников!

 

 

worldtutors.ru

Технология коучинга — Организация учебного процесса

По материалам моих лекций

Содержание


За четыре десятилетия существования коучинг развился в особую детально разработанную педагогическую технологию.

В технологии коучинга приняты некоторые специфические термины.

Коуч (англ. coach – тренер) – тренер, проводящий занятие, специалист по коучингу.

Клиент, он же игрок, чемпион или коучи (в разных школах коучинга используются различные названия одного и того же понятия) – участник или группа участников коучинга.

Коуч-сессия (сессия коучинга) – основная форма взаимодействия коуча с клиентом: беседа, особым образом структурированная с помощью вопросов, ведущих клиента-игрока к осознанию цели, возможности и способа её достижения и далее к принятию ответственности за её достижения.

Формат коучинга (формат участия в коуч-сессии) – это способ взаимодействия в ходе коуч-сессии, зависящий от используемых средств. Основные форматы, используемые в коучинге: очный (непосредственное общение) и заочный (опосредованное, дистанционное общение – по телефону или через интернет).

В общем виде работа по технологии коучинга может быть представлена последовательностью четырёх основных этапов:
 

1) постановка цели;


2) выявление реального состояния;


3) выработка пути к цели;


4) достижение цели (так называемый «этап воли», в котором реализуется выработанный способ, путь к цели).


Основным методом в проведении коуч-сессии выступают вопросы, стимулирующие активность клиента на всех этапах реализации технологии коучинга. Примеры таких вопросов: Чего вы в действительности хотите? Почему это важно для вас? Как вы можете этого достичь? Как вы узнаете, что достигли этого?

Один из характерных приёмов ведения беседы в коучинге – приём повторяющегося вопроса. Например, выслушав, что, по мнению клиента, даст ему достижение цели, коуч спрашивает: «А ещё что?» – и после следующего высказывания клиента повторяет свой вопрос. В результате клиент осознаёт свою истинную мотивацию и максимально чётко формулирует цель.

Ещё один эффективный приём – визуализация мысли. Для этого используются схематичные изображения (см. пример на картинке), помогающие клиенту лучше сформулировать мысль, последовательно её развивать, концентрируясь на предмете своей цели.

В заключение следует отметить ряд достоинств и недостатков коучинга.

К числу несомненных достоинств данной технологии относится активная позиция клиента-игрока, позволяющая ему обрести уверенность в том, что важная цель будет достигнута. Ещё одно достоинство коучинга обусловлено особой позицией коуча-тренера, помогающего клиенту, но ничего не решающего за него. Это особенно важно, когда клиент – уже состоявшийся профессионал, которому гораздо комфортней самому найти решение, чем у кого-то учиться «простым вещам».

К недостаткам технологии коучинга относятся существенные ограничения по её использованию в педагогическом процессе. Эти ограничения являются следствием того, что коучинг ориентирован на раскрытие потенциала уже сформированной личности, на повышение эффективности людей, уже имеющих определённый жизненный и трудовой опыт. Поэтому сфера его применения не распространяется на формирование личности в процессе общего и профессионального образования.

si-sv.com

Коучинг в образовании. | Открытый класс

Новые ФГОС меняют представление о результате обучения. Теперь задача образовательного процесса состоят не столько в передаче знаний, умений и навыков, а  в личностном результате, формировании осознанной позиции ученика и будущего гражданина с активной позицией. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ним в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе или колледже.

Так что же такое коучинг? Это новый и для многих в нашей стране пока малоизвестный подход к развитию человека. Предтечей коучинга был профессор Гарвардского университета и спортсмен Тимоти Гэлвей (Timothy Gallwey).

Коучинг (англ. coaching – обучение, тренировки) это работа как с отдельным человеком или с группой, так и с организацией по постановке собственных целей и максимально быстрому достижению этих целей путем мобилизации внутреннего потенциала и освоения передовых стратегий получения результата. Коучинг больше помогает личности обучаться, нежели учит.

Коучинг позволяет педагогу, не забираясь в личностные проблемы, понять, что он может сделать для разрешения своих проблем и как направить своих учеников к наилучшему для них результату. У коучинга мягкая, не назидательная форма, которая активизирует ресурсы.

Коучинг – это искусство задавать сильные вопросы.

Коучинг – это построение своего будущего, это прорыв в будущее.
Логика применения коучинга в образовании

Цель коучинга в обучении — помогать учащимся учиться активно и сознательно, поддерживать их намерение самостоятельно приобретать знания, способствовать тому, чтобы они могли максимально использовать свой потенциал, развивать навыки, лучше выполнять свои учебные обязанности и в результате — достигать желаемых результатов.

Основная задача коуча — поддерживать у учащихся уверенность в своих силах, сформировать у них адекватную самооценку. Вера учащихся в свои возможности, степень их осознания способствуют высокой учебно-познавательной мотивации и формированию ответственности за свою учебу.

Коучинг может считаться осуществленным только в том случае, если учащийся приходит к искреннему осознанию необходимости учебной деятельности для достижения своих личных целей. Задача коуча — помочь ему прийти к этому осознанию. Как пишут Э. Парслоу и М. Рэй, «вы не можете никого ничему научить, прежде чем человек сам этого не захочет; вы можете привести лошадь на водопой, но не в ваших силах заставить ее пить!»

Ключевые установки и ценности коучинга нам знакомы, они естественным образом включаются в любое учебное занятие:

  • развитие навыков целеполагания и проектирования,
  • разработка гипотез и продвижение проектов,
  • опора на творческую инициативу, позитивную мотивацию,
  • желание пробовать, ошибаться, идти дальше.

Что важно — они близки к форматам личностного развития, причем не только наших учеников, но и самих учителей. За счет глубокой включенности во взаимодействие учитель тоже получает стимул для изменения качества своей жизни.
Пять установок коуча, которые были сформулированы Милтоном Эриксоном:

«Люди хороши такими, какие они есть»;

«Люди уже обладают всеми ресурсами для успеха»;

«Изменения не только возможны, но и неизбежны»;

«Люди  действуют с позитивными намерениями»;

«Люди  делают наилучший выбор из возможных».
Как видим, в педагогичности установок не приходится сомневаться. Хороший педагог никогда не навешивает на детей ярлыки неисправимых, принимает всех, создает новые возможности для выбора. Он верит в желание ребенка быть хорошим, в то, что он стремится к лучшему; главное – учитель сам уверен в собственной способности меняться к лучшему.

Философия и принципы коучинга

  • Все люди обладают гораздо большими внутренними способностями, чем те, что они проявляют в своей повседневной жизни
  • Каждый человек обладает мощным потенциалом
  • В человеке уже есть все необходимые ресурсы для достижения успеха
  • Фокус на сильные стороны
  • Обучение на успехе, а не на ошибках
  •  Ориентир не на проблему, а на решение
  • Принятие, открытость и доверие – ключ к взаимодействию
  • Направленность: из настоящего в будущее
  • Нет оценкам и советам! Все ответы внутри человека — человек себя оценивает сам
  • Легкость и позитив

Итак, Коучинг рассматривает человека не пустым сосудом, в который можно поместить всё что угодно, он предлагает новую модель. Мы более похожи на желудь, который содержит в себе весь потенциал, чтобы стать могучим дубом. Нам необходимы питание, поощрение и свет, чтобы достичь этого, но способность вырасти в мощное создание уже заложена в нас.

Технологичность коучинга

Почему реализацию коучингового подхода в обучении школьников можно считать образовательной технологией? Да потому, что он соответствует существующим определениям образовательной технологии и имеет все присущие ей компоненты. О.Б. Епишева трактует образовательную технологию как продуманную во всех деталях модель совместной учебной и педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя, которая предполагает реализацию идеи полной управляемости учебным процессом.

Модель процесса коучинга складывается из нескольких четко определенных этапов:

  1. Постановка цели и осознание её реальности.
  2. Анализ необходимых составляющих успеха.
  3. Анализ имеющихся возможностей.
  4. Определение путей достижения цели, выбор стратегии.
  5. Мониторинг достижения цели и анализ результатов.

Первый и все определяющий шаг на этом пути, в котором учащимся может помочь коуч: осознать их личную потребность в обучении. В результате этой работы ученик должен распрощаться с иллюзиями относительно того, что его обучение и достижение целей (например, успешное окончание школы и подготовка к поступлению в вуз) — это забота школы и учителя. Ему необходимо четко осознать, что обучение и развитие являются, прежде всего, его личными задачами.

На этом пути ему поможет совместная работа с коучем, который будет оказывать действенную помощь, поддержку, делиться опытом: будет формировать своеобразную поддерживающую среду (для успешного достижения целей, ученику также необходима поддержка и признание его успехов со стороны всего класса, коллектива учителей и родителей, что тоже является результатом комплексной работы с учителем-коучем)

Работает коучинг и в общении  с родителями. И родители могут успешно применять коучинг в воспитании детей.

Коучинг и школьный урок

Если говорить о традиционной структуре урока и структуре коуч-сессии, то они удивительным образом совпадают. Это обстоятельство свидетельствует в пользу естественности применения коучингового подхода даже в этом основном элементе учебно-воспитательного процесса.

 ВОЛШЕБНЫЕ ВОПРОСЫ КОУЧИНГА

Это открытые вопросы. Вопросы о будущем.

Вопросы по коучинговой модели GROW

Модель представляет собой логическую последовательность в задавании вопросов.

G – goal – цель (чего хотим достичь?)

R – reality – реальность (что есть на данный момент?)

O – options – варианты (каковы варианты/возможные пути достижения желаемого)

W – way & will – путь и намерение (какой вариант выбираю, каков конкретный план действий?)

Выводы

Итак, во-первых, потребность в использовании коучингового подхода в современной школе достаточно очевидна, особенно на старшей ступени образования, т.к. именно старшеклассники уже готовы ставить перед собой цели, способны оценить их значимость для себя и своей дальнейшей жизни, но не знают как с этими целями работать и не знакомы с эффективными инструментами для их достижения.

Во вторых коучинговый подход максимально соответствует концепции личностно-ориентированного образования (по крайней мере, нам пока неизвестна наиболее личностно-ориентированная и конкретная образовательная технология), а коучинговые навыки органично встраиваются в профиль компетенций современного учителя.

Успехов на пути мастерства!

www.openclass.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *