Warning: session_start(): open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_svs0er7egrk0b9pjiq6hktpr81, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in /var/www/www-root/data/www/clubhavana.ru/wp-content/plugins/wpdiscuz/class.WpdiscuzCore.php on line 59 Конспект песнь русским воинам – План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл. | скачать бесплатно
Вопросы и ответы

Конспект песнь русским воинам – План-конспект урока по литературе (8 класс) по теме: Стихи и песни о Великой Отечественной войне. Урок литературы, 8 кл. | скачать бесплатно

Конспект НОД Знакомство с песней «Священная война».

Знакомство с песней «Священная война».

Программное содержание.

Продолжать знакомить детей с героическим подвигом народа в годы Великой Отечественной войны. Воспитывать бережное отношение к на­родной памяти, любовь к защитникам Отечества.

Познакомить детей с военно-патриотической песней А.В. Александрова и В.И. Лебедева-Кумача «Священная война».

Предварительная работа.

Индивидуальные и групповые беседы с детьми о Великой Отечественной войне. Рассматрива­ние иллюстраций на эту тему, чтение рассказов.

Объяснение новых для детей понятий: ан­самбль, профессору консерватория, клич, гимн, мемориал, эшелон, ветеран, перрон, в тылу.

Ход занятия

Музыкальный руководитель (м. р.). Ребята, послушайте стихотворение, которое я вам сей­час прочту:

День Победы

День Победы — светлый праздник,

Я ему так рад,

Потому что вместе с дедом

Еду на парад!

Я хочу в строю военном

Вместе с ним пройти,

Знамя красное Победы

Вместе с ним нести!

Пусть мой деда твердо знает-

Буду я в строю,

Защищать, как он, смогу я

Родину свою!

(Н. Майданик)

О чем говорится в этом стихотворении?

(О Дне Победы, о внуке и его дедушке, который воевал и защищал, нашу Родину.)

Только сильные и мужественные люди защи­щают нашу страну от врагов, это военные — сол­даты, офицеры и генералы. Про них написано много стихов и песен.

А какие песни вы знаете о солдатах, о военных? (Ответы детей.)

Почему вам нравятся эти песни? ( Они о сме­лых, отважных воинах, которые нас защища­ют.)

Военные песни всегда нравятся людям. Навер­ное, потому что в них воспевается сила и мужест­во солдат. Скажите, какой характер этих песен? (Музыка бодрая, сильная, чёткая, ритмичная, маршевая.)

Правильно, в таких песнях часто звучит мар­шевая музыка, которая вселяет уверенность, при­дает бодрость. Военные песни пели в тяжелые го­ды войны и поют в мирное время.

Я предлагаю вам сейчас исполнить ваши лю­бимые военные песни.

Дети по выбору поют знакомые им песни или из всех предложенных песен исполняют по одно­му куплету: «Военная игра» (приложение), «Бра­вые солдаты» (муз. А Филиппенко, ел. Т. Волгиной //Праздники в детском саду. — М.: Просвещение, 1976), «Сегодня салют» (муз. М. Протасова, ел. В. Степанова//Дошкольное воспитание. — 1991. -№7. –

С. 108),«Миру — мир!» (муз. Г. Струве, ел. Н. Соловьевой // Музыкальный руководитель. — 2005- — №2 — С. 69), «Принимаю я парад» (муз. О. Девочкиной, ел. Е. Шкловского // Музыкальный руководитель. -2005 — №2. — С. 92), «Почетней дела нет» (муз. О. Девочкиной, ел. Е. Шкловского//Музыкальный ру­ководитель. — 2005. — №2. — С. 93), «Ты не мама» (муз. М. Протасова, ел. Е. Шкловского // Дошкольное воспитание. — 2000. — №4. — С. 155)

М. р. Знаете ли вы пословицы о Родине, вои­нах, армии?

Дети.

Герой — за Родину горой.

Жить — Родине служить.

Где смелость — там победа. ,

Смелого враг не возьмёт.

Смелый боец — в бою молодец.

Чем крепче дружба, тем легче служба.

Плох тот солдат, который не мечтает стать ге­нералом.

Тяжело в учении — легко в бою.

Если армия сильна — непобедима и страна.

Где тесно, там солдату и место.

Грозен враг за горами, а еще грознее за пле­чами.

М. р. Скоро все люди на­шей страны и других стран будут отмечать 62-летие по­беды в Великой Отечествен­ной войне. А знаете ли вы, что одной из первых песен, напи­санных в первые дни войны, была «Священная война» -песня А. Александрова и В. Ле­бедева-Кумача. На одном из занятий вы ее уже слышали. Она вам запомнилась? Поче­му? (Ответы детей.)

Знаете, как она была созда­на?

Александр Васильевич Александров, автор музыки гимна нашей страны, про­фессор Московской консер­ватории, руководитель Крас­нознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии, написал несколько песен для своего ансамбля, многие из них были посвящены солдат­ской жизни.

В первые дни войны мно­гие артисты ансамбля были отправлены на фронт, лишь одна группа осталась в Моск­ве для проводов солдат, ухо­дящих на войну.

Александру Васильевичу предложили написать музыку к стихам, которые были напечатаны в газете «Известия» 24 июня 1941г., на второй день войны. Стихи сразу же понра­вились композитору. Он от­ложил все дела, взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. Через несколько часов му­зыка была готова. Александр Васильевич вернул­ся к артистам своего ансамбля и исполнил новую песню. Она буквально потрясла всех. Сын А.В. Александрова Борис Александрович, работав­ший в то время в ансамбле, рассказывал: «От вол­нения перехватывало горло, в глазах стояли сле­зы. Интонации клича, мужественного зова вызы­вали у слушателей решимость тут же идти в бой на врага… Тут же песня была выучена и исполне­на группой ансамбля. И все, кто слышал ее в те минуты, поняли, что родился боевой гимн ред­кой призывной силы. С этим глубоким и святым чувством отправились мы на следующее утро к перронам Белорусского вокзала, чтобы испол­нить песню «Священная война» перед бойцами, отправлявшимися на фронт».

На вокзале было много народа, с общим шу­мом и гулом слились слезы прощания, выкрики уезжающих. Когда артисты в военной форме по­явились в толпе, на них почти никто не обратил внимания — в те дни форма никого не удивляла. Но вот они выстроились на сцене, сколоченной из свежевыструганных досок, музыканты заняли свои места, загремела музыка. Все люди встрепе­нулись, завороженные могучей силой песни. Первые звуки песни захватили слушателей, а ког­да зазвучал второй куплет, в зале наступила абсо­лютная тишина, все стояли, не шелохнувшись, как во время исполнения гимна. Такого они еще не слышали. Песня передала всё, что чувствовал каждый человек — гнев, душевный огонь, любовь к Родине и преданность ей. По просьбе бойцов песня была исполнена пять раз подряд.

Вскоре «Священную войну» пели по всей стра­не. Она звучала каждое утро по радио сразу после боя Кремлевских курантов. Ее слышали на перед­нем крае фронта, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них но­вые силы, отвагу, смелость.

Недавно на Белорусском вокзале Москвы сно­ва звучала песня «Священная война» в исполне­нии этого же ансамбля. Здесь произошло торже­ственное открытие Памятной мемориальной до­ски в честь первого её исполнения. С Белорусско­го вокзала на фронт уходили первые эшелоны, и сюда же, на этот вокзал, возвращались воины-по­бедители.

Эту песню знают все люди нашей страны — и пожилые, и молодые. Эта песня — гимн мужеству и стойкости нашего народа. Теперь её будете по­мнить и вы. Предлагаю еще раз её послушать.

Можно предложить детям послушать песню «Священная война» в аудиозаписи или посмот­реть видеозапись исполнения этой песни Дваж­ды Краснознаменным ансамблем песни и пляски Российской Армии имени A.В. Александрова.

infourok.ru

Конспект урока на тему «Без песни на войне нельзя…»

Тема урока «Без песни на войне нельзя…» (Об истории создания и дальнейшей судьбе песен «Катюша» М.Исаковского и М.Блантера и «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А.Александрова)

Цели урока: — познакомить учащихся с историей создания песни; дать биографические сведения о поэте М.Исаковском и композиторе М.Блантере; на примере песе войны показать роль музыки в истории нашей страны;

                    —  развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать поэтическое произведение; развивать творческое нестандартное мышление и воображение через музыкальные произведения;

                     —  воспитывать интерес к прошлому нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор для показа презентаций

                                                            Ход урока

                                                                                                     Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

                                                                                                                                                 В. Лебедев-Кумач

I. Организационный момент.  

II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка к военным песням. 

    9 Мая 2015года  наша страна  семидесятый раз отметит День Победы. Годы проходят, но то страшное  время не забывается. Оно живет в фильмах, в хрониках, в книгах, в рассказах участников Великой Отечественной войны.

    Что помогало выжить солдатам  в той войне? А выжить помогала песня. Она звала в атаку, она давала силы после боя,  поднимала боевой дух – одним словом, поддерживала бойцов. Об этом мы сегодня поговорим на уроке.

II. Работа по теме.  Первая группа учащихся с сообщением о песне «Катюша»

1-й ученик: Одной из самых популярных песен того времени была «Катюша» 

 Однажды известный поэт Михаил Васильевич Исаковский сочинил четверостишие:     Расцветали яблони и груши,

       Поплыли туманы над рекой.

       Выходила на берег Катюша,

       На высокий берег на крутой.

  А дальше стихи не складывались ни в какую. И берег-то ведь был родной, смоленский, — родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, именно здесь в действительности цвели те самые яблони и груши.

Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. К тому времени страна уже знала стихи поэта, который начал печататься с 1914 года.

2-й ученик: На одной из встреч Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером и показал ему это четверостишие. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так   и сам потерял покой:  ему понравилась игра ударений: «берег, на берег», и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою.  Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее…

3-й ученик: Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева. В зале стоял стон от аплодисментов, никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.

 Михаил Исаковский получил за ее текст  Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.

4-й ученик:   Особую популярность песня «Катюша» получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

 5-й ученик:  Появилось немало сюжетных продолжений песни.  Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

Шли бои на море и на суше,

грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенки «катюши»

под Калугой, Тулой и Орлом».

Её именем окрестили грозное оружие – реактивные гвардейские минометы.

     Памятник «Катюше» – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево.

        В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Был и такой вариант:

Расцветали яблони и груши, 

Поплыли туманы над рекой. 

Выходила на берег Катюша, 

А за нею немец молодой. 

«Подарю тебе, Катюша, бусы, 

Подарю я перстень золотой. 

На тебе, Катюша, я женюся, 

Увезу в Германию с собой». 

Но Катюша смело отвечала: 

«Не тебе я, фрицу, отдана. 

Меня любит чернобровый Ваня, 

О котором знает вся страна.» 

Немец сразу понял, в чем тут дело, 

Что Катюшу любит партизан. 

Закурил с досады папироску, 

На Катюшу он навел наган. 

Расцветали яблони и груши, 

Поплыли туманы над рекой. 

Умерла красавица Катюша, 

Умерла Катюша, как герой

И даже такой:

Расцветали яблони и груши, 

Гитлер сдох, и кончилась война! 

Но никак не встретится с Катюшей, 

Проезжает мимо старшина. 

В степенях своей солдатской «Славы» 

Вспоминает тяжкий путь в Берлин, 

Мгу и мглу кровавую, Синявин, 

А теперь, похоже, на Харбин. 

 

   6-й ученик:   Отгремела война. А песню все поют на разных языках. В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов. Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.

Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюша»

       Отгремела война, и в Орше поставили памятник флеровской батарее: легендарная «Катюша» снова вышла «на высокий берег на крутой» — теперь уже днепровский. А песню все поют на разных языках: немецком, английском, китайском, итальянском, карельском.

III. Вторая группа учащихся с сообщением о песне «Священная война

1-й ученик: 22 июня в 4 часа утра гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Началась мобилизация. Все, кто мог держать в руках оружие, шли в военкоматы. Тут же формировались эшелоны на фронт. Нужна была песня. Первой такой песней стала песня «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача и музыку А.Александрова.

2-й ученик: История песни такова. На третий день войны А. Александрову принесли утреннюю газету «Известия» со словами: « Александр Васильевич, прочтите, пожалуйста, стихотворение Лебедева-Кумача, может, вы музыку напишете?»

Александров прочитал стихи и, никому не сказав ни слова, ушел домой. Уже к вечеру была написана музыка, такая же сильная: каждая нота звучала как зов, клич. Александров написал ноты на доске, и в ту же ночь артисты из ансамбля Красноармейской песни выучили её.

3-й ученик: Шел седьмой день войны. Утром следующего дня на Белорусском вокзале перед солдатами, отбывающими на фронт, была исполнена «Священная война». Как только зазвучали первые аккорды, вокзал замер. Песня поразила всех. Артисты ансамбля временами не могли петь, а музыканты играть. – к горлу подступал ком, а руки не повиновались. Песню выслушали, стоя в небывалой тишине. После того, как музыка утихла, какое-то время все стояли молча, а потом раздался гром аплодисментов. Требовали повторить песню снова и снова.

4-й ученик:  С того дня песня «Священная война» стала военным гимном. Она является красноречивым призывом, что враг убивает родных людей, бомбит русские города. Немедленно встань на защиту Родины!

IV. Подведение итогов урока. Какую же роль играла песня на войне? Впечатление учащихся от прослушанного

V. Домашнее задание: написать творческую работу «Песня помогает выжить»


Просмотр содержимого документа

«Конспект урока на тему «Без песни на войне нельзя…» »

Тема урока «Без песни на войне нельзя…» (Об истории создания и дальнейшей судьбе песен «Катюша» М.Исаковского и М.Блантера и «Священная война» В. Лебедева-Кумача и А.Александрова)

Цели урока: — познакомить учащихся с историей создания песни; дать биографические сведения о поэте М.Исаковском и композиторе М.Блантере; на примере песе войны показать роль музыки в истории нашей страны;

— развивать навыки выразительного чтения, умения анализировать поэтическое произведение; развивать творческое нестандартное мышление и воображение через музыкальные произведения;

— воспитывать интерес к прошлому нашей страны; воспитывать чувство патриотизма, благодарности погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам, детям войны, любовь к Родине.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор для показа презентаций

Ход урока

Кто сказал, что надо бросить

Песни на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне!

В. Лебедев-Кумач

I. Организационный момент.

II. Слово учителя. Сообщение темы и цели урока.

Звучит музыка к военным песням.

9 Мая 2015года наша страна семидесятый раз отметит День Победы. Годы проходят, но то страшное время не забывается. Оно живет в фильмах, в хрониках, в книгах, в рассказах участников Великой Отечественной войны.

Что помогало выжить солдатам в той войне? А выжить помогала песня. Она звала в атаку, она давала силы после боя, поднимала боевой дух – одним словом, поддерживала бойцов. Об этом мы сегодня поговорим на уроке.

II. Работа по теме. Первая группа учащихся с сообщением о песне «Катюша»

1-й ученик: Одной из самых популярных песен того времени была «Катюша»

Однажды известный поэт Михаил Васильевич Исаковский сочинил четверостишие: Расцветали яблони и груши,

Поплыли туманы над рекой.

Выходила на берег Катюша,

На высокий берег на крутой.

А дальше стихи не складывались ни в какую. И берег-то ведь был родной, смоленский, — родился Михаил Васильевич в деревне Глотовке, Ельнинского уезда, именно здесь в действительности цвели те самые яблони и груши.
Он и сам потом рассказывал, что не знал, что делать с этой «Катюшей», а потому отложил листок в сторонку, как говорится в долгий ящик. К тому времени страна уже знала стихи поэта, который начал печататься с 1914 года.

2-й ученик: На одной из встреч Исаковский познакомился с композитором Матвеем Блантером и показал ему это четверостишие. Но как только взял Матвей Блантер листок с четверостишием, так и сам потерял покой: ему понравилась игра ударений: «берег, на берег», и так хотелось сочинить мелодию к словам, но она все не давалась, но потом вдруг – раз – и пришла сама собою. Стал тогда композитор теребить поэта, чтоб дописывал текст песни поскорее…

3-й ученик: Наконец, все сложилось вместе, и песня зазвучала. Премьера ее состоялась не где-нибудь, а в Колонном зале Дома Союзов, где в ноябре 1938 г. исполнила «Катюшу» Валентина Батищева. В зале стоял стон от аплодисментов, никак не хотели зрители отпускать со сцены молодую певицу, и она трижды пела «на бис» эту песню.
Михаил Исаковский получил за ее текст Сталинскую премию, которую передал землякам. Они установили на берегу памятный камень, а потом и музей «Катюши» создали.

4-й ученик: Особую популярность песня «Катюша» получила в дни Великой Отечественной войны. Миллионы людей воспринимали героиню песни как реальную девушку, которая любит бойца и ждет ответа. Ей писали письма.

5-й ученик: Появилось немало сюжетных продолжений песни. Трогательны эти бесхитростные слова фронтового фольклора, и сегодня, спустя десятилетия, их нельзя читать без волнения.

Шли бои на море и на суше,

грохотали выстрелы кругом.

Распевали песенки «катюши»

под Калугой, Тулой и Орлом».

Её именем окрестили грозное оружие – реактивные гвардейские минометы.

Памятник «Катюше» – оружию и песне – возвышается сегодня на пьедестале под орловским селом Орево.

В 1943—1945 наиболее популярен был такой куплет:

Пусть фриц помнит русскую «Катюшу»,

Пусть услышит, как она поет:

Из врагов вытряхивает души,

А своим отвагу придает!

Был и такой вариант:

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой.
 
Выходила на берег Катюша ,
 
А за нею немец молодой.
 

«Подарю тебе, Катюша, бусы, 
Подарю я перстень золотой.
 
На тебе, Катюша, я женюся,
 
Увезу в Германию с собой».
 

Но Катюша смело отвечала: 
«Не тебе я, фрицу, отдана.
 
Меня любит чернобровый Ваня,
 
О котором знает вся страна.»
 

Немец сразу понял, в чем тут дело, 
Что Катюшу любит партизан.
 
Закурил с досады папироску,
 
На Катюшу он навел наган.
 

Расцветали яблони и груши, 
Поплыли туманы над рекой.
 
Умерла красавица Катюша,
 
Умерла Катюша, как герой

И даже такой:

Расцветали яблони и груши, 
Гитлер сдох, и кончилась война!
 
Но никак не встретится с Катюшей,
 
Проезжает мимо старшина.
 

В степенях своей солдатской «Славы» 
Вспоминает тяжкий путь в Берлин,
 
Мгу и мглу кровавую, Синявин,
 
А теперь, похоже, на Харбин…
 

6-й ученик: Отгремела война. А песню все поют на разных языках. В Италии эта песня называется «Катарина», в Израиле — «Катюшка». Всего же исследователи насчитывают только одних текстов на мотив «Катюши» свыше ста вариантов. Незабываемая она оказалась, не зря покоя не давала авторам, пока сочиняли ее.

Бесхитростные строчки, идущие из самой глубины души, сколько их было! Более сотни переделанных текстов, а мелодия – все одна и та же, «Катюша»

Отгремела война, и в Орше поставили памятник флеровской батарее: легендарная «Катюша» снова вышла «на высокий берег на крутой» — теперь уже днепровский. А песню все поют на разных языках: немецком, английском, китайском, итальянском, карельском.

III. Вторая группа учащихся с сообщением о песне «Священная война

1-й ученик: 22 июня в 4 часа утра гитлеровская Германия без объявления войны напала на нашу страну. Началась мобилизация. Все, кто мог держать в руках оружие, шли в военкоматы. Тут же формировались эшелоны на фронт. Нужна была песня. Первой такой песней стала песня «Священная война» на стихи Лебедева-Кумача и музыку А.Александрова.

2-й ученик: История песни такова. На третий день войны А. Александрову принесли утреннюю газету «Известия» со словами: « Александр Васильевич, прочтите, пожалуйста, стихотворение Лебедева-Кумача, может, вы музыку напишете?»

Александров прочитал стихи и, никому не сказав ни слова, ушел домой. Уже к вечеру была написана музыка, такая же сильная: каждая нота звучала как зов, клич. Александров написал ноты на доске, и в ту же ночь артисты из ансамбля Красноармейской песни выучили её.

3-й ученик: Шел седьмой день войны. Утром следующего дня на Белорусском вокзале перед солдатами, отбывающими на фронт, была исполнена «Священная война». Как только зазвучали первые аккорды, вокзал замер. Песня поразила всех. Артисты ансамбля временами не могли петь, а музыканты играть. – к горлу подступал ком, а руки не повиновались. Песню выслушали, стоя в небывалой тишине. После того, как музыка утихла, какое-то время все стояли молча, а потом раздался гром аплодисментов. Требовали повторить песню снова и снова..

4-й ученик: С того дня песня «Священная война» стала военным гимном. Она является красноречивым призывом, что враг убивает родных людей, бомбит русские города. Немедленно встань на защиту Родины!

IV. Подведение итогов урока. Какую же роль играла песня на войне? Впечатление учащихся от прослушанного

V. Домашнее задание: написать творческую работу «Песня помогает выжить»

kopilkaurokov.ru

План-конспект урока «Стихи и песни Великой Отечественной войны»

Конспект открытого урока по литературе для родителей учащихся 9г класса

Подготовила и провела Минлегареева Н. Б. ,

учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №8»

Тема урока: «Песни и стихи русских поэтов о Великой Отечественной войне»

Дата: 15.04.2017г.

Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны;                                    

2. показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

3. помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

4. развивать навыки выразительного чтения;

5. воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и реквизит: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, проектор, компьютер, презентация с репродукциями картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовет!», А. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист пролетел», Г. Коржев «Проводы»; фотографии писателей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Требования к помещению и оформлению: классная комната.

Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Катюша»; аудиозаписи песен «Соловьи», «Священная война», «Враги сожгли родную хату», «Катюша» презентация к песне «Я убит подо Ржевом»; презентация к стихотворениям «Машенька…»О. Берггольц, «Земной поклон» А. Фролова; минусовка песен «В землянке», «Кино идёт»; звук метронома; аудиозапись голоса Левитана о начале и об окончании Великой Отечественной войны.

       

Фронтовые поэты,

С напором свинцового шквала

Вашей жизни судьба,

Ваши жизни рифмовала.

И едва затихло сраженье-

Атаке не вечно же длиться.

Как оно оживало

На наших горящих страницах.

Ученик читает эпиграф к уроку

Учитель.

— Как вы понимаете эпиграф к нашему уроку?

Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их дивыми сегодня, сейчас.

Выразительное чтение наизусть учителем стихотворения Давида Самуиловича Самойлова «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные. 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Звучит аудиозапись голоса Левитана о начале войны

Учитель. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

История песни «Священная война» (Саяхов К)

( Звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)

Учитель.

— Почему война названа священной? (это война за правое дело, за свою Родину, война против захватчиков)

— Какие чувства охватывают вас, когда вы слышите эти строки?

Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…».

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша».

Ученица Валеева Я. История песни «Катюша»

Учитель. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему? ( Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо  сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем)

(Мальчики 9г класса исполняют песню «Катюша»)

Почему рождались такие песни?

Учитель. Поэты и писатели находились в самой гуще событий: были бойцами, политработниками, корреспондентами газет. Более тысяча литераторов ушли на фронт, около 400 из них не вернулись с полей сражений. Поэзия отражала необыкновенную душу нашего человека. Она поддерживала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Один из наиболее ярких поэтов этой поры-

Константин Михайлович Симонов.

— Выразительное чтение наизусть стихотворения «Жди меня» на фоне минусовки песни «В землянке» (Яковлева В.)

  • Жди меня, и я вернусь

  • Только очень жди,

  • Жди, когда наводят грусть

  • Желтые дожди,

  • Жди, когда снега метут,

  • Жди, когда жара,

  • Жди, когда других не ждут,

  • Позабыв вчера.

  • Жди, когда из дальних мест

  • Писем не придёт,

  • Жди, когда уж надоест

  • Всем, кто вместе ждёт.

  • Жди меня, и я вернусь,

  • Не желай добра

  • Всем, кто знает наизусть,

  • Что забыть пора.

  • Пусть поверят сын и мать

  • В то, что нет меня,

  • Пусть друзья устанут ждать,

  • Сядут у огня,

  • Выпьют горькое вино

  • На помин души…

  • Жди. И с ними заодно

  • Выпить не спеши.

  • Жди меня, и я вернусь

  • Всем смертям назло.

  • Кто не ждал меня, тот пусть

  • Скажет: — Повезло.-

  • Не понять не ждавшим им,

  • Как среди огня

  • Ожиданием своим

  • Ты спасла меня.

  • Как я выжил, будем знать

  • Только мы с тобой,-

  • Просто ты умела ждать,

  • Как никто другой.

-Как вы думаете, почему воин, обращаясь к любимой женщине, так настойчиво заклинает «жди меня»? Для кого более необходима эта просьба — для него, для неё, для обоих?

— Какие строки запали в душу?

Учитель. Прошёл войну известный советский поэт А. Т. Твардовский, лауреат Ленинской и Сталинской премий СССР, обладатель многих орденов и медалей, военный корреспондент, создатель знаменитых произведений «Василий Тёркин», «Я убит подо Ржевом».

— Выразительное чтение наизусть отрывка из поэмы «Василий Тёркин» (Фахриев Р.)

Учитель.

-Кто же такой Василий Тёркин, какой он?

-Нужны ли такие бойцы? Почему?

Учитель. (На фоне метронома слова учителя). В годы Великой Отечественной войны в осаждённом Ленинграде работала на радио, почти ежедневно обращаясь к мужеству жителей города, поэтесса Ольга Берггольц. Её муж умер от голода. В эти годы она создала свои лучшие поэмы и стихи, такие как «Февральский дневник»(1942), «Ленинградская поэма».

— Выразительное чтение наизусть отрывка «Машенька, сестра моя, москвичка…» из поэмы О. Берггольц «Февральский дневник» (Звучит душевная композиция и просмотр презентации о блокадном Ленинграде)

Машенька, сестра моя, москвичка!
Ленинградцы говорят с тобой.
На военной грозной перекличке
слышишь ли далекий голос мой?
Знаю — слышишь. Знаю — всем знакомым
ты сегодня хвастаешь с утра:
— Нынче из отеческого дома
говорила старшая сестра. —
…Старый дом на Палевском, за Невской,
низенький зеленый палисад.
Машенька, ведь это — наше детство,
школа, елка, пионеротряд…
Вечер, клены, мандолины струны
с соловьем заставским вперебой.
Машенька, ведь это наша юность,
комсомол и первая любовь.
А дворцы и фабрики заставы?
Труд в цехах неделями подряд?
Машенька, ведь это наша слава,
наша жизнь и сердце — Ленинград.
Машенька, теперь в него стреляют,
прямо в город, прямо в нашу жизнь.
Пленом и позором угрожают,
кандалы готовят и ножи.
Но, жестоко душу напрягая,
смертно ненавидя и скорбя,
я со всеми вместе присягаю
и даю присягу за тебя.
Присягаю ленинградским ранам,
первым разоренным очагам:
не сломлюсь, не дрогну, не устану,
ни крупицы не прощу врагам.
Нет. По жизни и по Ленинграду
полчища фашистов не пройдут.
В низеньком зеленом полисаде
лучше мертвой наземь упаду.
Но не мы — они найдут могилу.
Машенька, мы встретимся с тобой.
Мы пройдемся по заставе милой,
по зеленой, синей, голубой.
Мы пройдемся улицею длинной,
вспомним эти горестные дни
и услышим говор мандолины,
и увидим мирные огни.
Расскажи ж друзьям своим в столице:
— Стоек и бесстрашен Ленинград.
Он не дрогнет, он не покорится, —
так сказала старшая сестра.

Учитель. И пришёл день… День Победы! Сколько сердец дрогнет от одного только упоминания. В 1945 году гармонь взахлёб радовалась в этот день у поверженного рейхстага.

— Звучит запись Левитана о победе.

— Выразительное чтение наизусть стихотворения А. Фролова «Земной поклон» на фоне презентации и аудиозаписи мелодии песни «Кино идёт»

(Гафиятуллина И.)

Ушла война. Осталась память. 
И опаленные сердца.
И похоронок злая наледь,
И чьи–то дети без отца…
И мать – старушка ждать устала
пропавших без вести сынов…
И скорбь морщины протоптала
На лицах поседевших вдов…
Ушли сраженья, канув в Лету.
Потерь не знавшим не понять,
Что кто–то письма шлет по свету,
Родных, надеясь отыскать.
И в безысходном горе где– то
Заплачет траурная медь.
И заберет в себя планета
От старых ран принявших смерть.
И где-то там, за перелеском,
Свой долг исполнивший уже,
Заснул солдат под обелиском
В своем последнем блиндаже.
А сколько рядом их со мною
Таких родных, живых солдат!
Виски окрашены войною,
И полный перечень наград.
За ваше мужество в бою,
За вашу боль, за ваши раны,
За жизнь счастливую мою –
Земной поклон вам, ветераны!

III. Итог занятия.

Учитель.

— Как вы поняли, почему писать о войне трудно?

— Какими чувствами пронизаны стихи и песни о Великой Отечественной войне, прослушанные сегодня?

— Какую тему поднимает каждая из песен?

— Как вы думаете, почему именно в военные годы было написано так много стихов и песен?

— Сегодня мы лишь немного приоткрыли для себя лирическую страничку поэзии периода Великой Отечественной войны, страницу из жизни народа, прониклись атмосферой времени тех, кто имел полное право сказать о себе: «Нам было всё отпущено сверх нормы: любовь, и гнев, и мужество в бою». Тех, кто думал о нас, своих потомках, тогда, в далёкие сороковые, и завещал нам жить ради них и ради самих себя.

Я вам жить завещаю, —

Что я больше могу?

Завещаю в той жизни

Вам счастливыми быть

И родимой отчизне

С честью дальше служить.

Горевать – горделиво,

Не клонясь головой,

Ликовать – не хвастливо

В час победы самой.

И беречь её свято,

Братья, счастье своё –

В память воина – брата,

Что погиб за неё.

А.Твардовский «Я убит подо Ржевом»

— Это завещание обращено к нам, к поколению, вступающему в жизнь. И хотя прошло 72 года с той грозной войны, забывать о тех событиях мы не имеем права, потому что ещё живы те, кто перенёс тяготы войны на своих плечах, благодаря которым мы можем радоваться жизни.

multiurok.ru

Конспект урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне» 8 класс

Тема урока: «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Цель:

дать обзор поэзии времён Великой Отечественной войны, показать, что поэзия, как самый оперативный жанр, соединяла высокие патриотические чувства с глубоко личными переживаниями лирического героя.

Задачи:

  • познакомить учащихся с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры;

  • развивать умение выделять главное в материале, развивать речь учащихся, прививать навыки выразительного чтения наизусть, расширять кругозор учащихся;

  • воспитывать чувство патриотизма, любовь к родине, интерес к поэтическому творчеству, посвящённому Великой Отечественной войны.

Тип урока: урок-концерт

Методические приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, чтение наизусть.

Оборудование урока: презентация.

Ход урока.

  1. Вступительное слово учителя:

(Слайд 1)

Тема нашего урока «Стихи и песни о Великой Отечественной войне».

(Слайд 2)

Цель-знакомство с лирическим и песенным творчеством поэтов военной и послевоенной поры.

Война… страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Оказывается, поэзия была самым оперативным (т.е. быстродействующим), самым популярным (т.е. доступным и понятным) жанром военных лет.

В первый же день войны писатели и поэты Москвы собрались на митинг. Фадеев заявил: “Писатели Советской страны знают своё место в этой решительной схватке. Многие из нас будут сражаться с оружием в руках, многие будут сражаться пером”.

(Слайд 3)

Более тысячи писателей и поэтов ушли на фронт, свыше 400-х сот не вернулись назад.

(Слайд 4)

Таким образом, поэзия надела военную шинель с первых же дней войны. Уже на третий день по всей стране, как призыв, зазвучала песня на стихи Лебедева-Кумача “Священная война”.

Александров, автор музыки к песне «Священная война» вспоминал: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как у всех советских людей, чувство возмущения, гнева… С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею — песни…»

Звучит запись песни 1.“Священная война”.

-Ребята, какое ощущение вызывает у вас эта музыка, слова этой песни?

-Да, песня выражает всю гамму чувств людей, переживших шок от внезапно начавшейся войны, боль, горе, тревогу, надежду.

Слово учителя: Поэзия всегда отражала необыкновенную душу нашего человека. Военная поэзия поддерживала, помогала, вдохновляла. Поэты поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами.

Позже другие песни, с другой мелодией, иной интонацией становятся популярными в стране. Самое удивительное, что это стали песни о любви,

песни в форме письма, послания, обращения солдата.

Один из наиболее ярких поэтов этой поры – Константин Симонов. (Слайд 5)

Прочитаем немного о нём (со слайда)

Давайте послушаем его стихотворение-обращение «Жди меня». (слайд 6)

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.

Жди меня, и я вернусь,
Не желай добра
Всем, кто знает наизусть,
Что забыть пора.
Пусть поверят сын и мать
В то, что нет меня,
Пусть друзья устанут ждать,
Сядут у огня,
Выпьют горькое вино
На помин души…
Жди. И с ними заодно
Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь,
Всем смертям назло.
Кто не ждал меня, тот пусть
Скажет: — Повезло.
Не понять, не ждавшим им,
Как среди огня
Ожиданием своим
Ты спасла меня.
Как я выжил, будем знать
Только мы с тобой,-
Просто ты умела ждать,
Как никто другой.

-К кому обращается солдат?

-С какой просьбой он обращается?

-Почему он просит ждать?

Слово учителя: (Слайд 7)

Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Миллионы людей пели его песни, не зная имени автора.

Звучит песня 2. «Враги сожгли родную хату…».(Слайд 8)

-О ком эта песня? (Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село).

-О какой трагедии идёт речь в песне? (прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…).

-Какие чувства испытывает солдат? (Огромное потрясение, боль от утраты самых дорогих людей).

-Предоставляется слово для сообщения ученика — «История создания песни «Катюша».

“Соловьиным чудом России” называют Михаила Исаковского. Он написал немало стихотворений и поэм, но всенародную любовь и известность обрёл как поэт-песенник. Его перу принадлежат такие песни, как: “Дан приказ ему на запад”, “Летят перелётные птицы”, “Услышь меня хорошая”, “Враги сожгли родную хату”, “Ой, туманы мои, растуманы”, “В лесу прифронтовом”.

Особенная судьба у песни “Катюша” на музыку Блантера.

Это одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство. Мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная.

Не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили её.

«Катюша» имела огромный успех, первой её исполнительнице, молодой певице Валентине Батищевой пришлось исполнять песню трижды!

В годы Великой Отечественной войны появились десятки вариантов “Катюши”. В них рассказывалось о Катюше — партизанке, Катюше – бойце («С автоматом девушка простая»), Катюше – медицинской сестре («Раны Катя крепко перевяжет»). Её именем “окрестил” народ новое оружие – реактивные гвардейские миномёты, вселявшие ужас во врага. В Италии «Катюша» была боевым гимном партизан, в Болгарии принималась в качестве партизанского пароля, во Франции её пели участники Сопротивления.

Нашу «Катюшу» и сейчас знают во всем мире. В Японии, например, «Катюша» — самая любимая песня в репертуаре массовой музыкальной организации «Поющие голоса». Когда Блантер прилетел в Токио, тысяча маленьких девочек в национальных костюмах приветствовала его в аэропорту «Катюшей»!

Исаковским было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них так не согревала солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

Звучит песня 3.«Катюша». (Слайд 9)

– Каким настроением проникнута песня? (одна из немногих песен, которая проникнута оптимистическим настроением, несмотря на происходящие события, – в этом заключается её новаторство)

Слово учителя: В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьёв-Седой создают песню «Соловьи». Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьёв» одной из лучших песен военной эпохи.

Звучит песня 4. «Соловьи». (Слайд 10)

-Почему автор просит соловьёв не тревожить солдат?

Слово учителя: Из-за школьной парты ушёл добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. (Слайд 11) Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели – фронтовики, часто возвращался к теме войны в своём творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне.

Звучит песня 5.«Песенка о пехоте» (Слайд 12)

-Как вы понимаете строки:

Не верьте пехоте,

Когда она бравые песни поёт?

Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны (1970) Булат Окуджава написал песню, которая звучит в кинофильме «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая и слушают они её и поют со слезами на глазах. (Слайд 13)

Звучит песня 6.«Белорусский вокзал». Слова и музыка Б.Окуджавы.

-Объясните слова: «нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим», «нас ждёт огонь смертельный, и всё ж бессилен он».

Слово учителя: А вот ещё одна песня. Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню – раздумье, воспоминание о пройденных путях – дорогах, об оставшихся на поле боя.

Звучит песня 7.«Дороги». (Слайд 14)

Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трёх лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

– Какие слова повторяются в песне? Почему?

На уроках литературного краеведения мы познакомились с жизнью и творчеством наших земляков поэтов-ивановцев Николая Майорова, Михаила Дудина. (Чтение со слайда15) Перу М.Дудина принадлежит Солдатская песня.

Слово учителя: Приближается 68 годовщина Великой Победы.

В наших сердцах – трепет и волнение, огромное уважение к фронтовикам, благодаря которым солнце над нашей головой светит ярко.

     Ещё совсем юными, молоденькими парнишками ушли на фронт и наши односельчане. Война застала их в самом расцвете молодости, они вместо того, чтобы радоваться и учиться, вынуждены были оставить родные дома, своих близких и встать на защиту Родины.

Сегодня, ребята, мы лишь прикоснулись к теме “Стихи и песни войны”, так как поэтов и композиторов, выразивших боль происходящего в 1941-1945 годах, более тысячи. Я советую вам дополнительно почитать стихи Ольги Бергольц, Владимира Высоцкого, Муссы Джалиля, Эдуарда Асадова, Расула Гамзатова. (Выставка книг).

Обратите внимание на книги поэтов-ивановцев М. Дудина, Н.Майорова.

-Итак, ответьте на вопрос:

-Почему же прозвучавшие стихотворения и песни оказались так необходимы людям:

и тем, кто был на фронте, и тем, кто работал в тылу?

(Наверное, поэзия оказалась необходима людям, потому что она обращалась к душе каждого человека, передавала его мысли, чувства, переживания, страдания, вселяла веру и надежду. Поэзия связывала воюющих и оставшихся в тылу.)

Посмотрите следующий слайд 18. (чтение)

–Вот эти слова и будут выводом нашего урока.

Домашнее задание: (слайд 19). Написать письмо ветерану со словами благодарности, красочно оформить. К 9 Мая вывесим эти работы на школьный стенд.

Оценки.

Рефлексия. —Какое впечатление осталось у вас от урока?

Домашнее задание: В.П.Астафьев, подготовить материал о жизни и творчестве. Прочитать р. «Фотография, на которой меня нет».

infourok.ru

Конспект урока «Песни об Отечественной войне 1812 года»

Цели и задачи урока: формирование знаний у учащихся об отражении исторических событий в народном творчестве башкир, в песнях и легендах; познакомить учащихся с песнями об Отечественной войне 1812 года, с их разнообразием, с отличием по содержанию, по поэтике, по характеру исполнения;

 развитие у учащихся мышления, памяти, умение высказывать свое мнение, развитие навыков коллективного исполнения песен;

воспитание чувств патриотизма, гордости за башкир – участников Отечественной войны 1812 года; воспитание любви к народной музыке, к народным песням;

Оборудование урока: мультимедиа проектор, компьютер, презентация, видеомагнитофон, в/к «Народные песни башкир», аудиокассета по музыке, баян;

Ход урока: 1. Организационный момент.

Здравствуйте! Поприветствуем наших гостей и начнем урок.

2. Ребята, давайте сначала вспомним тему предыдущего урока?

— Песни о начальниках кантонов

В связи с каким историческим событием эти песни возникли?

— после многочисленных восстаний 18 века на территории Башкортостана была введена кантонная система правления(военное положение), 10 кантонов.

Во главе кантона стояли?

— кантонные начальники

назовите основные черты, характерные для многих начальников кантонов?

— самодурство, алчность, деспотизм и т.д.

— а теперь будьте пожалуйста внимательны ,я буду называть характерные черты начальника кантона, про которого народ создал песню

А) был муллой, стал начальником кантона, чинил произвол, избивал старушек( Абдулла ахун)

Б) он за свои бесчинства был сослан в Сибирь (Тухват кантон)

В) в этой песне выражается тоска по родине, по любимой жене Фатиме (Сибай кантон)

Г) одарен как сэсэн, красноречив, окончил Казанский университет (Альмухамет кантон)

Д) Начальник самодур, жадный, жестокий (Колый кантон)

Ребята, при  кантонной  системе правления жизнь башкир стала еще тяжелее и это отразилось в песнях.

 А теперь, скажите пожалуйста, каким годом в России был объявлен 2012 год? – год истории. А с чем это связано? (200-летие Отечественной войны). А башкиры имеют отношение к этой войне? (Да, башкиры участвовали в этой войне) А как вы думаете, отразилось это участие в народном творчестве башкир? (да, народ создал песни…)

итак, тема сегодняшнего урока? – Песни об Отечественной войне 1812 года.

Откройте тетради, число пишем на полях, а тему в центре схемы. Сегодня  мы выберем 7 координат-лучей.

Эти песни относятся к историческим песням, поэтому  начнем с истории. Башкиры приняли самое активное участие в этой войне, как вы подтвердите это? –участие 28 полков башкирских;

А выгодно ли было для русской армии это участие? –да, потому что башкирский воин был вооружен, недаром очень много легенд связанных с башкирским луком и стрелами

— особое отношение у башкир было к лошади и т.д.

башкирские полки участвовали во многих крупных сражениях? – Бородинское, освобождали города Берлин, Гамбург, Веймар, Лейпциг и другие.

Их уважали даже враги и прозвали? – Северные амуры.

Многие народы, наряду с русскими встали на защиту Отечества. Но война есть война, в ней много горести, печали, потеря жизни, в то же время радость победы. Потому, и песни очень разнообразны – по содержанию, по поэтике, по характеру исполнения. Очень важно то, что каждая песня имеет свою легенду.Давайте, мы с вами попробуем сгруппировать эти песни. Для начала прочитаем одну очень интересную легенду «Вторая армия», прочитаем отрывок из легенды.(Чтение отрывка). Почему называется «Вторая армия»? Как башкиры отнеслись к призыву? Какой характер башкир мы здесь видим? Итак, башкиры начали готовиться к великому походу. Как можно назвать эти легенды и песни? – Проводы на войну

пишем на схемах: «Вторая армия», «Французская», «Хары сяс», «Ерян кашка».прочитаем отрывки из песен «Вторая армия» (чтение уч-ся отрывка) проводы на войну…это очень печально, но в то же время мы видим как женщины горды за них, они желают им победы. Давайте послушаем песню «Ерян кашка»

Слушание песни. – какой характер песни? – грустный, печальный, что особо ярко опять проявляется в песне? — любовь к своим коням.

Давайте прочитаем отрывок из «Рассказ башкирца Джантюри» (чтение отрывка) – что вы поняли? 0 женщины тоже участвовали. Участие женщин на войне, так можно назвать эту группу. Сюда же относится песня «Иремель», прочитаем текст песни.

У каждой войны есть свои – герои. Кого вы можете назвать? – Кахым туря., Кахым Мырдашев, великий башкирский полководец, воины его очень уважали и сложили о нем много легенд и песен. Как сложилась судьба башкирского полководца, вы все наверное знаете – уч-ся отвечают. Сейчас мы с вами послушаем песню « Кахым туря». (слушание) какой характер песни? – ответы учащихся.

Башкиры и русские в этой войне породнились, так появились песни о дружбе башкир с русским народом, например песня «Кутузов», в этой песне мы видим, как башкиры уважали русского полководца.( чтение текста). Одной из самых известных всем является песня «Любизар» (легенда песни).послушаем эту песню в исполнении Хасанова.

Война против французов завершилась победой России, и к великой победе внесли большой вклад башкиры. Победой они вернулись на Родину. Слава победителю, так можно назвать следующую группу. Песен, изображающих непосредственное участие в боях немного, такой является песня «Ахмет баик», которую сочинил сын Баик сэсэна. А сам Баик Абалаев, известный сэсэн, встретил победителей песней «Баик», и говорят станцевал танец. Эту песню вы знаете, разучивали на праздние Шежере, давайте, споем. ( исполнение песни «Баик») Молодцы!

4. Давайте, подведем итог нашей работе. Вы узнали, что песни связаны с конкретными историческими фактами, они очень разнообразны. Какие группы выделили? Какая песня больше понравилась? Какой самый главный вывод можно сделать? – что песни дошли до нас, что мы их можем слушать, исполнять, они мелодичны.

5. Домашнее задание: прочитать параграф, ответить на вопросы.

6. Оценки учащимся за участие на уроке.

infourok.ru

Конспект открытого урока по литературе на тему «Стихи и песни о Великой Отечественной войне»

Стихи и песни о Великой Отечественной войне

Радькова Анна Александровна, учитель русского языка и литературы

Актуальность

Чем дальше от нас эпоха Великой Отечественной войны, тем грандиознее представляется подвиг народа, отстоявшего Родину от фашизма. К сожалению, Великая отечественная война не была войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны. Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия. Несмотря на то что, казалось бы, на войне не до искусства, без него человеку ни на фронте, ни в тылу было не прожить, и поэзия была самым популярным жанром.

Цель: формирование представления о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. рассказать о значении поэзии в годы Великой Отечественной войны; 2. показать, что высокие патриотические чувства в поэзии этого времени соединялись с глубоко личными переживаниями;

3. помочь почувствовать пафос поэзии военных лет;

4. развивать навыки выразительного чтения;

5. воспитывать патриотические чувства.

Оборудование и реквизит: записи песен военных лет, поэтические сборники, портреты поэтов, проектор, компьютер, презентация с репродукциями картин: А. Дейнека «Окраина Москвы. Ноябрь 1941 года», И. Тоидзе (плакат) «Родина-мать зовет!», А. Никич «Военные корреспонденты», А. Пластов «Фашист пролетел», Г. Коржев «Проводы»; фотографии писателей, воевавших на фронтах Великой Отечественной войны.

Требования к помещению и оформлению: классная комната

Музыкальное сопровождение: фонограммы песен «Катюша», «Белорусский вокзал», «Дороги»; аудиозаписи песен «Соловьи», «Священная война», «Враги сожгли родную хату».

Целевая группа: обучающиеся 6 — 8 классов

Сценарий

Кто сказал, что надо бросить

Песню на войне?

После боя сердце просит

Музыки вдвойне.

В. Лебедев-Кумач (1943)

Ученик 1. Великие события в жизни нашей страны остаются не только в благодарной памяти людей или на страницах учебников, но и в поэтических строчках, звуках музыки, в мраморе и красках. Своей эмоциональной силой произведения искусства способны воскресить минувшие события, сделать их живыми сегодня, сейчас.

Выразительное чтение наизусть стихотворения Давида Самуиловича Самойлова «Сороковые»

Сороковые, роковые,

Военные и фронтовые,

Где извещенья похоронные

И перестуки эшелонные. 

Гудят накатанные рельсы.

Просторно. Холодно. Высоко.

И погорельцы, погорельцы

Кочуют с запада к востоку…

А это я на полустанке

В своей замурзанной ушанке,

Где звёздочка не уставная,

А вырезанная из банки.

Да, это я на белом свете,

Худой, весёлый и задорный.

И у меня табак в кисете,

И у меня мундштук наборный.

И я с девчонкой балагурю,

И больше нужного хромаю,

И пайку надвое ломаю,

И всё на свете понимаю.

 

Как это было! Как совпало –

Война, беда, мечта и юность!

И это всё в меня запало

И лишь потом во мне очнулось!..

Сороковые, роковые,

Свинцовые, пороховые…

Война гуляет по России,

А мы такие молодые!

Ученик 2. Война… Страшное, жестокое время. Время тяжелейших испытаний, неимоверного напряжения всех сил народа, сражающегося против беспощадного врага. До песен ли в такое тяжелое время?

Песни далеких грозных лет звучат и сегодня, потрясая сердца.

(В исполнении обучающихся звучит песня «Священная война». Музыка А. Александрова, стихи В. Лебедева-Кумача.)

В песнях военных лет сохранены для грядущих поколений легендарная храбрость и душевное мужество, оптимизм и великая человечность Русского солдата.

Ученик 3. Песни Великой Отечественной войны занимают особое место в русском музыкальном творчестве. Написанные в годы тяжелых испытаний, они звали народ к борьбе во имя победы. И сегодня песни военных лет предстают перед слушателями как памятники истории, овеянные романтикой героизма. Они не утратили своего эстетического воздействия, трогают наши сердца величием подвига.

Ученик 4. В своих воспоминаниях-мемуарах Маршал Советского Союза И. П. Баграмян писал: «У народа, слабого духом, не могли родиться такие песни: песни-призывы, песни, вдохновляющие на справедливую борьбу с врагом, которого надо уничтожить, чтобы спасти Родину, будущее наших детей, счастье и цивилизацию мира…И всегда песня достигала своей благородной цели: звуки ее и слова как нельзя лучше выражали наши собственные чувства, и мы ощущали ее своей, родной, кровной помощницей».

Ученик 5. А вот слова А. Александрова, автора музыки к песне «Священная война»: «Внезапное нападение вероломного врага на нашу Родину вызвало у меня, как и у всех советских людей, чувство возмущения, гнева…С первых же дней принялся со святым искренним чувством за создание собственного оружия, которым лучше всего владею – песни…»

Ученик 6. Особое место в поэзии военных лет принадлежит Михаилу Васильевичу Исаковскому. Его безымянная слава несравненно больше его известности. Ведь миллионы людей пели, не зная имени автора, «Дан приказ ему на запад…», «В лесу фронтовом…», «Враги сожгли родную хату…»

(Звучит песня «Враги сожгли родную хату…». Стихи М. Исаковского, музыка М. Блантера.)

Ученик 6. Эта песня о солдате-победителе, вернувшемся в родное село, но пафос песни трагический: прошагавший пол-Европы солдат находит на месте своего дома пепелище и могилу любимой на кладбище у околицы…Потрясение воина-победителя огромно. И вместе с солдатом слушатели смахивали слезу…С душевным напряжением пели исполнители эту песню, как, например, М. Бернес, передавая боль от утраты, от потерь близких, самых дорогих людей, боль, которая была поистине всеобщей.

Ученик 7. Самой популярной песней Исаковского стала «Катюша». Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. Конец тридцатых годов. Сгущаются тучи над нашими западными границами. Становится ясно, что, защищая родную землю, вот-вот примет на себя первый удар воин-пограничник. О пограничниках в эти годы М. Исаковский пишет несколько стихотворений, но всенародно любимой песней стала именно «Катюша». Почему?

Ученик 1. Скорее всего, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены лучшие песенные качества – музыкальность стиха и простота сюжета, близкого и понятного многим: обращение девушки к возлюбленному, полное любви к нему, заботы о нем.

(Обучающиеся исполняют песню «Катюша».)

В песенных стихах Исаковского, очень народных в своей основе, с характерными для русского фольклора сравнениями (например, любимого с сизым орлом), с лаконичным и поэтически образным описанием весенней природы – столько светлого ощущения жизни, звонкой радости, а мелодия Блантера – яркая, запоминающаяся, танцевально-маршевая по ритму, озорная — полна при этом такой лирической силы, такого обаяния, что не полюбить «Катюшу» было просто невозможно. И люди полюбили ее.

Когда началась Великая Отечественная война, «Катюша» встала в боевой строй. Ласковым песенным именем называли советские солдаты в суровую военную годину грозное оружие.

Композитором было написано множество прекрасных песен, но, пожалуй, ни одна из них не согревала так солдатские сердца в тяжелую военную пору, ни одна из них в мирные дни не сделала так много для дружбы, взаимопонимания людей нашей планеты, как эта простодушная, улыбчивая, милая «Катюша»!

Ученик 2. Удивительная песенная музыкальность, мягкая лиричность интонаций были характерны для поэзии Алексея Фатьянова. «Стихи, которые он отдавал композитору, были уже почти песней, музыка уже жила и звучала в них где-то внутри поэтической строки», — писал о феноменальной песенности стихов А. Фатьянова поэт Михаил Матусовский. В 1942 году поэт Фатьянов и композитор Василий Соловьев-Седой создают песни «На солнечной поляночке» и «Соловьи».

Ученик 3. Маршал Георгий Константинович Жуков назвал «Соловьев» одной из лучших песен военной эпохи. Поэт-фронтовик Михаил Луконин вспоминал: «Как мы пели «Соловьи, соловьи…»! А как замечательно пел он сам (Фатьянов) – помню слезы на глазах Твардовского».

(Звучит песня «Соловьи.)

Ученик 4. Из-за школьной парты ушел добровольцем на фронт будущий поэт Булат Окуджава. Был ранен, затем мобилизован. Как и все писатели-фронтовики, часто возвращался к теме войны в своем творчестве. Свои песни поэт начал писать в 1950 году. Многие песни Окуджавы – о Великой Отечественной войне: «Король», «Песня о солдатских сапогах», «До свидания, мальчики…», «Песенка о пехоте» и другие.

(Выразительное чтение стихотворения «Песенка о пехоте»)

Простите пехоте,

что так неразумна бывает она:

всегда мы уходим,

когда над землею бушует весна.

И шагом неверным

по лестничке шаткой (спасения нет)…

Лишь белые вербы,

как белые сестры, глядят тебе вслед.

Ученик 5. Через четверть века после окончания Великой Отечественной войны Булат Окуджава написал песню «Белорусский вокзал». Но даже ветеранами войны она воспринимается как подлинная, фронтовая, и слушают они ее и поют со слезами на глазах.

(Исполнение песни «Белорусский вокзал». Слова и музыка Б. Окуджавы.)

Ученик 6. Интересна судьба песни «Дороги», как бы подытожившей события военных лет. Авторам была заказана песня «Весна победная». Композитор Анатолий Новиков и поэт Лев Ошанин создали удивительно теплую и сердечную песню-раздумье, воспоминание о прйденных путях-дорогах, об оставшихся на поле боя.

(Исполнение песни «Дороги». Слова Л. Ошанина, музыка А. Новикова.)

Ученик 7. Маршал Советского Союза Г.К. Жуков назвал «Дороги» в числе трех лучших военных песен – рядом со «Священной войной» и «Соловьями».

Минули годы и десятилетия…Но и сейчас и ветераны, и молодежь с глубоким волнением обращаются к песням, помогавшим громить врага, песням, запечатлевшим пафос и величие огненных лет Великой Отечественной войны.

Список использованных источников

1. Егорова Н.В. Универсальные поурочные разработки по литературе 8 класс. – М.: ВАКО, 2007.

2. Коровина В. Я., Журавлев В. П., Коровин В. И. Литература. 8 кл. Учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 2.

xn--j1ahfl.xn--p1ai

Конспект образовательной деятельности «Священная Война»

Тематическое занятие ко дню Победы для детей старшего дошкольного возраста.

Программное содержание: продолжить знакомить детей с историей родной страны, ее героическим прошлым, познакомить детей с военно-патриотической песней А. В. Александрова и В. И. Лебедева-Кумача «Священная война». Воспитывать патриотические чувства: сострадание, сопереживание, уважительное отношение к людям, защищавшим нашу Родину, гордость за них.

Ход занятия.

В середине зала «горит» костер. Звучит запись песни «День Победы», дети заходят в зал, садятся на стульчики.

М.р. Сегодня мы собрались, чтобы вместе со всей страной отметить праздник Победы. В этот день много лет назад закончилась Великая Отечественная война победой над Фашистской Германией.

Летней ночью, на рассвете,

Когда мирно спали дети,

Гитлер дал войскам приказ,

И послал солдат немецких

Против русских, против нас!

Вставай, народ!

Услышав клич Земли,

На фронт солдаты Родины ушли.

Отважно шли солдаты в бой

За каждый город и за нас с тобой.

Звучит песня Священная война» 1 куп. и припев.

М.р. Весь народ, от мала до велика, поднялся на защиту Родины, когда летом 1941 года на нашу страну напали немецко-фашистские захватчики. Отцы и старшие братья ушли на фронт, женщины и дети пришли работать на заводы, где до войны работали их мужья. Они изготавливали бомбы и снаряды, самолеты и танки, шили теплую одежду, вязали варежки для солдат. Артисты, художники, писатели, музыканты старались в своих произведениях поднять боевой дух армии.

И вот одной из первых песен, написанных в первые дни войны, была «Священная война» – песня Александрова и Лебедева-Кумача. А знаете, как она была создана?

24 июня 1941 года, т.е. на второй день войны в газете «Известие» были напечатаны стихи, и Александру Васильевичу Александрову – руководителю ансамбля песни и пляски Красной Армии предложили написать музыку к этим стихам. Он прочитал их, они ему очень понравились, он взял газету с напечатанными стихами и срочно уехал домой, чтобы работать над песней. И уже через несколько часов музыка была готова. Александр Васильевич вернулся к артистам своего ансамбля и исполнил им новую песню. Она буквально потрясла всех: «От волнения перехватило горло, в глазах стояли слезы». Ребята, давайте прослушаем песню Александрова и Лебедева-Кумача «Священная война» еще раз, внимательно вслушиваясь в слова песни.

Дети слушают запись песни «Священная война».

М.р. Какая песня по характеру? О чем песня? Какие чувства она вызвала у вас? (ответы детей).

Песня была сразу выучена артистами ансамбля. И на следующее утро они поехали к перронам Белорусского вокзала, чтобы исполнить песню «Священная война» перед бойцами» отправлявшимися на фронт. На вокзале было много народа, стоял шум и гул, люди плакали, прощались. Когда артисты в военной форме появились в толпе, на них почти никто не обратил внимания – т.к. в те дни форма никого не удивляла. Вот они выстроились на сцене, сколоченной из свежевыструганных досок, музыканты заняли свои места, загремела музыка. Все люди встрепенулись, завороженные могучей силой песни. Первые звуки песни захватили слушателей, а когда зазвучал второй куплет, в зале наступила тишина, все стояли, не шелохнувшись, как во время исполнения гимна. Такого они еще не слышали. Песня передала все, что чувствовал каждый человек – гнев к врагу, любовь к Родине и преданность ей. По просьбе бойцов песня была исполнена пять раз подряд.

Вскоре «Священную войну» пели по всей стране. Она звучала каждое утро по радио сразу после боя Кремлевских курантов. Ее слышали на фронте, в тылу, в партизанских отрядах. Песня шла с солдатами в бой, вливала в них новые силы, отвагу и смелость. Эту песню знают все люди нашей страны – и пожилые, и молодые. Эта песня – гимн мужеству и стойкости нашего народа. Теперь ее будете помнить и вы. «Вставай, страна огромная,

Вставай на смертный бой

С фашистской силой темною

С проклятою ордой!»

М.р. Война была очень жестокая, она принесла много горя и слез, разруху и голод. Но люди выстояли и победили. Война закончилась 9 мая 1945 года. Этот день стал в нашей стране Великим праздником.

Дети старшей группы читают стихи:

  1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда гремел салют из края в край,

Солдаты, подарили вы планете

Великий Май, победный Май!

  1. Еще тогда нас не было на свете,

Когда в военной буре огневой,

Судьбу решая будущих столетий,

Вы бой вели, священный бой.

3.Еще тогда нас не было на свете,

Когда с Победой вы домой пришли.

Солдаты Мая, слава им навеки

От всей земли, от всей земли!

М.р. Мы собрались здесь, вокруг костра, чтобы почтить память наших дедов и прадедов. Возле таких костров часто сидели наши воины в перерывах между боями, кто-то вспоминал родной дом, кто-то писал письмо. Во многих семьях сохранились солдатские треугольники-письма, которые присылали с фронта отцы и братья.

К костру выходит мальчик подготовительной к школе группы с письмом в руках и читает.

Здравствуй, дорогой Максим!

Здравствуй, мой любимый сын!

Я пишу с передовой

Завтра утром – снова в бой.

Будем мы фашистов гнать,

Береги, сыночек, мать,

Позабудь печаль и грусть –

Я с победою вернусь!

Обниму вас, наконец,

До свиданья!

Твой отец.

Взрослые исполняют песню «В землянке».

М.р. Отгремела война, на землю пришел мир. На нашей Родине после войны осталось много братских могил, на которых всегда лежат живые цветы. Эти цветы – знак нашей памяти и глубочайшей благодарности тем, кто в боях отстаивал нашу Родину и погиб за нее. Никто не забыт, ничто не забыто.

Старшая группа исполняет песню «Вечный огонь».

М.р. А теперь давайте встанем и почтим минутой молчания всех героев, павших за мир и счастье на земле.

Минута молчания.

М.р. Если в вашей семье, в вашем доме живут ветераны, те кто участвовал в боях с фашистами, не забудьте поздравить их с праздником победы.

В день Победы утром рано

Выйди всюду погляди

Вот шагают ветераны, с орденами на груди.

Спасибо ветеранам скажем

За жизнь, за детство и весну,

За тишину, за мирный дом,

За мир, в котором мы живем!

Спасибо, ребята, за то, что вы так внимательно меня слушали и за ваше активное участие в занятие До свидания!

Звучит запись песни «День Победы», дети уходят.

kopilkaurokov.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о
Warning: Unknown: open(/var/www/www-root/data/mod-tmp/sess_svs0er7egrk0b9pjiq6hktpr81, O_RDWR) failed: No space left on device (28) in Unknown on line 0 Warning: Unknown: Failed to write session data (files). Please verify that the current setting of session.save_path is correct (/var/www/www-root/data/mod-tmp) in Unknown on line 0