Вопросы и ответы

Искусство внушение определенного строя мыслей и чувств – Лекция — Внушающая функция (искусство как суггестия)

Воспитательная и внушающая функции искусства

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер: мораль формирует нравственные нормы, политика – политические взгляды, философия – мировоззрение, наука готовит из человека специалиста. Искусство же, если не побояться тавтологии, готовит из человека человека (воздействует комплексно на ум и сердце; и нет такого уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием). Искусство формирует целостную личность.

Пифагорейцы говорили, что искусство очищает человека. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию

В катарсиса (очищение посредством «подобных аффектов» – чувств). Показывая героев, прошедших через тяжкие испытания, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает внутренний мир зрителей и читателей. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Вероятно, в утраченных частях «Поэтики» была разработана проблема и комического катарсиса. Это предположение согласуется с научной традицией трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей воспитательную функцию искусства. Последняя (по мнению финского социолога Грина, польского эстетика Б. Дземидока, антропологов – англичанина Гаррисона и американца Уоллеса) – важнейший аспект общественного значения художественного творчества, аспект воздействия искусства на личность.

Воздействие искусства ничего общего не имеет с дидактическим нравоучительством и идет через эстетический идеал, который проявляется и в положительных, и в отрицательных образах.

Искусство, как и наука, «сокращает нам опыты быстротекущей жизни» (Пушкин). Художественное произведение позволяет пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его элементом своей личности. Жизненный опыт человека ограничен исторически (рамками определенной эпохи) и лично (рамками деятельности этого человека). Искусство передает опыт отношения к миру, расширяя его исторические и личные рамки. Читатель и зритель, вос­принимая произведение, обретают определенную часть исторически многообразного опыта человечества; они получают художественно организованный и отобранный, обобщенный и концентрированный, осмысленный и оцененный художником опыт. Это позволяет человеку быстрее и качественнее вырабатывать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жизненным обстоятельствам. Двухчасовой фильм о проблемах сегодняшней жизни – это своего рода эссенция, которая, растворяясь в нашем повседневном реальном опыте, повышает его социальную насыщенность.

Воспитательная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности педагогики, морали и политики.

Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя опыт художественной культуры Индии, индийский исследователь К. К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особо важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения.

Эренбург в беседе со студентами Литературного института в начале 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития в военной поэзии. Она стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие, как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Так в стиле выражался народный, отечественный характера войны против захватчиков.

Внушение функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функции искусства. Суггестивная функция искусства в той или иной степени дублирует возможности гипнотического воздействия на человека.

magref.ru

Искусство и власть. Внушающая сила искусства.

Урок 3. «Искусство и власть»

I. Приветствие. Вводное слово учителя.

Сегодня на уроке нам предстоит подвести итоги по теме «Искусство и власть». Ваши творческие задания посвящены вопросу воздействующей силы искусства на человека-гражданина, на народы, проживающие в государстве, на мироощущение и мировосприятие личности. Я тоже приготовила для вас видеоролики, иллюстрирующие силу искусства.

Вспомним основные понятития.

— Что такое искусство?

— Что такое власть? (ответы учащихся).

Иску́сство — процесс и итог значимого выражения чувств в образе. Искусство является составной частью культуры человечества.
Вла́сть — это возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению.

Власть появилась с возникновением человеческого общества и будет в той или иной форме всегда сопутствовать его развитию.

— Когда же появилось искусство?(ответы учащихся)

Зарождение искусства и первые шаги художественного развития человечества восходят к первобытнообщинному строю, когда закладывались основы материальной и духовной жизни общества.

— Какой вывод мы можем сделать из всего вышесказанного?

Вывод: искусство и власть возникли и развивались одновременно и являются неотъемлемой частью формирования общественной жизни.

II. Изучение нового материала.

Доклады и сообщения учащихся.

1 докладчик

  1. Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

  1. Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение.

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием.

  1. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:

Жди меня, и я вернусь,

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Желтые дожди,

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара,

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придет,

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждет.

В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим

Ты спасла меня.

Вывод: Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Источник: http://paintingart.ru/tolkingart/opinion/191-target-of-art.html?start=9

2 докладчик

Песня Александра Розенбаума «Чёрный тюльпан» весьма насыщена смысловым содержанием. Много тут слов, представляющих из себя повесть от имени участника войны.

В ту пору каждая советская эскадрилья в Афгане имела специальный самолет, прозванный в народе «черным тюльпаном». Он доставлял на Родину тела погибших бойцов или, говоря по-военному, «груз-200». Ежедневно экипажи совершали рейсы до военного аэродрома «Ташкент-восточный», откуда останки воинов развозились уже по всему Советскому Союзу.

Текст песни переполнен терминологией и понятиями, о которых знают преимущественно участники боевых действий. Называются города, в которых проходили ожесточенные боя с талибами. Именно там и погибло много 20-летних советских ребятах. Композиция упоминает и о горе родителей, к которым идут «караваны» из Афгана с трупами детей. Упоминает певец и о исламистах. Он и сам огорчен потерями друзей. Певец говорит о том, что на этой бессмысленной войне было много героев.

Многие песни Александра Розенбаума без преувеличения знает каждый. Одним из главных произведений в его творчестве, без сомнений, является баллада «Черный тюльпан». История ее создания такова: «Был тяжелый переход по афганским горам, после которого мне довелось поучаствовать в погрузке ящиков с «грузом 200», — вспоминает Александр Яковлевич. – Потом, вернувшись в часть, я крепко выпил и довольно быстро написал эту песню. Уже на следующий день в Герате я ее впервые исполнил». 

Воины-интернационалисты, как впрочем, и все слушатели, сразу приняли эту пронзительную, эпохальную вещь. В 1989 году Розенбаум выступал во Владивостоке и во время исполнения «Черного тюльпана» заметил, что в зале поднялась какая-то суматоха, зрители начали вставать с мест, засуетились… Оборвав аккорд, он спрыгнул со сцены и направился к эпицентру событий. В проходе без сознания лежала женщина. Врач с многолетним опытом, Розенбаум быстро сориентировался и оказал необходимую помощь. Выяснилось, что в судьбе этой женщины недавно случилась трагедия — единственный сын погиб под Кандагаром. 

Когда зазвучал «Черный тюльпан», эмоции перехлестнули через край и психика матери не выдержала. В начале 2000-х по инициативе мэра Челябинска и городской организации ветеранов Афганистана на центральной улице был установлен бронзовый памятник: мужчина в военном камуфляже с гитарой, как две капли воды похожий на Розенбаума, сидит на камне и поет. Рядом с ним — букет тюльпанов и накрытый куском хлеба стакан с водкой, в шаге от монумента — черный камень со словами песни «Черный тюльпан». «Памятник не мне, а песне, — говорит мэтр. — Это, прежде всего, дань памяти всем погибшим в Афгане». 

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в городе Бендеры (Приднестровье).

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Екатеринбурге.

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Норильске.

  • «Чёрный тюльпан» — мемориал в Петрозаводске.

  • «Чёрный тюльпан» — мемориал в Пятигорске.

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Рузаевке (Мордовия).

  • «Чёрный тюльпан» — памятник в Хабаровске.

  • Самолёт АН-12 доставлял гробы из Афганистана, и кто-то дал этому самолёту это название — «Чёрный тюльпан». С тех пор это название «приклеилось» к самолёту, перевозившему из Афганистана гробы или груз 200.

  • Источник: http://www.stihi.ru/poems/2008/05/20/2100.html

3. Вечный огонь.

Первый «Вечный огонь» был зажжен в пос. Первомайский 6 мая 1957 года в память о павших в Великой Отечественной войне.

В Москве в настоящее время горит 3 «Вечных огня»:

  1. На Преображенском кладбище (9 февраля 1961 год)

  2. 8 мая 1967 года был зажжён на Могиле Неизвестного солдата у Кремлёвской стены.

  3. 30 апреля 2010 года был зажжён «Вечный огонь» на Поклонной горе.

Символ памяти о погибших людях и страшной войне, унёсшей великое множество героев.

Памятник неизвестному солдату.

Память погибшим солдатам.

Памятники установлены повсеместно. I. Памятник Неизвестному солдату в п. Каджером Памятник Неизвестному солдату великой Отечественной войны в Каджероме установлен в 1976 году. Это – коленопреклоненная скульптура из гипса, покрытая золотистой бронзовой краской, установленная на высоком постаменте. На постаменте установлена доска с надписью «Слава защитникам Отечества». Памятник стоит в центре поселка на улице Октябрьской рядом с административным зданием конторы Каджеромского леспромхоза (ЛПХ). Место вокруг памятника обнесено деревянным забором. Автор памятника неизвестен. Памятник установлен по инициативе работников Каджеромского ЛПХ и привезен, скорее всего. С центрального склада «Комиснаба» из-под Сыктывкара или Ухты. Через год после установки памятника учащиеся 9-10 классов Каджеромской средней школы под руководством военрука Вододохова Эдуарда Степановича (в настоящее время он директор школы) изготовили деревянную ограду вокруг памятника. Ежегодно к празднику Победы ученики школы подновляют эту ограду, возлагают цветы. В День Победы самые достойные ученики школы стоят вместе с ветеранами великой Отечественной войны в почетном карауле. Здесь у памятника любят собираться молодые жители Каджерома. Молодожены в день свадьбы приносят к памятнику цветы. Молодежь поселка называет памятник «Алеша». К 55-летию Великой Победы администрация Каджеромского поселкового совета заказала доску с надписью «Слава защитникам Отечества». Инициатором установки доски стал ветеран великой Отечественной войны. Житель Каджерома Тимонин Василий Семенович. Доску устанавливали рабочие поселкового жилкомхоза Владимир Пирогов и Анатолий Назарчук К 65-летию Победы благоустроена территория вокруг памятника: заменен и покрашен забор, покрашен бронзовой краской сам памятник, установлены мемориальные доски с именами участников Великой Отечественной войны.

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

45 лет назад, 8 мая 1967 года, у Кремлевской стены на могиле Неизвестного солдата был зажжен Вечный огонь в память героев, павших в годы Великой Отечественной войны.

Традиция поддержания вечного огня в специальных горелках у монументов, на мемориальных комплексах, кладбищах, могилах восходит к античному культу Весты. Ежегодно 1 марта великий жрец зажигал в ее храме на главном Римском Форуме священный огонь, который жрицы-весталки должны были круглосуточно поддерживать в течение года.

В новейшей истории вечный огонь впервые был зажжен в Париже у Триумфальной арки на могиле Неизвестного солдата, в которой были погребены останки французского солдата, погибшего в боях Первой мировой войны. Огонь в мемориале появился спустя два года после его открытия. В 1921 году французский скульптор Грегуар Кальве выдвинул предложение: оборудовать памятник специальной газовой горелкой, которая позволяла бы освещать гробницу в темное время суток. Эту идею в октябре 1923 года активно поддержал журналист Габриель Буасси.

11 ноября 1923 года в 18.00 военный министр Франции Андре Мажино в торжественной обстановке впервые зажег пламя мемориального огня. С этого дня огонь на мемориале зажигается ежедневно в 18.30, в церемонии участвуют ветераны Второй мировой войны.

Традиция была заимствована многими государствами, которые создавали национальные и городские памятники в память о солдатах, павших в Первой мировой. Вечный огонь в 1930-1940-х годах был зажжен в Бельгии, Португалии, Румынии, Чехии.

  1. Учитель демонстрирует слайды и видеоролики.
Темы-Строительство БАМа, пионерские и комсомольские песни.

IV. Подведение итогов урока.

Д/з учебник с.102-107

Самоанализ урока «Искусство и власть»

Урок закрепления новых знаний.

Цель урока: Создать условия для формирования у учащихся понимания значения искусства как способа идеологического воздействия на людей, на образ мыслей, стиль жизни, нравственные ориентиры человека.

Задачи:

Образовательные:

 Исследовать художественные явления прошлых веков, современности, связанных с выражением идей действующей власти,

Познакомиться с произведениями архитектуры, изобразительного искусства, музыки, отражающими позицию власти

Развивающие:

— продолжить формирование умения сравнивать и анализировать, делать выводы;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий.

Воспитательные:

— способствовать прививанию интереса к культуре;

— готовность слушать собеседника и вести диалог;

— понимание необходимости выстраивания доброжелательных межнациональных отношений.

Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, коллективная.

Используемые на уроке средства обучения:

компьютер, экран, презентации по теме,

Мини-проекты, презентация учителя способствовали лучшему усвоению материала.

Результаты работы фиксировались в виде презентаций и оформленных сообщений учащихся.

Мотивацией на данном уроке служили выбор темы выступления по собственному желанию, проблемные вопросы

Ученики и учитель проводили рефлексию в течение всего урока и в конце урока.

Анализ и оценка деятельности обучающихся проводились самими учениками и учителем. Знания приобретались в активном деятельностном режиме. Атмосфера сотрудничества, сотворчества создавала благоприятный психологический климат. Личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношение, совместную деятельность) способствовали доверию и развитию коммуникативных УУД.

Учитель использовал эту технологию, потому, что используемые приемы, методы и формы организации познавательной деятельности направлены на активизацию аналитической и рефлексивной деятельности обучающихся, развитие исследовательских и проектировочных умений, развитие коммуникативных способностей

Урок способствовал развитию коммуникативных, личностных, творческих, познавательных УУД. Эти приёмы помогают создать условия для развития творческого мышления и принятия нестандартных решений, формируют и развивают навыки совместной деятельности, помогают преодолеть барьер общения.

Метапредметные результаты: умение выполнять познавательные и практические задания, в том числе в проектной деятельности;

поиск и извлечение нужной информации по заданной теме; перевод одной знаковой системы в другую; овладение различными видами выступлений;

Предметные результаты: умение находить нужную социальную информацию в различных источниках, адекватно её воспринимать, преобразовывать в соответствии с решаемой задачей;

Приверженность гуманистическим и демократическим ценностям;
знание новых возможностей для коммуникации в современном обществе;
умения взаимодействовать в ходе групповой работы, вести диалог, аргументировать свою точку зрения.

Формируемые в технологии умения: способность работать в группе; ранжировать информацию по степени новизны и значимости; умение графически оформлять текстовый материал; творчески интерпретировать имеющуюся информацию. Хорошая психологическая атмосфера на уроке поддерживалась благодаря заинтересованности учащихся ходом урока, созданию ситуаций успешности, поощрений в виде похвалы, сотрудничества с учениками.

Результат: Учащиеся получают новые знания, связанные с культурой и историей страны, эта тема актуальна, учащиеся самостоятельно находят примеры воздействия власти посредством искусства на формирование мировоззрения у современного поколения. Тема вызывает повышенный интерес и множество вопросов. Особое значение имеет использование краеведческого материала.

multiurok.ru

Искусство как форма общественного сознания — реферат

Внушающая функция (искусство как суггестия, воздействие на подсознание). Искусство — внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на человеческую психику. Произведение нередко как бы завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой и трудной войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо воинов хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов.

Осмысляя особенности  художественной культуры Индии, индийский исследователь К. К. Панди утверждает, что произведение не будет принадлежать искусству, если в нем не будет доминировать внушение. Европейская храмовая архитектура внушала зрителю священный трепет перед божественными силами. Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселить бодрость в шагающие колонны бойцов.

Суть фольклорных заговоров, заклинаний, плачей — внушение. Внушение — функция искусства, близкая  к воспитательной, но не совпадающая  с ней. Суггестивная функция в  напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.

Эстетическая функция (искусство  как формирование творческого духа и ценностных ориентации). Еще в  древности было осознано значение эстетической функции искусства. Индийский поэт Калидаса (приблизительно V в.) выделял четыре цели искусства: вызывать восхищение богов; создавать образы окружающего мира и жизни человека; доставлять высокие удовольствия с помощью эстетических чувств (рас): комизма, любви, сострадания, страха, ужаса и др.; служить источником всеобщего наслаждения, радости, счастья и всего прекрасного. Индийский ученый В. Бахадур пишет, что цель искусства — вдохновлять, очищать и облагораживать человека, для этого оно должно быть прекрасным.

Эстетическая функция — ничем не заменимая специфическая способность искусства: 1) формировать эстетические вкусы, способности и потребности человека; 2) тем самым ценностно ориентировать его в мире; 3) пробуждать творческий дух, творческое начало личности, желание и умение творить по законам красоты.

Искусство строит ценностное сознание человека, учит его видеть жизнь сквозь призму образности. Весь мир перед художественно цивилизованным сознанием предстает как эстетически  значимый в каждом своем проявлении. Сама природа выступает в глазах поэта как эстетическая ценность. Вселенная обретает поэтичность, становится театральной сценой, живописной галереей, художественным творением поп finita (незаконченным). Искусство передает людям это ощущение эстетической значимости мира, давая ценностные ориентации в нем.

Может показаться, что эстетическая функция искусства малозначительна: оттачивая эстетические вкусы, оно  учит нас лучше обставить квартиру и выбрать красивое платье. Однако значение эстетической функции искусства  много шире: искусство пробуждает в людях художников. Речь идет вовсе не о пробуждении пристрастия к художественной самодеятельности, а о деятельности человека, сообразованной с внутренней мерой каждого предмета, то есть об освоении мира по законам красоты. Изготовляя даже чисто утилитарные предметы (стол, люстру и т. п.), человек заботится и о пользе, удобстве, и о красоте. У искусства нет монополии на красоту. По ее законам создается все, что производит человек. И ему необходимо чувство прекрасного.

Пробуждать в человеке творца, желающего и умеющего творить по законам красоты,— эта функция искусства будет возрастать с развитием общества.

Эстетическая функция  искусства обеспечивает социализацию личности, формирует ее социально-творческую активность. Эта сущностная функция пронизывает и «дублирующие» воздействия всех форм общественного сознания и все другие функции самого искусства.

Гедонистическая функция (искусство  как наслаждение). Искусство доставляет людям наслаждение. Как и эстетическая, гедонистическая функция сопровождает и окрашивает все функции искусства. Еще древние греки отмечали особый, духовный характер эстетического наслаждения и отличали его от плотских удовольствий.

Гедонистическая функция  искусства имеет следующие источники  и предпосылки своего бытия: 1) художник свободно владеет многообразным жизненным материалом и средствами его художественного освоения; искусство — сфера свободы, мастерского владения эстетическим богатством мира; свобода, мастерство доставляют наслаждение, вызывая восхищение перед чудом творческого освоения мира; 2) художник соотносит все осваиваемые явления с человечеством, раскрывая их эстетическую ценность; 3) в произведении совершенная художественная форма находится в гармоническом единстве с содержанием; 4) художественная реальность упорядочена и построена по законам красоты; 5) реципиент испытывает радость приобщения к творчеству, к великим порывам вдохновения, что позволяет испытать «сомыслие», сочувствование, сопереживание гению; 6) существует игровой аспект художественного творчества. Искусство моделирует деятельность человека в игровой, незаинтересованно-бескорыстной форме. Игра же свободных сил является одним из планов проявления свободы в искусстве, что способно доставлять эстетическое наслаждение.

Художественное творчество раскрывает людям правду о жизни и доставляет им величайшую радость постижения красоты. Гедонистическая функция искусства опирается на идею самоценного значения личности, исходит из этой идеи и осуществляет ее, доставляя человеку бескорыстную радость эстетического наслаждения. Именно самоценная личность в конечном счете и является наиболее социально действенной. Другими словами, самоценность личности является существенной стороной глубокой социализации человека, фактором его творческой социальной активности[7].

3. Проблемы эстетического воспитания

Эстетическое воспитание – это воспитание способности  полноценного восприятия и правильного  понимания прекрасного в искусстве  и в действительности. Оно предусматривает  выработку системы художественных представлений, взглядов и убеждений, обеспечивающих удовлетворение от того, что является действительно эстетически ценным. Одновременно с этим эстетическое воспитание формирует стремление, готовность и умение вносить элементы прекрасного во все стороны бытия[8].

Эстетическое воспитание направлено на формирование целостной творческой личности, охватывает интеллектуальную, эмоциональную, волевую, ценностно-ориентационную ее стороны. Оно пронизывает все сферы жизнедеятельности человека: и глубину его мышления, и тонкость чувств, и характер избирательности, и установки. Эстетическое обучение дает эстетические знания. Эстетическое воспитание всеохватывающе и определяет не только знания, но и характер человека. В процессе эстетического воспитания эстетика не просто усваивается человеком как определенное знание, а становится как бы частью его самого. При этом личность формируется под совокупным воздействием: 1) эстетической теории; 2) природного и общественного мира; 3) произведений искусства и 4) эстетической деятельности, охватывающей восприятие эстетических и художественных ценностей и творчество по законам красоты и по другим эстетическим законам.

Эстетическая воспитанность  предполагает единство эстетических убеждений  личности с ее интуитивными ориентациями и самопроявлениями во всех формах деятельности. А это требует не только эстетического обучения, но и просвещения: личность должна приобретать эстетические знания и убеждения, эстетические вкусы и художественные навыки, способности творчества и восприятия искусства. Эстетическое воспитание способствует самопознанию и самоуглублению личности, осознанию ею своей самоценности, оно является одной из высших форм приобщения человека к человечеству, социализации человека.

Эстетическое воспитание чуждо дидактике. Воздействие на личность идет бескорыстно, исподволь, ненарочито. Цели эстетического воспитания столь широки, что отсутствует прямая польза, но проявляется широкая общественная значимость процесса, человек ориентируется на общечеловеческие ценности, осознавая их приоритетное значение.

Если нравственное воспитание предполагает формирование человека с  социальными качествами, актуальными  для данного общества, то эстетическое воспитание имеет в виду не только данное общество, но в конечном счете  все человечество как поле, ориентир и критерий жизнедеятельности личности. Эстетическое воспитание развивает творческие способности человека, научает его относиться к миру истинно по-человечески. Во всем этом источник и актуальности, и грядущего расширения сферы и значения эстетического воспитания.

Прежде всего эстетическое воспитание оттачивает непосредственно  эстетическую область сознания: эстетический вкус, ценностные ориентации, идеалы, установки, критерии. Однако оно захватывает  в поле своего воздействия и всю  личность. Желанный, оптимальный результат эстетического воспитания — формирование целостной и гармоничной, самоценной и социально ценной, творчески активной личности, обладающей высокой индивидуальной эстетической культурой, что позволяет человеку жить гуманной жизнью и действовать убежденно, целенаправленно, избирательно, продуктивно, практично и общечеловечески значимо. Главный показатель эстетической воспитанности человека — его самостоятельные творческие личностные действия, их гуманный характер, благородный тип поведения, манеры и внешний облик, сообразованные с высоким вкусом.

Искусство — ядро и генеральное  средство эстетического воспитания, которое, однако, ведется и с помощью  дизайна, эстетических аспектов спорта и других форм деятельности, несущих  в себе эстетическое содержание.

Особым специфическим  моментом эстетического воспитания является гедонистический эффект: формирование личности протекает в форме переживания  эстетического наслаждения, что  делает этот процесс не только ненавязчивым, непроизвольным, но и радостным. Наиболее действенно эстетическое воспитание протекает в «игровой ситуации»: чувства и мысли человека оттачиваются в обстановке бескорыстия, при усиленной внутренней работе сознания, не предполагающей выход к немедленному практическому действию в данной обстановке, а подготавливающей человека к жизни, к поведению в широком спектре грядущих реальных ситуаций.

Все это делает насыщенные игровыми моментами национальные обряды и обрядовые традиции в их современном  переосмыслении особенно значимыми  для целей эстетического воспитания.

Эстетическое воспитание попутно решает и компенсаторные задачи, отвлекая человека от горестных  жизненных переживаний и готовя его к борьбе за улучшение мира и своего положения в нем. Этот тип воспитания решает и просветительно-эвристическую  задачу, помогая личности духовно обогащаться новыми знаниями и эстетическим опытом. Кроме того, функциональными особенностями эстетического воспитания являются: артистизм — оттачивание и совершенствование чувств, вкусов человека, его облика и жизненного поведения; ценностно-ориентационный эффект — привитие личности способности оценивать явления действительности и искусства, выстраивать иерархически организованную систему ценностей и выбирать направление деятельности в соответствии с этой системой; креативность — пробуждение в человеке художника, развитие потребности и способности к творческому восприятию мира и искусства, к творческому характеру деятельности.

В XX в. искусство выдвинуло  концепцию непрерывно растущего  человека. Однако результаты этого  роста могут быть и отрицательными. Американский фантаст Д. Шеллиг в рассказе «Чудо-ребенок» прогнозирует непрерывный и убыстренный рост личности, который приводит к страшным последствиям. …Доктор Эллиот изобрел и применил к ребенку своих друзей стимулятор физического и духовного роста. Результаты сказочны: в шестинедельном возрасте ребенок уже сам ест и разговаривает, в два года — читает книги. Доктор Эллиот утверждает, что убыстренный рост — единственный для ребенка способ выжить в условиях усиливающейся беспощадной конкуренции. Однако шестилетний чудо-ребенок, развиваясь как конкурентоспособный эгоист, все более и более отчуждается от людей. Обеспокоенный происходящим, отец идет к доктору Эллиоту и отнимает у него тетрадь с заголовком «Ребенок будущего. Проспект», в которой читает: «У ребенка будущего… шестой год будет отмечен высоким развитием его стремлений к соревнованию… Он… обратится против своих родителей и быстро уничтожит их, как помеху к своему дальнейшему развитию». Отец в ужасе. Он торопится домой, но, отперев дверь, слышит предсмертный крик своей жены… Таковы результаты «непрерывного роста» личности, если этот рост не освещен гуманистическими идеями и человек эгоцентрически замкнут, не имеет целей вне себя, в обществе. Развитие характера на эгоистической основе оборачивается деградацией всего человеческого в человеке. Человек должен отдавать себя людям, быть человеком для других, иначе эгоистическая замкнутость лишает жизнь смысла, превращает ее в абсурд. Рост личности вне гуманистической ее социализированности и самоценности, а также рост общества вопреки интересам человека одинаково губительны. Однако с гуманизмом в истории дело обстояло невесело, символом чего служит сервантесовский образ пастушонка, которого хозяин порол за малейшую провинность. Благородный искатель справедливости Дон Кихот заступился за бедного мальчишку и даже пригрозил хозяину расправой, если тот и впредь будет жесток. Но как только рыцарь уехал, хозяин сильнее прежнего поколотил пастушонка. И когда рыцарь вновь появился в этих краях, мальчишка умолял его больше не заступаться за него; поиск добра оборачивается новым, еще худшим злом. Может быть, идея непротивления злу насилием справедлива? А может быть, не теми средствами сопротивлялся Дон Кихот злу?

Общественный, научный и технический прогресс — величины векторные, то есть они имеют определенное направление. На протяжении истории человечества почти всякое техническое открытие оборачивалось не только новыми благами, но и новыми несчастьями для людей. Средневековый монах Б. Шварц изобрел порошок для фейерверка. Однако этот порох превратился в средство разрушения и убийства. Электромагнето, с помощью которого неофашистские «ультра» пытали людей,— такое же дитя технического прогресса, как и холодильник в нашей квартире. Атомный взрыв в Хиросиме тоже порождение прогресса. Однако нет подлинного прогресса общества вне гуманизма.

referat911.ru

Негатив и позитив в искусстве

Урок №4

Тема урока: Позитивные и негативные грани внушающей силы искусства.
Внушающая функция (искусство как суггестия)
Искусство – внушение определенного строя мыслей и чувств, почти гипнотическое воздействие на подсознание и на всю человеческую психику. Часто произведение буквально завораживает. Суггестия (внушающее воздействие) была присуща уже первобытному искусству. Австралийские племена в ночь перед битвой вызывали в себе прилив мужества песнями и танцами. Древнегреческое предание повествует: спартанцы, обессиленные долгой войной, обратились за помощью к афинянам, те в насмешку послали вместо подкрепления хромого и хилого музыканта Тиртея. Однако оказалось, что это и была самая действенная помощь: Тиртей своими песнями поднял боевой дух спартанцев, и они победили врагов. 

(Тиртей — греческий поэт VII в. до н. э.

Согласно античному преданию, Тиртей был хромым учителем, которого афиняне послали на подмогу спартанцам, когда те находились в тяжёлом положении во время Второй Мессенской войны. Тиртей так воодушевил спартанцев своими стихами, что они ринулись в бой и одержали победу.

^ Так как потомки вы все необорного в битвах Геракла,

Будьте бодры, ещё Зевс не отвратился от нас!

Вражеских полчищ огромных не бойтесь, не ведайте страха,

Каждый пусть держит свой щит прямо меж первых бойцов,

^ Жизнь ненавистной считая, а мрачных посланниц кончины —

Милыми, как нам милы солнца златые лучи!

Стихотворения Тиртея, написанные в стиле ионийской элегии и во многом перекликающиеся с греческим эпосом, содержат хвалу спартанским учреждениям, мифы, освящающие строй спартанской общины, призывы к сохранению «доброго порядка», прославление воинской доблести и описание жалкой участи труса. Безыскусные, но сильные стихи Тиртея служили у спартанцев военными песнями.)
Осмысляя опыт художественной культуры своей страны, индийский исследователь К.К. Панди утверждает, что в искусстве всегда доминирует внушение. 

Главное воздействие фольклорных заговоров, заклинаний, плачей – внушение. 

Готическая храмовая архитектура внушает зрителю священный трепет перед божественным величием. 

Внушающая роль искусства отчетливо проявляется в маршах, призванных вселять бодрость в шагающие колонны бойцов. В «час мужества» (Ахматова) в жизни народа внушающая функция искусства обретает особенно важную роль. Так было в период Великой Отечественной войны. Один из первых зарубежных исполнителей Седьмой симфонии Шостаковича, Кусевицкий, заметил: «Со времен Бетховена еще не было композитора, который мог бы с такой силой внушения разговаривать с массами». Установка на внушающее воздействие присуща и лирике этого периода. Таково, например, популярное стихотворение Симонова «Жди меня»:
Жди меня, и я вернусь, 

Только очень жди. 

Жди, когда наводят грусть 

Желтые дожди, 

Жди, когда снега метут, 

Жди, когда жара, 

Жди, когда других не ждут, 

Позабыв вчера. 

Жди, когда из дальних мест 

Писем не придет, 

Жди, когда уж надоест 

Всем, кто вместе ждет.
В двенадцати строках восемь раз повторяется как заклинание слово «жди». Все смысловое значение этого повтора, вся его внушающая магия формулируются в финале стихотворения:
Не понять не ждавшим им, 

Как среди огня 

Ожиданием своим 

Ты спасла меня.

(Симонов. 1979. С. 158).
Здесь выражена поэтическая мысль, важная для миллионов разлученных войной людей. Солдаты посылали эти стихи домой или носили их у сердца в кармане гимнастерки. Когда эту же мысль Симонов выразил в киносценарии, то получилось посредственное произведение: в нем звучала та же актуальная тема, но была утрачена магия внушения. 

Однажды Эренбург в беседе со студентами Литературного института в 1945 г. высказал мнение, что сущность поэзии – в заклинании. Это, конечно, сужение возможностей поэзии. Однако это характерное заблуждение, продиктованное точным ощущением тенденции развития военной поэзии, которая стремилась к немедленному действенному вмешательству в духовную жизнь и потому опиралась на выработанные вековым художественным опытом народа фольклорные формы, такие как наказы, обеты, видения, сны, разговоры с мертвыми, обращения к рекам, городам. Лексика заклинаний, обетов, благословений, анахронизмы обрядовых оборотов речи звучат в военных стихах Тычины, Долматовского, Исаковского, Суркова. Таким образом в поэтическом стиле проявлялся народный, отечественный характера войны против захватчиков. (Симонов_Горят города)

Внушение – функция искусства, близкая к воспитательной, но не совпадающая с ней: воспитание – длительный процесс, внушение – одномоментный. Суггестивная функция в напряженные периоды истории играет большую, иногда даже ведущую роль в общей системе функций искусства.
Один из наиболее существенных вопросов — это позитивность и негативность в искусстве. Действительно, все произведения делятся на два вида — условно их можно обозначить как позитивные (оптимистические, жизнеутверждающие) и негативные (пессимистические или жизнеотрицающие). Если в первых акцент делается на позитивные стороны реальности (устремления, надежды, радость, успех, творчество…), то во вторых — на негативные (трагедия, страдания, неудачи, разочарования, разрушение…). Есть, конечно, и переходные формы — произведения с открытым концом, или нейтральные, или — оптимистическая трагедия (кстати, большая часть классических трагедий на самом деле оптимистична, безысходность в литературе появилась только начиная с 19-го века, что, вероятно, можно связать с тем, что большая часть классиков 16 — 18 веков — например, Шекспир и его современники — были глубоко верующими людьми и верили, что Божественное вмешательство расставит все по своим местам, а начиная с 19-го века утверждается «агностическая» идея отсутствия таких высших ценностей и их замены «реальным» описанием событий, т.е. например, если какой-нибудь жадный ростовщик и вызывал осуждение автора, то автор не мог показать, что такой персонаж на самом деле обречен, а иногда и попросту не видел этого. Альфонс Доде, например, в своей пьесе «Борьба за существование» буквально извиняется перед читателем за «мелодраматический» конец, где главного героя, негодяя, накануне его женитьбы на красавице дочери банкира убивает отец доведенной им до самоубийства девушки — надо думать, что за такой конец автора немало покритиковали, но все же совесть писателя не смогла оставить негодяя безнаказанным и это было нетипично для данного времени). Предел негативного взгляда на мир — декаданс (например, Бодлер), основанный на полном неверии в добро (появление таких авторов кроме всего прочего было следствием чрезмерно «материалистического» восприятия, характерного для 19 века). 

Опыт показывает, что произведений второго типа в реальности больше, чем первого. Кроме того, бурно обсуждается вопрос о значении каждого типа. 

Прежде всего — почему позитивных произведений существенно меньше, чем негативных? Ведь этот факт повергает многих в тоску и отвращает от книг или телевидения. 

Причин несколько. Во-первых, эталоны негативных переживаний многочисленны и способны вызвать отклик у читателя: смерть, бедность, стихийные бедствия и катастрофы, война, голод, лишения… в той или иной форме свидетелем этого был каждый (начиная от программ новостей и кончая переживаниями родственников — ведь каждый был свидетелем смерти хотя бы одного родственника или знакомого, и многие в глубине души боятся смерти, бедности и т.д.), к тому же каждый понимает, что от таких негативных событий он не застрахован (и причиной этого является не только избитый факт «все люди смертны» — это также и политическая нестабильность, и примеры различных катастроф, которые в общем-то нередки, и воспоминания, и документальная хроника). Как заметил С. Переслегин [1], в конечном счете все эти негативные эталоны сводятся к страху трех смертей — физической, психической (безумия), социальной (изгнание из сообщества). А с эталонами позитивных событий сложнее. Действительно, а что можно вспомнить? Спокойная счастливая жизнь? Но кому интересны книги, где герои на каждой странице пьют сладкий чай — и все? Такие книги прославляют стабильность, а стабильность скучна — и такие книги скучны тоже (кроме того, стабильность связана с отсутствием переживаний, а книги без переживаний не способны задеть душу читателя). Так и хочется вспомнить, как юный Стивенсон в ответ на реплику, что у любимого им Достоевского слишком много страданий, ответил: «Тогда читайте воскресные приложения к газете «Эхо». Там герои все время едят жареных куропаток». Выиграть миллион в лотерею? Но кому интересно читать про то, как кому-то повезло, особенно если предыдущий опыт не отличался особым везением? Победа на войне? Конечно, да. Но перед этой победой были кровь, грязь, жизнь на волоске от смерти, а главное, в реальности почти не бывает противостояний явного добра и явного зла. Поэтому все время среди читающих книги о любой победе на войне обязательно найдется хотя бы один, кто, подобно Ниенне, скажет: «Все было не так. Книги пишут победители, а с точки зрения побежденных все было иначе» (некоторые оправдывают даже такую безусловную гнусность, как нацизм). А кроме всего прочего, легко увидеть, что реально негативные события «сваливаются» сами и представляются отклонением от сложившегося порядка вещей, происходящим не по воле участника событий, а для получения позитивных требуется приложить усилие (большая же часть читателей в любом случае питает надежду на достижение успеха без особых затруднений). 

Наиболее бесспорным источником позитивных эмоций является хорошо выписанный образ победы, но не победы над каким-то врагом, а победы над сопротивлением стихии, это чувство, сравнимое с тем, которое переживает человек, стоящий на вершине: «Весь мир на ладони, ты счастлив и нем, и только немного завидуешь тем, другим, у которых вершины еще впереди» (В. Высоцкий). В научной фантастике это освоение другой планеты (примеры — от братьев Стругацких до Маккеффри), борьба с катастрофой или ее последствиями (Карсак, Мерль). Похожее чувство испытывают, например, ученые в момент, когда они понимают, что у них получилось нечто очень значительное, фундаментальное. Но для понимания подобных произведений нужен специфический способ мировосприятия, в чем-то родственный «туристам и альпинистам» 60-х годов. К сожалению, среди новых поколений представителей такого типа очень мало, и теперь в качестве источника позитивных эмоций, духовного восторга выступают другие вещи, менее связанные с реальной жизнью, и оттого еще менее очевидные для большинства, чем предыдущее — поэтические или мистические переживания. (Кстати, граница, разделяющая ролевиков и «диванных» любителей фэнтези проходит именно здесь — ролевики в гораздо большей степени являются наследниками неформалов 60-х годов).

Еще один вопрос — в чем состоит значение позитивного и негативного подхода в искусстве? Ведь очень часто сторонников негативного подхода обвиняют в пессимизме или очернительстве, и наоборот, сторонников позитивного подхода — в приукрашивании и лицемерии (а в результате можно схлопотать две крайности — либо программы типа невзоровских, либо графоманские произведения периода соцреализма, вроде «Кавалера Золотой Звезды»). 

Но на этот счет удобнее ответить при помощи следующей таблицы:

Позитивное 

Поднимает настроение

Показывает возможность решения

Вселяет надежду

Может привести к расслаблению 

Может поднять настроение 

Характерно для активных людей 

Негативное 

Заставляет задуматься

Показывает сложность проблемы

Предостерегает от иллюзий

Требует строгости в мыслях и поступках

Может привести к безысходности

Характерно для созерцателей

Таким образом, и позитивные, и негативные произведения выполняют определенную (конструктивную) функцию. К тому же одну и ту же идею можно иногда сказать и через позитив, и через негатив. Например, недостатки какой-то общественной системы можно либо раскритиковать через антиутопию, либо тоже раскритиковать, но через сравнение с более позитивной системой (т.е. через позитивную утопию). Но, конечно же, антипатию может и должна вызывать скособоченность. Просто скособоченность в сторону позитива кажется фальшивой сразу же («Хочешь посмотреть сказку? Включи программу «Служу Советскому Союзу»!» — шутка 80-х годов), а со скособоченностью в сторону негатива сложнее. Люди очень легко верят недостоверным пессимистическим прогнозам (например, всем этим предсказаниям катастроф), потому что эти прогнозы затрагивают чуткие струны в душе, прежде всего, инстинкт самосохранения (боязнь смерти и т.д.). А в таких случаях логика не особенно помогает, зато срабатывают этические аргументы типа «Об этом все говорят». Это приводит к большему успеху негативного творчества по сравнению с позитивным. Плюс такое свойство человеческой психики (особенно зрелой, а в зрелости акцент смещен на логику, этика же остается на периферии): информация, несущая радость, всегда требует перепроверки (а вдруг радость преждевременна?), а информация, вызывающая страх, перепроверки хоть и требует, но не блокируется этой перепроверкой в большинстве случаев, потому что затрагивает слабые стороны психики (испугаться легко, а избавиться от навязчивого страха труднее). Логика же позволяет отсечь такую информацию только в случае, если она представляет из себя откровенную «развесистую клюкву» (но и в этом случае она должна быть достаточно сильной).

infourok.ru

Искусство как социальное явление. — Воспитательная функция.

Страница 12 из 27

Воспитательная функция.

Искусство формирует строй чувств и мыслей людей. Если воспитательное воздействие других форм общественного сознания носит частный характер, то искусство воздействует на ум и сердце, формирует целостную личность. Мораль формирует нрав­ственные нормы, политика – политические взгляды и так далее, а искусство влияет на все сферы человеческой личности, и нет тако­го уголка человеческого духа, который оно не могло бы затронуть своим влиянием.

Об очистительном катартическом эффекте искусства упоминали еще пифагорейцы. Аристотель разработал и ввел в эстетику категорию катарсиса – очищения посредством “подобных аффектов”, то есть – чувств. Показывая героев художественных произведений, подвергающихся тяжелым испытаниям, искусство заставляет людей сопереживать им и этим как бы очищает их внутренний мир, а соответственно влияет на личность в целом.

Но почему же такое “подобие” чувств очищает душу? Алмаз шлифуется только алмазом, а дух человека – исключительно высоким, освещенным эстетическим идеалом, проявлением человеческого духа. Эти положения Аристотель развил на материале воздействия на зрителя трагического произведения. Однако некоторые ученые предполагают вероятность разработки и проблем комического катарсиса в утраченных частях «Поэтики». Такого мнения придерживается, например,
М.Н. Чернявс­кий. Это предположение вполне соответствует научной традиции трактовки катарсиса как общеэстетической категории, отражающей компенсаторно-катартическое действие искусства. В процессе восприятия произведений искусства, говорит французский теоретик культуры Э. Морен, люди обретают возможность разрядить внутреннее напряжение и волнение, порожденные реальной жизнью, и частично компен­сировать монотонность повседневности.

Катартическо-компенсаторное действие искусства имеет три основных аспекта:

1) гедонистически-игровой, развлекательный;

2) компенсаторный;

3) катартический.

Искусство влияет на внутреннюю гармонию личности, способствуя сохранению и восстановлению психического равновесия. При этом характер психического аффекта, возникающего в результате восприятия произведения, зависит от характера произведения, а также от типа жизненного опыта, культурного уровня и духовного состояния личности. Катартическое (очищающее) и компенсаторное (спо­собствующее духовной гармонии человека) действие искусства являет­ся важнейшим аспектом воспитательно-формирующего воздействия ис­кусства на личность.

Искусство позволяет нам пережить многие чужие жизни как свою и обогатиться опытом других людей, присвоить его, сделать его фактом своей жизни, элементом своей биографии. В этом – источник воз­действия искусства на целостную личность.

Опыт отношения к миру, сообщаемый искусством, дополняет и расширяет реальный жизненный опыт личности. Это дополнение не только имеет характер количественного умножения реального опыта, но и об­ладает качественными особенностями. Искусство раздвигает истори­чески ограниченные рамки опыта личности, живущей в определенную историческую эпоху, и передает ей исторически многообразный опыт человечества. Искусство вооружает личность художественно органи­зованным, отобранным, обобщенным, осмысленным опытом; дает опыт, оцененный художником, и позволяет человеку выработать собственные установки и ценностные реакции по отношению к типологическим жиз­ненным обстоятельствам; дает сконцентрированный, конденсированный опыт.

Важный и малоисследованный аспект действия искусства – внушение определенного строя мыслей и чувств, своеобразное, почти гипнотическое воздействие художественного произведения на человеческую психику. Внушение, или суггестия, – осознанное или неосознанное влияние одного человека на другого, вызывающее определенные изме­нения в его психологии и поведении. Художественное произведение часто буквально завораживает нас. Такое психическое воздействие на человека – суггестия – сформировалось еще в первобытном искусстве и фольклоре. В фольклорных произведениях – заговорах, заклинаниях, плачах – внушение является ведущей художественно-социальной функцией. Особым суггестивным эффектом обладают литературные, музыкальные и кинематографические произведения искусства. (Музыка – временной вид искусства, ко­торый выражает посредством звуков эмоциональные переживания и окрашенную чувством идею.) Всем известен феномен молодежной субкультуры “толкиенистов” и “перумистов”. Эти поклонники творчества Толкиена и Ника Перумовапревра­щают любимые книги в своего рода Библию, руководство к действию. Они берут себе имена любимых героев, проводят ролевые игры, которыми зачастую подме­няют реальную жизнь. Суггестивный эффект литературных произведений жанра «фэнтази» заставляет группу молодежи создавать свой мир, свое общество, свою игровую реальность. Не менее фанатичны поклонники определенных музыкаль­ных направлений, которые тоже живут в своем специфическом мире, бросая свои жизни под ноги кумирам. Примерно так же поступают фанаты многих киноактеров. В истории кинемато­графа есть несколько фильмов, которые провоцировали, казалось бы, беспричинные самоубийства зрителей. Так волна суицидов прокатилась после выхода на экраны фильма Мартина Скорсезе “Воскрешая мертвецов”, такой же эффект вызвал фильм Стэнли Кубрика “Меха­нический апельсин” (или “Заводной апельсин”, как он иногда называется в нашем прокате). Поклонники Спилберга, как правило, не могут понять поклон­ников проекта «Догма-95», те, кто готов тысячу раз пересматривать фильмы Ингмара Бергмана, считают попсовым творчество Люка Бессона, а увлекающиеся фильмами Бессона считают Бергмана заумным. Очевидно, что если человек по­стоянно смотрит кино определенного режиссера или режиссеров, идеи этого кинематографа оказывают значительное влияние на формирование его личности, на его мировоззрение, вкусы, а в итоге – и на поступки. Не слу­чайно повальное увлечение современной молодежи восточными единоборствами. Тут тоже не обошлось без суггестивного воздействия кинематографа.

Внушение – чрезвычайно значимая функция искусства. Разумеется, воздействие может быть как положительным, так и отрицательным. Но в любом случае суггестия входит и в воспитательную, и в гедонистическую функции.

Воспитание ведь тоже может быть неоднозначным. Суггестия повышает эффективность искусства как воспитательного средства, как средства, воздействующего на формирование мировоззрения человека, его личности. Кроме того, суггестия одновременно и многократно увеличивает наслаждение, получаемое нами в процессе восприятия произведений искусства.


libsib.ru

Внушение чувств и мыслей

#1

Как часто люди, страдающие от неразделенной любви, мечтают передать свои чувства объекту воздыханий. Однако это остается только в их мечтах, но на самом деле внушить человеку свои мысли и чувства реально. Если вы хотите внушить мысли или чувства, то начните общение с человеком ровным и уверенным тоном, скажите комплимент. Это способно расположить собеседника, но не перестарайтесь, иначе объект внушений может раздражиться от неприкрытой лести.

#2

В результате человек от вас отвернется и не пойдет на контакт, вы уже не сможете ничего ему внушить. Всегда выбирайте для разговора спокойный, но уверенный тон, который располагает к общению и успокаивает. Внушение мыслей – сложный процесс, который требует опыта и практики. Фразы во время внушения должны быть короткими и лаконичными, не нужно лить воду или говорить бессмыслицу, высказывайте только основные мысли.

#3

Это не только создаст о вас положительное впечатление, но и сможет предотвратить негативные реакции и высказывания в ваш адрес. Если вы внушаете какое-либо мнение во время спора, то ссылайтесь на авторитетные источники, дайте понять оппоненту, что на вашей стороне большинство. Этот грамотный психологический прием используется с давних времен. Внушать свои мысли и чувства можно и с помощью телепатического гипноза.

#4

Научно действия этого способа не доказаны, но у него есть много приверженцев. Гипнотическое воздействие на расстоянии – сложный, но обладающей огромной силой процесс. Внушение мыслей данным способом предполагает четкую установку причинно-следственных связей. Как утверждают многие гипнотизеры, такому методу не может противостоять практически никто. Телепатический гипноз осуществляется только ночью, когда объект внушения спит или максимально расслаблен.

#5

В это время ему можно внушить не только мысли, но и чувство любви, здоровья, различных эмоций и переживаний. Однако если вы не обладаете техникой такого гипноза, то можно выразить свои мысли объекты внушения косвенно, использовать при этом красочные и необычные образы. При этом человек должен представить что-то положительное и приятное. Если вы опишите все правильно и интересно, то и ваши мысли и чувства завладеют человеком и без гипноза и специальных внушений.

uznay-kak.ru

Презентация «Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства»

Внушение народу определённых чувств и мыслей средствами искусства В.М. Бехтерев
  • «Внушение как фактор заслуживает самого внимательного изучения для историка и социолога, иначе целый ряд исторических и социальных явлений получает неполное, недостаточное и, быть может, даже несоответствующее объяснение»
 чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого растет вместе с возвышением чувств отдельных ее членов. Только этим путем, путем взаимо внушения, и можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшие без достаточного воодушевления.  чувства, которые испытывают отдельные лица, нарастают до необычайной степени напряжения, делая толпу существом могучим, сила которого растет вместе с возвышением чувств отдельных ее членов. Только этим путем, путем взаимо внушения, и можно себе объяснить успех тех знаменательных исторических событий, когда нестройные толпы народа, воодушевленные одной общей идеей, заставляли уступать хорошо вооруженные и дисциплинированные войска, действовавшие без достаточного воодушевления. Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции.
  • Одним из примеров таких исторических подвигов народных масс, воодушевленных одной общей идеей, может служить взятие Бастилии и отпор на границах Франции европейских войск, окруживших последнюю в период Великой революции.
  • Без сомнения, та же самая сила внушения действует и в войсках, ведя их к блестящим победам.
  • Нельзя, конечно, оспаривать того, что дисциплина и сознание долга создают из войск одно могучее, колоссальное тело, но последнее, для того чтобы проявить свою мощь, нуждается еще в одухотворяющей силе, и эта сила заключается во внешней той идее, которая находит живой отклик в сердцах воюющих.
  • Этой же силой внушения объясняются героические подвиги и самоотвержение войск под влиянием одного возбуждающего слова своего любимого военачальника, когда, казалось бы, не было уже никакой надежды на успех.
  • Очевидно, что сила внушения в этих случаях берет верх над убеждением и сознанием невозможности достигнуть цели и ведет к результатам, которых еще за минуту нельзя было ни предвидеть, ни ожидать. 
многие крупные исторические личности, как Жанна д’Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон Первый, окружались благодаря народной вере в силу их гения таким ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно увлекая за ними массы народов, чем, без сомнения, в значительной мере облегчалось и осуществление принадлежащей им исторической миссии. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета.
  • многие крупные исторические личности, как Жанна д’Арк, Магомет, Петр Великий, Наполеон Первый, окружались благодаря народной вере в силу их гения таким ореолом, который нередко действовал на окружающих лиц подобно внушению, невольно увлекая за ними массы народов, чем, без сомнения, в значительной мере облегчалось и осуществление принадлежащей им исторической миссии. Известно далее, что даже одного ободряющего слова любимого полководца достаточно, чтобы люди пошли на верную смерть, нередко не отдавая, в том даже ясного отчета.
 важное значение внушения, как условия, содействующего объединению отдельных лиц в большие общества.
  •  важное значение внушения, как условия, содействующего объединению отдельных лиц в большие общества.
  • Но кроме этой объединяющей силы, внушение и взаимовнушение, как мы видели, усиливает чувства и стремления, поднимая до необычайной степени активность народных масс.
  • И в этом другое важное значение внушения в социальной жизни народов. Не подлежит никакому сомнению, что этот психический микроб в известных случаях оказывается не менее губительным, нежели физический микроб, побуждая народы время от времени к опустошительным войнам и взаимоистреблению, возбуждая религиозные эпидемий и вызывая, с другой стороны, жесточайшие гонения против новых эпидемически распространяющихся учений.
Заключение
  • В заключение :избранная мною тема не могла быть исчерпана в короткой беседе, так как она всеобъемлюща, но те несколько штрихов, которые вы, быть может, уловили речи, дают по крайней мере для размышления о том значении, которое имеет внушение в социальной жизни народов, и в той роли, какую оно должно было играть в моменты важнейших исторических событий древних и новых времен

uchitelya.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *