Вопросы и ответы

Государственное и муниципальное управление профессии – Что за профессия «Государственное и муниципальное управление»? — Работа и карьера

Актуальность специальности «Государственное и муниципальное управление».


Стр 1 из 7Следующая ⇒

Актуальность специальности «Государственное и муниципальное управление».

Социально-экономические преобразования в российском обществе, начавшиеся с 90-х гг. XX в. (демократизация, становление местного самоуправления, развитие гражданского общества, рыночной экономики) потребовали изменений и в сфере государственного и муниципального управления. Сложившаяся при советской административно-командной системе кадровая политика не отвечала требованиям изменившихся социально-экономических и политических условий. Необходимо было по-новому выстроить систему подготовки кадров государственной и муниципальной службы всех уровней, чтобы добиться формирования новых управленческих кадров-профессионалов. Деятельность управленцев в сфере бизнеса и в сфере государственного и муниципального управления принципиально отличаются и, прежде всего, особенностями принятия управленческих решений. Поэтому появилась острая необходимость формирования самостоятельного направления в менеджменте – подготовки управленческих кадров в области государственного и муниципального управления

В целях более быстрого становления современной, соответствующей российским реалиям государственной службы еще в 1991 году было принято решение о создании системы специализированных учебных заведений (кадровых центров, впоследствии преобразованных в региональные академии государственной службы), главной задачей которых были определены подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Чуть позже, в начале 1992 года, в классификатор специальностей высшего профессионального образования была введена специальность “государственное и муниципальное управление”.

 

Управление необходимо на любом уровне: предприятия, банка, учебного заведения, больницы, государства, города и т.д.

Соответственно этому может быть производственный, финансовый, социальный, государственный, муниципальный и другой менеджмент.

Давно известно, что негодный управленец может в короткие сроки привести предприятие к банкротству, а талантливый менеджер – к успеху. То же относится и к городу. Управлять современным городом ничуть не легче, чем самым крупным промышленным предприятием.

 

К современному менеджеру предъявляются исключительно высокие требования. Он должен разбираться в вопросах экономики, политики, финансов, права, человеческой психологии, уметь работать в коллективе, ясно и логично излагать и защищать свои мысли, хорошо знать конкретную сферу своей профессиональной деятельности, быть всесторонне развитым, цивилизованным, культурным человеком. Для городского (муниципального) менеджера особое значение имеет работа с людьми, с населением. Ведь городская власть существует для блага людей и может эффективно функционировать только опираясь на поддержку населения. Задача будущих менеджеров — быть на высоте современных требований

 

Область профессиональной деятельности менеджера специальности «Государственное и муниципальное управление».

Система государственного и муниципального управления – область профессионального управления, где объектами управленческого воздействия выступают сферы жизнедеятельности граждан. Они более сложны, многоуровневы и масштабны по сравнению с бизнес-организациями. Поэтому наравне с изучением законов и принципов менеджмента в организациях, для управленцев в системе государственного и муниципального управления требуется глубокое знание теории и практики социального управления.

Менеджмент – это многоаспектная комплексная деятельность на стыке многих видов социальной деятельности. И поэтому специальность «ГМУ» междисциплинарна и требует знаний и умений во многих областях. Современный менеджер должен знать основы права, финансов и экономики, психологию управления, систему управления и информационные технологии

Область профессиональной деятельности специалиста – обеспечение эффективного управления организацией, участие в организации и функционировании систем государственного и муниципального управления, совершенствование управления в соответствии с тенденциями социально-экономического развития.

Объектами профессиональной деятельности специалиста являются различные организации и подразделения в системе государственного и муниципального управления, процессы экономической, политической, организационной и социальной жизни общества, проблемы функционирования и развития государства и его региональных и муниципальных образований, проблемы взаимодействия человека и общества»

Этой спецификой обусловлены и особенности сферы деят-ти квалификации «менеджер» по специальности «Государственное и муниципальное управление».

Институциональная подсистема государственного управления.

Институциональная подсистема — важнейший эле­мент системы государственного управления, так как невоз­можно оказывать управляющее воздействие, не определив, кто конкретно правомочен это делать.

Специфика институтов государственной власти и управ­ления состоит в том, что они всегда узаконены, организаци­онно упорядочены, структурированы. Их статус, функцио­нальная деятельность и правомочия регламентированы соот­ветствующими нормативными актами.

К институтам государственной политической власти федерального уровня, создаваемым на основе Конституции РФ, относят институт Президента РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ, судебные органы (Консти­туционный суд РФ, Высший Арбитражный суд РФ, Верховный суд РФ, институт прокуратуры РФ).

Институты государственной политической власти регионального уровня, создаваемые на основе конституций а уставов субъектов Российской Федерации, — это представи­тельные законодательные органы субъектов РФ и админист­рация субъектов РФ (президенты, мэры, губернаторы).

Институты местной политической власти, создавае­мые на основе конституций и уставов субъектов РФ, — это представительные органы (собрания районных уполномочен­ных) и органы управления муниципального образования (му­ниципального самоуправления).

Органы государственного административного управле­ния, создаваемые на основе законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и администрации соответ­ствующего уровня и обеспечивающие деятельность институ­тов власти — это госаппарат (администрация Президента РФ и институт его полномочных представителей, аппараты Со­вета Федерации и Государственной думы, министерства и иные органы федеральной исполнительной власти, аппара­ты судов, Генеральная прокуратура и ее аппарат). На регио­нальном уровне — это органы управления субъектов РФ, а также подразделения федеральных органов власти, их территориальные управления. На местном уровне — аппарат муниципальной службы, обеспечивающий органы местного (муниципального) управления

Федеральное собрание Российской Федерации как представительный и законодательный орган России. Его состав и полномочия.

Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации — является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Статус Федерального Собрания определён в главе 5 Конституции России.

Функции и полномочия Федерального Собрания распределены между двумя палатами — Государственной Думой (нижняя палата) и Советом Федерации (верхняя палата)

Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат: Государственной Думы (нижней палаты) и Совета Федерации (верхней палаты).

Состав палат, как и принципы их комплектования, различен. Государственная Дума состоит из 450 депутатов, а в Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти (в Российской Федерации 83 субъектов, следовательно 166 членов Совета Федерации). При этом, одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Государственная Дума избирается на конституционно установленный срок — 5 лет, а Совет Федерации установленного срока своей легислатуры не имеет. Но как порядок формирования Совета Федерации, так и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

Федеральное Собрание является единым парламентским организмом, но это не означает, что его палаты действуют во всех случаях совместно. Напротив, Конституция Российской Федерации устанавливает, что Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно. Палаты могут собираться совместно только в трёх установленных Конституцией Российской Федерации случаях:

для заслушивания посланий президента Российской Федерации;

для заслушивания посланий Конституционного Суда Российской Федерации;

для заслушивания выступлений руководителей иностранных государств.

 

Роль российского парламента проявляется в направлениях его деятельности – функциях. Федеральное собрание осуществляет следующие основные функции – законодательную, представительскую, контрольную и финансовую.

 

Законодательная функция Федерального Собрания проявляется в его деятельности по принятию федеральных законов. Посредством законодательной функции Федерального Собрания формируется правовая система государства, обеспечивается правовое регулирование всех отношений, возникающих в обществе и требующих законодательного закрепления. Смысл законодательной деятельности парламента заключается в подготовке и принятии законов, которые прямо предусмотрены Конституцией РФ или же их издание вызывается потребностями развития общества и государства в разных областях политической, экономической и социальной сферы.

 

Представительская функция, призванная выражать волю народа – основу государственной власти, реализуется путем проведения периодических парламентских выборов, направленных на выявление интересов различных социальных групп, учет федеративных связей и отношений, обеспечение мирного, ненасильственного перехода государственной власти от одних выборных представителей общества государственной власти к другим на основе свободного волеизъявления избирателей. Это значит, что представительность свойственна только парламенту, среди всех государственных институтов он выступает единственным органом общенародного представительства. Представительность выступает и как способ формирования Федерального Собрания – органа законодательной власти, и как способ его функционирования и деятельности. Важнейшая сторона представительной функции парламента – отражение в его деятельности разнообразных специфических интересов, закрепляемых в федеральных законах, постановлениях палат Федерального Собрания, в иных его решениях.

 

Контрольная функция Федерального Собрания обусловлена системой сдержек и противовесов. Сущность данной функции проявляется в том, что в условиях демократически организованной системы разделения властей народу принадлежит право контролировать деятельность всех структур, которым он передал властные полномочия. Как общее правило, контрольная функция Федерального Собрания осуществляется в ходе разработки и принятия законов, когда депутаты, комитеты, комиссии, палаты анализируют ситуацию, изучают проблемы, делают свои оценки о работе тех или иных государственных учреждений. В действующей российской Конституции закреплены полномочия палат Федерального Собрания, касающиеся нескольких сфер контроля. Прежде всего, это контроль за Правительством РФ, в связи с чем Государственная Дума наделена правом решать вопрос о доверии ему. Далее, это контроль за назначением на высшие государственные посты: дача согласия на назначение Председателя Правительства РФ. Парламент реализует контрольные полномочия посредством института депутатских запросов, обращения к членам Правительства с устными вопросами и др.

Содержанием финансовой или финансово-бюджетной функции охватывается деятельность Государственной Думы по утверждению федерального бюджета и контролю за его исполнением, а также (в определенной степени) реализация этой палатой полномочия, связанного с назначением на должность и освобождением от должности Председателя Центрального банка РФ. Кроме того, через Счетную палату Федеральное собрание осуществляет аудиторскую деятельность любых организаций, финансируемых из федерального бюджета.

Совет Федерации Федерального Собрания России: полномочия, порядок формирования.

Федеральное Собрание состоит из двух палат — Совета Федерации и Государственной Думы.

 

В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. (166)

Вадим Николаевич Машкович – законодат. И Николай Иванович Рыжков (от губернатора,исполнит)

 

Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

 

Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

 

Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской

Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

 

Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

 

Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

 

Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

 

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

 

Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

 

К ведению Совета Федерации относятся:

а)утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б)утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в)утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г)решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д)назначение выборов Президента Российской Федерации;

е)отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж)назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з)назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и)назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

 

Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

 

 

Актуальность специальности «Государственное и муниципальное управление».

Социально-экономические преобразования в российском обществе, начавшиеся с 90-х гг. XX в. (демократизация, становление местного самоуправления, развитие гражданского общества, рыночной экономики) потребовали изменений и в сфере государственного и муниципального управления. Сложившаяся при советской административно-командной системе кадровая политика не отвечала требованиям изменившихся социально-экономических и политических условий. Необходимо было по-новому выстроить систему подготовки кадров государственной и муниципальной службы всех уровней, чтобы добиться формирования новых управленческих кадров-профессионалов. Деятельность управленцев в сфере бизнеса и в сфере государственного и муниципального управления принципиально отличаются и, прежде всего, особенностями принятия управленческих решений. Поэтому появилась острая необходимость формирования самостоятельного направления в менеджменте – подготовки управленческих кадров в области государственного и муниципального управления

В целях более быстрого становления современной, соответствующей российским реалиям государственной службы еще в 1991 году было принято решение о создании системы специализированных учебных заведений (кадровых центров, впоследствии преобразованных в региональные академии государственной службы), главной задачей которых были определены подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных и муниципальных служащих.

Чуть позже, в начале 1992 года, в классификатор специальностей высшего профессионального образования была введена специальность “государственное и муниципальное управление”.

 

Управление необходимо на любом уровне: предприятия, банка, учебного заведения, больницы, государства, города и т.д.

Соответственно этому может быть производственный, финансовый, социальный, государственный, муниципальный и другой менеджмент.

Давно известно, что негодный управленец может в короткие сроки привести предприятие к банкротству, а талантливый менеджер – к успеху. То же относится и к городу. Управлять современным городом ничуть не легче, чем самым крупным промышленным предприятием.

 

К современному менеджеру предъявляются исключительно высокие требования. Он должен разбираться в вопросах экономики, политики, финансов, права, человеческой психологии, уметь работать в коллективе, ясно и логично излагать и защищать свои мысли, хорошо знать конкретную сферу своей профессиональной деятельности, быть всесторонне развитым, цивилизованным, культурным человеком. Для городского (муниципального) менеджера особое значение имеет работа с людьми, с населением. Ведь городская власть существует для блага людей и может эффективно функционировать только опираясь на поддержку населения. Задача будущих менеджеров — быть на высоте современных требований

 


Рекомендуемые страницы:

lektsia.com

РФЭИ: Государственное и муниципальное управление: выбор специальности

Выбор профиля (специальности) обучения

При выборе профиля обучения (специальности) необходимо четко представлять себе, в чем будет состоять Ваша работа и почему Ваш выбор при поступлении для обучения на профиль (специальность) «Государственное и муниципальное управление» не является ошибкой.

Итак. Любой чиновник государственной или муниципальной службы — это «лицо» государства. Этот факт нельзя забывать, становясь на путь госслужащего. Эффективная деятельность государственных или муниципальных органов управления невозможна без квалифицированных служащих (чиновников).

Теперь давайте подумаем, для чего работает чиновник. Ответ, который мы хотим Вам предложить, может показаться довольно парадоксальным, однако если вы немного призадумаетесь, то наверняка согласитесь с нами.

Чиновник работает вовсе не для того, чтобы дать то, что вам нужно (поставить подпись, выдать справку). Чиновник работает не для того, чтобы дать что-то своей организации (учет, порядок, статистическую информацию). Чиновник работает не для того, чтобы выполнять тот или иной закон, как бы странно это ни звучало. На самом деле он, как и все прочие наемные работники, работает ради зарплаты и выполняет то, что является его должностными обязанностями, руководствуясь законом. А вот что входит в его должностные обязанности — это предмет отдельного разговора, и мы его поведем на страницах наших курсов.

Почему же столь интересен профиль обучения «Государственное и муниципальное управление»? Есть несколько ответов на этот вопрос.

Во — первых, государственная или муниципальная служба — это престиж. Любое государство отбирает себе на службу лучших специалистов, поэтому, если Вас приняли на эту работу, значит, Вы один из лучших специалистов. И это не голословные заявления. В 2008 году Президент РФ подписал приказ о внедрении федеральной программы «Реформирование и развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013 годы)». Одной из целей этой программы является формирование высококвалифицированного кадрового состава, обеспечивающего эффективность государственного управления. Продолжением этого процесса явилась еще одна целевая программа «Кадры России». Достаточно посмотреть, как «омолаживается» государственная и муниципальная служба в соответствии с решением Президента РФ, чтобы подтвердить ее престижность.

Во — вторых, государственная и муниципальная служба — это очень ответственное занятие. Это не просто работа, это служение Человеку, что само по себе очень важно, ведь любой чиновник является промежуточным звеном между Государством и Человеком. И насколько чиновник будет ответственнее выполнять свои служебные обязанности, настолько социальная атмосфера в государстве будет благоприятнее.

В — третьих, конечно же, государство заботится о своих служащих, предоставляет им определенные льготы — это касается и социального обеспечения и заботы о здоровье служащих (например, предоставление санаторно—курортного лечения), и обеспечения жильем, и расчета пенсионных выплат и прочего. Поэтому работа государственного или муниципального служащего не просто почетна и ответственна, но еще и, в материальном смысле, обеспеченная.

И в — четвертых. На профиле (специальности) «Государственное и муниципальное управление» Вам будет учиться легче, чем на других профилях. Однако стоит иметь в виду, что в данном случае легче — не означает хуже. Просто внедрение на предлагаемом вам профиле принципа сберегающего обучения, который проповедует наш институт, позволяет сделать обучение легким.

В итоге, вот, что мы хотим вам сказать. От эффективного государственного управления зависит будущее современного российского общества. Поэтому Вам решать: кто он, служащий государственной или муниципальной службы?! Бюрократ и чинуша или добропорядочный высококвалифицированный чиновник, выполняющий свои функции.


Поступить

rfei.ru

Государственное и муниципальное управление (38.03.04) в вузах Москвы 2019. Специальность Государственное и муниципальное управление в вузах Москвы

close

Добавить вуз в сравнение

МГУМосковский государственный университет имени М.В. ЛомоносоваКФУКазанский (Приволжский) федеральный университетУрФУУральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. ЕльцинаРУДНРоссийский университет дружбы народовДВФУДальневосточный федеральный университетМГТУМосковский государственный технический университет им. Н.Э. БауманаРГГУРоссийский государственный гуманитарный университетСПбГУСанкт-Петербургский государственный университетРГУНиГ им. И.М. ГубкинаРоссийский государственный университет нефти и газа им. И.М. ГубкинаПМГМУ им. И.М. СеченоваПервый Московский государственный медицинский университет им. И.М.СеченоваЮФУЮжный федеральный университетКубГУКубанский государственный университетМГИМОМосковский государственный институт международных отношений (Университет) МИД РоссииМАИМосковский авиационный институт НИУРНИМУ им. Н.И. ПироговаРоссийский национальный исследовательский медицинский университет имени Н. И. ПироговаУдГУУдмуртский государственный университетРАНХиГСРоссийская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской ФедерацииСПбПУСанкт-Петербургский политехнический университет Петра ВеликогоВГУВоронежский государственный университетМосУ МВД РФМосковский университет Министерства внутренних дел Российской Федерации им. В.Я КикотяГорный университетСанкт-Петербургский Горный университетМГЛУМосковский государственный лингвистический университетСКФУСеверо-Кавказский федеральный университетБГТУ ВОЕНМЕХБалтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. УстиноваДГТУДонской государственный технический университетРЭУ им. Г. В. ПлехановаРоссийский экономический университет имени Г.В. ПлехановаСПбГЭУСанкт-Петербургский государственный экономический университетНИУ ВШЭВысшая школа экономики НИУЮУрГУЮжно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет)КНИТУКазанский национальный исследовательский технологический университетМТУСИМосковский технический университет связи и информатикиСФУСибирский федеральный университетТюмГНГУТюменский государственный нефтегазовый университет (ныне Тюменский индустриальный университет)РУТ (МИИТ)Российский университет транспорта (МИИТ)УГНТУУфимский государственный нефтяной технический университетТюмГУТюменский государственный университетСГУ им. ЧернышевскогоСаратовский государственный университет имени Н.Г. ЧернышевскогоЛГУ им. ПушкинаЛенинградский государственный университет имени А. С. ПушкинаМПГУМосковский педагогический государственный университетМГПУМосковский городской педагогический университетРГПУРоссийский государственный педагогический университет имени А. И. ГерценаРГСУРоссийский государственный социальный университетНГТУНовосибирский государственный технический университетПГУПензенский государственный университетКубГАУКубанский государственный аграрный университетКубГТУКубанский государственный технологический университетВУМОВоенный университет Министерства обороны Российской ФедерацииСамГТУСамарский государственный технический университетУниверситет ИТМОСанкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптикиННГУ им. ЛобачевскогоНижегородский государственный университет им. Н.И. ЛобачевскогоРГАУ-МСХА им. ТимирязеваРоссийский государственный аграрный университет — МСХА имени К.А. ТимирязеваБелГУБелгородский государственный национальный исследовательский университетПСПбГМУ им. ПавловаПервый Санкт-Петербургский государственный медицинский университет имени академика И. П. ПавловаРХТУРоссийский химико-технологический университет им. Д.И. МенделееваФУФинансовый университет при Правительстве Российской ФедерацииБашГУБашкирский государственный университетКГМУКазанский государственный медицинский университетОГУОренбургский государственный университетМГМСУ им. А.И. ЕвдокимоваМосковский государственный медико-стоматологический университетСГАУСамарский государственный аэрокосмический университет им. академика С.П. Королева (национальный исследовательский университет)ИРНИТУИркутский национальный исследовательский технический университетБФУ им. КантаБалтийский федеральный университет имени Иммануила КантаАкадемия ФСБАкадемия федеральной службы безопасности Российской ФедерацииСАФУСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. ЛомоносоваВолГУВолгоградский государственный университетИГУИркутский государственный университетМГХПАМосковская государственная художественно-промышленная академия им. С. Г. СтрогановаУГАТУУфимский государственный авиационный технический университетНИУ МГСУНациональный исследовательский Московский государственный строительный университетАГЗ МЧС РФАкадемия гражданской защиты МЧС РоссииВГАСУВоронежский государственный архитектурно-строительный университетОмГУОмский государственный университет им. Ф.М. ДостоевскогоСПбГАСУСанкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университетУрГПУУральский государственный педагогический университетКГАСУКазанский государственный архитектурно-строительный университетСГТУСаратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю.А.НИТУ «МИСиС»Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС»НГМУНовосибирский государственный медицинский университетОмГТУОмский государственный технический университетСПбУ МВД РФСанкт-Петербургский университет Министерства внутренних дел РФСамГУСамарский государственный университетИжГТУИжевский государственный технический университет им. М.Т. КалашниковаНИУ МЭИНациональный исследовательский университет «МЭИ»НГТУ им. АлексееваНижегородский государственный технический университет им. Р.Е. АлексееваМИРЭА, МГУПИ, МИТХТМосковский технологический университетДГУДагестанский государственный университетМГОУМосковский государственный областной университетМГУКИМосковский государственный университет культуры и искусствРГСУРостовский государственный строительный университетНГПУНовосибирский государственный педагогический университетКубГМУКубанский государственный медицинский университетБГАУБашкирский государственный аграрный университетВКА им. МожайскогоВоенно-космическая академия имени А. Ф. МожайскогоВГТУВоронежский государственный технический университетЧелГУЧелябинский государственный университетТГУНациональный исследовательский Томский государственный университетСГЮАСаратовская государственная юридическая академияКемГУКемеровский государственный университетМГППУМосковский государственный психолого-педагогический университетМГУТУ им. К.Г. РазумовскогоМосковский государственный университет технологий и управления им. К.Г. РазумовскогоКУ МВД РФКраснодарский университет Министерства внутренних дел Российской ФедерацииАГУ

vuzopedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *