Вопросы и ответы

Государственное и муниципальное управление предметы изучения – 080504 — » » (061000)

Содержание

4 Государственное и муниципальное управление как отрасль знания и учебная дисциплина

Поскольку государственное и муниципальное управление, публичное по своей природе, является неотъемлемой частью общества, то все или почти все гуманитарные науки, а нередко и другие науки (например, кибернетика) касаются этих вопросов. Вместе с тем в самом государственном и муниципальном управлении и в процессе создания знаний о нем широко используются методы и данные других, негуманитарных наук. В государственном и муниципальном управлении все шире применяются автоматические системы, современная техника, а знания о нем формируются, в том числе на базе использования математических методов, кибернетики, синергетики, информатики.

Поскольку различные стороны публичного управления регулируются правом, юридическими нормами, те или иные стороны государственного и муниципального управления (органы, полномочия и др.) изучаются многими юридическими науками: теорией государства и права (наиболее общие вопросы), конституционным правом (конституционное регулирование), административным правом (деятельность исполнительной ветви государственной власти). Вопросы государственного управления (вместе с более широкими проблемами) изучает государство-ведение. Существует специальная юридическая дисциплина — муниципальное право.

Другие юридические дисциплины также касаются вопросов государственного и муниципального управления. В гражданском праве это, например, вопросы управления государственной собственностью

(оперативное управление, хозяйственное ведение и др.), в трудовом —

правила трудового распорядка на государственных предприятиях, в

земельном — правила отвода земель из государственного или муниципального земельного фонда, в гражданском и уголовном процессе —

управление судьей ходом рассмотрения конкретного дела в соответствии с процессуальными нормами закона и т.д. Вопросы управления изучаются в земельном, финансовом, таможенном праве и др. Вряд ли можно найти такую отрасль права, которая не касалась бы вопросов публичного управления.

При изучении государственного и муниципального управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов важное значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления. Применяются логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространение признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственное воссоздание тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практическая проверка деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При применении к изучению государственного и муниципального управления многих общенаучных методов они имеют определенные особенности, ибо реальное манипулирование явлениями государственности, муниципального управления часто невозможно (нельзя, например, искусственно создать второе правительство с иными полномочиями, чтобы в сопоставлении проверить эффективность его деятельности). Свои ограничения имеют методы моделирования, экстраполяции и некоторые другие.

При изучении государственного и муниципального управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно-социологические методы и приемы (анкетирование, интервью, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально-качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное и муниципальное управление), сравнительно-правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Важнейшее значение при изучении государственного и муниципального управления имеют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Заключение

Государственное управление как управляющая система должно приобрести характер опережающего состояния, предложить обществу новую стратегию и подходы развития. ХХ век прошел под знаком индустриального развития, научно- технической революции. Много было достижений – научных, материальных, военно-технических, в освоении космоса и других, но многое было и потеряно – в сфере духовности, культуры, гуманизма, преданы забвению идеи, вдохновлявшие людей в прежние эпохи. Пришло время не разбрасывать, а собирать камни, выстраивать новую систему ценностей во имя Человека.

В России нельзя строить систему управления умозрительно, согласно чьим-то представлениям об идеальной демократии, полагаясь на стихийное пробуждение инициативы.

В стране 2/3 территории – Север и зоны рискованного земледелия, громоздкие затратные инфраструктуры, транспортная сеть, уязвимые границы. Надежное функционирование и воспроизводство хозяйства страны, даже только того, что есть, требует эффективной системы государственного управления по вертикали и горизонтали, жесткая централизация оскудевших бюджетных средств, консолидации общества на базе решения конкретных задач. Государственное управление должно обеспечить функционирование хозяйственного механизма; развитие социальной, экологической и других сфер, где применение рыночных отношений нецелесообразно и неэффективно; укрепление российской государственности и позиции страны в мире.

Список источников

1. Антонов В.А. Система государственного управления: Учебное пособие. – М.: ГУУ, 2000.

2. Атаманчук Г.В. Теория государственного управления. Курс лекций. Изд. 2-е, дополн. – М.: Омега – Л, 2004.

3. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2002.

4. Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ- ДАНА, 2003.

5. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учебник. – М.: ЮНИТИ, 2004.

6. Российская Федерация сегодня, № 19, октябрь 2005 г. cтр. 24, рубрика «Местная власть», Юлия Захватова «Чтоб не пропасть поодиночке».

7. Саймон Г. и др. Менеджмент в организации. – М.: Экономика; РАГС, 2001.

8. Сырых В.М. Теория государства и права: Учебник. – М.: Бизнес-школа, 2003.

9. Тейлор Ф.У. Менеджмент. – М.: 2000

10. Чуркин Е.В. Государственное управление. – М.: Юристь, 2001

11. : http://reftrend.ru/162986.html

studfiles.net

Все дисциплины ГМУ — Помощь студентам специальности ГМУ (Государственное и муниципальное управление в России)

Дисциплины ГМУ

Перечень типовых учебных предметов, по которым Вы можете заказать контрольные работы

 

1. PR-технологии в деятельности органов местного самоуправления
2. Автоматизированные технологии менеджмента сложных проектов
3. Аграрное право
4. Административная юрисдикция
5. Административно правовой договор в системе местного самоуправления
6. Административное право
7. Административное право и процесс
8. Административное управление
9. Административно-правовые основы государственной и муниципальной службы в РФ
10. Актуальные проблемы антикризисного управления
11. Анализ в социально-экономическом планировании и прогнозировании
12. Анализ государственной политики
13. Анализ и аудит
14. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия
15. Анализ инвестиционных проектов
16. Анализ среды государственного и муниципального управления
17. Анализ финансово кредитной деятельности
18. Анализ финансового состояния муниципального хозяйства

19. Анализ финансовой отчетности
20. Анализ хозяйственной деятельности
21. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и некоммерческих организациях
22. Антикризисное управление
23. Антикризисное управление городским хозяйством Москвы
24. Антропология менеджмента
25. Арбитражная практика разрешения налоговых споров
26. Арбитражный процесс
27. АРМ бухгалтера
28. АРМ специалиста по налогообложению
29. АРМ экономиста
30. Архивоведение
31. Аудит
32. Базы данных в социально экономической сфере
33. Банки и муниципальный кредит
34. Безопасность жизнедеятельности
35. Безопасность и здоровье как необходимые
36. Библиотековедение библиографоведение и книговедение
37. Благоустройство города Москвы
38. Брачно-семейное право
39. Бухгалтерская (финансовая) отчетность
40. Бухгалтерская мысль и балансоведение
41. Бухгалтерский (управленческий) учет
42. Бухгалтерский учет
43. Бухгалтерский учет статистика
44. Бухгалтерский учет, анализ и контроль в бюджетных и некоммерческих организациях
45. Бухгалтерский финансовый учет
46. Бухгалтерское дело
47. Бюджет муниципального образования
48. Бюджетное и налоговое законодательство
49. Бюджетно-финансовая политика государства
50. Бюджетный процесс в органах местного самоуправления
51. Бюджетный учет и отчетность
52. Бюджетный федерализм и управление муниципальными финансами
53. Взаимодействие государства и крупного бизнеса
54. Взаимодействие органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями
55. Власть и политика
56. Внедрение информационных технологий в государственное управление
57. Внешнеэкономическая деятельность
58. Выборные технологии
59. Геополитика
60. Городское зеленое строительство и хозяйство
61. Городское хозяйство Москвы
62. Государственная бюджетная политика
63. Государственная гражданская служба и кадровая политика
64. Государственная гражданская служба кадровая и социальная политика
65. Государственная демографическая политика
66. Государственная и муниципальная служба: организация и функционирование
67. Государственная и муниципальная собственность
68. Государственная кадровая политика и механизм ее реализации
69. Государственная конкурентная политика
70. Государственная культурная политика
71. Государственная поддержка развития малого предпринимательства в регионе
72. Государственная поддержка развития предпринимательства
73. Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности
74. Государственная политика в области противодействия коррупции
75. Государственная политика в области социально-экономического развития Российской Федерации
76. Государственная политика в области экологии и охраны природы
77. Государственная регистрация прав на недвижимость и сделок с нею
78. Государственная служба и кадровая политика
79. Государственная служба и кадровая политика города Москвы
80. Государственная социальная и культурная политика
81. Государственная социальная политика
82. Государственное и муниципальное право
83. Государственное и муниципальное управление
84. Государственное и муниципальное управление в городе Москве
85. Государственное и муниципальное управление зарубежных стран
86. Государственное право
87. Государственное регулирование антимонопольной деятельности
88. Государственное регулирование национальной экономики
89. Государственное регулирование ресурсного обеспечения региона
90. Государственное регулирование рыночной экономики
91. Государственное регулирование экономики
92. Государственное строительство и право
93. Государственное управление
94. Государственное управление в сфере охраны окружающей природной среды
95. Государственное управление и информационная политика
96. Государственное управление и национальная безопасность
97. Государственное управление и самоуправление
98. Государственно-церковные отношения
99. Государственно-церковные отношения в современном российском обществе
100. Государственные и муниципальные финансы
101. Государственный контроль за деятельностью в сфере городского хозяйства
102. Государственный менеджмент (региональный уровень)
103. Градостроительная деятельность
104. Гражданский и арбитражный процесс
105. Гражданское административное и уголовное право
106. Гражданское право
107. Гражданское процессуальное право (гражданский процесс)
108. Деловое администрирование
109. Деловое общение
110. Деловой иностранный язык
111. Деловой русский язык
112. Деловой этикет
113. Делопроизводство
114. Делопроизводство и корреспонденция
115. Демографический анализ
116. Демография
117. Денежное обращение и кредит
118. Денежно-кредитная политика государства
119. Деньги, кредит, банки
120. Диагностика системы управления
121. Диагностический подход к управлению персоналом
122. Договорное право
123. Документалистика
124. Документационное обеспечение государственного и муниципального управления
125. Документационное обеспечение управления
126. Документационное обеспечение управленческой деятельности
127. Документирование управленческой деятельности
128. Документоведение
129. Документоведение и делопроизводство
130. Документоведение и документационное обеспечение
131. Жилищное право
132. Законодательство в области финансов, банков и бухгалтерского учета
133. Законодательство о государственной и муниципальной службе
134. Законодательство о местном самоуправлении
135. Законодательство о социальном страховании и социальном обеспечении
136. Законодательство об административных правонарушениях
137. Закупки продукции для государственных нужд
138. Зарубежный опыт государственного управления и самоуправления
139. Защита прав потребителей
140. Земельное право
141. Избирательное право и избирательная система
142. Избирательное право РФ
143. Имиджиология
144. Имитационные модели управления
145. Инвестиции
146. Инвестиционная деятельность
147. Инвестиционное законодательство
148. Инвестиционный анализ
149. Инвестиционный менеджмент
150. Индивидуальные трудовые споры
151. Инженерная инфраструктура городского хозяйства
152. Инновационный менеджмент
153. Иностранный язык
154. Институциональная экономика
155. Информатика
156. Информатика и информационные технологии
157. Информатика и математика
158. Информационная культура
159. информационно-аналитические технологии государственного и муниципального управления
160. Информационное обеспечение деятельности органов государственного и муниципального управления
161. Информационные системы в экономике
162. Информационные системы и процессы
163. Информационные технологии в городском хозяйстве
164. Информационные технологии в государственной службе
165. Информационные технологии в государственном и муниципальном управлении
166. Информационные технологии в кадровом менеджменте
167. Информационные технологии в налогообложении
168. Информационные технологии в правовом обеспечении государственного и муниципального управления
169. Информационные технологии в проектном менеджменте
170. Информационные технологии в социально-экономической сфере
171. Информационные технологии в стратегическом анализе
172. Информационные технологии в управлении
173. Информационные технологии в управленческой деятельности
174. Информационные технологии в экономической и управленческой деятельности
175. Информационные технологии управления
176. Исполнительное производство
177. Исследование систем управления
178. Исследование социально-эконо­ми­ческих и политических процессов
179. История
180. История бухгалтерского учета
181. История городского хозяйства Москвы
182. История государства и права
183. История государства и права зарубежных стран
184. История государственного и муниципального управления в России
185. История государственного управления в России
186. История государственного управления и местного самоуправления в России
187. История культуры России
188. История местного самоуправления в России
189. История отечественного государства и права
190. История политико-правовых учений
191. История политических учений
192. История психологии
193. История религии
194. История управленческой мысли
195. История философии
196. История экономики
197. История экономических учений
198. Кадровая политика и кадровый аудит организации
199. Кадровая политика и механизмы ее реализации
200. Кадровый менеджмент
201. Кадровый менеджмент (управление персоналом)
202. Кадровый мониторинг
203. Кадровый потенциал системы управления
204. Кадры в системе взаимоотношения политических партий и органов власти
205. Коллективно-договорные отношения
206. коммерция
207. Коммерческое право
208. Коммуникационный менеджмент
209. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности
210. Компьютерный инструментарий делового человека
211. Компьютерный практикум
212. Консолидированный баланс, учет и отчетность в корпорациях
213. Конституционно правовые основы деятельности государственных органов и муниципальных образований
214. Конституционное (государственное) право зарубежных стран
215. Конституционное (государственное) право России
216. Конституционное и муниципальное право
217. Конституционное право
218. Конституционное право зарубежных стран
219. Конституционное право конституционный судебный процесс муниципальное право
220. Конституционное право России
221. Конституционное право РФ
222. Контроллинг
223. Контроль и ревизия в бюджетных и некоммерческих организациях
224. Конфликтология
225. Концепции современного естествознания
226. Корпоративное управление
227. Корпоративные информационные системы
228. Корпоративные финансы
229. Корпорации в системе территориального управления
230. Коррекционная психология
231. Криминалистика
232. Криминология
233. Культурология
234. Курс предпринимательства
235. Латинский язык
236. Логика
237. Логика в управленческой деятельности
238. Логистика
239. Макроэкономика
240. Маркетинг
241. Маркетинг для руководителя
242. Математика
243. Математическая экономика
244. Математические и инструментальные методы экономики
245. Математические методы в экономике
246. Математические модели в экономике и управлении
247. Математические модели социальных и политических процессов
248. Медицинская психология
249. Международное право
250. Международное публичное право
251. Международное частное право
252. Международные валютно-финансовые и кредитные отношения
253. Международные отношения и внешнеполитическая деятельность России
254. Международные стандарты аудита
255. Международные стандарты учета и финансовой отчетности
256. Международные стандарты финансовой отчетности
257. Международные экономические отношения
258. Менеджер в здравоохранении медицинском страховании
259. Менеджмент
260. Менеджмент в ЖКХ
261. Менеджмент в ЛПК
262. Менеджмент и экономика в ЖКХ
263. Менеджмент качества
264. Менеджмент организации
265. Менеджмент эффективной команды
266. Местные налоги
267. Методика исчисления и уплаты налогов и сборов
268. Методологические основы управленческого анализа
269. Методология социально-экономической политики: федеральный и региональный аспекты
270. Методология управленческого анализа
271. Методы исследования и моделирование национальной экономики
272. Методы принятия решений
273. Методы принятия управленческих решений
274. Микроэкономика
275. Мировая экономика
276. Мобилизационная подготовка
277. Моделирование в организационном управлении
278. Мониторинг социальных процессов
279. Муниципальная экономика
280. Муниципальное право
281. Муниципальное право России
282. Муниципальное управление
283. Муниципальное управление и местное самоуправление
284. Муниципальный менеджмент
285. Набор и прием кадров
286. Налоги и налоговые системы
287. Налоги и налогообложение
288. Налоговая политика и система налогообложения
289. Налоговая система
290. Налоговая система Российской Федерации
291. Налоговое администрирование
292. Налоговое законодательство
293. Налоговое консультирование
294. Налоговые расчеты в бухгалтерском деле
295. Налоговые системы зарубежных стран
296. Налоговый аудит
297. Налоговый учет и отчетность
298. Налогообложение в бюджетной сфере
299. Налогообложение некоммерческих организаций
300. Налогообложение организаций финансового сектора экономики
301. Налогообложение природопользования
302. Налогообложение участников внешнеэкономической деятельности
303. Налогообложение физических лиц
304. Национальная экономика
305. Национальные и федеративные отношения
306. Новые информационные технологии
307. Нормативно правовое обеспечение работы с кадрами государственной и муниципальной службы
308. Нотариат
309. Обеспечение экономической безопасности и охрана собственности
310. Общая психология
311. Общая теория статистики
312. Общая экономическая теория
313. Общественные связи в государственном и муниципальном управлении
314. Общественные связи в государственном и муниципальном управлении
315. Общие математические и естественнонаучные дисциплины
316. Общие правила оформления служебных документов
317. Онтология и теория познания
318. Операции на фондовой бирже
319. Организационное поведение
320. Организационное поведение государственных и муниципальных служащих
321. Организационное проектирование
322. Организационно-правовые основы управления корпорацией
323. Организация выборов депутатов и глав муниципальных образований
324. Организация государственной и муниципальной службы
325. Организация делопроизводства в органах исполнительной власти (местного самоуправления)
326. Организация деятельности органов местного самоуправления
327. Организация и методика налогового консультирования
328. Организация и методика проведения налоговых проверок
329. Организация и управление предприятиями отраслями комплексами
330. Организация нормирование и оплата труда на предприятиях отрасли
331. Организация предпринимательской деятельности
332. Организация производства
333. Организация работы Государственной Думы и Совета Федерации ФС РФ
334. Организация работы юридической службы в органах местного самоуправления
335. Организация совместной деятельности производственных, финансовых и торговых структур в корпорации
336. Ориентация новых работников и повышение квалификации
337. Основные модели бухгалтерского учета и анализа в зарубежных странах
338. Основные направления муниципальной социальной политики
339. Основные тенденции в теории и практике экономических реформ
340. Основы административного права РФ
341. Основы безопасности жизнедеятельности
342. Основы БЖД
343. Основы государственного строя
344. Основы государственной и муниципальной службы
345. Основы государственно-политического управления
346. Основы гражданского права РФ
347. Основы гражданского процесса
348. Основы журналистики
349. Основы избирательного права РФ
350. Основы институционального управления
351. Основы кадровой политики
352. Основы конституционного права РФ
353. Основы кредитно финансовой и бюджетной системы
354. Основы малого бизнеса
355. Основы маркетинга
356. Основы международного права
357. Основы менеджмента
358. Основы местного хозяйства
359. Основы пенсионного законодательства
360. Основы политической рекламы
361. Основы правового регулирования экономической деятельности
362. Основы предпринимательской деятельности
363. Основы психологического изучения профессиональной деятельности
364. Основы реформирования пенсионной системы
365. Основы рыночной экономики
366. Основы социальной политики в современной России
367. Основы социальной работы
368. Основы теории государства и права
369. Основы теории управления персоналом
370. Основы уголовного судопроизводства в Российской Федерации
371. Основы экономического анализа
372. Особенности учета в торговле
373. Отбор кадров
374. Отечественная история
375. отношений в органах местного самоуправления
376. Отраслевые особенности управления корпорациями
377. Отраслевые особенности учета, контроля и анализа хозяйственной деятельности в некоммерческих организациях
378. Оценка бизнеса
379. Оценка и управление муниципальной собственностью
380. Оценка качества государственных услуг
381. Оценка результативности труда
382. Педагогика и психология
383. Педагогическая психология
384. Персональный менеджмент
385. Планирование и развитие карьеры
386. Планирование на предприятии
387. Поведенческие школы управления
388. Подготовка и принятие управленческих решений
389. Политика и экономические проблемы в области экологии
390. Политическая антропология
391. Политическая культура и идеологии
392. Политическая психология
393. Политическая регионалистика
394. Политическая социология
395. Политические институты процессы и технологии
396. Политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития
397. Политический анализ
398. Политический анализ и прогноз
399. Политический лоббизм
400. Политическое отчуждение и бюрократия
401. Политическое управление: теория и технологии
402. Политология
403. Потребительский рынок и услуги
404. Права человека: теория и практика обеспечения и защиты
405. Правила оформления организационно-распорядительных документов
406. Право
407. Право собственности
408. Право социального обеспечения
409. Право социального обеспечения и страхования
410. Правовая информатика
411. Правоведение (основы ТГП)
412. Правовое обеспечение городского хозяйства
413. правовое обеспечение государственного и муниципального управления
414. Правовое обеспечение государственной службы
415. Правовое обеспечение государственных и муниципальных служащих
416. Правовое обеспечение управленческой деятельности
417. Правовое обеспечение управленческой деятельности в столице
418. Правовое регулирование банковских и валютных операций
419. Правовое регулирование банкротства
420. Правовое регулирование в области труда и занятости
421. Правовое регулирование взаимодействия органов государственной власти с негосударственными некоммерческими организациями
422. Правовое регулирование занятости населения
423. Правовое регулирование налоговых отношений
424. Правовое регулирование рыночных отношений
425. Правовое регулирование служебно-трудовых
426. Правовое регулирование служебно-трудовых отношений в органах местного самоуправления
427. Правовое регулирование труда государственных и муниципальных служащих
428. Правовое регулирование экономической и управленческой деятельности
429. Правовые основы банкротства
430. Правовые основы государственной и муниципальной службы
431. Правовые основы малого бизнеса
432. Правовые основы Российского государства
433. Правоохранительные органы Российской Федерации
434. Предоставление государственных услуг
435. Предпринимательская деятельность
436. Предпринимательское право
437. Прикладная математика
438. Проблемы государственного и муниципального управления
439. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью
440. Проблемы международного сотрудничества в борьбе с транснациональной организованной преступностью
441. Проблемы ТГП (проблемы правоведения)
442. Прогнозирование и планирование в налогообложении
443. Прогнозирование национальной экономики
444. Прогнозирование социально-экономических процессов
445. Проектирование корпоративных структур
446. Проектный менеджмент
447. Прокурорский надзор
448. Протокольный этикет
449. Профессиональная культура менеджера
450. Профессиональная культура чиновника
451. Психологическая служба федерального и регионального управления
452. Психологические аспекты деятельности органов местного самоуправления
453. Психологические аспекты эффективной управленческой деятельности
454. Психологическое обеспечение государственного управления
455. Психология
456. Психология делового общения
457. Психология и педагогика
458. Психология и этика служебных отношений
459. Психология личности
460. Психология управления
461. Психофизиология
462. Работа кадровых служб органов власти и управления: структура система руководства и новые технологии
463. Развитие территориального общественного самоуправления
464. Разработка управленческого решения
465. Рациональное природопользование
466. Ревизия и контроль
467. Региональная экономика
468. Региональная экономика и управление
469. Региональные и местные налоги
470. Региональные и местные налоги и сборы с организаций
471. Регионоведение
472. Регулирование инвестиционных процессов
473. Регулирование инвестиционных процессов и внешнеэкономической деятельности
474. Регулирование ценовой политики
475. Режим производства и личный режим работника
476. Реформирование муниципальных финансов
477. Римское право
478. Риторика
479. Российская ментальность и политическая практика
480. Российское государство и гражданское общество
481. Российское предпринимательское право
482. Русский язык и культура речи
483. Рынок информационных услуг и информационных технологий
484. Рынок труда и занятости
485. Рынок ценных бумаг
486. Рынок ценных бумаг и биржевое дело
487. Связи с общественностью
488. Связь государственной службы с общественностью
489. Связь государственной службы с общественными организациями и средствами массовой информации
490. Семейное право
491. Система государственного и муниципального управления
492. Система местного самоуправления и муниципальных менеджмент
493. Система национального счетоводства
494. Система управления городом Москвой и перспективы ее развития
495. Совершенствование кадровой политики
496. Совершенствование форм и методов работы по взаимодействию с органами государственной власти и местного самоуправления
497. Современные кадровые технологии
498. Современные политические процессы
499. Современные экономические проблемы
500. Современный менеджмент
501. Социальная политика
502. Социальная политика в муниципальном образовании
503. Социальная психология
504. Социальная работа
505. Социальная структура социальные институты и процессы
506. Социальная философия
507. Социальная экология
508. Социальная экология и управление
509. Социально экономическая статистика
510. Социальное влияние
511. Социально-экономическая статистика
512. Социальный маркетинг
513. Социальный менеджмент
514. Социологические исследования
515. Социология
516. Социология культуры
517. Социология управления
518. Специальные налоговые режимы
519. Среда организации
520. Стандартизация и управление качеством продукции
521. Статистика
522. Стратегический анализ в государственном и муниципальном управлении
523. Стратегический анализ в управлении организацией
524. Стратегический менеджмент
525. Стратегическое планирование
526. Страхование
527. Страховое дело
528. Судебная система Российской Федерации
529. Судебно-бухгалтерская экспертиза
530. Таможенное дело
531. Таможенное право РФ
532. Теология
533. Теории общественного развития
534. Теория бухгалтерского учета
535. Теория бюрократии
536. Теория государства и права
537. Теория и история налогообложения
538. Теория и механизма современного государственного управления
539. Теория и практика связей с общественностью
540. Теория и философия политики история и методология политической науки
541. Теория игр в политике и управлении
542. Теория методология и история социологии
543. Теория общественного выбора
544. Теория организации
545. Теория статистики
546. Теория управления
547. Теория экономического анализа
548. Территориальная организация населения
549. Технический и фундаментальный анализ на рынке ценных бумаг
550. Технологии стратегического ориентирования
551. Транспорт и дорожное хозяйство города Москвы
552. Трудовое право
553. Уголовное право
554. Уголовно-исполнительное право
555. Уголовно-процессуальное право (уголовный процесс)
556. Управление
557. Управление бизнесом
558. Управление в государственных и муниципальных учреждениях
559. Управление в иных организациях на должностях по связям с государственными органами и гражданами
560. Управление в некоммерческих организациях
561. Управление в социальной сфере
562. Управление в чрезвычайных ситуациях
563. Управление внешнеэкономической деятельностью
564. Управление внешнеэкономической деятельностью региона
565. Управление внутренней безопасностью государства
566. Управление городским хозяйством
567. Управление государственной и муниципальной собственностью
568. Управление государственной собственностью
569. Управление государственными и муниципальными закупками
570. Управление жилищно-коммунальным хозяйством
571. Управление жилищным и нежилым фондом
572. Управление жилым и нежилым фондом
573. Управление инновационным развитием муниципальных образований
574. Управление инновациями
575. Управление качеством
576. Управление коммунальным хозяйством
577. Управление образовательными учреждениями
578. Управление общественными отношениями
579. Управление персоналом
580. Управление персоналом в государственных и муниципальных органах
581. Управление персоналом государственной службы (кадровый менеджмент)
582. Управление персоналом муниципальной службы
583. Управление персоналом учреждений организаций предприятий
584. Управление политическими институтами и процессами
585. Управление потенциалом организации, территории
586. Управление проектами
587. Управление развитием региона
588. Управление региональной и муниципальной экономикой
589. Управление региональной экономикой
590. Управление социальной сферой
591. Управление социально-экономическим развитием города
592. Управление социальными институтами и процессами
593. Управление финансами
594. Управление финансами в некоммерческих организациях
595. Управление финансами организаций в современных условиях
596. Управление человеческими ресурсами
597. Управление экологией мегаполиса
598. Управление экономическими процессами на территории
599. Управленческие решения
600. Управленческий анализ
601. Управленческий анализ в деятельности органов государственного и муниципального управления
602. Управленческий анализ в отраслях
603. Управленческое консультирование
604. Управленческое решение
605. условия карьеры
606. Уставное право города Москвы
607. Учет затрат, калькулирование и бюджетирование в отдельных отраслях производственной сферы
608. Учет и анализ банкротств
609. Учет на предприятиях малого бизнеса
610. Учет, анализ и аудит внешнеэкономической деятельности
611. Учет, анализ и контроль внешнеэкономической деятельности
612. Учет, анализ, аудит операций с ценными бумагами
613. Федеральные налоги и сборы с организаций
614. Философия
615. Философия науки и техники
616. Философия права
617. Философия религии и религиоведение
618. Философская антропология философия культуры
619. Финансовая математика
620. Финансовая политика органов местного самоуправления в социальной сфере
621. Финансовая среда и предпринимательские риски
622. Финансовое право
623. Финансовые инвестиции
624. Финансовый менеджмент
625. Финансовый менеджмент и межбюджетные описания
626. Финансы
627. Финансы денежное обращение и кредит
628. Финансы и бюджет
629. Финансы и бюджет города Москвы
630. Финансы и бюджет субъектов федерации и муниципальных образований
631. Финансы и кредит
632. Финансы, денежное обращение и кредит
633. Формирование и использование местного бюджета межбюджетные отношений
634. Функции и методы корпоративного менеджмента
635. Хозяйственная деятельность некоммерческих организаций
636. Хозяйственная этика мировых религий
637. Хозяйственное право
638. Ценообразование
639. Экзаменационные сессии
640. Экологическое право
641. Экологическое право и экология города Москвы
642. Экология
643. Эконометрика
644. Экономика
645. Экономика городского хозяйства
646. Экономика и право
647. Экономика и управление городским хозяйством
648. Экономика и управление городским хозяйством Москвы
649. экономика и управление на предприятии
650. Экономика и управление народным хозяйством
651. Экономика и финансы города Москвы
652. Экономика народонаселения и демография
653. Экономика некоммерческих организаций
654. Экономика общественного сектора
655. Экономика организаций
656. Экономика организаций (предприятий)
657. Экономика организация и управление предприятиями отраслями комплексами
658. Экономика отраслевых рынков
659. Экономика отрасли
660. Экономика предпринимательства
661. Экономика предприятий фирм корпораций (предпринимательство)
662. Экономика природопользования
663. Экономика России
664. Экономика современной России
665. Экономика социальной сферы
666. Экономика труда
667. Экономика труда и социальные отношения
668. Экономика фирмы
669. Экономики государственного сектора
670. Экономическая безопасность
671. Экономическая безопасность региона
672. Экономическая география
673. Экономическая география и регионалистика
674. Экономическая история
675. Экономическая социология и демография
676. Экономическая теория
677. Экономические и финансовые основы местного самоуправления
678. Экономические преступления
679. Экономический анализ
680. Экономический анализ в управлении
681. Экономический анализ и прогноз
682. Эстетика
683. Этика
684. Этика делового общения
685. Этика и культура государственного и муниципального управления
686. Этика и культура управления
687. Этнополитика
688. Юридическая психология
689. Юриспруденция

www.gmurf.ru

Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления

Государственное и муниципальное управление: сущность, цели и задачи.

Государственное управление – это процесс регулирования отношений внутри государства посредством распределения сфер влияния между основными территориальными

уровнями и ветвями власти.

В основе государственного управления лежит государственный интерес, направленный на защиту целостности государства, его ключевых институтов, поддержку уровня и качества

жизни его подданных.

Цель— отражение общественных потребностей и интересов общества или

продукт сознания, субъективное отражение объективного.

Сущность— управление в масштабах общества — призвано создавать и закреплять

законодательно, поддерживать обеспечивать и гарантировать практическую

реализацию определенных условий 

Задачи: Создание, поддержание и обеспечение благосостояния граждан, их прав и свобод, удовлетворение социальных потребностей и интересов.

Муниципальное управление представляет собой целостную систему общественных отношений, связанных с территориальной самоорганизацией населения, самостоятельно решающего вопросы местного значения,

 

Основные функции государственного управления:

1. Институциональная функция – утверждение необходимых при решении государственных вопросов социально-экономических, политических и гражданских институтов для распределения властных полномочий;

2. Законодательная функция – принятие законов, которые

призваны установить общие правила, регулирующие поведение субъектов;

3. Целеполагающая функция – разработка и выбор приоритетных направлений социально-экономического и

политического развития путем реализации поддерживаемых большинством населения программ;

4. Идеологическая функция – формирование общенациональной идеи, призванной консолидировать общество в границах государства.

Функция планирования. (ответ на вопрос: чем, как, где и когда достигается цель; стратегически важная функция)

Функция организации. (создание условий по взаимодействию людей, приносящих желаемый результат)

Функция регулирования. (функция, направленная на то, чтобы человек в рамках организации выполнил соответствующий объем деятельности)

Функция работы с персоналом.

Функция контроля. (обратная связь для всех перечисленных функций)

Муниципальное управление — это деятельность органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения.

Муниципальное управление осуществляется в пределах муниципального образования (городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией), где имеется муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

«Цель муниципального управления — повысить уровень жизне­обеспечения населения муниципального образования».

Для этого муници­пальное управление решает следующие задачи:
-создает социальную инфраструктуру;
-стабилизирует экономику;
-регулирует социально-экономические процессы;
-формирование нормативно-правовой базы местного самоуправления;

-поддерживает экологическую обстановку;

-сохраняет единое экономическое пространство.

контроль за исполнением нормативно-правовых актов

— публичность деятельности

 

Система подготовки государственных и муниципальных служащих: история и современность.

Первый проект создания в России высшего учебного заве­дения для подготовки государственных управленцев был подго­товлен в последние дни царствования российского царя Федора Алексеевича (1661-1682).

 

В начале XVIII в. были разработаны и другие нереализован­ные проекты создания образовательных учреждений для профес­сиональной подготовки государственных служащих. Лишь при Петре I (1672-1725) и по его инициативе была не только осозна­на необходимость обучения руководящих деятелей и специалис­тов посредством чтения ими имеющихся трудов или выучки их у знающих и опытных управленцев, но и поставлена соответствую­щая государственная задача, а ее решению был придан массовый характер.

Профессиональная подготовка государственных служащих первоначально имела узкотехнический характер. Устроенная в 1721 г. школа подьячих обучала арифметике, формам книг, та­бели, стилю письма, делопроизводству и проч.

 

В середине XVIII в. во время правления императрицы Елиза­веты Петровны (1709-1761/62) немало было сделано для повы­шения престижа гражданской службы и дворянских семей и со­вершенствования профессиональной подготовки государственных служащих. В 1737 г. срок профессиональной подготовки был увеличен до 5 лет и устанавливалось жалованье: «год копиисткое, два года подканцелярское, два года канцеляристское». По завершении профессиональной подготовки предполагалось «дос­тойных производить в секретари» — должность, соответствую­щую 14-му рангу и дающую право на чин.

 

В начале XIX в. правящая династия предприняла новую по­пытку модернизации политического строя России, реформы госу­дарственной администрации и народного просвещения. При этом декларировались «нравственные образования граждан» и профессиональная подготовка просвещенных государственных слу­жащих. Образование признавалось необходимым условием при­обретения прав государственной службы, никого впредь нельзя было определять к гражданской должности, требующей юриди­ческих и других профессиональных познаний, без окончания обу­чения в соответствующем общественном или частном училище.

 

Важнейшее значение для повышения роли профессионального образования при отборе лиц на чиновничьи должности и про­хождении ими государственной службы имели создание свода Устава о службе по определению Правительства (1832 г.), обычно называемого Уставом о службе гражданской, подписанное Ни­колаем I (1796-1855) Положение от 25 июня 1834 г. о порядке производства в чины по гражданской службе и утвержденные 28 декабря 1844 г. дополнительные правила к уставу о граж­данской службе.

Согласно этим документам на государственную службу принимались законнорожденные лица неподатных состо­яний, прежде всего дворяне, а также лица, имеющие ученые сте­пени (кандидата, магистра и доктора), получившие их в русских учебных заведениях.

Конечно, государственными и муниципальными служащими становились и становятся не только те, кто обучался в специали­зирующихся на их подготовке учебных заведениях. Корпус хоро­ших управленцев во многом пополнялся и пополняется из выпус­кников гуманитарных (в том числе педагогических, юридичес­ких, экономических и др.), технических, сельскохозяйственных, медицинских и других учебных заведений высшего и среднего профессионального образования. Наличие соответствующего спе­циального образования и сейчас необходимо для многих должно­стей государственной и муниципальной службы.

На управленцев надо учиться. Это понимали и немало дела­ли в этом направлении в России, как и во всем Советском Союзе и в советские времена. Многие вузы выпускали управленцев-отраслевиков — специалистов в области экономики, организации и управления производством в той или иной отрасли (в сельском, лесном хозяйстве, строительстве, промышленности и т.п.). Овла­девать новыми знаниями в области организации и управления помогала специалистам сеть послевузовского образования — ин­ституты и факультеты повышения их квалификации (врачей, учителей, медицинских, сельскохозяйственных, инженерно-технических и других работников).

В конце 1991начале 1992 гг. на материально-технической базе учебных учреждений ЦК Компартии РСФСР. переданной распоряжением Президента РСФСР Б.Н. Ельцина от 5 ноября 1991 г. № 73-рп в ведение Правительства РСФСР, по инициати­ве Главного управления по подготовке кадров для государствен­ной службы при Правительстве РФ (Роскадры) и лично началь­ника Роскадров Х.А. Бекова была создана сеть из семи региональных кадровых центров со статусом образовательных уч­реждений высшего профессионального образования и ряда ин­ститутов повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Постановлением Правительства РФ от 6 мар­та 1992 г. № 145 они были определены как подведомственные Рос кадрам.

 

Ведущую роль в подготовке, переподготовке и повышении ква­лификации работников по специальности «Государственное и муниципальное управление» наряду со многими крупными уни­верситетами играют образовательные учреждения, подведом­ственные Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

 

Что представляют собой подведомственные РАГС академии го­сударственной службы — государственные образовательные уч­реждения высшего профессионального образования, готовящие специалистов для органов государственного и муниципального управления закрепленных за ними регионов страны, нередко со­ставляющих целый федеральный округ?

При этом важно отметить, что академии государственной служ­бы ведут подготовку, профессиональную переподготовку и повы­шение квалификации не только государственных, но и муници­пальных служащих, причем не только по специальности и на­правлению «государственное и муниципальное управление». В орга­нах власти и управления нужны работники и других специально­стей.

 

При этом следует иметь в виду, что в органы государственного и муниципального управления идут выпускники, получающие вышеназванные специальности не только в академиях государ­ственной службы, но и в других многочисленных вузах страны. Важно и то, что подготовкой, переподготовкой и повышением квалификации государственных служащих активно занимаются и многие другие специализированные учреждения высшего про­фессионального образования, готовящие кадры для правоохра­нительных органов, налоговой и таможенной служб, МЧС и др.

 

Важно также отметить, что согласно действующему законода­тельству Российской Федерации и субъектов РФ, хорошее знание и соблюдение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, иных нормативных правовых актов РФ, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъек­тов Российской Федерации и обеспечение их исполнения, поддер­жание уровня своей квалификации, необходимого для исполне­ния должностных обязанностей, занимают весьма важное место в числе ряда других основных обязанностей государственного граж­данского служащего, равно как и служащего органов местного самоуправления.

 

Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления.

Предмет ГМУ отражает теоретические и методологические основы гос. управления, систему организации гос. управления России и местного самоуправления, синтезирует политологию, социологию, историю-междисциплинарное обобщение. Методы государственного управления

Государственное управление – совокупность предприятии, проводимых с целью руководства и контроля объектов.

При изучении государственного управления используются различные общенаучные и специальные методы. Среди научных методов большое значение имеют анализ и синтез. С их помощью, например, выделяются ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная и др.), создаются понятия государственного аппарата (в широком смысле), муниципального образования, местного самоуправления.

Применяются логический метод (с его помощью делаются различные умозаключения, например, о принципе законности в управлении), метод формализации (он помогает, например, создавать различные классификации), сравнительный метод (позволяет сопоставлять возможности разных способов публичного управления), количественные методы (в том числе статистические, свидетельствующие о составе аппарата управления), метод прогнозирования (например, вывод о возможном отпочковании новых ветвей власти), экстраполяции (распространения признаков данного явления на другие сходные явления), моделирования (искусственного воссоздания тех или иных управленческих процедур), эксперимента (практической проверки деятельности тех или иных органов управления в условиях, созданных экспериментатором).

При изучении государственного управления широко используются исторический метод (например, путем использования исторических данных выявляются тенденции государственного управления), конкретно-социологические методы и приемы (анкетирование, интервьюирование, опросы населения, государственных и муниципальных служащих), социально-качественные методы исследования (например, для выявления социальных предпочтений разных групп служащих), правовые (изучение нормативных актов, регулирующих государственное управление), сравнительно-правовые (например, сравнение с зарубежными моделями управления, контрастирующее сравнение) методы.

Важнейшую роль при изучении государственного управления играют методы наблюдения за деятельностью соответствующих органов и должностных лиц, методы имитации (например, организация соответствующих деловых игр, копирующих определенный вид деятельности органа государства, или местного самоуправления), различные частные методики, изучение документов, статистики, отчетов соответствующих органов, данных средств массовой информации.

Методы обладают конкретными характеристиками:

1. взаимосвязь объекта и субъекта;

2. выбор способа для достижения задач;

3. сроки (краткосрочными и долгосрочными).

 

studopedia.net

Предмет государственного управления

Понятие предмета государственного управления

Изучение системы государственного управления, понимаемой как механизм организации государственно-властного руководства социально-экономическими процессами общественного развития следует начать с определения того, что является предметом, то есть основой, базой соответствующего института.

Наиболее емким представляется следующее понимание предмета государственного управления.

Определение 1

Предмет государственного управления – совокупность форм и методов воздействия на основные сферы человеческой жизнедеятельности (производство, социальная, духовная сферы, экономика и т.д.), субъекты которой связаны общностью политической и экономической систем.

Не даром первым в предмете государственного управления названо воздействие на производственную сферу, поскольку производство – это основа человеческой жизни, поскольку включает в себя ключевые процессы взаимодействия человека с природой, а также совокупность возникающих при этом отношений.

В процессе трудовой деятельности люди вступают в технико-производственные, то есть определяемые уровнем технологической организации и общественно-производственные отношения, которые в свою очередь отражают волю конкретного сообщества в целом, обладая более субъективным содержанием, нежели технологический аспект.

В то же время, сфера общественных отношений, находящихся в предмете государственного управления не исчерпываются отношениями производства. Государственное управление регулирует также отношения, возникающие по поводу использования результатов производства. Иными словами:

Замечание 1

Регулируя производство, распределение, обмен и потребление в обществе, государственное управление имеет своим предметом весь единый процесс воспроизводства материальных и духовных благ.

Характеристика отдельных элементов предмета государственного управления

Конкретными аспектами предмета государственного управления, является например установление и защита в равной степени всех форм собственности, регулируя их таким образом, чтобы все субъекты хозяйствования находились в равных условиях.

На практике, значение государственного управления в этой сфере состоит в том, что не допускается монополизация основных средств и производственных ресурсов. В свою очередь, в глобальном отношении, государство не допускает чрезмерной поляризации богатства и бедности, и последующего за ними нивелирования личности.

В этой связи, удовлетворением общественных потребностей в сферах производства и потребления на протяжении исторического развития государственности обусловливается необходимость обобществления основных природных ресурсов, управление которыми находится в ведении государственных и муниципальных предприятий и учреждений.

Кроме того, в предмет государственного управления, с необходимостью включаются аспекты практической деятельности, направленной на реализацию политики государства, то есть, в наиболее широком смысле – обеспечение государственных интересов.

Государство, таким образом, выполняет ряд очень важных функций, в том числе:

Также, в предмет государственного управления, традиционно входит элемент планирования и прогнозирования, ценность которого состоит в возможности формулирования долгосрочных и краткосрочных целей государственного управления, в основе которых лежат одновременно потребности общественного развития, анализ внутренней и международной обстановки, экономические возможности и т.д.

Замечание 2

Особенную значимость аспекты планирования и прогнозирования приобрели в последнее время, поскольку широкое развитие инструментов информатики и вычислительной техники позволяют на государственном уровне формировать более точные прогнозы, в том числе, применительно к длительным временным промежуткам

spravochnick.ru

I. Методологические основы изучения государственного и муниципального управления

29

1.1. Государственное управление как система: объект и предмет

исследования

Основные вопросы:

1.1.Необходимость и возможность исследования государственного и

муниципального управления.

1.2. Основные интерпретации понятия «государственное управление» в

современной отечественной специальной литературе.

1.3. Государственное управление как объект исследования и предмет

изучения.

      1. Необходимость и возможность исследования государственного и муниципального управления.

Постановка дисциплины «система государственного и муниципального управления» в учебный план, равно как и открытие специальности подготовки сами по себе не объясняют для студентов и слушателей актуальности изучения предмета. Не объясняют его и ссылки на практическую политическую и иную необходимость. Более того, существуют разумные, на первый взгляд, возражения, имеющие некоторое обоснование. А именно следующие.

Все государства являются уникальными объектами, системами, которые не имеют аналогов по условиям функционирования и истории развития. А потому не стоит даже пытаться отыскать некие общие законы и закономерности, принципы их организации и функционирования, ведь все равно их нельзя переносить с одной культурно-исторической «почвы» на другую. То есть практика организации и функционирования государственных устройств не может повторяться в том же виде в других социальных и политических условиях. В известной мере это действительно так. Однако изложенное возражение нисколько не исключает существования общих существенных зависимостей для всех государственных систем. Общность и сходство в отдельных элементах и связях позволяет на основе их изучения делать выводы о некоторых свойствах целого, примерно так же как палеонтолог, изучая зуб динозавра, может многое заключить об этом ископаемом организме.

Возражение иного рода может состоять в утверждении того, что нет необходимости искать объективные законы, существование которых носит гипотетический характер. Но более практично заимствовать хорошо зарекомендовавшие себя в практике образцы государственной организации. Однако неудачных попыток такого рода столько, что всерьез это возражение рассматривать не приходится. Остается скептику лишь противоречить своей сущности и утверждать, что имеющаяся система государственного управления настолько удовлетворительна, что не требует каких-либо серьезных изменений, а необходимые незначительные усовершенствования произойдут естественным эволюционным путем. На самом деле и это замечание не выдерживает критики. Тем не менее, проблема рационального обоснования задач изучения государственного управления нуждается в более подробном рассмотрении.

Каковы бы ни были наши представления о природе происхождения государства, мы должны признать, что оно является крупнейшим социальным институтом – организацией, предназначенной для выполнения социальных функций, обслуживания общественных потребностей и интересов. То есть, государство имеет социальную природу: законы его организации и функционирования генетически связаны с общественными отношениями. Вместе с тем, никто не пытается оспаривать политическую форму бытия государства как института: все специалисты признают, что его сущностным признаком является отношение политической власти. Значит, государство имеет двойственную природу – социально-политическую: оно порождено связями социальной организации и развития, а функционирует, подчиняясь политическим закономерностям. Как социально-политический институт государство подчиняется общим условиям эффективного функционирования социальных институтов:

  1. Рациональное (однозначное, не поддающееся многим интерпретациям) определение целей.

  2. Производность от целей функций и такое же их рациональное

определение.

  1. Деперсонализация (обезличивание) основных элементов внутренней структуры, включая цели, функции, задачи, состав подразделений, полномочия и ответственность.

  2. Бесконфликтное включение в более широкую (в нашем случае – социальную и международную) систему норм и ценностей.

  3. Необходимость получения признания, поддержки и престижа у более широкой системы (среды).

Эти общие условия эффективного функционирования социальных институтов в полной мере относятся к государству и его управляющей подсистеме. Однако именно в выполнении современными государствами требований к общим основаниям эффективности можно сомневаться. При внимательном рассмотрении обнаруживается, что каждое из предложенных условий эффективного функционирования встречает затруднения в реализации.

Определение и формулирование целей государства, системы государственного управления и его подразделений не удовлетворяет требованию однозначности и конкретности. Формулировки, как правило, содержат неясные, абстрактные понятия, которые можно произвольно интерпретировать в любом желаемом значении. Поэтому так часто политические лидеры, декларируя лозунги, прибегают к ограниченному кругу широко употребляемых абстрактных терминов: благосостояние, справедливость, прогресс, стабильность, реструктуризация, эффективность и т.п. При этом обычно не затрудняют себя уточнением того, что имеется в виду. Так же неопределенно высказываются относительно целей государства и государственного управления основные нормативно-правовые документы: декларации, хартии, конституции, манифесты и др. Но если нет определенности по целям управления, всеобщие цели (национальные, общественные), которые призвана достигать система государственного управления, можно подменять целями отдельных групп общества и даже лиц. Возможно частое перераспределение целей по рангу в иерархии, то есть смена приоритетов в государственном управлении под давлением сиюминутных факторов и политической конъюнктуры. Такая практика не позволяет осуществлять продуманную долговременную стратегию развития и порождает нерациональность расходования общественных (бюджетных) ресурсов. Вместе с тем, в любой момент времени орган принятия решения, орган государственной власти может отчитаться об успешном движении по пути прогресса, благо возможности проверить это нет никакой, так как абстрактные формулировки плохо поддаются измерению и не имеют точных количественных параметров. Таким образом, социальная и политическая ответственность в системе государственной власти замещается внутренней, служебной по произвольным критериям.

Но цели в организациях играют роль первообразных для определения состава их функций, а в нашем случае – функций государственного управления общественным развитием. Сами функции государственного управления выступают как стабильные во времени направления и виды государственно-управленческой деятельности по достижению целей. Но состав функций государственного управления в специальных изданиях также определяется по произвольным критериям и в произвольных терминах, часто весьма далеких от специальной управленческой терминологии. В равной степени неопределенный характер функций управления содержится в нормативных положениях, регламентирующих организацию и функционирование органов государственной власти, где наиболее часто используемыми являются выражения «обеспечение деятельности», «разрешение круга вопросов» и т.п., а относительно конкретные формулировки обычно связаны с отождествлением функций с задачами управления или полномочиями, а полномочий с правами. Не утверждая этого прямо, авторы регламентов управления толкуют функции управления исключительно как способы реализации прав. За основу принимается не структура работы органа управления, а его правовая структура. Так неопределенность и противоречивость по целям продуцирует неопределенность и противоречивость по функциям государственного управления. В результате возникают диспропорции, выражающиеся в возникновении дублирования и неоправданной конкуренции на участках работы, хорошо обеспеченных привлекательными ресурсами, и «свободные», не обеспеченные ресурсами, а значит, не включенные в состав управленческих задач, функциональные зоны.

Нестабильный и неопределенный характер функций и задач управления служит основанием для того, чтобы их группировка по критериям однородности воспроизвела нестабильный и незавершенный состав органов власти и управления во всех уровнях организации. Между тем известно, что описанные выше элементы организационной структуры управления в демократических государствах являются отражением структуры объекта управления, его постоянных потребностей и проблем развития, то есть, носят объективный по отношению к управленческой надстройке характер. Высокая подвижность и организационная незавершенность состава органов власти и управления определяет запаздывание разработки и оформления принципов взаимодействия уровней и вертикалей власти и управления, а также неполноту нормативно-правового обеспечения государственного управления. Таким образом, начинает воспроизводиться правовой «вакуум» для отдельных сфер управленческой деятельности. В этих сферах управление осуществляют по усмотрению, а не по закону, т.е. по произвольно определяемым соображениям целесообразности.

Изменчивость состава органов власти и управления, принципов их взаимодействия отражается на структуре подразделений и должностей, их организационных характеристиках. Проявлением такого положения становится высокая степень динамики состава, функций и задач рабочих мест. Возникает нестабильность в содержании работы на должностном уровне. Одним из серьезных следствий утраты стабильности в разделении и кооперации труда следует считать отсутствие объективной основы подготовки долговременных, на перспективу описаний рабочих мест и квалификационных стандартов для них. Не случайно в действующей российской системе государственной службы используется всего два нормативно определенных квалификационных требования, которые носят формальный характер. Это требование к уровню образования (высшее или среднее специальное) и к стажу работы на должностях государственной службы. В реальности используется ненормативный критерий «соответствие подчиненного замыслам начальника». Неопределенность квалификационной составляющей должностей государственной службы порождает как завышенные, так и просто далекие от содержания работы образовательные стандарты по специальностям управления. И структурные ошибки приводят к случайному характеру набора знаний, предлагаемых для обучения государственных служащих, а в дальнейшем – к низкому уровню профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих.

Вместе с тем, содержание управленческой работы требует для своего выполнения высокой квалификации и обязательного специального образования. Отсутствие объективных критериев квалификации и обучения позволяет производить замещение должностей государственной службы не по профессиональным квалификационным критериям, а на основе субъективных предпочтений политического и иного свойства. Закономерно возникает в качестве следствия непрофессионализм в деятельности государственных служащих и государственной службы в целом.

Возрастание уровня сложности и динамичности общественных процессов в сочетании с квалификационной недостаточностью предопределяют низкий уровень результативности и эффективности системы государственного управления и государственной службы. Но сами эти показатели функционирования системы управления представляют собой лишь уровень достижения целей и соотношение результата с затратами на его получение. Так описанные выше зависимости приводят в порочный круг проблем, из которого можно вырваться, лишь начав коррекцию с самого начала — определения целей государственного управления. Вместе с тем, следует согласиться с мнением, что теоретические основы управления и разработанный методический инструментарий позволяют уже сегодня решать задачи такого уровня общности и более специальные.

Описанные проблемы, на наш взгляд, являются наиболее общими в организации системы государственного управления. Они не носят узкого отраслевого характера (экономического, политического, правового и пр.), а выражают именно характер организации связей управления, его структуры. Указанный ряд затруднений свидетельствует:

  • организационная структура государственного управления в ряде случаев не гарантирует ориентации на удовлетворение общественных (национальных) потребностей, интересов;

  • важные ее части не имеют объективации и рационального определения;

  • сохраняются возможности (они, конечно, используются) для социального и политического манипулирования;

  • установление ответственности, показателей (измерителей) эффективности и осуществление контроля их выполнения существенно затруднено;

  • существует широкий спектр возможностей для произвола государственной власти и ее отдельных представителей и т.д., и т.п.

Высказанные замечания дают характеристику организационной

структуры государственного управления с точки зрения выражения в ней социального целевого назначения системы государственного управления. Что касается политического (властного) способа ее существования, следует признать наличие взаимосвязи между уровнем формализации, регламентации самих политических отношений и степенью определенности ближайших к ним элементов структуры административного управления. Понятно, что наиболее близкими к политике, «переходными» от политической организации к административной элементами структуры управления являются цели и функции. Поэтому по степени определенности и регламентированности они отстают от других, более далеких для политики элементов управленческой связи. Однако наличие объективной обусловленности административного уровня организации государственного управления политическим отнюдь не оправдывает слабой регламентации элементов обоих из них. Скорее, наоборот, выявление имеющейся связи должно стимулировать рациональное определение и регламентацию, в том числе в законе, важнейших структурных элементов системы государственного управления, задающих цели общественного, государственного развития и способы их достижения.

studfiles.net

Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний



Северо-кавказская академия государственной службы

 

Кафедра государственного и муниципального управления

 

 

 

 

Курсовая работа на тему:

 

«Государственное и муниципальное управление в системе научных знаний»

 

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курса

515 группы

Басова Лилия

Проверил:

Игнатов В.Г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ростов-на-Дону

2008 год.

Оглавление

 

1.Введение………………..………………………………………………………………………3-4

2. Глава 1. Государственное и муниципальное управление как предмет изучения.

              §1.1. Понятие и предмет государственного и муниципального               управления………………..……………………………………………………………5-10

              §1.2. Эволюция государственного и муниципального управления как               учебной и научной дисциплины в России………………………………11-17

3. Глава 2. Государственное и муниципальное управление как система и источники его изучения

              §2.1. Правовые основы системы государственного и муниципального               управления………………..……………………………………………………………18-21

              §2.2. Признаки, общие для государственного и муниципального               управления………………..…………………………………………………………….22- 32                                                                                          

4. Заключение………………..………………………………………………………………….33-34

5. Список используемой литературы………………..……………………………….35

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

 

              Актуальность проблемы заключается в том, что в России наука государственного управления формировалась в пределах науки административного права. И только с конца 60-х годов начала развиваться на самостоятельной основе.

              Осуществляемые в России перемены требуют научного подхода к государственному и муниципальному управлению. Однако теория и практика государственного управления оказались не готовы к осуществлению этих изменений. Причинами этого явилось отставание развития науки государственного и муниципального управления от требований практики. Потому повышение профессионального уровня государственных и муниципальных служащих стало одной из важных задач государства.

              Наука государственного и муниципального управления является отраслью науки социального управления. Термин «Государственное и муниципальное управление» неоднозначен. Под этим термином понимается научное знание, учебная дисциплина и специальность работника.

              Степень разработанности темы. Большой вклад в науку государственного и муниципального управления внесли Атаманчук Г.В., Афанасьев В.Г., Зеркин Д.П., Игнатов В.Г., Радченко А.И., Понеделков А.В., Охотский Е.В. и др.

                            Целью курсовой работы является исследование государственного и муниципального управления в системе научных знаний с позиции системного подхода к управлению. Поставленная цель требует решения следующих задач:

— изучить понятие и предмет государственного и муниципального управления;

— определить эволюцию государственного и муниципального управления как научной и учебной дисциплины;

— исследовать правовые основы государственного и муниципального управления;

— выявить общие признаки государственного и муниципального управления.

              Теоретической основой работы послужили концепции отечественных ученых, посвященные теории государственного и муниципального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Государственное и муниципальное управление

как предмет изучения

§1.1. Понятие и предмет государственного

и муниципального управления

 

              Под государственным или му­ниципальным управлением понимается деятельность государственного или муниципального исполнительно-распорядительного органа по воздействию на объект управления для его перевода в состояние, не­обходимое для достижения цели соответствующего территориального образования, посредством принятия решений (правовых актов), орга­низации и контроля исполнения этих решений (актов) и решений (ак­тов) органов законодательной (представительной) власти[1].

              Наука государственного и муни­ципального управления как отрасль науки социального управления вклю­чает общую теорию государственного и муниципального управления, теорию систем государственного и муниципального управления, теорию искусства государственного и муниципального управления.

              Наука государственного и муниципального управления, являясь отраслью науки социального управления, связана с методологическими основами управления общественных наук и конкретными науками об элементах социального управления. В тесной связи наука государствен­ного и муниципального управления находится с такими науками, как теория государства и права, административное право, экономическая теория, социальная психология, социология, системный подход.

              Теория государства и права, исследуя сущность, свойства, социаль­ное назначение, закономерности возникновения и существования государственной власти и права, является наукой о социально-политической основе, природе государственной власти. Она определяет цели и функ­ции государства, являющиеся базой для определения целей и функций государственного и муниципального управления. Государственное и муниципальное управление является механизмом реализации государственной и муниципальной власти, научные основы которой разрабатывает теория государства и права. Наука государственного и муниципального управления опирается на положения и выводы теории государства и пра­ва в своих исследованиях закономерностей формирования, функционирования и совершенствования государственного и муниципального управления.

              В наиболее тесной связи наука государственного и муниципального управления находится с наукой административного права, предметом которой является правовое регулирование общественных отношений в процессе деятельности органов государственного и муниципального уп­равления. Наука административного права, исследуя правовые нормы об органах государственного и муниципального управления, особенности правоприменительной деятельности этих органов, дает науке государственного и муниципального управления необходимый правовой матери­ал для разработки критериев организации и деятельности органов госу­дарственного и муниципального управления в соответствии с требованиями законодательства.

              Административное право есть управленческое право. Оно обеспечива­ет правовое регулирование установлением юридического положения субъектов государственного и муниципального управления, определяет, с какими юридическими фактами связывается возникновение, измене­ние, прекращение субъектов управления.

              Задачей науки государственное и муниципальное управление является обеспечение целостного представления о совокупности элементов государственного и муниципального управления, их структурах и процессах, построении, функционировании и совершенствовании как единых систем государственного управления и местного самоуправления.

              Связь науки государственного и муниципального управления с сис­темным подходом к управлению заключается в рассмотрении субъектов и объектов управления в качестве систем как взаимосвязанных совокуп­ностей их элементов, а также в руководстве принципами и использова­нии методов системного подхода к управлению при построении и совер­шенствовании государственного и муниципального управления. Систем­ный подход к управлению позволяет определить и выделить в государ­ственном и муниципальном управлении субъект управления — систему государственного или муниципального управления, которая является объектом построения и совершенствования.

              Научные знания о государственном и муниципальном управлении являются комплексными и получили название «Научные основы государственного и муниципального управления». Они включают три раздела: «Методологические основы управления» (науки, содержащие методологические вопросы управления), «Конкретные науки об элементах управления» (планировании, учете, организации и т.п.), собственно «науку государственного и муниципального управления»[2].

              Общая теория государственного и муниципального управления является составной частью науки государственного и муниципального управления.

              Предметом этой теории является иссле­дование управленческой деятельности в единстве с управленческими отношениями, складывающимися в процессе функционирования го­сударственного и муниципального управления.

              Управленческая деятельность есть одна из разновидностей человеческой деятельности. Термин «управленческая деятельность» означает совершение действий, операций по осуществлению функций управления, направленных на достижение целей управления.

              Координация действий требует взаимодействия между органами государственного или муниципального управления одного уровня: министерствами, ведомствами, территориальными органами управления.        Управленческие отношения координации имеют место между руководителем органа и подчиненными ему работниками.

              Экономические управленческие отношения органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, находящимися в собственности соответствующего территориального образования, осуществляются посредством реализации эконо­мических методов управления.

              Взаимодействие органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в собственности соответствующего территориального образования, осуществляется на основе налоговых и договорных от­ношений, которые также можно рассматривать в качестве экономи­ческих отношений.

              Налоговые отношения с этими субъектами взаимодействия проявляются в виде налоговых льгот, предоставляемых им органами государственного и муниципального управления в соответствии с законодательством, напри­мер, для симулирования некоторых видов предпринимательской деятель­ности. Налоговые отношения имеют четко выраженный экономический характер, вследствие чего они относятся к экономическим отношениям[3].

              Договорные отношения также можно отнести к экономическим, по­скольку они предусматривают экономическую ответственность сторон, заключивших договор.               Таким образом, экономические отношения органов государственного и муниципального управления с предприятиями, учреждениями и организациями, не находящимися в собственности территориальных образований, являются отношениями взаимодействия, а не управленческими.               Рассмотренные выше управленческие отношения относятся к формальным, так как они устанавливаются нормативными актами.

              Неформальные отношения возникают стихийно и отражают психологические связи между работниками в процессе осуществления ими управленческой деятельности и возникают в силу служебной необходимос­ти. При этом управленческие отношения осуществляются вне пределов официальных установлений и базируются на межличностных отношени­ях. Эффективность управленческой деятельности обеспечивается нейтрализацией негативных неформальных отношений или придания неформальным отношениям статус формальных, если они положительно влия­ют на управленческую деятельность. Общая теория государственного и муниципального управления относится к организационно-политической науке. Еще Платон в работе «Политик» писал, что «если же обозначить одним именем способность того искусства, которое правит всеми прочими и печется как о законах, так и вообще обо всех делах государства, правильно сплетая все воедино, то мы по справедливости назовем его политическим». Государственное уп­равление — это прежде всего политическая деятельность[4].               Но поскольку эта теория исследует политическую деятельность государства в ее организационных формах, она относится к организационно-политической. Содержанием общей теории государственного и муниципального управления является познание законов и закономерностей, разработка принципов и категорий функционирования и построения государственного и муниципального управления. Способы и приемы изучения и обобщения структуры и процессов государственного и муниципального управления обеспечиваются соответствующими методами. Общей методологической основой науки государ­ственного и муниципального управления является, как и для других наук, диалектический метод. Важное методологическое значение для науки государственного и муниципального управления имеют такие общие методы познания, как системный подход, исторической и сравнительно исторический, анало­гии, моделирования, конкретных социальных исследований. В качестве объекта общей теории государственного и муниципального управления выступают органы государственного и муниципального управления; в качестве предмета этой теории — управленческая деятельность в единстве с управленческими отношениями.

stud24.ru

Тема 3. Предмет и методы изучения государственного и муниципального управления.

Государственное и муниципальное управление как объект административной, социально-политической, политико-правовой и экономической отраслей знания. Предмет изучения теории государственного и муниципального управления. Государственное и муниципальное управление как социальная система, как один из видов социального управления, как объективированная рациональная (сознательная) деятельность. Методология изучения государственного и муниципального управления – системный, функциональный, деятельностный и политико-культурный подходы.

Основные понятия: социальная система, методология и методика изучения, социологический, эмпирический, исторический, сравнительный, статистический методы изучения государственного и муниципального управления.

Тема 4. Система органов исполнительной власти в Российской Федерации.

Правовое государство и принцип разделения властей. Исполнительная власть: сущность, функции, полномочия. Система органов исполнительной власти в России. Президент РФ как глава государства. Правительство РФ: структура, полномочия, способ формирования. Министерства, службы, агентства. Контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Территориальные представительства федеральных органов исполнительной власти. Правовые основы функционирования органов государственной исполнительной власти.

Основные понятия: исполнительная власть, полномочия, правительство, министерство, агентская служба.

Тема 5. Законодательные (представительные) органы власти в рф.

Представительство интересов: территориальное, социально-экономическое, политическое. Парламент как представительный орган власти. Функции парламента: представительная, законодательная, контрольная. Федеральное собрание РФ как парламент: правовые основы функционирования, полномочия, способ формирования. Совет Федерации Федерального Собрания РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Полномочия Федерального Собрания РФ в отношении Правительства РФ. Аппарат Федерального Собрания РФ: структура, функции.

Основные понятия: парламент, представительная власть, двухпалатный парламент, федеративное государство.

Тема 6. Система органов власти и управления в субъектах рф.

Принципы разделения полномочий в федеративном государстве. Правовые основы формирования и функционирования органов государственной власти субъектов РФ. Органы исполнительной власти субъекта РФ. Администрация, глава администрации как орган исполнительной власти. правительство субъекта РФ. Законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта РФ: единство принципов функционирования и многообразие форм и методов формирования.

Основные понятия: федеративное государство, принцип субсидиарности, субъект федерации.

Тема 7. Современная система местного самоуправления в России.

Местное самоуправление: понятие, функции, полномочия. Правовые основы местного самоуправления в современной России. Система органов местного самоуправления. Порядок формирования органов местного самоуправления. Муниципальная служба. Государственная власть и местное самоуправление: порядок разграничения полномочий и взаимодействие. Опыт функционирования органов местного самоуправления муниципального образования г. Волгоград. Муниципальная реформа 2003 г.: цели, задачи, основные направления.

Основные понятия: самоуправление, местное самоуправление, муниципальное образование, поселение.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *