Вопросы и ответы

Гиперактивность это в психологии – Гиперактивность — Википедия

Содержание

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — это… Что такое ГИПЕРАКТИВНОСТЬ?



ГИПЕРАКТИВНОСТЬ
встречающаяся в детском возрасте совокупность симптомов, связанных с чрезмерной психической и моторной активностью. Трудно провести четкие границы этого синдрома (т.е. совокупности симптомов), но обычно он диагностируется у детей, отличающихся повышенной импульсивностью и невнимательностью; такие дети быстро отвлекаются, их равно легко и обрадовать, и расстроить. Часто для них характерны агрессивное поведение и негативизм. В силу подобных личностных особенностей гиперактивным детям трудно концентрироваться на выполнении каких-либо задач, например в школьной деятельности. Родители и учителя часто сталкиваются с немалыми трудностями в обращении с такими детьми. Диагноз гиперактивности обычно ставится, когда родители и учителя жалуются, что ребенок чрезвычайно подвижен, непоседлив и плохо себя ведет или плохо учится; его руки и ноги в постоянном движении, он ерзает на стуле, не успокаивается ни на минуту и неспособен концентрировать внимание на чем-то одном. Однако не существует точного определения данного состояния или особого теста, который бы однозначно подтверждал диагноз гиперактивности. Многие родители отмечают начало такого поведения в младенчестве или в возрасте двух-трех лет. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна. Когда ребенок сильно устает, гиперактивность усугубляется.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностю (СДВГ). Так называемый синдром дефицита внимания (СДВ) весьма часто отмечается у гиперактивных детей; в этих случаях говорят о наличии у ребенка СДВГ. Основной признак синдрома — это неспособность ребенка сосредоточиться; другие признаки — гиперактивность, импульсивность, отвлекаемость — бывают выражены в разной степени. У детей с СДВГ имеется минимальная дисфункция головного мозга, вследствие чего характерные поведенческие отклонения нередко сочетаются у них с плохой координацией движений, эмоциональной лабильностью, некоторой задержкой развития, трудностями восприятия и усвоения учебного материала, дефектами речи и легкими неврологическими нарушениями, выявляемыми при медицинском обследовании.


СДВГ встречается в США у 3-5% детей школьного возраста. Примерно так же часто встречается гиперактивность, не связанная с СДВ. У мальчиков гиперактивное состояние отмечается по крайней мере в 4 раза чаще, чем у девочек.
Причины. Возникновение гиперактивности связывают с действием самых разнообразных факторов. По мнению большинства специалистов, важнейшую роль играют те факторы, которые сказываются на развитии головного мозга в период беременности, родов и младенчества. Это могут быть инфекции, травмы, преждевременные или трудные роды. Другие возможные причины — наркомания у матери, прием ею токсичных препаратов во время беременности, свинцовое отравление, плохое питание. Иногда можно говорить о гиперактивности как наследственной черте. Хотя обычно гиперактивность сочетается с нормальным интеллектуальным развитием, возможны также случаи умственной отсталости или эмоциональных нарушений. Только в редких случаях гиперактивное состояние возникает после травмы или мозгового заболевания либо одновременно с началом серьезного неврологического или психического расстройства. Лечение ребенка должно проводиться с учетом его индивидуальных особенностей. Может быть использовано только медикаментозное лечение или в сочетании с педагогической и психологической помощью. Многим детям, чтобы повысить внимание, назначают стимулирующие центральную нервную систему препараты, в частности амфетамины. Эффективность применения других медикаментозных средств или специальных диет остается неясной. Следует иметь в виду, что лекарства могут обладать значительным побочным действием, и их использование должно быть лишь частью общей программы лечения, осуществляемого совместными усилиями родителей, врачей, учителей, а иногда и других специалистов. Гиперактивные дети нуждаются в строгом режиме, и вся их деятельность должна носить максимально регулярный характер. В их школьном расписании необходимо выделить время на дополнительные занятия. Чтобы такие дети охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Очень важно научить членов семьи правильно обращаться с гиперактивным ребенком. К сожалению, некоторые дети так никогда и не избавляются от гиперактивности; у них больше шансов стать в дальнейшем хроническими алкоголиками или психически больными людьми. Сохранившиеся признаки гиперактивности и импульсивности следует учитывать при профессиональной ориентации. Однако обычно прогноз у гиперактивных детей благоприятный. По мере роста и взросления симптомы гиперактивности ослабевают.

Энциклопедия Кольера. — Открытое общество.
2000.

  • ИНДУСТРИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ
  • ГРУППОВАЯ ПСИХОТЕРАПИЯ

Смотреть что такое «ГИПЕРАКТИВНОСТЬ» в других словарях:

  • гиперактивность —    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (с. 149)    Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет… …   Большая психологическая энциклопедия

  • гиперактивность — сущ., кол во синонимов: 3 • активность (28) • сверхактивность (3) • суперактивность …   Словарь синонимов

  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — (от греч. hyper – над, сверх + активность). Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. В учебном …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Гиперактивность — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Добавить иллюстрации. Викифицировать статью …   Википедия

  • Гиперактивность — ( гр. – сверхактивность) – нервно психическое качество личности, проявляющееся в формах сверхнормативной социальной активности. Гиперактивность – это неугомонность, импульсивность реакций, повышенная инициативность и двигательная активность,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

  • гиперактивность — hiperaktyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Padidėjęs vaikų pojūtinis ir judėjimo aktyvumas dėl kurių nors brendimo ar laikinų sveikatos sutrikimų. Hiperaktyvumas pasireiškia nepastoviu dėmesiu, blogu mokymusi,… …   Sporto terminų žodynas

  • Гиперактивность —     комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Г. негативно сказывается на взаимоотношениях с… …   Педагогический терминологический словарь

  • Гиперактивность — неадекватная, повышенная и обычно непродуктивная двигательная активность (сверхактивность маниакальных пациентов, пациентов с гиперактивностью и дефицитом внимания, ажитация пациентов в состоянии тревоги, беспорядочная суетливость пациентов со… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — Энергичная, неадекватная двигательная активность. См. дефицит внимания с гиперактивностью …   Толковый словарь по психологии

  • гиперактивность —    комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.    Долгие годы повышенная возбудимость и… …   Дефектология. Словарь-справочник

dic.academic.ru

Гиперактивность — Психологос

​Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение — это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы.

Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьезной цели.

Однако не каждому удается этому научиться. Иной ребенок, перестав быть милым непоседой, становится в глазах окружающих «неусидчивым», а то и «несносным». Ведет он себя неадекватно, учится скверно, и немудрено, что его жизнь превращается в ад, ибо ни одну проблему он толком решить не в состоянии.

Проблема гиперактивности стара как мир, хотя серьезные научные изыскания в этой области начались немногим более четверти века назад. Словно восполняя накопившийся дефицит, специалисты разных отраслей принялись исследовать и обсуждать то, что ранее казалось малозначимым и банальным. Появились специализированные журналы, стали ежегодно проводиться международные научные конференции по гиперактивности (последняя состоялась в мае прошлого года в Зальцбурге). Феномен «плохого поведения» превратился в патологический синдром, который нуждается в адекватной диагностике, лечении и коррекции.

А что же на самом деле за ним стоит?

Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «дикой резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание многими рассматривалось как привитие ребенку дисциплины: научи сына послушанию и тогда легко научишь всему остальному. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась на счет труднообъяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которое, вероятно, было недостаточно строгим.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.

История изучения

Французские авторы Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 г.) среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников. Приводимое ими описание настолько узнаваемо, что любой современный практик легко дополнит его конкретными примерами:

«В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямо-таки изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают из-за стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать».

Авторы также отмечают: «Не следует забывать о двух типах недисциплинированных: один — сознательный, самопроизвольный… другой — болезненный. Описанный нами тип имеет болезненную основу, а именно патологическое состояние нервной системы. Это — больные… В интересах будущего таких детей на них надо воздействовать одновременно медицинскими и педагогическими приемами».

Хорошо известны медицинские приемы, которые использовались в подобных случаях. Это были общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры — небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане, а также лекарственные препараты успокаивающего или, иначе говоря, тормозящего действия.Что же касается педагогических методов, то Ж. Филипп и П. Бонкур без особого энтузиазма характеризуют их так: «Только опытному воспитателю, привыкшему соразмерять свое преподавание с умственной вместимостью своих учеников и давать его в строго размеренных дозах, удается поддерживать некоторое время вечно подвижное и рассеянное внимание таких учеников. Но и тогда даже ученик все скоро забывает, и, чтобы вбить какие-либо понятия в его неустойчивые мозги, приходится постоянно прибегать к повторению и к вдалбливанию (martellement). Отсюда вытекает необходимость ограничиваться самым элементарным, не охватывая слишком обширное поле изучения».

Отечественный подход

В отечественной психолого-педагогической науке гиперактивности также уделялось внимание, однако отнюдь не первостепенное. Так, известный психиатр В. П. Кащенко выделял широкий спектр нарушений характера, к которым, в частности, относил и «болезненно выраженную активность». В его посмертно изданной книге «Педагогическая коррекция» читаем: «Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т. е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, апатичный. С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чем-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление ускользает от его уха и глаза: он все видит, все слышит, но весьма поверхностно… В школе такая болезненная подвижность создает большие затруднения: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный. Не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормозов, нет должного самоконтроля. Все это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность находит затем свое крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакально-депрессивным психозом».

Описанный феномен Кащенко относил к «недостаткам характера, обусловленным преимущественно активно-волевыми моментами», выделяя также в качестве самостоятельных недостатков отсутствие определенной цели, рассеянность, импульсивность поступков. Признавая болезненную обусловленность этих явлений, он предлагал в основном педагогические способы их исправления — от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению.

С рекомендациями Кащенко трудно поспорить, однако их расплывчатость и обобщенность вызывают сомнения в их практической пользе. «Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их; для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку и усложняться лишь по мере развития его сил».

Это бесспорно, но едва ли достаточно. Совершенно очевидно, что на таком уровне решать проблему не удается.

С годами бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Причины возникновения

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему — ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.

Анатомия гиперактивности

В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту — нарушениям внимания. Был выделен особый синдром — дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) — Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).

Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (по некоторым сведениям, им страдают от 2 до 9,5% детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения.

Разные авторы пытались связать детскую гиперактивность со специфическими морфологическими изменениями. Начиная с 70-х годов особый интерес исследователей привлекают ретикулярная формация и лимбическая система. Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и прежде всего — префронтальную область.

Представления о вовлечении лобной доли при СДВГ основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при СДВГ и у больных с поражением лобной доли. У пациентов обеих групп отмечаются выраженная изменчивость и нарушенная регуляция поведения, отвлекаемость, слабость активного внимания, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и отсутствие контроля импульсов.

Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации Дуглас, впервые в 1972 г. рассмотревшей дефицит внимания с аномально коротким периодом его удерживания на каком-либо объекте или действии в качестве первичного дефекта при СДВГ.

При уточнении ключевых характеристик СДВГ Дуглас в своих последующих работах наряду с такими типичными проявлениями этого синдрома, как дефицит внимания, импульсивность моторных и вербальных реакций и гиперактивность, отметила необходимость существенно большего, чем в норме, подкрепления для выработки поведенческих навыков у детей с СДВГ. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций.

Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980 г. в классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-IV и затем в классификации МКБ-10 (1994) диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Согласно самой современной теории, дисфункция лобных структур может быть обусловлена нарушениями на уровне нейромедиаторных систем. Становится все более очевидно, что основные изыскания в данной области относятся к компетенции нейрофизиологии и нейропсихологии. Это, в свою очередь, диктует и соответствующую специфику коррекционных мероприятий, которые и по сей день, увы, остаются недостаточно эффективными.

www.psychologos.ru

Гиперактивность: синдром или характер? | ZOJ.KZ

До определенного момента ничего необычного в своем ребенке я не замечала. Он, конечно, как и многие дети, был неугомонным, энергия била через край, его было так много, что к вечеру голова болела у всех, включая и его самого. Мы терпеливо ждали момента, когда сын наконец подрастет и успокоится. Но пришло время готовиться к школе, а он все такой же шумный и непослушный сорванец. Скоро буквы учиться писать, а он до сих пор ни одного рисунка не нарисовал. Начнет и сразу бросает, все куда-то торопится. Меня такое поведение насторожило. Педагог в школе развития посоветовала обратиться к детскому психологу Шевелевой Елене Витальевне. И поскольку откладывать было некуда, мы отправились на прием к специалисту. Психолог все «разложила по полочкам».

Оказывается, есть такое заболевание, как синдром дефицита внимания с гиперактивностью, сокращенно СДВГ. Этот самый СДВГ сложно разглядеть у малыша до четырех лет, поскольку в этом возрасте все дети ведут себя примерно одинаково. Но если после четырех лет поведение ребенка не меняется, он часто совершает необдуманные действия, ведет себя шумно и чрезмерно активен по сравнению со сверстниками, стоит задуматься о причинах. Не всегда такое поведение связано с заболеванием, зачастую, как оказалось и в случае с моим ребенком, виновен характер.

Для того чтобы отличить особенности характера от заболевания, врач применяет следующие методы обследования:
1-й этап – анамнез. Доктор, выслушав все мои жалобы, подробно расспросила о течении беременности и родов и о том, нет ли у нас в роду такого же активного родственника.
2-й этап – тесты. Моему ребенку в игровой форме предложили выполнить тесты на концентрацию внимания, на восприятие предложенного задания и т. д. Было подсчитано затраченное время и количество сделанных ошибок. (Тут я даже удивилась тому, что мой «юла» выполнил тесты и отвлекся всего пару раз).
По результатам первых двух этапов был вынесен вердикт: «Такой у вашего чада характер», – и рекомендованы меры по коррекции поведения. Но, являясь по природе человеком любознательным, я решила узнать, действительно ли можно выявить синдром гиперактивности только с помощью сбора анамнеза и тестов. Оказывается, при подозрении на наличие СДВГ обязательной является еще одна процедура.
3-й этап – аппаратная диагностика головного мозга и нервной системы (электроэнцефалограмма, магнитно-резонансная томография и др.).
И только после такого тщательного обследования может быть поставлен диагноз СДВГ.

Все-таки это характер

Этот опыт похода к специалисту и долгого разговора с ней помог мне сделать следующие выводы, которые, возможно, пригодятся другим мамам и папам, воспитывающим ну очень активного ребенка. Не паникуйте раньше времени и не ставьте диагноз ребенку сами. Лучше понаблюдайте за ним. На улице и дома он просто ураган, сметающий все на своем пути, а в гостях настоящий ангел? То, что он может менять модель поведения в зависимости от окружения, говорит скорее о его характере, а не о заболевании. Если после долгих мучений у вас все-таки получается всяческими уловками занять делом своего активного ребенка и задержать его внимание на этом занятии, то его активность – не болезнь, а особенность характера, которая не сможет помешать ему нормально развиваться и быть полноценным членом общества. Со временем педагогическими приемами поведение можно выправить. Однако если ребенку поставлен диагноз СДВГ, коррекцией поведения здесь не обойтись. Гиперактивность является именно болезнью, и без помощи специалиста ребенок просто будет не в состоянии нормально жить, учиться и существовать в социуме.

Симптомы заболевания

Бейте тревогу и торопитесь к детскому психологу, если в нижеследующем описании вы узнаете своего ребенка:
– активен постоянно, всегда и везде, с утра и до поздней ночи;
– у него хаотичные движения, из-за которых он часто что-то роняет или ударяется;
– ему все нужно повторять по несколько раз, он вас будто не слышит;
– не может сконцентрировать внимание на чем-то одном;
– никогда не доделывает до конца начатое дело;
– импульсивен.

А теперь подробнее. Если в средней группе детского сада детей, даже самых активных непосед, на 20 минут можно вовлечь в обучающий процесс, то ребенок этого же возраста с СДВГ даже 5 минут не усидит на месте. Вы ничем его надолго не заинтересуете. Любой шорох, звук или предмет будут отвлекать его внимание. У такого ребенка часто происходят перемены настроения, наблюдаются всплески эмоций, он меняет свои занятия каждые несколько минут, никогда ничего не доделывая. Например, он не закончит рисунок за один присест, надев один ботинок, не примется за второй, потому что что-то его уже отвлекло. Одним словом, ему присущи хаотичность на фоне сверхактивности. Ребенок с СДВГ сам ужасно устает от такого поведения, поэтому трудно засыпает. У него колоссальные проблемы в обучении, поскольку любой раздражитель отвлекает его внимание, выбивает его из колеи. Поэтому для организации обучения гиперактивного ребенка нужно исключить эти самые раздражители. Во время урока на парте должны быть только самые необходимые предметы: тетрадь, ручка и учебник. Как правило, таких детей в школе усаживают за первую парту, чтобы все остальные находились позади, а единственным «раздражителем» для него был учитель.

Интересные факты

Изучая проблему СДВГ, я узнала, что распространенность этого синдрома в разных странах мира колеблется от 1 до 7 %, при этом среди мальчиков она в 2–4 раза выше, чем у девочек. Существует несколько теорий возникновения СДВГ. Согласно одной причиной является нехватка гормона, который вырабатывается только при движении. Другое мнение: СДВГ – результат истощения нервной системы и преобладания в коре головного мозга процессов возбуждения. Исследования, проведенные в США и Чехии, выявили у 10–15 % детей с СДВГ наследственную предрасположенность к данному заболеванию. Российские исследователи обозначили несколько признаков, присущих всем детям с СДВГ:
– блокировка аудиального канала – со слухом все в порядке, но периодами ребенок просто вас не слышит, не воспринимает;
– соскальзывание взгляда – читая, ребенок теряет строку, поэтому ему нужно всегда следить за текстом при помощи пальца.
60–70 % детей с СДВГ – левши или используют обе руки в равной степени.

В помощь родителям

В случае с моим неугомонным сыном, у которого не оказалось СДВГ, были полезны правила, предложенные детским психологом. Эти же правила в совокупности с медикаментозным лечением, по мнению психолога, подойдут и для детей с диагнозом СДВГ.

Гиперактивному ребенку с дефицитом внимания крайне сложно воспринимать масштабные задания. Если вы хотите чего-то от него добиться, сначала установите с ним контакт: назовите его по имени, прикоснитесь нему. Но перед этим уберите все отвлекающие раздражители: выключите телевизор, уберите игрушки и т. д. Давая гиперактивному ребенку задание, не забудьте разделить его на этапы. Такое общее задание, как убраться в комнате, им не воспримется, поскольку сюда входит сразу несколько дел: застелить постель, убрать игрушки и т. д. Гиперактивному ребенку нужно конкретное задание, например, застелить постель. После его выполнения попросите ребенка заняться следующим делом. Только так вы сможете прийти к желаемому результату – приведенной в порядок комнате.

Любому ребенку, а гиперактивному особенно, важно придерживаться определенного режима дня. Старайтесь сделать так, чтобы ребенок просыпался каждый день в одно и то же время, выделите часы для гуляния, развивающих занятий, отправляйте его спать не позже 22.00. Меньше ругайте, больше хвалите ребенка за проявленную инициативу, даже если он не завершил начатое дело. Не забывайте и о себе. Вашему чаду нужны нормальные, спокойные родители. Поэтому при любой возможности отдыхайте от своего сорванца, пусть какое-то время с ним посидит кто-то из родственников или друзей.

Лечение при СДВГ

СДВГ лечится очень серьезно, с применением медикаментов. Полностью избавиться от этого синдрома невозможно. Можно лишь корректировать поведение ребенка и поддерживать качество его жизни. Надо понимать, что во взрослом возрасте таким людям свойственны импульсивность в принятии решений, сложности в отношениях, конфликтность.

И напоследок: никакие седативные препараты, нейролептики без назначения специалиста ребенку давать нельзя! Только врач после тщательного обследования и постановки диагноза может назначить индивидуальное лечение.

zoj.kz

это… Гиперактивность: симптомы, особенности поведения детей, причины, подход к лечению

С первого взгляда тяжело понять, гиперактивный ребёнок или просто активный. Только специалист по определённым симптомам сможет определить состояние вашего малыша. Одни говорят, что гиперактивность – это болезнь, другие считают, что такой уж характер у ребёнка. Где же всё-таки правда? Что такое гиперактивность? Какой ваш малыш? Что с активностью крохи делать в этом случае? Об этом и о многом другом вы сейчас и узнаете.

Что такое детская гиперактивность?

Дети не могут быть похожими друг на друга: один активный, другой спокойный – все они индивидуальны. Многие мамы рассуждают: мол, если у них малыш слишком подвижный, значит, он гиперактивный. Однако это не совсем так. Гиперактивность – это перевозбуждённое поведение человека, которое сопровождается слишком большой активностью.

Такое состояние характерно для него всегда, даже ночью. Сидеть на одном месте он не может, ходить медленно — тоже. Всё делается очень быстро и не всегда обдуманно. При этом никогда не знаешь, чего ждать от гиперактивного человека в следующую минуту. Все решения он принимает спонтанно. Считается, что такому ребёнку уделяют недостаточно внимания. Поэтому он и придумывает новые шалости. Гиперактивность – это СДВГ, синдром дефицита внимания. Она ярко начинает выражаться в возрасте двух лет, а к школьному возрасту обороты набираются, и тогда малыш становится неуправляемым: перестаёт полностью соблюдать дисциплину, проявляет свою агрессию, грубит взрослым. Для таких детей нет авторитета. Ещё около 150 лет назад медики пытались понять и решить проблему гиперактивности. На сегодняшний день некоторые вопросы раскрыты, но далеко не все. Появилось много книг и советов по этому поводу.

Чем отличаются детская активность и гиперактивность?

Активные дети – очень шустрые, это непоседы, которые постоянно хотят знать всё. Они познают мир благодаря своей неусидчивости. Но при этом они прислушиваются ко взрослым, их можно увлечь на некоторое время интересным занятием. Например, лепкой, аппликацией или складыванием пазлов. Всё зависит от интересов ребёнка. Чрезмерные эмоции у них проявляются редко. Если активных деток ничего не беспокоит, они не голодные и не больные, тогда слышен только их смех. Подвижность зачастую проявляется только дома — в гостях или на прогулке малыш ведёт себя по-другому, скромнее и тише. Активный ребёнок не конфликтует с детками, но если его обидят, сдачи даст, не задумываясь. Сам он не провоцирует скандалов. Физическая активность сопровождается жизнерадостностью, энтузиазмом, энергичностью, послушанием. За день ребёнок устаёт сильно, поэтому спит ночью очень хорошо.

Гиперактивных детей возможно тоже увлечь, но не более чем на 10 минут. Спокойного состояния у них не бывает. Малыш демонстрирует своё поведение абсолютно везде, не знает, что такое застенчивость. Говорит быстро, перескакивая с темы на тему. Задаёт очень много вопросов. Не дожидаясь ответа, спрашивает дальше. В речи заметно, что не договаривает окончаний, настолько быстро хочет что-то сказать. Спит в постоянном беспокойстве, крутится, падает с кровати, возможны ночные кошмары. Эмоции и поведение неуправляемы и неконтролируемы. Физическая активность перерастает быстро в агрессивность. В компании гиперактивные дети довольно часто конфликтуют со всеми.

Гиперактивность у детей: симптомы

Ваш ребёнок не может сидеть спокойно на одном месте? Не надо сразу бегать по врачам и думать, что у него детская гиперактивность. Сначала обратите внимание на особенности активности вашего малыша:

  • беспокойность и импульсивность;
  • невнимательность;
  • агрессия, нервозность и бесконечные истерики;
  • проблемы в общении со сверстниками и взрослыми людьми;
  • невосприимчивость к обучению;
  • неуклюжесть, неумение дело доводить до конца;
  • недисциплинированность.

Все вышеперечисленные признаки и характеризуют гиперактивность. Симптомы, которые вы обнаружили, должны вас насторожить. Возможно, стоит применить какие-то меры для улучшения поведения вашего чада. Ведь агрессию гиперактивные дети проявляют слишком часто и выраженно.

Любые родители устанут воевать с таким поведением. Эти малыши быстро теряют контакт с друзьями, в итоге с ними дружить никто не хочет, и даже взрослые стараются избегать общения с такими личностями. Если они получили задание, никогда не смогут его выполнить полностью, так как чересчур перевозбуждены, невнимательны и могут забыть о порученной им серьёзной работе. Обратите внимание на гиперактивность у детей. Симптомы у них могут отличаться. Ведь, как уже говорилось, каждый ребёнок индивидуален.

Питание гиперактивных детей

Всем известно, что питание каждого ребёнка должно быть полноценным и сбалансированным, а главное — полезным. Если обычным деткам родители позволяют съесть шоколадку или конфетку, то из рациона гиперактивных такой продукт нужно исключить. В конце зимы — начале весны необходимо давать комплекс витаминов для улучшения памяти и мозговой деятельности. Как только начнут появляться на огородах и на деревьях первые овощи и фрукты, обязательно включите их в ежедневное меню. И вообще, они постоянно должны присутствовать на вашем столе.

Рыба раз в неделю, а лучше два должна присутствовать в рационе вашего малыша. То же касается всех продуктов, где есть магний, железо, кальций и др. А вот пирожные, торты, колбасы, покупные пельмени ребёнок не должен даже видеть. Они вредны не только для здоровья в целом, но и для поведения ребёнка. Это доказано медиками уже давно. Кроме того, необходимо помнить, что детям с гиперактивностью необходимо давать пищу исключительно по времени. Многие не верят, что от режима питания зависит поведение малыша, но наукой доказано, что это так.

Почему появилась гиперактивность

Откуда взялось такое поведение? Может, по наследству досталось? Так считают многие родители. Однако причины гиперактивности искать надо в другом. Вспомните, как протекала ваша беременность. Возможно, мама много нервничала, болела или принимала препараты, которые впоследствии сказались на малыше. Бывает даже такое, что женщина вела чересчур активный образ жизни, благодаря чему кроха ещё в утробе начал привыкать к этому. Тяжёлые роды также могут спровоцировать гиперактивность малыша. Помимо этого довольно часто причиной может быть нехватка внимания со стороны окружающих. Возможно, родственники ребёнка недостаточно с ним общаются или играют. Тогда детки пытаются привлечь внимание взрослых своим ужасным поведением.

Факторы, провоцирующие гиперактивность

Родители счастливы, если их ребёнок жизнерадостный, весёлый и активный. Однако когда у малыша просыпается агрессия и непонятное поведение, взрослые не понимают, что спровоцировало эту ситуацию. В первую очередь обратите внимание на собственное отношение к своему малышу. Возможно, вы недостаточно с ним добры и ласковы. Подобное поведение возможно, если ребёнок употребляет часто пищу, в которой находятся пестициды. Она очень вредно влияет на малыша. Газированная вода тоже входит в список запрещенных продуктов.

Поэтому старайтесь избегать употребления вредной пищи. Отношения в семье, в детском саду, невнимательность к ребёнку – все это сказывается на состоянии нервной системы малыша, помните об этом.

Что говорят врачи

Мнения специалистов разделились. Одни уверены, что гиперактивность у детей дошкольного возраста – нормальное явление, другие говорят – это серьёзное заболевание. Педиатр направляет пациента к невропатологу и психиатру. Европейские учёные считают, что такого заболевания, как гиперактивность, не бывает. Просто ребёнок очень шустрый и беспокойный, а со временем он обязательно перерастёт. Гиперактивность – это миф, а не болезнь. Его придумали в начале 80-х годов, чтобы оправдать повышенную активность карапузов. Кроме того, окзывается, возраст детей тоже имеет значение. Исследование показало, что у школьников ко второму или третьему классу поведение меняется. Они становятся более спокойными и уравновешенными. Если ребёнок слишком нервный и невнимательный, возможно, у него нарушена психика. Однако, по мнению европейских медиков, не стоит пичкать детей психотропными и другими лекарствами. Последствия могут оказаться нежелательными. В дальнейшем ребёнок уже не сможет себя чувствовать нормально без медикаментов. Это ещё больше сказывается на его психике. Лучше добиваться нормального поведения непоседы ласковыми словами и разговорами. Всегда нужно помнить: все достижения или проблемы ребёнка – вина самих взрослых и окружения.

Игры с гиперактивными детьми

Любого ребёнка нужно уметь завлекать. Игры для детей дошкольного возраста предлагаются в большей мере активные. Так малыши будут тратить свою энергию с пользой. Чтобы развивать внимание и послушание, можно поиграть в игру: «Сделай всё наоборот». Взрослый опустил правую руку — малыш поднял левую. Взрослый закрыл один глаз, а малыш — другой и т. д. Поиграйте с ребёнком в игру «Съедобное – несъедобное». Только тематику нужно менять очень часто, чтобы малышу не надоело. Например, озвучиваете названия мебели — ребёнок ловит мячик, произносите другое слово, не касающееся тематики, — отбивает. Работа с детьми при повышенной активности проводится регулярно. Так они будут чувствовать, что им уделяется достаточное внимание, и будут вести себя энергично, но без лишних, никому не нужных эмоций. Время от времени играйте с малышами в шумные и эмоциональные игры.

Благодаря им у малышей развивается ловкость, мышление, умение общаться. Подвижные дети любят игру «Молчанка – кричалка». Взрослый заранее подготавливает 3 круга, цвета которых соответствуют светофору. Покажите малышу красный, в это время пусть он бегает, кричит, стучит и др. (2 минуты). Покажите жёлтый круг – ребёнок должен разговаривать и делать всё очень тихо. Зелёный цвет означает, что надо замолчать и совсем ничего не делать в течение 2 минут. С каждым «сеансом» время увеличивается. Следующая подвижная, но нешумная игра увлечёт на некоторое время детей. Это «Море волнуется раз» — забава, известная с давних времён. Она формирует у непосед послушание и фантазию. Для любого возраста можно найти интересные игры. Родители и воспитатели, заинтересованные в понижении гиперактивности ребёнка, должны научиться вместе с ним шуметь, кричать, бегать и прыгать. Вот увидите, как изменится малыш.

Советы родителям

При гиперактивности работа с детьми проводится регулярно. Они должны чувствовать к себе постоянное внимание со стороны окружающих. Организуйте малышу чёткий распорядок дня. Постарайтесь, чтобы он кушал и ложился спать в одно и то же время. Обязательно выслушивайте мнение ребёнка, не игнорируйте его, даже если вам кажется, что он говорит абсурдные вещи. Если вы считаете, что малыш не прав, доказывайте свою точку зрения, только не жёстко. Ребёнок поверит достоверным фактам, найдите и приведите примеры. Постарайтесь сформулировать свою просьбу чётко, без крика, в доброжелательном тоне. Когда ребёнок начал капризничать или истерить, попробуйте не наказывать или бить его, а отвлечь игрой.

Даже банальный поцелуй успокоит разбушевавшегося малыша. Если никакие просьбы и уговоры не действуют, оставьте его одного — вот увидите, когда он поймёт, что некому закатывать истерики, он сам успокоится. Ребёнку часто говорить слово «нельзя» нежелательно. Нужно сформулировать запрет таким образом, чтобы это выглядело как просьба. Если вы ему запрещаете засовывать предмет в розетку, постарайтесь объяснить, почему это опасно. Непонятное для ребёнка наказание спровоцирует страшную истерику и скандал. Приказывать также не нужно, лучше просто спокойно попросить. Если ребёнок не хочет извиняться, заставлять его не обязательно, так как в очередной раз будут испорчены нервы у каждого члена семьи.

Как говорилось выше, игры для детей дошкольного возраста должны быть обязательным занятием, причем играть они должны как вместе с другими ребятами, так и со взрослыми. Гиперактивным деткам не стоит давать одновременно несколько заданий: после выполнения первого такой ребенок всё равно забудет, что нужно делать дальше. Лучше просить выполнить ту или иную задачу поэтапно. Не давайте успокоительного малышу — оно негативно влияет на его общее состояние. Лучше вместо лекарств обеспечить регулярное полноценное питание, и не забывайте о витаминах — их должно быть много. Твёрдость в воспитании должна присутствовать, но только без негативных эмоций. Добивайтесь от малыша умения доводить дела до конца, не останавливаясь на половине пути. У каждого ребёнка признаки гиперактивности индивидуальны. Ласковое и доброе отношение изменит его поведение.

Заключение

В случае с гиперактивными детьми помните, что нужно применять специфические методики воспитания и игры, если хотите добиться желаемого результата. Родители и педагоги должны сообща работать с такими малышами. Воспитатель детского сада или психолог должен объяснять родителям, что в семье может быть только тихая и спокойная обстановка, чтобы не провоцировать истерики крохи. С самого рождения от ребёнка нужно мягко требовать аккуратности и послушания. Он должен уметь уважать окружающих, общаться с ними в положенном тоне: не грубить и не хамить. Гиперактивные детки не очень отличаются от активных сорванцов. Немножко усидчивости — и с ними можно вполне нормально общаться. Просто каждый маленький человечек хочет постоянного внимания. Чем быстрее педагоги и родители начнут работать над гиперактивностью ребёнка, тем эффективнее будет результат.

fb.ru

Гиперактивность в психологии это — Нефертити Стайл


Вся самая актуальная информация в статье на тему: «Гиперактивность в психологии это». Мы собрали полное описание всех ваших проблем.

Гиперакти́вность — состояние, при котором двигательная активность и возбудимость человека превышает норму, является неадекватной и непродуктивной. Гиперактивность является признаком неуравновешенной нервной системы.

Оглавление [Показать]

Причины и симптомы гиперактивности

Гиперактивность у детей

Гиперактивность встречается у детей при разных психических расстройствах: при гиперактивном расстройстве, сочетающимся с умственной отсталостью и стереотипными движениями (МКБ-10-код F84.484.4), гиперкинетических расстройствах: F90.090.0 — нарушениях активности и внимания (включая синдром дефицита внимания и гиперактивности, аббр. СДВГ), F90.190.1 — гиперкинетическом расстройстве поведения, F90.890.8 — других гиперкинетических расстройствах.

Причинами возникновения гиперактивности у детей могут быть неблагоприятные воздействия в перинатальном периоде, инфекции, родовые травмы, преждевременные или осложнённые роды. Другие возможные причины — свинцовое отравление, плохое или неправильное питание.

Статистически гиперактивность (в рамках СДВГ) в 3 раза чаще встречается у мальчиков. Это связано с тем, что мальчики рождаются крупнее, у них позже созревает мозг. Соответственно, больше возможностей получения внутриутробных и родовых травм.

Гиперактивность часто встречается в рамках СДВГ. Обычно симптомы СДВГ у детей начинают возникать в возрасте 4 лет. Средний возраст обращения к врачу — 8—10 лет: в этом возрасте учёба и работа по дому начинают требовать от ребёнка самостоятельности и сосредоточенности. Подобное состояние часто сопровождается нарушениями сна, энурезом, нарушениями речи.

Основные признаки гиперактивности у детей:

  1. Общая чрезмерная высокая активность в контексте ожидаемого в данной ситуации и по сравнению с другими детьми того же возраста и интеллектуального развития.
  2. Чрезмерная нетерпеливость, особенно в таких ситуациях, что требуют относительного спокойствия.
  3. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах; сидя на стуле, ребёнок постоянно крутится, вертится.
  4. Часто встаёт со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
  5. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает и прыгает вокруг, карабкается, пытается куда-то залезть, причём в таких ситуациях, когда это неприемлемо.
  6. Постоянные вскакивания с места, когда полагается сидеть, а также ёрзания и извивания.
  7. Шумность в играх и неспособность тихо, спокойно играть или заниматься чем-либо на досуге.
  8. Излишняя двигательная активность: ребёнок часто находится в постоянном движении.
  9. Часто проявляется чрезмерная шумливость и болтливость.

Факторы, которые провоцируют СДВГ:

  1. Генетическая наследственность;
  2. Неправильное внутриутробное развитие плода;
  3. Высокое артериальное давление у беременной;
  4. Токсикоз при вынашивании плода;
  5. Быстрое или тяжёлое родоразрешение;
  6. Внутриутробная асфиксия (недостаток кислорода у плода).

Гиперактивность у взрослых

Гиперактивность может проявляться у больных биполярным аффективным расстройством и шизоаффективным расстройством в маниакальной фазе в виде сверхактивности, у некоторых больных деменцией («старческим слабоумием») в виде беспорядочной суетливости, вре́менная гиперактивность — при острой интоксикации психостимуляторами (например, кокаином).

См. также

  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности
  • Гипербулия

Примечания

  1. Жмуров В. А. Гиперактивность // Большая энциклопедия по психиатрии. — 2-е изд.
  2. Шабалов Н. П. F90. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью // Справочник педиатра. — 3 изд. — Питер, 2013. — С. 357. — 736 с. — ISBN 978-5-496-00717-7.
  3. Всемирная организация здравоохранения. F9 Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте // Международная классификация болезней (10-й пересмотр). Класс V: Психические расстройства и расстройства поведения (F00—F99) (адаптированный для использования в Российской Федерации). — Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. — С. 330—333. — ISBN 5-86727-005-8.
  4. Психиатрия / под ред. Н. Г. Незнанова, Ю. А. Александровского, Л. М. Барденштейна, В. Д. Вида, В. Н. Краснова, Ю. В. Попова. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2009. — С. 420. — 512 с. — (Серия «Клинические рекомендации»). — ISBN 978-5-9704-1297-8.
  5. ↑ Кто такие гиперактивные дети, главные симптомы и признаки (рус.). klumbariy.ru. Проверено 21 марта 2017.

Ссылки

​Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение — это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет спокойно, деловито, не суетясь и не отвлекаясь на пустяки, решать встающие перед ним проблемы.

Разумеется, эту способность человек обретает не сразу. Маленький ребенок по своей природе импульсивен, его поведение подчинено сиюминутным побуждениям и стимулам. Взрослея, он учится «держать себя в руках», планировать свое поведение, воздерживаться от поспешных шагов, отвлекающих от серьезной цели.

Однако не каждому удается этому научиться. Иной ребенок, перестав быть милым непоседой, становится в глазах окружающих «неусидчивым», а то и «несносным». Ведет он себя неадекватно, учится скверно, и немудрено, что его жизнь превращается в ад, ибо ни одну проблему он толком решить не в состоянии.

Проблема гиперактивности стара как мир, хотя серьезные научные изыскания в этой области начались немногим более четверти века назад. Словно восполняя накопившийся дефицит, специалисты разных отраслей принялись исследовать и обсуждать то, что ранее казалось малозначимым и банальным. Появились специализированные журналы, стали ежегодно проводиться международные научные конференции по гиперактивности (последняя состоялась в мае прошлого года в Зальцбурге). Феномен «плохого поведения» превратился в патологический синдром, который нуждается в адекватной диагностике, лечении и коррекции.

А что же на самом деле за ним стоит?

Долгие годы повышенная возбудимость и неумение сосредоточиться считались естественной возрастной особенностью. Педагоги прошлого писали о «буйном нраве» и «дикой резвости» ребенка, которые необходимо усмирить посредством воспитания. Само же воспитание многими рассматривалось как привитие ребенку дисциплины: научи сына послушанию и тогда легко научишь всему остальному. Если желаемого результата достичь не удавалось, такая неудача относилась на счет труднообъяснимых индивидуальных особенностей характера, а также упущений в воспитании, которое, вероятно, было недостаточно строгим.

Переход к массовому школьному обучению заставил внимательнее рассмотреть этот вопрос. Были выделены особые категории детей, плохо справляющихся с учебной деятельностью. Традиционные формы воспитания и обучения оказывались здесь неэффективными, поэтому таких учащихся стали именовать исключительными (в негативном аспекте), подчеркивая болезненную природу их ума и характера.

История изучения

Французские авторы Ж. Филипп и П. Бонкур в книге «Психические аномалии среди учащихся» (в переводе на русский язык книга вышла в 1911 г.) среди «психически ненормальных учеников», наряду с отсталыми, эпилептиками, астениками, истериками, выделяли и так называемых неустойчивых учеников. Приводимое ими описание настолько узнаваемо, что любой современный практик легко дополнит его конкретными примерами:

«В школах сперва квалифицируют неустойчивых как недисциплинированных. Это банальное название остается за ними до тех пор, пока воспитатель не заметит, что все их поведение имеет болезненное происхождение. Эти ученики не терпят никакого руководительства, так как не могут поспевать за ним. Их физическая подвижность прямо-таки изумительна: они никогда не сидят на одном месте и каждую минуту без причины вскакивают из-за стола. Играя, они быстро переходят от одной игры к другой. Их умственная подвижность ничуть не меньше: едва принявшись за чтение, они уже хотят писать и считать».

Авторы также отмечают: «Не следует забывать о двух типах недисциплинированных: один — сознательный, самопроизвольный… другой — болезненный. Описанный нами тип имеет болезненную основу, а именно патологическое состояние нервной системы. Это — больные… В интересах будущего таких детей на них надо воздействовать одновременно медицинскими и педагогическими приемами».

Хорошо известны медицинские приемы, которые использовались в подобных случаях. Это были общеукрепляющие физиотерапевтические процедуры — небесполезные, но крайне малоэффективные в педагогическом плане, а также лекарственные препараты успокаивающего или, иначе говоря, тормозящего действия.Что же касается педагогических методов, то Ж. Филипп и П. Бонкур без особого энтузиазма характеризуют их так: «Только опытному воспитателю, привыкшему соразмерять свое преподавание с умственной вместимостью своих учеников и давать его в строго размеренных дозах, удается поддерживать некоторое время вечно подвижное и рассеянное внимание таких учеников. Но и тогда даже ученик все скоро забывает, и, чтобы вбить какие-либо понятия в его неустойчивые мозги, приходится постоянно прибегать к повторению и к вдалбливанию (martellement). Отсюда вытекает необходимость ограничиваться самым элементарным, не охватывая слишком обширное поле изучения».

Отечественный подход

В отечественной психолого-педагогической науке гиперактивности также уделялось внимание, однако отнюдь не первостепенное. Так, известный психиатр В. П. Кащенко выделял широкий спектр нарушений характера, к которым, в частности, относил и «болезненно выраженную активность». В его посмертно изданной книге «Педагогическая коррекция» читаем: «Каждому ребенку присуща подвижность как телесная, так и психическая, т. е. мыслей, желаний, стремлений. Это его психофизическое свойство мы признаем нормальным, желательным, крайне симпатичным. Странное впечатление производит ребенок вялый, малоподвижный, апатичный. С другой стороны, чрезмерная жажда движения и деятельности (болезненно выраженная активность), доведенная до неестественных пределов, также привлекает наше внимание. Мы тогда отмечаем, что ребенок постоянно находится в движении, не может сидеть спокойно ни одной минуты, ерзает на месте, болтает руками и ногами, смотрит по сторонам, смеется, забавляется, вечно о чем-то болтает, на замечания не обращает внимания. Самое мимолетное явление ускользает от его уха и глаза: он все видит, все слышит, но весьма поверхностно… В школе такая болезненная подвижность создает большие затруднения: ребенок невнимателен, много шалит, много болтает, без конца смеется над каждым пустяком. Он безмерно рассеянный. Не может или с величайшим трудом доводит начатое дело до конца. У такого ребенка нет тормозов, нет должного самоконтроля. Все это вызывается ненормальной мышечной подвижностью, болезненной умственной, а также общепсихической активностью. Эта психомоторная повышенная активность находит затем свое крайнее выражение в психической болезни, называемой маниакально-депрессивным психозом».

Описанный феномен Кащенко относил к «недостаткам характера, обусловленным преимущественно активно-волевыми моментами», выделяя также в качестве самостоятельных недостатков отсутствие определенной цели, рассеянность, импульсивность поступков. Признавая болезненную обусловленность этих явлений, он предлагал в основном педагогические способы их исправления — от специально организованных физических упражнений до рационального дозирования учебной информации, подлежащей усвоению.

С рекомендациями Кащенко трудно поспорить, однако их расплывчатость и обобщенность вызывают сомнения в их практической пользе. «Необходимо научить ребенка желать и приводить в исполнение свои желания, настаивать на них, словом, осуществлять их; для этого полезно давать ему задачи разной трудности. Эти задачи в течение долгого времени должны быть доступны ребенку и усложняться лишь по мере развития его сил».

Это бесспорно, но едва ли достаточно. Совершенно очевидно, что на таком уровне решать проблему не удается.

С годами бессилие педагогических методов коррекции гиперактивности становилось все более очевидным. Ведь явно или неявно эти методы опирались на старое представление об изъянах воспитания как источнике данной проблемы, тогда как ее психопатологическая природа требовала иного подхода. Опыт свидетельствовал, что школьную неуспеваемость гиперактивных детей несправедливо относить на счет их умственной неполноценности, а их недисциплинированность невозможно скорректировать сугубо дисциплинарными методами. Источники гиперактивности следовало искать в нарушениях нервной системы и в соответствии с этим планировать коррекционные мероприятия.

Причины возникновения

Исследования в этой области привели ученых к выводу, что в данном случае причиной нарушений поведения выступает дисбаланс процессов возбуждения и торможения в нервной системе. Был локализован и «участок ответственности» за данную проблему — ретикулярная формация. Этот отдел ЦНС «отвечает» за человеческую энергию, за двигательную активность и выраженность эмоций, воздействуя на кору больших полушарий и другие вышележащие структуры. Вследствие различных органических нарушений ретикулярная формация может находиться в перевозбужденном состоянии, и поэтому ребенок становится расторможен.

Непосредственной причиной нарушения называли минимальную мозговую дисфункцию, то есть множество микроповреждений мозговых структур (возникающих вследствие родовой травмы, асфиксии новорожденных и множества подобных причин). При этом грубые очаговые повреждения мозга отсутствуют. В зависимости от степени поражения ретикулярной формации и нарушений со стороны близлежащих отделов мозга возникают более или менее выраженные проявления двигательной расторможенности. Именно на моторном компоненте этого нарушения и сосредоточили внимание отечественные исследователи, назвав его гипердинамическим синдромом.

Анатомия гиперактивности

В зарубежной науке, преимущественно американской, особое внимание было уделено также когнитивному компоненту — нарушениям внимания. Был выделен особый синдром — дефицит внимания с гиперактивностью (СДВГ) — Attention-Deficit Hyperactivity Disorder (ADHD).

Многолетнее изучение этого синдрома позволило выявить его чрезвычайно широкую распространенность (по некоторым сведениям, им страдают от 2 до 9,5% детей школьного возраста во всем мире), а также уточнить данные о причинах его возникновения.

Разные авторы пытались связать детскую гиперактивность со специфическими морфологическими изменениями. Начиная с 70-х годов особый интерес исследователей привлекают ретикулярная формация и лимбическая система. Современные теории в качестве области анатомического дефекта при СДВГ рассматривают лобную долю и прежде всего — префронтальную область.

Представления о вовлечении лобной доли при СДВГ основываются на сходстве клинических симптомов, наблюдающихся при СДВГ и у больных с поражением лобной доли. У пациентов обеих групп отмечаются выраженная изменчивость и нарушенная регуляция поведения, отвлекаемость, слабость активного внимания, двигательная расторможенность, повышенная возбудимость и отсутствие контроля импульсов.

Определяющую роль в формировании современной концепции СДВГ сыграли работы канадской исследовательницы когнитивистской ориентации Дуглас, впервые в 1972 г. рассмотревшей дефицит внимания с аномально коротким периодом его удерживания на каком-либо объекте или действии в качестве первичного дефекта при СДВГ.

При уточнении ключевых характеристик СДВГ Дуглас в своих последующих работах наряду с такими типичными проявлениями этого синдрома, как дефицит внимания, импульсивность моторных и вербальных реакций и гиперактивность, отметила необходимость существенно большего, чем в норме, подкрепления для выработки поведенческих навыков у детей с СДВГ. Одной из первых она пришла к выводу о том, что СДВГ обусловливается общими нарушениями процессов самоконтроля и торможения на высшем уровне регуляции психической деятельности, но отнюдь не элементарными расстройствами восприятия, внимания и двигательных реакций.

Работы Дуглас и послужили основанием для введения в 1980 г. в классификации Американской психиатрической ассоциации DSM-IV и затем в классификации МКБ-10 (1994) диагностического термина «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».

Согласно самой современной теории, дисфункция лобных структур может быть обусловлена нарушениями на уровне нейромедиаторных систем. Становится все более очевидно, что основные изыскания в данной области относятся к компетенции нейрофизиологии и нейропсихологии. Это, в свою очередь, диктует и соответствующую специфику коррекционных мероприятий, которые и по сей день, увы, остаются недостаточно эффективными.

гиперактивность —    ГИПЕРАКТИВНОСТЬ (с. 149)    Воистину несчастен человек, который ни на чем не способен сосредоточиться. По мнению английской писательницы Эммы Баркер, сосредоточение это ключ к силе. Зрелым и сильным мы справедливо считаем того, кто умеет… …   Большая психологическая энциклопедия

гиперактивность — сущ., кол во синонимов: 3 • активность (28) • сверхактивность (3) • суперактивность …   Словарь синонимов

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — (от греч. hyper – над, сверх + активность). Комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, нарушениях концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. В учебном …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

Гиперактивность — Для улучшения этой статьи желательно?: Дополнить статью (статья слишком короткая либо содержит лишь словарное определение). Добавить иллюстрации. Викифицировать статью …   Википедия

Гиперактивность — ( гр. – сверхактивность) – нервно психическое качество личности, проявляющееся в формах сверхнормативной социальной активности. Гиперактивность – это неугомонность, импульсивность реакций, повышенная инициативность и двигательная активность,… …   Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

гиперактивность — hiperaktyvumas statusas T sritis Kūno kultūra ir sportas apibrėžtis Padidėjęs vaikų pojūtinis ir judėjimo aktyvumas dėl kurių nors brendimo ar laikinų sveikatos sutrikimų. Hiperaktyvumas pasireiškia nepastoviu dėmesiu, blogu mokymusi,… …   Sporto terminų žodynas

Гиперактивность —     комплексное нарушение поведения, проявляющееся в неуместной избыточной двигательной активности, дефектах концентрации внимания, неспособности к организованной, целенаправленной деятельности. Г. негативно сказывается на взаимоотношениях с… …   Педагогический терминологический словарь

Гиперактивность — неадекватная, повышенная и обычно непродуктивная двигательная активность (сверхактивность маниакальных пациентов, пациентов с гиперактивностью и дефицитом внимания, ажитация пациентов в состоянии тревоги, беспорядочная суетливость пациентов со… …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ГИПЕРАКТИВНОСТЬ — Энергичная, неадекватная двигательная активность. См. дефицит внимания с гиперактивностью …   Толковый словарь по психологии

гиперактивность —    комплексное нарушение поведения и познавательных процессов; проявляется не свойственными для нормального ребенка невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью, повышенной двигательной активностью.    Долгие годы повышенная возбудимость и… …   Дефектология. Словарь-справочник

nefertitistyle.ru

Гиперактивный ребенок. Психология

По данным исследований, он встречается у 4–9% дошкольников и младших школьников. А это значит, что в классе, где в среднем учится 25–27 человек, есть один, а то и два гиперактивных ребенка.

Как проявляется?

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. Именно гиперактивные дети часто «выпрыгивают» из колясок на глазах матери, выламывают прутья кроваток, опрокидывают на себя чайник с кипятком. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Родители не случайно говорят, что к их детям «словно прикрепили моторчик», и те готовы бегать и прыгать сутками. Но полагать, что это всего лишь следствие большого запаса энергии у ребенка, неправильно. Это разрядка, которая необходима ребенку из-за особенностей его организма. К тому же гиперактивность часто сопровождается беспокойными движениями, вычурностью моторики и чрезмерной вспыльчивостью ребенка.

Основные сложности

Ситуация усугубляется в детском саду, а позднее и в школе. Занятия требуют усидчивости, а ребенок крутится-вертится, шумит, отвлекает других детей. При высоком уровне интеллектуального развития он учится на «тройки», а на уроках ему скучно. Из-за своей импульсивности ребенок часто попадает в разные переделки, действует, не подумав, в результате чего дневник пестрит замечаниями учителей, а отношения с одноклассниками не складываются.

Предпосылки к возникновению

Конечно, синдром гиперактивности с нарушением внимания не возникает на пустом месте. Его зачатки появляются еще до появления ребенка на свет. Причинами могут стать любые проблемы во время беременности и родов, которые сопровождаются внутриутробной гипоксией (нехваткой кислорода). Речь идет об угрозе выкидыша, асфиксии, использовании во время родов вспомогательных средств (например, щипцов), стремительных либо, наоборот, длительных травматичных родах, курении во время беременности. Инфекции и интоксикации в первые годы жизни малыша тоже могут обернуться гиперактивностью. Существует также и генетическая предрасположенность.

Исследования

В основе гиперактивности лежит минимальная мозговая дисфункция (ММД). Именно из-за нее у детей возникают трудности в учебе. В настоящее время нейропсихологами, нейрофизиологами, биологами ведутся исследования ММД и гиперактивности. Они, как правило, выявляют нарушения структурно-функциональной организации левого полушария, незрелость лобно-гиппокампальной системы мозга (именно она отвечает за регуляцию уровня внимания), низкий психический тонус, повышенную истощаемость. Именно из-за этих нарушений ребенок столь подвижен, импульсивен, но при этом невнимателен. Отмечено, что к подростковому возрасту повышенная двигательная активность исчезает, а вот невнимательность и импульсивность, напротив, могут прогрессировать. Кроме того, исследования показали, что гиперактивные дети зачастую испытывают трудности с письмом и речью, произнесением сложных слов, скороговорок.

Ребенок в семье

Родители нередко испытывают трудности при общении с гиперактивными детьми. Некоторые стремятся дисциплинарными методами победить непослушание сына или дочери – увеличивают нагрузки, строго наказывают за провинности. Другие избирают путь вседозволенности и предоставляют ребенку полную свободу действий. При определении оптимальной линии поведения с ребенком родители часто теряются. Конечно, разные ситуации требуют разных решений. Но в первую очередь родители должны понять, что их чадо столь активно не назло им и не потому, что не хочет правильно себя вести. Ребенок поступает так неумышленно, поэтому родительские эмоциональные всплески – нападки, ругань и угрозы – могут только навредить. Ряд общих рекомендаций дают психологи.

Что важно знать?

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы малыш выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу, например, «иди в свою комнату, собери игрушки, потом помой руки и приходи обедать». Ребенок вряд ли воспримет такую тираду, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

Выполнение задания должно быть ограничено конкретными временными рамками. О смене вида деятельности ребенку нужно сообщить заранее – за 10–15 минут, а об истечении срока выполнения задания пусть его оповестит будильник или таймер.

Запрещая ребенку что-либо, лучше избегать слов «нет» и «нельзя». В любой ситуации следует разговаривать спокойно, не на повышенных тонах.

Устные инструкции стоит подкреплять визуально. Это может быть план-календарь или красочный ежедневник, куда вы вместе с ребенком будете записывать время приема пищи, выполнения домашних заданий, прогулок и сна.

Своевременное обращение к специалистам – психологам, неврологам, дефектологам необходимо, это помогает полностью справиться с проблемой гиперактивности ребенка.

А. Талдыкина

medportal.ru

Гиперактивный ребенок — психология и общение

Гиперактивный ребенок – это не модное слово и не преувеличение, как полагают некоторые. Это настоящее нарушение, которое требует длительной терпеливой коррекции. По-другому ее называют СДВГ, то есть синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Проявляться она может уже с первых дней жизни, и сохраняться вплоть до подросткового возраста. Родителям таких детей требуется немало терпения, чтобы справиться с их неугомонным темпераментом. Как понять, что ваш ребенок гиперактивен и как направить его энергию в правильное русло?

Симптомы гиперактивности

Хочется успокоить родителей, гиперактивность – это не психическое заболевание. В нем нет ничего страшного и ужасного. Гиперактивные дети прекрасно развиваются и даже лучше своих сверстников. Единственное, что у них может страдать так это речь и только потому, что они настолько привыкли торопиться, что им просто некогда четко выговаривать слова. А по физическому развитию они даже убегают вперед. Как же понять, гиперактивен ли ваш ребенок или просто активен?

Симптомы гиперактивности в возрасте до года

Детишки, которые родились гиперактивными, заявляют об этом уже с первых дней жизни. Мамы очень скоро понимают, что их ни на минуту нельзя оставить на пеленальном столе без присмотра, так как активные малыши тут же выпутываются из пеленок и могут упасть.

В возрасте нескольких месяцев они начинают очень интенсивно исследовать предметы, но исследование длится считанные секунды – едва взглянув на игрушку, они отбрасывают ее и тут же хватают другую, так что удержат их внимание на одном предмете невозможно.
Они чересчур активны в движении. Ползающий ребенок 8-9 месяцев иногда передвигается быстрее, чем ходит взрослый человек. Поэтому уследить за ним очень сложно. Молодым мамам гиперактивных малышей не позавидуешь.

С памятью у них все прекрасно, говорить они тоже начинают вовремя, но вот по ночам обычно очень плохо спят, часто и громко плачут. Они показывают повышенную чувствительность к любым раздражающим факторам – свету, жаре, духоте, холоду, шуму. Мгновенно возбуждаются по любому поводу.

Из-за повышенной активности молодым родителям может показаться, что их ребенок особенный, одаренный, но в большинстве случаев через несколько лет это заблуждение опровергается. Хотя нельзя отрицать, что некоторые из них имеют особенные способности все схватывать на лету.

В этом возрасте гиперактивному малышу нужно уделять больше внимания, учитывая тип его темперамента, соблюдать рекомендации врачей и психологов, иначе в дальнейшем могут возникнуть проблемы с работой нервной системы.

Симптомы гиперактивности в дошкольном возрасте

С года до 6 лет проблем становится только больше. Ребенок уже более свободен в движении, не находится под постоянным строгим надзором мамы, идет в детский сад, откуда на него поступают постоянные жалобы. Его поведение временами становится неконтролируемым.

  • Сидеть на месте такие дети неспособны – им постоянно нужно бегать, прыгать, скакать. В этом возрасте у них начинаются всевозможные травмы, так как они часто падают, набивают себе шишки и ссадины. Это не становится для них уроком и заставляет хотя бы на время остановиться.
  • Типичного возраста почемучки они минуют. Услышать от них такие вопросы большая редкость. Если же ребенок и спросил что-то, то выслушивать ответ ему уже некогда, так как к этому времени он успевает переключиться на другое занятие или предмет.
  • Основные проблемы этого возраста начинаются с того момента, как ребенок пойдет в садик. Обычно это самый шумный ребенок в группе, если в ней нет еще одного такого же малыша. Его не слишком смущает присутствие посторонних людей – родителей и воспитателей он не слушает, точнее, не успевает слышать в силу своей постоянной занятости. Они неусидчивы, невнимательны, упрямы, вспыльчивы и зачастую агрессивны. Им свойственны частые перемены настроения.
  • Гиперактивные дети неаккуратны, непоследовательны, недисциплинированны. Любые попытки родителей к строгости и возведению рамок встречаются либо полным игнорированием, либо вспышкой раздражительности. Поэтому дисциплинировать их крайне сложно.
  • Говорят такие дети тоже быстро, при этом «съедая» окончания, так что его речь иногда может показаться невнятной. Рассказывают торопливо и очень сердятся, когда его не понимают и переспрашивают.

В детском саду в тихий час гиперактивного ребенка очень сложно уложить спать. По поводу детского сада у родителей таких ребятишек спорное мнение. С одной стороны ребенку нужно общество других детей. С другой – с ними приходится нелегко воспитателям, часто возникают конфликты с другими ребятишками, остается опасение, что нянечки не смогут усмотреть за ребенком, и он получит травму. Поэтому, если вы решили отдать своего малыша в детский сад, то поговорите с воспитателем, описав ей ситуацию и желаемое поведение с ребенком.

Симптомы гиперактивности в младшем школьном возрасте

Самые большие проблемы начинаются с того момента, как ребенок пойдет в школу. Здесь оказывается, что, несмотря на свои кажущиеся способности, нормально учиться он не в состоянии, зачастую не может поладить с одноклассниками. Для большинства родителей – это череда разговоров с учителями и вызовов к директору.

  • Ребенок невнимателен – совершенно не умеет сосредотачиваться. Ошибки в заданиях допускают в основном по этой причине. Даже списывая текст из книги, они могут наделать множество грубых ошибок.
  • Возникают сложности с восприятием информации, так как они не слушают то, что им говорит учитель.
  • Забывчив, часто теряет ручки, карандаши и учебники, которые совсем недавно держал в руках.
  • Возникают трудности со следованием инструкциям и организацией своей деятельности. Постоянно отвлекается, может заниматься незначительными вещами даже во время годовой контрольной.
  • На уроках не могут сидеть спокойно. Они постоянно ерзают, крутятся, встают с места и ничего не могут с этим поделать.
  • Они похожи на заводные игрушки, и даже школа не мешает им бегать, кричать, шуметь, болтать без умолку.
  • Они импульсивны, не сдержанны. Совершенно не умеют держать себя в руках, слушать и думать о последствиях своих действий.

Именно поэтому успеваемость гиперактивных детей в школе зачастую оставляет желать лучшего. Во взрослом возрасте некоторые черты продолжают сохраняться, хоть и не столь выраженного характера.

Причины гиперактивности

Чаще всего дети бывают гиперактивными  с рождения. Это могут провоцировать самые разные факторы.

Наследственный фактор, беременность и роды

1.    Некоторые специалисты склонны полагать, что гиперактивность – явление наследственное, то есть, если у вас в детстве наблюдалась повышенная активность, то велика вероятность, что ваш малыш тоже доставит вам немало хлопот. Конечно, здесь играют роль и другие факторы, такие как алкоголизм в семье, асоциальные психопатии у кого-то из близких родственников, аллергические заболевания матери, мигрени.

2.    Другие больше склонны думать, что гиперактивность развивается преимущественно у детей с органическим поражением головного мозга, которое развивается в первые дни жизни малыша, во время беременности или родов. Здесь могут сыграть роль многие факторы – внутриутробная гипоксия, вызванная недостатком свежего воздуха, погрешностями в питании, курением, приемом алкоголя мамы во время беременности.

3.    Перенесенные женщиной инфекционные заболевания во время беременности также могут сказаться на формировании нервной системы малыша.

4.    Вызвать нарушения могут травмы живота во время беременности.

5.    Если что-то во время родов пошло не так, то это тоже может сказаться на активности ребенка. Кесарево сечение, неправильное положение плода во время родов, обвитие пуповиной.

Первые годы жизни

В первые годы жизни происходит становление нервной системы. Любые травмы в этот период  могут оставить тяжелейшие последствия. Здесь может наложить отпечаток что угодно – инфекционные заболевания, отношения внутри семьи, сосредоточение ее внимания единственно на ребенке.

Питание

Если гиперактивность не врожденная, то может быть виновато питание и недостаток некоторых питательных веществ, необходимых для нормального функционирования нервной системы. В этом возрасте жизненно необходимы витамины группы В – никотиновая, фолиевая, пантотеновая кислоты, цианкобаламин, пиридоксин. Не менее важны микроэлементы, такие как цинк, железо и полиненасыщенные жирные кислоты.

Губительно на детской нервной системе сказывается употребление таких продуктов, как черный чай, кофе, консервы, газировки, продукты с высоким содержанием сахаров и углеводов. Поэтому родителям можно порекомендовать следить за тем, что ест их ребенок и как он реагирует на тот или иной продукт.

Плохая экология

О плохой экологии можно не рассказывать. Это и так все знают. Загрязнение окружающей среды достигло пугающих масштабов. Соли тяжелых металлов, откладываясь в организме, наносят ему непоправимый вред. Особенно губительны они для детского организма. Конечно, это не основная причина возникновения гиперактивности, но она может усугубить положение.

Что делать мамам гиперактивных детей?

С такими детьми нелегко, поэтому к ним нужно искать особенный подход, пытаясь усмирить их бесконечную энергию. Мамам можно только набраться терпения и соблюдать ряд несложных правил.

1.    Покажите ребенка психотерапевту. Возможно, он назначит ему сеанс занятий, и пропишет медицинские препараты.

2.    Таким детям нельзя говорить слова «нет». Это не значит, что им все нужно позволять, просто стройте предложения по-другому. Например, вместо того, чтобы сказать «не прыгай на кровати», скажите «слезь с кровати». И обязательно объясните малышу свое требование.

3.    Обозначайте свои просьбы или задачи, которые вы собираетесь дать малышу предельно четко. Используйте при этом короткие, но ясные предложения. Длинные формулировки таким детям даются с трудом.

4.    Не перегружайте ребенка. Давайте ему новое поручение только после того, как он выполнит предыдущее. Гиперактивные дети очень невнимательны и про второе поручение он сразу же забудет. Поэтому последовательность – ваш друг.

5.    Контролируйте время, выделенное на то или иное дело. Такие ребята теряются во времени, поэтому им сложно самим сориентироваться. Напоминайте ему, что пора заканчивать за пять минут до назначенного срока или воспользуйтесь таймером.

6.    Составьте строгий распорядок дня. Сон, приемы пищи, игры и занятия должны проходить в одно и то же время. Это хоть как-то дисциплинирует вашего малыша.

7.    Чтобы израсходовать хотя бы часть его неиссякаемой энергии, отдайте его на активные спортивные секции. Хорошо, если занятия будут проходить каждый день. К активным занятиям ваш ребенок отнесется с самоотдачей. Вполне возможно, что при условии крепкого здоровья из него может получиться хороший профессиональный спортсмен.

8.    Будьте всегда позитивны – старайтесь не ругать его лишний раз, а вот хвалите за любую незначительную заслугу. Гиперактивные дети – очень чувствительны к похвалам и это неплохой стимул для того, чтобы проявить чуть больше усердия.

9.    Четко определите, что можно и что нельзя и ни в коем случае не допускайте нарушения этого правила. За примерное поведение радуйте ребенка чем-нибудь. Например, небольшой игрушкой.

Рекомендации относительно именно вашего ребенка может дать вам только психолог или психотерапевт, так как каждый малыш индивидуален.

 

Гиперактивный ребенок и школа

В школе сложно учиться из-за сниженной концентрации внимания. Такие дети не успевают учиться, получают плохие отметки, но могут отлично успевать там, где требуется активность.

Снизить гиперактивность ребенка возможно, но крайне сложно! Прежде всего родители должны быть сами спокойными, не ссориться в присутствие ребенка, спокойно без нервов с ним общаться, рассказывать что-то. Когда ребенок почувствует, что вы ощущаете его, он сможет измениться. Родители часто глупо думают, что ребенок сам по себе так, многое зависит от самих родителей.

Гиперактивность и рассеянное внимания

Часто гиперактивность сопровождает рассеянное внимание, сложность в концентрации внимания. Все это особенности устройства нервной системы, нужно стараться контролировать свое состояние и тогда гиперактивность может пойти вам на пользу.

Знайте, что это может быть чревато для ребенка, при такой повышенной активности будут сложности с успеваемостью в школе и возможно, при совмещение с низкой самооценкой и адаптацией в коллективе. Учите ребенка концентрировать внимание, но не ругайте его, если у него это не получается.

kubinard.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о