Функции педагогического общения
Количество просмотров публикации Функции педагогического общения — 9321
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения˸
1. Информативная функция состоит в отборе и передаче учителем информации, которая определена учебными планами и программами.
2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимоотношений между людьми.
3. Познавательная функция выражается в направленности активности воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргументации, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодействия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих координации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами.
5. Регулятивная функция состоит в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственного поведения, а также торможения и устранения негативных.
6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на базе уважения к достоинству личности другого человека.
Функции педагогического общения
(по В.Ю. Питюкову)
I. ʼʼОткрытиеʼʼ ребенка на общение, которая позволяет создать младшему школьнику комфортные условия в игровой, учебной, трудовой деятельности, предоставляя ему возможность проявить себя. Она воплощается с помощью разнообразных операций, из которых мы рассмотрим лишь некоторые˸
1. Выбор пластической позы. Пластическому образу учителя соответствует открытая поза, опущенные руки с раскрытыми ладонями, наклон тела вперед.
2. Подача информации с позиции ʼʼМыʼʼ. Устранение физического, социального и терминологического барьеров позволяет учителю выстраивать свое общение с воспитанниками с позиции ʼʼМыʼʼ˸ ʼʼМы начинаем изучение новой темы…ʼʼ, ʼʼНам необходимо ещё раз вернуться к решению этой задачиʼʼ, ʼʼПодумаем вместеʼʼ.
3. Установление личного контакта. Для установления такого контакта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы˸ вербальный, визуальный, тактильный.
Вербальный контакт устанавливался при помощи слов. Для педагогов стало нормой употребление не прямых требований, а приглашений, просьб, советов, пожеланий. Очень важными становились обращения к детям по именам, использование разнообразных формул вежливости˸ ʼʼПожалуйстаʼʼ, ʼʼБудь добрʼʼ, ʼʼИзвинитеʼʼ, ʼʼПрошу прощенияʼʼ и т.д. В общении с учащимися учителя использовали глаголы сослагательного наклонения˸ ʼʼПочему бы тебе не решить задачу другого варианта?ʼʼ, ʼʼМожет быть, тебе удобнее читать вслух?ʼʼ, вопросительные предложения с частицей ʼʼлиʼʼ или со словами ʼʼможноʼʼ, ʼʼсоветуюʼʼ, ʼʼпрошуʼʼ, ʼʼрекомендуюʼʼ, ʼʼжелательноʼʼ˸ ʼʼнельзя ли сказатьʼʼ, ʼʼсоветую писать в столбикʼʼ, ʼʼпрошу выучить стихотворение к пятницеʼʼ, ʼʼне трудно ли тебе принести тетрадьʼʼ. Для организации совместной деятельности они применяли глаголы первого и второго лица множественного числа˸ ʼʼА теперь давайте откроем учебники…ʼʼ, ʼʼПрочитайте это стихотворение в паре друг другуʼʼ. Для установления личного контакта был важен обмен вопросами о здоровье, настроении, погоде, который позволял педагогу и школьникам присмотреться друг к другу, почувствовать эмоциональное состояние и найти нужный стиль общения.
referatwork.ru
Функции педагогического общения
Количество просмотров публикации Функции педагогического общения — 9320
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения˸
1. Информативная функция состоит в отборе и передаче учителем информации, которая определена учебными планами и программами.
2. Нормативная функция заключена в освоении учащимися норм морали и права через усвоение основ нравственного поведения, образцов соответствующих действий, поступков, способов регулирования взаимоотношений между людьми.
3. Познавательная функция выражается в направленности активности воспитанников, в формировании у них приемов и средств аргументации, доказательства, объяснения, облегчающих в процессе взаимодействия людей понимания мыслей и идей друг друга, способствующих координации знаний, которые дети получают в общении со сверстниками и педагогами.
4. Коммуникативная функция предполагает установление межличностных связей и взаимодействий воспитанников в микрогруппах, первичных коллективах, объединениях, установление контактов между коллективами детей и взрослых.
5. Регулятивная функция состоит в установлении различных форм и средств стимулирования положительных поступков нравственного поведения, а также торможения и устранения негативных.
6. Воспитательная функция общения состоит в показе и развитии у воспитанников способов и форм сотрудничества и взаимодействия, в выработке у них культуры умения общаться на базе уважения к достоинству личности другого человека.
Функции педагогического общения
(по В.Ю. Питюкову)
I. ʼʼОткрытиеʼʼ ребенка на общение, которая позволяет создать младшему школьнику комфортные условия в игровой, учебной, трудовой деятельности, предоставляя ему возможность проявить себя. Она воплощается с помощью разнообразных операций, из которых мы рассмотрим лишь некоторые˸
1. Выбор пластической позы. Пластическому образу учителя соответствует открытая поза, опущенные руки с раскрытыми ладонями, наклон тела вперед.
2. Подача информации с позиции ʼʼМыʼʼ. Устранение физического, социального и терминологического барьеров позволяет учителю выстраивать свое общение с воспитанниками с позиции ʼʼМыʼʼ˸ ʼʼМы начинаем изучение новой темы…ʼʼ, ʼʼНам необходимо ещё раз вернуться к решению этой задачиʼʼ, ʼʼПодумаем вместеʼʼ.
3. Установление личного контакта. Для установления такого контакта с младшими школьниками воспитатели использовали различные способы˸ вербальный, визуальный, тактильный.
Вербальный контакт
referatwork.ru
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Материалы для практического занятия 10.03.16
ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ, ЕГО ФУНКЦИИ, СТИЛИ
ФЕНОМЕН ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. СТИЛИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ
Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения.
Антуан Сент-Экзюпери
Самая неискоренимая человеческая потребность – потребность в общении.
В.А. Сухомлинский
Общение – непосредственные взаимоотношения между людьми, основанные на понимании и передаче знаний и переживаний в соответствии с нравственными нормами и условиями осуществления ими деятельности. Общение выступает важным фактором формирования личности человека, средством воспитания.
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ:
1. Чего ждет от детей педагог, ведущий урок, внеклассное занятие?
2. Чего ждут дети, пришедшие на урок, на внеклассное занятие?
3. Каким должен быть урок, которого ждут дети?
4. Были в вашей жизни уроки, внеклассные занятия, которых вы ждали?
Воспитывать человека значит не только воздействовать на его представления и понятия, формировать его убеждения, но и обеспечить практическую регуляцию его поведения, отношений с другими людьми. Любой вид общения в паре «воспитанник — педагог» должен являться воспитывающим.
1. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это профессиональное общение педагога, направленное на создание благоприятного психологического климата.
2. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ – это многоплановый процесс организации, взаимопонимания и взаимодействия между педагогами и учащимися, в соответствии с целями и содержанием их совместной деятельности.
3. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ — установление контакта педагога с учащимися в воспитательных целях. Его можно определить как профессиональное воздействие педагога на учащихся, имеющее определенные педагогические функции и направлено па оптимизацию учебно — воспитательной деятельности и отношений между ними.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА ОБЩЕНИЯ ПЕДАГОГА – это мера его способностей осуществлять взаимоотношения с другими людьми. Искусство общение педагога основывается, прежде всего, на хорошем знании людей (воспитанников), с которыми он общается. Для педагога общение – двусторонний процесс, где дети становятся полноправными партнерами. Общение – это еще и свобода не только высказывать свое мнение, но и уверенность, что его выслушают до конца. Педагог должен научить ребенка высказывать без боязни быть непонятым. Неправильное педагогическое общение порождает страх, неуверенность, ослабление внимания, памяти, работоспособности, снижение желания думать. В конечном счете – рождается устойчивое негативное отношение к учителю, а потому и к предмету. Цель общения на уроке – «не для себя», а «для другого», не самому узнать, а научить, не самому почувствовать, а вызвать чувства у учащегося. Используя слово, тон голоса, мимику и др., учитель или воспитатель сообщает воспитаннику информацию и демонстрирует свое отношение к ней, к воспитаннику, к себе самому и ко всему миру. Это изменяет настроение, отношения, деятельность воспитанника, в результате которой формируются качества личности.
В.А. Сухомлинский считал, что каждое слово, сказанное в стенах школы должно быть продуманным, мудрым, полновесным, особо осуждал крик педагога. Слово педагога должно, прежде всего, успокаивать. Мудрость педагога в умении сохранить детское доверие к нему, желание общаться с педагогом как с другом.
Важнейшее значение для техники педагогического общения имеют овладение культурой речи (в том числе дикцией, и интонацией, орфоэпией), выработка правильного дыхания, постановка голоса. Совершенствовать мастерство устной речи необходимо не только потому, что по самой специфике работы учителю приходится много говорить, рассказывать и объяснять, но и потому, что выразительное слово помогает лучше применять методы педагогического воздействия.
Большое внимание проблемам педагогического общения уделяют современные американские и русские педагоги. Они утверждают, что педагогу нужно научиться управлять своим голосом, лицом, уметь держать паузу, позу, жест, мимику. В недавно вышедшей книге Дж. Брофи и Т. Гуда «Отношения учителя и ученика» анализируются особенности «субъективного» общения учителя, проявляющееся в избирательном отношении к ученикам.
Одним из звеньев педагогического общения является СТИЛЬ (индивидуальный принцип общения) – это совокупность конкретных приемов и средств, которые педагог реализует в общении.
В.А. Канн-Калик определяет следующие стили педагогического общения:
· педагогическое общение, основанное на увлеченности совместной творческой деятельности педагогов и учащихся;
· общение, в основе которого лежит дружеское расположение;
· общение — дистанция;
· общение – устрашение;
· общение – заигрывание
Наиболее продуктивным является ОБЩЕНИЕ НА ОСНОВЕ УВЛЕЧЕННОСТИ СОВМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. В основе – единство высокого профессионализма педагога и его отношения к педагогической деятельности в целом.
Достаточно результативен СТИЛЬ НА ОСНОВЕ ДРУЖЕСКОГО РАСПОЛОЖЕНИЯ. Дружеское расположение выступает стимулом развития взаимоотношений педагога и учащихся, но оно должно быть педагогически сообразным. Вот почему одним из достаточно распространенных стилей общения является ОБЩЕНИЕ – ДИСТАНЦИЯ.
Дистанция должна способствовать общей логике отношений педагога и ученика. Дистанция является показателем ведущей роли педагога, но должна быть основана на авторитете.
Общение – дистанция в своих крайних проявлениях обычно переходит в более жесткую форму – ОБЩЕНИЕ – УСТРАШЕНИЕ. Этот стиль наиболее популярен у начинающих педагогов, которые не умеют организовывать продуктивное общение на основе увлечен6ности совместной деятельности. Общение – устрашение является бесперспективным.
Не менее отрицательную роль в актах взаимодействия педагогов и учащихся играет ОБЩЕНИЕ – ЗАИГРЫВАНИЕ, которое также в основном используется молодыми учителями. Стремясь побыстрее установить контакт с детьми, они начинают заигрывать с ними, т.е. кокетничать, вести разговоры на личные темы, злоупотреблять поощрениями без надлежащих на то оснований.
Такие стили как устрашение, заигрывание и крайние формы общения – дистанции при отсутствии у педагога коммуникативных умений, необходимых для создания творческой атмосферы сотрудничества, при их частом использовании становятся штампами, воспроизводя малоэффективные способы педагогического общения. В других случаях они порождают конфликтные отношения между учителем и учащимися. В связи с этим рассматривается технология разрешения конфликтов.
СТИЛИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ (дополнительный материал)
1. СТИЛЬ: «МОНБЛАН» (гора в окрестностях Парижа)
Педагог поставил сам себя на пьедестал; говорит с классом, конкретно не глядя ни на кого, его не интересуют их интересы, он чувствует себя богом.
Недостатки: совершено отсутствует контакт с учащиеся, нет ответной связи, нарушается система педагогического воздействия, бездействия учащихся; активны только те, у кого высокая мотивация к обучению.
2. СТИЛЬ: «КИТАЙСКАЯ СТЕНА».
Педагог наглухо огорожен от учащихся, действует по принципу: «Я должен учить, вы должны учиться». Между педагогом и учащимся сильный психологический барьер, совершенно отсутствует эмоциональная составляющая из чувства, господствует или страх, или безразличие. Информация воспринимается только в созерцательном плане, работает только память (загрузка памяти).
3. СТИЛЬ: «ЛОКАТОР».
Педагог выбрал какую – то группу учащихся или 1 учащегося и контактирует только с ними (или с отличниками, или с неуспевающими, или с любимчиками).
4. СТИЛЬ: «РОБОТ».
Это когда педагог действует по заранее заложенной программе.
Совершенно без эмоций, ни на что не реагирует, во что бы то ни стало, должен выполнить то, что запланировал.
Недостатки: дети быстро приспосабливаются, творчество отсутствует (почти все становятся отличниками).
5. СТИЛЬ: «Я САМ»
Педагог старается все сделать сам (сам задает вопросы, сам отвечает, сам все делает). Учащиеся превращаются в зрителей в театре.
Недостатки: культивирует пассивность, безответственность, у воспитанников желание возложить какое – либо дело на другого.
6. СТИЛЬ: «ГАМЛЕТ».
Педагог во всем сомневается, постоянно обращается за советом, робок, осторожен, без творческого полета и фантазий, опирается только на давно устоявшиеся истины. Нестандартные поведения учащихся приводят его в состояние замешательства. Чаще всего идет на поводу у учащихся.
Недостатки: совершенно отсутствует энергия. Ведет к формированию заниженной самооценки у учащихся. Отучает от чувства профессионального риска, формирует позицию середнячка и невмешательства ни в какие дела (моя хата с краю, ничего не знаю).
7. СТИЛЬ: «ТЕТЕРЕВ» — ничего не вижу, ничего не слышу.
Совершенно не контролирует ситуацию, самоувлеченность забирает все остальное; если случайно переходит на другую тему, то на этом и заканчивает разговор.
Недостатки: он не приучает учащихся не только слышать, но и слушать, воспитывает невнимательное отношение к окружающим.
8. НОРМАЛЬНЫЙ СТИЛЬ: «СОЮЗ».
— для участников педагогического процесса основные понятия: СОДРУЖЕСТВО, СООБЩЕСТВО, РАВНОПРАВИЕ ОТНОШЕНИЙ.
Общепринятой классификацией стилей педагогического общения является их деление на авторитарный, демократический и либеральный стили.
АВТОРИТАРНЫЙ СТИЛЬ («РАЗЯЩИЕ СТРЕЛЫ»). Учитель единолично определяет направление деятельности группы, указывает, кто с кем должен сидеть, работать, пресекает всякую инициативу детей. Основные формы взаимодействия – приказ, указание, инструкция, выговор. Учитель лаконичен, у него преобладает начальственный тон, нетерпение к возражениям. Даже резкая благодарность звучит как команда (оскорбление). За ошибку виновный высмеивается, но не объясняется, как ее исправить. В его отсутствие работа замедляется или прекращается.
ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ СТИЛЬ («ВОЗВРАЩЕНИЕ БУМЕРАНГА»). Проявляется в опоре руководителя на мнение коллектива. Педагог старается донести цель деятельности до сознания каждого, подключает всех к активному участию в обсуждении хода работы, видит свою задачу не только в контроле и координации, но и воспитании. Каждый ребенок поощряется. Оптимально распределяется нагрузка с учетом индивидуальных склонностей и способностей. Способы общения – просьбы, совет, информация.
ЛИБЕРАЛЬНЫЙ СТИЛЬ (АНАРХИЧЕСКИЙ, ПОПУСТИТЕЛЬСКИЙ «ПЛЫВУЩИЙ ПЛОТ»). УЧИТЕЛЬ старается не вмешиваться в жизнь коллектива, не проявляет активности. Вопросы рассматривает формально, устраняется от ответственности. Об авторитете тут речи не может быть. Успеваемость и дисциплина, как правило, неудовлетворительные.
Лучший стиль руководства – демократичный. Хотя количественные показатели здесь могут быть и ниже, чем при авторитарном, но желание работать не иссякнет и в отсутствии руководителя.
В зависимости от стиля педагогического общения выделены три типа учителей: «проактивный», «реактивный», «сверхактивный». Первый инициативен в организации общения, индивидуализирует свои контакты с учениками, его установка меняется в соответствии с опытом. Он знает, чего хочет, и понимает, что в его поведении способствует достижению цели. Второй тоже гибок в своих установках, но он внутренне слаб. Не он сам, а школьники диктуют характер его общения с классом. У него расплывчатые цели и откровенно приспособленное поведение. «Сверхактивный» учитель склонен к гипертрофированным оценкам своих учеников и выстраиванию нереальных моделей общений. Если ученик чуть активнее других – он бунтарь и хулиган, если чуть пассивнее – лодырь и кретин. Выдуманные им же оценки заставляют такого учителя действовать соответствующим образом: он то и дело впадает в крайности, подгоняя под свои стереотипы реальных учеников.
ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ
Ваш стиль педагогического общения1.
Определить Ваш стиль педагогического общения вам поможет предлагаемый тест.
Выберите 20 из предлагаемых ниже педагогических суждений, которые Вы принимаете безоговорочно.
1. Нет от природы идеальных детей.
2. Наказание – испытание способ преодоления порочных наклонностей детей.
3. Школьникам свойственна справедливость в оценке знаний одноклассников.
4. Чтобы ученик не зазнавался, надо откровенно говорить о его недостатках в коллективе.
5. Терпимость, склонность к компромиссу с детьми профессионально необходимы учителю.
6. Уважать ребенка – значит предъявлять высокие требования.
7. Важно не столько регулировать поведение школьников, сколько побуждать их к саморегуляции.
8. В одобрении педагога больше нуждаются слабые, а не сильные учащиеся.
9. Без требовательности ни обучать, ни воспитывать нельзя.
10. Чем агрессивнее ребенок, тем больше он нуждается в требовательности учителя.
11. Ложь школьника должна разоблачаться публично.
Уступчивость учителя не вредит воспитанию сильного характера.
12. При рассаживании учащихся в классе нужно учитывать их успеваемость и поведение.
13. Чтобы мальчик рос мужественным, нужно стыдить его, когда он проявляет слабость.
14. Хотя у детей и небольшой жизненный опыт, учителю необходимо чаще с ним советоваться.
15. Школа и семья должны предъявлять к учащимся единые педагогические требования.
16. Любой педагогический конфликт может быть разрешен без насилия над ребенком.
17. Индивидуальная беседа предназначена для того, чтобы убедить школьника в допущенных ошибках.
18. Соблюдение дистанции в общении с детьми таит опасность их отчуждения.
19. Учитель, избегающий конфликтов со школьниками, проявляет профессиональную слабость.
20. В личностном плане учитель не лучше ученика.
21. Конфликт – способ закалки характера ученика.
22. Учителю нужно не послушание ребенка, а развитие способностей возражать.
23. За каждый серьезный проступок школьник должен быть наказан.
24. Уважающий ребенка учитель тот, кто считается с его потребностями, желаниями, настроением.
25. Главное на уроке – порядок и дисциплина.
26. Только равнопортнерский диалог побуждает ребенка самостоятельно мыслить.
27. Если не делать детям замечаний, добиться дисциплины затруднительно.
28. Учитель призван ограждать детей от дистрессов.
29. Нельзя потакать желанию учащихся носить в школу украшения.
30. Если ученик плохо учится, у него отсутствует положительная мотивация.
31. Необходимо требовать, чтобы все дети при входе учителя немедленно вставали.
32. Главное в гуманистической педагогике – это искусство диалога с ребенком.
33. Разболтанность школьников – следствие неумения учителя быть требовательным.
34. Все дети богато одарены природой, но каждый по-своему.
35. Педагог не имеет право на ошибки ни в учебной работе, ни в воспитательной работе.
36. Хороший учитель возвышает личность ребенка, укрепляя веру в свои силы, плохой – разрушает ее.
37. Чтобы ученик не рос эгоистом, он должен подчиняться коллективу.
38. Восприятие ребенка таким, каков он есть, помогает предвидеть развитие его личности.
39. Плохо посещают школу нерадивые, ленивые дети.
40. Насилие деформирует личность ребенка.
41. В процессе воспитания необходимо поощрять детей за хорошие поступки и наказывать за плохие.
42. Авторитарность учителя оборачивается рабской психологией ребенка.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ.
За каждое суждение с нечетным номером – 2 балла, с четным номером – 1 балл. Если в сумме Вы набрали 15 и более баллов, налицо склонность к демократическому стилю, а если менее 15 – к проявлению авторитарности
ФУНКЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. Детализируя функции общения, исследователи называют различное их количество: Л.А. Карпенко считает, что их не менее восьми: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, амотивная, установления отношений, оказания влияний.
М.С. Каган, исходя из анализа целей общения, считает, что основными функциями общения являются: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение к ценностям другого и приобщение другого к своим ценностям.
С педагогической точки зрения функции общения наиболее полно и продуктивно описал А.В. Мудрик.
НОРМАТИВНАЯ ФУНКЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ выражается в обеспечении освоения норм и правил социально-типического поведения и формирования умений и навыков правильного поведения. Осуществляется это в ходе специально организованных педагогом мероприятий, бесед, обсуждений, собраний и т.д. Большое значение имеет и общение воспитанников между собой. Общаясь между собой дети и подростки нередко научаются большему, чем в общении со взрослыми. Первое воспитательное «учреждение» в которое попадают дети – это семья. И выполнение нормативной функции общения в семье имеет исключительно важное значение.
ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ заключается в обеспечении усвоения воспитанниками знаний об окружающем мире, о природных и общественных явлениях и процессах. Реализуется эта функция в ходе обычной учительской работы на уроках, которая и составляет главную, наиболее значимую часть общения учителя со школьниками (факультативные занятия, внеурочные мероприятия). Немаловажную роль играет и общение школьников между собой (групповые работы, совместные домашние задания).
ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ФУНКЦИЯ – это обогащение всего спектра положительных, прежде всего эмоциональных состояний воспитанников в ходе любого вида воспитательной работы. Обеспечение душевного комфорта в ходе выполнения человеком любого вида деятельности исключительно важно как в интересах личности, тем более ребенка, так и в интересах повышения результативности выполняемой работы. Повышение же ее результативности увеличивает и положительное воспитательное влияние работы.
ПОД АКТУАЛИЗИРУЮЩЕЙ ФУНКЦИЕЙ понимается реализация в его процессе типичных для личности ее сторон, самоутверждение ученика, учителя, их утверждение в мнении других. Правильно организованное педагогическое общение выполняет актуализирующую функцию в отношении всех учеников, каждого отдельного ученика – доброго, внимательного, аккуратного, трудолюбивого, вежливого, настойчивого, а не только хорошего или плохого ученика – каждый в педагогическом общении реализует себя как личность, развивает и укрепляет в себе чувство чести и достоинства.
Другая классификация (функция организации и обслуживания той или иной предметной деятельности: учебной, производственной, научной, познавательной, игровой и иной; функция приобщения партнера к опыту и ценностям инициатора общения; информационная, воспитательная функции; функция познания людьми друг друга).
Эти важные функции педагогического общения реализуются с помощью вербальных и невербальных средств.
ЗАДАНИЕ. ОБСУДИТЕ И СОСТАВЬТЕ СВОИ ПРАВИЛА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ.
• Педагогическое общение не терпит суетности, пустозвонства, слова не должны расходиться с делом
• Педагогическое общение – это требовательность к себе и окружающим во всем, что касается учебы и воспитания характера
• Лаконичность, динамизм общения зависят от внутренней собранности
• В любой ситуации помнить о долге, честности и порядочности
• Гнев не должен затмевать ума и души, терпение, настойчивость и внимание помогут решить задачи общения
• Учитель должен признавать и исправлять свои ошибки
• Трезво оценивать действительность
• Общение на основе увлеченности в совместной деятельности
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:
1. Дать определение педагогического общения
2. Каковы последствия неправильного педагогического общения?
3. Какие элементы входят в понятие «техника педагогического общения»?
4. Почему необходимо совершенствовать мастерство устной речи?
5. Какие вам известны стили педагогического общения?
6. Учеными выделяются некоторые типа учителей, назовите их.
7. Перечислите функции педагогического общения
8. Раскройте значение общения в жизни человека.
9. Дайте сравнительную характеристику педагогического воздействия и взаимодействия.
10. В чем, на ваш взгляд, заключаются объективные и субъективные факторы, осложняющие педагогическое общение?
11. Как взаимосвязаны между собой методы, приемы, средства педагогического взаимодействия?
12. Каковы условия выбора конкретного метода, приема, средства?
stydopedia.ru
Функции педагогического общения
познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира;
эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику;
воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося;
регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения;
функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.
Стили педагогического общения
В.А. Кан-Калик, под стилем общенияпонимаетсяиндивидуально-типологические особенности социально психологического воздействия педагога и учащихся.
Виктор Абрамович Кан-Калик выделяет следующие стили общения:
стиль увлеченности педагога совместной творческой деятельности.
стиль дружеского расположения. Этот стиль можно рассматривать как предпосылку успешной совместной деятельности, это стимулятор развития и плодотворности взаимоотношений педагога с учащимися
общение – дистанция.
общение-устрашение. Стиль связан с неумением учителя организовать продуктивное общение;
общение-заигрывание. Характерен для молодых учителей. Вызван стремлением быстро установить контакт, понравиться классу.
Последние два стиля свидетельствуют о профессиональном несовершенстве педагога. Они опасны потому, что при отсутствии навыков общения они могут укорениться, а порой становятся штампами.
Можно выделить шесть основных стилей руководства учителем учащихся:
автократический, когда учитель осуществляет единоличное управление коллективом учащихся, не позволяя им высказывать свои взгляды;
авторитарный стиль руководства допускает возможность для учащихся участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает учитель в соответствии со своими установками;
демократический стиль предполагает внимание и учет учителем мнений учащихся, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;
игнорирующий стиль характеризуется тем, что учитель стремится как можно меньше вмешиваться в жизнедеятельность учащихся, ограничиваясь формальным выполнением обязанностей передачи учебной и административной информации;
попустительский стиль проявляется в том случае, когда учитель устраняется от руководства классом либо идет на поводу желаний учеников;
непоследовательный стиль — учитель в зависимости от внешних обстоятельств и собственного эмоционального состояния осуществляет любой из названных стилей руководства, что ведет к дезорганизации и ситуативности системы взаимоотношений учителя и учащихсяй.
Модели педагогического общения
Различные стили коммуникативного взаимодействия порождают несколько моделей поведения учителя в общении с обучаемым на занятиях.
Модель первая. Педагог как бы возвышается над классом. Он парит в мире знаний, науки, увлечен ими, но находится на недосягаемой высоте. Как правило, такой учитель мало интересуется личностью ребенка и своими взаимоотношениями с ним, сводя педагогические функции к сообщению информации. Такому учителю важен только процесс передачи информации, а школьник выступает лишь в качестве «общего контекста» науке.
Модель вторая. Смысл этой довольно распространенной модели общения заключается в том, что между педагогами и детьми в качестве невидимого ограничителя во взаимоотношении выступает дистанция, которую педагог устанавливает между собой и учащимися. Такими ограничителями могут служить:
подчеркивание педагогом своего превосходства;
преобладание стремления сообщить информацию, а не обучить;
отсутствие желания к сотрудничеству;
Модель третья. Ее суть в том, что учитель строит взаимоотношения с детьми избирательно. В частности, концентрирует свое внимание на группе учащихся (сильных или, наоборот, слабых), как локатор, улавливает именно этих школьников, оставляя без внимания остальных.
Модель четвертая, педагог в процессе взаимодействия с учащимися слышит только себя: при объяснении нового материала, при опросе учащихся, в ходе индивидуальных бесед с детьми. Учитель поглощен своими мыслями, идеями, педагогическими задачами, не чувствует партнеров по общению.
Модель пятая. Педагог направленно и последовательно действует на основе спланированной программы, не обращая внимания на изменяющиеся обстоятельства, требующие изменения общения такой педагог как будто бы все делает правильно: у него есть обоснованный план, верно сформулированы педагогические задачи.
Модель шестая учитель делает себя главным, а порой и единственным инициатором педагогического процесса, пресекая все другие формы учебной инициативы. Здесь все исходит от педагога: вопросы, задачи, суждения и т. п. В результате снижается инициативность учащихся.
Модель седьмая. Учитель мучается постоянными сомнениями: правильно ли его понимают, верно ли истолковывают то или иное замечание, не обижаются ли и т. п.
Модель восьмая. В системе взаимоотношений преобладают дружеские характеристики. Учитель находится в диалоге с обучаемыми, держит их в мажорном настроении, поощряет инициативу.
Можно выделить и другие модели общения, которые имеют место, в практике взаимодействия учителя с детьми.
studfiles.net
компоненты, функции, стили, модели и барьеры
Проблематика общения занимает значительное место в общей психологии и психологии личности.
Общение – это процесс установления контактов между людьми и достижения ими взаимопонимания в целях успешного выполнения совместной деятельности.
Главным средством общения является речь. но также используются другие неречевые средства: мимика, жесты.
Стороны общения:
Коммуникативная сторона общения — это передача информации.
В коммуникативном процессе происходит не только “движение информации”, но и активный обмен ею. Особую роль для каждого участника общения играет значимость информации при условии, что информация не только принята, но и понята, осмыслена.
Характер обмена информацией между людьми определяется тем, что посредством системы знаков партнеры могут повлиять друг на друга. Иными словами, обмен такой информацией обязательно предполагает воздействие на партнера.
Передача любой информации возможна лишь посредством знаков, точнее — знаковых систем. Обычно различают вербальную и невербальную коммуникацию. Вербальная коммуникация — процесс общения с помощью языка (человеческую речь). Невербальная коммуникация — это эмоциональное отношение, сопровождающее речевое высказывание; система знаков, включающая в себя жесты, мимику, тембр голоса, тональность, плач, смех, темп речи.
Интерактивная сторона общения — взаимодействие людей при помощи организации их совместной деятельности, межличностное взаимодействие, т.е. совокупность связей и взаимовлияний людей.
В этом случае возникают разные случаи взаимодействия:
Первый партнер стремится достичь свою цель, создавая помехи второму партнеру для достижения своей цели – стратегия противодействия.
Стратегия сотрудничества
Стратегия уступчивости и др.
Перцептивная сторона общения — речь идет не только о восприятии, сколько о познании другого человека. В самом общем плане можно сказать, что восприятие другого человека означает восприятие его внешних признаков. Представление о другом человеке тесно связано с уровнем собственного самопознания. Таким образом, человек осознает себя через другого человека. Анализ осознания себя через другого человека включает две стороны — идентификацию и рефлексию.
Идентификация — это способ понимания другого человека через сознательное или бессознательное уподобление его характеристикам самого субъекта.
Рефлексия — осознание действующим индивидом того, как он сам воспринимается партнером по общению.
Педагогическое общение с одной стороны подчиняется общим психологическим закономерностям, присущим общению, а с другой стороны педагогическое общение имеет свои специфические особенности
Педагогическое общение — совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся (Столяренко Л.Д.)
Профессионально-педагогическое общение есть система взаимодействия педагога и воспитуемых, содержанием которого является обмен информацией, оказание воспитательного воздействия. Причем педагог выступает как активатор этого процесса, организуя его и управляя им.
studfiles.net
47.Характеристика видов и основных функций педагогического общения.
Основные функции педагогического общения
— коммуникативно-стимулирующая функция педагогического общения представляет собой сочетание различных форм учебно-познавательной деятельности (индивидуальной, групповой, фронтальной), организацию взаимодействия и взаимопомощи с целью обеспечения педагогического сотрудничества. Она направлена на формирование осведомленности студентов о том, что они должны узнать, понять на данном занятии или при изучении данной дисциплины, чему научиться;
— информационно—обучающая функция педагогического общения служит для показа места учебной дисциплины в системе будущей профессиональной деятельности студента и ее связи с производством. Она предназначена для правильного миропонимания и ориентации студента в событиях общественной жизни; обеспечивает подвижность уровня информационной емкости учебных занятий и ее полноту в сочетании с эмоциональным изложением материала, опорой на наглядно-чувственную сферу студентов;
— эмоционально-корригирующая функция педагогического общения состоит в реализации в процессе обучения принципов “открытых перспектив” и “победного” обучения в ходе смены видов учебной деятельности. Она обеспечивает установление отношений доверительного общения между преподавателем и студентом и повышение с его помощью качества учебно-воспитательного процесса и его результативности;
— контрольно—оценочная функция педагогического общения заключается в организации взаимоконтроля обучающего и обучаемого, в совместном подведении ими итогов учебно-воспитательного процесса или определенного его этапа, в его оценке с самоконтролем и с самооценкой.
Основные виды общения
1. Социально-ориентированное общение, формами которого являются лекция, доклад, ораторская речь, обращенная к некоторой аудитории. Лектор или докладчик выступает при этом как представитель общества, он побуждает людей к непосредственной социальной активности, стремится объединить слушателей вокруг некоторой социально значимой идеи, задачи и т.п., обеспечивает “фон” для социального воздействия, формирует идеи, изменяет их убеждения.
2. Групповое предметно-ориентированное общение. Здесь на первом месте стоят производственные отношения. Цель такого общения и его предмет состоят в организации коллективного взаимодействия участников общения в совместном труде, в учебе.
3. Личностно-ориентированное общение представляет собой общение субъектов учебно-воспитательного процесса друг с другом, направленное на решение личностных задач, в том числе и в процессе совместной деятельности.
4. Психологические взаимоотношения представляют собой особый вид общения, при котором, по словам А.А. Леонтьева, взаимоотношения “субъективно для человека стоят в центре; он порой не догадывается, что за ними скрыты отношения общественные”.
48.Стили педагогического общения.
Социальная и профессиональная позиция педагога не могут не отразиться на его стиле педагогического общения, под которым понимаются индивидуально-типологические особенности взаимодействия педагога с учащимися или студентами. Общее представление о различных стилях педагогического общения дает рис. 69. При их классификации следует учитывать как-то, на основе чего формируется тот или иной стиль общения, так и то, что является наиболее характерным для его проявления. В.А. Кан-Калик выделяет пять различных стилей педагогического общения на основе следующих позиций.
1. Стиль общения преподавателя и студентов на основе увлеченности совместной творческой деятельностью. Такое общение может складываться в процессе совместных исследований, руководства выполнением курсовых и дипломных работ, приглашения выпускника в аспирантуру. Оно характерно для сложившихся научных школ.
2. Стиль общения на основе дружеского расположения. Однако при этом обязательно должна быть соблюдена определенная мера дистантности, которая сохраняет статусные позиции и суверенность каждого из субъектов процесса педагогического взаимодействия.
3. Стиль общения на основе четко установленной и неукоснительно выдерживаемой дистанции. При этом преподаватель дистанцируется от студента, подчеркивая свой опыт и знания, различия в социальном статусе. Но дистанция должна быть основана на авторитете. В противном случае может резко снизиться общий творческий уровень совместной работы обучающего и обучаемого.
4. Стиль общения, основанный на устрашении студентов. Является крайне негативной формой общения, носит антигуманный характер и чаще всего вскрывает педагогическую несостоятельность прибегающего к ней преподавателя.
Стиль общения на основе заигрывания со студентами. Этот стиль общения является ложным, обычно преподаватель, прибегающий к нему, имеет целью завоевать у студентов дешевый авторитет.
studfiles.net
Функции педагогического общения
Психология Функции педагогического общения
Количество просмотров публикации Функции педагогического общения — 897
Наименование параметра | Значение |
Тема статьи: | Функции педагогического общения |
Рубрика (тематическая категория) | Психология |
Педагогическое общение многогранно. Каждая грань определяется контекстом взаимодействия. Общие функции общения делятся на˸ познавательную, обозначающую объяснение окружающего мира, интонирование социально и личностно значимых сторон в познаваемых явлениях; эмотивную, представляющую собой отношение говорящего к сообщаемому и собеседнику; воспитывающую, целенаправленно формирующую социально-полезные качества личности учащегося; фасилитативную, направленную на облегчение ученику процесса выражения себя, проявления того, что в нем есть положительного; регулятивную, побуждающую адресата к действию, координации деятельности путем общения; функции самоактуализации, производящей процесс актуализации своих возможностей.
Педагогическое общение — это по своим функциям контактный и дистантный, информационный, побудительный, координационный, устанавливающий отношения взаимодействия всех субъектов образовательный процесс. Заинтересованность в успехе ученика, благожелательная, поддерживающая контакт атмосфера помогает, облегчает общение, способствует самоактуализации и дальнейшему развитию ученика.
В целом же функции педагогического общения обусловлены целями профессиональной деятельности учителя и видами общения, которое бывает поверхностным (по типу приказов, различного рода предписаний, поучений и т.п.) или глубинным (затрагивает личностно-смысловые образования; взаимное проникновение партнеров в мир чувств и переживаний друг друга; готовность встать на точку зрения другой стороны). Есть немало ситуаций, когда оптимальным, например, оказывается общение стандартизированное, поверхностное и манипулятивное. Общение бывает ролевое (деловое) и межличностное (свободное). Разнообразные виды профессионального педагогического общения (общение учителя с учащимися, с другими учителями, с директором школы, с методистом) различаются и по задачам, которые ставит учитель, и по тем способам, с помощью которых он их решает. Владение учителем разными видами общения обеспечивает ему оптимальность профессионального поведения.
Оптимальное педагогическое общение — это такое общение учителя со школьниками, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника. Такое общение обеспечивает благоприятный эмоциональный климат, управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет учителю максимально использовать собственные личностные особенности. В этом случае личность учителя становится основным инструментом осуществления педагогической деятельности.
Функции педагогического общения — понятие и виды. Классификация и особенности категории «Функции педагогического общения» 2014, 2015-2016.
Читайте также
В силу своей многоликости педагогическое общение полифункционально. Рассматривают следующие функции педагогического общения: 1. Информативная функция заключается в отборе и передаче учителем информации, которая определена учебными планами и программами. 2…. [читать подробнее].
referatwork.ru