1.Понятие о законах и формах мышления
1.1.Понятие о формах мышления
Формальная логика изучает логическую форму основных форм мышления, общую структуру мышления (форм. лог.- наука о формах мышления, операциях над ними и законах мышлен.)
Логическая форма – это структура мысли или это способ связи элементов мысли.
Формы абстрактного мышления – это понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – форма мышления, с помощью которой создаётся образ предмета и его свойства
Суждение – форма мышления, утверждение или отрицание в предмете чего-либо
Умозаключение – форма мышления, в которой происходит взаимосвязь суждений
Логическая форма понятий – способ связи совокупности существенных признаков предметов с классом самих предметов.
Логическая форма суждений – способ связи понятий о предмете с понятиями о свойствах предметов или об отношениях между предметами.
Логическая форма умозаключений – способ связи суждений.
2.2.Понятие о законах мышления.
Закон – это необходимая, существенная, повторяющаяся, связь между явлениями.
Формальная логика изучает два типа законов:
Необходимые требования к понятию, суждению, умозаключению и логическим операциям над ними.
Логические формы правильно построенных рассуждений, умозаключений и высказываний.
Основные законы мышления | Требования к мышлению |
1.Закон тождества | Определённость, точность мышления |
2.Закон непротиворечия | Непротиворечивость мыслей |
3.Закон исключённого третьего | Последовательность мыслей |
4.Закон достаточного основания | Обоснованность мыслей |
Тождества: всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественна самой себе
р есть р – «р равно р»
р — «если р, то р»
р р – «р эквивалентно р»
Непротиворечия: высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными
«неверно, что р и не-р» или (рр)
Исключённого третьего: из двух противоречащих суждений об одном и том-же предмете одно – истинно, другое – ложно.
«или р, или не-р»
Достаточного основания: всякая истинная мысль должна быть обоснованна другими мыслями, истинность которых доказана.
2. Логика как наука, её значение в деятельности судебного эксперта.
Логика – наука о формах мышления, операциях над ними и законах мышления.
(Мышление – процесс опосредственного, обобщенного получения знаний о мире в форме понятий, суждений, умозаключений.)
Объект изучения логики – мышление человека.
Предмет изучения логики – логические формы, операции с ними и законы мышления.
Цель логики: установить принципы и правила обоснования рассуждений.
Судебному эксперту логика помогает правильно мыслить, выдвигать и устанавливать истинность или ложность выдвинутых идей и предположений.
Опытный эксперт должен обладать не только знаниями и навыками в области права, но и уметь делать выводы из увиденного, анализировать и сопоставлять, выдвигать гипотезы и проверять их, принимать правильные решения в сложных ситуациях и т.д. В этом ему помогает логика.
studfiles.net
1.3. Формы и законы мышления
Возвращаясь вновь к идеальной природе мышления, следует сказать, что этот идеальный процесс строго структурирован. Элементами мышления выступают его формы,а переход от одной формы к другой определяется законами мышления.Каждая из логических форм играет определенную роль в мышлении, а значит и в познании мира. Их отдельные определения будут понятны, если будет также понятно, что такое «логическая форма»или «форма мысли»вообще.
«Три коробочки»
Форма мысли — это способсвязи частей мыслимого содержания. Какие же «части» могут быть у «невидимого» мышления? Только такие же идеальные образования. Ими являются признаки,т.е. свойства предметов, процессов, явлений.Мышление представляет собой разнообразные сочетания мыслей. Из простых, элементарных, мысленных форм образуются более сложные. Пользуясь метафорой, можно сказать, что все наши мысли укладываются в «три коробочки». Если их нарисовать, то получится следующая последовательность:
П
1. 2. 3.
Рис. 5
Понятие = признак + признак.
Суждение = понятие + понятие.
Умозаключение = суждение + суждение.
Абстрагируясь от упрощений, свойственных любой схеме, можно заметить, как усложняется мысль от одной её формы к другой. Понятие —отражает общие существенные признаки предметов. При помощи понятий мышление «кодирует» предметы реального мира и создает его идеальную модель. В уме мы «говорим» о мире на языке понятий. Понятия как бы «фотографируют» мир в его существенных признаках и служат различению предметов («футляр» — это «не-ручка», а «лекция» — «не-экзамен»). Суждениепозволяет высказываться о наличии или отсутствии этих признаков у предметов («Мухомор не является съедобным»). Это более сложная форма мысли, она «сложена» уже не из признаков, а из понятий и может быть истинной либо ложной. Умозаключение— самая сложная форма человеческой мысли, образованная из суждений. Благодаря ей мы получаем знание о новых признаках на основании тех, которые уже известны («Все цитрусовые — теплолюбивы, а мандарин — цитрусовый. Значит, мандарин — теплолюбивое растение»).
Рождение логики связывают с фиксированием «формальной» природы мышления, с установлением того факта, что разные по содержанию мысли мо
гут иметь одну и ту же логическую форму. Например, суждение имеет структуру: 8 есть Р, и подставляя вместо 8 (того, о чем говорится) и Р (того, что говорится) различные конкретные значения, можно получить бесконечное разнообразие суждений:
2000-й год является високосным.
Некоторые грибы являются ядовитыми.
Все эти суждения имеют одну и ту же структуру: 8 есть Р. Логику стали называть «формальной» по предмету её исследования — анализу форм человеческой мысли. «Оформить» мысль — значит выразить её в виде понятия, суждения или умозаключения. Заслуга выявления этих форм мышления, а также основных законов, связывающих эти формы, принадлежит Аристотелю (334 — 322 гг. до н.э.). Логику Аристотеля, отцом которой он считается по праву, называют дедуктивной,поскольку в ней выведение нового знания есть переход от общего положения к частному случаю. Главный труд Аристотеля «Органон» являлся каноном дедуктивного способа рассуждения. Он соответствовал типу преобладавших в Античности наук и выступал их логико-методологическим основанием. В современной логике рассматриваются и другие формы мысли: вопрос, проблема, гипотеза и др. «Органон» включал шесть трактатов: «Категории», «Об истолковании», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Топика», «О софистических опровержениях».
Аристотель сформулировал и основные законы правильного мышления: закон тождества, закон непротиворечия, закон исключенного третьего.Позднее был сформулирован четвертый закон — закон достаточного основания.Данные законы имеют «силу» для всех форм мысли и выступают условиями правильностимышления. Их подробное рассмотрение будет сделано позднее, в IV главе. В целом закон логики определяется как существенная связь мыслей.Правильная связь делает мышление правильным, а нарушение правил сочетания мыслей между собой делает мышление неправильным. В дальнейшем мы рассмотрим разницу между понятиями «правильность мышления» и «истинность мышления», а также ошибки, связанные с неправильным употреблением этих понятий. В итоге, с момента возникновения задача логикикак науки стала заключаться в выявлении
Законы логики
Дальнейшее развитие логики связано с именем Ф. Бэкона (1561-1626) и его работой «Новый органон» — манифестом индуктивнойлогики и методологии экспериментального исследования. Поскольку Новое время — опытный, экспериментальный этап в истории науки, то он нуждался в переработке методологического аппарата и разработке новых логических процедур, удовлетворяющих нуждам научной практики. Так, у дедуктивной логики появилась «родная» сестра — индуктивная логика, смысл которой сводился к теоретическому обобщению частных знаний и формулированию общих положений, гипотез, законов.
Диалектическая логика является универсальным познавательным «органоном», отражающим сложный, противоречивый процесс познания мира с точки зрения его динамики, текучести, изменчивости. Так получилось, что она была создана Г. Гегелем (1770-1831) в русле идеалистической философии и в авторском исполнении «работала» в сфере Духа, Разума. Позднее, в традиции материалистической философии, её применение было расширено на область природных и социальных процессов.
В середине XIX в. возникла математическая логика. Её рождение связывают с именем Дж. Буля (1815-1864) и его работой «Математический анализ логики». Математическая, или символическая логика была логикой «по предмету» и математикой «по методу». Она активно включилась в обсуждение проблем о возможностях формализации мышления и его практического приложения.
К этому этапу развития логики относятся труды О. де Моргана (1806 — 1871), Э. Шредера (1841 — 1902), Р. Грассмана (1815 — 1901), П. Порецкого (1846 — 1907), Г. Фреге (1848 — 1925), Б. Рассела (1872-1970).
Современная логика исходит из невозможности полной формализации знаний и возможности неклассической логики, оперирующей не двумя классическими значениями логики, а множеством значений. Примерами таких логических систем является «воображаемая» логика Н.А. Васильева (1880 — 1940), трехзначное исчисление Я. Лукасевича (1878 — 1956), интуиционистская (конструктивная) логика, аксиологическая логика, временная логика, интеррогатив- ная логика, эпистемическая логика, логика микромира, логика причинности, деонтическая логика и многие другие.
Значительные усилия и перспективы современной логики связана с проблемой «искусственного интеллекта», с анализом и моделированием человеческих рассуждений, влияющих на целенаправленное и прогнозируемое поведение. Являясь теоретической основой программирования, логика непосредственно участвует в создании «искусственного интеллекта», который освоил бы такие, исконно человеческие действия, как индуктивные обобщения, распознавание образов, метафорическое мышление, творчество, перевод с одного языка на другой, рассуждение по аналогии, вывод «здравого смысла» и др. Как известно, подобного типа естественные рассуждения необходимы при создании разнопрофильных экспертных систем, например, в медицинской диагностике.
studfiles.net
§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ. Логика: учебник для юридических вузов
§ 2. ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ
Форма мышления
Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения. В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умозаключениях. Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие логической формы.
Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например, «юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные предметы. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий от высшего органа государственной власти и обладающий высшей юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная совокупность их общих, существенных признаков, относящихся к любому юридическому закону, к любому грабежу.
Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов, мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных признаков а, Ь, с и т. д., определенным образом связанных друг с другом.
Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека одинаково — как определенная связь их существенных признаков, т. е. в форме понятия.
В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами. Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении «Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не является умышленным» — связь между совершенным преступлением и умыслом отрицается.
Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия, входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект) — так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат) — понятие о признаке предмета, получим схему, общую для любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие в суждение, знак «—» обозначает связь между ними.
Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную). Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий, выраженный в форме утверждения или отрицания.
Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров — свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение: «Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим для них понятием «свидетель».
Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ связи суждений.
Итак, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей, для всех форм мышления является способ связи элементов мысли — признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении. Обусловленное этими связями содержание мыслей существует в определенных логических формах.
Логическая форма, или форма мышления, — это способ связи элементов мысли, ее строение, благодаря которому содержание существует и отражает действительность.
В реальном процессе мышления содержание и форма мысли существуют в неразрывном единстве. Нет «чистого», лишенного формы содержания, нет «чистых», бессодержательных логических форм. Однако в целях специального анализа мы вправе отвлечься от конкретного содержания мысли, сделав предметом изучения ее форму.
Исследование логических форм безотносительно к их конкретному содержанию и составляет важнейшую задачу науки логики.
Закон мышления
Рассмотрев понятие логической формы, следует уточнить понятия «мысль» и «рассуждение».
Мысль — это результат процесса познания в форме понятия или суждения. Рассуждение — умозаключение или несколько взаимосвязанных умозаключений, переход от посылок к заключению.
Мысль может быть истинной или ложной. Мысль является истинной, если она соответствует действительности. Мысль, не соответствующая действительности, является ложной. Так, суждение «Франция — европейская страна» истинно, оно соответствует действительности. Суждение «Мозамбик — европейская страна» — ложно, оно не соответствует действительному географическому положению этой страны.
Ошибки, связанные с содержанием мыслей, называются фактическими ошибками. Они появляются вследствие незнания предмета, неосведомленности о реальном положении дел.
Истинность мыслей по содержанию — необходимое условие достижения верных результатов в процессе рассуждения. Другим необходимым условием является логическая правильность рассуждений. Если это условие не соблюдается, то ложный результат может быть получен из истинных мыслей.
Например, из истинных мыслей: «Некоторые промышленно развитые страны находятся в Европе» и «Япония — промышленно развитая страна» следует ложный вывод: «Япония находится в Европе». Рассуждение неправильно, необходимая связь посылок, из которой выведено заключение, отсутствует.
Логическая правильность рассуждений обусловлена законами мышления.
Закон мышления, или логический закон, — это необходимая, существенная связь мыслей в процессе рассуждения.
Ошибки, связанные с нарушением законов логики, называются логическими ошибками. Они делятся на паралогизмы и софизмы. Паралогизм (от греч. paralogismos — возле, около логики) — это непреднамеренная логическая ошибка. Она возникает в результате недостаточно высокой культуры мышления: в неясной формулировке мыслей, в непоследовательности и необоснованности в рассуждениях. Софизм (от греч. sophisma — хитрость, уловка) — преднамеренная логическая ошибка, позволяющая неверное рассуждение выдать за истинное. Умение разоблачать софизмы — важная задача логики.
В отличие от законов как нормативно-правовых актов, устанавливаемых государством, законы мышления не устанавливаются людьми; они формируются независимо от воли и желания человека. Их объективной основой являются относительная устойчивость, качественная определенность, взаимообусловленность предметов действительности. Вместе с тем, отражая определенные стороны действительности, логические законы не являются законами самих вещей. Это своеобразное отражение реальных связей, опосредованное многовековой практикой человеческого познания.
Законы, изучаемые формальной логикой (их называют также формально-логическими), следует отличать от диалектических законов мышления: Формально-логические законы, которые в современной логике рассматриваются как тождественно-истинные высказывания, или логические тавтологии, обуславливают правильность рассуждений. Благодаря их действию выведение новых знаний из истинных и проверенных суждений с необходимостью приводит к истине. Законы диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания отрицания — являются не только законами объективного мира, но и законами мышления, они являются предметом изучения диалектической логики. Сознательное применение этих законов в процессе познания позволяет воспроизвести в мышлении диалектику материального мира: взаимосвязь явлений, их изменение и развитие, присущие им противоречия и т. д.
Познавая сложные диалектические процессы объективною мира, мышление вместе с тем подчиняется формально-логическим законам, без соблюдения которых нельзя правильно рассуждать о диалектике объективного мира.
Вопросы для самопроверки
1. Что такое логическая форма? В каких логических формах мыслится содержание?
2. Что такое истинность мысли и логическая правильность рассуждений?
3. Что называется логическим законом?
4. Какие ошибки называются фактическими и какие — логическими? На какие виды делятся логические ошибки?
Поделитесь на страничкеСледующая глава >
fil.wikireading.ru
4. Формы и законы мышления. Логика как наука
Похожие главы из других работ:
Диалектика логического мышления
1. Основные формы логической организации мышления
Монолог. Его сущность, структура, виды. Речь персонажа, не обращённая непосредственно к собеседнику с целью получить от него ответ (солилоквий)…
Диалектика: принципы, законы, категории
Законы диалектики
Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания. В своем происхождении, историческом развитии и соотношении…
Диалектический анализ понятия «любовь»
Законы диалектики
1. Закон единства и борьбы противоположностей. Существует взаимная и неразделенная любовь. Они одновременно находятся в единстве и борьбе. Но каждая из них проходит свое саморазвитие и все-таки, я думаю, что они взаимодополняют друг друга…
Закон как элемент научного знания
1. Понятие научного закона: законы природы и законы науки
научный закон категория познание Научное знание выступает как сложно организованная система, которая объединяет всевозможные формы организации научной информации: научные понятия и научные факты, законы, цели, принципы, концепции, проблемы…
Категории количества, качества и меры в философии Канта и Гегеля
1.1 Категории как формы мышления. Таблица категорий
Кант рассматривает все категории прежде всего как формы мышления, формы производства и получения знания. Причем всякое знание включает в себя “два весьма разнородных элемента»: “материю” и “некоторую форму»…
Логика Аристотеля
1.3 Законы противоречия
Суждение и отрицание Аристотель рассматривает, так же как и суждение в отдельности, т.е. онтологически. Поэтому каждому утверждению соответствует одно отрицание и наоборот…
Наука: мышление и творчество
1.3 Элементы мышления
Мышление — всегда активный процесс: объект как бы предъявляется сознанию. Мышление всегда протекает на уровне осознанного, т. е. является процессом осознаваемым. Мышление невозможно без анализа, синтеза и сравнения…
Неклассические логики
4.3 Законы логики норм
В числе законов логики норм — положения, что никакое действие не может быть одновременно и обязательным, и запрещенным, что безразличное не является ни обязательным, ни запрещенным и т.п…
Немецкая классическая философия
2. Абсолютный идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Тождество мышления и бытия. Категории и принципы диалектического мышления. Учение об истине
Основу философских воззрений Гегеля можно представить следующим образом. Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. Мировой Дух есть совершенно объективное…
Основные законы диалектики
3. Основные законы диалектики
3.1 Закон единства и борьбы противоположностей (закон противоречия) «Движение и развитие в природе…
Основные законы логики
Задание 1. Основные принципы и законы правильного мышления
1. Какой закон логики нарушен в следующем рассуждении? Отредактируйте его в соответствии с требованиями закона логики. Труп был теплый, но признаков жизни почему-то не подавал…
Основные законы логики
8. Основные законы логики
В логике можно выделить четыре основных закона, которые выражают свойства логического мышления — определенность, непротиворечивость, последовательность, обоснованность. К данным законам относятся: закон тождества, непротиворечия…
Основы философского знания
1.2 Основные формы мышления
Разумное содержание процесса мышления облекается в исторически выработанные логические формы. Основными формами, в которых возникло, развивается и осуществляется мышление, являются понятия, суждения и умозаключения. Понятие — это мысль…
Проблема бытия в философии
3. Законы и категории бытия (законы и категории диалектики).
Поскольку окружающий человека мир развивается по универсальным законам, то естественно, что и философские категории, как средство осмысления человеком мира, подчиняются определенным законам. Эти законы сформировались после того…
Роль Аристотеля в истории логики
Законы противоречия
Суждение и отрицание Аристотель рассматривает, так же как и суждение в отдельности, т.е. онтологически. Поэтому каждому утверждению соответствует одно отрицание и наоборот…
fil.bobrodobro.ru
Раздел III. Формы мышления и логические законы — КиберПедия
Тема №6. Понятие как форма мышления
Общая характеристика понятия. Признаки предметов и их виды.
Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в получении знания и его изложении. Содержание понятия и его объем. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятий.
Виды понятий по объему: общие и единичные, понятия с нулевым и универсальным объемом, регистрирующие и нерегистрирующие понятия.
Виды понятий по содержанию: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные.
Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимых и несовместимых понятий.
Операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Виды и правила деления понятий. Определение понятия (дефиниция) как прием познания. Виды определений. Правила и возможные ошибки в определении.
Значение понятий в теоретической и практической деятельности спасателя.
Тема №7.Суждение как форма мышления.
Общая характеристика и роль суждения в познании. Суждение и понятие. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка. Виды простых суждений по содержанию предиката, по объему субъекта, по качеству связки, по модальности. Распределенность терминов в суждении.
Сложные суждения. Виды сложных суждений. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания.
Условия истинности сложных суждений. Отношения между сложными суждениями.
Тема №8. Умозаключения и его виды.
Умозаключения как форма мышления. Виды и логическая структура умозаключений.
Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Общие правила простого категорического силлогизма. Модусы категорического силлогизма.
Понятие индукции. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция. Понятие причины и основные свойства причинных связей. Эмпирические методы установления причинной зависимости явлений. Методы сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.
Понятие аналогии. Виды аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Роль аналогии в научном познании.
Гипотеза как форма развития состоятельности научных знаний. Логическая природа, структура гипотезы и ее особенности. Основные случаи употребления гипотезы. Виды гипотез: общая и частная, описательная и объяснительная. Понятия рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке. Условия отбора гипотез. Построение гипотез, их доказательство и опровержение. Понятие научной проблемы. Эвристические методы рассуждения и их роль в построении гипотез. Метод множественных гипотез. Метод верификации следствий. Опровержение гипотез через фальсификацию следствий. Полное и частичное опровержение гипотез. Условия превращения в научную теорию. Место гипотез в естественных и гуманитарных науках.
Тема №9. Законы мышления
Понятие и сущность логических законов. Отличие мышления от законов естествознания. Закон тождества и его предписания. Закон противоречия и его предписания. Закон исключенного третьего и содержание его требований. Закон достаточного основания.
Значение формально-логических законов в познании.
IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ НА ЛЕКЦИЯХ,
САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ,
ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ЗАЧЕТУ
Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках?
Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны.
Существует точка зрения, состоящая в том, что логику и методологию науки нужно изучать по оригинальным классическим логико-методологическим текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий.
Опыт преподавательской работы показывает, что большинство студентов и слушателей АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе практических (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «теоретизированием», по большей части беспредметным.
К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что гуманитарные науки и связанных с ними дисциплины, логика и методология науки в том числе, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это?
Вопрос, по мнению авторов, риторический. Логика и методология науки – важная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере.
Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью, в котором логико-методологическая культура занимает главное место. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, где часть вопросов являются темами логики и методологии науки. Случайно ли это?
Изучение логики и методологии науки составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля (особенно логика, которая еще в античности закрепилась как обязательный элемент подлинного образования: без знания логики человек не допускался к изучению ни одной из наук). Оно способствует выработке мыслительной, теоретической исследовательской культуре, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку.
Изучение логики и методологии науки требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем.
Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии.
Выбор литературы
Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих новейших учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующие:
Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие. М., 2011
Кириллов В.И., Старченко А.А., Логика. Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011
Мы рекомендуем взять за основу один из данных учебников и периодически обращаться к другим аналогичным изданиям.
Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и практическим занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии».
2. Ведение конспектов лекций и подготовка к практическим занятиям
Курс логика и методология науки предполагает последовательное проведение лекционных и практическихзанятий, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя.
Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механически — бездумное записывание, но и сотворчество с лектором, предполагающее глубокое осмысление воспринимаемого.
Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые обучаемые стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, фундаментальные положения лекции, подсказывает что, а иногда и в какой форме, записать в конспект. Дословно могут быть и должны быть записаны лишь определения и иногда краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают в конечном счете те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иных символических сокращений, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного.
Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей.
При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы.
Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является практическое занятие. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.
Что нужно учитывать при подготовке к практическому занятию?
Во-первых, подготовка к практическому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов практических занятий), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего практического занятия, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом обсуждения.
Во-вторых, подготовку к практическому занятию не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией и практическим занятием предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к практическому занятию целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса практического занятия в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки.
В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к практическому занятию была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к практическому занятию в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников.
В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами практических занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме.
Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне практического занятия[1].
Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме практического занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из обучаемых анализирует и представляет в начале практического занятия краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей, относящихся к изучаемой теме.
Важное место в процессе изучения дисциплины обучаемыми отводится такому виду занятий, как самостоятельная работа.
В некоторых темах, предусмотрена самостоятельная работа по углублению их представлений по существу изучаемых логико-методологических проблем с использованием основной и дополнительной учебной, справочной литературы, а также других источников.
Поскольку данный вид занятий предусматривает использование широкого спектра литературы, от каждой учебной группы накануне в учебную библиотеку подается заявка (в соответствии со списком рекомендованной литературы) с тем, чтобы каждый обучаемый был обеспечен одним учебником и одним-двумя дополнительными изданиями.
Подготовка к итоговому контролю (зачету)
Руководящими документами по организации учебного процесса в вузе на подготовку к зачету предусмотрен всего лишь один день, и в этом основная трудность для обучающихся.
Соответственно, — и это подтверждено опытом, — усвоить и, как говорят в студенческой среде, «выучить» за день содержание 30-40 вопросов попросту невозможно. А отсюда основная рекомендация – готовиться к зачету нужно с самого первого занятия по дисциплине. Подготовка к зачету начинается с внимательного восприятия и качественного конспектирования учебного материала в ходе лекций и последующей самостоятельной работы, продолжается интенсивной подготовкой по всем вопросам каждого практического занятия (и других форм контрольных занятий) в ходе учебного семестра и лишь структурно оформляется на завершающем этапе – в день, отведенный собственно для подготовки к испытанию.
При этом особый акцент хотелось бы поставить на следующем обстоятельстве – нужно не только готовиться (письменно, как рекомендует кафедра) по всем вопросам практических занятий, но и стараться максимально активно работать на самом занятии – выступать, включаться в дискуссию, дополнять другие выступления, задавать вопросы и т.д. Только «озвученный», «проговоренный», обсужденный учебный материал остается в памяти. В идеале, только осмысленные, в некотором значении «пережитые», «задевшие за живое» теоретические положения, ставшие результатом компромисса в ходе творческой дискуссии, преобразуются в твердые знания, в элементы мировоззрения. Вот почему столь большое и пристальное внимание следует уделить практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по ходу изучения курса.
Саму же подготовку в последний перед зачетом день рекомендуется организовать следующим образом:
Первый этап: работа с конспектом лекций и записями подготовки к практическим занятиям. На этом этапе нужно сверить свои записи с перечнем вопросов, вынесенных на зачет, определить вопросы, наиболее полно и удачно раскрытые в конспектах. Кроме этого, желательно «рассортировать» имеющиеся сведения по направлениям – логики (традиционная формальная логика – как норма научного мышления) и методологии науки (где имеются, как стандартные приемы мышления, традиционной формальной логики, так и иные приемы мышления и научной деятельности, обусловленные конкретно-историческими особенностями культуры в целом). Итогом этой работы должно стать формирование цельного представления о содержании курса философии.
Второй этап: работа с учебниками и справочной литературой.
На этом этапе обучающийся обогащает структурно-логические представления по темам конкретным и более полным содержанием. Нужно учитывать, что отдельные разделы с различной степенью полноты и качества изложены в разных учебниках и пособиях. Поэтому в группе должно быть максимально возможное количество учебной и справочной литературы.
При подготовке обязательно нужно обращаться к словарям и справочникам, однако следует помнить, что сущностные категории, термины, представляющие своеобразную квинтэссенцию изучаемых проблем, требуют «обрамления» другими содержательными и методологическими положениями, изложенными в учебниках и учебных пособиях. То есть подготовиться качественно и соответственно получить высокую оценку на зачете без использования базовой учебной литературы весьма затруднительно.
Третий этап: работа с альбомами схем, сборниками вопросов и ответов по философии и другой дополнительной литературой.
Этот этап должен логически завершить подготовку, образно говоря, «разложить по полочкам» учебный материал, придать знаниям системность и структурно-практическую завершенность. Хотелось бы предостеречь от еще одного неоправданного приема, на который рискуют отваживаться некоторые обучающиеся. Начинать подготовку и осуществлять ее необходимо именно в изложенном выше порядке, т.е. от конспекта к учебнику и от него – к схеме. Если начать со схем, например, то результат может быть плачевным. Схемы логически и содержательно могут структурировать и помочь в мнемоническом запоминании уже имеющегося знания, а его необходимо черпать из конспектов лекции (хотя их тоже недостаточно) и учебников.
И несколько рекомендаций по методике ответа на зачете. Принципиально ответ, претендующий на высокую оценку, должен содержать ряд обязательных элементов, которые необходимо иметь в виду при подготовке и составлении его плана.
План ответа должен включать:
1. Небольшое введение с раскрытием актуальности проблемы.
2. Исторический показ генезиса и развития проблемы.
3. Содержательную часть, т.е. теоретическое изложение сущности проблемы.
4. Мировоззренческое и методологическое значение проблемы, в том числе для профессиональной деятельности специалистов МЧС России.
Такой примерный план позволит полно и последовательно изложить учебный материал и не упустить существенные моменты, дисциплинировать мысль и речь, максимально сосредоточиться на проблеме, требующей раскрытия. Более того, ответ по плану позволит избегать еще одной весьма распространенной ошибки – освещение несущественных, второстепенных и не принципиально важных при рассмотрении конкретной проблемы моментов. Часто обучаемые пытаются говорить много в ущерб содержательно-конкретному изложению проблемы, что неизбежно влечет дополнительные вопросы и снижение оценки.
Таковы основные рекомендации по изучению курса логики и методологии науки в нашей академии. Выражаем надежду, что их учет и использование помогут желающим оптимизировать познавательную деятельность в освоении содержания учебной программы.
И последнее. Изучение вузовской программы курса логики и методологии сегодня не преследует цели установления мировоззренческого или идеологического единомыслия. Плюрализм — естественная и нормальная форма функционирования гуманитарного знания вообще и логико-методологического образования в частности. Это обстоятельство повышает требования к общей культуре личности, к культуре мышления, к уровню и качеству знаний, умению эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Изучение логики и методологии науки есть лучшая школа формирования самостоятельного, творческого и критического мышления.
При этом нужно помнить, что научить человека чему-либо возможно только тогда, когда он сам этого желает, когда он «заряжен» на учебу, жаждет новых знаний. Такая жажда должна порождаться личной мотивацией, а не одной лишь высокой требовательностью командиров, воспитателей, научно-педагогического состава. Все трудности на этом нелегком пути преодолимы. Была бы добрая воля, упорство и настойчивость в учебе.
cyberpedia.su
Мышление и речь, Понятие формы мышления и законы мышления
Мышление неразрывно связано с языком. Мышление и речь возникают и развиваются одновременно
Мышление в собственном смысле слова без языка невозможно. Абстрактное мышление — это языковое, словесное мышление
Язык — необходимое условие возникновения мысли и процесса мышления. С помощью языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, осуществляется формирование обобщенной мысли
Язык позволяет закреплять и сохранять приобретенные людьми знания, передавать их из поколения в поколение, использовать в практической деятельности и в дальнейшем познании действительности всю сумму знаний, накопите. Дженни человечеством
Находясь в единстве, мышление и речь не тождественны, это различные социальные явления. Язык — звуковая материальная оболочка мысли, язык — означает мышление — отражает объективную реальность. Язык — средство повсякде энного общения людей, важная составляющая культуры любого народду.
Мышление изучается формальной логикой, а язык — предмет языкознания
На базе естественных языков возникли искусственные языки науки
Природные, или национальные, языка — это звуковые (речь), а позже и графические (письмо) информационные знаковые системы в каждой нации, исторически сложившихся
Искусственные языки — это специально созданные языка. В отличие от естественных эти языки конструируются целенаправленно для международного общения (например, интерлинг, эсперанто), автоматической обработки информации в опомогою. ЭВМ (языки программирования, машинные языки), записи информации (информационные языки), для решения других задач в области науки и техникки.
13 Понятие формы мышления и законы мышления
Мышление человека происходит в определенных логических формах и подчиняется определенным законам логики
Форма мышления — это способ отображения предметов и явлений объективной реальности
Основными формами мышления являются понятия, суждения и умозаключения
Понятие, например, — это такая форма мышления, которая отражает предмет в его существенных признаках. Так, понятия»сделка»отражает сделку как явление действительности в таких признаках»Соглашением определяются действия граждан и организаций, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав или обязанностей»То же наблюдается при рассмотрении любых других понят будь-яких інших понять.
Суждение — это другая форма отражения предметов и явлений действительности, чем понятие. Суждение — форма мышления, которая воспроизводит не предмет в целом, а отдельные его признаки, свойства, связи и отношения в вы игляди утверждение или отрицание принадлежности предмета определенного признака или свойстваі.
Предметы суждений таковы:
1. Дарение е договор
2. Соглашение, которая не соответствует требованиям закона, является недействительной и т д
Умозаключение е связь суждений. Это форма мышления, в которой с одной, двух или более суждений выводится новое суждение. Например:
Логическую форму нельзя рассматривать как»чистую»форму, лишенную содержания и независимую от него. Формы мышления (понятия, суждения, умозаключения) являются формами объективного содержания, объективных связей и отношений нь между вещам між речами.
Формы мышления не являются априорными (доопытные) логическими формами, не даны человеку в готовом виде, а возникли в процессе многовековой познавательной практики человека
. Формы мышления — это формы не самих вещей, а формы отражения предметов и явлений реальной действительности на ступени абстрактного мышления. Формы мысли не совпадают с формами существования предметов, которые отражаются логических ские формы — это формы идеального существования предметов и явлений в мышлении человека. Формы мысли в определенных границах независимые от различий в содержании отдельных предметов, от конкретного материала они одинаково и и применимы к разным предметам, к какому-либо конкретному материаліалу.
Любая мысль имеет конкретный смысл и определенное строение (структуру). Содержание мнения составляет отраженные в ней свойства и отношения конкретных предметов и явлений объективной действительности. Например, содержание понят ття»человек»составляет такие признаки людей, воспроизведенные в этом понятии, какпонятті, як:
1) способность производить орудия труда, 2) способность мыслить и 3) владеть языком. Содержание суждения»Все договоры являются юридические соглашения»составляет принадлежность всех договоров к классу юридических соглашений
. Структура мысли — это ее строение, способ сочетания составляющих мнения
Каждая форма мышления имеет определенную структуру. Для выражения структуры мысли в формальной логике пользуются символами
Рассмотрим, что такое структура мнения относительно суждений и умозаключений. Возьмем три суждения: 1. Все деревья являются растения 2. Все граждане страны является правоспособные 3. Все преступления являются деяния общественно опасные
Конечно, конкретное содержание приведенных суждений разное, однако они между собой и нечто общее. Этим общим является способ связи составляющих суждений, их структура. Каждое из рассматриваемых суждений имеет предмет т суждения (логический субъект): в первом суждении ним е понятие (слово)»дерево», во втором -«граждане страны», в третьем -«преступление»В каждом из этих суждений является предикат (логическое сказуемое), ворюе признак, принадлежащий предмету мысли. В первом суждении предикатом является понятие»растение», во втором -«правоспособность», в третьем -«деяние общественно опасныеість», у третьому — «діяння суспільно небезпечні».
Во всех трех случаях субъект и предикат связаны словом является
Если теперь мы отклонились от конкретного содержания этих суждений и, пользуясь символами (S — субъект,. Р — предикат), запишем структуру суждений в виде формулы, то она будет у всех одной и тие семьей же
«Все S е. Р»Возможные суждения, имеющие и другую структуру
Рассмотрим теперь следующие два умозаключения:
Конкретное содержание этих умозаключений разное, но у них есть и общее:
а) оба состоят из трех суждений, из которых первые два являются исходными (посылками), а последнее — выводным суждением (завершением), поскольку оно образовано из понятий, имеющихся в исходных суждениях;
б) в исходных суждениях (посылках) обоих умозаключений содержится одно общее понятие (в первом ним есть понятие»металл», а во втором — понятие»граждане государства»), которое отсутствует в выводном суждении
Это общее в построении различных по конкретному содержанию умозаключений и образует их структуру. Чтобы записать ее в виде формулы, обозначим общее понятие, содержащееся в исходных суждениях обоих умозаключений в, буквой. М, предикат первого исходящего суждения и предикат заключения -. Р, субъект второго исходного суждения и субъект завершения — S. В целом формула, выражающая структуру рассматриваемых умозаключений такаяа:
М -. Р S -. М S -. Р
Как видим, формальная логика, исследуя формы мышления, отклоняется от конкретного содержания мысли. Сравнивая разные мнения, она обнаруживает лишь общее у них, их структуру. В этом состоит одна из спец цифичних особенностей формальной логики как наукки.
Процесс выявления структуры мыслей, вывод формул, установление всех составляющих того или иного суждения является формализация мыслей. Формализация позволяет формулировать определенные законы и правила
Мышление человека не беспорядочное, оно подлежит определенным законам, благодаря которым становится логическим. Основными законами логики являются: закон тождества, закон противоречия (непротиворечивости), закон исключенного третьего и с закон достаточного основания. Нарушение (несоблюдение) требований любого из этих законов приводит к тому, что мышление становится нелогичнымим.
uchebnikirus.com
Формы мышления – понятие, умозаключение, суждение
Человек является мыслящим существом. Даже когда он не проходил школьного обучения, его мозг использовал все свои возможности в виде запоминания, мышления, решения логических задач и т. д. Выделяют три формы мышления, которыми являются понятие, умозаключение и суждение. Именно о них пойдет речь в интернет-журнале psytheater.com.
Мышлением называется процесс обработки информации и доведения ее до определенного заключения. Человек размышляет, чтобы лучше понять окружающий мир, решить проблему, увидеть закономерности и связи. В процессе мышления человек делает научные открытия, создает творческие предметы искусства, выводит предположения. Без мышления человек был бы похож на обычное животное, которое руководствуется лишь своими инстинктами. Благодаря ему возникла речь, которой теперь пользуются люди, чтобы контактировать между собой.
Что такое формы мышления?
Мышление – это процесс. Что такое формы мышления? Это результат мыслительной деятельности, который носит конкретные проявления. Среди форм мышления выделяют три, основоположником которых был еще Аристотель:
- Понятие.
- Умозаключение.
- Суждения.
Однако многие ученые хотели к формам мышления приписать гипотезы, законы, доказательства, концепции и аргументы. Впоследствии они были отнесены к производным от трех основных форм.
Понятием называют целостную концепцию, которая предполагает наличие определенных качеств и свойств рассматриваемого явления. Сюда же приписывают обобщение и размышление, которое предполагает рассмотрение категории предметов по общим свойствам и связям, совокупности их специфических признаков.
Суждение является неоконченным мыслительным процессом, который предполагает отрицание или подтверждение некоторой идеи. Здесь могут рассматриваться различные характеристики предмета или явления.
Умозаключением называют сделанный вывод или подведенные итоги. Это уже законченный процесс, который выводит некое правило, аксиому, теорию.
перейти наверхОсновные формы мышления
Как уже говорилось, основными формами мышления являются умозаключение, суждение и понятие. Данное разделение является условным. Сначала человек становится перед неким вопросом, на который у него отсутствует ответ, после чего он начинает размышлять. Формы мышления являются условными структурами мыслей, к которым приходит человек в результате своей мыслительной деятельности.
Достаточно сложно понять определение данных форм. Понятие сложно распознать, поскольку оно базируется на качествах, свойствах, приметах, которые могут быть значимыми и не значимыми. Именно на значимых приметах делаются понятия, в то время как не значимые качества могут меняться.
Понятие становится сложным, поскольку к нему может подходить любой предмет, который лишь частично или полностью имеет рассматриваемые качества. К примеру, треугольник отличается от других геометрических фигур лишь наличием у него трех углов. Однако форма, длина и прочие параметры могут совпадать с такими же параметрами иных геометрических фигур.
В общем значении понятие обозначает некое явление или предмет, который обладает определенными свойствами и параметрами. Оно обозначается словом и определяет данное слово. Так, люди пользуются различными терминами, зная их определение, значение. Это и называется понятием, которое отличается от восприятия и представления, которые имеют конкретность, наглядность, образность.
Понятие – это обобщенное и отвлеченное явление, в отличие от восприятия и представления. Понятие представляется в виде абстрактного определения, а восприятие и представление имеет конкретные образные явления.
Суждение представляет собой процесс мыслительной деятельности, который обозначает связи между параметрами, качествами и отношением между предметами окружающей среды. Сутью суждения является отрицание или подтверждение некой взаимосвязи. Здесь могут использоваться как исключительно мыслительные процессы, так и быть задействованы органы чувств, память и пр.
Суждение бывает:
- Общим – отрицание или согласие с определенным качеством предметов или явлений, объединенных одним понятием.
- Единичным – выделение конкретного признака, присущего одному явлению или предмету.
- Частным – отрицание или согласие с наличием определенного качества или характеристики лишь у некоторых предметов или явлений, объединенных одним понятием.
Суждение направлено на выявление определенных признаков конкретного понятия. Их можно проверить практикой и фактическими доказательствами окружающей среды. При этом человек должен обладать нужно информацией обо всех тех процессах, которыми он оперирует, и понятиях, которые использует.
Умозаключение является формой выведения нового суждения на основе старых, которые сопоставляются и сравниваются. Выделяют 4 вида умозаключения:
- Индукция – форма мышления, когда человек переходит от частного к общему. На основе частных предположений, качеств, событий делаются общие правила, выводы, умозаключения.
- Дедукция – форма мышления, когда человек переходит от общего к частному. Общие правила и нормы позволяют выявить частные качества, события.
- Аналогия – форма мышления, когда выделяются значимые признаки некоторых предметов и делаются выводы.
- Предположение – незаконченная форма мышления, которая не имеет под собой доказательств. Она лишь выдвигает теории, которые могут быть подвергнуты критике и нахождению иных доказательств, опровергающих ее.
Индуктивное умозаключение базируется на изучении многих предметов, сборе информации. Выявляя схожесть и отличия, можно сделать определенные общие выводы. Обобщая, человек выводит общие формулы и понятия.
Дедуктивное мышление позволяет выявить частные параметры и качества предмета на основе общих знаний о нем.
Наиболее часто используемой формой мышления является индукция. Наивысшей формой мыслительного процесса является словесно-логическая, которая отображает сложные взаимосвязи, выводит понятия, решает теоретические задачи, делает выводы.
перейти наверхФормы мышления и их характеристика
Известные 3 формы мышления направлены на упрощение жизни человека. Это определяется теми структурами нервной системы, с которой рождается человек. Мыслительный процесс считается наивысшим процессом, который позволяет отделить человека от животного мира. Здесь интересными станут характеристики форм мышления.
Понятие бывает:
- Простым – объединяющим предметы и явления по одному признаку.
- Сложным — объединяющим предметы и явления по нескольким признакам. В свою очередь бывает:
- Дизъюнктивным – понятия, объединяемые одним или другим свойством, или двумя одновременно.
- Конъюнктивным – понятия, объединяющиеся как минимум двумя признаками.
- Соотносительным – объединение понятий по всем связям и взаимоотношениям между структурами отдельной группы.
- Единичным.
- Специфическим.
- Всеобщим.
- Конкретным – показывает определенные характеристики рассматриваемого явления.
- Абстрактным – показывает характеристики, которые трудно представить, подтвердить.
Объединение предметов и явлений по общим признакам часто проявляется лишь у некоторой части группы, а не у всей. Таким образом, человек оперирует лишь отдельными предметами для обобщения, а не всей категорией предметов.
Понятия формируются у человека двумя путями:
- Он обучается, вследствие чего познает новые понятия, их определения и особенности.
- Он наблюдает, на основе чего формируется опыт, который и позволяет сделать определенные выводы.
Суждение представляется в психологии как понимание индивидом многообразия взаимосвязей предмета или явления с другими вещами окружающего мира. Чем больше человек знает о предмете, о котором он рассуждает, тем более точным и правильным становится суждение. Ошибки возникают тогда, когда человек думает обобщенно. Все предметы, схожие по какому-то признаку, он наделяет качествами, которые им не присущи. Это является поверхностным суждением.
Более глубоким суждение становится, когда человек переходит от общего к частному. Он выделяет конкретные признаки предмета, которые отличают его от других похожих на него предметов. Здесь можно выделять части и видеть между ними взаимосвязи. Также осознавать процессы, происходящие в отдельном объекте, причины их возникновения.
Суждение бывает:
- Истинным (правдивым), когда сделанные выводы подтверждаются объективной реальностью.
- Ложным, когда предположения не подтверждаются реальными доказательствами.
- Общей направленности, когда просматривается общая взаимосвязь в предметах одной категории.
- Частным, когда взаимосвязь наблюдается у нескольких предметов одной группы.
- Единичным, когда вывод относится лишь к одному предмету, он не свойственен другим предметам данного класса.
- Формальным, когда утверждаются факты без указания их правдивости.
- Эмпирическим, когда суждения выводятся на основе наблюдения за предметами, которые входят в одну группу.
Умозаключение является сложным мыслительным механизмом, который предполагает использование имеющегося знания для приобретения нового знания. Здесь используются понятия и суждения, которые уже имеют доказательства своей правдивости. Объединяется несколько понятий или суждений, между которыми просматривается взаимосвязь. Исходные суждения являются посылками для формирования умозаключения. Человек их мыслительно объединяет и формирует взаимосвязь на основе утверждения или отрицания. Таким образом делается некий вывод.
перейти наверхУмозаключение делается с применением логики.
Итог
Мышление является важной функцией в человеке. Животные обладают простыми формами мышления, в то время как человек умеет выводить понятия, рассуждать и делать умозаключения. Это в итоге позволяет ему организовывать свою жизнь, строить государства и устанавливать правила.
Человеческая жизнь немыслима без мышления. Только благодаря ему он делает новые открытия, предполагает, что потом пытается доказать или опровергнуть, создает новые технологии и механизмы.
Только посредством сложного мышления у человека есть речь, которая имеет четкую структуру и правила. Также благодаря мыслительным процессам он может обучаться. Здесь часто используются именно мыслительные формы, а не простое заучивание. Чем больше ассоциаций и собственно сделанных выводов человек использует, тем лучше он познает материал.
Еще многое в окружающем мире остается непознанным. Но благодаря своей мыслительной деятельности человек сможет сформулировать конкретные понятия и теории на счет неизведанного. На основе старых знаний будут выведены новые, что позволит намного лучше понимать окружающий мир и даже управлять им.
psytheater.com