Вопросы и ответы

Философия функции сознания – Сознание как научная и философская проблема. Философские концепции сознания. Психика и сознание: эволюция, структура, функции.

Основные функции сознания

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают выполнение сознанием ряда жизненно важных для человека функций. Назовем главные функции сознания.

Познавательная — заключается в возможности сознания, на основе преобразующей материальной и идеальной деятельности человека, формировать знания о действительности.

Аккумулятивная — суть ее в том, что с помощью памяти человек может накапливать знания, добытые им самим и предшествующими поколениями.

Аксиологическая —заключается в возможности человека оценивать полученные знания и поступки людей с точки зрения своих потребностей и интересов.

Целенаправленности — одной из главнейших сугубо человеческих способностей является способность к целеполаганию. Цель – это идеальное представление о результатах будущей деятельности. Целеполагание обеспечивается возможностями человека преобразовывать материальный мир в соответствии со своими историческими потребностями.

Творческая — эта функция связана с достижением человеком свободы в процессе познания многообразия природного и социального мира и созданием многофункциональных средств труда, позволяющих ему творить «по законам красоты».

Коммуникативная — сознание обеспечивает, с помощью различных коммуникативных систем (внутренние способности, языковые средства и электронные технические средства) общение людей между собой и актуально и в историческом плане.

Регулятивная — человек с помощью сознания на основе учета и оценки различных факторов, в соответствии с поставленной целью, регулирует свое поведение и деятельность, а также коллективов и больших масс людей.

Рассмотрим соотношение некоторых структурных элементов сознания.

СОЗНАНИЕ И ПСИХИКА

Прежде всего, необходимо отметить, что сознание связано с психикой. Психика – целостность всех психических процессов. Она есть высшая форма взаимосвязи живых существ с предметным миром, выраженная в способности реализовывать свои побуждения и действовать на основе информации о нем. Психика более сложное образование, чем сознание. Она включает сознание и бессознательное. В свою очередь, сознание реализуется в памяти, мышлении, знании, эмоциях, воле, внимании, и самосознании. К бессознательному относят – инстинкты, представленные как совокупность врожденных актов поведения человека, которые создаются, вследствие продолжительной эволюции и направлены на обеспечение жизненных функций, самого существования каждого существа.

СОЗНАНИЕ И БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ

В структуре бессознательного можно выделить интуицию (механизм получения знания без осознания путей, условий и механизмов, путем непосредственного усмотрения истины) и автоматизмы (сложные действия человека, которые первично появляются под контролем сознания, но, в результате длительной тренировки и многократного повторения приобретают характер бессознательных). Бессознательными также являются сновидения, гипнотические состояния, явления сомнамбулизма, состояния невменяемости. Современная наука оперирует понятием подсознательного. Это особый пласт или уровень бессознательного, к которому относят психические явления, связанные с переходом операций деятельности с уровня сознания на уровень автоматизма.

Интуиция — это механизм непосредственного постижения сущности предмета, свойства или явления. Но интуицию не следует рассматривать как волшебное средство постижения истины, как чудо. Следует предположить, что бессознательные механизмы мышления, так же как и осознаваемые, на основе индивидуального и коллективного опыта в процессе анализа конкретной ситуации, предмета или явления могут давать знание, результат, который неожиданно для человека появляется в верхних осознаваемых слоях психики. Тогда как сам механизм остается неосознанным.

Автоматизмы – это сложные действия человека, которые первично появлялись под контролем сознания, но в результате многократных повторений или длительной тренировки приобретают характер бессознательных.

Благодаря подключению бессознательного к психической деятельности нагрузка на сознание уменьшается, а это, в свою очередь, расширяет творческие возможности человека.

Бессознательное и сознательное являются двумя относительно самостоятельными сторонами единой психической реальности человека. В бессознательном заложены широкие возможности для рационализации человеческой жизнедеятельности, в особенности творческой деятельности субъекта. Это обстоятельство служит основой формирования иррационалистических философских учений. В них значительной или даже определяющей силой человеческого поведения считаются разные формы бессознательного: инстинкты, интуиция и другие формы. Известные представители иррационализма – А. Шопенгауэр (Германия), Серен Кьеркегор (Дания), Фридрих Ницше (Германия), Эдуарт Гартман (Германия, Анри Бергсон (Франция), Зигмунд Фрейд (Австрия), Мартин Хайдеггер (Германия). Зигмунд Фрейд, в частности, строил свою модель поведения человека на представлении о господстве в человеческой психике половых влечений, которые вступают в конфликт с сознанием и подчиняют его себе. Однако большинство философских школ занимают другую позицию. Они считают ведущим началом человеческой психики сознание, которое, формируя бессознательное, способно его контролировать и определять общую стратегию поведения человека.

СОЗНАНИЕ И ЯЗЫК

Возникновение и развитие сознания как социально-культурного явления, специфически человеческой формы «отражения» неразрывно связано с возникновением и развитием языка как материального носителя, воплощения сознания. Воспроизведем еще раз слова Маркса по конкретному случаю. «На духе с самого начала лежит проклятие – быть «отягощенным» материей, которая выступает здесь в виде движущихся слоев воздуха, звуков – словом, в виде языка. Язык так же древен, как и сознание; язык есть практическое, существующее и для других людей и лишь тем самым существующее также и для меня самого действительное сознание». Только будучи выражено в языке, совместно вырабатываемое сознание выступает как некоторая социальная реальность.

Наряду со словесным разговорным языком сознание может быть выражено, объективировано и в материальных явлениях иного рода, которые в этом случае так же, как и разговорный язык, приобретают знаковую функцию. То есть, материальное явление выполняет функцию знака в том случае, если выражает некоторое содержание сознания, становится носителем определенной социальной информации.

Язык возник из потребности общения в процессе совместной трудовой деятельности. Жесты обеспечивали общение лишь в пределах видимости, поэтому возникла потребность в звуковой системе знаков. Языковые знаки, слова выполняют двойную функцию: выступают средством общения и орудием мышления. Они являются не только условными знаками предметов и процессов, также фиксируют наши мысли об этих предметах.

Сознание и язык образуют единство: в своем существовании они предполагают друг друга, как внутреннее, логически оформленное идеальное содержание предполагает свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная деятельность мысли, сознания. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая.

СОЗНАНИЕ И САМОСОЗНАНИЕ

В субъективной реальности человека имеет место такая важная подструктура, как самосознание. Это осознание человеком себя как личности, осознание своей способности принимать самостоятельные решения и вступать на этой основе в сознательные отношения с людьми и природой, нести ответственность за принятые решения и действия. Самосознание позволяет человеку целостно оценить самого себя, свой моральный облик, собственные знания, мысли, интересы, идеалы, мотивы поведения, действия и т.д. Оно является важнейшим условием самосовершенствования человека. В структуре самосознания можно выделить такие элементы: самочувствие, самопознание, самооценка, самоконтроль. Самосознание тесно связано с рефлексией, как способности сознания делать предметом своего осмысления само сознание, его основные категориальные формы. Поэтому рефлексию можно оценить как деятельность самосознания.

Способность человека осуществлять самоконтроль формируется не сразу. Самосознание наряду с мировоззрением, характером, интересами, навыками формируется в процессе жизни. Под воздействием социальной среды человек формирует способность контролировать свои действия и отвечать за свои поступки. Эта способность в значительной степени зависит от того какие социальные ценности культивируются в данной среде и какие требования предъявляются к индивиду. И главным среди них является умение контролировать свои действия и нести ответственность за свои поступки.

СОЗНАНИЕ И ИНТЕЛЛЕКТ

Под интеллектом обычно понимают общий умственный потенциал человека, степень реализации способностей, которые он целесообразно использует для приспособления к жизни. Интеллект выражает все умственные функции человека, всю совокупность его познавательных умений: ощущения, восприятие, память, представление, мышление, воображение. Благодаря интеллекту человек может сравнивать, вырабатывать абстракции, образовывать понятия, суждения, умозаключения. Ясперс предлагает различать предпосылки интеллекта, багаж знания интеллекта и интеллект в собственном смысле слова. Предпосылками интеллекта можно считать способность к запоминанию и память, механизмы, лежащие в основе двигательных навыков, речевого аппарата и т.д. Эти предпосылки часто смешиваются с умственными способностями как таковыми. Человек, который ничего не помнит, ничего не может говорить или слишком быстро утомляется, естественно, лишен возможности проявить свой интеллект. Большой запас знаний указывает на определенные способности, но существует определенная независимость способности к обучению и интеллекта как способности суждения.

Более глубокому пониманию интеллекта способствует работа над созданием искусственного интеллекта в рамках информатики. Здесь ставится задача разработки методов моделирования и воспроизведения с помощью компьютерной техники отдельных функций творческой деятельности человека, а также решение проблем представления знания в них и построения баз данных, создание экспертных систем, разработку так называемых интеллектуальных роботов. Исследования в этом направлении ведутся во многих странах.

К началу 21 века ученые много сделали для того, чтобы переложить отдельные функции интеллекта на информационные системы. Уже сегодня компьютеры выполняют сложные работы: переводят с одного языка на другой, руководят самолетами, ведут поезда, играют в шахматы, даже осуществляют некоторые логические операции, присущие человеческому мозгу. Но на вопрос «О возможности замены человеческого разума электронным, искусственным разумом?» ученые не могут дать положительный ответ.

Конечно, с точки зрения технических возможностей не следует устанавливать пределы усовершенствования электронных устройств, копирующих умственные способности человека. Но, тем не менее, аналогия между операциями, которые осуществляют машины, и теми, которые происходят в мозгу человека, не дает оснований считать машины способными к мышлению. По сути, машина воссоздает лишь один аспект нашего мышления – формально-логический. В то время как реальное мышление человека – это воля, эмоции, интуиция, мечта, фантазия и прочие составляющие. Богатство внутреннего мира человека является следствием богатства и разносторонности его общественных связей. Поэтому, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру, функции, недостаточно воспроизвести только структуру мозга. Для этого нужно воссоздать весь исторический путь развития человека, обеспечить его всеми потребностями, в том числе и потребностями политическими, моральными и эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченных возможностях современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных и интеллектуальных задач. Они являются не более чем средствами механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности, которые связаны с четкими правилами переработки информации. Но в этом и состоит их огромное значение.

СОЗНАНИЕ И МЫШЛЕНИЕ

Мышление — это процесс познавательной деятельности индивида, который характеризуется обобщенным и опосредованным отражением действительности. Этот процесс завершается созданием абстрактных понятий, суждений, которые представляют собой отражение существенных, закономерных отношений вещей и процессов действительности. Благодаря мыслительной деятельности мы проникаем на уровень сущности вещей, не данный человеку в чувственной форме.

Мышление неразрывно связано с языком. Поскольку содержанием мышления является информация об объектах действительности, эта информация должна каким-то образом фиксироваться, храниться и передаваться в процессе коммуникации. Язык, как особая знаковая система, материализует, точнее, представляет в материальной форме, наши мысли и поэтому выступает необходимым средством связи мышления с действительностью.

Мышление по своей природе рационально и существенно отличается от чувственного восприятия действительности.

Оно носит опосредованный характер, то есть оперирует не чувственными образами, а абстрактными понятиями.

Мышление имеет обобщенный характер в отличие от чувственных образов, отражающих единичные свойства вещей.

Оно отражает внутренние существенные признаки в отличие от внешних, несущественных, представленных в чувственной форме. В чувственном образе объект представлен в виде «картинки», описания, тогда как мышление, выявляя сущность объекта, объясняет его.

Мышление обладает способностью к абстрагированию, то есть способностью выделять отдельные стороны, признаки предметов и превращать их в самостоятельный предмет осмысления. Именно благодаря этой способности, мышление выделяет существенные признаки предметов и образует понятия о них или их свойствах и отношениях.

Мышление имеет творчески-преобразующий, активный характер. Эта способность реализуется в формировании целей и идеальном планировании средств и способов их достижения.

Таким образом, мышление есть опосредованное, абстрактное, неразрывно с вязанное с языком, обобщенное, творчески активное, целенаправленное «отражение» действительности.

ПРОБЛЕМА ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ

Когда говорят об общественном сознании в собственном смысле этого слова, имеют в виду, прежде всего то, чем сознание людей, объединенных в общности, отличается от сознания отдельного человека, направленного на решение его личных проблем, на организацию его индивидуальной жизни. В этом смысле общественное сознание – это сознание, всегда направленное на решение общих проблем устройства общественной жизни в целом. То есть, сознание общества есть многообразный процесс, поддерживаемый активностью сознания отдельных людей. В нем содержатся идеи, высказанные отдельными людьми в то или иное время, устойчивые представления, связанные с некоторой системой норм и принципов, общие теории, в которых обобщаются различные стороны общественной жизни и упорядочиваются знания о природе.

Общественное сознание представлено в различных формах, в которых выражена специфическая направленность «отражения» действительности, зависящая от объекта отражения и его целей. Среди форм общественного сознания можно выделить: экономическое, политическое, правовое, моральное, эстетическое, религиозное, научное, экологическое и др. Во всех формах сознания происходит объединение каждого отдельного человека с некоторой общностью людей или со всем обществом в целом, причем строится такое объединение на базе общего решения специфических вопросов организации жизни, устройства социальных институтов, организации процесса познания и т.д.

Благодаря наличию у людей общего сознания и закреплению в сознании в качестве устойчивых образований лишь таких идей, которые оказываются перспективными в практическом смысле, общество функционирует как целостный организм, т.е. оно представляет не просто стихийно сложившиеся в результате производства отношения, но содержит и сознательно упорядочиваемые людьми связи.

Идеи, получающие закрепление в общественном сознании, представляют собой не просто отражение действительности, т.е. не просто ее специфическое удвоение, а еще и реорганизацию действительности, практическое приспособление человека к миру. Такое приспособление осуществляется за счет того, что вырабатываются новые формы социальной связи, утверждаются социальные нормы и те идеи, которые оказываются необходимыми для их воспроизводства.

Идеальное, связанное с действующей нормой представляет уже не просто идею, а выступает как так называемое материализованное идеальное. Оно существует уже не только в головах отдельных людей, но зафиксировано также с помощью тех или иных материальных носителей (обрядов, сказаний, письменности, образов фольклора и художественной литературы). Благодаря транслируемым от поколения к поколению, связанным с определенными образами значениям, идеальное становится формой общественной коммуникации, образцом для подражания, постоянно воспроизводимым во взаимодействиях людей. Практическая целесообразность, жизненность некоторой социальной нормы, что подтверждается, прежде всего, исторической выживаемостью определенных социально-исторических групп людей, косвенно свидетельствует и об истинности тех идей, которые объясняют необходимость исполнения нормы. Это придает данным идеям более высокий бытийственный статус в сравнении с теми идеями, в которых просто выражаются исходные оценки действительности, делаются начальные предположения о целесообразных в данных условиях формах взаимоотношения людей. Тем самым создается впечатление о том, что связанные с нормами идеи произведены не сознанием человека. А имеют какую-то укорененность в иных, более фундаментальных пластах бытия, ведущих независимое от воли людей существование, скажем, в особом мире ценностей. В действительности же эти более глубокие пласты бытия являются бытием самих людей. Просто это уже коллективное бытие, качества которого приобретают по сравнению с индивидуальным бытием системный характер и оказываются более устойчивыми.

Большую теоретическую проблему представляет вопрос о том, кто же является носителем общественного сознания. Как уже говорилось, для того, чтобы обладать сознанием, нужно быть субъектом. Но является ли, например, общество таким субъектом, который способен принимать решения, иметь определенную эмоциональную жизнь, воспроизводить подобных себе носителей сознания? В определенном смысле можно говорить о субъективных свойствах не только каждого отдельного человека, но и более больших групп людей, социально-исторических общностей (класс, нация, государство, человечество). Но здесь, конечно, надо всегда помнить, что идеальное, как мыслительный процесс, не может быть присуще ни обществу в целом, ни какой-то отдельной общественной группе. Сознание как таковое, является исключительным качеством личного, индивидуального бытия. Однако сама личность силой собственного мышления способна объединять свое бытие с бытием некоторой группы людей. В каждой культуре создается символика, так или иначе, заставляющая личность жить интересами общности, испытывать радость и переживания по поводу ее успехов и неудач. Вне такого объединения сознательная жизнь человека не только теряет высший смысл, но, по существу, и вообще становится невозможной. Попытки построить свое бытие как совершенно независимое от общества, как показывает история философских идей, всегда демонстрировали свою несостоятельность.

Социально-исторические общности людей выглядят как такие субъекты, которые способны принимать решения, как например, государства принимают решения о начале или окончании войны, подписывают договоры, классы ведут борьбу, выбирают эффективные формы ее осуществления. Это, конечно, является проявлением субъективности. Однако, несмотря на все эти проявления субъективности, присущие социально-историческим общностям людей, решения, в конечном счете, принимаются ограниченным кругом лиц или даже отдельными людьми. Большим вопросом, касающимся изучения специфики общественного сознания и специфики общества в целом, является, поэтому, вопрос о том, как соотносятся субъективные свойства личности и субъективные свойства общности, какие из своих субъективных свойств и как (добровольно или вынужденно) личность передает органам, представляющим общность и имеющим право говорить от ее имени.

Вопросы для самопроверки по теме «Сознание»

1. В чем заключается проблема сознания в философии?

2. Почему сознание не может стать объектом теории?

3. Как Декарт ставил проблему сознания?

4. Каковы основные идеи учения Декарта о сознании?

5. Что Декарт называл врожденными идеями?

6. Какой смысл Декарт, вкладывал в тезис: Cogito ergo sum (Мыслю – следовательно, существую)?

7. Как подходил к проблеме сознания Гегель?

8. Что Гегель рассматривал в качестве сознания?

9. Какова роль Абсолютной идеи в мироздании по Гегелю?

10. Какие принципы анализа сознания заложены в марксизме?

11. Что является объективным основанием разграничения явлений сознания и материальных явлений?

12. Почему нельзя отождествлять понятия «материя» и «сознание»?

13. В чем роль понятия «отражение» и принципа развития в объяснении естественного происхождения сознания?

14. Как понимается отражение и его основные характеристики?

15. Как понимается идеальность в марксизме?

16. В чем заключается предметность сознания и что является объективным основанием ее формирования?

17. Каков механизм формирования идеальности в трудовом процессе?

18. В чем принципиальное отличие механизма опережающего отражения в человеческом обществе и в животном мире?

19. В чем заключается общественный характер сознания?

20. В чем особенность феноменологического подхода к сознанию?

21. Что собой представляет сознание с точки зрения Гуссерля?

22. Как представлена онтология сознания в философии Мамардашвили?

23. Какие функции сознания выделяются в современной философии?

24. Как соотносятся в современной философии понятия: сознание и психика, сознание и бессознательное, сознание и язык, сознание и самосознание, сознание и интеллект, сознание мышление.

25. В чем заключается проблема общественного сознания?

studfiles.net

36 Сознание как философская проблема.Структура и функции сознания

Сущность сознания с позиций диалектико-материалистического подхода выражается посредством анализа происхождения сознания, что позволяет выявить аспект вторичности сознания по отношению к материи. На основании чего можно сделать вывод, что сознание есть продукт исторического развития материи? Оно возникает лишь на определенном этапе развития материи, с появлением ее наиболее сложноорганизован- ных форм. Рассмотрение конкретных форм сложноорганизованной материи, непосредственных носителей сознания, выявляет вторичность сознания по отношению к своему органу — мозгу. Таким образом, сознание есть функция мозга, свойственная общественно развитому человеку. Сознание есть особая высшая форма отражения действительности. Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание — это специфически человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроизводит объективное содержание в субъективной форме. Сознание — это творческое, активно преобразующее отражение действительности.

Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, высшая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоящая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении действительности.

В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмоции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание — это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знания могут быть обыденными, житейскими и научными.

Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Современное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему информационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении доли умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека.

Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информационного гомеостаза. На современный поток интенсивной информации он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация физических процессов при избытке информации, — все это разрушает адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится понятие информационного гомеостаза, под которым понимается эволю- ционно отработанный механизм поддержания внутренней упорядоченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней среды.

Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением человека к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку важным компонентом выступают эмоции, под которыми понимается класс психических состояний, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значения отраженных предметов и ситуаций для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих к прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.

Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% — безразличны, 4% неопределены (Вейн A.M., Каменецкая Б.М. Память человека. М., 1973. С.9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают сознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями — с изучением центров приятного и неприятного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Оказалось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначение которой — оценивать действительность в форме непосредственного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, подготавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздражении вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувственно-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека примерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или неприятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практиковалось с целью лечения и диагностики: раздражая током определенные участки, уточняли местоположение болезненного очага для последующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились попутно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импульсов вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это подробно описано в его книге «Мозг и сознание».

Наряду с эмоциями, огромную роль в функционировании сознания играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается сознательное и целенаправленное регулирование человеком своей деятельности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля необходима, когда человек определяет цель и средства ее достижения, оценивает трудности и пути их преодоления, принимает решение добиться цели, невзирая на имеющиеся препятствия.

Существует точка зрения, что в состав компонентов сознания кроме перечисленных знаний, эмоций и воли входит внимание (благодаря которому определенный круг объектов находится в фокусе сознания), а также самосознание, т.е. осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Но самосознание не всесильно, поэтому необходимо иметь в виду наличие бессознательного с его скрытыми мотивациями. 3. Фрейд видел в бессознательном истоки и причины душевных расстройств.

Интересна трактовка 3. Фрейдом проблемы сознательного и бессознательного. Первый (верхний) слой — сознание. Этот слой, будучи самой незначительной частью психики, включает лишь то, что мы осознаем в каждый момент. Сознание выступает как нечто текущее, изменяющееся. Второй слой — предсознание (или подсознание). Это обширное вместилище фактов, сведений, воспоминаний. Подсознательное включает все то, что отсутствует в сознании в данный момент, но легко может проникнуть в сферу сознания. Третий слой — бессознательное. Это наиболее обширный и наиболее важный слой психики. Бессознательное состоит из инстинктивных стремлений, а также воспоминаний о деятельности и страстях, которые в свое время были в сфере сознания, но потом оказались вытесненными.

В завершении анализа структуры сознания необходимо заметить, что сознание — это не сумма множества составляющих его элементов, а их интегральное, сложно структурированное целое. Знания, эмоции, воля и другие компоненты сознания в своем единстве характеризуют работу сознания и обеспечивают выполнение им ряда жизненно важных для человека функций.

Имеется значительное количество подходов к выделению функций сознания. Так, профессор С.-Петербургского государственного университета В. Сагатовский предложил выделить три функции: 1. Функция прогностики, проектирования, целеполагания (смыслопонима- ние, творчество). 2. Функция отражения (мира, накопления знаний). 3. Функция любознательности — самоценность жизни как высшая потребность. Таковы важнейшие функции сознания, по мнению видного отечественного философа. Все они взаимосвязаны и взаимно переплетаются. В своей совокупности они создают необходимые предпосылки социальной активности сознания. Наиболее распространен подход, в соответствии с которым выделяется шесть функций: 1. Функция адекватного отражения (единство познания, осознания, самоосознания). 2. Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая функция — оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным ориентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека. 4.

Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования. 5.

Функция целеполагания — человек ставит цель. 6. Функция комму- никативно-регулятивная — управление.

Количество функций сознания зависит от критериев их выделения — необходимости и достаточности. Д.И. Дубровский в монографии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» — физикалистский, бихевиоральный (от англ. behaviour — поведение) и синергатический (функционалистский).

Физикалистский подход заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следует программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материалистов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде.

Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство психического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно рефлексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на своеобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие.

Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание.

Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятельности мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает свойства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие кооперации элементов.

Много интересного в проблему сознания вносит психофармакология. Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии настроений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с непониманием социальной природы сознания. Влиять на психику человека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментозных средств в известных пределах можно. Но любое подобное воздей- ствие не отменяет общественной сущности человека. Возможности направленного воздействия фармакологическими средствами на физиологию высшей нервной деятельности в интересах здоровья человека будут возрастать, но необходимо учитывать, что «таблетками» нельзя заменить или изменить духовный мир человека.

Естественнонаучные исследования убедительно доказывают связь сознания и языка. Они свидетельствуют о том, что все 100% времени бодрствования человек «говорит». В данном случае, разумеется, учитывается и так называемая внутренняя речь (т.е. модуляция мышц гортани и т.д.), сопровождающая мышление. Если в буквальном смысле речь означает мысли вслух, то «внутренняя речь» — это мысли про себя. При этом примерно 30% времени бодрствования человек говорит вслух, 45% — слушает, 16% — читает, 9% пишет.

Сознание человека играет громадную роль в его жизнедеятельности. При некоторых условиях слово может стать как целебным фактором, так и пусковым компонентом причины болезни. Наиболее показателен в этом отношении анализ развития неврозов — болезненных состояний, обусловленных психической травматизацией. Многочисленными исследованиями установлено, что причинами неврозов, как правило, являются индивидуально значимые для данного человека психические факторы. Знание этих факторов позволяет разработать систему как патогенетического лечения, так и эффективную систему психотерапии. Неврозы, как правило, сопровождаются изменением деятельности внутренних органов. В свою очередь, многие соматические болезни осложняются невротическими состояниями, обозначенными как «вторая болезнь». Последняя подчас становится главной, а после излечения соматического заболевания — и единственной болезнью. Психосоматическая проблема приобретает особую актуальность в современных условиях.

Развитие человеческого общества сопровождается изменениями во всех сферах жизни. Все в большей степени интеллектуализируется труд, увеличивается ответственность каждого человека за его результаты, усложняются межличностные отношения, резко возрастает объем информации. Происходят процессы нарастающей психологизации, субъективизации современного человека. Медицинская сущность данных процессов заключается в увеличении степени психологических нагрузок, повышении требований, предъявляемых к нервной системе, что может выражаться нарушениями психического состояния, заболеваниями внутренних органов, сочетанием психической и соматической патологии. Стремление врачей учитывать всю совокупность психических и соматических явлений в норме и патологии человека и составляет содержание психосоматического подхода к современной медицине. Своеобразие современного этапа развития клинической мысли заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходимость применения системного подхода для понимания патологии человека. Однако практика медико-биологической, научно-исследова- тельской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний — биологический подход, поскольку даже в тех случаях, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение врачом психосоматических отношений возможно только при мульти- дисциплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии и единой оценки результатов психологического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который помог бы им найти взаимопонимание. Психосоматическая проблема сохраняет актуальность среди философов, физиологов, патологов, врачей всех специальностей. Современная наука о человеке исходит из определения предмета своего исследования как биопсихосоциальной сущности его. Признание правильности такого определения означает необходимость психологического, а значит, личностного подхода к пониманию любых проблем жизни человека, в том числе и к медицинской проблематике.

Освоение психосоматического подхода требует от врача специальной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в области психосоматических исследований — являются знания истории развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосоматического подхода к решению вопросов происхождения и течения соматических заболеваний дает возможность значительно полнее по сравнению с традиционным подходом представить природу соматической патологии человека и причины разнообразия их клинических вариантов. Личность является продуктом развития истории человека, обусловливает характер, интенсивность и длительность психологического реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой постоянный вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных особенностей с определенными свойствами соматических систем, кон- ституции, наследственности, возраста, пола, характера перенесенной соматической патологии и других делает реальным становление той или иной специфической болезненной структуры. С позиций личностного подхода следует изучать и причины особенностей клиники соматических болезней.

Различные варианты патологических личностных реакций на заболевание резко деформируют его течение, затрудняют и тормозят реализацию реабилитационных мероприятий. Таким образом, предметом медицины является человек, проявляющий себя в событиях повседневной жизни в своей биологической природе (как организм) и в социально-психологическом качестве (как личность). Личность и организм представляют два аспекта одной и той же реальности. Медицинским следствием динамического единства личности и организма является необходимость изучения конкретных механизмов реализации соматических и психосоматических соотношений. Теоретической основой подхода к изучению психосоматических соотношений является философское решение психофизиологической проблемы, то есть понимание личности и организма как взаимосвязанных элементов единой системы «человек — среда». Конкретное изучение врачом психосоматических взаимосвязей опирается на знание основных закономерностей функционирования личности и организма. Психосоматические отношения становятся доступными для понимания будущим врачом после освоения им основ учения о личности, психогении, эмоциональном стрессе, нейродистрофическом процессе.

Ранняя диагностика и адекватное лечение психофизиологических расстройств в структуре аффективных нарушений, своевременное распознавание и купирование эмоциональных болезней, сущность которых составляет реакция организма на неблагоприятные для него влияния окружающей среды, становится приоритетной. Широкое внедрение психотерапии в соматическую медицину не случайно рассматривается как одна из важнейших задач здравоохранения.

Проблема своевременного распознавания и рациональной терапии больных с висцеровегетативными расстройствами в структуре аффективных нарушений может быть решена лишь при условии совместных усилий психиатров и терапевтов. Сближение наук, слияние научного знания о психике и соматической основе человека открывает большие научные и практические перспективы здравоохранения в сохранении психического и соматического здоровья человека. Сохраняет актуальность проблема, имеющая не конкретно-научный, а методологический характер, получившая в естествознании название психофизической, а с конца XIX века — психофизиологичес- кой проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что психофизиологическая проблематика имеет отношение к решению ряда фундаментальных методологических вопросов, — таких, как предмет психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других. И, конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному как биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить измененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в нейрофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновременно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нематериальных признаков и процессов целеполагания, творческой активности, осознаваемой информации.

Вместе с тем, современное понимание материально-психического и идеально-психического не сводится к их вульгарному отождествлению. Например, необходимо всегда учитывать при диагностике поражений человеческого мозга недостаточную изученность его глубинных структур и функций, более творчески осмысливать достижения современной нейрофизиологии, вскрывающей механизмы функционирования сознания человека. Одна из главных функций нервной системы состоит в восприятии, хранении, использовании и воспроизведении полученной информации в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности человеческого организма. Таким образом, сознание есть продукт исторического развития материи, а решающими факторами возникновения сознания являются социальные. Сознание обладает сложной структурой и функциями, лишь гармоничное их развитие формирует цельную, всесторонне развитую личность

studfiles.net

Структура и функции сознания (применительно к марксистской философии)

Психика шире сознания, т.к. она включает в себя также и неосознаваемые психические явления и процессы.

Бессознательное – это совокупность психических процессов и состояний, неосознаваемых человеком и неподдающихся произвольному контролю.

Сознание включает в себя следующие группы элементов:

1. познавательные (когнитивные) – это абстрактное мышление и его формы, чувственное созерцание и его формы, образы памяти и воображения.

2. регуляционно-волевые (это внимание и воля)

3. эмоциональные элементы (элементарные эмоции, аффекты, настроение и чувства)

4. самопознание – это осознание и оценка человеком своего знания, нравственного облика, интересов, идеалов и мотивов поведения, основанное на выделении человеком себя из объективного мира.

Самосознание выполняет 2 функции:

1) самопознание и самооценка

2) самоконтроль

Описанная выше структура сознания – эта структура эмпирического сознания, которое изучается психологией. Неэмпирическое сознание изучается философией.

Маркс («Экономическо-философские рукописи» 1844 года): Неэмпирическое сознание – это «Способ, каким существует сознание и каким нечто существует для него – это знание. Знание есть его единственное предметное отношение».

Функции сознания:

1. гносеологическая (познавательная).

Эта функция выражает направленность сознания на получение знаний об объективной реальности.

2. Оценочная

3. Регулятивная

Сознание – это средство, определяющее и регулирующее поведение человека в определённой ситуации.

4. Творческая

Сознание – это необходимая предпосылка целенаправленного преобразования действительности человека.

Ленин («Философские тетради»): «Сознание человека не только отражает объективный мир, но и творит его».

Человек не только приспосабливается к среде, но также изменяет её, приспосабливая среду к своим потребностям и желаниям. В этой деятельности и находит свою наивысшую реализацию активность сознания.

Сознание – это продукт общественно-исторического развития, адекватное отображение материальной действительности, идеальный компонент и высший регулятор предметной деятельности человека, свойство не только коры головного мозга, но и всей системы «субъект-объект».

Проблема идеального в марксистской философии

Идеальное – это философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта.

Маркс: «Идеальное есть не что иное, как материальное, пересаженное в человеческую голову и преобразованное в ней».

Сферу идеального образуют:

1. чувственные и умственные образы

2. способы их построения и оперирования ими

3. духовные ценности и соответствующие ценностные ориентации.

Все эти формы, сложившиеся в процессе исторического развития культуры, не могут существовать вне деятельности человека, способного их воспринимать и воспроизводить.

Идеальное всегда обладает материальным носителем. В качестве такого носителя может выступать как нервно-мозговая ткань человеческого организма, так и феномены культуры (например: естественный язык и другие знаковые системы).

В отечественной марксистской философии в настоящее время существуют три концепции идеального:

1. Дубровский Д.И. «Проблема идеального».

Идеальное – это сугубо субъективная реальность, т.е. совокупность субъективных образов сознания, отражающих объективный мир.

Идеальное существует исключительно на базе психики отдельного человека и оно всегда сугубо (исключительно) индивидуально.

2. Ильенков И.В. «Идеальное» (// Философская энциклопедия)

Идеальное – это особого рода объективная реальность. Она может быть определена как представленность (репрезентация) какого-либо общего свойства некоторого класса объектов в том или ином предмете труда и культуры.

Первичное проявление идеального – это схема практической деятельности; практика представляет собой некоторый класс объектов в последовательности и характере операций, т.е. в схеме практической деятельности с данным классом объектов. Вторичное проявление идеального – это субъективный образ.

3. Лифшиц М.А. «Об идеальном и реальном» 1984 г. (// журнал «Вопросы философии»)

Понятие идеального должно быть распространено за пределы человеческого общества, на природу. Природные объекты отличаются друг от друга по степени совершенства, т.е. в природе встречаются совершенные, идеальные экземпляры, которые могут рассматриваться как природные эталоны. Действуя с ними, человек получает информацию о целом классе объектов.

Вывод. Идеальное существует в 3-х формах:

1. в форме образцового (эталонного) предмета. В этом случае идеальное объективно.

2. идеальное может существовать как носитель, осуществляющий передачу субъекту информацию об объектах. Ильенков считает, что, по Марксу, таким носителем считается система практики => идеальное в этом смысле имеет относительно субъективную природу.

3. идеальное существует как субъективная реальность, как образ сознания человека. Идеальное – это не философия мозга, а целостного субъективно-объективного отношения, идеальное в той же мере невозможно без объекта, как и без субъекта, его практической деятельности и сознания.

studfiles.net

Функции сознания — Философия Библиотека русских учебников

Структурные элементы сознания находятся во взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают сознания ряд жизненно важных для человека функций

Главной функцией сознания является познавательная, или отображающей, функция, то способность индивидуума получать знания об окружающем мире и о себе. Как познавательная деятельность сознание начинается ся ся я с чувственно-образного познания и достигает до абстрактного мышления. На этапе чувственного (эмпирический) познания накапливается разнообразные фактический материал,. Который позже обобщается с по мощью аб страктного мышления, проникают таким образом в суть сложных явлений и. Устанавливая объективные закономерности, которыми они подлежат. Эта функция всеобъемлющим, и из нее вытекают все другие. Отметить авательная функция имеет. НЕ пассивный, а активный, эвристический характер, то в сознании есть свойство опережающего отражения действительностиостост.

Познавательная функция сознания обусловливает аккумулятивную (накопительную) функцию. Она заключается в том, что в памяти человека накапливаются знания,. Полученные ею не только из непосредственного, л л личного к своему иду, но и такие, что. Полученные его современниками или предшествующих поколениями людей. Эти знания по мере необходимости актуализируются, воспроизводятся и служат средством реализац й достойной функций сознания. Чем богаче память человека, тем легче ей принять оптимальное решениен.

Еще одной функцией сознания является функция аксиологическая (оценочная). Человек не только получает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения. Своих потребностей и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой ю объективного отражения, формой познания действительности как независимой от человеческих стремлений и интересов. Результатом и целью ее как познавательной деятельности является получение знаний,. Объективной истины. С другогективной истины. С другог в стороны, сознание впитывает в себя проявление субъективного к действительности как к миру своей жизни, его оценку, осо знание своего знания и себя. Результатом и целью ценностного отношения к миру является постижение с енсу существующего, степени соответствия мира и его проявлений человеческим интересам и потребностям смысла собственной жизни. Если мышление, познавательная деятельность требует основном ясного выражения знания, соблюдайте. Ання логических схем оперирования ими, то ценностное отношение к миру и его ос ознание требует личных усилий, собственных размышлений и переживания истинисты.

оценочная функция непосредственно переходит в функцию целеполагания (формирование цели). Способность к целеполаганию — это специфически человеческая способность, составляет кардинальную характеристику в в сознания. Ц. Цель — это идеализированная потребность человека, которая нашла свой предмет, это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предполагается результат дея то льности человека. Цели формируются на базе всего совокупного опыта человечества и достигают высшей формы проявления в виде социальных, этических, эстетических достойной идеалов целенаправленно деяте льно во человека обоснована недовольство человека миром и потребностью изменить его, придать ему такую? >

Высшие возможности сознания проявляются в творческой (конструктивной) функции. Целеполагание, то осознание того, «для чего «и «ради чего «человек совершает. Свои действия, — необходимое е условие люб условие люб бого сви идомого уступка. Однако, как отмечал еще. Гегель, суть дела исчерпывается. НЕ своей целью, а своим осуществлением. Реализация цели предусматривает применение определенные х средств, то того, что с оздается и существует. ЗАРС и существует зар. Ады достижения цели. Человек создает то, что природа к ней. НЕ порождала. Она создает принципиально новое, строит новый свиво новое строит новый свисви.

Очень важной является функция коммуникативная (связи). Она обусловлена? , техн ночные средства (тексты, закодированную информацию). Следует иметь в виду, что в письменных текстах (книгах, журналах, газетах и?. Т др) изложены. НЕ знания, а. Лишь информация. Чтобы информация с т алая знаниями, она по должна быть субьективованою. Вот почему распространение газет, журналов является. Лишь условием, но не гарантией того, что. Изложенная в них информация станет знаниями. Необходимы к полнительные усилия, направленные на преобразование информации в знания, — субъективное достояниенадбанн.

Завершает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основании оценки факторов и. Согласно поставленной цели сознание. Регулирует, упорядочивает действия человека, а зат т тем и действия человеческих коллективов регулятивная функция сознания вплетена во взаимодействие человека с окружающей средой и выступает в двух формах: побудительное и исполнительной регуляции идей но е содержание побудительных моти вел поведения и деятельности людей имеет очень важное значение. По мере того, как идеи приобретают побудительное силы, человек совершает поступки сознательно, целенап рав ленно, по своим убеждениям. Исполнительная регуляций я приводит деятельность людей в соответствие с их потребностями, обеспечивает размеренность цели и реальных средств ее регуляцийляц.

Таковы главные функции сознания. Только гармоничное их развитие формирует действительно целостную в интеллектуальном и духовном плане личность

К началу XXI в ученые много сделали для того,. Чтобы передать. Отдельные функции интеллекта информационным машинам. Уже сегодня компьютеры выполняют сложную работу: переводят разных языках, управляют ле е ета. АКАМ, ведут поезда, играют в шахматы и т др, они осуществляют некоторые логические операции, свойственны человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать такую? олностью заменить человеческий р озумозумммм

С точки зрения технических возможностей и действительно не следует устанавливать предел совершенствования информационных машин. Однако аналогия между темы операциями,. Которые осуществляют машины, и то в еми, что происходят в мозге л человека, не дает оснований для признания за машинами способности мыслить. По сути, машина воспроизводит только один аспект нашего мышления — формально-логический, тогда к ак реальное мышление человека — это и воля, и эмоционального — это и воля, и эмоционального — это и воля, и эмоционального ее, и интуиция, мечта, фантазия и другие составляющие. Богатство внутреннего о м ира человека являются следствием богатства и разносторонносты его общественных связей. Следовательно,. Чтобы полностью смоделировать сознание человека, его в руктуры и все ее функции, недостаточно в. Оспрей оизведения только структуры мозга. Для этого нужно было бы. Воспроизвести все исторический путь развития человека, обеспечить ее всеми потребностями, в том числе и потребностямичисле и потребностям и по литических, нравственными, эстетическими. Все это свидетельствует об ограниченности возможностей современных кибернетических устройств в решении сложных познавательных задач. Они являются чем-то так льшие м, чем средство механизацииьшим, чем средство механизацииьшим, чем средство механизации и автоматизации тех сторон интеллектуальной деятельности,. Связанные с четкими правилами переработки информа ции. И именно в этом состоит их значениезначен.

. Выводы

1. Возникновение и функционирование сознания является сложным и длительным процессом,. Который связан, с одной стороны, с эволюцией форм отражения в живой природе, а с другой — с социальной формой движ же жения материи и, благодаря которой сознание приобретает социальной сущности. Она может быть раскрыта. Лишь путем анализа общественных факторов,. Которые способствовали. Становлению такого явления, как с оз наниет.

2. За статусом бытия сознание является идеальной (в противоположность физическому, чувственно-материального). Это означает, что она формирует завершены,. Конечные и эталонные предметные характеристики р ре еальносты, приобретая способность тности измерять и оценивать что-либо. Кроме того, это означает, что сознание не имеет пространственно-временных измерениир.

3 могущества и уникальность сознания ярко обнаружена в ее сложном устройстве, которая раскрывается через систему функций, единство которых в конечном итого и обеспечивает человеку особый способ бытия

uchebnikirus.com

Функции сознания

Сознание человека – до сих пор неизученный до конца, загадочный субъект. Это — форма психического отражения реальности, свойственная только человеку и неразрывно связана с речью, ощущением и мышлением. Благодаря ему, человек может преодолеть, к примеру, свою неуверенность, страх, гнев и контролировать желания.

Функции сознания в психологии – это набор инструментов, необходимых для того, чтобы понять себя и окружающий мир, сформировать определенные цели, план действий, предвидеть их результат, регулировать собственное поведение и деятельность. Подробней об этом мы расскажем в нашей статье.

Основные функции сознания

Как писал известный немецкий философ Карл Маркс: «Мое отношение к моей среде, есть мое сознание», и это на самом деле так. В психологии выделяют основные функции сознания, благодаря которым и формируется определенное отношение к той самой среде, где находится индивид. Рассмотрим самые основные из них:

  1. Познавательная функция сознания отвечает за познание всего вокруг, формируя представление о действительности и приобретая фактический материал, при помощи ощущения, мышления и памяти.
  2. Накопительная функция порождается познавательной особенностью. Ее смысл заключается в том, чтобы в человеческом сознании и памяти «собиралось» множество знаний, чувств, впечатлений, переживаний, эмоций не только от собственного опыта, но и действий других современников и предшественников.
  3. Оценочная функция сознания или отражательная, с ее помощью человек сравнивает собственные потребности и интересы с данными о внешнем мире, познает себя и свои знания, различает «Я» и «не Я», что способствует развитию самопознания, самосознания и самооценки.
  4. Функция целенаправленности, т.е. в результате анализа полученного опыта, человек, которого не удовлетворяет окружающий мир, пытается изменить его в лучшую сторону, формируя для себя определенные цели и пути их достижения.
  5. Креативная или творческая функция сознания, отвечает за формирование новых, ранее неизведанных образов и понятий при помощи мышления, воображения и интуиции.
  6. Коммуникативная функция осуществляется при помощи языка. Люди работают вместе, общаются и наслаждаются этим, сохраняя в своей памяти полученную информацию.

Это еще не весь список основных функций сознания в психологии человека, в связи с новыми представлениями науки о сознании его можно еще долго пополнять пунктами.

 

womanadvice.ru

Понятие сознание. Функции сознания — Свободная Философия

Человек, как существо владеющее самыми сложными проялениями психики, является носителем сознания.
Сознание — это особенное образование, которое сформировалось во врем общественно-исторического развития на основе труда, как пецифического вида человеческой деятельности, является формой целенаправленного психического отражения.

Сознание — это самая высокая форма развития психики, присуща только человеку, что проявляется в сложных формах отражения мира, общественно-исторической деятельности людей.

Через сознание еловек способен познять сущность окружающего мира, понимать его и одновременно знать о том, что он знает или не знает.

Сознание как философская категория

Возникновение этих идей началось еще в античности, когда сформировались 2 философских направления — идеализм и метариализм. С точик зрения первого — сознание объясняется как собственно человеческая форма психики, начало и условие бытия. Материалисты рассматривают сознание, как результат отражения человеком действительности, продукт приспосабливания и активного отношения к бытию. Но по поводу более точной интерпретации этого понятия возникает огромное количество нерешенных вопросов, поэтмоу изучение и трактовка понятия сознание и по сей день остается открытой научной проблемой.

Структурный элементы сознания пребывают в взаимосвязи и взаимодействии и обеспечивают ряд жизненно важных для человека функций:

  1. Главной функцией сознания является познавательная, или отражающаая функция, то есть способность индивида получать знания ою окружающем мире и о себе. Как познавательная деятельность сознание начинается из чувственно-образного познания и достигает абстрактного мышления. На этапе эмпирического познания накапливается разнообразный фактический материал, который позже обобщается с помощью абстрактного мышления, проникая таким образом в суть сложнейших явлений и устанавливая объективные закономерности, которым они подчиняются. Эта функция является всеохватывающей и из нее вытекают все остальные. Она имеет не пассивный, а активный, эвристический характер, то есть у сознания есть свойство опережающего отображения действительности.
  2. Познавательная функция обусловливает акумулятивную (накопительную) функцию. В памяти человека накапливаются не только полученные ею из личного опыта знания, но и те, что «добыты» современниками или предыдущими поколениями. Эти знания, в меру необходимости, актуализируются, воспроизводятся и служат средством реализации других функций сознания. Чем богаче память человека, тем проще ему принять оптимальное решение.
  3. Еще одной функице сознания является аксиологическая (оценочная). Человек не только достает данные о внешнем мире, но и оценивает их с точки зрения своих нужд и интересов. Сознание, с одной стороны, является формой объективного отображения, формой познания независимой от человеческого стремления действительности, результатом чего является получение знаний, но с другой стороны, сознание впитывает в себя проявления субъективного отношения к действительности, как к миру в котором человек существует, его оценку, осознание своего мира и его проявлений, смысл собственной жизни. Если мышление и познавательная способность тебует в основном придержания логических схем и оперирование ими, то ценностное отношение к миру и его осознание требует личностных усилий, собственных раздумий и переживаний.
  4.  Оценочная функция непосредственно переходит в функцию формирования цели. Это специфически человеческая способность, являющаяся кардинальной чертой сознания. Цель — это идеализированная нужда человека, которая нашла свой предмет; это такой субъективный образ предмета деятельности, в идеальной форме которого предвидется результат действий человека. цели формируются на базе всего опыта человечества и достигают высших форм проявления в виде социальных, этических, эстетических и других идеалов. Целенаправленная деятельность человека обонована неудовлетворенностью человека миром и нуждой поменять его, придать ему такой формы, которая нужна человеку, обществу.
  5. Высшие возможности сознания проявляются в творческой (конструктивной) функции. Формирование целей, то есть осознание того для чего и ради чего чедовек совершает свои действия,  — необходимое услови любого сознательного поступка. Но, как обозначал гегель, суть дела исчерпываются не целью, а свершением. Реализация цели предусматривает применение неких средств, то есть того, что создается и существует ради достижения цели. Человек создает то, что природа до него не творила, строит нвоый мир.
  6. Важнейшей также является комуникативная функция. Она обусловлена тем, что люди принимают участие в общем труде и нуждаются в постоянном общении. Эта связь мыслей совершается через язык (звук), технические средтсва (тексты, коды и т.д). Стоит понимать, что в письменных текстах выложены не знания, а лишь информация. Чтобы информация стала знаниями, она должна быть субъективной. Вот почему распространение газет, журналов и интернет являются лишь условием, но не гарантией того, что изложенная в них информация станет знанием. Необходимы дополнительные усилия, направленные на превращение информации в знания, — это субъективное приобретение.
  7. Заканчивает логический цикл сознания личности регулятивная (управленческая) функция. На основе оценки факторов и соответственно поставленой цели сознание регулирует и упорядочивает действия человека, а потом и человеческих коллективов. Эта функция вплетена во взаимодействие человека с окружающим миром и выступает в двох формах: побудительной и исполнительной регуляции. Идейное содержание побудительных мотивов поведения и действительности людей имеет очень важное значение. В меру того, как идеи приобретают побудительную силу, человек совершает поступки сознательно, целенаправленно, по своим убеждениям. Исполнительная регуляция приводит действиетльность людей в соответствие с их нуждами, обеспечивает размеренность цели и реальные средства их регулировки.

Только гармоничное развитие всех этих функций формирует действительно целостную, в интелектуальном и духовном плане, личность.

В начале XXI века ученые многое сделали для того, чтобы передать отдельные функции интелекта информационным машинам. Уже сегодня компьютеры выполняют сложную работу: переводы, управление тарнспортом и т.д. Они совершают некоторые логические операции, свойственные человеческому мозгу. Возникает вопрос: нельзя ли создать машину, которая могла бы полностью заменить человеческий разум?

С точки зрения технических возможностей, действительно не стоит устанавливать черту между усовершенствованием информационных машин, но аналогия между машинними и мозговыми операциями не дает оснований для признания способностей машин к мышлению. По сути, машина воссоздает только один аспект нашег омышления — формально-логический, тогда как реальное мышлени человека — это и воля, и эмоции, и интуиция, мечты, фантазии и прочее. Багатство внутреннего мира человека является следствием багаста и разносторонноси ее общественных связей.

Значит, чтобы полностью смоделировать сознание человека, его структуру и все функции, не достаточно воссоздать только структури мозга. Для этого надо было бы воссоздать также весь исторический путь развития человека, обеспечить всеми нуждами, в том числе и политическими, морльными, эстетическими.

freephilosophy.net

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

Контрольная работа

Сознание как категория философии. Его сущность, структура, функции

Содержание

онтологический сознание бытие разум

1. Сознание как категория философии

. Сущность сознания

. Структура сознания

. Функции сознания

Список использованной литературы

1. Сознание как категория философии

Проблема сознания является одной из самых сложных проблем, встававших когда-либо перед человечеством. Мыслители и ученые разных исторических эпох пытались разгадать тайну сознания, определить сущность и возможности его познания, объяснить, каким образом осуществляется связь человека с внешним миром и с самим собой. Философия рассматривает сознание, прежде всего с точки зрения его онтологического статуса.

Онтология как учение о бытии не может выводить проблему сознания за свои рамки, ибо бытие, как уже отмечалось выше, представляя собой, единство формы и способов существования, включает в себя и материю, и сознание. Определяя место сознания в структуре бытия, материалисты связывают сознание с функцией высшей формы организации материи (мозга). Идеалисты истолковывают сознание как сущность бытия, как нечто, не зависящее от природного и социального бытия и созидающее его.

Поиск оснований существования сознания прошел длинный путь. В истории философской мысли, начиная с античности, сложилась традиция рассматривать всю деятельность человека по восприятию мира как производную души. При этом до Аристотеля душа трактовалась как нечто внешнее по отношению к телу, независимо от понимания ее природы — вещественной (античные атомисты) или нематериальной (Пифагор, Сократ, Платон). Аристотель же пришел к выводу, что душа является формой живого органического тела, а не самостоятельной сущностью. Душа суть тела, причина и цель всех его действий. Действует не душа, а соответствующее одушевленное тело; переживает не душа, а целостный организм. Согласно Аристотелю, сказать, что душа гневается, равносильно утверждению, что душа занимается ткачеством или постройкой дома. Душа «движет живое существо не так, а некоторым решением и мыслью». С незначительными изменениями учение Аристотеля о душе господствовало вплоть до XVII в.

Благодаря прогрессу естественных наук в XVII веке началась новая эпоха в развитии философского знания, ориентированного на механику. Р. Декарт причины всех движений усматривал в мышечном движении, которое осуществляется посредством нервов, и поэтому обращение к душе как движущей силе он считал излишним. Он возвел душу в степень субстанции, которая существует наряду с материальной субстанцией, и трактовал духовную субстанцию как субъект познания, хотения, воображения, ощущения и т.п., обозначив эти свойства общим понятием мышления, или сознания.

Учение о двух абсолютно противоположных субстанциях породило психофизическую проблему, т.е. проблему соотношения духовных и физических явлений. Сам Декарт, пытаясь объяснить, как возможно сосуществование в целостном человеке независимых друг от друга души и тела, решал данную проблему с позиций психофизического взаимодействия и даже определил центр, в котором душевная субстанция связывается с телесной субстанцией. Он поместил душу в очень маленькой шишковидной железе, находящейся в центральной части головного мозга.

Картезианской идее взаимодействия души и тела был противопоставлен психофизический параллелизм. В философии и науке психофизическая проблема решалась не только с дуалистических позиций, предлагались различные модели редукционизма духовного к физическому. Например, качественное отличие сознания от физических явлений отрицалось вульгарными материалистами Л. Бюхнером, О. Фогтом и М. Молешоттом. По их мнению, сознание принципиально не может быть отличным от материи, от тех процессов в нашем мозгу, с которыми имеет дело физиолог. Чтобы составить себе точное понятие об отправлениях, результатом которых является мысль, следует, как писал Фогт, рассмотреть головной мозг в качестве определенного органа, предназначенного для ее производства, подобно тому, как желудок и кишки совершают пищеварение, а печень вырабатывает желчь.

Диалектический материализм решает психофизическую проблему, исходя из экспериментальных данных разных наук, которые свидетельствуют о том, что мозг человека с его сложными биохимическими, физиологическими, нервными процессами является Материальным субстратом сознания. При этом диалектический материализм не приписывает сознанию физические характеристики мозговых процессов. Рассматривая психические явления как качественно особую реальность, он утверждает, что психическое и физиологическое тесно взаимосвязаны между собой и взаимообусловливают поведение человека.

Большой вклад в понимание того, как связана работа мозга человека с психическими явлениями внесли русские физиологи И.М.Сеченов и И.П. Павлов. Они раскрыли рефлекторную природу психических процессов.

. Сущность сознания

Сознание — важнейшая категория философии, обозначающая человеческую способность идеального воспроизведения действительности. Сознание выступает в двух формах: индивидуальной (личностной) и общественной. Понимание сущности сознания находится в прямой зависимости от решения вопроса о взаимоотношении духа и природы, материи и сознания. Признание первичности идеального ведет к превращению сознания в самостоятельную сущность, творящую мир. Такой подход выражен в период античности в философии Платона; в Средневековье — в христианской философии (носителем высшего сознания является Бог), в немецкой классической философии — во взглядах Гегеля. В материалистической философии сознание рассматривается как свойство высокоорганизованной материи, как субъективный образ объективного мира, как идеальное в противоположность материальному и в единстве с ним, как осознанное бытие, как отношение «Я» к «не-Я». Сознание — это высшая форма отражения действительного мира, свойственна только людям и связана с речью функция мозга, заключающаяся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтроле поведения человека. Стержнем сознания, способом его существования является знание. Сознание принадлежит субъекту, человеку, а не окружающему миру. Но содержанием сознания, содержанием мыслей человека является весь мир, все его стороны, связи, законы. Поэтому сознание можно охарактеризовать как субъективный образ объективного мира. Сознание не добавление к психике человека, а сама субъективная сторона психики, осознание ближайшей чувственно воспринимаемой среды и осознание ограниченной связи с другими лицами и вещами, находящимися вне начинающего сознавать себя человека, и одновременно осознание природы. Под бессознательным можно понимать две разные вещи: во-первых, — это действие, совершаемое автоматически, рефлекторно, когда причина его не успела дойти до сознания, а также при естественном отключении сознания, во-вторых, — это активные психические процессы, непосредственно не участвующие в сознательном отношении субъекта к действительности, а поэтому и сами в данный момент не осознаваемые.

Сущность сознания как высшей формы отражения выражается в том, что:

во-первых, в том, что чувственное отражение наполняется более глубоким и осознанным содержанием. Возникает своеобразная надстройка над ним — абстрагирование, которое состоит в мысленном выделении отдельного предмета, отношения, свойства из совокупности предметов, отношений, свойств. Абстрагирование является способом превращения наблюдений и представлений в понятия. Оно расчленяет, разрывает, схематизирует целостную подвижную действительность. В отдельно взятой абстракции субъект отходит от действительности. Но именно это обеспечивает изучение отдельных сторон предмета в чистом виде и, таким образом, проникновение в их сущность;

во-вторых, сознание отражает мир не в чувственно-наглядных, а в идеальных образах. Что это за образы? Что такое идеальное? При рассмотрении категории «идеальное» надо иметь в виду, что идеальное характеризует, во-первых, гносеологическое отношение сознания к бытию, выявляя принципиальное отличие между отражением и отражаемым, образом и объектом. Это отличие состоит в том, что идеальные образы, отражая свойства реальных объектов, сами этих свойств не имеют. Идеальному образу, не свойственны какие бы то ни было физические, химические и прочие признаки материальных объектов. Они не имеют ни пространственных размеров, ни геометрических форм, ни объема, ни массы и т. п. Образ розы не пахнет, а от образа огня даже папиросу не прикуришь. Идеальное — это то, что существует и не существует одновременно. Его нет как особой субстанции, которая существует наряду с материей, но оно есть как субъективная реальность. Субъективность означает, что идеальное всегда принадлежит субъекту, человеку или группе людей и не существует без своего носителя, поэтому в содержании образов и понятий сознания отражаются особенности жизненного опыта его носителя, его интересы, чувства, расположение духа, переживания и т. д. Субъективность также означает неполноту отражения, которая связана с тем, что в ощущениях дается не зеркальная копия, а более или менее приближенное воспроизведение свойств предмета.

Следует заметить, что в понимании проблемы идеального сложились два взаимосвязанных подхода. Первый условно обозначают как «деятельное толкование идеального». Связан он с именем Эвальда Ильенкова. Сторонники этого подхода выводят свойства идеального из неотъемлемых свойств материи. Психологизм, или информационный подход, становление которого связано с именем Давида Дубровского, рассматривает идеальное как особое свойство субъективности, духовности, относительно независимой от материального, нейронального, предметно-практического. Оба подхода имеют положительные и отрицательные моменты;

в-третьих, человеческое отражение носит не приспособительный, а активно-преобразовательный характер. Человека не удовлетворяет то, что дано природой, и он стремится изменить эту данность так, чтобы она отвечала его потребностям. Это человек осуществляет, прежде всего, в своем сознании. Содержание сознания, так или иначе, практически реализуется. Но перед этим оно приобретает характер замысла или идеи. Идея — не только знание, но и планирование того, что возможно. Идея — понятие, ориентированное на практическую реализацию. Человек сначала в сознании создает, конструирует новое — проекты зданий, машин, технологические процессы, а потом воплощает их в действительность с помощью труда. Потребности человека, отражаясь в сознании, приобретают характер цели, т. е. идеальной модели желаемого будущего. Реализуясь в практической деятельности, цель материализуется в предметной форме, в формах реально существующих предметов, которых раньше не было в природе.

. Структура сознания

Сознание имеет сложную структуру. Наиболее древний пласт сознания ? чувственно-аффективный уровень. Сюда относятся ощущение, восприятие, представление, различного рода аффекты, т. е. устоявшиеся сильные самопроизвольные реакции человека на внешние раздражители (страх, ярость, боль, наслаждение).

К этому уровню можно отнести и страсти человека, т. е. устоявшиеся влечения человека (любовь, ненависть, обида, зависть). Преимущественно они контролируются разумом.

Следующий уровень — ценностно-волевой. Воля — способность человека ставить цели и мобилизовать себя для достижения целей. Эмоции — ценностноокрашенные реакции на внешние воздействия.

Важнейший уровень сознания — абстрактно-логическое мышление, выступающее в таких формах, как понятие, суждение, умозаключение, различные логические операции.

Необходимым компонентом сознания являются сознательное и бессознательное.

Характеризуя структуру сознания, выделяют такие его стороны, как общественное и индивидуальное сознание.

Общественное сознание — необходимая и специфическая сторона общественной жизни, оно является не только отражением изменяющегося общественного бытия, но осуществляет вместе с тем организующую, регулятивную и творчески-преобразующую функцию. Оно носит общественно-исторический характер. Это определенная совокупность идей, представлений, ценностных установок, нормативов общения, мышления и практической деятельности.

Необходимо выделять две плоскости анализа общественного сознания: описание содержания общественного сознания и описание способов существования явлений общественного сознания, что необходимо иметь в виду с точки зрения взаимосвязи индивидуального и общественного сознания.

Индивидуальное сознание есть сознание отдельного человека, который, конечно, немыслим вне общества. Сознание каждого человека с необходимостью включает и качестве своего основного содержания идеи, нормы, установки, взгляды и т. п., имеющие статус общественного сознания. Индивидуальное сознание ? это единичное сознание, в котором в каждом отдельном случае свободно сочетаются черты, общие сознанию данной эпохи, черты особенные, связанные с социальной принадлежностью личности, и индивидуальные черты личности, обусловленные воспитанием, способностями и обстоятельствами личной жизни индивида. Онтогенез личности есть процесс социализации, присвоения социально значимых духовных ценностей.

Таким образом, индивидуальное сознание общественно в том смысле, что оно пронизано, организовано, насыщено общественным сознанием. Данное индивидуальное сознание может быть в ряде отношений богаче общественного сознания. Оно способно содержать в себе такие новые идеи, представления, оценки, которые отсутствуют в содержании общественного сознания и лишь со временем могут войти в него. Общественное сознание, рассматриваемое в плане его содержания, фиксировано в «социальной памяти» как необходимое условие его «живого» бытия во множестве индивидуальных сознаний.

Одной из важнейших характеристик сознания является его идеальность. Эта характеристика основана на гносеологическом противопоставлении сознания как идеального материальному. Дело в том, что образ, создаваемый в голове человека, не сводится ни к самому материальному объекту, находящемуся вне человека, ни к тем физиологическим процессам, которые происходят в мозгу.

Идеальное ? философское понятие, характеризующее специфический способ бытия объекта, отраженного, представленного в психическом мире и жизнедеятельности сознания человека. Сознание есть субъективный образ объективного мира. Когда мы говорим о субъективности сознания, то мы, прежде всего, имеем в виду, что оно представляет не искаженное отражение действительности, а то, что отражение идет в формах сознания человека.

Идеальное всегда обладает материальным носителем, в качестве которого выступает не только его нервно-мозговой субстрат, но и выработанные в процессе исторического развития человека феномены культуры (например, язык и другие знаковые системы). В системе культуры и благодаря создаваемым ею продуктам (орудиям труда, искусству, науке, праву и т. д.) формируются различные формы идеального, которые не зависят от индивидуального сознания, однако вне деятельности человека, способного их воспринимать и созерцать, они существовать не могут. Возникая и развиваясь в недрах социальной практики, идеальное не только порождается материальным, но и способно активно его преобразовывать.

Рассмотренные выше измерения сознания, сложившиеся в рамках функциональной и субстанциальной парадигм его интерпретации (когда сознание рассматривается с точки зрения его материального носителя, предпосылок его происхождения и развития, его структурно-функциональных измерений и т. п.) не исчерпывают всего многообразия феномена сознания. Следует отметить, что как в современной философии, так и в науке, данные подходы не утратили своей значимости: функциональная парадигма сознания в широком контексте представлена в рамках философско-аналитической и научной традиции, субстанциальная модель сознания разрабатывается в рамках структуралистских и постструктуралистских концепций, редуцирующих сознание к феноменам языка и текста; формируются новые философские и естественнонаучные представления о сознании человека, связанные с экзистенциальными, феноменологическими и космическими его измерениями, уникальными и пока еще не всегда приоткрытыми тайнами человеческого бытия.

Так же структуру сознания можно с некоторой степенью условности поделить на 3 части: разум, чувства и волю.

Разум — главная часть сознания. По определению, человек есть существо разумное. Разум — есть условие и следствие познавательной деятельности, которая может осуществляться рационально и нерационально. Разум может иметь форму фантазий, воображения и логики. Разум обеспечивает взаимопонимание людей, необходимое для их общения и совместной деятельности.

Чувства — это условие и следствие избирательного отношения человека к миру. Все, что есть в мире, вызывает у человека положительные и отрицательные эмоции, либо нейтральное отношение. Это обусловлено тем, что что-то человеку полезно, что-то вредно, а что-то безразлично, что-то в мире прекрасно, что-то безобразно. В результате у человека формируется богатый эмоциональный мир, потому что все что в мире происходит имеет разную степень значимости и различный характер значимости для человека. Эмоции и чувства выражают оценочное отношение к миру. Богатство чувств и эмоций проявляется в лексике языка. Есть несколько сотен слов, содержанием которых являются чувства и эмоции. Бедность индивидуального словаря человека говорит и о его эмоциональной бедности его сознания, а следовательно, и личности.

Воля — часть сознания, которая обеспечивает достижение заранее поставленных целей за счет мобилизации сил, необходимых для их достижения. Человек в отличии от животного способен заглядывать в будущее и сознательно за счет воли формировать нужные для него варианты будущего. Силы воли нужны для концентрации внимания на тех или иных мыслях, чувствах, действиях, предметах внешнего мира. Воля нужна и для противостояния неблагоприятным воздействиям, для обеспечения психической устойчивости. Безволие делает человека подверженным неблагоприятным влияниям и неспособным достигать целей из-за неумения делать выбор и концентрироваться на заданном направлении.

Сознание и подсознание. Психика человека включает в свой состав кроме сознания еще подсознание. Подсознание это закрытая для самого человека часть его психики. Подсознание, в отличие от сознания, работает непрерывно, даже когда человек спит. Сон — это отключение только сознания. Подсознание содержит в себе все то, что человек имел в своем сознании: в разуме, в чувствах, воле. Содержание сознания переходит в подсознание. В состоянии гипноза можно открыть «комнату» подсознания и помочь человеку заново воспроизвести любой эпизод (любую картинку) его жизни, которая запечатлелась в сознании.

С другой стороны из подсознания в сознание приходят постоянно самые разные идеи, догадки, интуитивные озарения, помогающие человеку решать сложные проблемы, которые он не может решить с помощью чистой логики. Творческое мышление невозможно без этих идей, которые поступают из подсознания в сознание.

Сегодня существует большое количество учебных, тренировочных, лечебных, управленческих методов (технологий), которые основаны на прямом вторжении в подсознание, минуя сознание. Замечено, что давая сиюминутный эффект, они приводят к разрушению психики, нарушению памяти, мышления. В конечном итоге это ведет к ослаблению сил души, необходимых для иных, не земных целей.

. Функции сознания

Главная функция сознания это способность человека соотносить себя с внешним миром. Именно эта способность даёт возможность человеку осознать самого себя и формироваться как личность. Для этого сознание использует разные уровни восприятия и отражения объективной реальности.

На сегодняшний день выделяют три уровня:

üЧувственно-эмоциональный — восприятие и отражение мира органами чувств.

üРационально-дискурсивный — восприятие мира, через определение его характеристик.

üИнтуитивно-волевой — способствует целостности восприятия мира и осознанию себя.

Кроме рефлексии и отражения объективной реальности, сознание выполняет и другие функции, которые указаны в следующей классификации:

üОтражательная — восприятие объективного мира через познавательные процессы (память, мышление, внимание).

üОценочная — наше отношение к этому миру, событиям и к самим себе, которое может выражаться в виде чувств и эмоций.

üПорождающая — творческая или креативная.

üПреобразующая — управление волевыми процессами, где мы сами принимаем решения и действуем.

üВремя образующая — способность отслеживать связь между прошлым настоящим и будущим.

üРефлексивная — основная функция, которая характеризует саму сущность сознания, нашу способность к самосознанию.

Кроме этих классификаций имеются и другие, например:

üАккумулирующая — накопление информации.

üИнтеграционная — объединяющая все системы восприятия объективного мира.

üКоммуникативная — определяющая за наше окружение.

Количество подобных классификаций, со временем продолжает расти. Это связано с новыми, дополняющими представлениями современной науки о сознании.

Сознание — высшая форма отражения действительного мира, свойственная только человеку. Оно связано с членораздельной речью, логическими обобщениями, абстрактными понятиями. Формирование сознания связано с возникновением труда. Необходимость труда в процессе общения вызвала появление языка. Труд и язык оказали решающее влияние на становление человеческого сознания.

Сознание имеет многокомпонентную структуру, тем не менее, оно — единое целое. «Ядром» сознания, способом его существования является знание. В то же время сознание есть явление морального порядка, ибо имеет дело со смысложизненными проблемами. Сознание выступает, таким образом, как ключевое, исходное философское понятие для анализа всех форм проявления духовной и душевной жизни человека в их единстве и целостности, а также способов контроля и регуляции его взаимоотношений с действительностью, управления этими взаимоотношениями.

Список использованной литературы

1.В.Л. Райков/ Общая теория сознания. — М.:, 2000.

2.Учеб. пособие/ Я.С. Яскевич, В.С. Вязовкин, Х.С. Гафаров. — 3-е изд. — Минск: Высшая школа, 2009.

3.Интернет-ресурсы: Психология, философия, эзотерика. <http://deep-sense.com/>; Философия — фундаментальные принципы реальности. http://e-learn4open.ru/index.html.


diplomba.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *