Вопросы и ответы

Экспрессивная и импрессивная речь это – ГЛАВА 2. ИМПРЕССИВНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ РЕЧЬ. | ЧАСТЬ I ПОНЯТИЕ О НОРМЕ И ПАТОЛОГИИ В ЛОГОПЕДИИ  |  Читать онлайн, без регистрации

Экспрессивная речь и ее виды

Для каждого человека речь является важнейшим средством общения. Формирование устной речи начинается с самых ранних периодов развития ребенка и включает несколько этапов: от криков и лепета к осознанному самовыражению при помощи различных лингвистических приемов.

Существуют такие понятия как устная, письменная, импрессивная и экспрессивная речь. Они характеризуют процессы понимания, восприятия и воспроизведения звуков речи, формирование фраз, которые будут озвучены или написаны в дальнейшем, а также правильное расположение слов в предложениях.

Устная и письменная формы речи: понятие и значение

Устная экспрессивная речь активно задействует органы артикуляции (язык, небо, зубы, губы). Но, по большому счету, физическое воспроизведение звуков является только следствием деятельности мозга. Любое слово, предложение или фраза вначале представляют собой идею или образ. После того как происходит их полное формирование, мозг посылает сигнал (приказ) речевому аппарату.

Письменная речь и ее виды напрямую зависит от того, насколько развита устная форма речи, так как, по сути, это визуализация тех же сигналов, которые диктует мозг. Однако особенности письменной речи позволяют человеку более тщательно и точно подобрать слова, усовершенствовать предложение и откорректировать то, что было написано раннее.

Благодаря этому письменная речь становится более грамотной и правильной по сравнению с устной. Тогда как для устной речи важными показателями становятся тембр голоса, скорость разговора, четкость звучания, внятность, письменная речь характеризуется четкостью почерка, его разборчивостью, а также расположением букв и слов по отношению друг к другу.

Изучая процессы устной и письменной речи, специалисты составляют общее понятие о состоянии человека, возможных нарушениях его здоровья, а также об их причинах. Нарушения речевой функции могут быть обнаружены как у детей с еще не сформировавшимся в полной мере речевым аппаратом, так и у взрослых людей, перенесших инсульт или страдающих другими заболеваниями. В последнем случае речь может полностью или частично восстановиться.

Импрессивная и экспрессивная речь: что это такое

Импрессивной речью называют психический процесс, сопутствующий понимаю различных видов речи (письменной и устной). Распознавание звуков речи и их восприятие – непростой механизм. Наиболее активно в нем участвуют:

  • зона сенсорной речи в коре головного мозга, которую также называют зоной Вернике;
  • слуховой анализатор.

Нарушение функционирования последнего провоцирует изменения в импрессивной речи. В качестве примера можно привести импрессивную речь глухих людей, которая основывается на распознавании произносимых слов по движению губ. Вместе с тем, в основе их письменной импрессивной речи находится тактильное восприятие объемных символов (точек).

Схематически зону Вернике можно описать как своеобразную картотеку, содержащую звуковые образы всех усвоенных человеком слов. На протяжении всей своей жизни человек обращается к этим данным, пополняет и корректирует их. В результате же поражения зоны, происходит разрушение звуковых образов слов, которые там хранятся. Итогом такого процесса является невозможность распознания значения сказанных или написанных слов. Даже при отличном слухе, человек не понимает, что ему говорят (или пишут).

Экспрессивная речь и ее виды – это процесс произнесения звуков, который можно противопоставить импрессивной речи (их восприятию).

Процесс формирования экспрессивной речи

Начиная с первых месяцев жизни, ребенок учится воспринимать обращенные к нему слова. Непосредственно экспрессивная речь, то есть формирование замысла, внутренняя речь и произнесение звуков, развивается следующим образом:

  1. Крики.
  2. Гуление.
  3. Первые слоги, как разновидность гуления.
  4. Лепет.
  5. Простые слова.
  6. Слова, относящиеся к взрослому лексикону.

Как правило, развитие экспрессивной речи тесно связано с тем, каким образом и сколько времени родители уделяют общению с ребенком.

На объем словарного запаса, правильную постановку предложений и формулировку собственных мыслей детей оказывает влияние все, что они слышат и видят вокруг себя. Формирование экспрессивной речи происходит в результате подражания действиям окружающих и желания активно с ними общаться. Привязанность к родителям и близким становится лучшей мотивацией для ребенка, стимулирующей его к расширению словарного запаса и эмоционально окрашенному словесному общению.

Нарушение экспрессивной речи является прямым следствием отклонений в развитии, результатом травм или болезней. Но большинство отклонений от нормального развития речи поддаются корректировке и регуляции.

Как выявляют нарушения речевого развития

Обследованием речевой функции детей, проведением тестов и анализом полученной информации занимаются врачи логопеды. Исследование экспрессивной речи проводят для того, чтобы выявить у ребенка сформированное грамматическое строение речи, изучить словарный запас и звукопроизношение. Именно для исследования звукопроизношения, его патологий и их причин, а также для разработки процедуры коррекции нарушений, изучают следующие показатели:

  • Произношение звуков.
  • Слоговую структуру слов.
  • Уровень фонетического восприятия.

Принимаясь за обследование, квалифицированный логопед четко представляет, что именно является целью, то есть какое расстройство экспрессивной речи ему надлежит выявить. Работа профессионала включает специфические знания о том, каким образом проводится обследование, какого рода материалы следует применить, а также каким способом оформить результаты и сформировать выводы.

С учетом психологических особенностей детей, возраст которых относится к дошкольному (до семи лет), процесс их обследования зачастую включает несколько этапов. На каждом из них применяют специальные яркие и привлекательные для названного возраста наглядные материалы.

Последовательность процесса обследования

Благодаря правильной постановке процесса обследования, существует возможность выявления различных умений и навыков, путем изучения одного вида деятельности. Такая организация позволяет за один прием на протяжении короткого времени заполнять более одного пункта речевой карты. В качестве примера можно привести просьбу логопеда рассказать сказку. Объектом его внимания становятся:

  • произношение звуков;
  • дикция;
  • навыки использования голосового аппарата;
  • вид и сложность предложений, использованных ребенком.

Полученную информацию анализируют, обобщают и вносят в определенные графы речевых карт. Подобные обследования могут быть индивидуальными или проводиться для нескольких детей одновременно (двух-трех).

Экспрессивная сторона речи детей исследуется следующим образом:

  1. Изучение объема словарного запаса.
  2. Наблюдение за словообразованием.
  3. Исследование произношения звуков.

Также большое значение имеет анализ импрессивной речи, в который входит изучение фонематического слуха, а также наблюдение за пониманием слов, предложений и текста.

Причины нарушения экспрессивной речи

Нужно отметить, что общение между родителями и детьми, у которых наблюдается расстройство экспрессивной речи, не может быть причиной нарушения. Оно влияет исключительно на темп и общий характер развития речевых навыков.

Однозначно о причинах, приводящих к возникновению расстройств детской речи, не сможет сказать ни один специалист. Существует несколько факторов, сочетание которых увеличивает вероятность обнаружения подобных отклонений:

  1. Генетическая предрасположенность. Наличие нарушений экспрессивной речи у кого-нибудь из близких родственников.
  2. Кинетический компонент тесно связан с нейропсихологическим механизмом расстройства.
  3. В преобладающем большинстве случаев нарушенная экспрессивная речь связана с недостаточным формированием пространственной речи (а именно, зоны теменного височно-затылочного перекрестка). Это становится возможным при левополушарной локализации речевых центров, а также при нарушениях функционирования именно в левом полушарии.
  4. Недостаточное развитие нейронных связей, сопутствующее органическому поражению зон коры, отвечающих за речь (как правило, у правшей).
  5. Неблагоприятное социальное окружение: люди, у которых уровень речевого развития очень низок. Экспрессивная речь у детей, находящихся в постоянном контакте с такими людьми, может иметь отклонения.

При установлении вероятных причин нарушений речи, не следует исключать возможность отклонений в работе слухового аппарата, различных расстройств психики, врожденных пороков органов артикуляции и других заболеваний. Как уже доказано, полноценная экспрессивная речь может быть развита только у тех детей, которые способны правильно имитировать услышанные звуки. Поэтому чрезвычайно важным является своевременное обследование органов слуха и речи.

Кроме перечисленных, причинами могут стать инфекционные болезни, недостаточное развитие головного мозга, его травмы, опухолевые процессы (давление на структуры мозга), кровоизлияние в головную ткань.

Какие встречаются нарушения экспрессивной речи

Среди нарушений экспрессивной речи чаще всего встречается дизартрия – невозможность использования органов речи (паралич языка). Ее частые проявления – скандированная речь. Не редки и проявления афазии – нарушения речевой функции, которая уже сформировалась. Особенностью ее является сохранение артикуляционного аппарата и полноценного слуха, однако способность активного использования речи утрачивается.

Существует три возможные формы расстройства экспрессивной речи (моторной афазии):

  • Афферентная. Наблюдается, если поврежденными становятся постцентральные отделы доминантного полушария большого мозга. Они обеспечивают кинестетическую основу, необходимую для полноценных движений аппарата артикуляции. Поэтому становится невозможным озвучивание некоторых звуков. Такой человек не может выговорить буквы, близкие по способу образования: например, шипящие или переднеязычные. Следствием становится нарушение всех видов устной речи: автоматизированной, спонтанной, повторной, называния. Кроме того, наблюдаются сложности с чтением и письмом.
  • Эфферентная. Возникает, когда повреждаются нижние отделы премоторной зоны. Ее еще называют областью Брока. При таком нарушении артикуляция конкретных звуков не страдает (как при афферентной афазии). Для таких людей сложность вызывает переключение между разными речевыми единицами (звуки и слова). При отчетливом произнесении отдельных речевых звуков, человек не может произнести серию звуков или фразу. Вместо продуктивной речи наблюдается персеверации или (в отдельных случаях) речевой эмбол.

Отдельно стоит упомянуть о такой особенности эфферентной афазии как телеграфный стиль речи. Его проявлениями становится исключение из словаря глаголов и преобладание существительных. Может быть сохранена непроизвольная, автоматизированная речь, пение. Нарушены функции чтения, письма и называния глаголов.

  • Динамическая. Наблюдается, когда поражены префронтальные отделы, области спереди зоны Брока. Главным проявлением такого нарушения становится расстройство, затрагивающее активную произвольную продуктивную речь. Однако происходит сохранение репродуктивной речи (повторной, автоматизированной). Для такого человека сложность вызывает высказывание мысли и задавание вопроса, но артикуляция звуков, повторение отдельных слов и предложений, а также правильные ответы на вопросы не составляют труда.

Отличительной чертой всех видов моторной афазии становится понимание человеком обращенной к нему речи, выполнение всех заданий, однако невозможность повторения или самостоятельного высказывания. Также распространена речь с явными дефектами.

Аграфия как отдельное проявление расстройства экспрессивной речи

Аграфией называют утрату способности к правильному писанию, которая сопровождается сохранением двигательной функции рук. Она возникает как следствие поражения вторичных ассоциативных полей коры левого полушария мозга.

Это расстройство становится сопутствующим при нарушениях устной речи и как отдельное заболевание наблюдается крайне редко. Аграфия является признаком афазии определенного вида. В качестве примера можно привести связь поражения премоторной области с расстройством единой кинетической структуры письма.

В случае незначительного повреждения, страдающий аграфией человек может правильно записывать конкретные буквы, но допускать ошибочное написание слогов и слов. Вероятно наличие инертных стереотипов и нарушение звуко-буквенного анализа состава слов. Поэтому таким людям сложно дается воспроизведение нужного порядка букв в словах. Они могут по нескольку раз повторять отдельные действия, нарушающие общий процесс письма.

Альтернативное толкование термина

Термин «экспрессивная речь» относится не только к видам речи и особенностям ее формирования с точки зрения нейролингвистики. Он являтеся определением категории стилей в русском языке.

Экспрессивные стили речи существуют параллельно с функциональными. К последним относят книжный и разговорный. Письменные формы речи – это публицистический стиль, официально-деловой и научный. Они относятся к книжным функциональным стилям. Разговорный же представлен устной формой речи.

Средства экспрессивной речи повышают ее выразительность и предназначены для усиления воздействия, оказываемого на слушателя или читателя.

Само слово «экспрессия» обозначает «выразительность». Элементами такой лексики становятся слова, призванные повысить степень выразительности устной или письменной речи. Нередко к одному нейтральному слову можно подобрать несколько синонимов экспрессивной окраски. Они могут различаться, в зависимости от степени, характеризующей эмоциональное напряжение. Также часто встречаются случаи, когда для одного нейтрального слова существует целый набор синонимов, имеющих прямо противоположную окраску.

Экспрессивная окраска речи может иметь богатую гамму различных стилистических оттенков. Словари включают специальные обозначения и пометки для идентификации таких синонимов:

  • торжественные, высокие;
  • риторические;
  • поэтические;
  • шутливые;
  • иронические;
  • фамильярные;
  • неодобрительные;
  • пренебрежительные;
  • презрительные;
  • уничижительные;
  • сульгарные;
  • бранные.

Использование экспрессивно окрашенных слов должно быть уместным и грамотным. В противном случае смысл высказывания может быть искажен или получит комическое звучание.

Экспрессивные стили речи

Представители современной науки о языке относят к таким стилям следующие:

  1. Торжественный.
  2. Фамильярный.
  3. Официальный.
  4. Шутливый.
  5. Интимно-ласковый.
  6. Насмешливый.

Противопоставлением всем этим стилям становится нейтральный, который полностью лишен любой экспрессии.

Эмоционально-экспрессивная речь активно использует три вида оценочной лексики как эффективного средства, помогающего достичь желаемой экспрессивной окраски:

  1. Использование слов, имеющих яркое оценочное значение. Сюда следует отнести слова, характеризующие кого-либо. Также в этой категории находятся слова, оценивающие факты, явления, признаки и действия.
  2. Слова с многозначительным смыслом. Их основное значение зачастую нейтрально, однако, будучи употребленными в метафорическом смысле, они приобретают довольно яркую эмоциональную окраску.
  3. Суффиксы, использование которых с нейтральными словами позволяет передать самые разные оттенки эмоций и чувств.

Кроме того, общепринятое значение слов и ассоциации, закрепившиеся за ними, оказывают непосредственное влияние на их эмоционально-экспрессивную окраску.

fb.ru

6.3. Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды

Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. Речь — это специфическая человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Важной стороной речи является смысловая и семантическая сторона, что находит свое выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую данное слово включено. Для смысла речи имеют значение строение фразы, грамматическая конструкция, ударения и акценты.

Различают экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная речь — это речь, произносимая вслух. В особенностях экспрессивной речи, ее темпе, ритме, нарушении плавности могут найти выражение и симптомы многих патологических процессов. Так, при некоторых органических заболеваниях нарушается плавность речи. Речь становится замедленной, прерывистой, скандированной, как у больных болезнью Паркинсона. При старческих атрофических заболеваниях головного мозга характерным симптомом распада речи является запинание на первых слогах или логоклония. Довольно частым симптомом является

палилалия, т.е. насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложения. При атрофических заболеваниях головного мозга наблюдается оскудение экспрессивной речи, утрата речевой инициативы, лаконичность речи типа “телеграфного стиля” или “нежелания говорить”.

Импрессивная речь — это восприятие речи других людей. Психические нарушения, основным расстройством которых являются нарушения речи, носят общее название афазии. К основным формам афазий относятся: моторная, сенсорная и амнестическая. При моторной афазии ведущее место занимает неспособность произносить слова, как это часто наблюдается при инсультах головного мозга с поражением левого полушария. При сенсорной афазии нарушается импрессивная речь, способность понимать речь окружающих. При

амнестической афазии основное расстройство состоит в забывании названий, что часто наблюдается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Больные испытывают затруднения в подборе нужных слов, название слова часто подменяется описанием действия, его функции (телефонная трубка — это то, “чем слушают”, ручка — это то, “чем пишут”).

Важной стороной речи являются чтение и письмо. Расстройства чтения и письма — основной симптом при очаговых поражениях головного мозга, когда происходит прогрессирующее снижение интеллектуально-мнестической деятельности, запустевание психических функций. Больные при этом не читают, а скорее “угадывают” слова по отдельным буквам или сочетаниям букв. При расстройствах письма больной пишет слова не слитно, а разделяет их то на отдельные слоги, то на буквы, расположенные иногда далеко друг от друга, в разных направлениях и на разной высоте. Иногда больные пишут несколько букв на одном и том же месте, накладывая их одну на другую. В далеко зашедших случаях письмо больных полностью лишается сходства с буквами, а представляет стереотипно повторяющиеся каракули. Ранним признаком отражения патологического процесса в головном мозге является изменение почерка.

6.4. Память и ее расстройства

Память — это отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. Память — это отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято.

Различают три основные функции памяти:

  1. запоминание или фиксация;

  2. сохранение или ретенция;

  3. воспроизведение или репродукция.

Существуют два вида памяти:

кратковременная, под которой понимают способность к запоминанию, а также к сохранению и воспроизведению материала через сравнительно короткое время;

долговременная память — это продолжительное удержание знаний, а также сохранение умения и навыков, большого объема информации.

Основным расстройством кратковременной памяти является фиксационная амнезия. При этой форме патологии страдает способность запоминать и удерживать в памяти текущие события. Фиксационная амнезия входит в синдром Корсакова, названный так по имени известного психиатра, впервые описавшего это расстройство в 1887 г. у больных с хронической формой алкоголизма.

Главным при этом состоянии является неспособность больного сохранить события на сколько-нибудь длительный промежуток. Функция сохранения резко нарушена. Больной забывает, что с ним несколько минут назад беседовал врач и каждый повторный визит в течение короткого времени воспринимает как первое посещение. Резкое расстройство памяти приводит к дезориентации во времени и месте. Больной не может найти выход из отделения, иногда даже затрудняется найти дверь в собственной палате, не в состоянии сообщить, сколько времени он находится в больнице, был ли завтрак и т.д.

Другим расстройством памяти, чаще всего наблюдаемым в пожилом возрасте, является конфабуляция. Конфабуляцияэто замещение провалов памяти вымыслами, при этом больной полностью уверен, что сообщенные им факты и события действительно имели место.

В группе конфабуляций следует отметить в качестве особого расстройства так называемую жизнь в прошлом. Такое расстройство наблюдается при старческом слабоумии при наличии прогрессирующего снижения памяти. Больные вспоминают свои молодые годы, собираются выходить замуж, рассказывают, что они ездили покупать подвенечное платье, как они встречались с женихом. Считают себя молодыми. Они живут в прошлом и всех окружающих воспринимают в соответствии с этим. Дочери воспринимаются как сестры, сестра воспринимается как мать. Они говорят, что у них дома остались маленькие дети, просят отпустить их, чтобы покормить грудью своих малолетних детей. Эти события прошлого целиком определяют поведение таких больных.

Проблема памяти и ее возрастных изменений занимает значительное место в изучении психологии старения и старости. Опыты многих отечественных и зарубежных авторов показали, что степень снижения запоминания в позднем возрасте может быть умеренной и становится более выраженной только в возрасте старше 70 лет. Расстройства памяти лежат как бы на поверхности при неблагоприятных формах психического старения, влекущего за собой распад высших психических функций. Время, когда начинаются изменения памяти, в каждом случае различно. Биографии многих замечательных людей показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и память. Так что “в старости разрушение памяти может начаться как угодно поздно, но может и не начаться совсем” (Н.Ф. Шахматов).

В последнее время утвердилось убеждение, что снижение памяти распространяется одинаково как на события далекого прошлого, так и на недавние. В основе общераспространенного мнения, что старое помнится лучше, как полагают ученые, лежит личное отношение к прошлому. Расхожее представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события, о чем много писалось и о чем можно услышать от пожилых людей, в последнее время не имеет сторонников.

Вероятность появления расстройств памяти тем выше, чем старше возраст. Расстройство памяти — ранний симптом атеросклероза, вначале появляются трудности запоминания и припоминания. Больные не могут восстановить правильную последовательность событий, начинают путать даты. Вновь приобретенные знания тут же забываются. Помня о бывших недавно событиях, больные не могут определить их время. Отдаленные воспоминания, их временная последовательность тоже нарушается. Забываются названия предметов, выпадают при разговоре нужные слова. В далеко зашедших случаях нарушается способность к запоминанию только что происшедшего.

studfiles.net

1.2. Импрессивная и экспрессивная речь

 

Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он

всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна

В процессе наблюдений У.Пенфилд и его сотрудники Г.Джаспер и Л.Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, во все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.

studfiles.net

ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ. Справочник логопеда

ПОНЯТИЕ ОБ ИМПРЕССИВНОЙ И ЭКСПРЕССИВНОЙ РЕЧИ

Импрессивная речь (от лат. «ттргеззю» – впечатление) одна из форм речи, понимание устной или письменной речи. При отклонениях в деятельности анализаторов нервной системы человека импрессивная форма речи меняется. Например, устная импрессивная речь людей с пониженным слухом может базироваться на визуальном восприятии, когда произносимые собеседником слова распознаются по артикуляционным движениям губ, а письменная импрессивная речь слабослышащих организована на тактильном восприятии особых выпуклых знаков подушечками пальцев. В психологическую структуру импрессивной речи включают три этапа.

I этап – это этап первичного восприятия речевого сообщения.

II этап – это этап, на котором происходит декодирование сообщения.

III этап – это этап, на котором сообщение соотносится с конкретными семантическими категориями прошлого или же частного понимания устного либо письменного сообщения.

Экспрессивная речь (от лат. «ехргеззю» – выражение) – процесс формирования высказывания в виде активной устной речи или самостоятельного письма.

Экспрессивная речь начинается с определения мотива и основной идеи высказывания, затем следует проговарива-ние высказывания «про себя» (стадия внутренней речи), и завершается процесс более или менее развернутым устным высказыванием.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

med.wikireading.ru

Речь, экспрессивная и импрессивная. Афазия, ее виды — МегаЛекции

Мышление теснейшим образом связано с речью и языком. Речь— это специфическая человеческая форма деятельности, использующая средства языка. Важной стороной речи является смысловая и семантическая сторона, что находит свое выражение не только в отдельных словах, но и в их соотношении, в системе слов, в которую данное слово включено. Для смысла речи имеют значение строение фразы, грамматическая конструкция, ударения и акценты.

Различают экспрессивную и импрессивную речь.

Экспрессивная речь — это речь, произносимая вслух. В особенностях экспрессивной речи, ее темпе, ритме, нарушении плавности могут найти выражение и симптомы многих патологических процессов. Так, при некоторых органических заболеваниях нарушается плавность речи. Речь становится замедленной, прерывистой, скандированной, как у больных болезнью Паркинсона. При старческих атрофических заболеваниях головного мозга характерным симптомом распада речи является запинание на первых слогах или логоклония. Довольно частым симптомом является палилалия, т.е. насильственное неоднократное повторение отдельных, обычно последних слов ответа на предложения. При атрофических заболеваниях головного мозга наблюдается оскудение экспрессивной речи, утрата речевой инициативы, лаконичность речи типа “телеграфного стиля” или “нежелания говорить”.

Импрессивная речь — это восприятие речи других людей. Психические нарушения, основным расстройством которых являются нарушения речи, носят общее название афазии. К основным формам афазий относятся: моторная, сенсорная и амнестическая. При моторной афазии ведущее место занимает неспособность произносить слова, как это часто наблюдается при инсультах головного мозга с поражением левого полушария. При сенсорной афазии нарушается импрессивная речь, способность понимать речь окружающих. При амнестической афазии основное расстройство состоит в забывании названий, что часто наблюдается при атеросклерозе сосудов головного мозга. Больные испытывают затруднения в подборе нужных слов, название слова часто подменяется описанием действия, его функции (телефонная трубка — это то, “чем слушают”, ручка — это то, “чем пишут”).



Важной стороной речи являются чтение и письмо. Расстройства чтения и письма — основной симптом при очаговых поражениях головного мозга, когда происходит прогрессирующее снижение интеллектуально-мнестической деятельности, запустевание психических функций. Больные при этом не читают, а скорее “угадывают” слова по отдельным буквам или сочетаниям букв. При расстройствах письма больной пишет слова не слитно, а разделяет их то на отдельные слоги, то на буквы, расположенные иногда далеко друг от друга, в разных направлениях и на разной высоте. Иногда больные пишут несколько букв на одном и том же месте, накладывая их одну на другую. В далеко зашедших случаях письмо больных полностью лишается сходства с буквами, а представляет стереотипно повторяющиеся каракули. Ранним признаком отражения патологического процесса в головном мозге является изменение почерка.

 

Память и ее расстройства

Память — это отражение объективной реальности, но действовавшей в прошлом. Память — это отражение прошлого опыта, заключающееся в сохранении и последующем воспроизведении и узнавании того, что раньше было воспринято.

Различают три основные функции памяти:

1) запоминание или фиксация;

2) сохранение или ретенция;

3) воспроизведение или репродукция.

Существуют два вида памяти:

кратковременная, под которой понимают способность к запоминанию, а также к сохранению и воспроизведению материала через сравнительно короткое время;

долговременная память — это продолжительное удержание знаний, а также сохранение умения и навыков, большого объема информации.

Основным расстройством кратковременной памяти является фиксационная амнезия. При этой форме патологии страдает способность запоминать и удерживать в памяти текущие события. Фиксационная амнезия входит в синдром Корсакова, названный так по имени известного психиатра, впервые описавшего это расстройство в 1887 г. у больных с хронической формой алкоголизма.

Главным при этом состоянии является неспособность больного сохранить события на сколько-нибудь длительный промежуток. Функция сохранения резко нарушена. Больной забывает, что с ним несколько минут назад беседовал врач и каждый повторный визит в течение короткого времени воспринимает как первое посещение. Резкое расстройство памяти приводит к дезориентации во времени и месте. Больной не может найти выход из отделения, иногда даже затрудняется найти дверь в собственной палате, не в состоянии сообщить, сколько времени он находится в больнице, был ли завтрак и т.д.

Другим расстройством памяти, чаще всего наблюдаемым в пожилом возрасте, является конфабуляция. Конфабуляцияэто замещение провалов памяти вымыслами,при этом больной полностью уверен, что сообщенные им факты и события действительно имели место.

В группе конфабуляций следует отметить в качестве особого расстройства так называемую жизнь в прошлом. Такое расстройство наблюдается при старческом слабоумии при наличии прогрессирующего снижения памяти. Больные вспоминают свои молодые годы, собираются выходить замуж, рассказывают, что они ездили покупать подвенечное платье, как они встречались с женихом. Считают себя молодыми. Они живут в прошлом и всех окружающих воспринимают в соответствии с этим. Дочери воспринимаются как сестры, сестра воспринимается как мать. Они говорят, что у них дома остались маленькие дети, просят отпустить их, чтобы покормить грудью своих малолетних детей. Эти события прошлого целиком определяют поведение таких больных.

Проблема памяти и ее возрастных изменений занимает значительное место в изучении психологии старения и старости. Опыты многих отечественных и зарубежных авторов показали, что степень снижения запоминания в позднем возрасте может быть умеренной и становится более выраженной только в возрасте старше 70 лет. Расстройства памяти лежат как бы на поверхности при неблагоприятных формах психического старения, влекущего за собой распад высших психических функций. Время, когда начинаются изменения памяти, в каждом случае различно. Биографии многих замечательных людей показывают, что люди часто до самой глубокой старости сохраняют силу ума и память. Так что “в старости разрушение памяти может начаться как угодно поздно, но может и не начаться совсем” (Н.Ф. Шахматов).

В последнее время утвердилось убеждение, что снижение памяти распространяется одинаково как на события далекого прошлого, так и на недавние. В основе общераспространенного мнения, что старое помнится лучше, как полагают ученые, лежит личное отношение к прошлому. Расхожее представление о преимущественном нарушении памяти на недавние события, о чем много писалось и о чем можно услышать от пожилых людей, в последнее время не имеет сторонников.

Вероятность появления расстройств памяти тем выше, чем старше возраст. Расстройство памяти — ранний симптом атеросклероза, вначале появляются трудности запоминания и припоминания. Больные не могут восстановить правильную последовательность событий, начинают путать даты. Вновь приобретенные знания тут же забываются. Помня о бывших недавно событиях, больные не могут определить их время. Отдаленные воспоминания, их временная последовательность тоже нарушается. Забываются названия предметов, выпадают при разговоре нужные слова. В далеко зашедших случаях нарушается способность к запоминанию только что происшедшего.

 


Рекомендуемые страницы:


Воспользуйтесь поиском по сайту:

megalektsii.ru

1.2. Импрессивная и экспрессивная речь

 

Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.

Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874г. Э.Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и онвсю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальной слухе он остается глухим к словам.

Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861г. французский нейрохирург П.Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.

Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У.Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм (рис. 1.4). Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможна

В процессе наблюдений У.Пенфилд и его сотрудники Г.Джаспер и Л.Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, во все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.

studfiles.net

Азбука логопеда — Импрессивная и экспрессивная речь

Импрессивная и экспрессивная речь

 

Речь — сложившаяся в процессе деятельности людей форма общения, опосредованная языком.
Речь — это результат согласованной деятельности многих областей головного мозга. Органы артикуляции лишь выполняют приказы, поступающие из мозга.
Сенсорная (импрессивная) речь — это восприятие и понимание речи. В 1874 г. Э. Вернике было установлено, что в коре головного мозга имеется зона сенсорной речи. Ее назвали зоной Вернике. Поражение верхней височной извилины приводит к тому, что человек слышит слова, но не понимает их смысла, так как в зоне Вернике, как в своеобразной картотеке, хранятся все усвоенные человеком слова, точнее, их звуковые образы, и он всю жизнь пользуется этой «картотекой». Если произошло поражение этой зоны, то хранящиеся там звуковые образы слов распадаются, и человек перестает понимать слова. При нормальном слухе он остается глухим к словам.
Различают и моторную (экспрессивную) речь — произнесение звуков речи самим человеком. В 1861 г. французский нейрохирург П. Брока обнаружил, что при поражении мозга в области второй и третьей лобной извилины человек теряет способность к членораздельной речи, он издает лишь бессвязные звуки, хотя сохраняет способность понимать то, что говорят другие. Эта речевая моторная зона, или зона Брока, у правшей находится в левом полушарии мозга, а у левшей в большинстве случаев — в правом. Вся работа по формированию двигательных и речевых программ происходит в зоне Брока. Поэтому при поражении этой зоны человек может издавать только нечленораздельные звуки, а связать их в слова не в состоянии.
Большую работу по составлению «карты» речевых зон мозга вел канадский нейрохирург У. Пенфилд. Помимо зон Брока и Вернике, Пенфилд обнаружил дополнительную (верхнюю), речевую область, которая играет вспомогательную роль. Ему удалось раскрыть тесную взаимосвязь всех трех речевых областей, которые действуют как единый речевой механизм. Когда у больного удаляли одну из речевых зон коры, возникавшие при этом нарушения речи через некоторое время становились меньше, хотя полностью не исчезали. Следовательно, сохраненные речевые области в какой-то мере выполняли функции удаленной зоны. Именно в компенсаторных возможностях мозга проявляется принцип надежности в обеспечении чрезвычайно важной в жизни человека речевой деятельности. Речевые зоны в этом отношении отличаются от многих других зон коры. Так, например, если удаляется часть коры зрительной или слуховой областей, то нарушенные функции восстановить невозможно.
В процессе наблюдений У. Пенфилд и его сотрудники Г. Джаспер и Л. Робертсон выявили неодинаковую роль речевых зон. Сроки и степень восстановления речи после удаления той или иной речевой области показывают, насколько велико ее значение в осуществлении речевой функции. Оказалось, что легче и полнее речь восстанавливается при удалении верхней речевой зоны — следовательно, она действительно играет второстепенную роль. При удалении зоны Брока нарушения речи значительные и стойкие, но все же речь может быть восстановлена. При удалении зоны Вернике, особенно если затронуты подкорковые структуры мозга, наступают наиболее тяжелые, часто необратимые расстройства речи, что свидетельствует о ведущей роли речевых зон (Брока и Вернике) для развития и сохранения речи: их утрата компенсируется лишь частично.


azbukalogopeda.ucoz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *