Вопросы и ответы

Эйдетическое мышление – Эйдетическое воображение это что такое Эйдетическое воображение: определение — Психология.НЭС

Содержание

Эйдетика для детей: что это такое?

Дорогие мои читатели, здравствуйте! Люблю подкидывать вам всякие неизвестные новинки и вместе разбираться в современных методах обучения. Эйдетика для детей. Знаете, что такое? Вот и я толком не знаю! А что нам мешает разобраться? Может это как раз именно то, чего так не хватало для будущих эйнштейнов?!

Мыслим образно, запоминаем и развиваем воображение

В общем-то, сам заголовок – это и есть основа методики для детей дошкольного возраста и школьников с целью тренировки их основных речевых навыков, развития памяти и воображения.

Такая техника позволяет подготовить будущих первоклассников к трудным школьным перегрузкам, когда придётся осваивать гигабайты информации, прикладывая при этом творческую изюминку, и помогает учащимся справляться с учебными программами.

Для общего развития.

Эйдетика, кому больше нравится – эйдетизм, несёт в своём значении основное греческое слово «эйдос» — «образ». Появилась она в самом начале двадцатых годов прошлого столетия, благодаря учёному из Сербии Виктору Урбанчичу. Считается, что именно он открыл феномен особой памяти через зрительные образы, позволяющие спустя время воспроизводить увиденное до мельчайших деталей.

После Урбанчича эйдетическими способностями человека заинтересовались немцы – Эрик Йенш и его марбургская школа психологии. Не обошли вниманием эйдетику и советские психологи, правда, с 1936-го в СССР в силу разных причин на эти исследования был наложен запрет. Вернулся интерес в советские 90-е, когда открылась первая школа эйдетики.

Научный эйдетизм обычному обывателю известен как фотографическая память. Учёные считают, что она у детей заложена природой и развита хорошо сама по себе. Дети отлично запоминают через образы и в большинстве случаев представляют предмет, который уже «ушёл» из поля их зрения. Это и лежит в основе упражнений эйдетики, позволяющих применять образную память для запоминания сухой информации.

Склонность к эйдетизму обуславливается рядом факторов. Это может быть и генетика, и особенное мозговое развитие. На способности запоминать образами влияет род деятельности человека, и среди творцов эйдетиков гораздо больше, чем среди технарей.

Исследования учёных подтвердили, что задатки эйдетизма есть у всех, только вот в процессе развития они приглушаются. К сожалению, как отмечают психологи, год за годом мы утрачиваем эту «детскую» способность, и во взрослом возрасте людей, умеющих детально воспроизвести зрительные, звуковые либо тактильные образы становится значительно меньше.

Зачем же терять такой дар природы, когда можно его развивать и направлять во благо?

Инструментарий для фотографической памяти

Как мы уже поняли, начинать тренировать образную память можно с детсадовской скамьи, чтобы в школьном возрасте «фотографировать» мудрёные физико-математические формулы да тексты на иностранных языках. Делать это можно несколькими способами.

Зрительная прорисовка

Этот метод хорош для запоминания цифровых и буквенных обозначений – как раз для высшей математики, что начинается уже с начальной школы! Его изюминка состоит в том, что к контурам любого символа добавляются детали и одним движением мозговой извилины с маленькой долей фантазии сухой знак превращается в предмет.

Вот попробуйте, какие «рога и копыта» у вас получатся из цифр от 0 до 9.

  • У меня нолик – это зеркало.
  • Из единицы вышла ёлка.
  • Из двойки – всеми любимый лебедь.
  • Тройка превращается в змею.
  • Четвёрка стала парусником.
  • Пятёрка – морским коньком.
  • Из шестёрки я сделала весёлого кита.
  • Семёрка – это бумеранг.
  • Восьмёрка похожа на снеговика.
  • А девятка – это воздушный шарик.

А можно представить цифры так, как на картинке.

Рисуя такие заколдованные цифры и буквы, дети потом их видят в окружающих предметах.

Мысленная прорисовка

Она служит для запоминания томов Пушкина и ему подобных любителей писать многостраничные поэмы, которые потом дети в школьном возрасте учат. Заключается этот метод в предварительном погружении в атмосферу стиха. Возьмём, для примера, того же Александра Сергеевича и представим дуб, русалку, ходящего по ювелирному украшению кота, богатырей и создадим ассоциативный ряд.

Запоминание точной информации

Этот метод развития эйдетической памяти разделён на приёмы.

Мнемоника

Такая специальная техника, что даёт возможность запоминать незапоминающееся через изменение вида информации. Яркий пример мнемоники – возможность выучить цвета радуги через всем известную поговорку: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан».

Или ещё можно с нашей школьной скамьи вспомнить про Ивана, Родившего Девчонку, Велевшего Тащить Пелёнку, – это была подсказка для тех, кому не давались названия и порядок падежей.

Цепная реакция

Это построение ассоциативных цепочек, когда из одного образа выплывает другой, помогая воспроизвести правильную последовательность.

Вот, например, родителям задание: запомните 12 слов

Огурец-лодка-комар-конверт-трубочка-гусеница-книга-рис-фонтан-машина-фара-медведь.

Для этого придётся составить свой видеофильм. Вот я разрезаю огурец, сделав из него лодку, в которую попадает комар. Комар прячется в конверт, который уносится ветром, на пути сворачиваясь трубочкой в виде гусеницы. Она приземляется в книгу, на страницах там много слов «рис». Рисинки высыпаются из книги, как фонтан и попадают в проезжающую машину, разбивая ей фары. Один осколок от фары очень похож на медведя. Вот такой у меня фильм:

Акровербальная техника

Такие приёмы, которые преобразуют материал в интересные стишки и песенки, позволяющие легче запоминать. Акровербальные преобразования особенно популярны при изучении детьми в школьном возрасте иностранных языков, когда не даются для запоминания чужестранные слова. Для других случаев есть тоже такие приёмчики хорошие. Ну вот, например, с детьми дошкольного возраста учим дни недели:

или вот зашифрованное:

Для школьного возраста тоже есть запоминалочки. Вот для географии:

и для английского пример:

От теории к практике

Как это выглядит в теории и что такое эйдетика, мы теперь знаем. В дополнение к ранее указанным упражнениям на развитие памяти и мышления вот вам на тренировку ещё ряд. Если вовлечётесь в процесс развития образной памяти, можно взять их за основу, придумав что-то своё новенькое. К слову, развивать эйдетическую память можно уже с 3-4 летнего возраста.

Сочиняем

Даём несколько карточек, их запоминаем и сочиняем сказки и небылицы, чтобы в определённой последовательности встречались заданные предметы.

Усложняемся, подобрав заранее тему для фантазии, например, школа, отпуск, спорт и так далее.

Ищем, что пропало

Выкладываем карточки картинкой вверх для запоминания, а затем просим ребёнка отвернуться, и шкодим: убираем одну-две карточки. Их-то и нужно вспомнить.

Исследуем

Для этого берём интересный предмет и начинаем его исследовать, давая как можно больше его признаков, начиная с формы, цвета, материала, декора, повреждений, недостатков и прочих.

Отгадываем

Загадайте предмет, который есть в поле зрения. При помощи наводящих вопросов ребёнок должен вывести сам себя на отгадку. Не забывайте меняться ролями!

Слушаем

Если в доме есть разные музыкальные инструменты либо пищалки-жужжалки, издающие звуки, соберите их в кучу, познакомьте ребёнка с их звучаниями, чтобы он запомнил, что чем «говорит», и начинайте отгадывать.

Нюхаем

По коробочкам разложите всякие ароматные вкусняшки – травки, кофе, чеснок, лук, фрукты. Познакомьтесь с источниками запахов поближе. А теперь спрячьте всё, завяжите ребёнку глаза. Будем играть в «нюхача».

Вот так в несложных играх можно тренировать эйдетические способности. Попробуйте, уверена, что вам и детям понравится!

А на видео мальчик Соловей Лёня. По его собственному признанию, он очень любит баловаться и все ломать) А еще он умудрился запомнить целых 50 карточек! Не верите? Смотрите сами! Эйдетика в действии.

Друзья, будем рады видеть вас в числе участников нашей группы «ВКонтакте»! Присоединяйтесь, будем бороться со школьными трудностями вместе!

До новых полезных и интересных встреч!

Ваша «ШколаЛа»)

shkolala.ru

Эйдетика – методика по развитии памяти и мышления

При общении с высокоэрудированным человеком, мы удивляемся, как ему удается помнить столько фактов, формул, важных дат, исторических событий, стихов, музыкальных произведений, результатов научных исследований, информации по бизнесу и при этом дословно цитировать лучшие страницы тематической литературы. Всё дело в человеческой памяти. Как правило, с феноменальной памятью от рождения на этот свет приходят только гении, процент которых мизерно мал (3% от всего населения планеты). К счастью, у нас с вами есть возможность развивать собственную память и мышление с помощью эйдетики.

Хорошая память гарантирует нам быстрое и качественное обучение, умение держать в голове важные даты, не забывать о списке приоритетных дел. Что же такое эйдетизм и эйдетика? Как работает эйдетика? Чего мы можем добиться с помощью данной методики? Для какого возраста она подходит лучше? Как научиться быстро запоминать? Команда Elgreloo.com подготовила ответы на интересующие вас вопросы.

Что такое эйдетизм и эйдетика?

Происхождение слов берёт корни с древнегреческого языка, где εἶδος – означает образ, внешний вид.

Эйдетизм – это вид памяти, который позволяет воспроизводить в деталях образ воспринятого ранее предмета или явления.

Образ, о котором мы говорим, часто воспринимается зрительно, однако, он может быть создан с помощью иных сенсорных модальностей: слуховых, тактильных, вкусовых, двигательных, обоняния.

Эйдетика – это методика развития образного мышления. Хороший пример образного мышления – прочтение интересной нам книги. Когда мы увлечены качественным литературным текстом, образы в вашей голове появляются автоматически (внешний вид и тембр голоса героев, улицы, города, атмосфера, пейзажи). В будущем, даже спустя много лет, мы с лёгкостью припоминаем прочитанное. Методика образного мышления эйдетика учит создавать подобные образы при каждом восприятии новой информации, что способствует её качественному запоминанию.

В свою очередь, исторически эйдетику рассматривают с трёх проблемных областей:

  1. эйдетика как частная научная теория, объясняющая феномен памяти – эйдетизм;
  2. эйдетика как общепсихологическая теория на уровне с философскими и методологическими проблемами психологии;
  3. «интеграционная типология» – расистская и фашистская псевдонаучная концепция (в гитлеровской Германии развивалась Э. Йеншем путём «синтеза» эйдетики и национал-социалистических идей и лозунгов)

История исследования методики эйдетики

Одним из первых, кто описал феномен эйдетизма является сербский учёный Виктор Урбанчин. Исследования учёного датируются 1907 годом, от чего можем сделать вывод, что эйдетике на сегодняшний день более ста лет.

После 1933 года в Германии в марбургской психологической школе Эрика Йенша были проведены колосальные исследования эйдетизма. В следствии этого развивалась «интеграционная типология» – концепция идеологий, которая объединяет эйдетику с национал-социалистическими идеями.

Активное развитие психологии в советское время знаменательно повлияло на становление эйдетики. Теорию эйдетики исследовали: Пётр Блонский, Сергей Кравков, Сергей Рубинштейн, Борис Теплов, Фёдор Шемякини и другие. Научные статьи печатались в Большой Советской Энциклопедии, а в 1930 годах академиком Александр Луриея написал «Маленькую книжку о большой памяти».

Сегодня эйдетика невероятно популярна! К ней обращаются психологи, педагоги, врачи, бизнесмены, литераторы, студенты и просто интересующиеся люди.

Для кого подходит методика эйдетика?

Популярность эйдетики в наше время достаточно велика. Мы можем слышать об эйдетике развития детей, эйдетике у студентов, эйдетике у бизнесменов, эйдетике у юристов… Что ж, эйдетика открыта для вас, если:

  • миф о плохой памяти ходит за вами по пятам, и вы имеете желание открыть перед собой больше возможностей;
  • вы хотите запоминать проще и больше, изучать иностранные языки;
  • вы желаете быть креативнее и делать свою работу более продуктивно;
  • вы хотите, чтобы ваш ребёнок с детства учился мыслить правильно и с лёгкостью запоминал нужную информацию.

Эйдетика для детей

В младшем дошкольном возрасте у ребёнка формируются самые важные умения. Исследованиями доказано, что в возрасте от 3- 5 лет дети впитывают в себя информацию, словно губки, и зависимо от их окружения, можно зародить зерно успеха. Мы считаем, что это один из важнейших периодов жизни человека, ведь он формирует его в будущем. К детям следует быть максимально внимательными.

Эйдетика позитивно влияет на детей: вместо зазубривания домашних заданий, они имеют возможность быстрее и качественнее усваивать новый материал. Часто тренинги по эйдетике в детском возрасте проходят в качестве игр; дети не замечают, как летит время, воспринимая информацию через ассоциации.

Кроме того, родители учатся поддерживать методику в быте: давать творческие задания, делать совместные простые упражнения, учить стихотворения через образы, играть в игры (которые не только занимают ребёнка, но и развивают его когнитивные способности).

Эйдетика для взрослых

Научно доказано: чем старше мы становимся, тем сложнее нам обучаться. Поэтому, хорошая инвестиция в своё будущее, в собственный профессиональный и личностный успех – это инвестиция знаний. Чем раньше вы эти знания приобретаете, тем лучше. Занятия с эйдетика для взрослых зачастую проходит в мини группах (до 10 человек), а также индивидуально со специалистом. Эти занятия улучшают концентрацию внимания, развивают фотографическую память, способствуют нестандартному мышлению и креативности, гарантируют запоминание учебной, рабочей и повседневной информации.

Методы и результаты эйдетики.

Чаще всего, занятия эйдетики проходят в виде тренинга по развитию памяти. В него входит психологическая беседа, объяснение методики, комплекс различных упражнений, тесты. На сегодняшний день профессионалы предлагаю разные способы проведения тренинга:

  • индивидуальная консультация в Skype
  • выездной тренинг
  • корпоративный тренинг для улучшения работы в компании
  • групповые тренинги
  • индивидуальные тренинги
  • семейные занятия

Это делает методику доступной и понятной. Оценивать её качество конечно же вам.

Команда Elgreloo.com рекомендует школу развития памяти в Киеве «Шалений равлик» под руководством Елены Калачиковой! Разработанные тренинги для взрослых и детей всех возрастов. Эйдетика – популярная мнемотехника, которая позволяет любую необходимую информацию запомнить в виде картинок или образов в игровой форме. Вместе с профессиональными педагогами вы достигнете положительных результатов во многом!

Итог

Не случайно, фраза «Кто владеет информацией – тот правит миром» зачислена в ряд крылатых. Когда вы с лёгкостью запоминаете важный для вас материал, вы чувствуете себя уверенно и имеете больше возможностей, вы – энциклопедия. Научиться правильно мыслить и проще запоминать совершенно реально. Обучение с помощью эйдетики – отличная инвестиция в собственное будущее.

Рекомендуем почитать другие полезные статьи по теме


elgreloo.com

Эйдетизм | Блог 4brain

Знаете, что объединяет Ким Пика, Стивена Уилтшира и Дэниела Таммета? Первый читал страницу текста за 4-5 секунд и запоминал до 98% прочитанного, а к концу жизни практически наизусть знал 12 тыс. книг, помнил карты всех городов и дорог США. Второму нужна непродолжительная вертолетная прогулка над любым городом для того, чтоб нарисовать по памяти его детальный план. Третий – математический синестет, может за неделю выучить совершенно незнакомый язык, производить в уме арифметические операции с числами более чем из 100 знаков, а в 2004 г. установил рекорд Европы, воспроизведя 22514 знаков после запятой числа Пи за 5 часов и 9 минут. Все они – высокоодаренные саванты с феноменальной эйдетической памятью.

Что такое эйдетизм?

Эйдетизм (от древнегреческого  εἶδος – образ, внешний вид) – способность памяти человека к запоминанию изображений, звуков или объектов с высокой точностью, которая не приобретается через мнемотехники. Согласно другому определению, эйдетика – способность произвольно вызывать и длительное время удерживать исключительно яркие образы представления, не уступающие, либо превосходящие по своим сенсорным характеристикам наглядные образы.

Иногда такую способность к запоминанию называют фотографической памятью. Но в научных исследованиях и, в частности, в психологии чаще употребляются термины «эйдетизм», «эйдетическая память». Возможно, многие отметят, что понятие «эйдетизм» непривычное и менее известное, чем его синоним «фотографическая память». Но это так лишь благодаря повсеместному употреблению в непрофильной литературе последнего. Л. Сквайр, профессор психиатрии из Калифорнийского университета, Сан-Диего, уверен, что фотографической памяти именно как способности запомнить информацию «сфотографировав» ее, не существует. В результате проведенных им исследований было доказано, что ни один человек, принявший участие в эксперименте, а для этого специально отобрали людей с незаурядной памятью, не может идеально воспроизвести запомнившийся текст задом наперед. «А по фотографии это сделать легко», – резюмирует профессор. Поэтому употребление определения «фотографическая» в психологии неверно.

Ученые утверждают, что большинство людей рождаются со способностями к эйдетической памяти. Особенно это проявляется в раннем детстве (от 2 до 10% детей имеют развитую фотографическую память). В дальнейшем, с развитием мозга и тех его участков, которые отвечают за вербальные навыки, такая способность теряется.

Склонность к эйдетической памяти зависит от ряда факторов, таких как генетика, особенности развития мозга, полученные сильные переживания. Современные ученые, в первую очередь когнитивист М. Мински, скептически настроены в своем отношении к эйдетическим способностям человеческого мозга. И вот почему. Во вступлении к статье мы привели примеры людей с эйдетической памятью, которые будучи одаренными в плане запоминания, имеют отклонения в других отношениях (физиология, способности к социальной адаптации и др.). Физиологический эйдетизм, как говорилось выше, проявляется в раннем возрасте, а со взрослением в качестве конституционального признака он сохраняется лишь у незначительного количества людей. Зачастую это связано с профессиональной деятельностью – эйдетизм чаще встречается у художников и музыкантов. Но среднестатистический человек, при наличии врожденной эйдетической памяти, достичь такого же феноменального уровня, как некоторые саванты, не способен. Сопутствующий миф был развенчан. Так, шахматист и психолог А. де Гроот, который заинтересовался эйдетизмом как явлением, утверждал, что развить способности могут многие. В качестве примера он приводил шахматных гроссмейстеров, способных запоминать множество комбинаций и сценариев развития событий во время партии. Несколько позже его опыт раскритиковали, ведь такой эксперимент не отображает сути всего явления. Более того, он демонстрирует полную несостоятельность при необходимости запоминания и воспроизведения других типов информации. Отчасти этим и объясняется нелюбовь многих методик развития памяти к употреблению понятия «эйдетическая», хотя в качестве синонима его и приводят.

Как развить эйдетическую память?

В сети можно встретить множество методик по развитию эйдетической памяти, отдельные из которых даже предлагают гипноз. Способствовать совершенствованию эйдетических навыков призваны и некоторые упражнения из йоги. Свои тренировки памяти и мышления на основе развития эйдетического восприятия предлагают Московская школа эйдетики, Школа быстрого чтения О. А. Андреева.

Ниже мы собрали рекомендации по самостоятельному развитию фотографической (как синонима эйдетической) памяти от популярных проектов WikiHow и Menprovement. Приступая, помните, что эйдетизм в том или ином виде и степени присущ каждому человеку, особенно в детском и подростковом возрасте, однако в самых ярких проявлениях встречается довольно редко. Также, следуя этим методикам, вы не получите феноменальную память, но улучшите свои натуральные способности к запоминанию.

Блок 1. Изменения в образе жизни

  1. Учитесь справляться со стрессом. Доказано, что тревога, депрессия и гнев повышают уровень кортизола в мозге. Это может стать причиной повреждения клеток гиппокампа – области мозга, ответственной за хранение данных в памяти.
  2. Упражняйтесь, держите свой мозг в тонусе: не откладывайте газету с кроссвордом, не отказывайтесь от партии в настольные игры, изучайте иностранный язык.
  3. Занимайтесь спортом, уделяйте время физической активности.  Таким образом, мозг получит необходимый кислород и полезные питательные вещества.
  4. Избегайте вредных привычек. Особенно это касается злоупотребления алкоголем и курения.

Блок 2. Стратегия запоминания

  1. Исключите отвлечение. Изучая материал, который нужно запомнить, старайтесь так организовать процесс, чтоб вас ничего не отвлекало.
  2. Используйте зрительные ассоциации. Запоминая информацию, связывайте ее с образами, которые легко вспомнить. Один из вариантов – «чертоги разума» современного Шерлока Холмса, созданного ВВС.
  3. Повторяйте. Имеется ввиду не заучивание, а именно повторение, которое подходит, чтоб, запомнить небольшой объем информации сразу, например, имя. Техника такая: после произнесения вашим собеседником имени, повторите его про себя в разных формах: Александр – Саша – Шурик – Саня. Второй вариант – сразу использовать это имя в речи, непосредственно в обращении к человеку.
  4. Больше подробной полезной информации о развитии памяти ищите в тренинге на нашем сайте.

Отзывы и комментарии

Понравилась статья? Есть чем поделиться касательно ее темы? Присоединяйтесь к обсуждению, оставив комментарий ниже.

4brain.ru

ЭЙДЕТИЗМ

ЭЙДЕТИЗМ (от греч. eidos—образ, созерцание, идея), особое психическое явление, близкое к образной памяти, заключающееся в сохранении образа предмета долгое время спустя после исчезновения его из поля зрения. Это в буквальном смысле слова видение отсутствующего предмета и составляет основу зрительного Э. Возможны подобные образы и других чувств: слуховые, обонятельные и пр.; преимущественно изучены зрительные. Те люди, к-рые обладают способностью иметь такие образы, называются эйдетиками. Впервые явления Э. описаны австрийским ученым Урбан-чичем в 1907 г.; он их назвал субъективно-оптическими наглядными образами (Anschau-ungsbilder—А. В.) и считал необходимым различать их от простых представлений, так как они воспроизводят зрительное впечатление с отчетливостью, сходной с галлюцинацией. Открытие Урбанчича долгие годы оставалось без внимания, психологи относились к нему как к редкому явлению; только, когда немецкий психолог Эрих Енш (Jaensch) и его ученики в Марбургском психологическом ин-те подвергли Э. специальному исследованию и выяснили его психологическое значение, тогда интерес к этому явлению распространился по всему миру, везде начали проверять эйдетические явления и обсуждать теоретические построения Енша и его школы. По учению Енша эйдетические образы (название, данное этому явлению Еншем) отличаются от обычной зрительной памяти тем, что обладающий ими субъект (эйдетик) не воспроизводит их в своем представлении, но продолжает действительно видеть их: представляемый образ буквально проецируется на зрительном поле физ. органа зрения эйдетиков так, что происходит соответствующее приспособление зрения к восприятию этого образа; ближе всего их можно сопоставить с картинами проекционного аппарата. Нек-рые эйдетики этот образ видят с открытыми глазами, другие с закрытыми, но и в последнем случае характерным является впечатление перспективного положения—образ видится как бы в некотором отдалении. Енш с этим явлением встречался гл. обр. у подростков. Элементарно эта способность обнаруживается следующим образом: испытуемому предлагается небольшая картинка с сложным содержанием на сером экране; после 20—30 сек. экспозиции картинка убирается, а эйдетик и на пустом экране продолжает видеть показанную картинку и оказывается в состоянии передавать все бывшие на картинке детали, указывая на их раскраску и расположение. По мысли Енша, в основе эйдетизма, как и в основе всех процессов памяти, т. е. следовых раздражений, лежит инерция нервного возбуждения: нервное возбуждение длится и после того, как непосредственно воздействующий на глаз раздражитель удален. Имея в своей основе процесс инерции зрительного возбуждения, Э. оказывается однако не элементарным физиологическим, но сложным психо-фи-зиологическим явлением. Известны две основные формы образов памяти: последовательные образы (Nachbilder— N. В.) и образы представления (Vorstellungs-bilder—V. В.). N. В. хорошо изучены в психофизиологии и представляют всеобщее явление: если фиксировать глазами какую-нибудь цветную фигуру, напр. крест, квадрат, и затем перевести взгляд на белую или серую поверхность, можно увидеть ту же самую фигуру только в дополнительном цвете; так, если основная фигура была красного цвета, то ее последовательный образ будет зеленый и т. д. Что касается образов представления (V. В.), то они являются основой нашей памяти в обычном смысле этого слова:это—следовые раздражения, к-рые то более смутно, то более ярко возобновляются в нашем мозгу, но к-рые существенно отличаются от N. В. Между этими двумя формами образов памяти вдвигаются наглядные, или эйдетические образы (А. В.). Они занимают как бы среднее место между N. В. и V. В., приближаясь у отдельных лиц то к одним, то К другим. Нек-рые исследователи склонны были отождествлять А. В. и N. В., но их раз – личие в том, что N. В. стоят в полной зависимости от движения глаза, А. В. более независимы; А. В. дает изображение преимущественно в положительном цвете, подчиняется всем законам восприятия, образуется от фиксации более сложного объекта, но может образоваться также и без фиксации, совершенно спонтанно, или же по желанию самого эйдетика. В этом последнем случае А. В. близко подходят к V. В., но и между ними также есть большое различие: А. В. обладают бблыпим числом несущественных подробностей, носят телесный характер, по своей живости приближаются к восприятиям. Все указанные психические процессы—N. В., А. В., V. В.—являются процессами, отличными друг от друга, но все они образуют непрерывный восходящий ряд образо
в памяти, к-рые иногда практически бывает трудно отделить одни от других. Сопоставив так близко А. В. с N. В. и с V. В., Енш хотел обратить внимание, что здесь дело идет не о пат. свойстве, а о физиологически и психологически нормальном явлении. Для него Э. является совершенно закономерной и необходимой фазой в развитии памяти, фазой, через к-рую проходят все дети. Развитие памяти, по Еншу, шло в следующем виде: первоначальным стадием в развитии памяти является стадий эйдетического образа, или недиференцированного единства, к-рое путем диференциации превращается, с одной стороны, в восприятие, а с другой— в представление. В детской, еще только слагающейся, не завершившей диференцировки психике нет четкого разделения между восприятием и представлением, там оперирование с эйдетическими образами кажется прямой необходимостью. Не у всех детей это явление встречается в совершенно одинаковой форме—оно обнаруживает различные ступени своего развития и различные степени яркости. Енш различает 5 таких ступеней развития эйдетизма — от ярко выраженного явления в постепенной градации до лятентного состояния. Под лятент-ным эйдетизмом Енш подразумевает наличие этой формы памяти, но только в скрытом виде и обнаруживаемой только косвенным путем. Но даже и в лятентном состоянии эйдетизм оказывает влияние на всю психическую жизнь его обладателя. А. В. проявляют существенную связь как с деятельностью восприятия, так и с деятельностью мышления, особенно на ранних стадиях развития психики; к механизму зрительных восприятий примешиваются и А. В., возникшие при прежних восприятиях данных предметов. Еще Гельмгольц ставил вопрос, почему предметы при удалении от глаз сохраняют относительно свою постоянную величину; он объяснял это бессознательным умозаключением или действием памяти. Исследование Енша всецело подтвердило его предположение. Роль памяти здесь играют А. В.: благодаря присоединению их к непосредственному восприятию создается возможность видеть вещи с относительным постоянством; изображение предмета на сетчатке нашего глаза уменьшается пропорционально удалению предмета от глаз, а эйдетический образ, наоборот, растет по мере удаления от глаз; воспринимаемая нами величина действительного предмета является как бы средней величиной, к-рая получается в ре – зультате совместного действия реального уменьшающегося раздражения и увеличивающегося эйдетического образа. Енш утверждает, что весь мир наших восприятий строится на присоединении эйдетических образов к реальным раздражениям. Эйдетические образы оказывают влияние и на деятельность мышления. Благодаря пластичности своих образов эйдетики могут переключать нек-рые интелекту-альные задачи в оптические образы. Это дало Еншу основание для предположения, что решение практических задач высшими обезьянами, описанное Келлером, происходит также с участием эйдетических образов. Но у эйдетиков Енш выделяет и более сложные процессы объединения и слияния образов, подобные образованию понятий в отвлеченном мышлении: понятие у эйдетика образуется не из простого смешения отдельных образов и отбора общих частей—у него возникает динамическая схема, динамический образ, при котором все индивиды сохранены в эйдетическом синтезе. Эту форму образования понятия Енш называет флюксией. Он выделяет и еще одну форму образования понятий—осмысленную композицию: из различных образов отбираются такие черты, к-рые вместе дают возможность новой осмысленной образной конструкции. Эйдетические образы оказывают большое влияние и на деятельность воображения: эйдетик в яркой пластической форме комбинирует образы прошлого опыта. Нужно отметить очень большое влияние эмоциональных переживаний при возникновении А. В. Опыт с вызыванием произвольных А. В. лучше удается в том случае, если у эйдетика есть внутренняя заинтересованность объектом; анализ спонтанно возникших А. В. может вскрыть идеалы эйдетиков и их особые интересы. Для Енша и его учеников Э.—неизбежный стадий развития для 8—15-летнего возраста, хотя и не все обладают одинаково яркой способностью. Ученик Енша, Кро, нашел, что число ярко выраженных эйдетиков среди детей в Марбурге— 40%; эта цифра может быть принята для всей Центральной Европы. Наименьшим возрастом, в котором экспериментально была обнаружена эйдетическая способность, оказался возраст 6 лет; дети моложе этого возраста не могут разбираться в своих переживаниях. Высшая точка (акте) Э. падает на 14—15 лет, а в дальнейшем развивается торможение, к-рое приводит к
исчезновению этой способности. Среди взрослых Кро находит 7% эйдетиков. Какое количество эйдетиков среди детей в СССР—не установлено. Явления Э. обнаруживают большую зависимость от местности, географических условий, индивидуальности, возраста, конституции. Сами эйдетические образы по своему характеру оказываются различными у различных людей. Для исследователей естественно было искать среди них типологические особенности. Исследования в этом направлении произвел брат Э. Енша—врач-терапевт В. Енш; он выявил среди эйдетиков два совершенно разнообразных типа лиц, с различными эйдетическими образами и соответственно с этим с различной физ. и псих, структурой личности. Один он называет тетаноидом—Т-типом; его пат. выражением является тетания. В его со-матике обращает на себя внимание вялая мимика, тусклый блеск глаз, неуклюжесть или, 1J7 17» наоборот, рассчитанная педантичность всех действий. С неврологической стороны отмечается повышенная механическая и гальваническая возбудимость всех периферических нервов (моторных, чувствительных и сенсорных), всегда имеется симптом Хвостека, встречаются жалобы на судороги в икроножных мышцах, в стопе, на различные парестезии. Часто бывают фобии, разговор по ночам, ночные страхи, снохождение. А. В. этого типа приближаются к N. В., т. е. окрашены в дополнительный цвет, возникают главным образом под влиянием зрительных раздражений; они обнаруживают малую связь с психической жизнью, с воображением и эмоциональностью; самые образы воспринимаются Т-типом как нечто чуждое и навязчивое и обнаруживают ббльшую зависимость-от физиологических и чувственных, чем от психологических, факторов, т. е. от яркости самого рисунка, от длительности фиксации, освещения и т. д.; обладающий этими образами тип замкнут, погружен в себя, пассивен, вял, склонен к депрессии. Другой тип—базедовоид, или Б-тип; это пси-хофизиол. конституция, крайнее выражение к-рой находится в картине б-ни Базедова; в нормальных вариантах этой конституции различаются как бы ослабленные симптомы того же склада личности и строения организма. Этот тип характеризуется симптомами, наблюдаемыми обычно при повышенной функции щитовидной железы; он отличается психо-веге-тативной возбудимостью, изменчивостью пульса, вазомоторными явлениями; даже по внешнему виду его можно отличить по блестящим глазам, экзофтальму, общей легкой возбудимости и т. п.; у него отмечается тахикардия, повышенное потоотделение; порой бывает увеличена щитовидная железа. Его А. В. приближаются к представлениям, окрашены соответственно первичному образу и обнаруживают зависимость от эмоциональной жизни и воображения; они динамичны и субъективно приятны переживающему их лицу, т. к. они всецело слиты с интересами его личности и он о них охотно говорит. Психически это тип синтон-ный, легко подвижный, изменяющийся в своем настроении. Чистые типы встречаются редко, чаще бывают смешанные типы с преобладанием черт того или другого типа. Многие исследования показали, что явления эйдетизма находятся в прямой зависимости от химического воздействия на организм. Так, Т-тип при приеме кальция обнаруживает ослабление Э. В построении типов В. Енша видно влияние Креч-мора, хотя Енш и относится отрицательно к морфол. классификационной схеме Кречмера, считая ее слишком грубой, базирующейся на неглубоких научных предпосылках. В противоположность корреляционной схеме Кречмера он хотел дать фнкц. рассмотрение человеческой личности. Но вслед за Кречмером он также исходил от определенных нозологических единиц и пришел к норме: Т-тип близок к угловатому аутичному схизоиду, Б-тип— гармоничному, синтонному циклоиду. В литературе наибольшей критике подвергается указанное типологическое разделение эйдетиков. На опыте не подтверждается – соответствие между конституциональными типами Б и Т и признаками А. Б., свойственными тому и другому типу. Эйдетическое исследование, к-рое привело-Э. и В. Енш к учению о конституциях, вводит» генетическую точку зрения в само это исследование. Э. Енш, пользуясь данными Леви-Брголя, устанавливает существование эйдетической фазыу первобытных народов. В процессе-исторического развития психики зрительный тип есть по времени более ранний и представляет первоначальное нерасчлененное единство чувственного переживания, из к-рого выделяются, с одной стороны, восприятия, с другой — представления. Эйдетизмом примитивных народов объясняются нек-рые особенности.^ примитивного языка (к-рый поражает богат-* ством конкретных слов), и


Изучайте:

  • БИСЕКСУАЛИЗМ
    БИСЕКСУАЛИЗМ (от лат. bis—дважды и sexus—пол), одновременное наличие у нормально раздельнополого животного, в том числе…
  • ВОЗДУХ
    ВОЗДУХ (атмосферный и жилых помещении)- Содержание: Состав воздуха.495 Испорченный воздух.49 7 Физические свойства возд…
  • АНАФИЛАКСИЯ
    АНАФИЛАКСИЯ (от греч. ana—наоборот и phylaxis—охранение, защита), обозначение, чаще всего, состояния, противоположного …
  • БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ
    БОЛЕВЫЕ ТОЧКИ, места по ходу нервов, особенно болезненные при давлении; существуют при наличии в нерве тех или иных пат…
  • ЗАБОЛОТНЫЙ
    ЗАБОЛОТНЫЙ, Даниил Кириллович (род. в 1866г.),известный бактериолог и эпидемиолог. 3. состоял проф. Военно-медицинской …

medencped.ru

эйдетический — это… Что такое эйдетический?

  • Эйдетический —  Эйдетический  ♦ Eidétique    Относящийся к сущности (eidos) или сущностям. Термин, употребляемый в феноменологии …   Философский словарь Спонвиля

  • ЭЙДЕТИЧЕСКИЙ — (от гр. eidos форма, сущность): относящийся к сущности вещей, к их значению. Термин часто используется в феноменологии Гуссерля: эйдетическая редукция метод рефлексии, состоящий в том, чтобы бесконечно менять содержание представления (например,… …   Философский словарь

  • эйдетический — эйдетический, эйдетическая, эйдетическое, эйдетические, эйдетического, эйдетической, эйдетического, эйдетических, эйдетическому, эйдетической, эйдетическому, эйдетическим, эйдетический, эйдетическую, эйдетическое, эйдетические, эйдетического,… …   Формы слов

  • эйдетический — эйдет ический …   Русский орфографический словарь

  • эйдетический — …   Орфографический словарь русского языка

  • эйдетический — ая, ое. к Эйдетизм и Эйдетик. Э ое запоминание …   Энциклопедический словарь

  • эйдетический — ая, ое. к эйдетизм и эйдетик. Э ое запоминание …   Словарь многих выражений

  • эйдетический — эйдет/ическ/ий …   Морфемно-орфографический словарь

  • эйдетический образ — Этимология. Происходит от греч. eidos образ, внешний вид. Категория. Субъективная представленность предметов (или композиций из них) в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия, имеющая отчетливость и деталировку.… …   Большая психологическая энциклопедия

  • Эйдетический Образ — субъективная представленность предметов или композиций из них в течение некоторого времени после прекращения актуального восприятия , имеющая отчетливость и деталировку. В отличии от послеобраза эйдетический образ независим от движений глаз и… …   Психологический словарь

  • dic.academic.ru

    Эйдетика – что это? Эйдетика для детей. Упражнения для развития

    Мы живем в информационном обществе, — ежедневно каждый из нас окунается в поток информации. Этот поток льется на каждого из нас отовсюду: из телевизора, интернета, книг, электронной почты, газет, журналов, рекламных щитов и пр.

    Он настолько велик, что несколько лет назад в психологии появились термины «информационный стресс» и «информационная перегрузка». Усвоить всю «входящую» информацию невозможно, да и ненужно. А вот научиться грамотно с ней работать может стать весьма полезным умением в современных реалиях, а именно, — быстро анализировать, отфильтровывать ненужное, прочно усваивать важное. Оно необходимо взрослым и, конечно, особенно детям.

    Учебные программы изменились. Современные ученики за время обучения в школе должны усвоить объем знаний в несколько раз больший, чем ученики, допустим, еще 30 лет назад. Чтобы успешно справляться с такой нагрузкой уровень когнитивных (познавательных) и творческих способностей должен быть достаточно высоким.

    Существуют современные методики, помогающие детям развивать мышление, речь, память, воображение. В этой статье мы поговорим об одной из них — эйдетике.

    В переводе с греческого «эйдос» означает «образ». Эйдетика — это методика обучения, которая развивает способность мыслить образами, учит методам запоминания информации, способствует развитию воображения.

    Содержание статьи:

    Эйдетика — историческая справка

    Термины «эйдетизм» и «эйдетика» были введены в науку сербским ученым Виктором Урбанчичем в 1907 г . Дальнейшее развитие и оформление в качестве методики эйдетика  получила в     1920-х как результат исследований немецкого ученого Эрика Йенша и его единомышленников.

    В России изучением и практическим использованием эйдетики занимались отечественные ученые-психологи — Павел Петрович Блонский, Лев Семенович Выготский и Александр Романович Лурия. Но, из-за полемики в научной среде по поводу некоторых положений, исследования были заморожены вплоть до современности.

    Однако, уже с конца 1990-х годов интерес к методике вновь возвращается – в 1989 г. в России открывается первая школа эйдетики для детей и взрослых. Ее основатель – Матюгин Игорь Юрьевич. Здесь учатся работать с информацией, запоминать по специальной методике большие объемы текста, развивают память, образное мышление и воображение.

    И, наконец, на сегодняшний день эйдетика получила вполне официальное признание — в мире успешно работают около 5000 инструкторов-преподавателей.

    Эйдетика — методы

    Мы расскажем о наиболее эффективных и популярных инструментах для занятий с детьми.

    1. Метод зрительной прорисовки. Хорошо работает при изучении цифр и букв. Он заключается в том, что контур знака дополняется деталями и, таким образом, он превращается в какой-то предмет. Например, из цифры 6 можно нарисовать навесной замок, из 7 — кочергу, а из 8 — очки. Рисуя, ребенок развивает память и прочно запоминает написание цифр или букв, а когда он встречает в своем окружении предмет, вспоминает «зашифрованный» в нем знак.
    2. Метод мысленной прорисовки. С его помощью детям легче запоминать тексты и стихотворения. Перед тем как заучивать строки, детей нужно «погрузить» в атмосферу, описанную в них. Возьмем, например, известный отрывок из поэмы «Руслан и Людмила» А.С.Пушкина о лукоморье. Попросите детей представить морской берег, почувствовать запах морской воды, услышать шум прибоя. Затем дети представляют, что у берега растет огромный многолетний дуб, опоясанный тяжелой золотой цепью, а по цепи неспешно ходит кот.
    3. Метод запоминания точной информации. Он включает в себя мнемонику, запоминание с опорой на ассоциации, цепной метод и акровербальную технику.

    Мнемоника — это приемы запоминания сложной информации путем смены ее вида. Хорошим примером приема мнемоники может быть всем известная фраза «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». В это предложении первая буква каждого слова обозначает цвет спектра в порядке их расположения в радуге.

    Цепной метод — заключается в построении цепных ассоциативных связей, то есть таких, когда одна ассоциация вытекает из  другой и тем самым  помогает воспроизводить информацию в правильной последовательности. Подбор ассоциаций можно сделать занимательной игрой.

    Акровербальная техника («акро» в переводе с греческого — «край», «вербо» — слово) основана на преобразовании материала, который нужно запомнить, в интересные тексты, стихи, песни и пр. Например, неправильные глаголы английского языка легче усвоить в стихотворной форме:

    Глянь, рогатку Баламут

    В свой кармашек put-put-put (положить)

    И begin-began-begun (начинать)

    Хулиганить хулиган!

    Техника превращает запоминание в непроизвольный процесс. Вместо утомительной и скучной зубрежки дети заняты веселой игрой.

    Этими методами желательно пользоваться не только педагогам и воспитателям, но и родителям в ходе ежедневных совместных игр и общения. На их основе можно придумать хорошие и интересные задания, направленные на развитие у детей памяти, образного мышления, речи, фантазии, зрительной памяти.

    Эйдетика для детей — упражнения

    Заниматься с ребенком, используя эйдетические упражнения можно с 3-4х лет. Важно, чтобы ребенок сам проявлял интерес к занятиям – тогда и наука пойдет впрок. Важнейшее условие – это желание ребенка и его радостное настроение во время  обучения.  Никогда не заставляйте кроху заниматься против его воли.

    Приведем несколько упражнений, которые наверняка понравятся детям, а родители смогут придумать что-то свое на их основе.

      Задания с карточками.

      Сочини свою сказку

      Дайте ребенку 5-7 картинок и попросите составить сказку (рассказ), чтобы в ней встречались изображенные предметы. Усложнить задание можно тем, что сказка должна быть на определенную тему, например, Новый год, лето, приключения на море и т.п.

      Что исчезло

      Разложите на столе перед ребенком карточки, внимательно рассмотрите с ним рисунки. Затем попросите малыша отвернуться, а Вы тем временем уберите одну карточку со стола и измените расположение остальных. Когда ребенок повернется, ему предстоит узнать, какая карточка исчезла.

      1. Игры на развитие зрительного восприятия

      Исследователи

      Рассмотрите с ребенком какой-нибудь предмет, например чашку. Но смотреть нужно как исследователи, то есть, проговаривая как можно больше внешних характеристик: цвет, форму, материал, рисунок, надписи, повреждения и так далее.

      Сыщик

      Загадайте какой-нибудь предмет, который находится в вашем с малышом поле зрения. Пусть ребенок попробует отгадать, задавая наводящие вопросы. Чтобы ребенок лучше понял правила игры, можно поменяться с ним ролями: пусть сначала он сам загадает предмет, а Вы будете задавать вопросы.

      1. Игры на развитие слухового восприятия

      Что так звучит

      Покажите крохе по очереди предметы и музыкальные инструменты, которые могут издавать звуки и спрячьте их в коробку. Потом издайте звук одним из предметов и попросите малыша назвать, какой предмет так звучит.

      Звуки вокруг нас

      Сядьте удобнее, закройте глаза и 10-15 минут слушайте с малышом все звуки вокруг вас.

      Кто в домике живет

      Возьмите коробку – это будет домик. Положите в нее животных или карточки с их изображениями. Попросите малыша сказать, кто в домике живет. При этом Вам нужно издавать звукоподражательные звуки животных: мяу, гав, му-му и так далее.

      1. Игры, развивающие восприятие запахов

      Угадай аромат

      Разложите по спичечным коробочкам пахнущие специи, травы, кофе, продукты.  Попросите малыша по запаху угадать, что в коробочке. Можно разнообразить задание – сделать по 2 коробочки с одинаковым содержимым и дать задание по запаху найти коробочки с одинаковым наполнением, не открывая их.

      В дополнение можно попросить ребенка описать запах или, если задание окажется сложным,  расскажите ему сами. Например, запах чеснока – резкий и острый, а запах лимона – свежий и бодрящий.

      1. Упражнение на все виды восприятия

      Выложите перед малышом три карточки с предметами. Назовите их вместе с ним и опишите их характеристики относительно всех анализаторов: зрительного (как выглядит), слухового (какие звуки издает), тактильного (какой на ощупь), вкусового (какой на вкус), кинестетического (как двигается).

      Таким образом, малыш запоминает образ предмета. Переверните карточки картинками вниз и попросите кроху вспомнить, что, где нарисовано.

        1. Развитие памяти у детей

      Запомни слова

      Выберите ряд слов для запоминания и попросите ребенка сочинить из них рассказ так, чтобы слова в нем стояли в предложенном порядке. Рассказ может быть нелогичным и фантастическим: здесь важно дать полную свободу фантазии.

      Запомни движение

      Дети обычно очень любят танцевать, поэтому они с радостью будут разучивать с Вами новые движения и связки. Для лучшего запоминания к ним можно придумать ассоциации или связать с какими-нибудь историями.

      Эйдетика для детей, может стать отличной основой и прекрасной подготовкой к школе и взрослой жизни, подумайте об этом.

      zhenskayatema.ru

      Эйдетическая память. Задействуй свой потенциал!

      Эйдетическая память (с древнегреческого «эйдос» переводится как «образ») выражается в сохранении предельно ярких, красочных, детализированных образов предметов после того, как они перестали быть видимыми (слышимыми, осязаемыми). Эйдетик не воспроизводит образ предмета в памяти, а как бы продолжает его видеть. Продолжительность такого видения составляет примерно минуту, в редких случаях – до десяти минут. Учёные считают, что такое восприятие данных и объектов многократно увеличивает человеческие возможности, многие техники развития памяти задействуют приёмы эйдетики.

      В некоторой степени эйдетическая память схожа с галлюцинациями, однако, если галлюцинирующий человек убеждён в реальности видимых образов, то эйдетик осознаёт нереальность образа. И возникновение, и затухание его спонтанно. Возможно, поэтому эйдетизм встречается далеко не у всех людей, ведь вызвать эйдетический образ усилием воли невозможно. Следовательно, эйдетическая память находится где-то между представлением и ощущением.

      Чаще всего это явление встречается у детей, с возрастом уменьшается, и лишь немногие взрослые отмечают у себя такую способность.

      Исследования эйдетической памяти у детей проводились в Европе в 1-й половине 20 в.
      В России её механизмы исследовал Л.С. Выготский. Было установлено, что это явление чаще отмечалось в тех классах, где на уроках в большей степени применялись наглядные пособия, велось преподавание Богословия, дети были более дружны. Там, где детей учили аналитике, делали из них «маленьких взрослых», случаев эйдетизма практически не было. Некоторые исследователи увязывали это явление с невысоким интеллектом.

      Вспомним, как страдающий аутизмом главный герой фильма Б.Левинсона «Человек дождя» помнил наизусть все цифры телефонного справочника и комбинации карт в казино. У этого героя есть реальный прототип!

      Как развить и сохранить свою память? Специалисты рекомендуют мнемотехнику и эйдотехнику, известные ещё в Древней Греции.

      Для начала следует уяснить, что развитие памяти человека напрямую связано с вниманием. Внимательный ли вы человек? Замечаете ли мелочи? Для развития эйдетической памяти стоит использовать упражнения на запоминание образа или картинки. Начните с «фотографирования» простых картинок. Годятся и математические формулы – смотрите на них в течение минуты, а затем постарайтесь воспроизвести. Картинки и формулы со временем усложняйте.

      Весьма эффективно эйдетическая память тренируется парными карточками. Для начала подготовьте четыре пары карточек, перемешайте и разложите лицевой стороной вверх. Изучайте общую картину в течении некоторого времени, стараясь запомнить
      увиденное, после чего карточки переверните. Открывая их по одной, старайтесь вспомнить, где лежит пара для данной карточки. Количество ваших попыток должно со временем уменьшаться.

      Многие методы запоминания выстроены на ассоциациях, то есть то, что следует запомнить, привязывается, или соотносится с уже известным.

      Средневековые студенты, например, не имея возможности покупать книги ввиду их дороговизны, воображали предметные города — математики, физики, химии, и прогуливались по ним в своём воображении.

      И напоследок. У разных людей могут преобладать разные виды памяти – зрительный, слуховой, двигательный. Работая над усовершенствованием памяти, стоит задействовать те, которые развиты у вас в меньшей степени.

      fb.ru

      Отправить ответ

      avatar
        Подписаться  
      Уведомление о