Дочь подросток не хочет учиться
У девочки подростка есть время на компьютер, кино, тренировки, разговоры по телефону и встречи с друзьями. Когда же разговор заходит на тему учебы и уроков, вы слышите, что школа – это скучно. Почему дочь подросток не хочет учиться? Это только временный бунт, или более серьезная проблема?
Что делать родителям, если дочь подросток не хочет учиться? Об этом поговорим в данной статье.
Часто ученики, которые были более прилежными в начальной школе, и приносили хорошие оценки, в старших классах начинают учиться гораздо хуже.
Для родителей это шок, когда они видят, как девочка в подростковом возрасте начинает приносить двойки и замечания в дневнике, или прямо заявляет, что наука не имеет смысла, а хождение в школу ее вовсе не интересует.
Ребенок взрослеет, меняется. Родитель медленно теряет авторитет, важнее его мнения становится мнение сверстников. Девочку подростка уже невозможно так контролировать, как в начальной школе, и тщательно проверять, закончила ли она делать домашнее задание.
Однако это не означает, что мы должны говорить: „Не хотите учиться, это ваше дело, только тогда вы будете в будущем подметать улицы”.
Не стоит пускать все на самотек – это может обернуться трагедией, так как подростки, несмотря на свою тягу к самостоятельности, все-таки еще не способны нести ответственность за такие опрометчивые решения.
Содержание статьи:
Дочь подросток не хочет учиться
Для начала важно проанализировать сложившуюся ситуацию и заняться поиском причин. Ребенок не без оснований может потерять интерес к учебе.
Нужно, прежде всего, сделать вывод, почему дочь подросток не хочет учиться. Только тогда вы сможете помочь ей помочь.
Новая школа
Для любого ученика смена школы – это большой шок. Между начальной, основной и средней школой существует пропасть. В каждой из этих школ гораздо более высокие требования, а ребенок изначально не способен им соответствовать. В этом и состоит принцип обучения.
Часто в новой школе надо по-другому заниматься. Учитель не ведет уже учеников за руку так, как это было в начальной школе, не диктует задач. Ожидается, что они сами будут записывать.
Материал для изучения гораздо более расширенный, часто приходится искать ответы в других источниках, ведь не все знания имеются в учебниках. К этому добавляется изменение окружающей среды; новые друзья, учителя.
Некоторые дети, особенно чувствительные, могут чувствовать себя потеряно. В словах: „я не буду больше учиться, это скучно” может скрываться просьба о помощи адресованная родителям.
Я ничего не понимаю!
Некоторые дети имеют способности к гуманитарным наукам, другие, склонны к точным наукам. Вы не можете ожидать, что ваш ребенок по каждому предмету будет приносить пятерки. Стоит подчеркивать его хорошие, сильные стороны.
Часто дочь подросток не хочет учиться, потому что не справляется с определенным предметом. Как правило, это касается естественных наук, таких как математика, физика, химия, а также иностранных языков.
Если есть пробелы в знаниях с предыдущих лет, проблемы в обучении становятся более глубокими. Даже когда девочка сильно старается, она не в состоянии понять последующие темы.
„Если то, что я делаю, не приносит результатов, то зачем мне обучаться, и так это ничего не даст!” – такие мысли роятся в голове подростка.
Если такая ситуация имела место в начальной школе, как правило, помогать разобраться с материалом могли родители. В старших классах осуществит это уже гораздо сложнее.
Часто бывает, что родители сами не справляются со школьным материалом, так как во времена их обучения в школе не изучали такие вещи.
Впрочем, как правило, ученик старшеклассник сам не хочет заниматься с мамой или папой, считает, что это позор.
В таком случае, если дочь подросток не хочет учиться, лучше подумать о дополнительных занятиях с толковым репетитором.
Важно, найти не просто хорошего воспитателя, но и специалиста разбирающегося в теме. Он может показать девочке подростку другой способ обучения, который больше ее убедит.
А если репетиторы не помогают?
Стоит поговорить с учителем, выяснить, как он видит сложившуюся ситуацию. Взглянуть на требования, которые ставит школа. Может они слишком высокие?
Родители посылают ребенка обучаться в престижной школе, руководствуясь желанием, чтобы у него было самое лучшее образование. Но, не каждый имеет такие способности и может удовлетворить требования учебного заведения.
Конечно, не следует поспешно менять школу, но иногда это единственный выход. Стоит над ним подумать.
Если ребенок вкладывает большие усилия в науку, а они не приносят результатов, то часто он просто сдается и перестает участвовать: „Если я плохой ученик, ничего из меня не будет, то зачем мне заниматься?”.
Тогда смена школы на менее требовательную, может принести хороший эффект. Однако, стоит этот вопрос обсудить с ребенком и учителями.
Попробуйте заинтересовать самостоятельно
Случается такое, что из-за непонимания некоторых предметов ученик теряет интерес и к обучению другим дисциплинам.
Если вы видите, что ваша дочь отстает в знаниях или не понимает каких-то вещей, попробуйте заинтересовать ее самостоятельно. Это можно сделать несколькими способами.
- Найдите больше информации по сложной теме, преподнесите ее своей дочери на доступном для ее понимания языке.
- В ходе объяснений задавайте вопросы – будто это вы не понимаете тему, так девочка подросток начнет вникать и сама разберется со сложностями.
- Хвалите ребенка за самые маленькие успехи, особенно в тех сферах, которые даются ему достаточно сложно.
- Поговорите с преподавателем, и попробуйте совместно найти пути решения.
Дочь подросток не хочет учиться, она не ботаник!
В каждом классе есть дети, которые учатся, и такие, которые не учатся или заявляют, что этого не делают. Обычно эта вторая группа больше количественно, более уважаемая в классе и привлекательнее, чем первая.
А любая девочка в подростковом возрасте хочет именно к ней принадлежать. Для нее очень важно признание сверстников. Ученица не хочет быть «белой вороной». Вы должны это понять.
Однако стоит постараться, чтобы эта группа не стала для вашей дочери губительной. Нужно поддерживать интересы ребенка, найти его сильные стороны, подчеркивать их. Хорошо, если за пределами школы ребенок найдет какое-то увлечение, благодаря которому будет чувствовать себя уверенно, сможет произвести впечатление на сверстников.
Отсутствие мыслей о будущем
Иногда девочки подростки не хотят учиться и готовиться к экзаменам. Считают, что они уже взрослые, и сами могут решать все в своей жизни. Позвольте школьнице почувствовать, что не вы решаете за нее. Стоит обязательно поговорить с ней, спросить, как она видит свое будущее.
Не повторяйте подростку каждый день: „Если не будешь заниматься, не сдашь экзамены”. Достаточно провести один серьезный разговор на эту тему.
Во время такой беседы, можно заставить дочь попробовать наметить различные сценарии своего будущего. Стоит спросить, что она сделает, если не сможет сдать вступительные экзамены.
Когда дочка ответит, что пойдет учиться на контрактной платной основе, задайте вопрос, кто за это заплатит. Если девочка считает, что сама заработает деньги, пусть добавит, о чем она думает и как она хочет их найти.
Хорошо будет обеспечить ребенку обучение, но только если мы будем видеть, что он вкладывает много труда в то, чтобы хорошо сдать экзамены. В таком случае дайте ему понять, что он может рассчитывать на нас.
Уже в подростковом возрасте необходимо активно развивать самостоятельность и ответственность ребенка, иначе он вырастет инфантильным, не способным решать все свои проблемы. Цель родителей помочь и научить, а не делать все за своего школьника.
Однако он должен принять окончательное решение и начать действовать. Не предоставляйте бесконечной «буксировки» — это неполезно для развития характера подростка. Старшеклассница должна знать, для чего и зачем наука будет ей нужна.
Необходимо чаще говорить с дочерью о том, что ее ждет самостоятельное будущее, где никто не будет разгребать последствия ее неправильных решений. Иногда стоит позволить совершить ошибку и принять ошибочное решение. На ошибках мы все учимся.
Стимулируйте с помощью обещаний награды
Определите возможности вашей дочери и исходя из них сформулируйте цели, которые она должна достичь. Они обязательно должны быть возможны для выполнения.
Для одного ребенка это будет четверка в конце года по физике, для другого отличная отметка по английскому языку. Скажите, что если дочери это удастся, то вы реализуете ее мечту, например, купите новые ролики.
Не пугайте никогда, если дочь подросток не хочет учиться!
„Если ты не начнешь учить уроки и заниматься, я поставлю пароль на компьютер, запрещу тебе ходить на тренировки и встречаться с подругами…” – как часто наши дети слышат подобные угрозы?
Таким образом, вы только провоцируете бунт подростка, и вы делаете так, что он теряет к вам доверие. Если вы реализуете свою угрозу, то ваша девица-красавица озлобиться и еще больше возненавидит учебу.
Если угрозы не будут выполнены, он посчитает, что не стоит придерживаться ваших запретов и предписаний, потому что за это ничего ему не будет.
Что делать родителям, если дочь подросток не хочет учиться, мы посоветовали. Терпения вам, все наладится!
Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц.сетях:sosed-domosed.ru
Если дочь не хочет учиться все способы испробованы и ни что не помогает, что делать ???Я бы ещё могла понять, если
Марина Олехнович Просветленный (46127), закрыт 4 года назадбы были конфликты, или учёба не давалась …так ведь нет же : с интеллектом всё в порядке — знания схватывает, что называется на лету, потенциал большой, заложено много хорошего, ребёнок не заброшен …Просто ходит в школу как попало, о домашних заданиях вообще молчу — они просто не делаются …отношение к проблеме несерьёзное …не желает понимать, что учёба для неё нужна, а не для кого — то, без образования ни куда …Дочь витает в облаках и дурь эту ни как не выбить, она считает, что «можно и без образования хорошо в жизни устроиться, главное себя проявить, а документ об образовании можно и в переходе купить …» Пробовала и по хорошему и по плохому — всё разумное напрочь отметается, рога в землю и всё …Грозят оставить в 9-м классе и на 3-й год, либо перевести на вечернюю, очно-заочную или экстернат …Я предлагаю, раз уж так учиться не хочется, пойти в лицей 10 месяцев там отучиться и получить 9 классов образования и специальность, единственный лицей, где таких вот с 8-го класса берут на повара или кондитера только, так ведь ей это не надо …Я же не могу не содержать до 18 лет, хотя я дочь не балую и лишних денег у меня на это нет …Мне стыдно за дочь и хотя у дочери есть опыт работы и даже трудовая книжка — она работать до 18 и не собирается …Я переживаю за её будущее и ни чего сделать не могу, понятно, что когда созреет и захочет получить образования — много проблем с этим возникнет, так неучем и останется на всю жизнь …Устала я от её пофигизма, я ведь так её не воспитывала, что делать ???Куда только за помощью не обращалась — все всё списывают на переходный возраст, да когда же он закончится ???Кто сталкивался с подобными проблемами и как справлялись ???С учителями я в тесном контакте, не знаем что делать, но носиться с дочерью как с писанной торбой сил уже ни каких нет, совсем от рук отбилась : где дак про свободу кричит, а чуть что маленькая …
Дополнен 5 лет назад
Дочери через пол года 17 лет, в голове труха — ни о чём не думает, я уже согласна была, что бы ползла на «3» хотя бы, что б документ об образовании был и специальность : я то не вечная и здоровьем лошадинным не обладаю, вот я переживаю за что …так хочется, что бы дочь твёрдо на ногах стояла …
Дополнен 5 лет назад
…цели у неё в жизни тоже нет, вот хорошо поесть, всласть поспать, потусоваться с друзьями, шмотки приличные что б были — это её…
otvet.mail.ru
Ребенок не хочет учиться: как мотивировать детей на учебу
Если не хотите влиться в коллектив родителей, про которых даже анекдот есть о процессе подготовки домашних заданий, используйте гуманный вариант помощи детям в их покорении гранита науки.
Иначе сценарий «… мать охрипла, а соседи и собака полностью усвоили материал…» станет для вас ежедневным кошмаром на протяжении учебного года.
Что делать, если ребенок врет? Советы психологов вы найдете на нашем сайте.
Почему дети не хотят учиться?
Здоровые дети любознательны по натуре и стремятся выяснить все, что заинтересует их.
Поэтому, если ребенок детсадовского или младшего школьного возраста категорически отказывается учиться, то можно однозначно сказать, что в основе протеста скрыта заслуга взрослых.
Это в средней школе у подростка начинаются гормональные бури, из-за которых вчерашняя мамина-папина радость словно срывается с цепи, «забивает» на учебу и внимание к словам старших, потому что мозг и сознание в растерянности
и не знает, куда направлять хозяина.А маленькие детки — им «хлеба не давай», но только расскажи им что-то поинтереснее.
Нелюбовь ребенка к учебе может возникнуть по причине:
- Несоответствия материала интеллектуальному развитию ребенка. Если он уже умеет бегло читать и даже писать, а на повестке учебного дня разучивание алфавита, то отсутствие интереса к уроку прогнозируемо. Такой же результат достигается в случае слишком раннего образования, когда психика и физическое развитие ребенка еще не готово к восприятию больших объемов информации и продолжительному сосредоточиванию.
- Неумения педагога интересно рассказывать о предмете. Не секрет, что у одних учителей интересно слушать даже о хорошо изученных вещах, а у других и от прослушивания нового материала тянет в сон. Конечно, сегодняшним педагогам нужно конкурировать с «всемирной паутиной», полной информации о чем угодно и в каких угодно подробностях. Но этот поток данных лишь в 10% случаев подается без искажения фактов и понятно для детского восприятия. Поэтому опытному педагогу Интернет помощник, а не конкурент.
- Грубого непрофессионального поведения учителя с учениками. Привычка оскорблять подопечных, распускать руки, прочие ужасы из преподавательской сферы и сегодня не редкость для образовательных учреждений.
- Напряженной атмосферы в классе. Например, из-за конфликта с одноклассниками, мешающего ребенку расслабиться и сосредоточиться на занятиях.
А кто бы из взрослых сумел погрузиться в суть озвучиваемого на уроке, если знает, что после занятий над ним будут издеваться и, возможно, даже бить?
- Сложной обстановки дома. Когда ребенка волнует, например, что с важным для него близким человеком, оказавшимся в больнице, командировке или исчезнувшем из поля зрения по какой-то другой причине, даже любимые ранее предметы выпадают из списка интересов.
- Наказаний за плохую отметку или недостаточно высокую. Нервное напряжение нарушает способность нормально воспринимать новые объемы материала, и выбраться из этого порочного круга практически невозможно. Поскольку скованность будет нарастать, а количество неприятных последствий увеличиться, в результате на выходе вскоре вы получите закоренелого невротика, напрочь разуверившегося в своих способностях и адекватности взрослых.
Большинство из перечисленных причин является отвлекающим фактором только условно короткое время.
Если на тот момент в школе проходили сложный для самостоятельного усвоения материал и ребенок его не понял, а потом получил выговор от учителя, да еще и был осмеян одноклассниками — с позволения педагога, кстати, дома получил взбучку за неуд, то в итоге можете получить
И очень возможно, что навсегда.
В редких случаях причина в невозможности ребенка усвоить школьный материал обусловлена дефектом слуха, зрения или серьезным отклонением в развитии.
Однако дошколята всегда проходят медосмотры, поэтому такие проблемы, обычно, выясняются задолго до школы.
к содержанию ↑Что делать?
Если раньше не знали, куда спрятаться от лавины вопросов об обустройстве мира, то внезапная утрата интереса к учебе должна навести на мысль о проблеме в школе.
При условии, что обстановка в доме не изменилась и во дворе с друзьями у сына или дочки тоже все в порядке.
В таком случае от вас требуется ненавязчиво выяснить, с кем какой конфликт имел место быть, а потом подсказать, как разрулить ситуацию. Или активно поучаствовать в процессе.
При выяснении факта непрофессионального поведения учителя, первая мера — это разговор родителя с педагогом «по душам» и донесение до сознания педагога, что он не прав и не должен некорректно себя вести по отношению к детям.
Если конфликт на этом не исчерпывается и понятно, что конфронтация продолжится, то лучше сменить класс или даже школу.
Такая же вынужденная мера необходима и в случае, когда стало ясно, что профессионализм педагогического коллектива под большим сомнением. Естественно, оценка должна быть адекватной, а не сформулированной сугубо за счет разбушевавшихся эмоций.
Что делать, если ребенок не хочет делать уроки? Когда уроки опротивели и сил на них больше нет, лучшая альтернатива — это помощь по дому. Особенно эффективно действует привлечение чада в команду по присмотру за домашним скотом.
Всего пара часов перекидывания лопатой продуктов жизнедеятельности коровок, волшебным образом возвращают желание посидеть с ручкой перед учебником с тетрадкой.
Если возраст нерадивого ученика мал, то нужно заметить, что маленькая лопата тоже приносит педагогическую пользу, при этом не позволяет надорваться.
Если ферма отсутствует, профилактической мерой против нежелания учиться может стать:
- задача по качественному и тщательному отмыванию плитки в ванной, кухне;
- ручная стирка большого количества деликатных вещей;
- наведение порядка в шкафу в строгом соответствии с родительскими требованиями;
- командировка под конвоем к бабушке на огород, для борьбы с сорняками.
Если трудотерапия не приносит результата и даже долгие физические сложные повинности не уменьшают энтузиазма работать руками, не возвращают желания учиться, то, возможно, ваше чадо по природе своей ориентировано на работу с быстрым наступлением видимой практической пользы.
Сказать что это плохо нельзя: возможно из ребенка вырастете прекрасный слесарь, токарь, плотник или специалист другой профессии, где требуется много физически трудиться.
И разве пресловутый и начитанный умелец на все руки Гога-Гоша из фильма «Москва слезам не верит» — это недостойный человек с плохой судьбой?
Не согласны со столь радикальным взглядом на ситуацию? Тогда рассмотрите прочие варианты решения проблемы:
- Если есть трудности с пониманием, то попытаться лично объяснить как и что работает, что за чем следует и почему. Рисунки от руки, небольшие тематические истории собственного сочинения хорошо выручают, помогая ребенку сформировать образное представление об абстрактном понятии. При отсутствии педагогического таланта у родителей, ищут адекватного репетитора.
- Если отказ от выполнения уроков связан с перегруженностью и банальной усталостью, пересматривают распорядок дня ребенка, уменьшают дополнительную факультативную нагрузку.
Советы психологов родителям
Мотивация
Как убедить ребенка учиться? Как психологи советуют мотивировать ребенка на учебу:
- Всем взрослым в семье строго соблюдать правило: мультики, игры на улице или с компьютером только после выполнения уроков. Если один из родителей систематически или периодически попустительствует, стремясь насолить партнеру, то, в первую очередь, портит жизнь ребенку. Умение манипулировать за счет «сталкивания лбами» взрослых может вылиться в долгий и болезненный конфликт в семье.
- Дозированной и адекватной похвалой — не за каждый пустячный шаг, а за успех, ради которого пришлось потрудиться. Детям очень важно возвышаться в родительских глазах, поэтому в начальной школе очень многие ребята готовы выкладываться подчистую, чтобы мама или папа оценили успехи.
- Личным примером. Ребенок должен видеть, что взрослые заканчивают начатые дела и получают удовольствие от процесса и от конечного результата.
- Обещанием удовольствия в конце рабочей недели или месяца. Продолжительность периода ожидания награды зависит от сложности получения «морковки» и ее дороговизны.
В качестве награды может выступать совместное посещение интересного мероприятия, вылазка на природу, приобретение дорогого гаджета.
Интерес
Как вызвать интерес к учебе?
Совсем малышам полезно:
- Много для них читать и не только на ночь, а потом обсуждать новое.
- Устраивать небольшие уроки для игрушек с темами по мотивам прочитанных книг, математике, чистописанию. Не зря же говорят, что для закрепления в памяти любого нового материала, полезно придумывать лекции на выученную тему для людей, которые в этом вопросе не разбираются. Воспользовавшись этим методом гораздо проще понять, насколько верно понял ребенок тот или иной объем информации.
- Участвовать подготовительных курсах с хорошим педсоставом. Так ребенок получит представление о школе, до первого класса обретет полезные навыки, что упростит процесс учебы в школе.
Как проявить у ребенка интерес к учебе? Как работать со школьниками:
- Поговорив с ребенком о его планах на будущее и выяснив, какая профессия его привлекает больше всего, расскажите о тех знаниях, которые будут полезны в этой сфере. А потом покажите связь между этими навыками и отдельными школьными предметами. Объясните чаду, что именно на эти уроки нужно налегать изо всех сила, а остальные требуется изучать для расширения собственного кругозора. Так честнее по отношению к ребенку. Он же в свою очередь сможет понять абстрактную будущую пользу от своих сегодняшних стараний.
- Если интерес был, но пропал, срочно выяснить причину и устранить ее как можно раньше, чтобы не пришлось много наверстывать из пропущенного.
Очень полезно запретить себе и остальным взрослым в семье обсуждать при ребенке недостатки отечественной сферы образования и конкретных учителей.
Если нет желания выглядеть идиотами в глазах собственных же детей, которых вы в эту же школу и отправляете.
к содержанию ↑Стимул
Как стимулировать ребенка к учебе?
- Поддерживать его, интересуясь темами уроков, результатами опытов.
- Помогать осваивать новое, используя свой опыт в этой сфере (если есть) или кого-то из родственников.
- Признавать победы, помогать переживать поражения.
- Увлечь. Поддерживать «огонек» увлеченности, предлагая помощь в приобретении нужных предметов или поиске информации по теме.
Помощь
Как помочь ребенку хорошо учиться?
- Выбрать лучшее из возможных учебных заведений, а если необходимо, то и репетитора.
- Помогать ему с уроками, если он попросит. Но не разжевывать материал, а наводящими примерами подталкивать к правильному решению.
- Организовать режим дня. Мозгу жизненно необходимо полноценно отдыхать, чтобы качественно справляться с новыми данными.
- Наладить питание и исключить дефицит йода. При отсутствии возможности использовать в рационе разнообразную пищу, недостаток веществ покрывать приемом хороших витаминов.
- Серьезно отнестись к теме совместных путешествий.
Чем больше новых мест, где побывает ребенок, тем лучше его мозг сможет образовать нейронные связи, необходимые для развития интеллекта и памяти.
- Организовать экскурсию в учреждение, где ребенок мечтает работать, став взрослым, или похожее по специфике деятельности.
Нужно ли заставлять постигать гранит науки?
Как заставить ребенка учиться?
Неприкрыто заставлять, используя давление авторитетом можно в случае, если желаете ребенку зла и нервного расстройства в скором будущем.
Для пользы дела и сохранения душевного здоровья чада, воспользуйтесь мудростью и прозорливостью большого Каа (удав из мультфильма про Маугли, если кто забыл) и подталкивайте ребенка в нужном направлении гуманными и цивилизованными методами.
Как уже говорилось выше, ребенок потерявший интерес к учебе — это «объект» подвергшийся серьезному прессингу извне.
Первоочередная родительская задача: определить источник, генерирующий проблемы, и его деактивировать.
После этого можно начинать приступать к непростому, но важному процессу возрождения интереса у ребенка к получению знаний.
Если ребёнок не хочет учиться. Неврология и психология:
Наша интересная группа Вконтакте:
psyholic.ru
Дочь не хочет учиться — Психология и психиатрия
анонимно
Здравствуйте! У нас сложилась не простая ситуация в семье. У нас 4 детей: две дочери 13 и 12 лет, два сына 9 и 5 лет. Я и муж оба работаем. Со второй дочерью (12 лет) — очень плохие отношения. Она не хочет учиться и все что ее интересует это телевизор и поваляться на кровати. Занимались и музыкой и в театр студии — все по очереди, не одновременно. И ото всюду нас выгоняли со словами «у вас очень ленивый ребенок». Недавно пришлось оставить хоровую школу, т.к. начала прогуливать занятия. При этом она очень любит петь и на хор отдали с ее согласия. Там очень хорошие педагоги и дом заданий не было. Очень не напряженные занятия. Домашние задания мы не записываем. Вечером приходится обзванивать учителей и одноклассников чтобы выяснить ДЗ. При этом она со слезами на глазах уверяет, что ничего не задали. Учителя жалуются, что на уроках ничего не делает, не достает даже учебника (типа дома забыла), хотя все берет. Мы это все контролируем. В обиход вошел ремень. Без ремня уже вообще ничего не делает. Можно стоять над душой часами, с просьбами прийти делать уроки. В ответ только слышно: «сейчас». Каждый вечер скандалы, пытаемся заставить ее делать уроки. А в семье еще два школьника 7 и 3 классы. Им тоже нужна помощь в некоторых предметах. А еще малыш, с которым нет времени заниматься. Папа работает допоздна. Приходит уставший. Я сама уже не справляюсь. Все те же проблемы, если попросить ее чем нибудь помочь (пропылесосить или помыть посуду). Этот процесс либо не начинается вообще или длится часами. При этом постоянно приходится ее заставлять или угрожать. При малейшей возможности она бежит к телевизору При этом старшая дочь всегда и охотно помогает. Но я же не могу ее постоянно просить все делать. При этом она и учится неплохо и спортом занимается. Времени у нее свободного очень мало. Иногда, чтобы я не орала, она делает за свою сестру. Старший из мальчишек тоже старается и помогает. Уроки делаем с ней вместе. сама она их вообще не делает. Сидим до 12 или до часу ночи. Успеваем сделать только письменные. Она тянет резину как только может, чтобы не делать остальное. Мы были уже у нескольких психологов. Все что нам говорят — это то что она психологически не готова к школе. Это придет годам к 15, если вообще придет. Мы следовали всем возможным советам. Ничего не помогает. Система поощрений на нее не действует. Уходя утром на работу — прячем все провода от телевизоров. Сил нет. Жалко и других своих детей, так как на них времени не остается. Помогите пожалуйста… Советовали нам и работу оставить, но это не реально. В семье четверо детей и их надо кормить и одевать. А живем мы на севере и уровень цен здесь высок, а з/п так же как и везде. И няню нанять тоже возможности нет. А психолог на МПК сказала, что максимум через полгода наша дочь вообще бросит школу… А ей 12 лет и она «учится» в 6 классе.
health.mail.ru
16-летняя дочь не хочет учиться. Что делать?
Вопрос читателя:Здравствуйте. Дочери моей 16 лет, и она не хочет учиться. Уговоры не помогают. Репетиторством занимается из-под палки. Учится в 10 классе. Кем дальше будет – не знает. Только интересны большие зарплаты как таковые, и все. Живем мы неплохо, но я училась в свое время, чтобы чего-то достичь. Воцерковилась я недавно – 2 года назад. Причащаюсь один-два раза в месяц. Как быть? Отстать с уговорами учиться, раз желания у нее нет? Дайте совет.
Отвечает протоиерей Андрей Ефанов:
Добрый день! Понимаю Ваше беспокойство. По большому счету, Ваша дочь – взрослый человек. А взрослый человек должен уметь осознавать ответственность за свои действия, решения и выборы. Как мать Вы можете за дочку молиться дома и в церкви (если дочь крещеная), заказывать о ней церковное поминовение, просить Бога помочь в этой ситуации. Если Вы с дочерью уже говорили и она остается при своем мнении – можете еще раз расписать ей перспективы, которые возможны при том или ином выборе жизненного пути, и, в общем. оставить ее в покое.
Мне доводилось встречать закончившиеся успешным возвращением к учебе советы психолога о том, что ребенка нужно просто отпустить и перестать настаивать на его учебе. Бывает, что такой парадоксальный метод работает. Я Вам о нем рассказываю, но рекомендовать не стал бы – я не специалист, возможно, в Вашем случае это не сработает. Может быть, дело в том, что Вы многое решали за дочь, оберегали ее ото всего, от чего нужно и не нужно в плане трудностей, и она ничего не хочет, потому что ей нечего хотеть? Не очень нормальна ситуация, когда такой юный человек ничего не хочет, ни о чем не мечтает.
Поговорите с дочкой, для чего ей нужны деньги? Может быть, за этим стоит желание реализовать какую-то мечту, а какую? Может быть, к реализации приведет выбор какой-то профессии? Может быть, дочка не решается рассказать Вам, кем на самом деле хочет быть, потому что боится, что Вы не примете ее выбор какой-то не очень престижной, но нравящейся ей профессии и работы? Поговорите с ней спокойно, чтобы она сама могла взвесить все и решить, что ей нужно. И пусть она чувствует, что Вы не будете ее упрекать, а поддержите и поможете.
Все равно дочке придется чем-то заниматься, так пусть она решит, чем ей хочется заполнять свои дни и поймет, что образование даст ей возможность выбора. А если нет – что ж, после школы летом можно ей устроиться на работу, куда возьмут, кто знает, не созреет ли у нее после этого решение о том, чтобы все же собраться и поступить в училище или вуз? Храни Господь!
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать на нашем сайте.
foma.ru
Ребенок не хочет учиться: что делать, советы психолога
Практически все родители в определенный период сталкиваются с ситуацией, когда их дети не проявляют большого желания учиться в образовательном учреждении. Хватаются за головы: «Как же так, ведь он такой умненький и талантливый, совсем недавно он с удовольствием учился и приносил из школы хорошие оценки, учителя его хвалили, но сейчас — будто подменили…»
Что только не предпринимают папы и мамы, бабушки и дедушки в своем благородном стремлении наставить чадо на путь истинный, используют метод кнута и пряника, стыдят, хвалят, рисуют «лентяю» его незавидное будущее, приводят в пример более удачливых в учебе сверстников, а исчерпав все методы воздействия, отчаявшись, идут с сыном или дочкой к психологу.
Между тем причины, по которым ребенок не хочет ходить в школу, довольно просты, однако, требуют тщательного разбора.
Масштаб проблемы
А известно ли вам, что изначально слово «школа» в переводе с греческого означало «свободное времяпрепровождение, беседа». Философы приглашали желающих на своеобразные «уроки», где обменивались опытом, ведя неспешные беседы в спокойной обстановке. А теперь сравните древнегреческую и современную школы. Сегодня система образования далека от исконной: строгий контроль за успеваемостью, оценки.
Школа выполняет свое предназначение — дать детям определенные знания, а индивидуальные особенности конкретного обучающегося — это уже второстепенный вопрос. Родители хотят того же, чтобы их дети на протяжении одиннадцати лет усваивали информацию, приносили удовлетворительные оценки, чтобы впоследствии могли поступить в вуз и получить образование. Ребята же непосредственны и искренни, многие из них не приемлют навязанную в ультимативной форме систему обучения.
Так что, нежелание учиться является адекватной реакцией. Вспомните себя в их возрасте? А так ли уж было велико ваше стремление посещать школу каждый день? Все ли предметы вызывали у вас одинаковый интерес? Все ли учителя были любимы вами? Вряд ли. Да и современная система образования в наши дни далека от идеальной.
Если разобраться, то все дети без исключения хотят учиться. Однако у всех школьников разные способности. Одни наделены аналитическим складом ума, другие обладают творческими способностями, третьи тяготеют к гуманитарным предметам.
Между тем всем им приходиться овладевать одними и теми же науками, многие из которых им попросту не даются. Так что, перед тем как навешивать на ребенка ярлык бездельника, попробуйте вникнуть в проблему, разобраться, что лежит в основе потери интереса к учебе, и если вы вовремя не смогли раскрыть в нем талант, подумайте, может быть, в сложившейся ситуации есть и ваша вина тоже?
Пока не поздно нужно принимать меры, которые заключаются в выявлении у ребенка профориентации, склонности к тем или иным изучаемым наукам, и при необходимости переводить в учебное заведение, где углубленно изучают эти предметы, подбирать кружки, записывать на факультативы.
Что делать: ребенок не хочет учиться читать и писать? Возможно, в силу умственных способностей ваше чадо не в состоянии полноценно усвоить учебную программу, тогда стоит подумать о коррекционных классах, где ему будет проще учиться.
10 причин, по которым ребенок не хочет учиться в школе
Если родители сумеют выяснить причину, по которой их ребенок не хочет учиться, то можно сказать, что проблема наполовину решена. Главными факторами, вызывающими отрицательное отношение к школе, являются:
- Тотальный контроль со стороны родителей. Ребенка, вернувшегося из школы, сразу же заставляют делать уроки, скрупулезно осматривают дневник, тетради, начинают ругать за неудовлетворительные оценки. Между тем ему требуется не менее 1,5 часов, чтобы восстановиться и передохнуть. Усталость, рассеянность приводят к тому, что он становится раздражительным, в нем поднимается буря протеста против подобного контроля и, как следствие, возникает нежелание учиться.
- Отсутствие контроля. Бывает и так, что родители впадают в другую крайность, предоставляя ребенку полную свободу действий, мол, он уже взрослый и ответственный. Ребятам же хочется погулять, поиграть с товарищами, посмотреть телевизор, поиграть в компьютерные игры. Не переоценивайте возможности сына или дочери, контроль в разумных пределах еще никому не вредил.
- Конфликты в школе. Ребенок может не рассказывать родителям о своих личностных проблемах. Он может ссориться с другими ребятами, педагогами и не афишировать этот факт. Между тем это основная причина, по которой дети не хотят учиться и посещать учебное заведение, и являются неуспевающими.
- Переоценка ценностей. На малыша, с самого раннего возраста проявлявшего выдающиеся способности, родители возлагают большие надежды. Каким же горьким бывает разочарование, когда ребенок, которого они с гордостью называли гением, вдруг заявляет, что ему неинтересно учиться. Такие ребятишки не могут учиться из-под палки, а чрезмерное давление их только раздражает.
- Нет стимулов. Если ребенок не хочет учиться, вполне возможно, что у него нет мотивации. Не все дети понимают, зачем нужно каждый день ходить в школу, не все ориентированы на долгосрочный результат, на окончание учебного заведения хотя бы без троек.
- Спекуляция на здоровье. Часто болеющие дети иногда могут симулировать признаки болезни. Родители жалеют свое чадо, часто позволяя ему оставаться дома, вместо того, чтобы отправляться в школу. Хитрец же, получая поблажку, начинает размышлять примерно так: «Зачем нужна эта школа, оценки, если все равно за прогулы не накажут?» Хорошие отметки ведь и так поставят, жалея «бедного больного».
- Неблагоприятная обстановка в семье, скандалы между родителями способствуют раздражительности и нервозности у ученика, снижает интеллектуальные процессы и желание учиться.
- Плохая компания. Очень часто ребенок-подросток не хочет учиться, если он находится под влиянием других детей, для которых в приоритете другие ценности и, возможно, дурные привычки.
- Закомплексованность. Если у ребенка есть какие-то дефекты внешности или он сильно отстает по какому-либо предмету, вполне логично, что он не будет испытывать желание ходить в школу, опасаясь насмешек в свой адрес.
- Чрезмерная активность. Если мальчик или девочка отличаются гиперактивностью, ему будет сложно высидеть все уроки в школе, выдержать учительский контроль.
Есть и множество второстепенных причин, объясняющих, почему дети не хотят учиться в школе. Это может быть и психологические стрессы, и переутомляемость, и недосыпание (обычно это касается младших школьников), и чрезмерная ответственность ребенка, которая может привести к потере интереса к учебе.
Что делать родителям, если ребенок не хочет учиться
В первую очередь следует доверительно поговорить с ребенком, как со взрослым человеком, узнать, что именно является для него препятствием для успешного обучения. Установив причину, следует немедленно приступить к ее устранению. От того, насколько оперативно вы будете действовать, зависит успех процесса, который не будет быстрым.
Например, если причина отсутствия интереса к учебе кроется в чрезмерной родительской опеке, то необходимо слегка опустить вожжи и дать ребенку немного самостоятельности (в разумных пределах). Вполне может статься, что вначале он будет учиться хуже, но затем обязательно поймет, что ходить в аутсайдерах не слишком престижно, и предпримет определенные усилия для получения хороших оценок.
Установите доверительные отношения. Поинтересуйтесь, как ваш сын или дочка общается со сверстниками, возможно, с кем-то из них у него серьезный конфликт. С малышами — учениками −1-4-х классов (от 7 до 11 лет) — проблему можно решить, что называется, на месте. Достаточно прийти вместе в класс и поговорить с детьми, со всеми вместе или по отдельности. С детьми в подростковом (12-15) и старшем возрасте (16-18) несколько сложнее, так как в этом возрасте не хочется казаться слабым перед ровесниками.
Что еще нужно делать, если ребенок не хочет учиться в школе? Обязательно поговорите с учителями. Не все педагоги обладают тактичностью и бывают справедливы. Не допускайте, чтобы кто-то обижал вашего ребенка.
Проводите с детьми больше времени, ходите на концерты, в кино, гуляйте, занимайтесь спортом. Найдите общие интересы — это будет способствовать сближению.
Если вы не можете сами разрешить ситуацию, нелишним будет обращение за помощью к специалисту, иногда и к психиатру, если проблема очень серьезна.
Ребенок не хочет учиться в школе: советы психолога родителям
Было бы неправильным считать, что посещение психолога — это нечто постыдное, ведь на кону стоит здоровье вашего ребенка. Вполне возможно, что даже одного посещения специалиста будет достаточно, чтобы сделать жизнь ребенка и всех членов семьи легче. Советы опытного психолога, специализирующегося на школьных проблемах, помогут снять напряжение и прекратят дальнейшие споры о важности и целесообразности обучения:
Рекомендации специалиста в области психологии в основном сводятся к следующим моментам:
- Постройте доверительные отношения с ребенком, станьте для него другом. В этом случае тайн у него от вас не будет.
- Постоянно показывайте малышу, насколько он дорог вам и любим, и его плохие отметки не повлияют на ваше отношение.
- Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими, более успешными товарищами. Это может вызвать обратную реакцию.
- Позволяйте проявлять самостоятельность и самому решать, когда садиться за уроки и в каком порядке их делать. Однако ненавязчиво подскажите, что приступать сначала нужно к более сложным предметам, требующим максимальной концентрации внимания.
- Не устанавливайте жестких временных рамок, не принуждайте садиться за уроки. Договоритесь, что если малыш выполнить домашние задания до 19.00, то после это вы пойдете на каток, в кино, в зоопарк. Не бойтесь стимулировать.
- Не скупитесь на похвалу, помните, что лучшая награда — родительское одобрение.
- Не ругайтесь, за несделанные уроки, а констатируйте факты, например: «Ну вот, скоро ложиться спать, домашние задания еще не выполнены…»
- Не делайте уроки вместо ребенка, позвольте ему проявить собственную инициативу.
- Радуйтесь каждому, даже самому маленькому успеху. Ребенок должен поверить, что вы готовы разделить с ним его радости.
- Не стесняйтесь озвучивать чувства: «Я переживаю, что ты плохо выучил стихотворение. Вдруг учитель попросит тебя его рассказать, и ты получишь плохую оценку?».
В заключение хочется сказать всем взрослым: доверяйте сыну или дочери. Если ребенок произносит слова «Мне неинтересно учиться, я не пойду в школу», это не значит, что он хочет причинить вам обиду, возможно, он нуждается в помощи. Вам придется проявить незаурядное терпение, чтобы пройти со своим чадом этот долгий путь, стоит только захотеть.
personallife.ru
Ребенок не хочет учиться: что делать? Советы психолога
Почему современные дети не хотят учиться, и что делать взрослым, чтобы заинтересовать их?
Младшие школьники
Первый класс
Согласно мнению психологов, основная причина, почему первоклассник не хочет идти в школу, — низкий уровень психологической готовности к школьному обучению. Этот термин включает в себя:
- мотивационную готовность (желание учиться, приобретать знания),
- интеллектуальную готовность (определенный уровень развития памяти, внимания, мышления),
- коммуникативную готовность (умение общаться с детьми и учителем не так, как в детском саду),
- эмоционально-волевую готовность (способность к произвольному поведению на уроке, способность эффективно работать в течение всего урока).
Рекомендации: определить в сотрудничестве со школьным психологом, какой вид готовности необходимо развивать (иногда сразу несколько). Подобрать специальные упражнения для развития, которые не перегружают, а облегчают учебу. Отнеситесь серьезно к выполнению этих упражнений, ведь нерешенная проблема с годами может расти как снежный ком.
Возможные причины низкой мотивации и что с этим делать:
Не сформированы приемы учебной деятельности: «не знаю, как учиться»
Первоклашку нужно обучать специальным навыкам и приемам. Помогите ему (ей) научиться составлять план, выделять главную мысль, работать по образцу, вначале вникать в правило, а потом выполнять задание, четко слушать инструкцию и т.д. Не заставляйте зубрить: лучше покажите, как при заучивании применять ассоциации.
Недостаточно развиты психические процессы ребенка (в первую очередь мышление).
Мышление состоит из различных процессов, причем многие из них происходят неосознанно.
Поэтому некоторым мыслительным операциям необходимо обучать, доводя до осмысления, чтобы ученик мог не только заучивать материал, но и применять его на практике.
- Упражнение-игра «Что общего?» (на развитие мышления). Предложите ребенку назвать, что общего у тех или иных предметов. Например: Что общего у стола и шкафа? (Ответ: они деревянные, у них есть ножки, они твердые и т.д.).Что общего у лягушки и воробья? (Ответ: они живые, они питаются насекомыми, они живут на улице, они маленькие и т.д.).
- Упражнение-игра «Назови одним словом»: дуб и берёза (ответ: деревья), воробей и ворона (ответ: птицы), тумбочка и шкаф (ответ: мебель), помидор и картофель (ответ: овощи).
- Для развития навыков классификации и сериации (прим.: сериация – это способность располагать предметы по возрастанию или убыванию в соответствии с заданным признаком) – упражнение-игра «Третий подходящий». На первой карточке два рисунка, имеющие общий признак, и на второй два рисунка. Нужно определить общий признак на первой карточке и подобрать по этому же признаку третьего подходящего со второй карточки. Пример: на первой карточке изображены мальчик и рыбка. На второй — удочка и собачка. Что подберем? Опыт моей работы показывает, что дети часто выбирают правильный ответ «собачка», а родители — неправильный ответ «удочка» («мальчик на рыбалку идет»…). Нужно было найти общий признак между рыбкой и мальчиком (это одушевленные предметы). Собачка тоже одушевленная, а удочка нет, значит, правильный ответ — собачка.
- Упражнение на развитие внимания: методика «Корректурная проба» (или ее аналоги). Распечатайте небольшой текст из детской книжки и попросите ребенка зачеркнуть, к примеру, букву «к» и подчеркнуть «р». Сначала без учета времени, потом – на время.
Ребенок не умеет адекватно использовать свои индивидуально-типологические особенности для познавательной деятельности.
Так, в процессе обучения крайне важно учитывать темперамент школьника.
Холерики наиболее работоспособны в начале и в конце урока. А флегматики, наоборот, в середине.
Флегматику нельзя задавать неожиданные вопросы. Ему необходимо дать время собраться с мыслями. А холерик выполняет задания сразу.
Родителям необходимо принять индивидуальные особенности ребенка. Поговорить с ним о его темпераменте, чтобы избежать развития комплексов и научить его работать в соответствии с особенностями характера (темперамент не корректируется). Поговорите об этом и с учителем.
Прислушайтесь к интересам ребенка. Обсудите его страхи, сомнения, радостные моменты в школе. Задания должны быть посильными. Обращайте в первую очередь внимание на то, что сделано хорошо, а не на ошибки. Поощряйте успешные действия и решения!
Создание ситуации успеха — лучший способ повысить мотивацию!
Как повысить коммуникативные способности первоклассника, если он не хочет учиться?
Попробуйте упражнения на развитие навыков общения. Например, игру «Волшебный ящик».
Взрослый — детям: «Перед вами невидимый волшебный ящик. (Нужно поставить перед детьми воображаемый «ящик», «открыть» и «закрыть» крышку). В этом волшебном ящике есть все, что только можно представить».
Один ребенок должен подойти к «ящику» и молча «вытащить» из него какую-то вещь. Затем нужно, не говоря ни слова (только движениями, жестами и мимикой), объяснить, какой предмет он вытащил, что с этим можно делать или как с ним играть.
Кто первый догадается, о каком предмете шла речь, может сам стать ведущим.
Еще пример на развитие способности понимать состояние других. Покажите ребенку картинки с изображением эмоций на лицах людей и у животных. Спросите: «Как ты думаешь, что он (она) сейчас чувствует?».
Коммуникативная компетентность закладывается в семье. Родителям важно обратить внимание на себя: как вы общаетесь в семье друг с другом и с детьми? Как общаетесь с родственниками и соседями? Видит ли ребенок сотрудничество в общении родителей или родственников?
Есть ли у ребенка собственное личное пространство? С кем у него доверительные отношения? О чем он мечтает? С кем хотел бы подружиться? Какие у него любимые герои сказок, фильмов и т.д., и почему они любимые?
2-4 класс
Младшие школьники чаще добиваются успехов в учебе, чем старшие дети. Происходит это из-за желания не ударить в грязь лицом перед одноклассниками, стремления заслужить похвалу учителя, который является авторитетом, и которого любят ученики.
Младшеклассники в силу возраста не могут долго работать над сформированным намерением, и это важно учитывать. Главный смысл обучения для них не в результате, а в самом процессе учебы.
Причинами снижения мотивации могут быть:
- непонимание учебного материала по отдельным предметам,
- скука («все ясно»),
- негативное отношение учителя к ученику или демонстрация учителем неравного отношения к детям (есть любимчики),
- неумение учиться (неправильный режим дня, неверная организация учебы и отдыха, незнание приемов работы с учебным материалом).
Рекомендации: родители, найдите способ установить доверительное общение с ребенком. Только найдя причину, почему ребенок не хочет учиться, вы поймете, как ему помочь.
Важно помнить, что между возникновением у детей нужного намерения и его исполнением не должно пройти много времени, иначе стремление может угаснуть. Перед учениками младших классов целесообразно ставить не отдаленные и крупномасштабные цели, а небольшие, близкие и понятные.
А если педагог негативно относится к вашему ребенку? Стоит ли сходить к учителю? Поможет это или навредит?
Да. Стоит. Но приходить нужно не с претензией и упреком, а с желанием сотрудничества. Начните с выражения благодарности учителю за… (скажите не общие фразы, а конкретно — за творческие домашние задания, например). Вспомните индивидуальные особенности учителя, за которые его можно поблагодарить. Если же сомневаетесь, поговорите с психологом и вместе выработайте стратегию беседы с учителем.
Что делать, если ребенку скучно на уроках:
- Скука возникает в ситуациях монотонности. Чтобы заинтересовать ребенка учебой, можно как минимум постараться разнообразить выполнение домашних заданий. Поищите разные формы выполнения: пропеть, проговорить… Предложите пофантазировать, примерить на себя разные роли: если б ты был летчиком, как бы выполнял это задание? А если бы был учителем?
- Скучно бывает и тогда, когда все слишком просто и понятно. В таком случае побеседуйте с учителем на предмет индивидуальных заданий. Может быть, нужно усложнить материал по некоторым темам с учетом индивидуальных особенностей ученика.
- Скучно, когда совсем ничего не понятно. См. выше: либо ребенок не умеет учиться (значит, нужно отработать приемы выполнения заданий — план и т.д.), либо нужно развивать познавательные способности.
Проявляете ли вы как родители интерес к учебе ребенка?
Только не путайте страх неуспешности ребенка и интерес к его учебе. Когда родитель боится за низкую мотивацию ребенка – это минус. Когда верит в чадо, проявляет подлинный интерес к его успехам и поддерживает в случае неудач – это плюс.
Как вы, родители, относитесь к своей работе, показываете ли пример увлеченности делом? Что ребенок слышит в семье о работе родителей? В каком эмоциональном состоянии родители приходят домой?
Режим дня
Важно предусмотреть чередование физических и умственных нагрузок. При составлении режима дня обсудите с ребенком каждый пункт, учтите его личное время. Помните об индивидуальных особенностях сына (дочери), подберите оптимальную, посильную нагрузку, не перегружая его (ее), но и не оставляя слишком много времени для безделья.
24health.by