Вопросы и ответы

Дивеево как – Поездка в Дивеево, история обители и личные впечатления

Содержание

Дивеево. Святая Канавка. История, особенности, советы путешественникам. Путеводитель

Цель этой статьи-путеводителя по Дивеево ответить на вопросы тех, кто только собирается поехать в Дивеевский монастырь: Что такое Дивеево? Что здесь делать? Как себя вести? Что такое Святая Канавка? И самый главный вопрос — зачем вообще приезжают в Дивеево?
Также вы узнаете, какие важные места, достопримечательности есть в Дивеево и его окрестностях, где можно остановиться на ночь тем, кто приедет сюда с ночёвкой.
Моя первая поездка в Дивеево состоялась 11 мая 2013 года. Поездка была короткой и достаточно сумбурной. Даже  учитывая немалый опыт поездок по монастырям очень высокого уровня (Оптина пустынь, Валаамский монастырь, Троице-Сергиева и Псково-Печорская лавры), Дивеевский монастырь показался мне совсем другим. И я оказалась к нему совсем не готова.

В статье:

Изначально я знала про Дивеевский монастырь очень мало — то, что это особое, очень намоленное место, связанное с именем Серафима Саровского, и то, что здесь очень красиво. Ну и, пожалуй, все. Для приезжающих сюда этого крайне мало…

Дивеево — место массового паломничества. В первую очередь сюда приезжают помолиться и попросить у Господа для себя самого насущного на данный момент. Приезжают, думаю, люди разные — и глубоко верующие с целью паломничества, и туристы, путешественники с познавательной целью — приобщение к отечественной истории.
Паломникам проще — они сознательно едут и знают зачем приехали, куда идти, что здесь делать. Знают они и все особенные места Дивеевского монастыря, такие как Святая Канавка.

Туристам сложнее. Теперь я убеждена, что к приезду в Дивеево надо готовиться, чтобы лучше осознать, в каком месте ты находишься и что ты видишь перед тобой. А иначе все не имеет смысла.

Не зная сути, что здесь можно увидеть? Несколько храмов, красивую ухоженную территорию, толпы народу, странно бредущих по вымощенной плиткой дорожке, что-то бормочущих под нос людей. А это ничего. Не за этим едут в Дивеево.

Я долго думала, как написать о нашей поездке в Дивеево. Фоторепортаж, хронологический рассказ о том, что мы увидели здесь? Почему бы и нет. Но сначала будет не это.
Первый пост о Дивеево я делаю для таких же товарищей, как и я — тех, кто хочет сюда поехать, но ничего про обитель не знает. Исправляю свою запоздалую ошибку.

Особенное место — история Дивеевского монастыря и Святой Канавки

Итак, расскажу коротко об истории Дивеевской обители и главной его святыне — Канавке.
В поисках особенности Серафимо-Дивеевского монастыря перед другими я набрела на информацию, что эта обитель является четвертым уделом Святой Богородицы (первые три — Иверия, Афон и Киев), т.е. одним из четырех мест на Земле (и единственным в России!), находящихся под особым ее покровительством. Думаю, здесь и кроется особая притягательность этого места. Одни приезжает сюда помолиться, духовно очиститься, исцелиться, другие, считая Дивеево местом силы, приезжает за исполнением желаний, которые, говорят, здесь сбываются. Главное, что каждый находит то, что ищет.
25 ноября 1823 года батюшке Серафиму было явление Божией матери. Богородица указала ему место в Дивеево, где надо устроить обитель, и велела обнести его канавой и валом. Вот благодаря этому событию и был создан Дивеевский монастырь.
Начало ему положило строительство Мельницы. К началу 1833 года, за несколько дней до кончины преподобного Серафима, была построена Канавка. Канавка «представляет собой семиугольник длиной 777 метров по периметру. При жизни батюшки Серафима было выкопано шесть сторон, а на седьмой стороне, по пророчеству преподобного, должен быть расположен большой собор в честь иконы Божией Матери «Умиление».* 

«Много чУдного говорил батюшка Серафим об этой Канавке. Что Канавка эта — стопочки Божией Матери! Тут ее обошла Сама Царица Небесная! Эта Канавка до небес высока! Землю эту взяла в удел Сама Госпожа Пречистая Богородица! Тут у меня, батюшка, и Афон, и Киева, и Иерусалим! И как антихрист придет, везде пройдет, а Канавки этой не перескочит!».» (Отец Василий Садовский).*

После смерти Серафима Саровского для Дивеевской обители настали не лучшие времена. Уход за канавкой был заброшен, мельницу перенесли, часть строений сломали, через канавку стали ходить, не почитая ее должным образом. Даже ездили по ней на экипажах. Строительство новых построек монастыря стало вестись за пределами Канавки.

Возрождение обители согласно заповедям преподобного Серафима началось уже только в 1850-е годы. Канавку очистили, мосты через нее убрали. Каждый вечер здесь сестры ходили, читая по 150 раз «Богородице Дево, радуйся».

 

Из воспоминаний паломника ХХ века: «По Канавке медленно двигались безмолвные фигуры инокинь, перебирая четки и тихо шепча молитвы. Дорожка пролегала по хорошо утрамбованной насыпи, обсаженной деревьями. Склоны насыпи поросли травой и полевыми цветами, которые оберегались ак святыня.» При этом читали полтораста раз «Богородице Дево, радуйся», а на каждом десятке — «Отче наш» и  поминали живых и усопших».*

Цветы, трава и земля с Канавки считались лечебными. К началу 20 века о Канавке Царицы Небесной знала вся Россия. Тысячи людей ехали сюда, прослыша об исцелениях и на Канавке, и у иконы «Умиление», и в Преображенской церкви. Интересно, но и сейчас, в 21 веке, на Канавке вы увидите то же самое, что было сотню-две лет назад — дорожка на холме,  в форме ломаного незамкнутого кольца. По ней медленно бредут верующие, про себя или очень тихо читая молитву. Завораживающее зрелище для тех, кто не молится. Кажется, что люди погружены в легкий или не очень транс. 

Что же читают молящиеся? «Богородице, Дево, радуйся. Благодатная Марие, Господь с Тобою. Благословенная Ты в женах и благословен Плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших». 

В сентябре 1927 года Дивеевский монастырь был закрыт, сестры высланы кто в лагеря, кто на поселения. В монастырских постройках  устроили квартиры, разместили учреждения.
Святая Канавка за годы советской власти сильно пострадала, а частично даже была уничтожена. Но и в годы гонений на церковь верующие приходили молиться на Канавку.
Возрождение обители началось в конце 80-х годов 20 века, когда церкви было разрешено торжественно отметить 1000-летие Крещения Руси. В 1989 году Свято-Троицкий храм был возвращен церкви. А летом 1991 года в монастырь перенесли мощи Серафима Саровского. Потом многие годы, практически до конца 2000-х, восстанавливали Канавку.

В наше время внутри ее находятся: Богадельня с домовой церковью, сестринский корпус, больничная церковь. И сейчас здесь строится Благовещенский храм.

И в заключение хочу озвучить слова дивеевского священника иерея Павла Павликова: «Известно, что в детстве человек по-особому чувствует и воспринимает окружающий мир. С годами мировоззрение меняется и навсегда уходят от вас незабываемые картины детства. То, что так радовало и утешало тогда, сейчас уже не радует и не утешает. А вот когда идешь по Канавке Пресвятой Богородицы, то в сердце возвращаются детские впечатления — не воспоминания, а именно впечатления. Как будто ты вновь становишься ребенком.  Запах цветов, земли, травы, росы — все воспринимается по-детски. И такая от этого на душе радость — тихая, тонкая. И хочется, чтобы это ощущение продлилось по-дольше, чтобы душа ожила, утешилась».*

Для себя я ответила, зачем люди едут и едут в Дивеево. Человек всегда ждет чуда — счастья, любви, защиты, исцеления, процветания, душевного мира и покоя. Если верить тем, кто приезжает сюда ежегодно много лет подряд (а таких людей очень много!), то люди здесь это находят.

Что посетить в Дивеево? Достопримечательности Дивеево и окрестностей:

  1. Серафимо-Дивеевский монастырь:
  • Святая Канавка Царицы Небесной
  • Троицкий собор
  • Казанская церковь
  • Преображенский собор
  • Благовещенский собор
  • Колокольня
  • Часовня в честь преп.Серафима Саровского
  • Механическая водокачка с часовней
  • Трапезный храм во имя св. благоверного князя Александра Невского
  • Дом Галактионовых
  • Дом Долгинцевой
  1. Лиственница Царевича Алексея
  2. Источники в Дивеево:
  • Источник в честь иконы Божией Матери Умиление
  • Источник Святого Пантелеймона
  • Казанский источник
  • Источник преподобной Александры Дивеевской
  • Источнику в честь Иверской иконы Божией Матери
  1. Источник Серафима Саровского
  2. Царский скит и Серафимовы камни

Что делать, где остановиться и как себя вести в Дивеево? 10 советов путешественникам 

  1. Для верующих: про молитву, которую читают на Канавке 150 раз, я уже написала выше (икону с этой молитвой можно купить в монастыре).
  2. Для автомобилистов — бесплатная парковка есть на территории монастыря. Не стесняйтесь подъезжать к шлагбауму. Вас пропустят.
  3. Для тех, кто снимает: фотосъемка возможна с благословения, но мы снимали и без него. Главное, фотографируя, быть незаметным, вести себя скромно и не вызывающе, и вас не заметят. Фотографируются с монастыре многие, сама видела.
  4. Девочкам и женщинам: берите с собой платки и юбки, независимо от возраста. Без оных вас могут просто грубо выпроводить из храма, будь вы хоть 2-х летней девочкой.
  5. В Дивеево несколько церквей, святынь и святых источников. Если хотите посетить и увидеть все, то планируйте путешествие более, чем на один день. Для беглого знакомства с монастырем хватит и 4-х часов.
  6. Приложитесь к мощам Серафима Саровского в Троицком соборе. Как правильно прикладываться к мощам? Два поклона, приложились, еще один поклон.
  7. Не забудьте заехать к источнику Серафима Саровского (14 км. от Дивеево), наберите святой воды, искупайтесь. Для купания женщинам нужна с собой ночная рубашка. Если нет с собой, можно недорого купить на месте.
  8. Для тех, кто ищет дешевое частное жилье: посмотрите в группе «Дивное Дивеево» ВКонтакте. Предложений очень много. Много и другой полезной информации.
  9. Для путешественников: поездка в Дивеево хорошо вписывается в маршрут «Нижний Новгород — Арзамас — Дивеево — Муром». Где остановиться на этом маршруте, можете прочитать в статье по этой ссылке.
  10. Дивеевский монастырь — с одной стороны, место святое, намоленное, с другой, серьезно вставшее на коммерческие рельсы предприятие. Современные нравы и здесь могут достать. Не обижайтесь на грубость от особо бойких, если что не так сказали или не так сделали. Просто будьте к этому готовы.

Где остановиться в Дивеево? 

В настоящее время в Дивеево есть большое количество отелей, гостевых домов и апартаментов с очень высоким рейтингом и отличными отзывами. Я подобрала для вас самые популярные из них:

  1.  Гостевой дом «Дивеев Град»  — Дивеево, ул. Арзамасская, 7
  2. Отель «Пилигрим» — Дивеево, ул. Гагарина, д. 51
  3. Гостевой дом «Прибрежный» — Дивеево, ул. Заречная, д.260А
  4. Гостевой дом «Радонеж Дивеево» — Дивеево, ул. Заречная, д.236
  5. Гостевой дом «Светоч» — Дивеево, ул. Гагарина, д.52. Отзыв о «Светоче» в блоге
  6. Гостевой дом «Монастырский дворик» — Дивеево, ул. Арзамасская, д.6
  7. Гостевой дом «Дивеевский» — Дивеево, ул. Арзамасская, д.44
  8. Гостиница «Московская» — Дивеево, ул. Школьная, д.5Б


* В статье использованы материалы книги «Канавка Царицы Небесной» (Свято-Троицкий Дивеевский монастырь, 2009. — 80 с. — ил.) 

galina-lukas.ru

Что обязательно нужно сделать в Дивеево: советы паломникам

Поделитесь с родными и друзьями:

Всем известная с детства пословица «В чужой монастырь со своим уставом не ходят» имеет не только иносказательно значение. Дело в том, что, не смотря на внешнюю схожесть для стороннего наблюдателя, в каждой обители есть свои правила. И посещая любой монастырь, стоит с ними ознакомиться.

Вам также будет полезно ознакомиться с предложениями гостиниц и отелей в Дивеево, и реальными отзывами об апартаментах

Но даже не будучи религиозным человеком и не зная всех тонкостей конкретного места, стоит соблюдать общие правила.

Правила поведения в церкви

Первое, на что можно обратить внимание, это одежда. В храм не стоит одеваться вызывающе, излишек украшений тоже будет не уместен. Женщины должны быть в юбках длиной не выше колена и в головных уборах. Мужчины, наоборот, при входе в храм снимают шапки и кепки. Шорты и короткие штаны не допустимы для всех.

Читаем также обзор других “женских” вопросов о поездке в Дивеево

Как подготовиться к поездке в Дивеево, и что взять с собой?

Что можно и чего нельзя делать на территории монастыря: популярные вопросы

Для современных женщин вопрос одежды выходит на передний план. Многие совершенно искренне не понимают, как можно путешествовать в юбках? Здесь, конечно, дело выбора каждого. Но если вы знаете, что в программу поездки будет включено посещение монастыря, или? тем более, если вы сами хотите посетить святое место – возьмите с собой юбку.

Сейчас в храмах и монастырях прямо при входе есть места, где висят (или лежат) сшитые из легких тканей фартуки-юбки, которые можно завязать прямо поверх одежды. Но это все-таки крайней вариант, для случайно оказавшихся в храме. Тем, кто собирается в поездку заранее, лучше все-таки привозить юбку из дома.

В храме следует соблюдать тишину. Сотовые телефоны отключайте или ставьте на беззвучный режим. Даже если вы всего лишь хотите поставить свечку или посмотреть внутренние убранство храма. Уважайте чувства верующих людей, которые пришли сюда помолиться.

Надо быть готовым, что во время сугубых молитв на церковной службе могут закрывать на время дверь храма, дабы прекратить поток ходящих. Также в это время не обслуживают за церковным ящиком: не продают свечей и икон и не принимают записочки.

На территории монастыря

Монастырь отличается от приходского храма и очень сильно. Когда вы выходите после службы из обычной церкви, вы тут же погружаетесь в привычный светский мир. И только ваш внутренний настрой может напоминать вам о молитве.

Монастырь же, как правило, включает в себя целый комплекс строений и земель. И, выходя из храма, вы оказываетесь на монастырской территории, где протекает своя отличная от светской жизнь. Здесь можно встретить молящихся людей: как монашествующих, так и мирян. Можно увидеть трудящихся, и вас могут позвать на какое-то послушание, например, почистить картошку или помыть посуду. Если у вас есть время, соглашайтесь. Все святые благословляли такие труды на благо монастыря.

В трапезной

Трапезными в монастыре называются столовые. В большинстве современных российских монастырей наравне с платными буфетами существуют бесплатные трапезные для паломников. В них кормят по расписанию. Перед едой по уставу принято молиться. Если вы приехали с паломнической  группой, в которой люди подобрались верующие, то они, скорее всего, захотят помолиться перед едой. Встаньте вместе со всеми, даже если не знаете молитвы.

Если вы путешествуете самостоятельно, но молитве не навыкли, постарайтесь просто вести себя максимально скромно и не разговаривать во время приема пищи. Также в трапезных не принято выкидывать еду. Поэтому берите такую порцию, какую съедите.

На источниках

На святых источниках надо помнить, что это не просто обычный водоем. Здесь святая вода, данная по милости Божией нам во исцеление. Поэтому вести себя здесь стоит также благоговейно и с уважением к людям. Не толкаться в очереди за водой, не грубить другим людям. Женщинам в источники следует окунаться в ночной рубашке, которую лучше всего взять из дома, но можно купить и на месте.

Что обязательно нужно сделать в Дивеево

Серафимо-Дивеевский монастырь – известное место паломничества. И здесь действуют такие же, как и в других православных храмах, общие правила (смотри выше в этой статье). Но есть и особенности.

Например, святая Канавка. Она находится под открытым небом и это смущает многих, люди расслабляются и позволяют себе разговоры. На самом деле этого делать не стоит. Канавка место святое– здесь Сама Богородица заповедала ходить с молитвой.

В монастыре покоятся мощи святых. Все знают о раке преподобного Серафима Саровского, находящейся в Троицком соборе. Но многие не в курсе, что в других храмах находятся мощи дивеевских сестер и блаженных. Уточняйте у служителей храма время, когда можно поклониться мощам святых.

Также вы можете взять с собой домой святыни. Сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима (в этом чугунке при жизни святой варил еду), святое масло от лампады, горящей у мощей. Сухарики можно вкушать с молитвой, а святым маслом, тоже предварительно помолившись, мазать больные места. Не забудьте также взять с собой земельку со святой Канавки (в специально отведенном месте), и воду со святых источников.

Все эти святыни будут не только напоминать о поездке в Дивеево, но и облегчат (или исцелят) ваши болезни, и помогут настроиться на молитвенный лад.

Как видите, правила поведения в монастыре вполне под силу воспитанному человеку. А соблюдая их, вы сможете сделать свою поездку по святым местам благостной и запоминающейся.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Дивеевский монастырь Серафима Саровского: что нужно знать и иметь?

Поделитесь с родными и друзьями:

Казалось бы, уже о многом было рассказано на просторах интернета, в том числе и о правилах поведения в монастыре, и наш сайт не исключение.

Читаем также:

Как правильно себя вести в Дивеево: общие правила поведения в храме и на источниках

Что взять с собой в Дивеево, и как подготовиться к паломнической поездке

“Женские” вопросы о поведении в монастыре

Но каждый раз появляются новые вопросы: неравнодушных людей волнуют даже мелочи. Именно поэтому мы и продолжаем серию статей, освещающих те или иные стороны паломнической поездки. Возможно, именно сегодня вы найдете свой ответ.

Можно ли с кем поговорить в Дивеево

Для новоначальных этот вопрос один из главных. С одной стороны, все слышали о совершенно иной монастырской жизни, с другой – очень хочется узнать об этой жизни побольше, но при этом не выглядеть нелепо. И в случае разговора это уместно как никогда.

В монастыре действительно другая жизнь, и в идеале она как раз таки и должна основываться на молчании и молитве. В былые времена даже монахам межу собой возбранялось вести излишние беседы, дабы они молитве не мешали. Сейчас, конечно, времена изменились, но все же в монастырях по-прежнему стремятся хоть немного соответствовать Идеалу монашества.

Дивеевский монастырь – не исключение: большинство монахинь стараются побольше молчать. Поэтому без крайней нужды просто так не стоит останавливать сестер на улице и задавать малозначащие вопросы. Конечно, ситуации бывают серьезные и не терпящие отлагательств, когда, возможно, придется обратиться к первому встречному, даже если это монахиня. Но во всех остальных ситуациях постарайтесь проявить уважение к внутреннему молитвенному миру сестер монастыря и задать свои вопросы другим.

У кого спросить совета паломникам Серафимо-Дивеевского монастыря

Мы приведем краткий список, кому и какие вопросы можно задавать в монастыре.

  1. Паломническая служба монастыря. Она и создана для того, чтобы ответить на все вопросы паломников и туристов связанных с питанием, размещением, и экскурсиями. Там же вы сможете и прочесть дополнительную информацию на стендах.
  2. Служба охраны. Они помогут сориентировать на территории монастыря, подскажут насчет автостоянки, тех или иных видов послушания (иногда им вменяется в обязанность найти людей на разовое послушание), и также подскажут, где можно поесть и разместится (в вечернее время, когда паломнический центр закрывается).
  3. Дежурные в храме. Им можно задавать вопросы по расписанию богослужений, времени посещения мощей, о том, где купить свечки и взять просфоры.
  4. Продавцы церковных лавок. В летний сезон наплыв людей в Серафимо-Дивеевском монастыре огромный, так что порой у продавцов нет ни одной минуты покоя. Они очень устают, да и как и везде, среди них встречаются разные люди. Тем не менее, большинство из них вполне доброжелательно подскажут какие молитвы читать на Канавке, где взять сухарики или освященное масло, где какие храмы расположены, и куда лучше съездить искупаться.
  5. К монахиням можно обращаться со всеми вопросами, связанными с послушанием, на которое вас позвали. Например, если вам предложили убраться на Канавке или собирать лекарственные травы на монастырском огороде. Лучше сразу расспросить, как это делать правильно, сколько можно поработать и так далее.
  6. Личное общение. Его никто не отменяет и интересное знакомство с монахинями, священником или такими же паломниками из другого города могут произойти в любую минуту. Может завязаться душеспасительная беседа, в ходе которой вы узнаете много интересного. В этом случае стоит вести себя дружелюбно и свободно общаться, ведь священники и монахи – такие же люди, как и мы. Проявляйте уважение к их точке зрения, а если вас что-то не устраивает, то всегда можно вежливо свернуть беседу словами: «простите, нам надо идти». Приезжая в монастырь, вы вовсе не становитесь невольником, помните об этом.
  7. Самое главное, это при любой беседе в монастыре помнить три главные слова: простите, благословите, спаси Господи (или благодарю).

Можно ли фотографировать в монастыре в Дивеево?

Фотографировать в самом Дивеево и на источниках можно все. А вот на территории Серафимо-Дивеевского монастыря для фотосъемки необходимо взять разрешение и оплатить его. Сделать это можно в паломническом центре.

Трудностей при этом никаких не возникает, да и цена – посильная для большинства.

Можно ли исповедоваться и причаститься в Дивеево?

В Дивеево можно и нужно исповедаться и причаститься, тем более, если вы приехали более чем на один день. Другое дело, что к этим церковным Таинствам необходимо правильно подготовиться, а иначе дивеевские священники вас не допустят до Причастия. Но если поставить перед собой эту цель, то реализовать ее будет не так уж и сложно.

В Дивеево перед началом Исповеди в храме священник читает особые молитвы. Это чтение называется Общая исповедь. Многих это настораживает. Но смущаться не стоит, после молитв начинается индивидуальная Исповедь, без которой никого к Причастию не допускают. Но и на общей исповеди в Дивеево быть необходимо из-за особых молитв, читаемых на ней священником.

Так как попасть на исповедь в Дивеево? Довольно просто: встать пораньше, прийти к Общей Исповеди, прослушать на ней молитвы, а потом занять очередь на индивидуальную исповедь. Вот и все.

Можно ли ехать в Дивеево одной

Это вопрос может возникнуть у тех православных девушек, которые читали «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» и обратили внимание на слова Батюшки Серафима, когда он не благословлял девушек ходить по одной. Как монахинь в монастыре, так и тех, кто собирался в паломничество. И у других святых мы можем встретить схожие наставления.

Сейчас нам трудно вместить такой подход к духовной жизни, слишком наше общество материальное, далекое от законов духовной жизни. Но сами эти законы никто не отменял, они существуют, хотим мы того или нет. И это понимают многие мудрые священники и сейчас. Возможно, именно поэтому, незамужних девушек они благословляют в паломнические поездки по двое–трое.

Но не все следуют этому совету, многие путешествуют в одиночку. И решение каждый принимает сам.

Можно ли мусульманам в Дивеево?

Вопрос весьма необычный, тем не менее, попытаемся ответить и на него.

Если говорить о Дивеево как о населенном пункте, то, понятное дело, никаких ограничений ни для кого нет. Более того, можно сказать, что в Дивеево есть и мусульмане, выходцы из азиатских республик, благодаря своим смешанным бракам волею судьбы, оказавшиеся после распада СССР в средней полосе России.

Но что касается Серафимо-Дивеевского монастыря…. То думаю резонным будет смотреть на вопрос с духовной стороны, а не с географической.

Например, православным христианам запрещается посещать храмы иноверцев. И многие по-настоящему верующие люди будучи в экскурсиях не соблазняются экзотической красотой мечетей и не заходят внутрь.

Можно предположить, что и правоверным мусульманам также их религия запрещает посещать чужие храмы. Отсюда странным становится сама постановка вопроса. Ознакомиться с архитектурой соборов как культурной составляющей можно и снаружи. Что же касается богослужений и церковной молитвы, то возникает вопрос: «зачем это мусульманину?» Если он хочет принять православие, то стоит обратиться за разъяснениями многих вопросов к священнику. Во всех остальных случаях необходимо еще раз задаться вопросом «зачем?».

Можно ли некрещеным в Дивеево?

Некрещеным можно не только приезжать в Дивеево, но и даже прикладываться к мощам и молится на Канавке. Что касается богослужения, то присутствовать на нем можно лишь частично. На литургии перед важным песнопением «Иже, Херувимы», на Ектенье можно услышать слова «Об оглашенных помолимся» и «оглашенные изыдите». «Оглашенными» раньше называли некрещеных, но которые хотели бы покреститься, и знакомились с христианством. Вот после этого момента некрещеные и должны покинуть храм. Выстаивать полное богослужение могут лишь люди крещенные.

Правил этих никто не отменял и по сей день.

Хотим сказать, что взрослых людей крестят в Дивеево в источниках. Но перед Таинством Крещения человек должен подготовится, выучить молитвы, пройти беседы со священником. Все необходимое для Таинства Крещения можно приобрести в Дивеево в приходской церкви в честь Елизаветы Федоровны Романовой, там же и договорится со священником об удобной для вас дате.

Обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Летом можно увидеть много разутых людей на Канавке, и вновь прибывшие начинают задавать вопросы: обязательно ли ходить по Канавке босиком?

Ответ простой – нет, необязательно. Канавка находится на улице, что диктует свои правила поведения на ней. Например, зимой здесь мужчины ходят в шапках, и в холодное время все ходят обутыми, также и в дождь.

Но из летописи мы знаем, как любил святую Канавку Мотовилов Николай Александрович. В любое время года, даже морозной зимой он ползал по ней на коленях! Чем удивлял даже монахинь. Такие подвиги происходят об большой любви, по усердию.

Для большинства из нас они невыполнимы. Но летом, когда на улице стоит жара, и может появиться желание проявить хоть чуточку больше обычного, усердия, то мы совершенно спокойно можете снять свою обувь и пройти по Канавке босиком.

Но еще раз повторимся – это необязательно! Поэтому, если вы не хотите снимать свои туфли, а видите вокруг разутых людей, не смущайтесь – каждому свое!

Обязательно ли идти на послушание, если зовут?

В «Летописи Серафимо–Дивеевского монастыря» есть слова батюшки Серафима о том, что кто хоть чем-то малым поможет дивеевским сестрам, будет тому человеку это на пользу. Возможно, именно поэтому, кто знаком с историей Дивеева, стремится поработать в монастыре.

И это могут быть работы разовые, не требующие никаких серьезных знаний. Помочь на кухне, огороде, при уборке храма. Ничего сложного. На многие послушания приглашают на столько, на сколько вы можете сами. Хоть на полчасика, хоть на часик.

И если у вас есть время и возможность, соглашайтесь! Очень многие рассказывали, как меняется в лучшую сторону настроение после таких трудов, и как все ладно потом происходит, без суеты и спешки.

В завершение статьи мы хотим вам предложить задавать свои вопросы о Дивеево в комментариях. По мере сил и возможностей будем стараться на них отвечать. Храни вас Бог!

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Что посмотреть в Дивеево и окрестностях: подробный обзор

Поделитесь с родными и друзьями:

Уровень комфортабельности путешествий растет с каждым годом и туристические фирмы все больше уделяют внимания сервису и уникальным предложениям. И это происходит не только на международных маршрутах. Внутренний туризм также спешит порадовать своих клиентов, наперебой предлагая прекрасные условия проживания и множество дополнительных услуг.

Вам будет полезно: как и на чем можно доехать до Дивеево

И все же иногда, несмотря на насыщенные интересные программы туристических маршрутов, хочется отправиться в путешествие в одиночестве, или семьей, особенно если это паломничество в святое место.

Читайте также наш обзор лучших гостиниц в Дивеево недалеко от монастырского комплекса,

И обзор других возможностей остановиться в Дивеево – от частного сектора до палаточного городка

Что можно посмотреть в Дивеево самостоятельно

Многих людей пугает возможность самостоятельных путешествий. Их смущает неосведомленность, незнание исторических и культурных особенностей места, внутренние правила поведения в монастыре.

На самом деле все просто. Правила поведения в Серафимо–Дивеевском монастыре вывешены на воротах монастырской стены. В паломническом центре монастыря вы можете получить любую информацию и ответы на все вопросы. Расписание церковных служб висят на дверях храма. Там же вы найдете рекомендации по церковному этикету.

Соборная площадь Серафимо–Дивеевского монастыря включает в себя три огромных собора: Троицкий (зеленый), Преображенский (белый) и Благовещенский (тоже белый, но он вновь построенный и внутри не до конца отделан).

В Троицком соборе покоятся мощи батюшки Серафима и попасть к его раке можно в любой день в часы работы храма (как правило с 5.00 до 22.00часов). Здесь же в витринах хранятся вещи преподобного и к ним тоже можно приложиться. Знаменитая икона Богородицы «Умиление» находится тоже в Троицком соборе, в центральном пределе.

В Преображенском соборе для поклонения открыт мощевик с частицами мощей Киево-Печерских святых. В этом храме в притворе ежедневно с 9.00 до 16.00 ч. всем желающим дают сухарики, освященные в чугунке батюшки Серафима, и маслице из лампады, горящей у его мощей.

Ежедневные церковные службы совершаются в Троицком и Преображенском соборах попеременно (точное расписание смотрите в самих храмах).

За Преображенским собором начинается Святая Канавка. По ней обязательно надо пройти и прочитать 150 раз молитву: «Богородице, Дево, радуйся». Место это особенное и единственное в мире. Святая Канавка вырыта по повелению самой Богородицы. У Канавки интересная история, а искренняя молитва, прочтенная сердцем здесь, поистине творит чудеса.

За Колокольней расположен уникальный церковный комплекс – в одном здании находится сразу три церкви – Казанский храм, Церковь Рождества Христова, и нижний храм в честь Рождества Богородицы.

В нижней церкви горит неугасимая лампада и там читается Неусыпаемая Псалтырь. Здесь же покоятся святые мощи первоначальницы Дивеевской обители схимонахини Александры, схимонахини Марфы и монахини Елены. В храм можно попасть с 8.00 до 17.00 ч.

В Казанской церкви находятся мощи Дивеевских Блаженных и к ним можно приложится ежедневно с 8.00 до 17.00 часов.

На территории монастыря находится Домик-музей блаженной Паши Саровской, а в паломническом центре вам могут предложить посмотреть фильм–фотоэкскурсию.

Дивеевская земля славится святыми родниками, и непосредственно в самом селе находится 5 наиболее известных источников.

Недалеко от Серафимо-Дивеевского монастыря, практически в центре села, расположен источник матушки Александры.

От него ведет тропинка к другому старинному роднику – Иверскому. Еще три источника – Казанский, во имя святого Пантелеймона, и в честь иконы Богородицы «Умиление» -находятся в северной части села, в поселке Северном. На машине добраться быстро, а пешком – далековато, но возможно.

Все эти места можно посетить самостоятельно, не полагаясь на турфирмы. На нашем сайте есть вся исчерпывающая информация о Серафимо-Дивеевском монастыре. Прочитав ее, вы будете подготовлены к путешествию. В крайнем случае, при большом желании вы всегда сможете заказать экскурсию уже на месте, в паломническом центре Серафимо – Дивеевского монастыря.

Что посмотреть в Дивеево за один день?

За один день вы совершенно точно сможете отстоять церковную службу, посетить храмы на Соборной площади, приложится ко всем мощам и пройти Святую Канавку с молитвой. У вас даже останется время на то, чтобы перекусить в одной из монастырских трапезных, купить сувениры и взять с собой святыни.

А вот дальнейший выбор маршрута будет зависеть от того, есть ли у вас личный транспорт или нет. Например, три источника на Северном поселке хоть и находятся территориально в самом Дивеево, будут труднодоступны для пеших прогулок в зимнее время, а также людям пожилым или слабым здоровьем. Проще говоря, до них далеко идти. А вот источник матушки Александры в центре села по силам посетить даже бабушкам.

Желанный для многих источник батюшки Серафима находится не в Дивеево, а в 15 км от него в деревне Цыгановка. Пешком до него точно не добраться. И если в вашем распоряжении всего один день, а вы очень хотите попасть именно на этот родник, вам придется делать выбор. И если у вас нет личного транспорта, то возможно, придется отказаться от посещения Дивеевских источников в пользу Серафимовского.

Добраться в д. Цыгановка можно на личном транспорте, на такси, с монастырской экскурсией и районными автобусами.

Такси доступно не для каждого, районные автобусы доезжают именно до деревни, а от нее до источника еще пешком идти 3 км. Получается, если вы паломничаете своим ходом, без машины, наилучшим вариантом может стать монастырская экскурсия.

В паломническом центре Серафимо–Дивеевского монастыря ежедневно совершается экскурсия на источник батюшки Серафима. В дороге вам расскажут историю этого места и правила поведения на его территории. Обязательно отводится время на купание, после чего экскурсантов собирают и отвозят назад в монастырь. Время отправления около 13, 14 часов, поездка занимает примерно 2 часа.

Подобные услуги – сопровождение на святые источники – предлагают и многие Дивеевские гостиницы.

Таким образом, всего за один день вы сможете посетить множество Дивеевских святынь, и этот насыщенный событиями день надолго останется в вашей памяти.

Что посмотреть в окрестностях Дивеево?

Если же вы располагаете не одним, а несколькими днями, то совершено точно успеете не торопясь поклонится всем Дивеевским святыням. И у вас даже останется время посмотреть окрестности.

А это того стоит! Дивеевская земля – удивительна! Она изобилует святыми источниками, которые находится во многих близлежащих селах. Каждый источник имеет свою историю, и даже свой состав и вкус воды!

Серафимо–Дивеевский монастырь имеет несколько скитов, со своими храмами, и хозяйственными службами. Большинство из них находится на приличном расстоянии от монастыря, но есть один, самый ближний скит – Флоровский. Он располагается за деревней Осиновка, что в 3 км от Дивеева, на дороге, ведущей в летний детский лагерь. Если вам хочется помолиться и потрудится в тишине, то в скиту это вполне можно осуществить.

Второй монастырский скит можно увидеть при посещении источника батюшки Серафима. Именно там, на роднике, скитские сестры часто ищут помощников – паломников, располагающих временем и желанием, потрудится на благо обители.

Село Суворово Дивеевского района

В этом селе, которое находится в 15 км от Дивеево по Арзамасской трассе, в храме в честь Успения Богородицы, покоятся мощи святых новомучениц блаженной Евдокии (Шиковой), Дарьи (Тимолиной), Дарьи (Сиушинской) и Марии.

Христа ради Юродивая Евдокия, или как в народе звали ее – Дуня, родилась в селе Пузо (так до революции называлось Суворово) в пятидесятых годах XIX столетия. Она рано потеряла родителей и воспитывалась у своего дяди, церковного сторожа. Семья дяди была благочестивой, а сама Дуня с детства тянулась к церкви, и ничто мирское ее не интересовало.

Здоровьем она была слаба, а к 20 годам и совсем изнемогла. Примерно в этом же возрасте она взяла на себя подвиг добровольного юродства Христа ради, и казалась перед людьми, как безумная.

Юродивые на Руси были всегда. Одни их почитали и помогали им, другие, особенно те, чья гордость не позволяла слышать в свой адрес обличения, негодовали и даже обижали блаженных. Но ни те, ни другие до конца не понимали высоту и святость этого подвига.

Так и в родном селе Дуни ее обижали многие, а старцы святой жизни из Саровского монастыря знали о ней, молились и передавали ей духовные подарки.

Так как Евдокия была слаба здоровьем, у нее было в послушании несколько девушек, которые следили за домом, помогали ей и все вместе они молились. Молитва и советы Дуни помогали не только сельчанам, но и странникам, и людям из других мест, просили у нее советов и те, кто собирался уходить в монастырь.

Со слов одной из ее послушниц, были записаны рассказы –воспоминания о жизни блаженной Евдокии, которые впоследствии и легли в официальное жизнеописание. Здесь же мы добавим, что расстреляли блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – 5/18 августа 1919 года. Перед расстрелом их били и мучили, а после мученической кончины не позволяли селянам и священнику посетить их могилу.

14 августа 2000 года блаженную Евдокию с тремя ее послушницами – Дарьей, Дарьей и Марией – причислили к лику святых, как мученически принявших кончину за веру. В 2001 году были обретены их мощи, которые покоятся ныне в Суворовском храме в честь Успения Богородицы.

От Дивеева в Суворово можно добраться самостоятельно рейсовым автобусом, или с монастырской экскурсией.

Санаксарский монастырь

Территориально он находится далеко от Дивеево, в соседней Мордовии, и вовсе не является ближайшей окрестностью. Но между Санаксарским монастырем и Дивеево установилась своего рода духовная связь. Когда был жив старец Иероним, проживающий в мужском монастыре в Мордовии, многие дивеевцы, включая сестер Серафимо-Дивеевского монастыря отправлялись к нему за благословением и советом в разрешении трудных духовных вопросов, а иногда и сложных житейских ситуаций.

Старец почил, но люди по-прежнему отправлялись в паломничество в Санаксары, тем более, что с 2000 года Русская Православная церковь приобрела еще одного молитвенника, покровителя флота, адмирала Фёдора Ушакова. Мощи его покоятся в Санаксарском монастыре, где некогда настоятелем был его дядя. Удивительна рака святого адмирала, она напоминает корабль. Рядом с монастырем расположен святой источник.

Раз в неделю от Серафимо-Дивеевского монастыря отправляется автобусная экскурсия в Санаксары. В нее входит посещение монастыря, рассказ о его истории, посещение источника. В обед предлагается монастырская трапеза, с собой в дорогу кроме сувениров можно купить монастырский хлеб своей выпечки. При желании вы можете приложится к мощам святого адмирала Фёдора Ушакова, и поклонится могиле старца Иеронима. Вся поездка занимает целый день.

Помимо монастыря, посещение Санаксарского монастыря организовывают и многие гостиницы Дивеева.

Об окрестностях Серафимо-Дивеевского монастыря можно рассказывать долго, и чтобы все их объехать, одного дня будет мало. И все-таки, мы постарались поведать о святых, которые жили в Дивеевской районе и близлежащих землях, чтобы у читателей сложилось небольшое представление о святом месте, которым поистине является Дивеево и его окрестности. Поэтому, если ваша душа просит именно паломничества, и вы хотите поклонится не одной, а многим святыням, то Серафимо-Дивеевский монастырь самый достойный выбор. Побывав здесь, вы сможете проложить свои дальнейшие пути ко многим городам и селам России, где духовная жизнь и молитва не угасала никогда.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Монастырь Серафима Саровского в Дивеево: чудеса на земле

Поделитесь с родными и друзьями:

Всемирно известную славу небольшому селу в Нижегородской области принес Серафимо–Дивеевский монастырь. Сюда со всех концов земли стекаются православные христиане, чтобы хоть раз посетить это святое место. И каждый из них душой чувствует, что Дивеево – место особенное. Сама Матерь Божия взяла эту землю под Свой Покров после Иверии, Афона и Киева.

Специально для наших читателей мы составили рейтинг недорогих отелей в Дивеево вблизи Серафимо-Дивеевского монастыря

Серафимо-Дивеевский монастырь создавался по особому благословению, и история его создания описана св. Серафимом Чичаговым в книге «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря».

Читаем также как лучше всего доехать до Дивеево

Главный монастырский комплекс состоит из нескольких соборов и колокольни. И в селе, где самые высокие здания ограничиваются 3 и – крайне редко – 4 этажами, вид центральной соборной площади впечатляет. Он живописен, и не зря фотографии и картины с видами монастыря так популярны в народе.

В главном Троицком соборе покоятся мощи преподобного Серафима Саровского. Также в специальных столиках под стеклом оберегаются его вещи, сохранившиеся до наших дней. В Троицком и Преображенском  храмах (еще один великолепный собор) проходят ежедневные церковные службы.

В храме Рождества Богородицы находятся мощи преподобной матери Александры, первоосновательницы Дивеевской обители; инокини Елены и схимонахини Марфы. А в Казанской церкви покоятся святые останки Дивеевских блаженных – блж. Пелагеи, блж. Парасковьи, блж. Марии и новомучениц дивеевских.

С колокольни открывается величественный вид на окрестности села и звучит благовест. Колокольный звон разносится далеко и напоминает о молитве.

Канавка в Дивеево

Духовнику обители, святому Серафиму Саровскому, было видение, как Богородица проходит с молитвой в Дивееве по особому пути, и тогда же он получил указание вырыть на этом месте канаву с валом. Святые говорили, что каждую ночь Матерь Божия молится на Канавке. Именно поэтому по святой Канавке не просто ходят, а идут с молитвой «Богородице, Дево, радуйся». Прочесть эту молитву нужно 150 раз, и многие во время этого пути ощущают мир и покой.

За свою историю Канавка пережила строительство, разрушение и восстановление.

На данный момент это сооружение представляет собой канаву, имеет протяженность 777 метров и глубину в человеческий рост. Ее склоны обсажены дерном и крыжовником. Сам вал Канавки, по которому ходят, вымощен брусчаткой и огорожен изгородью

Святые источники

Дивеево богато и святыми источниками. Они находятся не только в самом селе, но и в его окрестностях. У каждого источника своя история возникновения. Вода в них не только чистая и вкусная, но и целебная. Люди окунаются в источниках с молитвой, набирают ее в емкости и увозят с собой. Есть множество записанных свидетельств исцеления от разных болезней.

Культурная жизнь монастыря

Наверное, странно касаться этой темы в рассказе о духовной обители. Но, тем не менее, здесь есть что сказать.

В Серафимо-Дивеевском монастыре есть своя типография, где печатают книги духовного содержания и журнал. Есть музей Паши Саровской – дивеевской блаженной. В холе игуменского корпуса выставлена экспозиция фотолетописи монастыря. При монастыре вот уже несколько десятилетий действует православная гимназия.

Существует и культурно-просветительский центр, и своя библиотека. Есть свои гостиницы для паломников.

Монастырские скиты

Не все вновь прибывшие в Серафимо-Дивеевский монастырь в курсе, что этот женский монастырь является одним из самых крупных в России. И его комплекс не ограничивается соборной площадью с великолепными храмами.

На самом деле у монастыря много земель или, как принято говорить, угодий. И это не роскошь, а необходимость. Надо кормить сестер монастыря и всех паломников, приезжающих в это святое место. Поэтому обширное монастырское хозяйство с полями, огородами, пасеками и скотными дворами располагается в основном в скитах.

Скит – это своеобразный маленький мирок. Как правило, там есть храм или церковь, небольшие жилые постройки и хозяйство. Туда тоже можно приехать в паломничество, и многие опытные православные именно так и поступают. С одной стороны там много физической работы, и можно потрудиться на благо обители, с другой – там нет суеты и многолюдья, как в Дивеево. Тишина, покой, молитвенный настрой.

Дивеево живет своей особенной жизнью, где почти все связано с монастырем и тем духовным стержнем, который он дает. Ежедневные церковные службы, обилие святынь, щедро дарованных Богом этому месту, настраивают совершенно на другой лад. И те, кто живет в Дивеево постоянно, и те, кто сюда приезжают, одинаково ощущают этот дух. Здесь Небо близко, и молитва к Богу идет быстрее.

Татьяна Страхова

Следующая статья >

mydiveevo.ru

Дивеево. Канавка Пресвятой Богородицы — Как прекрасен этот мир!

Из рассказа «Дивеево – Русская Земля Обетованная».
О Дивеево писать трудно. До поездки сюда я читала разные отзывы про него и всегда удивлялась их аскетичному стилю повествования. Я люблю, и сама имею склонность, к цветистости изложения, к подробностям и деталям, а такая скупость слов и чувств меня озадачивала. Но, теперь, вернувшись из этого воистину дивного места, сама не знаю, ни с чего начать, ни как написать о том, что мы там увидели и прочувствовали – очень трудно найти нужные слова. Попытаюсь.
Дивеево – это особая земля. Это особый кусочек нашей планеты, где человек имеет возможность очистить свою душу.
Дивеево – это не просто прекрасная природа и красивый монастырь. Дивеево – это очень сильное энергетически и обдирающее от всего лишнего душу место.

О монастыре: Наши впечатления. Канавка Богородицы.

Сам Серафимо-Дивеевский монастырь занимает достаточно большую по площади территорию, но даже и её, похоже, мало – очень много паломников и людей, которые сюда приезжают. В монастырской ограде с улицы Октябрьской есть несколько входов в монастырь. Мы совершенно случайно пошли правильным путём – через Колокольню. Правильным – потому что так получается более торжественно, не просто выскочить где-то сбоку на территорию, а именно пройти через арку колокольни, увидеть Троицкий собор салатового цвета через ажурные чугунные ворота, большую мощёную площадь, яркие цветники, за ними величественный Преображенский собор кипенно-белого цвета, почти копию первого, только с более округлыми формами. Купола на этом соборе и колокольне – не просто горят золотом, а ослепительно сияют, как полноценные дополнительные солнца к основному светилу. Очень много золота в небе. Это очень красиво.

На территории монастыря, почему-то отчётливо ощутилось, что Троицкий собор (там находятся мощи святого Серафима Саровского) – мужского рода, а Преображенский – женского. Хотя, на самом деле, конечно, такого разделения нет. Может быть, так кажется, исходя из их внешнего облика: Троицкий – высокий, чуть угловатый, зелёный, серо-стальные маковки, а Преображенский – стройный, мягкий, белее снега и купола золотые.


Дивеево. Троицкий и Преображенский соборы


Дивеево. Троицкий собор

Мы зашли в Троицкий собор. Шла служба и внутри было чрезвычайно много людей, поэтому мы немножко постояли, вышли и стали обходить его кругом. Слева увидела большую очередь. Она стояла к мощам святого Серафима Саровского, вход к которым отдельный. Мы стоять не стали. Не знаю, как объяснить честно почему, скажем так – почувствовали себя не вправе обращаться к нему в том состоянии, в котором мы тогда находились. Конечно, это очень обидно, что так у нас нелепо получилось. Но с другой стороны его невидимое присутствие в Дивеево чуть ли не материально ощутимо. Рассказывают, что и монашки часто встречают седобородого старца у Святой Канавки, и строители, видели его в храме, и дети, которых он особенно любил, часто рассказывают родителям о добром дедушке, который с ними разговаривал. В Троицком соборе можно также увидеть некоторые вещи, принадлежавшие отцу Серафиму: мантию, нательный крест, епитрахиль, кожаные рукавицы, башмаки и чугунок. В этом соборе также находится любимая икона батюшки Серафима «Божья Матерь Умиление».

Мы ходим по территории, присматриваемся, ориентируемся, прислушиваемся к многочисленным экскурсоводам, водящим группы. Слушать очень интересно, тем более что мы никуда не торопимся в отличие от тургрупп, поэтому слушаем, как несколько гидов рассказывают об одном и том же, но по-разному. За Троицким собором расположен небольшой некрополь. Здесь нашли своё последнее пристанище игуменьи, несколько блаженных стариц из монастыря, монахи. Такого мы никогда не встречали. О них расскажу чуть ниже. Могилки – бархатные зелёные холмики все в цветах почитаются святыми местами. Сюда люди специально приезжают, чтобы мысленно пообщаться с блаженными, попросить их помощи.

Дальше мы заходим в Преображенский собор. Там внутри тоже стоит очередь, чтобы приложиться к мощам трёх дивеевских блаженных (о них тоже расскажу отдельно). Здесь в соборе я узнаю о святом масле, о сухариках из чугунка преподобного, и о землице с Канавки (подробности будут ниже, сейчас не хочу отвлекаться). Но нам сейчас не до этого. Выходим из Собора и спрашиваем, где Канавка. Она начинается сразу за Преображенским собором, чуть правее, а заканчивается тоже примерно за ним, но уже левее.

Я подготовилась к ней ещё заранее. По Канавке можно, конечно, прогуляться и просто так, но что-то я сомневаюсь, что это удастся. Это очень намоленное и сильное место, и когда заходишь за кованую калиточку, там, где её Начало, и вступаешь на эту высокую дорожку на гребне вала, а внизу под тобой высокий склон и узкая канавка, это как переходишь из земного притяжения в отсутствие гравитации. Здесь совсем другой воздух даже и совсем другое направление мыслей – старое осталось за калиткой.


Начало Канавки Пресвятой Богородицы

Святую Канавку надо проходить, читая молитву Пресвятой Богородице или Архангельское приветствие (этими словами приветствовал Архангел Гавриил Деву Марию при Благовещении): «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословенна ты в женах и благословен плод чрева твоего, яко Спаса родила еси душ наших». Отец Серафим говорил так: «Канавка эта – стопочки Божией Матери. Кто Канавку с молитвой пройдёт, да полтораста «Богородиц» прочтёт, тому всё тут: и Афон, и Иерусалим, и Киев».


Канавка. Мы начинаем свой путь

У меня в руках чётки, правда, признаюсь, они буддистские, сувенирные и в них 108 бусинок-горошинок, а молитву Пресвятой Богородице надо прочитать 150 раз, поэтому дома я нужную бусинку отметила красной ленточкой. Чётки очень удобно использовать, они нужны для того, чтобы не сбиться со счёта. Люди, которые ходят по Канавке, безусловно, все очень разные, и есть очень и очень своеобразные. Когда кто-то громко нараспев вслух читает молитву, это, конечно, неудобно, но терпимо, но и встречается и пуленепробиваемый контингент, который впереди тебя буднично и самозабвенно обсуждает «поведение Надьки с Ленкой» — это за гранью моего понимания.


Канавка

Канавка – очень длинная, у неё ломаная траектория, она по-разному изогнута, окружена цветами. Весной здесь на склонах (вижу) цветут ландыши, летом – разные цветы, есть даже очень ухоженные огородики вдоль неё.


Почти дошли до завершения

Начинать читать молитву нужно сразу же, как только вы на неё ступили, иначе не успеете прочитать 150 раз. Её длина и количество молитв продуманы ещё самим святым старцем Серафимом.

Обходя Канавку, мы увидели невдалеке за монастырской оградой огромное дерево, которое было чем-то украшено и привлекло наше внимание. Потом мы туда сходили. Оказалось – это огромная лиственница царевича Алексея. Это дерево было посажено в честь первой годовщины рождения цесаревича — то есть в 1905 году. Кора этой лиственницы на срезе имеет цвет запёкшейся крови, и смола — тоже. Других подобных деревьев в природе не найдено. Она огорожена небольшим заборчиком, рядом с ней есть стенд, и висит его фотография. На лиственнице и оградке повешены иконы царской семьи, служатся молебны.

Лиственница царевича Алексея

Любимая икона Серафима Саровского.

Это Божия Матерь «Умиление».

Перед этим образом всегда молился и коленопреклоненно скончался батюшка Серафим.

Божия Матерь изображена без младенца Иисуса, с перекрещенными на груди руками и нежной чуть заметной улыбкой. На этой иконе запечатлён момент Благовещенья, когда Пресвятая Дева отвечает Архангелу Гавриилу на весть о будущем рождении ею сына: «Се раба Господня, буди Мне по глаголу твоему». Серафим Саровский очень любил этот образ и называл его «Всех радостей радость». Николай II подарил для этой иконы очень богатую золотую ризу, украшенную драгоценностями — нимб, в виде сияющих лучей, состоит из драгоценных камней и жемчуга. Когда на икону падают солнечные лучи, она сияет необычным образом: лик Богородицы становился живым, краски — нежными, а украшения, написанные маслом, трудно было отличить от настоящих драгоценных камней. С иконы было сделано множество списков, некоторые из них тоже стали чудотворными. В Троицком соборе в Дивеево сейчас висит список, а оригинал находится в Москве, в Патриархии.

Отец Серафим оставил сёстрам монастыря заповедь – по воскресеньям совершать особое молебное пение Пресвятой Богородице по уставу Афонской горы – Параклис. «И если эту заповедь мою исполните, то все хорошо у вас будет, и Царица Небесная не оставит вас. Если же не исполните, то без беды беду наживете». Эта заповедь свято исполняется в обители.
 

Что привезти из Дивеева.

Иконы, конечно же.
А также масло и сухарики святого Серафима, и землю со Святой Канавки.
Пакетики для них – небольшие прозрачные – настоятельно рекомендую взять с собой. Иначе за ними вы будете стоять в большой очереди в церковную лавочку на входе (притворе) в Преображенский собор, и их ещё может и не быть. Бутылочки для маслица продаются здесь же. Напротив этой лавочки – окошко, где вам в них нальют маслица, освященного на мощах преподобного Серафима, а также на мощах святых блаженных – Дивеевских матушек.
Сухариков (горсточку) вам насыплют в пакетик в бревенчатой часовенке имени отца Серафима (там, где заканчивается Святая Канавка) — летом, или в притворе Преображенского собора (там, где наливают масло) – зимой. Считается, что нужно капнуть буквально капельку такого маслица в бутылку обычного, и всё масло приобретёт благодатные свойства.

Сухарики – маленькие кусочки ржаного хлебца. Когда я стояла за ними в очереди в часовенку, то прочитала на деревянной доске, что «в Дивеевском монастыре после кончины великого старца появилась традиция раздавать сухарики в память о преподобном и как его благословение. Отец Серафим многим приходящим к нему давал в благословение сухарики – кому горсточку, а кому и большую ношу. В наши дни эти сухарики освящаются в чугунке батюшки Серафима, в котором старец готовил себе скудную пищу, а потом отдавал дивеевским сёстрам для церковных нужд (в нём хранили уголь в алтаре). Многие паломники увозят эти сухарики в разные страны и потом пишут об чудесных исцелениях и необычных случаях, связанных с ними». Сухарики раздаются монашкой бесплатно, но своё вознаграждение любого размера вы можете оставить в рядом стоящем ящичке с пожертвованиями.


Часовня в которой раздают сухарики. И сами сухарики из Дивеево

Земля со Святой Канавки имеет силу очищать «от бесов помещения и территорию». Совсем небольшую часть этой землицы можно смешать с речным песком или обычной чистой землёй в любой пропорции, и эта смесь будет благодатной и сохранит все свойства земли со Святой Канавки. Целая насыпь этой землицы находится за часовенкой, где раздают сухарики. Это место, где раньше стояла та самая первая монастырская Мельница. В монастыре просят брать её по горсточке, не более, чтобы досталось всем.
Ещё здесь в монастыре продаётся уникальная книжка «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря». Её автор – митрополит Серафим (Чичагов). Мы её видели, но не купили, потому что ничего о ней не знали. Только позже прочитали в книжечках про Дивеево.

О Дивеевских матушках.

Когда мы заходили в Рождественский и Преображенский соборы, внутри них всегда стояли очереди к мощам дивеевских блаженных женщин, а за первым собором в некрополе экскурсоводы подводят группы к зелёным бархатным холмикам и тоже рассказывают про них. Кто это? Оказывается, Дивеево выбрали своим местом несколько блаженных стариц. Их всем сердцем привечал батюшка Серафим.

Блаженные – это особые люди. Блаженность – очень трудно объяснить словами материалистически настроенному человеку, потому что это не врождённое качество, а приобретённое. В книжках пишут, что это – «один из труднейших подвигов христианства», что юродивые это – «люди, которые представлялись как бы лишёнными рассудка». Для чего? – Чтобы побороть гордость, чтобы, изъясняясь иносказательным языком, сильнее воздействовать на людей, мимо которых слова обычные проходят мимо.

Но это не совсем понятное объяснение: получается, что какое-нибудь актёрство или любое сумасбродство, тоже можно назвать блаженностью. А это неправильное понимание.
Блажённые – это полуспящие люди. Мы с вами тоже спим, и видим сны, и знаем, что сон это всегда иная, другая реальность. Особенно эта граница отчётливо ощущается, когда мы просыпаемся – где мы – там или тут? Блажённые люди – находятся больше Там, чем Здесь. Но их другая реальность – всегда светлая. Там – они очень близко видят Бога. Там – они разговаривают с Богом, а не с тёмными сущностями. Поэтому они ясновидят, поэтому они говорят правильные вещи, хотя при этом они ведут себя по- разному – играют в куклы, передразнивают, выясняются образно, а также здесь могут присутствовать и сопли, грязь, лохмотья, т.е. весь тот набор, который обычных людей отпугивает и внушает (может внушать) страх, презрение, отвращение. Но блажённым нет никакого дела до искусственных правил нашей обыденной жизни. Они – светлые люди, они – взрослые дети. А вот мы, обычные нормальные люди, имея и трезвый ум, и здравую память, находясь в этой реальности и говоря красивые слова, часто творим ужасные гадости.

Вот ещё одно интересное понимание блаженности: «В какой-то момент на Руси стали считать, что юродивый – это умный человек, прикидывающий дурачком. Смирение гордого ума – это, может, и очень большой подвиг, но все-таки в первую очередь это всего лишь притворство. Настоящее же юродство – отнюдь не притворство, не имитация дурости, но – неподдельная дурость. Которая, впрочем, вовсе не отменяет подлинный ум. Ты просто впадаешь в состояние, когда обыденный ум (умение ориентироваться в условностях мира) вдруг отлетает, и на его место приходит что-то другое: мудрость, которой уже нет никакого дела до глупых условностей».

И ещё пришла в голову странная мысль (Дивеево ведь): блаженные – это удивлённые люди. Удивлённые Богом.

В некрополе (за Рождественским собором), помимо других священнослужителей, захоронены блаженные – Пелагия (в центре), Параскева (справа), Наталья (слева).
Блажённая Пелагия (Пелагия Ивановна Серебрянникова, в монастыре прожила до 1884г.) – «безумная Палага», «дурочка» для одних людей и «великий светильник света», «духовная мать», «второй Серафим» для самого батюшки и остальных. Она была замужем, родила детей, но её душа стремилась к иному. Её очень любил отец Серафим. Когда Пелагея с мужем приехали в Саров (в 1828 году), Серафим беседовал с ней шесть часов наедине. Провожая, прилюдно ей поклонился до самой земли и сказал, чтобы скорей шла в Дивеевскую обитель.
Блаженная Параскева — Паша Саровская (Параскева Ивановна, в монастыре прожила до 1915г.) – «третий Серафим». У неё очень была тяжёлая судьба. Она крепостная. Помещица придралась к ней, навела ложь из-за якобы «воровства», отдала её, честную жену, пьяным солдатам. Параскева потом ушла в Киевскую Лавру и там приняла схиму, что для женщин практически недоступно. 30 лет жила в лесу, там её нищую, тоже ограбили разбойники, так же, как и святого Серафима, а вдобавок отрезали ей ухо. Она пришла в Дивеево, в монастырь и здесь осталась. Жила блаженная Паша в маленьком домике-келье, который называла «пустынькой». Играла в куклы, за её переменчивым настроением, иносказательными разговорами и поступками скрывалась высочайшая любовь, смирение и сострадание. К ней вереницей текли люди. Она привечала всех и никого не выделяла ни по чину, ни по регалиям, ни по званиям. Только блажённые так могут поступать. К ней приезжали Николай II с женой. И Паша ему всё предсказала: революцию, гибель династии… Она даже показала куклу мальчика и сказала: «Это ваш». Но Императрица проявила недопонимание: не верю. Тогда блаженная протянула ей кусок кумача: «Это твоему сынишке на штанишки. Когда он родится, поверишь».
Здесь на территории монастыря есть её голубой домик, та самая «пустынька», а сейчас в нём размещается её музей и паломнический центр.
Блажённая Наталья (Наталья Дмитриевна, в монастыре прожила до 1900г.). Она также обладала даром совета.

Как это ни странно звучит, в советское время на месте их захоронения стоял …пивной ларёк. Там среди местных алкашей часто появлялись и сидели на лавочке эти блаженные старицы — Пелагея, Паша и Мария, чьё место было попрано ларьком. Особенно смущалась ларечница при виде этих трёх неведомо откуда взявшихся блаженных старушек.


Вход в Преображенский собор

Где поесть в Дивеево.

Можно перекусить на территории монастыря. Там, во-первых, есть большая трапезная. Мы даже где-то прочитали, что для паломников она бесплатная. Потом там есть несколько палаток, где продаются очень вкусные монастырские пирожки. И ещё там есть крохотные кафешки-блинные «Монастырская трапезная». Но народу там, особенно в обеденное время, гораздо больше чем самих блинов. Поэтому нужно либо запасаться терпением и стоять в очереди, либо куда-то ехать, для более основательного перекуса.


Тут вкусные блинчики

Мы попали в блинную удачно, народу никого, потому что девушки ушли за новой порцией блинов. Мы подождали всего 5 минут, за нами уже выстроился хвост, а блинчики как-то быстро прибыли. Очень вкусные, с разными начинками, но необычные. Тесто, видимо, скоромное, поэтому немножко резиновое.

Продолжение в рассказе «Дивеево – Русская Земля Обетованная»

pamsik.livejournal.com

Дивеево — село в России, история, Дивеевский монастырь, как доехать

Дивеево — село на юге Нижегородской области, известное благодаря Свято-Троицкому Серафимо-Дивеевскому монастырю. Расположено в 180 километрах от Нижнего Новгорода, в 65 километрах от Арзамаса, в 12 километрах от Сарова, почти на границе с Мордовией.

Село было основано в 1559 году, по последним официальным данным в нем проживает около 6,5 тысяч человек.

Это место почитается православными паломниками как святая обитель преподобного Серафима Саровского. На территории монастыря действует несколько храмов, есть гостиничный комплекс (паломнический центр), в селе пять источников с купальнями.

Серафимо-Дивеевский монастырь считается четвертым уделом Пресвятой Богородицы, то есть одним их четырех мест на земле, которые Богородица взяла под свое покровительство — сюда она приходит ежедневно.

Видеосюжет

Краткая история

Первое упоминание о селе Дивеево в письменных источниках относится к 1653 году. Первые владельцы села, Дивеевы, происходили из татар.

Во второй половине 18 века на месте будущего монастыря под руководством преподобной Александры (Агафьи Мельгуновой) началось строительство Казанской церкви, при которой образовалась община. После смерти матушки Александры настоятелем обители по ее просьбе стал преподобный Серафим Саровский. При нем в 1829-1830 годах было построено два Рождественских храма — Рождества Христова и Рождества Богородицы.

В 1861 году указом Святейшего Синода Серафимо-Дивеевская община получила статус монастыря. Вплоть до 1927 года монастырь активно развивался и застраивался. Был возведен Троицкий собор (главный храм), Преображенский собор, Трапезный корпус,Игуменский корпус, колокольня.

В 1927 году монастырь был закрыт, и монашеская жизнь в нем возобновилась только летом 1991 года, когда в храм были перенесены мощи преподобного Серафима.

В 2012 году в Серафимо-Дивеевском монастыре заложен новый — Благовещенский собор, в настоящее время он уже построен, ведутся отделочные работы (2016 год).

Сейчас это действующий женский монастырь, он открыт для посещений ежедневно с 5 утра до 22 часов.

Инфраструктура села Дивеево с каждым годом расширяется — появляются новые гостиницы, магазины, службы такси.

byvali.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *