Вопросы и ответы

Дебилизм заболевание – Дебильность — Википедия

Содержание

Кто такой дебил, что такое дибилизм: симптомы

Дебильность – является самой легкой формой отсталости в интеллектуальном развитии. Болезнь проявляется в виде нарушений в абстрактном образе мышления и стремления к обобщению. Следует отметить, что функции моторики сохраняются. Для дебилов характерен наглядно-образный тип мышления, трудности в выражении собственных мыслей и понятии связи между определенными объектами и событиями. Большинство больных обладают такими чертами, как высокая степень внушаемости, безынициативность, а также отсутствие воли и нравственности. Давайте поговорим о том, что такое дебилизм и как он проявляется.

Дебильность — самая легкая форма умственной отсталости, характеризующаяся значительным снижением способности к абстрактному мышлению и обобщению при сохранности моторики

Описание патологии

Дебилизм — это психическое заболевание, которое является одним из подвидов олигофрении. В данную категорию заболеваний входят идиотия и имбецильность. По данным статистики, дебильность имеет высокую степень распространенности. Примерно в семидесяти пяти процентах случаях проблем, связанных со снижением интеллектуальной деятельности, диагностируется именно данная патология.

Термин «дебильность» является устаревшим названием болезни. На сегодняшний день легкую степень умственной отсталости именуют «умственной субнормальностью» или «легкой олигофренией».

Важно обратить внимание на то, что между дебильностью и пограничной умственной отсталостью существуют существенные различия. Несмотря на то что оба вида задержки в психическом развитии малыша вызваны влиянием внешних факторов, ход течения болезней отличается. Среди внешних факторов, вызывающих задержку развития психики, следует выделить неблагоприятную социальную среду, интеллектуальную депривацию и физические дефекты (врожденные и приобретенные). По мнению психиатров, условия жизни ребенка имеют важное значение в развитии детской психики.

Неблагоприятная среда может выступить в качестве ограничителя для познавательных возможностей, что препятствует правильному развитию интеллекта.

Существует три степени тяжести заболевания, которые зависят от степени развитости психических и интеллектуальных навыков больного.

Как и остальные формы олигофрении, дебильность подразделяется на атонический, стенический, дисфорический и астенический виды патологии. Принадлежность к одной из категорий определяется на основе клинических проявлений болезни. Пациенты с данным диагнозом нуждаются в длительной корректирующей терапии. Помимо симптоматического лечения, больным необходима психологическая помощь, направленная на упрощение процесса социальной адаптации. Дети с данным диагнозом нуждаются в специфическом подходе к воспитательному процессу, требующего от родителей повышенного внимания и ответственности.

Дебильность представляет собой самую легкую степень олигофрении, к которой также относятся имбецильность и идиотия

Причины возникновения болезни

Дебильность – это патология в развитии интеллекта, связанная с негативным влиянием наследственных факторов. Ферментопатия, эндокринопатия и микроцефалия являются одними из самых распространенных причин возникновения болезни. Различные негативно воздействующие факторы в период внутриутробного развития, также могут вызвать развитие патологии. К таким факторам относится проникновение инфекционных агентов в организм матери, на первых этапах беременности. Среди причин дебильности у детей, следует выделить следующие нарушения:

  • резус-конфликты;
  • отравление токсинами;
  • гипоксия;
  • алкогольная и наркотическая зависимость;
  • употребление сильнодействующих медикаментов.

Развитие заболевания может спровоцировать асфиксия во время рождения, родовые травмы, а также перенесенные в младенческом возрасте инфекционные заболевания, поражающие центральную нервную систему.

Клиническая картина

Давайте поговорим о том, кто такой дебил. Данное заболевание можно охарактеризовать как отсутствие абстрактного мышления, сложности с выражением собственных мыслей и создания обобщающих умозаключений. Для детей с недостаточно развитым интеллектом характерно преобладание наглядно-образного типа мышления. Большинство детей понимают лишь поверхностную суть происходящей ситуации и не могут провести цельный анализ событий.

Ребенок может правильно воспринимать изображения, однако вряд ли найдет связь между ними. Просьба сравнить картинки, может вогнать дебила в состояние эмоционального ступора. Нарушения в развитии интеллекта часто сопровождаются проблемами, связанными с недоразвитием речи. Замедленный темп речи, скудность словарного запаса и косность проявляются в виде трудностей в составлении сложных предложений. Несмотря на то что многие люди с данным диагнозом хорошо ориентируются в различных бытовых ситуациях, их жизнь чрезвычайно сложна.

Большинство детей с легкой степенью олигофрении испытывают серьезные трудности в освоении школьной программы. Им сложно усвоить правила правописания и математические формулы. Несмотря на трудности с пересказом прочитанного материала, они обладают возможностью выучить стихотворения. У подавляющего большинства больных наблюдаются трудности в освоении точных наук. Однако, среди детей с психическими нарушениями часто встречаются, в некоторой степени, одаренные малыши. У них может быть абсолютный слух, феноменальная механическая память, творческие способности и другие навыки.

Дебильность является наиболее распространенным видом снижения интеллекта у детей

Дебилы не имеют потребности в освоении новых знаний, а также не признают эстетические и нравственные ценности, которые являются одними из важных составляющих социальную жизнь. Эта особенность восприятия мира оказывает негативное влияние на создание собственного мировоззрения и суждений об устройстве мира. Больные предпочитают придерживаться взглядов большинства или копировать манеру поведения окружающих.

Недостаток инициативности в сочетании со слабой волей, делает таких людей легко внушаемыми. Попав в негативную социальную среду, дебил может стать настоящим оружием в руках человека с криминальными наклонностями.

Так как больные не осознают последствий своих действий, они могут быть использованы для совершения различных преступлений.

При правильном подходе к процессу воспитания, дебил может вырасти мягким, добродушным и внимательным человеком. Недостаток родительского и педагогического внимания может привести к преобладанию таких черт характера, как злопамятность, мстительность, грубость и упрямство. Важно обратить внимание на то, что у дебилов ярче проявляются примитивные влечения, среди которых следует выделить половую сферу.

Диагностика заболевания

Разобравшись с тем, что означает слово «дебил», следует перейти к рассмотрению диагностических мероприятий. Первые признаки заболевания проявляются в первые годы школьного обучения. При наличии подозрений на недоразвитость интеллекта, следует получить консультацию психолога, психиатра и невролога. При наличии нарушений в функциях речи — требуется осмотр у логопеда. В качестве диагностических инструментов для постановки диагноза используется психометрия и психологические тесты, содержащие сюжетные картины. Существуют специальные эксперименты, связанные с классификацией изображений. Степень интеллектуального развития больного при данном заболевании варьируется от сорока до шестидесяти девяти процентов, в зависимости от тяжести патологии.

Симптомы дебилизма проявляются в виде ограничений мелких дифференцированных жестов и скудной мимики. Следует обратить внимание, что функциональность нервной системы практически не нарушается, в том числе и моторика. Для того чтобы провести глубокий анализ функциональности ЦНС используются электроэнцефалография и магниторезонансная томография. В качестве дополнительных диагностических процедур, могут быть использованы реоэнцефалография в сочетании с эхоэнцефалографией.

Для того чтобы поставить точный диагноз, следует исключить наличие такого заболевания, как пограничная интеллектуальная отсталость. Причиной возникновения этой патологии является задержка в нервно-психическом развитии в сочетании с нормальным умственным потенциалом. Признаки дебильности имеют немалую схожесть с такими заболеваниями, как эпилепсия и шизофрения в ранней стадии развития. Для того чтобы исключить вероятность наличия этих заболеваний, используется метод дифференциальной диагностики.

Дебильность составляет около 75% всех случаев умственной отсталости

Терапевтическое воздействие

Люди с данным психическим нарушением, ставятся на пожизненный учет в психоневрологическом диспансере. В той ситуации, когда возникновение болезни связанно с эндокринопатией, имеется необходимость привлечения к процессу лечения специалиста из области эндокринологии. Очень важно, своевременно установить причину возникновения болезни и направить все силы на её устранение. При наличии врожденного сифилиса либо токсоплазмоза, пациенту назначается этиотропная терапия. В случае с эндокринопатией используются гормональные препараты, с целью нормализации гормонального фона. При диагнозе ферментопатия, больной должен соблюдать строгую диету.

Симптоматическое лечение дебильности подразумевает использование психотропных и противосудорожных средств, дегидратационных и нейропротекторных препаратов и иммуностимулирующих медикаментов. При быстром снижении работоспособности, повышенном психоэмоциональном напряжении и астении, больному назначается прием «Галоперидола», «Хлорпромазина» и «Хлордиазепоксида». В состав медикаментозной терапии входит использование:

  1. Психостимулирующих средств – «Пемолин», «Амфетамин».
  2. Метоболитов – «Глютаминовая кислота», витамины из группы В.
  3. Ноотропных медикаментов – «Пирацетам», «Гамма-аминомасляная кислота».

В сочетании с медикаментозными методами лечения дебилизма, применяются корригирующие методики воздействия, которые основываются на логопедической, психологической и педагогической коррекции развития. Главная цель этого метода терапии – психологическая поддержка и прививание норм поведения. Детям в более старшем возрасте, данный способ психологической помощи помогает в освоении точных наук и профессиональных навыков. Помимо этого, корригирующее лечение помогает обучиться самостоятельному бытовому обслуживанию.

При наличии показаний специалистов, необходимо использование различных логопедических методик, с целью коррекции речевых дефектов, заикания, брадилии и других видов системных нарушений.

Наряду с термином «дебильность» в медицине и психологии употребляются такие названия, как «легкая олигофрения» и «умственная субнормальность»

Меры социальной адаптации

Диагноз не является приговором, который ограничивает продолжительность жизни. В развитии интеллектуальных способностей больного имеют важную роль социальное окружение и правильный подход к вопросу воспитания. Для успешной интеграции в социум необходима совместная и длительная работа психологов, педиатров, детских психиатров и неврологов, а также педагогов. Главной задачей врачей является обучить больных к самостоятельным действиям в условиях современного общества. Также важно, суметь уберечь пациента от вовлечения в преступную деятельность. Во многих криминальных группировках, люди с нарушениями психики используются в качестве послушных марионеток, которые легки в управлении.

Важной составляющей мер социальной адаптации является правильный подход к процессу обучения и освоению профессиональных навыков. Дети с дебильностью нуждаются в специфическом подходе к процессу освоения новых знаний. Для этого существуют специализированные школы, где школьная программа формируется в соответствии с интеллектуальными возможностями учеников.

Дебилы способны освоить различные специальности, не требующие выполнения сложных действий. Им не рекомендуется заниматься теми видами деятельности, что требуют длительной концентрации, способности быстро переключить внимание или принимать самостоятельные решения. При правильном подходе к вопросу обучения и воспитания, подавляющее число пациентов с данным диагнозом, успешно интегрируются в социум и создают благополучные и полноценные ячейки общества.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

ktovdepressii.ru

это психическое заболевание или нет, симптомы и признаки, какие стадии бывают?

Некоторая умственная ограниченность человека может стать признаком такого состояния психики как дебильность, иначе легкая степень олигофрении. В зависимости от способности человека к обучению, уровня его интеллекта, способности к социальному общению, а также эмоциональному самовыражению определяют стадии заболевания.

Патогенез и симптомы заболевания

Дебилизм это некоторое психическое заболевание – легкая степень олигофрении. Существует ряд признаков и симптомов, по которым определяется общая характеристика личности при наличии болезни у взрослого человека:

  1. Узость мышления.
  2. Невысокий коэффициент умственного развития – IQ менее 70-ти.
  3. Неспособность принятия самостоятельных решений.
  4. Наличие психозов.
  5. Внушаемость.
  6. Неконтролируемая агрессия.
  7. Подверженность к антиобщественному образу жизни.
  8. Неспособность к социализации.
  9. Гиперсексуальность.
  10. Неспособность ограничивать себя, в чем-либо.

Наличие этих признаков в совокупности позволяет поставить диагноз олигофрения в степени дебильности. В отличие от детей определение дебильности у взрослого ставится гораздо проще. Но если человек рос и воспитывался в благоприятной среде, получая необходимые базовые знания, дебильность может быть практически не заметна стороннему наблюдателю.

Зачастую у пациентов с диагнозом дебильность отличная механическая память. Они могут научиться читать, писать, считать на уровне ученика младшей школы. Но как только они сталкиваются с пространным определением чего-либо, то неспособны его понять. Мозг пациента способен воспринять и распознать только конкретную информацию или описание.

Однако люди с легкой степенью дебильности по статистике способны получить высшее образование и жить полноценной жизнью. В истории известны случаи, что гениальные художники и музыканты страдали дебильностью. Поскольку диагноз не сказывается на слуховом восприятии музыки, художественных навыков и других творческих способностях. Еще одна особенность заболевания заключается в исключительной способности вычисления по формулам. Но сделать какой-либо вывод пациентам трудно.

Признаки дебильности у детей


Легкая внушаемость, а также свойственная пациентам агрессия приводит людей, страдающих дебильностью к антиобщественному образу жизни. В неблагоприятных условиях воспитания они легко становятся преступниками. Чаще всего пациенты совершают такие преступления, как:
  • изнасилование;
  • убийство;
  • побои;
  • поджог;
  • живодерство.

Пациенты, нарушившие закон признаются недееспособными, направляются на принудительное излечение.

Полностью вылечится при диагнозе дебильность невозможно, можно только купировать, сократив симптомы.

Но такие пациенты даже после лечения остаются опасны для общества и нередко совершают повторные преступления.

к оглавлению ↑

Выявление и степени дебильности

IQ тест, призван определить коэффициент умственного развития интеллекта человека. С его помощью также оценивают возможную степень дебильности, которой страдает пациент:

  1. I-я стадия легкая дебильность – уровень интеллекта 65-70 баллов.
  2. II-я умеренно выраженная дебильность – уровень интеллекта 60-64 балла.
  3. III-я стадия тяжелая дебильность – показатель интеллекта 50-59 баллов.

Рассмотрим более детально:

  1. Легкая дебильность. При диагностировании первой стадии заболевания врачи отмечают, что у больных остается способность к обучению, также присутствуют общепринятые социальные навыкам такие, как общение, возможность развития отношений и брака, возможность ухода за собой. Пациенты имеют лишь небольшие отклонения от нормы. Им либо назначается лечение у психиатра, либо нет.
  2. Дебильность выражена умеренно. Сохраняется возможность обучения. Но, медлительность и пассивность присущая дебильности более выражена. На этой стадии заболевания снижается уровень социальной адаптации. Обязательно лечение у психиатра.
  3. Тяжелая дебильность. Снижена речевая активность, а также способность к обучению. Но вместе с тем на этой стадии дебильности пациенты способны к самообслуживанию. Зачастую именно люди, страдающие тяжелой степенью из-за своего психического состояния склонны к совершению преступлений. Больные не способны преодолеть тягу к удовлетворению своих низменных инстинктов. Нуждаются в контроле и уходе. Обязательно лечение у психиатра.

Заболевания принято делить на формы по психоэмоциональному признаку:

  1. Атоническая. Отсутствие мотивированного и целесообразного действия.
  2. Дисфорическая. Поведенческая агрессия.
  3. Астеническая. Частая смена настроения, эмоциональная нестабильность.
  4. Стеническая. Имеет два противоположных типа. Люди с 1-м типом стенической формы добродушны и общительны, со 2-м напротив, злы и асоциальны.

Для купирования симптомов при любой форме дебильности необходимо наблюдение психиатра.

к оглавлению ↑

Причины возникновения заболевания

Бесспорно такое особенное состояние психики, как дебильность не возникает на пустом месте, оно обуславливается следующими моментами:

  1. Критически низкое получение йода ребенком в возрасте до 3-х лет.
  2. Травма, повлекшая сдавливание мозга, либо кровоизлияние.
  3. Расположенность к генетическим заболеваниям.
  4. Особенности протекания беременности женщин, повлекшие за собой рождение ребенка с психическими отклонениями – инфекции, особенно краснуха, прием наркотиков, алкоголя, токсических препаратов, ядовитых химикатов. Резус конфликт, облучение, недостаток питательных веществ также могут стать определенной причиной дебильности развивающегося плода.
  5. Неблагоприятная среда воспитания ребенка.

По статистике, это наиболее частые причины возникновения дебильности.

Благоприятный прогноз имеют дети, получившие легкую степень олигофрении из-за отсутствия общения и воспитания. В этом случае может возникнуть полное избавление от симптомов.

к оглавлению ↑

Детский дебилизм

Ранее дебильность у детей выявлялась на 4-ом году жизни, поскольку не было достаточного изучения данного заболевания. Но, даже с появлением научных трудов и исследования болезни, определить дебильность у ребенка может только внимательное изучение его поведения, оценки роста и развития, например:

  1. Отставание в речевом развитии.
  2. Отклонение в физиологическом развитии годовалого ребенка – выражает долгое неумение самостоятельно сидеть, стоять, ходить.
  3. Излишняя веселость.
  4. Неспособность самостоятельного осмысления различных жизненных ситуаций.
  5. Слабые волевые качества.
  6. Тяжелое восприятие школьных предметов.

Внимательно наблюдая за ребенком несложно заметить явные эмоциональные или физические отклонения, а также ограниченность в мышлении. Списав эти признаки на отсутствие жизненного опыта у ребенка и его малый возраст, есть риск усугубления симптомов заболевания. Поэтому при возникновении малейших сомнений следует обратиться к детскому психиатру.

к оглавлению ↑

Лечение заболевания

Дебильность, как любое заболевание, требует лечения у специалиста. После проведения необходимых обследований и диагностики, психоневролог поставит диагноз дебильность при наличии симптомов. Далее он определит стадии и степень психического отклонения. Поставив пациента на учет, врач назначит лечение которое бывает двух видов:

  1. Медикаментозное.
  2. Корригирующие.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  1. Гормональное.
  2. Этиотропное.
  3. Ферментное.

Дополнительно по симптомам могут назначаться такие лекарственные средства:

  1. Ноотропные.
  2. Психотропные.
  3. Стимулирующие.
  4. Седативные.
  5. Общеукрепляющие.

Обязательная терапия при дебильности включает лечение по корректирующим методикам у узких специалистов таких как:

  1. Логопед.
  2. Психолог.
  3. Педагог, работающий с умственно отсталыми детьми.

Совмещая обе терапии можно добиться значительных результатов в становлении умственного мышления и социализации пациента. При сочетании благоприятных факторов таких, как легкая степень дебильности и своевременное лечение, пациент сможет вести полноценный образ жизни и не отличаться от здоровых людей.

к оглавлению ↑

Профилактика дебильности у детей

Основной причиной появления заболевания, является осложненная беременность и роды, либо генетическая предрасположенность. Планируя рождение ребенка, следует соблюдать некоторые правила и рекомендации врачей по профилактике:

  1. Генетический анализ плода выявит такие болезни, как синдром Дауна, Ангельмана, Прадера-Вилли – на ранних сроках возможно прерывание беременности.
  2. Анализ на такие инфекционные заболевания, как краснуха, сифилис, токсоплазмоз, также служит показателям к прерыванию беременности.
  3. Полноценное питание, прием витаминов.
  4. ЗОЖ – под ним понимают отказ от курения, употребления алкоголя и наркотических препаратов.
  5. Прием йодсодержащих препаратов.
  6. Любое лечение, назначенное бедующей маме должно нести минимальный риск для плода.
  7. Соблюдение режима сна и отдыха в период беременности.
  8. Избегания стрессовых ситуаций.
  9. Наблюдение у гинеколога-акушера весь период беременности.
  10. Выбирая врача и место родов, стоит учесть статистику травм младенцев. Доверить здоровье бедующего ребенка можно только опытным специалистам.
  11. Кормление ребенка грудью.
  12. Внесение в рацион ребенка первых дней жизни йода, комплекса необходимых витаминов.
  13. Активное психофизическое развитие ребенка.
  14. Общение и воспитание должно происходить только в благоприятных условиях, избегая стрессов.
к оглавлению ↑

Дееспособность при дебильности

При необходимости дееспособность граждан устанавливает судебно-психиатрическая экспертиза.

Исследования в области олигофрении установили недееспособность таких больных. В случае с дебильностью существует возможность признания частичной или полной недееспособности.

Легкая стадия дебилизма не предполагает агрессивности, человек осознает последствие своих поступков. С большой долей вероятности такой пациент будет признан дееспособным.

Частичная дееспособность возможна при наличии умеренно выраженной степени дебилизма. Тяжелая степень дебилизма предполагает полную недееспособность. Поскольку на этой стадии больной не может отвечать за свои действия.

к оглавлению ↑

Социальное адаптирование

Полное излечение от заболевания невозможно. Родители особенного ребенка с помощью врача могут максимально адаптировать его к полноценной жизни в обществе. В этом помогут корректирующие методики обучения таких детей.

Цели адаптации пациентов.

  1. Усвоение знаний в пределах школьной программы, для последующего обучения в средне-специальных учебных заведениях, ВУЗах.
  2. Обучение социальным навыкам.
  3. Развитие речевого аппарата.
  4. Физическое развитие.
  5. Развитие творческих способностей, многие особенные дети прекрасно рисуют, имеют музыкальный слух.

Социальная адаптация ребенка с дебилизмом невозможна без активного участия его в общественной жизни. Специалисты психоневрологи советуют уделять особое внимание таким занятиям, как:

  1. Плавание.
  2. Лечебная гимнастика.
  3. Рисование.
  4. Участие в театральных кружках.
  5. Игра на музыкальных инструментах.
  6. Посещение кружков прикладного творчества.

Всесторонние развитие улучшит симптоматику заболевания и подготовит ребенка к полноценной жизни в обществе.

Новейшие исследования в области изучения олигофрении выявили, что дети, с ранних лет приобщенные к искусству имеют лучшие показатели социальной адаптации. Поэтому современные корректирующие методики обязательно включают в себя:

  1. Посещение театров, консерваторий и музеев.
  2. Прогулки, ведение активного образа жизни.
  3. Общение со психически здоровыми детьми и взрослыми.

Важно адаптировать ребенка с любой стадией дебильности. Любовь и всесторонняя поддержка, порой приносят результаты лучше, чем любая корректирующая методика.

oinsulte.ru

симптомы, признаки, стадии и степени дебильности

Дебильность — это органическое поражение мозга, являющееся самой слабой степенью умственной отсталости — олигофрении, которое обусловлено задержкой развития. При легкой дебильности больной существенно ничем не отличается от других людей. Разумное руководство больными позволяет им овладеть несложной специальностью. Они способны жить самостоятельно, однако зачастую нуждаются в поддержке других людей.

Дебильность причины

Наследственным факторам отводят первопричину возникновения дебильности (ферментопатия, микроцефалия, эндокринопатия), а также негативную роль играют неблагоприятные влияния на внутриутробное развитие плода.

Дебильность и ее причины — это инфекционные заболевания (краснуха, корь, сифилис, токсоплазмоз, цитомегалия), перенесенные беременной или возникновение резус-конфликта, гипоксии плода, фетоплацентарной недостаточности.

Олигофрения в степени дебильности может возникнуть после токсического воздействия на плод или употребления будущей мамой алкоголя, наркотических веществ, табака, отдельных медикаментов.

Болезнь способна появиться в результате родовой травмы, врожденной гидроцефалии, асфиксии новорожденного, после перенесенного инфекционного поражения ЦНС (гнойного менингита, энцефалита, менингоэнцефалита), а также черепно-мозговых травм.

Дебильность симптомы

При дебильности проявляются следующие симптомы: сохранность эмоционально-волевой сферы и механической памяти, невозможность длительного привлечения внимания больного. Произвольное запоминание отмечается медлительностью и непрочностью. У больных превалирует конкретно-описательное мышление, однако отсутствует способность к абстрагированию. Страдающие на дебильность тяжело обучаемые, испытывают трудности при освоении правописания, у них отсутствует восприятие логических связей между предметами, понятия времени, а также пространства. Часто среди больных отмечаются нарушения речи: грамматического строя речи, искажение звуков, бедность словарного запаса. Они не способны пересказать услышанное, прочитанное. Однако некоторым больным, страдающим от задержки психического развития, а также малой продуктивности мышления присуща частичная одарённость. Им свойственна отличная механическая, а также зрительная память, их способность распространяется на сложные арифметические операции (умножение крупных цифр в уме), одаренность проявляется в абсолютном слухе, в умении рисовать и других особенностях. Больные способны испытывать эмоции, однако их действия не целенаправленны, зачастую импульсивны с присутствием негативизма.

Страдающие на дебильность не справляются с программой общеобразовательной школы, и родителям предлагают перевести детей во вспомогательную школу, где они способны обучиться и научиться вести самостоятельную жизнь. Родителям на помощь в воспитании приходят психиатры, психотерапевты, которые учат и мотивируют больных участвовать в самостоятельной трудовой деятельности. Отмечено, что люди из числа легкой степени дебильности проявляют себя в качестве хороших супругов. Для них свойственна неконфликтность, послушание, а также управляемость. Среди больных выделяют вялых апатичных, возбудимых, мстительных, злобно-упрямых, заторможенных.

Дебильность признаки

В зависимости от стадии дебильности (легкой, умеренной или тяжелой)  тип мышления у больных проявляется в разной степени.

Дебильность и ее признаки проявляются в конкретно описательном типе мышления не позволяющим больным охватить ситуацию в целом и зачастую усвоить внешнюю сторону событий. Не имея пытливость ума, а также собственные суждения, этим лицам свойственно перенимать чужие взгляды и косвенно придерживаться их. Страдающие на дебильность запоминают различные выражения, правила, применяют их шаблонно и поучают жизни окружающих.

Не способные к обобщениям и тонкому анализу, больные при легкой стадии ловко ориентируются в привычной ситуации. Опасность для общества представляет попадание больных под преступное влияние, поскольку, не осмысливая обстановки, они превращаются в орудие разного рода злоумышленников. Исполняя чужую волю, больные способны напасть с ножом, совершить поджог, при этом не отдавая себе в этом отчет.

Страдающие на дебильность имеют примитивные половые распущенные влечения. По чертам характера больные бывают добродушными, приветливыми, ласковыми или диаметрально противоположными: злобными, агрессивными, упрямыми, мстительными.

Стадии дебильности

Дебильность подразделяется на стадии в зависимости от уровня интеллектуального развития.

— IQ 65-69 (легкая стадия)

— IQ 60-64 (умеренно выраженная стадия)

— IQ 50-59 (тяжелая стадия)

Стадии дебильности определяются после клинического обследования.

Диагноз дебильность

Степень умственной отсталости диагностируется по следующим формам: атоническая, астеническая, дисфорическая и стеническая.

Особенности страдающих астенической формой проявляются в истощаемости, эмоциональной неустойчивости, утомляемости.

Атоническая форма психического недоразвития проявляется в неспособности к целесообразному и мотивированному поведению.

Дисфорическая форма характеризуется в выраженных агрессивных расстройствах настроения разрушительного действия.

Стеническая форма психического недоразвития отмечается уравновешенностью, добродушием, активностью, общительностью или вспыльчивостью, эмоциональной неустойчивостью, неупорядоченным поведением.

Больные имеют ряд противопоказаний для социальной жизни, к которым относится служба в вооруженных силах, допуск к государственной тайне, служба в муниципальных и государственных органах, вождение автотранспортных средств, ношение, а также приобретение оружия, работа машинистом, инженером, мастером. Обязательно систематическое медицинское прохождение у врача-психиатра.

Дебильность у детей

Неплохая механическая память, а также усидчивость детей и усилия педагогов могут позволить отдельным больным овладеть программой начальных классов, однако далее обучение в средних классах им не дается, поэтому многих оставляют на второй год. По этой причине таких детей следует определять во вспомогательные школы.

Выраженная дебильность у детей проявляется в узости интересов, сосредоточении на удовлетворении физиологических потребностей, желании только развлекаться. Больных не интересует жизнь школьного коллектива, чтение книг, они предпочитают смотреть случайные увеселительные телевизионные программы.

Дети способны овладеть неквалифицированным трудом, при котором трудовые процессы выполняются механически и часто подражательно.

Дебильность лечение

Больные на дебильность наблюдаются у психоневролога. При развитии эндокринопатии важно получить лечение у эндокринолога.

При установлении причины, которая вызвала дебильность, осуществляется специфическая терапия. Выявление врожденного сифилиса токсоплазмоза или врожденного сифилиса дает основание подключить этиотропное лечение; ферментопатия лечится соблюдением диеты, эндокринопатия — гормональной терапией.

Симптоматическая терапия при заболевании включает дегидратационные средства, противосудорожные препараты, общеукрепляющее лечение, нейропротекторы, ноотропы (Ноотропил, Аминалон), метаболиты (витамины группы В, Глутаминовая кислота), психотропные препараты. Повышенная утомляемость и астения лечится психостимуляторами (Пемолин, Амфетамин), чрезмерная эмоциональная возбудимость снимается препаратами (Элениум, Галоперидол, Аминазин).

Выраженная дебильность и ее лечение нуждается в корригирующих методах (психологических, педагогических, логопедических).

Психологическая поддержка очень важна в коррекции нарушений поведения, а также обучения, а детям более старшего возраста необходимо помочь приобрести навыки, а также умения необходимые для бытовой и самостоятельной профессиональной деятельности.

psihomed.com

Дебильность – степени и стадии дебильности, признаки и симптомы, лечение

Важным критерием полноценного и успешного развития ребенка является его умственное и интеллектуальное прогрессирование. Ребенок с каждым годом должен становиться все более образованным, коммуникабельным, смышленным и интеллектуально развитым, как и прочие здоровые люди. Любые отклонения носят названия болезней, которые проходят лечение. Дебильность является легким отклонением в умственном развитии, которая имеет степени и стадии, признаки и симптомы.

Отставание в умственном развитии называется олигофренией. Легкой стадией олигофрении является дебильность, о которой пойдет речь на сайте психиатрической помощи psymedcare.ru. Данное заболевание поддается лечению под контролем специалистов. В некоторых случаях наступают хорошие результаты.

Что такое дебильность?

Что такое дебильность? Это легкая форма олигофрении – задержки в умственном развитии. Такие дети практически не отличаются от своих сверстников, однако примечательны определенные признаки. Под руководством специалистов можно устранить некоторые пробелы, обучить элементарным специальностям и даже сделать их самостоятельными. Однако полностью независимыми такие дети не становятся. Помощь со стороны им необходима.

Данное заболевание является врожденным или приобретенным. Идет органическое поражение мозга, при котором ребенок не развивается быстро, по сравнению со сверстниками. Данный фактор остается на всю жизнь, не нарастает и даже исправляется с годами.

Деменция является снижением интеллекта за счет потери памяти, что происходит с годами. Дебильность же проявляется с самого рождения. Причиной тому является врожденные отклонения или детские нарушения в развитии:

  • Недостаток йода в раннем возрасте.
  • Детские травмы.
  • Черепно-мозговые травмы при прохождении через родовые пути.
  • Пороки развития ЦНС и пр.

Подобный диагноз страшит родителей, которые хотели бы иметь здорового ребенка. Однако дебильность можно исправить упорными занятиями с малышом, несмотря на то, что его развитие будет происходить долго и постепенно.

перейти наверх

Симптомы дебильности

Дебильность можно легко распознать по соответствующим данному заболеванию симптомам:

  • Физическое развитие ребенка отстает: он позже начинает сидеть, ходить.
  • Нарушенное абстрактное мышление. Детям трудно понять такие понятия, как время или пространство, поскольку они понимают лишь то, что видят своими глазами. А для понимания слов, которые не имеют реально ощутимой формы, необходимо иметь абстрактное мышление.
  • Сниженная склонность к запоминанию.
  • Недоразвитость речи. Ребенок поздно начинает говорить, при этом долгое время употребляет лишь слова по отдельности. С большой задержкой возникает фразовая речь. Словарный запас очень мал.
  • Отсутствие концентрации внимания. Ребенок не способен сосредоточиться на чем-то одном долгое время.
  • Эмоциональная нестабильность. Могут внезапно возникать агрессия, злость, раздражительность.
  • Малый интерес к любознательности и фантазиям. Ребенок может не проявлять интереса к рисованию и чтению.
  • Внушаемость, подчиняемость. Ребенок легко поддается внушению, поэтому может принимать наркотики, алкоголь, бывать в кругу асоциальных людей.
  • Отсутствие логических связей.
  • Трудная обучаемость, особенно письму.
  • Трудности в пересказывании услышанного или прочитанного.

У каждого ребенка дебильность проявляется теми или иными симптомами.

Вместе с тем ребенок, болеющий дебильностью, может проявлять некоторую одаренность:

  1. Отличная зрительная или механическая память.
  2. Умножение крупных цифр в уме: склонность к сложным арифметическим операциям.
  3. Абсолютный слух и т. д.

Больных дебильностью лучше отправлять в специализированные школы, а не в общеобразовательные. Там с ними могут работать психиатры и психотерапевты, которые будут приучать детей к самостоятельной деятельности. Некоторые из больных становятся хорошими супругами. Они неконфликтные, послушные, управляемые. Однако есть и другие представители: апатичные, возбудимые, мстительные, заторможенные, злобно-упрямые.

перейти наверх

Стадии дебильности

Чтобы определить стадию дебильности, врачи проводят тест на интеллектуальное развитие:

  • Легкая стадия дебильности отмечается при IQ в 65-69. При такой стадии сохраняются навыки приобретения специальности. Они способны ухаживать за собой и даже создавать семью. В некоторых случаях даже не требуется постоянная психоневрологическая проверка.
  • Умеренно выраженная стадия дебильности отмечается при IQ в 60-64.
  • Тяжелая стадия дебильности проявляется при IQ в 50-59. Человек при такой стадии не может обходиться без посторонней поддержки и помощи. Может научиться простым физическим навыкам и домашним делам.

Стадию определяют специалисты, которые проводят ряд исследований. Коэффициент IQ определяется после проведения ряда заданий на пространственное мышление и логику и рассчитывается в зависимости от процента правильных ответов.

Степень умственной задержки определяется по формам:

  1. Атоническая: неспособность к мотивированному и целесообразному поведению.
  2. Астеническая: истощаемость, эмоциональная неустойчивость, утомляемость.
  3. Дисфорическая: выраженные агрессивные расстройства настроения разрушительного действия.
  4. Стеническая: уравновешенность, добродушие, активность, общительность или вспыльчивость, эмоциональная неустойчивость, неупорядоченное поведение.

Больные должны систематически проходить обследование у врачей, а также имеют ряд противопоказаний в социальной сфере. Их не допускают к таким мероприятиям:

  • Служба в вооруженных силах.
  • Ношение и приобретение оружия.
  • Служба в государственных и муниципальных органах.
  • Работа мастером, инженером, машинистом.
  • Допуск к государственной тайне.
  • Вождение автотранспорта.

Иногда дебильность остается не выявленной из-за нежелания родителями признавать ее у своего ребенка. Они не переводят своих детей в специальные школы, где 4-годичный курс обучения проходят за 8 лет.

перейти наверх

Признаки дебильности

Дебильность отмечается в умственном развитии, которое задерживается в зависимости от стадии болезни. Такие дети отличаются своими недалекими умственными способностями, которые отмечаются в следующих признаках:

  • Неспособность видеть ситуацию в целом и воспринимать внешние события.
  • Отсутствие пытливости ума и собственных суждений.
  • Склонность к подчинению чужому мнению и соответствию ему.
  • Запоминание правил и выражений, которые потом используются шаблонно.
  • Поучение жизни окружающих.
  • Отсутствие склонности к обобщению и тонкому анализу.

Такие люди становятся опасными для себя и других, когда попадают под влияние преступных авторитетов. Они полностью подчиняются чужой воле, выполняя любые действия (поджоги, убийства, кражи и пр.). При этом они не отдают себе отчета в том, что делают.

Люди, больные дебильностью, имеют сексуальные распущенные наклонности. Чертами их характера могут быть:

  1. Добродушие.
  2. Приветливость.
  3. Ласковость.
  4. Злобность.
  5. Агрессивность.
  6. Упрямство.
  7. Мстительность.
перейти наверх

Причины дебильности

Заболевание не развивается само по себе. Ей предшествуют причины, которые и приводят к дебильности различной степени и стадии. Ими являются:

  • Генетические болезни, которые сопровождаются умственной отсталостью: синдром Ангельмана, синдром Дауна, синдром Прадера-Вилли. При них отмечается аномалии в строении генов или хромосом, что приводит к физическому недоразвитию.
  • Врожденные факторы, которые отмечались, пока женщина была беременна, что и влияло на развитие плода:
  1. Ионизирующее облучение, например, на рентгене.
  2. Инфекционные болезни: сифилис, токсоплазмоз, цитомегаловирусная инфекция, краснуха и пр.
  3. Химические факторы: наркотики, алкоголь, медикаменты, токсины, яды от бытовых грызунов и пр.
  4. Нарушение диеты или недоедание, когда женщина отказывается от приема конкретного продукта, при этом не восполняет другими продуктами необходимый элемент.
  5. Недостаток йода, который участвует в правильном развитии нервной системы.
  6. Фетоплацентарная недостаточность.
  7. Возникновение резус-фактора.
  • Травмы головы при рождении ребенка, например, акушерскими щипцами при родовспоможении, внутричерепные кровоизлияния.
  • Отсутствие общения и педагогической работы с ребенком в первые годы жизни. Особенно часто наблюдается в неблагополучных семьях.
  • Недостаток йода в пищевом рационе после рождения и до 2-3 лет.
перейти наверх

Дебильность у детей

Дебильность проявляется с первых дней жизни ребенка. Она не является болезнью взрослых людей. Либо у детей сразу проявляется дебильность, либо она сразу исключается. От этого зависит то, какую работу необходимо проводить с каждым ребенком.

В первые годы жизни механическое мышление и усидчивость позволяют малышу освоить элементарные навыки. Знания начальной школы легко поддаются обучению. Однако уже программа средних классов дается с трудом. Детей с дебильностью следует отправлять в специализированные школы, где учитываются их особенности и проводятся другие методики по работе с умственно отсталыми.

Выраженная дебильность проявляется в узости интересов, которые основываются лишь на желаниях физически удовлетворить потребности и постоянно веселиться. Их ничто более не интересует, даже общение с другими людьми или чтение книг. Предпочтительнее для них смотреть различные увеселительные программы.

Детей, страдающих от дебилизма, можно научить элементарным навыкам, которые позволят овладеть профессией. Лучше, если они будут механическими и подражательными.

перейти наверх

Лечение дебильности

Лечение дебильности имеет много направлений, которые полностью зависят от причин появления болезни и ее развития. Больные стоят на учете у психоневролога. При выявлении эндокринопатии посещать следует еще и эндокринолога.

Лечение проводится медикаментозное:

  • Этиотропное лечение назначается при токсоплазмозе, сифилисе.
  • Соблюдение диеты при ферментотерапии.
  • Гормональная терапия назначается при эндокринопатии.

Симптоматическое лечение направлено на устранение признаков дебильности:

  • Дегидратационные средства.
  • Нейропротекторы.
  • Общеукрепляющее лечение.
  • Метаболиты (Глутаминовая кислота, витамины группы В).
  • Противосудорожные препараты.
  • Ноотропы (Аминалон, Ноотропил).
  • Психотропные препараты.
  • Психостимуляторы при астении и повышенной утомляемости: Амфетамин, Пемолин.
  • При чрезмерной эмоциональной возбудимости назначаются Аминазин, Галоперидол, Элениум.

Корригирующие методы (психологические, логопедические, педагогические) применяются при выраженной дебильности. Психологическая помощь назначается при нарушении поведения и на стадии обучения. В более взрослом возрасте дается помощь в обучении профессиональных навыков и бытовой работе.

перейти наверх

Прогноз

Врачи не могут дать однозначного прогноза того, что ребенка можно будет легко вылечить от дебильности. Зачастую речь идет о заболевании, которое будет постоянно сопутствовать человеку. На продолжительность жизни это не повлияет, если больной будет получать поддержку извне или его болезнь будет находиться на легкой стадии.

Врачи отмечают последствия при отсутствии лечения:

  1. Отсутствие трудовой и социальной адаптации.
  2. Агрессивное поведение и социально опасные поступки.
  3. Изолированность от общества.

Чтобы такой жизни не было у ребенка, мать должна позаботиться об его здоровье еще в момент внутриутробного развития. Врачи дают такие советы:

  • Отказаться от вредных привычек.
  • Регулярно посещать гинеколога-акушера, который будет следить за развитием беременности.
  • Вести здоровый образ: гулять, отдыхать, высыпаться, правильно питаться.
  • Контролировать уровень артериального давления.
  • Сохранять эмоционально хорошее стабильное настроение.

psymedcare.ru

это диагноз, а не оскорбление! Главное о заболевании дебильностью

При ответе на вопрос: «Термин «дебил» — что это такое?» — многие руководствуются разговорным, немедицинским определением термина.

Если вы на ходу запрыгнете в уезжающий автобус, а потом попытаетесь выскочить, поняв, что сели не туда, вослед обязательно услышите: «Дебил!» Или же в школе ученики усиленно лупят друг друга, пинают портфели, а один добрый самаритянин, несомненно, крикнет: «Ну, ты дебил!»

Меткое, хлесткое слово используется сплошь и рядом в оскорбительном ключе. И мало кто задумывается о его истинном значении. Да и как по-другому назвать человека, который прыжками лани бежит по проезжей трассе?

Кто такой дебил

Попытаемся ответить на вопрос: «Медицинский тнермин «дебил» — что это с научной точки зрения?» В современном понимании данный термин трактуется в нескольких ракурсах. Однако его точное определение означает только одно, дебил – это человек, который страдает заболеванием дебильностью. В свою очередь, дебильность – болезнь, характеризующаяся слабой степенью умственной отсталости, замедлением психоневрологического развития, задержкой реакций.

С одной стороны, употребление слова «дебил» в качестве характеристики странного поведения человека вполне обосновано. Ведь именно слабовыраженные умственные способности заставляют совершать глупые, необдуманные поступки, те, из-за которых с языка слетает грубое слово. Однако на самом деле термин правомерно используется только в медицинской и педагогической отрасли, где проводятся разнообразные исследования и наблюдения.

Есть и другое понимание термина. Дебил — это глупый, недалекий человек. Оно хоть и используется в разговорной речи, но его употребление нежелательно. Поскольку искажается истинный смысл понятия дебильность.

По каким критериям можно выявить болезнь

Дебил — это человек, который ведет себя вполне адекватно, ребенок почти ничем не отличается от сверстников. Хорошо развита волевая сфера, механическая память. Поэтому зачастую заболевание никак не диагностируется на ранних этапах развития.

Вывод о том, что человек страдает дебильностью, можно сделать на основании нескольких показателей:

  • Трудности при фиксировании и привлечении внимания.
  • Запоминание идет медленно и довольно непрочно.
  • Почти отсутствует способность к абстрагированию.
  • Присутствует только описательный вид мышления.
  • Нет способности к улавливанию логических связей (пространство, время и прочее).
  • Может наблюдаться некоторое нарушение речи (скудный лексический запас, трудности в произношении).
  • Порой не могут рассказать прочитанное или услышанное.
  • Иногда возможна частичная одаренность (в рисовании, вычислении).
  • Развит негативизм.
  • Импульсивные, порывистые, рассеянные движения.

При этом дебилы способны учиться в нормальной школе, но не всегда заканчивают ее. Иногда таким детям приходится учиться в специальных заведениях или вспомогательной школе. Несмотря на это, люди, страдающие дебильностью, могут хорошо адаптироваться в обществе и работать в нормальной среде.

Виды

Среди дебилов выделяют несколько групп:

  1. Эретичные (возбудимые).
  2. Вялые и апатичные.
  3. Злобно-упрямые.
  4. Мстительные.
  5. Торпидные (заторможенные).

Первые две группы дебилов имеют лучшие умственные способности по сравнению с другими. При этом 3-я и 4-я группы представляют угрозу для общества, поэтому чрезвычайно важно выявлять дебильность в раннем возрасте, чтобы направить ребенка к специалисту.

Как лечить?

Полностью вылечить дебильность невозможно, в большинстве случаев это лишь симптоматическое лечение.

  • Улучшение кровообращения, стабилизация давления, применение препаратов, ускоряющих работу мозга.
  • Широко применяется и народная медицина, когда настойками и травами улучшается общее состояние человека, ускоряются обменные и прочие процессы.
  • Коррекционные, педагогические мероприятия, которые очень успешны при восстановлении многих функций организма, развитии умственной деятельности.

Современная наука не стоит на месте, многочисленные разработки и новейшие препараты позволяют снизить показатели отклонения во много раз.

Каждый из нас — Человек! Каждый из нас имеет право на нормальную и полноценную жизнь. Дебил — это болезнь, а когда она сбивает с ног, нужно помочь больному встать. И как же неуместно и невоспитанно указывать инвалиду на отсутствие руки. Так и вы задумайтесь теперь, стоит ли злорадно кричать кому-то вслед обидные слова.

fb.ru

лечение, симптомы, признаки, причины, борьба с дебильностью

«Дебильность» — термин, который среди социума приобрел неоднозначный оттенок и очень часто трактуется неверно. Сталкиваясь с данным заболеванием или людьми, страдающими им, немаловажно знать все о дебильности.

Дебильность – это наименьшая степень умственной недоразвитости, которая вызвана фидиологическим повреждением головного мозга и задержкой в развитии.

При легкой степени данного заболевания субъект практически ничем не отличается от других. При должном и разумном руководстве, больной дебильностью способен овладеть несложной профессиональной специализацией и вести полноценную социальную жизнь при поддержке семьи и близких.

Причины развития дебильности

Здесь большое значение имеет плохая наследственность у человека, а также отрицательное влияние на внутриутробное развитие плода (алкоголизм, курение, употребление наркотических препаратов беременной). Причины развития дебильности включают в себя инфекционные заболевания, часто возникающие в детском возрасте или перенесенные при беременности.

Также сюда входит резус-конфликт матери и ребенка, фетоплацентарная недостаточность, внутриутробная гипоксия. Олигофрения в виде дебильности может развиться также из-за употребления беременной токсических веществ, алкоголя, некоторых ненаркотических медикаментов. Реже, причиной могут стать родовые травмы, врожденная гидроцефалия, пережитые инфекционные заболевания с поражением ЦНС.

перейти наверх

Симптомы дебильности

В зависимости от степени выраженности заболевания выделяют различные симптомы дебильности. При полной сохранности эмоционально-волевых проявлений наблюдается общее снижение концентрации внимания больного, его невозможно подолгу привлекать к одному конкретному объекту, занятию.

Произвольная память при дебильности отмечается медлительностью и краткой продолжительностью. Такие больные тяжело поддаются обучению, испытывают особые трудности с умением писать. Наблюдается невозможность выстраивать логические цепочки между конкретными предметами, временными рамками, пространственном расположении.

Нередко наблюдается нарушение речевой функции: изменяется строение всей речи, искажаются некоторые звуки, запас слов может быть крайне скудным. Им трудно пересказать что-то недавно прочитанное или от кого-то услышанное. Тем не менее, у больных дебильностью хорошо развита механическая и зрительная память. Это может выражаться в умении решать сложные математические задачи, например, умножение или деление крупных чисел в уме, что может быть абсолютно не под силу обычному человеку.

Также, часто больные дебильность люди имеют абсолютный слух, особый дар к рисованию. Страдающие дебильностью дети не способны обучаться по общеобразовательной программе. Зачастую их необходимо переводить в специализированные заведения для подготовки детей с некоторой степенью умственной заторможенности. В воспитании ребенка взрослым обычно помогают специалисты, психологи, которые помогут его правильно мотивировать и постепенно готовить к самостоятельной жизни.

перейти наверх

Признаки развития дебильности

Уровень IQ подразумевает такие стадии дебильности:

  • Легкая — IQ 65-69
  • Умерено выраженная — IQ 60-64
  • Тяжелая — IQ 50-59

Стадия диагностируются после необходимых клинических исследований, но от них зависят признаки развития дебильности, которые могут первыми позволить заподозрить наличие данного заболевания. Они дают знать о себе в конкретно описательном виде умственного развития субъекта. Он не позволяет охватить ситуацию в целом, а лишь оценить ее внешнюю сторону.

Больной не способен к самостоятельным суждениям, ему свойственно воспринимать информацию или убеждения со стороны и косвенно придерживаться их, повторять. Больные дебильностью запоминают отдельные правила, утверждения, запоминают их, шаблонно придерживаются и пытаются поучать ими окружающих.

Уже на легкой стадии дебильности человек не способен к углубленному анализу ситуации. Социальную опасность представляет попадание такого человека в криминальное окружение. Так как он легко внушаем, запросто попадает под влияние и контроль, больных дебильностью часто используют как определенный инструмент для выполнения криминальных действий.

Находясь под влиянием чужой воли, больные могут запросто напасть с ножом, совершить грабеж, поджег, при этом, не осознавая серьезности и последствия своих поступков. По характеру они бывают, чаще всего, добродушными, улыбчивыми, всегда в хорошем расположении духа, ласковые. Реже – полностью противоположные этому.

У детей выраженная дебильность проявляется в узких интересах или их отсутствии, так как одна из черт заболевания – низкая пытливость ума. Ребенок сосредоточен исключительно на удовлетворении своих физических потребностей, желании играть, развлекаться. Детей школьного возраста не интересует коллектив, друзья, чтение книг и занятия. Они способны проводить весь день сидя перед телевизором и просматривая случайно попадающиеся развлекательные программы.

перейти наверх

Борьба с дебильностью — лечение

Зная все о дебильности, ее причинах и проявлениях, необходимо осознавать, что лечить данное заболевание крайне трудно. Обычно оно поддается лишь соответствующей коррекции, которая позволила бы больному жить полноценной социальной жизнью.

В случае установления причины возникновения дебильности у ребенка в раннем возрасте, к примеру, ею может стать перенесенное инфекционное заболевание, прибегают к так называемой этиотропной терапии. Лечение дебильности направлено на основное заболевания, которое привело к данному психическому расстройству.

Симптоматическая терапия при дебильности включает в себя противосудорожные препараты, общеукрепляющие, витаминотерапия, ноотропы. Усталость и астения поддаются коррекции путем назначения психостимуляторов. Выраженная дебильность нуждается в специализированной психологической и психотерапевтической коррекции.

Важно помнить, что борьба с дебильностью не может обходиться без поддержки семьи и близких. Больному любого возраста необходимо помочь не только в обучении и коррекции поведения, но и в приобретении умений, которые являются важными для совершения самостоятельно деятельности, как бытовой, так и рабочей.

psytheater.com

степени дебильности, признаки, стадии, диагноз

Дебильность — это небольшая, самая незначительная, форма умственной отсталости. Она возникает в силу органического поражения мозга или задержкой в развитии, вызванной другими причинами. В настоящее время термин не используется при диагностике и исчезает из специальной литературы. В МКБ-10 всё это называют умственной отсталостью. Дебильность, или обозначаемое ранее таким термином состояние, при этом является умственной отсталостью лёгкой степени. Разумеется, изменение формулировок произошло из-за стигматизации, которое якобы нёс термин. Нам, если честно, не совсем понятна разница. Слово «дебил» значит превращалось в социальный ярлык, дурно воздействовало на самооценку? Допустим… А термин «умственно отсталый» поднимает её до небес и содействует социальной адаптации?.. О терминах не спорят, о них договариваются. Мы же будем использовать старую терминологию и новую. Просто по той причине, что особой принципиальной разницы между тем и этим не видим.

Дебильность является самой легкой формой умственной отсталости

Какой она бывает?

Степени дебильности обычно определяют по уровню IQ. Уже само это говорит о том, что они являются условной градацией. Дело в том, что не существует единой системы выявления IQ, как нет и чёткой схемы взаимосвязи IQ с показателем интеллекта как такового. IQ является лишь попыткой оценки фактора общего интеллекта. Упрощённо говоря — это отношение умственного возраста к физическому возрасту человека. Используются тесты Г. Айзенка, коих целых восемь, Д. Векслера, Дж. Равена, Р. Амтхауэра, Р. Б. Кеттелла. Единых стандартов на тесты разработать не удалось. Создатели лишь стремятся к тому, чтобы результаты описывались распределением со средним значением в 100. Если оно ниже 70, то человек чаще всего признаётся умственно отсталым.

Взаимосвязь IQ и степени дебильности, с точки зрения интеллекта, примерно такая.

  • IQ 65-69 — лёгкая форма;
  • IQ 60-64 — умеренно выраженная форма;
  • IQ 50-59 — тяжёлая форма.

Субъективное мнение автора: установить степень по уровню IQ в общем случае невозможно.  Нужно учитывать факторы среды. К примеру, если проводить исследование в регионе с низким уровнем образования, часто встречающимся хроническим алкоголизмом, то и средний показатель будет катастрофически низким. Однако это не говорит о том, что все проживающие в глухих селениях люди дебилы с медицинской точки зрения. Просто они находятся в среде отсутствия мотиваций для развития интеллекта.

Распознать дебильность в детстве достаточно сложно

Обратим внимание на то, что в МКБ-10 основным критерием классификации является поведение, а не уровень интеллектуального развития. Так, F70.0 — это минимальные нарушения в поведении или отсутствие любых нарушений, а F70.1 — значительные нарушения поведения, которые требуют пристального внимания и применения терапии. Всё остальное в рубрике — стандартное для МКБ выделение чего-то другого F70.8, и того, что не удалось определить F70.9.

Не вполне корректно вести речь про стадии дебильности. Диагноз F70.0 может плавно перейти в  F70.1 — был человек смирным и вдруг испортился. Может быть попал под влияние другой компании, может быть сам по себе, но такое бывает — меняется поведение, чаще в худшую сторону. Но превращение дебильности в имбецильность практически исключено. Степень интеллекта же в плане IQ тоже остаётся примерно одинаковой, или меняется с возрастом, но не в большей мере, чем у всех других людей.

Признаки дебильности

Описание психического статуса дебила будет до боли напоминать описание обычного двоечника. Не нужно думать, что все они попадают в особые школы и всем будет поставлен диагноз. Не тут-то было… Диагноз в обязательном порядке будет поставлен в случае имбецильности и, конечно же, идиотии. Это всё видно невооружённым глазом и не нужно быть специалистом, чтобы отличить идиотию от всего остального. Чисто теоретически, если отправить в школу идиота, то он потеряется по дороге. Но никто их туда не отправляет. Имбецил может быть и дойдёт, но лучше бы ему в класс обычной школы не попадать. Это всё куда более серьёзно. Имбецилы должны учиться в специальных школах в обязательном порядке. И в утверждении этого нет никакой жестокости, жестоко было бы — наоборот, но так не бывает практически никогда.

В большинстве случаев дебильность выявляется, когда ребенок начинает учиться в школе

А вот дебилы до классных комнат доходят запросто. Иногда диагноз «дебильность», мы имеем в виду «умственная отсталость», появляется далеко не сразу, но когда ребёнок уже в 5-ом или 6-ом классе. Тогда уже совершенно понятно, что ученик постоянно не справляется со школьной программой. Учиться в обычной школе им им на самом деле очень сложно. Труднее всего даются предметы, которые требуют абстрактного мышления — математика и физика, потому что они в подавляющем большинстве не понимают, что такое переменные. Обычный ребёнок просто примет то, что время можно обозначать буквой t и высчитывать по формуле. Дебил знает время в качестве стрелок циферблата, чего-то предметного, что можно потрогать или увидеть глазами.

Кроме этого наблюдаются трудности со сосредоточением, оперативной памятью. Учитель только что сказал ему, что-то и просит повторить. А ребёнок не может — у него это уже куда-то «провалилось» в голове. Учитель злиться и видит в этом какой-то саботаж. Но ребёнок не виноват, он и вправду не смог запомнить, а не саботирует процесс обучения. Они с большим трудом могут охватывать сознанием ситуацию полностью, для них важнее какие-то конкретные детали. А вот в описании предметной конкретики они могут показывать высокий уровень. Интересно, что некоторые дебилы очень легко решают в уме сложные арифметические задачи. Однако уже формула x+(y-z) может поставить в тупик. Нельзя сказать, что дебил в принципе не решит простое уравнение, но способность решать уравнения с переменными намного ниже, чем у обычных детей. Наибольшую же сложность вызывает понимание пространства, времени, работы, энергии, а так же разницы между различными условными категориями. К примеру, дебилу может быть трудно понять разницу между массой и весом. Хотя отдельные очень хорошо запоминают длинные определения, но не понимают их смысла. Так же встречаются и такие, кто хорошо рисует и обладает абсолютным музыкальным слухом.

Другим симптомом дебильности является нарушение речи. Словарный запас обычно низкий, а даже если человек знает много слов, то использует их редко, предпочитая ограничиваться шаблонными фразами.

В эмоциональной сфере главенствуют чувства, которые связаны с текущим периодом. Однако в мышлении большинства присутствует негативизм.

Несмотря на то, что мы не отрицаем возможность того, что какие-то умственно отсталые дети учатся в обычных школах и гимназиях, большая их часть всё же находится в специальных школах-интернатах или обучается в специальных, но проживают дома. Для них нужна особая программа обучения, ориентированная на наглядности, но не исключающая математику и физику в принципе. По завершению обучения легкая дебильность может не требовать никакой особой социальной адаптации. В каких-то интернатах обретение профессиональных навыков интегрировано в общий процесс обучения. Но далеко не во всех… После некоторых, уже со средним образованием, полученном в специальной школе, выпускники направляются в профессионально-технические и технические училища. Они могут стать не только разнорабочими, но и каменщиками, штукатурами, плотниками, освоить какие-то специальности, не требующие инициативы и необходимости приложения серьёзных умственных усилий.

Дети с таким диагнозом учатся, как правило, в специализированных школах

Социальные аспекты и одна уголовная история

Беда таких людей в том, что они с лёгкостью поддаются внушению, им просто попасть под влияние авторитета. Часто этим пользуются представители криминальных структур. Умственная отсталость не позволяет им анализировать ситуацию комплексно, думать о последствиях. Если же сам человек агрессивен, озлоблен, то из него получается достаточно страшный уличный хулиган или грабитель. Обычный человек, даже самый злой, хоть как-то задумывается о последствиях, может иметь и какие-то свои представления о морали. Дебил думает более простыми категориями. К примеру, один совершил несколько нападений с ножом на танцах. У него была явная дебильность, диагноз поставлен за много лет до совершения преступлений. Однако он все три раза умудрялся ходить незамеченным. В третий раз нападение кончилось летальным исходом и правоохранительные органы «героя» всё же отловили. По рассказу сотрудника милиции, в те годы ещё милиции, он искренне считал себя правым, потому что младших обижать нехорошо. Вот так складывались дела…

Он пришёл на танцы, но его внешний вид, размашистые движения и неспособность вести разговор высмеивались. Тогда он пришёл на второй день, но уже с ножом. Тех обидчиков он не выискивал, просто ждал новых насмешек, а потом, выбрав момент, применял нож. И таких было три эпизода, только не медицинских, а эпизодов из уголовного дела. Сотрудникам милиции он повторял уверенно, что младших обижать плохо.

Вполне возможно, что когда-то об этом ему поведали учителя спецшколы для детей с умственными отклонениями. Он же трансформировал сию благую установку по-своему. При этом он детально, буквально по шагам, расписал милиции всё происходящее. И от ножа не избавлялся, потому что считал свои поступки правильными.

  • Ну ты и дебил, — заметил в конце одного из допросов следователь.
  • Дебил, но не значит, что меня можно обижать, — ответил подозреваемый.

При диагнозе дебильность человек думает простыми категориями с самого детства, не может логически сопоставлять полученную информацию

От судебной ответственности такой диагноз не спасает, и борец за права слабых и маленьких получил вполне реальный срок. Дальнейшая его судьба неизвестна.

Всё это не говорит о том, что дебилы какие-то патологические агрессоры. Вовсе нет. Такие люди могут быть на хорошем счету у руководства. Если они женятся или выходят замуж, то очень ценят свои семьи. Многие могут отличаться бескорыстностью, готовностью прийти на помощь друзьям в трудную минуту и ничего не требовать взамен. Признаки дебильности у взрослых — точно такие же, как и у детей. Несоответствие хронологического и психического возраста.

Немного о терапии

Что касается терапии, то она возможна только в каком-то утилитарном смысле. Саму умственную отсталость лечить просто неразумно. Другое дело, что она не исключает всех других проблем психиатрии. И работа необходима именно с ними. В частности, при диагнозе F70.1. Возникает такое нехорошее положение дел. Явно, что у пациента умственная отсталость. Но тут прослеживаются ещё и признаки какого-то расстройства личности, да и что-то из расстройств шизофренического спектра тоже о себе намекает. А теперь представьте себе, что по характеру — это не трудолюбивый и немного застенчивый человек, на лицо ужасный, но добрый внутри, а самая настоящая сволочь. И добавим к этому, что потянуло сего персонажа на наркотики. Вот такая гремучая смесь. Разумеется, лечение должно быть комплексным. Да какой тут комплекс? Всё по стандартной, но боевой, потому что эффективной, схеме фарматерапии.

Лечение детей стараются проводить в игровой форме, всегда требуется комплексная терапия

Уровень интеллекта — не самое главное в этой жизни. К примеру, если у человека IQ маячит где-то на уровне 60-64 — это вообще ни о чём не говорит. Просто он вряд ли поймёт, что плохого в фильме «Матильда», но это совершенно не помешает ему жить и радоваться жизни.

Автор этой статьи никогда свой уровень IQ не проверял. Страшно же… А вдруг он и того ниже?..

Вам будет интересно почитать:

psycholekar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *