Вопросы и ответы

Черты индивидуальности – 11. Индивид ,личность, индивидуальность . Основные черты личности

Содержание

11. Индивид ,личность, индивидуальность . Основные черты личности

Индивид— человек как единичное природное существо, представитель вида HomoSapiens, продукт филогенетического и онтогенетического развития, единства врождённого и приобретённого, носитель индивидуально своеобразных черт (задатки, влечения и т.п.).

Индивидуальность— человек, характеризуемый со стороны своих социально значимых отличий от других людей, своеобразие психики и личности индивида, её неповторимость.(проявляется в чертах темперамента, характера, специфике интересов, качеств перцептивных процессов, интеллекта, потребностей и способностей индивида).

Личность— системное качество, приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризующее его со стороны включённости в общественные отношения.

Черты личности — стабильные устойчивые характеристики личности, практически неизменно и при этом отчетливо проявляющиеся на поведенческом уровне вне зависимости от меняющихся внешних обстоятельств жизнедеятельности субъекта. Как правило, исследователи черт личности выделяют три основные и при этом обязательные их свойства: «обязательными свойствами черт личности являются степень выраженности их у разных людей, трансситуативность (черты личности индивида проявляются в любых ситуациях) и потенциальная измеримость (черты личности доступны измерению с помощью специально разработанных опросников и тестов)» (А. М. Эткинд). Следует отметить, что, конечно, третье свойство вряд ли может рассматриваться как рядоположенное двум первым, по сути дела, только и являющимся собственно содержательными и касающимся психологической природы черт личности. В данном же случае речь идет скорее об оценке уровня проработки указанной проблематики, а не о том, что действительно составляет психологическую реальность. Понятно, что с развитием экспериментальной психологии набор личностных черт будет расширяться в связи с успехами в сфере создания эффективного методического инструментария, позволяющего диагностировать наличие и измерять уровень выраженности черт личности.

В этом плане можно с полной уверенностью прогнозировать принципиальное увеличение списка черт личности, отвечающих условию «третьего свойства», по А. М. Эткинду. Но уже и на сегодняшний день нелегко составить хотя бы приблизительный набор черт личности, который отвечает всем трем критериям их определения: экстернальность — интернальность, нейротизм, тревожность, агрессивность, экстравертированность — интравертированность, ригидность, импульсивность и т. д., и т. п

12.Типология личности к.Г. Юнага этика экстроверсия интроверсия логика сенсорика- интуиция

Типология личности по Юнгу

 

Юнг ввел понятие психологических функций. Опыт работы с пациентами дал ему основания утверждать, что одни люди лучше оперируют с логической информацией (рассуждения, умозаключения, доказательства), а другие – с эмоциональной (отношения людей, их чувства). Одни обладают более развитой интуицией (предчувствие, восприятие в целом, инстинктивное схватывание информации), другие – более развитыми ощущениями (восприятие внешних и внутренних раздражителей). Юнг выделил на этом основании четыре базовые функции: мышление, чувство, интуицию, ощущение и определил их так: 

Мышление есть та психологическая функция, которая приводит данные содержания представлений в понятийную связь. Мышление занято истинностью и основано на внеличных, логических, объективных критериях.

 Чувство есть функция, придающая содержанию известную ценность в смысле принятия или отвержения его. Чувство основано на оценочных суждениях: хорошо – плохо, красиво – некрасиво. 

Интуиция есть та психологическая функция, которая передает субъекту восприятие бессознательным путем. Интуиция – это своего рода инстинктивное схватывание, достоверность интуиции покоится на определенных психических данных, осуществление и наличность которых остались, однако, неосознанными.

Ощущение – та психологическая функция, которая воспринимает физическое раздражение. Ощущение базируется на прямом опыте восприятия конкретных фактов. Наличие у каждого человека всех четырех психологических функций дает ему целостное и уравновешенное восприятие мира. Однако эти функции развиваются не в одинаковой степени. Обычно одна функция доминирует, давая человеку реальные средства для достижения социального успеха. Другие функции неизбежно отстают от нее, что ни в коем случае не является патологией, а их «отсталость» проявляется лишь в сравнении с доминирующей. «Как показывает опыт, основные психологические функции редко или почти никогда не имеют равной силы или одинаковой степени развития у одного и того же индивидуума. Обычно та или другая функция перевешивает как в силе, так и в развитии

Если же у человека, например, мышление оказывается на одном уровне с чувством, то, как писал Юнг, речь идет «об относительно неразвитом мышлении и чувстве. Равномерная сознательность и бессознательность функций является признаком примитивного состояния духа» По доминирующей функции, которая накладывает свой отпечаток на весь характер индивида, Юнг определял типы: мыслительный, чувствующий, интуитивный, ощущающий. Доминирующая функция подавляет проявления остальных функций, но не в равной степени. Юнг утверждал, что «чувствующий тип больше всего подавляет свое мышление, потому что мышление, скорее всего, способно мешать чувству. И мышление исключает, главным образом, чувство, ибо нет ничего, что было бы так способно мешать и искажать его, как именно ценности чувства». Здесь мы видим, что Юнг определял чувство и мышление как альтернативные функции. Точно так же он определил и другую пару альтернативных функций: интуиция – ощущение.  Юнг разделил все психологические функции на два класса: рациональные (мышление и чувство) и иррациональные (интуиция и ощущение). «Рациональное есть разумное, соотносящееся с разумом, соответствующее ему». Юнг определял разум, как ориентацию на нормы и объективные ценности, накопленные в социуме. Иррациональное по Юнгу – это не что-то противоразумное, а лежащее вне разума, на разуме не основанное. «Мышление и чувство являются функциями рациональными, поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления, рефлексии. Иррациональные же функции суть те, целью которых является чистое восприятие, таковы интуиция и ощущение, потому что они должны для полного восприятия как можно более отрешиться от всего рационального. … В соответствии со своей природой [интуиция и ощущение] должны быть направлены на абсолютную случайность и на всякую возможность, поэтому они должны быть совершенно лишены рационального направления. Вследствие этого я обозначаю их как функции иррациональные, в противоположность мышлению и чувству, которые суть функции, достигающие своего совершенства в полном согласовании с законами разума» И рациональный, и иррациональный подход могут сыграть свою роль в решении разных ситуаций. Юнг писал: «слишком большое ожидание или даже уверенность в том, что для каждого конфликта должна существовать возможность разумного разрешения, может помешать его действительному разрешению на иррациональном пути». Используя введенные понятия, Юнг построил типологию. Для этого он рассмотрел каждую из четырех психологических функций в двух установках: как в экстравертной, так и в интровертной и определил соответственно 8 психологических типов. Он утверждал: «как экстравертированный, так и интровертированный тип может быть или мыслительным, или чувствующим, или интуитивным, или ощущающим». Подробные описания типов Юнг привел в своей книге «Психологические типы». Для лучшего понимания типологии Юнга сведем все 8 типов в таблицу

Психологические типы К. Г. Юнга Рациональные Иррациональные Экстраверты Экстравертный мыслительный тип Экстравертный чувствующий тип Экстравертный ощущающий тип Экстравертный интуитивный тип Интроверты Интровертный мыслительный тип Интровертный чувствующий тип Интровертный ощущающий тип Интровертный интуитивный тип Не следует забывать, что живой человек, хотя и принадлежащий к какому-то из типов личности, не станет всегда проявлять типологические черты. Речь идет лишь о предпочтениях: ему удобнее, легче поступать в соответствии со своим психологическим типом. Каждый человек успешнее в деятельности, свойственной его типу личности, но он при желании имеет полное право развивать в себе и применять в жизни и в работе и свои слабые качества. При этом необходимо знать, что такой путь менее успешен и часто ведет к невротизации. Юнг писал, что при попытках изменить тип личности человек «становится невротическим, и его излечение возможно только через выявление естественно соответствующей индивидууму установки»

studfiles.net

Что такое личность? — черты личности и индивидуальности

«Сильная личность, яркая личность, зрелая личность» или просто — Личность — говорим мы о некоторых людях, и конечно, хочется, чтобы так же говорили про нас… Также сейчас многие активно пытаются заниматься «личностным ростом». Но что же такое Личность? Если задуматься, то мы обнаружим, что представления о личности у нас более чем смутные.  Даже те, кто ведет тренинги по личностному росту, как правило, обходят этот вопрос стороной — считается, что он и так ясен. Но как же мы можем быть или стать личностью, или личностно расти, если даже не знаем, что такое личность?

Индивид и индивидуальность — не личность

Первый вопрос, который здесь возникает, это рождаются личностью или становятся? Очевидно, что в юридическом смысле — как лицо, обладающее какими-то правами, мы личностями рождаемся, или становимся ими после оформления документов, «удостоверяющих личность». В этом случает от нас ничего в сущности не требуется — мы «личности» как граждане своей страны, единицы или 

индивиды. Ни о каком личностном росте здесь речи быть не может.

Есть трактовка личности, как успешно социализированного человека, который разделяет все нормы общества и состоит в различных социальных отношениях. Психология рассматривает личность как индивидуальность в совокупности отношений. Учебник обществознания учит:

Человеком рождаются, личностью становятся в процессе социализации. Социализацией называется осуществляющийся на протяжении всей жизни индивидов процесс воздействия на них общества и его структур, в результате которого люди накапливают социальный опыт жизнедеятельности в конкретном обществе, становятся личностями…

Социализация — процесс усвоения индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, навыков, позволяющих ему успешно функционировать в обществе.

Социализацию, так или иначе, проходят все. Но согласитесь, такую успешную социальную единицу трудно назвать

яркой личностью или сильной личностью? Она как раз-таки обезличена, всегда заменима — ведь социальную роль по «образцу» может сыграть и  другой актер, будь то роль служащего фирмы или роль супруга. Так — как набор масок, личность понималась еще в античности.

Очень часто под личностью понимается индивидуальность. Ведь действительно, каждый человек индивидуален — он обладает неповторимыми чертами как внешне, так и внутренне. Если качества характера и психологические черты и можно как-то типизировать, то их сочетание в каждом человеке будет индивидуально.

Но является ли индивидуальность личностью? Индивидуальные черты, собственно, довольно случайны в человеке: одни врожденны, другие приобретаются при воспитании, или как реакция на какие-то обстоятельства жизни… Часто «индивидуальным» бывает букет болезней — как физических, так и психических.

Индивидуальность совершенно не зависит от человека, и заботиться о развитии индивидуальности бессмысленно. Даже если какие-то наши реакции и будут совпадать с реакциями какой-то группы — все равно найдутся те, что не будут. Да и непонятно, собственно, как это делать?

Человек, демонстративно выпячивающий свою «непохожесть», старающийся изо всех сил быть «не как все», выглядит смешно, и его вряд ли можно назвать сильной личностью — это скорее проявление инфантильности. А если говорить на языке вышеупомянутого учебника — он еще не дорос до социализации или подвергся десоциализации, что справедливо считается деградацией.

 

Личность — это внутренняя свобода и самобытность

Личность есть избавление от законов необходимости, неподвластность господству природы, возможность свободно себя определять. Человек в большинстве случаев действует по естественным импульсам; он обусловлен своим темпераментом, своим характером, своей наследственностью, космической или социально-психической средой, даже собственной своей «историчностью».

Но истинность человека пребывает вне всякой обусловленности, а его достоинство – в возможности освободиться от своей природы:  не для того, чтобы ее уничтожить или предоставить самой себе подобно античному или восточному мудрецу, а для того, чтобы преобразить ее.

                                                                                                                            (Н.О. Лосский)

Этот взгляд на личность, на сущность человека возник в 4 веке в христианском богословии и так или иначе присутствовал в сознании как европейских народов, так и у нас. Присутствует он и теперь. Наш менталитет необратимо христианизирован — независимо от нашего отношения к этой религии. Согласитесь, что наши смутные представления о личности соответствуют этому описанию?

Можно с уверенностью сказать, что в восточных философских системах  —  в Индии, Китае, Тибете, Японии представления о человеке совсем другие. Там «Я» — это то, от чего нужно избавиться, а истинная сущность человека безлична и должна раствориться в Абсолюте. Меня всегда поражало в китайских фильмах, например, то, насколько там отсутствует ценность личности, уважение ее самой и ее свободы — диковато для нашего взгляда…

Христианская (и постхристианская) философия утверждает богоподобность личности, безусловную ценность личности каждого человека и ее уникальности. Основные черты личности — свобода и самоопределение, присущи человеку после того, как он вырвется из оков природной и социальной условности.

Когда же мы говорим о Личности, мы также имеем в виду человека, который сумел сказать свое слово или сделать дело, превышающее то, что доступно каждому в естественном порядке вещей. Это не просто индивидуальность, а реализованная самобытность, подарившая человечеству нечто новое. В этом ключе мы говорим о безусловной ценности каждой неповторимой личности. Таких людей А. Маслоу назвал самоактуализированными личностями.

Основные черты личности

Самостоятельность и независимость

Самостоятельность и независимость — непременная черта зрелой личности во всех смыслах этих слов. В первую очередь самостоятельность психологическая, во-вторую — самостоятельность мышления. Взгляды и действия такого человека определяются только им самим, если он и следует принятым нормам, то делает это сознательно для достижения своих целей, а не является рабом норм. Иными словами — личность внутренне свободна. Она спокойно переносит одиночество и даже временами стремится к нему.

Способность к творчеству

Творчество — это создание чего-то принципиально нового. Творчество может реализовываться в самых разных областях жизни — совсем не обязательно в искусстве.

Активность, целеустремленность

Зрелая Личность точно знает, чего она хочет и добивается этого. Такой человек — хозяин своей жизни, обладающий сильным характером и развитой волей. Он не разменивается на бессмысленные и праздные занятия

Адекватность, чувство юмора

Мудрое отношение к жизни не позволяет личности предаваться излишним эмоциям по ничтожным поводам и «делать из мухи слона». Личность не зациклена на себе, ее внимание направлено во вне — на дело, других людей или познание. А здоровое чувство юмора помогает спокойно справляться с житейскими неприятностями.

Стремление к развитию

Личность всегда учится, понимая, что «нет предела совершенству».  Такая черта, как открытость к новому нам хорошо знакома по детям, но, к сожалению, взрослея, человек часто застывает в узеньких рамках наспех сформированной картины мира. Личность не может быть «застывшей» — она динамична и никогда не успокаивается на достигнутом.

Четкая система ценностей  и нравственные ориентиры

Личность легко делает выборы на основании своей системы ценностей и благодаря этому быстро движется вперед. Различение добра и зла, правильного и неправильного, справедливого и несправедливого — обязательные черты личности. Даже если она и заблуждается в отдельных моментах этого понимании, основное направление движения будет все равно положительно нравственным. «Злую» личность представить трудно. Зло происходит от ущербности и слабости.

Личная миссия, выходящая за рамки эгоистических интересов

Ее цели не ограничиваются личными, а включают в себя заботу о других, выполнение некоей миссии посредством своих талантов.  Можно даже сказать о ее любви к людям и о том, что только зрелая личность способна на настоящую любовь.

Ответственность за себя и свою жизнь

Трудно представить личность, которая ищет причины того, что с ней происходит, вне себя. Жизненная позиция личности всегда активна — что не отменяет разумный учет обстоятельств.

Смелость и верность

Личность может постоять за себя, отстоять свои убеждения и позиции, пойти против отдельных людей и даже общества, если понадобится. Да, в отдельных случаях она может проиграть, но никогда — сдаться. Это не слепое упрямство или эгоизм, а верность себе и тому, что человек считает «правым делом»

Достоинство и самоуважение

Уважение себя и, как следствие, уважение других — неотъемлемое качество личности. Зрелый человек обладает достоинством, которое не имеет ничего общего с гордыней.

Надеюсь, я ничего не забыла в характеристике Личности? Я основывалась по большей части на теории самоактуализующейся личности А. Маслоу, но согласитесь, когда мы говорим о Личности, мы имеем в виду примерно эти черты? Мы имеем в виду людей, которым удалось оставить свой след — в истории или в душах других людей, тех, кто запомнился, кого приводят в пример. Может, их и критикуют — но они не оставляют равнодушным.

Личность — это не просто наличие индивидуальности, но неповторимый вклад человека, и вклад не только каким-то-то открытием, произведением или делом. Не всех тех, кому выпало участвовать в истории помнят лично, помня их дела — но Личность помнят именно саму. И не важно, был это великий государственный деятель, ученый или художник — или это была прабабушка соседки, которая обладала такой мудростью, что вся округа ходила к ней за советом, и ее помнят и после смерти.

Личностью может стать каждый?

Да, масштаб личности может быть разный, но одна суть. И если честно подумать — каждый из нас хочет быть Личностью, «чтобы потом не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Именно жизнь личности можно назвать состоявшейся жизнью. Да, хотят все — но почему же становятся личностями единицы? Почему сейчас в такой моде обезличивающие духовные практики и философия Востока?

Хорошая новость — личностью может стать абсолютно каждый, потенциально мы все — личности. Нет никаких врожденных или приобретенных качеств и обстоятельств, которые бы всерьез могли помешать или помочь нам в становлении личности. Секрет тут только в одном — с нашей свободной воле. Именно в свободе самоопределения секрет личности. Невозможно научить быть личностью, привить или воспитать эти качества. Они зависят только от выбора самого человека. И мешает ему тоже его же воля, склоняющаяся к «легкому пути».

Вторая новость плохая — личностью стать трудно. Но если мы соглашаемся с тем, что трудно стать хорошим профессионалом в какой-то области и готовы потратить на это время и силы, потому что это определяет наш социальный статус и заработную плату, то почему бы не потратить их то, что определяет всю нашу жизнь — нас самих, как людей?

Когда выбор в сторону развития личности сделан, то в первую очередь нужна долгая работа по построению мировоззрения, становлению активной позиции, разрушению тех мысленных и волевых моделей, которые тянут в небытие, на безличный легкий путь. Это потребует времени и труда, нельзя однажды проснуться личностью, или решить — и тут же ей стать.

Более того, даже после «созревания» личности, процесс ее развития продолжается — ведь человек удивителен, в нем — бесконечность, и эта уникальная бесконечность может бесконечно разворачиваться и реализовываться в творчестве жизни. Согласитесь, игра стоит свеч?

У меня зреет идея марафона или тренинга по становлению личности. Очень важно ваше мнение — как вы считаете, стоит такое затевать? Много ли людей согласны покинуть тихую гавань «существования» и начать жить, отказаться от комфорта реактивной безответственности и выбрать путь самоактуализации?

А. Маслоу считает, что потребность в самоактуализации присуща каждому и является высшей потребностью человека, и в то же время только 0,5-1 % людей встают на этот путь, а остальные увлеченно занимаются бесконечным удовлетворением более низших потребностей, оставаясь в конце жизни «у разбитого корыта»… Почему-то мне кажется, что среди моих читателей таких людей больше, чем 0,5-1 %. Жду ваших замечаний и предложений, и до новых встреч!

© Надежда Дьяченко

myempeiria.ru

Характеристика индивидуальности человека

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности. Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования. Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п. В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера. Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания. Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты). Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду Деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.

Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.

Элитариум.Ру

Автор: Виханский Олег

hr-portal.ru

Характеристика индивидуальности человека

Несмотря на то, что все люди имеют определенные сходства, каждый человек по-своему уникален. То, какие решения мы принимаем, что ощущаем в разных ситуациях, наши суждения и взгляды, все это делает нас исключительными.

Эта исключительность и есть наша индивидуальность. Человек приходит в организацию и выполняет работу по-своему, и именно этот аспект стоит учитывать. Менеджер должен уметь найти такой подход к каждому сотруднику, чтоб он мог обеспечить максимальную производительность.

Давайте рассмотрим, из чего складывается наша уникальность. Ее составляющими являются три начала.

Индивидуальность в интеллектуальной сфере, состоит в способности видеть то, что не замечают другие, в особенностях обработки новой информации.

Волевые особенности – это сила воли, храбрость и мужество, самообладание.

В современном мире важную и большую роль в процессе развития индивидуальности играют средства массовой информации.

Телевизионные программы стимулируют личность к несколько одностороннему восприятию действительности.

Яркие образы восприятия угнетают такие функции мышления, как анализ и самоанализ. Часто акценты в предоставляемых телевидением программах уже расставлены и как бы подталкивают зрителя к определенным выводам. Особенно это опасно для развивающейся личности, которая только начинает свой процесс социализации и часто принимает любую авторитетно заявленную теорию за истину.

Формирование индивидуальности и ее степень зависит от того в каких пропорциях смешиваются эти три составляющих. Как видно из рисунка, в любом случае человек имеет как похожие, так и отличительные черты поведения (рис.1).

Индивидуальность каждого человека формируется под воздействием окружающей среды и может изменяться в течение нашей жизни.

Основные факторы, влияющие на нее, делят на три группы:

  1. Наследственность и физиологические особенности. Здесь речь идет о передаваемых по наследству внешних чертах и чертах характера.
  2. Внешнее окружение. В данной группе большое значение имеет культура, в которой развивается человек и усваивает нормы поведения, затем немало важное значение имеет семейное окружение, где мы приобретаем определенные стереотипы поведения. И наконец, на индивидуальность влияют принадлежность к определенным социальным группам или организациям и, конечно, жизненный опыт.
  3. Рисунок 1 – Три составляющих индивидуальности

  4. Черты и особенности характера человека. Эта группа факторов подразумевает, что человек сам оказывает большое влияние на собственную индивидуальность, развивая и изучая новое.
  5. При всей широте понятия индивидуальность можно все-таки выделить определенные ее характеристики:

  • любовь и вера. Как черта индивидуальность любовь оказывает большое влияние на взаимодействие человека с окружающем его миром.
  • чувствительность как способность сопереживать и сострадать другим людям. Человек наделенный такой чертой, как правило, хорошо принимается в любом коллективе.
  • стабильность. Важное, качество, при развитии взаимоотношений людей. Наличие такого качества позволяет делать вывод, что человек в целом предсказуем независимо от его линии поведения.
  • догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным мировоззрением. Такие люди оценивают окружение как сосредоточение угроз, абсолютно поддерживают свои авторитеты и воспринимают окружающих с точки зрения их отношения к догмам и абсолютным авторитетам.
  • самооценка. От уровня самооценки зависит каких успехов и результатов добивается человек. Чем больше его вера в себя, тем более он успешен.
  • самоконтроль. Наличие такой характеристики позволяет понять как человек смотрит на свои действия и их мотивы.
  • комплексность осознания явлений как характеристика индивидульности человека отражает его способность к разложению новой информации на части, ее интеграции, систематизации. Люди обладающие данной чертой показывают способности к обработке информации, анализируют большее количество альтернатив и принимают более взвешенные решения. Считается, что менеджеры высшего звена с высокой комплексностью осознания в ситуациях постоянно изменяющей окружающей среды лучше справляются со своими обязанностями, также такой тип руководителей имеет склонность к широким контактам с людьми и стремятся к использованию различных ресурсов при нахождении решения.

В психологии существует широкое разнообразие тестов на определение типов личности и индивидуальности. Современный менеджмент уделяет большое внимание развитию психологических тестов и других инструментов определения личности. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

Заключение

Очевидно, что каждый человек обладает индивидуальностью, которая складывается из похожих и отличительных черт поведения человека.

На формирования индивидуальности влияют как внешние факторы (окружающая среда, семья и друзья), так и внутренние (саморазвитие).

Факторы, влияющие на индивидуальность делят на три группы: наследственность, окружение, черты и особенности человека.

К характеристикам индивидуальности относят такие черты как: любовь и вера, сострадание, самоконтроль, самооценку, стабильность, общительность и способности познавания окружающего мира.

spravochnick.ru

Личность и индивидуальность

Индивидуальность как свойство личности. Сущность индивидуальности связана с самобытностью индивида, со способностью его быть самим собой, выступать самостоятельным существом в рамках другого целого. Индивидуальность человека состоит:
в том, что каждый индивид неповторим,
но, особенно в том, что каждый индивид — это отдельный самобытный субъект, который, будучи включен в окружающий его мир, в ту или иную социальную структуру, сохраняет свою относительную самостоятельность.

Индивидуальная самобытность проявляется во всех признаках индивидуальности. Но истинный смысл индивидуальной неповторимости связан не столько с внешним обликом индивида, сколько со способом бытия в качестве самостоятельного субъекта деятельности. Индивидуальность можно определить как особую форму бытия человека в обществе.

Целесообразно сопоставить понятие индивидуальности с понятием личности, так как индивидуальность существует не наряду с личностью, а как одно из её свойств. Понятие личности фиксирует социально значимые черты человека, свойственные ему как отдельному индивиду.

Но если сущность личности есть персонификация общественных отношений, то конкретная личность может выразить свою общественную сущность в форме индивидуальности. В качестве индивидуальности личность создает свой собственный образ, является «автором» своих поступков. «Если личность — «вершина» всей структуры человеческих свойств, то индивидуальность — это «глубина» личности и субъекта деятельности» (6).

Личность, взятая вне связи с индивидуальностью, вне её собственного способа бытия, есть, конечно, абстракция и реально не существует. Если человеческий индивид не может стать личностью, не усвоив своей социальной сущности, то личность не может обрести свое самостоятельное бытие, не став индивидуальностью.

Таким образом, личность социальна по своей сущности, но индивидуальна по способу своего существования. Она представляет собой единство социального и индивидуального, сущности и существования. Личность и индивидуальность не только взаимосвязаны, но и взаимно обусловливают друг друга. Формирование личностных качеств человека находится в тесной связи с его индивидуальным самосознанием. Поведение конкретного человека, его отношение к своим социальным ролям и функциям зависят от его индивидуального сознания, уровня его развития, индивидуальны особенностей. Таким образом, индивидуальность не только связана с личностью, но и образует её существенную черту, а потому должна органически войти в определение самого понятия личности.

Понятие индивидуальности не совпадает целиком с понятием личности. Если понятие личности характеризует человека со стороны его социальной обусловленности, его социального содержания, указывая на его социальные позиции и ориентации, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Природные особенности индивида сами по себе не формируют индивидуальности. Человеческий индивид становится индивидуальностью по мере того, как перестает быть только «единицей», «экземпляром» рода и приобретает относительную самостоятельность своего бытия. Индивидуальность — это особое сформировавшиеся качество конкретного человека, взятого в единстве его природных и социальных свойств, его сознания и деятельности. Так «индивидуальность по-разному проявляется в предметном мире, органической природе и человеческом обществе, соответственно можно выделить три её формы: предметная, биологическая и социальная».

Сущностное определение индивидуальности состоит в том, что она отражает самобытность конкретного индивида.

Понятие личности характеризует человека со стороны его социального содержания, то понятие индивидуальность раскрывает форму, способ его бытия. Понятие индивидуальности неразрывно связано с процессом индивидуализации человека, с формированием и развитием своей самобытности и уникальности.

В целом индивидуальность личности понимается как совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведением в ситуации борьбы мотивов; воплощаются через деятельность и общение в продуктах культуры, в других людях, в самом себе.

Индивидуальность — это своеобразие конкретно взятого человека, совокупность лично ему принадлежащих особенностей и стилей. В психологии проблема индивидуальности ставится в связи с целостной характеристикой отдельного взятого человека в многообразности его мыслей, чувств, проявлений силы воли, способностей и талантов, мотивов, потребностей, интересов, привычек, переживаний, качеств персептивных процессов, интеллектуального уровня, склонностей и других различных особенностей.

Проблема индивидуальности рассматривается с учетом анализа темперамента и характера человека, поиска оснований для выделения типов людей и ставится как проблема соотношения в человеке типологических черт и индивидуальных различий, поэтому индивидуальность описывается как набор признаков, присущих данному человеку. Предпосылки человеческой индивидуальности заложены в анатомо-физиологических задатках, которые преобразуются в процессе воспитания, имеющего социально обусловленный характер, порождая широкую вариативность проявлений индивидуальности. Индивидуальность реализуется как через поведение человека в ситуации общения, так и через культивирование им различных способностей в деятельности.

Неповторимость человеческой психики определяется органическим единством и целостностью процесса развития его потребностей и способностей, формирующихся в деятельностном общении с носителями культуры (в широком смысле этого слова).

Термин «индивидуальность» употребляется как синоним слова «индивид» для обозначения неповторимости определенных признаков, присущих конкретному человеку и отличающих данного человека от всех иных, принадлежащих к тому же виду. Как правило словом «индивидуальность» определяют какую — либо главную особенность личности человека, делающую ее непохожей на окружающих. Индивидуален каждый человек, индивидуальность одних проявляется очень ярко, выпукло, других — маловыразительно, малозаметно.

Индивидуальность может проявляться в интеллектуальной, эмоциональной, волевой сфере или сразу во всех сферах психической деятельности. Оригинальность интеллекта например состоит в способности видеть то, чего не замечают другие, в особенностях переработки информации, т. е. в умении ставить проблемы (интеллектуального и морального характера решать их, в большой подвижности эмоций. Особенности воли проявляются в ее силе, удивительном мужестве, самообладании.

Индивидуальность определяет личность конкретнее, детальнее и тем самым более полнее. Она является постоянным объектом исследования как при детальном изучении психологии личности, так и других направлениях психологии.

psyera.ru

Характеристика индивидуальности человека: три группы факторов

Автор: Oлeг Самуилович Виханский, доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления производством экономического факультета МГУ, декан Высшей Школы Бизнеса МГУ им. Ломоносова.

 

Все люди в чем-то похожи друг на друга. И это позволяет говорить о человеке вообще, рассуждать о его чертах, особенностях поведения и т.п. Однако ни один конкретный человек не является обезличенным «человеком вообще». Каждый несет в себе что-то, что делает его уникальным, исключительным, т.е. человеком, обладающим индивидуальностью. Именно такой человек входит в организацию, именно такой человек выполняет определенную работу и играет определенную роль в организации, именно таким человеком нужно управлять, помогая ему раскрыть и задействовать свой потенциал в решении задач организации, создавая необходимые условия для его успешной работы, взаимодействия с организационным окружением и решения собственных жизненных проблем.

Индивидуальность человека складывается из трех начал. Во-первых, каждый человек в чем-то сходен со всеми остальными. Во-вторых, каждый человек в чем-то одинаков с некоторыми другими индивидами. И наконец, в-третьих, каждый человек в чем-то не похож ни на кого. В зависимости от того, как сочетаются эти начала, формируется индивидуальность каждого конкретного человека. При этом, как бы ни строилось это сочетание, нужно всегда помнить, что человек всегда одновременно имеет общее с остальными и не похож на остальных.

Каждый человек обладает устойчивым набором черт и характеристик, определяющих его действия и поведение. Данные черты проявляют себя в достаточно длительном промежутке времени, благодаря чему можно зафиксировать и почувствовать индивидуальность человека.

Конкретный человек фиксируется окружением по его индивидуальности, так как индивидуальность человека обладает определенной устойчивостью, люди узнают друг друга и сохраняют определенное отношение друг к другу. В то же время следует отметить, что под влиянием опыта, общения с другими людьми, воспитания и образования происходит изменение индивидуальности человека, иногда очень существенное.

Индивидуальность человека формируется под влиянием трех групп факторов. Первую группу составляют наследственность и физиологические особенности человека. Наследственность сохраняет и передает внешние черты человека. Но не только. Исследования, проводимые с близнецами, показывают, что наследственность может нести в себе и передачу некоторых поведенческих черт. Физиология человека говорит о том, что в людях очень много общего, определяющего их поведение. В частности, одинаковым для всех является общий синдром адаптации, отражающий физиологическую реакцию на раздражение.

Вторую группу факторов, формирующих индивидуальность человека, составляют факторы, проистекающие из окружения человека. В общем виде влияние этих факторов можно рассматривать как влияние окружения на формирование индивидуальности.

Во-первых, сильное влияние на индивидуальность человека оказывает культура, в которой он формируется. Человек получает от общества нормы поведения, усваивает под влиянием культуры определенные ценности и верования.

Во-вторых, индивидуальность человека сильно определяется семьей, в которой он воспитывался. В семье дети усваивают определенные поведенческие стереотипы, вырабатываются их жизненные установки, отношение к труду, людям, своим обязанностям и т.п.

В-третьих, на индивидуальность человека оказывает сильное влияние принадлежность к определенным группам и организациям. У человека вырабатываются определенная идентификация, задающая для него некий тип индивида, с которым он себя олицетворяет, а также устойчивые формы поведения и, в частности, реакции на воздействие со стороны окружения. В-четвертых, формирование индивидуальности происходит под влиянием жизненного опыта, отдельных обстоятельств, случайных событий и т.п. Иногда именно эта группа факторов может приводить к существенному изменению индивидуальности человека.

Третью группу факторов, влияющих на формирование индивидуальности человека, составляют черты и особенности характера человека, его индивидуальность. То есть в данном случае ситуация с формированием индивидуальности выглядит следующим образом: индивидуальность оказывает влияние на свое собственное формирование и развитие. Связано это с тем, что человек играет активную роль в собственном развитии и не является только исключительно продуктом наследственности и окружения.

При всей глубине индивидуальности человека и ее разнообразии можно выделить некоторые направления ее характеристики, по которым может быть описана индивидуальность.

Бывают люди, предпочитающие держаться на расстоянии от других, и это заметно сказывается на их поведении в коллективе. Люди с авторитарным характером считают, что должны быть порядок и различие в статусе и положении людей, стремятся к установлению иерархии отношений и использованию силовых методов в принятии решений и управлении, с готовностью признают власть и высоко ценят консервативные ценности. Любовь и вера в людей как индивидуальная черта характера оказывают сильное влияние на взаимодействие человека с окружающими. Особенно это проявляется в готовности участвовать в групповых мероприятиях, способствовать развитию контактов, взаимодействий и взаимоподдержки.

Чувствительность к другим людям проявляется в способности людей сочувствовать другим, принимать близко к сердцу их проблемы, в умении поставить себя на место другого и т.п. Люди, обладающие такими чертами индивидуальности, хорошо воспринимаются в коллективе и стремятся к общению с людьми.

Стабильность в поведении человека играет большую роль в установлении его взаимоотношений с окружением. Если человек стабилен, ответствен и в целом предсказуем, то окружение воспринимает его положительно. Если же он постоянно неуравновешен, капризен и склонен делать непредсказуемые шаги, то коллектив негативно реагирует на такого человека.

Самооценка, т.е. то, как люди смотрят на свое поведение, возможности, способности, внешность и т.п., оказывает сильное влияние на поведение человека. Люди с более высокой самооценкой обычно добиваются большего в жизни, так как они ставят перед собой более высокие цели и стремятся решать более сложные задачи. В то же время люди с низкой самооценкой очень часто ставят себя в зависимое положение и легко подчиняются людям с более высокой самооценкой.

Восприятие риска является важной поведенческой характеристикой, наглядно отражающей индивидуальность человека. Люди, склонные к риску, меньше времени затрачивают на принятие решений и готовы принимать решения с меньшим количеством информации. При этом результат решения отнюдь не обязательно хуже, чем у тех, кто скрупулезно готовит решение и собирает всю необходимую информацию.

Догматизм обычно является чертой характера индивидов с ограниченным взглядом. Догматики видят окружение как сосредоточение угроз, ссылаются на авторитеты как на абсолюты и воспринимают людей по тому, как они относятся к догмам и абсолютным авторитетам. Обычно догматиками бывают люди, обладающие авторитарными чертами характера.

Догматики не склонны к поиску большого объема информации, достаточно быстры в принятии решения, но при этом демонстрируют очень высокий уровень уверенности в аккуратности и правильности принятых решений. Отмечено, что догматики предпочитают работать в хорошо структурированных группах независимо от того, какую позицию они занимают в группе. Отмечено также, что догматики плохо осознают то, как они проводят свое время при выполнении работы, и то, что они слабо справляются с управленческой работой.

Комплексность осознания явлений как характеристика индивидуальности человека отражает его способность разлагать познаваемое явление на части и интегрировать, синтезировать общие представления или заключения об осознаваемом явлении. Люди с высокой комплексностью осознания проявляют большие способности к обработке информации, рассматривают большее количество альтернатив и принимают более комплексные решения, чем люди с низкой комплексностью осознания.

Отмечено, что руководители с высокой комплексностью осознания в ситуациях с большим разнообразием среды лучше справляются со своими обязанностями, что этот тип руководителей более склонен к широким контактам с людьми, чем руководители с низким уровнем комплексности осознания, а также то, что данные руководители стремятся к использованию разнообразных ресурсов при решении задач.

Сфера контроля отражает то, как индивид смотрит на источник факторов, определяющих его действия. Если человек считает, что его поведение зависит от него самого, то в этом случае для него характерно наличие внутренней сферы контроля (интроверты). Если же он считает, что все зависит от случая, внешних обстоятельств, действий других людей, то считается, что он имеет внешнюю сферу контроля (экстраверты).

Интроверты лучше контролируют свои действия, более ориентированы на достижение результатов, более активны, более удовлетворены своей работой. Им нравится неформальный стиль управления, они любят воздействовать на других, но не любят воздействовать на себя, любят занимать руководящие позиции. Экстраверты же, наоборот, предпочитают формальные структуры, предпочитают работать под директивным руководством. Если же они занимают руководящие позиции, то широко используют методы силового воздействия.

Существует большое количество тестов и других инструментов, позволяющих определить характеристики индивидуальности человека. В современном менеджменте данным вопросам и данному виду Деятельности уделяется огромное внимание. И связано это в первую очередь с тем, что успех организации напрямую зависит от того, насколько успешно она может задействовать весь имеющийся у нее в распоряжении человеческий потенциал.

Необходимость изучения индивидуальности человека вызывается также и тем, что обычно делается множество неверных заключений о людях, об их характеристиках, их индивидуальности. Связано это с тем, что люди при познании других опираются на стереотипы, предубеждения, необоснованные обобщения. Делая неверные выводы об индивидуальности людей, мы создаем основу для вредных конфликтов, скандалов, сплетен, трудностей в общении и взаимодействии людей. Это все наносит ущерб отдельным людям и организации в целом.

Факт необходимости тщательного и регулярного изучения индивидуальных характеристик членов организации не вызывает сомнения. Однако, признавая значимость и полезность этого вида управленческой деятельности, необходимо помнить и о том, что индивидуальность поведения человека зависит не только от его персональных черт, но и от ситуации, в которой осуществляются его действия. Поэтому изучение человека всегда должно вестись в совокупности с изучением ситуации.

Наконец, при изучении индивидуальности человека необходимо принимать во внимание его возраст. Человек проходит в своей жизни различные стадии, которым соответствует разное состояние его индивидуальности. Поэтому, делая выводы о характере человека, его персоналии, необходимо исходить из того, что его поведение очень сильно определяется тем, в какой возрастной стадии он находится. Только учет всех этих факторов в совокупности может дать ключ к пониманию индивидуальности человека, а следовательно, к управлению человеком.

 

Научиться создавать привлекательный имидж и вносить правильные коррективы в уже существующий имидж вы можете с помощью курса «Имиджеология». Вы можете изучить его отдельно или по абонементу, со скидкой.

www.elitarium.ru

Индивид, человек, личность — основные черты и особенности

Новые рефераты:

  • Повышение пенсионного возраста.
  • Безработица и её социально-экономические последствия.
  • Основные направления в развитии социологической теории ХХ века.
  • Колебательные реакции.
  • Предмет формальной логики.
  • Роль и значение времени в управлении.
  • Античная философия.
  • Социальная поддержка многодетных семей (на примере Архангельской области).
  • Рыночные структуры.
  • Причины и типология кризисов в социально-экономических системах.
  • Этапы реинжиниринга бизнес-процессов. Роль творчества в процессе реинжиниринга.

    Главная » Обществознание — учебник. » 1. Индивид, человек, личность — основные черты и особенности



    1. Индивид, человек, личность — основные черты и особенности

    Понятие индивида обозначает принадлежность к человеческому роду. Оно не применимо к животным, так как ни одно животное не является индивидом. Отсюда следует, что понятие индивида есть социальное понятие. Но оно очень абстрактное, т. е. отвлеченное и слишком общее понятие, так как не указывает на те специфические черты, благодаря которым индивид становится индивидуальностью. Формирование же индивидуальных черт связано с природными и социальными факторами.
    Человек есть биосоциальное существо. Он — часть природы, и его формирование проходит сложный и длительный процесс. Он, как и другие природные существа, подвержен болезням, стареет и умирает. Он постоянно должен удовлетворять свои потребности, чтобы не умереть от голода, должен иметь жилье, одеваться и обуваться, чтобы не умереть от холода и жары.
    Но человек — не просто биологическое существо, а биосоциальное. Это значит, что он становится человеком только в обществе, только в определенных социальных условиях. Известны случаи, когда новорожденные дети похищались дикими животными. Те их не убивали по каким-то причинам и «воспитывали». Дети принимали повадки животных и оставались на их уровне, т. е. они не становились людьми. Ребенок — это человек в возможности, и, чтобы возможность была превращена в действительность, он должен находиться среди людей и получить человеческое воспитание. Иначе говоря, он должен стать существом разумным, сознательно принимать те или иные решения и действовать целенаправленно.
    Человек — существо творческое. Он создает материальные и духовные ценности. Он строит великолепные города, дома, мосты, станки, самолеты и т. д. Он творит художественные произведения, пишет прекрасные стихи, создает живопись, занимается философией, историей, наукой, открывает закономерности развития природы и общества. Мы восторгаемся гениальной поэзией Пушкина, творчеством Лермонтова, Гоголя, Толстого, Гете, Бальзака и других великих писателей.
    Человек — единственное существо, обладающее внутренним миром. У животных нет никакого внутреннего мира. Они воспроизводят себя как биологические существа. В отличие от животных человек воспроизводит не только свое биологическое, но и социальное существо. Поэтому человек должен удовлетворять не только свои материальные, но и духовные потребности. А удовлетворение духовных потребностей связано с формированием внутреннего (духовного) мира человека. Для этого человеку необходимо много читать, интересоваться живописью, историей, философией, эстетикой, правом, этикой и другими духовными ценностя-
     
    ми. Человек становится подлинным человеком лишь тогда, когда он обогащает себя всеми теми духовными богатствами, которые выработало человечество на протяжении всего своего существования.
    Но вне общества нет человека. Поэтому человеку приходится жить и трудиться в коллективе. Но у каждого человека есть свои интересы, которые не всегда совпадают с интересами всего общества. И человек вынужден бороться за свои интересы, за свое счастье, за свою семью. Иначе говоря, жизнь человека наполнена противоречиями, случайностями, зигзагами, поворотами и т. д. В связи с этим возникает проблема смысла жизни. Один человек смысл своей жизни видит в том, чтобы жить в роскошных условиях, быть очень богатым, путешествовать, гулять, играть в казино, ездить на суперсовременных автомобилях. Одним словом, смысл жизни для него — это наслаждение. Другой человек смыслом своей жизни считает духовное обогащение своего внутреннего мира. Для него материальные блага не имеют особого значения. Кто прав? Как всегда, истина находится посередине. Конечно, человек должен есть, пить, одеваться, иметь крышу над головой. Иначе он просто не выживет. Но если человек всю свою жизнь посвящает лишь удовлетворению материальных потребностей и совершенно не думает о своем духовном мире, то он.по существу ничем не отличается от животного. С другой стороны, если человек не думает о своем материальном благополучии, а целиком и полностью посвящает свою жизнь обогащению своего духовного мира, то он просто-напросто не сможет физически выжить. Поэтому смысл жизни человека заключается в проявлении своих физических и духовных потенций. Это значит, что человек должен удовлетворять и материальные и духовные потребности, ставить перед собой высокие цели и стремиться к их реализации.
    Если человек — биосоциальное существо, то личность есть только социальное существо. Человек становится личностью только в обществе. Всякая личность — человек, но не всякий человек есть личность. Скажем, психически ненормальный человек не есть личность. Чтобы стать личностью, надо обладать определенными чертами. Прежде всего, личность должна обладать разумом. Личностью является конкретный человек как носитель разума, сознания. Чем полнее у человека развито сознание и его высшая форма — самосознание, тем ярче и полнее выглядит личность.
    Другая черта личности — ориентация в обществе. Она непосредственно связана с разумом. Разумный человек не только ориентируется в обществе, но и приносит определенную пользу ему. Следующей чертой личности является личное достоинство. Настоящая личность уважает достоинство других и требует уважения к себе. Беспринципный человек, постоянно приспосабливающийся к изменившимся социальным условиям и не имеющий собственного мнения, а повторяющий чужие мысли, собственно говоря, не есть подлинная личность. Настоящая личность имеет свое
    лицо, свои убеждения, принципы и готова их отстаивать в любой ситуации. Еще одна черта личности — способность нести ответственность за свои поступки и действия. Безответственный человек, строго говоря, не есть личность. Подлинная личность чувствует свою ответственность перед семьей, коллективом и обществом.
    Все перечисленные черты личности являются атрибутивными свойствами любой личности, но они проявляются по-разному в зависимости от конкретно-исторических условий и природных задатков самой личности.
    Лекция, реферат. 1. Индивид, человек, личность — основные черты и особенности — понятие и виды. Классификация, сущность и особенности.

    Оглавление книги открыть закрыть

    Без имени
    Об авторах
    РАЗДЕЛ I. СПЕЦИФИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ ЕГО РАЗВИТИЯ
    1. Науки о природе и науки об обществе. В чем заключается их сходство и различие?
    2. Этапы становления обществознания. Обществоведческая проблематика в истории античной и средневековой мысли .
    3. Каковы основные направления современной общественной<br />мысли?
    РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ
    1. Индивид, человек, личность — основные черты и особенности
    2. Общество как целостное социальное образование — понятие и основные особенности
    3. Общество и его законы
    4. Каковы движущие силы общественного развития?
    5. Что собой представляют сферы общественной жизни и каковы<br />их виды?
    6. Социальные классы — понятие и пути их образования
    7. Социальная стратификация
    8. Политика — сфера общественной жизни — основные элементы
    9. Власть — общая характеристика
    10. Власть и авторитет
    11. Типология политической власти
    12. Политические отношения
    13. Политическая организация или система
    14. Политические интересы и идеи
    15. Происхождение государства
    16. Что собой представляет гражданское общество?
    17. Соотношение политики и морали
    18. Сфера политики и сфера морали
    19. Политика и общечеловеческие ценности
    20. Что такое свобода? Ее общая характеристика
    21. Экономический, духовный и политический аспекты свободы
    22. Свобода и ответственность
    23. Общественный прогресс
    24. Критерии общественного прогресса
    25. Эволюционный и революционный пути общественного развития. Эволюция и революция
    26. Что такое цивилизация? Возникновение, развитие и распад цивилизаций. Цивилизационный подход к истории человечества
    27. Общие черты и особенности различных цивилизаций
    28. Типология общества. Его исторические типы
    29. Общественно-экономическая формация. Формационный подход к истории человечества
    30. Культура — понятие, виды
    31. Социально-этнические общности людей. Этнос, народы
    32. Глобальные проблемы современного человечества — мир и войны, сохранение среды обитания
    33. Понятие и виды субъектов истории
    РАЗДЕЛ III. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
    1. Что такое экономика? Ее понятие и различные смысловые<br />значения
    2. Откуда происходит термин «экономика»?
    3. Меркантилизм (идеология торговли), экономическая наука и экономическая политика
    4. Что такое политическая экономия и можно ли ее отождествлять с экономической политикой?
    5. Чем отличается классическая политическая экономия от<br />вульгарной? Что называют «факторами производства» и в каком<br />смысле можно говорить об их производительности?
    6. Что такое производство? Чем отличается производство в широком понимании от производства в узком смысле?
    7. Экономические отношения — основа типологии современных<br />государств
    8. Деньги — их сущность, виды, функции
    9. Что означает превращение денег в капитал? Что называется «грязными» деньгами?
    10. Что собой представляет государственный бюджет?
    11. Рынок рабочей силы («рынок труда») и его особенности
    12. Безработица и занятость
    13. «Рыночные реформы» в Российской Федерации. Ход и итоги<br />реформ
    14. Что — есть мировая экономика и какова<br />хозяйственная специализация ведущих стран? В чем особенность<br />хозяйственной специализации России?
    15. Какова современная международная финансовая система?
    16. Правовые аспекты экономики
    17. Юридическое лицо и его основные признаки
    18. Трудовые отношения — понятие, основания возникновения и стороны (участники) трудовых отношений
    19. Что такое социальное партнерство в сфере труда?
    20. Стороны социального партнерства и их представители
    21. Что понимается под коллективным договором и каково его<br />содержание?
    22. Трудовые споры — понятие, виды
    23. Каковы особенности рассмотрения коллективных трудовых<br />споров?
    24. Гарантии права на труд и компенсации, предусмотренные трудовым правом
    25. Особенности правового регулирования труда молодежи в РФ<br />и других странах
    РАЗДЕЛ IV. ПОЛИТИКА И ПОЛИТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА<br />ОБЩЕСТВА
    1. Что такое власть и какие виды общественной власти существуют?
    2. Каковы особенности политической и государственной власти?
    3. В чем суть таких политических понятий и категорий, как<br />«политические отношения», «политическая борьба», «политический<br />режим» и «политический плюрализм»?
    4. Политические права и свободы граждан
    5. Что подразумевается под конституционными правами и свободами граждан?
    6. Какие основные виды конституционных прав и свобод существуют?
    7. Что такое политическая система общества и какова ее структура?
    8. Чем определяются особое место и роль государства в политической системе общества?
    9. Политические партии, политические движения и другие объединения граждан как элементы политической системы общества
    10. В чем заключается суть принципа разделения властей и каковы его роль и назначение?
    11. Что такое политическая культура и каково ее содержание?
    12. Политика и религиозные объединения
    13. Каковы особенности политической системы современного российского общества?
    14. Что такое демократия и каковы ее виды?
    15. Что понимается под гарантиями и формами прямой и представительной демократии?
    16. Выборы. Избирательное право и избирательная система Российской Федерации
    17. Гражданство Российской Федерации
    18. Основания приобретения гражданства Российской Федерации
    19. Основания прекращения гражданства Российской Федерации
    20. Отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации
    21. Органы, ведающие делами о гражданстве Российской Федерации и их полномочия
    22. Что понимается под местным самоуправлением?
    23. Каковы основные принципы и полномочия органов местного самоуправления?
    РАЗДЕЛ V. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО
    1. Какой смысл вкладывается в понятие государства?
    2. Каковы основные признаки государства?
    3. Что означает публичная власть как один из основных признаков государства?
    4. Территориальная организация населения как признак государства
    5. Суверенитет и другие признаки государства
    6. Формы государства — понятие и многообразие форм государства
    7. В чем заключаются особенности форм правления и каковы<br />их виды?
    8. Каковы формы правления современных государств?
    9. Какова форма правления в современной России?
    10. Кто может быть Президентом России и каков порядок его избрания?
    11. Каковы полномочия Президента Российской Федерации и каков характер издаваемых им актов?
    12. Что понимается под формой государственного устройства и каковы ее виды?
    13. Отличительные особенности конфедерации
    14. Форма государственного устройства России
    15. Каковы принципы построения и функционирования Российской Федерации?
    16. Конституционно-правовой статус Российской Федерации
    17. Конституционно-правовой статус субъектов Российской<br />Федерации
    18. Что собой представляет государственный режим и каковы<br />его виды?
    19. Правовое государство — основные черты и особенности
    20. Что понимается под государственным аппаратом?
    21. В чем состоят отличительные особенности государственных органов — составных частей государственного аппарата?
    22. Что — есть структура государственного аппарата?
    23. Органы законодательной и исполнительной власти
    24. Судебные органы и органы прокуратуры
    25. Что понимается под функциями государства?
    26. Каковы общие черты и особенности функций государства?
    27. Критерии классификации функций государства и их виды
    28. Понятие и виды внутренних и внешних функций государства
    29. Федеральное Собрание — парламент Российской Федерации
    30. Каков правовой статус членов российского парламента?
    31. Государственная Дума и ее полномочия
    32. Совет Федерации — верхняя палата российского парламента
    33. Правительство РФ — высший орган исполнительной власти — правовая основа, состав, структура
    34. Полномочия Правительства Российской Федерации
    35. Акты Правительства и его ответственность перед Федеральным Собранием
    36. Что собой представляет система судебных органов России?
    37. Суды конституционной юстиции России
    38. Суды общей юрисдикции России
    39. Арбитражные суды России
    40. Прокуратура Российской Федерации
    41. Что понимается под правом?
    42. Каковы место и роль права в жизни общества?
    43. Нормы права. Понятие и основные признаки, отличающие нормы права от других социальных норм
    44. Структура, порядок изложения и виды норм права
    45. Что понимается под правоотношениями и каковы их особенности?
    46. Юридическое содержание правоотношений
    47. Какие виды правоотношений существуют?
    48. Кто может быть субъектом (участником) правоотношений?
    49. Что означает правоспособность и дееспособность физических лиц и других участников правоотношений?
    50. Основания (юридические факты) возникновения, изменения и прекращения правоотношений и их виды
    51. Правосознание. Понятие, структура, роль в жизни общества
    52. Понятие и формы правотворчества
    53. Каковы принципы правотворчества?
    54. Что означает законодательная процедура и какова ее роль?
    55. Основные стадии законодательного процесса
    56. Что понимается под реализацией права и каковы ее формы?
    57. Правоприменение и его особенности
    58. Принципы, стадии и акты правоприменения
    59. Что такое правопорядок и законность?
    60. Что такое форма (источник) права и какие виды форм права существуют?
    61. Понятие нормативно-правовых актов и их соотношение с индивидуальными актами
    62. Закон и его основные признаки
    63. Виды законов
    64. Конституция — Основной Закон государства
    65. Действующая Конституция Российской Федерации и ее связь с прежними российскими конституциями
    66. Характерные черты и особенности Конституции РФ 1993 г.
    67. Структура Конституции РФ и порядок ее изменения
    68. Что понимается под системой права и какова ее структура?
    69. Понятие и виды отраслей права
    70. Институты права
    71. Какие существуют основания деления права на отрасли<br />и институты?
    72. В чем заключаются особенности публичного и частного права?
    73. Правомерное поведение — понятие, формы реализации, основные иды
    74. Что такое правонарушение и каковы его основные признаки?
    75. Что означает юридический состав правонарушений и каковы<br />их виды?
    76. Юридическая ответственность и ее виды
    РАЗДЕЛ VI. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА И ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА
    1. Семья — основная ячейка общества. Осуществление и защита<br />семейных прав
    2. Личные права и обязанности супругов
    3. Каковы имущественные права и обязанности супругов?
    4. Каковы особенности договорного режима имущества супругов?
    5. Какие права имеют несовершеннолетние дети?
    6. Какие обязанности несут совершеннолетние дети по содержанию родителей?
    7. Что такое опека и попечительство?
    8. Алиментные обязательства членов семьи — их общая характеристика
    9. Общественное сознание — понятие, структура
    10. Каковы формы общественного сознания?
    11. Политическое сознание
    12. Моральное сознание
    13. Эстетическое сознание
    14. Религиозное сознание
    15. Мировоззрение. Типы и формы
    16. Духовное производство
    17. Религия — ее сущность и функции
    18. Взаимоотношение религии с другими областями духовной культуры. Религия и наука. Религия и мораль. Религия и искусство
    19. Типы религий. Мировые религии
    20. Буддизм
    21. Христианство
    22. Русская Православная Церковь
    23. Ислам
    24. Свободомыслие в отношении религии
    СОДЕРЖАНИЕ
    Политика и власть
    Взаимодействие участников политического процесса
    Политическое лидерство и политическая элита 11 класс
    Гражданское общество и правовое государство
    Выборы в демократическом обществе

    « назад Оглавление вперед »
    РАЗДЕЛ II. ЧЕЛОВЕК. ОБЩЕСТВО. ИСТОРИЯ « | » 2. Общество как целостное социальное образование — понятие и основные особенности

     

     

referatwork.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *