Загадочная человеческая память
Известный американский математик и кибернетик Д. Нейман подсчитал, что человеческий мозг может вместить примерно десять в 20-й степени единиц информации, то есть каждый нормальный человек в состоянии запомнить все сведения, содержащиеся в миллионах томов книг.
Но в жизни этого не происходит. Это ли не загадка природы?
Что же такое память? Это способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт. Такое определение дается в словаре русского языка Ожегова. Память представляет собой бесконечно сложный механизм функций мозга, нейронная активность которого позволяет фильтровать, сохранять и уничтожать воспоминания. Выделяют память произвольную и непроизвольную. По продолжительности закрепления и сохранения информации память подразделяется на непосредственную, кратковременную, скользящую и долговременную.
Непосредственная (сенсорная) память — это память автоматическая, в которой одно впечатление мгновенно сменяется следующим. Примером такого процесса служит печатание за компьютером: как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.
Кратковременная, или рабочая (оперативная), память работает без какой бы то ни было сознательной установки на запоминание. Человек одновременно, не считая, может охватить взором семь предметов (плюс-минус два предмета) или удерживать в памяти до семи элементов в течение максимум 30 сек. Она действует, например, когда мы набираем номер телефона.
Скользящая память — самая короткая из всех видов памяти. Такого рода память развита, например, у авиадиспетчеров: она позволяет им на несколько минут сосредоточить внимание на изображении движущейся точки на экране локатора, а после посадки самолета тут же забыть о ней, переключив внимание на следующую точку.
Долговременная память обеспечивает сохранение знаний, умений и навыков на дни, месяцы и даже годы, поэтому ее работу определяют более сложные механизмы записи информации, действующие на нескольких уровнях: чувственном, эмоциональном и интеллектуальном. Считается, что объем долговременной памяти практически не ограничен.
В зависимости от восприятий сигналов организмом человека выделяют зрительную, слуховую, тактильную (ощущения от прикосновения), двигательную (или моторную), вкусовую, образную, эмоциональную, эйдетическую, обонятельную и другие виды памяти.
Например, известно, что знаменитая актриса МХАТа Ольга Книппер-Чехова перед выходом на сцену в спектакле «Вишневый сад» всегда пользовалась одними и теми же духами, которые вызывали у нее определенные ассоциации. Таким образом, она использовала запахи как обонятельные подсказки.
Пабло Пикассо применял метод тренировки памяти под условным названием «знаки прошлого». У него была особая комната, где хранились разные безделушки, разбитые фужеры, старые платки, сломанные расчески и сувениры. Он брал в руки предмет, силился вспомнить то, что было связано с ним — и в памяти всплывали лица, события, мысли, разговоры, даты. Художник как бы погружался в приятную атмосферу воспоминаний.
У хороших специалистов обычно развита профессиональная память. Многие врачи, особенно терапевты, помнят пациентов в лицо, а большинство стоматологов узнают их только после того, как больной откроет рот. Уникальной обонятельной и вкусовой памятью обладают дегустаторы, двигательной — спортсмены, зрительной — милиционеры и художники, слуховой — композиторы и музыканты и т. д.
Например, 14-летний Моцарт на службе в соборе Святого Петра в Риме слушал большое произведение для двух хоров «Мизерере», партитура которого хранилась в секрете. Он запомнил его, а дома записал музыку, не сделав ни единой ошибки. Подобная память была у Д. Д. Шостаковича. Композитор А. К. Глазунов легко восстанавливал утраченные партитуры музыкальных произведений.
Известен интересный случай из биографии замечательного русского пианиста и композитора С. В. Рахманинова. Однажды к С.’Танееву должен был приехать Глазунов, чтобы сыграть только что написанную пьесу. Любивший подшутить Танеев спрятал в другой комнате студента консерватории Рахманинова. Через некоторое время после того как Глазунов закончил играть, Танеев позвал молодого Рахманинова. Юноша сел за рояль и к величайшему удивлению Глазунова повторил полностью его сочинение.
Однако уровень интеллекта не зависит от памяти. Проводившиеся эксперименты показывают, что и ограниченные, и умные люди могут обладать как хорошей, так и плохой памятью. Скажем, гениальный Чарли Чаплин не мог запомнить даже фамилии своего секретаря, с которым проработал семь лет.
В то же время история знает немало знаменитых людей, обладающих феноменальной памятью. Как известно из истории, Юлий Цезарь и Александр Македонский знали в лицо и по имени всех своих солдат — до 30 тыс. человек. Этими же способностями обладал и персидский царь Кир и великий русский полководец А. В. Суворов.
Каждого из 20 тыс. жителей Афин знали знаменитые Фемистокл и Сократ. А Сенека был способен повторить две тысячи не связанных между собой слов, услышанных лишь однажды. Джордж Ноэл Гордон Байрон знал все свои произведения наизусть. Гениальный математик Леонард Эйлер помнил шесть первых степеней всех чисел до ста.
Академик А. Ф. Иоффе по памяти пользовался таблицей логарифмов. Академик С. А. Чаплыгин мог безошибочно назвать номер телефона, по которому он звонил лет пять назад всего один раз. Великий русский шахматист А. Алехин играл по памяти «вслепую» с 30—40 партнерами.
Создатель гениальных гравюр французский художник Гюстав Доре мог сделать точный рисунок с фотографии, которую видел один раз, да и то мельком. Украинский историк Михаил Брайчевский легко находил нужную страницу среди десяти тысяч книг, которые хранились в его домашней библиотеке. Научные работы он писал без единого черновика и все цитаты приводил по памяти.
Среди обычных людей тоже немало феноменов. Некто Э. Гаси заучил наизусть все две с половиной тысяч книг, которые прочитал за свою жизнь. А кассир польского футбольного клуба «Гурник» Леопольд Хелд помнил не только все результаты, но и все подробности игр клуба.
Юрист из Еревана Самвел Гарибян уже в 20-летнем возрасте из двух тысяч названных ему слов воспроизводил по памяти 1970. В июне 1990 года он попал в Книгу рекордов Гиннесса как человек, который безошибочно воспроизвел одну тысячу продиктованных ему слов, произвольно выбранных из десяти европейских и восточных языков (английский, немецкий, урду, дари, фарси, пушту, бенгали, эсперанто, арабский и испанский), бросив тем самым вызов буддийскому монаху, помнившему 16 тыс. строк стихотворений.
В конце февраля 2000 года он побил еще один рекорд, запомнив и повторив с одного прослушивания в том же порядке 1200 русских слов и словосочетаний, не связанных по смыслу друг с другом, потеряв при этом всего 32 слова.
Ученые установили, что и многие животные обладают удивительной памятью. Некоторые исследователи утверждают, что слоны, например, помнят не только людей, с которыми они встречались, но и все обиды, которые им нанесли.
Нередко феноменальная память возникает как компенсаторная функция. У людей, лишившихся какой-либо способности — говорить, слышать или видеть, преобладает тот вид памяти, который помогает частично восполнить утрату. Скульптор Лина По, умершая в 1948 году, продолжала создавать скульптуры, даже ослепнув. Оглохший Бетховен писал музыку, а русский актер Остужев, потеряв слух, остался на сцене, и его помнят как выдающегося актера.
А вот феномены другого рода. Английская девочка из Блекпула в 1931 году вдруг начала осознавать себя вавилонской женщиной Телекой Вентуи, которая жила в Древнем Египте примерно в 1400 году до н. э. при фараоне Аменхотепе III. Ребенок, которому в досье Британского общества психологических исследований дали псевдоним Розмари, обладал способностью в состоянии транса говорить на странном древнем диалекте.
В связи с этим она проходила обследование у психиатра Фредерика Вуда, который записал несколько фраз и послал их ученому-египтологу Говарду Халму. К удивлению психиатра, ученый сообщил, что фразы девочки содержат много архаизмов, древних терминов и оборотов, характерных для речи египтян дохристианской эры.
В его присутствии английская Розмари за полтора часа написала 66 правильных фраз иероглифами. К концу своих исследований Халм был убежден, что действительно слышал голос далекого прошлого.
В 1930 году нью-йоркский врач доктор Маршалл Макдуффи обнаружил, что его малыши-двойняшки общаются на каком-то неизвестном наречии. Он был убежден, что это их собственный придуманный язык, пока профессор, специалист по древним языкам, посетивший их дом в качестве гостя, не заявил, что они говорят на арамейском языке, который был в употреблении во времена Христа.
Не так давно нашли людей с подобными ксеноглоссическими способностями. В Торонто 30-летний детский психолог под гипнозом возвращался к тем временам, когда он был викингом, захватчиком Исландии. Этот же человек также вспоминал свою жизнь в Месопотамии в 650 году н. э. и мог писать на языке тех лет.
Одиннадцатилетний американский мальчик, находившийся под наблюдением доктора Морриса Не-тертона, калифорнийского гипнотизера, был способен говорить на древнем диалекте Среднего Востока. Объяснить этот феномен пока никому не удалось.
Зато удалось дать возможность человеку овладеть любым языком в течение очень короткого времени. С конца 50-х годов прошлого столетия ЦРУ и КГБ обучали своих агентов иностранным языкам по методике 25-го кадра, когда информация попадает в подсознание, минуя сознание, что повышает способность запоминать в сотни раз. Это позволяло за несколько часов выучить то, на что в обычном режиме уходили годы.
Группе исследователей во главе с профессором Токийского университета Ясудзи Мияситой удалось доказать, что весь механизм памяти сосредоточен в височных долях серого вещества головного мозга. Сначала увиденная информация по зрительному нерву передается на внешнюю оболочку коры мозга, а затем — в ее внутреннюю область, которая фактически представляет собой «архив» памяти.
На это уходит одна десятая доля секунды. За такое время во внутренней области коры происходят электрохимические реакции, которые как бы кодируют полученную информацию, переводят ее в символы, по которым нейроны могут отыскать и выдать обратно нужные «картинки». Они это и делают, когда человек вспоминает: отправляют искомую информацию на поверхность серого вещества, но с гораздо меньшей скоростью — не выше четырех десятых доли секунды.
Японские исследователи подтвердили то, что интуитивно чувствует каждый: человек ничего не забывает. Все, когда-либо увиденное и пережитое, хранится в анналах памяти и может быть вызвано, так сказать, на поверхность. Это и происходит, в частности, с утопленниками, которых удалось вернуть к жизни.
Многие из них рассказывают, что прежде чем померкнуло сознание, перед их внутренним взором за считанные секунды проходила вся жизнь до мельчайших подробностей. Ученые объясняют это тем, что в поисках спасения мозг «прокручивает» всю жизнь, отыскивая в ней схожие ситуации, которые подсказали бы, как избавиться от смертельной опасности.
На основании исследований ученые сделали вывод: человек вообще ничего не забывает, а просто не все может вспомнить. Причины этого могут заключаться в определенных нарушениях связей между внешней и внутренней сторонами коры головного мозга.
Нарушения памяти заметно у алкоголиков любого возраста. Всего несколько глотков спиртного достаточно для того, чтобы ухудшить кратковременную память. Она же ослаблена и у курильщиков. А у выкуривающих больше одной пачки сигарет или папирос в день поражены и визуальная, и вербальная виды памяти. Пагубное влияние также оказывают все химические вещества и медицинские препараты, вызывающие состояние сонливости, а также кофе. Избыток кофеина в крови вызывает нервозность, возбудимость, сердцебиение, несовместимые со вниманием и запоминанием.
Неожиданные выводы сделали шведские ученые, которые обнаружили удивительную взаимосвязь между функциями памяти и наличием у человека зубов.
Как оказалось, люди, которые по тем или иным причинам лишились нескольких зубов, обладают меньшими способностями мысленно зафиксировать, что они делали в то или иное время, или определить, где и в какой момент они находились.
В то же время наш мозг сопротивляется избытку информации и включает защитные механизмы для вытеснения лишних сведений. Ученые считают, что они удаляются под влиянием различных ситуаций, эмоций и т. д. Этот феномен исследовал еще Фрейд, который считал, что нет случайно забытых событий.
Если, допустим, человек не помнит доклад, который должен вскоре читать, то это не случайно: либо ему не хочется выступать перед данной аудиторией, либо тема не по душе, но признаться в этом он не может или не хочет даже себе.
Ученые до сих пор бьются над загадками функционирования человеческой памяти, существует много теорий, так или иначе объясняющих способности человека к запоминанию.
В век компьютерных технологий человеческий мозг является пока самым совершенным механизмом по обработке и анализу информации — ведь даже самый современный компьютер не получает информацию непосредственно из окружающего мира. Он только оперирует (хотя и в миллионы раз быстрее человека) сведенной к двоичному коду информацией, причем сильно обедненной вследствие технологических ограничений.
Так что же такое человеческая память? Один из ответов дал немецкий писатель Жан Поль: «Память — это единственный рай, из которого нет изгнания».
Вы можете прочитать другие новости на эту тему:
paranormal-news.ru
Человеческая память
Человеческая память
ВВЕДЕНИЕ
Память — самая долговечная из наших способностей. В старости мы помним события детства восьмидесятилетней, а то и большей давности. Случайно оброненное слово, может воскресить для нас, казалось, давно забытые черты лица, имя, морской или горный пейзаж. Память определяет нашу индивидуальность и заставляет действовать тем или иным способом в большей степени, чем любая другая отдельно взятая особенность нашей личности. Вся наша жизнь есть не что иное, как путь из пережитого прошлого в неизвестное будущее, освящаемый лишь в то ускользающее мгновение, тот миг реально испытываемых ощущений, который мы называем » настоящим «. Тем не менее настоящие — это продолжение прошлого, оно вырастает из прошлого и формируется им благодаря памяти. Именно память спасает прошлое от забвения, не дает ему стать таким же непостижимым, как будущее. Иными словами, память придает направленность ходу времени.
Для каждого из нас память уникальна. Память позволяет нам осознавать и собственную индивидуальность, и личность других людей. Лишившись памяти, человек утрачивает собственное » я «, перестает существовать. Вот почему так бесконечно интересны и пугающи клинические случаи потери памяти. Человеческая память закодирована в десяти миллиардах нервных клеток, образующих наш мозг, и в десяти триллионах связей между этими клетками. Следы памяти — это живые процессы, которые трансформируются и наполняются новым содержанием всякий раз, когда мы их оживляем.
Многие люди жалуются на плохую память. Но ведь объем и продолжительность запоминания информации поистине удивительны.
Самый важный вопрос: как мы запоминаем? Каким образом мельчайшие подробности повседневного существования, пережитые в детстве радости и унижения, прозаические детали ужина или случайный набор цифр на номере промелькнувшего автомобиля остаются запечатленными в смеси молекул, ионов, белков и липидов, из которых состоят десять миллиардов клеток нашего мозга? Такое количество клеток трудно даже вообразить. Но представьте себе, что число нейронов в мозгу любого человека втрое больше числа живущих на Земле людей, а если подсчитывать связи между этими нейронами со скоростью одна связь в секунду, то потребуется от трех до тридцати миллионов лет, чтобы завершить подсчет. Этого вполне достаточно, чтобы хранить воспоминания о всей прошедшей жизни…
Есть еще одна проблема. На протяжении нашей жизни каждая молекула тела многократно изменяется, клетки отмирают и тоже заменяются новыми, связь между ними устанавливается и рвутся тысячи, а возможно, и миллионы раз. Тем не менее в ходе этого всеобъемлющего процесса, который и составляет существо биологической жизни, память сохраняется. Любая компьютерная память перестает существовать, если все детали машины подвергаются такой же замене. Память, связанная со структурами мозга и происходящими в них процессами, сохраняется так же, как сохраняются формы тела, несмотря на непрерывный круговорот его молекулярных компонентов.
Мы принимаем наш технологизированный мир и использование в нем памяти как что-то само собой разумеющееся. Мы оставляем друзьям послания автоответчиках или в компьютерах, справляемся по памятным книжкам относительно еще не занятых дней и посылаем записки коллегам, организуя обед, посещение театра или собрания, наконец, отмечаем, что у нас есть в холодильнике и что необходимо купить. Все эти факты индивидуальной памяти, но акты, в которых мы прибегаем к средствам, лежащим вне нас, для того чтобы дополнить или заменить внутреннюю систему памяти, связанную с мозгом. Так было не всегда. Наши воспоминания индивидуальны, но они формируются в процессе коллективной, общественной жизни людей, которая влияет и на сами механизмы мозговой деятельности. У каждого из нас и у общества в целом разнообразные технические средства — от таких древних, как письмо, до новейших электронных устройств — трансформируют восприятие и способы использования памяти. Чтобы понять работу памяти, необходимо понять природу и динамику процесса этой трансформации.
Большая часть истории человечества протекла до появления современных технологий, даже до появления письменности. В первобытных сообществах память о жизни отдельных людей, истории семей и племен передавалась в устной форме. То, что не удерживалось в индивидуальной памяти или не передавалось в процессе устного общения, навсегда забывалось. Воспоминания людей, внутренние следы их прошлого опыта должны были быть самыми хрупкими сокровищами. В таких бесписьменных культурах памяти подлежала постоянному упражнению, а воспоминания — сохранению и обновлению. Особые люди — старейшины, барды — становились хранителями общественной культуры, способными пересказывать эпические повествования, в которых запечатлевается история любого общества. При этом каждый пересказ в те времена становился уникальным — это был неповторимый продукт сиюминутного взаимодействия между рассказчиком, его способностью помнить прошлые пересказы и конкретной аудиторией.
Хотя еще жива концепция памяти в этом глубоком, коллективном смысле, новые технические средства меняют природу запоминания. Магнитофоны и видеомагнитофоны, а также письменная регистрация событий не только усиливают память, но и замораживают ее, придают ей фиксированный, линейный характер; они закрепляют ее и в то же время не дают ей развиваться и трансформироваться во времени, подобно тому как жесткий наружный скелет насекомых или ракообразных одновременно защищает и стесняет его обладателя. Вспомним, например, как в 1990 году лидеры мирового европейского движения собрались в Ваннзе — вилле на берегу озера, где Гитлер, Гейдрих и прочие почти пятьдесят лет назад подготовили план » окончательного решения европейской проблемы «. Как писал тогда Элие Визель, нужно было продемонстрировать, что » память сильнее чем ее враги…, о которых многие немцы и немки в прошлом старались не говорить и не помнить «. Это был акт групповой памяти одной стороны, противостоящий акту общественной амнезии у другой; но этот акт памяти не ограничивался устными выступлениями: он был подкреплен письменными текстами, звуковыми записями и прежде всего видимыми образами на фотографиях и кинопленке — потрясающими до ужаса изображениями, которые теперь в умах и памяти даже тех, кто был далек от запечатленных событий. Контраст со старыми, основанными на устной традиции культурами не мог бы быть более явным.
Разумеется, многие современные национальные и этические конфликты порождены аналогичными, многократно усиленными коллективными воспоминаниями и коллективной амнезией.
Древнее искусство запоминания
Древние философы относились к достоинствам письменной культуры с явным скепсисом. Платон приписывает Сократу утверждение об античеловеческой природе письма: оно выносит за пределы нашего духа то, что на самом деле может существовать только в нем самом. Как отмечает Онг, письмо материализует психические процессы, превращает их произведенный продукт. Записи разрушают память; те, кто пользуется ими ( как говорил, по свидетельству Платона, Сократ ), становятся забывчивыми, полагаются на внешние источники, когда им не хватает внутренних ресурсов. Письмо ослабляет ум. Память следует упражнять, чтобы она была все помнящей. Система приемов, улучшающих использование памяти, — так называемая мнемотехника — по-видимому, не один раз независимо возникала и разрабатывалась во многих культурах.
Главное условие хорошей памяти — это способность упорядоченно располагать в мыслях все то, что требуется запомнить. Такое правило предназначено для соотнесения набора объектов, не имеющих видимой логической связи, с другим набором, структура которого логически ясна или хотя бы легко запоминается благодаря каким-то характерным признакам. В таких мнемотехнических системах воспоминания можно сохранять путем » привязки » их к элементам хорошо знакомого окружения — обычно дома с его комнатами или общественного места с заметными зданиями и монументами: подлежащие запоминанию предметы мысленно размещаются вдоль цепочки таких элементов. После этого их легко вспомнить. В древних текстах этот метод запоминания называют » искусственной » памятью в противовес врожденной, или природной, нетренированной памяти; изобретение новых систем памяти, по-видимому, представлялось древним столь же заманчивым делом, как и нынешним энтузиастам создания компьютеров.
Постепенно, особенно с XIV века, мнемотехника стала набирать силу. Место » записи » запоминаемых образов стали уподоблять театру особому » театру памяти » с символическими скульптурами, подобными статуям древнеримского форума, у основания которых можно было располагать объекты, подлежащие запоминанию. С начала эпохи Возрождения эти воображаемые театры становились сложнее, в них появились проходы, ярусы кресел, классические статуи, олицетворявшие пороки, добродетели и другие ключевые понятия. Но если раньше демонстраторы искусства мнемотехники были как бы зрителями такого театра, смотревшими на сцену как на собрание тщательно отобранных образов-напоминаний, то в эпоху Возрождения мнемотехник смотрел со сцены,подобно актеру, и ряды зрителей в зале служили для него последовательностью знаков, облегчавших работу памяти.
Новый вид памяти
Естественно, со временем происходило развитие письменности, » театры памяти » дойдя до наивысшей степени развития сошли на нет, постепенно происходит развитие науки ( кибернетики ), появляются изобретения, которые способны перевернуть представление о устройстве памяти.
Качественная новизна компьютерной техники была очевидна с самого начала. Разумеется, и раньше существовали электромеханические счетные машины и подобные им аппараты. Но компьютеры общего назначения представляли собой нечто большее, чем быстродействующие устройства и хранилища информации: они могли сравнивать и преобразовывать информацию, манипулировать ею, что делало возможным создание принципиально новых технологических процессов и инструментов и даже постановку любых мыслимых научных проблем, касающихся познания Вселенной. На протяжении двух последних десятилетий компьютеры постепенно, но во все нарастающем темпе изменяют способы, которыми мы познаем мир и воздействуем на него. Не удивительно, что столь велик идеологический резонанс компьютеризации. Перед создателями компьютерной техники с самого начала во весь рост встала проблема взаимодействия между компьютером и мозгом. Это нашло даже отражение в их языках. Так, цифровая ЭВМ фон Неймана состояла из центрального процессора, выполнявшего арифметические и логические операции, и блока хранения информации, который был тут же наречен его конструкторами памятью.
mirznanii.com
Человеческая память. Что такое человеческая память
Сохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности.
Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое.
Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток после любого раздражения или возбуждения. Нервные клетки очень быстро фиксируют отпечатки и прочно хранят.
Кратковременная и долговременная человеческая память.
Эти отпечатки называют следами, и наука пока еще не знает, каким образом они образуются. Эти отпечатки-следы имеют разную участь:
- Одни живут много лет;
- Другие несколько секунд.
Поэтому у человека различают две памяти: кратковременная и долговременная.
Короткая память человеку нужна, для быстрых вычислений, каких-либо событий или чтобы знать, чем вчерашний ужин отличается от сегодняшнего, но ее предназначение вспомогательное.
Для человека долговременная память намного важнее. Без нее никогда и ничему люди не научились бы.
Многие ученые полагают — у человека следы некоторых впечатлений сохраняются на протяжении всей жизни. При определенных обстоятельствах он может вспомнить то, что считал давно забытым, например, под гипнозом. Сложный процесс, в ходе которого извлекаются следы впечатлений из тайников памяти человека, вызывается многими причинами.
Ассоциации и схемы.
Все в человеческой жизни взаимосвязано, так и в мозгу все соединяется невидимыми дорожками между собой. Такие связи называются ассоциациями. Они помогают человеку в учебе и работе. Зная решение одной задачи, ученик без особых усилий решит подобную. На производстве рабочий, основываясь на знаниях работы на станках, без проблем освоит более модернизированный их вариант.
Память человека стимулируют предметы, которые ему были уже знакомы. Их воздействие на чувства оживляет давние следы, и воспоминание приходит быстрее, чем меньше они стираются.
Для того, чтобы отпечатки лучше сохранились, требуется некоторый промежуток времени. Если человек говорит какое-то определенное слово, например, «дом», сразу приходит понимание, что это такое – знают все. Самая ценная черта – это обобщенные параметры образа. Человеку знакомы детали, которые делают его похожим на другие дома. При помощи подобных образных схем в человеческой памяти сохраняются отпечатки впечатлений. Природа придумала совершенную форму, хранящую прошлое.
Активизация возможностей человека.
Память активизирует мысль, многократно увеличивает возможности человека. Яркой, выдающейся личностью становится человек, обладающий хорошей памятью. Около 3 тысяч имен своих воинов знали Александр Македонский и Юлий Цезарь. Могли по памяти рассказать тонкие частности военного искусства легендарные Александр Суворов и Михаил Кутузов. Великие военачальники Великой Отечественной войны благодаря знаниям и умениям нестандартно мыслить, напрягая во многих случаях память, выходили победителями в критических ситуациях на фронтах.
Исследователи утверждают, что человек утративший память, теряет умственные способности, знания, разрушаются навыки, происходит полнейшая его дезорганизация.
Похожие статьи на сайте
https://psypage.com/2017/04/22/chto-takoe-chelovecheskaya-pamyat/https://psypage.com/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-1024×683.jpghttps://psypage.com/wp-content/uploads/2017/04/1473599918_pamyat-1-150×150.jpgPsyPageОбраздолговременная память.,Кратковременная память,памятьСохраняет и воспроизводит зафиксированные следы, оставленные впечатлениями, человеческая память. Об этих способностях писали еще философы древности. Древнегреческая богиня Мнемозина считалась богиней памяти и была покровительницей науки и искусства. Греки еще в древности понимали, что творчество невозможно без знаний, уходящих корнями в прошлое. Ученые установили, что в нервной системе человека остается отпечаток…PsyPagePsyPage [email protected]psypage.com
Что такое память? Виды памяти человека.
Память — это важнейшая составляющая нашей личности. Она является связующим звеном между нашим прошлым, настоящим и будущим. Без возможности запоминания эволюция, вероятно, стояла бы на месте. Для современного человека в век большого потока информации чрезвычайно важно иметь хорошую память, чтобы не отставать в гонке развития. Нагрузка на наш естественный «жёсткий диск» растёт с каждым днём.
Что такое память человека?
Язык и память тесно связаны. Способность запоминать у людей не врождённая. Она развивается, когда мы учимся описывать мир. У нас практически нет воспоминаний о первых годах жизни именно потому, что мы не умели говорить. Затем, годам к 3-5, ребёнок начинает говорить предложениями и описывает события из жизни, тем самым закрепляя их в памяти.
В подростковом возрасте к человеку приходит осознание себя. Он отвечает сам себе на вопрос «кто я?» И воспоминания об этих годах самые сильные и яркие. Тогда как недавние события жизни бывает очень сложно вспомнить. Почему так происходит?
Есть теория о том, что 15-25 лет — это последний период формирования личности. В это время мы переключаем внимание на другие вещи, помимо семьи. Происходят гормональные изменения, формирование мозга, образуются новые нейронные связи, многие из них эффективно работают во фронтальной лобной доле. Эта часть мозга отвечает за осознание самого себя. А так же в этих участках накапливается информация, которая становится воспоминаниями. Может быть в этом и есть причина того, что мы очень хорошо помним подростковый период нашей жизни даже в зрелом возрасте.
Виды памяти по способу запоминания.
Память человека можно условно разделить на несколько видов. рис.
Итак, по порядку:
1 блок. Предмет запоминания.
* Образная память. Информация, которая сохраняется с помощью создания некоторых образов на основе данных, получаемых нашими органами чувств. Всё, что мы видим, слышим, осязаем на ощупь, чувствуем вкусовыми рецепторами и обонянием, преобразуется в образы и остаётся в памяти в этом виде.
* Вербальная память — это всё, что мы получаем с помощью слов и логики. Этим видом обладает только человек. Все сведения, полученные вербально, осознанно анализируются и классифицируются для дальнейшего использования.
* Эмоциональная память. Переживаемые человеком чувства запечатлеваются именно в этом «отделе». Все положительные или негативные эмоции сохраняются, и в будущем, вспоминая эти моменты жизни, человек может вновь испытать те же ощущения.
* Двигательная (моторная) память. Всё, что связано с движением запоминается двигательной памятью. Езда на велосипеде, умение плавать, всё то, что мы делаем «на автомате», научившись этому однажды, сохраняется в нашей мышечной памяти.
2 блок. Способ запоминания.
* Произвольная память. При этом способе человек запоминает необходимую информацию специально, усилием воли. Например с помощью повторения.
* Непроизвольная память. В процессе жизнедеятельности мы запоминаем не только то, что нам нужно, но и другие процессы. Особенно, если эти данные соответствуют нашим интересам и предпочтениям. Например, после новогоднего корпоратива кто-то запомнит наряды сотрудников, кто-то вкусные блюда, а другие сохранят в памяти конкурсные игры. Каждый непроизвольно унесёт в своей памяти то, что лично ему было интереснее всего.
3 блок. Время запоминания.
* Кратковременная память. Используется для решения задач, «стоящих на повестке дня». С её помощью человек обрабатывает огромное количество информации, но очень быстро её забывает. Сразу, как только в ней пропадает потребность. Срабатывает природный «предохранитель», чтоб мозг не «взорвался».
* Долговременная память. Этот вид определяется длительным сроком хранения информации. Все накопленные знания структурированы, сгруппированы и используются на протяжении месяцев, лет или всей жизни.
* Промежуточная память. Это нечто среднее между долговременной и кратковременной. В течение дня мозг собирает всё, что узнал, и в процессе ночного сна производит сортировку — что-то отсекается, а что-то закладывается в долгосрочный «сейф».
* Оперативная память нужна для выполнения конкретного определённого действия.
* Сенсорная память самая короткая. Хранит получаемую информацию от органов чувств в течение долей секунд. Например, после закрытия глаз картинка, увиденная последней, не исчезает сразу. Вероятно благодаря этому типу памяти мы не замечаем моргания наших глаз.
Один интересный факт о памяти:
В эту статью не вместилось всё, что я хотел рассказать про память человека, поэтому в следующих публикациях я отвечу на вопросы о том, почему ухудшается память и как её развивать.
P.S. Память это ключ и замок одновременно от нашей личности.
И с Новым годом всех!
12 228Похожие статьи
www.nematerialnost.ru
Память человека
Мозг человека работает беспрерывно. В нем постоянно происходят различные физиологические и химические процессы. Все события, переживания, движения оставляют свой след и воспроизводятся впоследствии в качестве воспоминаний. Это явление имеет свое название, а именно – память человека. Это понятие включает в себя несколько процессов:
- запоминание;
- сохранение;
- воспроизведение.
Существует много видов памяти. Основаниями для их выделения может служить следующее: характер психологической активности, характер связи с различными целями деятельности, степень осознанности запоминаемых образов (информации), период сохранения образов, цели исследования.
Классификация видов памяти:
1. Образная – фиксируются образы, сформировавшиеся посредством восприятия через сенсорные системы. При необходимости они воспроизводятся в форме представлений. Такая память подразделяется на подвиды:
- зрительная;
- слуховая;
- вкусовая;
- обонятельная;
- тактильная.
При использовании сразу всех описанных видов образной памяти, человек спустя некоторое время способен воспроизвести полученную информацию с высокой точностью. Если исключить одну либо несколько – результат значительно ухудшится.
2. Моторная (двигательная) – это память человека, проявляющаяся в способности запоминать, а затем воспроизводить двигательные операции. Например, езда на велосипеде, плавание. Такой вид памяти помогает в освоении трудовых навыков и любых двигательных актов.
3. Эмоциональная – память на чувства. Ее называют самой надежной и долговечной. Благодаря ей человек способен воспроизводить пережитые ранее чувства, при этом они могут превосходить свои оригиналы по силе, а также изменяться на противоположные. Отсутствие эмоциональной памяти делает человека непривлекательным для окружающих и неинтересным.
4. Оперативная память человека подобна кратковременной. Она позволяет сохранить информацию только для выполнения текущих операций.
5. Семантическая – это память человека на слова и мысли. Она бывает логической и механической.
6. Производственная – намеренное запоминание образов, которое связано с определенной целью и осуществляется при помощи специальных приемов.
7. Мгновенная – память, которая удерживает информацию без переработки. Управлять такой памятью почти невозможно. Она делится на подвиды: иконическая, эхоическая.
8.Кратковременная память человека – память на информацию после однократного восприятия с немедленным воспроизведением.
9. Долговременная – память на образы, предполагающая их длительное хранение и многократное воспроизведение.
10. Генетическая память обуславливается механизмом наследственности. Она сохраняет склонности человека к определенным видам деятельности, к действиям в той или иной ситуации. К ней относятся рефлексы, инстинкты, элементы облика человека.
11. Репродуктивная память проявляется в воспроизведении оригинального, ранее сохраненного объекта. Например, рисование картин по памяти.
12. Ассоциативная память предполагает запоминание и установление функциональных связей между объектами. Например, проходя мимо магазина, человек вспомнил, что ему надо что-то купить.
13. Автобиографическая – это память на какие-либо события из собственной жизни, которые происходили в прошлом, независимо от давности.
Все виды памяти, независимо от того, к какой категории они относятся, тесно связано между собой. Пользуясь несколькими видами одновременно, мы улучшаем качество сохраненной и воспроизводимой информации.
Существуют специально разработанные методики улучшения памяти. Многие из них применяются к детям в учреждениях образования. Каждый человек при желании может улучшить свою память при помощи различных упражнений.
fb.ru
Память человека
Память человека удивительный дар, который дала природа людям. Благодаря ей мы можем накапливать жизненный опыт и впоследствии пользоваться им для своего блага. Человек, лишенный памяти, беспомощен в этом мире, поскольку каждое мгновение будет для него открытием, но будет приносить пользу и удовлетворение. Бывают ситуации, при которых память человека ухудшается: мы забываем то, что происходило совсем недавно. Болезнь может развиться вследствие более ранней патологии в жизни. Но если у вас неважная память с рождения, не переживайте: ее можно развить.
Что это такое?
Память человека рассматривают как предмет изучения в рамках психологии. Это возможность человека накапливать и хранить информацию. С другой стороны, в психологии определяют память как способность воспроизводить переживания, эмоции из прошлого, вспоминать прежнее местонахождение предмета и т.д. Но самое главное, что память позволяет нам сохранять накопленную информацию об этом мире.
Мы знаем, что головной мозг состоит из двух полушарий. Таким образом, память изучается не только в психологии, но и в рамках физиологии. В нем расположено более 20 миллиардов клеток, соединенных между собой. Правое полушарие отвечает за эмоции, чувства, а левое за логическое мышление. Однако до сих пор ученым точно не известно, где располагается у человека память и как происходит запоминание хранящейся информации.
Чтобы определить, какая у человека память и для чего она нужна, следует вывести показатели по следующим характеристикам этого свойства. Общая характеристика и классификация памяти в сфере психологии будет зависеть от параметров. Вот основные их виды, характеристика и общая классификация:
- Объем. Измерить общий объем памяти взрослого человека очень сложно, поскольку в жизни мы используем ресурсы нашего мозга лишь на 4-10%. В среднем емкость кратковременной памяти может составлять 7 единиц информации. Однако возможности человека гораздо больше, как утверждают в психологии. Исследователь Л.И.Куприянович подсчитал, что объем памяти человека 125 миллионов мегабайтов и более. Но только 1% человечества использует свою память в более полном объеме. Таких людей причисляют к гениям. Например, Моцарт мог прослушать музыкальное произведение только раз и затем записать без ошибок его партитуру. Александр Македонский мог назвать всех своих воинов по именам. Но поразительно то, что объем памяти любого человека позволяет проявлять такие же феноменальные способности.
- Скорость запоминания. Зависит от степени тренировки памяти. У всех людей она разная.
- Точность. Зависит от того, насколько правильно человек может воспроизвести факты, которые он запомнил.
- Длительность. Некоторые люди запоминают быстро, но помнят в течение короткого времени, а другие на всю жизнь. Длительность памяти также индивидуальна. Также следует учитывать, что есть разные виды памяти по длительности хранения информации. Кратковременная память – это вид, позволяющий запоминать информацию на непродолжительное время. Долговременная память как вид отличается тем, что позволяет запоминать информацию надолго, порой на всю жизнь. В зависимости от того, какую память человек больше использует и тренирует, этот вид и определяет длительность запоминания.
- Готовность воспроизвестись. Иногда бывает так, что человек учил, переживал, запоминал, но в нужный момент не может вспомнить уже известные факты. Память есть, но она не воспроизводит события. Таким образом, ее роль в жизни человека словно сводится на нет.
Основные виды
Есть основные виды памяти в зависимости от характеристики:
- Классификация по характеру цели: произвольная и непроизвольная. Используя непроизвольную память, мы запоминаем автоматически. При участии произвольной памяти необходимо прикладывать усилия, применять волю.
- Классификация по способу запоминания и характеру психической деятельности: двигательная (или кинетическая), эмоциональная, образная, зрительная, слуховая, осязательная, словесно-логическая и логическая. Эти виды памяти соответствуют определенному способу запоминания: с помощью движений, слов, логических вычислений, зрительного восприятия, образов и т.д.
Особо следует упомянуть такие основные виды памяти, как кратковременная и долговременная. Кратковременная память характеризуется информацией, хранящейся в течение 20 секунд. Запоминание происходит после краткого восприятия предмета или информации. Запоминается самое главное, но с целью воспроизведения в дальнейшем, в чем и состоит роль этого вида.
Объем кратковременной памяти весьма индивидуален. По оценкам ученых, это 7-9 единиц. Однако сегодняшние ученые говорят о том, что этот параметр слишком преувеличен. И следует говорить о 3-4 единицах. При этом происходит процесс замещения. Если объем кратковременной памяти заполняется, новая информация замещает полученную прежде, в результате чего некоторые полученные ранее сведения исчезают. Например, фамилия и имена множества людей, с которыми мы были знакомы прежде, уходят и замещаются новыми. Если вы хотите сохранить их в своей памяти, нужно приложить волевые усилия.
Каковы функции и назначение кратковременной памяти, нетрудно догадаться. Она необходима, чтобы обрабатывать ежедневно поступающий огромный объем информации. Сразу убирается ненужное, в результате человек может избежать перегрузки мозга.
Функции и назначение долговременной памяти прямо противоположные. Долговременная память хранит информацию неограниченное время. Но чтобы надолго сохранить определенный объем информации, нужные сведения необходимо постоянно воспроизводить. Между сохранением информации и ее воспроизведением существует прямая взаимосвязь. Поскольку многие сведения отдалены от настоящего момента, необходимо сделать так, чтобы они постоянно находились «под рукой». Только так долговременная память сможет их сохранить.
Есть еще один вид памяти – оперативная. Ее функции и назначение состоят в хранении информации в течение определенного срока, ограниченного поставленной задачей. Если задача выполнена, и информация больше не нужна, она удаляется. Например, студент, который учит материал к экзамену, после сдачи мало что вспомнит из выученного. Это объясняется действием оперативной памяти: задача была выполнена, информация удалена.
Законы
Общая характеристика и классификация памяти будет неполной, если не упомянуть ее основные законы. Они помогают людям улучшить запоминания, используя некоторые закономерности. В этом и состоит их роль и назначение:
- Интерес. Все, что запоминается, человеку должно быть интересно.
- Осмысление. Для взрослого и ребенка важно, насколько глубоко обдумана проблема.
- Установка. Если человек поставил себе цель усвоить объем информации. Он обязательно это сделает.
- Действие. Если знания используются практически, запоминание ускоряется. Практика играет большую роль в процессах памяти.
- Контекст. Новое усваивается в контексте со старыми сведениями.
- Торможение. Новая информация перекрывает старую.
- Оптимальная длина ряда. Это ряд предметов или явлений, которые нужно запомнить. Ряд не должен превышать объем кратковременной памяти.
- Край. Особенности памяти таковы, что запоминается лучше то, что стоит в начале и в конце.
- Повторение. Если информацию повторять несколько раз, она запомнится лучше. Незавершенность. Если действие не завершено, фраза недосказана, она лучше запомнится.
Чтобы повысить объем памяти и запоминаемость, достаточно знать эти законы и применять их себе на благо.
Процессы
Общая характеристика памяти в области психологии упоминает о процессах памяти. Вот основные из них, их классификация и характеристика:
- Запоминание. Состоит в осмыслении, запечатлении, восприятии и переживании новых элементов. Главное для запоминания – установить взаимосвязь между элементами и связать их в одно целое.
- Хранение. Эти особенности памяти позволяют сохранять полученный материал, перерабатывать его и осваивать. Благодаря хранящейся информации человеку удается ориентироваться в окружающей среде и не утрачивать полученный опыт. За это отвечает долговременная память, в чем и состоит ее роль и назначение.
- Воспроизведение и узнавание. Эти особенности позволяют в нужный момент вспомнить информацию и применить ее на практике. В реальности ранее увиденный предмет или явление распознаются и относятся мозгом к событиям из прошлого опыта.
- Забывание. Это потеря возможности воспроизведения. Функции и назначение забывания состоят в том, чтобы не перегружать мозг и периодически очищать его от ненужной информации.
Эти основные функции определяют способность памяти удерживать сведения на протяжении некоторого времени.
Общая характеристика памяти выделяет еще несколько ее разновидностей. Эта классификация связана с различной направленностью памяти:
- Зрительная – ее роль в нашей жизни заключается в том, чтобы хранить зрительные образы.
- Моторная – ее роль состоит в запоминании предыдущих физических действий.
- Эпизодическая – может быть долговременная, но связана в основном с эпизодами из нашей жизни.
- Семантическая – также может быть долговременная, но связана со знаниями о фактах или словесных значениях. Именно благодаря ей таблица умножения держится в нашей памяти всю жизнь.
- Процедурная – это знания о том, как производить какие-то действия, или, проще говоря, алгоритмы.
- Топографическая – позволяет ориентироваться в пространстве и запоминать места, в которых мы уже были.
Общая характеристика и классификация памяти позволила ученым разработать некоторые упражнения, позволяющие развить и увеличить ее объем.
Основные мнемотехнические приемы и упражнения
Разработанные учеными приемы и упражнения позволяют развить память и увеличить ее объем. Вот несколько видов таких упражнений:
- Постарайтесь запомнить начальные буквы в фразе, а затем по ним воспроизвести ее.
- Сочиняйте стихотворения.
- Термины и длинные слова запоминайте с помощью созвучных знакомых слов.
- Подключайте образные ассоциации.
- Тренируйте зрительную память, запоминая образами.
- Числа запоминайте с помощью закономерностей или знакомых дат и сочетаний.
Эта простая общая схема упражнений позволит быстро развить память различных видов.
Почему память может ухудшаться?
Есть много людей, которые страдают расстройством памяти различных видов. Мы знаем, что ухудшение памяти может произойти после тяжелого заболевания, в результате травм или с возрастом. Склероз (закупорка сосудов головного мозга), неврологические заболевания, травмы черепа, врожденные пороки нервной системы и головного мозга влияют на качестве запоминания.
Если расстройство памяти обусловлено заболеванием, необходимо пройти медикаментозное лечение. Только после этого ее можно частично восстановить, хотя медики никогда не дают точной гарантии.
Возрастные изменения в организме тоже не добавляют здоровья. Чтобы сохранить все виды памяти «живыми», нужно постоянно их тренировать. Для этой цели отлично подойдут кроссворды, настольные игры, загадки, японские головоломки. Упражнения весьма полезны детям.
Как можно улучшить память?
Кроме упомянутых приемов мнемотехники, есть много способов улучшить память и увеличить ее объем. Вот общая схема того, что нужно делать для улучшения памяти:
- Не ленитесь. Память нужно постоянно тренировать, иначе результата не будет.
- Если что-то забыли, не пытайтесь сразу заглядывать в книжку или справочник. Попытайтесь вспомнить самостоятельно.
- Читая книги, старайтесь затем пересказывать содержание кому-то из близких, называя имена всех, даже самых незначительных героев. Не упускайте из виду и мелкие события из книги.
- Учите наизусть стихи, порядок чисел (например, телефоны). Если у вас есть ребенок, который учится в школе, можете играть с ним наперегонки: кто быстрее выучит стихотворение.
- Чаще работайте с числами, решайте задачи. Математика отлично влияет не только на логическое мышление, но и на память.
- Старайтесь всегда узнавать что-то новое и воспроизводить информацию через некоторое время. Увидите, как скоро у вас улучшится память.
- Вспоминайте события предыдущего дня, что произошло неделю назад. Такая тренировка быстро увеличит объем памяти и заставит кратковременную память переводить информацию в долговременную.
- Изучайте языки. Кроме пользы для собственного умственного развития, вы еще принесете пользу своей памяти. Учите в день не менее 6-7 новых слов из любого языка мира.
- Настройтесь положительно. Не думайте о том, что вы постоянно что-то забываете. Думайте, что вы все помните, и это действительно так.
- Информацию воспринимайте всеми органами чувств. Если вам нужно что-то запомнить, придумайте ассоциации. Это может быть запах, вкус, картинка, действие, которое связано с событием или предметом. Впоследствии, вспоминая ассоциацию, вы сможете восстановить в памяти и нужные сведения.
- Решайте логические задачи. Несмотря на то что головоломки улучшают процессы мышления, они и благотворно действуют на процессы памяти.
- Таблица. Это проверенный способ тренировки внимания, памяти и наблюдательности. В Ней собраны и разбросаны в разном порядке и написаны разным шрифтом числа от 1 до 20. Задача – запомнить их или отыскать за определенное количество времени.
На качество видов памяти сильно влияет и режим дня, которого вы придерживаетесь. Есть несколько правил организации режима, которые позволят всегда сохранять прекрасную память:
- Хорошо высыпайтесь. Недосып способствует расстройству памяти и мышления. Полноценный сон должен быть не менее 7-8 часов.
- Занимайтесь спортом, чаще гуляйте. Свежий воздух, физические упражнения способствуют притоку крови к мозгу, улучшают кровообращение, увеличивают объем памяти.
- Завтракайте. Нельзя заучивать информацию на голодный желудок. Мозгу необходимо питание, ведь он потребляет до 20% всей энергии организма.
- Влюбляйтесь. Любовные отношения, даже просто состояние влюбленности обостряют чувства, в том числе память.
- Избавляйтесь от рутины. Ежедневные повторения одних и тех же действий притупляют память. Старайтесь что-то менять в своей жизни. В психологии утверждается, что даже самые незначительные перемены улучшают состояние человека. Так, если вы начинаете свой день традиционно с чашки кофе, попробуйте теперь заменить ее на сок или другой напиток. Акие перемены способны обострить чувства.
- Правильно питайтесь. Есть продукты, которые способствуют улучшению памяти. Например, листик мяты, положенный в чай, соя, цитрусовые – прекрасные продукты, чтобы стимулировать вашу память.
- Иногда играйте в компьютерные игры. Здесь стоит сделать акцент на слове «иногда», поскольку увлечение ими не негативно влияет на психику. Однако 1-2 игры с головоломками в неделю не помешают.
- Слушайте музыку. Все, что пробуждает наши чувства, действует и на память. Музыка сильнее всего может пробудить в нас эмоции. Именно благодаря ей мы можем совершенствовать и мышление.
- Воспринимайте жизнь с интересом. Мы запоминаем то, что нас интересует. Если человеку все безразлично, то и память перестает работать. Живите с интересом, тогда в ней будет, что запоминать.
Память – большой дар природы и его надо беречь. Сохраняйте свою память, и у вас будет насыщенная и яркая жизнь до конца дней.
Статьи по теме
stranadetstva.ru
Память. Значение памяти для человека.
Память. Значение памяти для человека.
Память человека!
Значение памяти для человека и его деятельности.
Память! Человеческий мозг и память!
Человеческий мозг — это очень совершенный и эффективный орган тела человека, созданный в процессе эволюции в условиях конкуренции живой природы и борьбы за выживание.
Память человека — это одна из психических функций мозга и центральной нервной системы человека, и необходимый многофакторный комплексный элемент умственной деятельности.
Память имеет для человека наверное самое важное значение, так как именно память человека позволяет людям подниматься на вершину эволюционного развития, мыслить и совершенствоваться, использовать опыт свой, и опыт окружающих, в своей повседневной жизни.
Основная рабочая функция памяти — это способность длительно хранить информацию о событиях внешнего мира и реакциях организма, и многократно использовать её в сфере сознания для организации последующей деятельности, и поиска наиболее эффективных методов её организации.
Память. Возможности памяти человека.
Основой памяти человека, как уже отмечалось является головной мозг.
Головной мозг человека содержит порядка 20 миллиардов клеток, взаимодействующих между собой с помощью 300 миллиардов соединений. Этот орган, на 80% состоит из воды и расходует более 20 % всей энергии организма.
Состоит человеческий головной мозг из двух полушарий — правого и левого. Правое полушарие мозга отвечает за эмоции и интуицию, левое — за логическое мышление.
Где же имеено находится память человека ученые спорят до сих пор.
Память. Возможности пaмяти безгрaничны.
В психологии считается, что взрослый человек в состоянии зaпомнить от двaдцaти тысяч слов до стa.
Однако, существуют люди, которые обладают поистине феноменaльной пaмятью. Например, Алексaндр Мaкедонский, который помнил именa абсолютно всех своих воинов. Известный дирижер Артуро Тоскaнини помнил наизусть кaждую ноту из всех 400 пaртитур, которые исполнялись под его руководством. Уинстон Черчилль мог декламировать по памяти тексы практически всех произведений Шекспирa. И таких примеров известно большое количество.
Память индивидуальна.
Память. Нa человеческую пaмять оказывает влияние множество самых различных фaкторов. Например, возраст, образ жизни, здоровье, питание, тренировки и многое другое.
Память. Кто-то лучше запоминает то, что увидел, кто-то — что услышал. В таких случаях принято говорить о зрительной или слуховой памяти. Лучше конечно запоминается предмет, вызывающий интерес. Общеизвестна стойкость памяти чувств. В состоянии эмоционального подъема из памяти иногда вызываются вещи, казалось бы, давно забытые.
Память. Очень важна мотивация. Человек, считающий себя абсолютно неспособным к языкам, попав в чужой стране в стрессовую ситуацию, когда вопрос стоит о его физическом выживании, быстро выучивает язык.
Память. Во многом способность к запоминанию зависит от тренируемости. Например, британские ученые с помощью специального сканера исследовали лобную долю головного мозга, которая заведует перемещением в пространстве, у водителей такси и представителей других профессий. Оказалась, что она развита у водителей такси гораздо больше. Более того, чем лучше водитель ориентируется в городе, чем быстрее или более кратким путем он может проехать из одного места в другое, тем больше по размеру лобная доля его мозга. При этом объем серого вещества в целом не меняется, оно просто распределяется по иному.
Память.
Свойства и виды человеческой памяти.
Классификация памяти и свойств памяти.
Память — это уникальная способность, обладающая невероятными возможностями и удивительными качествами.
Активные рабочие процессы памяти — это: запоминание, сохранение, воспроизведение и забывание.
Произвольная память.
Произвольная память начинает активно работать, когда ставится цель что-то запомнить. Для нее необходимо активное участие внимания и некоторые усилия. К примеру, она проявляется при заучивании стихов, отрывков из произведений, либо при подготовке к экзамену. Чтобы развить произвльную память достаточно много учиться: ненужная уже информация будет как бы уходить в «архив», каждый раз освобождая все больший объем для новой информации.
Непроизвольная память.
Этот тип памяти срабатывает без участия внимания человека, да и какая-либо цель запомнить, как правило, отсутствует. Проявляется непроизвольная память, например, когда Вы услышали по радио песню, запомнили ее фрагмент, а потом «мурлычите» его целый день.
Казалось бы, совершенно бесполезная, а иногда и раздражающая функция. Но подчас она оказывается просто жизненно ценной и полезной. В качестве примера можно привести следующую ситуацию: отправляясь в круиз Вы совершенно не слушаете инструктаж о эвакуационных выходах и пользовании спасательным жилетом, а в экстремальной ситуации без промедлений ошибок выбегаете на палубу, находите и надеваете спасательный жилет.
Вообще проявления, многих так сказать, инстинктивных поступков, когда Вы делаете нечто такое, чего никогда не делали и даже не знали, как это делается, — и есть проявление непроизвольной памяти.
Вы часто слышали или видели когда-то, о многих вещах, но совершенно не интересовались этим, в отличие от Вашей совершенной по природе памяти.
Память.
По срокам активности память принято разделять на три вида, это:
1. Кратковременная память. Данный вид памяти используется для хранения той или иной информации кратковременно, на непродолжительный срок. Та же, подготовка к экзамену, например, когда мы запоминаем для того, чтобы информацию передать преподавателю, потом она становится уже не столь актуальной.
2. Оперативная память. Оперативная память необходима, когда нужно мгновенно воспроизвести сохранённую информацию, после этого она просто забывается. Хорошим примером ее использования является ситуация, когда нужно записать чей-то номер телефона, для этого приходится запомнить его ненадолго, буквально на несколько секунд. После того, как номер записан на бумаге, он выбрасывается и стирается из памяти. Но, не абсолютно, и в случае острой необходимости, память можно активизировать и вспомнить, какие именно цифры Вы записывали, и в какой последовательности.
3. Долговременная память. Долговременная память используется для хранения информации на весьма долгое время или даже на всю жизнь. К примеру, язык на котором Вы разговариваете, алфавит, с помощью которого пишите или таблица умножения. Профессиональные знания, которые каждый день Вам нужны для работы.
Память. Виды памяти и психическая активность.
В соответствии с классификацией по типу психической активности, память бывает четырех видов:
Двигательная память.
Благодаря двигательной памяти мы способны запоминать движения, именно благодаря ней, мы можем научиться танцевать, писать быстро, и не задумываясь. Благодаря мышечной памяти спортсмены оттачивают свои навыки. Мы пользуемся ею ежесекундно, когда дышим, ходим, ездим на велосипеде или автомобиле, и прочее.
Словесно-логическая память.
Словесно-логическая память.Этот вид памяти обеспечивает наши вербальные отношения. Именно словесно-логическая память человека позволяет и помогает запоминать тексты и речи. В своей жизни Вам наверняка доводилось замечать, что в попытках выучить что-нибудь, большую роль играет понимание сути текста. Когда Вы достаточно хорошо представляете, о чём именно идет речь, то проблем с запоминанием, как правило, не возникает. А если смысл текста абсолютно для Вас не понятен, чтобы запомнить, хоть что-нибудь приходится усердно «зубрить», причем, как только, Вы использовали заученную информацию, она мгновенно как бы испаряется из памяти. Именно поэтому данный тип памяти также носит название смысловая память.
Словесно-логическая память.Чтобы развить память, и что-нибудь лучше запомнить, используйте свойства словесно-логической памяти, ищите смысловые цепочки, связывайте новую информацию с понятной Вам, известной ранее, разберитесь с текстом, не просто зазубрив его, а предварительно хорошо изучив.
Образная память.
Образная память. Благодаря образной памяти мы способны запечатлеть изучаемый предмет на основе первых впечатлений с помощью зрительных, слуховых или осязательных рецепторов. Это невероятно важный тип памяти для многих видов практической деятельности, в том числе и для творческой деятельности.
Эмоциональная память.
Эмоциональная память позволяет запоминать различные эмоциональные состояния, которые нам приходилось испытывать в прошлом. К примеру, радость от первых шагов своего ребенка, скорбь утраты близких, гордость за успехи сына на соревнованиях, и многое другое. Именно эмоциональная память срабатывает, когда Вы просматриваете старые фото или видеозаписи, вызывая приятные воспоминания.
Память. Зaбывaть тоже необходимо.
Каждый из нас знает, что запомнить в жизни все абсолютно невозможно. Более того, способность и умение зaбывaть просто жизненно необходимы. Мозгу человека необходимо освобождaться периодически от ненужного грузa сведений и впечaтлений. По сути, процесс забывания — это просто защитная реакция психики. Представьте любую психологическую травму, будь это ДТП или потеря близкого дорогого человека. Единственное лекарство в данной ситуации утрата этих негативных воспоминаний. Незря народная мудрость недаром гласит: «Время – лечит раны». В роли лекаря израненной души, травмированной психики, выступает забывание, постепенное стирание из памяти каких-то событий.
Пaмять человека, как одна из функций работы мозга, используя принцины обратной связи, сама самостоятельно регулирует нaгрузку, сортирует воспоминания, подготавливаясь к приему новой информaции. Однако стaрaя информaция не исчезaет бесследно, она просто перемещается из aктивной в пaссивную пaмять. В критических ситуациях, мозг способен максимально активизировать все зоны свой памяти, включая и пассивную, и это помогает в сложных ситуациях.
Память. Значение памяти для человека.
Женский сайт Я самая красивая
www.i-kiss.ru