Разное

Загрязнение окружающей среды 3 класс – Окружающий мир 3 класс. Тема: Экологическая безопасность

Окружающий мир 3 класс. Тема: Экологическая безопасность

Тема: Экологическая безопасность.

Учитель: Жданова Е.Ф.

Класс: 3 клас УМК «Школа России».

Цель урока: осмысление и запоминание знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ

а) образовательные: создать условия для организации деятельности учащихся по восприятию, осмыслению и запоминанию знаний об экологической безопасности человека, о путях защиты от загрязняющих веществ в воздухе и в воде; формировать представление о том, что такое цепь загрязнения.

б) развивающие: содействовать развитию умения наблюдать, сопоставлять, анализировать, делать выводы, обобщать; способности к поиску, анализу, к творческой переработке информации; развивать критическое мышление; познавательный интерес к окружающему миру через работу с разными информационными источниками;

.в) воспитывающие: создавать условия для воспитания коммуникативных умений (сотрудничать в малой группе, слушать товарищей), воспитывать бережное отношение к окружающей среде.

Тип учебного занятия: учебное занятие по изучению и закреплению нового материала.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Планируемые результаты:

учащиеся узнают: понятие «экологическая безопасность», «цепь загрязнения»;

учащиеся научатся: определять возможные причины появления экологических проблем и находить пути решения экологической безопасности человека.

Оборудование:

  • конверты с карточками для моделирования цепи загрязнения;

  • карточки для приема «кластер», таблицы «Знаю», «Хочу узнать»,«Узнал»;

  • карточки с текстами;

  • презентация к уроку, компьютер, мультимедиапроектор;

  • учебное слайд-шоу «Как прекрасен этот мир»;

  • листы бумаги , маркеры.

Ход урока.

Этапы урока

Примечание

1. Оргмомент.

Учитель: - Мы начинаем урок окружающего мира. Ребята, с помощью разноцветных кружков, разделитесь на три группы. Посмотрите на товарищей своей группы, подарите друг другу улыбки. Пошлите мысленно самые добрые пожелания самому себе. Какое у вас настроение? Выберите в своих группах капитана и секретаря. Назовите свою команду.

2.Актуализация знаний, целеполагание. Стадия «Вызов».

2.1. Просмотр ролика «Как прекрасен этот мир!» Чтение учителем стихотворения во время просмотра 1-й части ролика.

Учитель: Сегодняшний урок я хочу начать с просмотра ролика. После просмотра фильма, поделитесь своими чувствами.

Я – природа, я – великий мастер.

Вечный мастер жизни. Я могу,

Человек, тебе за соучастие

Подарить – в моей всё это власти –

Гриб в лесу, ромашку на лугу,

Небо в час восхода и захода.

Иву над рекой,…

Учитель: С каким настроением вы смотрели первую часть фильма? Почему вы ощутили радость?

(Свежесть утра, запах луговых цветов, услышали шум прибоя…)

Учитель: Какое настроение от просмотра второй части фильма? Почему? ( На картинках грязь, мусор, дым застилает небо, бедный лебедь не может жить в грязной воде…)

Учитель: − Произошло нарушение экологии.

2.2. Актуализация понятия «экология», «окружающая среда». Учитель: − Что такое экология?(ответы детей , если затрудняются куда нужно обратиться?)

Учитель: Экология - это наука о взаимодействии организмов между собой и окружающей средой. ( На доске выстраивается схема) Учитель: −Что является окружающей средой для человека?(выслушиваются ответы детей, если затрудняетесь.)

Учитель: Эти термины вы хорошо знаете. Мы их внесем в графу таблицы учета знаний – ЗНАЮ. Еще раз, вы знаете что такое ( дети: экология и окружающая среда)

Учитель: - Что же является миром рукотворным и нерукотворным. Ребята, на общем столе лежат картинки. Одна команда выбирает объекты рукотворного мира и крепит их на доску, вторая команда выбирает объекты живого мира, а третья неживого.

Представители команд выходят к доске и крепят объекты.

Учитель : с помощью сигнальных карточек оцените работу групп. ( Выставляем оценку за первое задание в общую таблицу)

Переход по щелчку на слайд 3

Учитель: Окружающая среда это глубокие моря и океаны, высокие горы, просторы лугов, густые леса.− К сожалению, окружающая среда, наш дом, находится в опасности. Кто в этом виноват? В этом виноват человек. Уже сам человек нуждается в защите!

− На последних уроках мы работали по теме- безопасность. О какой безопасности будет идти речь сегодня? ( Дети : Экологическая безопасность)

Учитель: Сегодня на уроке поговорим об экологической безопасности, о том, как обезопасить человека от вредного воздействия окружающей среды.

3. Стадия «Осмысление».

Учитель: Ребята, что же вы узнаете на этом уроке?

( Дети: Что такое Экологическая безопасность, правила экологической безопасности)

Учитель: Заносим термины в таблицу учета знаний в раздел: Хочу знать.

Учитель: Как вы думаете, что такое экологическая безопасность?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Где можно об этом прочитать?

( Дети читают определение из учебника с. 30)

3.1. Обсуждение путей защиты от вредного воздействия загрязненной окружающей среды. Интерактивный метод обучения «Ковер идей».

Учитель: − Ребята, посмотрите, какой красивый ковёр из цветов! Ребята, почему существует проблема? Возьмите карточки с текстами, прочитайте и обсудите в группах, как человек загрязняет окружающую его среду. Далее возьмите листы бумаги и напишите, какая проблема загрязнения окружающей среды существует?

(дети в группах читают тексты на карточках, записывают причины возникновения проблемы, вывешивают листы на доску и проговаривают проблему вслух)

Карточки с текстами для выделения проблемы загрязнения окружающей среды:

Карточка 1.

В последние годы наибольшее количество вредных веществ в атмосферу выбрасывается с выхлопными газами автомобилей, причем их доля постоянно возрастает.

Особую тревогу вызывает состояние воздуха в крупных городах. Загрязнение воздуха происходит самыми разными способами.

Ещё одну опасность, которую сразу можно и не заметить, − это кислотный дождь. Выхлопы машин и дым из фабричных труб содержат азот и серу. Соединяясь с влагой, которая содержится в воздухе, они образуют азотную и серную кислоты − вредные вещества, выпадающие на землю в виде осадков. Кислотные дожди губят растительность и отравляют воду в реках, озёрах.

Карточка 2.

С атомных электростанций в круговорот воды в природе попадают радиоактивные отходы. Сброс неочищенных сточных вод в водные источники приводит к микробиологическим загрязнениям воды. Сельскохозяйственные земли могут загрязнять воду органическими веществами, отходами животных. Кроме того, поверхностные воды подвергаются загрязнению отходами животных и человека, городскими и промышленными сточными водами.

Карточка 3.

Ежегодно в водные бассейны попадают тысячи химических веществ с непредсказуемым действием. В воде могут быть обнаружены повышенные концентрации токсичных тяжелых металлов, нефтепродукты. Как известно, ежегодно в моря и океаны попадает до 12 миллионов тонн нефти. Определенный вклад в загрязнение воды вносят и кислотные дожди. Они способны растворять в грунте минералы, что приводит к увеличению содержания в воде ионов тяжелых металлов

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

Физминутка. Игра «Дерево». Цель: игра на использование снятия волнения и напряжения.

Инструкция для детей: встаньте, ноги на ширине плеч, руки свободно опустите вдоль тела, глаза закройте. Представьте, что вы − дерево. Представьте себя сильным дубом, стройной тонкой березкой или прекрасной ивой, склонившейся над рекой. Ноги – корни крепки и устойчивы, они прочно уходят в землю, и вы чувствуете себя уверено и спокойно. Ствол-тело ровен и гибок, он слегка покачивается, но не ломается. Ветви – руки свободно «колышутся» вдоль ствола, листья – пальцы легко «шелестят», слегка задевая друг друга. Крона – голова чиста и свежа. Вы – прекрасное, могучее дерево, вы уверены в себе. Вы добры, спокойны, успешны. У вас всё получится!

3.2. Введение понятия «цепь загрязнения».

Учитель: − Давайте рассмотрим, как происходит загрязнение окружающей среды. От завода, фабрики или работы машин загрязняется неживая природа- воздух, вода, почва, что влияет на живые организмы и на людей в том числе. Загрязняющие вещества движутся по цепочке. Ее обычно называют цепь загрязнения.

Учитель: − Предлагаю вам составить одну из цепей загрязнения.

(работа в группе с карточками для составления цепи загрязнения)

Карточки для моделирования цепи загрязнения:

Перевозка нефти танкером;

Разлив нефти

Нефтяная пленка

Зараженная нефтепродуктами рыба

Промысловая добыча

Попадание рыбы в пищу человеку

Заболевание органов пищеварения

3.3. Поиск решений проблемы.

Учитель: - Что можно изменить, чтобы цепь загрязнения исчезла?

( Каждая группа предлагает свои пути решения)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

3.4. Индивидуализация поиска решения.

Учитель: − Что лично каждый из вас может сделать, чтобы изменить существующую ситуацию?

(Выслушиваем ответы детей)

Учитель: Что вы делаете для решения этой проблемы?

3.5. Работа по учебнику.

Учитель: На все ли вопросы вы ответили?

( Дети мы не знаем правил экологической безопасности)

Учитель: Где можно найти ответ на этот вопрос? ( в учебнике)

Работаем по учебнику. Каждая команда работает со своим текстом и составляет правила Экологической безопасности.

(Дети работают в группах по учебнику. Представитель от команды знакомит всех с правилами. Правила каждой команды наклеиваются в книжку- раскладушку)

( Оцениваем работу групп в общую таблицу учета баллов)

4. Подведение итогов урока. Стадия «Рефлексия».

4.1.Работа с таблицей «ЗХУ», графа «Узнал».

Учитель: −Что нового вы узнали на уроке? Отмечаем в таблице «Узнал».

Урок подходит к концу. Подведем итоги.

Вы решили поставленную задачу и узнали, что такое экологическая безопасность и правила экологической безопасности. Все команды работали на уроке активно и получали только хорошие баллы. Значит вы справились с поставленной задачей хорошо.

Кто-то испытывал трудности? ( Ответы детей)

Учитель Все группы работали успешно. Наибольшее количество баллов набрала.. . команда.

Вы закончили изучать тему : «Наша безопасность» и на следующем уроке мы выступим перед учениками первых классов и подарим им книжку-раскладушку.

(дети сидят в группах по 6 человек)

Слайд 2

На слайде 2 по щелчку перейти к просмотру ролика

Переход на слайд 3 (по щелчку)

Слайд 4

Учитель щелчком по фото 1

Открывает вопрос «Почему существует проблема ЭБ?»

Переход на слайд 6 по управляющей кнопке «?»

Проверка по слайду 6, затем по управляющей кнопке «Домик» переход на слайд 4.

Щелкнуть по фото 2

Слайд 4. Щелкнуть по фото 3

Щелкнуть по фото 4

Слайд 7

infourok.ru

"Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами". (3 класс)

Исследовательская работа по экологии

Тема: «Загрязнение окружающей среды

бытовыми отходами»

Автор проекта:

ученица 3 класса МБОУ СОШ № 6

Клименко Екатерина

Руководитель проекта: Кадочникова Н.М.

Республика Адыгея

Цель проекта:

-Углубить знания об экологии и экологических проблемах;

-Узнать о влиянии бытовых отходов на окружающую среду;

-Изучить способы утилизации бытовых отходов без нанесения вреда экологии;

-Определить количество образующегося мусора в нашем населенном пункте; (слайд №3)

Задачи проекта:

-Собрать информацию о влиянии мусора на экологию;

-Изучить информацию и использовать знания в жизни;

-Полученные знания донести до сверстников; (слайд №4)

План:1. Что такое «экология»?

2. Влияние бытовых отходов на окружающую среду.

3. Практическая работа по определению количества отходов в семье, населенном пункте.

4. Способы утилизации бытовых отходов.

5.Меры по сохранению экологического благополучия.

(слайд №4)

Что такое «Экология»?

Мы часто слышим слово «ЭКОЛОГИЯ». А что это такое?

Экология-это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой.(слайд №5)

Бытовые отходы сопровождают человечество во все времена. В последние десятилетия проблема бытовых отходов стала экологической проблемой во всем мире.

Экологические проблемы - это изменения окружающей среды под воздействием человека. Такие изменения ведут к нарушениям в функционировании природных систем.

(слайд №6)

Свалки мусора оказывают плохое влияние на окружающую среду (почву, воду, воздух) и здоровье населения, приносят вред животным и растениям. Они имеют неприглядный вид и антисанитарное состояние, являются источником некоторых инфекционных заболеваний.(слайд №7)

Практическая работа

Мусор ежедневно образуется в каждой семье. Мы выбрасываем его и не задумываемся, что он продолжает существовать, отравляя нам жизнь.

Я со своей семьей подсчитала объем мусора, который образуется в семье за неделю. Объем ведра с мусором в день составляет 8л. Таких ведер в неделю семь. Таким образом, количество полных ведер умножаем на семь дней и получаем за неделю 56 л отходов: 8 л *  7 дней = 56 л.

В моей семье 4 человека, значит, на одного человека выходит около 2 л:

8 л : 4 человека = 2 л.

Считая, что другие семьи, в среднем, выбрасывают такое же количество отходов, вычислим:

Население ст. Курджипской, в которой живет около 1700 человек, в день выбрасывает:

2 л * 1700 =3400 л.(слайд №8)

Страшные факты

Коммунальные службы Республики Адыгея каждый год вывозят до 360 тонн отходов.

Глубина свалки на полигоне для хранения отходов достигает 15 метров.(слайд №9)

В 2013 году в Адыгее было ликвидировано 16 крупных стихийных свалок.

Рост объемов отходов приводит к увеличению числа стихийных свалок.

В городе и районах регулярно проводятся субботники по очищению от мусора берегов рек и лесной зоны.

(слайд №10)

Куда же девать такую гору мусора?

Существует несколько способов утилизации:

-захоронение или свалка мусора

Но отходы выделяют вредные вещества, которые поступаютв атмосферу, проникают в почву и загрязняют подземные воды.Учёные утверждают, что каждая группа бытовых отходов, имеет свой срок разложения: пищевые – 1-2 года, бумага – 4-5 лет, пластик – до 500 лет.

-сжигание мусора

При сжигании мусора выделяется большое количество вредных веществ в атмосферу. (слайд №11)

-переработка отходов и повторное их использование

Отходы одного процесса становятся сырьем для производства другого. Для каждого сорта мусора свой определённый бак. Каждую группу можно перерабатывать для повторного использования без вреда для окружающего мира. Например, из металла можно делать лопаты, ведра. Из пластика делают новые вёдра, тазы, совки для мусора, можно использовать как материал для поделок. Из макулатуры – картон для бытовых нужд.

Есть в нашем мусоре и опасные отходы - энергосберегающие лампочки и термометры. В них содержится ртуть. Такие предметы нужно сдавать на пункты приёма опасных отходов.(слайд №12)

Вывод:

Наш дом — планета Земля, здесь воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьём, земля, по которой мы ходим и которая нас кормит, поэтому так важно сохранить ее чистоту.

Но многие люди не хотят ничего замечать вокруг. Нужно открыть глаза и увидеть, что наш дом близок к разрушению. И никто в этом не виноват, кроме каждого из нас. (слайд №13)

Что нам с вами нужно делать, чтобы было чисто?

1.Бросать мусор в урны.

2. Соблюдать чистоту – не мусорить на улице.

3. Участвовать в субботниках.

4.Ввести в школьную программу урок «Экологическая этика» (слайд №14)

Смотрю на глобус-шар земной,

Такой прекрасныйи родной,

И шепчут губы:«Я смогу,

свою планету сберегу!»

(слайд №15)

Спасибо за внимание!

infourok.ru

Загрязнение окружающей среды Доклад Окружающий мир

Загрязнение окружающей среды. Доклад  Окружающий мир. 3 класс.

В ходе хозяйственной деятельности человека образуется очень много отходов, которые загрязняют окружающую среду. Это заводской дым, загрязняющий атмосферу, сточные воды с заводов, из учреждений и домов, загрязняющие реки и моря и многое другое.  Выхлопных газов автомобилей в атмосфере крупных городов так много, что  людям и животным трудно дышать.

Борьба с загрязнением атмосферы

Сейчас люди начинают понимать, какой вред наносят окружающей среде и себе самим. Для того, чтобы уменьшить выброс в воздух вредных газов, изобрели специальные фильтры и химические преобразователи (катализаторы). Исследователи думают над созданием новых, еще более современных вариантов защиты атмосферы, но пока  этого недостаточно.

Загрязнение водоемов

Жидкие  бытовые и промышленные отходы загрязняют реки. Вредные и ядовитые вещества поглощают из воды кислород, что смертельно для всех речных обитателей.

Это интересно

Если загрязнение окружающей среды продолжится такими же темпами, то  к середине будущего века на Земле могут исчезнуть около половины всех видов  растений и животных.

Вместе с заводским дымом в воздух выбрасываются химические соединения. Что приводит к выпадению кислотных дождей. Это отравляет почву и губит деревья.

Заводы создают огромное количество отдходов. Вырубка деревьев приводит к уничтожению лесов и всех их обитателей. Жидкие отходы сбрасываются в реки. А твердые — свозятся на свалки, достигающие огромных размеров. Выхлопные газы автомобилей делают воздух вредным для дыхания.

Охрана природы Загрязнение окружающей среды

Многие животные и растения на Земле находятся на грани полного исчезновения. Место их обитания загубили загрязнения, хищническая вырубка лесов или что-то другое. Некоторые животные с ценным мехом стали жертвой неумеренной охоты. Для спасения еще оставшихся живых существ нужно принимать срочные природоохранные меры.

Национальные парки

Чтобы сохранить хотя бы часть животного мира в его естественном виде, люди создают национальные парки. Это большие территории, где строительство, туризм и другие виды деятельности строго ограничены.

Последняя орхидея

Некоторые дикорастущие растения настолько редки, что нуждаются в особой охране. Так один из видов орхидей сегодня остался только в Йоркшире (в Англии) и его точное местонахождение тщательно скрывают.

Спасти панд

В Китае пытаются сохранить панд, разводя их в неволе. Места их бывшего обитания заняты фермами. Кроме того, на панд охотятся из-за ценного меха.

Опустевшие моря

В течение тысячелетий море кормило человека. Но сегодня современные рыболовные суда вылавливают рыбы больше, чем её успевает появиться вновь. Даже те виды, которых раньше было так много (например, треска), находятся на грани полного уничтожения.

Спасая деревья

Леса вырубают для получения древесины и освобождения земель под пашню и постройки. В результате некоторые леса оказались потерянными навсегда. Но сегодня ведутся масштабные работы по выращиванию новых лесов, специально предназначенных для удовлетворения хозяйственных нужд человека.

Мы тоже можем внести свой вклад в охрану природы. Собирая макулатуру, мы спасаем от вырубки деревья. У нас в городе весной и осенью проводятся разные мероприятия. Например, очистка набережной Суры и улиц города от мусора, посадка деревьев. Все это позволяет сохранить наш город чистым и красивым.

akwin.ru

Проект (3 класс) по теме: Проект "Загрязнение окружающей среды бытовыми отходами и способы их утилизации".

УРОК - ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ТЕМЕ: "ЛЕС - ПРИРОДНОЕ СООБЩЕСТВО."

2 класс
ЦЕЛИ:

  1. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ПРИРОДЫ ЛЕСА, ЖИВОТНОМ И РАСТИТЕЛЬНОМ МИРЕ.
  2. РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ, ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, УМЕНИЕ СРАВНИВАТЬ И ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ.
  3. ВОСПИТЫВАТЬ БЕРЕЖНОЕ ОТНОШЕНИЕ И ЛЮБОВЬ К ПРИРОДЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ:

  • КАРТИНА ЛЕСА.
  •  Картинка воздушного шара.
  • ИЛЛЮСТРАЦИИ ЖИВОТНЫХ, ПТИЦ, РАСТЕНИЙ.
  • МУЛЯЖИ ГРИБОВ
  • УЧЕБНИК ЗВЕРЕВОЙ - АНДРЕЕВСКОЙ
  • СКАЗОЧНЫЙ ПЕРСОНАЖ "ЛЕСОВИЧОК"
  • ЗВУКОЗАПИСЬ "ГОЛОСА ПТИЦ"
  • КАРТИНЫ "ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ В ЛЕСУ."

ХОД УРОКА:

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
  2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.

-Ребята, давайте поздороваемся с гостями, которые пришли к нам на урок. Садитесь.
-Наш класс второй год участвует в апробации учебника "Окружающий мир" Елены Германовны Зверевой-Андреевской.
-В этом учебнике большое внимание уделяется экологии.

-Как вы понимаете, что такое экология?

Экология - это наука, изучающая взаимоотношения человека и окружающей среды, рациональное, экономное использование природных ресурсов и охрану природы.

  1. ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ.
  • На прошлом уроке мы с вами рисовали рисунки и составляли небольшой рассказ на тему «Мой родной край».
  • Откройте учебник на стр.9.

-Давайте прочитаем рассказы, которые вы написали.

  • Молодцы, ребята! Я вижу что вы любите свой край.
  • Вы правильно сказали, наш город окружает лес.
  • Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие на воздушном шаре.
  • Закрывайте свои учебники. Уберите их на край стола.
    -Усаживайтесь удобнее!
  1. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.

1.-Наш воздушный шар отрывается от земли и поднимается все выше и выше. Мы летим над лесом.

  • Внизу под нами наш край , наше «Подмосковье»

"Раздольные просторы Подмосковья
О Родине без вас не мыслю я.
И самой, что ни есть святой любовью
Мы любим эти светлые края."

- Подмосковье ..-. древняя и вечно молодая русская земля. Это край лесов. Леса занимают более трети территории Подмосковья.

- Лес - это сказочный мир. Он полон загадок и тайн. В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки и многие другие обитатели.

А сколько в нем разнообразных ягод и грибов. Крупные и мелкие цветы смотрят на нас из травы.

Они приглашают всех полюбоваться, порадоваться красоте, вдохнуть чистый и добрый лесной воздух.

Чтобы понять, как живет лес, нужно разбираться в многообразии растительного мира, хорошо знать его обитателей и их повадки.

- Наш воздушный шар начинает снижаться. Мы подлетаем к главному месту нашего путешествия на лесную солнечную поляну.

- Давайте поздороваемся с лесом.

"Здравствуй  лес, дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной, грозовою?

Что ты шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь какая птица?

Все открой , не утаи:
Ты же видишь - мы свои!".

2.Появляется  Лесовичок.

- Здравствуйте, гости дорогие! Я Лесовичок - хозяин леса. Очень рад, что вас заинтересовал мой лес. Но я не смогу пригласить вас в лес ,пока не проверю как вы знаете правила поведения в лесу.

- Поиграем в игру «Это я, это я, это все мои друзья». Если согласны -отвечаете, если нет - молчите.

1.Мухомор, увидев я
Мимо прохожу друзья.
«Это я, это я, это все мои друзья»

2.Выпал птенчик из гнезда
Трогать нам его нельзя.
«Это я, это я, это все мои друзья»

3.Кто бруснику собирает,
С корнем клюкву вырывает?
---------------------------------------

4.По тропинкам кто шагает
На жуков не наступает?
«Это я; это я, это все мои друзья»

5.Магнитофон мы взяли в лесок
И заглушили птичек голосок
---------------------------------------

6.Веточек мы не ломаем,
Когда по лесу гуляем.
«Это я, это я, это все мои друзья»

7.Мы ежика увидали.
И домой его забрали.
-----------------------------------------

8.Муравейник мы найдем
Понаблюдаем и уйдем
«Это я; это я; это все мои друзья»

9.Подснежников нарву в лесу
На праздник маме отнесу.
------------------------------------------

10.Мы костер не разжигаем,
На землю мусор не бросаем.
«Это я. это я. это все мои друзья»

11.Земноводных уважаем
Их в траве не обижаем.
«Это я, это я, это все мои друзья»

Лесовичок.

-Молодцы ребята ! Вы настоящие друзья леса. А знаете ли вы правило для друзей леса?

Много леса- не губи.

Мало леса - береги.
Нет леса - посади.

Лесовичок.

-Добро пожаловать в лес!
3. ФИЗ.МИНУТКА №1.

4. Лесовичок

-Мальчики и девочки, а знаете ли вы какие бывают леса и деревья?
-Очень хочется с вами поиграть в игру "Доскажи словечко"

1. Кто скажет, кто знает какой лес бывает?
Внимание, внимание, слушайте задание!
Любит подберезовик лес какой? (березовый)

2. Дуб налево, дуб направо.

Это что у нас ? (дубрава)

3. Любит подосиновик лес какой?(осиновый)

4. Если словно на подбор
С красной шапкой мухомор
Спрятался бездельник
В вечнозеленый (ельник)

5. Сосны вышли на бугор
Лес такой - сосновый (бор)

6. Она весну встречает –

Серёжки надевает.

Накинута на спинку

Зелёная косынка.

А платьице – в полоску.

Ты узнаёшь (березку).

7. Я дерево могучее, я леса санитар.

И знает это дерево любой – и стар, и мал.

Расту до самой старости и сто, и двести лет.

Мой ствол, большой, могучий, ты не обхватишь, нет.

Любому дам я силу, и всем, конечно люб.

Меня узнали, дети, ведь я – могучий (дуб)..

8. Я деревце российское, я деревце-краса!

Собою украшаю я летние леса.

В лесу далёко виден мой белый нежный стан.

С зеленою каймою мой летний сарафан.

И символом российским недаром я зовусь.

Меня увидишь только – и сразу вспомнишь Русь.

Проще не найти вопроса,

Что за дерево? (берёза)

9. Всегда от холода трясусь,

Всего-всего в лесу боюсь.

Не береза, не рябина,

Я – пугливая (осина) 

10. Над рекой склоняюсь,

В речке я купаюсь.

В воду ветви опущу,

Целый день их полощу.

Посмотрите как красива.

Догадались? Это (ива)

11. У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Коль расту я на опушке,

Ветки только на макушке.

Вверх тянусь я как струна,

Корабельная (сосна).

4. Лесовичок .

-Молодцы , ребята, порадовали  меня.

-Посмотрите какой букет из осенних листьев я собрал!. А знаете ли вы с каких деревьев опали эти листья?

(Ответы детей).

5. Лесовичок.

- В лесу мы с вами не одни, здесь живут много различных обитателей.

- Чтобы узнать название некоторых из них, надо из букв составить название животного.

ротк, бакан, сукбар, оеьнл, иежк

(По мере отгадывания, переворачиваю картинку. )               

Лесовичок.

- Прекрасно справились с заданием.

6. Следующее испытание. Мысленно соберите части рисунка и отгадайте какие звери у меня на картинках.

7. Дорогие знатоки леса! Сейчас к нам на дерево слетятся птицы, а вот какие вы узнаете по описанию.

1.Все у этой птицы не так как у других-

Клюв не прямой, а крест - на крест,

И птенцов она выводит не летом, а зимой. (клест)

2.Эти птички прилетают в наши края весной,

Когда еще холодно, зябко. (зяблик)

3.Все его называют лесным доктором за то, что он "лечит" деревья.
Вытаскивает из стволов и из под коры вредных насекомых и их личинки. На голове у птицы красная шапочка. (дятел)

4.Серая птица. Подбрасывает яйца в чужие гнезда. (кукушка)

5.Днем слепа бывает ночью прозревает. (сова)

6.Голова, крылья и хвост у этой птицы - черные, а по бокам белые перышки.

Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. Называют - "белобокой" (сорока)

7.У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие крепкие ноги. Клюв крепкий, большой. Голова,туловище и крылья черные. Считают ее умной. (ворона)

8. Это маленькая подвижная птичка с округлой головой, яйцевидным туловищем, коричнево -серой окраски. В холодную погоду сидит нахохлившись. Вы можете встретить её и в городе.(воробей)

9. Это небольшая птица, скромной коричнево - серой окраски, славится своим чудесным пением. (соловей)

8. Лесовичок.

-Я хочу чтобы вы услышали его прекрасный голос.

(Звукозапись)

Лесовичок

9.Ребята, мне сегодня пришло письмо от Вани Лисичкина. Сейчас я вам его прочитаю:

"Здравствуй, Лесовичок! Я очень люблю лес, особенно осенью, грибов видимо- невидимо. Идешь себе, собираешь все грибы подряд: и красные, и коричневые. и белые, и желтые."

Лесовичок.

- Ай, ай, ай! Срочно надо помочь Ване перебрать его корзину, иначе случится беда.

-А вы поняли, что может случится? Что неправильно делал Ваня? (Собирал все грибы подряд.)

10. Игра: "Собери грибы в корзину".

К доске выходит ученик.

Задание: из всех грибов выбери только съедобные грибы и положи их в корзину.

-Проверим: какие грибы ты отобрал.

-Как называется этот гриб? Съедобный или нет?(И т.д.)

-А почему ты не взял эти грибы? (несъедобные: мухомор, поганка)

-Какое правило надо соблюдать когда мы собираем грибы? Бери только те, которые ты знаешь.

11.ФИЗ.МИНУТКА №2

Лесовичок.

«Много трав растет полезных

На земле страны родной.

Помогает от болезни

Мята, пижма, зверобой.

Из даров лесного царства

Люди делают лекарства»

12.Отгадайте мои загадки. Какие это лекарственные растения.

1. Ты растение не тронь, Жжется больно, как огонь. (крапива)

2. Тонкий стебель у дорожки.

На конце его сережки.

На земле лежат листки

Маленькие лопушки. (подорожник)

3. Белые горошинки

На зеленой ножке, (ландыш)

4. Стоят кругом сестрички

Желтые глазки, белые реснички, (ромашки)

5.Какое лекарственное растение любят кошки? (валериана)

6. Дикой розой называют,

Как лекарство принимают, (шиповник)

7. Горел в траве росистой,

Потом померк,

Потух

И превратился в пух. (одуванчик)

8.Трава от 99 болезней (зверобой)

13.Итог.

Лесовичок.

Умницы! Давайте подведем небольшие итоги по правилам поведения в лесу. Показываю картинку, а вы называете правило.

Кто еще добавит?

Лесовичок

Спасибо, ребята! Вы очень порадовали меня. Теперь я точно знаю, что вы настоящие

друзья леса.

Мне пора. До свиданья!

Ребята, нам тоже пора возвращаться домой. Садитесь удобнее. Мы летим домой. А в это время послушайте стихотворение , которое прочитает Даша. Любите природу! Храните природу!

Не сыпьте на землю всякую гадость, Не жгите траву, Не ломайте кусты! Будьте добры!

Песенка : "будьте добры"

nsportal.ru

Проект по окружающему миру (3 класс) на тему: Защита окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Тема проекта:

Защита окружающей среды. Загрязнение воздуха.

Автор проекта: Зусси Ирина

Руководитель проекта: классный руководитель: Исалиева Т.А

Консультанты: мама Зусси В.В.

С.Новоникольское

МКОУСОШ

2014-2015 учебный год

Содержание.

  1. Основные положения∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
  2. Введение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙3
  3. Состав воздуха∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
  4. Что происходит с воздухом? ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙4
  5. Сущность парникового эффекта∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙5
  6. Как люди защищают воздух городов? ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙6
  7. Познавательное опыты «Воздух» ∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙7
  8. Заключение∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙8
  9. Список литературы∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙∙9

Основные положения

Цель проекта:

- предложить опыты «Воздух-невидимка» с  целью использования на уроках окружающего мира

Задачи проекта:

- изучение литературы  о воздухе;

- проанализировать причины загрязнения воздуха;

-провести опыты «Воздух-невидимка»

Введение

На уроках окружающего мира я узнала о том, что такое воздух, из чего он состоит, какую роль он играет в жизни каждого живого существа. Ни одно живое существо не может жить без воздуха: он нужен растениям, животным и конечно, людям.

В последнее время люди всё чаще стали говорить о том, что воздух стал загрязнённым, особенно в больших городах. Из-за этого страдает всё живое на планете.

Мне захотелось узнать, что же загрязняет воздух? Что, мы, люди, делаем не так? Как сделать так, чтобы воздух на нашей планете оставался чистым?(Слайд 2)

                         

Состав воздуха

 Воздух – смесь газов, составляющих атмосферу Земли. Он состоит из азота, кислорода, углекислого газа, благородных газов (аргон, неон, гелий, метан, водород и т.д.). Также в воздухе присутствуют водяные пары, микроорганизмы и другие вещества, поступающие с выбросами предприятий и транспорта.(Слайд 3)

В атмосфере происходит постепенное самоочищение воздуха, но с ростом промышленности оно нарушается.

Что происходит с воздухом?

Существуют природные ресурсы, необходимые человечеству, как воздух. Но нет, пожалуй, такого ресурса, кроме самого воздуха, отсутствие которого становилось бы неразрешимой проблемой для человека уже менее чем через минуту.

Известно, что загрязнение атмосферы происходит в основном в результате работы промышленности и транспорта, которые в совокупности ежегодно выбрасывают в атмосферу огромное количество вредных частиц.

Воздух формирует жизнедеятельность животных и растений, отвечает за перемену погоды. (Слайд 4) Воздух городов содержит повышенный уровень углекислого газа, пыли и микроорганизмов (особенно весной и летом), что вредно отражается на здоровье населения. (Слайд 5)Городской воздух очищается с помощью деревьев и зеленых насаждений. В домах сильно увеличивается уровень водяного пара и углекислого газа. Из-за большого количества заводов в атмосферу выбрасываются пары кислот и продукты переработки химических веществ. Портящийся воздух жилых помещений и мастерских должен регулярно заменяться свежим наружным воздухом.


Автомобили своими выхлопными газами портят воздух, аэрозоли и другие газообразные вещества разрушают озон, промышленность также вредна для воздуха. Очистные фильтры и сооружения могут очистить воздух, но они весьма дорогостоящие. В местностях, где нет большого скопления промышленности и транспорта,  выигрывает чистым воздухом. (Слайд 6)

Сущность парникового эффекта.

Что, же происходит с климатом Земли? Парниковый эффект – предполагаемое потепление на планете в результате накопления в воздухе газов, которые плохо пропускают солнечные лучи и не дают поверхности Земли излучать тепло. Человеческая деятельность может привести к сильному нагреву земного шара. При разработке полезных ископаемых, при удобрении посевов, из-за выхлопов транспорта в воздух попадает большое количество разнообразных частиц. Исследования показывают, что сейчас углекислого газа стало намного больше, чем было раньше. Действие парникового эффекта похоже на действие стекла в парнике или оранжерее, поэтому он называется «парниковым эффектом». Полностью уничтожить парниковый эффект нельзя.

Как воздух защищает растения и животных от холода?

У воздуха есть еще одно интересное свойство – он плохо пропускает тепло. Растения, зимующие под снегом, не замерзают, потому что между холодными частицами снега много воздуха, а снежный сугроб напоминает теплое одеяло, укрывающее стебли и корни растений.

Осенью многие звери линяют. Зимний мех гуще и пышнее, чем летний. Между густыми волосками задерживается больше воздуха. Он сохраняет тепло тела, и животным в заснеженном зимнем лесу никакой мороз не страшен.(Слайд 7)

Как люди защищают воздух городов?

Люди сажают в городе деревья. Заметили ли вы, что часто вдоль городских улиц и в скверах растут тополя? Эти высокие стройные деревья выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Кроме того, тополя прекрасно очищают загрязненный воздух. Почему тополя так хорошо очищают воздух? Благодаря длинному тонкому черешку листья тополя очень подвижны, они хорошо улавливают пыль, которая легко смывается дождем или слетает с их гладкой поверхности листа. Тополя и другие деревья высаживают вдоль автомобильных трасс.(Слайд 8) В больших городах работают фабрики и заводы, из труб которых в атмосферу выбрасываются ядовитые газы, сажа и пыль. Как очистить такой воздух? На многих предприятиях устанавливают особые фильтры, проходя через которые, воздух очищается. Частицы копоти и пыли осаждаются на фильтре, а ядовитые газы улавливаются специальными установками.

Заключение

Изучив литературу по теме проекта и проведя опыты «Воздух-невидимка», я считаю, что охрана воздуха – необходимая мера для развития цивилизации. Ведь, если мы не будем беречь природу, в скором времени нам негде будет жить.

Опыты – это хорошее практическое занятие  для изучения  воздуха.

На опытах мы наглядно  познакомились с  воздухом, его свойствами, что повышает интерес к защите окружающей среде, помогает лучше усвоить прочитанное.(слайд 9)

Опыты «Воздух-невидимка»

Опыт 1.

« Воздух»

 Перевернуть стакан вверх дном и медленно опустить его в банку с водой. Стакан нужно держать очень прямо. Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? В стакане есть воздух, он не пускает туда воду.

Слайд 10

Опыт 2.

«Пузырьки воздуха»

Опустить банку в стакан с водой, но держать его, немного наклонив. Что появляется в воде? Видны пузырьки воздуха. Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана , и его место занимает вода.

Опыт 3.

« Ветер»

Прикрепить над батареями тонкие полоски бумаги или легкой ткани. Открыть форточку. Какой воздух над батареями – теплый или холодный? Теплый воздух стремится вверх. Открываем форточку и впускаем холодный воздух с улицы. Холодный воздух из форточки будет опускаться вниз, а теплый  - от батареи подниматься вверх. Значит они встретятся. Что тогда появится? Ветер. И этот ветер заставит двигаться полоски бумаги.

Опыт 4.

«Волны»

Приготовьте на столиках мисочки с водой для каждого ребенка. В каждой мисочке – свое «море». Красное, черное, желтое. (Подкрасьте воду акварельной краской) Дети – это ветры. Что получается? Волны. Чем сильнее дуть, тем сильнее волны.

Опыт 5.

«Буря»

Опустите парусные кораблики на воду. Дети дуют на паруса, кораблики плывут. Так и большие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что происходит с корабликом, если нет ветра? А если ветер очень сильный?  Начинается буря и кораблик может потерпеть настоящее кораблекрушение.

Опыт 6.

«Ветер – это движение воздуха»

Для этого опыта используйте веера. Дети машут веером над водой. Почему появились волны? Веер движется  и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться. Ветер – это движение воздуха.

Опыт 7.

«Летающие семена»

Дайте детям по одному летающему и по одному  нелетающему семени. Пусть они одновременно отпустят из рук эти семена – например, фасолинку и семечко клена. Чем с большей высоты опускаются семена, тем нагляднее разница  в скорости  их падения. Если вы будете бросать семена с очень маленькой высоты, то желаемого результата не достигнете. Семена клена можно немного  «подкрутить», тогда они будут падать как в природе. Летающие семена падают медленнее.

Опыт 8.

«Яйцеглотатель»

 Положи в графин бумажку  и подожги ее. Сверху на горлышко положи крутое, очищенное от скорлупы яйцо: его засосет внутрь. При горении воздух   в бутылке разрежается, и под давлением наружного воздуха яйцо засасывается.

Опыт 9.

« Стакан – непроливайка»

Положи карту на стакан с водой. Придерживая карту рукой, быстро переверни стакан и убери руку: карта будто приклеилась к стакану. Слайд 11

Опыт 10

«Прыгающая монетка»

Положи на бутылку монетку и поставь  ее в очень горячую воду.  Монета подпрыгнет. Объем нагреваемого воздуха быстро увеличивается. Не уменьшаясь  в бутылке, он с силой давит на монету.

Опыт 11.

«Капризы пламени»

Дунь в бутылку  и зажми горлышко большим пальцем. Поднеси бутылку к пламени свечи и отпусти палец: свеча погаснет. Сжатый воздух вырвался наружу  и погасил пламя.

Дунь на свечу через воронку: свеча все равно горит. Воздух скользит вдоль стенок воронки, не задевая пламя

Опыт 12.

«Пламя загрязняет воздух»

Зажгите свечу. Горит пламя. Может ли оно загрязнять воздух? Подержите над пламенем свечи ( на расстоянии 1- 2 см.) стекло или фарфоровую чашку, одним словом, предмет из материала, который не расплавится, не загорится и не нагревается быстро. Через некоторое время вы увидите, что этот предмет снизу почернел – покрылся слоем копоти.  Слайд 12

Опыт 13.

«Живая змея»

Вырежи из тонкой бумаги змею. Подвесь ее над кастрюлей с горячей водой. Змея начнет подниматься вверх. Горячий воздух легче холодного: поднимаясь, он увлекает за собой и бумагу.

Опыт 14

«В воде есть воздух»

Возьмите стаканы с водой. Один конец соломинки опустите в воду, а другой возьмите в рот и осторожно подуйте. Что наблюдаете? Откуда пузырьки? Вы выдохнули воздух, и он в воде виден в виде пузырьков.

Опыт 15

«Воздух невидим»

Воздух не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите ароматизированные салфетки, корки апельсинов и т.д. и предложите детям последовательно почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.

        Опыт 16.        

« Воздух имеет вес»

Положите на чаши весов надутый и ненадутый шарики: чаша с надутым шариком перевесит.

Опыт 17.

«Воздух при нагревании расширяется»

Поставьте открытую пластмассовую  бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на ее горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в  миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик при этом спуститься, так как воздух при охлаждении сжимается.

Опыт 18.

«Воздух занимает место»

Налейте полмиски воды. Бросьте в воду пробку. Накройте плавающую  пробку стаканом. Погрузите стакан в воду. Участок поверхности воды, на котором плавает пробка, погружается вместе со стаканом. Находящийся  в стакане воздух не дает воде заполнить стакан, и поэтому накрытая стаканом вода вместе  с плавающей пробкой опускается ниже уровня воды в миске. Слайд 13



nsportal.ru

"Загрязнение окружающей среды" - сочинение

Оцените сочинение:

Не секрет, что люди всегда, так или иначе, вредили окружающей среде. Они вырубали деревья, охотились, освобождали территории под выпас скота, однако природа в таких условиях могла восстанавливаться. Сейчас же загрязнение достигло таких масштабов, что становится страшно. И происходит это из-за деятельности человека, который попросту уничтожает место своего обитания.

Ежедневно состояние экологии становится все хуже и хуже. Чем же человек так загрязняет Землю? Заводы и фабрики, атомные электростанции, промышленные предприятия, все они сливают жидкие химические отходы в реки и озера и выбрасывают огромное количество дыма и газов в воздух. Не говоря уже об автомобилях. Полным ходом идет вырубка лесов и разработка карьеров, выкачка газа и нефти. Этот список можно продолжать бесконечно. По-моему, у человеческой жадности и беспечности не существует границ.

При этом от загрязнения страдают сами люди. Такое состояние окружающей среды не может не отражаться на нашем здоровье. Люди стали чаще болеть раком, астмой, аллергиями, диабетом, гипертонией и еще огромным количеством других заболеваний. Все они происходят от того, что нам приходится дышать грязным воздухом, питаться загрязненными продуктами.

Ученые уже не раз заявляли о разрушении вследствие человеческой деятельности озонового слоя, который защищает нашу планету от воздействия вредного солнечного излучения.

Все, что сейчас происходит, напрямую касается каждого из нас. Мы все живем на одной планете и то, что вредит ей, вредит и нам. К счастью, в наше время достаточно развиты различные волонтерские движения, деятельность компаний по защите окружающей среды. Они, конечно, не могут спасти всю планету, но все равно стараются сделать ее лучше и чище. Жаль только, не все осознают важность их работы.

Думаю, если каждый из нас обратит внимание на эту проблему и постарается сделать, что сможет, для ее решения, мы сможем помочь природе восстановиться.

Заказать сочинение 
Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

www.sdam-na5.ru

Доклад на тему "загрязнение окружающей среды"

План работы

1.Введение

2.Химическое загрязнение атмосферы

2.1.основные загрязняющие вещества

2.2.аэрозольное загрязнение

2.3.фотохимический туман

2.4.контроль за выбросами загрязнений в атмосферу (ПДК)

3.Химическое загрязнение природных вод

3.1.неорганические загрязнения

3.2.органические загрязнения

4.Загрязнение почвы

4.1.кислотные дожди

5.Заключение

6.Литература

-1-

1.Введение

На всех стадиях своего развития человек был тесно связан с окружающим миром. Но с тех пор как появилось высокоиндустриальное общество, опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объем этого вмешательства, и оно стало глобальной опасностью для человечества. Расход невозобновимых видов сырья повышается, все больше пахотных земель выбывает из экономики, так как на них идет застройка различных зданий. Человеку приходится все больше вмешиваться в хозяйство биосферы- той части нашей планеты, в которой существует жизнь. Биосфера Земли в настоящее время подвергается нарастающему антропогенному воздействию. При этом можно выделить несколько наиболее существенных процессов, любой из которых не улучшает экологическую ситуацию на планете.
Наиболее масштабными и значительными является загрязнение среды несвойственными ей веществами химической природы. Среди них – газообразные и аэрозольные загрязнители промышленно- бытового происхождения. Прогрессирует накопление углекислого газа в атмосфере.

Не вызывает сомнений и значение химического загрязнения почвы пестицидами и ее повышенная кислотность, ведущая к распаду экосистемы.

В целом все факторы, которые будут рассмотрены в этой работе, оказывают заметное влияние на процессы, происходящие в биосфере.

Цель работы: изучение экологического состояния окружающей среды.

Задачи: рассмотреть влияние химических веществ на атмосферу, литосферу, гидросферу.

-2-

2.Химическое загрязнение атмосферы

2.1.основные загрязняющие вещества

Свою работу я начну с обзора тех факторов, которые приводят к ухудшению состояния одной из важнейших составляющих биосферы- атмосферы. Человек загрязняет атмосферу огнем уже тысячелетиями, однако последствия употребления огня, которым он пользовался весь этот период, были незначительны. Приходилось мириться с тем, что дым мешал дыханию, и что сажа ложилась черным покровом на потолке и стенах жилища. Получаемое тепло было для человека важнее, чем чистый воздух и незакопченные стены пещеры. Это начальное загрязнение воздуха не представляло проблемы, ибо люди обитали тогда небольшими группами, занимая неизмерно обширную нетронутую природную среду. И даже значительное сосредоточение людей на сравнительно небольшой территории, как это было в классической древности, не сопровождалось серьезными последствиями.

Так было вплоть до начало 19 века. Лишь за последние сто лет развитие промышленности «одарила» нас такими производственными процессами, последствия которых человек еще не мог себе представить. Возникли города миллионеры, рост которых остановить нельзя. Все это результат великих изобретений и завоеваний человека.

В основном существуют три источника загрязнения атмосферы: промышленность, бытовые котельные, транспорт. Доля каждого из этих источников, в общем загрязнение воздуха сильно различается в зависимости от места. Сейчас общепризнанно, что наиболее сильно загрязняет воздух промышленное производство. Источники загрязнений - теплоэлектростанции, которые вместе с дымом выбрасывают в воздух сернистый и углекислый газ; металлургические предприятия, особенно цветной металлургии, которые выбрасывают в воздух оксиды азота, сероводород, хлор, фтор, аммиак, соединения фосфора, частицы и соединения ртути и мышьяка; химические и цементные заводы. Вредные газы опадают в воздух в результате сжигания топлива для нужд промышленности, отопления жилищ, работы транспорта, сжигания и переработки бытовых и промышленных отходов.

Атмосферные загрязнители разделяют на первичные, поступающие непосредственно в атмосферу, и вторичные, являющиеся результатом превращения последних.

Так поступающий в атмосферу сернистый газ окисляется до серного ангидрида, который взаимодействует с парами воды и образует капельки серной кислоты.

-3-

При взаимодействии серного ангидрида с аммиаком образуются кристаллы сульфата аммония.

Подобным образом, в результате химических, фотохимических, физико- химичеких реакций между загрязняющими веществами и компонентами атмосферы, образуются другие вторичные признаки.

Основным источником пирогенного загрязнения на планете являются тепловые электростанции, металлургические и химические предприятия, котельные установки, потребляющие более 70 % ежегодно

Добываемого жидкого и твердого топлива.

Основными вредными примесями пирогенного происхождения являются следующие:

1.окисд углерода. Получается при неполном сгорании углеродистых веществ. В воздух он попадает в результате сжигания твердых отходов, с выхлопными газами выбросами промышленных предприятий. Ежегодно этого газа поступает в атмосферу не менее 1250 млн.т. оксид углерода является соединением, активно реагирующим с составными частями атмосферы и способствует повышению температуры на планете, и созданию парникового эффекта.

2.сернистый ангидрид. Выделяется в процессе сгорания серосодержащего топлива или переработке сернистых руд до 170 млн.т. в год. Часть соединений серы выделяется при горении органических остатков в горнорудных отвалах. Только в США общее количество выброшенного в атмосферу сернистого ангидрида составило 65 % от общемирового выброса.

3.серный ангидрид. Образуется при окислении сернистого ангидрида.

Конечным продуктом реакции является аэрозоль или раствор серной кислоты в дождевой воде, который подкисляет почву, обостряет заболевания дыхательных путей человека. Выпадение аэрозоля серной кислоты из дымовых факелов химических предприятий отмечается при низкой облачности и высокой влажности воздуха. Листовые пластинки растений, произрастающих на расстоянии менее 11 километров от таких предприятий, обычно бывают густо усеяны некротическими пятнами, образовавшихся в местах оседания капель серной кислоты. Пирометаллургические предприятия, а также теплоэлектростанции ежегодно выбрасывают в атмосферу десятки миллионов тонн серного ангидрида.

4.сероводород и сероуглерод. Поступают в атмосферу раздельно или вместе с другими соединениями серы. Основными источниками выброса являются

-4-

предприятия по изготовлению искусственного волокна, сахар, коксохимические, нефтеперерабатывающие, а также нефтепромыслы.

В атмосфере при взаимодействии с другими загрязнителями подвергаются медленному окислению до серного ангидрида.

5.соединения фтора. Источниками загрязнения являются предприятия по производству алюминия, эмалей, стекла, керамики, стали, фосфорных удобрений. Фторосодержащие вещесва поступают в атмосферу в виде газообразных соединений - фтороводорода или пыли фторида натрия и кальция. Соединения характеризуются токсическим эффектом. Производные фтора являются сильными инсектицидами.

6.соединения хлора. Поступают в атмосферу от химических предприятий, производящих соляную кислоту, хлорсодержащие пестициды, органические красители, гидролизный спирт, хлорную известь, соду. В атмосфере встречается как примесь молекулы хлора и паров соляной кислоты.

Токсичность хлора определяется видом соединений и их концентрацией. В металлургической промышленности при выплавке чугуна и при переработке его на сталь происходит выброс в атмосферу различных тяжелых металлов и ядовитых газов. Так, в расчете на одну тонну передельного чугуна выделяется 12,7 килограмм сернистого газа, 14,5 кг пылевых частиц, определяющих количество соединений мышьяка, фосфора, сурьмы, свинца, паров ртути и редких металлов, смоляных веществ и цианистого водорода

2.2.аэрозольное загрязнение атмосферы

Аэрозоли – это твердые или жидкие частицы, находящиеся во взвешенном состоянии в воздухе. Твердые компоненты аэрозолей в ряде случаев особенно опасны для организмов, а у людей вызывают специфические заболевания. В атмосфере аэрозольные загрязнители воспринимаются в виде дыма, тумана, мглы или дымки. Значительная часть аэрозолей образуется в атмосфере при взаимодействии твердых или жидких частиц между собой или с водяным паром. Средний размер аэрозольных частиц составляет 1-5 мкм. В атмосферу Земли ежегодно поступает около 1 кубического км пылевидных частиц искусственного происхождения. Большое количество пылевых частиц образуется также в ходе производственной деятельности людей. Сведения о некоторых источниках пыли приведены ниже:

-5-

Производственный

процесс

Выброс пыли,

млн.тонн / год

1.

Сжигание каменного

угля

93,600

2.

Выплавка чугуна

20,210

3.

Выплавка меди

(без очистки)

6,230

4.

Выплавка цинка

0,180

5.

Выплавка олова

(без очистки)

0,004

6.

Выплавка свинца

0,130

7.

Производство цемента

53,370

Основными источниками искусственных аэрозольных загрязнений воздуха являются теплоэлектростанции, которые потребляют уголь высокой зольности, обогатительные фабрики, металлургические, цементные, магнезитовые и сажевые заводы. Аэрозольные частицы от этих источников отличаются большим разнообразием химического состава. Чаще всего в их составе обнаруживаются соединения кремния, кальция и углерода, реже- оксиды металлов: железа, магния, марганца, цинка, меди, никеля, свинца, сурьмы, висмута, селена, мышьяка, бериллия, кадмия, хрома, кобальта, молибдена, а также асбеста. Еще большее разнообразие свойственно органической пыли, включающей алифатические, и ароматические углеводороды, соли кислот. Она образуется при сжигании остаточных нефтепродуктов, в процессе пиролиза, на нефтеперерабатывающих, нефтехимических и других подобных предприятий. Постоянными источниками аэрозольного загрязнения являются промышленные отвалы- искусственные насыпи из переотложенного материала, преимущественно вскрышных пород, образуемых при добыче полезных ископаемых или же из отходов предприятий перерабатывающей промышленности, ТЭС. Источником пыли и ядовитых газов служат массовые взрывные работы. Так, в результате одного среднего по массе взрыва (250-300 тонн взрывчатых веществ) в атмосферу выбрасывается около двух тысяч кубических метров условного оксида углерода и юолее150 тонн пыли. Производство цемента и других строительных материалов также является источником загрязнения атмосферы пылью.

-6-

Основные технологические процессы этих производств- измельчение и химическая обработка шихт, полуфабрикатов и получаемых продуктов в потоках горячих газов всегда сопровождается выбросами пыли и других вредных веществ в атмосферу.

К атмосферным загрязнителям относятся углеводороды - насыщенные и ненасыщенные, включающие от 1 до 13 атомов углерода. Они подвергаются различным превращениям, окислению, полимеризации, взаимодействуя с другими атмосферными загрязнителями после возбуждения солнечной радиации.

В результате этих реакций образуются перекисные соединения, свободные радикалы, соединения углеводородов с оксидами азота и серы часто в виде аэрозольных частиц. При некоторых погодных условиях могут образовываться особо большие скопления вредных газообразных и аэрозольных примесей в приземном слое воздуха.

Обычно это происходит в тех случаях, когда в слое воздуха непосредственно над источником газопылевой эмиссии существует инверсия - расположения слоя более холодного воздуха под теплым, что препятствует воздушным массам и задерживает перенос примесей вверх. В результате вредные выбросы сосредотачиваются под слоем инверсии, содержание их у земли резко возрастает, что становится одной из причин образования ранее неизвестного в природе фотохимического тумана.

2.3.Фотохимический туман (смог)

Фотохимический туман представляет собой многокомпонентную смесь газов и аэрозольных частиц первичного и вторичного происхождения. В состав основных компонентов смога входят озон, оксиды азота и серы, многочисленные органические соединения перекисной природы, называемые в совокупности фотооксидантами. Фотохимический смог возникает в результате фотохимических реакций при определенных условиях:

1.наличие в атмосфере высокой концентрации оксидов азота, углеводородов и других загрязнителей

2.интенсивная солнечная радиация

3.безветрие или очень слабый обмен воздуха в приземном слое

4.мощная повышенная инверсия.

Такие условия создаются чаще в июне – сентябре и реже зимой. При продолжительной ясной погоде солнечная радиация вызывает расщепление молекул диоксида азота с образованием оксида азота и атомарного кислорода. Атомарный кислород с молекулярным кислородом дают озон. Казалось бы, последний, окисляя оксид азота, должен снова превращаться в молекулярный кислород, а оксид азота – в диоксид. Но этого не происходит.

-7-

Оксид азота вступает в реакции с выхлопными газами, которые при этом расщепляются и образуют избыток озона. Возникает циклическая реакция, в итоге которой в атмосфере постепенно накапливается озон. Этот процесс в ночное время прекращается.

В свою очередь озон вступает в реакцию с выхлопными газами. В атмосфере концентрируется различные перекиси, которые в сумме и образуют характерные для фотохимического тумана оксиданты. Последние являются источником так называемых свободных радикалов, отличающихся собой реакционной способностью. Такие смоги – нередкое явление над Лондоном, Парижем, Лос- Анджелесом, Нью-Йорком и другими городами Европы и Америки.

По своему физиологическому воздействию на организм человека они крайне опасны для дыхательной и кровеносной системы и часто бывают причиной преждевременной смерти жителей с ослабленным здоровьем.

2.4.Проблема контролирования выброса в атмосферу загрязняющих веществ промышленными предприятиями (ПДК)

Приоритет в области разработки предельно допустимых концентраций в воздухе принадлежит СССР. ПДК - такие концентрации, которые прямо или косвенно воздействуют на человека, не ухудшают его работоспособность, самочувствие, а также санитарно- бытовых условий.

Обобщение всей информации по ПДК, получаемой всеми ведомствами, осуществляется в ГГО (Главная Геофизическая Обсерватория). Чтобы по результатам наблюдений определить значение воздуха, измеренные значения концентраций сравнивают с максимальной разовой предельно допустимой концентрацией и определяют число случаев, когда были превышены ПДК, а также во сколько раз наибольшее значение было выше ПДК. Среднее значение концентрации за месяц или за год сравнивается с ПДК длительного действия- среднеустойчивой ПДК. Стояние загрязнения воздуха несколькими веществами, наблюдаемые в атмосфере города, оценивается с помощью комплексного показателя- индекс загрязнения атмосферы (ИЗА). Степень загрязнения воздуха основными загрязняющими веществами находится в прямой зависимости от промышленного развития города. Наибольшие максимальные концентрации характерны для городов с численностью населения 500 тысяч жителей. Загрязнение воздуха специфическими веществами зависит от вида промышленности, развитой в городе. Если в крупном городе размещены предприятия нескольких отраслей промышленности, то создается очень высокий уровень загрязнения воздуха, однако проблема снижения выбросов многих специфических веществ до сих пор остается нерешенной.

-8-

3. Химическое загрязнение природных вод

Всякий водоем или водный источник связан с окружающей его внешней средой. На него оказывают влияния условия формирования поверхностного или подземного водного стока, разнообразные природные явления, индустрия, промышленно и коммунальное строительство, транспорт, хозяйственная и бытовая деятельность человека. Последствием этих влияний является привнесение в водную среду новых, несвойственных ей веществ- загрязнителей, ухудшающей качество воды. Загрязнения, поступающие в водную среду, классифицируют по- разному, в зависимости от подходов, критериев и задач. Так, обычно выделяют химическое, физическое, биологическое загрязнения.

Химическое загрязнение представляет собой изменение естественных химических свойств воды за счет увеличения содержания в ней вредных примесей, как неорганической (минеральные соли, кислоты, щелочи, глинистые частицы), так и органической природы (нефть, ПАВ, пестициды).

3.1.неорганические загрязнения

Основными органическими загрязнителями (минеральными) пресных и морских вод являются разнообразные химические соединения, токсичные для обитателей водной среды. Это соединения мышьяка, свинца, кадмия, ртути, хрома, меди, фтора. Большинство из них попадает в воду в результате человеческой деятельности. Тяжелые металлы поглощаются фитопланктоном, а затем предаются по пищевой цепи более высокоорганизованным организмам. Токсический эффект некоторых наиболее распространенных загрязнителей гидросферы представлен в таблице:

вещество

планктон

ракообразные

моллюски

рыбы

1.

Медь

+ + +

+ + +

+ + +

+ + +

2.

Цинк

+

+ +

+ +

+ +

3.

Свинец

-

+

+

+ + +

4.

Ртуть

+ + + +

+ + +

+ + +

+ + +

5.

Кадмий

-

+ +

+ +

+ + + +

6.

Хлор

-

+ + +

+

+ + +

7.

Роданид

-

+ +

+ +

+ + + +

8.

Цианид

-

+ + +

+ +

+ + + +

9.

Фтор

-

-

+

+ +

10.

Сульфид

-

+ +

+

+ + +

Степень токсичности: - отсутствует

+ очень слабая + + + сильная

+ + слабая + + + + очень сильная

-9-

Кроме перечисленных в таблице веществ, к опасным загрязнителям водной среды можно отнести неорганические кислоты и основания, обуславливающие широкий диапазон рН промышленных стоков (1,0- 11,0). Среди основных источников загрязнения гидросферы минеральными веществами и биогенными элементами следует упомянуть предприятия пищевой промышленности и сельское хозяйство. С орошаемых земель ежегодно вымывается около 6 млн тонн солей и эта цифра не стоит на месте, а постоянно растет.

3.2. органические загрязнения

Большое значение для обитателей водной среды имеют и органические остатки. Сточные воды, содержащие суспензии органического происхождения, пагубно влияют на состояние водоемов. Осаждаясь, они заливают дно и задерживают развитие или полностью прекращают жизнедеятельность микроорганизмов, участвующих в самоочищении вод. При гниении данных осадков могут образовываться вредные соединения и отравляющие вещества (сероводород). Наличие суспензий затрудняют проникновение света в глубь воды и замедляет процессы фотосинтеза.

Одним из основных санитарных требований, предъявляемых к качеству воды, является содержание ней необходимого количества кислорода. Жиры, масла, смазочные материалы образуют на поверхности воды пленку, которая препятствует газообмену между водой и атмосферой, что снижает степень насыщенности воды кислородом.

Содержание некоторых органических веществ в промышленных сточных водах:

Загрязняющие

вещества

Количество в мировом стоке, млн т/ год

1.

Нефтепродукты

26,563

2.

Фенолы

0,460

3.

Отходы производства синтетических волокон

5,500

4.

Растительные органические остатки

0,170

5.

всего

33,273

В связи с быстрыми темпами урбанизации и несколько замедленным строительством очистных сооружений или их неудовлетворительной эксплуатацией водные бассейны и почва загрязняются бытовыми отходами. Бытовые отходы опасны не только тем, что являются источником некоторых болезней человека (брюшной тиф, дизентерия, холера), но и тем, что требуют для своего разложения много кислорода.

-10-

Если бытовые сточные воды поступают в водоем в очень больших количествах, то содержание растворимого кислорода может понизиться ниже уровня, необходимого для жизни морских и пресноводных организмов.

4.загрязнение почвы

Почвенный покров представляет собой важнейший компонент биосферы земли. Важнейшее значение почв состоит в аккумулировании органического вещества и энергии. Почвенный покров выполняет функции биологического поглотителя, разрушителя, нейтрализатора различных загрязнений. Если это звено биосферы будет разрушено, то функционирование последней также будет нарушено. Именно поэтому чрезвычайно важно изучение биохимического покрова почвы, его современного состояния и изменения под влиянием антропогенной деятельности.

4.1.Кислые атмосферные выпады на сушу.

Одна из острейших глобальных проблем современности – это проблема возрастающей кислотности атмосферных осадков и почвенного покрова. Районы кислых почв не знают засух, но их естественное плодородие понижено и неустойчиво; они быстро истощаются и урожаи на них низкие. Кислотные дожди вызывают не только подкисление поверхностных вод, но и верхних горизонтов почв и значительное подкисление грунтовых вод.

Кислотные дожди возникают в результате хозяйственной деятельности человека. Главными источниками в атмосфере является сжигание сланцев, нефти, углей, газа в индустрии, в быту и сельском хозяйстве.

4.2.Пестициды как загрязняющий фактор

Открытие пестицидов- одно из важнейших достижений современной науки. Однако в результате длительного применения пестицидов отмечается снижение их эффективности. Из громадного количества насекомых вредными являются лишь 0,3 % или 5 тысяч видов. У 250 видов обнаружено «привыкание» к пестицидам. Возникает вопрос, а нужно ли применять пестициды в таком большом количестве?

Неумеренное применение пестицидов (гербициды, инсектициды, дефолианты) негативно влияет на качество почвы. В связи с этим усиленно изучается судьба пестицидов в почвах и возможности их обезвреживать химическими и биологическими способами. Очень важно создавать и применять только препараты с небольшой продолжительностью жизни , измеряемой неделями или месяцами. В этом деле уже достигнуты определенные успехи и внедряются препараты с большой скоростью деструкции.

-11-

5. заключение

Охрана природы – задача нашего века, проблема, ставшая социальной. Снова и снова мы слышим об опасности, грозящей окружающей среде, но до сих пор многие из нас считают их неприятными и полагают, что мы еще успеем справиться со всеми выявившимися затруднениями.

Однако воздействие человека на окружающую среду приняло угрожающие масштабы. Чтобы в корне улучшить положение, понадобятся целенаправленные и продуманные действия. Ответственная и действенная политика по отношению к окружающей среде будет возможна лишь в том случае, если мы накопим надежные данные о современном состоянии среды, обоснованные знания о взаимодействии важных экологических факторах, если разработает новые методы уменьшения и предотвращения вреда, наносимого Природе Человеком.

-12-

Литература:

1 «Ты и Я».Изд.: Молодая гвардия. Отв.редактор Капцова Л.В.,

Москва 1989г.

2. «Берегите себя от болезней».- Марьясис В.В., Москва, 1992г.

3. Экологические преступления.- Комментарий к Уголовному Кодексу

Российской Федерации, Изд. «ИНФРА М-НОРМА», Москва, 2000г.

4.Экология.Учебник.Е.А.Криксунов., Москва, 1995г.

infourok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *