Разное

Возможные трудности профессии психолога – В чем сложность работы психолога?

Содержание

Психолог и необходимые качества. | Выбор психолога

Психологическая практика приобретает все большее распространение. Многие люди осознают, что лучше обратиться за консультацией к профессиональному психологу, чем полагаться на субъективные советы друзей и близких. Психолог по-новому взглянет на вашу проблему, поможет найти верный путь решения. Но найти специалиста с соответствующими профессиональными качествами бывает трудно.

Какие качества нужны психологу?

Работа психолога – интересная, но сложная и напряженная деятельность. Диплома об успешном окончании вуза здесь недостаточно. Помимо образования, психологу нужны особые личностные качества. Быть чутким и понимающим человеком, к которому часто обращаются за советом и поддержкой, мало для работы с людьми, нуждающимся в помощи.

Психолог должен верить в себя и свои силы, обладать качествами сильного человека и быть лидером по жизни. Именно такой авторитетный и успешный человек вызовет доверие и уважение. К его мнению прислушаются люди.

Тихий и спокойный человек, готовый выслушать чужую проблему и помочь, вряд ли сможет стать специалистом. Для людей он будет лишь «жилеткой для жалоб», не способной повести человека за собой, скорректировать жизненный путь. Приходя на индивидуальную консультацию психолога, люди ожидают, что их не только выслушают, но и подтолкнут к действию, что под силу только уверенному в себе человеку, обладающему лидерскими качествами.

Профессиональный психолог всегда проявляет интерес к личности человека. У каждого свои, хотя порой и похожие на других проблемы. Но каждый относится к ситуации по-разному.

Невозможно решать одну и ту же проблему стандартными приемами. Каждый случай уникален. Поэтому чуткий психолог, умеющий слушать и слышать людей, проявит гибкость и научит клиента не просто подстраиваться под ситуацию, но искать компромиссы, правильно строить отношения с окружающими.

Искренность и эмпатия также важны для психолога. Умение поставить себя на место клиента поможет специалисту глубже разобраться в чувствах и настроении другого человека, настроиться на его волну и точно определить степень проблемы.

Трудности работы психолога

Каждый день психолог общается с большим количеством самых разных людей. У всех свои истории, тайны, проблемы. Некоторые хотят выплакаться, облегчить душу. Другие приходят за советом, ободрением, поддержкой. К каждому человеку психолог должен проявить такт, найти ключик к сердцу. Это требует интенсивной сосредоточенности спокойствия, выдержки.

Такое чрезмерное общение с людьми может привести к эмоциональному выгоранию. Человек желает оградиться от всего мира, становится черствым и равнодушным к проблемам других, идет на работу как на каторгу. Поэтому, профессиональный психолог – это также человек, умеющий блокировать психику, обладающий эмоциональной устойчивостью, готовый к постоянному контакту с людьми.

Психолог постоянно развивает свои умения и душевные качества, совершенствуется, не останавливается на достигнутом. Он посещает тренинги и семинары, следит за открытиями в мире психологии, осваивает новые горизонты.

Именно такие, заинтересованные в своей профессии и клиентах психологи, обладающие оптимизмом, открытостью, энергичностью, вселят уверенность и дадут нужный жизненный ориентир.

Автор статьи: профессиональный психолог, арт-гештальт терапевт Головина Татьяна Викторовна. Индивидуальное консультирование при решении сложных жизненных ситуаций во взаимоотношениях.

my-self.ru

Проблемы профессии психолога

Для успешного труда по профессии психолог нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Если психолог уверен, что он может реально помочь человеку, то можно искать своих «клиентов», чтобы стать их личным психологом. Можно открыть психологический центр.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации психолог может осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность.

Так же психолог может разрабатывать методы управления личностью и коррекции ее развития, давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагать и внедрять рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.

Может выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.

Заниматься социальным тренингом, вести профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.

Проводить психологические измерения и тестирование, содействовать повышению эффективности работы органов массовой информации.

Психолог должен обладать развитым логическим мышлением, уметь структурировать, выделять главное и многое другое. Если психолог занимается непосредственно практической работой, то у него должны быть хорошо развиты механизмы психологической защиты, он должен уметь не путать собственные проблемы с проблемами других людей, обладать способностью к сопереживанию.

Естественно, в процессе обучения у людей появляются какие-то выраженные интересы к тем или иным проблемам, направлениям и частным вопросам. Обучение и его результат будут более успешными (эффективными), если общий интерес к психологии подкрепляется рациональными мотивами: стремлением получить профессию, использовать психологию в других направлениях деятельности, повышать свой образовательный уровень и т.д.

Любое направление в науке перспективно, если человек им интересуется, если он настойчив, трудолюбив и талантлив. Что касается прикладных аспектов психологии, то наиболее востребовано сейчас психологическое консультирование, а также все, что связано с работой с персоналом.

Нельзя говорить о наиболее востребованной и наиболее высокооплачиваемой психологической профессии. Здесь все очень индивидуально и зависит от уровня профессионализма, а также от настойчивости, умения организовать себе «фронт работ», «пробивной способности» и т.д.

Можно отметить, что самые высокие гонорары получают специалисты по проведению различных тренингов. Однако часто проведение тренингов не может считаться «психологической работой», хотя психологическое образование для тренера очень полезно. Кроме того, требуется много времени и усилий, чтобы приобрести имя и клиентов.

Здесь возможны несколько вариантов. Психолог может совмещать работу в какой-либо организации (школа, центр социально-психологической помощи, телефон доверия и т.д.) и одновременно заниматься частной практикой. Работа в организации помогает ему набраться опыта, а также завоевать авторитет и, как следствие, найти клиентов.

 

В психологии сформировалось такое бесчисленное количество направлений и отраслей, что выучиться всему за несколько лет невозможно, поэтому, кроме традиционных программ по общей психологии, появляются специализированные курсы, рассчитанные на тех, кто уже избрал конкретную сферу деятельности.

Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности — специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе — от разработки продукта до его реализации. 

Например, можно увидеть такие объявления, как «Предлагаю: снятие порчи, сглаза, психологическую коррекцию, психоанализ». Все в одном, путаница полная. И многие доверяют подобным объявлениям. К сожалению, часто под психологией понимают то, что не имеет к ней никакого отношения.

Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов советских вузов, часто не имевшие возможности устроиться непосредственно по специальности, пользуясь осведомленностью о природе и механизмах человеческих страстей, удачно устраивались на партийные должности или в уютные конторы. А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов.

Угадайте, кого бизнесмены теперь берут в первую очередь на важные деловые встречи? Не только финансового советника и юриста, но и психолога — специалиста по переговорным технологиям, который поможет добиться более выгодных условий сделки.

Психологи — незаменимые работники самых различных сфер:

1.HR — human resource, кадровая работа.

2.Рекрутмент, «охота за головами».

3.Реклама и маркетинг.

4.Политконсталтинг.

5.Организационный консалтинг.

6.Групповые тренинги по бизнес-технологиям или личностному росту.

7.Научные исследования в медицине и социальной психологии.

8.Психотерапевтическая работа в больницах. 

9.Индивидуальное психотерапевтическое консультирование.

10.Преподавательская деятельность.

11.Персональные тренинги карьеристов.

12.Имиджмейкерство.

13.Розыскная и пенитенциарная деятельность.

Невероятно, но факт: при повсеместном использовании психологии в разных сферах бизнеса особенно много желающих поступить на отделения клинический психологии, хотя психиатрия — тяжелейший труд. Впрочем, он хорошо оплачивается.

Однако у этой профессии есть и свои минусы. Психологи считают, что кибернетикам работается легче, поскольку объект их деятельности не капризничает и не впадает в депрессию. Сфера человеческой психики не только еще мало изучена, но и плохо поддается анализу, результаты нестабильны и процессы требуют «ручной работы», то есть индивидуального подхода, постоянного контроля и регулярной перенастройки.

Похожие материалы


alfa2omega.ru

Психология. Работа. Сложность профессии Психолог — Психологион

Здравствуйте! У меня психологическое образование, но путь развития в этой специальности достаточно сложный объективно. И я не очень понимаю этот путь развития, как то все слишком сумбурно и сложно с работой… Помогите разобраться. Пожалуйста пишите только по теме.

Волонтер на телефоне доверия-это развивает меня как консультанта, но ближайший путь это частная практика, она меня пугает своей нестабильностью и сложностью найти своих клиентов.

Как тренер, я развиваюсь как тренер т.к помогаю одному тренеру опытному, и порой веду тренинги, например в одном клубе по интересам, имею некоторые базовые навыки. этого конечно мало, нужен тренинг для тренеров и больше места для практики. Про работу тренером тоже не понятно. вакансий на эту тему мало, а если есть везде нужен опыт… У меня есть, но не  настолько большой чтобы я могла назвать себя опытным тренером, да  и знаний из универа не достаточно для того что бы объявить что у меня есть и практика и полный багаж знаний всей тренерской системы.

В итоге не понимаю я как в этой специальности развиваться и что мне делать…

Моя главная цель жизни изучить себя, осознать себя и помочь другим изучить себя, осознать свои слепые пятна, стать глубже …

Хочу быть коучем, тренером…

Насколько я вижу по своим знакомым психологам, в начале частная практика не кормит скорее вгоняет в минус… Дорогое обучение… что для консультирования, что для тренинга, супервизия у опытных людей еще дороже чем заработок за консультацию… блин…

Хочется развиваться и в своей профессии, но и кушать тоже хочется. Т.е второй мой вопрос какие есть смежные специальности где психологу будут рады? В каких сферах плюс психологическое мышление и образование? Где искать стабильную работу, что это может быть за работа?

Я хочу быть психологом и помогать людям, а не ждать когда я еще пройду кучу курсов чтобы им помогать, мне нравится идея бежать с тем что есть. Нет кроссовок, беги в туфлях, но беги. Но куда бежать????!!! Я способна бежать много куда, во всех направлениях,  у меня скорее проблема слишком мотивации с мучением что ничего не получается, словно рыба об лед чем с отсутствием мотивации,… Не понимаю… я совершенно запуталась… хочу зарабатывать деньги с помощью любимой профессии…

Мне нужна стабильная работа и возможности себя обеспечить, при этом я хочу работать в своей сфере.

Вся эта путаница и сложности вгоняют в панику и отчаяние, бегу во все стороны, куда глаза глядят… или не глядят. но совершенно не понимаю, что происходит и что делать.

psihologion.ru

Трудности первых шагов психолога-консультанта | Журнал Практической Психологии и Психоанализа

Комментарий: Эта статья была представлена в качестве доклада на IV ежегодной научно-практической конференции студентов, молодых специалистов и преподавателей Института практической психологии и психоанализа, состоявшейся 25-26 апреля 2009 года в Москве.

В статье рассматриваются наиболее типичные трудности, с которыми сталкивается начинающий психолог-консультант. Эта тема актуальна для меня, так как именно начинающим терапевтом я и являюсь и сталкиваюсь с различными трудностями в психологической работе изо дня в день. Согласно некоторым исследованиям, становление профессиональной идентичности консультанта и психотерапевта представляет собой сложный, многообразный процесс, имеющий свою специфику, определяемую первыми шагами молодого специалиста. Разные авторы выделяют различное количество этапов становления мастерства терапевта (Хамитова, 2005).  Каждый из них имеет свои трудности. Рассматриваемые в предлагаемой работе трудности характерны для первых этапов профессионального развития. Представляется важным рассмотреть конкретные трудности, с которыми сталкивается каждый начинающий специалист на личном примере и опыте первых шагов коллег. Важно эти трудности осознать и оценить, это даст шанс молодому терапевту справляться с ними по мере появления.

Трудности с валидностью запроса (с чем пришел клиент на самом деле).

Обычны ситуации, когда клиент приходит со своим запросом, но психологу становится очевидно, что его запрос носит поверхностный характер, на самом же деле проблемообразующий фактор заключается совсем не в том, с чем пришёл клиент. Сразу возникает 2 вопроса: 1) какая проблема существует на самом деле?  2) как начать работать по гипотезе психолога, учитывая, что у клиента другой актуальный запрос? Например, приходит родитель с проблемой непослушания ребенка и вопросом: «Как заставить его слушаться?» (актуальный запрос клиента),  а системному психотерапевту становится ясно, что определяющим фактором данного поведения ребенка является деструктивность супружеских отношений (переформулированный запрос). 

  • Трудности выбора верной гипотезы. Трудности определяются двумя основными факторами:
  • неясность алгоритма формирования гипотезы;
  • парадоксальность ситуации, связанная с трудностями выбора метода терапии из множества известных (изученных на данный момент).

С одной стороны, на данном этапе освоения профессии и становления мастерства психотерапевтом ещё не выработан собственный алгоритм формирования верной гипотезы при отсутствии академического алгоритма.

С другой стороны, трудно выбрать и самый подходящий метод терапии из множества уже освоенных в процессе академических занятий, учитывая, что каждый подход заключает в себе большое количество гипотез.

Трудности, обусловленные недостатком или отсутствием супервизирования каждой сессии преподавателями (Как верно оценить свои действия?).

На начальном этапе деятельности молодого специалиста по окончании каждой проведенной сессии возникает множество вопросов: удалось ли присоединиться к семье, верно ли выбрана гипотеза, не было ли потери нейтральности, что предпринимать дальше в процессе терапии и прочее. Тогда как несомненная польза бывает не только при обсуждении с педагогами, но и с молодыми коллегами.

Случаются ситуации, когда клиент прерывает терапию — просто не приходит. Точную причину выявить не представляется возможным без помощи опытного профессионала. Уверенности в собственных предположениях не хватает.

Трудности определения достигнутого результата:

  •   неимение четких критериев оценки своих действий;
  •   ситуации с отсутствием обратной связи от клиента.

Трудно определить четкие критерии результата терапии. Приходится полагаться на интуицию и  некие признаки, которые на первый взгляд кажутся важными. Положение дел усугубляет недостаток обратной связи  от клиента, иногда существенный. Более того, оценка клиента субъективна, это мешает понять действительное положение вещей.  

Чтобы проиллюстрировать классифицированные мной на группы трудности, я расскажу один из своих терапевтических случаев, далеко не самый удачный.

Итак, ко мне на бесплатный прием обратилась семья, состоящая из родителей и троих детей. Семья переехала из одной из восточных стран 13 лет назад. Гражданства и прописки не имеет. Отец обеспечивает семью, мама занята воспитанием детей и домашним хозяйством, но ни писать, ни читать в отличие от мужа не умеет, хотя и разговаривает по-русски. За 13 лет жизни в России ни разу не работала, подруг не имеет. Несколько лет назад умер родной брат Надира, который жил вместе с ними, не работал, со слов жены был дисфункциональным, но значимым для брата.

Обратились с проблемами младшего сына Абдулы 5-ти лет. Мальчик практически не разговаривает, иногда в неразборчивом тексте можно услышать отдельные русские слова. Он не слушается родителей, устраивает истерики, когда ему что-то не нравится,  добиваясь от родителей своего.   В сад ребенка не берут, так как он неуправляем.

До меня с ребенком работала психолог, который сообщила, что супруги друг другом сильно недовольны: он недоволен её несоциализацией, она его невключенностью в семью и проблемы сына. Меня попросили подключиться как семейного терапевта в связи с тяжестью случая.

Трудности с валидностью запроса (с ем пришел клиент на самом деле).

Ко мне на первую сессию пришли супруги. Они говорили о том, как им тяжело с ребенком и просили сделать с ним что-нибудь. Пытаясь понять, как симптоматичное поведение ребенка помогает семье сохранить стабильность, я расспрашивала их о том, как строится их взаимодействие, как давно появился симптом, как взаимодействовала семья, когда был жив брат Надира, чем бы занималась Лейла, если бы Абдула не болел и пр.  Родители настаивали на том, что между ними все в порядке, изменений в их семье после смерти брата нет, и дело лишь в ребенке.

Как говорилось выше, возникает 2 вопроса:

1) какая проблема существует на самом деле?  В самом ли деле поведение ребенка лишь органическое отклонение (хотя доказательств этому нет, но родители говорят, что он болен.)

2) как начать работать по гипотезе психолога, учитывая, что у клиента другой актуальный запрос? Моя главная гипотеза: определяющим фактором данного поведения ребенка является деструктивность супружеских отношений. Как расспрашивать об их супружестве, когда их интересует лишь совет в переделывании сына?

Трудности выбора верной гипотезы.

Итак, симптом работает на сохранение системы и дисфункциональное поведение мальчика – это способ сохранить родительскую семью? Или его поведение – это замена дисфункционального дяди? Или что-то ещё?

Пытаясь получить подтверждение какой-либо из гипотез, я попыталась провести циркулярное интервью. Жена старалась отмалчиваться на мои вопросы о том, что она делает, когда Надир укладывает сына с собой в постель, а ей это не нравится; Надир сказал, если бы Абдула не болел, вы бы все равно сидели дома, вы тоже так считаете? Интервью шло с огромным напряжением. Я не могла понять, что я делаю не так.

Трудности, обусловленные недостатком или отсутствием супервизирования проведенных сессий преподавателями; (как точно оценить свои действия?).

Лишь месяц спустя, обсуждая этот случай на занятии, опытный педагог рассказала мне, что я нарушила семейный порядок мусульманской семьи, где главенствует мужчина, и женщина практически не имеет своего мнения, воздействия необходимо было производить через мужа. По существу циркулярное интервью было применено крайне неуместно.

Во время всё той же первой встрече мне постоянно хотелось остаться с Лейлой наедине. Меня озадачивало это желание, так как для системного терапевта нужны веские основания, чтобы встретится с супругами раздельно, у меня таких оснований  не было. Вскоре я поняла своё чувство. После сессии, когда супруги одевались в прихожей, ко мне  в кабинет, где я с психологом обсуждала проведенную встречу, зашла Лейла и сказала, обратившись к другому психологу и ко мне: «Я же говорила Вам, что муж меня  не понимает, и вообще он такой…» и ушла. Тут я осознала, что теперь я в коалиции с женой. Что делать?

На следующую сессию Надир не пришел, была лишь мама с ребенком. Но зайти в кабинет они так и не смогли, Абдула устроил истерику, и мама была вынуждена повести его домой. Для меня очевидная манипуляция. Цель следующей встречи определили как научение мамы последовательности в действиях и тому, как надо заниматься с ребенком. Во время этой сессии Лейла то и дело рассказывала о том, как она устала, как плох муж, и как ей тяжело. Я была изумлена, на тот момент я не понимала, почему она не сказала всего это на той первой сессии. Тогда я ещё не знала об особенностях мусульманских семей (она и не могла тогда всего этого сказать при муже). Лейла принесла по нашей просьбе медицинскую карту Абдулы. После её ухода, прочитав карту, я обнаружила у ребенка диагноз: расстройство личности с аутичными компонентами». Родители не сказали об этом ни слова.

Заручившись рекомендацией о том, что ребенок должен спать в своей постели, а не с отцом, она отправилась домой. Через неделю я позвонила Лейле, так как она не пришла на встречу. Она сообщила, что сказала мужу, что если ребенок не будет спать в своей постели, к психологам она больше не пойдёт, так как не видит смысла ходить, и не выполнять рекомендации. Абдула уже неделю спал у себя в постели. Голос её был радостен, она делилась достижением. Этот разговор был последним. Больше эта семья не пришла.

Трудности определения достигнутого результата.

За неимением четких критериев результата, оценить свои действия самостоятельно не представляется возможным. В данном случае нет  возможности опереться и на обратную связь клиентов, так как они просто перестали ходить.

Данный случай был выбран мной, так как в нем ярко высветились все перечисленные трудности. В большей или меньшей степени они встречаются во всех терапевтических случаях начинающих психологов-консультантов.

В целом, обсуждаемые трудности первых шагов психолога-консультанта – процесс  объективный. Для их преодоления важен первый шаг —  их осознание, что предопределит успешность дальнейших действий по их устранению и формированию терапевтической позиции.  Подскажет, на что обратить особое внимание, укажет пути для дальнейшего совершенствования себя как профессионала.

psyjournal.ru

Выбор профессии. Размышления психолога — Круглосуточная психологическая помощь онлайн «Точка опоры»

Детям часто задают традиционный вопрос про выбор профессии: «кем ты хочешь быть, когда вырастешь»? Но в пять лет можно позволить себе и фантазию, и мечту, и грандиозные планы — все кажется осуществимым, а времени еще более чем достаточно.

Лет в шестнадцать вдруг выясняется, что все мечты затерялись в детстве, многие планы оказались неосуществимыми, а выбор строго регламентирован, ограничен и даже более того — его почти и нет. Но все не так печально, как принято думать в нынешние времена. Давайте попробуем развеять все возможные мифы о

выборе профессии и построить более-менее понятный алгоритм выбора.

«Я — бездарность, у меня ни к чему нет способностей»

На самом деле бездарностей нет, есть те, кто занимается не своим делом. И если вы не хотите пополнить ряды таковых, постарайтесь сначала найти какие-то общие ориентиры. К примеру, вы — гуманитарий или технарь? А может, вам ближе естественные науки? Или вас тянет к искусству?

Если вы поняли, например, что вы склонны к гуманитарным наукам и при этом интересуетесь искусством — выбирайте как можно более широкую тематику обучения — искусствоведение, философию, историю.

Пока вы будете учиться и узнавать что-то новое, ваша собственная ниша сформируется, и вы либо выберете узкую специализацию, либо перейдете на другой, более конкретный факультет, либо впоследствии получите второе образование. А первое точно не будет лишним.

Общая культура еще никому не мешала, как и корочка об окончании вуза. И жизнь никогда не стоит на месте: даже тот, кто уже давно выбрал профессию и работает, все равно периодически меняет направления работы, учится чему-то новому, повышает квалификацию. А порой и уходит в смежные области.

Стоит ли думать, что выбор должен свершиться один раз и окончательно? И что все ваши способности уже раскрыты к семнадцати годам? Вряд ли. Скорее, это пожелание общества, родителей, тех, кому по тем или иным причинам удобна была бы предсказуемость вашего поведения, выбора, линейность вашего жизненного процесса.

Но человек — существо, которое постоянно меняется. И вы не обязаны вечно быть верным выбору, который вы делаете в очень юном и еще мало осознанном возрасте.

«Этим не заработать»

Много зарабатывает тот, кто талантливо делает свое дело. А для этого нужно одно условие: дело надо любить.

Если вы не любите его, вы никогда не подниметесь выше среднего уровня. И не важно, что вы делаете — рисуете макеты для книжных обложек или продаете оргтехнику. И даже если вы «всего лишь» ремонтируете обувь, по характеру и результату вашей работы будет заметно, любите вы ее или нет.

Если вы любите свое дело — вы всегда будете обеспечены.

Причин тому масса — это и качество работы, которое в случае вашей заинтересованности возрастет в несколько раз по сравнению с теми, кто «просто работает», и психологический комфорт — ведь обращающиеся к вам люди будут чувствовать вашу любовь к работе и постараются поддерживать связь именно с вами, и работоспособность, которая в случае любимого дела всегда будет у вас высокой, и креативность, которая развивается в силу наличия у Вас искреннего интереса к выбранному делу и постоянного поиска новых решений.

Деньги дает любовь к работе, а не ее престиж или мода. Напротив, нелюбимое дело, даже если оно модно и престижно, будет выкачивать из вас силы, нервы, раздражать, отпугивать клиентуру, снижать качество… И при этом треть жизни мы проводим именно на работе. Стоит ли пренебрегать любовью к выбранной профессии?

«Уже поздно»

Обычно такие вещи мне приходилось слышать от тех, кто искренне увлечен спортом, музыкой или танцами. Действительно, этим принято начинать заниматься с детства. Но не все так просто и однозначно. Вместо рассуждений я приведу примеры из реальной жизни.

Мой сокурсник по философскому факультету курсе на третьем нешуточно увлекся восточными единоборствами. Он начал серьезно заниматься, съездил в Китай на стажировку и до сих пор зарабатывает на жизнь именно этим, хотя параллельно закончил аспирантуру. И плохим тренером его не назовешь.

Другой мой знакомый, имея в руках профессию юриста, поступил в музыкальный институт в тридцать лет. И сейчас весьма востребован как певец. А профессия адвоката всегда даст ему кусок хлеба в случае творческих застоев.

Информационный блок:

При возникновении юридических вопросов, вы можете обратиться в юридический дом «Норд» http://lh-nord.spb.ru/. Специалисты компании готовы помочь Вам в решении большинства сложных и важных проблем.

У каждого человека в этом мире есть своя ниша, ее надо просто грамотно нащупать. Не обязательно становиться лауреатом международных конкурсов или олимпийским чемпионом, достаточно найти свою аудиторию, свой контингент «потребителей».

Рецепт прост: надо делать. Выбор профессии

Делать то, что нравится, учиться тому, что интересно. И искать свой круг, в котором ваши старания будут востребованы. Часто человеку именно в середине жизни хочется сменить профессию, к этому во многом располагает кризис среднего возраста. Но один — меняет и находит себе новое дело, продляя свою молодость новым обучением. обновлением круга знакомых, новыми витками развития, а другой сидит на месте, не в состоянии испытывать радость от того, что делал раньше, но и запрещая себе двигаться вперед к новому из-за убеждения что «это поздно». К каким высотам это приведет — вопрос только вашего таланта и трудоспособности. Если есть и то и другое — вы непременно найдете себя в том, что вам сейчас кажется «упущенным».

«У меня нет возможности»

Предположим, вас искренне тянет к юриспруденции. Но вот беда: у вас нет «блата» и нет денег, чтобы оплатить обучение в коммерческом вузе. Но это еще не значит, что все потеряно.

Подойти к решению этой проблемы можно с другого конца: нужно заинтересовать в себе тех, кто поможет вам учиться: коммерческую структуру или государство. А заинтересовать можно только работой: в милиции — если вы больше надеетесь на государство, или в любой юридической конторе — если к государству нет доверия.

В любом случае вы начнете с работы «на подхвате», но если проявите сообразительность, способности и интерес к специальности, вы можете надеяться на продвижение, включающее кредит на обучение.

Преданные кадры нужны всегда любой структуре. И это не значит «пожизненная кабала». Часто контракт на обучение предполагает работу сотрудника на компанию в течение трех лет. Это не так уж и много. Потом вы, при желании, вольны сменить компанию.

А напоследок — несколько простых советов из области психологии

Не стоит слишком сильно ломать свой характер под требования социума: если вы не слишком общительны, то профессия, требующая постоянного контакта с большим количеством людей — не для вас. И даже если вы стремитесь к славе, помните: она приходит независимо от степени вашей коммуникабельности.

Известный пианист Глен Гульд не раз признавался в своей замкнутости и необщительности. И он откровенно не любил выступать на публике. Но слава и признание его все равно догнали — в силу таланта и работоспособности.

Попытка подогнать себя под какой-то стандарт приведет только к неврозу, но никак не к успеху.

Учитывайте ваши склонности и личные качества — например, не всегда и не везде нужны «заводилы». И если вы медлительны, но точны, вы можете стать незаменимым помощником любого руководителя.

Если же вы — генератор идей, то не стоит рассчитывать, что вам удастся успешно проработать всю жизнь под чьим-то контролем: выбирайте творческую профессию, в которой вы будете сами выстраивать свой график работы. Или учитесь тому, что даст вам возможность организовать свое дело.

Если у вас бурный темперамент — работа должна быть динамичной, неважно — физическая это динамика, или умственная.

Если же вы не чувствуете в себе напора энергии — не стремитесь к ответственным постам и работе, в которой есть масса непредсказуемого: вы только зря измотаете себя.

Людям с устойчивыми биоритмами тоже стоит прислушаться к себе: и жаворонкам и совам в наше время можно найти подходящую нишу. И если вы начинаете болеть от подъемов в семь утра — стоит подумать заранее, какая профессия обеспечила бы вам возможность жить по вашему собственному расписанию.

В заключение хочется сказать: в этом мире для каждого человека есть свое место.

И чем меньше вы опираетесь на общепринятые мерки и шаблоны, чем глубже вы заглядываете в самого себя, чем больше вы себе доверяете — тем выше шанс это место найти. Неуверенность и стадные чувства погубили немало талантов.

Естественно, пока вы молоды, вы будете делать ошибки. Однако вопреки распространенному мнению, никто еще на чужих ошибках не научился. И делать их в двадцать куда естественнее и понятнее, чем в сорок.

Поиск — нормальное состояние молодого человека. И не надо бояться пробовать себя в разных областях, набираться опыта и на его основе решать, какой путь выбрать. Только так вы не будете жалеть о своем выборе.

Если у Вас возникли вопросы, Вы можете задать их нашим консультантам:

Если Вы по каким-либо причинам не смогли связаться с консультантом, то оставите свое сообщение здесь (как только на линии появится первый свободный консультант — с Вами сразу же свяжутся по указанному e-mail), либо на форуме.

Копирование материалов сайта без ссылки на источник и указания авторства – запрещено!

Выбор профессии. Размышления психолога

psyhelp24.org

Интерактивный портал ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ города Севастополя

1. Презентация профессии
Психолог – современная перспективная молодая профессия с глубокими историческими корнями. В переводе с греческого слово «психология» означает наука о душе. А проблемами души люди интересовались еще в древности. Как устроен внутренний мир человека, что движет его поступками? Как помочь человеку справиться с трудными жизненными обстоятельствами? Как раскрыть свой творческий потенциал?
Откуда берутся кошмарные сны, агрессия, фашизм и как с ними справиться? Что нужно сделать, чтобы найти общий язык с трудным подростком? Эти и другие важные вопросы волновали умы многих выдающихся людей во все времена. Вместе с тем, научная психология официально появилась всего 130 лет тому назад, с открытия в Германии первой научной психологической лаборатории. За эти годы в психологии разработано множество направлений, научных школ и подходов (бихевиоризм, психоанализ, гештальт-психология, гуманистическая психология, деятельностный подход и другие). В настоящее время накопленные в научной психологии знания и опыт находят применение во многих сферах: в семье, в общении, в образовании, в медицине, в искусстве, в политике, в экономике, в эргономике, на производстве.
Психолог – квалифицированный специалист с высшим образованием по психологии, науке, которая изучает психические процессы и закономерности психической деятельности.
В профессии психолога выделяют ряд специализаций: социальная, общая, клиническая, возрастная, психология труда и инженерная психология, психология семейных отношений, зоопсихология. Психолог работает с клиентами по вопросам выбора профессии, планировании карьеры, обучения и воспитания детей, личностного роста, решения семейных проблем. В сфере организационного консультирования оказывает услуги фирмам, государственным службам и организациям по вопросам подбора и расстановки кадров, отношений в коллективе, создания благоприятного психологического климата.
Профессия психолога востребована на современном рынке труда.
Преимущества профессии: интересная и полезная профессия, позволяет лучше понимать себя, близких, помочь другому человеку, стать более эффективным в жизни, в любой деятельности.
Ограничения профессии: необходимость постоянного саморазвития; эмоциональные нагрузки и высокая моральная ответственность.

2. Тип и класс профессии
Профессия психолога относится к типу: «Человек – Человек», она ориентирована на общение и взаимодействие с людьми. Для этого требуются умения устанавливать и поддерживать деловые контакты, понимать людей и разбираться в человеческих взаимоотношениях, проявлять активность, общительность и контактность, обладать развитыми речевыми способностями и вербальным мышлением, обладать эмоциональной устойчивостью и лидерскими наклонностями.
Профессия психолога относится к классу эвристических, она связана с анализом, исследованиями и испытаниями, контролем и планированием, управлением другими людьми, конструированием и проектированием, и т.п. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию и постоянному обучению.

3. Содержание деятельности
Главное в работе психолога: создать условия для другого человека, при которых он сможет решить волнующие его психологические проблемы.
Содержание деятельности психолога является многоплановым, очень разнообразным и сильно зависит от специализации. Например, психолог-преподаватель в образовательном учреждении проводит групповые лекционные и семинарские занятия, при этом у него большая нагрузка на голосовые связки. Его задача – донести до слушателей психологические знания по определенной теме.
Психолог на телефоне доверия работает дистанционно, с анонимным клиентом, который нуждается в экстренной психологической помощи. Его задачи: оказать эмоциональную поддержку, оценить (и минимизировать) риск суицида.
Психолог-психодиагност взаимодействует с тестируемыми в индивидуальном режиме. Он выполняет оценку личностных качеств и способностей тестируемых с применением методов беседы, наблюдения и психологических методик. Его задача – проанализировать всю информацию и сформировать психологическую характеристику тестируемого, сделать определенные прогнозы и выводы.
Психолог-менеджер по персоналу в организации изучает морально-психологический климат в трудовых коллективах, участвует в формировании кадрового резерва. Его задачи: выявить наиболее тревожные групповые процессы и разрядить конфликтные, напряженные зоны во взаимоотношениях сотрудников, поддержать советом молодых, неопытных руководителей, выделить наиболее способных, перспективных работников для административного карьерного роста.

4. Условия труда
Психолог работает чаще всего в помещении. Это может быть специально оборудованный кабинет, офисная комната для индивидуальной или групповой формы работы. Реже бывают групповые занятия на природе, на открытом воздухе. Работа мобильная, высокоинтеллектуальная, с элементами творчества, импровизации. Доминирует интенсивное общение в условиях высокой психоэмоциональной нагрузки.
Инструментами труда психолога в первую очередь являются внутренние средства: его профессиональный опыт и знания, творческое аналитическое мышление, эмпатия (умение прочувствовать эмоциональное состояние другого человека), выразительные движения, мимика и голос. Все это необходимо для установления доверительного контакта с другим человеком и для продуктивного взаимодействия. Дополнительными средствами труда психолога являются технические устройства, компьютер, диагностические методики.
Высокий уровень моральной ответственности.

5. Требования к знаниям и умениям специалиста
Для успешного освоения профессии психолога необходимы знания по биологии, математике, русскому и иностранному языку.
Квалифицированный психолог должен знать:

6. Требования к индивидуальным особенностям специалиста
Для успешной деятельности в качестве психолога необходимо наличие следующих профессионально-важных качеств:

7. Медицинские противопоказания
Медицинские ограничения для психолога:

8. Пути получения профессии
В профессию психолога приходят молодые люди с ведущим интересом к работе с людьми, с выраженным альтруизмом, эмпатией, познавательным интересом, развитым абстрактно-логическим мышлением.
В связи с тем, что профессия психолога востребована на рынке труда, в нее приходят и взрослые, состоявшиеся люди, «психологи по жизни» с родственным высшим профильным образованием. Например, врачи с базовым медицинским образованием, которые желают врачевать не отдельные органы, но человека в целом, его душу, после прохождения краткосрочного специального обучения становятся психотерапевтами.
В психологию приходят и бывшие журналисты, филологи, математики, для этого они получают второе высшее образование.
Профессия психолога требует наличие высшего образования, которое можно получить в профильных образовательных учреждениях.
Повысить уровень своих знаний можно на курсах повышения квалификации, на семинарах, мастер-классах и тренингах.
Информацию об учебных заведениях можно получить в Интернет-ресурсах.
    
9. Области применения профессии
Психологи работают в сфере оказания психологической помощи населению и психологического сопровождения разных категорий населения:

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность. Разрабатывает методы управления личностью и коррекции ее развития, дает экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагает и внедряет рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, ведет наблюдения индивидов и коллективов, составляет анкеты, вопросники и т.д. Выполняет исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучает проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности. Занимается социальным тренингом, ведет профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решает психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствует совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, дает рекомендации по внедрению новых средств и способов производства. Проводит психологические измерения и тестирование, содействует повышению эффективности работы органов массовой информации.

10. Перспективы карьерного роста
Возможные пути развития психолога.
Специализация и освоение смежных областей
Имея базовое образование психолога с определенной специализацией, со временем можно повышать свою квалификацию, стать уникальным специалистом и совершенствоваться в выбранном направлении, либо осваивать новые близкие специальности в рамках профессии: стать психологом-консультантом, психодиагностом, коучем, ведущим бизнес-тренингов, менеджером по персоналу, учителем, социальным работником, страховым агентом и т.д.
Научная карьера
Психолог с хорошей теоретической подготовкой и пытливым умом, работая по специальности и получая практический опыт, может стать научным работником, преподавать и заниматься методической и научной работой, в том числе проводить исследования по грантам. Он может продолжить обучение в аспирантуре, впоследствии защитить диссертацию.
Управленческое карьерное развитие
Административный карьерный путь предполагает, что со временем человек в профессии психолога может начать руководить коллективом профессионалов, стать начальником отдела психологической службы предприятия или директором по персоналу компании. В случае выбора данного направления карьеры рекомендуется развивать управленческие умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер.
Организация собственного дела
Данный карьерный путь предполагает, что достигнув определенного профессионального веса и опыта, преуспевающий практический психолог может решить работать на себя. Например, он может создать Центр психологического консультирования. При выборе данного направления карьеры рекомендуется развивать предпринимательские умения, дополнительно осваивать такие профессии, как менеджер проекта, предприниматель.

11. Родственные профессии
Профконсультант, педагог-организатор, педагог дополнительного образования.

sevtrud.ru

Проблемы профессии психолога — Психология и педагогика

Для успешного труда по профессии психолог нужно научиться устанавливать и поддерживать контакты с людьми, понимать людей, разбираться в их особенностях, а также овладеть знаниями в соответствующей области производства, науки, искусства. Если психолог уверен, что он может реально помочь человеку, то можно искать своих «клиентов», чтобы стать их личным психологом. Можно открыть психологический центр.

На промышленных предприятиях, в медицинских и научных учреждениях, учебных заведениях, системе средств массовой информации психолог может осуществляет научно-практическую, педагогическую, исследовательскую, методическую и информационно-библиографическую деятельность.

Так же психолог может разрабатывать методы управления личностью и коррекции ее развития, давать экспертные оценки состояний и отдельных психических функций человека, предлагать и внедрять рекомендации по оптимизации процессов трудовой и учебной деятельности и условий труда, быта и отдыха людей, вести наблюдения индивидов и коллективов, составлять анкеты, вопросники и т.д.

Может выполнять исследования по оптимизации психологического климата в социальных коллективах (семья, производство) и изучать проблемы адаптации личности к различным условиям и режимам жизнедеятельности.

Заниматься социальным тренингом, вести профилактическую работу среди несовершеннолетних. Решать психологические задачи руководства трудовыми коллективами, способствовать совершенствованию подбора и расстановки кадров, повышению качества профессиональной подготовки, давать рекомендации по внедрению новых средств и способов производства.

Проводить психологические измерения и тестирование, содействовать повышению эффективности работы органов массовой информации.

Психолог должен обладать развитым логическим мышлением, уметь структурировать, выделять главное и многое другое. Если психолог занимается непосредственно практической работой, то у него должны быть хорошо развиты механизмы психологической защиты, он должен уметь не путать собственные проблемы с проблемами других людей, обладать способностью к сопереживанию.

Естественно, в процессе обучения у людей появляются какие-то выраженные интересы к тем или иным проблемам, направлениям и частным вопросам. Обучение и его результат будут более успешными (эффективными), если общий интерес к психологии подкрепляется рациональными мотивами: стремлением получить профессию, использовать психологию в других направлениях деятельности, повышать свой образовательный уровень и т.д.

Любое направление в науке перспективно, если человек им интересуется, если он настойчив, трудолюбив и талантлив. Что касается прикладных аспектов психологии, то наиболее востребовано сейчас психологическое консультирование, а также все, что связано с работой с персоналом.

Нельзя говорить о наиболее востребованной и наиболее высокооплачиваемой психологической профессии. Здесь все очень индивидуально и зависит от уровня профессионализма, а также от настойчивости, умения организовать себе «фронт работ», «пробивной способности» и т.д.

Можно отметить, что самые высокие гонорары получают специалисты по проведению различных тренингов. Однако часто проведение тренингов не может считаться «психологической работой», хотя психологическое образование для тренера очень полезно. Кроме того, требуется много времени и усилий, чтобы приобрести имя и клиентов.

Здесь возможны несколько вариантов. Психолог может совмещать работу в какой-либо организации (школа, центр социально-психологической помощи, телефон доверия и т.д.) и одновременно заниматься частной практикой. Работа в организации помогает ему набраться опыта, а также завоевать авторитет и, как следствие, найти клиентов.

В психологии сформировалось такое бесчисленное количество направлений и отраслей, что выучиться всему за несколько лет невозможно, поэтому, кроме традиционных программ по общей психологии, появляются специализированные курсы, рассчитанные на тех, кто уже избрал конкретную сферу деятельности.

Психологи сопровождают человека (во всяком случае, в развитых странах) от колыбели до кладбища. Сегодня в западных социальных службах появляются новые специальности — специалист по психокоррекции трудновоспитуемых детей и психотерапевты, которые помогают пережить утрату близких. Не говоря уже о том, что психологи участвуют в бизнесе — от разработки продукта до его реализации.

Например, можно увидеть такие объявления, как «Предлагаю: снятие порчи, сглаза, психологическую коррекцию, психоанализ». Все в одном, путаница полная. И многие доверяют подобным объявлениям. К сожалению, часто под психологией понимают то, что не имеет к ней никакого отношения.

Глубокое знание психологии никогда не подводило: даже выпускники психологических факультетов советских вузов, часто не имевшие возможности устроиться непосредственно по специальности, пользуясь осведомленностью о природе и механизмах человеческих страстей, удачно устраивались на партийные должности или в уютные конторы. А сегодня такие выпускники незаменимы. Психологи работают с президентами и чемпионами, консультируют ученых и артистов.

Угадайте, кого бизнесмены теперь берут в первую очередь на важные деловые встречи? Не только финансового советника и юриста, но и психолога — специалиста по переговорным технологиям, который поможет добиться более выгодных условий сделки.

Психологи — незаменимые работники самых различных сфер:

1.HR — human resource, кадровая работа.

2.Рекрутмент, «охота за головами».

3.Реклама и маркетинг.

4.Политконсталтинг.

5.Организационный консалтинг.

6.Групповые тренинги по бизнес-технологиям или личностному росту.

7.Научные исследования в медицине и социальной психологии.

8.Психотерапевтическая работа в больницах.

9.Индивидуальное психотерапевтическое консультирование.

10.Преподавательская деятельность.

11.Персональные тренинги карьеристов.

12.Имиджмейкерство.

13.Розыскная и пенитенциарная деятельность.

Невероятно, но факт: при повсеместном использовании психологии в разных сферах бизнеса особенно много желающих поступить на отделения клинический психологии, хотя психиатрия — тяжелейший труд. Впрочем, он хорошо оплачивается.

Однако у этой профессии есть и свои минусы. Психологи считают, что кибернетикам работается легче, поскольку объект их деятельности не капризничает и не впадает в депрессию. Сфера человеческой психики не только еще мало изучена, но и плохо поддается анализу, результаты нестабильны и процессы требуют «ручной работы», то есть индивидуального подхода, постоянного контроля и регулярной перенастройки.

Ключевые слова страницы: как, скачать, бесплатно, без, регистрации, смс, реферат, диплом, курсовая, сочинение, ЕГЭ, ГИА, ГДЗ

referatzone.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *