Практическое значение легкой атлетики
Практическое значение легкой атлетикиНавигационный документ по теме «легкая атлетика»
Практическое значение легкой атлетики
Оздоровительное значение
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют нервную систему, повышают обмен веществ. Занятия лёгкой атлетикой почти всегда проводятся на открытом воздухе, что способствует оздоровлению и закаливанию организма.
Лёгкой атлетике отводится главное место во всех ступенях Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Упражнения легкой атлетики как одно из основных средств укрепления здоровья, физического совершенствования и развития двигательных навыков входят в обязательную программу по физическому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах и вузах.
Прикладное значение
Прикладное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности.
Легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания студентов ВУЗов, помогая повысить уровень общей физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности.
Легкоатлетические упражнения оказывают разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает его высокую работоспособность.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Для повышения уровня развития психических и физических качеств используются занятия различными видами спорта в том числе и лёгкой атлетикой. Например, химикам, операторам, литейщикам рекомендуются занятия видами лёгкой атлетики, преимущественно циклического характера развивающими выносливость: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба. Темп выполнения средний, длительность продолжительная. Водителям и трактористам рекомендуются легкоатлетические упражнения по условным командам, переход от выполнения одних упражнений к другим, прыжки в длину на максимальный результат и с затратой усилий вдвое меньше максимального; бег на средние и длинные дистанции. Станочникам, столярам монтажникам – метания на дальность и на заданное расстояние, в цель; толкание ядра на заданное расстояние, в цель. Машинистамм – спринтерский бег с внезапными остановками на различные сигналы, ускорениями, кроссы, прыжки в длину с места и с разбега. Регулярные занятия обеспечивают высокий уровень общей работоспособности, функционирования сердечно – сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышают общую и статическую выносливость, устойчивость к гиподинамии, радиации, интоксикации, эмоциональную устойчивость. Также улучшаются общая адаптационная способность и резистентность организма, надёжность сердечно – сосудистой системы.
Лёгкая атлетика, наряду с ускоренным передвижением, является и одним из ведущих разделов физической подготовки военнослужащих. Эти виды применяются для развития у личного состава большой физической выносливости, для формирования двигательных умений и навыков. В учебно-тренировочные занятия включают такие упражнения как ходьба, бег, прыжки, метания. Бег – основной вид упражнений, составная часть других разделов физической подготовки и видов спорта. Как средство тренировки он разносторонне воздействует на организм. В ходе занятий по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике формируются и совершенствуются физические, морально – волевые и психологические качества. Например, марш – бросок, совершаемый в составе подразделения, способствуют воспитанию у личного состава коллективизма, чувства взаимной выручки и взаимопомощи, развитию умений преодолевать трудности учебной и служебно – боевой деятельности.
Лёгкая атлетика включается в один из вариантов утренней зарядки, а также в военные многоборья. Нормативную базу для сдачи зачётов и экзаменов составляют бег на 1 и 3 км, бег на 100 м, челночный бег, метание гранаты.
Таким образом, лёгкая атлетика является основным видом спорта, используемым в производственной и военно – прикладной физической культуре.
Навигационный документ по теме «легкая атлетика»
alterozoom.com
Презентация по физкультуре по теме «Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье человека»
Влияние легкоатлетических упражнений на здоровье человека.
Костельцева Елизавета 6А класс.
Лёгкая атлетика-олмпийский вид спорта,включающий бег.ходьбу,прыжки и метания.Один из основных и массовых видов спорта.
Считается,что история лёгкой атлетики началась в древней Греции с соревнований в беге. Развитие современной лёгкой атлетике связано с возрождением олимпийских игр в 1896 году.
Соревнования, разминки и тренировки проводятся на открытом воздухе и закрытых помещениях. Победителем становится команда или атлет, показавший лучший результат. Здесь больше всего наград.
Современный прогресс улучшает жизнь, но отдаляет человека от природы. Снизилась двигательная активность, что приводит к болезням и смертности.
Лёгкая атлетика способствует физическому развитию человека: развивает силу, быстроту, выносливость и другие качества, нужные в повседневной жизни.
Бег активизирует процесс кроветворения — «омолаживается» кровь; улучшается обмен веществ за счёт выработки углекислоты; выводится лишняя жидкость и мёртвые клетки; вырабатывается гормон счастья – серотонин. Ходьба – не требует много энергии, она оздоравливает организм, поднимает мышечный тонус, укрепляет костную ткань, развивает координацию движения, стимулирует обмен веществ и работу сердечной мышцы. Чтобы укрепить своё здоровье и всегда остоваться в форме, человеку достаточно всего 30-60 ` лёгкого бега или ходьбы в среднем темпе.
Прыжки стимулируют отток жидкости из тканей, работу сердца, улучшает координацию движения, мозговую деятельность, повышают настроение. Метание – развивает ловкость, силу,гибкость и подвижность суставов, улучшает глазомер и помогает решать двигательные задачи — стимулирует работу спинного мозга.
Физические нагрузки могут играть роль своеобразного щита, уменьшающего напряжение и стресс современной жизни, а также влияющего на улучшение настроения и общего физического и психологического состояния человека.
Влияние занятий легкой атлетикой на организм человека
Этот вид физической деятельности можно считать самым безопасным видом двигательной активности. Она по силам практически каждому — от подростка до пожилого человека. Сейчас она приобрела невероятную популярность в Европейских странах и Америке как средство для борьбы с гиподинамией и сопутствующими ей проблемами. Несколько лет назад ирландская оздоровительная организация начала осуществление проекта «тропа здоровья», цель которого — вовлечь как можно большую часть населения в занятия ходьбой. К этому проекту уже присоединились Финляндия, Швеция, Дания, Канада и Германия. В Германии в определенные дни устраиваются массовые пешие прогулки, в которых участвуют тысячи людей.
Быстрая ходьба хороша также при сниженном эмоциональном фоне, угнетенном, подавленном настроении. В процессе ходьбы так же, как и при других нагрузках (беге, плавании и т. д.), в организме вырабатываются эндорфины — гормоны, положительно влияющие на психику. Она полезна и при коротких дистанциях. Однако чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему, занятия должны быть непрерывными с высоким темпом движений.
Со временем привычка быстро ходить может стать двигательным автоматизмом, в особенности, если пользоваться известными маршрутами движения.
Противопоказаний для ходьбы не существует, ею может заниматься даже гипертоник. Занятия ею рекомендуют при многих заболеваниях сердечно-сосудистой, легочной систем, при нервных перенапряжениях и даже в реабилитационные периоды. Она оказывает укрепляющее действие буквально на весь организм.
3. Влияние физических упражнений на умственное развитие
О положительном влиянии физического развития на умственное знали в Китае, ещё во времена Конфуция, в древней Греции, Индии, Японии. В монастырях Тибета и Шаолиня физические упражнения и труд преподавались на одном уровне с теоретическими дисциплинами. Так же в Древней Греции: Платон был двукратным Олимпийским чемпионом по панкратиону (смешанный стиль единоборств), Пифагор чемпионом кулачным боям и это не мешало им быть и оставаться рафинированными интеллектуалами.
Как и почему физическая активность улучшает психическое здоровье в настоящее время еще до конца не изучено. Некоторые теории, например, рассматривают воздействие физической нагрузки на различные гормоны и другие химические вещества нашего организма.
Наш организм имеет удивительную гормональную систему, содержащую схожие с морфинами химические вещества, именуемые эндогенными опиоидами. Эти гормоны представляют определенный интерес, поскольку их рецепторы обнаружены в областях мозга, ответственных за эмоции, болевые ощущения и поведение человека. Во время занятий физическими упражнениями, гипофиз увеличивает синтез бета-эндорфинов, одного из видов эндогенных опиоидов, в результате чего их концентрация в крови увеличивается. Вместе с тем, происходит увеличения уровня бета-эндорфинов в мозгу человека и тем самым создается ощущение общего комфортного состояния.
Физическая активность может также активировать действие особых химических веществ мозга, называемых нейротрансмиттерами. Доктор Чарльз Рэнсфорд, представляющий Колледж Хилсдэйл, штат Мичиган проанализировал научные материалы по данному вопросу и предположил, что хотя существует необходимость в проведении дальнейших исследовательских работ, можно сделать вывод о способности физических упражнений изменять концентрацию норэпинефрина, допамина и серотонина в мозгу и, как следствие, уменьшать депрессивное состояние.
Доктор Джеймс Уиз из Альбертской больницы, а также группа исследователей из Государственного университета Аризоны независимо друг от друга пришли к заключению, что в периоды физической активности наблюдается повышенная эмиссия мозгом альфа-волн. Результатом влияния этих электронных волн является наступление у человека более спокойного и умиротворенного состояния. Их действие начинает проявляться обычно после двадцатой минуты тренировки и может быть зафиксировано с помощью приборов и через некоторое время после прекращения активных занятий. Исследователи предполагают, что влияние повышенного количества альфа-волн относится к числу положительных факторов воздействия физической активности на общее психологическое состояние человека, в том числе выражающееся в снижении психической возбудимости и уменьшении депрессии.
Другие исследователи высказывают мнение, что физические упражнения уменьшают электрическую напряженность в мышцах. Некоторые также полагают, что физическая активность способствует увеличению транспорта кислорода к мозгу. Кроме того, во время выполнения тех или иных физических упражнений повышается температура тела, вызывая уменьшение напряжения в мышцах и влияя на определенные нейротрансмиттеры мозга.
Американский колледж спортивной медицины рекомендует в качестве важного фактора укрепления здоровья, повышения умственной активности и общего самочувствия регулярно заниматься физическими упражнениями в течение 30-60 минут в день, несколько раз в неделю.
Уменьшение уровня психической возбудимости и депрессии и улучшение общего состояния, которые наступают в результате физически активной жизни, безусловно, положительно скажутся на выполнении своих профессиональных обязанностей теми, чья работа в основном связана с умственной деятельностью. Для многих студентов и работников умственного труда это, прежде всего означает, что время, затраченное на занятия физической культурой, никогда не будет потеряно зря. Напротив, даже тридцатиминутная тренировка будет способствовать усилению умственных способностей и более эффективному использованию времени. Включение перерывов для выполнения физических упражнений («производственная гимнастика») в трудовое и учебное расписание работников сидячего труда и студентов может повысить производительность труда и академическую успеваемость.
Заключение
В реферате было рассмотрено несколько примеров влияния легкоатлетических упражнений на организм человека. Согласно приведенным данным, человеку достаточно совершать элементарные физические нагрузки, чтобы укрепить свое здоровье и всегда оставаться в форме. С помощью регулярных упражнений, можно противостоять нескончаемому потоку стресса, тревог и депрессий, столь характерных для нынешнего века. Физические нагрузки могут играть роль своеобразного защитного буфера, уменьшающего напряжение и стресс повседневной жизни, а также позитивно влияющего на улучшение настроения и общего физического и психологического состояния человека.
Человеку достаточно 30 – 60 минут легкого бега или ходьбы в среднем темпе, чтобы улучшить свое здоровье. В наше время физическое, психологическое состояние каждого из нас может стать положительным фактом для страны в целом. Этот показатель является визитной карточкой государства. Из здоровья каждого жителя страны, складывается здоровье нации. К сожалению, сейчас нельзя сказать о том, что Россия – это государство, состоящее из физически здоровых и психологически уравновешенных людей. Но заметна тенденция увеличения тех, кто стал заниматься тем или иным видом спорта. Сейчас в России получают большую популярность бег и ходьба, потому что они являются самыми доступными физическими нагрузками, а пользы от них ничуть не меньше, чем от занятий в тренажерном зале. Хочется верить, что уже через несколько лет мы с гордостью сможем сказать, что Россия – это страна со здоровыми гражданами, да и весь мир состоит из физически крепких, не знающих никаких болезней людей. Легкая атлетика может стать главным помощником для достижения этой цели.
Список используемой литературы:
1. Жилкин А.И Легкая атлетика – учебное пособие – М. : ACADEMA, 2003. – 461 с.
2. http://digest.subscribe.ru/sport/fiz/n110147072.html
3. http://www.sportcode.ru/athletic/page/1/
4. http://www.fitn.ru/info/page_3_3.html
5. http://sport.potrebitel.ru/data/2/17/p122hod.shtml
6. http://aimc.narod.ru/adv_hlf/advhlf_11.htm
mirznanii.com
Легкая атлетика — спортивно-педагогическая дисциплина в поддержании здорового образа жизни
Воспитание здорового и гармонично развитого поколения означает построение фундамента государства с великим будущим, завоевание высокого авторитета в мире.
И. А. Каримов.
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций. Актуальность здорового образа жизни вызвана возрастанием и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья.
Здоровье это главная ценность жизни, оно занимает самую высокую ступень в иерархии потребностей человека. Здоровье один из важнейших компонентов человеческого счастья и одно из ведущих условий успешного социального и экономического развития. Реализация интеллектуального, нравственно духовного, физического и репродуктивного потенциала возможна только в здоровом обществе. По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения, здоровье — это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов.
Фундаментом здорового образа жизни являются духовно-нравственные и национальные традиции, которые обеспечивают душевное, духовное, физическое и социальное благополучие.
Согласно современным представлениям, здоровый образ жизни — это типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, укрепляющие и совершенствующие адаптационные (приспособительные) и резервные возможности организма, что обеспечивает успешное выполнение социальных и профессиональных функций.
Исследования показали, что студенты, понимают здоровый образ жизни в основном, как следование хорошо известным положениям: «Больше двигаться!», «Беречь нервы!», «Закаляться!», «Не пить!», «Не курить!», «Не употреблять наркотики!» и т. д. Однако перечисленные положения не стали для многих руководством в поведении. Это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровый образ жизни насаждаются в назидательной, категоричной форме и не вызывают у молодых людей положительных эмоций; во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни; в-третьих, средства массовой информации в привлекательной форме рекламируют (культивируют) нездоровый образ жизни; курение сигарет и неумеренное употребление пива расцениваются как престижные атрибуты молодежной (и не только молодежной) субкультуры.
В связи с этим формирование мотивации здоровый образ жизни у студентов требует усилий. Поскольку эффект этих усилий проецируется на будущее и не каждый в состоянии решить эту задачу самостоятельно, необходима нацеленность системы воспитания и образования на формирование у учащихся культуры здоровья. Начинать надо с формирования установки на здоровый образ жизни.
Массовое занятие молодежи спортом делает ее сильной и смелой, закаляет характер, воспитывает целеустремленность, силу духа, упорство, умение добиваться поставленной цели и побеждать. Постоянные занятия спортом позитивно меняют характер и образ жизни наших детей.
Легкая атлетика является самым доступным для населения средством и методом разностороннего физического, эстетического и нравственного воспитания. Поэтому ею занимаются в дошкольных учреждениях, в школах, в средних и высших специальных учебных заведениях, на производстве и в быту. Легкая атлетика — это один из наиболее популярных видов спорта, который в совокупности состоит из специфических средств и методов гармонического физического воспитания людей. Разнообразие упражнений и их высокая эффективность, широкие возможности для регулирования физической нагрузки, несложное оборудование — все это позволило легкой атлетике стать массовым видом спорта, доступным каждому человеку. Не случайно легкую атлетику называют «королевой спорта».
Воспитание здорового поколения является одним из приоритетных направлений государственной политики в Узбекистане.
Основная задача преподавания и обучения легкой атлетикой для педагога заключается в формировании гармонически развитой личности, готовой к трудовой, оборонной, общественной и спортивной деятельности, основой которых являются:
- Укрепление здоровья занимающихся, формирование их правильной осанки, содействие физическому развитию и подготовленности.
- Обогащение занимающихся специальными знаниями в области легкой атлетики, обучение новым видам движений, обогащение занимающихся двигательным опытом, формирование организаторских умений и навыков.
- Развитие двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости, гибкости и координации) и психических способностей (ощущения, восприятия, представления, внимание, память на движения и др.)
- Воспитание эстетических, волевых и нравственных качеств.
- Подготовка высококвалифицированных спортсменов.
Ходьба, бег, прыжки и метания воспитывают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность суставов, способствуют воспитанию волевых качеств. Легкоатлетические упражнения повышают функциональные возможности организма, его работоспособность. Занятия проводятся, как правило, на открытом воздухе — на стадионе, в парке, в лесу. Отсюда высокоэффективное оздоровительное влияние упражнений легкой атлетики. Занятия легкой атлетикой имеют большое воспитательное значение. Они способствуют формированию характера, привычки к здоровому режиму. Участие в соревнованиях по легкой атлетике воспитывает у спортсменов волю, чувства коллективизма и ответственности.
Прикладное и оборонное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности, а юношам, кроме того, на службе в Советской Армии.
Положительное влияние легкоатлетических упражнений на здоровье и физическое развитие занимающихся предопределило их широкое включение в программу физического воспитания учащихся средних специальных учебных заведений.
Важное место отводится внедрению современных форм и методов физического воспитания детей. На сегодняшний день в системе Министерства народного образования работает более 23 тыс. преподавателей физкультуры. Значительное внимание уделяется вопросам повышения их квалификации и переподготовки в ведущих научных центрах и институтах страны. Созданы и внедряются в практику разработанные на основе современных требований государственные образовательные стандарты и в соответствии с учебными планами — учебные пособия по физической культуре для студентов.
Надо согласиться с тем, что серьезные виды на достижение высот в сфере физической культуры и профессионального спорта требуют поистине больших усилий, должного отношения и немалых материальных усилий. Только при наличии этих важных составляющих приходится рассчитывать на впечатляющие успехи атлетов на стартах различного ранга, выстраивать расчеты на стабильность спортивных завоеваний в будущем.
Легкая атлетика — вид спорта, объединяющий естественные для человека физические упражнения: бег, прыжки и метания.
Благодаря занятиям легкой атлетики человек учится правильным двигательным навыкам ходьбы, бега, прыжков, преодоления препятствий и т. д., необходимых ему в повседневной жизни. Развивается ловкость, быстрота, сила и выносливость, точность и красота движений.
Легкая атлетика — один из основных и наиболее массовых видов спорта.
Занятия легкой атлетикой общедоступны благодаря разнообразию ее видов, огромному количеству легко дозируемых упражнений, которыми можно заниматься повсюду и в любое время года.
Можно считать, что комплексные занятия по легкой атлетике являются одним из «механизмов» реализации целей и задач по профилактике заболеваний, вредных привычек и правонарушений, а также укреплению здоровья, поддержанию высокой работоспособности человека, утверждению здорового образа жизни, формированию потребностей личности в физическом и нравственном совершенствовании, развитию волевых качеств личности.
Литература:
- «Энциклопедия для детей» Т. 20. СПОРТ / Глав. ред. Э68 В. А. Володин. — М.: Аванта+, 2001.
- Школа легкой атлетики, под ред. А. В. Коробова, 2 изд., М., 1998
- Больсевич В. К. Физическая культура для всех и для каждого: — М: ФиС, 2007–232 с.
- Гейцин К. А. Ни дня без физкультуры: — М: Физкультура в школе, 2009–41 с.
- Атлетический спорт // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890–1907.
Основные термины (генерируются автоматически): легкая атлетика, здоровый образ жизни, повседневная жизнь, социальное благополучие, физическая культура, физическое развитие, массовый вид спорта, укрепление здоровья, упражнение, занятие.
moluch.ru
Практическое значение легкой атлетики
Практическое значение легкой атлетикиНавигационный документ по теме «легкая атлетика»
Практическое значение легкой атлетики
Оздоровительное значение
Никогда за всю историю общества движение не было столь необходимым человеку, как в наши дни. Исключительный интерес к этой проблеме определяется в первую очередь, тем, что возможности человеческого организмы огромны, а реализовать их не всегда удается. И наиболее доступным средством увеличения потенциала здоровья, как считают ученые, является именно занятия легкой атлетикой.
Динамический характер легкоатлетических упражнений оказывает всестороннее влияние на опорно-двигательный аппарат, сердечно – сосудистую и дыхательную системы. Регулярные занятия легкой атлетикой способствуют равномерному развитию мышц, тренируют и укрепляют нервную систему, повышают обмен веществ. Занятия лёгкой атлетикой почти всегда проводятся на открытом воздухе, что способствует оздоровлению и закаливанию организма.
Лёгкой атлетике отводится главное место во всех ступенях Государственного физкультурно-оздоровительного комплекса. Упражнения легкой атлетики как одно из основных средств укрепления здоровья, физического совершенствования и развития двигательных навыков входят в обязательную программу по физическому воспитанию в школах, ПТУ, техникумах и вузах.
Прикладное значение
Прикладное значение легкой атлетики определяется тем, что приобретенные с ее помощью качества и навыки жизненно необходимы человеку в его повседневной трудовой деятельности.
Легкая атлетика занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания студентов ВУЗов, помогая повысить уровень общей физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности.
Легкоатлетические упражнения оказывают разностороннее влияние на организм человека. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий круг двигательных навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Во время занятий легкой атлетикой приобретаются навыки координации движений, быстрого и экономического передвижения и рационального выполнения сложных физических упражнений. Широкое использование легкоатлетических упражнений в занятиях содействует повышению функциональных возможностей организма, обеспечивает его высокую работоспособность.
Современный труд требует значительного напряжения умственных, психических и физических сил, повышенной координации движений работников в любой сфере труда. Но каждая профессия диктует свой уровень развития психофизических качеств, свой перечень профессионально-прикладных умений и навыков. Для повышения уровня развития психических и физических качеств используются занятия различными видами спорта в том числе и лёгкой атлетикой. Например, химикам, операторам, литейщикам рекомендуются занятия видами лёгкой атлетики, преимущественно циклического характера развивающими выносливость: продолжительный бег, преодоление полосы препятствий, ускоренная ходьба. Темп выполнения средний, длительность продолжительная. Водителям и трактористам рекомендуются легкоатлетические упражнения по условным командам, переход от выполнения одних упражнений к другим, прыжки в длину на максимальный результат и с затратой усилий вдвое меньше максимального; бег на средние и длинные дистанции. Станочникам, столярам монтажникам – метания на дальность и на заданное расстояние, в цель; толкание ядра на заданное расстояние, в цель. Машинистамм – спринтерский бег с внезапными остановками на различные сигналы, ускорениями, кроссы, прыжки в длину с места и с разбега. Регулярные занятия обеспечивают высокий уровень общей работоспособности, функционирования сердечно – сосудистой и дыхательной систем, системы терморегуляции, повышают общую и статическую выносливость, устойчивость к гиподинамии, радиации, интоксикации, эмоциональную устойчивость. Также улучшаются общая адаптационная способность и резистентность организма, надёжность сердечно – сосудистой системы.
Лёгкая атлетика, наряду с ускоренным передвижением, является и одним из ведущих разделов физической подготовки военнослужащих. Эти виды применяются для развития у личного состава большой физической выносливости, для формирования двигательных умений и навыков. В учебно-тренировочные занятия включают такие упражнения как ходьба, бег, прыжки, метания. Бег – основной вид упражнений, составная часть других разделов физической подготовки и видов спорта. Как средство тренировки он разносторонне воздействует на организм. В ходе занятий по ускоренному передвижению и лёгкой атлетике формируются и совершенствуются физические, морально – волевые и психологические качества. Например, марш – бросок, совершаемый в составе подразделения, способствуют воспитанию у личного состава коллективизма, чувства взаимной выручки и взаимопомощи, развитию умений преодолевать трудности учебной и служебно – боевой деятельности.
Лёгкая атлетика включается в один из вариантов утренней зарядки, а также в военные многоборья. Нормативную базу для сдачи зачётов и экзаменов составляют бег на 1 и 3 км, бег на 100 м, челночный бег, метание гранаты.
Таким образом, лёгкая атлетика является основным видом спорта, используемым в производственной и военно – прикладной физической культуре.
Навигационный документ по теме «легкая атлетика»
alterozoom.com
Почему так важны физические упражнения?
Анна Чурылина
АЧ
Здоровье человека – весьма хрупкая система, требующая постоянно контроля и поддержки. Но как правильно о нем заботиться? Поможет ли в этом только правильное питание и укрепление иммунитета? Как подобрать оптимальные физические нагрузки и нужно ли вообще? Подобные вопросы часто возникают у малоподвижных людей. Говоря о пользе физической активности, нужно отметить, что важна их интенсивность, частота, работа над мышцами и скелетом.
Умеренные нагрузки необходимы человеку. Чем они эффективнее, тем выше потенциал, на который способен организм.
На начальном этапе занятий бегом, преодолевая дистанции на 3-5 км раз в несколько дней, будет тяжело сохранять темп, дыхание и ритм, не переходить на ходьбу. Однако в дальнейшем мускулы приспособятся, станут сильнее, улучшится и кровоснабжение легких.
В будущем человек сможет пробегать эти же расстояния намного быстрее, сохраняя ровное дыхание и без переутомления. Положительный результат скажется не только на группе мышц, которая подвергалась нагрузке во время тренировки.
Положительное влияние физических упражнений на здоровье человека будет лишь в том случае, если придерживаться ряда правил:
- Умеренность. Польза будет только от нагрузок, верно рассчитанных по интенсивности и частоте. Они увеличат силу мышц, внешний вид тела, поддержат организм в тонусе, оттягивают его старение. При слишком частых тренировках и регулярном экстремальном напряжении, напротив, происходит его износ, что приводит к противоположным последствиям. К примеру, кардиологу рекомендуют ежедневно не бегать, а ходить – темп и ритм бега являются слишком большими нагрузками на сердце, а ходьба поддерживает его тонус. Это не значит, что бег опасен, просто нужно заниматься им 2-3 раза в неделю;
- Физическая активность должна сочетаться с правильным питанием. Только такой образ жизни гарантирует отсутствие проблем со здоровьем. Напряженная работа сопровождается потерей калорий, которые являются энергией. Поэтому для занятий спортом нужна пища, богатая витаминами, минералами и другими полезными веществами. К примеру, дефицит кальция приводит к слабости костей, соответственно, тренировки будут даваться тяжелее;
- Необходимо заниматься комплексно. Нужно распределить нагрузки равномерно на все части тела. Это позволит исключить травмы и деформации мышц/костей;
- Учитывать состояние здоровья. Например, в спортивных секциях контролируют этот параметр. Чтобы не навредить себе, рекомендуется посетить ортопеда, который оценит состояние костной системы и порекомендует оптимальную интенсивность занятий. При наличии ран или травм в анамнезе нужно пройти ряд диагностических процедур, чтобы исключить противопоказания к занятиям спортом. При наличии проблем с сердцем нужна консультация кардиолога. Также стоит посетить врача людям с плохим зрением. Поэтому прежде чем активно начинать заниматься, нужно оценить состояние своего здоровья, а еще лучше – доверить это специалистам;
- При отсутствии противопоказаний не только можно, но и нужно быть физически активным. Польза спорта будет заметна уже спустя несколько месяцев. Кроме того, переключение вида деятельности с умственного на физический снимает стресс, способствует борьбе с депрессией, укрепляет иммунитет.
Более чем полвека назад Арнольд Кегель разработал специальный комплекс, которые помогает женщинам, испытывающим трудности с мочеиспусканием после родов. Ранее эта проблема решалась только с помощью хирургического вмешательства, но оно не всегда было успешным. Дамы, занимающиеся по этому комплексу, отмечали, что улучшилась их сексуальная жизнь: ощущения во время полового акта стали намного ярче. Некоторые из них утверждали, что испытали организм впервые только после выполнения упражнений Кегеля.
Польза от интимной гимнастики просто неоспорима.
Подобный комплекс влияет на укрепление мышц влагалища и лобково-копчиковой мышцы. Такие мероприятия позволяют повысить контроль над сексуальными реакциями и, соответственно, увеличить сексуальное удовольствие, к тому же, у обоих партнеров. Значительно улучшается кровообращение в органах малого таза.
Беременные женщины могут применять их для подготовки тела к процессу родов и восстановления мышечного тонус влагалища после рождения малыша.
Гимнастика Кегеля помогает преодолеть сексуальные расстройства, например, вагинизм (непроизвольное сокращение мышц влагалища) и диспареунию (боль во время полового акта).
Также она способствует борьбе с недержанием мочи при кашле, беге, чихании. Кроме того, этот комплекс могут использовать и мужчины. Он позволяет укрепить мышцы, отвечающие за семяизвержение (эякуляцию), продлить удовольствие от полового акта.
Школьная программа включает занятия физкультурой с самых первых классов. Их основу составляют легкоатлетические и гимнастические комплексы, подвижные игры, в ряде школ в программу входит плавание. Эти упражнения имеют нечто общее, но также присутствуют и некоторые особенности, которые необходимы для физического воспитания.
Детям младшего школьного возраста необходимы гимнастические упражнения. Они развивают координационные способности, гибкость, целенаправленность на приобретение новых двигательных рефлексов, силу и быстроту.
Гимнастическая программа для детей представлена танцевальными и строевыми, общеукрепляющими, акробатическими упражнениями (с помощью инерционных усилий), комплексами для развития равновесия. Также выполняются занятия по лазанию, перелазанию, со скакалкой.
Влияние легкоатлетических упражнений для здоровья детей также очень значительно. Они позволяют развивать выносливость, скорость, способности, скоростно-силовые качества. Легкоатлетические комплексы задействуют практически все группы мышц, влияют на деятельность дыхательной и сердечно-сосудистой системы, стимулируют обмен веществ. Основу легкоатлетических упражнений составляет бег, прыжки в высоту и длину, метание малого и набивного мяча на дальность.
Уроки физкультуры являются обязательной формой физического воспитания. Дети получают необходимый минимум умений, знаний и навыков, которые включает школьная программа, а также повышают уровень своего физического развития.
Регулярные занятия уменьшают риск развития хронических патологий, увеличивают продолжительность жизни и улучшают ее качество. Когда упражнения становятся частью привычного ритма жизни, становится легче выполнять бытовые задачи, например, подниматься по лестнице, ходить в магазин, работать в саду или доме. Помимо физического улучшается психическое самочувствие.
Люди, ведущие малоактивный образ жизни, попадают в группу риск развития сердечного приступа и заболеваний коронарных артерий. Упражнения для здоровья и долголетия предполагают регулярные занятия, на протяжении всей жизни. Если быть активными только в юности, нет никаких гарантий, что упражнения принесут пользу в пожилом возрасте.
Эффективны тренировки для сердца – оно становится выносливее, работает лучше, перекачивает больше крови, может справляться с дополнительными нагрузками. С помощью спорта можно снизить давление и уровень холестерина.
Результаты исследований свидетельствуют, что при улучшении кровообращения становится лучше состояние больных с ишемией нижних конечностей и патологиями коронарных артерий. Эффективный результат заметен уже спустя 2 месяца ежедневных занятий.
Занятия улучшают способность дыхательных мышц, повышают эффективность кислородного обмена на углекислый газ. Натренированные люди получают больше кислорода. Регулярные тренировки поспособствуют улучшению состояния при хронических заболеваниях дыхательных путей, например, при обструктивном бронхите не будет тревожить одышка.
Занятия улучшают функцию опорно-двигательной системы, влияют на прочность и развитие костей. Подобные упражнения особенно важны в детском и подростковом возрасте. Они помогают развить и сохранить подвижность суставов, гибкость тела.
Женщины тоже должны обратить внимание на изменение своей физической активности, так как она позволит замедлить потерю костной массы после менопаузы.
mjusli.ru
Занятия легкой атлетикой с оздоровительной направленностью
Легкую атлетику по праву величают «королевой спорта». В силу традиций ее называют видом спорта, хотя по сути дела это комплекс разнообразных, порой весьма отличных друг от друга, дисциплин. Ну что, например, общего у бега на 100 м и 100 км, кроме цифр? Или у прыжка в высоту и прыжка с шестом, относящихся к одной группе вертикальных прыжков? А у толкания ядра и метания молота, хоть там и там шар одного веса? А спринтерский бег, который подразделяется на индивидуальный – гладкий и барьерный, да еще и командный – эстафетный? Единая Всероссийская спортивная классификация 2006-2009 гг. включила в себя 46 классических легкоатлетических спортивных дисциплин и 65 их разновидностей (и у мужчин, и у женщин), соревнования, в которых проводятся по своим правилам, и, главное, в них сложились свои научно-методические основы обучения и тренировки. Только видов бега сегодня почти 40 дисциплин (бег на стадионе, спринтерский, стайерский, бег на длинные дистанции, барьерный бег, бег с препятствиями, эстафетный бег, марафон, бег на шоссе, бег на 100 км, экиден, суточный бег, горный бег, кроссовый и другие виды). Даже в скоротечном спринтерском беге на дистанциях 100, 200 и 400 м методики тренировки сегодня принципиально отличны. Все меньше и меньше спортсмены на Олимпийских играх и других мировых форумах достигают побед в этих смежных дисциплинах, предпочитая специализироваться в одном из видов бега.
Легкая атлетика объединяет естественные общеразвивающие и специальные упражнения, самые распространенные и жизненно важные упражнения – ходьбу, бег, прыжки и метания. Во время ходьбы и бега в работу вовлекаются практически все мышцы, усиливается деятельность сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем и органов, повышается обмен веществ. Легкоатлетические упражнения оказывают весьма разностороннее воздействие на организм детей и подростков. Они развивают силу, быстроту, выносливость, улучшают подвижность в суставах, позволяют приобрести широкий диапазон двигательных умений и навыков, способствуют воспитанию волевых качеств. Велика роль легкоатлетических упражнений в укреплении здоровья, в поддержании высокого уровня жизнедеятельности органов и систем организма. Легкая атлетика приобретает важное оздоровительное, профилактическое и лечебное значение.
Занятия оздоровительным бегом относятся к общеразвивающим упражнениям и оказывают существенное положительное влияние на систему кровообращения и иммунитет молодого человека, активизируют изменения в биохимическом составе крови, увеличивают количество эритроцитов, что повышает сопротивляемость организма инфекционным и другим заболеваниям.
Под влиянием оздоровительного бега наблюдается также нормализация липидного обмена со снижением содержания в крови холестерина и триглециридов, что препятствует развитию так распространенной в настоящее время среди молодых людей вегето-сосудистой дистонии, а в дальнейшем и атеросклероза. Снижается вязкость крови, что облегчает работу сердца и уменьшает опасность образования тромбов.
Бег является эффективным средством нормализации массы тела. У молодых людей, регулярно занимающихся оздоровительным бегом, масса тела близка к идеальной, а содержание жира в 1,5 раза меньше, чем у подростков, не занимающихся бегом. При этом следует отметить, что бегуны обычно не ограничивают свой пищевой рацион и не придерживаются специальных диет.
Помимо основных оздоровительных эффектов бега, связанных с воздействием на системы кровообращения и дыхания, необходимо отметить также его положительное влияние на углеводный обмен, функции печени и желудочно-кишечного тракта, костную систему. Улучшение функции печени связано с увеличением потребления кислорода печеночной тканью во время бега в 2-3 раза. Кроме того, при глубоком дыхании во время бега происходит массаж печени диафрагмой, что улучшает отток желчи и функцию желчных протоков, нормализуя их тонус.
Регулярные тренировки в оздоровительном беге положительно влияют на все звенья опорно-двигательного аппарата, препятствуют развитию дегенеративных изменений, связанных с гиподинамией. Оказывается, бег с его ударными нагрузками на суставы, мышцы и позвоночник прекрасно лечит радикулиты, остеохондрозы и другие суставные заболевания. Возникающая при беге «тряска» активизирует обменные процессы и уменьшает застойные явления в организме. Положительное влияние оздоровительного бега на функции суставов возможно только при условии использования адекватных, не превышающих возможности двигательного аппарата нагрузок, а также постепенного их увеличения в процессе занятий.
Тренировки в беге на выносливость на свежем воздухе являются незаменимым средством разрядки и нейтрализации отрицательных эмоций, которые вызывают хроническое нервное перенапряжение в наш век стрессов, гиподинамии и компьютеров. Улучшаются также сон и общее самочувствие, повышается работоспособность.
Легкая атлетика по праву считается одним из массовых видов физкультурно-спортивных занятий учащейся молодежи и занимает ведущее место в отечественной системе физического воспитания. Легкая атлетика является незаменимым прикладным средством физической подготовки молодого поколения, т.к. её основное содержание представлено комплексами подготовительных упражнений из арсеналов ходьбы, бега, прыжков и метаний различных снарядов. Большинство этих упражнений общедоступны, весьма разнообразны и встречаются в повседневной жизни человека с самого раннего возраста. Каждый человек как минимум однажды прыгал через лужу, бежал за автобусом, бросал камень.
Приобретенный в процессе занятий легкоатлетической направленности двигательный опыт положительно влияет на становление многих трудовых операций, обеспечивает высокий приспособительный и подготовительный эффект к социальной жизни молодых людей. В результате занятий легкой атлетикой человек становится более быстрым, сильным, ловким, выносливым, приобретает волевые качества, необходимые в трудовой деятельности. Он быстрее овладевает профессиональными навыками, может лучше приспособиться к изменению условий труда. Многие из легкоатлетических и сходных с ними действий постоянно используются в бытовой обстановке.
Качества и навыки, которые закладываются в ходе занятий легкой атлетикой в школьный период, в полном объеме проявляются в военной службе. Для юношей, будущих воинов, физкультура и спорт приобретают особое значение. Действия в полевых условиях, управление сложнейшей техникой в различных родах войск невозможны без отличной физической подготовки. В этом убеждают примеры деятельности летчиков, танкистов, ракетчиков и других военнослужащих. Подготовка допризывника к службе в армии предполагает, прежде всего, улучшение физической подготовленности, совершенствование жизненно важных основных и прикладных навыков, воспитание психических качеств, воли, укрепление здоровья, закаливание и повышение устойчивости организма к различным перегрузкам.
Легкая атлетика рассматривается как основа содержания допризывной подготовки юношей. Ее программой предусмотрены многие виды легкоатлетических упражнений: преодоление препятствий, метание гранаты, переноска груза. На занятиях с допризывниками особое внимание уделяется совершенствованию таких навыков, как кросс по пересеченной местности, преодоление естественных препятствий. Благодаря использованию средств легкой атлетики осуществляются физическое развитие и закалка, повышение психологической стойкости, формирование моральных качеств будущих воинов, расширение их мировоззрения.
Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое воспитательное значение. Общественно полезный эффект занятий легкой атлетикой в решающей мере определяется мировоззренческо-нравственной основой поведения занимающихся. Легкоатлетическая деятельность предоставляет большие возможности для воспитания социально значимых качеств личности, в том числе трудолюбия, самоотверженности, достоинства, долга, чести, верности, уважения. Занятия легкой атлетикой способствуют развитию настойчивости, смелости, решительности. Они формируют характер, закаляют волю, приучают не бояться трудностей.
По своей направленности школьная легкая атлетика наиболее близко смыкается со спортом, т.к. специальные упражнения обычно выполняются на результат. При правильной организации занятий и эффективной методике обучения на их основе можно добиться высокой степени тренированности организма, должной адаптации к большим двигательным напряжениям, совершенного владения телом. Многие из легкоатлетических упражнений или, по крайней мере, их отдельные элементы входят в содержание подготовки в большинстве видов современного спорта.
Легкая атлетика является неизменным атрибутом в планах тренировок начинающих и квалифицированных спортсменов. И если взять виды спорта, даже самые малоподвижные по своей сути, то и в них не обойтись без ускоренной ходьбы и бега с разной скоростью и различной продолжительности. К примеру, бег в разных его вариантах и сочетаниях – непременная часть подготовки не только лыжников и шахматистов, гребцов и пловцов, борцов и боксеров, баскетболистов и футболистов, но и представителей многих других видов спорта. Так что без освоения основ легкой атлетики трудно рассчитывать на прогресс в других видах спорта.
Велико зрелищное, эстетическое влияние легкой атлетики на учащуюся молодежь. Соревнования по этому виду всегда являлись главным событием спортивных праздников, школьных спартакиад, международных спортивных форумов. Они имеют огромную просветительскую и агитационную направленность. Легкоатлетическое движение развивается в направлении традиций олимпизма, где основными идеями выступают принципы гуманизма, всестороннего духовного и физического развития спортсменов, честной игры. Моменты состязаний по бегу, прыжкам, метаниям и особенно эстафетному бегу предстают как захватывающее зрелище, как динамичная борьба с внутренним накалом и честным соперничеством в духе уважения признанных мировым сообществом законов спортивной борьбы. И, несомненно, у зрителя вызывает восхищение рекордный взлет прыгуна на недосягаемую доселе высоту, далекий бросок копьеметателя за пределы поля, быстрый бег спринтера, покоряющего секунды и пытающегося укротить скорость, упорство и терпение бегуна на средние дистанции. И если вам когда-либо воочию приходилось видеть установление мирового рекорда, то радости и ликованию нет предела. Это сравнимо с ощущением полета в небеса. Облик легкоатлета всегда ассоциируется с внешней телесной красотой, интеллектом, душевным радушием, всесторонним нравственным и физическим совершенством.
Занятия легкоатлетическим спортом имеют большое образовательное значение. Говоря о всесторонне развитом человеке, всегда подчеркивают наличие культуры, образованности, эрудиции, сочетаемых с нравственным поведением и разносторонним физическим совершенством. В процессе занятий легкой атлетикой школьник получает широкий круг знаний о строении и функциях организма, о правилах личной и общественной гигиены, об основах врачебного контроля за состоянием организма и др. Разучивание различных упражнений требует не только физического напряжения, но и умственного, что способствует развитию мыслительных способностей. Осуществляя физкультурную деятельность, школьник познает себя, других людей, окружающий мир. У него активно развиваются самостоятельность, творчество и инициатива, формируются индивидуальные черты характера, собственное мировоззрение и способы мышления, критическое отношение к своим поступкам и действиям других людей.
Помимо вышеназванного, легкоатлетический спорт имеет и ряд других преимуществ. Он широкодоступен, так как не требует каких-либо сложных приспособлений и оборудования. Заниматься бегом можно в любом месте, в любое время года. Разнообразие, широкий выбор легкоатлетических упражнений, возможность варьировать нагрузку от самой незначительной до большой позволяет с успехом заниматься легкой атлетикой людям самого различного возраста и уровня подготовленности.
Положительное влияние легкоатлетических упражнений обусловило их включение в программы физического воспитания школьников и молодежи. В процессе занятий легкой атлетикой занимающиеся овладевают эффективной и экономной техникой упражнений, действия становятся согласованными и четкими по направлению, амплитуде, силе, ритму, формируется рациональная система по управлению и перестройке действий в связи с изменением окружающей обстановки. Многофункциональные воздействия и широкие возможности в варьировании нагрузки при ходьбе и беге, прыжках и метаниях позволяют успешно использовать разнообразные легкоатлетические упражнения в занятиях с детьми.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com