значение простыми словами, как бороться
Даже тот человек, который не знает точного определения цинизма, без проблем узнает циника, если столкнется с ним: язвительный, резкий, ухмыляющийся, саркастичный. Робот, бесчувственная скотина, сильная личность, несчастный и обиженный человек – как только не называют циников. Одни хотят стать такими, а другие мечтают избежать этого в своей жизни. Почему такое разное отношение?
Кинизм и цинизм
Современному представлению о цинизме предшествовала идеология кинизма. Что это предполагало? Киники противопоставляли себя обществу, отрицали социальные нормы и общепринятые ценности. Они подчеркивали, что любые потребности человека, в том числе биологические (животные), естественны, правильны и позволены. Конечно, полная свобода часто выглядела асоциально и больше была похожа на произвол. Кинизм представлял собой контркультуру, его представители сами называли себя маргиналами.
Современный цинизм не так активен и ярко выражен. Он чаще ограничивается мышлением, мысленным противопоставлением личности обществу, а не активными действиями.
Что такое цинизм
Цинизм – мировоззрение, при котором личность отрицает высшие чувства, такие как любовь. На этом примере и разберем взгляды циника. Он считает, что любви нет. Это не больше чем набор химических реакций и навязанных эмоций и чувств теми, кому это выгодно, например, производителями подарков для влюбленных. Он считает, что ее не может быть, существуют только разные иллюзии, придуманные и поддерживаемые людьми ради каких-либо целей.
Негатив и отрицание циника направлен на любовь, близкие ей чувства и эмоции, все общечеловеческие ценности (сострадание, жалость, сочувствие, милосердие). К подобному он относится с пренебрежением, презрением, сарказмом.
Когда мы пытаемся предположить мотивы других людей, то на самом деле говорим о своих намерениях, о том, как мы бы поступили. Вот и циник убежден в меркантильности других, потому что сам все в жизни оценивает с точки зрения полезности для него.
В мышлении циника преобладает рефлексия и критичность. Он пессимистично и негативно настроен на любые изменения, принимает сухим умом и сразу оценивает на предмет выгоды. Циник постоянно анализирует себя и свои поступки, действия других людей. На комплимент, вопрос о том, как у него дела, или признание в любви он незамедлительно ответит: «Что нужно? Говори сразу». Для циника нет понятия «просто так».Что говорит психология
Образ циника прекрасен для художественных произведений и фильмов, о теме цинизма и его противоположности (романтизма) можно говорить бесконечно. А что на этот счет думает психология?
Проблема любви – одна и самых сложных тем. Если говорить кратко, то в науке выделено понятие «безусловной любви», что предполагает принятие матерью своего ребенка таким, каков он есть. Если говорить о любви между мужчиной и женщиной, то с одной стороны, подобное приятие тоже должно быть, но с другой стороны, автор теории любви Эрих Фромм дал ей такое определение: «Это активная заинтересованность в жизни и развитии объекта любви». Известно также, что здоровые отношения предполагают взаимовыгодное сотрудничество двух зрелых личностей.
И да, без химии тоже не обходится, но она обуславливает страсть, влюбленность, а не любовь. Любовь – результат сложной и продолжительной работы двух людей. Это комплекс чувств и эмоций, совместного опыта, поддержки и помощи.
Таким образом, любовь действительно всегда наделена целью и выгодами, точнее сама любовь (крепкие отношения) и есть цель. У каждого человека есть потребность в любви и потребность быть значимым. Обе они удовлетворяются в отношениях. По сути, все отношения (не только любовные) предполагают взаимный обмен опытом, знаниями, умениями, элементами внутреннего мира и т. д.
Что касается сторонних участников отношений («наживальщиков» на теме любви), то это вопрос потребления. Его, кстати, в паре можно без проблем решить – не давать наживаться на ваших чувствах, осознать сомнительность цветов, плюшевых мишек и курортов для пары, стоящих в три раза дороже обычных. Демонстрировать свою любовь можно и нужно поступками, которые не требуют затрат: обнять, выслушать, поддержать, поговорить и т. д. Если речь идет о покупках, то нет смысла гнаться за табличками «для пар», «для семей», «для любимой», «для любимого» и прочим.
Причины цинизма
Цинизм необходим в некоторых профессиях. Так, например, врача цинизм защищает от эмоционального выгорания, нервных срывов, позволяет качественно выполнять свою работу. Спасатели, пожарные, психологи, саперы, сотрудники полиции должны работать с холодным расчетом, контролируя любые чувства и эмоции.
Почему врачам, судьям, полицейским не разрешают вести дела родных им людей? Риск слишком высок. Слишком много эмоций и субъективного отношения. Нужен кто-то другой, кто сможет рационально, цинично и объективно подойти к вопросу.
Потому люди подобных профессий или становятся циничными в ходе работы, или приходят в профессию уже такими. Это их защитный механизм, обуславливающий сохранение здоровья личности и эффективность работы. Но это не единственная причина цинизма. Откуда-то же берутся те самые «уже такие».
Цинизм – продукт духовно-нравственного становления личности. При каких условиях человек начинает сомневаться в доброте, безусловной любви и бескорыстии:
- душевная боль, разочарование, негативный личный опыт, включивший механизм защиты – цинизм;
- грубые и авторитарные родители, неспособные на любовь и высокие чувства;
- переживание внутриличностного и экзистенциального кризиса, утрата идеалов, крушение иллюзий и надежд, ощущение несправедливости мира;
- чувство угрозы и небезопасности, потеря опоры в жизни;
- чувство безнаказанности, убежденность в собственном превосходстве;
- эгоизм и гордыня;
- стремление выразить индивидуальность, выступить против стереотипов и конформизма.
Таким образом, циниками люди становятся после отрицательного опыта в семейных или любовных отношениях либо при подчинении им других людей. Разочарование и комплекс бога – основные причины цинизма.
Цинизм как последствие психологической травмы встречается чаще. Отрицание – один из механизмов психологической защиты. А цинизм по сути и есть отрицание.
Как бороться
Из материала третьего пункта данной статьи можно подумать, что наука как раз и делает людей циниками. Может быть. Примерно так же для человека пропадает ощущение магии и волшебства от фокусов или явлений окружающего мира, если он разберется в законах физики и химии.
Проблема в том, что нужно окружать себя соответствующими людьми, чтобы избегать непонимания и обид. Цинизм становится проблемой тогда, когда совсем лишает человека семьи, отношений, друзей. А так как человек – социальное существо, то без контактов невозможно и его развитие.
Если же вы точно решили бороться с цинизмом, то начать стоит с развития в себе человечности. Что это предполагает:
- сочувствие;
- сострадание;
- расстановку приоритетов над духовными ценностями.
Цинизм соприкасается с эгоизмом и реализмом. Циником движет идея удовлетворения собственных потребностей и интересов, материальные и личные желания. Того же он ожидает от других. Хотите избавиться от цинизма – развивайте романтизм и устраняйте эгоизм. Начните сами бескорыстно делать что-то для других, развивайте эмпатию, учитесь сопереживанию.
Вспомните, когда вы в последний раз радовались жизни и видели что-то красивое. Это обязательно было, ведь цинизм – приобретенное чувство. Циниками становятся те, кто разочаровался в жизни и хочет спрятаться от мира. Вернитесь в тот момент и постарайтесь воссоздать его в настоящее время.
Пожалуй, все современное общество можно назвать циничным. Но сохранились и положительные примеры, подтверждающие существование духовных ценностей. Обращайте внимание на положительные примеры, например, как всем миром люди собрали кому-то средства на лечение или как врач сделал бесплатную операцию. Подобных примеров много, стоит только захотеть их увидеть. Но будьте осторожны, не впадайте в романтизм и выстраивание воздушных замков.
Война добра и зла никогда не перестанет существовать, как и шаткое положение каждого человека между ними.
psychologist.tips
Цинизм — Википедия. Что такое Цинизм
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8][9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wiki.sc
Цинизм — Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8][9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wikipedia.green
значение слова, определение, примеры цинизма в литературе
Цинизм – это поведение, проявляющееся в откровенно негативном, презрительном, нигилистическом и пренебрежительном отношении к общественно принятым устоям, культурным ценностям, общепринятым нормам морали и нравственности, представлениям о приличиях, официальным догмам царящей идеологии. Циничное поведение выражается в демонстративном игнорировании отдельных моральных ценностей. Холодный цинизм – это также мировоззрение, заключающееся в восприятии этических норм в качестве ненужных для решения практических задач или избыточных. Циник отрицает такие поведенческие мотивы, как стыд, сочувствие, жалость, сострадание, поскольку они не соответствуют его личным интересам.
Цинизм значение слова
Слово цинизм изначально произошло от древнегреческого учения «киников», которые стремились к освобождению от условностей, естественности. Кроме того, они считали добродетелью презрение к ограничениям и условностям, предельное упрощение существования и быта. Наряду с этим киники стремились крайне ограничить собственные потребности, поскольку склонны следовать собственной природе. Освобождение от условностей и ограничений у киников заключалось в отчужденности от социума (семьи, государства), избавление от религиозных догмат и культурных норм, вплоть до отношения к невоспитанности, необразованности и безграмотности как благам. Вместе с тем киники почитали как благо верность и благодарность. Этические нормы киников требовали «отваживания от зла», другими словами разрыва с устоявшимися морально-нравственными нормами. Приверженцами философии киников были Кратет, Диоген Синопский. Они проповедовали пренебрежение к общепринятым морально-этическим догмам и ценностям. Сторонники описываемого ученья считали устоявшиеся морально-культурные нормы и ценности не целесообразными.
Цинизм значение его в наше время подразумевает поведение, выражающееся в презрительном, пренебрежительном, нередко наглом и бесстыдном отношении к чему-либо (например, нормам общепринятой морали).
Слово цинизм также означает нигилистическое отношение к культуре, религиозным догматам и этическим нормам.
Циничное поведение выражается открытой демонстрацией индивидом пренебрежительного отношения к устоявшимися правилам морали с целью достижения намеченных перед собой задач. Личность, исповедующую подобное поведение именуют циничной или называют «циником».
Для циничной личности главным является достижение ее персональных целей. Такая личность не остановиться практически не перед чем для получения желаемого.
Цинизм в жизни считается деструктивной формой поведенческой модели, одновременно с этим – это личностная позиция, базирующаяся на умышленном демонстративном презрении нравственных постулатов и норм поведения, устоявшихся в социуме.
Считается, что цинизм представляет собой либо порождение отчаяния, либо следствие безнаказанности. Проявляя себя через разочарованность, душевную боль и неудовлетворенность, цинизм зачастую является механизмом защиты, охраняющим ранимую и чувствительную личность от грубости внешнего мира и несовершенства социума. В очередной раз ощущая душевную боль и переживая личный кризис вследствие утраченных иллюзорных идеалов, индивид, не имеющий под ногами иного фундамента, принимает решение полностью отречься от чувств, приносящих боль.
Вызывающие поступки циничных субъектов направлены, в большинстве своем, не против нравственных догм как таковых, а против шаблонности и конформизма. Вандализм и бесчинство циников является своеобразным протестом против навязываемых им стандартов, стремлением выразить собственную индивидуальность. В ряде случаев за хулиганскими деяниями стоит эгоизм, чрезмерная гордыня и вседозволенность, которые являются огрехами воспитания.
В некоторых случаях можно дать положительное определение цинизма. Например, когда произошло крайне неприятное событие для личности, на которое она повлиять не в состоянии, также при отсутствии возможности контролировать это событие. Чтобы избежать расстройств, а также для сбережения внутренней целостности в этом случае описанный способ поведенческого реагирования может быть применен вполне оправданно, если подобное поведение не затронет интересов других индивидов.
В любом случае, цинизм в жизни считается пассивным способом решения проблемных ситуаций, который брать за привычку не рекомендуется по причине его не эффективности. Чтобы искоренить холодный цинизм в личности, необходимо культивировать в этой личности человечность, гуманность, сострадание к окружению.
Цинизм побеждается признанием духовных приоритетов более значимыми, нежели себялюбивые цели индивида.
Примеры цинизма
Определение цинизма можно дать следующее – это пренебрежительное отношение к общепринятой культуре на определенной территории или конкретной общности, к духовным и нравственным ценностям социума либо отдельного индивида. Проще говоря, цинизм в жизни является демонстративным проявлением неуважительного отношения одного субъекта к другому либо социальному окружению. То есть, цинизм можно назвать нравственным вандализмом.
Можно привести следующие примеры цинизма в литературе. Всем известно высказывание, что деньги не пахнут, которое предполагает допущение – цель оправдывает используемые средства для ее достижения.
Первоначальное, выражение по поводу отсутствия запаха у денежных средств было использовано императором Веспасианом в отношении недовольства своего сына налогообложением общественных отхожих мест. Высказывание «деньги не пахнут» подразумевает под собой несущественность путей, при помощи которых добываются денежные средства. Главное результат, а способы их добывания быть любые. Другими словами, когда индивид произносит фразу, что деньги не пахнут, он признает и осознанно оправдывает аморальность и даже незаконность используемых методов для достижения конечного результата или цели. Это и есть проявления цинизма.
Для циничного индивида не существует порядочных личностей априори. Циник отрицает наличие порядочных субъектов не вследствие того, что их не существует, а потому, что она сам является циником.
Классическим примером цинизма можно считать надпись на входных воротах, концентрационного лагеря, созданного фашистами, «Освенцим» – «Каждому – свое», поскольку данный лагерь предназначался для уничтожения людей определенной национальной принадлежности.
Наиболее яркие примеры цинизма в литературе – это, в первый черед, всем известный из детства персонаж Карлсон, все поведение которого было пропитано эгоизмом и цинизмом в отношение искренне привязавшегося к нему Малыша. Следующим не менее известным литературным героем является Остап Бендер, все действия которого просто пропитаны желанием получения личной выгоды. Трагедия его жизни заключалась именно в непомерном цинизме. Ведь по описанию Остап довольно симпатичная личность. Он предусмотрителен и прозорлив, энергичен, сообразителен, обладает интуицией. Если бы Остапу хватило жизненной мудрости направить свои достоинства в нужное русло, он смог бы сделать отличную карьеру. Однако вследствие непомерно циничного отношения к окружающим он предпочел скитаться, перебиваясь мелкими аферами и редкими заработками, в ожидании большого куша от судьбы. Его жизненное кредо заключается в одной фразе: «Побольше цинизма, ведь людям это нравится».
Еще одним известным литературным героем-циником был Евгений Базаров, отягощенный больным самолюбием и пристрастием к нигилизму, который порой доходил до откровенной глупости. Его цинизм имел две стороны, по мнению автора: цинизм чувств и мыслей и цинизм высказываний и манер. Независимость и развязность этого герой порой даже претит. Его цинизм – это откровенное пренебрежение людьми, высокомерие, за которым таится одиночество и чувство ненужности.
Проблема цинизма
Зачастую цинизм человека – это его концепция, теория жизни, которая защищает его от боли, страданий, риска. Зачастую циниками становятся интеллектуально развитые люди, использующие пренебрежительно-отрицающее поведение в качестве некоего философского ученья, посредством которого можно уцелеть, избавиться от душевных терзаний. Это ученье может быть любым, даже откровенно глупым, например, классифицировать весь женский пол по уничижительным категориям. Ключевое значение такой выдуманной теории заключается в ее способности все объяснить. Другими словами, концепция цинизма для циника – это фундамент, на котором базируется его защита.
Существуют социологические исследования, показывающие, что современное молодежное поколение испытывает огромный дефицит опор, базисов, рамок. Вследствие чего молодые люди пускаются на мучительные поиски таких рамок.
Итак, цинизм значение, которого для большинства людей высоко, именно вследствие его иллюзорной возможности защитить, появляется у субъектов на фоне терзаний души, которые они желали бы избежать. Эти терзания тесно связаны с утратой смыслового базиса, когда индивиды начинают ощущать бессмысленность или абсурдность всего происходящего. Люди превращаются в циников во избежание наихудшего варианта развития событий, которое может произойти. Они желают избежать так называемого экзистенциальной фрустрации, вакуума, кризиса. То есть циники всеми силами стремятся избежать разочарования, апатии. При помощи циничной модели поведения человек пытается защитить себя от жизненных разочарований и страданий.
Однако не следует расценивать цинизм по аналогии с другими известными механизмами психологической защиты. Определение цинизма отнюдь не положительно. Многие исследователи сравнивают данную поведенческую модель с агрессией, ведь индивид прикладывает массу усилий ради преодоления угрозы. Однако в действительности ему ничего не угрожает.
Парадокс циничного поведения заключается в обесценивании ряда ценностей, важных для остальных людей, таких как любовь, честность, верность искренность. Обесценивая ценности циник, как бы испытывает их прочность.
Циничная личность в действительности необязательно будет жестокой, но все моральные качества, культурные нормы, которые она лишает ценности, являются для нее болезненным местом. Индивид превращается в циника ситуационно, нездорово реагируя на «повреждение» именно в той области, против которой он демонстрирует яркое негативное отношение. Например, мужчина может отрицательно высказываться о слабой половине человечества, рассказывать несправедливые вещи о барышнях, но на самом деле он затаил злобу на одну единственную представительницу женской части населения, которая ранее его обидела. Таким поведением он сам непроизвольно себя выдает, демонстрируя, что именно в сфере взаимоотношений полов у него что-то пошло не так.
Проблема цинизма заключается в следующем. В первый черед, он превращает человеческого субъекта в черствое и бесчувственное существо. Он становится причиной одиночества человека и его изоляции.
Цинизм обнажает человеческой слабости, а не скрывает их. Он культивирует замкнутость, необщительность, ограниченность чувств, односторонность взаимодействия с социумом и внешним миром. Циничная личность духовно опускается и морально деградирует.
Исследования американских ученых доказали, что цинизм и бездушие вредны для здоровья, поскольку наиболее подвержены цинизму индивиды, страдающие затяжными депрессиями и хроническим перенапряжением. Кроме того, лабораторные анализы крови испытуемых циников подтвердили их предрасположенность к недугам сердечнососудистой системы.
Для преодоления цинизма социологи рекомендуют, в первый черед, отыскать опору. Ведь циник – это разочаровавшийся в мире субъект, перешагнувший на «сторону зла» из-за отсутствия ценностей, на которые он смог бы опереться. Поэтому циникам рекомендуется научиться отвечать добром на все плохое, надеждой на отчаяние, верой на сомнения, сохранять человечность и способность к сопереживанию.
psihomed.com
Цинизм Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм[ | ]
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включ
ru-wiki.ru
Цинизм Википедия
Цини́зм (лат. Cynismus от др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности[1][2][3], отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности[4], к официальным догмам господствующей идеологии[5].
Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.
Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей (циников), готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения[6].
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором[7].
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам[8][9].
Кинизм
Цинизм берёт своё название от древнегреческой философии кинизма (киников называли циниками латиняне[10]), некоторые элементы которой, в упрощённой и огрубленной форме, он воспроизводит. Однако в сравнении с кинизмом, цинизм — это вырожденная форма философствования[10].
Кинизм, как философская школа, был основан Антисфеном в IV веке до н. э. Киники стремились к естественности, к избавлению от условностей, и, сверх того, видели добродетель в презрении к условностям, в предельном упрощении жизни, быта, вместе с крайним ограничением своих потребностей, в приверженности к следованию собственной натуре. Избавление от условностей у киников включало в себя отстраненность от общества (государства, семьи), освобождение от догм религии и культуры, вплоть до представления необразованности, невоспитанности и неграмотности как блага. Одновременно с этим, как благо почитались верность и благодарность. Этика киников требовала «отучения от зла», то есть разрыва с устоявшимися нравственными нормами.
Идеи кинизма оказали большое влияние на многие течения европейской мысли, от стоицизма до экзистенциализма.
Современное понимание цинизма
К XIX веку выраженные негативные аспекты философии цинизма легли в основу нового, сильно отличающегося понимания цинизма. В новом понимании цинизм — это личностная позиция или поведение, ставящие под сомнение этические и социальные ценности, мотивы поведения других людей.
По словам Бертрана Рассела, «циники не только не способны верить в то, что им говорят, но и не способны вообще верить во что-либо»[11].
Современный цинизм, как продукт массового общества — разочарование в социальных механизмах и авторитетах, утопических, идеализированных ожиданиях народа. Цинизм может выражать себя через неудовлетворённость, разочарование и недоверие к организациям, авторитетам и другим аспектам социализации, и быть результатом накопленного отрицательного опыта, выражением негативных чувств.
При этом цинизм не является формой проявления критики, он не может выступать как оружие против власти, поскольку в современных обществах, демократических или тоталитарных, главенствующая идеология не предполагает действительно буквального отношения к себе; циническая дистанция, ирония входят в принятые правила игры[12].
Распространение массового цинизма появляется как реакция на резкие изменения в обществе, на их отрицательные стороны и на разочарование в новых идеалах, на разрыв между идеалами, заявленными как новая ценность, и реальностью. Цинизм выступает как механизм адаптации к общественной жизни, предъявляющей несогласуемые требования. Негативизм при этом направляется не на текущее положение дел и его недостатки, а на саму возможность каких-то более совершенных общественных отношений, на отрицание ценности прежних целей. При этом наполнение, конкретная направленность общественного цинизма зависит от того, какая именно сфера общества была затронута резкими изменениями и была нагружена новыми ценностями[9]. В идеологизированном обществе цинизм может стать реакцией на явную ложь, несоответствие официальной доктрины реальности, и в этом случае негативизм также распространяется на моральные принципы, идеалы, ценности в целом[13].
В России общественный цинизм может рассматриваться как реакция на идеологические утопии и иллюзии, связанные с изменениям властных отношений, с идеей правовой, поддерживающейся без насилия и злоупотребления организацией коллективного существования. Для российского цинизма, как реакции на расхождение между надеждами на государство и неудовлетворённостью результатами его деятельности характерны: нигилистические оценки действий властей и государственных институтов, влиятельных в обществе групп; упреждающая враждебность к любым авторитетным фигурам; неверие в благие мотивы людей в целом, негативное отношение к массовому энтузиазму в общественной и политической сфере. При этом цинизм свойственен самым разным группам общества, включая сюда и властные группы[8][9].
Цинизм в законодательстве
Цинизм может рассматриваться как квалифицирующий признак преступления. Так, в УК РСФСР 1960 года хулиганство (статья 206) могло быть признано как злостное и повлечь более тяжёлое наказание, если действия отличались по своему содержанию «исключительным цинизмом». Неоднозначное понятие «исключительного цинизма» не уточнялось в УК или других законодательных актах. Оно не вошло в статью «хулиганство» УК РФ 1996-го года[14], но выступает как признак хулиганства в УК Украины и УК Беларуси. «Исключительным цинизмом» может быть признано, например, издевательство над больными, стариками, проявление бесстыдства и грубой непристойности, надругательство над обычаями и традициями, и другое демонстративное пренебрежение к общепринятым нормам морали и основным нравственным ценностям общества[15][16].
См. также
Примечания
- ↑ Цинизм — Толковый словарь русского языка Ушакова
- ↑ Цинизм — Малый академический словарь
- ↑ Цинизм — Современный толковый словарь русского языка Ефремовой
- ↑ Цинизм (недоступная ссылка) — Романова Н. Н., Филиппов А. В. Словарь. Культура речевого общения: этика, прагматика, психология, 2010 г.
- ↑ Цинизм — Энциклопедия социологии, 2009
- ↑ Цинизм — статья из «Политическая наука: Словарь-справочник», 2010 г.
- ↑ Цинизм (недоступная ссылка) — Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Словарь конфликтолога, 2009 г.
- ↑ 1 2 Цинизм «непереходного» общества Л. Д. Гудков Вестник общественного мнения: Данные. Анализ. Дискуссии. 2005. № 2 (76). С. 43-62
- ↑ 1 2 3 Перерождения «советского человека». Л. Д. Гудков // Одиссей: человек в истории. 2007.
- ↑ 1 2 В. А. Канке. Философия: Учебное пособие. Гл. «Эллинистическая философия»
- ↑ О юношеском цинизме Б.Рассел (1929)
- ↑ Возвышенный объект идеологии. Гл. «Цинизм как идеология». С.Жижек (1989) // М., «Художественный журнал», 1999, 238 стр., c.18-19.
- ↑ Абрахам Маслоу «Мотивация и личность» // N.Y.: Harper & Row, 1970; СПб.: Евразия, 1999. Гл. «Теория человеческой мотивации»
- ↑ Хулиганство. Комментарий к статье 213 Архивная копия от 9 ноября 2011 на Wayback Machine — А. В. Бриллиантов. КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, 2011
- ↑ Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24 марта 2005 г. № 1 «О судебной практике по уголовным делам о хулиганстве»
- ↑ Статья 296. Хулиганство. — Кармазин Ю. А., Стрельцов Е. Л. и др. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС УКРАИНЫ. КОММЕНТАРИЙ. (2001)
Литература
Ссылки
wikiredia.ru
Значение слова ЦИНИЗМ. Что такое ЦИНИЗМ?
Цини́зм (др.-греч. Kυνισμός) или циничность — откровенное, вызывающе-пренебрежительное и презрительное отношение к нормам общественной морали, культурным ценностям и представлениям о благопристойности, отрицательное, нигилистическое отношение к общепринятым нормам нравственности, к официальным догмам господствующей идеологии. Поведение, выражающее осознанное и демонстративное игнорирование определённых моральных ценностей.Мировоззрение, воспринимающее этические ритуалы как мешающие или избыточные для решения практических задач, отрицающее такие мотивы поведения, как сострадание, жалость, стыд, сочувствие и другие, как несоответствующие личному интересу.
Цинизм в убеждениях и поведении характерен для людей, готовых прибегать к любым средствам для достижения своих личных целей. Характерен он также и для людей, отчаявшихся найти средство против несправедливости и лицемерия общества, найти выход из своего бесправного положения.
Говоря о политической коммуникации, цинизм рождается в ситуации, в которой аудитория, принимая политические сообщения, склонна скорее не доверять им, чем доверять. Другими словами общественность скептически относится к тому, что говорят политики. В общественной сфере цинизм сложно измерить — как правило этот уровень определяется контекстуальными факторами (факторами окружающей среды или личными факторами).
Поведение, воспринимаемое окружающими как циничное, вызывает осуждение общества и является провоцирующим конфликт фактором.
Цинизм, в отличие от морального релятивизма (дающего установку на относительность моральных принципов, их зависимость от субъекта и обстоятельств), задаёт установку на намеренное принижение, заведомое упрощение в интерпретации как собственных мотивов и норм поведения, так и мотивов других людей, установку на девальвацию принципов как таковых, всей сферы того, что воспринимается, как «высокое», «надличное».
Вульгарный цинизм — глумливо-ироническое отношение к тому, что выступает в качестве «высокого», «принципиального», наиболее свойственен аутсайдерам социальных и культурных процессов, социально и культурно слабым группам.
kartaslov.ru