Разное

Вербально и невербально как это: Вербальные и невербальные приемы ведения эффективных переговоров

Вербальные и невербальные средства общения | Консультация на тему:

Вербальные и невербальные средства общения

Общение осуществляется разными средствами. Выделяют вербальные и невербальные средства общения.

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вербальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Итак, язык — это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важнейшим средством человеческого общения.

При невербальном общении средством передачи информации являются несловесные знаки (позы, жесты, мимика, интонации, взгляды, пространственное расположение и т.д.).

К основным невербальным средствам общения относятся:
Кинестика — рассматривает внешнее проявление человеческих чувств и эмоций в процессе общения. К ней относятся:
— жестика;
— мимика;
— пантомимика.

Жестика. Жесты — это разнообразные движения руками и головой. Язык жестов — самый древний способ достижения взаимопонимания. В различные исторические эпохи и у разных народов были свои общепринятые способы жестикуляции. В настоящее время даже предпринимаются попытки создать словари жестов. О той информации, которую несет жестикуляция, известно довольно много. Прежде всего, важно количество жестикуляции. У разных народов выработались и вошли в естественные формы выражения чувств различные культурные нормы силы и частотности жестикуляции. Исследования М. Аргайла, в которых изучались частота и сила жестикуляции в разных культурах, показали, что в течение одного часа финны жестикулировали 1 раз, французы — 20, итальянцы — 80, мексиканцы — 180.

Интенсивность жестикуляции может расти вместе с возрастанием эмоциональной возбужденности человека, а также при желании достичь более полного понимания между партнерами, особенно если оно затруднено.

Мимика. Мимика — это движения мышц лица, главный показатель чувств. Исследования показали, что при неподвижном или невидимом лице собеседника теряется до 10-15% информации. Главной характеристикой мимики является ее целостность и динамичность. Это означает, что в мимическом выражении лица шести основных эмоциональных состояний (гнев, радость, страх, печаль, удивление, отвращение) все движения мышц лица скоординированы. Основную информативную нагрузку в мимическом плане несут брови и губы.

Визуальный контакт, также является исключительно важным элементом общения. Смотреть на говорящего — означает не только заинтересованность, но и помогает сосредоточить внимание на том, что нам говорят. Общающиеся люди обычно смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд. Если на нас смотрят мало, мы имеем основания полагать, что к нам или к тому, что мы говорим, относятся плохо, а если слишком много, это может восприниматься как вызов или же хорошее к нам отношение. Кроме того, замечено, что когда человек лжет или пытается скрыть информацию, его глаза встречаются с глазами партнера менее 1/3 времени разговора.

Пантомимика — это походка, позы, осанка, общая моторика всего тела.

Походка — это стиль передвижения человека. Ее составляющими являются: ритм, динамика шага, амплитуда переноса тела при движении, масса тела. По походке человека можно судить о самочувствии человека, его характере, возрасте. В исследованиях психологов люди узнавали по походке такие эмоции, как гнев, страдание, гордость, счастье. Выяснилось, что «тяжелая» походка характерна для людей, находящихся в гневе, «легкая» — для радостных. У гордящегося человека самая большая длина шага, а если человек страдает, его походка вялая, угнетенная, такой человек редко глядит вверх или в том направлении, куда идет.

Поза — это положение тела. Человеческое тело способно принять около 1000 устойчивых различных положений. Поза показывает, как данный человек воспринимает свой статус по отношению к статусу других присутствующих лиц. Лица с более высоким статусом принимают более непринужденную позу. В противном случае могут возникать конфликтные ситуации.

Одним из первых на роль позы человека как средстве в невербальном общении указал психолог А. Шефлен. В дальнейших исследованиях, проведенных В. Шюбцем, было выявлено, что главное смысловое содержание позы состоит в размещении индивидом своего тела по отношению к собеседнику. Это размещение свидетельствует либо о закрытости, либо о расположении к общению.

Поза, при которой человек перекрещивает руки и ноги, называется закрытой. Перекрещенные на груди руки являются модифицированным вариантом преграды, которую человек выставляет между собой и своим собеседником. Закрытая поза воспринимается как поза недоверия, несогласия, противодействия, критики. Более того, примерно треть информации, воспринятой из такой позы, не усваивается собеседником. Наиболее простым способом выведения из этой позы является предложение что-нибудь подержать или посмотреть.

Открытой считается поза, в которой руки и ноги не перекрещены, корпус тела направлен в сторону собеседника, а ладони и стопы развернуты к партнеру по общению. Это — поза доверия, согласия, доброжелательности, психологического комфорта.

Лучший способ добиться взаимопонимания с собеседником — это скопировать его позу и жесты.

Такесика — роль прикосновений в процессе невербального общения. Здесь выделяются рукопожатия, поцелуи, поглаживания, отталкивания и т.п. Доказано, что динамические прикосновения являются биологически необходимой формой стимуляции. Использование человеком в общении динамических прикосновений определяется многими факторами: статусом партнеров, их возрастом, полом, степенью знакомства.

Проксемика — определяет зоны наиболее эффективного общения. Э.Холл выделяет четыре основные зоны общения:
— Интимная зона (15-45 см) — в нее человек допускает только близких себе людей. В этой зоне ведется негромкий доверительный разговор, осуществляются тактильные контакты. Нарушение этой зоны посторонними вызывает физиологические изменения в организме: учащение сердцебиения, рост кровяного давления, прилив крови к голове, выброс адреналина и др. Вторжение «чужого» в эту зону расценивается как угроза.
— Личная (персональная) зона (45 — 120 см) — зона обыденного общения с друзьями, коллегами. Допускается только визуальный — зрительный контакт.
— Социальная зона (120 — 400 см) — зона проведения официальных встреч и ведения переговоров, совещаний, проведения административных бесед.
— Публичная зона (более 400 см) — зона общения с большими группами людей во время лекций, митингов, публичных выступлений и т.д..

В общении также важно обращать внимание на голосовые характеристики, относящиеся к невербальному общению. Просодика — это общее название таких ритмико-интонационных сторон речи, как высота, громкость голоса, его тембр.

Нужно уметь не только слушать, но и слышать интонационный строй речи, оценивать силу и тон голоса, скорость речи, которые практически позволяют выражать наши чувства и мысли.

Хотя природа и наградила людей уникальным голосом, окраску ему они придают сами. Те, кому свойственно резко менять высоту голоса, как правило, бодрее. Общительнее, увереннее, компетентнее и гораздо приятнее, чем люди, говорящие монотонно.

Упражнение «Открытка»

Цель: знакомство с участниками, создание непринужденной психологической атмосферы, развитие фантазии.

Инструкция: Участники выбирают по 1 открытке. Открытка может быть или ассоциацией, или визуальной поддержкой, или подходящим примером. Педагоги по очереди демонстрируют выбранную открытку и рассказывают о себе «На открытке…. как и я……»

Упражнение «Анкета»

Цель: актуализация собственного настроения и педагогов в целом

Инструкция: Каждому педагогу задается вопрос «С каким настроением вы начинаете это занятие? Если бы вам предложили выбрать погоду под ваше настроение, какую бы вы выбрали?»

Упражнение «Я отличаюсь от тебя?»

Цель: снятие излишнего эмоционального напряжения в группе, развитие навыков межличностного общения.

Инструкция: Предложить педагогам разделиться на пары. И в течении 2 минут вести разговор на тему «Чем мы похожи»; затем 2 минуты — на тему «Чем мы отличаемся». По окончании проводится обсуждение, обращается внимание на то, что было легко и что было трудно делать, какие были открытия. В итоге делается вывод о том, что все мы, в сущности, похожи и в то же время разные, но мы имеем право на эти отличия, и никто не может нас заставить быть другими

Упражнение «Мимическая гимнастика»

Цель: упражнение знакомит педагогов с мимикой как одним из способов невербального общения.

Инструкция: Представьте, что мы путешествуем и попадаем за границу, в незнакомую страну. Мы не знаем чужого языка, но нам как-то надо понять иностранцев.

Подготовимся к встрече. Сделаем мимическую гимнастику:

  1. Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Рсслабиться.
  2. Сдвинуть брови, нахмуриться (сержусь). Расслабиться.
  3. Расширить глаза, открыть рот, руки сжаты в кулаки (страх, ужас). Расслабиться.
  4. Расслабить веки, лоб, щеки (лень). Расслабиться.
  5. Расширить ноздри, сморщить нос (брезгливость). Расслабиться.
  6. Сжать губы, прищурить глаза, сморщить нос (презрение). Расслабиться.
  7. Улыбнуться, подмигнуть (мне весело, вот я какой!).

А сейчас разобьемся на пары и  покажем мимикой что-то, другие должны отгадать показанное настроение.

Упражнение «Передать одним словом»

Цель: подчеркнуть важность интонаций в процессе общения.

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Инструкция: Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, разочарование, подозрительность, грусть, гнев, усталость, уверенность, восхищение, страх. Приложение 1

Вопросы для обсуждения:

  1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?
  2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?
  3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?
  4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок»

Все участники садятся по кругу.

«Пусть каждый из вас по очереди сделает подарок своему соседу слева (по часовой стрелке). Подарок надо сделать («вручить») молча (невербально), но так, чтобы ваш сосед понял, что вы ему дарите. Тот, кто получает подарок, должен постараться понять, что ему дарят. 

 

                                                                     Педагог-психолог: Баркова Л.И

что это такое, значение и в чем отличие

Коммуникация – неотъемлемый компонент человеческого общества. Именно благодаря общению создаются города, страны, цивилизации. Но формы его многообразны и отличаются друг от друга. Как правило, упоминаются невербальное и вербальное общение. Чем они отличаются? Какой вариант коммуникации лучше?

Почему вообще происходит разделение на несколько типов общения? Какие недостатки и преимущества есть у каждого из них? Можно ли утверждать, что вербальное общение лучше? Как освоить это умение? Нужно ли отдавать ему приоритет перед невербальным общением? Какие упражнения помогают развивать коммуникативные умения? Поговорим на эту важную тему.

Что такое вербальное общение?

Вербальное общение — это устный обмен информацией между людьми при помощи слов. Логическим продолжением этого типа коммуникации можно считать письменную речь, помогающую переносить мысли на бумагу или электронные носители. Их природа одинакова и связана с использованием речевых конструкций, которые либо озвучиваются, либо записываются.

Вербальное общение применяется, когда необходимо передать информацию. Его значение ярко продемонстрировано в библейском предании о Вавилонской башне. Суть этой истории в желании людей возвыситься до небес, благодаря сооружению гигантского здания. Их планам не суждено было осуществиться, из-за того, что появились разные языки, и строители перестали понимать друг друга. Это разделение свело на нет слаженную работу мастеров, которые не смогли больше коммуницировать.

Учеба, работа, деловое общение и много других форм взаимодействия между людьми возможны исключительно благодаря словам. Вербальные средства общения обеспечивают выполнение таких функций:

  • Аккумулятивная – сохранение и накопление знаний;
  • Аппелятивная – побуждение к действию, мотивация собеседника;
  • Коммуникативная – передача информации;
  • Конструктивная – возможность формулировать мысли;
  • Познавательная – способность получать знания;
  • Эмоциональная – расшифровка своих чувств и эмоций;
  • Этническая – национальное самосознание.

Последний аспект крайне важен с позиций государственности. Дело в том, что у каждого народа свой язык, употребление которого формирует специфический менталитет. Вербальное общение, в отличие от невербального, помогает человеку идентифицировать себя по принадлежности к определенной общности – россиян, украинцев, белорусов, поляков и т.д.

Что такое невербальное общение?

Невербальное общение — это «язык тела», который передает информацию без помощи слов, при помощи жестикуляции, выражения лица, изменения позы и других неречевых элементов. Считается, что в личном общении невербальная составляющая имеет большее значение, чем сказанные слова. У людей есть так называемый эмоциональный интеллект, который помогает улавливать наименьшие изменения в поведении. Этот навык вместе с социальным интеллектом помогает добиваться успеха даже больше, чем профессиональные знания и опыт.

Пройти тест на эмоциональный интеллект EQ

Невербальные средства общения выполняют такие задачи:

  • Акцентируют внимание на определенных деталях;
  • Дополняют устную речь;
  • Усиливают слова при помощи эмоций;

К слову, невербальное общение, в отличие от вербального, полезнее не тому человеку, который производит информацию, а его собеседнику.

Дело в том, что «язык тела» предательски выдает многие секреты, о которых предпочитают молчать. Очень важно научиться распознавать скрытые желания и эмоции окружающих, в чем помогает невербальное общение. Психология людей содержит множество шаблонов, которые можно использовать для понимания собеседников.

Например, в фантастическом фильме «Вспомнить все» главный герой в исполнении Арнольда Шварценеггера, пребывая на Марсе, чуть не попал в ловушку, когда ему пытались внушить, что все происходящее – сон. Неизвестный, представившийся сотрудником фирмы «Rekall», почти убедил героя глотнуть таблетку, но скрыть свое волнение не сумел и капля пота, стекающая у него по щеке сыграла злую шутку. В итоге, в лучших традициях жанра злодей получил пулю в лоб, а чудом спасшийся герой отправился за новыми приключениями.

Хоть это вымышленная ситуация, но и в реальной жизни особенности невербального общения, если их не учитывать, могут неожиданно изменить ход событий, оборачиваясь неудачным свиданием, проваленной попыткой трудоустройства или упущенным клиентом.

Можно сколько угодно петь дифирамбы и сочинять басни, но долго скрывать правду в мимике, позе или жестах практически невозможно. Поэтому, сравнивая вербальное и невербальное общение, отчетливо видна решающая роль последнего в принятии окончательного решения собеседником. Но и устная речь важна в процессе диалога, просто ее можно сравнить с вершиной айсберга, подводная часть которого – «язык тела».

Каким бывает вербальное и невербальное общение?

Перечисленные типы общения не однородны. В свою очередь они делятся на множество подвидов, каждый из которых играет свою роль. Часть из них воспринимаются на интуитивном уровне, другие становятся доступными в процессе социализации, когда человек регулярно практикуется в диалоге с окружающим миром. В идеале, когда человек учится невербальному и вербальному общению, осваивая все нюансы коммуникации.

Это помогает лучше позиционировать себя и правильно воспринимать собеседника. Налаженная связь играет позитивную роль в любой кооперации, начиная военными действиями и заканчивая ведением бизнеса. Чем лучше понимание в коллективе, тем оперативнее и качественнее выполняется любая работа. В процессе коммуникации важно все, второстепенного в ней не бывает.

Пройти тест на тип личности

Виды вербального общения

Этот тип общения делится на внешнюю и внутреннюю речь. Первая направленна на диалог с окружающим миром, а вторая – с самим собой. Внешнее вербальное общение состоит из устной и письменной формы. Их принцип схож, просто в одном случае информация распространяется посредством акустических вибраций, а в другом – с помощью какой-нибудь поверхности (лист бумаги, скала, песок, забор, монитор).

Суть не меняется – человек использует речевые конструкции, отображающие его мысли. Это может происходить в формате монолога или диалога, в зависимости от роли собеседника, как слушателя, либо активного участника беседы.

Внутреннее вербальное общение – это рефлексия или обращение к самому себе. В большинстве случаев этот тип общения имеет форму монолога. Если же кто-то начинает изнутри отвечать, и это явно не бактерии кишечника, то лучше вовремя проконсультироваться со специалистами.

Пройти тест на психические расстройства

Виды невербального общения

«Язык тела» более утончен и разнообразен. Вербальные и невербальные средства общения кардинально отличаются. Если речевые конструкции, как правило, прямолинейны и несут конкретный смысл, для интерпретации несловесной речи требуется опыт. К инструментам невербального общения относятся жесты, поза, мимика, дистанция, интонация и другие акустические особенности голоса (ритм, тембр, паузы между словами), прикосновения.

Все это сигнализирует о скрытых намерениях собеседника, его переживаниях, эмоциях, мыслях. Безусловно, встречаются исключения из правил, когда «язык тела» не соответствует контексту. Также могут быть и национальные особенности. Одно и тоже китайское слово, сказанное с разной интонацией, может нести совершенно неодинаковый контекст. Это невербальное средство общения, в случае неумелого использования, может спровоцировать неприятную ситуацию. Например, «конопля» и «лошадь» звучат одинаково – «ma», но произносятся с разной тональностью.

В отличие от устной или письменной речи, которые неодинаковы у разных народов, многие обыватели считают универсальным невербальное общение. Жесты, мимика и поза кажутся для них чем-то общепринятым. В этом также скрывается ошибка. В разных странах эти формы общения могут приобретать совершенно противоположный смысл. Жест в виде поднятого вверх большого пальца, который у нас ассоциируется с согласием, в Греции означает просьбу замолчать, а в Иране и вовсе – оскорбление. Из этого следует, что невербальные способы общения необходимо изучать не меньше, чем язык.

Плюсы и минусы вербального общения

В зависимости от ситуации, эффективность того или иного метода коммуникации может как снижаться, так и повышаться. Вербальное общение незаменимо в деловой сфере, когда необходимо быстро и качественно передать массив информации. Не менее важна устная речь в публичных выступлениях. Письменность – вообще одно из величайших достижений цивилизации, позволившее сохранять и передавать накопленный опыт.

Но в личной жизни вербальное общение заметно уступает жестам, мимике, эмоциям. На свидании можно сколько угодно размышлять на возвышенные темы, но даже одно неловкое прикосновение способно все испортить. В тех сферах, где особенно ощутимо влияние подсознания, именно «язык тела» служит главным проводником мыслей и чувств.

Пройти тест на полушария мозга

Плюсы и минусы невербального общения

Как один из инструментов коммуникации, невербальное общение – надежный союзник человека, разбирающегося в нем. Но заменить богатый словарный запас и широкую эрудицию «язык тела» не сможет. Одно дело, познакомиться с подвыпившей девушкой в ночном клубе, совершенно другое – выступить с докладом на конференции. Все зависит от места и аудитории.

Безусловно, мимика и поза важны даже на сцене, демонстрируя уверенность спикера, но зрители приходят не ради этого. Собравшихся интересует личная польза, а не «павлиний хвост» оратора. Так что, мастерство невербального общения должно быть подкреплено полезной и качественно поданной информацией.

Помимо умения контролировать собственное тело, очень важно научиться «читать» чужое поведение, распознавая ложь, хитрость, лицемерие. Это помогает избегать аферистов и жуликов, а также не ошибаться в выборе партнера. Девушки понимают, что на уме у потенциального кавалера, а мужчины избегают меркантильных пассий.

Невербальное общение может одновременно быть как помощником, так и предателем, выдавая те подробности, о которых человек предпочитает молчать, например, страх, волнение и неуверенность. Так что, главный плюс невербального общения в распознании чужих минусов и скрывании своих. Если этому научиться, то «язык тела» будет настоящим союзником, если нет – то врагом.

Как совершенствовать вербальное и невербальное общение

Коммуникация поддается улучшению, как и другие навыки. Ее качество зависит от знаний и практики. Успех вербального общения определяется качеством информации, которая посредством него передается. Для этого необходимо много читать, слушать выступления профессионалов и общаться с умными людьми, перенимая их словарный запас и взгляды на определенную ситуацию.

Чтобы овладеть «языком тела» одних книг не достаточно. Необходимо развивать наблюдательность, анализировать поступки людей и их жесты, мимику, позы. Далее все это связывается воедино, помогая находить причинно-следственные связи. Например, собеседник регулярно отводивший взгляд в сторону, сказал человеку неправду. Следующий, с кем он разговаривал, повел себя аналогичным образом и тоже обманул. Уже в третий раз этот человек внимательно изучает того, с кем ведет общение, и если обнаружит похожую реакцию, то вполне обосновано предположит, что его хотят одурачить.

Помимо анализа собеседников, необходимо контролировать и собственные реакции на те или иные ситуации. Допустим, на парня напали хулиганы и преградили пути к отступлению. По принципу плащеносной ящерицы, раздувающей капюшон для устрашения хищников, он хочет продемонстрировать свою уверенность, чтобы отпугнуть нападающих. Но дрожащий голос и трясущиеся колени выдают его смятение. Как итог – пустые карманы и фингал под глазом за плохую актерскую игру. Вербальное общение в таких ситуациях не помогает. Необходимо научиться правильной мимике, жестикуляции, соблюдению дистанции. В результате этого даже более слабый соперник может победить в конфликтной ситуации, произведя на оппонентов нужное впечатление.

Умение правильно формировать и передавать свои мысли помогает человеку налаживать диалог, передавать знания окружающим или обучаться самому. Важнейшую роль в этом играет вербальное общение, особенно в официальной обстановке. Но не следует забывать и о «языке тела», который иногда «звучит» даже громче речи. Если овладеть в совершенстве обоими навыками, можно с легкостью заводить знакомства, завоевывать авторитет в обществе. Это помогает как в личной жизни, так и на работе, превращая человека в приятного и интересного собеседника.

Пройти тест на интуицию

Вербальное и невербальное общение | Навыки делового общения для менеджеров

Цели обучения

  • Обсудить устное общение и его роль в бизнесе
  • Обсудить невербальное общение и его роль в бизнесе

Вербальное общение

Вербальное общение, пожалуй, самый очевидный и понятный способ общения, и это, безусловно, мощный инструмент в вашем наборе инструментов для общения. Проще говоря, вербальное общение — это обмен информацией между двумя людьми с помощью слов.

Разговорное и письменное общение

Хотя мы обычно сосредотачиваемся на речи, когда говорим об устном общении, важно помнить, что письмо также является формой вербального общения. В конце концов, в письме тоже используются слова!

Представьте на мгновение, что вы студент колледжа, который борется с материалом в классе. Вместо того, чтобы просто сдаться, вы решаете, что собираетесь обратиться к своему преподавателю за советом, который вам нужен, чтобы дожить до конца семестра. Теперь у вас есть несколько вариантов использования вербального общения для этого. Вы можете позвонить своему инструктору, если он предоставил контактную информацию, или поговорить с ним лично после занятий или в рабочее время. Вы можете использовать другой подход и отправить им электронное письмо. Вы, вероятно, можете определить свой собственный список плюсов и минусов для каждого из этих подходов. Но действительно, какая разница между письмом и разговором в этих ситуациях? Давайте рассмотрим четыре основных различия между ними:

  1. Официальное и неофициальное: Обычно мы используем устное общение неформально в то время как мы используем письменное общение формально.
  2. Синхронная и асинхронная: Синхронная коммуникация – это коммуникация, происходящая в реальном времени, например разговор с другом. Напротив, асинхронное общение – это общение, которое происходит не сразу и происходит в течение более длительного периода времени, например, письма, электронная почта или даже текстовые сообщения.
  3. Записанное и незаписанное: Письменное общение обычно архивируется и записывается для последующего извлечения, в то время как устное общение обычно не записывается.

Преимущества устного общения

Устное общение может быть разговором, встречей или даже речью. Разговорная коммуникация эффективна тем, что позволяет получать информацию из каждой части модели социальной коммуникации. Вы кодируете свои мысли в произнесенное слово и смотрите на свою аудиторию, чтобы расшифровать и принять сообщение. Вы можете попросить обратную связь напрямую, чтобы подтвердить понимание вашего сообщения.

В мире, где мы в основном общаемся по электронной почте и текстовым сообщениям, устное общение — это глоток свежего воздуха. Используйте силу устного общения для создания отношений — вы можете установить взаимопонимание и чувство доверия со своей аудиторией, когда разговариваете с ней. Устное общение позволяет вам установить более эмоциональную связь со слушателями.

Устное общение также упрощает обеспечение понимания путем устранения возражений и устранения недоразумений: вы можете корректировать свое сообщение по мере его передачи, основываясь на отзывах, которые вы получаете от своей аудитории. Устное общение позволяет вам уйти от разговора с более высокой степенью уверенности в том, что ваше сообщение было получено.

Практические вопросы

Вербальная коммуникация — мощный инструмент, который становится еще более мощным в сочетании с умением слушать и невербальной коммуникацией.

Невербальная коммуникация

Мы уже немного использовали невербальную коммуникацию с навыками активного слушания, которые мы обсуждали ранее: кивание, мимика, наклон к говорящему, чтобы показать интерес — все это формы невербальной коммуникации. Язык тела может усилить ваше устное сообщение или полностью ему противоречить.

Существует миф, согласно которому, когда вы говорите, только 35 процентов вашего общения являются вербальными, а 65 процентов — невербальными. Это не совсем так, потому что многое зависит от контекста и ситуации. Однако совершенно верно, что невербальное общение может создать или разрушить ваше сообщение.

Вот некоторые типы невербального общения и их влияние на успех вашего общения:

  • Выражение лица: Ваш двоюродный брат-подросток, которого мы упоминали в начале этого раздела, возможно, сказал вам, что он был счастлив, но его апатичное выражение лица могло передавать другую информацию. Выражение лица — счастливое, грустное, злое — помогает вам передать ваше сообщение. Следите за своим выражением лица, когда говорите и особенно когда слушаете, когда об этом легко забыть.
  • Жесты: Когда вы говорите, жест может усилить ваше сообщение. Указание на что-то, на что вы хотите, чтобы ваш слушатель посмотрел более внимательно, является примером невербальной коммуникации, которая делает ваше сообщение понятым. Теплое движение в сторону коллеги, заслуживающего особого признания, сжатие кулака в знак разочарования или гнева — такие жесты помогают еще больше привлечь аудиторию, когда вы говорите.
  • Близость: То, насколько близко вы находитесь к своей аудитории, когда вы говорите, посылает невербальное сообщение. Если ваш размер внушительный, и вы оставляете очень маленькое расстояние между вами и вашим слушателем, скорее всего, ваше невербальное общение будет немного угрожающим. С другой стороны, давать кому-то слишком много места — это неудобное невербальное общение, которое может запутать вашего слушателя.
  • Прикосновение: Пожать руку слушателю, положить руку ему на плечо: это невербальные сигналы, которые могут повлиять на успех вашего сообщения. Прикосновение передает привязанность, но оно также передает силу. Вы можете подумать о том, какие сообщения соискатель может отправить через слабое рукопожатие по сравнению с крепким после собеседования.
  • Зрительный контакт: Установление и поддержание зрительного контакта с аудиторией, когда вы общаетесь устно или слушаете, сообщает другой стороне, что вы заинтересованы в разговоре и участвуете в нем. Хороший зрительный контакт часто передает собеседнику черту честности.
  • Внешний вид: Ваша одежда, волосы и украшения также являются частью невербального общения. Если вы каждое утро прикрепляете булавку с таксой себе на лацкан (потому что у вас есть домашняя такса), это кое-что говорит о вас как о человеке. Точно так же качество и состояние вашей одежды, то, как она сидит, подходит ли она для сезона — все это невербально говорит о вас как о коммуникаторе.

Невербальное общение многое говорит о вас как о собеседнике и о том, как вы относитесь к другим людям. Стоит знать об элементах вашего невербального общения, чтобы вы могли максимизировать воздействие своего сообщения.

Практические вопросы

Внесите свой вклад!

У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.

Улучшить эту страницуПодробнее

Что такое вербальное и невербальное общение?

Когда мы думаем о формах общения, речь может быть первым примером, который приходит нам на ум. Однако мы часто упускаем из виду важность невербального общения. Исследования показали, что невербальные сигналы, такие как язык тела, могут быть не менее, если не более важными, чем то, что мы говорим. Например, понимание невербального общения может помочь нам ориентироваться в разговорах с людьми, страдающими потерей слуха.

Какая разница?

Вербальное общение — это использование речи или устного слова для обмена информацией, эмоциями и мыслями. И наоборот, невербальное общение — это передача и обмен сообщениями без использования устных слов.

Несмотря на молчание, невербальные сигналы могут передавать наши чувства, отношения и действия другим людям более эффективно, чем речь. Исследования показали, что около 80% того, как мы разговариваем, связано с невербальной коммуникацией, и только 20% — с вербальной.

Примеры невербального общения

Когда мы взаимодействуем с другим человеком, мы постоянно даем и получаем невербальные сигналы. Виды вербальных и невербальных сигналов, которые мы подаем или получаем, представлены во многих формах.

Выражение лица

Выражение лица может усиливать, ослаблять или скрывать эмоции, которые вы испытываете. Многие выражения лица, такие как изгиб губ в улыбке или разочарованное нахмуривание бровей, рассматриваются как универсальные формы невербального общения. Эти выражения лица воспринимаются одинаково во многих разных культурах. Например, когда мы улыбаемся, люди вокруг нас склонны интерпретировать наше выражение лица как счастье.

Жесты

Каждый жест повышает эффективность передачи эмоций и акцентирует внимание на произносимых словах. Например, большие движения кистей и рук создают больший акцент, в то время как более мелкие жесты могут сообщать что-то более конкретное, например, поднятие двух пальцев для обозначения числа два. Другой пример жеста — движения головой. Просто кивайте или качайте головой, указывая «да» или «нет», не говоря ни слова.

Знакомство с жестами и тем, что они сообщают, может быть полезным при даче указаний или указаний, особенно в путешествии и при ограниченном понимании произносимых слов.

Язык тела

Еще одна основная форма невербального общения, наш язык тела может раскрывать наши внутренние мысли и сообщения другим. Наш язык тела состоит из движений тела и позы. То, как мы двигаемся или носим себя, может заменить словесное сообщение.

Однако один и тот же язык тела может интерпретироваться слушателями по-разному. Например, когда вы скрещиваете руки, вы можете казаться обороняющимся или незаинтересованным. Точно так же игра пальцами может указывать на тревогу или скуку.

Паралингвистика

Тон голоса, темп, громкость речи и ударение в словах (в совокупности известные как паралингвистика) — еще несколько примеров невербальных сигналов. Паралингвистика может дополнять и дополнять вербальное сообщение, а также акцентировать вербальное сообщение, выделяя части сообщения. Однако эти сигналы не универсальны, поскольку они зависят от срочности сообщения, эмоций говорящего, на каком языке говорят, а также от культурных и региональных влияний.

Зрительный контакт

Зрительный контакт является важной формой невербального общения. Например, взгляд на чье-то лицо и установление прямого зрительного контакта демонстрирует уважение и интерес. Кроме того, зрительный контакт используется для начала и регулирования разговора. Наконец, важно отметить, что зрительный контакт особенно важен для людей с потерей слуха, поскольку он помогает читать по губам.

Что может повлиять на нашу невербальную коммуникацию

Когда возникают неожиданные обстоятельства, способ, которым мы выражаем свои чувства и мысли, может измениться.

Стресс

Одним из основных факторов, влияющих как на вербальное, так и на невербальное общение, является наш уровень стресса. Когда мы находимся под давлением и чувствуем стресс, мы с большей вероятностью будем посылать противоречивые и негативные сигналы. Стресс также может привести к заиканию, слишком быстрой речи, недостаточному зрительному контакту или плохой осанке. Кроме того, стресс может привести к тому, что мы неправильно интерпретируем коммуникативные сигналы других людей. Не слушая, что на самом деле говорят другие люди, мы становимся плохими коммуникаторами.

Отвлечения

Когда мы отвлекаемся, нам часто трудно передать то, что мы хотим сказать эффективно. Если нас отвлекает наше окружение или мысли, мы отвлекаем внимание от людей, с которыми разговариваем. Это может привести к тому, что мы пропустим слова, которые они сказали, или отвлечем наше тело от них, и проявим признаки незаинтересованности. Другие люди могут видеть, что мы отвлекаемся от того, как мы справляемся с вербальной и невербальной коммуникацией, и могут отключиться от нашего разговора, если им не кажется, что их не слушают.

Советы по улучшению невербального общения

Наши коммуникативные навыки развиваются естественным путем благодаря практике и общению с другими людьми. Тем не менее, вот несколько советов для дальнейшего развития этих навыков.

  • Уделите все внимание человеку, с которым вы общаетесь, и покажите ему, что вы «присутствуете» во время разговора. Вы можете сделать это с помощью простых сигналов, таких как повернуться лицом к говорящему, поддерживать правильный зрительный контакт и поддерживать открытую и расслабленную позу.
  • Сосредоточьтесь на тоне голоса других. Тонкий, но важный сигнал, тон человека может передать много информации, например, то, что он чувствует.
    Постарайтесь, чтобы тон вашего голоса соответствовал тону голоса говорящего.
  • Не стесняйтесь задавать вопросы спикеру. Если вы не уверены в том, что человек хочет передать, можно замедлиться и спросить его.
  • Всегда учитывайте контекст, в котором вы говорите. В зависимости от ситуации и того, с кем вы разговариваете, определенные вербальные и невербальные сигналы могут быть неуместными.
  • Обратите внимание на то, как вы общаетесь. Наши вербальные сигналы обычно преднамеренны, в то время как невербальные сигналы, которые мы подаем, иногда бессознательны. Однако как вербальное, так и невербальное общение важны для передачи нашего сообщения. Обращая внимание на то, как вы общаетесь вербально и невербально, вы осознаете, над чем вам нужно поработать, например, над понижением голоса, когда вы нервничаете.

Невербальное общение и потеря слуха

Вербальное и невербальное общение являются важными способами обмена сообщениями и эмоциями с другими. Это может звучать особенно актуально для людей, страдающих потерей слуха. Однако исследования показали, что люди с нарушениями слуха лучше понимают сигналы невербальной коммуникации, чем люди с нормальным слухом. Одна из причин этого заключается в том, что многие люди, страдающие потерей слуха, могут полагаться на язык жестов и чтение речи.

Потеря слуха влияет на вашу способность получать и интерпретировать вербальную информацию. Чтение речи объединяет словесное общение (если человек испытывает частичную потерю слуха или носит слуховой аппарат) с визуальной информацией из невербального общения, чтобы лучше понять, что кто-то передает. Во время чтения речи слушатель обращает внимание на жесты говорящего, мимику и язык тела. Эти невербальные коммуникативные сигналы предоставляют дополнительную информацию и контекст, которые облегчают человеку с потерей слуха интерпретацию и понимание разговора.

Преимущества понимания невербальных сигналов

Когда мы разговариваем с людьми, мы передаем свое сообщение как с помощью вербальной, так и невербальной коммуникации, мы можем строить лучшие отношения и лучше вести беседы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *