Ведущие виды деятельности в возрастные периоды
Таблица. Периодизация психического развития по Д.Б. Эльконину
Возрастные периоды | Ведущая деятельность | Система отношений |
Младенческий (0-1 год) | Общение со взрослым | Человек — человек |
Раннее детство | Предметная деятельность | человек — предмет |
Дошкольный возраст | Игра | человек — человек |
Младший школьный возраст | Учебная деятельность | человек — предмет |
Подростковый возраст | Общение со сверстниками | человек — человек |
Юношеский возраст | Учебно — профессиональная деятельность | человек — предмет |
2. 1. Психическое развитие в младенческом возрасте
Ребенок появляется на свет с врожденными рефлексами (пищевые, защитные, ориентировочные и др.). Однако их недостаточно, чтобы обеспечить активное взаимодействие ребенка с окружающей средой. Без ухода взрослых новорожденный не в состоянии удовлетворить ни одну свою потребность. Основой его развития является непосредственный контакт с другими людьми (в частности, общение с матерью), в процессе которого начинают вырабатываться первые условные рефлексы. Одним из первых образуется условный рефлекс на положение при кормлении.
Первые проявления эмоций у младенцев выражаются криком, сопровождаются сморщиванием, покраснением, некоординированными движениями. На втором месяце он замирает и сосредоточивается на лице человека, наклонившегося над ним, улыбается, вскидывает ручки, перебирает ножками, появляются голосовые реакции. Эта реакция получила название комплекс оживления.
Реакция ребенка на взрослого указывает на возникшую у него потребность в общении, попытку установить со взрослым контакт. Малыш доступными ему средствами общается со взрослым. Появление комплекса оживления означает переход ребенка к следующему этапу развития — младенчеству (до конца первого года).В три месяца малыш уже выделяет близкого ему человека, а в шесть месяцев отличает своих от чужих. Далее общение ребенка и взрослого начинает все чаще осуществляться в процессе совместных действий. Взрослый показывает ему способы действия с предметами, помогает в их выполнении. В связи с этим меняется и характер эмоционального общения. Под влиянием общения повышается общий жизненный тонус малыша, усиливается его активность, что в значительной степени создает условия для речевого, двигательного и сенсорного развития.
После шести месяцев ребенок уже способен устанавливать связь между словом, обозначающим предмет, и самим предметом. У него формируется ориентировочная реакция на называемые ему предметы. В словаре малыша появляются первые слова. В перестройке и совершенствовании двигательной сферы особое место занимает развитие движений рук. Вначале ребенок тянется к предмету, не умея удержать его, затем приобретает ряд навыков хватания, а к пяти месяцам — элементы захватывания предметов. Во втором полугодии у него начинают формироваться целенаправленные действия с предметами. С седьмого по десятый месяц он активно манипулирует с одним предметом, а с одиннадцатого месяца — двумя. Манипулирование с предметами дает возможность малышу знакомиться со всеми их свойствами и помогает устанавливать устойчивость этих свойств, а также планировать свои действия.
2.2. Ведущая деятельность и развитие в раннем детстве
Большим достижением в развитии ребенка второго года жизни является ходьба. Это делает его более самостоятельным и создает условия дальнейшего освоения пространства. К концу второго года жизни у детей улучшается координация движений, они осваивают все более сложные комплексы действий. Ребенок этого возраста умеет умываться, влезать на стул, чтобы достать игрушку, любит лазить, прыгать, преодолевать препятствия. Он хорошо чувствует ритм движений. Общение малышей со взрослыми в раннем возрасте — непременное условие развития предметной деятельности, ведущей деятельности детей этого возраста.
Существенное значение в развитии ребенка данного возраста имеет знакомство с разнообразными предметами и овладение специфическими способами их использования. С одними предметами (например, игрушкой-зайцем) можно обращаться свободно, взять за уши, лапку, хвостик, а за другими закреплены иные и однозначные способы действия. Жесткая закрепленность действий за предметами-орудиями, способы действия с ними устанавливаются малышом под воздействием взрослого и переносятся на другие предметы.
Ребенок второго года жизни активно усваивает действия с такими предметами-орудиями, как чашка, ложка, совочек и т. д. На первом этапе овладения орудийным действием он использует орудия как продолжение руки, и поэтому это действие было названо ручным (например, малыш использует лопатку, чтобы достать шарик, закатившийся под шкаф). На следующем этапе ребенок учится соотносить орудия с тем предметом, на которое направлено действие (лопаткой набирают песочек, снег, землю, ведром — воду). Таким образом, он приспосабливается к свойствам орудия. Овладение предметами-орудиями приводит к усвоению малышом общественного способа употребления вещей и оказывает решающее влияние на развитие начальных форм мышления.
Развитие мышления ребенка в раннем возрасте происходит в процессе его предметной деятельности и носит наглядно-действенный характер. Он учится выделять предмет как объект деятельности, перемещать его в пространстве, действовать несколькими предметами по отношению друг к другу. Все это создает условия для знакомства со скрытыми свойствами предметной деятельности и позволяет действовать с предметами не только непосредственно, но и с помощью других предметов или действий (например, стучать, вращать).
Практическая
предметная деятельность детей —
важный этап перехода от практического
опосредования к умственному, она
создает условия для
В процессе общения со взрослыми на втором году жизни у ребенка формируется эмоциональная реакция на похвалу (Р.Х. Шакуров). Зарождение эмоциональной реакции на похвалу создает внутренние условия для развития самооценки, самолюбия, для формирования устойчивого положительно-эмоционального отношения малыша к себе и к своим качествам.
2.3. Значение игры как ведущего типа деятельности в психическом развитии дошкольника
В периодизации Д.Б.Эльконина в дошкольном возрасте игра является ведущей деятельностью, которая определяет психическое развитие ребенка. Эльконин придавал игре первостепенное значение и разработал теорию игры.
Ведущим видом деятельности дошкольника является ролевая игра. Сущность игры как ведущей деятельности состоит в том, что дети отражают в игре различные стороны жизни, особенности деятельности и взаимоотношений взрослых, приобретают и уточняют свои знания об окружающей действительности, осваивают позицию субъекта деятельности, от которого она зависит
Движущими силами развития психики дошкольника являются противоречия, которые возникают в связи с развитием целого ряда его потребностей. Важнейшие из них: потребность в общении, с помощью которой усваивается социальный опыт; потребность во внешних впечатлениях, в результате чего происходит развитие познавательных способностей, а также потребность в движениях, приводящая к овладению целой системой разнообразных навыков и умений. Развитие ведущих социальных потребностей в дошкольном возрасте характеризуется тем, что каждая из них приобретает самостоятельное значение.
Игра
– это обманчиво простой
Играть можно в одиночку, тренируя индивидуальные навыки, или в группе, где в игре происходит знакомство с неодушевленными предметами или изучение человеческих отношений и социальных ролей. Игры в «дочки – матери», «магазин», «школу», «гости» и т.п. моделируют, прежде всего, социальные отношения, социальные роли, нормы социальной жизни, принятые в данной культуре. Участники выполняют разные роли, следую определенным представлениям, нормам и стереотипам поведения. Подобные игры называются ролевыми. Игра может быть спонтанной или подчиняться правилам. Игра противоположна работе. Если игра возникает в силу внутреннего желания, то работа направлена на социально значимые цели.
Описанные характеристики игры позволяют сделать ее определение:
Игра – это доставляющая удовольствие, добровольная деятельность, которая включает широкий спектр повторов и вариаций исследовательского поведения.
Ролевые игры представляют собой также символическое освоение социальных ролей и отношений, стереотипов поведения, когда дети играют в учителя, врача, маму, папу, продавца. В отличие от физической игры, символическая игра предполагает, что действия происходят в воображаемой реальности. Развитие воображение способствует формированию новых символических комбинаций. Создание новых комбинаций является признаком творческого мышления. Поэтому символическая игра детей способствует не только развитию будущих навыков, освоению социальных ролей, стереотипов и норм, но и является деятельностью развивающей мышление ребенка, его символические функции.
Игра имеет большое значение не только для развития интеллекта, но она тесно связана с эмоциональным развитием. Многие дети имеют любимую мягкую игрушку или предмет, к которому они особенно привязаны. Они берут игрушку с собой в кровать, возят в гости, за город, ходят в детский сад, а иногда и в школу. Психоаналитики называют такие предметы «переходными объектами». «Переходные объекты» должны помочь ребенку совершить переход от тесного физического контакта с матерью к постепенному овладению самостоятельным поведением, помочь ему обходиться без помощи близкого взрослого. Дети, испытывающие трудности в организации самостоятельного поведения, прибегают к помощи «переходных объектов» даже в школьном возрасте. Эти особые предметы служат заместителями матери. Они выполняют роль воображаемых друзей, которых дети наделяют своими мыслями, чувствами, надеждами и страхами. Они всегда готовы помочь ребенку в трудных ситуациях. В «переходных объектах» коренятся привычки некоторых взрослых людей использовать талисманы в своей жизни.
В работах Е.Е. Кравцовой было углублено представление об игре как ведущем типе деятельности дошкольника. Ведущей деятельностью в этом возрасте является не только сюжетно-ролевая игра, как было принято считать вслед за Д . Б . Элькониным , но и последовательно сменяющие друг друга пять видов игр: режиссерская, образная, сюжетно-ролевая, игра с правилами и снова режиссерская игра, но на качественно новом уровне развития. Как показали специально проведенные исследования, сюжетно-ролевая игра действительно занимает центральное место в дошкольном возрасте. Вместе с тем способность ребенка к актуализации сюжетно-ролевой игры обеспечивают, с одной стороны, режиссерская игра, в процессе которой ребенок учится самостоятельно придумывать и разворачивать сюжет, а с другой — образная игра, в которой он отождествляет себя с различными образами и тем подготавливает ролевую линию развития игровой деятельности. Другими словами, для того чтобы овладеть сюжетно-ролевой игрой, ребенок вначале должен научиться самостоятельно придумывать сюжет в режиссерской игре и овладеть способностью к образно-ролевой реализации в образной игре. Точно так же, как режиссерская и образная игра связаны генетической преемственностью с сюжетноролевой, сюжетно-ролевая игра, как показано в исследованиях Д.Б. Эльконина, развиваясь, создает основу для игры с правилами. Венчает развитие игровой деятельности в дошкольном возрасте снова режиссерская игра, которая теперь вобрала в себя черты всех перечисленных ранее форм и видов игровой деятельности.
Контрольная работа — Особенности психического развития в различные возрастные периоды
Контрольная работа
- формат doc
- размер 61 КБ
- добавлен 28 марта 2011 г.
Особенности психического развития в различные возрастные периоды (таблица): возраст, социальная структура развития, ведущая деятельность, когнитивное развитие, личностное развитие, новообразование. Возрастные периоды: младенцы, раннее детство, среднее детство, подростковый возраст, ранняя взрослость, средняя взрослость, поздняя взрослость.
Томский Государственный Университет, ОМО, 1 курс (2010)
Смотрите также
Реферат
- формат doc
- размер 543.19 КБ
- добавлен 25 января 2009 г.
Возрастно-психологическое консультирование. Специфика задач и теоретического подхода. Психологическое консультирование в отдельные возрастные периоды детства. Психологическое обследование ребенка в практике консультирования. Проблемы коррекции психического развития в детском возрасте. Методические материалы для диагностической и коррекционной работы.
- формат rtf
- размер 467.75 КБ
- добавлен 26 октября 2009 г.
4–е издание, переработанное. СПб.: Питер, 2009. — 240 с. В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого–педагогических ситуаций, максимально способствующих практическому усвоению теоретического курса «Возрастная психология». Книга снабжена большим количеством схем и таблиц, а также методическим блоком, сод…
- формат fb2
- размер 479. 64 КБ
- добавлен 10 сентября 2011 г.
СПб.: Питер, 2009, 240 с. В пособии обсуждаются основные вопросы психологического развития ребенка в различные возрастные периоды детства – от младенчества до школы. Материал представлен в форме обучающих психолого–педагогических ситуаций, максимально способствующих практическому усвоению теоретического курса «Возрастная психология». Книга снабжена большим количеством схем и таблиц, а также методическим блоком, содержащим контрольные вопросы и з…
- формат pdf
- размер 7.12 МБ
- добавлен 17 марта 2010 г.
Издательство: «Питер», 2008 год, 272 стр. В практическом пособии рассматриваются как общие закономерности общения с детьми, так и особенности общения ребенка со взрослыми и со сверстниками в различные возрастные периоды детства. В книге описываются многочисленные жизненные ситуации и приводятся способы их разрешения. Большое количество схем и таблиц помогают усвоению материала пособия. Издание снабжено методическим блоком, содержащим контрольные…
- формат doc
- размер 5.92 МБ
- добавлен 06 марта 2011 г.
М.: Педагогика, 1984. — 128 с. Роль наследственности и среды для психического развития детей, возрастные особенности психического развития ребенка, обучение и развитие дошкольника с учетом его возрастных особенностей — вот основные вопросы, которые рассматривают авторы книги. Большое внимание уделено развитию восприятия, внимания, мышления, памяти и речи дошкольников. Каждая глава содержит практические рекомендации для родителей.
Контрольная работа
- формат doc
- размер 31. 86 КБ
- добавлен 23 января 2012 г.
МГПУ, г.Мурманск, 2007. 19 с. В работе рассматриваются все периоды психического развития человека, его основные факторы и движущие силы. Раскрывается качественное своеобразие каждого периода развития на основе таких понятий, как социальная ситуация развития и ведущая деятельность.
Контрольная работа
- формат docx
- размер 38.03 КБ
- добавлен 12 февраля 2011 г.
Описательный этап в становлении психологии развития. Теория психического развития в отечественной психологии. Культурно-исторический подход к пониманию психического развития Л. С. Вы готского. Возрастная динамика и периодизация развития Д. Б. Эльконина.
Контрольная работа
- формат rtf
- размер 268.64 КБ
- добавлен 27 января 2011 г.
Возрастные задачи развития в старости. История изучения старости. Психологическая характеристика старости. Физические аспекты старения.
Курсовая работа
- формат doc
- размер 142.5 КБ
- добавлен 08 февраля 2011 г.
Условия и причины психического развития ребенка. Новорожденный: особенности развития, социальная ситуация развития
Статья
- формат docx
- размер 68. 12 КБ
- добавлен 16 ноября 2010 г.
/1 Предмет, задачи, методы и проблемы возрастной психологии. История развития ВП. Задачи и принципы ВП. Общие и специальные методы ВП. Основные понятия ВП. Основные понятия и общие вопросы развития. Базовые определения развития. Психическое развитие. Общие закономерности психического развития. Детство как социокультурный феномен. Онтогенез и возрастные характеристики человека. Формы и области развития человека. Цели и итоги психического развития….
периодов развития человека | Продолжительность жизни Развитие
Результаты обучения
- Опишите основные периоды развития человека
Подумайте о продолжительности жизни и составьте список того, что вы считаете основными периодами развития. Сколько периодов или этапов в вашем списке? Возможно, у вас их три: детство, взрослость и старость. Или, может быть, четыре: младенчество, детство, отрочество и взрослость. Специалисты по развитию часто разбивают продолжительность жизни на восемь этапов:
- Пренатальное развитие
- Младенчество и юность
- Раннее детство
- Среднее детство
- Подростковый возраст
- Раннее взросление
- Средняя взрослость
- Поздняя взрослость
Кроме того, к теме «Смерть и умирание» обычно обращаются после позднего взросления, поскольку в целом вероятность смерти увеличивается в более позднем возрасте (хотя существуют индивидуальные и групповые вариации). Смерть и умирание будут темой нашего последнего модуля, хотя это не обязательно этап развития, происходящий в определенном возрасте.
Список периодов развития отражает уникальные аспекты различных стадий детства и взрослой жизни, которые будут рассмотрены в этой книге, включая физические, когнитивные и психосоциальные изменения. Таким образом, хотя и 8-месячный, и 8-летний ребенок считаются детьми, у них очень разные двигательные способности, когнитивные навыки и социальные отношения. Их потребности в питании различны, и их основные психологические проблемы также различны. То же самое относится к 18-летнему и 80-летнему, оба считаются взрослыми. Мы также обнаружим различия между 28 и 48 годами. Но сначала, вот краткий обзор этапов.
Пренатальное развитиеРисунок 1 . Эмбрион на 8 неделе развития.
Происходит зачатие и начинается развитие. Существует три стадии внутриутробного развития: зародышевый, эмбриональный и плодный периоды. Все основные структуры тела формируются, и здоровье матери имеет первостепенное значение. Существуют различные подходы к родам, родам и родам с потенциальными осложнениями беременности и родов, а также риски и осложнения у новорожденных, а также достижения в тестах, технологиях и медицине. Влияние природы (например, генетики) и воспитания (например, питания и тератогенов, которые являются факторами окружающей среды во время беременности и могут привести к врожденным дефектам). Эволюционная психология, наряду с изучением близнецов и усыновлений, помогает нам понять взаимодействие факторов и относительное влияние природы и воспитания на человеческое развитие.
Рисунок 2 . Основное развитие происходит в течение первых двух лет жизни, о чем свидетельствуют этот новорожденный ребенок и его младший брат.
Первые полтора-два года жизни — это годы стремительного роста и перемен. Новорожденный со многими непроизвольными рефлексами и острым слухом, но плохим зрением за относительно короткий период времени превращается в ходящего и говорящего малыша. Воспитатели аналогичным образом трансформируют свои роли из тех, кто управляет графиками кормления и сна, в постоянно меняющихся гидов и инспекторов по безопасности для мобильных, энергичных детей. Развитие мозга происходит с удивительной скоростью, как и физический рост и развитие речи. Младенцы имеют свои собственные темпераменты и подходы к игре. Взаимодействие с основными опекунами (и другими) претерпевает изменения под влиянием возможной тревоги разлуки и развития стилей привязанности. Социальные и культурные проблемы сосредоточены вокруг грудного вскармливания или искусственного вскармливания, сна в кроватках или в постели с родителями, приучения к туалету и необходимости делать прививки.
Раннее детствоРисунок 3 . Раннее детство или дошкольные годы в возрасте от 2 до 6 лет наполнены невероятным ростом и изменениями.
Раннее детство также называют дошкольным возрастом, состоящим из лет, которые следуют за детством и предшествуют формальному школьному обучению, примерно в возрасте от 2 до 5 или 6 лет. В дошкольном возрасте ребенок занят изучением языка (с удивительным ростом в словарный запас), обретает чувство собственного достоинства и большей независимости и начинает изучать устройство физического мира. Однако это знание не приходит быстро, и у дошкольников могут изначально возникать интересные представления о размере, времени, пространстве и расстоянии, например, демонстрация того, сколько времени что-то займет, расставив два указательных пальца на расстоянии нескольких дюймов друг от друга. Яростная решимость малыша что-то сделать может уступить место чувству вины четырехлетнего ребенка за то, что он делает что-то, что вызывает неодобрение окружающих.
Среднее детство
Рисунок 4. Среднее детство охватывает большую часть того, что традиционно считается начальной школой, или возраст от 6 до 11 лет.
Возраст от 6 до 11 лет включает среднее детство, и многое из того, что дети переживают в этом возрасте, связано с их участием в младших классах школы. Теперь мир становится миром изучения и проверки новых академических навыков и оценки своих способностей и достижений путем сравнения себя и других. Школы участвуют в этом процессе, сравнивая учеников и публикуя эти сравнения через командные виды спорта, результаты тестов и другие формы признания. Мозг достигает своего взрослого размера к семи годам, но продолжает развиваться. Темпы роста замедляются, и на этом этапе жизни дети могут совершенствовать свои двигательные навыки. Дети также начинают узнавать о социальных отношениях за пределами семьи через общение с друзьями и однокурсниками; однополая дружба особенно заметна в этот период.
Подростковый возраст
Рисунок 5. Подростковый возраст, или возраст примерно от 12 до 18 лет, характеризуется половым созреванием и половым созреванием, что сопровождается серьезными социально-эмоциональными изменениями.
Подростковый возраст – это период резких физических изменений, характеризующийся всплеском общего физического роста и полового созревания, известным как половое созревание; время может варьироваться в зависимости от пола, когорты и культуры. Это также время когнитивных изменений, поскольку подросток начинает думать о новых возможностях и рассматривать абстрактные понятия, такие как любовь, страх и свобода. По иронии судьбы у подростков есть чувство непобедимости, которое подвергает их большему риску смерти в результате несчастных случаев или заражения инфекциями, передающимися половым путем, которые могут иметь последствия на всю жизнь. Исследования развития мозга помогают нам понять склонность подростков к риску и импульсивное поведение. Основная задача развития в подростковом возрасте связана с установлением собственной идентичности. Подростки обычно изо всех сил пытаются стать более независимыми от своих родителей. Сверстники становятся более важными, поскольку подростки стремятся к чувству принадлежности и принятия; смешанные группы сверстников становятся все более распространенными. Изучаются новые роли и обязанности, которые могут включать свидания, вождение автомобиля, подработку и планирование будущей учебы.
Ранняя взрослость
Рисунок 6. Ранняя взрослость, примерно в возрасте от 20 до 40 лет, может быть разделена на еще одну категорию «зарождающейся взрослости», поскольку между более молодыми людьми и теми, кому за 30, часто существуют глубокие различия.
Поздний подростковый возраст, двадцатые и тридцатые годы часто считают ранним взрослением (учащимся в возрасте от 30 до 30 лет может понравиться слышать, что они молодые люди!). Это время, когда мы находимся на пике своего физиологического развития, но наиболее подвержены риску причастности к насильственным преступлениям и злоупотреблению психоактивными веществами. Это время сосредоточиться на будущем и вложить много энергии в выбор, который поможет заслужить статус полноценного взрослого в глазах других. Любовь и работа являются главными заботами на этом этапе жизни. В последние десятилетия было отмечено (в США и других развитых странах), что молодым людям требуется больше времени, чтобы «взрослеть». Они дольше ждут, чтобы покинуть родительские дома, закончить формальное образование, начать работу/карьеру, выйти замуж и завести детей. Один психолог, Джеффри Арнетт, предположил, что существует новая стадия развития после подросткового возраста и до начала взрослой жизни, называемая «начинающейся взрослостью», от 18 до 25 (или даже 29 лет).), когда люди все еще исследуют свою идентичность и еще не совсем чувствуют себя взрослыми. Когорта, культура, время в истории, экономика и социально-экономический статус могут быть ключевыми факторами, когда молодежь берет на себя роли взрослых.
Средневзрослый возраст
Рисунок 7. Средневзрослый возраст охватывает период от 40 до 65 лет.
Возраст от тридцати (или 40 лет) до середины 60 лет считается средним возрастом. Это период, когда начавшееся ранее физиологическое старение становится более заметным, период, когда многие люди находятся на пике продуктивности в любви и работе. Это может быть период приобретения опыта в определенных областях и способности понимать проблемы и находить решения с большей эффективностью, чем раньше. Это также может быть время, когда вы станете более реалистично смотреть на возможности в жизни; распознавать разницу между тем, что возможно, и тем, что вероятно. Называемые поколением сэндвичей, взрослые среднего возраста могут заботиться о своих детях, а также заботиться о своих стареющих родителях. Заботясь о других и о будущем, люди среднего возраста могут также сомневаться в собственной смертности, целях и обязательствах, хотя и не обязательно переживают «кризис среднего возраста».
Смотрите: серия UP
В 1964 году исследователи и кинематографисты начали снимать увлекательный и знаковый документальный сериал, известный как серия UP. Британская команда World in Action, вдохновленная принципом иезуитов: «Дайте мне ребенка, пока ему не исполнится семь, и я дам вам мужчину», провела интервью с разнообразной группой семилетних детей со всей Англии. В первом фильме под названием «Семеро вверх!» они расспрашивали семилетних детей об их жизни, мечтах и страхах перед будущим. Майкл Аптед, исследователь оригинального фильма, возвращался, чтобы взять интервью у этих людей каждые семь лет с тех пор, в возрасте 14, 21, 28, 35, 42, 49 лет., 56 лет и, наконец, в возрасте 63 лет.
Это видео дает хороший обзор сериала (через призму анализа фильма о том, что делает его таким успешным и привлекательным). Сериал Up можно посмотреть на YouTube.
Вы можете просмотреть стенограмму «Some Kind of Connection — The Up Series» здесь (откроется в новом окне).
Поздняя взрослостьРисунок 8. Поздняя взрослость обычно считается возрастом 65 лет и старше, но существуют невероятные различия в состоянии здоровья и образе жизни между «молодыми стариками» и «самыми старыми стариками», которые могут быть здоровыми в их 100s.
Этот период продолжительности жизни, поздняя взрослость, увеличился за последние 100 лет, особенно в промышленно развитых странах, по мере увеличения средней продолжительности жизни. Поздняя взрослость охватывает широкий возрастной диапазон с множеством вариаций, поэтому полезно разделить ее на такие категории, как «молодые люди» (65–74 года), «пожилые люди» (75–84 года) и «самый старый» (85+ лет). Молодые люди похожи на взрослых среднего возраста; возможно, все еще работает, женат, относительно здоров и активен. Пожилые люди имеют некоторые проблемы со здоровьем и проблемы в повседневной жизни; самые старые старые часто немощны и нуждаются в длительном уходе. Тем не менее, здесь задействовано множество факторов, и лучший способ оценить разнообразие пожилых людей – это выйти за рамки хронологического возраста и изучить, переживает ли человек оптимальное старение (как у джентльмена, изображенного на рис. 8, у которого очень хорошее здоровье для его возраста и продолжает вести активную, стимулирующую жизнь), нормальное старение (при котором изменения аналогичны большинству изменений того же возраста) или нарушенное старение (имеется в виду тот, у кого больше физических проблем и болезней, чем у других того же возраста) .
Смерть и умирание
Рисунок 9. То, как люди думают о смерти, относятся к ней и справляются со смертью, зависит от многих факторов. Фото любезно предоставлено Робертом Полом Янгом
Исследование смерти и умирания редко получает то количество освещения, которого оно заслуживает. Конечно, мысли о смерти вызывают определенный дискомфорт, но есть и определенная уверенность и принятие, которые могут прийти от изучения смерти и умирания. Такие факторы, как возраст, религия и культура, играют важную роль в отношении и подходах к смерти и умиранию. Существуют разные виды смерти: физиологическая, психологическая и социальная. Наиболее распространенные причины смерти зависят от возраста, пола, расы, культуры и времени в истории. Умирание и скорбь — это процессы, которые могут иметь общие стадии реакции на утрату. Есть интересные примеры культурных различий в ритуалах смерти, траура и скорби. Концепция «хорошей смерти» описывается как включающая личный выбор и участие близких на протяжении всего процесса. Паллиативная помощь — это подход к поддержанию уровня комфорта умирающих, а хоспис — это движение и практика, включающая профессиональную и волонтерскую помощь и уход за близкими. Споры вокруг эвтаназии (помощь человеку исполнить свое желание умереть) — активного и пассивного типов, а также самоубийства с помощью врача, и законность в Соединенных Штатах различается.
Попробуй
Подумай
Подумай о собственном развитии. В каком периоде или стадии развития вы сейчас находитесь? Вы сталкиваетесь с похожими проблемами и испытываете сопоставимое физическое, когнитивное и психосоциальное развитие, как описано выше? Если нет, то почему? Отсутствуют ли важные аспекты развития, и если да, то являются ли они общими для большей части вашей когорты или уникальными для вас?
Поддержите!
У вас есть идеи по улучшению этого контента? Мы будем признательны за ваш вклад.
Улучшить эту страницуПодробнее
Физиология, Менархе — StatPearls — NCBI Bookshelf
Введение
Менархе определяется как первая менструация у девочки-подростка. Менархе обычно возникает в возрасте от 10 до 16 лет, при этом средний возраст начала заболевания составляет 12,4 года. Детерминанты менархеального возраста постоянно исследуются; Считается, что определенную роль играют социально-экономические условия, генетика, общее состояние здоровья, состояние питания, физические упражнения, сезонность и размер семьи.
Менархе, как правило, безболезненны и возникают без предупреждения. Первые циклы обычно ановуляторные, с различной продолжительностью и течением. Менархе сигнализирует о начале репродуктивных способностей и тесно связано с продолжающимся развитием вторичных половых признаков.[2]
Вопросы, вызывающие озабоченность
Менархе возникает на фоне созревания гипоталамо-гипофизарно-яичниковой (ГПО) оси и зависит от следующих процессов: нормальная функция гипоталамуса и гипофиза, нормальная женская репродуктивная анатомия, нормальное питание и общее отсутствие другие промежуточные хронические заболевания. Это маркер нормального женского репродуктивного здоровья и хорошего самочувствия. Большинство женщин признают менархе критической декларацией фертильности своего тела.
Отсутствие нормальных менструальных периодов, не связанных с беременностью, называется аменореей. Первичная аменорея – это полное отсутствие менструаций к 15 годам на фоне нормального роста и вторичного полового развития или отсутствие менструаций к 13 годам при отсутствии нормального роста или вторичного полового развития. Вторичная аменорея — это отсутствие менструаций в течение более чем трех циклов или шести месяцев подряд у женщины, у которой ранее была менструация.[3]
Особое беспокойство вызывает случай, когда менархе наступает слишком рано, слишком поздно или вообще не наступает, поскольку эти сценарии имеют неблагоприятные последствия в будущем. Менархе считается ранним, если оно наступает в возрасте десяти лет или раньше, и поздним, если оно наступает в возрасте 15 лет или позже.[4]
Сотовый уровень
Многочисленные исследования показали, что ген kiss1, который продуцирует кисспептин, и его рецептор, связанный с G-белком 54 (GPR54), необходимы для нормальной репродуктивной функции. Кисспептин и GPR54 экспрессируются в нейронах гипоталамического гонадотропин-рилизинг-гормона (GnRH). Гипоталамическая система kiss1 передает метаболическую информацию на гонадотропную ось. Циркулирующий эстрадиол активирует кисспептин, который, в свою очередь, активирует нейроны ГнРГ. Половое созревание инициируется, когда ГнРГ секретируется пульсирующим образом нейронами гипоталамуса.[5]
Было обнаружено, что полиморфизм одного нуклеотида на хромосоме 6, LIN28B, связан с более ранним менархе.[6]
Развитие
Нейроны ГнРГ обнаруживаются в обонятельной ямке на шестой неделе после зачатия, а затем мигрируют через передний мозг в гипоталамус к девятой неделе. Гипофиз начинает выделять лютеинизирующий гормон (ЛГ) и фолликулостимулирующий гормон (ФСГ) в кровоток плода к 12 неделе, при этом пик ЛГ и ФСГ достигает середины беременности, около 20-24 недель. Уровни ЛГ и ФСГ низкие при рождении, но начинают повышаться при отмене плацентарных эстрогенов.[7] Как обсуждалось ранее, пульсирующее высвобождение ГнРГ и, следовательно, ЛГ и ФСГ необходимо для полового созревания и менархе. Начало полового созревания у женщин отмечается телорхе (почкование молочных желез), которое обычно происходит после восьмилетнего возраста. За телорхе следует пубархе (оволосение на лобке), всплеск роста и, наконец, менархе.
Менархе наступает через 2-3 года после телархе и через шесть месяцев после достижения максимальной скорости роста (PHV). PHV определяется как самая высокая скорость, наблюдаемая во время пубертатного скачка роста. Менархе чаще всего возникает в рейтинге половой зрелости (SMR) или на IV стадии по Таннеру. Менархе ненормально наступать до появления вторичного полового развития. Сексуальное насилие, травмы половых органов, опухоли или нарушения свертываемости следует учитывать при дифференциальной диагностике у девочек препубертатного возраста , у которых наблюдаются вагинальные кровотечения.
К 15 годам примерно у 98% женщин наступает менархе, что свидетельствует о созревании женского тела подростка. Менархе обычно ассоциируется со способностью к овуляции и размножению; начало менархе не гарантирует ни овуляции, ни фертильности. Менструальные циклы в подростковом возрасте часто бывают нерегулярными, особенно в период между первым и вторым циклом.[9] Незрелость оси ГПО в первые годы после менархе приводит к ановуляции и нерегулярным циклам, которые могут варьироваться от коротких циклов (< 20 дней) до длинных циклов (> 45 дней). К третьему году после менархе 60-80% менструальных циклов имеют продолжительность от 21 до 34 дней, что типично для цикла взрослого человека. У женщин с ранним менархе 50% циклов овуляторные в первый год, и почти все овуляторные на пятый год после менархе. Напротив, для овуляции во всех циклах у женщин, у которых менархе наступает позже, требуется примерно от 8 до 12 лет.[10]
Менархе считается ранним, если оно возникает в возрасте десяти лет или раньше, и поздним, если оно возникает в возрасте 15 лет или позже.[4] Менархе также считается задержкой, если между началом телархе и первой менструацией прошло более трех лет.
Возраст, в котором у женщины наступает менархе, зависит от генетических факторов и факторов окружающей среды, таких как социально-экономический статус, семейная жизнь, этническая принадлежность, физические упражнения и диетические факторы. Несколько исследований показали, что в начале менархе существуют этнические и расовые различия. В одном исследовании у чернокожих женщин менархе наступило на три месяца раньше, чем у белых. Это открытие может отражать генетические факторы, поскольку у чернокожих женщин наблюдается более высокая инсулиновая реакция на глюкозу и повышенный уровень свободного ИФР-1, что связано со скелетным и половым созреванием.[11]
Вовлеченные системы органов
В дополнение к женским репродуктивным органам (яичникам, маточным трубам, матке и влагалищу) на менархе влияют сложные гормональные взаимодействия с участием гипоталамуса, гипофиза и яичников. Также было показано, что надпочечники, щитовидная и поджелудочная железы играют роль в менархе. Гормоны щитовидной железы необходимы для нормальных менструаций, а их дефицит или избыток могут тормозить менархе или приводить к нарушениям существующих менструальных циклов. Аномально повышенный уровень инсулина или надпочечниковых андрогенов может повлиять на нормальную выработку эстрогенов яичниками и снизить выработку ЛГ гипофизом. Гормон лептин также играет роль в поддержании нормальных менструальных циклов.[12]
Функция
Менархе является индикатором начала фертильности и репродуктивной способности, и его отсутствие должно сигнализировать медицинскому работнику для оценки патологии.
Менструация — это ежемесячное отторжение функционального слоя слизистой оболочки эндометрия матки, которое происходит, когда за овуляцией не следует оплодотворение. Это происходит примерно каждые 28 дней, в диапазоне от 21 до 45 дней, со средним интервалом цикла 32,2 дня в первый гинекологический год. Большинство менструальных периодов длятся от трех до семи дней, при этом менструации, длящиеся более десяти дней, считаются ненормальными.[13]
Механизм
Половое созревание инициируется, когда ГнРГ секретируется пульсирующим образом нейронами гипоталамуса. Это пульсирующее высвобождение ГнРГ позволяет гипофизарным гонадотрофам высвобождать ЛГ и ФСГ. ЛГ начинает выработку андростендиона в тека-клетках яичников, в то время как ФСГ позволяет ароматазе в фолликулярных клетках синтезировать эстрадиол. Повышенный уровень эстрадиола в сыворотке позволяет тканям молочной железы увеличиваться и влияет на линейный рост костей и эпифизарное слияние, играя значительную роль в пубертатном всплеске роста.
За год до зачатия груди более высокие пики ЛГ наблюдаются исключительно во время сна, что вызвано увеличением амплитуды импульса высвобождения ГнРГ. Когда происходит зачатие груди, амплитуда пика ЛГ увеличивается в 10 раз, а амплитуда пульса ФСГ удваивается. Прогрессирование полового созревания от стадии Таннера II до стадии III отмечено дальнейшим увеличением амплитуды импульса ЛГ, что в 20–40 раз больше по сравнению с допубертатными уровнями, что отражает повышение уровня эстрадиола, который теперь стал обнаруживаться в любое время. По достижении IV стадии по Таннеру пульсация ЛГ и ФСГ становится дневной и постепенно превращается во взрослую пульсацию [14].
Менархе возникает ближе к концу IV стадии по Таннеру после годового повышения суточной выработки эстрадиола. Высокий уровень эстрадиола в это время оказывает отрицательную обратную связь на гонадотропную систему, подавляя ее, что приводит к циклическим уровням эстрогена и маточным кровотечениям. Во время менархе положительная эстрадиоловая обратная связь по оси еще не установлена; овуляция происходит редко. Маточные кровотечения возникают с различной цикличностью до тех пор, пока не созреет механизм эстроген-индуцированного выброса ЛГ и не наступят овуляторные циклы. Этот процесс обычно занимает год или более после менархе, чтобы полностью установиться.
Связанное тестирование
У пациентов с нормальной анатомией и задержкой развития оценка гормонов яичников и гипофиза, включая андрогены, может помочь в постановке диагноза. Опухоли гипофиза, чаще всего аденомы, могут быть связаны с повышенным уровнем пролактина и физикальными проявлениями , такими как галакторея, головные боли, изменения зрения и аменорея. При первичной аменорее уровень эстрадиола помогает оценить функцию яичников. Если уровни эстрадиола низкие, рефлекторное тестирование ФСГ и ЛГ позволит дифференцировать первичную недостаточность яичников (ФСГ/ЛГ повышен) и вторичную недостаточность яичников (ФСГ/ЛГ низкий или не поддается измерению; гипофизарная недостаточность) [16].
Если при физическом осмотре выявляются признаки гирсутизма или акне, определение уровня андрогенов, включая свободный и общий тестостерон, ДГЭА-С и 17-гидроксипрогестерон, может помочь исключить андроген-секретирующие опухоли и врожденную гиперплазию надпочечников как причину. Уровни андрогенов также могут быть использованы для исключения или подтверждения диагноза синдрома поликистозных яичников (СПКЯ). Следует отметить, что отсутствие менархе также может быть связано с беременностью, поэтому при оценке важно исключить беременность.
Патофизиология
Раннее менархе
Причины
Раннее начало менархе наблюдалось у тех, кто находился в стрессовой семейной среде, у приемных родителей и у тех, кто жил с отчимом. Это объясняется разным стилем жизни и психологическими факторами. Кроме того, у тех, кто вырос в городской среде, менархе наступает в более раннем возрасте по сравнению с теми, кто вырос в сельской местности. [17]
У подростков из семей с высоким социально-экономическим статусом (СЭС) менархе наступает в более раннем возрасте по сравнению с подростками из семей с более низким СЭС.[18]
Исследования показали, что у тех, кто потреблял больше животного белка и меньше растительного белка в возрасте от трех до пяти лет, менархе наступало раньше.[19]
Многочисленные исследования показали, что наличие избыточного веса или ожирения ИМТ является фактором риска раннего менархе. Одно из таких исследований показало, что у женщин с ранним менархе в 1,7 раза больше шансов иметь избыточный вес или ожирение ИМТ.[20] Другое исследование обнаружило положительную корреляцию между потреблением подслащенных сахаром напитков и началом менархе. Сообщалось, что при употреблении более 1,5 подслащенных напитков в день менархе наступало примерно на 2,7 месяца раньше, чем у тех, кто употреблял менее двух подслащенных напитков в неделю.
Вскармливание смесями в раннем младенчестве также было исследовано как потенциальный фактор раннего менархе. [22]
Исходы
Раннее менархе связано с физическими и психосоциальными проблемами, включая тревогу и депрессию, более ранние половые контакты, употребление психоактивных веществ и суицидальное поведение. Эти результаты могут быть связаны с тем, что подростки связывают негативные физические и психологические изменения с менструацией, отражая неправильное представление, невежество и страх отличаться от сверстников.
Веские данные из многих стран свидетельствуют о том, что женщины с ранним менархе более уязвимы к ранней беременности, инфекциям, передающимся половым путем, и сексуальному насилию.[24]
Раннее менархе может привести к преждевременному слиянию эпифизарных пластинок роста и окончательному росту во взрослом возрасте меньше, чем потенциальный генетический рост.[25]
Наступление менархе в раннем возрасте приводит к повышенной распространенности гиперхолестеринемии во взрослом возрасте, увеличивая риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, таких как гипертония, ишемическая болезнь сердца и инсульт. Исследования также показали повышенный риск развития метаболического синдрома и сахарного диабета 2 типа.[22]
Более высокая минеральная плотность костей поясничного отдела позвоночника и шейки бедра в пожилом возрасте наблюдалась у женщин с ранним менархе, что объясняется длительным пожизненным воздействием защитного действия эндогенных эстрогенов.[26]
Исследования показали, что у пациенток с ранним менархе риск развития рака молочной железы на 23% выше, чем у пациенток с задержкой менструации. Этот вывод подкрепляется наблюдением, что раннее менархе сопровождается ожирением абдоминального типа и, таким образом, более высокими уровнями циркулирующих инсулина, тестостерона и инсулиноподобного фактора роста 1, которые действуют как факторы роста для пролиферации ткани молочной железы и, вероятно, способствуют канцерогенезу молочной железы.[27]
Позднее менархе
Первичная аменорея — это термин, используемый для описания отсутствия менструаций к 15 годам на фоне нормального роста и вторичного полового развития или отсутствия менструаций к 13 годам при отсутствии нормального роста или вторичного полового развития.
Причины
Менархе может быть задержано у подростков с очень низкой массой тела из-за голодания, мальабсорбции или расстройства пищевого поведения, такого как нервная анорексия. Подсчитано, что для менархе необходим минимум 17% жира в организме, а для поддержания регулярных менструаций требуется 22% жира.[28]
Менархе в среднем у спортсменов наступает позже, чем у населения в целом, что свидетельствует о том, что интенсивные физические нагрузки продолжительностью не менее двух часов в день задерживают половое созревание и, следовательно, менархе.[29]
Дополнительные исследования показали, что присутствие в семье старших сестер связано с более поздним началом менархе.[30]
Менархе может быть задержано у нормально развивающихся женщин из-за аномалий женского мочеполового тракта. Женщины с неперфорированной девственной плевой могут иметь задержку менархе и часто иметь в анамнезе периодические циклические боли в животе или тазу. У этих пациентов может быть пальпируемое образование в нижней части живота и часто выпячивание девственной плевы синеватого цвета [31].
Отсутствие нормальной матки или влагалища из-за мюллеровой агенезии или синдрома Майера-Рокитанского-Кастера-Хаузера встречается примерно у 1/4500 женщин и часто не диагностируется до тех пор, пока у пациента не появится первичная аменорея. Другие сложные гормональные нарушения, такие как синдром нечувствительности к андрогенам, могут проявляться внешним женским развитием и первичной аменореей. Аномальное развитие женских половых желез из-за синдрома Тернера также может привести к агенезии яичников и отсутствию менструаций.[32]
Клиническое значение
Несмотря на то, что существует установленное окно, в течение которого должно начаться менархе, внутри этого окна существуют вариации по многим причинам. Как обсуждалось ранее, социально-экономический статус, диета, активность и генетика могут играть роль в инициации полового созревания и менархе.
Крайне важно информировать пациентов препубертатного возраста и их опекунов о прогрессировании полового созревания и развитии менструального цикла. Очень важно открыто говорить на эту тему и развеять любые страхи или дезинформацию, которые могут быть у ребенка. Клиницисты должны сообщить, что менструация у женщин начинается примерно через 2–3 года после начала развития груди и что менструация является нормальной частью развития. Пациентки должны быть проинструктированы об использовании женских продуктов и о том, что считается нормальным менструальным циклом. Это должно быть совместным образовательным усилием между пациентом, опекуном и врачом.
Некоторые нарушения менструального цикла требуют дальнейшего обследования.[34] К ним относятся:
Отсутствие менархе в течение трех лет после телархе
Отсутствие менархе к 14 годам с признаками гирсутизма чрезмерной физической нагрузки или расстройства пищевого поведения
Отсутствие менархе к 15 годам при наличии нормального роста и развития
Анатомические проблемы, ведущие к аменорее, как правило, могут быть диагностированы на основании тщательного сбора анамнеза, тщательного визуального осмотра наружных половых органов и мануального осмотра репродуктивных органов пациентки-подростка. Клиницисты должны собирать анамнез конфиденциально и по возможности сохранять конфиденциальность. Также важно подробно объяснить физикальное обследование; должны быть предоставлены сопровождающие.
Клинически важно знать, что как сексуальное насилие, так и физическое насилие в детстве могут вызвать раннее менархе. Скрининг на предмет сексуального насилия является важнейшим аспектом общей практики, но у многих медицинских работников отсутствует последовательный подход к оценке состояния пациентов. Менархе может предоставить клиницистам возможность обсудить тему начала половой жизни и выявить насилие в прошлом. Как поставщик медицинских услуг, отмечая наличие раннего менархе в сочетании с другими физическими или поведенческими признаками и симптомами, следует получить более подробный анамнез.[35]
Контрольные вопросы
Получите доступ к бесплатным вопросам с несколькими вариантами ответов по этой теме.
Комментарий к этой статье.
Ссылки
- 1.
Маркес П., Мадейра Т., Гама А. Менструальный цикл среди подростков: осведомленность девочек и влияние возраста на менархе и избыточный вес. Преподобный Пол Педиатр. 2022;40:e2020494. [Бесплатная статья PMC: PMC8734600] [PubMed: 35019010]
- 2.
Рис М. Возраст менархе. ОРГИН. 1995;(4):2-4. [PubMed: 12319855]
- 3.
Карлсон Л.Дж., Шоу Н.Д. Развитие овуляторных менструальных циклов у девочек-подростков. J Pediatr Adolesc Gynecol. 2019 июнь;32(3):249-253. [Бесплатная статья PMC: PMC6570576] [PubMed: 30772499]
- 4.
Де Санктис В., Ригон Ф., Бернаскони С., Бьянчин Л., Бона Г., Боццола М., Бузи Ф., Де Санктис К., Тонини Г., Радетти G, Perissinotto E. Возраст менархе и нарушения менструального цикла в подростковом возрасте: имеет ли это значение? Данные большого опроса итальянских школьниц. Индийский J Педиатр. 2019Январь 86 (Приложение 1): 34-41. [PubMed: 30628040]
- 5.
Clarkson J, Boon WC, Simpson ER, Herbison AE. Постнатальное развитие механизма положительной обратной связи эстрадиол-кисспептин, связанное с началом полового созревания. Эндокринология. 2009 г., июль; 150 (7): 3214-20. [Бесплатная статья PMC: PMC2703539] [PubMed: 19299459]
- 6.
Ong KK, Elks CE, Li S, Zhao JH, Luan J, Andersen LB, Bingham SA, Brage S, Smith GD, Ekelund U, Гилсон С.Дж., Глейзер Б., Голдинг Дж., Харди Р., Хоу К.Т., Кух Д., Любен Р., Маркус М., МакГихин М.А., Несс А.Р., Нортстоун К., Ринг С.М., Рубин С., Симс М.А., Сонг К., Страчан Д.П., Волленвейдер П. , Вэбер Г., Уотерворт Д.М., Вонг А., Делокас П., Баррозу И., Мозер В., Лоос Р.Дж., Уэрхэм Н.Дж. Генетическая изменчивость LIN28B связана со сроками полового созревания. Нат Жене. 2009 г.Июнь; 41 (6): 729-33. [Бесплатная статья PMC: PMC3000552] [PubMed: 19448623]
- 7.
DiVall SA, Radovick S. Половое развитие и менархе. Энн Н.Ю. Академия наук. 2008;1135:19-28. [PubMed: 18574204]
- 8.
Карапану О. , Пападимитриу А. Детерминанты менархе. Репрод Биол Эндокринол. 2010 30 сентября; 8:115. [Бесплатная статья PMC: PMC2958977] [PubMed: 20920296]
- 9.
Flug D, Largo RH, Prader A. Менструальный цикл у девочек-подростков в Швейцарии: продольное исследование. Энн Хам Биол. 1984 ноябрь-декабрь; 11(6):495-508. [PubMed: 6524865]
- 10.
Хики М., Бален А. Нарушения менструального цикла в подростковом возрасте: исследование и лечение. Обновление воспроизведения гула. 2003 г., сен-октябрь; 9(5):493-504. [PubMed: 14640381]
- 11.
Вонг В.В., Коупленд К.С., Хергенродер А.С., Хилл Р.Б., Stuff JE, Эллис К.Дж. Сывороточные концентрации инсулина, инсулиноподобного фактора роста-I и белков, связывающих инсулиноподобный фактор роста, различаются у белых и афроамериканских девочек. J Педиатр. 1999 сентября; 135 (3): 296-300. [PubMed: 10484792]
- 12.
Маткович В., Ильич Дж.З., Скугор М., Баденхоп Н. Е., Гоэл П., Клермонт А., Клисович Д., Наххас Р.В., Ландолл Д.Д. Уровень лептина обратно пропорционален возрасту наступления менархе у женщин. J Clin Endocrinol Metab. 1997 г., октябрь; 82 (10): 3239-45. [PubMed: 9329346]
- 13.
Финер Л.Б., Филбин Дж.М. Тенденции возрастов основных репродуктивных переходов в США, 1951-2010 гг. Проблемы женского здоровья. 2014 май-июнь;24(3):e271-9. [Статья бесплатно PMC: PMC4011992] [PubMed: 24721149]
- 14.
Rosenfield RL, Bordini B, Yu C. Сравнение обнаружения нормального полового созревания у девочек с помощью гормонального теста сна и теста на агонисты гонадотропин-высвобождающего гормона . J Clin Endocrinol Metab. 2013 Апрель; 98 (4): 1591-601. [Бесплатная статья PMC: PMC3615202] [PubMed: 23457407]
- 15.
DiVall SA, Radovick S. Эндокринология женского полового созревания. Curr Opin Endocrinol Diabetes Obes. 2009 фев; 16(1):1-4. [В паблике: 19115519]
- 16.
Beck-Peccoz P, Persani L. Преждевременная недостаточность яичников. Orphanet J Rare Dis. 2006 06 апр; 1:9. [Бесплатная статья PMC: PMC1502130] [PubMed: 16722528]
- 17.
Padez C. Социальное происхождение и возраст наступления менархе у португальских студентов университетов: заметка о вековых изменениях в Португалии. Am J Hum Biol. 2003 г., май-июнь; 15(3):415-27. [PubMed: 12704717]
- 18.
Вронка И., Павлинска-Хмара Р. Менархеальный возраст и социально-экономические факторы в Польше. Энн Хам Биол. 2005 г., сен-октябрь; 32(5):630-8. [В паблике: 16316918]
- 19.
Berkey CS, Gardner JD, Frazier AL, Colditz GA. Связь диеты и размера тела в детстве с менархе и подростковым ростом девочек. Am J Эпидемиол. 01 сентября 2000 г .; 152 (5): 446-52. [PubMed: 10981459]
- 20.
Альмухлафи М., Джамиля К.А., Альмутаири А.Ф., Салам М. Связь между ранним менархе, ожирением и расстройствами пищевого поведения: поперечное исследование в школах Северной Саудовской Аравии. Диабет метаболический синдром ожирение. 2018;11:743-751. [Бесплатная статья PMC: PMC6244586] [PubMed: 30532574]
- 21.
Карвайл Дж.Л., Уиллетт В.К., Шпигельман Д., Герцмарк Э., Рич-Эдвардс Дж., Фрейзер А.Л., Михельс К.Б. Потребление подслащенных сахаром напитков и возраст наступления менархе в проспективном исследовании девочек в США. Хум Репрод. 2015 март; 30 (3): 675-83. [Бесплатная статья PMC: PMC4325672] [PubMed: 25628346]
- 22.
Lee HS. Почему нас должно беспокоить раннее менархе? Clin Exp Pediatr. 2021 Январь; 64 (1): 26-27. [Бесплатная статья PMC: PMC7806408] [PubMed: 32683812]
- 23.
Kaltiala-Heino R, Kosunen E, Rimpelä M. Время полового созревания, сексуальное поведение и самооценка депрессии в среднем подростковом возрасте. Дж. Адолеск. 2003 окт; 26 (5): 531-45. [PubMed: 12972267]
- 24.
Негрифф С., Сусман Э.Дж., Трикетт П.К. Путь развития от времени полового созревания до правонарушений и сексуальной активности от раннего до позднего подросткового возраста. J Молодежь Подросток. 2011 Октябрь;40(10):1343-56. [Бесплатная статья PMC: PMC3594103] [PubMed: 21191640]
- 25.
Шим К.С. Пубертатный рост и эпифизарное слияние. Энн Педиатр Эндокринол Метаб. 2015 март; 20(1):8-12. [Бесплатная статья PMC: PMC4397276] [PubMed: 25883921]
- 26.
Gerdhem P, Obrant KJ. Минеральная плотность костей в пожилом возрасте: влияние возраста на менархе и менопаузу. J Bone Miner Метаб. 2004;22(4):372-5. [PubMed: 15221497]
- 27.
Stoll BA, Vatten LJ, Kvinnsland S. Влияет ли ранняя физическая зрелость на риск рака молочной железы? Акта Онкол. 1994;33(2):171-6. [PubMed: 8204271]
- 28.
Бейкер ER. Масса тела и начало полового созревания. Клин Обстет Гинекол. 1985 г., сен; 28 (3): 573–579. [PubMed: 4053451]
- 29.
Малина РМ. Менархе у спортсменов: синтез и гипотеза. Энн Хам Биол. 1983 янв-февраль;10(1):1-24. [PubMed: 6838152]
- 30.
Matchock RL, Susman EJ. Состав семьи и менархеальный возраст: антиинбридинговые стратегии. Am J Hum Biol. 2006 июль-август; 18 (4): 481-91. [PubMed: 16788900]
- 31.
Чжан С. Роль различных стволовых клеток при преждевременной недостаточности яичников. Curr Stem Cell Res Ther. 2020;15(6):473-481. [PubMed: 30868961]
- 32.
Komura N, Mabuchi S, Sawada K, Nishio Y, Kimura T, Komura H. Последующее нарушение менструального цикла после спонтанного менархе при синдроме Тернера. Клин Эндокринол (Oxf). 2021 июль; 95 (1): 163-168. [PubMed: 33617655]
- 33.
Fox KM, Magaziner J, Sherwin R, Scott JC, Plato CC, Nevitt M, Cummings S. Репродуктивные корреляты костной массы у пожилых женщин. Исследование группы исследования остеопоротических переломов. Джей Боун Шахтер Рез. 1993 августа; 8 (8): 901-8. [PubMed: 8213252]
- 34.
Видхольм О, Кантеро Р.Л. Статистический анализ менструального цикла 8000 финских девочек и их матерей.