Разное

Вас посетила шаровая молния ваши действия: Как нужно вести себя во время грозы | Балашиха. [ Факт

Содержание

Тест «ЧС природного характера. Модели поведения».

1. Геологические ЧС – это:

  • 1. Геологические ЧС – это:

1. торфяные пожары

2. ураганы

3. заторы

4. бури

5. землетрясения

  • 1. торфяные пожары 2. ураганы 3. заторы 4. бури 5. землетрясения
  • 1. торфяные пожары 2. ураганы 3. заторы 4. бури 5. землетрясения

2. Ваши действия при урагане:

  • 2. Ваши действия при урагане:

1. держаться ближе к деревьям, находиться на улице

2. отойти подальше от электрических приборов

3. подальше отойти от окон, отключить электричество

4. как можно быстрее покинуть помещение

  • 1. держаться ближе к деревьям, находиться на улице 2. отойти подальше от электрических приборов 3. подальше отойти от окон, отключить электричество 4. как можно быстрее покинуть помещение
  • 1. держаться ближе к деревьям, находиться на улице 2. отойти подальше от электрических приборов 3. подальше отойти от окон, отключить электричество 4. как можно быстрее покинуть помещение

3. Правила поведения во время торфяного пожара.

  • 3. Правила поведения во время торфяного пожара.

1. избавиться от лишних вещей

2. звать на помощь

3. прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения

4. быстрыми движениями выбраться из зоны торфяного пожара

  • 1. избавиться от лишних вещей 2. звать на помощь 3. прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения 4. быстрыми движениями выбраться из зоны торфяного пожара
  • 1. избавиться от лишних вещей 2. звать на помощь 3. прощупывать шестом торфяной грунт по направлению движения 4. быстрыми движениями выбраться из зоны торфяного пожара

4. К гидрологическим ЧС относятся:

  • 4. К гидрологическим ЧС относятся:

1. землетрясение

2. ураган

3. смерч

4. нагон

5. селевой поток

  • 1. землетрясение 2. ураган 3. смерч 4. нагон 5. селевой поток
  • 1. землетрясение 2. ураган 3. смерч 4. нагон 5. селевой поток

5. К метеорологическим ЧС относятся:

  • 5. К метеорологическим ЧС относятся:

1. оползень

2. буря

3. лавина

4. извержение вулкана

  • 1. оползень 2. буря 3. лавина 4. извержение вулкана
  • 1. оползень 2. буря 3. лавина 4. извержение вулкана

6. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость 32 м/с и более – это:

  • 6. Ветер огромной разрушительной силы, имеющий скорость 32 м/с и более – это:

1. буря

2. ураган

3. смерч

4. цунами

  • 1. буря 2. ураган 3. смерч 4. цунами
  • 1. буря 2. ураган 3. смерч 4. цунами

7. По каким признакам классифицируются все ЧС:

  • 7. По каким признакам классифицируются все ЧС:

1. природные, техногенные и социальные

2. природные, техногенные и военные

3. сфера возникновения, ведомственная принадлежность, масштаб

4. природные, техногенные и экологические

  • 2. природные, техногенные и военные 3. сфера возникновения, ведомственная принадлежность, масштаб 4. природные, техногенные и экологические
  • 2. природные, техногенные и военные 3. сфера возникновения, ведомственная принадлежность, масштаб 4. природные, техногенные и экологические

5. природные, техногенные, экологические, военные и социальные

8. Какие из перечисленных ЧС не относятся к природным?

  • 8. Какие из перечисленных ЧС не относятся к природным?

1. торфяной пожар

2. сель

  • 2. сель
  • 2. сель

3. эпидемия

4. прорыв плотины

  • 4. прорыв плотины
  • 4. прорыв плотины

5. снежная буря

9. Вас «посетила» шаровая молния. Ваши действия:

  • 9. Вас «посетила» шаровая молния. Ваши действия:

1. будете убегать от неё

2. замрете на месте

  • 2. замрете на месте
  • 2. замрете на месте

3. попытаетесь отмахнуться от молнии к.-л. предметом

4. отойдете подальше от электрических приборов

10. В случае неожиданного повышения уровня воды следует:

  • 10. В случае неожиданного повышения уровня воды следует:

1. как можно быстрее покинуть здание

2. плотно закрыть окна, двери и ждать помощи

  • 2. плотно закрыть окна, двери и ждать помощи
  • 2. плотно закрыть окна, двери и ждать помощи

3. подняться на верхние этажи здания, крышу, возвышенность

4. прыгать в воду с подручными плавучими средствами

11. Чтобы избежать удара молнии под открытым небом, надо:

  • 11. Чтобы избежать удара молнии под открытым небом, надо:

1. укрыться возле самого высокого дерева

2. находиться в воде, а не на суше

  • 2. находиться в воде, а не на суше
  • 2. находиться в воде, а не на суше

3.

спрятаться в сухой яме, канаве, овраге

4. укрыться возле одиноко стоящего дерева с раскидистой кроной

12. Самое лучшее во время землетрясения — это:

  • 12. Самое лучшее во время землетрясения — это:

1. плотно закрыть окна, двери и ждать помощи

2. спуститься в подвал

  • 2. спуститься в подвал
  • 2. спуститься в подвал

3. быстро покинуть здание в течение 15-20 сек.после первого толчка

4. подальше отойти от окон, отключить электричество

5. подняться на верхние этажи здания, крышу

13. Причины наводнения (гидрологические):

  • 13. Причины наводнения (гидрологические):

1. заторы и зажоры

2. ураган

  • 2. ураган
  • 2. ураган

3. таяние ледников и снежного покрова

4. землетрясение

5. смерч

14. Затор – это:

  • 14. Затор – это:

1. скопление глубинных осколков льда в реке под неподвижным ледяным покровом

2. подъем уровня воды под действием ветра

3. скопление льда в русле, ограничивающее течение реки

4. стихийное бедствие, вызванное сильным ветром, обильными осадками

15. Классификация ЧС природного характера:

  • 15. Классификация ЧС природного характера:

1. геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары

2. геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания

  • 2. геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания
  • 2. геологические, метеорологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания

3. метеорологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания

4. геологические, гидрологические, природные пожары и массовые заболевания

Оценка «5» – 14-15 (93-100% правильных ответов) «4» – 10-13 (66-86% правильных ответов) «3» – 7-9 (50-60% правильных ответов) «2» – 0 -6 (менее 50% правильных ответов. )

«Летчики-испытатели Аэрофлота» — Погоды для полетов не было

Погоды для полетов не было

    В ожидании улучшения погоды летный состав, назначенный на полеты, собрался в комнате отдыха ЛИКа. Кто увлекся игрой в биллиард, некоторые сидели в задумчивой позе за шахматными досками, другие расположились на мягком диване и тихо вели беседу о прошлых своих победах в воздухе, вот где не хватало хорошего журналиста описать услышанное.
    Валентин Николаевич Кляус — в то время командир ЛИКа, один из опытных летчиков, наставник молодежи. Он среди первых летчиков начал испытывать сверхзвуковые самолеты Ту-144, аэробусы Ил-86.
    …По праву старшего Кляус начал первым делиться своим опытом. «Так вот, — начал он, — на самолете Ил-62 мы исследовали влияние статического электричества на радиосвязь. Летали где-то в районе Вологды. Верхняя кромка облачности была около треп тысяч метров. В облаках на высоте 2,5 тысячи метров был сильный снегопад, что нам для испытаний и нужно. Штурман Юрий Константинович Долгов регулярно докладывал, что «засветок» на экране локатора не наблюдается, как говорится, страховал от попадания в грозовое облако. И вдруг!.. Ярко-голубое пламя, сопровождаемое громким звуком, похожим на выстрел из пистолета, вырвалось из-под приборной доски и, как мне показалось, перелетело через голову бортинженера Бориса Орлова в пассажирскую кабину, а затем скрылось где-то в хвосте самолета.
    Самолет продолжает спокойно лететь, ведомый автопилотом на приборах показания в норме, появился только какой-то поющий звук впереди приборной доски и больше ничего. Про радиопомехи забыли. Прошу бортрадиста Яшу Клименко запросить разрешение занять высоту девять тысяч метров и следовать в Шереметьево. Звук впереди не прекращается, продолжает свою песню без слов, но тон его не меняется — это уже хорошо. Так осторожненько, стараясь сохранить постоянную скорость, дошли до Шереметьева. Заруливаем на стоянку, все нормально, только вижу, что встречающие нас техники во главе с главным инженером ЛИКа Фомичевым направляются к носу нашего самолета и что-то рассматривают. Когда мы вышли из лайнера, увидели большую разорванную дыру, в которую и человек может пролезть.
    Это все, что осталось от обгорелой обшивки обтекателя локатора.
    Обгорелая, но небольшая дыра была и в хвостовой части самолета. Оказывается, нас посетила шаровая молния».
    — Валентин Николаевич сказал истинную правду, подтверждаю, мне довелось в этом полете быть его помощником, — подал я свой голос.
    — Был еще случай, — продолжает вспоминать Кляус, — чуть в гору не врезались. На самолете Ил-18 над Памиром и Тянь-Шанем испытывали новый прибор — сигнализатор, который должен был показывать фактическое удаление самолета от появляющихся впереди препятствий. Проверив работу сигнализатора на земле и убедившись в его нормальной работе, полетели в горы… Выскакиваем из облаков в полукилометре от вершины заснеженного пика. Стрелка сигнализатора показывает, что опасного сближения нет, а пик-то рядом! Еле успели отвернуть от стремительно летящей на нас скалы. Решили повторить заход на этот раз уже визуально. Прибор молчал. Выполнили еще несколько заходов, убедились, что прибор в данной ситуации просто врет. Пошли на посадку. На земле выяснилось, что при резком переходе с одного режима полета на другой стрелки прибора из-за неточной установки оси зашкаливают.
    Мелочь. Устранить ее на земле можно за несколько минут, а чтобы выявить, чуть в «ящик» не сыграли…
    Прежде чем передать право очередному рассказчику, расскажу вам небольшой эпизод, как нужно дорожить топливом.
    …Это был обычный полет по ресурсным испытаниям двигателей, в котором убедились, что заправка топливом должна быть полная, тем более на Ту-104, где часовой расход наибольший по сравнению с другими самолетами. Конечный пункт полета — город Омск. В районе Свердловска на высоте 11 тысяч метров пересекаем грозовой фронт и следуем дальше. На подходе к Омску радист Клименко докладывает — порт закрыт, следуйте на запасной аэродром в Новосибирск. Подходим к Новосибирску. Клименко опять сообщает, что порт также закрыт и надо лететь в Свердловск или Челябинск. Нашему Ту-104 ветерок дует в лоб со скоростью 200 км/ч. Идем на Челябинск. Топливо на пределе. Весь полет штурман Анатолий Карцев считает, хватит или не хватит топлива. Подходим к Челябинску. Топлива осталось полторы тонны, на второй круг не уйдешь. Осталось три километра до ВПП. Решаю посадку произвести на грунт, рядом с бетоном, но в наушниках слышу долгожданное «полоса свободна». Сели хорошо. Уже на рулежной дорожке двигатели прекратили свою работу. Рассказчика сменил Геннадий Павлович Деменко, один из молодых летчиков, в то время, конечно.
    — Это случилось, — начал Деменко, — в районе аэропорта Минеральные Воды. На самолете Ил-18 проводили испытания МСРП-12 (прибор, записывающий ответственные режимы полета). Сделали необходимое количество «дач» (движения рулями управления), все в норме, как вдруг!.. Сильная тряска. По загоревшейся красной лампочке и зашкаленной стрелке прибора НВ-41 (показатель вибрации) определили — вибрация четвертого двигателя. Команда выключить! Четкие, своевременные действия уважаемого Георгия Ивановича Гетманского, и тряски как не бывало. Винт четвертого двигателя стоит во флюгере (каждая лопасть винта своим peбpом по направлению полета), для гарантии разрядили в двигатель противопожарный баллон. После посадки определили, что опоздай мы выключить двигатель хотя бы на секунду, он бы вообще отвалился от вибрации, так как из 28 болтов крепления двигателя осталось только одиннадцать…
    За это «вдруг» мне и Жоре за своевременные действия и находчивость досталось по золотым часам.
    Попросил слова заслуженный летчик-испытатель Владислав Дмитриевич Попов.
    — Не думал, что самолет в воздухе может разбираться на составные части… После очередного взлета на Ту-134, как обычно даю команды — убрать шасси!.. Убрать закрылки! И вижу, как необычно… самолет начинает энергично крениться вправо. Продолжаю управлять, но кренение продолжается. Понятно, что-то с закрылками… Быстро командую бортмеханику — прекратить уборку закрылков! Кренение прекратилось, но штурвал почти полностью выдан влево. Усилие на штурвал преодолеваем со вторым пиле том вдвоем, да еще и триммер помогает. Выполняем полет по кругу и заходим на посадку. Как не было трудно, сели благополучно. В наушниках слышу голос диспетчера:
    — Борт 65613, посадку вашу зафиксировал, но у вашего самолета что-то отвалилось и упало на полосу.
    — Вас понял, — отвечаю ему, — если что важное, пусть доставят к нам на стоянку.
    И привезли, знаете что? — Закрылок!
    — Самолеты Ту-134 продолжают крениться… до настоящего времени, но только по воле летчика, — добавил улыбаясь Владислав.
    — Был еще один случай, но уже на сверхзвуковом Ту-144, — продолжает Попов. — Пришли в нашу испытательную зону на высоте три тысячи метров. Не помню сейчас, по какой программе работали, но только эксперимент был связан с выпуском и уборкой шасси. Ведущим инженером был Игорь Сергеевич Майборода, так вот он командует — «режим»! Даю команду на выпуск шасси, и самолет начинает энергично заваливаться. ..
    — Что-то у тебя все самолеты кренятся, — пытается кто-то острить.
    — Вот здесь он не кренился, а заваливался! В правый крен. Пробую выправить, ну куда там, выкручиваю штурвал полностью в обратную сторону — никакого эффекта. Быстро командую — убрать шасси. — Убрались, и все стало на свои места. Самолет стал послушным, как и должно. Это, думаю, уже хорошо, значит, ничего не отвалилось… С убранными шасси управление самолетом по всем осям нормальное. Может, случайность? Повторяем выпуск шасси — та же картина. Прав был Голованов, когда говорил, что чудес не бывает.
    — Владислав, а сколько раз дублирована система управления?
    — В том-то и дело, что четырежды!
    — Так что же случилось? — продолжаем его пытать.
    — Сами были в недоумении, разобрались потом на земле. А сейчас слушайте, как я дальше выкручивался. Тут, естественно, не до выполнения программы стало, проблема — как приземлиться? Шасси-то перед землей хочешь не хочешь, а выпускать надо.
    Кто-то из нас робко поинтересовался:
    — А если на фюзеляж с убранными шасси?
    — Если бы это случилось на другом самолете, я бы и не задумывался, а на Ту-144 приземление, точнее касание земли, приходится на все четыре двигателя, которые расположены под фюзеляжем, а там, можете представить, все пожарные неприятности… Решение одно — только на шасси, но как? Продумал все. Доложил ситуацию руководителю полетов. Снизился до высоты круга над аэродромом. Захожу на посадку пока с убранными шасси. Третий разворот делаю подальше, чтобы последняя прямая была подальше от ВПП и я бы успел выпустить шасси на прямой. Подрассчитал, куда и на сколько меня должно снести за счет правого крена. Выхожу на прямую, выпускаю шасси. Когда шасси вышло полностью, вот тут-то и пошло как по расписанию: кренение вправо, боремся со вторым пилотом, выкручиваем штурвал, что есть силы. Вроде хорошо подкрадываемся к посадочному курсу и… мимо. На второй круг. Команда — убрать шасси. Что же делать? Учитываю все свои промахи и захожу снова… Не буду вдаваться во все хитрости техники пилотирования, как нам пришлось «покарачиться» со вторым, один бог знает или кто там за него, как любит говорить летчик-испытатель Марк Галлай, и как в сказке — полоса под нами и мягкое приземление. Самолет цел, и мы живы.
    — Ну а в чем же все-таки была причина, — поинтересовались присутствующие летчики.
    — Причина простая, как всегда обнаруживается на земле. Все четыре канала управления выходили на датчик КЗА (контрольно-записывающая аппаратура), который, как выяснилось, оказался неисправным и давал обратный сигнал на все четыре канала.
    — Сигнал, который дал вам возможность в очередной раз сдать экзамен на зрелость испытателей!
    — Точно, и как видите — выдержали. Работа такая. Сами знаете, — не без гордости заключил Владислав.
    В разговор вступает летчик-испытатель Владимир Петрович Введенский.
    Испытывали Ан-24. Пробежав десяток метров, самолет оторвался от полосы и начал медленный и трудный набор высоты на одном двигателе. И тут я почуял неладное. По мере того как росла скорость, начала увеличиваться нагрузка на рули. Вот уже левая педаль выдана полностью вперед, штурвал выкручен влево, а самолет тянет вправо несмотря на все мои усилия удержать его на прямой. Вместо полосы впереди вижу стоянку самолетов, на глазах растущее здание аэровокзала… А за спиной у меня семь живыхлюдей — участников испытаний. Пока живых…
    Решение приходит мгновенно. Бросаю бороться с креном и делаю его союзником. Отпускаю левую педаль, помогаю самолет развернуться вправо — аэровокзал метнулся в сторону. Одна бед миновала, но крен увеличивается до критического! Только бы не удариться кабиной… Убираю мощность работающего двигателя беру штурвал на себя. Самолет концом крыла цепляет землю удар хвостом… Нас спасло поле, которое вовремя я увидел. Отде лались ушибами и испугом.
    Что испытываешь в такой момент? Тебя терзают тысячи сомнений. А вдруг чего-то недодумал, сделал не так, как нужно. Разбил машину, едва не погубил людей. Мечтал о работе испытателя и в первом же полете не справился с простейшей задачей?!
    — Была найдена причина, и я был оправдан, -закончил свои исповедь Введенский.
    За тридцать пять лет летной работы он провел в небе более во семнадцати тысяч часов, из них львиную долю — в испытательных полетах, и серьезных экстремальных моментов не случалось.

<< Ушли от «мертвой петли» «Прыжок» в пропасть >>

странный, таинственный, загадочный и смертельный

На этой французской иллюстрации показано, как шаровая молния проникает в комнату через окно. Это явление неоднократно фиксировалось в истории.

Иллюстрация из архива всемирной истории, Alamy Стоковое Фото

Пожалуйста, соблюдайте авторские права. Несанкционированное использование запрещено.

Случаи шаровой молнии — светящиеся электрические шары в небе — пленяли и озадачивали нас на протяжении веков. Причудливое явление, также известное как шаровая молния, обычно появляется во время грозы в виде плавающей сферы, которая может иметь цвет от синего до оранжевого и желтого, исчезая в течение нескольких секунд. Иногда это сопровождается шипящим звуком и едким запахом.

Молния в целом представляет собой электрический разряд, вызванный положительным и отрицательным дисбалансом внутри самих облаков или между грозовыми облаками и землей. Вспышка молнии может нагреть воздух вокруг себя до температуры, в пять раз превышающей температуру поверхности Солнца. Тепло заставляет окружающий воздух быстро расширяться и вибрировать, что создает гром.

Шаровая молния реальна?

Одно из первых зарегистрированных наблюдений за шаровой молнией произошло в 1638 году, когда «большой огненный шар» влетел в окно английской церкви. Это и другие ранние отчеты предполагают, что шаровая молния может быть смертельной.

По крайней мере, одно исследование предположило, что около половины всех наблюдений за шаровыми молниями являются галлюцинациями, вызванными магнитными полями во время гроз. Тем не менее, ученые, похоже, согласны с тем, что шаровая молния реальна, даже если они еще не до конца понимают, что ее вызывает.

Исследователи из Северо-Западного педагогического университета Китая в Ланьчжоу случайно зафиксировали явление шаровой молнии во время изучения грозы 2012 года с помощью видеокамер и спектрометров. Мяч появился сразу после удара молнии и пролетел по горизонтали около 10 метров (33 фута). Спектрометр обнаружил в шаре кремний, железо и кальций, которые также присутствовали в местной почве.

Что вызывает шаровую молнию?

Работа исследователей из Ланьчжоу подтверждает теорию о том, что шаровая молния возникает в результате удара о землю, который вызывает реакцию между кислородом и испаряющимися элементами из почвы. Этот ионизированный воздух, или плазма, является тем же условием, которое обеспечивает огонь Святого Эльма, стационарное свечение, которое иногда путают с шаровой молнией.

Согласно другой теории, опубликованной в 2012 году, наличие стекла может генерировать шаровую молнию. Атмосферные ионы могут скапливаться на поверхности окна, создавая достаточное электрическое поле с другой стороны, чтобы вызвать разряд. Другое исследование, опубликованное в 2016 году, предполагает, что микроволновое излучение, возникающее при ударе молнии о землю, может инкапсулироваться в плазменный пузырь, что приводит к возникновению шаровой молнии.

Шаровая молния также связана с землетрясениями. Редкие вспышки света, иногда наблюдаемые во время землетрясений, могут принимать разные формы: голубоватое пламя, которое, кажется, выходит из-под земли на высоте лодыжек; быстрые вспышки яркого света, напоминающие обычные удары молнии, за исключением того, что они исходят не с неба, а с земли; и плавающие шары, известные как шаровая молния. В 2014 году, изучая огни землетрясений, исследователи пришли к выводу, что некоторые горные породы имеют тенденцию выделять электрические заряды, когда ударяет сейсмическая волна, вызывая разноцветные вспышки света.

Стремясь понять, как возникает шаровая молния, ученые попытались воссоздать ее. В 2006 году исследователи из израильского Тель-Авивского университета создали лабораторную версию шаровой молнии с использованием микроволнового луча. В 2018 году квантовые физики продемонстрировали синтетическое запутанное магнитное поле, которое отражает и, возможно, помогает объяснить шаровую молнию.

Но, несмотря на все эти исследования и лабораторные опыты, шаровая молния до сих пор не поддается фиксации. Ученые говорят, что им еще многое предстоит узнать о загадочном явлении.

Читать дальше

Беспрецедентная миссия для 500 акулят

  • Окружающая среда

Беспрецедентная миссия для 500 акулят

Команда из 15 стран занимается выращиванием акул из аквариумов и возвращением их в дикую природу Индонезия. Это никогда не делалось в таком масштабе, но эксперты считают, что план может сработать.

Правдивая история «Кокаинового медведя» — это не шутки

  • Животные

Реальная история «Кокаинового медведя» — это не шутки

Новый комедийный фильм ужасов основан на реальной передозировке наркотиков американским черным медведем и показывает, как человеческое безрассудство угрожает дикой природе.

Эксклюзивный контент для подписчиков

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу

Посмотрите, как люди представляли жизнь на Марсе на протяжении всей истории

Посмотрите, как новый марсоход НАСА будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу будет исследовать красную планету

Почему люди так одержимы Марсом?

Как вирусы формируют наш мир

Эпоха собачьих бегов в США подходит к концу буду исследовать красную планету

Подробнее

Периодически я слышу истории о шаровой молнии.

Существует ли это явление на самом деле? Мог ли шар плазмы оставаться стабильным в течение нескольких секунд, как утверждают некоторые исследователи?

Шаровая молния может быть более экзотичной, чем искры микроволновки, но большинство ученых убеждены, что она не менее реальна. Мартин А. Уман, председатель на факультете электротехники и вычислительной техники Университета Флориды в Гейнсвилле объясняет:

«Шаровая молния — это хорошо задокументированное явление в том смысле, что оно было замечено и последовательно описано людьми во всех сферах жизни со времен древних греки. Не существует общепринятой теории того, что вызывает это. Он не обязательно состоит из плазмы; например, шаровая молния может быть результатом хемилюминесцентный процесс. Литература изобилует рассуждениями о физике шаровой молнии».0131

Петер Х. Гендель в факультет физики и астрономии Университета Миссури в Сент-Луисе представил подробный обзор и выдвинул свою излюбленную модель шаровая молния:

«Согласно статистическим исследованиям, проведенным Дж. Р. МакНалли в 1960 г. (J. R. McNally, «Preliminary Report on Ball Lightning» в Proceedings of the Second Annual Meeting of the Division of Plasma Physics of the American Physical Society , Gatlinburg, № 2АД5 [1960], Paper J-15, pp. 1AD25), шаровую молнию видели 5 процентов населения Земли. Этот процент примерно равен как часть населения, которая видела обычную молнию с близкого расстояния, т. е. достаточно близко, чтобы увидеть непосредственную точку молнии. воздействие молнии.

«Шаровая молния наблюдалась и описывалась с древних времен, часто группами людей, и регистрировалась во многих местах. описывается как светящаяся сфера, чаще всего размером с голову маленького ребенка. Появляется обычно во время грозы, иногда в течение нескольких секунды молнии, но иногда без явной связи с молнией. В некоторых случаях шаровая молния появляется после грозы. еще до этого. Его время жизни варьируется в широких пределах, от нескольких секунд до нескольких минут; средняя продолжительность составляет около 25 секунд. Срок службы шаровая молния имеет тенденцию увеличиваться с размером и уменьшаться с яркостью. Мячи, которые кажутся отчетливо оранжевыми и синими, служат дольше, чем средний. Многие из этих общих характеристик основаны на работах А. И. Григорьева, проанализировавшего более 10 000 случаев шаровой молнии (А. Григорьев, «Статистический анализ свойств шаровой молнии», в Наука о шаровой молнии , под редакцией Ю. Х. Оцуки, World Scientific Publishing Co., Сингапур, 1988, стр. 88AD134).

«Шаровая молния обычно движется параллельно земле, но совершает вертикальные прыжки. Иногда спускается с облаков, иногда внезапно материализуется в помещении или на улице или входит в комнату через закрытое или открытое окно, через тонкие неметаллические стены или через дымоход. Проходя через закрытые окна, шаровая молния повреждает их маленькими дырочками. около трети времени. Шары не имеют заметного эффекта плавучести. Все эти качества привели великого русского физика Петра Капицу в 1955 интерпретировать шаровую молнию как безэлектродный разряд, вызванный стоячими СВЧ-волнами неизвестного происхождения, присутствующими между землей и облако; более ранние версии этой идеи восходят к 1930-м годам.

«С тех пор ученые усовершенствовали предположение Капицы. Теория Мазера-Солитона, которую я впервые описал в 1975 г. (П. Х. Гендель, «Мазерная теория шаровой молнии» в Bulletin of the American Physical Society Series II, Vol. 20 [1975], № 26), представляет собой современный вариант метода УВЧ-разряда. Я руководил исследованиями теории Мазера-Солитона в Курчатовский научный центр в Москве с 19 лет92. Согласно этой теории, наружная шаровая молния вызывается атмосферным мазером — аналогом к лазеру, но работающему на гораздо более низкой энергии — имеющему объем порядка многих кубических километров.

«С технической точки зрения мазер генерируется инверсией населенностей, вызванной на уровнях энергии вращения молекул воды коротким импульсом поля, связанным с полосой молния. Большой объем воздуха, затронутый ударом, затрудняет выход фотонов до того, как они вызовут «микроволновое усиление». вынужденным излучением» (мазерный эффект). Если только объем воздуха не очень велик или он не заключен в проводящую полость (как в случае шаровой молнии в самолетах или подводных лодках, а в некоторой степени и в помещении), столкновения между молекулами будут потреблять всю энергию инверсия населенностей. Если объем большой, мазер может генерировать локализованное электрическое поле или солитон, который приводит к возникновению наблюдаемого шара. молния. Однако такой разряд еще не был создан в лаборатории.

«Мазер-солитонная теория поддерживается тремя хорошо известными факты. Во-первых, шаровая молния никогда не возникает на острых горных пиках, высотных зданиях и других высоких точках, привлекающих молнии и используемых для исследования молний специалистами по атмосферному электричеству. (Исследователь молний Карл Бергер сказал мне, что провел свою жизнь, регистрируя и измеряя сотни тысяч разрядов молнии попали в его лабораторию на вершине горы Сальваторе в Лугано, Италия, без единого следа от шара молнии.) Невозможность наблюдать шаровую молнию в таких условиях привела к повсеместному разочарованию и даже скептицизму в отношении реальности явление. Но на самом деле импульс поля молнии, бьющей в высокие, остроконечные объекты, локализован в узком конусе, охватывающем относительно небольшой объем. Согласно теории мазера-солитона, эта среда исключает мазер-эффект. С другой стороны, при попадании молнии в равнины, результирующий импульс поля огромен: около 10 километров в ширину и три километра в высоту. Таким образом, шаровая молния хранит свои тайны: она посещает фермер и избегает ученого!

«Во-вторых, шаровая молния безвредна внутри самолетов и подводных лодок или в домах, имеющих токопроводящий каркас. Опять же, в соответствии с теорией мазера-солитона, энергия мазера в таких условиях ограничена примерно 10 джоулями (в отличие от предела в 10 джоулей). 10 9 до 10 10 Дж на открытом воздухе), слишком мало, чтобы быть опасным для жизни.

«И в-третьих, шаровая молния под открытым небом часто заканчивается сильным взрывом, иногда причиняющим значительный ущерб. Взрыв особенно странен, потому что он сильно смещает проводящие объекты в большей степени, чем диэлектрики. Например, электрические распределительные коробки иногда извлекаются из стен домов с помощью наружная шаровая молния и брошенная посреди улицы. Мазер-солитонная теория предсказывает, что такие всплески будут происходить, когда нагрузка внезапно исчезает. (Когда разряд, который поглощал фотоны, генерируемые мазером, внезапно исчезает, эти фотоны оживают. дольше и мгновенно размножаться, не ограничиваясь мазерным эффектом. Это распространение вызывает еще большую мгновенную лавину фотонов и практически мгновенный экспоненциальный рост электрического поля. Увеличение происходит слишком быстро, чтобы вызвать электрический пробой или нагрев, но может вызвать очень большие «пондеромоторные силы» — механические эффекты, которые могут разорвать составные объекты с различной диэлектрической проницаемостью.)

«Первые эксперименты с шаровой молнией УВЧ-разряда, проведенные Оцуки и Офурутоном в Японии (Ю. Х. Оцуки и Х. Офурутон, «Плазменный Огненные шары, образованные микроволновыми помехами в воздухе »в Nature Vol. 350 (1991), стр. 139) и вышеупомянутое исследование в Курчатовском в Москве (Жильцов В.А., С9. Маныкин А. , Петренко Е.А., Сковорода А.А., Лейтнер Дж.Ф., Гендель П.Х. Пространственно локализованное микроволновое излучение). Разряд в атмосфере», в ЖЭТФ Vol. 81 [1995], с. 1072-81) помогли решить загадку шаровой молнии. Теперь, когда мы кажется, понимают истинную природу шаровой молнии, особенно прискорбно, что в США нет средств для изучения и контролируемое воспроизведение этого увлекательного явления.

«Центром изучения шаровой молнии станет Пятый международный симпозиум. на Ball Lightning 26–29 августа 1997 г., организованный Ю. Х. Оцуки и Х. Офурутоном из Токийского столичного колледжа аэронавтики. Инжиниринг (для получения информации отправьте электронное письмо по адресу [email protected]). Я буду США представитель шаровой молнии в Международном комитете; Со мной можно связаться по адресу: [email protected]»


Научное сообщество все больше убежден, что шаровая молния — реальное явление (хотя и остаются некоторые скептики). С другой стороны, причиной возникновения шаровой молнии может быть источник постоянных споров. Ранее мы запускали вышеуказанную теорию. Джон Лоук, физик плазмы из Института промышленных технологий CSIRO, в Австралии, предлагает другую теорию об этом явлении:

«Хотя есть по крайней мере один учебник по молнии, который ставит под сомнение существование шаровой молнии, и я никогда не видел это явление лично, я чувствую, что нет никаких сомнений в том, что шаровая молния существует. Я говорил шести очевидцам явлений и не сомневаюсь в достоверности их наблюдений. Кроме того, отчеты все удивительно похожи и имеют общие черты с сотнями наблюдений, которые появляются в литературе.

«Шаровая молния» обычно описывается как светящийся шар диаметром от одного до 25 сантиметров, имеющий интенсивность примерно 20-ваттной лампы накаливания; феномен обычно возникает после удара молнии. Он почти всегда движется, развивает максимальную скорость около трех метров в секунду и парит примерно в метре над землей. земля. Движение может противодействовать преобладающему ветру и может беспорядочно менять направление. Шаровая молния может длиться до 10 секунд, после чего шар гаснет либо бесшумно, либо с треском. Было много наблюдений за шаровыми молниями внутри домов и даже в самолеты. Также имел место ряд наблюдений за прохождением шаровой молнии через закрытые стеклянные окна без видимых повреждений оконного стекла. стекло. Обычно заметного выделения тепла не происходит, хотя недавнее наблюдение сообщило об опаленной деревянной доске. Несколько человек сообщили о запахе озона и оксидов азота, связанном с шаровой молнией, а также о статике в транзисторном радиоприемнике.

«Учёные десятилетиями пытался сформулировать правдоподобное объяснение существования стабильного плазменного шара. Горячий шар плазмы должен подняться, как горячий воздух. воздушный шар, однако наблюдения обычно не сообщают о таком поведении. Почему такой мяч движется, как правило, против ветра? Какой источник энергии поддерживает шар молнии, учитывая, что такой шар должен был бы быстро уменьшаться в интенсивности?

«Были сотни статей, и по крайней мере, три книги, посвященные шаровой молнии. Большинство теорий поднимают больше вопросов, чем претендуют на решение. Вероятно, самой известной теорией была выдвинул российский лауреат Нобелевской премии Петр Капица, утверждавший, что шаровая молния вызывается стоячей волной электромагнитного поля. излучение. Но почему должна быть стоячая волна электромагнитного излучения? Другие теории утверждают различные источники энергии для мяча. молния, в том числе атомная энергия, антиматерия, горящий материал или электрическое поле облака.

«Общепринятой теории шаровая молния. У меня есть собственная теория, опубликованная в Journal of Physics D: Applied Physics («Теория шаровой молнии как электрического поля»). Разряд» в т. 29, № 5, стр. 1237-1244; май 1996 г.). Я предполагаю, что шаровая молния питается электрическим полем, связанным заряды в земле после удара молнии. Движение шара контролируется скоростью электрического заряда, когда он рассеивается в заземление после начального периода электрического «пробая», который происходит в момент удара.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *