Разное

Варианты социализации личности: Социализация личности- подготовка обучающихся к жизни в современном обществе

Содержание

Социализация личности. (Лекция 5) — презентация онлайн

Лекция 5

2. Социализация личности

— это процесс усвоения индивидом социального опыта
общества, к которому он принадлежит.
Социальный опыт включает в себя:
Нормы
Правила
Ценности
Социальные отношения
Культура труда

3. Стадии социализации

1. Адаптация (детская социализация)
Механизмами социализации в детском возрасте
выступают психологические механизмы: имитация,
идентификация, стыд и вина.

4. Стадии социализации

2. Индивидуализация
Формирование идентичности является важнейшей
задачей подросткового периода. Также важную роль
в этот период играет развитие моральных норм.
Наступление половой зрелости – это биологическое
событие, юношество – это социальный статус.

5. Стадии социализации

3. Интеграция
Критериями статуса взрослого человека являются:
• Принятие ответственности за себя;
• Самостоятельное принятие решений;
• Обретение финансовой независимости.

6. Стадии социализации

4. Трудовая стадия
Благополучие взрослого человека складывается из
шести элементов:
• Самоодобрение
• Позитивные отношения с другими людьми
• Автономия (личная свобода)
• Умение владеть обстановкой
• Цель жизни
• Непрекращающийся личный рост

7. Стадии социализации

5. Послетрудовая стадия
Были предложены две теории для объяснения
благополучного протекания старения:
1) Теория устранения
2) Теория активности

8. Схемы жизненных подъемов и спадов:

Возраст 16 -18 лет. Избавление от доминирования.
Возраст 18 — 22 года. Уход из родной семьи.
Возраст 22 — 28 лет. Построение реальной жизни.
Возраст 29 — 34 года. Кризис вопросов.
Возраст 35 – 43 года. Кризис безотлагательности.
Возраст 43 – 50 лет. Достигнутая стабильность.
Возраст 50 лет и старше. Умудренность опытом.

9. ОСНОВНЫЕ ФАЗЫ СОЦИАЛИЗАЦИИ

10. Агенты социализации

Первичные агенты социализации: родители, друзья,
родственники, соседи, воспитатели, тренеры, учителя
и пр.

Вторичные агенты социализации: социальные
институты (армия, политические организации, СМИ,
профессиональные круги и пр.)

11. Побочные эффекты социализации

Десоциализация – отказ от ранее усвоенных норм и
правил поведения в обществе
Ресоциализация – усвоение новых культурных норм и
ценностей

12. Социализация в современной России

Происходит в условия структурного кризиса и
социальной аномии
Происходит идеализация прошлого (победа в
ВОВ, освоение космоса, коллективизм людей,
достижения науки и культуры)

13. Социализация в современной России

Агенты социализации не способны выполнять свои
функции (подростки 14-17 лет совершают в 3 раза больше
преступлений, чем взрослые; у 48% из них родители
алкоголики, у 57% в семьях есть ранее судимые лица)

14. Социализация в современной России

Из 328 фильмов, которые в течение одного месяца в 2003
году посетили в Москве школьники составили:
Боевики – 32 %; эротика – 12%; комедии – 10%; эротические
комедии – 7%; детективы – 5%
Что привлекло школьников в этих фильмах?
Секс – 74%; физическая сила и оружие героев – 40 %;
деньги, богатство – 14%; сохранение жизни – 10%;
дружба главных героев – 3%

15.

Социальный контроль – это … … совокупность средств, с помощью которых
общество регулирует поведение
индивидов и поддерживает социальный
порядок.

16. Социальный контроль может быть …

Формальный (безличный)
Осуществляется правоохранительными
органами
Неформальный
Предполагает неофициальность и
применяется в небольших группах:
насмешки, критика и т.д.

17. Элементами социального контроля являются …

Социальные нормы – предписания,
требования, пожелания, ожидания и шаблоны
поведения в конкретных ситуациях.
(например, обычаи, традиции, табу, законы и
т.д.)
Социальные санкции – наказания и
поощрения, способствующие соблюдению
социальных норм. (награды, премии,
стипендии, арест, увольнение, бойкот)

18. Стратегии социального контроля

Наказание
Замещение
Легализация преступлений без жертв
Внутренний контроль
Создание служб социальной помощи

19. Выберите правильный вариант ответа

1.
Система процессов и механизмов, обеспечивающих
поддержание социально приемлемых образцов
поведения и функционирования социальной
системы в целом, называется …
a) физическим контактом
b) социальной системой
c) групповым взаимодействием
d) социальным контролем

20. Выберите правильный вариант ответа

2. Элементами социального контроля
являются …
a) обычаи и традиции
b) мораль и нравственность
c) нормы и санкции
d) права и обязанности

21. Выберите правильный вариант ответа

3. Лиц не прошедших социализацию
называют …
a) «дети-маугли»
b) индивиды
c) биологические субъекты
d) маргиналы

22. Выберите правильный вариант ответа

4. Процесс усвоения новых социальных норм
взамен утраченных или их восстановление
называется …
a) десоциализацией
b) мобильностью
c) образованием
d) ресоциализацией

23. Выберите правильный вариант ответа

5. Механизм социализации, выражающийся в
более или менее точном копировании
индивидом поведения других людей,
называется …
a) убеждение
b) имитация
c) интериоризация
d) воспитание

24.

Выберите правильный вариант ответа 6. К «тоталитарным институтам»,
вызывающим глубокую десоциализацию
относится …
a) поликлиника
b) тюрьма
c) гостиница
d) спортивный лагерь

25. Выберите правильный вариант ответа

7. К агентам вторичной социализации
относятся…
a) родители
b) родственники
c) друзья
d) телекомментаторы

26. Выберите правильный вариант ответа

8. Процесс разрушения имеющихся правил,
норм, ценностей и моделей поведения
называется…
a) десоциализацией
b) антисоциализацией
c) вторичной социализацией
d) ресоциализацией

27. Выберите правильный вариант ответа

9. Субъекты, влияющие на систему
ценностей и убеждений индивида,
называются…
a) агенты социализации
b) каналы социализации
c) институты социализации
d) трансляторы социализации

28. Выберите правильный вариант ответа

10. Социализация является процессом…
a) дискретным, прерывающимся
b) охватывающем только отдельных
личностей
c) охватывающем всех в детском и
подростковом возрасте
d) охватывающем всех индивидов на
протяжении всей жизни

Основы социализации школьников: социализация в школе

Что такое социализация детей в школе

Некоторые родители и даже педагоги приравнивают социализацию и развитие школьников к общению между собой. Но это более глубокое и многогранное понятие. 

Социализация подразумевает коммуникацию с людьми разных возрастов, рас, профессий и социального статуса. 

Чтобы социализироваться, ребёнок должен приобретать навыки взаимодействия с разными людьми в разных ситуациях. Кроме того, социализация — это усвоение определённой системы знаний, норм и ценностей, позволяющих функционировать в качестве полноправного члена общества. 

Социализация детей в школе часто довольно однобокая. Дело в том, что на протяжении одиннадцати лет школьник проводит большую часть дня в обществе одних и тех же детей, взаимодействует с одними и теми же учителями, находится в стенах одного и того же здания.

Правильнее считать школу частью социализации, но не обязательным пунктом.

<<Блок перелинковки>>

Факторы социализации школьников

Фактор — это среда, в которой протекает социализация. Традиционная школа — один из вариантов. Но есть и другие.

Проще говоря, факторы отвечают на вопрос «где ребёнок социализируется?».  

<<Форма демодоступа>>

Семья

Ребёнок взаимодействует с ближайшими родственниками — мамой, папой, братьями и сёстрами. Засчитывается и общение с дальними родственниками — тётями, дядями и другими.

В семье закладываются основные бытовые навыки, умение решать конфликты, строить диалог. От поведения взрослых зависит, как себя будет вести ребёнок. Младшие всегда копируют старших. Об этом важно помнить, когда хочется накричать или отшлёпать ребёнка, поругаться с супругом или поскандалить с продавщицей в магазине. 

Улица

Дети, особенно дошкольники и младшие школьники, по-прежнему проводят много времени на улице — им рекомендуется гулять как минимум раз в день. Во дворе и на детских площадках возникает много ситуаций взаимодействия с другими детьми и их родителями — и таким образом тоже закладываются основы социализации. Ребёнок учится решать конфликты и находить общий язык. 

Интернет

В подростковом возрасте ребёнок, как правило, начинает активно пользоваться интернетом. Без доступа к Сети поддерживать связь с одноклассниками и успешно учиться затруднительно.

Особенности социализации школьников в интернете заключаются в анонимности Сети с одной стороны и безграничности информации и возможностей — с другой. Здесь можно пообщаться с любым человеком с другого конца мира — но важно помнить, что в интернете легко выдать себя за кого угодно.

Дети учатся критическому мышлению, приобретают навыки сетевого этикета и узнают о том, к чему нет доступа в реальной среде. Например, путешествуют по гугл-картам или смотрят видеолекцию из Гарварда. 

Кружки и занятия

Львиная доля социализации обучающихся в школе приходится на дополнительные секции. Здесь дети учатся взаимодействовать в коллективе, который объединяет общее дело. Секции и кружки по интересам важны для социализации ребёнка, который учится вне школы. Дополнительные занятия помогают хоумскулеру находить друзей, поддерживать общение и участвовать в жизни социума.

Источник: freepik. com 

Средства социализации школьников

Средства — то, с помощью чего происходит социализация. «Что используется для погружения ребёнка в социум? Как ребёнок усваивает систему знаний, норм и ценностей?». 

Бытовые навыки

В первую очередь закладывается умение обслуживать себя — есть, умываться, причёсываться, чистить зубы, завязывать шнурки, убираться в квартире. Чем старше ребёнок, тем больше свободы и самостоятельности ему положено. Но не только в «хотелках» вроде погулять с друзьями допоздна, а ещё и в делах по хозяйству — сходить в магазин или погулять с собакой. 

Элементы духовной культуры

Книги, фильмы, памятники, музейные экспонаты, песни и сериалы — всё это знакомит ребёнка с системой ценностей, принятой в обществе. В процессе социализации учащиеся школы узнают себя в героях произведений, находят ответы на волнующие вопросы, учатся думать и размышлять, анализируют поведение персонажей в ситуациях, аналогичных собственному опыту.  

Образование

Уровень образования в стране — важное условие социализации школьников. От качества обучения зависит, насколько конкурентоспособным и полноценным членом общества вырастет ребёнок. В населённых пунктах без доступа к полноценному образованию процесс социализации нарушается — ребёнок усваивает ограниченную и замкнутую систему ценностей, не имея возможности развиваться вне этих рамок.  

<<Форма бесплатного курса>>

Общение на ранних этапах развития

В науке известны случаи, когда дети росли в условиях крайней социальной изоляции и воспитывались животными. Учёные установили, что люди, которые жили в отрыве от общества первые 3,5-6 лет жизни, уже не смогут освоить человеческий язык, ходить прямо, осмысленно общаться с другими людьми. Это демонстрирует, насколько важными для развития ребёнка являются первые годы его жизни. То, как взрослые общаются с ребёнком, напрямую влияет на процесс его социализации. 

Методы поощрения и наказания

Способы воспитания играют большую роль в социализации младших школьников.  

Поощрение — это метод, стимулирующий развитие ребёнка. Оно даёт гораздо более сильный эффект, чем наказание. Поощрение вызывает положительные эмоции, способствует формированию чувства собственного достоинства, дисциплинированности, ответственности. Для успешной социализации важно, чтобы школьника чаще хвалили, чем ругали. 

Что делать, если ребёнок учится дома

Мнение, что ребёнок на дому лишён социализации, в то время как в традиционной школе дети социализируются по полной, — ошибочно. Как мы выяснили, социализация личности школьника — это усвоение определённой системы ценностей и норм во время взаимодействия с людьми разных возрастов, национальностей, профессий.

Иначе говоря, социализация — это вся жизнь. Чтобы без проблем интегрироваться в общество, ребёнку на семейном обучении достаточно взаимодействовать с семьёй, ходить в кружки и секции, гулять с друзьями на площадке и во дворе, посещать культурные места, путешествовать. Просто живите и приобретайте новый опыт!

Тест.

Социализация личности