Разное

В норме самооценка дошкольников – Самооценка дошкольников, нормы развития самосознания личности

Содержание

Самооценка дошкольников, нормы развития самосознания личности

Самооценка дошкольников — один из важнейших элементов их личности. Способность оценить себя дана каждому человеку. Это помогает увидеть свое место в этом мире и правильно построить отношения с другими людьми. Однако умение оценивать себя правильно дается не всем. На создание того или иного образа своей личности влияет мнение окружающих.

Компоненты самооценки

Рефлексия и самосознание ребенка возникают достаточно рано. Взрослые ошибочно полагают, что дети в возрасте 2-3 лет не способны на глубокие размышления. Однако именно в этом возрасте формируется самооценка дошкольника, состоящая из двух основных компонентов:

  1. Эмоциональный. Он основан на отношении взрослых к ребенку. Компонент преобладает у дошкольников до 4-5 лет. В этом возрасте авторитет родителей особенно высок. Дети испытывают внутреннюю потребность в том, чтобы мама и папа постоянно хвалили и поощряли их действия.
  2. Интеллектуальный. Компонент основан на рефлексии и сравнении себя с другими. Постепенно ребенок перестает обращать внимание только на самого себя. Он изучает других людей: сверстников, с которыми играет, малознакомых взрослых и т. д. В 4-5 лет дети способны выявлять различия, которые существуют между ними и окружающими. Эти различия вызывают у ребенка беспокойства. Рефлексия в этом возрасте направлена на выявление стандарта, идеала. Создать стандарт в создании детей помогают окружающие люди и СМИ. Очень часто маленькие девочки хотят быть похожими на любимую куклу Барби или на актрису из рекламного ролика. Невозможность быть похожей на идеал вызывает недовольство собой, которое может сопровождать ребенка в старшем возрасте. Многие комплексы, от которых страдает уже взрослый человек, формируются еще в дошкольные годы.

Первые признаки самооценки

Исследователи установили, что самооценка ребенка начинает формироваться в первые 2-3 года жизни. Она связана с так называемым кризисом трех лет (кризис самости). Самосознание дошкольника начинает свое формирование. Малыш уже понимает, что он независимая от матери личность, и постепенно от нее отделяется. При этом детям крайне необходимо получать одобрение родителей, особенно мамы. Критика поступка воспринимается так же, как и критика личности. Если дошкольника ругают за то, что он что-то сделал неправильно, он начинает сомневаться в любви родителей к нему.

Критика деятельности ребенка трехлетнего возраста приводит к тому, что у дошкольника появляется заниженная самооценка. Если мама ругает его за то, что он плохо вымыл свою тарелку или недостаточно хорошо заправил постель, интерес к деятельности пропадает. Дети становятся замкнутыми, необщительными. Они уверены в том, что если им не удалось справиться с одной задачей, они не способны справиться и с любой другой. Появление заниженной самооценки особенно опасно, когда наступает период подготовки к школе. Успеваемость школьников, которые не уверены в себе и считают себя «плохими», будет значительно ниже, чем у их ровесников, уверенных в своих силах.

Иногда взрослые не учитывают особенностей формирования самооценки дошкольников и начинают относиться к ним как к трудным детям из-за незначительной шалости («Ты дернул девочку за косичку, ты хулиган!»). Таким образом взрослые надеются на то, что ребенок устыдится своего поступка и больше никогда не будет шалить. Вместо этого родителям следует ожидать новых шалостей. Вести себя хорошо просто нет смысла. Ярлык хулигана заставляет детей подтверждать свою репутацию.

Завышенная самооценка

Это другая крайность, которой подвержены люди. Самосознание и самооценка в дошкольном возрасте формируются под влиянием ближайшего окружения, состоящего в большинстве случаев из родителей и других близких родственников. Взрослые нередко склонны баловать ребенка. Мама часто называет свою маленькую дочь принцессой. Отец внушает сыну, что он «мужик». Дети начинают чувствовать свою уникальность. Принцесса имеет полное право руководить окружающими. «Мужику» можно обращаться со сверстниками «по-мужски», то есть оскорблять или избивать их.

Безусловно, такие методы родителей изначально направлены не во вред сыну или дочери. Мамы и папы хотят, чтобы их дети росли уверенными в себе людьми, а развитие самооценки в дошкольном возрасте шло более быстрыми темпами. Однако желание сформировать самостоятельную и успешную личность заканчивается тем, что ребенок начинает считать себя лучше своих ровесников. Во время игры с другими детьми он стремится доминировать, подчинять себе окружающих. У детей с завышенной самооценкой развивается представление о самих себе, как о самых лучших, а лучшему дозволено все.

Лидер вызывает раздражение у тех, кто вынужден с ним общаться. Сверстники предпочитают играть с теми, кто не считает себя идеалом. Завышенная самооценка детей старшего дошкольного возраста приводит к тому, что они остаются в одиночестве и не способны строить полноценные отношения ни со своими товарищами, ни со взрослыми.

Влияние посторонних

Родителям следует помнить о том, что на развитие самосознания и самооценки в дошкольном возрасте влияют не только близкие родственники. Делать это могут и посторонние люди:

  1. Взрослые. Это могут быть соседи, знакомые семьи и т. д. Если ребенок ходит в детский сад, большую часть дня он проводит с воспитателем. Методики некоторых педагогов далеки от педагогической науки. Не учитывая особенностей детской психики, воспитатель время от времени унижает детей. Каждый ребенок реагирует на унижение по-своему. Для кого-то слова педагога ничего не значат. Другие дети протестуют, пытаются доказать, что они не такие, какими их считает воспитатель. Третья категория мысленно соглашается со взрослым человеком, считая его авторитет абсолютным. Родителям необходимо отслеживать, какие приемы применяет педагог для воспитательных целей. Если тот или иной прием оказывает негативное воздействие, нужно постараться перевести сына или дочь в другую группу.
  2. Дети. Ребенок еще не научился лгать. Он говорит то, что думает. К общению детей необходимо применять диагностический подход. Когда дошкольники играют, взрослым следует находиться поблизости и наблюдать за ними. Такая скрытая диагностика поможет определить, на каком уровне находится развитие самосознания в дошкольном возрасте, какие отношения установились между товарищами. Не следует грубо вмешиваться в игру, навязывать свои правила и пытаться повлиять на повышение самооценки одного из игроков. Для большинства детей такое вмешательство неприемлемо. Отношения должны строиться на основе доверия, а не авторитарности. Необходимо попросить разрешения присоединиться к игре. Взрослый может влиять на отношения детей только после того, как вошел в роль.

Как повысить самооценку?

Самосознанию детей старшего дошкольного возраста доступны анализ и размышление. Тем не менее ребенок еще не способен целенаправленно повышать свою самооценку. Делать это должны родители следующими методами:

  1. Создать положительный образ папы и мамы. Дети — это отражение своих родителей, являющихся до определенного возраста непререкаемым авторитетом. Если папа и мама чувствуют неуверенность в себе, это ощущение передается сыну или дочери. Когда авторитет не уверен, дети начинают сомневаться в существовании идеала. Отрицательный образ кого-то из родителей тоже вреден для ребенка. Дети часто хвалят маму или папу в присутствии ровесников («Папа самый сильный», «Мама самая красивая»). Нередко именно таким способом удается добиться уважения среди сверстников. Если родители не вписываются в представления об идеале, ребенок их стесняется, а товарищи над ним смеются. Работу над неуверенностью ребенка следует начать с обследования собственной личности.
  2. Отмечать уникальность. Если указать дошкольнику на те его особенности, которых нет у его товарищей (красивые волосы, умение читать), он почувствует себя уникальным и необычным.
  3. Отмечать успехи. Неудачи нужно игнорировать, а успехи отмечать — это тактика, положительно влияет на повышение самооценки. Ребенок должен обращать свое внимание на достижения. В таком случае получаться будет и то, с чем он раньше не мог справиться.
  4. Создать ситуацию успеха. Создать ситуацию, в которой ребенок почувствует себя успешным, можно искусственно. Занятия по подготовке к школе — это один из способов совместить приятное с полезным. Детям необходимо давать материал в таких количествах, чтобы они смогли хорошо его усваивать. Нужно хвалить их за то, что они хорошо справляются со своими заданиями и быстро готовятся к первому школьному году.
  5. Поощрять самостоятельность. Для самосознания ребенка дошкольного возраста необходимо ощущение возможности делать что-то самому. Если родители все время пытаются выполнить за детей вполне посильные для них задания (завязать шнурки, расставить по полкам книжки и т. д.). Подобное поведение папы и мамы заставляет детей осознавать свою неполноценность.

Как понизить самооценку?

Выявление завышенной самооценки и своевременное ее снижение поможет уберечь дошкольника и самих родителей от проблем в будущем. Однако не следует добиваться своей цели с помощью унижения личности. Необходимо сохранение положительного образа. Ребенок всегда должен знать о том, что он «хороший», но в данном случае поступил плохо, и это нужно исправить. Методы могут быть такими:

  1. Указывать на ошибки. Для развития самосознания слишком уверенного в себе дошкольника необходимо указание на недочеты. При этом ошибки должны быть настоящими, а не мнимыми. Если ребенок нарисовал некрасивый цветок, указывать ему на это не стоит. Однако если он не поздоровался с соседкой или незаслуженно обидел товарища, это несомненная ошибка.
  2. Отмечать не уникальность. Для самосознания дошкольников, считающих себя особенными, нужно ощущение того, что они такие же, как все. Необходимо как можно чаще отмечать их сходство с другими людьми («У твоего друга такой же велосипед, как у тебя»).
  3. Давать более трудные задания. Существуют задания, не имеющие возрастного ограничения. Самоуверенные дети охотно их выполняют, чтобы продемонстрировать свою силу, ловкость и сообразительность. Нужно давать им такую работу, с которой они не справятся или справятся очень плохо (досчитать до тысячи, рассказать алфавит в обратном порядке).
  4. Хвалить других детей. Родители должны чаще отмечать достоинства товарищей сына или дочери. Ребенок должен знать, что его друзья ничем не хуже его самого.
  5. Соблюдать равенство. В некоторых семьях ребенка превращают в кумира, которому все поклоняются. Его интересы и права ставятся превыше интересов и прав взрослых членов семьи. Ребенок растет эгоистом, которому все дозволено.

Самоценный период

Считая своих детей недостаточно взрослыми, родители не работают над их самооценкой. А между тем о самоценности дошкольного детства говорил А. В. Запорожец. В период становления личности, начинающийся в 2-3 года, ребенок нуждается в том, чтобы получить информацию о себе самом. Часто информация, полученная в первые несколько лет жизни, настолько оседает в сознании и подсознании, что не покидает человека всю жизнь.

Родители могут возразить: проходящий самоценный период ребенок еще слишком мал для того, чтобы ему можно было дать объективную оценку. С возрастом люди меняются до неузнаваемости. Но задача мамы и папы состоит не в том, чтобы провести анализ личности и вынести суровый справедливый вердикт. Помня о самоценности дошкольного детства в период подготовки к школе, они должны создать в глазах ребенка положительный образ его самого. Детям еще не известны критерии добра и зла. Они усвоят их в процессе социализации. Несмотря на врожденные наклонности, ребенок до определенного возраста остается в неведении относительно того, что такое добро, зло, справедливость, несправедливость. Основным представлением о самом себе остается образ, созданный родителями.

Объективное отношение к своей личности — редкое явление. Большинство людей или превозносят себя над другими, или занижают свои достоинства. Своевременная корректировка самооценки поможет относиться с уважением к себе и окружающим.

Полезные материалы

doshkolnik.net

характеристика, способы влияния / Mama66.ru

То, как человек оценивает свою значимость, во многом определяет отношение к нему других людей. Следовательно, адекватная самооценка ребенка – залог его успеха в будущем.

Осознание собственного «я» и своей ценности как личности происходит в раннем детстве. Если самостоятельно ребенок не справляется с этой задачей, задача родителей – распознать проблему и помочь ему в формировании правильной, здоровой самооценки.

Виды самооценки у детей

Принято выделять 3 типа самооценки – нормальную, заниженную и завышенную. Определить ее можно с помощью специальных тестов и личных наблюдений.

Для этого используется методика на выявление самооценки ребенка – «Лесенка». Малышу предлагают поместить себя на одну из нарисованных ступенек, объяснив, что внизу должны находиться «плохие дети», выше «хорошие», а вверху «самые лучшие». По сделанному выбору можно судить об уровне самоуважения.

Конечно, одной методики недостаточно для получения достоверной характеристики детей по самооценке. Поэтому перед тем как сделать вывод, психолог применяет еще ряд тестов и проводит беседу с малышом. Но основные признаки сформировавшегося вида самооценки заметны и в повседневной жизни. Рассмотрим их подробнее.

Нормальная

Если ребенок адекватно себя оценивает, его поведение будет следующим:

  • Не боится пробовать новые для себя занятия.
  • В сложной ситуации старается найти решение самостоятельно, но умеет обращаться за помощью, если это необходимо.
  • Может признать, что ошибся и попробовать это исправить.
  • Нормально идет на контакт с детьми, не пытается унизить младших или более слабых.

Завышенная

Такие дети переоценивают свою значимость и возможности. Завышенная самооценка у ребенка определяется по ряду характерных признаков:

  • Эгоцентризм – сосредоточенность только на собственных чувствах и желаниях.
  • Болезненное восприятие критики в свой адрес, вызывающее бурю протестов.
  • Навязчивость и привлечение внимания любыми способами.
  • Агрессивность при общении с детьми, стремление выделиться за счет унижения других, желание всегда занимать лидирующую позицию.


Заниженная

Характеристика детей с заниженной самооценкой:

  • Тревожность и неуверенность, мешающие общению со сверстниками.
  • Чрезмерная скромность и застенчивость.
  • Недоверчивость, страх быть обманутыми.
  • Обидчивость, замкнутость, желание больше времени проводить в одиночестве.
  • Отказ от занятий, вызывающих затруднения и требующих приложения усилий.
  • Настрой на негатив, выражающийся фразами «У меня не получится», «Я плохой» и т. д.

Особенности самооценки у детей

Самоуважение и умение адекватно себя воспринимать меняется по мере взросления личности. Но влияние типа воспитания на самооценку ребенка очень велико, поэтому родителям нужно отслеживать ее возрастные изменения и, при необходимости, корректировать.

В дошкольном возрасте

Самооценка ребенка дошкольного возраста нередко завышена. Это вполне нормально. В начальный период жизни дети учатся оценивать себя и не всегда делают это правильно, особенно если в семье любое их действие сопровождается восторженными комментариями.

При отсутствии перегибов в воспитании (как попустительства и восхваления, так и унижения), завышенная самооценка дошкольника со временем придет в норму. Отсутствие самоуважения у ребенка в этом возрасте более опасно.

Заметив признаки заниженной самооценки нужно пересмотреть воспитательные меры и манеру общения с малышом, так как избавиться от этой проблемы с годами становится намного сложнее. Родители должны помочь поднять самооценку ребенку, сам он с этой задачей не справится.

В младшем школьном возрасте

В чем заключаются особенности самооценки детей младшего школьного возраста? Учась в первом классе, ребенок обычно оценивает себя завышено. Во втором наблюдается тенденция к умеренному снижению самооценки. В третьем школьник оценивает свои способности и возможности нормально или занижено. Случаи завышенной самооценки в этом возрасте редки.

На формирование самоуважения в этот период существенное влияние оказывает учебно-воспитательный процесс, в частности, успеваемость в школе. Дети младшего школьного возраста, по сути, еще малыши, поэтому при нарастающей неуверенности и снижении самооценки у чада не стоит акцентировать внимание на неудачах в учебе.

В среднем школьном возрасте

В средних классах детям свойственно оценивать себя объективно. Происходит закономерное взросление, совершенствуется способность к самоанализу.

Но заниженная самооценка у ребенка среднего школьного возраста возможна и чаще связана со сложностями в общении со сверстниками, чем с учебным процессом. Мнение о нем одноклассников выходит на первый план в системе ценностей.

Ребенок превращается в подростка, но по-прежнему нуждается в одобрении и внимании родителей. На этом этапе важно проявлять интерес к его увлечениям и предоставлять больше возможностей для развития самостоятельности. Тотальный контроль и чрезмерные требования к успеваемости снижают самооценку подростка.

В старшем школьном возрасте

Низкая самооценка у ребенка в старших классах – явление распространенное. Этому способствуют первые неудачные влюбленности, страхи, связанные с экзаменами и предстоящим выбором профессии.

Чтобы сохранить нормальный уровень самоуважения у школьников-старшеклассников, лучше воздержаться от критики их внешности, друзей и увлечений. Если основной причиной повышенной тревожности стала учеба, нужно постараться объяснить бесполезность самобичевания и подсказать пути решения проблемы.

Что делать с низкой самооценкой?

Дети с заниженной самооценкой нуждаются в помощи. В первую очередь, родительской, а в случае стойких изменений – и профессиональной.

Что делать, чтобы повысить самооценку у ребенка:

  • Найдите для него «зону успешности». Это может быть хобби или другое занятие, которое ему нравится и хорошо получается. Для повышения самооценки желательно, чтобы он мог видеть результаты своих трудов – получать грамоты, занимать призовые места и т. д.
  • Если предпочтений и талантов нет, можно сделать сундучок достижений – метод подходит детям младшего возраста. В течение дня нужно записывать все хорошие поступки и успехи (помог по дому, прочел книгу, нарисовал рисунок и т. д.) и складывать записки в коробочку. Периодически сундучок открывают и вместе с ребенком вспоминают о его достижениях.
  • Разрешайте чаще принимать решения и действовать самостоятельно, конечно, в соответствии с возрастом. Возможность самому выбрать одежду или приготовить простое блюдо (хотя бы бутерброды) положительно скажется на самооценке ребенка, при условии, что вы воздержитесь от критики и подчеркнете положительные моменты.
  • Чаще напоминайте, что любите его. Это важно и малышам, и подросткам.
  • Не оставляйте достижения ребенка без внимания. Это не означает, что хвалить нужно буквально за все (дети сразу чувствуют фальшь), но реальные, пусть и небольшие победы, должны поощряться.
  • Развивайте у ребенка положительный настрой и веру в себя. Говорите, что верите в его успех, ведь он умный и способный, как мама с папой. И по возможности подкрепляйте слова дельными советами.

Как сформировать адекватную самооценку?

Чтобы повышение самооценки у детей не стало для вас проблемой в будущем, принимайте меры по ее адекватному развитию с самого раннего возраста.

Практически все родители уверенны, что воспитывают ребенка правильно, опираясь на опыт из своего детства. Но, даже действуя из лучших побуждений, можно допустить множество ошибок.

Простые правила, помогающие сформировать нормальную самооценку:

  • Чаще позволяйте детям высказывать свое мнение и проявлять эмоции. Слишком авторитарные и строгие родители добиваются послушания, но ценой становится инертность, неуверенность и отсутствие у ребенка своего мнения.
  • Не запрещайте помогать вам в чем-либо, даже сами можете сделать быстрее и лучше.
  • Не пытайтесь оградить ребенка от всех неудач и разочарований. Проживание детьми не только положительного, но и отрицательного опыта необходимо для адекватного восприятия своих сил и возможностей.
  • Учите детей правильно воспринимать победы и поражения, на примере конкретных ситуаций, лучше из собственного опыта.
  • Если ребенок поступил плохо, объясняйте, что вы недовольны не им самим, а его поступком.
  • Не ставьте перед детьми заведомо невыполнимых задач.
  • Устраняйте источники психологического угнетения. Если ребенок стал объектом травли в школе, не заставляйте его стать сильнее и решить проблему самостоятельно. Проще сменить место учебы и сохранить детскую психику.

Чего делать нельзя?

Повысить самооценку и вернуть уверенность ребенку не получится, если:

  • Говорить, что другие дети сильнее, умнее, успешнее него. Этим вы занижаете его значимость как личности.
  • Хвалить за то, к чему ребенок не прилагал усилий, а также из жалости.
  • Критиковать его поделки, рисунки или оценки в школе, если он старается, но результат вам не нравится.
  • Запугивать в воспитательных целях «Сейчас достану ремень!», «Ты у меня получишь!» и т. д.
  • Наказывать за проступки физически и унижать словесно.

Воспитать из малыша гармонично развитую личность можно – главное, не переусердствовать с критикой и похвалой. Неуверенность в себе, как и излишняя самоуверенность не приносят человеку пользы в любом возрасте.

Автор: Яна Семич,
специально для Mama66.ru

Полезное видео про самооценку ребенка

mama66.ru

Особенности развития самооценки у детей дошкольного возраста

Самооценка
это оценка личностью самой себя, своих
возможностей, способностей, качеств и
места среди других людей. Самооценка
относится к фундаментальным образованиям
личности. Она в значительной степени
определяет ее активность, отношение к
себе и другим людям.

Итоговым измерением
Я, формой существования глобальной
самооценки является самоуважение
личности. Самоуважение
— устойчивая личностная черта, и
поддержание его на определенном уровне
составляет важную заботу личности.
Самоуважение личности определяется
отношением ее действительных достижений
к тому, на что человек претендует какие
цели перед собой ставит.

Совокупность таких
целей образует уровень притязаний
личности. В его основе лежит такая
самооценка, сохранение которой стало
для личности потребностью.

Уровень притязаний
– это тот
практический результат, которого субъект
рассчитывает достичь в работе. В своей
практической деятельности человек
обычно стремится к достижению таких
результатов, которые согласуются с его
самооценкой, способствуют ее укреплению,
нормализации. Как фактор, определяющий
удовлетворенность или неудовлетворенность
деятельностью, уровень притязаний имеет
большое значение для лиц, ориентированных
на избежание неудач, а не на достижение
успехов. Существенные изменения в
самооценке появляются в том случае,
когда сами успехи или неудачи связываются
субъектом деятельности с наличием или
отсутствием у него необходимых
способностей.

Важные новообразования
в развитии самосознания, связанные с
зарождением самооценки, происходят в
конце раннего возраста. Ребенок начинает
осознавать собственные желания,
отличающиеся от желания взрослых,
переходит от обозначения себя в третьем
лице к личному местоимению первого лица
– » Я «. Это ведет к рождению
потребности действовать самостоятельно,
утверждать, реализовывать свое » Я
«. На основе представлений ребенка о
своем «Я» начинает формироваться
самооценка.

В дошкольный период
самооценка ребенка интенсивно развивается.
Решающее значение в генезисе самооценки
на первых этапах становления личности
(конец раннего, начало дошкольного
периода) имеет общение ребенка со
взрослыми. Вследствие отсутствия
(ограниченности) адекватного знания
своих возможностей ребенок первоначально
на веру принимает его оценку, отношение
и оценивает себя как бы через призму
взрослых, целиком ориентируется на
мнение воспитывающих его людей. Элементы
самостоятельного представления о себе
начинают формироваться несколько позже.
Впервые появляются они в оценке не
личностных, моральных качеств, а
предметных и внешних. В этом проявляется
неустойчивость представлений о другом
и о себе вне ситуации узнавания. Постепенно
изменяет предмет самооценки. Существенным
сдвигом в развитии личности дошкольника
является переход от предметной оценки
другого человека к оценке его личностных
свойств и внутренних состояний самого
себя. Во всех возрастных группах дети
обнаруживают способность объективнее
оценивать других, нежели самих себя.
Однако здесь наблюдаются определенные
возрастные изменения. В старших группах
можно заметить детей, которые оценивают
себя с положительной стороны косвенным
путем. Например, на вопрос «Какая ты:
хорошая или плохая?» они обычно
отвечают так: Я не знаю… Я тоже слушаюсь».
Ребенок же младшего возраста на этот
вопрос ответит: «Я самый хороший».
Изменения в
развитии самооценки дошкольника в
значительной степени связаны с развитием
мотивационной сферы ребенка
.
В процессе развития личности ребенка
меняется
иерархия мотивов
.
Ребенок переживает борьбу мотивов,
принимает решение, затем отказывается
от него во имя более высокого мотива.
То, какие именно мотивы оказываются
ведущими в системе, отчетливо характеризуют
личность ребенка. Дети в раннем возрасте
совершают поступки по непосредственному
указанию взрослых. Совершая объективно
положительные поступки, дети не дают
себе отчета в их объективной пользе, не
осознают своего долга по отношению к
другим людям. Чувство
долга зарождается под влиянием той
оценки, которые дают взрослые поступку,
совершенному ребенком.

На основе этой оценки у детей начинает
развиваться дифференцировка того, что
хорошо и что плохо. В первую очередь они
учатся оценивать поступки других детей.
Позднее дети в состоянии оценить не
только поступки сверстников, но и свои
собственные поступки. Появляется умение
сравнивать себя с другими детьми. От
самооценки внешнего вида и поведения
ребенок к концу дошкольного периода
все чаще переходит к оценке своих
личностных качеств, отношений с
окружающими, внутреннего состояния и
оказывается способным в особой форме
осознать свое социальное «Я», свое
место среди людей. Достигая старшего
дошкольного возраста ребенок уже
усваивает моральные оценки, начинает
учитывать, с этой точки зрения,
последовательность своих поступков,
предвосхищать результат и оценку со
стороны взрослого. Дети шестилетнего
возраста начинают осознавать особенности
своего поведения, а по мере усвоения
общепринятых норм и правил использовать
их в качестве мерок для оценки себя и
окружающих.

Это имеет огромное
значение для дальнейшего развития
личности, сознательного усвоения норм
поведения, следования положительным
образцам. Для
шестилеток характерна в основном еще
не дифференцированная завышенная
самооценка.

К семилетнему возрасту она дифференцируется
и несколько снижается. Появляется
отсутствующая ранее оценка сравнивания
себя с другими сверстниками.
Недифференцированность самооценки
приводит к тому, что ребенок шести-семи
лет рассматривает оценку взрослым
результатов отдельного действия как
оценку своей личности в целом, поэтому
использование порицаний и замечаний
при обучении детей этого возраста должно
быть ограничено. В противном случае у
них появляется заниженная самооценка,
неверие в свои силы, отрицательное
отношение к учению. Неадекватная
заниженная самооценка также может
сформироваться у ребенка как результат
частого неуспеха в какой-то значимой
деятельности. Существенную роль в ее
формировании играет демонстративное
подчеркивание этого неуспеха взрослыми
или другими детьми. Специальными
исследованиями установлены следующие
причины появления у ребенка заниженной
самооценки:

Объективные
недостатки: низкий рост, непривлекательная
внешность и т.п.; вымышленные недостатки:
мнимая полнота, кажущееся отсутствие
способностей; неуспех в общении: низкий
социометрический статус в группе,
непопулярность среди сверстников;
угроза отчуждения в детстве: нелюбовь
родителей, воспитание в «ежовых
рукавицах» и т.п.; чрезмерная
сензитивность к внешним оценкам,
исходящим от значимых других и т.д.

Дети с заниженной
самооценкой переживают чувство
неполноценности, как правило, они не
реализуют своих потенций, т.е. неадекватная
заниженная самооценка становится
фактором, тормозящим развитие личности
ребенка.

studfiles.net

В норме самооценка дошкольников

Особенности самооценки в дошкольном возрасте

В процессе развития у ребенка формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). Совпадение реального «Я» с идеальным считается важным показателем эмоционального благополучия.

Оценочная составляющая самосознания отражает отношение человека к себе и своим качествам, его самооценку.

Положительная самооценка основана на самоуважении, ощущении собственной ценности и положительного отношения ко всему, что входит в представления о самом себе. Отрицательная самооценка выражает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.

В старшем дошкольном возрасте появляются зачатки рефлексии — способности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, поэтому самооценка детей старшего дошкольного возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятельности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непривычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рассматривается как отклонение в развитии личности.

Особенности поведения детей старшего дошкольного возраста с различным типом самооценки:

Дети с неадекватно завышенной самооценкой очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков, пытаются решать любые, в том числе весьма сложные, задачи «сразу». Они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративности и доминированию. Они стремятся всегда быть на виду, афишируют свои знания и умения, стараются выделиться на фоне других ребят, обратить на себя внимание. Если они не могут обеспечить себе полное внимание взрослого успехами в деятельности, то делают это, нарушая правила поведения. На занятиях, например, они могут выкрикивать с места, комментировать вслух действия воспитателя, кривляться и т.д.Это, как правило, внешне привлекательные дети. Они стремятся к лидерству, но в группе сверстников могут быть не приняты, так как направлены, главным образом, «на себя» и не склонны к сотрудничеству.

К похвале воспитателя дети с неадекватно завышенной самооценкой относятся как к чему-то само собой разумеющемуся. Ее отсутствие может вызвать у них недоумение, тревогу, обиду, иногда раздражение и слезы. На порицание они реагируют по-разному. Одни дети игнорируют критические замечания в свой адрес, другие отвечают на них повышенной эмоциональностью (криком, слезами, обидой на воспитателя). Некоторых детей одинаково привлекают и похвала и порицание, главное для них — быть в центре внимания взрослого.

Дети с неадекватно завышенной самооценкой нечувствительны к неудачам, им свойственны стремление к успеху и высокий уровень притязаний.

Дети с адекватной самооценкой склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одной деятельности на другую, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, общительны и дружелюбны. В ситуации неудачи пытаются выяснить причину и выбирают задачи несколько меньшей сложности (но не самые легкие). Успех в деятельности стимулирует их желание попытаться выполнить более сложную задачу. Этим детям свойственно стремление к успеху.

Дети с заниженной самооценкой нерешительны, малообщительны, недоверчивы, молчаливы, скованны в движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Эти дети тревожны, неуверенны в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным. Он долго не приступает к выполнению задания, опасаясь, что не понял, что надо делать и выполнит все неправильно; старается угадать, доволен ли им взрослый. Чем более значима деятельность, тем труднее ему с ней справиться. Так, на открытых занятиях эти дети показывают значительно худшие результаты, чем в обычные дни.

Детям с заниженной самооценкой свойственно стремление избегать неудач, поэтому они малоинициативны, выбирают заведомо простые задачи. Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее.

Эти дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников, попадают в категорию отверженных, с ними никто не хочет дружить. Внешне это чаще всего малопривлекательные дети.

Причины индивидуальных особенностей самооценки в старшем дошкольном возрасте обусловлены своеобразным для каждого ребенка сочетанием условий развития.

В одних случаях неадекватно завышенная самооценка в старшем дошкольном возрасте обусловлена некритичным отношением к детям со стороны взрослых, бедностью индивидуального опыта и опыта общения со сверстниками, недостаточным развитием способности осознания себя и результатов своей деятельности, низким уровнем аффективного обобщения и рефлексии. В других — формируется в результате чрезмерно завышенных требований со стороны взрослых, когда ребенок получает только отрицательные оценки своих действий. Здесь самооценка выполняет защитную функцию. Сознание ребенка как бы «выключается»: он не слышит травмирующих его критических замечаний в свой адрес, не замечает неприятных для него неудач, не склонен анализировать их причины.

Несколько завышенная самооценка наиболее свойственна детям, стоящим на пороге 6-7 лет. Они уже склонны анализировать свой опыт, прислушиваются к оценкам взрослых. В условиях привычной деятельности — в игре, на спортивных занятиях и т.д. — они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной. В незнакомой ситуации, в частности, в учебной деятельности дети еще не могут правильно оценить себя, самооценка в этом случае завышена. Считается, что завышенная самооценка дошкольника (при наличии попыток анализа себя и своей деятельности) несет в себе позитивный момент: ребенок стремится к успеху, активно действует и, следовательно, имеет возможность уточнить представления о себе в процессе деятельности.

Заниженная самооценка в этом возрасте встречается значительно реже, она основана не на критичном отношении к себе, а на неуверенности в своих силах. Родители таких детей, как правило, предъявляют к ним завышенные требования, используют только отрицательные оценки, не учитывают их индивидуальных особенностей и возможностей. По мнению ряда авторов, проявление в деятельности и поведении детей седьмого года жизни заниженной самооценки является тревожным симптомом и может свидетельствовать об отклонениях в личностном развитии.

Самооценка играет важную роль в регуляции деятельности и поведения человека. В зависимости от того, как оцениваются индивидом собственные качества и возможности, он принимает для себя те или иные цели деятельности, формируется то или иное отношение к успехам и неудачам, тот или иной уровень притязаний [7; С. 113-115].

Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?

Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:

1) опыт общения ребенка со взрослыми;

2) опыт общения со сверстниками;

3) индивидуальный опыт ребенка;

4) его умственное развитие[7; С. 115].

Опыт общения ребенка со взрослыми является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под влиянием взрослого у ребенка накапливаются знания и представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль взрослого в развитии детского самосознания заключается в следующем:

· сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;

· оценка его деятельности и поведения;

· формирование ценностей, социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;

· формирование умения и побуждение ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей.

На протяжении всего детства ребенок воспринимает взрослого как непререкаемый авторитет. Чем младше ребенок, тем некритичнее он относится к мнениям взрослых о себе. В раннем и младшем дошкольном возрасте роль индивидуального опыта в формировании самосознания ребенка невелика. Знания, полученные этим путем, нечетки и неустойчивы и легко игнорируются под воздействием оценочных суждений взрослого.

К старшему дошкольному возрасту знания, полученные в процессе деятельности, приобретают более устойчивый и осознанный характер. В этот период мнения и оценки окружающих преломляются через призму индивидуального опыта ребенка и принимаются им лишь в том случае, если нет значительных расхождений с его собственными представлениями о себе и своих возможностях. Если же есть противоречие мнений, ребенок явно или скрыто протестует, обостряется кризис 6-7 лет. Очевидно, что суждения старшего дошкольника о себе часто бывают ошибочными, так как индивидуальный опыт еще недостаточно богат и возможности самоанализа ограничены [7; С. 116].

В отличие от конкретных представлений, полученных на индивидуальном опыте, знания о себе, приобретенные при общении со взрослыми, носят обобщенный характер. Обозначая словом то или иное индивидуальное качество ребенка, окружающие тем самым относят его к той или иной категории людей. Если мама говорит дочери: «Ты красивая девочка», — тем самым она как бы имеет в виду, что дочь относится к определенной группе девочек, обладающих набором привлекательных характеристик. Словесное обозначение индивидуальных особенностей ребенка обращено прежде всего к его сознанию. Осознаваясь ребенком, суждения взрослых становятся его собственными знаниями о себе. Образ себя, внушаемый ребенку взрослыми, может быть как положительным (ребенку говорят о том, что он добрый, умный, способный), так и отрицательным (груб, неумен, неспособен). Негативные оценки взрослых закрепляются в детском сознании, оказывают неблагоприятное влияние на формирование его представлений о себе[7; С. 116].

Наиболее значимое влияние на формирование детской самооценки оказывают родители. Представление о том, каким должен быть ребенок (родительский образ ребенка), формируется еще до рождения малыша и определяет стиль воспитания в семье. Во-первых, руководствуясь собственными представлениями о том, каким должен быть ребенок, родители оценивают его реальную деятельность и поведение. Усвоенные от взрослых оценки становятся собственными оценками ребенка. В определенном смысле можно сказать, что ребенок оценивает себя так, как его оценивают окружающие, и прежде всего родители. Во-вторых, родители и другие взрослые формируют у него определенные личностные ценности, идеалы и эталоны, на которые следует равняться; намечают планы, которые необходимо выполнить; определяют стандарты выполнения тех или иных действий; называют общие и частные цели. Если они реалистичны и соответствуют возможностям ребенка, то достижение целей, реализация планов, соответствие стандартам способствуют формированию позитивного образа «Я» и положительной самооценки. Если же цели и планы нереалистичны, стандарты и требования завышены, то неуспех приводит к потере веры в себя, формированию заниженной самооценки и негативного образа «Я».

Для ребенка одинаково вредны и отсутствие критики со стороны взрослого (вседозволенность) и чрезмерная строгость, когда замечания взрослого в адрес ребенка носят исключительно негативный характер. В первом случае к концу дошкольного возраста формируется неадекватно завышенная, а во втором случае — заниженная самооценка. И в том, и в другом случае не развивается способность анализировать, оценивать и контролировать свои действия и поступки [7; С. 119].

Опыт общения со сверстниками также оказывает влияние на формирование детского самосознания. В общении, в совместной деятельности с другими детьми ребенок познает такие свои индивидуальные особенности, которые не проявляются в общении со взрослыми (умение устанавливать контакты со сверстниками, придумать интересную игру, выполнять те или иные роли и т.д.), начинает осознавать отношение к себе со стороны других детей. Именно в совместной игре в дошкольном возрасте происходит выделение ребенком «позиции другого», как отличной от своей собственной, снижается детский эгоцентризм [7; С. 120].

В то время как взрослый на протяжении всего детства остается недосягаемым эталоном, идеалом, к которому можно лишь стремиться, сверстники выступают для ребенка в качестве «сравнительного материала». Поведение и действия других детей (в сознании ребенка «таких же, как он») как бы вынесены для него вовне и потому легче осознаются и анализируются, чем свои собственные. Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. Поэтому не случайно в оценках действий сверстников дети более критичны, чем в оценках самого себя.

Если имеют место трудности в общении со сверстниками, то ребенок постоянно находится в состоянии напряженного ожидания насмешек или других недоброжелательных проявлений в свой адрес. Это приводит, в свою очередь, к повышенной нервозности и утомляемости, постоянным конфликтам с детьми.[7; С. 123]

Самооценка является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Представляет собой сложный по психологической природе феномен. Она включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Истоки умения оценивать себя закладываются в раннем детстве, а развитие и совершенствование его происходит в течение всей жизни человека.

В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И.Божович, И.С.Кона, М.И.Лисиной, А.И.Липкиной, Э.Эриксона, К.Роджерса и других психологов. Самооценка интерпретируется как личностное образование, принимающее непосредственное участие в регуляции поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности и отражающий своеобразие ее внутреннего мира.

Ведущая роль отводится самооценке в рамках исследования проблем самосознания: она характеризуется как стержень этого процесса, показатель индивидуального уровня его развития, его личностный аспект, органично включенный в процесс самопознания. С самооценкой связываются оценочные функции самопознания, вбирающие в себя эмоционально-ценностное отношение личности к себе, специфика понимания ею самой себя.

В качестве основных условий развития самооценки психологи выдвигают такие факторы, как общение с окружающими и собственная деятельность ребенка. В общении усваиваются формы, виды и критерии оценок, в индивидуальном опыте происходит их апробация, наполнение личностными смыслами. Из оценок себя окружающими ребенок постепенно вычленяет критерии и способы оценивания другого и переносит их на себя. «Наложение» друг на друга критериев оценки и способов оценивания и порождает деятельность самооценивания.

Структура самооценки представлена двумя компонентами — когнитивным и эмоциональным. Первый отражает знания человека о себе, второй — его отношение к себе как меру удовлетворенности собой.

В деятельности самооценивания эти компоненты функционируют в неразрывном единстве: в чистом виде не может быть представлено ни то, ни другое /И.И.Чеснокова/. Знание о себе, приобретаемые субъектом в социальном контексте, неизбежно обрастают эмоциями, сила и напряженность которых определяется значимостью для личности оцениваемого содержания.

Основу когнитивного компонента самооценки составляют операции сравнения себя с другими людьми, сопоставление своих качеств с выработанными эталонами, фиксация возможной рассогласованности этих величин /Л.И.Корнеева/.

В раннем возрасте у детей отмечается слабое развитие когнитивного компонента самооценки, в образе самого себя превалирует эмоциональная составляющая, отражающая глобально-позитивное отношение ребенка к себе, заимствованное из отношения взрослых /М.И.Лисина, 1986/.

Вступая в дошкольный возраст, ребенок осознает только сам факт, что он существует. Пока еще он по-настоящему ничего не знает о себе, о своих качествах. Стремясь быть, как взрослый, ребенок трех-четырех лет не учитывает своих реальных возможностей. Он попросту приписывает себе все положительные, одобряемые взрослыми качества, часто даже не зная, в чем они заключаются.

Развитие подлинной самооценки начинается с реалистических оценок детьми своих умений, результатов своей деятельности и конкретных знаний. Менее объективно в этот период дети оценивают качества своей личности. Дошкольники склонны переоценивать себя, на что их направляют по преимуществу положительные оценки окружающих их взрослых.

Для того чтобы научиться правильно оценивать себя, ребенок должен сначала научиться оценивать других людей, на которых он может смотреть как бы со стороны. А это происходит далеко не сразу. В этот период, оценивая сверстников, ребенок просто повторяет мнения, высказанные о них взрослыми. То же самое происходит и при оценивании себя. («Я хороший, потому что мама так говорит»).

Считая самооценку наиболее сложным продуктом сознательной деятельности ребенка, Б.Г.Ананьев отмечал, что ее исходные формы являются прямым отражением оценок взрослых, а подлинная самооценка появляется тогда, когда она наполняется новым содержанием, благодаря «личному участию» в ее производстве самого ребенка. Развитие у ребенка способности оценивать себя психологи соотносят с такими феноменами, как самовыделение и принятия себя в расчет /В.В.Столин/; с возникновением этических инстанкций, обусловливающих произвольность поведения /Л.И.Божович/; с появлением представлений о своих возможностях /Х.Хекхаузен/.

По мере интеллектуального развития ребенка преодолевается прямое принятие оценок взрослых, начинается процесс опосредствования их собственным знанием себя.

Старшие дошкольники в основном верно осознают свои достоинства и недостатки, учитывают отношение к ним со стороны окружающих. Это имееет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

К концу дошкольного возраста соотношение эмоционального и когнитивного компонентов несколько гармонизируется. Создаются благоприятные условия для развития когнитивного компонента самооценки, для интеллектуализации отношения ребенка к себе, преодоления прямого воздействия на его самооценку со стороны взрослых.

С возрастом ребенок овладевает более совершенными способами оценивания, его знания о себе расширяются и углубляются, интегрируются, становятся более осознанными, усиливается их побудительно-мотивационная роль; эмоционально-ценностное отношение к себе также дифференцируется, становится избирательным и приобретает стабильность.

Дата публикации: 2012-08-14 | Просмотров: 9646 | Автор: Ольга Богданова

Начальный этап формирования личности ребёнка от 3 до 7 лет.

«Я сам!» — Отделение от взрослого – Открытие своей внутренней жизни. Самосознание.

Общественно значимые «НАДО9raquo;

В разных видах деятельности (особенно в общении со взрослыми), направлены на предметы деятельности.

В желании сделать что – то для других людей.

УСВОЕНИЕ НРАВСТВЕННЫХ НОРМ

Моральные представления и оценки:

— Активное отношение к событиям жизни;

— Формируется сочувствие, заботливость.

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ

— Общение со взрослыми и сверстниками;

На основе оценок взрослого и достигнутых результатов деятельности.

Более правильная и достаточно устойчивая

Усвоение норм и правил

Умение соотносить свои поступки с этими правилами

Знают свои возможности и умеют достигать цели в привычной деятельности

Первые задатки произвольного поведения

САМООЦЕНКА дошкольника (таблица №1) формируется: С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

• в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

• в грамоте переоценивает;

• в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведение, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал — словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы.

Как взрослый оценивает ребенка и сверстников.

Если взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

• дети, выделяющие свое «Я9raquo; через деятельность — завышают свои самооценки;

• дети, выделяющие свое «Я9raquo; через сферу отношений — самооценка чаще занижена;

• дети, имеющие разный статус, положение, в группе по разному оценивают себя. «Непопулярные9raquo; дети переоценивают себя.

• помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

• но и в поведении, отношении к окружающим;

• помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

• в группе чувствуют себя увереннее;

• активнее проявляют свои интересы;

• ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Наказывают в виде отказа от общения.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

В таблице №1 — слева направо по колонкам, каждая из которых обозначает младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно проиллюстрированы основные направления, по которым происходит формирование личности дошкольника: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения. В этом процессе большая роль принадлежит взрослому, который руководит ребенком, создает ему условия и является для него образцом для подражания.

В таблице №1 — соподчиненность мотивов: от младшего возраста с личностным «ХОЧУ9raquo; — к старшему возрасту, когда формируется общественно значимое «НАДО9raquo;.

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря развитию механизма соподчинения мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы: мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

1. Мотивы поощрения, награды.

2. Мотивы, связанные с наказаниями.

3. Мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребёнка, как правило, не имеют побудительной силы.

Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно иметь ввиду, что ряд невыполненных обещаний подкрепляет такую личностную черту, как НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.

Среди разных мотивов выделяются ДОМИНИРУЮЩИЕ МОТИВЫ.

Можно наблюдать в поведение детей различное доминирование: эгоистичное, коллективистическое и связанное с содержанием деятельности.

Среди социальных мотивов – мотив достижения успеха.

Появление определенной направленности, выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели.

ЕСЛИ в младенческом возрасте наблюдается выполнение целенаправленных действий. В качестве цели выступает предмет, игрушка.

Младший возраст. Ребенок действует с предметами. Играет в кубики. Цель: построить дом.

В раннем возрасте складывается целенаправленность действия, идущая изнутри (от желаний ребенка), а не только извне (от предмета).

ТО в дошкольном возрасте формируется умение удержать возникшую цель.

Старший дошкольный возраст. Дети поют песню. Цель: организовать хор.

Развивая целенаправленность ребенка, взрослый должен:

а) расчленять задание на ряд последовательных звеньев;

б) поэтапно давать указания (напоминать о способах достижения цели;

в) оценивать и желание ставить цель и получение результата.

а) совпадать. Результат действия («Достать игрушку!») и есть то, ради чего оно выполняется;

б) не совпадать. Например, рисунок выполняется ради похвалы.

Может быть ситуация, когда действуют два мотива, но в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Происходит борьба мотивов и заканчивается победой одного из них. Возможны внутренние конфликты личности.

К 6—7 годам дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добиваться ее результата. Свои действия сопровождает речью. (Речевое управление.)

Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.

Работает воспитателем детского сада.

Стаж работы более 30 лет, высшая квалификационная категория.

Внимание, только СЕГОДНЯ! Загрузка…

amvtrade.ru

Консультация на тему: Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Самооценка ребёнка дошкольного возраста

Отношение человека к самому себе является одним из базовых свойств личности.

В  самооценке отражается то, что человек узнает о себе от других, а также его собственная активность, направленная на осознание своих действий и личностных качеств. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это, в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Самооценка не дана нам изначально. Её формирование происходит в процессе какой-либо деятельности и межличностного взаимодействия. Став устойчивой, самооценка меняется с большим трудом.

В дошкольном возрасте происходит формирование новых психологических механизмов регуляции деятельности и поведения, поэтому старший дошкольный  возраст является очень важным этапом в развитии осознания ребенком самого себя и становлении его самооценки.

Дошкольный возраст — это возраст совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются индивидуальными параметрами. В результате соподчинения мотивов происходит  овладение детьми новыми мотивами деятельности, появляются доминирующие ценностные установки. В этом возрасте изменяется характер взаимоотношений ребёнка со сверстниками и взрослыми и он уже способен оценить себя по отношению к окружающему миру в соответствии с нормами и правилами общества.

Развитыми личностными новообразованиями детей старшего дошкольного возраста являются произвольность, креативность, самостоятельность, становление нравственной позиции и возникновение обобщённо — интеллектуального переживания.

В развитии самосознания ребёнка очень важна роль взрослого, который, организуя деятельность старшего дошкольника, помогает ему овладеть средствами осознавания себя и самооценивания.

В процессе развития у ребенка в дошкольном возрасте формируется не только представление о присущих ему качествах и возможностях (образ реального «Я» — «какой я есть»), но также и представление о том, каким он должен быть, каким его хотят видеть окружающие (образ идеального «Я» — «каким бы я хотел быть»). В период дошкольного детства дети конструктивно взаимодействуют с окружающими, что и приводит к появлению адекватной самооценки и осознанию своего места в окружающем мире по отношению к сверстникам и реальной действительности.

Оценка дошкольником самого себя во многом зависит оценки взрослого. Заниженные оценки оказывают самое отрицательное воздействие. А завышенные искажают представления детей о своих возможностях в сторону преувеличения результатов. Но в то же время играют положительную роль в организации деятельности, мобилизуя силы ребенка.

Не последнюю роль в развитии самооценки у детей старшего дошкольного возраста играет общение со сверстниками. Обмениваясь оценочными воздействиями, у дошкольника возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Самооценка формируется в таких видах деятельности, которые связаны с четкой установкой на результат и где этот результат выступает в форме, доступной самостоятельной оценке ребенка. В разных видах деятельности самооценка разная.

Например, в игре, как в ведущей деятельности дошкольника, самооценка и ее особенности проявляются в формировании межличностных отношений. В процессе общения со сверстниками, при обмене оценочными воздействиями, возникает определенное отношение к другим детям и одновременно развивается способность видеть себя их глазами.

Благодаря трудовой деятельности в дошкольном возрасте закладываются основы будущего профессионального самоопределения. Коллективный характер активности старших дошкольников приводит к необходимости обсуждать план своей совместной деятельности, распределять участки работы и согласовывать их между собой, определять ответственных за полученный результат. В результате такой работы у детей развиваются навыки самоконтроля и самооценки на основе сравнения собственной работы с плодами труда ровесников.

Изобразительная деятельность направлена не только на художественное творчество, но и на выражение своего отношения к изображаемому предмету. Являясь одной из самых интересных, изобразительная деятельность позволяет детям передать то, что они видят в окружающей жизни, то, что их взволновало, вызвало положительное или отрицательное отношение (и тогда, прорисовывая неприятные явления, ребенок как бы изживает вызванные ими неприятные чувства).

В результате исследований было выявлено, что дети, стремящиеся выделить себя через деятельность, чаще завышают свои самооценки; а если выделение происходит через сферу отношений, самооценка обычно бывает заниженной.

Для старших дошкольников, стоящих на пороге кризиса 6-7 лет, характерна несколько завышенная самооценка. В условиях привычной деятельности (в игре, рисовании) они уже могут реально оценивать свои возможности, их самооценка становится адекватной, а в незнакомой ситуации – завышена, т.к. дети еще не могут правильно оценить себя. К концу старшего дошкольного возраста у большинства дошкольников формируется адекватная самооценка.

Но встречаются и дети с неадекватно завышенной самооценкой. Они, как правило, очень подвижны, несдержанны, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, часто не доводят начатое дело до конца. Они не склонны анализировать результаты своих действий и поступков. В большинстве случаев они пытаются решать любые, в том числе и весьма сложные задачи быстро, не разобрав до конца. Чаще всего они не осознают своих неудач. Эти дети склонны к демонстративному поведению и доминированию.

Дети с адекватной самооценкой в большинстве случаев склонны анализировать результаты своей деятельности, пытаются выяснить причины своих ошибок. Они уверены в себе, активны, уравновешены, быстро переключаются с одного вида деятельности на другой, настойчивы в достижении цели. Стремятся сотрудничать, помогать другим, они достаточно общительны и дружелюбны.

Дети с заниженной самооценкой в поведении чаще всего нерешительны, малообщительны, недоверчивы к другим людям, молчаливы, скованны в своих движениях. Они очень чувствительны, готовы расплакаться в любой момент, не стремятся к сотрудничеству и не способны постоять за себя. Дети с заниженной самооценкой тревожны, не уверены в себе, трудно включаются в деятельность. Они заранее отказываются от решения задач, которые кажутся им сложными, но при эмоциональной поддержке взрослого легко справляются с ними. Ребенок с заниженной самооценкой кажется медлительным.

Неуспех в деятельности чаще всего приводит к отказу от нее. Такие дети, как правило, имеют низкий социальный статус в группе сверстников.

Формирование адекватной самооценки, умения видеть свои ошибки и правильно оценивать свои действия — основа формирования самоконтроля и самооценки. Это имеет огромное значение для дальнейшего развития личности, сознательного усвоения норм поведения, следования положительным образцам.

Как выявить самооценку?

Способ № 1.

Спросите у ребёнка:

— Ты хороший?

— Ты добрый?

— Ты красивый?

— Ты умный?

— Ты послушный?

— Ты аккуратный?

Для уточнения можно задать вопрос: «Почему ты так думаешь?».

За каждый ответ «Да» — 1 балл.

  1. баллов – самооценка завышена

     5 баллов – высокая самооценка

     4 балла – средняя самооценка

     2-3 балла – низкая самооценка

     1-0 балла – очень низкая самооценка.

Способ № 2.

По расположению рисунка ребёнка на листе и его размеру.

Вверху – высокая самооценка

В центре – средняя самооценка

Внизу – низкая самооценка.

Маленькая фигурка наверху – стремление повысить низкую самооценку;

Большая фигура внизу – стремление снизить самооценку (или это результат воздействия окружающих на личность ребёнка).

Изображение во весь лист может говорить об эгоцентризме ребёнка.

Способ № 3.

Наблюдение за ребёнком.

Неуверенность в поведении, боязливость, высказывания «у меня не получится», «я не смогу», «я так не умею», «я плохой» свидетельствуют о низкой самооценке.

Способ № 4.

«Нарисуй себя»

По тому, как ребёнок себя изобразил, вы сразу поймёте, как он к себе относится.

Советы родителям

  • любите своего ребёнка!
  • Замечайте все успехи и достижения, даже самые маленькие.
  • Говорите своему ребёнку о том, как он много для вас значит.
  • Хвалите и поощряйте.
  • Верьте в него!
  • Играйте с ним, общайтесь и помните, что именно проявление любви даёт ощущение собственной ценности.

nsportal.ru

Самооценка ребенка дошкольника от 3 до 7 лет

Раздел: Развитие навыков и умений у ребенка

Дата публикации: 2012-08-14 | Просмотров: 11574 | Автор: Ольга Богданова

САМООЦЕНКА РЕБЁНКА ДОШКОЛЬНИКА

Начальный этап формирования личности ребёнка от 3 до 7 лет.

«Я сам!» — Отделение от взрослого – Открытие своей внутренней жизни. Самосознание.

Таблица №1.
















 

РАЗВИТИЕ    САМОСОЗНАНИЯ

 

Младшие дошкольники

Средние дошкольники

Старшие дошкольники

РУКОВОДИТ

Соподчинённость мотивов

Личностное «ХОЧУ»

Общественно значимые «НАДО»

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

ПРОЯВЛЯЮТСЯ

В разных видах деятельности (особенно в общении со взрослыми), направлены на  предметы деятельности.

В желании сделать  что – то для других людей.

КАК ОБРАЗЕЦ

УСВОЕНИЕ   НРАВСТВЕННЫХ    НОРМ

Моральные представления и оценки:

— Активное отношение к событиям жизни;
— Формируется сочувствие, заботливость.

ПОДРАЖАНИЕ

ФОРМИРОВАНИЕ   ПРОИЗВОЛЬНОГО   ПОВЕДЕНИЯ

Неустойчивое поведение

— Общение со взрослыми  и сверстниками;

— Услышанное;

— Увиденное;

— Собственная деятельность.

РУКОВОДИТ

САМООЦЕНКА

На основе оценок взрослого и достигнутых результатов деятельности.

Завышенная

завышенная

Более правильная и достаточно устойчивая

СОЦИАЛЬНОЕ ОКРУЖЕНИЕ

Усвоение норм и правил

Умение соотносить свои поступки с этими правилами

Знают свои возможности и умеют достигать цели в привычной деятельности

Первые задатки произвольного поведения

САМООЦЕНКА дошкольника (таблица №1) формируется: С одной стороны под воздействием похвалы взрослых, их оценок достижений ребенка, а с другой стороны — под  влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности.

В разных видах деятельности самооценка разная:

•    в рисовании ребенок оценивает себя правильно;

•    в грамоте переоценивает;

•    в пении недооценивает себя.

Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведение, которые чаще всего оценивает взрослый. Как бы он это не делал — словом, жестом, мимикой, улыбкой.

Прежде всего, осознают дети те качества и особенности поведения сверстников, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе.

Критерии самооценки зависят от взрослого, принятой системы воспитательной работы.

Как взрослый оценивает ребенка и сверстников.

Если  взрослый равнодушен, не обращает внимания на ребенка, то у него образ себя становится преимущественно негативный с низкой самооценкой. В результате: усиливается защитная реакция (плач, крики, ярость, задержка умственных и социальных умений, дефекты формирования чувств).

Для формирования самооценки важна  та деятельность, в которую включен ребенок и оценки его достижений взрослыми и сверстниками.

Подмечено:

•    дети, выделяющие свое «Я» через деятельность —  завышают свои самооценки;

•    дети, выделяющие свое «Я» через сферу отношений — самооценка чаще занижена;

•    дети, имеющие разный статус, положение,  в группе по разному оценивают себя. «Непопулярные» дети переоценивают себя.

Взрослый должен:

•    помогать ребенку в осознании его особенностей не только в деятельности;

 •   но и в поведении, отношении к окружающим;

•    помогать формировать адекватную самооценку, высокую.

Дети с высокой самооценкой:

•    в группе чувствуют себя увереннее;

•    активнее проявляют свои интересы;

•    ставят перед собой более высокие цели.

Но завышенная самооценка может привести к возникновению высокомерия, агрессивности.

Помогая ребенку в повышении его самооценки взрослый, тем самым, помогает ребенку в приобретении уверенности в себе и в обеспечении популярности в группе.

Развитие самооценки детей в зависимости от особенностей воспитания

(по М.И. Лисиной)

Таблица №2.








Дети с адекватной самооценкой

Дети с завышенной самооценкой

Дети с заниженной самооценкой

Родители уделяют ребёнку достаточно много времени.

Родители уделяют ребёнку очень  много времени.

Родители уделяют ребёнку очень мало времени.

Оценивают положительно, но не выше, чем большинство сверстников.

Оценивают высоко, более развитым, чем большинство сверстников.

Оценивают ниже, чем большинство сверстников.

Часто поощряют

(не подарками).

Очень часто поощряют (в том числе подарками).

Не поощряют.

Наказывают в виде отказа от общения.

Редко наказывают.

Часто наказывают, упрекают.

Адекватно оценивают физические и умственные данные

Очень высоко оценивают умственные данные. Хвалят при других.

Низко оценивают.

Прогнозируют хорошие успехи в школе.

Ожидают отличные успехи в школе.

Не ожидают успехов в школе и жизни.

Итак, дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценка и ожидания в семье не соответствуют особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

В целом самооценка дошкольника очень высока, что помогает ему осваивать новые виды деятельности, без сомнения и страха включаться в подготовку к школе.

В таблице №1 — слева направо по колонкам, каждая из которых обозначает младший, средний и старший дошкольный возраст соответственно проиллюстрированы основные направления, по которым происходит формирование личности дошкольника: соподчиненность мотивов, усвоение нравственных норм и формирование произвольного поведения.  В этом процессе большая роль   принадлежит   взрослому,   который   руководит   ребенком, создает ему условия и является для него образцом для подражания.

 В таблице №1 — соподчиненность мотивов: от младшего возраста с личностным «ХОЧУ» — к старшему возрасту, когда формируется общественно значимое «НАДО».

Соподчиненность мотивов является самым важным новообразованием в развитии личности дошкольника.

Благодаря   развитию   механизма   соподчинения  мотивов, старшие дошкольники легче ограничивают свои непосредственные желания.

Включаясь в новые виды деятельности, в новые системы отношений дошкольники осваивают и новые мотивы: мотивы достижения цели, соревнования, соперничества и др.

По своей побудительной силе мотивы могут распределяться следующим образом:

1. Мотивы поощрения, награды.

2. Мотивы, связанные с наказаниями.

3. Мотивы, связанные с запретами.

Собственные обещания ребёнка, как правило, не имеют побудительной силы.

Бесполезно требовать от него обещаний.

Нужно  иметь  ввиду, что  ряд невыполненных   обещаний  подкрепляет    такую    личностную     черту,     как     НЕОБЯЗАТЕЛЬНОСТЬ.

Среди разных мотивов выделяются ДОМИНИРУЮЩИЕ  МОТИВЫ.

 Можно наблюдать в поведение детей различное доминирование: эгоистичное, коллективистическое и связанное с содержанием деятельности.

Среди социальных мотивов – мотив  достижения успеха.

Появление определенной  направленности,  выдвижение на первый план группы мотивов, их соподчинение, ведет к тому, что дошкольник все более осознанно старается добиться поставленной цели.

ЕСЛИ  в  младенческом возрасте наблюдается  выполнение целенаправленных действий. В качестве цели выступает предмет, игрушка.

Младший возраст. Ребенок действует с предметами. Играет в кубики. Цель: построить дом.

В раннем возрасте складывается целенаправленность действия,  идущая изнутри (от желаний ребенка), а не только извне (от предмета).

ТО в    дошкольном    возрасте    формируется    умение удержать возникшую цель.

Старший дошкольный возраст. Дети поют песню. Цель: организовать хор.

Развивая  целенаправленность  ребенка,  взрослый  должен:

а)   расчленять задание на ряд последовательных звеньев;

б)   поэтапно давать указания (напоминать о способах достижения цели;

в)   оценивать и желание ставить цель и получение результата.

ЦЕЛЬ и МОТИВ действия могут:

а)   совпадать. Результат действия («Достать игрушку!») и есть то, ради чего оно выполняется;

б)   не совпадать. Например, рисунок выполняется ради похвалы.

Может быть ситуация, когда действуют два мотива, но в разных направлениях. Ребенку необходимо сделать выбор между двумя возможными решениями. Происходит борьба мотивов и заканчивается победой одного из них. Возможны внутренние конфликты личности.

К 6—7 годам дошкольник может планировать предстоящую деятельность в знакомой для него ситуации. И добиваться ее результата. Свои действия сопровождает речью. (Речевое управление.)

Поведение дошкольника становится все более управляемым, волевым.

prodetsad.spb.ru

Консультация по теме: Самооценка дошкольников

.

Консультация для воспитателей

Самооценка дошкольников

     Самооценка – суждение человека о наличии, отсутствии или слабости тех или иных качеств, свойств в сравнении их с определённым образцом – эталоном. Самооценка выявляет оценочное отношение человека к себе, к своему характеру, внешнему виду, речи и т.д.

     Самооценка связана со всеми проявлениями психической жизни человека. Основными средствами самооценки являются: самонаблюдение, самоанализ, самоотчёт, сравнение. На этой основе личность сама оценивает себя, свои возможности, качества, место среди других людей, достигнутые результаты в различных сферах жизнедеятельности, взаимоотношения с людьми.

     Самооценка – основной структурный компонент самосознания личности. Определённый уровень развития самосознания в дошкольном возрасте – один из показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

    Выделяют три группы  детей по степени сформированности у них представлений о себе.

    К первой группе относятся дети, у которых представления о себе относительно адекватны и устойчивы. Дети этой группы характеризуются умением анализировать свои поступки, вычленять их мотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориентируются на знания о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

    Вторая группа характеризуется тем, что представления у входящих в эту группу детей о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять у себя существенные качества, анализировать свои поступки. Число осознанных ими собственных качеств мало. Дети этой группы требуют особого руководства по формированию навыков самоконтроля.

    Для третьей группы детей характерно то, что их представления о себе сводятся к характеристикам, данным им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления заглянуть в свой собственный внутренний мир, их представление о себе неустойчиво, самооценка неадекватна, то есть эти дети имеют низкий уровень развития представления о себе.

     Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бодры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они обычно с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям. Правильно решив нелёгкую задачу, выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или берут задачу менее трудную.

     Характерной особенностью детей с заниженной самооценкой является их склонность уходить в себя, выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них своё внимание. Нормальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе.

     Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, личностные качества, результаты своей деятельности. Они выбирают задачи, которые им явно не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своём или тут же переключаются на самую лёгкую задачу, движимые мотивом престижности. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют всё, что делают другие, критичны к другим.

     Ребёнок не рождается на свет с каким-либо отношением к себе. В процессе общения со сверстниками самооценка развивается, становится более адекватной. Сравнивая себя с окружающими детьми, ребёнок более точно представляет себе и свои возможности, которые он демонстрирует в разных видах деятельности и по которым его оценивают окружающие. Как и все другие особенности личности, его самооценка складывается в процессе воспитания, в котором основная роль принадлежит семье и детскому саду.

      Самооценка ребёнка практически всегда совпадает с внешней оценкой, прежде всего с оценкой близких взрослых. Дошкольник видит себя глазами близких взрослых, его воспитывающих. Если оценки и ожидания в семье не соответствуют возрастным и индивидуальным особенностям ребёнка, его представления о себе окажутся искажёнными.

    Дети с высокой адекватной самооценкой, как правило, встречаются в семьях, в которых родители уважительно относятся к личности ребёнка, к его интересам, и при этом внимание к личности сочетается с требовательностью к соблюдению норм поведения.

    Дети с заниженной самооценкой чаще всего встречаются в распавшихся семьях, где родители мало интересуются жизнью своих детей, пренебрегают их интересами, их мнением, и в результате дети чувствуют себя незащищёнными, неуверенными и одинокими.

    Дети с завышенной самооценкой, скорее всего, воспитываются в семьях, где ребёнок «центр» жизни, где его достоинства и недостатки оцениваются одинаково положительно, где ребёнка уверяют в его исключительности.

    Взрослые (родители и педагоги) должны помнить об основных правилах в воспитании:

  1. Давая негативную оценку действиям ребенка, нельзя говорить: «Ты не умеешь строить, рисовать…, подметать». В этих случаях ребенок не может сохранить побуждение к данному виду деятельности, утрачивает уверенность в себе, в своих силах, способностях.
  2. Как бы вам ни нравилась ситуация или какой-то план, спросите мнение ребёнка, если необходимо предложите ему пару альтернатив, приемлемых для вас. Это не только приучит ребёнка думать самостоятельно, но и понимать, что его мнение ценят.
  3. Установите последовательные, твёрдые ограничения, это позволит ребёнку понять, что окружающий мир предсказуем.
  4. Используйте ролевые игры для обыгрывания с детьми трудных и незнакомых ситуаций заранее, чтобы сталкиваясь с ними, дети чувствовали себя уверенно и комфортно, зная, что делать и чего ожидать.
  5. Помогите детям научиться решать проблемы самим, не прибегая к помощи взрослых.
  6. Признавайте сильные стороны ребёнка и хвалите его за них, а не фиксируйте внимание на его слабостях. Предоставьте ребёнку как можно больше возможностей добиваться успеха в том, что ему нравится и что у него получается.
  7. Нельзя позволять, чтобы негативная оценка деятельности ребенка распространялась на его  личность, то есть ребенка надо критиковать за его поведение. Оценка личности блокирует развитие ребенка и формирует комплекс неполноценности, а, следовательно, и неадекватную заниженную самооценку и уровень притязаний.
  8. Очень важна интонация, эмоциональная окраска высказывания, обращенного к ребенку. Дети реагируют не только на содержание, но и на эмоциональную окраску, в которой заключено отношение к ребенку.
  9. Недопустимо сравнивать ребенка (его дела и поступки) с кем-то другим, его нельзя никому противопоставлять, такие сравнения являются, с одной стороны, психотравмирующими, а с другой – формируют негативизм, эгоизм, зависть.
  10.  В отношении к ребенку недопустим резкий переход от только положительных оценок к резко отрицательным, от наказующего тона к ласковому задабриванию.
  11.  Знакомьте детей с многообразием окружающего мира; говорите о том, что каждый человек уникален, и это великолепно, — с уважением говорите о культурных, физических, и более тонких различиях между людьми. Скорее всего ребёнок сделает вывод, что никто другой в точности не похож на него и что его любят не за что-то, а такого, какой он есть.

Взрослым необходимо прислушиваться к ребёнку. Они не должны давить на ребёнка, навязывать ему свою оценку его личности, стремясь чтобы он её принял и сделал своей собственной самооценкой. Соблюдение взрослыми вышеперечисленных правил в воспитании детей обеспечит наиболее благоприятное развитие детской психики, а также формирование адекватной самооценки и уровня притязаний.

nsportal.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о