Разное

Ударение в слове дисграфия – дисграфия — ударение в слове, правильное написание и произношение

Где ударение — дисграфия

Где ударение в слове дисграфия

См. в других словарях

1.

  Как написать слово (словосочетание) дисграфия? Как правильно поставить ударение и какие имеет словоформы слово (словосочетание) дисграфия? Дисграфия ⇒ Правильное написание: дисграфия ⇒ Гласные буквы в слове: дисграфия гласные выделены красным гласными являются: и, а, и, я общее количество гласных: 4 (четыре) • ударная гласная: дисгра́фия́ ударная гласная выделена знаком ударения « ́» ударение падает на буквы: а, я, • безударные гласные: дисграфия безударные гласные выделены пунктирным подчеркиванием «  » безударными гласными являются: и, и общее количество безударных гласных: 2 (две) ⇒ Согласные буквы в слове: дисграфия согласные выделены зеленым согласными являются: д, с, г, р, ф общее количество согласных: 5 (пять) • звонкие согласные: дисграфия звонкие согласные выделены одинарным подчеркиванием «  » звонкими согласными являются: д, г, р общее количество звонких согласных: 3 (три) • глухие согласные: дисграфия глухие согласные выделены двойным подчеркиванием «  » глухими согласными являются: с, ф общее количество глухих согласных: 2 (две) ⇒ Формы слова: дисгра́фия́, -и ⇒ Количество букв и слогов: …

Как пишется слово

Вопрос-ответ:

Похожие слова

Ссылка для сайта или блога:

Ссылка для форума (bb-код):

www.terminy.info

Методическая разработка по теме: Методическая разработка логопедического занятия по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Коряушкина Ю.В.,

учитель-логопед ГБС(к)ОУ Vвида школы №5

Адмиралтейского района, Санкт-Петербург

Методическая разработка логопедического занятия

по теме: «Ударение. Смыслоразличительная роль ударения»

Грамматическая тема: Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением.

Цель: познакомить детей с понятием «ударение» и его ролью в слове.

Задачи:         — учить определять ударный гласный, ударный слог,

                — учить проверять безударную гласную в корне слова,

                — развивать звуко-буквенный анализ и синтез,

                — развивать связную речь,

                — развивать зрительное и слуховое внимание,

                — развивать зрительную память,

                — развивать логическое мышление,

                — воспитывать аккуратность, желание учиться.

Оборудование: презентация «Ударение», картинки, ритмические схемы слов, логопедическая компьютерная программа «Игры для Тигры», карточки с заданием «Проверь безударную гласную», картинки со светофорами.

Структура занятия:

I Оргмомент

II Повторение пройденного материала

III Сообщение темы занятия

IV Работа по теме занятия

V Физминутка

VI Работа над грамматической темой

VII Итог занятия


I Оргмомент

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас на занятии много гостей. Поздороваемся с ними. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, своему соседу. Покажите своей посадкой, что вы готовы работать.

II Повторение пройденного материала

Какие звуки называются гласными?

Назовите гласные звуки.

Как мы определяем количество слогов в слове?

Игра «Что изменилось?» ( с буквами-карточками)

III Сообщение темы занятия

Послушайте сказку о волшебнике Ударении.

Собрались однажды в волшебной стране слова, стали веселиться и танцевать. На свой праздник они пригласили знаки препинания, буквы, звуки, но забыли про старого волшебника Ударение. Узнал тот о празднике и очень обиделся. Решил волшебник Ударение отомстить словам. Вот появился он в самый разгар праздника посреди площади, где собрались гости, и заявил, что он самый важный и значимый (слайд 1, см.Приложение).  Как могли позабыть про него? Замолчали все присутствующие и задумались. А потом сказали, чтоб он не задавался, что совсем непонятно словам, почему ударение так важничает?

— Кто вы такие? Как это я не важен? Если меня не будет в словах, вас и прочитать-то не смогут правильно! Если я захочу, то смогу изменить вас до неузнаваемости! Тогда вместо одного слова появится совсем другое.

Поутихли слова, стоят и немного боятся. Уж больно страшен вид волшебника Ударения. Может, он сказал правду?

Но тут на середину зала вышел замок (слайд 2).

— Я тебя не боюсь, волшебник! Как ты можешь на меня повлиять? Если я вишу на двери, никто не проникнет в дом. Я подчиняюсь только ключу.

Рассмеялся волшебник и ударил по замку волшебной палочкой, да так сильно, что перескочило ударение с гласной О на гласную А – замок превратился в замок (слайд 2). Ахнули слова.

Вдруг из толпы вышли гвоздики (слайд 3).

— Мы острые гвоздики. Острые, сильные и железные. Мы держим огромные бревна. Можем скреплять мосты, стены домов и части мебели. Мы не боимся тебя. Нас много – ты один!

Волшебник Ударение усмехнулся и передвинул ударение с гласной О на гласную И  — гвоздики исчезли и появились нежные красные гвоздики (слайд 4).

«Хватит, хватит, довольно! – закричали испуганные слова. – Мы верим, верим тебе волшебник Ударение, и приносим свои извинения!»

Но волшебник не унимался. И вот вместо атласа появился атлас (слайд 5), исчезли стрелки часов (слайд 6), а на их месте появились отважные стрелки (слайд 7), цветок ирис превратился в ирис (слайд 8). Видят слова – плохо дело! Отвели волшебника на почетное место среди гостей, обещали никогда о нем не забывать. А вы всегда помните об ударении в словах? Всегда относитесь к нему с должным уважением?

Догадались какова тема нашего занятия? Совершенно верно – «Ударение»

(слайд 9).

IV Работа по теме занятия

-Припомните из сказки пары слов и назовите их. Запишите слова парами и поставьте ударение (замок, гвоздики, атлас, стрелки, ирис).

Объяснение значения непонятных слов.

— Разминка для пальчиков

У меня две руки,

Пальцы и  ладошки.

Крепко кулаки сжимать поучусь немножко.

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем кулаки сжимать.

Раз – сожмем, отпустим – два,

Будет крепкая рука.

— Составьте слова и определите место волшебника Ударения в словах. (Работа с компьютерной логопедической программой «Игры для Тигры»- радел «Фонематика»-синтез слов из 5 букв:арбуз, лейка, дрова, белка, петух,комар )

— Волшебник Ударение хочет познакомить вас с ритмическими схемами слов, они помогут разобраться с представленными словами (ударный гласный – Х, безударный – х).

На доске: Хх, Ххх, хХ, хХх, ххХ

Слова: хобот, лейка, самовар, диван, повар, вешалка, карандаш, подсолнух.

( Дети подбирают слова к схемам).

V Физминутка

Игра «Делай как покажу, а не как скажу»

Логопед показывает различные движения и называет свои действия, при этом допуская ошибки.  Задача детей выполнить движение по показу.

VI Работа над грамматической темой

Вспомним правило о правописании безударных гласных в корне слова. Ответы детей.

Верно. Вот как это правило звучит по-другому: Ударение над гласной может сделать букву ясной.

Давайте выучим это правило.

Повторив это правило, я думаю вы легко справитесь с заданием, которое я вам раздам. Нужно списать слова с карточки, а рядом написать проверочные слова.

в..да –

з.ма –

х.дить –

д.ма –

д.бро –

гр.бы –

м.чи –

стр.ла –

VII Итог занятия. Рефлексия.

Игра «Быстрые вопросы – быстрые ответы» с мячом (логопед бросает мяч ученику с вопросом, ученик бросает логопеду с ответом).

О чем мы говорили на занятии?

Как найти ударный гласный?

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Что вам понравилось?

Что для вас было трудным?

Сейчас я предлагаю вам самим оценить свою работу. Если вы считаете, что хорошо потрудились и справились со всеми заданиями, то закрасьте зеленый кружок светофора. Если были затруднения – желтый кружок. Если большую часть заданий выполнили плохо – красный.

До свидания, ребята!

        

Литература:

Ефименкова Л.Н. «Коррекция устной и письменной речи у учащихся начальных классов», М., Владос, 2001г.

Мазанова  Е.В. «Коррекция акустической дисграфии. Конспекты занятий для логопедов», М., ГНОМ и Д, 2007г.

Османова Г.А. «Новые игры с пальчиками для развития мелкой моторики: картотека пальчиковых игр», СПб, КАРО, 2008г.

Чистякова О.В. «30 занятий по русскому языку для предупреждения дисграфии. 2 класс», СПб. Литера, 2010г.

nsportal.ru

Всё о беременности и материнстве

  • Долгие годы самокат воспринимался как детская забава, однако электросамокаты полностью перевернули представление об этом виде транспорта, и сегодня его уже воспринимают гораздо серьезнее – взрослые тоже активно его осваивают.

  • Конструкторы лего «Звёздные войны» и «Гарри Поттер» популярны и у любителей фильмов тематики космоса и книг про Гарри Поттера.

  • Первое, на что стоит обратить внимание – это то, что сухие основы бывают с наполнителями и без них.

  • Каждый родитель мечтает, чтобы его ребенок рос здоровым, крепким и самостоятельным. Но мало кто знает, что в 80% случаев это результат работы ребенка и взрослого. Как правильно сформировать естественный иммунитет? Как развить дисциплинированность и самоорганизацию? Однозначно при помощи плавания. Школа Swimming.by расскажет о важности и пользе этого вида спорта для детей любого возраста.

  • Срок службы дивана во многом зависит от материалов, из которых состоит его основа.

  • При выборе кондитерских изделий покупатель желает испытать наслаждение, а в этом большую роль играет такая малозаметная на первый взгляд деталь, как упаковка продукции, отвечающая за сохранность и эстетичность.

  • Электрические гирлянды всегда были украшением праздников, радостных событий, торжественных мероприятий.

  • Абсолютно все взрослые при выборе подарка для ребенка испытывают определенные трудности, и дело тут не в недостатке ассортимента товаров такого рода, а в том, что современных малышей очень сложно чем-то удивить.

  • От какого подарка удастся одновременно получить пользу и удовольствие? Несомненно, это хорошая книга — она не только порадует, еще и останется на долгую память.

  • Сегодня, если вы хотите купить своему ребенку специальный детский автомобиль, вам будет очень тяжело выбрать подходящий, потому что вариантов на современном рынке масса.

  • Рассматривая варианты, мы с женой выбрали для своего сорванца несколько, которые подойдут для нескольких возрастных категорий. И все потому, что он взрослеет и нужны будут все новые и новые идеи!

  • Производство швейных машин марки Janome было открыто в Японии еще в 1921 году.

  • Умение ребенка самостоятельно ставить цели и добиваться их положительно сказывается на его благосостоянии во взрослой жизни. Такие дети проще реагируют на неудачи и редко опускают руки перед трудностями. Чтобы приучить детей к самостоятельности, следует придерживаться определенных правил.

  • Если вы решите сыграть в Гравити Фолз, вас ожидают не просто большие приключения, но и встречи с миром аномалий, несуществующими животными и параллельной вселенной.

  • Агентства помогают не только подобрать нужную квартиру, но и быстро собрать все документы, осуществить мх проверку, подготовиться к сделке и многое другое.

  • Дорогая на первый взгляд игрушка, сможет научить ребенка правилам дорожного движения и безопасности на дороге.

  • Психологи с уверенностью заявляют, что музыкальное образование должно быть обязательным в дошкольном и школьном возрасте.

  • masiki.net

    Значение слова «дисграфия»

    Лексическое значение: определение

    Общий запас лексики (от греч. Lexikos) — это комплекс всех основных смысловых единиц одного языка. Лексическое значение слова раскрывает общепринятое представление о предмете, свойстве, действии, чувстве, абстрактном явлении, воздействии, событии и тому подобное. Иначе говоря, определяет, что обозначает данное понятие в массовом сознании. Как только неизвестное явление обретает ясность, конкретные признаки, либо возникает осознание объекта, люди присваивают ему название (звуко-буквенную оболочку), а точнее, лексическое значение. После этого оно попадает в словарь определений с трактовкой содержания.

    Словари онлайн бесплатно — открывать для себя новое

    Словечек и узкоспециализированных терминов в каждом языке так много, что знать все их интерпретации попросту нереально. В современном мире существует масса тематических справочников, энциклопедий, тезаурусов, глоссариев. Пробежимся по их разновидностям:

    • Толковые Найти значение слова вы сможете в толковом словаре русского языка. Каждая пояснительная «статья» толкователя трактует искомое понятие на родном языке, и рассматривает его употребление в контенте. (PS: Еще больше случаев словоупотребления, но без пояснений, вы прочитаете в Национальном корпусе русского языка. Это самая объемная база письменных и устных текстов родной речи.) Под авторством Даля В.И., Ожегова С.И., Ушакова Д.Н. выпущены наиболее известные в нашей стране тезаурусы с истолкованием семантики. Единственный их недостаток — издания старые, поэтому лексический состав не пополняется.
    • Энциклопедические В отличии от толковых, академические и энциклопедические онлайн-словари дают более полное, развернутое разъяснение смысла. Большие энциклопедические издания содержат информацию об исторических событиях, личностях, культурных аспектах, артефактах. Статьи энциклопедий повествуют о реалиях прошлого и расширяют кругозор. Они могут быть универсальными, либо тематичными, рассчитанными на конкретную аудиторию пользователей. К примеру, «Лексикон финансовых терминов», «Энциклопедия домоводства», «Философия. Энциклопедический глоссарий», «Энциклопедия моды и одежды», мультиязычная универсальная онлайн-энциклопедия «Википедия».
    • Отраслевые Эти глоссарии предназначены для специалистов конкретного профиля. Их цель объяснить профессиональные термины, толковое значение специфических понятий узкой сферы, отраслей науки, бизнеса, промышленности. Они издаются в формате словарика, терминологического справочника или научно-справочного пособия («Тезаурус по рекламе, маркетингу и PR», «Юридический справочник», «Терминология МЧС»).
    • Этимологические и заимствований Этимологический словарик — это лингвистическая энциклопедия. В нем вы прочитаете версии происхождения лексических значений, от чего образовалось слово (исконное, заимствованное), его морфемный состав, семасиология, время появления, исторические изменения, анализ. Лексикограф установит откуда лексика была заимствована, рассмотрит последующие семантические обогащения в группе родственных словоформ, а так же сферу функционирования. Даст варианты использования в разговоре. В качестве образца, этимологический и лексический разбор понятия «фамилия»: заимствованно из латинского (familia), где означало родовое гнездо, семью, домочадцев. С XVIII века используется в качестве второго личного имени (наследуемого). Входит в активный лексикон. Этимологический словарик также объясняет происхождение подтекста крылатых фраз, фразеологизмов. Давайте прокомментируем устойчивое выражение «подлинная правда». Оно трактуется как сущая правда, абсолютная истина. Не поверите, при этимологическом анализе выяснилось, эта идиома берет начало от способа средневековых пыток. Подсудимого били кнутом с завязанными на конце узлом, который назывался «линь». Под линью человек выдавал все начистоту, под-линную правду.
    • Глоссарии устаревшей лексики Чем отличаются архаизмы от историзмов? Какие-то предметы последовательно выпадают из обихода. А следом выходят из употребления лексические определения единиц. Словечки, которые описывают исчезнувшие из жизни явления и предметы, относят к историзмам. Примеры историзмов: камзол, мушкет, царь, хан, баклуши, политрук, приказчик, мошна, кокошник, халдей, волость и прочие. Узнать какое значение имеют слова, которые больше не употребляется в устной речи, вам удастся из сборников устаревших фраз. Архаизмамы — это словечки, которые сохранили суть, изменив терминологию: пиит — поэт, чело — лоб, целковый — рубль, заморский — иностранный, фортеция — крепость, земский — общегосударственный, цвибак — бисквитный коржик, печенье. Иначе говоря их заместили синонимы, более актуальные в современной действительности. В эту категорию попали старославянизмы — лексика из старославянского, близкая к русскому: град (старосл.) — город (рус.), чадо — дитя, врата — ворота, персты — пальцы, уста — губы, влачиться — волочить ноги. Архаизмы встречаются в обороте писателей, поэтов, в псевдоисторических и фэнтези фильмах.
    • Переводческие, иностранные Двуязычные словари для перевода текстов и слов с одного языка на другой. Англо-русский, испанский, немецкий, французский и прочие.
    • Фразеологический сборник Фразеологизмы — это лексически устойчивые обороты, с нечленимой структурой и определенным подтекстом. К ним относятся поговорки, пословицы, идиомы, крылатые выражения, афоризмы. Некоторые словосочетания перекочевали из легенд и мифов. Они придают литературному слогу художественную выразительность. Фразеологические обороты обычно употребляют в переносном смысле. Замена какого-либо компонента, перестановка или разрыв словосочетания приводят к речевой ошибке, нераспознанному подтексту фразы, искажению сути при переводе на другие языки. Найдите переносное значение подобных выражений в фразеологическом словарике. Примеры фразеологизмов: «На седьмом небе», «Комар носа не подточит», «Голубая кровь», «Адвокат Дьявола», «Сжечь мосты», «Секрет Полишинеля», «Как в воду глядел», «Пыль в глаза пускать», «Работать спустя рукава», «Дамоклов меч», «Дары данайцев», «Палка о двух концах», «Яблоко раздора», «Нагреть руки», «Сизифов труд», «Лезть на стенку», «Держать ухо востро», «Метать бисер перед свиньями», «С гулькин нос», «Стреляный воробей», «Авгиевы конюшни», «Калиф на час», «Ломать голову», «Души не чаять», «Ушами хлопать», «Ахиллесова пята», «Собаку съел», «Как с гуся вода», «Ухватиться за соломинку», «Строить воздушные замки», «Быть в тренде», «Жить как сыр в масле».
    • Определение неологизмов Языковые изменения стимулирует динамичная жизнь. Человечество стремятся к развитию, упрощению быта, инновациям, а это способствует появлению новых вещей, техники. Неологизмы — лексические выражения незнакомых предметов, новых реалий в жизни людей, появившихся понятий, явлений. К примеру, что означает «бариста» — это профессия кофевара; профессионала по приготовлению кофе, который разбирается в сортах кофейных зерен, умеет красиво оформить дымящиеся чашечки с напитком перед подачей клиенту. Каждое словцо когда-то было неологизмом, пока не стало общеупотребительным, и не вошло в активный словарный состав общелитературного языка. Многие из них исчезают, даже не попав в активное употребление. Неологизмы бывают словообразовательными, то есть абсолютно новообразованными (в том числе от англицизмов), и семантическими. К семантическим неологизмам относятся уже известные лексические понятия, наделенные свежим содержанием, например «пират» — не только морской корсар, но и нарушитель авторских прав, пользователь торрент-ресурсов. Вот лишь некоторые случаи словообразовательных неологизмов: лайфхак, мем, загуглить, флэшмоб, кастинг-директор, пре-продакшн, копирайтинг, френдить, пропиарить, манимейкер, скринить, фрилансинг, хедлайнер, блогер, дауншифтинг, фейковый, брендализм. Еще вариант, «копираст» — владелец контента или ярый сторонник интеллектуальных прав.
    • Прочие 177+ Кроме перечисленных, есть тезаурусы: лингвистические, по различным областям языкознания; диалектные; лингвострановедческие; грамматические; лингвистических терминов; эпонимов; расшифровки сокращений; лексикон туриста; сленга. Школьникам пригодятся лексические словарники с синонимами, антонимами, омонимами, паронимами и учебные: орфографический, по пунктуации, словообразовательный, морфемный. Орфоэпический справочник для постановки ударений и правильного литературного произношения (фонетика). В топонимических словарях-справочниках содержатся географические сведения по регионам и названия. В антропонимических — данные о собственных именах, фамилиях, прозвищах.

    Толкование слов онлайн: кратчайший путь к знаниям

    Проще изъясняться, конкретно и более ёмко выражать мысли, оживить свою речь, — все это осуществимо с расширенным словарным запасом. С помощью ресурса How to all вы определите значение слов онлайн, подберете родственные синонимы и пополните свою лексику. Последний пункт легко восполнить чтением художественной литературы. Вы станете более эрудированным интересным собеседником и поддержите разговор на разнообразные темы. Литераторам и писателям для разогрева внутреннего генератора идей полезно будет узнать, что означают слова, предположим, эпохи Средневековья или из философского глоссария.

    Глобализация берет свое. Это сказывается на письменной речи. Стало модным смешанное написание кириллицей и латиницей, без транслитерации: SPA-салон, fashion-индустрия, GPS-навигатор, Hi-Fi или High End акустика, Hi-Tech электроника. Чтобы корректно интерпретировать содержание слов-гибридов, переключайтесь между языковыми раскладками клавиатуры. Пусть ваша речь ломает стереотипы. Тексты волнуют чувства, проливаются эликсиром на душу и не имеют срока давности. Удачи в творческих экспериментах!

    Проект how-to-all.com развивается и пополняется современными словарями с лексикой реального времени. Следите за обновлениями. Этот сайт помогает говорить и писать по-русски правильно. Расскажите о нас всем, кто учится в универе, школе, готовится к сдаче ЕГЭ, пишет тексты, изучает русский язык.

    how-to-all.com

    причины, симптомы, диагностика и лечение

    Дисграфия — расстройство в области логопедии, связанное с нарушениями процесса письма у пациента. Такое явление обусловлено недостаточной сформированностью некоторых функций психики, которые отвечают за контроль и реализацию процессов письма. Дисграфию можно распознать по наличию систематически повторяющихся ошибок в письме, которые не исчезают, а ликвидация их требует специальных методов. Для диагностики у пациента дисграфии проводится анализ написанных им заданий, а также по специальным методикам специалистом оценивается навык его устной речи.

    Содержание статьи:

    Дисграфия — это специфические нарушения письма у пациента. Как было сказано выше, письменная речь у пациентов-дисграфиков значительно повреждена. По некоторым данным расстройство удается выявить у половины учащихся в начальной школе и у трети учеников в средней. Анализ этих данных позволяет говорить о весьма высокой распространенности дисграфии и ее устойчивости среди детей. Причиной тому служит то, что в первые классы школы и детские сады пропускается большое число детей с какими-либо логопедическими нарушениями или с нарушениями, связанными с восприятием звуков. Из-за наличия этих расстройств дети не могут полноценно получать знания и развивать навыки устной и письменной речи. Следует отметить, что в случае нахождения ребенка-дисграфика в общеобразовательной школе процесс его обучения должен происходить с участием логопеда, а специфические ошибки в письме, допускаемые страдающим дисграфией пациентом, не должны влиять на общую успеваемость по таким гуманитарным дисциплинам, как русский язык и литература.

    Нередко путают дисграфию и араграфию. Эти логопедические нарушения отличаются рядом общих черт, однако разница все же имеется: при дисграфии письменная речь претерпевает искажения, но все же сохраняется и может функционировать. При араграфии у пациента наблюдается неспособность к овладению письмом, навык признается полностью утраченным. Нередко дисграфия сопровождается нарушениями чтения, например, дислексией.

    Причины дисграфии

    Как было сказано выше, дисграфия связана с навыком письма, формирующимся у человека. Потому связь имеется и со всеми сторонами устной речи пациента. Важную роль играют состояния звукопроизношения, фонематическое восприятие, лексико-грамматическая сторона, связность и внятность речи. Потому развитие дисграфии может иметь под собой те же причины, что и прочие логопедические нарушения, например, дизартрия или алалия.

    Как и в случае, к примеру, дизартрии, дисграфия может быть вызвана поражениями головного мозга, его недоразвитостью в период беременности матери и в послеродовой период. Нередко причинами могут послужить патологическое течение беременности, травмы, полученные в процессе родоразрешения, асфиксия. Нейроинфекционные заболевания, например, менингиты и энцефалиты, соматические заболевания в тяжелой стадии также вызывают поражения ЦНС ребенка и, как следствие, дисграфию.

    Помимо факторов, обусловленных физическим состоянием ЦНС пациента, большое значение в формировании нарушений письменной речи играют социально-психологические причины. Это может быть двуязычие в семье, частные контакты со страдающими нарушениями речи, дефицит речевых коммуникаций, а также невнимательное отношение родителей к ребенку в период формирования речевого навыка и навыка письма. Раннее начало обучения ребенка грамоте также может вызвать затруднения с письмом, поскольку психологически он еще не готов к восприятию такого объема информации. Кроме того, дисграфия может появиться у детей с определенной конституциональной предрасположенностью и заторможенностью психического развития.

    Появление дисграфии у пациентов во взрослом возрасте обусловлено наличием черепно-мозговых травм в анамнезе, инсультами, нейрохирургическими оперативными вмешательствам. Опухоли головного мозга также могут способствовать нарушениям функции письменной речи.

    Механизмы дисграфии

    Дисграфия отличается некоторой сложностью своего механизма. Поскольку письменная речь — это сложный процесс с множеством уровней, в его формировании задействовано большинство анализаторов. К ним относятся и зрительный, и речеслуховой, и речедвигательный, и двигательный. Их взаимодействие и отвечает за навык письма у пациента. Чем развитее у человека устная речь, тем больше вероятность высокого уровня развития навыка письма. Однако письменную речь развить можно только в процессе целенаправленного обучения, в то время как развитие устной речи не требует соблюдения этого правила.

    Механизм возникновения дисграфии может быть связан с тем, что процесс установления доминантного полушария, отвечающего за развитие речевых функций, происходит несвоевременно. В идеале все связанные с этим процессы должны быть завершены к началу обучения в школе. В случае задержки латерализации развитие письма нарушается, что приводит к появлению соответствующих заболеваний. Дисграфию часто сопровождает нарушение формирования восприятия, памяти, мышления, слогового анализа, восприятия пространства, фонематических процессов и прочих подобных факторов.

    Психолингвистика также дает свою оценку механизма появления дисграфии. Ее оценивают как нарушение операции зарождения письменного проявления своей речи: структурирования, деления предложений на слова и словосочетания и тому подобного.

    Классификация дисграфии

    В настоящее время дисграфия подразумевает выделение пяти форм. Каждая из них зависит от того, какая именно операция письма не сформирована или же нарушена у пациента:

    1. артикуляторно-акустическая дисграфия обусловлена нарушением восприятия фонематики, артикуляции, затруднением звукопроизношения;
    2. акустическая дисграфия обусловлена нарушением фонематического распознавания;
    3. форма дисграфии, обусловленная несформированностью языкового синтеза;
    4. аграмматическая дисграфия обусловлена затруднениями развития лексики речи и ее грамматики;
    5. оптическая дисграфия связана с тем, что у пациента не развито зрительно-пространственное восприятие.

    Стоит отметить, что в логопедии, помимо строго определенных форм дисграфии, нередко диагностируются и смешанные. К слову, смешанные формы в практике встречаются несколько чаще.

    Помимо такой классификации, существует и иная:

    1. специфические нарушения письма;
    2. неспецифические нарушения письма (связанные с педагогической и социально-психологической стороной нарушения).

    Симптомы дисграфии

    Как и любое логопедическое нарушение, дисграфия отличается рядом определенных симптомов. Как правило, это ошибки на письме, которые пациент повторяет систематически. Причем, стоит отметить, что эти ошибки человек делает не по причине незнания правил и норм языка. Чаще всего ошибки связаны с заменой или же смещением сходных букв или схожих звуков. Пациенты нередко пропускают буквы и слоги в словах, меняют их местами, добавляют лишние буквы. Слова нередко пишутся слитно, а в предложениях отсутствует согласованность слов и словоформ между собой. При этом отмечено, что скорость написания текста достаточно низкая, а почерк неразличим. Учитывая все эти факторы, следует помнить, что поставить диагноз «дисграфия» можно только после овладения пациентом навыков письма, то есть, не ранее 9 лет. Поставленный до этого возраста диагноз впоследствии может оказаться ложным.

    Артикуляторно-акустическая дисграфия также диагностируется ошибками на письме, однако в этом случае они связаны с неправильным произношением звуков. Проще говоря, пациент пишет так же, как и слышит тот или иной звук. Чаще всего такое явление встречается у детей с недоразвитием речи с фонетико-фонематической стороны. Ошибки аналогичны как в устной речи, так и при написании.

    Акустическая дисграфия не подразумевает нарушение произношения звуков, однако восприятие их сформировано неправильно. Таким образом, пациент на письме заменяет некоторые звуки теми, которые схожи с ними при произношении, например, шипящие на свистящие, звонкие на глухие и так далее. Дисграфия, обусловленная нарушениями языкового синтеза, не позволяет пациенту правильно апеллировать буквами и слогами в слове: он меняет их местами, дописывает лишние или же не дописывает окончания слов. Для детей, страдающих этой формой дисграфии, характерно написание предлогов со словами слитно, приставки же, наоборот, на письме отделяются от слова. В случае диагностики заболевания среди школьников такая форма — самая распространенная.

    Аграмматическая дисграфия имеет следующие характерные черты: пациент неправильно изменяет слова по падежам, путает склонения, не может определить род или число. В предложениях наблюдается несогласованность постановки слов, пропущены некоторые члены предложения. Речь у пациентов, страдающих такой формой дисграфии, недоразвита и достаточно заторможена. Сопутствуют этому нарушению и прочие логопедические расстройства, например, дизартрия, алалия и другие.

    Оптическая дисграфия проявляется таким образом, что на письме пациент смешивает и заменяет буквы на схожие с ними визуально. В данном случае выявлена может быть либо литеральная оптическая дисграфия (нарушение воспроизведения изолированных букв), либо вербальная оптическая дисграфия (нарушение начертания букв в словах). Самые распространенные ошибки у пациентов — это добавление в буквы лишних элементов или же недописывание нужных, «отзеркаливание» букв и тому подобное.

    У страдающих дисграфией пациентов нередко удается диагностировать и симптомы, не относящиеся к логопедическим. Как правило, это неврологические расстройства и нарушения, к примеру, гиперактивность, нарушения работы памяти, снижение работоспособности. Пациентам тяжело сконцентрировать внимание на чем-либо, они часто отвлекаются в процессе обучения или работы.

    Диагностические мероприятия для выявления дисграфии обычно включают в себя консультацию не только логопеда, но и других специалистов: невролога, офтальмолога, ЛОРа. Необходимо исключит вероятность наличия дефектов органов слуха и зрения. Оценка речевой функции дается логопедом. Для этого проводятся мероприятия диагностики письменной речи. В этом случае важно четко разграничить наличие расстройств с незнанием правил и норм языка, с неграмотностью пациента. Далее специалистом определяется форма дисграфии.

    Диагностические мероприятия по установлению дисграфии у пациента проводятся комплексно. На первом этапе обследования анализируются письменные работы пациента. Далее оценивается развитие ребенка, его речевой навык, общее развитие. После этого специалистами изучается состояние центральной нервной системы, органов слуха и зрения, артикуляционный аппарат, моторика рук и речевая моторика. Определяется и то, какой рукой при написании пользуется пациент.

    Коррекция дисграфии

    Коррекция дисграфии предполагает систематику. Программа разрабатывается индивидуально с учетом особенностей того или иного случая. Обязательно учитывается форма нарушения.

    Для преодоления нарушения специалист ставит задачу восполнить пробелы в важных для формирования навыка письма процессов. Ведется работа над развитием речи, над ее связностью. Пациенту даются специальные задания на развитие лексикона, формирование грамматики речи. Кроме того, корректируются слуховое и пространственное восприятия, развивается память, процессы мышления. После развития навыков устной речи — на их почве — развивается и письменный навык.

    Кроме логопедического комплекса, нередко в коррекцию добавлены и медикаментозные курсы, физиотерапевтические мероприятия, массаж и лечебная физическая культура.

    Прогноз и профилактика дисграфии

    Для того чтобы помочь пациенту, страдающему дисграфией, требуется привлечение не только специалистов в области логопедии и неврологии, но и участие окружения ребенка. Логопедическая помощь должна поступать и в процессе обучения в школе.

    Для профилактики возникновения нарушения следует проводить определенную работу еще до начала процесса обучения письму. Необходимо развивать внимательность, память, мыслительные процессы, пространственное восприятие, слуховую и зрительную дифференциацию и тому подобные аспекты, отвечающие за овладение навыками письменной речи. Вовремя необходимо скорректировать нарушения устной речи, развивать словарный запас.

    В периоде обучения в школьный период важно взаимодействие логопеда и учителя русского языка и литературы. Диктанты ребенка, страдающего дисграфией или подозрением на нее, должны проверяться совместно обоими специалистами. С помощью них можно как подтвердить нарушение, так и проследить динамику его развития или, наоборот, регрессии. Специфические дисграфические ошибки при этом не должны учитываться при выставлении оценки за работы.

    Узнать более подробную информацию о дисграфии, а также ознакомиться с перечнем клиник Москвы, где осуществляется диагностика и лечение нарушения, можно на нашем сайте. Здесь же вы найдете и необходимые контактные данные.

    www.mosmedportal.ru

    Дисграфия — причины и признаки дисграфии

    Дисграфия – это определенное нарушение письма при нормальном развитии интеллекта. Заболевание сопровождается нарушением по фонетическому принципу, что приводит к специфическим ошибкам, которые искажают звуковой состав слова.

    Содержание статьи

    Виды

    По нарушениям определенных операций письма, классифицируют следующие категории дисграфии:

    • Артикулярно-акустическая дисграфия, возникающая вследствие нарушения артикуляции, произношения звуков, фонематического восприятия.
    • Акустическая, возникающая при нарушениях фонемного распознавания.
    • Дисграфия на фоне недоразвития языкового анализа и синтеза.
    • Аграмматическая, возникающая при несформированности лексико-грамматической стороны речи.
    • Оптическая, возникающая в результате недоразвития зрительно-пространственного восприятия.

    Помимо вышеперечисленных категорий, в логопедии отмечают смешанные формы патологии:

    • Специфические нарушения письма. Дисграфии: дисфонологические (фонологические, паралалические) и метаязыковые (возникающие в результате нарушения языковых функций). Дизорфографии: морфологические и синтаксические.
    • Неспецифические нарушения письма. Проявляются при нехватке педагогических занятий, задержке психического развития, умственной отсталости и т.д.

    Причины

    Процесс овладения письма тесно связан с уровнем развития всех сторон устной речи, поэтому главную роль в развитии дисграфии играют органические и функциональные причины. Также в основе этиологии дисграфии лежит недоразвитие или повреждения головного мозга: патология беременности, травмы при родах, менингиты и энцефалиты, инфекционные и тяжелые соматические болезни, приводящие к истощению нервной системы малыша.

    К социально-психологической группе факторов, способствующих появлению дисграфии, относятся семейный билингвизм, нечеткость и неправильность речи окружающих, недостаточность речевых контактов, запущенность развития речи ребенка взрослыми, раннее обучение малыша грамоте при его психологической неготовности. В зоне риска находятся дети со всяческими речевыми нарушениями, задержке психического развития и т.д. У взрослых дисграфия возникает при черепно-мозговых травмах, инсультах, хирургических операциях головного мозга.

    Симптомы

    Дисграфия проявляется типичными и повторяющимися ошибками в процессе письма, которые не связаны с незнанием правил. Ошибки характеризуются смещением и заменами зрительно или фонетически схожих букв и звуков на письме, нарушением буквенно-слоговой структуры слова, аграмматизмами и т.д.

    Почерк у лиц с данным диагнозом, как правило, неразборчивый, темп письма медленный, высота и наклон букв изменяются, могут соскальзывать со строки и т.д.

    При артикулярно-акустической форме наблюдается неверное произношение, устная речь характеризуется аналогичными ошибками, возникающими на письме.

    При акустической форме нарушения в устной речи не наблюдаются, но фонематическое восприятие недостаточно развито. Письменные ошибки сопровождаются заменой букв, соответствующих фонетически сходным звукам. На фоне нарушения языкового анализа возникает деление слов на слоги и предложений на слова. Пациент может пропускать, повторять или переставлять местами слоги и буквы, писать ненужные буквы в словах или не дописывать их окончание. Данный вид патологии наиболее распространен среди учеников. При аграмматической дисграфии наблюдается неправильное склонение слов по падежам, родам и числам, неверная последовательность слов и их пропуски. Данный тип дисграфии возникает на общем фоне несформированности речи, например, при алалии или дизартрии.

    Оптическая дисграфия проявляется заменой или смешиванием графически схожих букв. Ошибки при данной форме проявляются неполным написанием слов или добавлением лишних элементов в слова, наблюдается зеркальная пропись букв. Также патология может часто сопровождаться неречевыми проявлениями: уменьшение работоспособности, неврологические расстройства, снижение концентрации внимания, трудности с запоминанием.

    Диагностика

    Для определения органической этиологии дисграфии требуется осмотр невролога, офтальмолога, отоларинголога. Логопед определяет уровень развития речевого аппарата. Диагностика письменной речи направлена на разделение дисграфии с элементарным незнанием правописания и выявление формы патологии. Обследование состоит из проведения нескольких этапов. Начальный этап заключается в изучении и анализе письменных работ.

    Для определения факторов, которые способствовали возникновению патологии, тщательно изучается уровень развития ребенка, приоритетное внимание акцентируется на центральной нервной системе. Далее изучается артикуляционный аппарат, речевая и ручная моторика и т.д. После детального обследования развития устной речи переходят к изучению письменной речи. Логопедический диагноз ставится исходя из результатов анализа обследования речи.

    Лечение

    Коррекция дисграфии разрабатывается с учетом механизмов и форм нарушения письма. Общие методы по коррекции патологии заключаются в восстановлении звукопроизношения и фонематических процессов, обогащении словарного запаса и развитии грамматической части речи, формировании связной речи.

    Развитие аналитико-синтетической сферы, слухового и пространственного восприятия, памяти и мышления, имеет значимое место в комплексе логопедических методик. Приобретенные навыки устной речи фиксируются при помощи письменных заданий. Пациентам с дисграфией может быть назначено медикаментозное и реабилитационное лечение по основной болезни: физиотерапия, курс массажа, лечебная физкультура, гидротерапия и др.

    Профилактика

    Профилактические меры по предотвращению дисграфии должны проводиться с первых лет жизни ребенка. Они заключаются в развитии высших психических функций, которые обеспечивают полноценное овладение процессами письма и чтения, сенсорных функций, пространственных представлений, графомоторных навыков и т.д. Своевременная терапия нарушений устной речи, предотвращение фонетического, фонетико-фонематического и общего недоразвития речи, играют важную роль в предотвращении дисграфии.

    medbooking.com

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *