2. Цели и задачи экспериментальных исследований в психологии. Специфика психологического эксперимента, его основные виды.
Роберт Вудвортс: эксперимент – упорядоченное исследование, в ходе которого исследователь непосредственно изменяет некий фактор (или факторы), поддерживает остальные неизменными и наблюдает результаты систематических изменений.
Отличительная особенность экспериментального метода – управление экспериментальным фактором, или «независимой переменной», и отслеживание его влияния на наблюдаемое следствие, или «зависимую переменную». Целью экспериментатора считается сохранение постоянными всех условий, за исключением одного — независимой переменной.
В упрощённом примере независимую переменную можно рассматривать как некий релевантный стимул (St(r)), силу которого варьирует экспериментатор, в то время, как зависимая переменная — реакция (R) испытуемого, его психики (P) на воздействие этого релевантного стимула.
Однако, как правило, именно искомая стабильность всех условий, кроме независимой переменной, в психологическом эксперименте недостижима, так как практически всегда помимо этих двух переменных присутствуют и дополнительные переменные, систематические иррелевантные стимулы (St(1)) и случайные стимулы (St(2)), ведущие соответственно к систематическим и случайным ошибкам.
схематическое изображение экспериментального процесса выглядит так:
В эксперименте можно выделить три вида переменных:
–Независимая переменная
–Зависимая переменная
–Дополнительные переменные (или внешние переменные)
Экспериментатор пытается установить функциональную зависимость между зависимой и независимой переменной, попытавшись при этом учесть систематическую ошибку, возникшую вследствие воздействия иррелевантных стимулов (примерами систематической ошибки можно назвать фазы Луны, время суток и др.
). Для уменьшения вероятности воздействия случайных ошибок на результат исследователь стремится проводить серию опытов (примером случайной ошибки, может быть, например, усталость или же попавшая в глаз испытуемому соринка).Общая задача психологических экспериментов заключается в том, чтобы установить наличие связи R=f(S, P) и, по возможности, вид функции f (бывают различные виды связи — причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.). В данном случае, R — реакция испытуемого, S — ситуация, а P — личность испытуемого, психика, или «внутренние процессы». То есть, грубо говоря, так как психические процессы невозможно «увидеть», в психологическом эксперименте на основании реакции испытуемых на стимулирование, регулируемое экспериментатором, делается какой-либо вывод о психике, психических процессах или личности испытуемого.
Психологический эксперимент — проводимый в специальных условиях опыт для получения новых научных знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого.
Психологический эксперимент во многом отличается от экспериментов в других областях науки.
В психологическом эксперименте очень трудно быть уверенным, что мы изучаем то, что мы хотим изучить. Эксперимент, проводимый над человеком, может влиять на него так сильно, что результаты его говорят скорее о реакции на экспериментатора и эксперимент, нежели об особенностях поведения конкретного человека. В психологическом эксперимента оказывается важна личность экспериментатора: нередко у одного экспериментатора люди показывают одни результаты, у другого — другие.
Испытуемому диктовали инструкцию, но — как? Людям важно отношение к ним, люди тонко реагируют на внушения от экспериментатора, которые он сам может не осознавать.Психологический эксперимент начинается с инструкции, точнее — с установления тех или иных отношений между испытуемым и экспериментатором. Другая задача, которая стоит перед исследователем, это формирование выборки: с кем должен проводиться эксперимент, чтобы результаты его могли считаться достоверными. Финал эксперимента — это обработка его результатов, интерпретация полученных данных и представление их психологической общественности
Научное качество психологического эксперимента — это объективность, надёжность, валидность и достоверность использованных в нем методик (обеспечивают достоверность полученных данных)
–Критерий объективности – одни и те же результаты могут быть получены разными исследователями
–Критерий надежности – одни и те же результаты могут быть получены при многократном повтроении (воспроизводимость данных)
–Валидность — уверенность в том, что эксперимент измерил именно то, что исследователи хотели измерить. Валидность — мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам. Безупречный эксперимент будет обладать безупречной валидностью: он будет точно показывать, что экспериментальный эффект был вызван изменением независимой переменной, он будет полностью соответствовать реальности, его результаты можно обобщить без ограничений. Когда говорят о степени валидности, рассматривается то, насколько результаты исследования соответствуют поставленным задачам (однако при этом валидность не измеряется в каких-либо условных единицах). Валидность является одним из самых главных показателем, обеспечивающим достоверность получаемых в эксперименте результатов.
4 общие взаимосвязанные задачи, стоящие перед научным исследованием: описать поведение, спрогнозировать поведение, объяснить поведение, управлять поведением.
–Описание поведения – Выявление регулярных последовательностей событий, включая стимулы или внешние факторы и ответные реакции или поведение. Составление ясных и точных описаний — первый шаг в любых научных изысканиях, без которого невозможно предсказание и объяснение поведения.
–Прогнозирование поведения – Обнаружение законов поведения (наличия постоянных и предсказуемых взаимосвязей между переменными) должно привести к осуществлению прогнозирования с той или иной степенью вероятности.
–Объяснение поведения – Нахождение причин возникновения рассматриваемого поведения. Процесс установления причинно-следственных связей сложен и включает многие аспекты.
–Управление поведением – Применение на практике законов поведения, открытых в входе психологических исследований.
Этические проблемы психологических исследований
При работе с испытуемым необходимо соблюдать этику психологических исследований. В большинстве случаев нужно:
–получить согласие потенциального испытуемого, объяснив ему цель и задачи исследования, его роль в эксперименте в той мере, чтобы он был в состоянии принять ответственное решение о своём участии.
–защитить испытуемого от вреда и дискомфорта.
– обеспечить конфиденциальность информации об испытуемых.
– полностью объяснить смысл и результаты исследования после окончания работы.
При работе с животными:
Нельзя наносить животному вред и причинять страдания, если это не вызвано задачами исследования, определёнными утверждённой программой.
Необходимо обеспечить достаточно комфортабельные условия содержания.
Основные плюсы эксперимента
–Можно выделить следующие основные преимущества, которыми обладает метод эксперимента в психологических исследованиях:
–Возможность выбрать момент начала события
–Изменяемость результатов путём сознательного манипулирования независимыми переменными
Минусы
–Сторонники неприемлемости экспериментального метода в психологии опираются на следующие положения:
–Субъект-субъектное отношение нарушает научные правила
–Психика обладает свойством спонтанности
–Психика слишком непостоянна
–Психика слишком уникальна
–Психика — слишком сложный объект исследования и др.
Виды экспериментов
В психологии используют лабораторные эксперименты, естественные эксперименты и формирующие эксперименты. В зависимости от этапа исследования различаю пилотажное исследование и собственно эксперимент. Эксперименты могут быть явными и со скрытой целью. Многие исследователи в процессе обсуждения и дискуссии практикуют мысленные эксперименты. Они, очевидно, гораздо более дешевы и оперативны, хотя и не всегда убедительны и надежны.
По способу проведения различают эксперименты:
–Лабораторный эксперимент.
–Естественный (полевой) эксперимент. – проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого с минимумом вмешательства экспериментатора в этот процесс.
Используется во многих исследованиях по социальной психологии, и нередко проводится в режиме пилотажного, пробного варианта.
При проведении такого эксперимента сохраняется возможность, если это позволяют этические и организационные соображения, оставить испытуемого в неведении о своей роли и участии в эксперименте (на естественность поведения испытуемого не скажется факт проведения исследования).
Ограничены возможности экспериментатора по контролю дополнительных переменных.
В зависимости от уровня осознанности эксперименты также можно разделить на:
–те, в которых испытуемому даются полные сведения о целях и задачах исследования,
–те, в которых в целях эксперимента некоторая информация о нём от испытуемого утаивается или искажается (например, когда необходимо, чтобы испытуемый не знал об истинной гипотезе исследования, ему могут сообщить ложную),
–и те, в которых испытуемому неизвестно о целях эксперимента или даже о самом факте эксперимента (например, эксперименты с привлечением детей).
По целям различают констатирующий и формирующий эксперименты.
Констатирующий эксперимент — это эксперимент, устанавливающий наличие какого-либо непреложного факта или явления. Эксперимент становится констатирующим, если исследователь ставит задачу выявления наличного состояния и уровня сформированности некоторого свойства или изучаемого параметра, иначе говоря, определяется актуальный уровень развития изучаемого свойства у испытуемого или группы испытуемых.
Цель констатирующего эксперимента — измерение наличного уровня развития, получение первичного материала для организации формирующего эксперимента. Формирующий (преобразующий, обучающий) эксперимент ставит своей целью активное формирование или воспитание тех или иных сторон психики, уровней деятельности и т.д.; используется при изучении конкретных путей формирования личности ребёнка, обеспечивая соединение психологических исследований с педагогическим поиском и проектированием наиболее эффективных форм учебно-воспитательной работы.
Цель формирующего эксперимента может быть: обучение каким — либо знаниям, умениям, навыкам; формирование тех или иных качеств личности.
Формирующий эксперимент требует от исследователя: Разработанности теоретических представлений о параметрах формируемых психических явлений.Четкости планирования хода эксперимента. Полного учета разных факторов реального обучения, влияющих на возникновение изучаемых психических явлений.
2. Предмет и задачи экспериментальной психологии.
Применение экспериментального метода к исследованию психических явлений в конце XIX в. сыграло решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки и выделении ее из философии. В этот период вся научная психология была экспериментальной. В дальнейшем в связи с накоплением психологических знаний произошла дифференциация научных областей психологии в соответствии с предметом их изучения, а экспериментальная психология стала пониматься лишь как общее обозначение различных видов исследований психических явлений посредством экспериментальных методов.
В.В. Никандров отмечает, что в настоящее время сложилась весьма непростая ситуация с определением границ экспериментальной психологии и ее места в системе психологических знаний. Ею утрачен статус самостоятельной науки. На эту ситуацию обращал внимание еще Б.Г. Ананьев. Он указывал, что, с одной стороны, казалось бы, имеется фундаментальная наука о методах психологического исследования, достижениями которой могут пользоваться все частные разделы психологии. Но, с другой стороны, систематическое и неизбежное делегирование своих «полномочий» другим дисциплинам раздробило экспериментальную психологию, и ее отдельные разделы начали самостоятельную жизнь в частных психологических науках.
В современных психологических словарях и справочниках, определяющих понятие «экспериментальная психология», как правило, подчеркивается относительная несамостоятельность этой научной дисциплины и отсутствуют указания на ее предмет. Например, в наиболее авторитетном «Психологическом словаре» дается следующее определение:
«Экспериментальная психология – общее наименование областей и разделов психологии, в которых эффективно применяется метод лабораторного эксперимента».
Еще отчетливее эти тенденции звучат в другом определении: «Экспериментальная психология – общее обозначение различных видов исследования психических явлений посредством экспериментальных методов». Аналогичное понимание экспериментальной психологии существует и в зарубежной психологии. П. Фресс определяет экспериментальную психологию следующим образом: «Экспериментальная психология представляет собой знания, приобретенные в психологии посредством применения экспериментального метода». В некоторых определениях говорится о необходимости разработки методов в рамках экспериментальной психологии: «Экспериментальная психология – 1) область психологического знания, связанная с экспериментальными исследованиями психики… В экспериментальной психологии разрабатываются методы организации и проведения психологического эксперимента, а также методы обработки и анализа его результатов; 2) экспериментальный раздел общей психологии».
В.Н. Дружинин выделяет несколько подходов к пониманию предмета экспериментальной психологии.
1. Экспериментальная психология как подлинно научная психология, базирующаяся на естественно-научном подходе к изучению психических явлений в противоположность философской, интроспективной психологии и другим видам психологического знания. Представителями данного подхода являются В. Вундт, С. Стивенс, П. Фресс, Ж. Пиаже и др. «Этот (экспериментальный) метод познания существенно отличается от метода философии, который основывается на очевидности положений и требований рефлективного мышления… Рассуждения в философии подчиняются законам мышления, тогда как в науке (экспериментальной психологии) этот контроль обеспечивается эмпирической проверкой».
2. Экспериментальная психология как система методов и методик, реализованных в конкретных исследованиях. Представители: Г.И. Челпанов, Р. Готтсданкер и др. Р. Готтсданкер полагает, что экспериментальная психология – это наука об экспериментальных методах, которые могут применяться в любой из частных предметных областей психологии (психологии сенсорных процессов, психологии научения или психологии социального воздействия). Поэтому вся экспериментальная психология носит методический характер.
3. Экспериментальная психология как теория психологического эксперимента, которая базируется на общенаучной теории эксперимента и в первую очередь включает планирование и обработку данных. Представители: Д. Кэмпбелл, Ф. Дж. МакГиган и др. Д. Кэмпбелл отмечает, что одним из важных в психологии являются «…вопросы планирования экспериментов, создание моделей экспериментов в соответствии с требованиями валидности научного знания».
4. Экспериментальная психология как область, которая занимается изучением проблем методов психологического исследования в целом. Представители: В.Н. Дружинин, Д. Мартин, Р. Солсо, Х. Джонсон, М. Бил, Т.В. Корнилова и др. В.Н. Дружинин подчеркивает, что предметом экспериментальной психологии является не только экспериментальный метод, но и другие виды теоретического и эмпирического знания в психологии.
Именно этого понимания экспериментальной психологии мы будем придерживаться в дальнейшем. Следует отметить, что при указанном подходе «эксперимент» понимается в самом широком объеме как любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод. Несмотря на то, что термины «эксперимент» и «эмпирия (эмпирика)» переводятся с греческого одинаково – опыт, значения их в современной науке разные. В понятии «эксперимент» опыт рассматривается как конкретный прием исследования в точно учитываемых условиях. В понятии «эмпирика» опыт понимается как общая совокупность накопленных знаний и умений. Отсюда эмпирический метод – это любой способ получения фактических данных о действительности, основанный на человеческом опыте. Таким образом, если принять широкое толкование понятия «эксперимент», то экспериментальную психологию скорее следовало бы поименовать «эмпирической психологией». Однако в психологии термин «эмпирическая психология» имеет уже свое значение и свою историю, что не позволяет повторно использовать его в другом значении.
Тем не менее, в круг интересов экспериментальной психологии входит все большее число неэкспериментальных исследовательских приемов. И сейчас сложилась определенная традиция понимать эксперимент как частный метод эмпирического познания, а экспериментальную психологию – как совокупность множества эмпирических методов. Поскольку многие (если не большинство) эмпирических методов психологии естественным образом включают в себя измерительные процедуры и анализ результатов измерения, то в область компетенции экспериментальной психологии входят теперь и теория измерений, и знания по обработке (в первую очередь статистической) эмпирических данных.
В.В. Никандров подчеркивает, что «если говорить об экспериментальной психологии не только как о совокупности исследований психической жизни с помощью экспериментальных методов, но и как о науке, разрабатывающей эти методы, то мы сталкиваемся с проблемами теоретической проработки исследовательских приемов». Ведь любой исследовательский метод есть практическая реализация принципов данной науки. А принципы – это основополагающее начало любой теории, концепции. Таким образом, каждый метод нуждается в подведении общетеоретической базы. С другой стороны, любой метод есть система процедур, операций, алгоритмов действий, формализованных правил сбора, анализа и обработки информации. Обычно эти операции и правила объединяются понятием «методика». Разработка всей методической системы есть непростая теоретическая работа, которая и совершается в рамках экспериментальной психологии.
Основными задачами экспериментальной психологии являются:
• формулирование методологических и теоретических основ исследования в психологии;
• разработка экспериментальных планов и эмпирических процедур;
• поиск методов анализа, интерпретации и проверки статистической значимости результатов психологических исследований;
• оценка эффективности экспериментальных процедур;
• оценка взаимосвязи теоретических положений и экспериментальных данных;
• разработка этических принципов психологических исследований;
• разработка правил представления результатов психологических исследований.
Подводя итог, можно охарактеризовать современное понимание термина «экспериментальная психология» следующим образом: это, во-первых, дисциплина, изучающая и разрабатывающая ряд эмпирических методов психологического исследования, а во-вторых, обобщающее обозначение исследований в разных областях психологии, использующих эти эмпирические методы.
В данном пособии экспериментальная психология понимается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая своим главным предметом изучения систему психологических методов, среди которых основное внимание уделяется эмпирическим методам.
Такая трактовка экспериментальной психологии разрешает неопределенность ее места в системе психологических знаний, придавая ей статус самостоятельной науки.
Что такое экспериментальная психология | CSP Global
Чтение за 4 минуты
Психологическая наука охватывает несколько областей. В психологии существуют десятки дисциплин, в том числе ненормальная психология, когнитивная психология и социальная психология.
Один из способов рассмотрения этих областей состоит в том, чтобы разделить их на два типа: прикладная и экспериментальная психология. Эти группы описывают практически любой тип работы в психологии.
Следующие разделы исследуют, что такое экспериментальная психология, и некоторые примеры того, что она охватывает.
Что такое экспериментальная психология?
Экспериментальная психология стремится изучить и лучше понять поведение с помощью эмпирических методов исследования. Эта работа позволяет использовать результаты в реальных приложениях (прикладная психология) в таких областях, как клиническая психология, педагогическая психология, судебная психология, спортивная психология и социальная психология. Экспериментальная психология способна пролить свет на личности и жизненный опыт людей, изучая, как люди ведут себя и как формируется поведение на протяжении всей жизни, а также другие теоретические вопросы. По данным Американской психологической ассоциации (APA), в этой области рассматривается широкий спектр поведенческих тем, включая ощущения, восприятие, внимание, память, познание и эмоции.
Исследования находятся в центре внимания экспериментальной психологии. Используя научные методы для сбора данных и проведения исследований, экспериментальная психология сосредотачивается на определенных вопросах и, одно исследование за раз, раскрывает информацию, которая способствует более крупным открытиям или выводам. Из-за широты и глубины определенных областей исследования исследователи могут провести всю свою карьеру, рассматривая сложный исследовательский вопрос.
Экспериментальная психология в действии
НАСА
АПА пишет об один психологе-экспериментаторе Роберте Макканне, который вышел на пенсию после 19 лет.лет работы в НАСА. Во время своего пребывания в НАСА его работа была сосредоточена на пользовательском опыте — на земле и в космосе — где он применил свой опыт к дисплеям бортовых систем, навигационным системам и дисплеям безопасности, используемым астронавтами на космических кораблях НАСА. Знания Макканна в области обработки информации человеком позволили ему помочь НАСА в разработке дисплеев для шаттлов, которые могут повысить безопасность полетов шаттлов. Он изучил ограничения человеческого внимания и обработки изображений, чтобы оценить, что люди могут достоверно видеть и правильно интерпретировать на приборной панели. Макканн сыграл ключевую роль в определении характеристик дисплеев кабины, не перегружая пилота и не нагружая его внимание.
«Одна из целей дисплея состояла в том, чтобы предупредить астронавтов о наличии неисправности, которая прервала подачу электроэнергии в определенном регионе, — сказал Макканн. — Наиболее очевидным способом изобразить это прерывание было просто удалить (или затемнить) белые линии, соединяющие затронутые компоненты. Фундаментальные исследования визуального внимания показали, что люди не очень легко замечают удаление функции дисплея, когда дисплей сильно загроможден. Мы гораздо лучше замечаем функцию или объект, которые внезапно добавляются на экран». Макканн использовал свои знания в области экспериментальной психологии для исследования и разработки этой очень важной разработки для НАСА.
Корпорация Valve
Другой психолог-экспериментатор, Майк Амбиндер, использует свой опыт для разработки видеоигр. Он старший психолог-экспериментатор в корпорации Valve, разработчик видеоигр и разработчик платформы распространения программного обеспечения Steam. Амбиндер сказал Orlando Weekly , что его карьера, связанная с игровыми хитами, такими как Portal 2 и Left 4 Dead, «олицетворяет пересечение научных инноваций и электронных развлечений». Его карьера началась, когда он представил Valve презентацию о применении психологии в игровом дизайне; это произошло, когда он заканчивал докторскую диссертацию по экспериментальному дизайну. «Мне очень повезло, что я попал в компанию, где ценятся свобода и независимость, а также принятие аналитических решений», — сказал он. «Я понял, как мне повезло работать в компании, которая побуждала людей с опытом работы в психологии увидеть, что они могут сделать в области, в которой у них не было предыдущего опыта».
Амбиндер посвящает свое время анализу данных, исследованиям оборудования, методологиям игрового тестирования и любым аспектам игр, где могут быть полезны знания о человеческом поведении. Амбиндер описал процесс Valve по доработке продукта как простой. «Мы придумываем дизайн игры (наша гипотеза) и размещаем его перед людьми, не относящимися к компании (наш игровой тест или эксперимент). Мы собираем их отзывы, а затем итерируем и улучшаем дизайн (уточняя теорию). По сути, это научный метод, применяемый к геймдизайну, и конечный результат — результат многочасового применения этого процесса». Чтобы собрать данные игрового тестирования, Амбиндер занимается новой областью технологии биологической обратной связи, которая может количественно оценить удовольствие геймеров. В его исследовании рассматриваются ненавязчивые измерения выражений лица, которые могут достичь таких целей. Амбиндер также рассматривает отслеживание взгляда как метод ввода нового поколения.
Преследуйте свои карьерные цели в области психологии
Развивайте более глубокое понимание концепций и приложений психологии с онлайн-программой бакалавриата Concordia St. Paul в области психологии. Наслаждайтесь небольшими группами в индивидуальной учебной среде, ориентированной на ваш успех, и учитесь у знающих преподавателей, имеющих опыт работы в отрасли.
Рекомендуемые товары
Что такое «эксперимент»? | IB Psychology
Если вы читаете это, то, вероятно, ваш учитель задал это как домашнее задание, потому что вы назвали исследование «экспериментом», когда оно вовсе не было экспериментом. Так что этот пост должен помочь вам точно знать, когда использовать термин «эксперимент», а когда безопасно просто сказать «исследование».
Но прежде чем мы перейдем к этому, давайте сначала проясним, почему это важное знание. Я думаю, что есть две причины:
- Если вы неправильно употребите термин «эксперимент» на экзамене, это покажет экзаменатору, что у вас ограниченные знания – это повлияет на ваши оценки.
- Исследовательские методы (и особенно эксперименты) являются основой психологических исследований, поэтому их очень важно понять.
Определение эксперимента:
Эксперимент в психологии – это когда проводится исследование, в котором изучается прямое влияние независимой переменной на зависимую переменную.
Совет: . Если вы не уверены, что это эксперимент, вы всегда можете назвать его «исследованием».
Прежде чем назвать исследование экспериментом, необходимо определить независимую переменную. Спросите себя:
- «Есть ли в исследовании разные группы, которые сравнивают исследователи?»
Например, в этом исследовании воздействия серотонина на мозг мы видим две группы: употребление плацебо или напитка, снижающего уровень серотонина. Итак, IV — это уровень серотонина.
Эксперименты проверяют причинно-следственные связи .
Если есть разные группы и явно присутствует капельница, тогда вам нужно спросить себя : «Изучают ли исследователи эффекты на капельницу?» Другими словами, существует ли причинно-следственная связь между исследуемыми ВВ и ДВ?
Если вы посмотрите на примеры исследований в этом посте, вы увидите, что все эти исследования четко изучают влияние внутривенного введения на DV:
- Исследование серотонина: влияние уровней серотонина (IV) на активность префронтальной коры (DV)
- Эксперимент на крысах: влияние тестостерона (IV) на агрессию (DV)
- Просмотр телевизора (Бандура): влияние наблюдения за насилием (IV) на агрессию (DV).
Итак, если исследование проверяет причинно-следственную связь между внутривенным введением и внутривенным введением, вы, друг мой, устроили себе эксперимент 🙂
Лаборатории являются хорошим местом для проведения экспериментов, потому что условия можно контролировать, чтобы можно было изолировать внутривенное введение – это важно при проверке причинно-следственных связей.
Итак, когда исследование
не является экспериментом?Простой тест: спросите себя:
- Исследователи создали группы/условия?
Если да, то у вас есть эксперимент.
- Исследование серотонина: исследователи выбирали, кто, какой напиток и когда выпил.
- Исследование крыс: исследователи выбрали, каких крыс кастрировать, а каких нет.
- Телевизионное исследование: рассказали, каким детям смотреть телевизор, а каким нет.
Если бы исследователи не создавали группы, вам было бы лучше назвать это «исследованием», чтобы быть в безопасности.
В настоящем эксперименте исследователи манипулируют независимой переменной (т. е. создают группы/условия в эксперименте).
Например, в исследованиях, сравнивающих культуры, исследователи не могут создавать группы, потому что люди рождаются в существующих культурах. Эти типы исследований чаще всего являются корреляционными исследованиями.
Другой пример — исследование общения в отношениях: исследователи сравнивают различия между парами с позитивным общением и с теми, у кого общение негативное, но они не создавали эти группы — они произошли естественным образом. Это также корреляционные исследования.
В заключение: если исследователи создают группы для сравнения, это эксперимент. Если нет, то безопаснее назвать это «исследованием».
Качественные исследования никогда , так что будьте особенно осторожны при использовании этого слова в Документе 3.
Но чтобы не запутаться, есть некоторые эксперименты, в которых независимая переменная встречается естественным образом. Их называют естественными экспериментами (или квазиэкспериментами). Итак, если у вас есть исследование с естественной переменной, прежде чем вы сможете назвать его экспериментом, вы должны спросить себя:
- Проверяют ли они причинно-следственную связь между IV и DV?
Но проблема в том, что для того, чтобы ответить на этот вопрос, вам нужно немного знать о методологии.