Разное

Требования к it специалистам – IT Специалисты

Содержание

востребованность, обязанности, заработная плата и варианты получения специальности

Специалисты по набору персонала неоднократно отмечают, что в поиске вакансий часто фигурирует профессия IT-специалиста. Не все знают функции IT-специалиста, есть ли перспективы карьерного роста и высокая ли заработная плата. В википедии нет точного описания данной специальности, но указано, что специалисты данного профиля могут найти, собрать, сохранить и распространить информацию. При этом, для достижения цели it-специалисты используют разнообразную технику и ресурсы.

Вконтакте

Одноклассники

Facebook

Мой мир

Twitter

Кто такой IT-специалист

Информационные технологии охватываю всё большее количество сфер деятельности и ни один бизнес не обходится без компьютерной техники (например, интернет-агентства, торговые предприятия, банковские структуры, фирмы сервисного обслуживания и т.д.). При постоянном развитии технологий неизбежно возникает проблема с информационной безопасностью. Работодателю необходимы специалисты с особыми умениями и навыками, при этом просто программировать и делать вёрстку недостаточно, поэтому настоящие профессионалы всегда пользуются спросом на современном рынке вакансий.

Это интересно: экономическая безопасность — что это за профессия?

Среди востребованных работников данной специализации требуются:

  • Специалист, разрабатывающий программы-приложения.
  • Программист JavaScript.
  • Администратор, наполняющий группы и сайты — it-контент-менеджер.
  • Руководитель проекта, отвечающий за работу верстальщиков, веб-дизайнеров и копирайтеров и за взаимодействие всех участников процесса.
  • Узкий специалист, ответственный за разработку приложений для мобильных устройств.
  • Техник-айтишник, подключающий компьютеры к внешним источникам.
  • Специалисты техподдержки, решающие проблемы пользователей с компьютером и оргтехникой.
  • Бизнес-аналитики, обрабатывающие данные, составляющие протоколы, прогнозы, программы, помогающие собрать и накопить информацию.

Важно знать, какие личностные качества должны быть у кандидатов, решивших получить образование в этом направлении. В первую очередь, учащийся должен делать упор на математику и английский язык, так как все программы пишутся языком цифр, а при создании программ используют английский язык. Будущий айтишник быстро найдёт работу, если у него присутствуют следующие качества:
  • Хорошая память.
  • Развито логическое мышление.
  • Способность находить нестандартные решения при возникновении проблем.
  • Самоорганизация, дисциплина, у инициатива, умение работать в команде.

Это минимальный набор качеств для IT-специалиста, плюсом является наличие творческих способностей и истинное увлечения в этой сфере. Все вышеперечисленные факторы помогут стать настоящим профессионалом и добиться успехов в карьере. Как же стать айтишником?

Перспективы востребованности профессии

Независимо от любых кризисных экономических ситуаций в сфере IT-технологий скачков практически не бывает. Зарплаты постоянно растут в зависимости от специализации, навыков и опыта работы и все, кто прилагает усилия для их получения, без работы не останутся.

Однако нужно помнить, чтобы стать востребованным айтишником, знаний в одном направлении отрасли недостаточно. При приёме на работу желательно иметь несколько предложений специализации для работодателей, например. верстальщик и менеджер проектов. Спросом пользуется профессия 3Д дизайнера и программиста в одном лице. Большим преимуществом является выполнение обязанностей по созданию продуктов для смартфонов и работе с высоконагруженными сайтами.

Остаётся спрос на специалистов по обработке и анализа данных, поэтому многие стремятся получить квалификацию в сфере Big Data. Информационные технологии нуждаются в работниках, которые знают, как работать с дополненной реальностью AR. Сюда же относится конкретная платформа и кроссплатформенный продукт.

В бизнесе, а именно инфобизнесе, востребованными являются различные профессии:

  • Системный администратор.
  • Инженер компьютерной техники.
  • Системный аналитик, программист.

Что касается самой работы, то специалисты занимаются развитием и поддержкой локальных, внутрикорпоративных технологий. Они разрабатывают программное обеспечение, внедряют и управляют проекты, поддерживают ERP-систему.

Особенности специализации

Так как в России нужны прикладные специалисты, во многих компаниях требуются сотрудники для проведения автоматизации бизнес-процессов, которые организуют работу всех компьютерных систем, создадут индивидуальную систему электронного документооборота
.

Они проведут адаптацию уже существующих программ под работу и функции определённого бизнеса, при необходимости разработают специальные программы. Особым спросом продолжают пользоваться специалисты в области программы 1С.

  1. В отдельной категории следует указать веб-дизайнеров. В их обязанности входит разработка, техподдержка, модернизация сайта и интернет-ресурса. Они же занимаются наполнением контента, его дизайном, структурируют страницы.
  2. Ведущие разработчики и главные программисты несут ответственность за качественное и своевременное выполнение проекта. Они контролируют каждый этап проблем и технических вопросов, а затем собирают все части проекта вместе при завершении.
  3. Менеджеры руководят проектом на всех этапах, включая программы для создания веб-сайта, его развития и техподдержки.
  4. Руководитель или ИТ-директор всегда работает в большой компании, а также без него не обходятся там, где развита такая структура. На сотруднике лежит обязанность за работу всего отдела, и каждого сотрудника в частности. Он заключает договора на поставку оборудования, его подключения и функционирования, сам подбирает команду специалистов по техподдержке, работе систем технической и информационной безопасности.

Однозначного ответа на вопрос о том, чем занимается специалист ИТ, не существует. В зависимости от того, какую деятельность ведёт компания будет разработана должностная инструкция для работника и конечно же, знания и навыки, имеющиеся у сотрудника, помогут быстро подняться по карьерной лестнице. Можно сделать вывод, что специалист информационных технологий – это важная, нужная и востребованная профессия с высокой зарплатой.

obrazovanie.guru

Какие качество должны быть у IT-специалистов?

19 октября 2010 в 11:12

13859

С ростом роли ИТ в бизнесе современных компаний меняются и требования к ИТ-специалистам. Сам этот термин сегодня обозначает самых разных профессионалов. Какие качества и навыки нужны им сегодня для успешной работы?

«Время интровертов в ИТ безвозвратно проходит»

Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного — как можно меньше общаться с коллегами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев, специалистов по маркетингу, PR и HR.

«Время, когда ИТ-специалисты воспринимались как люди, находящиеся в башне из слоновой кости, с которыми надо общаться на никому не понятном языке, давно прошло, но осадок остался как у них, так и у другой стороны, — говорит Николай Новожилов, директор авторизованного центра обучения и сертификации ИТ-специалистов “Академия корпоративных систем”. — Руководителям подразделений, менеджерам проектов, постановщикам задач, специалистам help-desk эти качест-ва абсолютно необходимы, а следовательно, и совместимы с их узкопрофессиональной подготовкой».

Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором. «Сегодня в стране остро ощущается дефицит высококвалифицированных менеджеров, обладающих практическими знаниями и навыками управления ИТ-подразделениями и информационными системами крупных организаций. Для управления такими структурами требуются глубокие знания, с одной стороны, в области ИТ, а с другой, в областях стратегического менеджмента, предпринимательских технологий и бюджетирования, управления проектами, персоналом, инвестициями и рисками, маркетинга и т. д.», — считает ректор «Академии информационных систем» Валерий Диденко. Тандем этих знаний значительно повышает стоимость и эффективность такого специалиста.

Причем на руководящую позицию ИТ-специалист может попасть очень быстро: вчерашнего программиста назначают главным разработчиком, системного администратора — руководителем ИТ-отдела. «Карьерный рост в области ИТ в нынешних условиях может происходить чересчур скоро, так что специалист к этому окажется не готов морально, да и знаний ему не хватит. Поэтому управленческим навыкам они обучаются сегодня не меньше, чем технологиям. Часто даже “про запас”. Прохождение курсов по управлению проектами или ITIL позволяет избежать очень многих проблем как на первых этапах, так и в дальнейшей работе», — рассказывает Дмитрий Гудзенко, директор Центра компьютерного обучения «Специалист» при МГТУ им. Н.Э.Баумана. «Менеджерские» навыки нужны и тем категориям ИТ-специалистов, которые принимают участие в комплексных высокотехнологичных проектах. В сложных проектах значительно возрастает роль коммуникаций в команде, эффективная коммуникация способствует повышению оперативности и качества взаимодействия между представителями заказчика, подрядчика и субподрядчиков различных уровней. «Проектный опыт показывает: если все коммуникации замыкаются на руководителе проекта, то зачастую важная информация либо не доводится до исполнителей, либо передается в искаженном виде, поэтому горизонтальные связи и коммуникативные навыки участников проектной команды на различных уровнях способствуют успешному выполнению целей и задач проекта», — уверен Тахир Бяширев, технический директор департамента системного управления CompuTel. Конечно, не все ИТ-сотрудники способны играть роль управленцев, но иметь в компании технических специалистов, которые могут организовать работу команды и взять на себя ответственность за результат, просто необходимо.

Помимо ситуации карьерного роста до руководителя проекта или ИТ-подразделения есть и другие случаи, когда ИТ-специалистам требуются коммуникативные и управленческие навыки. «Во-первых, подавляющее число ИТ-специалистов в начале своей карьеры проходит через “испытание пользователями”, иначе говоря, help-desk. Здесь без коммуникативности просто никак. Во-вторых, рост спроса на ИТ-консультантов и аналитиков подразумевает, что у них тоже нет проблем с общением, — поясняет Дмитрий Гудзенко. — Да и вообще ИТ-отделы растут, их сотрудники должны общаться с коллегами, руководством, эффективно работать с поставщиками, специалистами вендоров. Айтишник давно уже не одиночка». Сегодня ИТ-специалист много взаимодействует с коллегами и заказчиком — внешним или внутренним. Поэтому навыки эффективных коммуникаций повредить ему никак не могут. «Реалии таковы, что время интровертов в ИТ безвозвратно проходит, а коммуникативные и управленческие навыки становятся неотъемлемой частью профессионализма современного ИТ-специалиста», — резюмирует Тахир Бяширев.

Универсальные, но неорганизованные

Российские ИТ-специалисты обладают определенной спецификой по сравнению со своими западными коллегами. Хорошо известна западная «специализированность» ИТ-персонала, российские же более универсальны. По мнению Тахира Бяширева, причиной того, что соотечественники с одинаковым успехом работают в самых разных направлениях, является наша система высшего образования и схемы последующего профессионального обучения и развития.

«Менталитет российских ИТ-специалистов, конечно, хорошо известен, — говорит Дмитрий Гудзенко. — Он подразумевает умение по максимуму всё сделать самому, без обращения в службу технической поддержки, без специального обучения. У нашего специалиста изначально более широкий кругозор, даже если потом человек развивается только в одной области». Хотя западные тенденции уже добираются до России, по вакансиям, считает он, этого не скажешь: «Даже если работодателю нужен узкий специалист, в объявлениях о вакансиях сплошь и рядом требуют знания “и этого, и того”. В лучшем случае — готовность подменять коллег, в худшем — работать за троих…»

Однако менталитет отечественных ИТ-специалистов — это не сплошные плюсы в виде универсальности, но и ряд минусов. О них рассказывают наши эксперты. «На мой взгляд, у них, как правило, более глубокая фундаментальная подготовка, но имеет место недостаточное понимание профессиональной этики (что, однако, впрямую не означает ее несоблюдения) и слабость коммуникационных навыков. Но самое главное отличие состоит в нетехнологичности работы и неумении встроиться в программистский конвейер. Этот недостаток постепенно уходит, но пока еще заметен при взгляде на ситуацию в целом», — делится своими впечатлениями Николай Новожилов. «Отсутствие представления о “наработанных практиках” заставляет специалистов некоторые задачи решать “методом тыка” либо тратить на них слишком много времени. То же касается любых новых продуктов и технологий. Всё-то они изучают “на коленке”, часто рискуя техникой и системами компании», — рассказывает Дмитрий Гудзенко. Тахир Бяширев обращает внимание на более низкий по сравнению с западными коллегами уровень самоорганизации: «Одной из причин этого является неважная организация труда в российских компаниях». Однако, по его мнению, бурное развитие ИТ-отрасли и повышение конкуренции на рынке обязательно приведет к выравниванию уровней организации труда и, следовательно, к повышению самодисципл

delovoymir.biz

Российские квалификационные стандарты для ИТ-специалистов

Я немножко тормознул в своё время, поэтому предлагаю вернуться в 2008 год, когда Мининформсвязи, Минобразования и Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий совместно разработали профессиональные российские стандарты для IT-специалистов. Пока эти стандарты носят рекомендательный характер для частного сектора и жестко используются лишь в государственной IT-сфере России.

В их разработке также участвовали такие IT-компании, как: «1С», «АйТи», Verysell, IBM, IBS, Intel, «Лаборатория Касперского», Microsoft, «Прогноз», R-Style, «ТехноСерв А/С» и «Яндекс». Эти стандарты перечисляют базовые требования к девяти самым востребованным профессиям в отрасли IT: программист, системный архитектор, системный аналитик, системный администратор, администратор баз данных и др.

Например, программист первого квалификационного уровня (всего их семь) должен иметь среднее профессиональное образование, а со второго уровня уже необходимо высшее образование. Специалисты четвертого уровня должны уметь, в частности, «планировать свою деятельность и вести деловую беседу с представителем заказчика», а также «знать основы конфликтологии и информационной безопасности предприятия». Там даже тщательно регламентируется «самосовершенствование во внерабочее время» и многое другое.

Ну, короче, как минимум, это идеальный стартовый шаблон для составления должностных обязанностей, как максимум — готовый общий и формализированный план повышения своей квалификации. Я, наконец, узнал свой примерный квалификационный уровень по профессии «программист» и «системный администратор» согласно российского профессионального стандарта.

Я недавно дорвался до их полных текстов, извините, если для кого-то это баян, для всех остальных айтишников выложил оригиналы этих документов-спецификаций для скачки и изучения под катом.

Квалификационные требования по ИТ

24 мая 2011 г. Комиссия РСПП-НАРК утвердила новые профстандарты в области ИТ (обновив старые), выкладываю самые последние их версии:

Не всё там так просто и однозначно, есть даже их довольно развернутая критика и негативный анализ, но для ознакомления пригодится.

Самые ходовые алгоритмы в программировании

В качестве дополнения и противовеса к канцеляризму выложенному выше, даю ссылку на сборник из 145 наиболее востребованных и распространенных в программировании алгоритмов.

Ко всем алгоритмам даны краткие описания и программы-примеры на C++. Очень рекомендую, даже если вы программируете не на C++ — просто это действительно хорошо систематизированный сборник рецептов на все случае жизни. Кроме того всё можно утянуть отсюда сразу в виде одного pdf-файла.

blogerator.org

Описание типичных должностей сотрудников в информационных технологиях

Название должности

Основные задачи и результаты работы

1

Программист JavaScript

JavaScript обычно используется как встраиваемый язык для программного доступа к объектам приложений. Наиболее широкое применение находит в браузерах как язык сценариев для придания интерактивности веб-страницам.

 

  • разработка веб-приложения;
  • разработка и внедрение UI;
  • участие в построении архитектуры клиентской части;
  • взаимодействие с дизайнерами и верстальщиками.

2

HTML-верстальщик

 

  • резка макетов; верстка веб-страниц с нуля;
  • адаптивная верстка;
  • внесение правок в существующие сайты;
  • умение оценить сроки реализации верстки макетов.

3

Web-дизайнер

 

  • прототипирование и визуализация интерфейсов;
  • разработка дизайна сайтов;
  • проектирование и отрисовка адаптивного интерфейса;
  • разработка интерфейсов для мобильных приложений.

4

Программист PHP

PHP – скриптовый язык общего назначения, интенсивно применяемый для разработки веб-приложений.

 

  • разработка и поддержка сайтов;
  • проектирование и реализация новых сервисов;
  • разработка собственных и взаимодействие с внешними API.

5

Программист Ruby

Ruby – динамический, рефлективный, интерпретируемый высокоуровневый язык программирования. Язык обладает независимой от операционной системы реализацией многопоточности, строгой динамической типизацией, сборщиком мусора и многими другими возможностями.

 

  • разработка новых сервисов компании на Ruby;
  • проектирование и архитектура продукта;
  • развитие инфраструктуры.

6

Программист Python

Python – высокоуровневый язык программирования общего назначения, ориентированный на повышение производительности разработчика и читаемости кода.

 

  • разработка нового проекта;
  • участие в проектирование архитектуры проекта;
  • написание backend-кода.

7

Программист Java

Java – сильно типизированный объектно-ориентированный язык программирования. Приложения Java обычно транслируются в специальный байт-код, поэтому они могут работать на любой компьютерной архитектуре, с помощью виртуальной Java-машины.

 

  • разработка различных проектов для системы управления бизнес-процессами;
  • разработка клиент-серверных решений;
  • использования реляционных СУБД.

8

Программист C# (.NET)

NET – программная платформа, выпущенная компанией Microsoft. Основой платформы является общеязыковая среда исполнения Common Language Runtime (CLR).

 

  • разработка и внедрение систем автоматизации деятельности компании;
  • разработка приложений на платформе Microsoft .NET;
  • доработка существующих приложений, систем, сервисов;
  • разработка и оптимизация SQL-запросов.

9

Программист SQL/Oracle

 

  • участие в проектировании архитектуры БД, анализ технических заданий;
  • разработка структуры БД, хранимых процедур, триггеров, представлений;
  • поддержка работы БД: мониторинг нагрузки, поиск "узких" мест производительности, оптимизация SQL-запросов и структуры БД;
  • взаимодействие с аналитиками и программистами в процессе проектирования и реализации заданий.

10

Программист Swift (ObC)

Swift – открытый мультипарадигмальный компилируемый язык программирования общего назначения. Создан компанией Apple в первую очередь для разработчиков iOS и macOS.

 

  • разработка iOS приложений;
  • проектирование архитектуры приложений и сервисов;
  • тестировании, доработка существующих.

11

Программист Android (java)

Android - операционная система для смартфонов, планшетов, электронных книг, цифровых проигрывателей, наручных часов, игровых приставок, нетбуков, смартбуков, очков Google, телевизоров и других устройств.

 

  • разработка мобильных приложений;
  • проектировка архитектуры приложения;
  • поддержка и доработка существующих приложений;
  • адаптация приложений под различные форматы устройств.

12

Программист Unity3d (С#)

Unity – это инструмент для разработки двух- и трёхмерных приложений и игр, работающий под Windows, macOS, Linux, Xbox One, Wii, Wii U, PlayStation 3, PlayStation 4, PlayStation Vita, iOS, Android, WebGL, Tizen, Facebook, TvOS и Nintendo Switch.

 

  • разработка кроссплатформенного клиента;
  • активное участие в проектировании и разработке архитектуры;
  • проектирование и реализация игровых фич;
  • принятие совместных решений с художниками, 3D-моделлерами, гейм-дизайнерами.

13

Программист Unreal Engine (С++)

Unreal Engine – игровой движок, разрабатываемый и поддерживаемый компанией Epic Games.

 

  • написание игрового кода, доработка и создание нового инструментария;
  • написание тестов, рефакторинг и документирование;
  • взаимодействие с художниками, дизайнерами и другими разработчиками;
  • работа в системе визуального программирования Blueprints Visual Scripting.

14

Программист 1С

 

  • программирование на платформе 1С;
  • автоматизация и разработка системы электронного документооборота;
  • доработка конфигурации, написание отчетов, обработок;
  • составление технических заданий, их реализация, тестирование, написание документации и инструкций;
  • консультирование пользователей по работе с программой, отчетами, обработками.

15

Программист С++ / C

 

  • разработка новых и поддержка существующих элементов системы;
  • участие в разработке архитектуры ПО;
  • разработка документации;
  • разработка кросс-платформенного ПО.

16

Сетевой инженер

 

  • техническое обслуживание активного сетевого оборудования;
  • установка сетевого и каналообразующего оборудования;
  • участие в проектах по развитию и модернизации сети передачи данных;
  • конфигурирование или переконфигурирование сетевых устройств, настройка приоритизации трафика, балансировки нагрузки, диагностика работоспособности;
  • ведение документации по состоянию сети передачи данных.

17

Системный администратор

 

  • построение, обеспечение функционирования и дальнейшее развитие И-инфраструктуры;
  • обеспечение технической поддержки ИТ-инфраструктуры;
  • сопровождение собственной проектной деятельности ведением технической документации;
  • архивация и резервное копирование данных;
  • обучение и консультация пользователей, составление инструкций.

18

DevOps

 

  • взаимодействие с разработчиками и системными администраторами, координация команд из смежных областей;
  • поддержка развертывания, автоматизации сборки, мониторинга, непрерывной интеграции;
  • подготовка документации по внедрению DevOps решений;
  • внедрение системы управления конфигурациями;
  • развертывание и управление серверами и базами данных на тестовых и production-инфраструктурах.

19

Администратор 1С

 

  • обслуживание программных продуктов линейки 1С;
  • выполнение регламентных работ;
  • техническая поддержка пользователей 1C;
  • составление ТЗ для программистов;
  • участие во внедрении системы 1С;
  • настройка прав доступа к 1С;
  • администрирование СУБД.

20

SEO-специалист

 

  • разработка стратегии SEO-оптимизации;
  • проведение комплексных SEO-аудитов;
  • взаимодействие с копирайтерами и контент-менеджерами;
  • внутренняя оптимизация сайта.

21

Менеджер интернет-проектов

 

  • постановка и контроль выполнения технических заданий команде разработчиков;
  • интернет-продвижение, контекстная реклама;
  • работа с интернет-статистикой;
  • выявление, анализ потребностей целевого клиента;
  • работа с подрядчиками, поиск новых, проведение встреч;
  • написание технических заданий на проект, рекламную кампанию.

22

Руководитель отдела IT (поддержка)

 

  • организация работы ИТ-подразделения, постановка задач и контроль исполнения;
  • формирование и управление IT-бюджетом, оптимизация расходов;
  • работа с поставщиками IT-услуг и оборудования;
  • администрирование парка серверов и рабочих станций, обеспечение функционирования офиса;
  • контроль, модернизация, аудит серверов и систем компании;
  • разработка регламентов, внедрение новых бизнес-сервисов.

23

Системный аналитик

 

  • проведение предпроектного обследования среды заказчика;
  • анализ и моделирование предметной области;
  • сбор, фиксирование, формулировка требований к программному продукту;
  • разработка функциональной архитектуры совместно с командой разработки;
  • разработка внутренней и внешней документации по программному продукту;
  • постановка задач группе разработки ПО и отделу UX/UI дизайна;
  • согласование постановки задач с командой разработки и заказчиком;
  • участие в функциональном тестировании на соответствие ПО требованиям;
  • участие во внедрении программного продукта;
  • участие в презентации принимаемых и реализуемых решений.

24

Специалист по ИБ

 

  • мониторинг и анализ состояния систем защиты информационных технологий компании, подготовка рекомендаций по их усовершенствованию;
  • разработка и внедрение политик и регламентов по обеспечению защиты информации;
  • подготовка и реализация технических решений по защите информации;
  • контроль технического состояния систем информационной безопасности, своевременное устранение возникающих технических проблем;
  • контроль соблюдения всеми категориями пользователей требований по обеспечению информационной безопасности;
  • анализ отчетов по случаям несанкционированного доступа, разработка методов борьбы с нарушениями.

25

Тестировщик

 

  • участие в проектах по функциональному и регрессионному тестированию информационных систем;
  • изучение систем, анализ документации, написание тестовых сценариев, тестирование, фиксация дефектов, составление отчетности;
  • использование специализированных инструментов для проведения работ по тестированию;
  • взаимодействие с разработчиками по выявленным дефектам и аналитиками по вопросам работы системы.

26

Контент-менеджер

 

  • работа над сайтом компании, размещение и редактирование контента на сайтах компании;
  • наполнение и обновление каталога товаров на сайте;
  • проверка, корректировка и адаптация текстов;
  • ведение страниц в социальных сетях;
  • обработка фотографий.

27

3D-дизайнер

 

  • разработка высокополигональных и низкополигональных 3D-моделей;
  • текстурирование, подбор шейдеров, создание карт разверток;
  • работа в команде с 3D-моделлерами / аниматорами / дизайнерами;
  • лепка органических моделей.

www.kaus-group.ru

Какие требования к специалистам играют роль при приеме на работу в ИТ?

Дискуссия на сайте OnStartups.Com натолкнула меня на некоторые соображения относительно эволюции кадрового рынка.

Бизнес неизбежно изменяется под воздействием новых тенденций, и приходится признавать, что традиционная форма приема на работу специалистов отошла в прошлое. Раньше «рабочий процесс» найма выглядел достаточно просто: человек идет в специализированное учебное заведение, получает диплом, после этого ищет работу по специальности. При этом кадровый работник мог оценить профессионализм сотрудника по формальным свойствам диплома (с отличием или без, с хорошими оценками за учебу или без таковых). Грубо говоря, «корочка» слесаря второго разряда гарантировала, что человек имеет нужные для слесарной работы навыки.

Сейчас ситуация усложнилась. Как теперь нанимать сотрудников? Какие требования ставить во главу угла на собеседовании? Очевидно, что старая форма найма теперь может просто отсеять ценного специалиста из-за отсутствия каких-то формальных (а на самом деле и не столь важных) параметров или поможет принять неподходящего кандидата, не учтя действительно важных требований.

Главная особенность современного ИТ — крайне высокая скорость развития. Даже если бы можно было получать в ВУЗах максимально актуальные знания, через 5 лет специалиста многим вещам можно было бы начинать учить заново, если бы он все это время не «варился в котле» отрасли, и сам постоянно не обновлял собственный пакет навыков. Не стоит и говорить о том, что сама система высшего образования построена таким образом, что максимально-актуальные знания — скорее исключение из правил, нежели правило.

Увеличивается разрыв теоретического образования с практикой, но, с другой стороны, увеличивается и число «самоучек», постигающих новые отрасли без помощи учебных заведений. Во многих случаях человек, самостоятельно изучивший какой-то вопрос, более интересен работодателю, т.к. у него, в отличие от только что закончившего дипломника-теоретика, есть практический опыт в нужной области. Таким образом, пришло время, когда (после определенного уровня) важны даже не сами знания, а способность их быстро получать, усваивать и применять на практике.

Как было отмечено выше, наличие знаний теперь вполне можно заменить способностью к самообучению. А опыт, который устаревает и становится бесполезным, замещается способностью мыслить критически, разбивая задачу на составляющие и находя для нее приемлемое решение. Правда, формальные требования к стилю мышления сами по себе не дают возможности отказаться вовсе от проверки диплома при приеме на работу, т.к. критическое мышление зачастую развивается именно академическим образованием.

Испокон веков работодатели жаловались на «ленивых» или «нерасторопных» работников, требуя активности и энергичности от кандидатов на собеседовании. Сейчас в некотором смысле это требование сохранилось, правда, на позицию нерасторопности в ряду «отрицательных качеств» сегодня встало так называемое отсутствие инициативы. Если сотрудник может быстро выполнять лишь один тип (пускай даже квалифицированной) работы, он вряд ли станет членом команды, работающей над быстро видоизменяющимся проектом (а ведь именно так характеризуется львиная доля проектов в ИТ). Но это качество является отрицательным, только если работодатель ищет самостоятельных творческих подчиненных. Если же цель — наладить работу большого механизма, где каждый человек — винтик, данное качество может оказаться положительным.

Забавно, что среди множества трансформировавшихся требований, остается одно неизменное, но, вовсе не относящееся к уровню интеллекта работника. Некое шведское издание, посвященное карьерным вопросам, провело исследования на тему трансформации требований к кандидатам на вакансии, и обнаружило, что за последние 50 лет неизменным осталось требование к умению работать в команде. Иногда можно встретить разные формулировки этого требования, вплоть до принятия культуры рабочей среды, но смысл, заключающийся в способности взаимодействовать с другими людьми, остается неизменным.

А какие требования к работнику в ИТ вы считаете наиболее актуальными? Существуют ли сегодня какие-то требования, специфичные для ИТ?

Дополнительные материалы

smartsourcing.ru

Подбор IT персонала (ИТ) в Москве

Сегодня потребность в IT специалистах  (в области ИТ) действительно высока. Причиной этому является ежегодный устойчивый прирост российского IT-рынка. В связи с этим, во многих компаниях недостает действительно профессиональных сотрудников. И вопрос как подобрать айтишника и успешно осуществить подбор технических специалистов весьма актуален.

В сегодняшнее время спрос на специалистов в области IT существует фактически в каждой компании. Кроме компаний - интеграторов, потребность в них есть и в компаниях телекоммуникационной и банковской сферы, добывающей и автомобильной индустрии, и в других.

Рынок информационных технологий чрезвычайно разнообразен. К данной сфере принадлежат:

  • специалисты технической поддержки,
  • системные администраторы,
  • разработчики различных ПО или программисты,
  • эксперты, специализирующиеся на внедрении и поддержке ERP-систем,
  • ИТ специалисты в сфере управления проектами и т. д.
  • веб-программисты,
  • веб-дизайнеры,
  • интернет-маркетологи,
  • бизнес-аналитики
  • тестировщики,
  • специалисты по внедрению и поддержке ERP-систем
  • прикладные специалисты, которые автоматизируют бизнес-процессы в компании
  • программисты 1С,
  • менеджеры проектов.
  • IT - директора (СIO, CTO).

Если компания ищет высокопрофессиональных IT специалистов и предъявляет высокие требования к качеству, придется осуществлять поиск специалистов из различных городов или даже стран.

Оставить заявку на подбор

Мы закрываем следующие вакансии IT:

ABAP разработчик, ABAP-Developer, Algo-trading Application Developer, Android developer, Android разработчик, iCon 9, Big Data Java(Scala)Data Engineer, Data Engineer, Data Scientist, программисты 1C, программисты php, Data Scientist (Scala/Hadoop), DataScientist, DevOps инженер, DWH Архитектор, разработчик, DWH-Teamlead, DWH-Главный разработчик, ETL Team Lead, Frontend Developer, Frontend разработчик (JavaScript), Full Stack разработчик (Java/ JavaScript), IOS Разработчик, Java - разработчик, Java Lead, JavaScript (React) разработчик, Junior Murex functional developer, Mobile Lead, OpenStack DevOps, QA Team Lead, QA, autotest framework 10, QA-инженер, Senior android developer, Senior Frontend разработчик, Senior Java Developer, Senior Java разработчик (Spring, SAP HANA), Team Lead Java (руководитель направления), UI - разработчик, UX-исследователь, 9, UX/UI дизайнер, Автотестировщик (Java+Selenuim), Аналитик SQL, Аналитик АХД (Teradata), Аналитик данных (Data Analyst), Ведущий ABAP разработчик (HCM), Ведущий JavaScript разработчик (React), Ведущий аналитик, Ведущий инженер по нагрузочному тестированию, Ведущий инженер по разработке, Ведущий инженер по сопровождению, Ведущий инженер по тестированию, Ведущий консультант SAP EWM, Ведущий разработчик Backend (Java Lead), Ведущий разработчик Fronten, Ведущий системный аналитик, финансовые рынки, Ведущий Тестировщик ПО, Ведущий эксперт по технологиям (Java), Главный Scala разработчик, Главный инженер (MS-SQL), Главный инженер (PL/SQL), Главный инженер java 8(Cбер-Советник), Главный инженер по автоматизации 10, Главный инженер по нагрузочному тестированию, Главный инженер по разработке (Java / Pega), Главный инженер по разработке Ruby, Главный ИТ-инженер, Главный разработчик (Java), Главный системный аналитик, Финансовые рынки, Инженер DevOps / Разработчик автотестов, ИТ-инженер по тестированию, Консультант SAP BPC, Лидер DevOps, Лидер направления Data Mining/AI, Разработчик .NET, Разработчик / Java team lead, Разработчик ABAP, Разработчик BI/DWH (Oracle), Разработчик C++, Разработчик IOS, Разработчик Java back-end (телефония), Разработчик JavaScript (React-Native), Разработчик JS React (Проект АС Парус), Разработчик Oracle, Разработчик Python, Разработчик react.js (sberbank international), Разработчик SQL, Разработчик ПО (java), Рук.направления по развитию ИТ-систем, Руководитель команды разработки Pega, Руководитель направления Java, Ручной тестировщик, Системный аналитик, Старший инженер по разработке, Старший инженер по сопровождению, Старший системный аналитик, финановые рынки, Тестировщик (QA engineer), Тестировщик ПО, Эксперт.

Как правильно найти IT специалиста

Для того, чтобы найти хорошего соискателя, необходимо задействовать весь спектр способов поиска - и социальные сети, и поиск через знакомых и коллег, и сотрудничество с вузами, и размещение вакансий на собственном сайте компании, и, наконец, работные сайты.

При этом общее число найденных резюме может составить более 100-200, однако правда состоит том, что действительно подходящих из них окажется гораздо меньше. Чтобы освободить временной ресурс и встречаться уже с финальными кандидатами, к поиску привлекают кадровые агентства, которые и проводят весь объем работ. У рекрутмент-компаний, и особенно у кадрового агентства, подбирающего IT-персонал и технический персонал, в наличии значительная база специалистов, при этом услуги стоят в среднем 15% годового дохода подбираемого сотрудника.

Рекрутмент-агентства с участием экспертов от компании составят профиль идеального кандидата, осуществят поиск всеми возможными способами и оценят кандидатов на наличие профессионального образования, проверят необходимый опыт работы, личностные качества, востребованные именно в Вашей корпоративной культуре, дадут тестовые задания и возьмут рекомендации с предыдущих мест работы. Выбранные кандидаты-финалисты будут представлены компании-работодателю, которая и определится с тем идеальным it специалистом, которому сделает предложение о работе.

Советы по отбору айтишников

Учебники и статьи по рекрутингу не столько учат находить хороших специалистов, сколько описывают общий алгоритм поиска. Однако многие авторы забывают, что на работу в компании из разных сфер нанимаются живые люди, которым присущи определенные особенности личности. Если речь идет про подбор IT-персонала, следует учитывать следующие моменты.

  • Большая часть айтишников любит общаться по электронной почте, а не телефону.
  • Многие IT-специалисты имеют высшее техническое образование и довольно высокий уровень интеллекта.
  • Программисты и сисадмины предпочитают неформальное общение и стиль работы.
  • Профессионалы из области IT редко приемлют строгий дресс-код и ограничение личной свободы действий.
  • Зачастую специалистам данной отрасли необходимо обдумать решение некоторых задач в спокойной обстановке, отвлечься или переключиться.

Осуществляя поиск айтишника, особое внимание рекомендуется уделить анализу достижений специалиста, изучить программный код, написанный соискателем. Достаточно часто встречается ситуация, когда хороший программист не имеет профильного высшего образования, однако его уровень владения необходимым языком программирования подходит для выполнения поставленных задач.

Распространенные требования к IT-специалистам

  • Наличие ВО и сертификатов по профильным навыкам.
  • Опыт работы в компаниях Москвы или других городов.
  • Умение использовать паттерны проектирования.
  • Знания в области работ с фреймворками, библиотеками, базами данных, информационными системами и средами разработки.
  • Владение английским языком.

Не лишним будет указать цели, которые должен преследовать соискатель. Бывают случаи, когда айтишник на 100 % отвечает требованиям работодателя, но не испытывает интереса к поставленным задачам. У профессионала нет желания развиваться в направлении, в котором фирма оказывает услуги. Эффективность работы такого сотрудника обычно крайне низкая. Поэтому его стоит отсеять еще на этапе подбора специалистов.

www.dpersonnel.ru

Высшее образование и ИТ — текущие реалии и перспективы, мнения и опыт экспертов

В сфере информационных технологий некоторое время назад стали появляться мнения о малой эффективности профильного высшего образования. В результате часть молодых людей верит в то, что можно в любой момент бросить ВУЗ и запустить успешный ИТ-стартап. Есть и те, кто просто не хочет идти в ВУЗ, полагая, что нужно сразу устраиваться на работу стажером, обучаясь премудростям программирования по мере необходимости. Но эффект выжившего подкрепляется единичными успешными примерами.

В этих суждениях присутствует известная доля юношеского максимализма, а возможно, даже подтасовка фактов. Есть разные мнения на этот счет, у каждого свой опыт. Да и если разобраться, сама роль высших учебных заведений может быть истолкована по-разному. Кто-то считает, например, что они непременно должны быть чуть ли не бизнес-инкубаторами.

Мы пообщались с представителями российских компаний и попросили высказать свое отношение по поводу того, что происходит с российским ИТ-образованием сегодня, насколько оно соответствует рыночным реалиям. Мы также выяснили, кому они отдают предпочтения при приеме на работу и многое другое.

Мы задали экспертам следующие вопросы:

• Насколько для вас важно, чтобы ИТ-специалист имел профильное высшее образование? Отличаются ли данные требования по отношению к программистам различных направлений, системным администраторам и другим категориям разработчиков?

• Насколько качество высшего ИТ-образования в среднем, по вашему опыту, соответствует современным запросам российского рынка?

• Насколько охотно берут самоучек на хорошие позиции ИТ-специалистов в «серьезные» компании?

• Что вы можете посоветовать старшеклассникам и студентам первых курсов, желающим связать свою жизнь с ИТ, в плане образования? В каких случаях порекомендуете получать два высших образования? В каких случаях можно ограничиться колледжем по ИТ-направлению и высшим образованием, не связанным с ИТ?

• Какие еще эффективные варианты можете посоветовать? Каким образованием могли бы обладать «компьютерщики», которые смогли бы идеально вписаться именно в вашу (возможно, не связанную с ИТ) компанию?

• Насколько, на ваш взгляд, личностные факторы (воспитание, характер) играют роль в получении образовании молодым человеком и его дальнейшем трудоустройстве, помимо навыков, полученных в ходе обучения?

Насколько для вас важно, чтобы ИТ-специалист имел профильное высшее образование? Отличаются ли данные требования по отношению к программистам различных направлений, системным администраторам и другим категориям разработчиков?

Алексей Гальченко, технический директор и руководитель отдела разработок рекламного агентства MediaNation:

При приеме на работу мы прежде всего смотрим на то, как кандидаты выполняют тестовые задания, обращая большое внимание на оптимизацию и безопасность их решения. Образование имеет второстепенный характер, так как большинство ИТ-специалистов – это по большей части самоучки. Если у кандидата за плечами физмат или естественно-научное образование, нам это говорит только о том, что он способен критически мыслить и решать поставленные перед ним задачи.
Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

По опыту могу сказать, что программистов мы берем из самых разных ВУЗов. И не обязательно в дипломе у соискателя должно значиться «программист» или «факультет автоматики и вычислительной техники». И вообще – лучше различать наличие диплома и наличие навыков. Для нас принципиально наличие некоего багажа знаний в области математики, архитектуры ИТ-систем, для программиста нужны навыки объектно-ориентированного программирования.

Наличие высшего образования, безусловно, очень желательно. В идеале в институте студента должны научить не столько сумме конкретных знаний, сколько умению учиться самостоятельно, все время находиться в поисках знаний, нестандартных решений, навыкам критического мышления (хотя, к сожалению, не всегда это бывает именно так). И именно этим специалист с высшим образованием ценен.

Требования к программистам и системным администраторам, разумеется, отличаются, но не принципиально. А вот если говорить о бизнес-аналитиках, руководителях проектов – то здесь образование в сфере ИТ не строго обязательно. Я знаю многих блестящих специалистов, которые имеют экономическое и финансовое образование, а недостающие им знания в области ИТ получили на курсах повышения квалификации.

Алсу Глинская, директор по персоналу ICL Services:

Практически ни на сколько. Хотя по факту чаще получается, что сотрудник имеет профильное высшее образование, но это не результат отбора по принципу наличия этого образования, а скорее наоборот образование определило направление для карьеры.
Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

Как говорится, встречают по одежке – так и сотрудника встречают «по образованию». Потом в дело опытного руководителя включаются глубокие вопросы, а после и анализ того, что же сотрудник реально умеет делать. Подобное отношение встречается не столько в отношении к программистам, сколько в глубине каждого отдельно взятого направления. На начальном уровне вполне достаточно и институтского базиса. На более старших уровнях уже ведущую роль играет умение самообучаться в ходе работы.
Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:

Раньше во всех вакансиях мы писали, что высшее образование не обязательно. А как же, история знает уникальных людей, не имеющих его. Теперь мы требуем наличие высшего образования, но нам все равно по какой специальности и какой вуз. Есть мнение, что если человек смог (хотя бы для галочки) пройти через все студенческие тяжбы, то это уже что-то. Иначе был слишком большой процент неадекватных ребят.

Что касается профильности, то тут все просто: мы занимаемся дизайном, проектированием и разработкой. У нас нет достойного вуза, который хоть что-то вменяемое на этот счет предлагал абитуриентам. Это нас не заботит. Ребята приобретают все умения и становятся специалистами уже в процессе работы – никак не в вузе. Но это не относится к сисадминам и менеджерам. Для этих позиций профильное образование может сыграть на руку: знаний в вузе не дадут, но круг общения и интересы сформировать помогут.

Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:

Наличие профильного высшего образования у ИТ-специалиста является безусловным плюсом при приеме на работу, особенно на должности, требующие аналитического мышления, работы с высоконагруженными системами. Такие требования существуют у senior-должностей, тимлидов в области системного администрирования, программирования.

Однако немаловажным моментом является и багаж знаний специалиста, специфические навыки. Если они есть, а образование высшее не профильное — стоит подходить к человеку индивидуально. Наличие высшего образования у соискателя в общем случае дает работодателю понимание того, что человек способен обучаться.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:

В большинстве случаев для меня не важно, имеет ли разработчик или системный администратор профильное образование. Большее значение имеет опыт кандидата: компании, в которых он работал, задачи, которые выполнял, релевантность его опыта для нашей сферы. Профильное высшее образование, безусловно, является плюсом, если соискатель — выпускник одного из топовых вузов — МГУ, МГТУ им. Баумана, МФТИ, отчасти МАИ. Если есть вакансия архитектора или системного аналитика, образование будет иметь приоритетное значение, но опять же, не решающее. Его отсутствие с лихвой может компенсировать богатый опыт работы.
Алексей Лыков, технический директор Playkey:

Принципиальное значение наличие высшего образования не имеет, но, как показывает опыт, с высшим образованием люди обладают более широким кругозором, более комплексно подходят к проблеме. Конечно же, есть разница в ВУЗе, есть авторитетные вузы и даже кафедры, выпускники с которых, можно с уверенностью сказать, не подведут. Например, для меня это как минимум Механико-математический факультет ПГНИУ, который я и сам закончил. С уверенностью могу сказать, что халтурщики там до конца не доходят. Помню на первом курсе декан сказал, что закончат только 40% из вас. «Как так?», — подумал я… А оказалась правда. На выпускном в итоге недосчитались примерно 60-70%.

Что касается администраторов, тут больше важен опыт работы, так как конкретно на администратора не учат, то тут важно желание и увлечение человека именно администрированием.

С тестировщиками ещё сложнее: тестированию специально совсем не учат, у нас было только несколько общих курсов, поэтому мы либо берём в Playkey совсем «зелёных», можно и без образования, и учим, либо с уже наработанным опытом.

Александр Юров, заместитель директора, соучредитель компании «Фогсофт» /iTender:

Чтобы стать действительно отличным программистом, недостаточно знать язык программирования. Важно обладать основами фундаментальных знаний программирования и понимать, как это работает. Необходимо знать алгоритмы, уметь работать с базами данных и главное — научиться мыслить объектно. Для этого в вузах изучают такие предметы как матанализ, дифференциальные уравнения, основы объектно-ориентированного программирования Поэтому профильное высшее образование однозначно нужно. Причем важно, чтобы программист имел высшее образование качественного вуза, который ему дает фундаментальные знания и широкий кругозор. Университет все-таки хорошо нагружает мозг.

Требования к специалистам разных направлений не могут быть одинаковыми. Если программист работает с бизнес-приложениями, то нужно, чтобы он знал экономику и бухучет. Если создает системы, которые автоматизируют процессы на предприятии, важно понимать процессы на предприятии. Если работает с приложениями, которые связаны с роботизацией и железом, то без углубленных знаний в физике не обойтись. Все это фундаментальные вещи.

Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ»:

Мы, естественно, обращаем внимание на графу образование в резюме, но это не является определяющим. В первую очередь смотрим на опыт работы, даем тестовое задание и, по результатам его выполнения, принимаем решение. Если кандидат «самоучка», но при этом грамотно выполнил тестовое и из него понятно, что он владеет необходимыми нам технологиями, мы с удовольствием пригласим сотрудника в команду.
Николай Пацков, Генеральный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru»:

Для нас важно, чтобы специалист имел отличные профильные навыки, бесконфликтность и способность работать в паре или команде и стремился развиваться и узнавать новое. К сожалению, сегодня высшее образование не может гарантировать ни один выше обозначенных пунктов. Успешно реализованные проекты в портфолио, способность показать себя «у доски» и сведения (лучше рекомендации) от предыдущих работодателей, будут значительно большим преимуществом, чем диплом именитого ВУЗа.
Насколько качество высшего ИТ-образования в среднем, по вашему опыту, соответствует современным запросам российского рынка?

Алексей Гальченко, MediaNation:

Базовое ИТ-образование в России на достаточно высоком уровне. До сих пор на мехмате МГУ можно встретить преподавателей, которые требуют от студентов уложиться при написании учебной программы в 8 Кб. В этом сейчас нет необходимости, потому что доступны неограниченные ресурсы. Но работая над оптимизацией решения, студент учится решать задачу без избыточного потребления ресурсов.
Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Не совсем соответствует. В институтах чаще преподаются базовые знания и технологии, которые в современном мире быстро устаревают. И не потому, что институты плохие, а потому что сфера слишком быстро развивается, за 5 лет обучения технологии могут очень сильно поменяться.
Компаниям, как правило, приходится либо организовывать дополнительное обучение, либо брать таких специалистов в качестве стажеров.
Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

ИТ-индустрия меняется очень быстро и, к сожалению, современное образование просто не успевает за ним угнаться. К примеру, когда нам срочно понадобилась прибавка квалифицированных сотрудников, мы решили пойти по верхам и сразу нанять преподавателей вузов и институтов. Разочарование было в том, что в практике они были абсолютно равны нашим программистам-юниорам (начальный уровень). То есть говорить-то они могли часами, а вот на практике показывали далеко не требуемый уровень рабочей динамики.
Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:

Качество высшего ИТ-образования вообще не соответствует рынку. Как уже было сказано ранее, большая часть ИТ-специалистов становятся профессионалами в процессе работы.

Проблемы, на мой взгляд, две:

  • Успешные ИТ-шники преподавать в вузы не идут. Следовательно, преподают те, кто на самом деле очень далек от рынка и бизнеса.
  • Проекты, которые выполняются в рамках обучения, очень далеки от реалий. Нет «клиента», нет менеджмента (переговоры, риски, ожидания), нет смены требований после старта работ, нет вообще 80% факторов, которые влияют на ИТ-проект в рыночных условиях.

Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:

По нашему опыту ведущие вузы страны готовят ИТ-специалистов удовлетворительно. Это скорее относится к областям системного администрирования и программирования, специалистов же области сетевого инжиниринга после вуза найти намного сложнее. В такой ситуации мы обращаем внимание на соискателей, имеющих дополнительные сертификаты, окончившие частные курсы, например, от компании Cisco.
Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:

По моему опыту, ИТ-образование в нашей стране не соответствует реалиям рынка. К сожалению, в большинстве университетов не преподают языки, подходы и методологии, которые сейчас используются. Выпускники имеют базу, качество которой зависит от вуза, но ее практически невозможно применить на практике без прикладных знаний. Потому такие компании, как Mail.Ru и Яндекс, вкладываются в дополнительное образование для студентов, запуская свои проекты — например, Технопарк при МГТУ им. Баумана и другие. Они берут самых способных студентов и учат их тем технологиям и методологиям, которые используются в реальном мире. Благодаря такому подходу появляются специалисты, действительно готовые к решению практических задач и востребованные на рынке.
Александр Юров, заместитель директора, соучредитель компании «Фогсофт» /iTender:

Вообще не соответствует. Все-таки студенты, которые заканчивают университет, сегодня не готовы к тому, чтобы участвовать в серьезной разработке без предварительного обучения внутри компании. Хотелось бы, чтобы университеты выпускали уже готовых специалистов. Удачен опыт у Стэнфорда и Кембриджа, где уже на втором курсе со студентами делают маленькие стартапы и изнутри показывают, как работает бизнес.

Получается, что к шестому курсу, после окончания магистратуры, студенты уже поработали в компании. Кроме того, что крайне важно, что они уже напрямую попробовали взаимодействовать с конечным клиентом. Уверен, каждый программист в компании должен понимать, как идет общение с клиентом, что требуется клиентам и как работает их бизнес, а не просто заниматься разработкой.

Насколько охотно берут самоучек на хорошие позиции ИТ-специалистов в «серьезные» компании?

Алексей Гальченко, MediaNation:

У нас был опыт общения с одним из лидеров в области внедрения решений Oracle. ИТ-директор был поставлен в сложную ситуацию: или не принять сотрудника после прохождения испытательного срока по причине отсутствия у того высшего образования, или работать с ним, нарушая регламенты компании. В итоге решение оказалось простым: отправили специалиста обучаться на заочное отделение МГТУ им. Баумана. Вывод: если специалист важен – его возьмут.
Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Чтобы ответить на этот вопрос, нужно понимать, что мы имеем в виду, когда говорим «самоучка». Если это человек, который совсем не имеет профильного образования и все знания получил лишь на своем опыте, то, конечно, на серьезную позицию в крупную компанию его не возьмут. Есть, конечно, уникальные случаи, но они настолько редки, что сейчас в них нет смысла углубляться. Профильное образование дает не только знание технологий, но и, прежде всего, понимание, что такое бизнес в целом, как он работает, общую эрудицию.

Если мы говорим о самоучке как о человеке, который закончил непрофильный, но технический ВУЗ, интересуется программированием, самостоятельно получает знания – то именно такие специалисты и ценятся. Потому что, как я уже говорил, наличие диплома не дает гарантии знаний и навыков, которые требуются не в теории, а на практике. ИТ-специалист должен быть готов учиться все время.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

По моему опыту, все решает в современном мире хорошо выполненное тестовое задание. Диплом и резюме – это хороший костюм для входа на собеседование. Отлично, нестандартно и быстро выполненное тестовое задание – клубная карта.
Павел Сыртланов, технический директор профессионального хостинг-провайдера .masterhost:

Сложно сказать, как это происходит в других серьезных компаниях. В компании .masterhost мы стараемся таких соискателей не терять, а принимать на начальные позиции в той или иной области ИТ. Очевидно, мы должны видеть некий потенциал в человеке, чтобы, вложив силы и время в его обучение, мы в итоге получили готового высококачественного ИТ-специалиста. Наша структура департаментов и налаженный процесс обучения позволяют продвинуться от специалиста ЦОВ до высших руководящих должностей ИТ.
Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:

В серьезных ИТ-компаниях отсутствие высшего образования не является блокирующим фактором при приеме на работу. Безусловно, чем выше позиция, тем большее количество факторов играет роль, и наличие высших образований, MBA, сертификатов может иметь большее значение. При этом в компаниях, для которых ИТ не является основным бизнесом, формальные требования к высшему образованию могут быть необходимыми. Но это скорее говорит о непонимании специфики ИТ-сферы и ИТ-образования в нашей стране.
Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ»:

Мы берем охотно, если кандидат классно выполнил тестовое. Но чем больше компания забюрократизирована, тем больше она следует формальным правилам. Есть организации, где вы никогда не станете начальником отдела, если у вас нет высшего образования. У нас в компании мы ориентируемся не на «корочки», а на знания и бекграунд кандидата.
Что вы можете посоветовать старшеклассникам и студентам первых курсов, желающим связать свою жизнь с ИТ, в плане образования? В каких случаях порекомендуете получать два высших образования?

Алексей Гальченко, MediaNation:

Я бы советовал развиваться, читать таких авторов как, Д.Кнут, Э.Орама и так далее, изучать разработку высоконагруженных систем и высшую математику. Если планируется со временем уйти от «чистого» программирования в управленческую сферу, связанную с программированием, то тут необходимо получить образование в области менеджмента, экономики, чтобы понимать те или иные бизнес-процессы, с которыми придется потом работать.
Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

Совет один: постараться действительно понять, что нравится делать и от чего получают удовольствие в плане самореализации. Это самое сложное в современном мире, где вокруг так много отвлекающих факторов и посторонних мнений. В ходе образовательной деятельности можно, как в галерее, поглядеть на все экспонаты, но выбрать какой-то для себя один. Чем раньше это произойдет, тем раньше можно будет сконцентрироваться на выбранном направлении. Это поможет в ходе стажировок и самообразования действительно «обрести силу».

При этом не важно оканчивать само образование. Важно хорошо уметь делать то, что нравится. Мир сегодняшнего дня – мир изобилия и возможностей выбирать, что ближе к душе. Осознаем, выбираем и концентрируемся. Это однозначно путь успеха.

Алсу Глинская, директор по персоналу ICL Services:

В моем случае два высших получились одновременно и потому, что одно для души, другое — для профессии, по которой я планировала работать. Бывает, что на второе высшее решаются чтобы что-то сильно поменять в своей жизни или, как некоторые из моих одногруппников, чтобы вспомнить молодость и студенческие годы. Полезно, если эти ваши два высших дополняют друг друга.

Рекомендовать что-то конкретное не буду. Но посоветую крепко подумать, зачем вам именно второе высшее. Конечно когда-то потом это будет греть душу и будет цениться в очень узких кругах. Но получать два высших, чтобы быть профессионалом в разных областях — затея бесполезная. Высшее образование не про профессию. Про общую обязанность, кругозор, функциональную грамотность, но не про прикладные знания и умения, необходимые в работе в дальнейшем.

По большому счету, чтобы сменить профессию, достаточно получить правильные знания и совсем не обязательно в вузе.

Полина Хабарова, заместитель генерального директора по работе с персоналом компании КРОК:

Профильное ИТ-образование — далеко не гарантия успеха в работе. Старшеклассникам и студентам, желающим связать жизнь с ИТ, нужно постараться быстрее узнать о будущей профессии, погрузившись в тему. Сейчас существует масса образовательных мероприятий, которые проводят отраслевые компании. На подобных встречах можно пообщаться с профильными экспертами и найти единомышленников среди сверстников.

У КРОК, например, каждый год проходит Школа ИТ-решений – в течение нескольких месяцев под руководством экспертов и студентов-тьюторов участники получают живой опыт работы настоящего айтишника, реализуют командные проекты, направленные на решение реальных проблем школы с помощью информационных технологий. По итогам программы успешные решения получают путевку в жизнь и приносят реальную пользу школам.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:

Начинать нужно не на первом курсе, когда ты уже студент, а значительно раньше. Все успешные ИТ-шники начали ковыряться с техникой с юных лет. Главное — это должно нравиться и не обременять. Тогда любимое занятие в дальнейшем перерастет в любимую профессию, и все будет хорошо.

Я бы тут родителям посоветовал, пока еще не поздно: не ограничивайте детей в пользовании компьютером. Рано или поздно чадо наиграется в игры и установит турбо паскаль.

Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:

Банально, но я бы рекомендовал школьникам стремиться поступить в топовые университеты. Кроме того, старайтесь попасть в образовательные ИТ-программы крупных компаний. Кроме хорошего базового образования вы получите актуальные практические навыки, а также возможность стажироваться и впоследствии работать в передовых компаниях ИТ-сферы.

Также советовал бы не забывать о самообразовании, следить за новыми технологиями — пробовать, экспериментировать, читать профильную литературу и посещать конференции, тренинги, проходить курсы на образовательных ресурсах, например, Coursera. В общем, держать руку на пульсе того, что сейчас актуально и востребовано на ИТ-рынке. Впрочем, этот совет относится не только к студентам, но и к любым специалистам отрасли.

Алексей Лыков, технический директор Playkey:

Во-первых, вам должна нравиться ИТ-отрасль: только занимаясь любимым делом, можно чего-то добиться. Во-вторых, это личные качества, целеустремленность, ответственность, умение докопаться до глубины проблемы.

А ребятам я желаю читать больше книжек, в них скрыта вековая мудрость умнейших людей на планете. Этот путь гораздо лучше и эффективнее, чем набивать эти шишки самостоятельно.

Получение второго образования мне понятно в двух случаях. Первый: когда было выбрано неинтересное первое — так бывает в 18 лет, не понимаешь, что хочешь. Второе: хочется начать смежные вещи — управление, маркетинг или юридическая сфера. Хотя в мире современных технологий все знания можно черпать и из интернета – было бы желание.

Николай Пацков, генеральный директор «Конструктор документов FreshDoc.ru»:

Первое и основное: если после окончания колледжа или техникума вы всерьез задумываетесь о получении высшего образования, вариант «работа + заочное образование» будет гораздо полезнее и интереснее, чем «очное образование + студенческая жизнь».

Учиться и воплощать знания на практике просто необходимо. Такой вариант поможет сразу проверять информацию «в полях», а также задавать преподавателям действительно правильные практические вопросы. Так что, если есть возможность, задумайтесь о профильном трудоустройстве как можно раньше.

Второе, на чём хотелось бы заострить внимание, это выбор специальности. Подумайте, что было бы по душе именно вам, с чем бы вы хотели связать свою карьеру? Забудьте о престиже и высокой оплате, каждый день заниматься ненавистным делом не получится ни при каких преференциях. IT-индустрия широка и многогранна, определитесь с любимым делом и следуйте по намеченному пути. Успехов!

В каких случаях можно ограничиться колледжем по ИТ-направлению и высшим образованием, не связанным с ИТ?

Алексей Гальченко, MediaNation:

Нельзя ставить в одну линейку колледж по ИТ-направлению и высшее образование, не связанное с ИТ. ИТ-колледж уже задает некий вектор движения мыслей, который можно развить, обучаясь в ВУЗе на факультетах, связанных с ИТ-направлением. А вот высшее образование, не связанное с ИТ – тут вопрос несколько шире, чем кажется в начале. Если мы говорим про филфак, то эта область никак не связана с ИТ, и людям может быть проблематично перейти в эту сферу. Если мы говорим про естественно-научные направления (физика, химия, биология, медицина) – то специалистам этих областей будет гораздо проще: их научили анализировать большие объемы информации, искать оптимальные решения для тех или иных задач.
Какие еще эффективные варианты можете посоветовать? Каким образованием могли бы обладать «компьютерщики», которые смогли бы идеально вписаться именно в вашу (возможно, не связанную с ИТ) компанию?

Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Я бы советовал отталкиваться от того, что просит рынок. Наша компания предоставляет услуги по аутсорсингу бизнес-процессов (бухгалтерия, кадровое администрирование и расчет зарплаты). Соответственно, мы с удовольствием возьмем специалиста, который уже получил знания, а лучше – и некоторый опыт, связанный с программированием для 1С или ABAP.

Существует множество учебных центров и открытых учебных программ, которые поддерживают тот же 1С, Microsoft, Yandex – перечислять можно долго. Проходить обучение можно даже не выходя из дома. Все возможности соискателя ограничиваются лишь его желанием и стремлением.

Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

Правильно было бы сказать «какими компетенциями должны были бы обладать». Именно компетенции в современном мире и формируют «добавленную стоимость» или ценность сотрудника. Для нашей компании, помимо компетенций, важна «страсть», страсть к созиданию, созиданию продукта от которого получаешь наибольшее удовольствие в ходе работы и в ходе получения обратной связи от конечного потребителя. Все в нашем мире это эмоции. Если мы испытываем положительные эмоции в ходе работы, то они непременно трансформируются в продукт.

А если такой страстью горит команда, то ценность продукта умножается, и получаются действительно редкие, шедевральные вещи. Нам также важна абсолютная синхронизация. Мы однозначно видим грань будущего технологий. Видим какую роль мы в нем можем сыграть. Видим, как мы можем повлиять на это будущее. Нам нужны такие же «реформаторы» по духу. Тогда вместе мы действительно можем делать великие вещи.

Алексей Лыков, технический директор Playkey:

Любовь к командным видам спорта. Я очень любил играть в баскетбол, в волейбол и сейчас регулярно играю. Всё-таки команда может сделать синергетически больше, чем люди по отдельности, это наглядно проявляется в работе. Люди-одиночки бывают умными. Но если они не работают в команде, то они просто становятся не эффективными по сравнению со всеми остальными.
Насколько, на ваш взгляд, личностные факторы (воспитание, характер) играют роль в получении образовании молодым человеком и его дальнейшем трудоустройстве, помимо навыков, полученных в ходе обучения?

Алексей Гальченко, MediaNation:

Личностные факторы — это не менее важный вопрос, чем опыт и навыки. Ведь можно быть отличным специалистом, но оказаться таким человеком, с которым невозможно работать в коллективе. А может быть и наоборот. Но это все субъективно. Я не могу описать шаблон, под который подходят программисты для MediaNation. Нельзя сказать, что мы берем в компанию только опытных и веселых людей с активной жизненной позицией. Каждый человек индивидуален, и задача руководителя найти правильный подход к этому сотруднику и определить его роль в жизни компании.
Владимир Симонов, руководитель отдела разработки 1С и БОСС-кадровик BDO Unicon Outsourcing:

Нужно желание постоянно учиться, пробовать себя в новых областях, совершенствоваться в них. Для любого программиста важно быть усидчивым, внимательным и даже стрессоустойчивым.
Если вы отвечаете, например, за поддержку системы, которая управляет производством, и из-за какой-то ошибки останавливается конвейер, нужно иметь очень крепкие нервы, чтобы не запаниковать и быстро найти и устранить «баг». Также очень важно системное мышление. Ну, и для того, чтобы вырасти в компании, занять руководящие позиции, программисту обязательно нужны навыки общения с людьми, умение получать информацию и управлять проектом.
Анна Белова, управляющий партнер Devar Group, ведущий российский производитель проектов с применением технологий дополненной реальности (AR, Augmented Reality):

Воспитание и характер – это «столпы» в получении образования и выбора жизненного пути человека. Ведь если трамплин длинный, но не высокий, то пролететь далеко с ним вряд ли выйдет. Как и в том случае, если трамплин будет слишком высокий и короткий. Поэтому сегодня современному молодому человеку нужно предоставить возможность попробовать себя в разных направлениях дела и науки. Нужно не толкать, чтобы он бездумно двигался в заданном направлении, а предоставить право выбора. Человек должен почувствовать сам это внутреннее желание, «голос», создавать или делать что-либо. И тогда нужно смело двигаться в этом направлении.

Хотя, сегодня следовать единому выбранному пути непросто. Наряду с наставлениями окружающих, очень много отвлекающих факторов современности. Проще пробежаться по клубам, зависнуть в компьютерных играх, посмотреть сериалы и кино, и тогда, когда энергии на собственные желания уже нет, остаётся лишь, слушая окружающих, плыть по течению. Слушайте свой внутренний голос и не поддавайтесь на провокации, тогда все непременно получится.

Павел Красавцев, генеральный директор продакшн-компании iBrush:

В целом, разработчики достаточно сложные ребята. Сложные в плане коммуникации, внутренних устоев и так далее. Не знаю, возможно, их что-то объединяет (воспитание, характер). Нужно быть терпеливым, уметь учиться, быть в какой-то степени упёртым. Эти качества необходимы начинающему программисту, т.к. впереди целый океан знаний, которые нужно пропустить через себя и научиться применять. Без этого ваше знакомство с рынком разработки закончится на «Hello, World!».
Андрей Волосюк, технический директор компании Digital Society Laboratory, продукта SocialKey Ads:

Безусловно, хорошее образование характеризует человека с положительной стороны. Зная, какой университет окончил кандидат, я могу судить о его работоспособности, умении преодолевать трудности, добиваться поставленных целей. Это те качества, которые каждый работодатель хочет видеть в своих сотрудниках. Но они обязательно должны быть подкреплены необходимыми практическими навыками.
Кирилл Медведев, HR-директор «СёрчИнформ» :

Повторюсь – нам важны не «корочки», а желание работать и способность к самообучению. Я бы порекомендовал воспитывать в себе эти качества. В нашей компании ценятся люди, которые готовы работать на результат. Любая организация ценит в работниках драйв, желание делать работу лучше, чем делал ее вчера, развиваться и увеличивать собственную эффективность. Если эти качества есть в работнике – он будет ценным кадром для компании.

Вместо вывода


Петр Краснощеков, руководитель управления информационных технологий ООО «НПО «ГалилеоСкай»:

На мой взгляд, высшее образование для IT-специалистов однозначно важно. Конечно, есть примеры профессионалов-самоучек – все зависит от личных качеств человека, но это редкое исключение. Точно так же само по себе наличие высшего образования не гарантирует того, что специалист хороший. Однако знание фундаментальной базы, которое дает технический вуз, требуется в большинстве направлений сферы IT.

В целом, я считаю, что без профильного образования специалисту сложнее будет находить эффективные решения. С другой стороны, с задачами условной категории junior он справится.

Опять же, пренебрегать высшим образованием, учитывая последние изменения в законодательстве о том, что работодатели обязаны внедрять профстандарты, не стоит. Просто потому что без наличия профильного образования перспективы карьерного роста отпадают сразу.

Судить о качестве образования в России довольно сложно. Насколько я знаю, где-нибудь в США, например, оно имеет более прикладной характер. С одной стороны, российские IT-специалисты котируются по всему миру. У нас в Перми, например, есть не один, а сразу несколько примеров успешных IT-компаний, которые получили международное признание. С другой стороны, можно сказать, что сейчас на рынке спрос на айтишников превышает предложение, поэтому, пожалуй, рынок готов поглотить всех.

Получать второе высшее образование нужно тогда, когда эту потребность диктует тебе сфера деятельности компании, например, если занимаешься аналитикой, исследованием предметной области.

Помимо навыков, получаемых в ходе обучения, я бы отметил востребованность со стороны крупных компаний умения работать в команде. Чаще всего, в таких компаниях распространен коллективный способ разработки, поэтому при найме отдадут предпочтение менее гениальному командному игроку, чем талантливому, но конфликтному сотруднику.

habr.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *