Разное

Трансперсональна психологія: Что такое трансперсональная психология и почему это обман

Что такое трансперсональная психология и почему это обман

16 февраля 2021 Жизнь

Расширить сознание, покинуть бренное тело и воссоединиться с космосом… Речь не о древних шаманских ритуалах, а о современной псевдонаучной теории.

Статью можно послушать. Если вам так удобнее, включайте подкаст.

Что такое трансперсональная психология

Трансперсональная психология — направление в психологии, которое изучает изменённые состояния человеческой психики, такие, например, как духовный кризис, стресс и экстаз. Фактически эта область знаний пытается охватить такие аспекты, как жизнь и смерть, возможности человеческого сознания, связь со Вселенной и трансцендентные переживания.

Как видно из определения, предмет изучения этого направления чрезвычайно широк. Так, трансперсональных психологов интересуют:

  • дородовые переживания;
  • духовное развитие человека;
  • природа интуиции и способности к творчеству;
  • парапсихология;
  • духовные и религиозные практики;
  • воздействие психоделиков на человеческое сознание;
  • дыхательные и медитативные методики, йога;
  • переживания, связанные со смертью.

Трансперсональная психология пытается соединить западную психологию с восточными духовными практиками для изучения особенностей изменённого сознания. Приверженцы теории утверждают, что существуют общие для всего человечества духовные переживания и трансцендентные состояния вроде альтруизма, ощущения причастности к социуму, тяги к творчеству.

Трансперсональное направление заявляет об ограниченности нормального состояния и бросает вызов многим устоявшимся представлениям в классической психологии и психиатрии. Например, последователи этого учения находят связи между высказываниями мудрецов и безумцев и рассматривают молитву как элемент терапии кардиологических заболеваний.

Как считается в трансперсональной психологии, глубоко за пределами сознания хранятся те воспоминания и факты из жизни человека, которые он забыл, а то и вовсе не знал. Это роднит теорию с гипотезой вытесненных болезненных воспоминаний из концепции психоанализа. Среди прочего к подавленным воспоминаниям трансперсональные психологи относят якобы хранящиеся в подсознании сведения о рождении и событиях до него.

Узнайте больше о психоанализе и бессознательном 😶

  • Бессознательное: что стоит знать о самой загадочной части разума
  • Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы

Цель трансперсональной психологии — помочь человеку избавиться от «мусора» вроде негативных переживаний и комплексов, освободиться от груза бессознательного и изменить жизнь к лучшему.

Как появилась и развивалась трансперсональная психология

Теория о широких возможностях изменённых состояний психики возникла в конце 60‑х годов XX века в США, выделившись из гуманистической психологии. В ту эпоху было очень популярно освоение восточных духовных практик, изучение психотропных веществ и других форм воздействия на сознание.

Наибольшее влияние на трансперсональную психологию оказали идеи швейцарского и американского психологов Карла Густава Юнга и Уильяма Джеймса, а также австрийского психоаналитика Отто Ранка.

У Юнга трансперсоналисты позаимствовали идею архетипов коллективного бессознательного. Кроме того, сам Карл Густав интересовался паранормальным и религиозным опытом и считал, что нельзя свести духовные переживания только к рациональному объяснению.

Другой предшественник трансперсональной психологии, вышеупомянутый Уильям Джеймс, написал книгу «Многообразие религиозного опыта», увидевшую свет в 1902 году. В ней автор приводил многочисленные примеры нетипичного духовного опыта — мистических видений, трансформаций личности после обращения в религию, практик аскетизма и самоуничижения — и призывал исследовать его воздействие на человека. Именно Джеймс ввёл термин «трансперсональный».

Отто Ранк, который, как и Юнг, был учеником Зигмунда Фрейда, первым высказал идею о том, что при рождении человек получает первую в своей жизни психическую травму.

Основателями же трансперсональной психологии считаются Абрахам Маслоу и Эндрю Сьютич. К ним примкнул ряд других психологов, которые позднее стали развивать новое направление: Станислав Гроф, Джеймс Фейдимен, Майлс Вич и Соня Маргулис.

Маслоу стал родоначальником учения о самоактуализации личности — стремлении понять свои возможности и достичь их предела. С этой целью психолог изучал пиковые состояния психики вроде оргазма, внезапных озарений, экстаза, расширения сознания. Маслоу считал гуманистическую психологию переходным этапом на пути к трансперсональной, трансгуманистической, то есть расширяющей границы возможного.

В качестве другой важной вехи для развития трансперсонального направления стоит назвать разработку модели уровней познания Кена Уилбера, создателя интегральной психологии. По мнению Уилбера, разум человека существует на трёх уровнях: доличностном (бессознательном), личностном и надличностном (трансперсональном). Согласно этой модели, не разобравшись со своим бессознательным, не получится подняться на личностный уровень, а не проработав, в свою очередь, этот этап, невозможно достичь трансперсонального.

Наиболее же известной фигурой трансперсональной психологии считается чешско‑американский специалист Станислав Гроф. Он выдвинул гипотезу, что неврозы, психозы и большая часть других психических расстройств — это лишь личностные и духовные кризисы. То, что человек не может самостоятельно с ними справиться, — по мнению Грофа, не делает их болезнями.

Уже в 80‑х годах отдельные исследователи называли трансперсональную психологию маргинальной дисциплиной. Однако в 1996 году Британское психологическое общество открыло отделение трансперсональной психологии, что стало знаком её ограниченного академического признания.

Сегодня в этой области существует множество различных подходов, таких как психосинтез, трансперсональная терапия, самоанализ и другие. Однако в данный момент трансперсональную психологию не признаёт большая часть научного сообщества.

На чём основана трансперсональная психология

Трансперсональный (надличностный) опыт и изменённое сознание

Особую роль трансперсональные психологи отводят осмыслению религиозного и мистического опыта. Они считают, что он проявляется в изменённом состоянии сознания, когда подавленные переживания выходят на поверхность. Личные тревоги при этом могут всплывать в качестве культурных архетипов, сказочных мотивов, воспоминаний из «прошлых жизней».

Например, Станислав Гроф полагает, что избавиться от груза прошлого, хранящегося в бессознательном, можно, только заново «пережив» травмирующие события. Сделать это он предлагает с помощью созданной им техники холотропного дыхания.

Ощущение экстаза от интенсивных переживаний, чувство единства со Вселенной, духовное «путешествие» по иным мирам, проживание «прошлых жизней» — всё это состояния, которые интересуют трансперсоналистов. В их достижении представители направления видят возможности для избавления от негативных мыслей, стрессов и психических травм.

Расширение сознания

Трансперсональные психологи утверждают, что сознание человека безгранично, как космос, и связано с неким вселенским разумом; что существуют рассудок и душа, составляющие единое целое и определяющие личность человека.

Для изучения личности специалисты проводят психофизиологические эксперименты, воздействующие на органы чувств. Среди прочего был и приём психоделических препаратов. Подобные эксперименты проводили Станислав Гроф и его жена Кристина, а также Отто Ранк, пока используемые ими вещества не запретили.

В качестве других способов расширения сознания применяются:

  • Резкая смена объекта концентрации внимания, когда человек фокусируется на своих ощущениях, затем переключается на какой‑либо предмет, чувства, испытанные в прошлом, или единство со Вселенной.
  • Тяжёлые физические нагрузки (вплоть до чрезмерных) вкупе с ограничением потребления жидкости.
  • Воздействие холода и жары, их чередование.
  • Музыка.
  • Длительное пребывание в одиночестве и/или в обездвиженном состоянии.
  • Намеренное лишение сна.
  • Воображение, визуализация.
  • Медитации.
  • Гипноз, самогипноз.
  • Анализ снов.
  • Творчество.

Дыхательные практики

Одни из самых известных практик расширения сознания — дыхательные, например холотропное дыхание и ребёфинг.

Холотропное дыхание Станислав Гроф изобрёл в качестве замены употреблению ЛСД, с целью получить инструмент, который якобы помогает устранить препятствия на пути к расширению сознания.

Гроф считает, что холотропное дыхание позволяет открыть своё бессознательное, «запустить» все органы чувств и выявить подавленные переживания, в том числе связанные с рождением и смертью. Всё это, по его мнению, помогает выйти за пределы времени и пространства, получить трансперсональный опыт.

Сама техника заключается в совершении частых глубоких вдохов. Благодаря этому якобы формируется энергия, показывающая человеку «путь». На нём трансперсоналист может получать неожиданные указания, которые нужно выполнять: издать звук, принять определённую позу и так далее. Пройдя по «пути», человек должен избавиться от негатива, расслабиться и успокоиться.

Ребёфинг (англ. rebirthing, «перерождение») же был разработан американцем Леонардом Орром в 1970‑х годах — чуть раньше холотропного дыхания и примерно с той же целью. Смысл практики изложен в самом её названии: в результате применения человек должен «переродиться».

По мнению Орра, с самого рождения людей преследуют события, травмирующие психику и причиняющие вред физическому здоровью. Само появление на свет — одно из них. Несмотря на то, что эти воспоминания и переживания о них скрыты в бессознательном, они, по словам Леонарда, негативно влияют на жизнь человека, проявляясь в комплексах и страхах. «Перерождение» же призвано их побороть.

Технику ребёфинга можно описать так. Сначала желательно лечь на спину, не скрещивая ноги, успокоиться, дышать как обычно, пока дыхание не станет ровным. Затем нужно сосредоточиться на своих ощущениях, почувствовать покалывание или боль. Так, согласно теории ребёфинга, проявляется одно из подавленных воспоминаний. Нужно постараться прочувствовать его, а затем подумать о негативном событии с юмором. Это якобы поможет испытать облегчение и наслаждение от того, что боль прошла.

Почему трансперсональная психология не признаётся научным сообществом

Это направление существует уже более 50 лет, но до сих пор нет веских доказательств теорий трансперсональных психологов. Их деятельность в большинстве случаев не основывается на экспериментах, а полученные данные субъективны и не несут никакой научной ценности.

Американская психологическая организация так и не признала трансперсональную психологию в качестве отдельной научной дисциплины. Её критикуют за мистицизм, паранаучность и авторитарную систему убеждения.

От трансперсональной психологии впоследствии открестился даже один из её основоположников Кен Уилбер, что не помешало трансперсоналистам изучать его идеи и в дальнейшем.

Несмотря на огромное количество публикаций и высокий академический статус многих трансперсональных психологов, это направление часто называют современной шаманской практикой.

А ещё — связывают с движением нью‑эйджа (это религии «нового века», проще говоря секты). С помощью тренингов, клиник альтернативной медицины и продажи тематической литературы трансперсональные психологи финансируют свои организации.

Отдельно здесь стоит сказать о методиках ребёфинга и холотропного дыхания. Учащение сердцебиения, тремор мышц, усталость и боль, возникающие у людей во время таких практик, трансперсональные психологи считают следствием духовного освобождения. Однако учёные говорят, что это симптомы гипоксии, вызванной гипервентиляцией лёгких. Дело в том, что гипервентиляция может привести к сужению сосудов головного мозга из‑за уменьшения содержания углекислого газа в крови. Из‑за этого сокращается поступление кислорода в ткани мозга и наступает кислородное голодание.

Длительная гипоксия вызывает галлюцинации, обмороки, психические нарушения из‑за разрушения тканей мозга, которое может быть необратимым.

Гипервентиляция противопоказана беременным, больным эпилепсией, гипертонией, перенёсшим инсульт, страдающим сердечными недугами. Также это может вызывать ухудшение состояния у людей с психозами и паническими расстройствами.

Во время одного из сеансов ребёфинга погибла 10‑летняя Кэндис Ньюмейкер. Несмотря на то что ребёнок пострадал от рук «психотерапевтов», сильно изменивших методы ребёфинга (фактически Кэндис душили подушками), эту практику запретили в штатах Колорадо, Северная Каролина, Флорида, Калифорния, Юта и Нью‑Джерси.

Читайте также 👁️‍🗨️🧠🧐

  • Что такое когнитивно-поведенческая терапия и как быстро она помогает
  • Что такое НЛП и работает ли оно
  • Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
  • Вы Наполеон или Дон Кихот? Разбираемся, что такое соционика и работает ли она
  • Гид по направлениям йоги: экзотические стили, доступные для новичков

Трансперсональная психология | Журнал Пробудження

Трансперсональная психология – одно из самых новых и передовых направлений современной психологии, изучающее такую интересную штуку, как измененные состояния сознания, мистический и религиозный опыт человека. Говорят: «все новое — это хорошо забытое старое». Эта фраза очень хорошо описывает суть трансперсональной психологии, которая в своих исследованиях человеческой психеи обращается к религиозно-духовным практикам, которые были известны человечеству уже много тысячелетий. Современная наука (в частности в лице трансперсональной психологии) повторно открывает то, что индийские йоги, или кельтские друиды, или древние шаманы знают уже много веков. И этот мистический, чудесный опыт, который имеет шаман при вхождении в транс, или йог при глубокой медитации, трансперсональная психология пытается описать и передать в терминах современной психологии.

В таких глубоких мистических состояниях медитации, йоги, различных шаманских ритуалах, человек выходит за рамки своего обычного сознания, своего Я, которое еще называют персоной1. Поэтому и назвали это направление трансперсональным, то есть вне персоны, вне Я, вне Его.

Родилась трансперсональная психология в 60-х годах прошлого века. Это было время больших перемен, начиналось движение хиппи, жители запада неожиданно стали открывать для себя восток, восточную философию и религию, йогу и медитацию. Конечно, такое культурное бурление не могло не коснуться психологии, многие из психологов и психотерапевтов тоже заинтересовались восточными мистическими практиками, они и стали в фарватере исследований трансперсональной психологии.

Также большое влияние на развитие трансперсональной психологии имело случайно неслучайное изобретение швейцарским химиком Альбертом Хофманом в 1942 году, синтетического психоделического наркотика, известного как ЛСД.

Это изобретатель ЛСД Альберт Хофман в своей лаборатории.

А так его изобразили потом.

Влияние ЛСД на человека совсем не такое, как скажем других наркотических веществ или алкоголя, сознание под действием ЛСД расширяется и человек переживает нечто похожее на мистический, экстатический опыт шаманов при вхождении в транс. Стоит отметить, что в 50-х и 60-х годах ЛСД официально даже не считали за наркотик, а психологи и психотерапевты активно занимались изучением его воздействия на психику человека. Наибольших успехов в таких исследованиях добился чешский психолог Станислав Гроф. В дальнейшем С. Гроф стал одним из основателей и ярким представителем трансперсональной психологии.

Это Станислав Гроф. Яко храбрый исследователь человеческой психеи, он сам неоднократно принимал ЛСД, и проводил так называемые групповые сессии ЛСД терапии, во время которых участникам давали попробовать ЛСД, затем завязывали глаза, и включали определенную специфическую музыку (шаманские бубны, барабаны, африканские тамтамы и т. д., музыка играла очень важное значение, звуки шаманских инструментов должны были направить глюки вызванные ЛСД в нужном направлении). И конечно при ЛСД терапии участников колбасило не по детски, тем не менее многим удавалось таки выйти за пределы своего сознания, пережить удивительные состояния экстаза, единения и гармонии с мирозданием, повторного рождения и т.д. Некоторые из участников ЛСД терапии даже вспоминали определенные эпизоды из своих прошлых жизней.

Также помимо опытов с ЛСД большое внимание С.

Гроф уделял исследованиям воспоминаний о рождении людей, справедливо полагая, что человеческое рождение – одно из самых ярких и сильных событий, который были в жизни каждого из нас. Хотя мы и не помним момент своего появления на свет и времен когда мы были совсем маленькие но, тем не менее, память о рождении находится в нашем подсознании и оказывает огромное влияние на дальнейшее развитие ребенка по месяцам, а затем и на всю нашу последующую жизнь.

 ЛСД-терапия весьма помогала в этих исследованиях, так как часто бывало, что под воздействием ЛСД многие люди заново переживали свое рождение, память о котором выплывала из глубин подсознания на поверхность.

В 70-х годах прошлого века, ЛСД был официально признан как наркотик, поэтому все психологические исследования, которые вел С. Гроф, с использованием ЛСД оказались под запретом. Конечно Гроф не бросил заниматься этими исследованиями, однако вместо ЛСД (использование которого стало криминалом) нужно было найти другой способ попасть в «измененное состояние сознания».

И С. Гроф нашел такой способ, который позволял пережить опыт, схожий с использованием ЛСД, зато без всякого физически-химического вмешательства в организм. Этот способ заключался в вхождении в измененное состояние сознания с помощью определенного интенсивного дыхания, которое Гроф назвал холотропным. Так и появилось холотропное дыхание. Холо с греческого языка переводится как “целостный”, а холотропное можно перевести как: «направленное к целостности». В наше время холотропное дыхание, которое придумал Гроф, стало очень популярной психологической и духовной практикой среди людей, интересующихся психологией и эзотерикой. (А если вы дочитали до сюда, вы к ним видимо принадлежите) Холотропному дыханию вскоре будет посвящена отдельная статья.

Фактически ничего нового Гроф и не открыл, потому что дыхательные практики для вхождения в измененные состояния сознания давно уже использовались теми же шаманами, индийскими йогами, мусульманскими суфиями, и православными монахами-исихастами (исихасты — деятели Иисусовой молитвы).

Как уже писал в начале, все новое это хорошо забытое старое. А трансперсональная психология штука, тем не менее, чрезвычайно интересная и прогрессивная, поскольку пытается соединить в себе знание классической западной психологии с мощными эзотерическими и мистическими религиозными течениями, которые ведут человека к просветлению и счастья.

  1. Персона из древней греческого языка переводится как маска. ↩

Posted under Психология и психотерапия and tagged with медитация, психология
Comments (0)

Трансперсональная психология: принципы и приложения

Трансперсональная психология фокусируется на связи между разумом и телом, смешивая традиционные концепции, такие как бихевиоризм и гуманизм, с философией, осознанностью и мистицизмом.

Иногда называемая духовной психологией из-за сочетания духовных и научных концепций, теория трансперсональной психологии утверждает, что человеческая психология — это гораздо больше, чем поведение.

Трансперсональная психология предполагает, что ваши нынешние убеждения, жизненные цели, интересы, ценности и окружающая среда играют важную роль в вашем психическом и физическом благополучии.

Трансперсональная теория привела к практике трансперсональной психотерапии, интервенционному подходу, который объединяет традиционные терапевтические техники с целостными практиками, такими как медитация, ведение дневника и музыкальная терапия.

Теория, представленная в 1960-х годах, трансперсональная психология развилась из гуманизма, концепции, впервые предложенной Абрахамом Маслоу.

Гуманистическая психология предполагает, что при оценке психического здоровья следует учитывать все аспекты личности, а не только наблюдаемое поведение.

Позже Маслоу и его коллеги пошли еще дальше в гуманизме, изучив все, что могло повлиять на связь между разумом и телом, особенно духовность и чувства в настоящем.

Этот процесс привел к трансперсональной психологии и основанию в 1978 году Международной трансперсональной ассоциации (ITA). «Существует сильное внимание к связи между разумом и телом, духовному превосходству, личным ценностям и цели».

ITA выделяет три фундаментальных понятия в термине «надличностное»:

  • связь с более широким смыслом существования
  • признание того, что священно
  • стремление обрести большее чувство бытия

Другие основополагающие элементы трансперсональной психологии включают:

Отсутствие жесткой структуры в терапии

Поскольку трансперсональная психология направлена ​​на рассмотрение человека в целом, она не фокусируется на конкретных инструментах или методах.

«Трансперсональная психотерапия коренится в идеологии и базовом смирении, которое действует за кулисами», — говорит Джеффри Самбер, лицензированный психотерапевт из Чикаго. «Речь идет не столько о конкретном инструменте или методологии, сколько о намерении, которое мотивирует вмешательство».

Отношения — это основа

Самбер объясняет, что трансперсональная психология стремится понять, как работает ваш разум, изучая его через ваши отношения с семьей, друзьями и даже с терапевтами.

Терапевт в этом контексте не рассматривается как «эксперт».

«Единственное место для экспертизы — это способность терапевтов отражать им правду клиента, используя как можно меньше собственного багажа терапевта», — говорит Самбер.

Таким образом, терапевт выступает в роли вашего посредника, помогая вам раскрыть ваши истины в процессе открытия.

Нет осуждения других

Взгляд на терапевта и клиента как на равных в трансперсональной психологии означает, что нет места для суждений об опыте других.

Самбер объясняет, что «и клиент, и терапевт имеют свои собственные переживания, и ни один из них не является правильным или неправильным, правильным или неправильным, здоровым или нездоровым».

«Трансперсональная терапия направлена ​​на повышение самоощущения и улучшение общего качества жизни посредством духовности и самопонимания», — говорит Шоу.

Она отмечает, что это терапия, часто используемая для решения проблем, связанных с самооценкой и жизненной целью, таких как:

  • тревога
  • депрессия
  • низкая самооценка
  • спутанность сознания
  • расстройство отношений
  • духовные или экзистенциальные вопросы
  • травма
  • посттравматическое стрессовое расстройство
  • горе

Отсутствие последовательности в подходах к трансперсональной терапии может затруднить получение теории и эффективности терапии сложно.

Является ли трансперсональная психология лженаукой?

Псевдонаука — это процесс объяснения, который может иметь смысл, но не подкреплен научными исследованиями или методами.

На сегодняшний день исследования в области трансперсональной терапии ограничены, некоторые подходы поддерживаются наукой, а другие считаются основанными на опыте.

Исследование, проведенное в 2021 году с участием 10 онкологических больных, показало, что это эффективный вариант вмешательства при: маленький Масштабное исследование с участием пациентов с раком молочной железы показало, что трансперсональная терапия эффективна в уменьшении симптомов депрессии.

Было ли это полезно?

«Учитывая духовные элементы трансперсональной терапии, терапевтов, обученных трансперсональной терапии, можно найти в медицинских учреждениях, реабилитационных центрах, духовных центрах, университетах и ​​частной практике», — говорит Шоу.

Она объясняет, что они используют множество методов, в том числе:

  • медитация
  • управляемые образы
  • техники релаксации
  • техники снятия стресса
  • толкование снов
  • гипнотерапия
  • эмпирический процесс (например, искусство, музыка и ведение дневника)

Трансперсональные терапевты могут преуспевать во многих областях в качестве школьных консультантов, помощников в классе, сотрудников исправительных учреждений, менеджеров приютов, консультантов артистов и лайф-коучей, чтобы назвать немного.

Трансперсональная психология — это концепция, сочетающая традиционные психологические концепции с духовностью и настоящим личным опытом.

Хотя трудно определить ее эффективность из-за разнообразия используемых методологий, трансперсональная терапия может быть вариантом, если вы ищете цель в жизни, чувствуете себя потерянным или хотите исследовать свое чувство идентичности.

Музыкальная терапия, медитация и гипноз могут быть частью трансперсональной терапии, как и традиционные поведенческие подходы.

Трансперсональная психология | Psychology Today

Если бы мне пришлось называть себя ярлыком, я бы назвал себя «трансперсональным психологом». У меня, безусловно, есть тесные связи с другими областями, такими как позитивная и гуманистическая психология, но именно в надличностном я чувствую себя как дома.

Трансперсональная психология — одна из малоизвестных областей психологии. Это началось в конце 1960-х годов, как попытка установить «четвертую силу» в психологии, следуя психодинамическому, бихевиористскому и гуманистическому подходам.

В значительной степени это был продукт гуманистической психологии — фактически, один из самых известных гуманистических психологов, Абрахам Маслоу, был пионером трансперсонального подхода.

На трансперсональную психологию сильно повлияли движения за «человеческий потенциал» и контркультуру 1960-х годов, а также волна психоэкспериментов, связанных с ними, посредством психоделических веществ, медитации и других практик, изменяющих сознание.

Вы можете рассматривать трансперсональную психологию как попытку понять различные состояния сознания и различные взгляды на реальность, которые были выявлены в ходе этого эксперимента. В то же время это была попытка интегрировать идеи и идеи западной психологии с идеями восточных духовных традиций, таких как буддизм, индуистская веданта и йога, особенно их исследование «высших» состояний сознания и «высших» этапы развития человека. По словам Абрахама Маслоу, роль трансперсональной психологии заключалась в том, чтобы исследовать «дальние уголки человеческой природы».

Это одна из причин, почему трансперсональная психология так сильно привлекает меня, потому что один из ее центральных принципов состоит в том, что то, что мы считаем «нормальным» состоянием бытия, в некотором роде ограничено. Он признает, что существуют более обширные и более интенсивные состояния осознания, которые мы можем испытать при определенных обстоятельствах. (Я называю это «переживанием пробуждения».) свобода от беспокойства и иррациональных негативных моделей мышления, оптимистичный взгляд, сильное чувство идентичности — ни в коем случае не является конечной точкой нашего развития. Существуют потенциально более высокие функциональные состояния, в которых наше восприятие становится более интенсивным, мы испытываем повышенное чувство связи с природой и другими людьми, становимся более сострадательными и альтруистичными, имеем более широкое чувство перспективы, живем более аутентично и так далее.

У меня было много переживаний этих состояний, и я исследовал многие их случаи у других людей. Моя книга «Пробуждение ото сна » — это исследование опыта временного пробуждения, а моя книга

«Из тьмы » — это исследование людей, которые претерпели постоянный переход в более функциональное «бодрствующее» состояние после периодов сильных потрясений.

Думаю, важно смотреть на эти состояния с психологической точки зрения, а не через призму восточных духовных традиций. Я обнаружил, что подавляющее большинство этих состояний происходит вне контекста этих традиций. Они не часто возникают у людей, когда они медитируют или занимаются йогой, или у людей, которые называют себя буддистами или духовными искателями. Чаще всего они возникают в разгар повседневной жизни, когда люди гуляют по сельской местности, бегают или плавают, смотрят художественные представления или находятся в состоянии стресса и психологических потрясений. Большинство людей, у которых я брал интервью для своей книги «Из тьмы» не имел ни опыта, ни даже интереса к духовным традициям или практикам.

Поэтому вместо того, чтобы исследовать духовные традиции или спорить о том, существует ли такая вещь, как «вечная философия» — то есть общее мистическое ядро, лежащее в основе всех различных духовных традиций, — я считаю, что трансперсональным психологам гораздо полезнее смотреть вовне. эти традиции, в опыте пробуждения, который многие люди испытывают в совершенно светском контексте.

Другие психологические подходы затрагивают эти состояния, но склонны отрицать их достоверность. Например, во фрейдистской психологии «опыт пробуждения» трактуется как форма регрессии, назад к состоянию единства и благополучия, которые мы переживали в утробе матери или в раннем детстве. Психиатры и нейропсихологи склонны рассматривать их как своего рода аберрацию, вызванную необычным неврологическим функционированием.

Трансперсональная психология отличается тем, что рассматривает эти состояния не как аберрационные, а как откровения, не как субнормальные, а сверхнормальные, как проблеск более яркой реальности, чем иллюзорной. Он считает, что они приносят важные сведения о нашей истинной природе и самой реальности, а также дают представление о нашем потенциале как человеческих существ.

Хотя трансперсональная психология долгое время находилась на периферии, ее значение может возрастать. Есть много важных современных тенденций в психологии и науке в целом, которые тесно связаны с трансперсональной теорией.

Внимательность, безусловно, очень тесно связана с трансперсональной психологией, как и современный интерес к сознанию, а также недавнее возобновление исследований терапевтических свойств психоактивных веществ. Есть много областей позитивной психологии, которые также пересекаются с проблемами трансперсональной психологии, например, изучение альтруизма, благополучия и состояний потока. Некоторое время назад от ТП было легко отказаться как от слишком теоретического и «ненаучного», но в последние годы все больше внимания уделяется исследованиям, как качественным, так и количественным. В результате трансперсональная психология становится все более популярной.

Хотя трансперсональная психология была сформулирована как подход в 1960-х годах, ее корни уходят еще дальше — к великому психологу-новатору Уильяму Джеймсу, который изложил принципы многих психологических подходов. Более ста лет назад Джеймс выразил важное понимание и вдохновение трансперсональной психологии в следующем отрывке:

Наше нормальное бодрствующее сознание, рациональное сознание, как мы его называем, является лишь одним особым типом сознания, в то время как все вокруг него отделено от на самом киноэкране лежат потенциальные формы совершенно иного сознания. Мы можем прожить жизнь, не подозревая об их существовании; но приложите нужный раздражитель, и на ощупь они там во всей своей полноте, определенные типы психики, которые, вероятно, где-то имеют свою область приложения и приспособления. Никакое описание вселенной в ее тотальности не может быть окончательным, если эти другие формы сознания полностью игнорируются.

Конечно, никакое описание человеческой психологии не может быть полным, если оно игнорирует эти состояния или объясняет их отклонениями.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *