Разное

Теория самоактуализации а маслоу кратко: Теория самоактуализации Маслоу

Содержание

Теория самоактуализации Маслоу


А. Маслоу (1908—1970) родился в Нью-Йорке в семье еврейских иммигрантов. Он окончил Висконсинский университет и после получения докторской степени вернулся в Нью-Йорк, где занимался с психотерапевтами различных школ — А. Адлером, К. Хорни, Э. Фроммом, М. Бортхаймером и др.

Маслоу долго болел, и в это время он занимался делами семейного бизнеса, а впоследствии стал теоретиком применения психологии в менеджменте. Сам Маслоу не любил ограничений. И когда говорили, что он — создатель гуманистической психологии, он предлагал убрать определение «гуманистическая». Нужно говорить о психологии.

«Не думайте, что я — антибихевиорист. Я антидоктринер… Я против всего, что закрывает двери и отрезает возможности».

В отличие от психологов психоаналитического направления Маслоу изучал не больных людей, а душевно здорового и творчески развитого человека, того, кто достиг высшей степени самоактуализации.

А под самоактуализацией он понимал «полное использование способностей, талантов, возможностей и т. п.».

Маслоу писал:

Ясно, что существо с Марса, попав в колонию врожденных калек, карликов, горбунов и пр., не сможет понять, какими они должны быть. Так что давайте изучать не калек, а наибольшее, какое сможем найти, приближение к целостному здоровому человеку. Мы найдем у них качественные отличия, другую систему мотивации, эмоции, ценности, мышление и восприятие. В некотором смысле только святые и есть человечество». Изучая лучших людей, можно исследовать границы человеческих возможностей. Получается, что человеком в полном смысле слова можно назвать только того, кто в максимальной степени развил свои способности. А процесс обучения — это и есть процесс очеловечивания. Ведь ребенок — это то, что сможет стать человеком. А станет он человеком или нет — вот в чем вопрос.

У Маслоу набралась группа всего из 18 человек: девяти современников и девяти исторических личностей (А.

Линкольн, Т. Джефферсон, А. Эйнштейн, Э. Рузвельт, Д. Адаме, У. Джемс, А. Швейцер, О. Хаксли, Б. Спиноза и др.). В общем, неплохая компания. Других не перечисляю. Они мало известны нашему читателю. Он дал признаки самоактуализирующихся личностей. Их стоит здесь перечислить:
1. Более эффективное восприятие реальности и более комфортные отношения с ней.
2. Принятие себя, других, природы.
3. Спонтанность, простота, естественность. Я вывел правило на основании этого признака. Со сложным человеком просто, с простым — сложно. Если мне говорят, что этот человек «сложный», что к нему так просто не подойти, то для меня это означает, что он психологически примитивно устроен, раз приходится к нему приспосабливаться, а сам он не может приспособиться к другим. Сложный самоактуализировавшийся человек в общении прост, как японская техника. Нужно только нажать на кнопку.
4. Центрированность на задаче (в отличие от центрированности на себе).
5. Потребность в отъединенности и в уединении.
Признак вытекает из потребности в самоактуализации. Она может наступить только тогда, когда я один. Ведь лекцию я готовлю, варю пищу или пишу книгу в одиночестве. Общество мне нужно для признания моих заслуг.
6. Автономия, независимость от культуры и среды.
Качество совершенно необходимое. Иначе не сделаешь ничего принципиально нового, т. е. не самоактуализируешься.
7. Постоянная свежесть оценки.
8. Мистичность и опыт высших состояний.
Архимед, когда он с криком «Эврика!» выскочил из ванны и голым побежал по улицам Сиракуз, безусловно, испытывал опыт высших состояний.
9. Более глубокие межличностные отношения.
10. Демократическая структура характера.
А иначе и быть не может. Свойство развивается по механизмам идентификации. Раз у меня получилось, значит, и у другого может получиться.
11. Чувство сопричастности, единения с другими.
12. Различение средств и целей, добра и зла.
Очень важный признак! Изучая его, я выработал правило, которое не раз выручало меня и моих пациентов: лучше пусть будет неправедная цель, чем неправедное средство. Если средство праведное, оно приведет к коррекции неправедной цели.
13. Философское невраждебное чувство юмора.
Изучая эту проблему, я пришел к выводу, что лучше иронизировать над собой, а не над другими, и даже разработал методику психосмехотерапии.
14. Самоактуализирущееся творчество.
Каждый завершенный этап является ступенькой к следующему шагу.
15. Сопротивление аккультурации, трансцендирова-ние любой части культуры.

Маслоу писал:

«Нет совершенных людей! И самоактуализирующиеся люди <…> могут испытывать досаду, раздражение, быть вздорными, эгоцентричными, злыми и переживать депрессию. Чтобы избежать разочарования в человеческой природе, мы должны сначала отказаться от иллюзий относительно нее».

Маслоу описывает восемь моментов самоактуализации.
1. Полное живое беззаветное переживание с полной концентрацией и полным впитыванием. Обычно мы мало осознаем, что происходит в нас и вокруг нас. Примером этому может служить противоречивость свидетельских показаний. Но у нас бывают моменты повышенного осознания и интенсивного интереса, и эти моменты можно назвать самоактуализацией.

2. При каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать безопасное — значит оставаться при известном и знакомом, но рисковать стать устаревшим и смешным. Выбирать рост — значит открывать себя новому неожиданному опыту, но рисковать остаться в неизвестном.

3. Становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой. Это значит решить для себя, нравится ли тебе самому определенные пища или фильм, независимо от мнений и точек зрения других.

4. Честность и принятие ответственности на себя — моменты самоактуализации. Маслоу рекомендует искать ответы внутри себя, не стараться хорошо выглядеть или удовлетворять своими ответами других.

5. Научиться верить своим инстинктам и суждениям и действовать в соответствии с ними, а не полагаться на то, что принято в обществе. Тогда человек сможет сделать правильный выбор профессии, спутника жизни, режима питания, вида искусства и пр.

6. Постоянное развитие своих способностей, использование их, чтобы хорошо делать то, что мы хотим делать. Большой талант — это не то же самое, что самоактуализация. Многие одаренные люди не смогли реализовать свои способности, другие же даже со средним талантом достигли многого. Самоактуализация — это процесс, не имеющий конца, это способ проживания, работы и отношения с миром, а не единичные достижения.

7. Переходные моменты в самоактуализации — «пик переживания». В такие моменты мы думаем, действуем и чувствуем более ясно и точно. Мы больше любим и в большей степени принимаем других, более свободны от внутреннего конфликта и тревожности, более конструктивно способны использовать нашу энергию. «Пик переживания» напоминают инсаит — завершение гештальта. Этот термин больше используется в психоаналитических школах.

Жизнь довольно часто скучна. «Пик переживания» — это те моменты, когда мы становимся глубоко вовлеченными, взволнованными миром и связанными с ним. По Маслоу, высшие пики характеризуются «чувством открывающихся безграничных горизонтов, ощущением себя одновременно и более могущественным, и более беспомощным, чем когда-либо ранее, чувством экстаза, восторга, трепета, потерей ощущения пространства и времени».

Хорошо, когда личность достигает «плато переживания», которое представляет собой фундаментальное изменение отношения к миру, обусловливающее новые точки зрения, оценки и усиленное осознавание мира.

8. Дальнейший шаг в самоактуализации — это обнаружение «защит» и разрушение их. Здесь термин «защита» имеет то же содержание, что и в психоаналитических школах (рационализация, проекция, идентификация, вытеснение и пр.)

Маслоу перечисляет следующие фундаментальные потребности:
1. Физиологические потребности. Это потребность в пище, сне, сексе и т. п.
2. Потребность в безопасности. Для удовлетворения этой потребности человек соблюдает определенный режим дня, приобретает квартиру, одежду и т. п.

3. Потребность в любви и принадлежности. Человек заводит семью, друзей.
4. Потребность в уважении. Человек делает карьеру, занимается наукой, участвует в политической и общественной жизни.
5. Потребность в самоактуализации. Это в иерархии потребностей самый высокий уровень. Человек реализует свои способности.


Высшие потребности имеют следующие признаки:
1. Высшие потребности более поздние.
2. Чем выше уровень потребности, тем менее она важна для выживания, тем дальше может быть отодвинуто ее удовлетворение и тем легче от нее на время освободиться.
3. Жизнь на более высоком уровне потребностей означает более высокую биологическую эффективность, большую ее продолжительность, хороший сон, аппетит, меньше болезней и т. д.
4. Высшие потребности воспринимаются как менее насущные. «Мне не до высоких материй», — говорит человек, все усилия которого не позволяют добыть ему даже пропитание.

5. Удовлетворение высших потребностей чаще имеет своим результатом развитие личности, чаще приносит радость и счастье, обогащает внутренний мир.

Фактически полноценным человек становится только тогда, когда он удовлетворил свои потребности в самоактуализации. Особенно хорошо это видно на примере тех людей, которые удовлетворили потребности первых четырех уровней, но не смогли удовлетворить пятого. Тогда выясняется, что хорошее питание, шикарная квартира, благополучная семья и неплохая должность не приносят счастья. Вот тогда и развивается невроз. Кто-то сказал: «Если ангела не выпустить на волю, он становится дьяволом». Я знаю одного врача, которому следовало бы быть поэтом. Это неплохой врач, но поэтический дар рвется наружу, и он очень часто пишет стихи на злобу дня и всем, кто его попросит. Поэтом он не стал, но этот дар отвлекает его от медицинских занятий, что сдерживает его квалификационный рост и не позволяет ему занять более высокую должность.

«Способности настойчиво требуют употребления и прекращают свое требование, когда их достаточно и полно употребляют». Рост теоретически возможен только потому, что вкус «высшего» лучше, чем вкус «низшего», и потому рано или поздно удовлетворение «низшего» становится скучным. Когда потребности не удовлетворяются, люди начинают жаловаться. И если люди жалуются на то, что не могут удовлетворить свои потребности в самоусовершенствовании, справедливости, красоте, истине, то это высокий уровень жалоб, ибо он указывает, что дела идут неплохо. Хуже, когда они жалуются на то, что не могут прокормить семью.

Маслоу полагает, что жалобам конца не будет; можно лишь надеяться на повышение их уровня. Уровень жалоб служит показателем развития личности и просвещенности общества.

Концепция самоактуализации А. Маслоу — «Школа жизни»

Одним из родовых понятий гуманистической педагогики является понятие «самоактуализации». Актуальный – это важный, существенный для настоящего времени, проявляющийся в действительности. Свое начало понятие самоактуализации получило в философии. Актуализация (филос.) это осуществление, переход из состояния возможности в состояние действительности.

В психологии актуализация означает действие, заключающееся в извлечении усвоенного материала из долговременной или кратковременной памяти с целью последующего использования его при узнавании, припоминании и воспроизведении.

В педагогике актуализировать означает извлекать, востребовать спрятанные, заложенные в сознание от природы нравственные ценности, делать их значимыми для личности. Каждый ученый и практик гуманистической педагогики (Сократ, Ян Амос Коменский, Жан Жак Руссо, Иммануил Кант, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Джон Дьюи, Мария Монтессори, Шарлотта Бюлер и др.) по-своему использовал философские, психологические и педагогические аспекты этого явления. Как термин, с приставкой «само-» понятие актуализации стало употребляться сравнительно недавно.

 

Впервые его ввел Курт Гольдш – тейн для обозначения активности биологического процесса, существующего в любом живом организме. В психологии понятие самоактуализации появляется благодаря работам Абрахама Маслоу (1908-1970, США). В это понятие он вкладывал множество смыслов, но наиболее значимым для гуманистической педагогики, скорее всего, является следующее: самоактуализация – стремление к самоосуществлению, к актуализации того, что содержится в качестве потенций. По Маслоу, самоактуализация – желание человека самоосуществиться, а именно – его стремление стать тем, чем он может быть. Это полное использование самим человеком талантов, способностей, возможностей и т. п.

 

Самоактуализированного человека Маслоу представлял не как обычного человека, к к-рому что-то добавлено, а как обычного человека, у к-рого ничто не отнято: «Средний человек – это полное человеческое существо, с заглушёнными и подавленными способностями и одаренностями». А. Маслоу в своей концепции самоактулизации предлагает такую трактовку природы личности: человек от природы хорош и способен к самосовершенствованию, люди – сознательные и разумные создания, сама сущность человека постоянно движет его в направлении личностного роста, творчества и самодостаточности; для изучения человека как уникальной, целостной, открытой и саморазвивающейся системы А. Маслоу использовал понятие self actualization (англ.).

 

Развитие человека в этой теории представляется как восхождение по лестнице потребностей, имеющей уровни, в к-рых «высвечивается», с одной стороны, социальная зависимость человека, а с другой – его познавательная природа, связанная с саомоак- туализацией. Автор полагал, что «люди мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной».

Вопросы мотивации являются центральными в гуманистической теории личности и описывают человека как «желающее существо», редко достигающее удовлетворения. А. Маслоу рассматривает все потребности как врожденные. Иерархия потребностей, по Маслоу, прослеживается с первого уровня, который составляют физиологические потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма.

По мере насыщения этих потребностей возникают потребности следующего уровня. Второй уровень составляют потребности в безопасности, стабильности, уверенности, свободе от страха, защищенности. Данные потребности функционируют аналогично физиологическим потребностям и при регулярном удовлетворении перестают быть мотиваторами. Следующий, третий уровень включает потребность в любви и привязанности, общении, общественной активности, желание иметь свое место в группе, семье. Далее следует четвертый уровень, который составляют потребности в уважении, независимости, самостоятельности, мастерстве, компетентности, в уверенности перед миром, в желании иметь определенную репутацию, престиж, известность, признание, достоинство.

Неудовлетворенность потребностей этого уровня приводит человека к чувству неполноценности, бесполезности, ведет к различным конфликтам, комплексам и неврозам. И, наконец, последний, пятый уровень потребностей – потребность в самоактуализации, самореализации и творчестве. Иерархия потребностей, по А. Маслоу, представляет собой пирамиду от низших потребностей (нужды) до высших потребностей (потребности роста). Потребность в самоактуализации – особый вид потребностей: «Это потребность «роста» в отличие от потребностей «дефицита», к к-рым относятся потребности четырех нижележащих уровней».

 

А. Маслоу писал, что самоактуализация означает «желание человека самоосуществиться, а именно – его стремление стать тем, чем он может быть». Согласно А. Маслоу, тенденция к самоактуализации составляет сущность, ядро личности, т.е. стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. Но реализовать, воплотить себя человек может только в деятельности. Человек самореализуется в деятельности, и содержание потребности в деятельности и потребность в самореализации являются едиными для личности.

Разработанная А. Маслоу теория самоактуализации до сих пор продолжает вызывать дискуссии, споры и даже – протесты. Судя по всему, такое неоднозначное отношение связано с тем, что в качестве образцов самоактуализировавшихся людей А. Маслоу рассматривал тех, кому присущ нек-рый уровень личного свершения как в профессиональной, так и в личной жизни. Изучая лучших, считал А. Маслоу, можно исследовать границы человеческих возможностей.

Критериями для отбора самоактуализированных личностей он установил относительную свободу от неврозов и наилучшее использование своих талантов, способностей, возможностей: «Самоактуализированные люди, без единого исключения, вовлечены в дело, выходящее за пределы их шкурных интересов, в нечто вовне себя». Проанализировав жизненные достижения и особенности выдающихся людей (А. Линкольна, А. Эйнштейна, А. Швейцера, Б. Спинозы, П. Кропоткина и др.), А. Маслоу выделил характеристики самоактуализации:

1.  Более элективное восприятие реальности и более комфортабельные отношения с ней.

2.  Принятие (себя, других, природы). Самоактуализирующиеся люди принимают себя и свою природу без жалоб и смущения, понимая ее недостатки, ее расхождения с идеалом, но не испытывая реального беспокойства.

3.  Спонтанность, простота, естественность. У самоактуализирующихся людей отсутствуют искусственность и желание произвести эффект.

4.  Центрированность на задаче (проблемная центра – ция). Они имеют жизненную миссию, задачу, требующую исполнения, внешнюю по отношению к себе цель. Живут в мире широких, универсальных и долговременных ценностей.

5.  Нек-рая отъединенность и потребность в уединении. Стремление к одиночеству, невовлеченность в то, что захватывает и поглощает других.

6.  Автономия, независимость от культуры и среды. Людям, движимым мотивацией роста, свойственна самодостаточность.

7.  Постоянная свежесть оценки. Умение получать удовольствие от простых радостей жизни. Черпают силу из основных жизненных переживаний. Обычные же люди узнают истинную ценность обыденного окружения (природы, близких, работы) только после того, как лишаются их.

8.  Мистичность и опыт высших состояний.

9.  Чувства сопричастности, единения с другими. По отношению к другим людям самоактуализирующиеся личности испытывают глубокие чувства идентификации, симпатии, любви, подлинное желание помочь.

10.  Более глубокие межличностные отношения, основанные на большей самоотдаче, любви, более полном выходе за границы своего «Я». Круг друзей невелик. Не прощают предательства, лицемерия, самовлюбленности.

11.  Демократическая структура личности. Не замечают классовых, социальных, профессиональных, расовых и т.п. различий. Считают возможным учиться у любого, лишь бы ему было чему учить.

12. Различение средств и цели, добра и зла. Сильные моральные стандарты. Концентрируются на целях, умея подчинять им средства, а не наоборот, как принято у большинства. Но любая деятельность рассматривается ими как цель, превращаемая в увлекательную игру, развлечение.

13.  Философское, невраждебное чувство юмора. Не приемлют смех над причинением вреда другим, смех превосходства, протеста против власти.

14. Самоактуализирующееся творчество. Творчество как выражение здоровья личности, проецируется на весь мир и окрашивает любую деятельность. Все делается с определенным отношением к делу, с настроением. Человек может даже видеть творчески, как видит ребенок.

15.  Сопротивление аккультурации (усредненному «окультуриванию», приобщению к массовой культуре). Они сосуществуют с культурой, но сопротивляются «окультуриванию», поддерживают внутреннюю отстраненность от культуры, в к-рую они погружены. Но они вписываются в рамки условностей вещевой культуры, хотя большого значения она для них не имеет: облегчая жизнь, вещи не стоят того, чтобы поднимать из-за них шум. Спокойно принимается все, что не имеет существенного значения. Но эти условности, если соблюдение их кажется излишним, могут быть отброшены, как надоевшая одежда.

Кульминацией размышлений А. Маслоу о самоактуализации, к-рые не всегда укладываются в рамки общепринятого научно-логического мышления, являются восемь типов поведения, ведущих к самоактуализации.

1. Самоактуализация – полное, живое, концентрированное переживание происходящего с человеком и вне его. Моменты повышенного сознавания и интенсивного интереса Маслоу называет самоактуализирующими.

2. Жизнь – процесс выборов. Самоактуализация предполагает в каждом выборе решать в пользу роста. Выбирать рост – значит открывать себя новому, неожиданному опыту, но рисковать оказаться в неизвестном: «Нельзя мудро выбирать жизнь, если ты не смеешь прислушиваться к себе, к собственной самости, в каждый момент жизни».

3.  Актуализироваться – значит становиться реальным, существовать фактически, а не только в потенциальности. Самоактуализация – научение сонастраиваться со своей собственной внутренней природой: решить для себя, нравятся ли тебе самому определенная пища, фильм, книга, независимо от мнений и т. зр. других.

4. Честность и принятие ответственности за свои действия.

5.  Верить своим суждениям и инстинктам.

6.  Самоактуализация – постоянный процесс развития своих потен циальностей.

7.  «Пик-переживания» – переходные моменты самоактуализации. Это особенно радостные и волнующие моменты в жизни. Они вызываются сильным чувством любви, произведениями искусства, переживанием исключительной красоты природы.

8.  Обнаружение своих «защит» и работа отказа от них. В основе личности, считал А. Маслоу, заложена мотивационная сфера, т.е. то, что движет человеком, то, что делает его личностью.

Самоактуализация как способность может существовать у большинства людей, но лишь у небольшого меньшинства она является в какой-то степени свершившейся. Такие люди максимально полно воплощают человеческую сущность. Но самоактуализированных людей очень мало, менее 1%, а учителей, стремящихся к самоактуализации, по оценке Психологического института российской академии образования, всего от 12 до 18%.

Многие люди не видят своего потенциала, а процесс роста требует постоянной готовности рисковать, ошибаться, отказываться от старых привычек. Жизнь самоактуализированного человека А. Маслоу определял как «усилие или рывок, когда человек использует все свои способности в полную силу». Автор предполагал, что актуализация человеческого потенциала возможна «в способствующем обществе», к-рого практически не было еще в человеческой истории.

Вряд ли уместно утверждать, что «рафинированная» самоактуализация должна непременно стать целью и смыслом образования. Однако, если иметь в виду, что потребность в реализации физических и психических сил наиболее актуальна в подростковом и юношеском возрасте, для к-рого характерны рост самосознания, переход от внешней детерминации деятельности поведения к самодетерминации, то весьма важной для старших школьников становится помощь взрослых в определении направления и способов самореализации. А это уже связано с вполне реальной организацией педагогической поддержки процессов самопознания, самопонимания, адекватного отношения к себе.

А. Маслоу рассматривал человека, исходя из позиции его природы. Вероятно, именно эти позиции имеет смысл учитывать педагогу, рискнувшему создать условия для самоактуализации своих воспитанников.

1.  Человек свободен и ответствен за свои решения, какой образ жизни выбрать и как стремиться актуализировать свой потенциал; чем старше человек, чем выше поднялся в иерархии потребностей, тем он свободнее.

2.  Поведение человека регулируется рациональными силами, принятием рациональных решений и стремлением рационально актуализировать свой потенциал.

3. Человек рассматривается как единое целое. «Именно Джон Смит хочет есть, а не желудок Джона Смита», поэтому человек является целостным существом, стремится к самоактуализации.

4.  Умеренный конституционализм, выраженный в концепции мета-потребностей с использованием таких терминов, как «врожденное стремление», «инстинктивный», «присущий человеку», означает, что стремление актуализировать свой потенциал есть врожденное, а не приобретенное качество.

5.  Постоянное стремление к личностному росту, когда люди обладают способностью решать, какими они хотят стать, приводит к тому, что личность непременно меняется.

6.  Каждый человек уникален в выражении этих потребностей, т.е. человек стремится актуализировать уникального себя в соответствии со своей собственной оценкой.

7.  Несмотря на то что потребности являются врожденными, значительная роль отводится ситуационным переменным, т.е. влиянию мотивации (врожденных потребностей) и социальному и физическому окружению, оказывающему влияние на поведение человека.

8.  Автор склоняется к положению гетеростаза, ведущего к вершинам личностного роста, однако человек не все время стремится к росту – часть его жизни включает переживание разрядки напряжения.

9.  Людей нельзя изучать традиционными методами, именно поэтому они непознаваемы, традиционное изучение человека по частям необходимо заменить таким подходом, к-рый позволяет людям демонстрировать свой субъективный опыт в холистической манере (как иерархию целостностей).

Стремление к самоактуализации есть стремление к самоутверждению за счет проявления, специфического включения целого набора личностных структур сознания: рефлексии, коллизийности, мотивации, смыслотворчества, создания собственной картины мира и т.д.

Читайте далее:

  • Социальные идентификации и возможность диалога
  • Кибернетика — наука ХХ века
  • Стерегущие порог
  • МОТИВОВ УЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЕ
  • Контрольная работа по информатике № 4, вариант 2
  • Компьютерная преступность и компьютерная безопасность
  • 1С: Туроператор

Самореализация: определение, потребности, примеры и советы

Самореализация: определение, потребности, примеры и советы

Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самореализация и почему у нас есть потребность в самореализации? Иерархия потребностей Маслоу говорит нам, почему и когда самореализация имеет для нас значение.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

Что такое самореализация? (Определение)

Идея самоактуализации исходит из теории человеческой мотивации Маслоу. Короче говоря, Маслоу предположил, что неудовлетворенные потребности управляют нашим поведением. Маслоу предположил, что как только основные потребности, такие как еда, вода и безопасность, удовлетворены, у нас появляется мотивация удовлетворять потребности других, а именно социальные связи и чувство собственного достоинства. Как только все эти потребности удовлетворены, у нас наконец появляется мотивация к самореализации. По Маслоу, самореализация — это раскрытие нашего полного потенциала. Это может включать в себя такие вещи, как мораль, творчество и решение проблем.

Немногие знают, что в последней книге Маслоу перед смертью он фактически пересмотрел свою теорию самоактуализации. Он предполагает, что высшая форма самореализации на самом деле превосходит самость. Затем мы стремимся быть самоотверженными и вносить свой вклад в нечто более значимое, чем мы сами (Greene, & Burke, 2007). Это также называют «за пределами самоактуализации» или «трансцендентности».

Потребности в самореализации

Маслоу предположил, что потребности более низкого уровня являются «дефицитными потребностями». Они нужны нам, чтобы выжить, поэтому они в приоритете. Однако самореализация и не только включают «потребности роста». Действительно, личностный рост — или наша способность продолжать расти и расширяться как личность — считается важным условием благополучия (Ryff, 1989). Но что такое «потребности роста» и как мы можем удовлетворить эти потребности?

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой оздоровительный бизнес!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Показывайте впечатляющий контент 

Действительно ли самоактуализация связана с собой?

Первоначальная теория потребностей Маслоу в настоящее время считается довольно старой, поскольку была создана в 1940-х годах. Но самое замечательное в науке то, что дальнейшее размышление, теоретизирование и проверка могут помочь нам изменить старые теории и приблизиться к «Истине». Более ранние работы по теории Маслоу предполагают, что самоактуализация сосредоточена на себе или на внутреннем мире. Однако изучение этой теории Маслоу на протяжении всей своей жизни привело его к откровению.

​Самореализация — или пиковый человеческий опыт — на самом деле включает в себя перенос нашего внимания с себя на других. У нас могут развиться мотивы социальной справедливости, доброты или щедрости. Или у нас есть какое-то призвание или желание делать добро другим. Эту еще более полноценную версию самореализации иногда называют «бескорыстной актуализацией» (Greene, & Burke, 2007).

Что такое бескорыстная реализация?

Многое из того, что Маслоу впервые назвал самоактуализацией, можно лучше описать как бескорыстную актуализацию. Например, творчество, которое часто считается основным компонентом самореализации, часто является самоотверженным занятием. Мы часто создаем с намерением служить другим. Мы хотим решить какую-то проблему, которая затрагивает многих, или создать что-то, что положительно повлияет на жизнь других людей. Таким образом, творчество можно рассматривать как положительный опыт как для себя, так и для других.

Примеры бескорыстной реализации

  • Желание исправить плохие ситуации
  • Желание вознаграждать и хвалить других
  • Вера в справедливость и равные возможности для всех

Зачем использовать это определение самореализации?

Самоактуализация заключается в стремлении быть лучшими из себя, но если мы будем заниматься самоактуализацией, сосредоточившись на себе, мы на самом деле окажем медвежью услугу своему благополучию. Например, исследования показывают, что если вы регулярно сосредотачиваетесь на себе, вы, вероятно, заметите любую неудовлетворенность, тревогу или общее недомогание, которые иначе могли бы не заметить. И привлечение вашего внимания к этим негативным эмоциям часто усиливает их (Инграм 19).90).

Другие исследования показывают, что оценка собственного счастья и навязчивая концентрация на нем имеют парадоксальные последствия. То есть сосредоточение внимания на собственном счастье может сделать вас менее счастливым (Mauss, Tamir, Anderson, & Savino, 2011).

Кроме того, целый ряд исследований, которые продолжают набирать обороты, показывают, что просоциальное поведение — или добровольные действия, направленные на помощь другим или принесение им пользы, — прекрасно влияет на благополучие (например, Layous et al., 2012). Доброта, щедрость и альтруизм часто приводят к пиковым переживаниям и улучшению самочувствия. Все это говорит о том, что самореализации легче добиться, если сосредоточить внимание на том, как мы можем принести пользу другим.

Видео: базовый обзор самореализации

​Как реализовать себя

Теперь, когда вы понимаете более современное определение самореализации, мы поговорим о некоторых советах по самореализации. Некоторые из них взяты из работ Маслоу, а другие — из более поздних исследований личностного роста, благополучия, просоциального поведения и достижения целей. Попробуйте некоторые из этих советов по самореализации, чтобы понять, что вам подходит.

1. Развивайте открытость и креативность

Когда мы думаем в терминах «черное против белого» или «все против ничего», мы упускаем возможности учиться, расти и получать опыт, который мог бы придать больше смысла нашей жизни. Вот почему самоактуализация по своей сути предполагает открытость для альтернативной информации и точек зрения (Greene, & Burke, 2007). Креативное решение наших и чужих проблем обычно предполагает взгляд на проблему по-другому или попытку объединить существующие идеи, чтобы сформировать что-то новое. Так что старайтесь держать свою перспективу открытой, а разум гибким.

2. Подумайте о своих ценностях, морали и этике

Когда вы стремитесь к самореализации и лучшему себе, может быть полезно очень четко определить свои ценности, мораль и этику (Greene, & Burke, 2007). Ни одна цель или достижение не стоит того, чтобы жертвовать этими вещами. На самом деле, достижение цели, которая идет вразрез с вашими ценностями, моралью и этикой, скорее всего заставит вас чувствовать себя опустошенным или неудовлетворенным. Это потому, что самореализация на самом деле не связана с достижением целей; это о том, чтобы стать лучшим собой. И ваше лучшее я определяется вами.

Думаю, здесь многие из нас теряются. Мы преследуем цели, которые наше общество или культура считает важными. Затем, когда мы достигаем их, мы удивляемся, почему мы не счастливы. Это потому, что мы не нашли время подумать о том, соответствуют ли эти цели нам и нашим убеждениям. Если я стану миллионером, но деньги для меня не важны, то я могу быть успешным, но не реализовать себя. Если я поспешу выйти замуж за первого человека, которого смогу найти, но я действительно ценю любовь, то, возможно, я достиг  своей цели, но все равно буду неудовлетворен.

Итак, если у вас есть минутка, сделайте паузу, чтобы подумать над этими вопросами:

  • Живу ли я в соответствии со своими ценностями, моралью и этикой?
  • Сосредотачиваюсь ли я на себе за счет других?
  • Действительно ли мои цели подлинны или на них влияют внешние силы, такие как моя культура, общество или семья?
  • Как мне лучше жить в соответствии со своими ценностями, моралью и этикой?

Размышляя над этими вопросами, вы сможете лучше убедиться в эффективности своих усилий по самореализации.

3. Преодолейте потребность в любви и уважении

В более поздних исследованиях изучалось, как обычные люди думают о самореализации. Будь то из-за недопонимания, из-за того, что они еще не испытали истинной самоактуализации, или из-за довольно неописуемого определения самоактуализации Маслоу, определения самоактуализации людей не совпадают с определениями Маслоу. Они больше соответствуют потребностям в любви/принадлежности или потребностям в уважении (которые являются ступеньками ниже самоактуализации в пирамиде Маслоу). В частности, большинство участников исследования считали, что полное раскрытие своего потенциала связано с достижением статуса (потребность в уважении) или поиском партнера (потребность в любви/принадлежности; Krems, Kenrick, & Neel, 2017).

Нет ничего плохого в том, чтобы быть мотивированным для удовлетворения этих потребностей. Они абсолютно необходимы, даже более важны, чем самоактуализация. На самом деле, Маслоу утверждал бы, что у нас нет мотивации к самоактуализации до тех пор, пока эти другие потребности не будут удовлетворены. Но это исследование показало, насколько сложно понять и достичь истинной самореализации. Даже я в настоящее время преследую потребности в уважении — такие потребности, как самооценка, свобода и уважение. Правда в том, что достижение момента, когда мы мотивированы к самореализации, может потребовать немало времени, размышлений и усилий.

Альтернативный взгляд на самоактуализацию

Со времен Маслоу появились и другие теории. Некоторые из этих теорий пытаются лучше объяснить такие вещи, как «личностный рост» и «оптимальный опыт», хотя они не всегда называют эти вещи самоактуализацией. Эти идеи могут помочь нам лучше понять, как полностью реализовать свой потенциал и жить полноценной жизнью.

Одной из таких теорий является теория психологического благополучия Риффа (Ryff, 1989). Эта теория направлена ​​​​на включение более старых теорий, в том числе теорию самоактуализации Маслоу, и проведение исследований, чтобы определить, какие части теории подтверждаются доказательствами. Этот синтез привел к шести потребностям или опыту , которые способствуют оптимальному опыту (или благополучию).

Шесть характеристик оптимального опыта включают:

  • Положительные отношения с другими. Теплые, доверительные, любящие отношения с окружающими.
  • Самопринятие. Положительное отношение к себе.
  • Автономия. Способность выбирать и направлять собственное поведение.
  • Окружающая среда. Способность продвигаться в мире и знать, что можно изменить обстоятельства, приложив усилия.
  • Личностный рост. Способность развиваться, расти и расширяться как личность.
  • Цель жизни.  У вас есть миссия или чувство направления.

Эта теория включает потребности в любви/принадлежности, потребности в уважении и потребности в самореализации, но эта теория не предлагает иерархии. Мы можем удовлетворять эти потребности одновременно или с перерывами. Или мы можем сосредоточиться на одной потребности, а не на другой из-за относительного отсутствия одной потребности по сравнению с другой.

​Например, вы с большей вероятностью будете стремиться к автономии , если чувствуете себя в ловушке, или стремиться к любви, если чувствуете себя одиноким. Но, согласно этой теории, вам не нужно иметь любовь или самоуважение, прежде чем вы сможете испытать другие важные жизненные переживания, такие как личностный рост или жизненная цель. По этим причинам я считаю, что эта теория предлагает гораздо более точное описание того, как люди на самом деле идут к самореализации.

Дополнительные советы для достижения самореализации

Вот еще несколько общих советов и стратегий, как достичь самореализации:

  • Живите искренне. Чтобы стать самыми лучшими, очень важно сначала узнать, что это за лучшее я. Все мы разные, и мы стремимся к достижению разных целей. Выбирая жить более аутентично, мы с большей вероятностью будем заниматься тем, что для нас важно.
  • Практикуйте доброту. Пиковые переживания часто связаны с выполнением чего-то значимого для кого-то другого. Поэтому постарайтесь найти способы проявить доброту и отплатить своим друзьям, семье, сообществу, стране или миру.
  • Следуй за своей целью. Реализуемая цель часто ориентирована на других и имеет личное значение. Не знаете свое предназначение? Это нормально. Вот несколько советов, как найти свое жизненное предназначение.

Действия для достижения самореализации

Иногда о самореализации легче сказать, чем сделать. Если вам нужна помощь в развитии некоторых вспомогательных навыков, попробуйте эти упражнения.

  • Представьте себе счастье. Проделайте это упражнение по визуализации, чтобы лучше понять, что для вас значит счастье.
  • Развивайте сострадание к себе. Попробуйте выполнить некоторые из этих упражнений на сострадание к себе, чтобы повысить самооценку.
  • Определите значимые долгосрочные цели. Ознакомьтесь с этим научно обоснованным руководством по постановке более значимых и эффективных долгосрочных целей.

Вот спокойная музыка для медитации самоактуализации

    Начать самоактуализацию

    Лучший способ начать движение к любому желаемому результату — это 1.) поставить небольшую достижимую цель, 2.) зафиксировать свою цель в письменной форме и 3.) создать намерения по реализации или «план Б», чтобы остаться на пути к своим целям. Приведенный ниже инструмент поможет вам в этом процессе, одновременно помогая нам узнать больше о самореализации.

    Какой совет из этой статьи вам понравился больше всего? *

    Вы обязуетесь использовать этот совет? *

    Да №

    Как вы вернетесь в нужное русло, если наткнетесь на блокпост? *

    Насколько полезной была эта статья? *

    1 — Совершенно бесполезно 2 — Немного полезно 3 — Довольно полезно 4 — Очень полезно 5 — Чрезвычайно полезно

    Примечание. Отправка ваших ответов поможет нам лучше понять самореализацию. Если вы хотите сохранить свои ответы, вам придется  сохранить в PDF или распечатать  эту страницу. Спасибо!

Представлять на рассмотрение

Статьи о самореализации

  • Как измениться: 6 научно обоснованных советов и стратегий
  • Самосовершенствование: 45 советов, целей и идей для саморазвития
  • Самомотивация: определение, примеры и советы
  • Самоопределение: определение, Теория и примеры
  • ​Цитаты об изменениях: в жизни, мире и себе

Заключительные мысли о самореализации

Самоактуализация и бескорыстная реализация могут быть занятиями на всю жизнь. Они требуют глубоких размышлений и усилий. Но они того стоят, потому что именно они создают оптимальный жизненный опыт и благополучие.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки

  • Грин, Л. , и Берк, Г. (2007). Помимо самореализации. Журнал Управления здравоохранения и социальных служб , 116-128.
  • Инграм, Р. Э. (1990). Самостоятельное внимание при клинических расстройствах: обзор и концептуальная модель. Психологический бюллетень , 107 (2), 156.
  • Кремс, Дж. А., Кенрик, Д. Т., и Нил, Р. (2017). Индивидуальные представления о самореализации: Какие функциональные мотивы связаны с реализацией своего полного потенциала? Бюллетень по психологии личности и социальной психологии 43 (9), 1337-1352.
  • Лайоус, К., Нельсон, С.К., Оберле, Э., Шонерт-Райхл, К.А., и Любомирский, С. (2012). Доброта имеет значение: поощрение просоциального поведения у подростков способствует принятию и благополучию сверстников. PloS one , 7 (12), e51380.
  • Мосс, И. Б., Тамир, М., Андерсон, К. Л., и Савино, Н. С. (2011). Может ли поиск счастья сделать людей несчастными? Парадоксальные эффекты оценки счастья. Эмоция , 11 (4), 807.
  • Ryff, CD (1989). Счастье — это все или нет? Исследования значения психологического благополучия. Журнал психологии личности и социальной психологии , 57 (6), 1069.​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в области велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье​
  • Благополучие
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Уверенность в себе
  • Забота о себе
  • Проявление
  • ​Все статьи…
900 56 Пакеты содержимого:

  • Пропуск полного доступа​
  • Пакеты материалов PLR
  • Курсы PLR​

Теория самоактуализации | Psychology Today

«Самоактуализация» представляет собой концепцию, полученную из гуманистической психологической теории и, в частности, из теории, созданной Абрахамом Маслоу. Самоактуализация, по Маслоу, представляет собой рост человека в направлении удовлетворения высших потребностей, в частности, потребностей в смысле жизни. Карл Роджерс также создал теорию о «потенциале роста», целью которой было конгруэнтно интегрировать «реальное Я» и «идеальное Я», способствуя тем самым появлению «полностью функционирующей личности». психологическая иерархия потребностей, удовлетворение которых теоретически приводит к кульминации реализации «бытийных ценностей», или потребностей, находящихся на высшей ступени этой иерархии, представляющих смысл.

Иерархия Маслоу отражает линейную модель роста, изображенную в прямом пирамидальном порядке восхождения. Более того, он утверждает, что самоактуализирующиеся люди способны разрешать дихотомии, подобные той, что отражена в абсолютной противоположности свободы воли и детерминизма. Он также утверждает, что самоактуализирующиеся люди — очень творческие, психологически крепкие личности. Здесь утверждается, что диалектическая трансцендентность восхождения к самоактуализации лучше описывает этот тип самоактуализации, и даже психически больные, чья психопатология коррелирует с творчеством, обладают способностью к самоактуализации.

Иерархия Маслоу описывается следующим образом:

  1. Физиологические потребности, такие как потребность в еде, сне и воздухе.
  2. Безопасность, или потребности в безопасности и защите, особенно те, которые возникают в результате социальной или политической нестабильности.
  3. Принадлежность и любовь, в том числе потребности недостатка и эгоистичное получение вместо того, чтобы отдавать, и бескорыстная любовь, основанная на росте, а не на недостатке.
  4. Потребность в самоуважении, самоуважении и здоровых положительных чувствах, возникающих в результате восхищения.
  5. И «бытийные» потребности, касающиеся творческого саморазвития, порожденные реализацией потенциала и смысла жизни.

Эриксон создал теорию психосоциальных дихотомий, представленных в качестве примеров «доверие против недоверия» и «автономия против стыда и сомнения». С точки зрения последней стадии развития Эриксона, стадии «целостность эго против отчаяния», успешное разрешение этой стадии соответствует ощущению смысла жизни. Ясно, что самоактуализировавшемуся человеку может угрожать смерть, но тем не менее может найти смысл в жизни. Это означает, что потребности более низкого уровня могут быть неудовлетворены даже в ситуациях, представленных «бытием ценностей», таких как чувство смысла жизни. Обратите внимание, однако, что Маслоу утверждал, что потребности человека могут быть удовлетворены лишь частично в любой данный момент.

Махатма Ганди, Виктор Франкл и Нельсон Мандела могут служить примерами людей, каждый из которых олицетворяет реальность самоактуализации. Рискуя своей жизнью, Ганди использовал гражданское неповиновение в целях свободы. Франкл пережил Холокост и никогда не отказывался от понимания смысла жизни. И Мандела сохранял чувство смысла жизни, даже находясь в тюрьме. Потребности в безопасности этих людей могли оказаться под угрозой, но можно понять, что многие люди, чьи потребности в безопасности скомпрометированы, могут осознавать, что их ценят. Они могут считать жизнь явно значимой , потому что ситуаций, опасных для их жизни, ситуаций, представленных дихотомией жизни и смерти, в частности.

Как указывалось, Маслоу определял самоактуализирующихся людей как личностей, обладающих высоким творческим потенциалом, обладающих пиковым опытом и способных разрешать дихотомии, присущие противоположностям, таким как те, что состоят из «свободы и детерминизма», «сознательного и бессознательное», а также «интенциональность и отсутствие интенциональности». Креативность, отличительная черта самоактуализирующегося человека, может восприниматься как находящаяся в диалектических отношениях. В то время как большинство дихотомий нельзя явно понимать как разрешимые, вышеупомянутые дихотомии можно рассматривать как разрешаемые посредством творческой деятельности. Используя один аспект каждой из этих дихотомий как «тезис», а другой — как «антитезис», искусство может представлять «синтез» дихотомических отношений.

Дихотомия свободы воли и детерминизма, поскольку она опирается как на свободную волю, так и на причинную деятельность, разрешается искусством с точки зрения как самовыражения художника, так и получателя художественного выражения, поскольку оба этих индивида могут быть поняты использовать сознательные и бессознательные аспекты самих себя, чтобы добиться художественного выражения и восприятия. Сознательное и бессознательное параллельны дихотомии свободы воли и детерминизма в том смысле, что сознательное действие можно рассматривать как действие по свободной воле, а бессознательное действие можно считать в значительной степени зависящим от причинно-следственной связи.

Еще одна дихотомия, эксплицирующая художественный процесс, — это разрешение субъекта и объекта. Термин «субъект», указывающий на «художника», может указывать на «я», а термин «объект» может указывать на «другого» или «аудиторию». Через искусство происходит соединение себя и другого, коммуникация между ними. Это достигается использованием художником метафоры и аллегории, которые допускают свободное выражение, кульминацией которого может стать общение художника со зрителем и то, что можно охарактеризовать как коммуникативную функцию самого художника. По сути, искусство может завершаться диалогом между художником и зрителем или самодиалогом и самореализацией внутри художника. Пиковые переживания, описываемые как прозрения, также реализуются обоими Субъект и объект через искусство. Искусство в большей степени, чем любой другой вид коммуникации, пожалуй, наименее догматично, даже если оно неопределенно. Это верно для всех форм искусства. Искусство может быть понято только тогда, когда оно интерпретируется себя или другого, и это достигается как художником, так и его аудиторией.0009

Можно сказать, что психически больная поэтесса Сильвия Плат осознала прозрение, когда описала рождение своего ребенка в стихотворении «Утренняя песня»:

Я больше не твоя мать

Чем облако, которое перегоняет зеркало, чтобы отразить свое собственное медленное

Стирание от руки ветра.

Используя уникальный и инновационный язык, она описала свой пиковый опыт. Таким образом, именно творческое общение между ней и ее аудиторией и это прозрение внутри себя позволили ей достичь этого момента самореализации. Как уже говорилось, Плат, как известно, страдала психическим заболеванием, и ее, возможно, нелегко понять как самоактуализирующегося человека. Тем не менее, деконструкция и реконструкция «я» становятся возможными благодаря поэтическому самовыражению, результирующим прозрениям и признанию развивающегося «я», которое характеризуется самоактуализацией. Метафора и аллегория, используемые в художественном выражении, могут использоваться для создания самопроницаемых границ, которые, тем не менее, остаются неповрежденными как для художника, так и для его аудитории.

Самореализация через искусство может улучшить психологическое благополучие человека. Интерпретация искусства как со стороны художника, так и со стороны публики становится путем к самореализации, возможно, идиосинкразической и субъективной природы, но все же это самореализация. А самореализация есть самореализация. Было высказано предположение, что только самые функциональные люди способны достичь жизненных ценностей, разрешения дихотомий, пиковых переживаний и смысла жизни. Утверждается, что самореализация возможна для всех творческих личностей. Более или менее, мы все творческие.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *