Разное

Теория личности берна – .

3. Теория личности а.Маслоу.

Новосибирский Государственный Педагогический Университет

На тему: Теории личности по воспитанию детей.

Выполнила:

Студентка 2 курса

Черенкова В.В.

Проверила:

План:

1.Теория личности К.Роджерса.

2.Теория личности Э.Берна.

3.Теория личности А.Маслоу.

4.Теория личности 3.Фрейда.

5.Теория личности Э.Фромма.

1.Теория личности К.Роджерса. По мнению К.Роджерса, центральное место в структуре лично­сти принадлежит т.н. «Я-концепции», которая отчасти напомина­ет то, что мы назвали выше «идеальной программой человека»: это представление человека о том, какой он, включающее и реальные черты и идеальные, т.е. представление о том, каким он должен быть — идеальный образ «Я» — и по мнению К.Роджерса, именно этот образ «Я» играет руководящую роль в психике и поведении человека. Человек не может вести себя, думать и чувствовать иначе, как в согласии оо своей «Я-концепцией», если же что-то в нем ей противоречит, то возникает внутренний конфликт. Т.е. извне или изнутри самого человека поступает какая-то информация о противоречии между каким-то его поступком или каким-то его качеством и «Я-концепцией». К.Роджерс считает, что та­кая ситуация насколько же обычна в жизни людей, настолько и психологически невыносима для них и человек всегда стремит­ся каким-то образом согласовать эту информацию с «образом Я» — иначе он не сможет жить. Такое согласование с «Я-концепцией» Роджерс называет «психологической защитой» и, по его мнению, люди могут выбрать либо ПРОДУКТИВНУЮ, либо НЕПРОДУКТИВНУЮ психологическую защиту. Непродуктивная психологическая защи­та — это тот же самообман; это попытка убедить себя, что дан­ная нежелательная информация ложна, что ее источник неавтори­тетен и т.д., и т.п. — как бы «нейтрализация» этой информации. В сущности, это почти тот же психологический механизм, который Фрейд называл «сопротивлением». Вот пример непродуктивной психологической защиты. Предположим некий человек, русский по национальности, очень гордится своей родиной, ее величием и силой, и его самоуважение в значи­тельной мере основано на том, что он — гражданин этой великой страны. Теперь представим себе, что этот человек, имещий «Я-концепцию», в которую входит положительный образ себя как русского, как представителя определенной нации и гражданина определенной страны, покупает и читает книгу, в которой ярко и убедительно доказывается, что все военные, политические и экономические до­стижения России основаны на жесточайшей эксплуатации народа, терроре государства против собственного населения, рабстве, и что поэтому это не есть нечто великое, а есть нечто постыдное, и Россия — не великая, а дикая азиатская страна. Понятно, что этот человек должен или поверить этой информации, или не поверить. Если он в нее поверит, то

это будет озна­чать начало серьезного внутреннего конфликта. Возможно, человек боится этого, и тогда он начинает убеждать себя в том, что пи­савший — очень предвзятый автор, что он плохо знает Россию /ес­ли это западный автор/, что он имеет личные причины не любить Россию и пр., и пр. — т.е., что ему НЕ НУЖНО ВЕРИТЬ. Поскольку, кто ищет, тот всегда найдет, повод не поверить всегда отыщется, и так психологическая проблема решается. Но такой человек, считает Роджерс, все же «очень уязвим в психологическом смысле»1. Продуктивный же способ психологическом защиты, по Роджерсу, — это «открытость переживанию»2, открытость любой информации: человек стре­мится ее объективно проанализировать, осознать — если она ложна, то, естественно, не может угрожать его «образу Я», если же ис­тинна /или частично истинна/, то он стремится привести свою «Я-концепцию» и свое поведение в соответствие с ней: он твор­чески относится к своей жизни, к себе — он способен меняться. Понятно, что сами «Я-концепции» могут быть тоже разными, но для Роджерса все-таки здоровая личность — та, которая владеет продуктивным способом психологической защиты, а больная личность не владеет им и прибегает к непродуктивному способу.

Замечательно то, что по Роджерсу, абсолютно каждый человек стремится соответствовать какому-то своему собственному идеальному представлению о себе, что как раз и является началом личностного развития. Воспитание же, видимо, при таком взгляде на личность должно заключаться в том, чтобы обучить человека продуктивной психологической защите и стимулировать его всегда пользоваться только таким способом психологической защиты.

2.Теория личности Э.Берна. Э.Берн придерживается достаточно традиционного взгляда на природу человека как на двойственную. Он считает, что во внутреннем мире человека действуют два «Я»: детское «Я» и взрослое «Я». Причем, они как бы автономны и проявляют себя независи­мо одно от другого, хотя реальное поведение человека всегда направляемо либо его детским, либо взрослым «Я». Например, некий человек, мужчина, уже взрослый, встречает очень красивую девушку и стремится за ней ухаживать, однако она отвергает его. Он может либо трезво рассудить, что на то были свои причины, что он, очевидно, ей не нужен, либо он как-то неправильно себя вел и, значит, сам виноват, либо они мало подхо­дят друг другу — и «отойти в сторону», — а может обидеться на эту девушку, считать себя жертвой, а ее представлять себе жесто­кой и бездушной, и в этом случае он может писать ей трагичес­кие письма, упрекать ее и пр. В первом случае психика и поведе­ние этого мужчины руководимы его взрослым «Я», а во втором — его детским «Я». Э.Берн считает, что и детское «Я», и взрослое «Я» есть в душе абсолютно каждого человека и они могут вступать в конфликт и такой конфликт в определенном смысле является нормальным состоянием внутренней жизни человека. Здесь Э.Берн стоит на позициях классического психоанализа, в котором нет четкого представления о норме и патологии, а внутренние конфликты считаются неизбежными. Все-таки психотерапия, по Э.Берну, — это поощрение и как бы «подталкивание» человека к тому, чтобы в данной конкретной ситуации его взрослое «Я» «победило» его детское «Я». Хотя окончательно — раз и навсегда — устранить этот «внутренний раздрай», по Берну, нельзя. В данном случае — если оставаться строго в рамках теоретического построения Э.Берна — необходимость воспитания невы­водима. Чтобы говорить о воспитании, нужно сделать существен­ное добавление к теории Э.Берна, предположив, что конфликт взрослого «Я» и детского «Я» все же является чем-то характе­ризующим ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ЭТАП личностного развития, на заверша­ющем же его этапе взрослое «Я» должно добиться полного гос­подства — и в этом и состоит цель. Тогда, по-видимому, воспитание призвано стимулировать человека к взрослому поведению, взрослым мотивам и эмоциям, и учить его вести себя так, как это свойственно взрослому человеку.

Маслоу утверждает, что все человеческие потребности можно представить

в виде иерархической структуры, начиная с физиологических потребностей в воздухе, пище и воде. Затем идут четыре уровня психологических потребностей в безопасности, любви, уважении и самоактуализации. Маслоу доказывает, что наши высшие потребности так же реальны и являются такой же неотъемлемой частью человеческой натуры, как и потребность в пище. Он старается избежать чрезмерного упрощения, свойственного как бихевиористскому, так и фрейдистскому подходу.

Для Маслоу главным для понимания личности является понятие «потребность». Все потребности человека он считает врожденны­ми и делит их на 5 основных групп: I/ физиологические потребности; 2/ потребности безопасности и защиты; З/ потребнос­ти принадлежности и любви; 4/ потребности самоуважения; 5/ потребности самоактуализации, или потребности личного совер­шенствования. Маслоу считает, что существует определенная иерархия потребностей, и суть ее в том, что человек прежде все­го стремится удовлетворить свои физиологические потребности /голод, жажду и пр./, потребности безопасности и т.д. — и толь­ко удовлетворив их, он может быть мотивирован потребностями высшего уровня /в этом Маслоу, как мы видели, ошибался: на самом деле человек ПРЕЖДЕ ВСЕГО стремится быть человеком и ради этого порой готов «не есть, не пить» и даже жертвовать свой жизнью/. При этом, хотя, по Маслоу, стремление к совершенст­вованию свойственно всем людям, но достигают этого совершенст­ва, по его мнению, очень немногие, т.к.:

-большинство людей просто не видит путей к совершенствованию, не догадывается о его возможности; -социум часто не поощряет и даже подавляет стремление к самоактуализации; -люди не находят в себе сил и мужества отказаться от сво­их привычек, преодолеть страх перед новым, неизведанным, боятся риска. Таким образом, тот, кто хочет способствовать полноценному личностному развитию лвдей в соответствии с теорией Маслоу должен сначала накормить их, одеть, полностью удовлетворить их потребность в безопасности — но вот беда: общественная прак­тика XX века показала, что как раз такие сытые и благополучные люди очень часто СОВЕРШЕННО НЕ ЖЕЛАЮТ развиваться. Как мы уже сказали, Маслоу, очевидно, ошибся, и ошибка его в том, что он перевернул иерархию потребностей «с ног на голову»: на самом деле, по-видимому, первичны потребности самоактуализации, а если сначала удовлетворять физиологические потребности, потом потребности безопасности и пр., и пр., то к тому времени, пока мы доберемся до высших потребностей, их уже не нужно бу­дет удовлетворять, т.к. они «глубоко уснут», перестанут прояв­лять себя. Воспитание же — согласно теории Маслоу , очевидно, должно заключаться в устранении тех трех препятствий, которые мешают самоактуализации, т.е. воспитать человека — это значит помочь ему увидеть пути самосовершенствования, так организовать его жизнь /в обществе, в коллективе/, чтобы поощрить, стимулировать его стремление к самоактуализации, учить его самоактуализации, как бы тренировать его человеческие силы, укреплять его уверенность в себе, чтобы он сумел преодолеть свои страхи, имел мужество двигаться вперед.

studfiles.net

Трансакционный анализ Берна и теория сценариев

    В статье даётся краткий обзор теории сценариев Берна и предложенной им структуре личности. Разбираются особенности отношений: взрослый Ребёнок – Родитель.

    Эрик Берн (1910–1970) – американский психиатр, военный врач. Развивая идеи психоанализа, он предложил новую структуру личности, а в ноябре 1957 года на региональной конференции по психотерапии в Лос-Анджелесе представил научному сообществу собственную теорию. В 1962 году стал издаваться журнал «Бюллетень Трансакционного Анализа», а в 1964 году была создана Международная Ассоциация Трансакционного Анализа (1).

    В качестве единицы социального взаимодействия он ввёл понятие трансакции, то есть любого акта взаимного признания присутствия между людьми. «Из трансакций в период раннего детства между родителями и ребенком вырабатывается план будущей жизни последнего. Этот план называется жизненным сценарием» (3, гл. 9). Трансакции подразделяются на дополняющие, пересекающиеся и скрытые.
    Трансакционный анализ состоит из трёх основных составляющих: структуры личности по Берну, теории сценариев и анализа игр, предпочитаемых человеком.

Часть 1.

Теория сценариев.

    Сам Эрик Берн о теории жизненных сценариев писал следующее: «Вначале невозможно поверить, что вся судьба человека, все его взлёты и падения наперёд расписаны ребёнком не старше шести лет, а то и трёхлетнего возраста, но именно это утверждает теория сценариев» (4, гл. 3).

    Трёхлетние ребятишки одного из детских садов города Свердловска.
Источник: портал Советского телевидения СССР ТВ.

    «Начальное сценарное программирование происходит в период вскармливания младенца. Обычно это сцены, разыгрываемые между матерью и ребёнком при небольшом числе зрителей или вообще без них… «Вот хоро-о-оший мальчик!», или «Фу, какой вредный» (4, гл. 5). Происходит процесс формирования системы убеждений, представленной в теории сценариев в виде схемы «Я – Ты» с возможными вариантами ОК или не ОК.
    «Следующий шаг в развитии сценария – поиск сюжета с соответствующей развязкой, ответ на вопрос: что происходит с такими как я?… Это может быть сказка, прочитанная матерью или рассказ бабушки. Эта история становится его сценарием, и всю оставшуюся жизнь он проведёт, стараясь ей соответствовать» (4, гл. 5).

    Согласно теории свой сценарий ребёнок получает от родителей в виде отношения к самому себе, к другим людям и окружающему миру. Соответствующие впоследствии им формы поведения Берн назвал играми, под которыми понимаются отношения между людьми со скрытыми умыслами и целями.
    «Пять обстоятельств предопределены родителями и самим человеком за шесть лет после рождения: продолжительность его жизни, его судьба, его богатство, его учёность и его могила» (4, гл. 3).
    Если же оставить теорию сценариев для любителей фатальных историй, то мы подойдём к предложенной Эриком Берном структуре личности.

Структура личности по Берну.

    Существуют три основных эго-состояния Я: Ребёнок, Родитель и Взрослый. В любой момент времени индивид всегда находится в каком-либо одном из этих трёх состояний. Эти три составляющие и представляют структуру личности по Берну.
    Родитель – это состояние, при котором человек ведёт себя подобно тому, как когда-то это делал один из его родителей или учителей.
    Взрослый – это состояние относительно объективной оценки окружающей действительности на основании своего предыдущего жизненного опыта. Это возможность прорабатывать различные варианты развития событий и выбирать из них наиболее подходящие.
    Ребёнок – это состояние, при котором проявляются чувства, сохранившиеся из детства, и соответствующее этим чувствам восприятие окружающего мира. Положение, когда человек ведёт себя спонтанно, в зависимости от эмоций и настроения в данный момент.

    «Все три состояния: Родитель, Взрослый и Ребенок – достойны равного уважения и равно необходимы для плодотворной и насыщенной жизни. Вмешательство необходимо только тогда, когда нарушено их нормальное равновесие» (2).
    При определённых условиях развития одно из трёх состояний может иметь преобладающий характер в структуре личности по Берну, например Ребёнок, хотя самому человеку при этом может идти уже пятый десяток лет.

Реализация сценария.

    Игры – это неотъемлемая часть бессознательного сценария человека, его неосознаваемого плана. «После того как они превращаются в зафиксированные наборы стимулов и реакций, их происхождение теряется в тумане времени, а скрытые мотивы затягиваются социальным флером» (2).

    Структура личности по Эрику Берну родом из раннего детства (в этом плане один из основных постулатов Фрейда остался незыблем). Посредством игр человек воплощает свой жизненный сценарий. «К поступлению в школу ребенок уже знает несколько мягких вариантов игр и, возможно, один-два жестких; в худшем случае он уже одержим игрой… Школьный возраст – это период, который определяет, какие игры из домашнего репертуара станут любимыми и сохранятся на всю жизнь, а от каких он откажется» (4, гл. 8).
    «К шестилетнему возрасту наш типичный герой вышел из детского сада… В его сознании уже намечены жизненные пути и способы выживания, его жизненный план уже составлен… Хороший воспитатель детского сада может предсказать, какую жизнь будет вести ребенок и каков будет ее исход: будет ли он счастлив или несчастен, Победитель или Неудачник» (4, гл. 6).

Часть 2.

Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель.

    В первые годы ребёнок эмоционально полностью зависит от настроения матери, которое напрямую связано с её положением и отношениями в семье. Стремление маленького человечка почувствовать это настроение и понравиться взрослому является условием для его комфортного существования в его маленьком мире, условием его выживания. Влияние родителей в этот период на ребёнка просто безгранично.
    «Дети по существу являются пленниками родителей, и те по своему желанию могут превратить их во что захотят», – писал Эрик Берн (4, гл. 12).

    Особенно это касается положения, когда на ребёнке замыкается смысл жизни взрослого человека. Положения, когда родители привязывают ребёнка к себе и стараются сохранить влияние над ним в будущем насколько это возможно. Фактически это не что иное, как форма морального насилия.

    Отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, при которых со стороны старшего поколения сохраняется контроль над жизнью уже взрослых детей, являются, увы, далеко не редким проявлением для нашего социума. В животном мире подобной проблемы не существует: детеныш получает столько заботы от родителей, чтобы выжить, а родители уступают место в иерархии, когда он становится сильнее, и не претендуют на большее.
    Можно быть в курсе того, чем ребёнок занимается вне дома, с кем он общается, о чём он думает, а можно построить его времяпровождение, общение и мысли по своему сценарию, пресекая всё то, что под этот сценарий не попадает. А зачем ему это, ведь «родители опытнее и умнее его, лучше знают жизнь».

    Ситуация, когда Родитель продолжает содержать взрослого Ребёнка, – это типовое поведение в данных отношениях, но совсем не обязательное. Ситуацией привязывания является положение, при котором взрослый Ребёнок продолжает считать Родителя единственной своей опорой на протяжении всей жизни.

Игра: Родитель – взрослый Ребёнок.

    Есть ли смысл менять отношения, насколько они нежелательны для взрослого Ребёнка, а впоследствии и для Родителя? Если в животном мире менее приспособленная особь будет всегда уступать себе подобным в борьбе за пищу, за партнёра и статус в группе, то в обществе людей вопросы конкуренции и самореализации не столь однозначны. Этот вопрос, вероятно, из тех, на которые универсального ответа нет.
    Закономерным же последствием игры может стать отсутствие интереса в полноценной семье у девушки и характера мужчины, на которого можно опереться, у молодого человека. А печальным окончанием – положение, при котором Родитель будет выставлен любимым взрослым Ребёнком в «чулан», как ненужная, отслужившая свой срок мебель.
    Справедливости ради стоит отметить, что другая крайность, когда родитель перестаёт интересоваться ребёнком после достижения последним подросткового возраста, – не лучший вариант.

    Фото AP. Смотрители Вашингтонского зоопарка проверяют, умеет ли трехмесячный тигренок плавать. Все детеныши, рожденные в зоопарке, должны пройти ряд тестов, прежде чем будут допущены в публичные вольеры.
Источник: страничка журнала Esquire.

    Прежде чем менять отношения, нужно хорошо понять свою вторичную выгоду, а она есть всегда. Будет ли вам лучше, если вы её потеряете?
    Изменить отношения: взрослый Ребёнок – Родитель, – значит защитить свою самооценку, личное пространство и собственные интересы от навязчивого вторжения Родителя или того, кто выступает в его роли.

Как изменить отношения?

    Чтобы изменить игру, необходимо полностью содержать себя и свой образ жизни и быть морально готовым к возможной потере отношений с близким человеком (крайний, самый худший вариант). Если таковой готовности нет, то отношения лучше не менять, а принять их как судьбу, как свой жизненный сценарий. Принять, согласиться с ними и перестать жаловаться.

    1. Защитить свою самооценку. Нельзя оправдываться и чувствовать себя виноватым за свои желания. Вы не обязаны вести себя так, как того хочется другому, и чувствовать за это вину, даже если он настойчиво даёт понять, что он на вас обиделся. Докажите другому человеку, что он перед вами виноват, и вы можете делать с ним, что «захотите». Нельзя в этом случае соглашаться с позицией виноватого.
    2. Защитить личное пространство. Под личным пространством понимается собственная территория, на которой комфортно. При необходимости надо отстоять право побыть одному на своей территории, даже если кому-то другому в это время очень хочется «общества».
    3. Защитить собственные интересы. При необходимости можно оградить себя от ответственности за положение или жизнь другого человека, какими бы безотлагательными и безвыходными он их для вас не представлял. Можно оставить другому право решать свои сложности в этот раз без вашего участия, если вы, конечно, не боитесь аналогичных ответных действий.

    Сложившиеся отношения: взрослый Ребёнок – Родитель сопровождаются конкретным поведением, которое с годами настолько глубоко закрепляется, что его можно отнести к устойчивым свойствам личности, к свойствам характера. Кардинально изменить их крайне трудно, но поменять отдельные правила – задача вполне посильная.

    Литература:
    1. Информационный ресурс по вопросам психологии: «Психология на русском языке».
    2. Э. Берн. Игры, в которые играют люди, 1964.
    3. Э. Берн. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых, 1968.
    4. Э. Берн. Люди, которые играют в игры, 1972.
    5. А. М. Прихожан. Психология неудачника: тренинг уверенности в себе.

psy-nets.ru

28. Трансактная теория Берна.

В основе теории Берна лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры — в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. При различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.

Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое — трансакционную реакцию.

Взрослый (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, заинтересованное в объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а также телесных и психических процессов.

Игра — последовательность транзакций между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох) и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш).

Ребенок (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, воспроизводящее мысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).

Родитель (по отношению к состоянию Я) — по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях — карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Состояние Я — упорядоченная система чувств, мыслей и реакций, связанная с соответствующей упорядоченной системой способов поведения. Есть три вида состояний Я: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Транзакция — стимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого.

Транзакционный анализ — система изучения, понимания, предсказания и изменения человеческого поведения посредством анализа транзакций индивида с окружающими, который выявляет его состояния Я, т.е. актуальность подробного изучения данного вопроса состоит в том, что зная возможные Я — состояния, процесс общения с окружающими можно сделать приятным каждой стороне и конструктивно подойти к решению возникающих вопросов.

Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго в психоаналитической структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и т.п. Он также регулирует сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Дитя выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Оно также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Взрослый — наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека.

Простые трансакции, скрытые, дополнительные, пересекающиеся.

Сценарий — это постепенно развертывающийся жизненный план, который формируется, как мы уже говорили, еще в раннем детстве в основном под влиянием родителей. Этот психологический импульс с большой силой толкает человека вперед, навстречу его судьбе, и очень часто независимо от его сопротивления или свободного выбора.

Сценарий предполагает:

1) родительские указания;

2) подходящее личностное развитие;

3) решение в детском возрасте;

4) действительную «включенность» в какой-то особенный метод, несущий успех или неудачу;

5) убеждающую установку или, как принято говорить, вызывающую доверие убежденность.

Жизненные сценарии основываются в большинстве случаев на Родительском программировании, которое ребенок воспринимает по трем причинам. Во-первых, оно дает жизни цель, которую в противном случае пришлось бы отыскивать самому. Все, что делает ребенок, чаще всего он делает для других людей, обычно для родителей. Во-вторых, Родительское программирование дает ему приемлемый способ структурировать свое время (то есть приемлемый для его родителей). В-третьих, ребенку надо указывать, как поступать и делать те или иные вещи. Учиться самому интересно, но не очень-то практично учиться на своих ошибках.

Конечной целью трансакционного анализа является достижение гармонии личности через сбалансированные взаимоотношения между всеми эго-состояниями. В отличие от психоанализа, проводимого индивидуально на протяжении длительного времени, трансакционный анализ предусматривает сеансы групповой терапии, обеспечивающие довольно быстрый положительный эффект.

studfiles.net

Теория личности Э Берна Личность Личность

Теория личности Э. Берна

Личность… Личность – это совокупность внутренних условий, через которые преломляются внешние воздействия.

Биография Э. Берна Эрик Берн родился 10 мая 1910 в Монреале(Канада) в семье Дэвида Хиллера Бернштейна, доктора медицины, общего практикующего врача, и Сары Гордон Бернштейн, профессионального автора и редактора. Он получил степень доктора медицины и магистра хирургии в Медицинской Школе Университета Макгилл в 1935 году. С 1951 по 1954 год служил в армии США, затем работал в ряде психиатрических клиник, с начала 60 х годов стал вести семинары по групповой терапии. По итогам этих семинаров впоследствии написал книгу, которая стала интернациональным бестселлером, — «Игры, в которые играют люди» . Основал Международную Э. БЕРН (1910 -1970)

структурный анализ выделение и анализ состояний Эго

Основные положения теории 1) У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Иначе говоря, «каждый носит в себе Родителя» . 2) Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния Я, то есть в каждом человеке есть Взрослый. 3) Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку» .

3 составляющие личности по Э. Берну (1)Эго-состояние Родителя q Родительское Я состоит из правил поведения, норм q позволяет индивиду успешно ориентироваться в стандартных ситуациях q «запускает» полезные, проверенные стереотипы поведения, освобождая сознание от загруженности простыми, обыденными задачами. q Родительское Я обеспечивает с большой вероятностью успеха поведение в ситуациях дефицита времени на размышления, анализ, поочередное рассмотрение возможностей поведения.

3 составляющие личности по Э. Берну (2) Взрослое (Взрослый — В) состояние Я Ø воспринимает и перерабатывает логическую составляющую информацию Ø принимает решения преимущественно обдуманно и без эмоций, проверяя их реальность Ø способствует адаптации не в стандартных, однозначных ситуациях, а уникальных, требующих размышлений, дающих свободу выбора и, вместе с этим, необходимость осознания последствий и ответственного принятия решений.

3 составляющие личности по Э. Берну (3) Детское (Дитя — Д, или Ребенок) состояние Я ü следует жизненному принципу чувств. ü Оно «отвечает» за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных, иногда «острых», необходимых в определенной степени для нормальной жизнедеятельности впечатлений. ü Детское Я выступает на сцену, когда человек не чувствует достаточно сил для самостоятельного решения проблем.

По мнению Берна, человек счастлив, когда важнейшие аспекты Родителя, Взрослого и Ребенка согласуются друг с другом.

Зрелая личность = полноценно функционирующий Взрослый В Д Р

Зигмунд Фрейд и Эрик Берн Зигмунд Фрейд Эрик Берн

Место трансакционного анализа в современной психологии q Семейные и супружеские проблемы q Лечение неврозов q Лечение личностных расстройств q Лечение психозов q Лечение пациентов с зависимостью от психоактивных веществ и, в частности, больных наркоманией

Заключение… достоинства Ø доступная терминология, которая позволяет работать с разными категориями людей. Ø Трансактный анализ легко сочетать с другими направлениями психологии. Ø ответственность за изменения несет пациент. Это дает возможность терапевту и пациенту определить, после достижения каких результатов можно завершить терапию. критика Ø упрощенность и схематиз Ø отсутствие разработанной методики практической работы Ø недостаточное количество эмпирических исследований

«Искусство жизни состоит в том, чтобы идти по земле принцем, разбрасывая яблоки на своем пути. Искусство умирания состоит в том, чтобы доесть свое собственное яблоко и сказать: «Я доволен, остальное — вам, наслаждайтесь в мою честь». (Э. Берн)

Спасибо за внимание!

present5.com

Теория личности Э. Берна



 

Содержание

 

Введение                                                                                                     3

1. Биография                                                                                             7

2. Основные положения теории Э. Берна                              10

3. Структурный анализ                                                                     12

4. Характеристика Я – состояний                                              14

5. Виды трансакций                                                                           16

6. Сценарий                                                                                             23

Заключение                                                                                             29

Список использованной литературы                                        31


Введение

Необходимость эффективной защиты экономического суверенитета и безопасности России, активизации ее роли в системе мировых хозяйственных отношений предъявляет все возрастающие требования к уровню профессиональной подготовки кадров для всех сотрудников таможенных органов. На сегодняшний день одним из ключевых навыков для должностного лица таможенных органов Российской Федерации является умении вести деловое общение с представителями организаций и физическими лицами – участниками внешнеэкономической деятельности, с коллегами по работе, начальниками и подчиненными.

Одним из ключевых вопросов в психологии является вопросы структурирования личности. Эти вопросом занимались такие ученые как: З. Фрейд, его ученик К.Г. Юнг, А. Маслоу. В данной работе остановимся на структуре личности, рассматриваемой Э. Берном.

В основе теории Берна, лежит структурный анализ. Структурный анализ, заключается в выделении и анализе состояний Эго. Цель этой процедуры — в достижении верховенства состояний Эго, ориентированных на реальность, и в освобождении их от влияния архаичных и чуждых элементов.

Известно, что в различных обстоятельствах люди говорят по-разному. Молодой конторский служащий будет говорить одним тоном со своим начальником, другим тоном с женой, когда она просит его вынести мусор по возвращении со службы, и опять-таки другим тоном со своим трехлетним сыном, пролившим сливовый сок на его только что выглаженный костюм перед его уходом на службу. При этих различных переживаниях меняется не только тон его голоса: меняется выражение его лица, чувства, поступки и мысли.

Единица социального общения называется трансакцией. Если два или больше человек соберутся вместе, рано или поздно один из них заговорит или каким-то другим образом покажет, что замечает присутствие остальных. Это называется транзакционным стимулом. Другой человек что-нибудь скажет или сделает в ответ на стимул, и это называется транзакционной реакцией. Простой трансакционный анализ определяет, какое состояние Я породило трансакционный стимул, а какое — трансакционную реакцию.

Говорят, что три состояния Я составляют структуру личности, а диагноз состояний Я называется структурным анализом. В этом состоит обычно начальный этап транзакционного анализа. Действие начинается, когда два человека оказываются вместе. Я каждого индивида может находиться в состояниях Родителя, Взрослого или Ребенка; таким образом, когда два человека находятся наедине в одной комнате, там в действительности присутствуют шесть лиц, каждое из которых может внезапно проявиться. На основе данной структуры Э. Берн разрабатывает один из терапевтических подходов, который мы рассмотрим в своей работе.

Транзакционный анализ имеет корни в психоанализе. Своими методами, однако, он существенно отличается от последнего. Его основоположник, Э. Берн (Berne, 1961), обратил внимание на то, что в каждом человеке есть нечто от ребенка, которым он когда-то был, нечто от своих родителей и нечто от взрослого человека, каким он сейчас является. Все наши взаимодействия («трансакции») с другими людьми проникнуты той или иной из этих ролей. Подобно ребенку, мы иногда слишком импульсивно реагируем на события и выклянчиваем что-нибудь или хитрим, чтобы добиться своей цели; подобно родителям, мы порой относимся к другим людям, как к детям, наставляя или порицая их; подобно истинно взрослым людям, мы стараемся не терять чувства реальности, здравого смысла и логики перед лицом жизненных невзгод.

Цель этого терапевтического подхода состоит в том, чтобы человек лучше осознал свое поведение и в результате перестал бы играть неосознаваемую роль родителя или ребенка. Взаимодействуя с небольшой группой людей, человек в виде негласного договора с самим собой «соглашается» и «обязуется» в будущем вести себя более сознательно и реалистично.

Транзакционный анализ выявляет то обстоятельство, что в своих взаимоотношениях (трансакциях) с другими мы по большей части исполняем определенные неосознаваемые роли.

Для подробного рассмотрения вопроса о психологических типах личности, выделенных Э. Берном в своей работе уточним некоторые понятия, используемые автором:

Взрослый (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, заинтересованное в объективном нахождении информации и оценках внешней действительности, а также телесных и психических процессов.

Игра — последовательность транзакций между двумя или большим числом людей, цель которой не совпадает с кажущейся (надувательство), которая апеллирует к слабостям обеих сторон (подвох) и которая завершается тем, что каждая сторона испытывает приятные или неприятные чувства (выигрыш).

Ребенок (по отношению к состоянию Я) — состояние психики, воспроизводящее мысли, чувства и реакции, бывшие у индивида в раннем детстве (до шести лет).

Родитель (по отношению к состоянию Я) — по существу копируется с подлинных родителей или авторитетных личностей. Когда человек находится в родительском состоянии Я, он проявляет иногда попечительные и ласковые свойства своих подлинных родителей, а в других случаях — карательные установки, нечестность или предрассудки родителей.

Состояние Я — упорядоченная система чувств, мыслей и реакций, связанная с соответствующей упорядоченной системой способов поведения. Есть три вида состояний Я: Родитель, Взрослый и Ребенок.

Транзакция — стимул со стороны одного лица и связанная с ним реакция другого.

Транзакционный анализ — система изучения, понимания, предсказания и изменения человеческого поведения посредством анализа транзакций индивида с окружающими, который выявляет его состояния Я, т.е. актуальность подробного изучения данного вопроса состоит в том, что зная возможные Я — состояния, процесс общения с окружающими можно сделать приятным каждой стороне и конструктивно подойти к решению возникающих вопросов.


1. Биография

 

Э. БЕРН (1910-1970)

 

Рассмотрение вопросов биографии важно для осмысления сути предлагаемой теории, для понимания истоков подобных взглядов автора на суть вещей.

Эрик Леннард Бернстайн родился в Монреале в 1910 г. и первые свои двадцать лет прожил в Канаде.

Важнейшее значение для становления личности и профессиональных устремлений будущего психотерапевта имела возможность наблюдать за работой отца — широко практикующего врача. В своих детских играх Эрик воспроизводил работу врача, тщательно инсценируя всю процедуру. Причем мальчику приходилось придумывать разнообразные способы воздействия на детей, с которыми он играл, чтобы они согласились на роль пациентов. К этому детскому опыту, безусловно, восходят взгляды Берна на психотерапию и ряд его теоретических концепций.

В 1919г. умер отец Эрика, что было для него, как отмечают все биографы, сильнейшей травмой. Теперь забота о семье — Эрике и его сестре — легла на плечи матери, зарабатывавшей на жизнь литературным и редакторским трудом. Но это было и воодушевляющим примером. К одиннадцатилетнему возрасту относятся первые литературные опусы самого Эрика, и с той поры он продолжает писать всю жизнь. Его перу принадлежат не только научные труды, но и научно-популярные и детские книжки.

Работавшие с Берном и продолжившие его дело ученики объясняют многие особенности его трудов тем, что в них отражены его «сценарные директивы» (по терминологии самого Берна), полученные от родителей — строгого и самоотверженного отца-врача и матери — профессионального литератора; эти основные директивы его жизненного сценария — литературное творчество и помощь людям.

В 1935 г. Эрик заканчивает медицинский факультет Университета Макгилла, который в свое время закончил и его отец. После этого он сокращает свою фамилию, отбрасывает второе имя и эмигрирует в США, принимая американское гражданство. Такой шаг во многом был продиктован процветавшим в те годы в Канаде антисемитизмом, проблема которого отразилась и в ТА, заложив основу так называемого культурного анализа.

В США Берн начал свою карьеру практикующего психиатра, одновременно продолжая обучение, специализируясь в области психоанализа. В 1941 г. он вступил в Армейский Медицинский Корпус в качестве психиатра. Армейский опыт Берна дал мощный толчок его развитию как психотерапевта, отточив природную наблюдательность и интуицию. От армейского психиатра требовалось за минимальное время принять решение о годности человека для действующей армии. С опорой на постулаты ортодоксального психоанализа сделать это было крайне затруднительно. Это подтолкнуло Берна к критическому переосмыслению многих теоретических принципов, казавшихся ранее незыблемыми. К бытности Берна в Армейском Медицинском Корпусе относится также первый и весьма успешный опыт групповой терапии.

После демобилизации в чине майора Берн начинает широкую практику, одновременно сам консультируется у выдающихся психоаналитиков. Правда, его собственный курс лечения не был успешно доведен до конца. Берн прервал его после того, как психоаналитик запретил ему вторую женитьбу до окончания курса (заметим, что все четыре его брака были неудачными). Возможно, этот личный опыт послужил одной из причин разрыва с традиционным психоанализом и подтолкнул Берна к развитию собственной системы.

В 50-е гг. складывается оригинальная психотерапевтическая система Берна, основу которой составляет теория эго-состояний — структурный анализ. В 1957 г. Берн впервые выносит ее на суд публики на конференции Американской ассоциации групповой психотерапии и публикует программную статью в «Американском журнале психотерапии». В 1961 г. выходит первая книга по ТА «Трансактный анализ в психотерапии», в которой изложены все основные идеи новой системы, развернутые в его последующих трудах, а также то, что он подробно разработать уже не успел. Поэтому данная книга остается важнейшим источником для специалистов.

Берн задался целью разработать такую психотерапевтическую концепцию, применение которой обеспечивало бы «полное излечение за минимальное время». Он утверждал, что им осуществлена адаптация психоанализа с целью его более широкого и эффективного использования. Своей заслугой он также считал перевод изощренной психоаналитической терминологии на доступный житейский язык.

Сам Берн отрицал отождествление своей трехчленной схемы анализа (Родитель — Взрослый — Дитя) с фрейдовскими концепциями Супер-Эго, Эго и Ид. Вместе с тем всеми исследователями отмечаются корни его теории в трудах психоаналитиков, в первую очередь Эрика Эриксона и Пауля Федерна, у которых Берн сам проходил анализ, а сценарный анализ близок многим идеям Альфреда Адлера.


2. Основные положения теории Э. Берна

 

В основе Транзакционного анализа лежит представление о структуре личности как сочетании трех качественно своеобразных уровней организации человеческого Я. Этим трем уровням, или компонентам личности, Берн присвоил названия «Родитель», «Взрослый» и «Дитя» (последняя инстанция в некоторых переводах фигурирует как «Ребенок», что вносит в сокращенную схему — Р-В-Р — некоторую путаницу. «Дитя», вероятно, более удачный перевод, и схема соответственно принимает недвусмысленную форму: Р-В-Д). Каждому соответствует собственный способ восприятия, анализа получаемой информации и реакции на действительность. Согласно Берну, каждый из этих компонентов несет в себе как позитивные, так и негативные стороны регуляции поведения.

Родитель (который в известном смысле аналогичен Супер-Эго в психоаналитической структуре личности) выступает носителем социальных норм и предписаний, которые человек некритически усваивает в детстве (главным образом под воздействием собственных реальных родителей), а также на протяжении всей жизни. Родитель обнаруживает себя в таких проявлениях, как контроль, запреты, идеальные требования и т.п. Он также регулирует сложившиеся автоматизированные формы поведения, избавляющие от необходимости сознательно рассчитывать каждый шаг. Негативный аспект функционирования Родителя определяется догматичностью, негибкостью диктуемых предписаний.

Дитя выступает носителем биологических потребностей и основных ощущений человека. Оно также содержит в себе аффективные комплексы, связанные с ранними детскими впечатлениями и переживаниями. Его позитивные качества — спонтанность, творчество, интуиция; негативные — отсутствие произвольной регуляции поведения, неконтролируемая активность.

Взрослый — наиболее рациональный компонент, функционирующий относительно независимо от прошлого, хотя и с использованием информации, которая заложена в Родителе и Дитя. Взрослый олицетворяет собой компетентность, независимость, реалистичную вероятностную оценку ситуаций.

stud24.ru

Теория личности Э. Берна

Становление зрелой личности связано, по Берну, главным образом с оформлением полноценно функционирующего Взрослого. Отклонения в этом процессе определяются преобладанием одного из двух других эго-состояний, что приводит к неадекватному поведению и искажению мироощущения человека. Соответственно психотерапия должна быть направлена на установление баланса трех названных компонентов и усиление роли Взрослого.

В отличие от психоанализа, сконцентрированного на индивидуальной психике, Транзакционный Анализ уделяет особое внимание межличностным отношениям. Согласно Берну, в общении друг другу противостоят все три компонента личности каждого из общающихся людей. Непосредственный акт межличностного взаимодействия (трансакция) может быть адресован любому из состояний партнера. Ответ может осуществляться в параллельном направлении (так называемая дополнительная трансакция). Например, один из партнеров выступает с позиций Родителя и ведет себя назидательно, директивно, адресуя свое обращение Ребенку другого; тот в свою очередь проявляет готовность принять такое обращение и реагирует с детской позиции, адресуя свой ответ Родителю. В этом случае общение протекает гармонично и удовлетворяет партнеров. Но возможна и так называемая перекрестная трансакция, когда ответ без учета источника и направления обращения осуществляется на ином уровне. Например, Взрослый одного из партнеров обращается к Взрослому другого с рациональным предложением, а тот избирает детскую реакцию, адресуемую Родителю партнера. При этом возникает дисгармония отношений, нарушается взаимопонимание, возрастает вероятность конфликта.

Исходя из этой модели, Берн разработал теорию «игр», под которыми понимаются неконструктивные формы общения. (Недопонимание этой идеи, а также поверхностная трактовка принципов сценарного анализа привели в нашей стране к издательскому курьезу. В аннотации к первому изданию «Игр» сказано: «В книге дано живое и доходчивое изложение деловых игр и сценариев, многие из которых близки каждому человеку».) Игры порождаются стремлением партнеров к достижению преимуществ за счет других участников общения. Берн и его сотрудники разработали обширную типологию игр, присвоив им броские, максимально доходчивые названия (есть, например, игра «Попался, сукин сын!»). В основе многих игр лежат «сценарии» — программы жизненного пути человека, заложенные в детстве под воздействием социальных факторов и воспитания. Эти сценарии содержатся в эго-состоянии Дитя, плохо осознаются и потому делают человека несвободным, психологически зависимым.

 

3. Структурный анализ

 

Личность каждого человека наделена только ей присущим сочетанием психологических черт и особенностей, образующих ее индивидуальность, составляющих своеобразие человека, его отличие от других-людей. Личность человека неповторима в своей индивидуальности. Она представляет собой совокупность Я-состояний.

На языке психологии состояние Я можно описывать как систему чувств, определяя ее как набор согласованных поведенческих схем. По-видимому, каждый человек располагает определенным, чаще всего ограниченным репертуаром состояний своего Я, которые суть не роли, а психологическая реальность. Репертуар этих состояний можно разбить на следующие категории:

1) состояния Я, сходные с образами родителей;

2) состояния Я, автономно направленные на объективную оценку реальности;

3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве и представляющие собой архаические пережитки. Неформально проявления этих состояний Я называются Родитель, Взрослый и Ребенок.

В транзакционном анализе важны результаты. С самого начала врач стремится заключить с пациентом лечебный контракт. Начинается это с вопроса к пациенту: «Чего же вы хотите?» или: «Вы пришли сюда с некоторой целью; когда мы с вами будем считать, что эта цель достигнута?» Хотя вопрос этот кажется довольно простым, в ряде случаев психотерапия проводилась годами, а только что указанный вопрос так и не был поставлен. Многие пациенты начинают лечение, отрывают время от работы, платят немалые деньги и затрачивают эмоциональные усилия, а затем говорят врачу: «Не могу понять, зачем я сюда хожу; а вы как думаете?» Врач узнает в этом вопросе Ребенка, спрашивающего Родителя, как ему лучше себя вести. Если врач проявит небрежность и ответит какой-нибудь из родительских сентенций, отсюда может возникнуть игра. В этом случае Ребенок пациента может в конце концов взбунтоваться. Такой образ действия доставляет возбуждение, но не лечит. Чтобы избежать подобных нежелательных ситуаций, заключают контракт взрослого типа, учитывая объективные потребности пациента.

На раннем этапе транзакционного анализа не было никаких учебников, потому что анализом этого рода никто не занимался прежде. Обсуждая истории болезни и прослушивая записанные на пленку занятия терапевтических групп, участники семинара заметили, что и сам врач проявляет тенденцию разыгрывать те или иные игры. После тщательного обсуждения этого, вопроса лечение удалось улучшить. Чтобы у пациентов были лучшие шансы на выздоровление, врач должен, как это обнаружилось на семинаре, отдавать себе отчет в том, что делают его собственный Родитель, Взрослый и Ребенок в каждый момент группового занятия. Отсюда развилась строгая программа подготовки, включавшая посещение еженедельных семинаров и период работы под руководством опытного специалиста по транзакционному анализу. Эта обширная подготовка длится от года до трех лет или больше и завершается устным или письменным экзаменом перед особой экзаменационной комиссией из старших специалистов. Лишь после такой успешно завершенной подготовки квалифицированный терапевт становится дипломированным специалистом по транзакционному анализу. Эта подготовка прибавляется к обычной профессиональной подготовке, получаемой общепринятым способом.

Таким образом, теория личности, лежащая в основе транзакционного анализа, исходит из наблюдений, согласно которым человек может нечто говорить, высказывая или подразумевая в скрытой или замаскированной форме нечто совсем иное. Личность индивида состоит из разных частей, и одна из этих частей может вводить в заблуждение другую точно так же, как он вводит в заблуждение других людей в своей повседневной жизни.

 

4. Характеристика Я – состояний

 

Состояния Я — это нормальные физиологические феномены. Человеческий мозг организует психическую жизнь, а продукты его деятельности упорядочиваются и хранятся в виде состояний Я. Некоторые работы американских ученых содержат конкретные факты, подтверждающие эту точку зрения. На разных уровнях существуют и другие упорядочивающие системы, такие, например, как память на факты. Однако естественным образом опыт запечатлевается в меняющихся состояниях сознания. Каждый тип состояний по-своему жизненно важен для человеческого организма.

Ребенок — это источник интуиции, творчества, спонтанных побуждений и радости.

Состояние «Взрослый» необходимо для жизни. Человек перерабатывает информацию и вычисляет вероятности, которые нужно знать, чтобы эффективно взаимодействовать с окружающим миром. Ему знакомы собственные неудачи и удовольствия. Например, при переходе улицы с сильным движением необходимо произвести сложные оценки скоростей. Человек начинает действовать только тогда, когда оценит степень безопасности перехода улицы. Удовольствия, которые люди испытывают в результате такого рода успешных оценок, на наш взгляд, объясняют любовь к таким видам спорта, как горные лыжи, авиационный и парусный спорт.

Взрослый контролирует действия Родителя и Ребенка, является посредником между ними.

Родитель осуществляет две основные функции. Во-первых, благодаря этому состоянию человек может эффективно играть роль родителя своих детей, обеспечивая тем самым выживание человеческого рода. Важность этой функции подчеркивается тем фактом, что люди, оставшиеся сиротами в раннем детстве, испытывают гораздо большие трудности при воспитании собственных детей, чем те, которые росли в полных семьях вплоть до подросткового возраста. Во-вторых, благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Люди многое делают только потому, что «так принято делать». Это освобождает Взрослого от необходимости принимать множество тривиальных решений, благодаря чему человек может посвятить себя решению более важных жизненных проблем, оставляя обыденные вопросы на усмотрение Родителя.

Следовательно, все три аспекта личности чрезвычайно важны для функционирования и выживания. Их изменения необходимы только в том случае, если один из этих аспектов нарушает здоровое равновесие. В обычной ситуации каждый из них — Родитель, Взрослый и Ребенок — заслуживает одинакового уважения, так как каждое состояние по-своему делает жизнь человека полноценной и плодотворной.

На приведённой ниже диаграмме можно увидеть возможные варианты взаимодействия Я — состояний людей при общении.

Диаграмма взаимоотношений (схема 1), на которой изображены девять возможных векторов общения между спрашивающим и отвечающим, обладает некоторыми интересными свойствами.

 

5. Виды трансакций

 

Схема 1. Диаграмма взаимоотношений

 

Дополнительные трансакции между «равными психологическими состояниями» представлены линиями (1-I), (5-5) и (9-9). Трансакции (2-4) (4-2), (3-7) (7-3) и (6-8)

(8-6) тоже дополнительные. Все остальные комбинации образуют пересекающиеся трансакции, и на диаграмме они тоже пересекаются: например (3-7) (3-7), — двое людей, лишившихся дара речи, свирепо уставились друг на друга. Если никто из них не уступит, коммуникация прекратится и они разойдутся в разные стороны. Обычно один отступает на (7-3), что приводит к игре «Скандал»; лучшим решением было бы (5-5), при котором оба рассмеются или обменяются рукопожатием.

Простые дополнительные трансакции чаще всего встречаются при неглубоких производственных или общественных взаимоотношениях. Их легко нарушить простыми пересекающимися трансакциями. В сущности, поверхностные взаимоотношения можно определить как не выходящие за пределы простых дополнительных трансакций. Такого рода взаимоотношения возникают в совместной деятельности, ритуалах и времяпрепровождениях.

Более сложными являются скрытые трансакции, требующие одновременного участия более чем двух состояний Я. Именно эта категория служит основой для игр. Продавцы, например, весьма сведущи в так называемых «угловых трансакциях», в которых участвуют три состояния Я. Следующий обмен репликами является ярким, хотя и несколько грубоватым примером торговой игры.

Продавец: Эта модель получше, но она вам не по карману.

Покупательница: Вот ее-то я и возьму.

Эта трансакция проанализирована на схеме. Продавец на уровне Взрослого констатирует два факта: «Эта модель лучше» и «Она вам не по карману». На социальном уровне слова продавца кажутся обращенными к Взрослому покупательницы, поэтому она должна была бы ответить: «Вы, безусловно, правы и в том, и в другом». Однако скрытый, психологический вектор был умело направлен опытным Взрослым продавца к Ребенку покупательницы. Ответ, который дал Ребенок, показывает, что наш анализ правилен. Покупательница думает: «Несмотря на финансовые последствия, я покажу этому наглецу, что я ничуть не хуже других его покупателей». Эта трансакция дополнительна на обоих уровнях, поскольку продавец как бы принимает ответ покупательницы за чистую монету, то есть как ответ Взрослого, решившего сделать покупку.

Дополнительные — при нормальных человеческих отношениях стимул влечет за собой уместную, ожидаемую и естественную реакцию. Например, во время болезни ребенок с высокой температурой просит пить, и ухаживающая за ним мать приносит стакан воды.

Обратное правило состоит в том, что процесс коммуникации прерывается, если происходит то, что называется пересекающейся трансакцией. На схеме представлена наиболее обычная пересекающаяся трансакция, которая вызывает наибольшие трудности в процессе общения, какой бы стороны человеческих отношений она ни касалась: семейной жизни, любви, дружбы или работы. Стимул рассчитан на взаимоотношения Взрослый — Взрослый, например: «Ты не знаешь, где мои запонки?» Соответствующим трансакции Взрослый — Взрослый в первом случае может быть признан ответ: «Запонки лежат на столе».

 

Пересекающиеся трансакции.

 

Однако собеседник может вдруг вспылить. Тогда ответы будут другие, например, в первом случае: «Ты как мой отец все время меня критикуешь», — а во втором: «Вечно я у тебя во всем виновата!» Оба последних ответа соответствуют схеме Ребенок — Родитель, и, как видно из схемы, векторы трансакций пересекаются.

При подобных обстоятельствах следует временно отложить решение проблемы до тех пор, пока векторы не будут приведены в порядок. Это может продолжаться несколько месяцев, несколько секунд, причем либо игрок должен стать Родителем, дополняя неожиданно проснувшегося в собеседнике Ребенка, либо нужно активизировать в нем Взрослого. Если, например, при обсуждении с хозяйкой качества мытья посуды, вдруг служанка вздумает взбунтоваться, то разговор на уровне Взрослый — Взрослый будет закончен. Возможным продолжением может стать коммуникация на уровне Ребенок — Родитель или обсуждение другой Взрослой проблемы: не следует ли хозяйке уволить служанку?

Смысл высказываний о Я — состояниях можно несколько подробно пояснить:

1. У каждого человека были родители (или те, кто их заменял), и он хранит в себе набор состояний Я, повторяющих состояния Я его родителей (как он их воспринимал). Эти родительские состояния Я при некоторых обстоятельствах начинают активизироваться. Следовательно, упрощая это понятие, можно сказать: «Каждый носит в себе Родителя».

2. Все люди (не исключая детей) способны на объективную переработку информации при условии, что активизированы соответствующие состояния их Я. На обыденном языке это звучит так: «В каждом человеке есть Взрослый».

3. Любой человек был раньше моложе, чем сейчас, поэтому он несет в себе впечатления прежних лет, которые при определенных условиях могут активизироваться. Можно сказать, что «каждый таит в себе маленького мальчика или девочку».

stud24.ru

Другие психологические теории психоаналитическая теория личности з.Фрейда и трансакционный анализ э.Берна.

Ни одно направление не приобрело столь известности за пределами психологии, как фрейдизм. Это объясняется влиянием его идей в странах Запада на искусство, литературу, медицину, антропологию и другие области науки, связанные с человеком.

Фрейд выступал против традиционной психологии с ее интроспективным анализом сознания. Основной проблемой психоанализа являлась проблема мотивации. Подобно тому как образ и действие суть реалии, выполняющие жизненные функции в системе отношений индивида и мира, а не внутри замкнутого в самом себе рефлектирующего сознания, одной из главных психологических реалий является мотив.

Структура личности, по Фрейду, имеет три составляющие: “Оно“, “Я“ , “Сверх-Я“. “Оно“ — это собственно бессознательное, включающее глубинные влечения, мотивы и потребности. “Я“ — сознание, а “Сверх-Я“ представлено как на сознательном, так и на подсознательном уровнях. “Оно“ действует в соответствии с так называемым принципом удовольствия. “Я“ ориентируется на принцип реальности, а “Сверх-Я“ руководствуется идеальными представлениями — принятыми в обществе нормами морали и ценностями.

“Оно“ является продуктом унаследованного человеком от животных биологического опыта. “Я“ — это, как правило, самосознание человека, восприятие и оценка им самим собственной личности и поведения. “Сверх-Я“ — это итог воздействия общества на сознание и подсознание человека, принятие им норм и ценностей общественной морали. Основные источники формирования “Сверх-Я“ личности — это родители, учителя, воспитатели, другие люди с которыми данный человек вступил в длительное общение и личные контакты на протяжении жизни.

В основе всех построений аналитической психологии лежит утверждение, что целостная психика не может быть показана с помощью одного лишь элемента, поскольку в психике, помимо рационального сознательного начала присутствуют еще и иррациональный бессознательный аспект. Подтверждением тому являются многочисленные процессы и переживания в психологическом опыте других людей, не соответствующие нашему интеллектуальному ожиданию. Как правило, наше рациональное сознание тотчас же опровергает эти процессы и переживания.

Соответственно конечной целью психологической концепции Юнга оказывается постижение жизни в ее внешнем и внутреннем проявлении в психике человека как особой целостной реальности.

Лейтмотивом аналитико-психологического подхода можно считать постулат о том, что психическое расстройство характеризуется разъединенностью личности, тогда как психологическое здоровье есть проявление личностного единства.

При использовании трансакционного анализа люди достигают как эмоционального, так и интеллектуального инсайта, но этот метод скорее сосредоточен на последнем. Этот процесс понимания, оптимистичен, при котором человек обычно заключает: ”Да, именно так это и происходит!” Согласно доктору Берну, его теория возникла, когда он наблюдая изменения в поведении, центром его внимания стали стимулы, такие, как: слова, жест, звук. Эти изменения включали выражение лица, интонация голоса, структура речи, телодвижения, мимика, поза и манеру держать себя. Это происходило так, словно внутри личности было несколько различных людей. Временами та или другая из этих внутренних личностей, по-видимому, управляла всей личностью пациента. Он заметил, что эти различные внутренние “Я“ по-разному взаимодействуют с другими людьми и что эти взаимодействия (трансакции) могут быть проанализированы. Доктор Берн понял, что некоторые трансакции имеют скрытые мотивы, и личность использует их как способ манипулирования другими в психологических играх и при вымогательствах.

Он также обнаружил, что люди ведут себя предопределенным образом, поступая так, как будто они читают театральный сценарий. Эти наблюдения привели Берна к развитию его замечательной теории, названной трансакционным анализом, сокращенно ТА.

Трансакция — единица общения. Люди, находясь в одной группе, неизбежно заговорят друг с другом или иным путем покажут свою осведомленность о присутствии друг друга. Это называется трансакционным стимулом. Человек, к которому обращен трансакционный стимул, в ответ что-то скажет или сделает. Это называется трансакционной реакцией.

Как правило, трансакции следуют друг за другом в определенной последовательности. Эта последовательность не является случайной, а планируется обществом, реальной ситуацией или личностными особенностями.

Главная цель, которую преследовал Э.Берн, заключается в том, чтобы изучить человека, анализировать характер своего общения, научить использовать слова, мысли, интонации, выражения применительно к целям коммуникации, помочь человеку в его умении анализировать свои слова и поступки, постоянно осмысливая их истинную суть и их восприятие собеседником.

ТА, основателем которого был Э.Берн, представляет собой систему групповой психотерапии, где взаимодействие индивидов анализируется с точки зрения трех основных состояний “Я“.

Э.Берн полагал, что каждый человек имеет свой жизненный сценарий, модель которого намечается в ранние детские годы. В соответствии со своим жизненным сценарием люди играют в различные игры, которыми заполнена в основном вся жизнь человечества.

Достоинство концепции Э.Берна заключается также и в том, что она ставит своей целью формирование искренней, честной, доброжелательной личности.

По Берну, структура личности также трехкомпонентна как и у Фрейда. Термином “Я“ (“Эго”) он обозначает личность. Каждое “Я“ может проявляться в каждый момент времени в одном из трех состояний, которые Э.Берн назвал: “Ребенок”, “Взрослый”, “Родитель”. “Ребенок” — это источник спонтанных, архаичных, неконтролируемых импульсов. “Родитель” — педант, “голова”, знающий, как надо себя вести и склонный к поучениям. “Взрослый” — своего рода счетная машина, взвешивающая баланс “хочу” и “надо”. В каждом человеке эти “трое” живут одновременно, хотя и проявляются в каждый момент поодиночке.

Связь с фрейдовской триадой (“Я”, “Оно” и “Сверх-Я”) неоспорима. Главное различие заключается в том, что “Ребенок” в человеческой душе не сводился у Берна к бессознательным влечениям. Это не изначальная, биологическая по своей природе сила (как “Оно“ у Фрейда). Ребенок есть результат множества взаимодействий, начиная с раннего возраста, поэтому он сам уже в определенном смысле является социальным продуктом.

Изменялась у Э.Берна (па сравнению с фрейдовской) и трактовка других компонентов структуры “Я“. Однако преемственность сохранялась, поэтому идеи Э.Берна можно безошибочно отнести к психоаналитической, фрейдовской традиции в психологии.

studfiles.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *