Психоанализ: в чём состоит теория Фрейда и работают ли его методы
25 ноября 2020 Жизнь
Всё, что стоит знать о спорных, но очень влиятельных концепциях австрийского психолога.
О психоанализе Зигмунда Фрейда, наверное, слышал каждый. Но мало кто понимает, что это действительно такое.
Что такое психоанализ
Психоанализ — это психологическая теория и основанный на ней метод психиатрического лечения. Основные положения концепции и сам термин «психоанализ» были созданы австрийским психиатром Зигмундом Фрейдом на рубеже XIX–XX веков.
Психоанализ основан на вере в существование бессознательных мыслей, чувств, желаний и воспоминаний. В качестве терапии его часто используют для лечения депрессии, фобий, панических атак, обсессивно‑компульсивных и посттравматических стрессовых расстройств. Психоанализ тесно связан с психодинамической терапией.
Также под психоанализом можно понимать любую из ряда теорий о человеческой личности, которые на основе анализа бессознательного в разуме человека пытаются найти глубинные причины психических проблем. Наиболее просто можно описать этот метод как «глубинную психологию».
Общей психоаналитической теории лечения не существует.
Ещё психоанализ можно считать формой самопознания, источником новых духовных переживаний. Если человек годами делится самым сокровенным с тем, кто помогает ему интерпретировать эту информацию, то может взглянуть на себя с совершенно другой стороны.
Ну и наконец, психоанализ нередко рассматривают как научно‑философскую концепцию. Сам Фрейд считал, что психоанализ не является ни психологией, ни философией. Он называл свою теорию метапсихологической и верил, что однажды она станет наукой. Но этому не суждено было сбыться.
Во многом психоанализ был попыткой примирить разошедшиеся направления в психологии того времени: философскую и научную. В конце концов он превратился в сложный набор идей и представлений, ищущих альтернативный ответ на вопрос «Что такое человек?»
Как появился психоанализ
Основоположник психоанализа Зигмунд Фрейд родился в 1856 году в Австрии и большую часть своей жизни провёл в Вене. Он поступил в медицинский институт и получил образование невролога в 1881 году. Вскоре открыл частную практику и стал лечить людей с психологическими расстройствами.
Внимание Фрейда привлёк случай, описанный его коллегой — австрийским врачом и физиологом Йозефом Брейером. Пациентка Брейера по имени Берта Паппенхейм, известная в литературе как «Анна О.», страдала от физических недомоганий без видимых на то причин. Но она почувствовала себя лучше, когда Брейер помог ей вспомнить о пережитых травматических переживаниях. Этот случай потом не раз будет описан Фрейдом и другими авторами.
Фрейд заинтересовался бессознательным и в 1890‑х годах вместе с Брейером начал изучать состояние невротических пациентов под гипнозом. Коллеги пришли к выводу, что состояние пациентов улучшалось, когда они с помощью гипноза узнавали о реальных источниках своих проблем.
Также Фрейд заметил, что многие пациенты ощущают эффект от такой терапии и без гипноза. Тогда он разработал технику свободных ассоциаций: пациент говорил психоаналитику всё, что первым приходит ему в голову, когда он слышит слова, такие как «мать», «детство».
Фрейд также увидел закономерность: чаще всего наиболее болезненные переживания его пациентов были связаны с сексом. Он предположил, что эти тревожные ощущения — следствие подавленной сексуальной энергии (либидо), проявляемой в различных симптомах. А те, согласно Фрейду, представляют собой механизмы психологической защиты.
С помощью техники свободных ассоциаций Фрейд стал изучать значения снов, оговорок, забывчивости. Он считал, что травмы и конфликты детства порождают сексуальные желания и агрессию у человека во взрослом возрасте.
Целью психоаналитической терапии Фрейда было высвобождение этих подавленных эмоций и переживаний, то есть попытка сделать бессознательное сознательным. Такое излечение получило название «катарсис».
Фрейд настаивал, что уменьшения симптомов недостаточно, проблема не будет решена, пока не устранить её причину.
Во время сеансов психоаналитической терапии пациент ложился на специальную кушетку, а сам Фрейд сидел позади, делая записи. Это помогало обоим освободиться от социальных ограничений. Для достижения положительного результата порой приходилось проводить от двух до пяти сеансов в неделю в течение нескольких лет. Иногда пациенты, по словам самого Фрейда, переживали воспоминания и ассоциации так ярко, словно на самом деле возвращались в прошлое. Хотя по сути психоаналитическая терапия — это просто откровенный разговор.
Кушетка Фрейда. Изображение: Robert Huffstutter / Wikimedia CommonsКак психоанализ повлиял на развитие психологии
В течение XX века психологи заимствовали многие идеи и наблюдения Фрейда. Особенно это касается концепции уровней сознания, защитных механизмов и стадий психологического развития.
Так, до Фрейда сны считались не заслуживающим внимания науки явлением. Однако его книга «Толкование сновидений» и изложенная в ней концепция вызвали бурный интерес к этой области человеческой жизни, сохраняющийся до сих пор.
В дальнейшем разработки Фрейда использовались, например, для создания теории детского психоанализа. Первопроходцами в этой области стали Мелани Кляйн и Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда.
В несколько иной форме дело Фрейда продолжил его ученик Карл Юнг, создатель аналитической психологии. Он разошёлся с учителем в вопросах природы либидо (энергии, лежащей в основе человеческих устремлений и действий) и бессознательного, а также причин человеческого поведения.
Фрейд рассматривал либидо только как источник сексуальной энергии, в то время как Юнг утверждал, что оно гораздо шире и включает мотивы от секса до творчества.
Также Юнг не разделял представление Фрейда о том, что поведение человека продиктовано лишь опытом прошлого. Он считал, что будущие устремления тоже играют весомую роль.
Работы Юнга лежат в основе большинства современных психологических теорий и концепций. Например, он ввёл в оборот такие общеизвестные сегодня термины, как «архетипы личности» и «коллективное бессознательное».
В середине прошлого века психоанализ вошёл в тесное взаимодействие с искусством, гуманитарными науками и философией. Например, он оказал большое влияние на немецкий экспрессионизм, а тот, в свою очередь, во многом определил появление киножанра ужасов. Концепция Фрейда сильно повлияла на творчество таких режиссёров, как Альфред Хичкок, Федерико Феллини, Микеланджело Антониони, Паоло Пазолини. Также фрейдизм играет значительную роль в фильмах «Основной инстинкт», «Вечное сияние чистого разума», «Антихрист», «Остров проклятых».
Посмотрите 📽😱🔪
- Почему нам нравится смотреть страшное кино и нормально ли это
Какие положения лежат в основе психоанализа
Сознание и бессознательное
Фрейд предложил модель человеческого разума, состоящую из трёх слоёв:
- Сознание — наши текущие мысли, чувства и устремления.
- Подсознание (или предсознание) — всё, что мы помним или в состоянии вспомнить.
- Бессознательное — хранилище того, что управляет нашим поведением, в том числе примитивные и инстинктивные желания.
Фрейд считал бессознательное особой областью психики, совершенно не похожей на реальность. Согласно ему, бессознательное оторвано от моральных установок и предубеждений, оно — хранилище тайных желаний и скрытых переживаний. Позднее Фрейд уточнил, дополнил и структурировал эту трёхчастную модель. Так появилась концепция «оно», «я» и «сверх‑я».
«Оно», «я» и «сверх‑я»
Изучение и интерпретация свободных ассоциаций привели Фрейда к новой концепции структуры личности из трёх составляющих: «оно», «я» и «сверх‑я».
- «Оно» (ид) — это побуждения и импульсы, связанные с инстинктивными стремлениями к продолжению жизни и разрушению. Ид существует только на уровне бессознательного.
- «Я» (эго) — это та часть личности, которая наиболее тесно связана с реальностью и помогает человеку воспринимать окружающий мир, узнавать новое и удовлетворять потребности. Она работает на сознательном и предсознательном уровнях и формируется в младенчестве.
- «Сверх‑я» (суперэго) — это идеалы и ценности человека, которые он усвоил из семьи, окружающей среды и внешнего мира. Суперэго выступает цензором функций эго, указывая, как поступать морально приемлемо. По большей части действует на уровне сознания.
В рамках фрейдистской концепции конфликты между этими составляющими личности приводят к возникновению тревоги. Чтобы защититься от неё, у человека есть специальные механизмы, усвоенные из семьи или культуры.
Защитные механизмы
Фрейд считал, что составляющие разума находятся в постоянном конфликте, потому что каждая имеет свою цель. Когда конфликт выходит за некоторые пределы, эго человека запускает защитные механизмы, среди которых есть следующие:
- Подавление — эго вытесняет тревожные или опасные мысли из сознания. Человек может просто «забыть» о реальной причине своего беспокойства — например, о травмирующем событии в детстве.
- Отрицание — эго заставляет человека не верить в происходящее или отказаться его признавать. Так, родители, которые потеряли ребёнка, нередко не хотят верить в реальность случившегося.
- Проекция — эго приписывает мысли и чувства человека кому‑то другому. Например, переносит скрытые фантазии и социально неприемлемые желания на других людей.
- Смещение — человек перенаправляет свою реакцию и меняет объект, вызывающий напряжение, на другой — более безопасный. Наиболее простой пример — сотрудник, на которого накричал начальник, вымещает свою злость на более слабом — подчинённом, ребёнке или собаке.
- Регрессия — человек откатывается назад в развитии в ответ на негативные эмоции. Например, шокированный взрослый ведёт себя как ребёнок.
- Сублимация — подобно смещению подменяет бессознательные устремления человека работой или хобби. Самый известный пример — перенаправление сексуальной энергии на занятия творчеством.
Когда эти механизмы мешают нормальной жизни человека в обществе, они, согласно психоанализу, становятся патологическими.
Интерпретация
Психоанализ избегает оценивания, его суть — в пояснении, а не в осуждении или одобрении. Психоаналитик не наставник, он «пустой экран». Это нужно для того, чтобы клиент мог работать над своим бессознательным без чужого вмешательства.
Для получения данных о скрытых переживаниях и их интерпретации аналитик может использовать различные инструменты:
- Тест Роршаха («чернильные пятна»). Сами по себе кляксы на изображениях абстрактны и ничего не значат. Важно, что в них увидит, спроецировав своё бессознательное, каждый конкретный человек.
- «Фрейдистские оговорки» (парапраксы). В психоанализе считается, что в оговорках проступают наши скрытые бессознательные желания. Например, ошибка в имени сексуального партнёра выдаёт реальный объект фантазий оговорившегося.
- Свободная ассоциация идей. Фрейд использовал этот метод для анализа первой (бессознательной) реакции человека на слова.
- Анализ сновидений. Фрейд признавал этот метод очень важным, так как считал, что сознание менее бдительно во сне и пропускает «наружу» подавленные переживания. У снов, согласно фрейдизму, есть явное (то, что мы помним или думаем) и скрытое (о чём это говорит на самом деле) значения.
После получения данных клиент и аналитик совместно высказывают гипотезы о символах и скрытых за ними конфликтах и переживаниях. Обычно задача терапевта состоит в том, чтобы указать пациенту на защитные механизмы в его разуме и причины, из‑за которых они появились.
Психосексуальное развитие
Фрейд предположил, что развитие ребёнка связано с изменением источников удовольствия. На основании этого он выделил пять стадий психосексуального развития.
- Оральная: ребёнок ищет удовольствие ртом (например, от сосания).
- Анальная: ребёнок получает удовольствие от ануса (например, терпя нужду или опорожняясь).
- Фаллическая: ребёнок получает удовлетворение от пениса или клитора (например, во время мастурбации).
- Латентная (скрытая): сексуальная мотивация ребёнка в получении удовольствия слабо выражена или вовсе отсутствует.
- Генитальная: развитие подходит к логическому завершению; юноши и девушки получают удовольствие от пениса или влагалища (например, от секса).
Согласно Фрейду, чтобы стать психологически здоровым человеком с полностью сформированными эго и суперэго, нужно пройти все эти стадии. В противном же случае можно «застрять» на одной из них, а это приведёт к эмоциональным и поведенческим проблемам во взрослом возрасте.
Комплексы
Детские проблемы, которые, по мнению Фрейда, становились причинами сложностей во взрослой жизни, австрийский психолог структурировал в концепции комплексов. Самым известным среди описанных Фрейдом стал эдипов комплекс, когда сын бессознательно желает занять место отца. Аналог эдипова комплекса у девочек — комплекс Электры.
Какие направления психоанализа существуют сегодня
Между теориями Фрейда и современным психоанализом есть существенные различия. Например, сегодня в психологии не делается такой сильный акцент на сексе и связанном с ним поведении. Но при этом всё ещё большое внимание уделяется опыту раннего детства.
Во второй половине XX века к концепции психоанализа призвал вернуться французский психоаналитик Жак Лакан, предложив её новое прочтение. Он по‑другому взглянул на бессознательное и, в отличие от основателя психоанализа, больше внимания уделил языку.
Лакан пришёл к выводу, что именно реальное, а не бессознательное нужно признать главным уровнем человеческого разума. Тревожность же, по мнению Лакана, возникает из‑за того, что человек не может контролировать окружающую его действительность.
Так как психоанализ оказал огромное влияние на массовую культуру, некоторые ведущие представители неофрейдизма (Жак Лакан, Славой Жижек) проводят психоаналитические изыскания на её произведениях. Например, одна из книг Жижека называется «То, что вы всегда хотели знать о Лакане (но боялись спросить у Хичкока)».
В качестве другого примера неофрейдистской концепции можно привести межличностный психоанализ. Он связан с именами таких исследователей, как Гарри Стэк Салливан и Эрих Фромм. Они отводят особое место в становлении личности окружению ребёнка: родителям и другим людям, особенно сверстникам.
Ещё одно современное направление фрейдистской теории — это нейропсихоанализ. Он стремится объединить психоаналитическую концепцию с достижениями нейробиологов в изучении человеческого мозга. Таким образом исследователи пытаются найти основы эмоций, фантазий и бессознательного.
Почему психоанализ критикуют
Изначально разработки Фрейда приняли в штыки, и его концепцию сопровождала скандальная слава. В частности против неё выступили Карл Ясперс, Артур Кронфельд, Карл Поппер и Курт Шнайдер.
Хотя сегодня у концепции психоанализа немало сторонников, она подвергается серьёзной критике. Оппоненты психоанализа сомневаются в его эффективности, а некоторые исследователи и вовсе объявляют фрейдистскую концепцию псевдонаукой.
Острой темой критики стала концентрация психоанализа на сексуальных мотивах. Например, ряд исследователей считает, что «грубое копание в сексуальной жизни» пациентов может привести к неблагоприятным последствиям для психики.
Оспаривается и концепция эдипова комплекса Фрейда.
Также есть сомнения в эффективности психоаналитической терапии. В 1994 году группа немецких учёных провела исследование 897 работ по психоанализу. Учёные пришли к выводу, что долговременное посещение психоаналитика неэффективно для пациента и что психоаналитическая терапия увеличивает риск ухудшения его состояния. Только некоторые слабовыраженные расстройства, согласно статье, частично отступают после сеансов психоанализа. При этом поведенческая терапия оказалась в два раза эффективнее.
Отмечается также, что гипотезы и положения психоанализа трудно проверить опытным путём, так как этот подход слишком мало внимания уделяет сознательному в человеческом поведении.
Также психоаналитическую теорию критикуют за её корни, уходящие в сексистские взгляды Фрейда, неприменимость в культурах, отличных от западной, и чрезмерную страсть сводить всё к патологиям.
Оппоненты критикуют и методы психоанализа. Например, психолог Беррес Фредерик Скиннер считал метод «чернильных пятен» субъективным и ненаучным.
Кроме того, самого Фрейда упрекают в подтасовке фактов. В 1972 году канадский психиатр и историк медицины Генри Элленбергер выяснил, что никакого улучшения состояния у «Анны О.» не произошло. То есть самый первый случай излечения с помощью психоанализа в действительности оказался фейком. Последующие исследования установили, что Брейер пичкал пациентку морфием и хлоралгидратом, сделав её в конечном итоге наркоманкой. Из‑за этого она ещё три года отходила от последствий «катарсиса».
Сегодня известно, что «Анна О.» страдала от заболевания зубов. Этот же недуг был и у пациентки самого Фрейда — «Цецилии М.» (Анны фон Либен), которой он упорно ставил диагноз истерического невроза. Здесь также стоит упомянуть о показательном случае «Доры» (Иды Бауэр). Фрейд считал, что её боли связаны с нервными переживаниями, хотя на самом деле Иду мучил рак прямой кишки.
Существуют и субъективные факторы, из‑за которых сложно определить, эффективна психоаналитическая терапия или нет.
- Она требует большого количества времени, денег и мотивации и не гарантирует быстрого «выздоровления».
- Человек во время сеансов может вскрыть подавленные болезненные воспоминания, что причинит ему ещё большие страдания.
- Психоанализ подходит не для всех людей и не для всех недугов.
Однако существует и противоположная точка зрения. Например, канадо‑американский психолог Джереми Сафран считает, что некоторые методы психоанализа в связке с современными исследованиями доказали свою эффективность. А Американская психологическая ассоциация включает психоанализ в число признанных ею практик и направлений подготовки специалистов.
Какие есть альтернативы психоанализу
Психоаналитики в отличие от психологов не ориентируются на модель естественных наук в оценке человеческого поведения. В психоанализе человек — это не объект, а субъект изучения, то есть он изучает сам себя. Поэтому, как считают сторонники психоаналитической теории, для исследования каждого отдельного случая неприменимы уже накопленные знания.
Фактически альтернативой психоанализу стала психотерапия. Она опирается на доказательные методы и меньше конкретизирует каждый отдельный случай. И если психотерапевт может использовать несколько видов лечения, то психоаналитик обычно придерживается только психоанализа.
Методы альтернативной психоанализу терапии (когнитивная, когнитивно‑поведенческая, проблемная) сосредотачиваются на снижении негативных эффектов. Психоанализ же стремится помочь человеку полностью преодолеть деструктивное влияние бессознательного, обнаружив первоисточник проблемы.
Психоанализ оказал огромное влияние на психологию и психиатрию, но нужно понимать, что он был продуктом своего времени. Концепции Фрейда крайне недоставало доказательств эффективности — их пришлось искать ученикам австрийского психолога. И хотя фрейдизм активно критикуют, именно он послужил фундаментом для доказательной психологии, которая так популярна сейчас.
Читайте также 🧐
- 8 мифов о психическом здоровье, которые пора выбросить из головы
- 6 мифов о ментальных расстройствах, в которые многие до сих пор верят
- Как отличить настоящую психологию от шарлатанства
Психоанализ Фрейда кратко — основные положения теории
Психоаналитическая теория Фрейда предполагает, что поведение обусловливается психологическими силами, согласуясь с положением психического детерминизма. Бессознательные силы часто пересиливают сознательные, продуцируя симптомы неврозов, сновидения и ошибки в повседневной жизни. Сновидения могут интерпретироваться в процессе поиска их символических значений (латентное содержание). Бессознательное развивается, когда вытесняются неприемлемые мысли. Личность можно описать с точки зрения трех структур. Ид функционирует согласно первичному процессу и принципу удовольствия, находясь в бессознательном поиске немедленного удовлетворения биологических стимулов, и является источником психической энергии (либидо). Эго действует согласно вторичному процессу и принципу реальности; оно адаптируется к реальности, используя защитные механизмы, чтобы уладить внутрипсихический конфликт. Суперэго представляет ограничения общества и дает чувство вины и эго-идеал.
Личность развивается, проходя через пять стадий психосексуального развития. Основное формирование происходит в течение оральной, анальной и фаллической стадий, от рождения и до 5 лет. Латентная стадия представляет собой «затишье» перед финалом — генитальной стадией взросления. Фиксация, особенно на первых трех стадиях, препятствует развитию и может продуцировать симптомы, которые излечиваются при помощи психоанализа. Основной техникой психоанализа являются свободные ассоциации, позволяющие раскрыть бессознательный материал. К другим важным элементам лечения относятся толкование сновидений, катарсис и инсайт. Раскрытие памяти в терапии представляет собой спорную технику, использование которой может в результате привести к возникновению ложных воспоминаний.
Хотя многие психоаналитики разделяют убеждение Фрейда, что наблюдения за психоаналитическим лечением предоставляют достаточно свидетельств, подтверждающих теорию, другие все же в процессе изысканий предпринимают попытки эмпирической верификации исследования, но с разным успехом. Предлагались и альтернативные объяснения феноменов бессознательного, например когнитивное (вместо динамического) бессознательное.
Глоссарий
Основные понятия психоаналитической теории З. Фрейда
Анальная стадия — вторая стадия психосексуального развития, от 1 до 3 лет.
Анальный характер — тип личности, сформировавшийся в результате фиксации в возрасте от 1 до 3 лет, характеризующийся склонностью к порядку, скупости и упрямству.
Бессознательное — психические процессы, неосознаваемые человеком.
Боязнь кастрации — страх, мотивирующий развитие мальчиков от 3 до 5 лет.
Внутрипсихический (интрапсихический) конфликт — Конфликт внутри личности между желаниями ид и ограничениями суперэго.
Вторичный процесс — сознательное психическое функционирование, при котором преобладает эго; характеризуется логическим мышлением.
Вытеснение — защитный механизм, при котором неприемлемые импульсы становятся бессознательными.
Генитальная стадия — зрелая стадия психосексуального развития.
Генитальный характер — здоровый тип личности.
Замещение — защитный механизм, при котором энергия переносится с одного объекта или вида деятельности на другой.
Защитные механизмы — стратегии эго, направленные на преодоление бессознательного конфликта.
Ид — наиболее примитивная структура личности, источник психической энергии.
Идентификация — защитный механизм, при котором человек «объединяется» с другой личностью или копирует ее.
Изоляция — защитный механизм, при котором вызывающий конфликт материал хранится несвязанным с другими мыслями.
Инсайт — осознанное узнавание своей мотивации и бессознательных конфликтов.
Интеллектуализация — защитный механизм, при котором человек сосредоточен на размышлении и избегает чувств.
Катарсис — терапевтический эффект, возникающий при раскрытии эмоций, когда ранее вытесненный материал выходит в сознание.
Катексис — направленность психической энергии на объект.
Конверсионная истерия — форма невроза, при которой психологический конфликт проявляется в физических симптомах (но без физических повреждений).
Конденсация — сочетание двух или более образов; характеристика первичного процесса (например, в сновидении).
Контртрансфер — реакция аналитика на пациента, искаженная нерешенными конфликтами.
Либидо — психическая энергия, проистекающая из сексуальности.
Оральная стадия — первая стадия психосексуального развития, с рождения до года.
Оральный характер — тип личности, возникающий в результате фиксации на первой стадии психосексуального развития; характеризуется оптимизмом, пассивностью и зависимостью.
Отрицание — примитивный защитный механизм, при котором материал, продуцирующий конфликт, просто вытесняется.
Ошибка по Фрейду — психологически мотивированная ошибка в речи, поведении и так далее (например, забывание дня рождения нелюбимого родственника).
Парапраксис — психологически мотивированная ошибка, обычно называемая «ошибка по Фрейду».
Первичный процесс — бессознательное психическое функционирование, в котором преобладает ид; характеризуется нелогичным символическим мышлением.
Предсознательное — психическое содержание, неосознаваемое человеком, но которое может легко выйти в сознание.
Принцип реальности — модель функционирования эго, при котором устанавливается соответствующий контакт с внешним миром.
Принцип удовольствия — мотивация ид к получению удовольствия и избежанию боли.
Проективный тест — тест, представляющий неоднозначные стимулы, например кляксы или картинки, таким образом, что реакция человека, выполняющего тест, будет обусловлена бессознательным.
Проекция — защитный механизм, при котором собственный неприемлемый импульс неправильно приписывается другому.
Психоанализ — теория Фрейда и ее применение в терапии.
Рационализация — защитный механизм, при котором предлагаются различные сознательные объяснения, а не истинные мотивации бессознательного.
Реактивное образование — защитный механизм, при котором человек думает или ведет себя «от противного» — к неприемлемому бессознательному импульсу.
Свободные ассоциации — психоаналитическая техника, при которой пациент говорит все, что приходит в голову, позволяя раскрыться бессознательным связям.
Скрытое содержание — спрятанное бессознательное значение сновидения.
Сознание, познание — психические процессы, позволяющие человеку осознавать, познавать.
Сублимация — защитный механизм, при котором импульсы выражаются в социально приемлемой форме.
Суперэго — структура личности, «внутренний голос» ограничений общества и родителей.
Танатос — инстинкт смерти.
Трансфер — в терапии: перенос на терапевта чувств пациента, основанных па его ранних переживаниях.
Фаллическая стадия — третья стадия психосексуального развития, от 3 до 5 лет. Фиксация — остановка нормального развития на определенной психосексуальной стадии.
Эго — наиболее зрелая структура личности; служит связующим звеном в интрапсихическом конфликте и средством совладания с внешним миром.
Эдипов комплекс — конфликт, переживаемый мальчиком в возрасте от 3 до 5 лет, включая сексуальную любовь к матери и агрессивное соперничество с отцом. Эрос — инстинкт жизни.
Явное содержание — лежащее на поверхности значение сновидения.
Психоанализ З. Фрейда кратко и доступно
Читайте также:Психоанализ Зигмунда Фрейда
Психоанализ и научные методы. Эксперименты Силвермана
Лечение в психоанализе.
Стадии психосексуального развития по З. Фрейду
Краткая биография Зигмунда Фрейда
Теории Зигмунда Фрейда
Фрейд считал, что события в нашем детстве оказывают большое влияние на нашу взрослую жизнь, формируя нашу личность. Например, тревога, возникающая из-за травмирующих переживаний в прошлом человека, скрыта от сознания и может вызывать проблемы во взрослом возрасте (неврозы).
Таким образом, когда мы объясняем свое поведение себе или другим (сознательная умственная деятельность), мы редко даем верный отчет о нашей мотивации. Это не потому, что мы намеренно лжем. В то время как люди большие обманщики других; они еще более искусны в самообмане.
В работе всей жизни Фрейда доминировали его попытки найти способы проникнуть в этот часто тонкий и тщательно продуманный камуфляж, скрывающий скрытую структуру и процессы личности.
Его лексика прочно вошла в лексикон западного общества. Слова, которые он ввел через свои теории, теперь используются обычными людьми, такие как анальный (личность), либидо, отрицание, подавление, катарсический, оговорка по Фрейду и невротический.
Содержание
Дело Анны О
Случай Анны О (настоящее имя Берта Паппенгейм) стал поворотным моментом в карьере молодого венского невропатолога по имени Зигмунд Фрейд. Это даже повлияло на будущее направление психологии в целом.
Анна О. страдала истерией, состоянием, при котором у пациентки проявляются физические симптомы (например, паралич, судороги, галлюцинации, потеря речи) без видимой физической причины. Ее врачу (и учителю Фрейда) Йозефу Брейеру удалось вылечить Анну, помогая ей вспомнить забытые воспоминания о травмирующих событиях.
Во время бесед с ней выяснилось, что у нее развился страх питья, когда собака, которую она ненавидела, пила из ее стакана. Другие ее симптомы возникли во время ухода за больным отцом.
Своего беспокойства за его болезнь она не выражала, но выражала позже, во время психоанализа. Как только у нее появилась возможность сделать эти бессознательные мысли сознательными, ее паралич исчез.
Брейер обсуждал этот случай со своим другом Фрейдом. Из этих дискуссий зародился зародыш идеи, которую Фрейд должен был преследовать до конца своей жизни. В Исследования по истерии (1895) Фрейд предположил, что физические симптомы часто являются поверхностными проявлениями глубоко вытесненных конфликтов.
Однако Фрейд не просто выдвигал объяснение конкретной болезни. Имплицитно он предлагал революционно новую теорию самой человеческой психики.
Эта теория появилась «по крупицам» в результате клинических исследований Фрейда и привела его к предположению, что существует по крайней мере три уровня разума.
Подсознание
Фрейд (1900, 1905) разработал топографическую модель психики, с помощью которой описал особенности строения и функции психики. Фрейд использовал аналогию с айсбергом для описания трех уровней разума.
На поверхности находится сознание, которое состоит из тех мыслей, которые сейчас находятся в фокусе нашего внимания, и это видится как верхушка айсберга. Предсознание состоит из всего, что можно извлечь из памяти.
Третья и самая важная область — бессознательное. Здесь лежат процессы, которые являются реальной причиной большей части поведения. Подобно айсбергу, самая важная часть ума — это та часть, которую вы не можете видеть.
Бессознательное действует как хранилище, «котел» примитивных желаний и импульсов, удерживаемых в страхе и опосредованных областью предсознания.
Например, Фрейд (1915) обнаружил, что некоторые события и желания часто были слишком пугающими или болезненными для его пациентов, чтобы признать их, и считал, что такая информация скрыта в бессознательном уме. Это может произойти в процессе репрессий.
Зигмунд Фрейд подчеркивал важность бессознательного, и основное предположение теории Фрейда состоит в том, что бессознательное управляет поведением в большей степени, чем люди подозревают. Действительно, цель психоанализа состоит в том, чтобы сделать бессознательное сознательным.
Психея
Позже Фрейд (1923) разработал более структурную модель разума, включающую сущности ид, эго и суперэго (то, что Фрейд называл «психическим аппаратом»). Это не физические области мозга, а скорее гипотетические представления о важных психических функциях.
Ид, эго и суперэго чаще всего рассматривались как три неотъемлемые части человеческой личности.
Фрейд предполагал, что Оно действует на бессознательном уровне в соответствии с принципом удовольствия (удовлетворение от удовлетворения основных инстинктов). Ид включает в себя два вида биологических инстинктов (или влечений), которые Фрейд называл Эросом и Танатосом.
Эрос, или инстинкт жизни, помогает человеку выжить; он управляет жизненно важными действиями, такими как дыхание, еда и секс (Фрейд, 1925). Энергия, создаваемая жизненными инстинктами, известна как либидо.
Напротив, Танатос или инстинкт смерти рассматривается как совокупность разрушительных сил, присутствующих во всех человеческих существах (Фрейд, 1920). Когда эта энергия направлена наружу, на других, она выражается в виде агрессии и насилия. Фрейд считал, что Эрос сильнее Танатоса, что позволяет людям выживать, а не самоуничтожаться.
Эго развивается из Ид в младенчестве. Цель эго — удовлетворить требования ид безопасным и социально приемлемым способом. В отличие от Ид, эго следует принципу реальности, поскольку оно действует как в сознательном, так и в бессознательном уме.
Суперэго развивается в раннем детстве (когда ребенок идентифицирует себя с родителем того же пола) и отвечает за соблюдение моральных норм. Суперэго действует по принципу морали и побуждает нас вести себя социально ответственным и приемлемым образом.
Основная дилемма всего человеческого существования заключается в том, что каждый элемент психического аппарата предъявляет к нам требования, несовместимые с двумя другими. Внутренний конфликт неизбежен.
Например, суперэго может заставить человека чувствовать себя виноватым, если он не соблюдает правила. Когда возникает конфликт между целями Ид и Супер-Эго, Эго должно действовать как арбитр и опосредовать этот конфликт. Эго может использовать различные защитные механизмы (Фрейд, 1894, 1896), чтобы не допустить переполнения тревогой.
Защитные механизмы
Щелкните здесь для получения дополнительной информации о защитных механизмах.
Психосексуальные стадии
В крайне репрессивном «викторианском» обществе, в котором жил и работал Фрейд, женщины, в частности, были вынуждены подавлять свои сексуальные потребности. Во многих случаях результатом была та или иная форма невротического заболевания.
Фрейд стремился понять природу и разнообразие этих болезней, прослеживая сексуальную историю своих пациентов. Это не было в первую очередь исследованием сексуальных переживаний как таковых. Гораздо важнее были желания и желания пациента, его переживания любви, ненависти, стыда, вины и страха, а также то, как он справился с этими сильными эмоциями.
Именно это привело к самой противоречивой части творчества Фрейда – его теории психосексуального развития и Эдипова комплекса.
Фрейд считал, что дети рождаются с либидо – сексуальным (удовольствием) побуждением. Есть несколько стадий детства, в течение которых ребенок ищет удовольствия от другого «объекта».
Чтобы быть психологически здоровым, мы должны успешно пройти каждую стадию.
Психическое отклонение может возникнуть, если этап не завершен успешно и человек «зацикливается» на определенном этапе. Эта конкретная теория показывает, как взрослая личность определяется детским опытом.
Анализ сновидений
Фрейд (1900) считал сновидения королевской дорогой к бессознательному поскольку именно в сновидениях защита эго снижается, так что часть вытесненного материала доходит до сознания, хотя и в искаженном виде. форма. Сны выполняют важные функции для бессознательного и служат ценным ключом к пониманию того, как работает бессознательное.
24 июля 1895 года Фрейду приснился сон, который лег в основу его теории. Он беспокоился о пациентке, Ирме, лечение которой шло не так хорошо, как он надеялся. Фрейд, по сути, винил в этом себя и чувствовал себя виноватым.
Фрейду приснилось, что он встретил Ирму на вечеринке и осмотрел ее.
Затем он увидел химическую формулу лекарства, которое другой врач дал Ирме, вспыхнуло перед его глазами, и понял, что ее состояние было вызвано грязным шприцем, которым пользовался другой врач. Таким образом, вина Фрейда была уменьшена.
Фрейд интерпретировал этот сон как исполнение желания. Он хотел, чтобы плохое состояние Ирмы не было его виной, и сон исполнил это желание, сообщив ему, что виноват другой врач. Основываясь на этом сне, Фрейд (1900) предположил, что основной функцией снов является исполнение желаний.
Фрейд различал явное содержание сновидения (то, что помнит спящий) и латентное содержание, символическое значение сновидения (т. е. скрытое желание). Содержание манифеста часто основано на событиях дня.
Процесс, посредством которого основное желание преобразуется в явное содержание, называется работой сновидения. Цель работы со сновидениями — трансформировать запретное желание в безопасную форму, уменьшая таким образом тревогу и позволяя нам продолжать спать.
Процесс конденсации – это объединение двух или более идей/образов в одно. Например, сон о мужчине может быть сном и об отце, и о любовнике. Сон о доме может быть сгущением беспокойства о безопасности, а также беспокойства о своей внешности для остального мира.
Смещение происходит, когда мы превращаем человека или объект, который нас действительно беспокоит, в кого-то другого. Например, один из пациентов Фрейда был крайне обижен на свою невестку и обращался к ней как к собаке, мечтал задушить маленькую белую собачку.
Фрейд интерпретировал это как желание убить свою невестку. Если бы пациент действительно мечтал убить свою невестку, он чувствовал бы себя виноватым. Бессознательный разум превратил ее в собаку, чтобы защитить его.
Вторичная обработка происходит, когда бессознательное связывает воедино исполняющие желания образы в логическом порядке событий, еще больше затемняя скрытое содержание. По Фрейду, именно поэтому манифестное содержание сновидений может быть в форме правдоподобных событий.
В более поздней работе Фрейда о сновидениях он исследовал возможность появления в сновидениях универсальных символов. Некоторые из них носили сексуальный характер, в том числе шесты, ружья и мечи, представляющие пенис, а также верховая езда и танцы, представляющие половой акт.
Однако Фрейд осторожно относился к символам и заявлял, что общие символы скорее индивидуальны, чем универсальны. Человек не может истолковать то, что символизировало явное содержание сна, не зная об обстоятельствах человека.
«Словари со словами», которые популярны и сейчас, были источником раздражения Фрейда. В забавном примере ограниченности универсальных символов один из пациентов Фрейда, увидев во сне извивающуюся рыбу, сказал ему: «Это фрейдистский символ — это должен быть пенис!»
Фрейд продолжил исследование, и оказалось, что мать женщины, страстный астролог и Рыба, думала о пациентке, потому что не одобряла нахождение ее дочери в анализе. Кажется более правдоподобным, как предположил Фрейд, что рыба представляла мать пациентки, а не пенис!
Последователи Фрейда
Фрейд привлек множество последователей, которые в 1902 году сформировали известную группу под названием «Общество психологической среды». Группа собиралась каждую среду в приемной Фрейда.
По мере роста организации Фрейд создал внутренний круг преданных последователей, так называемый «Комитет» (включая Шандора Ференци и Ханнса Закса (стоит), Отто Ранка, Карла Абрахама, Макса Эйтингона и Эрнеста Джонса).
В начале 1908 года комитет насчитывал 22 члена и переименовал себя в Венское психоаналитическое общество.
Критическая оценка
Поддерживается ли психология Фрейда доказательствами? Теория Фрейда хорошо объясняет, но не предсказывает поведение (что является одной из целей науки). По этой причине теория Фрейда нефальсифицируема — ее нельзя ни доказать, ни опровергнуть. Например, бессознательное трудно объективно проверить и измерить. В целом теория Фрейда крайне ненаучна.
Несмотря на скептицизм в отношении бессознательного, когнитивная психология выявила бессознательные процессы, такие как процедурная память (Tulving, 1972), автоматический процессинг (Bargh & Chartrand, 1999; Stroop, 1935) и социальная психология показали важность имплицитного процессинга (Greenwald & Banaji, 1995). Такие эмпирические данные продемонстрировали роль бессознательных процессов в поведении человека.
Однако большинство доказательств теории Фрейда берутся из нерепрезентативной выборки. В основном он изучал себя, своих пациентов и только одного ребенка (например, Маленького Ганса). Основная проблема здесь в том, что тематические исследования основаны на детальном изучении одного человека, а применительно к Фрейду речь идет чаще всего о женщинах средних лет из Вены (т. е. его пациентках).
Это затрудняет обобщение на более широкую популяцию (например, на весь мир). Однако Фрейд считал это неважным, полагая лишь качественное различие между людьми.
Фрейд, возможно, также продемонстрировал исследовательскую предвзятость в своих интерпретациях — возможно, он обратил внимание только на информацию, которая поддерживала его теории, и проигнорировал информацию и другие объяснения, которые им не соответствовали.
Однако Фишер и Гринберг (1996) утверждают, что теорию Фрейда следует оценивать с точки зрения конкретных гипотез, а не в целом. Они пришли к выводу, что существуют доказательства, подтверждающие концепцию Фрейда об оральной и анальной личности и некоторые аспекты его идей о депрессии и паранойе.
Они не нашли доказательств эдипова конфликта и не подтвердили взгляды Фрейда на женскую сексуальность и то, как их развитие отличается от мужского.
Ссылки
Барг, Дж. А., и Чартранд, Т. Л. (1999). Невыносимый автоматизм бытия. Американский психолог, 54 (7), 462.
Брейер, Дж., и Фрейд, С. (1895). Исследования по истерии . Стандартное издание 2: Лондон.
Фишер С. и Гринберг Р. П. (1996). Научная переоценка Фрейда: проверка теорий и терапии . Джон Уайли и сыновья.
Фрейд, С. (1894). Защитные нейропсихозы . СЭ, 3: 41-61.
Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.
Фрейд, С. (1900). Толкование снов . С.Э., 4-5.
Фрейд, С. (1915). Бессознательное . СЭ, 14: 159-204.
Фрейд, С. (1920) . За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Фрейд, С. (1925). Отрицание. Стандартное издание , 19, 235-239.
Фрейд, С. (1961). Сопротивление психоанализу. В T стандартное издание Полного собрания сочинений по психологии Зигмунда Фрейда, том XIX (1923–1925): Эго и Ид и другие работы (стр. 211–224).
Гринвальд, А. Г., и Банаджи, М. Р. (1995). Неявное социальное познание: отношения, самооценка и стереотипы. Психологический обзор, 102 (1), 4.
Stroop, JR (1935). Исследования вмешательства в серийных словесных реакций. Журнал экспериментальной психологии, 18 (6), 643.
Тульвинг, Э. (1972). Эпизодическая и семантическая память. В Э. Талвинг и В. Дональдсон (редакторы), Организация памяти (стр. 381–403). Нью-Йорк: Академическая пресса.
Часто задаваемые вопросы
5 главных психологических теорий Зигмунда Фрейда
Первоначально эта статья была опубликована 6 мая 2022 года.
Когда мы рассказываем друзьям о своем безумном сне, который нам приснился, или когда мы используем такие термины, как эго и свободные ассоциации, мы имеем в виду Зигмунда Фрейда.
Спустя более 80 лет после его смерти теории Фрейда о человеческом бессознательном и о том, как оно влияет на наше поведение, продолжают проникать в западную культуру. Новаторские психологические теории Фрейда, представленные миру на рубеже 20-го века, изменили наши представления о человеческом разуме. Его теории повлияли не только на психологическую теорию, но и на то, как мы ведем себя в повседневной жизни, в семейной жизни и на работе.
Психоаналитическая теория Фрейда
Такие термины, как анализ сновидений, свободные ассоциации, Эдипов комплекс, оговорка по Фрейду и вечно присутствующее эго, а также ид и суперэго, вплетены во многое из того, что мы делаем, думаем и говорим.
1. Анализ сновидений
В современном обществе мы часто говорим о своих снах. Если вы погуглите «цитаты о мечтах», то, кажется, их бесконечный запас. От шутки автора бестселлеров Эрмы Бомбек: «Требуется много мужества, чтобы показать свои мечты кому-то другому» до слов американского рэпера и актера Тупака Шакура: «Реальность неверна. Мечты реальны». Но именно Фрейд раскрывает, что такое сон — альтернативная реальность, которую мы переживаем, когда спим.
«Толкование сновидений — это высший путь к познанию бессознательной деятельности ума», — пишет Фрейд.
Теории Фрейда о сновидениях и его книга «Толкование сновидений» были революционными. До его публикации в 1899 году ученые считали сны «бессмысленными». Фрейд считал, что сны были «замаскированным исполнением подавленных детских желаний».
В то время как популярная культура восприняла теории Фрейда и прикладные значения — например, когда снится, что вы летите, означает, что вы подсознательно думаете об амбициях, — Фрейд никогда не писал словаря снов. На самом деле он уклонялся от такой конкретики. Он настаивал на том, что, хотя сны символичны, они специфичны для человека и не могут быть определены в целом для всего общества.
2. Свободные ассоциации
Теории сновидений Фрейда напрямую связаны с его теорией свободных ассоциаций. Основываясь на теории о том, что сны и их значения индивидуальны, Фрейд позволял своим пациентам самим интерпретировать сны, вместо того, чтобы высказывать им свое собственное мнение. Он назвал свой процесс свободной ассоциацией. С каждой новой особенностью сновидения во время сеанса психоанализа Фрейд предлагал своим пациентам расслабиться и, используя современный термин, выплюнуть то, что, по их мнению, означало. Пациенты выбрасывали идеи по мере их поступления, какими бы тривиальными они ни были.
3. Оговорка по Фрейду
Одной из самых популярных фраз из теорий Фрейда является оговорка по Фрейду. Он считал, что «оговорка» — когда мы говорим то, что не собираемся говорить, — показывает, о чем мы думаем, подсознательно. Фрейд представил свою теорию оговорки по Фрейду в своей книге 1901 года «Психопатология повседневной жизни» и предположил, что эти словесные (а иногда и письменные) ошибки коренятся в «бессознательных побуждениях» и «невыраженных желаниях». Кроме того, Фрейд считал, что неспособность что-то вспомнить — например, чей-то адрес или имя — связана с нашей потребностью или желанием подавить это. Современной науке еще предстоит объяснить, почему случаются оговорки по Фрейду.
4. Эдипов комплекс, зависть к пенису и зависть к матке
Эксперты считают Эдипов комплекс, психосексуальную теорию, самой спорной теорией Фрейда. По Фрейду, это бессознательное желание, которое начинается на фаллической стадии развития, в возрасте от трех до шести лет. Ребенок испытывает сексуальное влечение к своему родителю противоположного пола и ревнует к своему родителю того же пола.
Популярная культура использует комплекс Эдипа в качестве общего термина для обозначения фазы как для мальчиков, так и для девочек. Но Фрейд постулировал, что мальчики испытывают Эдипов комплекс, а девочки — комплекс Электры. Это когда девочка бессознательно сексуально привязывается к отцу и враждебно относится к матери.
Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства», но научных доказательств в поддержку его теории нет.
«Зависть к пенису» выросла из теории эдипова комплекса Фрейда, и Фрейд опубликовал ее в 1908 году. Фрейд считал, что осознание женщиной того, что у нее нет пениса, приводит к сильной зависти, лежащей в основе женского поведения.
«Фрейд утверждал, что единственный способ преодолеть эту зависть к пенису — это завести собственного ребенка — даже до того, что предположил, что они хотели ребенка мужского пола в своих усилиях получить пенис», — пишет British Psychological Общество. Психоаналитик Карен Хорни, современница Фрейда, чьи теории привели к движению феминистской психологии, считала зависть к пенису чисто символической.
Хорни постулировал, что зависть не к самому фаллосу, а к пенису больше связана с положением женщины в обществе и «стремлением к социальному престижу и положению, которые испытывают мужчины. Таким образом, женщины чувствовали себя неполноценными из-за свободы и социального статуса, которых им не хватало из-за их пола, а не из-за буквального отсутствия у них фаллоса», — пишет Британское психологическое общество.
Кроме того, Хорни вводит термин «зависть к матке» и объясняет, что на мужчин негативно влияет их неспособность иметь детей и они завидуют «биологическим функциям женского пола», включая грудное вскармливание и беременность.
5. Эго, Ид и Суперэго
Некоторые считают человеческую психику самой устойчивой психоаналитической теорией карьеры Фрейда. Фрейд опубликовал свою теорию личности в 1923 году, в которой выдвигается гипотеза о том, что человеческая психика делится на три части — Эго, Ид и Суперэго. И все они развиваются на разных этапах нашей жизни. Важно отметить, что Фрейд считал, что это не физические объекты в нашем мозгу, а скорее «системы».
В то время как слово «эго» используется в популярной культуре гораздо чаще, чем «ид» и «суперэго», эти три понятия связаны между собой. Согласно Фрейду, Ид — самая примитивная часть человеческой психики. Именно здесь основаны наши сексуальные и агрессивные влечения. Супер-эго — это наш моральный компас, а эго — судья, если хотите, между притяжениями Ид и Суперэго.
Психологические теории Фрейда остаются в нашем подсознании и сознании
В следующий раз, когда вы проснетесь от странного сна, который вы можете подробно рассказать своему лучшему другу, он ответит: «О, змеи? Этот сон полностью о зависти к пенису». Или ваш начальник кричит на вас, а вы бормочете себе под нос: «Слишком эгоистично». Или вы убиваете время в долгой поездке на машине и выбрасываете слова и свободные ассоциации — вы должны благодарить Фрейда.