Структура личности по Фрейду
Можно с уверенностью утверждать, что у истоков современной психологии стоят взгляды выдающегося австрийского психоаналитика Зигмунда Фрейда. Его по праву называют “отцом” современной психологии. Центральным в раннем описании личности во взглядах З. Фрейда являлась концепция неосознаваемых психических процессов. Однако в начале 20-х годов Фрейд пересмотрел свою концептуальную модель психической жизни и ввел в анатомию личности три структуры: ид, эго и суперэго.
Ид. Слово “ид” происходит от латинского “оно” и, по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид полностью функционирует в бессознательном и тесно связано с первичными потребностями (еда, сон, дефекация ), которые наполняют наше поведение энергией. Согласно Фрейду, ид — нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющееся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Являясь самой старой исходной структурой психики, ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленный выплеск психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Немедленная разрядка напряжения получила название принцип удовольствия. Ид следует из этого принципа, выражая себя в импульсивной, себялюбивой манере, не обращая внимания на последствия для других и вопреки самосохранению. Иначе говоря, ид можно сравнить со слепым королем, чья брутальная власть и авторитет заставляют подчиняться, но, чтобы реализовать власть, он вынужден опираться на своих подданных.
Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения и, таким образом, сразу снимает напряжение, вызываемое раздражителем. Примеры подобных врожденных рефлекторных механизмов — кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей и слезы, когда в глаз попадает соринка. Однако надо признать, что рефлекторные действия не всегда снижают уровень раздражения или напряжения. Так, ни одно рефлекторное движение не даст голодному ребенку достать пищу. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступает в действие другая функция ид, называемая первичным процессом представления. Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности. В примере с голодным ребенком данный процесс может вызвать образ материнской груди или бутылочки молока. Другие примеры первичного процесса представления обнаруживаются в сновидениях, галлюцинациях или психозах.
Первичные процессы — нелогичная, иррациональная и фантазийная форма человеческих представлений, характеризующаяся неспособностью подавлять импульсы и различать реальное и нереальное, “себя” и “не-себя”. Сложность поведения в соответствии с первичным процессом заключается в том, что индивидуум не может проводить различия между актуальным объектом, способным удовлетворять потребность, и его образом. Например, между водой и миражом воды для человека, бредущего по пустыне. Поэтому, утверждал Фрейд, для младенца является невыполнимой задача научиться откладывать удовлетворение своих первичных потребностей. Способность к отсроченному удовлетворению впервые возникает, когда маленькие дети понимают, что, помимо их собственных нужд и желаний, есть еще и внешний мир. С появлением этого знания возникает вторая структура личности, эго.
Эго (от лат. “ego” — “Я”) — это компонент психического аппарата, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго получает свою структуру и функцию от ид, эволюционирует из него и заимствует часть энергии ид для своих нужд, чтобы отвечать требованиям социальной реальности. Таким образом, эго помогает обеспечить безопасность и самосохранение организма. Например, голодный человек в поисках еды должен различать образ пищи, возникающий в представлении, и образ пищи в реальности. То есть человек должен научиться доставать и потреблять пищу прежде, чем напряжение снизится. Эта цель заставляет человека учиться, думать, рассуждать, воспринимать, решать, запоминать и т.п. Соответственно эго использует когнитивные и перцептивные процессы в своем стремлении удовлетворять желания и потребности ид. В отличии от ид, природа которого выражается в поиске удовольствия, эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда будет найдена возможность достичь разрядки подходящим способом или будут найдены соответствующие условия во внешней среде.
Для того, чтобы человек эффективно функционировал в обществе, он должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, что приняты в его окружении. Все это приобретается в процессе “социализации”; на языке структурной модели психоанализа — посредством формирования суперэго (от лат. “super” — “сверх” и “ego” — “Я”).
Суперэго последний компонент развивающейся личности. С точки зрения Фрейда, организм не рождается с суперэго. Скорее, дети должны обретать его, благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими “формирующими” фигурами. Будучи морально-этической силой, суперэгоявляется следствием продолжительной зависимости ребенка от родителей. Оно начинает проявляться, когда ребенок начинает различать “правильно” и “неправильно” (примерно в возрасте от 3 до 5 лет).
Фрейд разделил суперэго на две подсистемы: совесть и эго-идеал. Совесть приобретается посредством родительских наказаний. Она связана с такими поступками, которые родители называют “непослушным поведением” и за которые ребенок получает выговор. Совесть включает в себя способность к критической самооценке, наличие моральных запретов и возникновение чувства вины. Поощрительный аспект суперэго — это эго-идеал. Он формируется из того, что значимые люди одобряют или высоко ценят. И, если цель достигнута, вызывает чувство самоуважения и гордости.
Суперэго считается полностью сформированным, когда родительский контроль сменяется самоконтролем. Суперэго, пытаясь полностью затормозить любые общественно осуждаемые импульсы со стороны ид, пытается направлять человека к абсолютному совершенству в мыслях, словах и поступках. То есть, оно пытается убедить эго в преимуществе идеалистических целей над реалистичными.
Зигмунд Фрейд — Статьи о кокаине
Пять статей о кокаине и кокаинизме великого австрийского психолога и психиатра, основоположника психоанализа Зигмунда Фрейда….
Зигмунд Фрейд — О психоанализе. Леонардо да Винчи
Работы выдающегося австрийского ученого Зигмунда Фрейда «О психоанализе» и «Леонардо да Винчи. Этюд по теории психосексуальности» прекрасно дополняют друг друга. В первой из них излагаются основные принципы психоанализа, а вторая…
Зигмунд Фрейд — Болезнь культуры
Почему войны неизбежны? Отчего возник кризис культуры в современной Европе? Возможно ли реконструировать личность Моисея – реального человека, а не библейского героя? Юмор – каков механизм возникновения этого чувства? В сборник. ..
Биологическое и социальноев структуре личности
Биологическое и социальное — два класса устойчивых компонентов (подструктур), составляющих структуру человека как целостной системы. Цель, задачи, предмет и объект исследования. Индивид как биосоциальный феномен. Представления о…
Основные положения психоанализа
Термин «психоанализ» имеет три значения: 1) теория личности и психопатологии, 2) метод терапии личностных расстройств и 3) метод изучения неосознанных мыслей и чувств индивидуума. Это соединение теории с терапией и с оценкой…
3.2. Структура личности
Ответы на вопрос «Что представляет собой личность человека?» не одно десятилетние искали многие ведущие психологи мира. Как мы помним из темы 1, в психологии нет единой теории, которая трактовала бы психические явления однообразно. В течение долгого времени все предположения и гипотезы о механизмах и природе развития личности сформировались в несколько основных теорий: аналитическая теория К. Г. Юнга, гуманистическая теория, авторами которой являются К. Роджерс и А. Маслоу, когнитивная теория личности Дж. Келли, деятельностная теория С.Л. Рубенштейна и др. исследователей, поведенческая и диспозитивная теории, и наконец, психодинамическая теория, известная как классический психоанализ, автором которого является австрийский психолог Зигмунд Фрейд. Названные теории по-своему определяют, что составляет личность, какова ее структура. Одним из самых популярных и известных является представление о структуре личности З. Фрейда.
С точки зрения основателя психоанализа З. Фрейда структура личности и ее психики имеет три составляющих: Ид, Эго и СуперЭго. Эти части находятся в постоянном взаимодействии (рис. 3.3).
1. «Ид» («Оно»). Примитивная материя, которая отвечает за врожденные процессы. Это бессознательное, в которое входят желания, удовольствия и либидо человека. Это все то плохое, что случилось с человеком в прошлом, и то, что он не осознает.
2. «Эго» («Я»). Сознание, которое следует реальности. Вырабатывает механизмы, которые позволяют адаптироваться к окружающей среде. Это то, как человек воспринимает себя и свое поведение.
3. «СуперЭго» («Сверх Я»). Бессознательное, приобретенное до появления функции речи. В него входят нормы поведения, правила, запреты и различные табу, являющиеся продуктом влияния других людей. Это, то, как личность воспитали люди вокруг: семья, воспитатели, друзья, все те, с кем мы общаемся и кто значим для нас. Это так называемые нормы общества, источник моральных и религиозных чувств, контролирующий и наказующий агент, продукт влияния, исходящего от других людей. Возникает в раннем детстве.
Рис. 3.3.Структура личности по З. Фрейду
«Оно» находится в конфликте со «Сверх Я». Согласно психоанализу Фрейда структура гармоничной личности подразумевает равное сочетание «Оно» и «СуперЭго». Любой перевес в одну из этих субстанций может привести к отклонениям в психических процессах и даже возникновению патологий. В то же время, Фрейдом не отвергалась мысль, что, работая не только над своим сознанием, но и над неизведанными уголками подсознания, мы в силах развить в себе гармоничную личность. Эта мысль дает возможность психоанализу до сих пор оставаться одним из ведущих направлений в психологии.
Основатель «аналитической психологии» Карл Густав Юнг вносит существенные изменения в структуру личности. Ученик атеиста Фрейда, Юнг был глубоко верующим человеком и в своих теориях реабилитирует понятие «душа».
Юнг также проводит доскональный анализ культур и мифов, в которых находит соответствующую им специфику поведения, и в то же время схожие, несмотря на расовые и половые различия, мотивы.
Важнейшим вкладом Юнга считается введение термина «коллективное бессознательное», содержанием которого являются архетипы. Архетипы – это накопленный человеческий опыт, который оседает в психике в виде образов поведения, мышления, мировосприятия, и функционирует схожим с инстинктами образом. Одним из основополагающих архетипов Юнг считает архетип самости, Бога в себе. По его мнению, душа – это то, что Бог передал человеку, поэтому задача каждого человека найти в себе эту частицу, не впав при этом в ересь нарциссизма. Собственно реализацию этой самости Юнг называет индивидуацией. Он отмечает, что у личности очень много составляющих, и каждый реализованный архетип становится частью самости. Чрезвычайно важно при этом сохранить между ними гармонию без перекосов в одну сторону в ущерб другим. То, как проявляются архетипы, можно увидеть в работе сновидений.
Вместе с тем Юнг говорит и о личном бессознательном, содержанием которого являются комплексы, вытесняемые переживания и личностные смыслы. Структура личности по Юнгу сложнее, чем у Фрейда (рис. 3.4).
Рис.
Согласно Юнгу, в структуре личности обозначены следующие части:
Я (самость) – это центр самосознания личности, проявление её внутренней гармонии и целостности;
Персона – представляет из себя социальную маску, то есть то, как ведет себя человек в обществе и как хочет, чтобы его представляли. Стоит отметить, что персона далеко не всегда является тем, кем является человек на самом деле.
Тень – объединяет в себе низменные проявления человека, то, что Фрейд называл «Оно». Зачастую наличие и особенно содержание этого компонента человек пытается скрыть как от других, так и от себя.
Анима и анимус – мужские и женские проявления души. В этой связи Юнг выделяет женские и мужские свойства. Женские – нежность, эстетизм, заботливость, мужские – сила, логичность, агрессивность.
Юнг привнес в психоанализ социологические черты, сделал его социотропным. Многие исследователи традиций, мифов и сказок ориентируются на результаты его трудов.
В психологии существуют два главных направления исследования личности: в основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт, в основе второго – определение типов личности.
С точки зрения отечественных психологов элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности», которые они пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур. Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т. е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств.
Различие людей между собой многопланово: на каждой из подструктур имеются различия убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера. Именно поэтому непросто понять другого человека, непросто избегать несовпадений, противоречий, даже конфликтов с другими людьми. Чтобы более глубоко понять себя и других, нужны определенные психологические знания в сочетании с наблюдательностью.
Рис. 3.5. Структура личности по С.Л. Рубинштейну
Иерархическая структура личности (по К.К. Платонову) представлена на следующем рисунке. 3.6.
Рис. 3.6. Структура личности по К.К. Платонову
Как уже говорилось: в основе второго подхода к рассмотрению структуры личности – определение типов личности. Примером такого подхода является типология личности по Э. Шострому. Э. Шостром в книге «Анти-Карнеги или человек-манипулятор» делит всех людей на манипуляторов и актуализаторов. Актуализатор – это тот человек, который использует свой внутренний потенциал, живет полноценной жизнью. Стиль жизни манипулятора базируется на 4-х китах: ложь, неосознанность, контроль и цинизм. Стиль жизни актуализатора – это честность, осознанность, свобода и доверие (табл. 3.1).
Переходный период от манипуляции к актуализации представляет собой движение от апатии и нарочитости к жизненаполненности и спонтанности.
Таблица 3.1
Основные контрастные характеристики крайних типов
Актуализаторы | Манипуляторы |
Честность (прозрачность, искренность). Способны быть честными в любых чувствах, какими бы они не были. Их характеризует чистосердечность, выразительность | Ложь (фальшивость, мошенничество). Используют приемы, методы, маневры. «Ломают комедию», разыгрывают роли, всеми силами стремятся произвести впечатление. Чувств не испытывают, а старательно подбирают и выражают их в зависимости от обстоятельств |
Осознанность (отклик, интерес, жизненаполненность). Хорошо видят и слышат себя и других. Способны сами сформировать свое мнение о произведениях искусства, о музыке и всей жизни | Неосознанность (апатия, скука). Не осознают действительного значения жизни. У них «туннельное видение», т.е. видят и слышат лишь то, что хотят видеть и слышать |
Свобода (спонтанность, открытость). Обладают свободой выражать свои потенциалы. Они – хозяева своей жизни; субъекты | Контроль (закрытость, намеренность). Для них жизнь – это шахматная игра. Стараются контролировать ситуацию; их тоже кто-то контролирует. Внешне сохраняют спокойствие для того, чтобы скрыть свои планы от своего оппонента |
Доверие (вера, убеждение). Глубоко верят в других и в себя, все время стремятся установить связь с жизнью и справиться с трудностями здесь и теперь | Цинизм (безверие). Не доверяют никому – ни себе, ни другим. В глубине своей натуры не доверяют человеческой природе вообще. Делят людей на две большие категории: те, кого контролируют, и те, кто контролирует |
Актуализатор находится в большей безопасности, чем манипулятор, поскольку понимает, во-первых, то, что он уникален; во-вторых, то, что его уникальность – это ценность. Актуализатор ищет в себе самобытность и уникальность. Манипулятор, наоборот, загоняет свою самобытность вглубь и повторяет, копирует, тиражирует чьи-то поведенческие модели. Он старается, пыхтит, карабкается вверх, но по уже освоенным горам.
Отношение манипулятора к другим – объектное, дистантное. Отношение актуализатора – субъектное; он общается тесно, на короткой дистанции.
Манипулятор – это человек, который постигает секреты человеческой природы с одной единственной целью – чтобы лучше контролировать окружающих. Сокрытие своих истинных глубоких чувств – это клеймо манипулятора.
Современный манипулятор развился из ориентации общества на рынок, когда человек – это вещь, о которой нужно много знать и которой нужно уметь управлять.
Автор считает, что все мы манипуляторы и в каждом из нас сидит несколько манипуляторов. В разные моменты жизни то один, то другой из них руководит нами, но все же преобладающим является один тип манипулятора. Прежде чем отвергать, ампутировать наше манипулятивное поведение, следует постараться переделать или модернизировать его в актуализированное поведение, т.е. нам надо более творчески манипулировать. Шостром выделяет восемь основных типов манипуляторов и восемь типов актуализаторов (табл. 3.2).
Таблица 3.2
Основные типы манипуляторов и актуализаторов
№ | Типы манипуляторов | Типы актуализаторов |
1 | Диктатор | Лидер |
2 | Тряпка | Сочувствующий |
3 | Калькулятор | Внимательный |
4 | Прилипала | Признательный |
5 | Хулиган | Напористый |
6 | Славный парень | Заботливый |
7 | Судья | Выразитель |
8 | Защитник | Водитель |
1. Диктатор. Он преувеличивает свою силу, он доминирует, приказывает, цитирует авторитеты, т.е. делает все, чтобы управлять своими жертвами. Разновидности диктатора: настоятельница, начальник, босс, младшие боги.
2. Тряпка. Обычно жертва диктатора и его прямая противоположность. Тряпка развивает большое мастерство во взаимодействии с диктатором. Она преувеличивает свою чувствительность. При этом характерные приемы: забывать, не слышать, пассивно молчать. Разновидности тряпки – мнительный, глупый, хамелеон, конформист, смущающийся, отступающий.
3. Калькулятор. Преувеличивает необходимость все и всех контролировать. Он обманывает, увиливает, лжет, старается, с одной стороны, перехитрить, с другой стороны – перепроверить других. Разновидности: делец, аферист, игрок в покер, делатель рекламы, шантажист.
4. Прилипала. Полярная противоположность калькулятору. Изо всех сил преувеличивает свою зависимость. Это личность, которая жаждет быть предметом забот. Позволяет и исподволь заставляет других делать за него его работу. Разновидности: паразит, нытик, вечный ребенок, ипохондрик, иждивенец, беспомощный, человек с девизом «Ах, жизнь не удалась, и поэтому …»
5. Хулиган. Преувеличивает свою агрессивность, жестокость, недоброжелательность. Управляет с помощью угроз различного рода. Разновидности: оскорбитель, ненавистник, гангстер, угрожающий. Женская вариация хулигана – сварливая баба.
6. Славный парень. Преувеличивает свою заботливость, любовь, внимательность. Он убивает добротой. В некотором смысле столкновение с ним куда труднее, чем с хулиганом. В любом конфликте хулигана со славным парнем хулиган проигрывает. Разновидности: угодливый, добродетельный, моралист, человек организации.
7. Судья. Преувеличивает свою критичность. Он никому не верит, полон обвинений, негодования, с трудом прощает. Разновидности: всезнающий, обвинитель, обличитель, собиратель улик, позорящий, оценщик, мститель, заставляющий признать вину.
8. Защитник. Противоположность судье. Он чрезмерно подчеркивает свою поддержку и снисходительность к ошибке. Он портит других, сочувствуя сверх всякой меры, и отказывается позволить тем, кого защищает, встать на собственные ноги и вырасти самостоятельным. Вместо того чтобы заняться собственными делами, он заботится о нуждах других. Разновидности: наседка с цыплятами, утешитель, покровитель, мученик, помощник, самоотверженный.
Таким образом, манипулятор – это личность, которая относится к людям ритуально, изо всех сил стараясь избежать интимности в отношениях и затруднительного положения.
Типы актуализаторов Шостром выводит из манипуляторов. Из Диктатора может развиться прекрасный Лидер, который не диктует условия, а ведет. Из Тряпки может получиться Сочувствующий. Он не только говорит о своей слабости, но и реально ее осознает. Он может требовать хорошей работы, но лояльно относиться к тому, что любой человек склонен ошибаться.
Из Калькулятора может развиться Внимательный. Из Прилипалы может получиться Признательный. Он не просто зависит от других, но и высоко оценивает труд других. Из Хулигана развивается Напористый. Он отличается откровенностью и прямотой. Из Славного Парня развивается Заботливый. Он действительно расположен к людям, дружелюбен, способен на глубокую любовь. И в нем нет раболепия Славного Парня. Из Судьи развивается Выразитель. Он обладает редким умением выражать свои убеждения, не критикуя и не унижая других. Из Защитника может получиться Водитель. Он не учит и не защищает всех подряд, но помогает каждому найти свой собственный путь, не навязывая своих взглядов.
Итак, манипулятор – это многогранная личность с антагонистическими противоположностями в душе; актуализатор – многогранная личность с взаимодополняющими противоположностями.
Автор данной теории придерживается того взгляда, что в каждом из нас есть и манипулятор и актуализатор и каждый из нас свободен выбирать, кем из перечисленных типов ему быть. «Люди подобны рекам, и во всех этих реках течет одна и та же вода. Просто по форме эти реки различны. Так же и люди. Любой из нас несет в себе семена каждого человеческого качества, и проявление тех или иных качеств зависит от ситуации».
Выше был представлен один из типологических подходов структуры личности. А теперь рассмотрим подробнее основные свойства личности.
Ид, Эго и Суперэго Фрейда: определение и примеры
Возможно, единственной наиболее устойчивой и важной идеей Фрейда было то, что человеческая психика (личность) имеет более чем один аспект.
Теория личности Фрейда (1923) рассматривала психику, структурированную на три части (т. е. трехчастную): Ид, Эго и Супер-Эго, которые развиваются на разных этапах нашей жизни. Это системы, а не части мозга или каким-либо образом физические.
Согласно психоаналитической теории Фрейда, Ид — это примитивная и инстинктивная часть разума, которая содержит сексуальные и агрессивные влечения и скрытые воспоминания, Супер-Эго действует как моральная совесть, а Эго — реалистическая часть, опосредующая между желаниями Ид и Супер-Эго.
Хотя каждая часть личности обладает уникальными чертами, они взаимодействуют, образуя единое целое, и каждая часть вносит относительный вклад в поведение человека.
Содержание
Что такое id?
Ид — это примитивный и инстинктивный компонент личности.
Ид — это часть бессознательного, которая содержит все побуждения и импульсы, включая то, что называется либидо, своего рода обобщенной сексуальной энергией, которая используется во всем, от инстинктов выживания до оценки искусства.
Ид также довольно упрям, поскольку реагирует только на то, что Фрейд называл принципом удовольствия (если это приятно, делай это), и ни на что другое.
Он состоит из всех унаследованных (т.е. биологических) компонентов личности, присутствующих при рождении, включая половой (жизненный) инстинкт – Эрос (который содержит либидо) и агрессивный (смертельный) инстинкт – Танатос.
Ид — это импульсивная (и бессознательная) часть нашей психики, которая прямо и немедленно реагирует на основные побуждения, потребности и желания. Личность новорожденного полностью состоит из Ид, и только позже у него развиваются Эго и Супер-Эго.
Ид остается инфантильным в своей функции на протяжении всей жизни человека и не меняется ни со временем, ни с опытом, так как не соприкасается с внешним миром.
Ид не зависит от реальности, логики или повседневного мира, поскольку он действует в бессознательной части разума.
Ид действует на основе принципа удовольствия (Фрейд, 1920), который состоит в том, что каждый желаемый импульс должен быть удовлетворен немедленно, независимо от последствий.
Когда Ид выполняет свои требования, мы испытываем удовольствие, когда ему отказывают, мы испытываем «неудовольствие» или напряжение.
Ид участвует в первичном процессуальном мышлении, примитивном, нелогичном, иррациональном и ориентированном на фантазии. Эта форма процессного мышления не имеет понимания объективной реальности и по своей природе эгоистична и исполнена желаемого за действительное.
Что такое Эго?
Эго — это «та часть Оно, которая была видоизменена под непосредственным влиянием внешнего мира».
(Фрейд, 1923, стр. 25)
Эго — единственная часть сознательной личности. Это то, что человек осознает, когда думает о себе, и это то, что он обычно пытается проецировать на других.
Эго развивается, чтобы стать посредником между нереалистичным Ид и реальным внешним миром. Это компонент принятия решений личности. В идеале эго действует по разуму, тогда как Ид хаотично и неразумно.
Эго действует в соответствии с принципом реальности, вырабатывая реалистичные способы удовлетворения требований Ид, часто компрометируя или откладывая удовлетворение, чтобы избежать негативных последствий общества.
Эго принимает во внимание социальные реалии и нормы, этикет и правила, решая, как себя вести.
Подобно Ид, Эго ищет удовольствия (т. е. снижения напряжения) и избегает боли, но, в отличие от Ид, Эго занимается разработкой реалистичной стратегии для получения удовольствия.
Эго не имеет представления о правильном или неправильном; что-то хорошо просто в том случае, если оно достигает цели удовлетворения, не причиняя вреда себе или Ид.
Часто эго слабо по сравнению с упрямым Ид, и лучшее, что может сделать эго, — это оставаться, указывая Ид в правильном направлении и требуя в конце некоторого признания, как если бы действие было его собственным.
Фрейд провел аналогию с Ид в качестве лошади, а Эго — всадником. Эго «похоже на человека верхом на лошади, который должен сдерживать превосходящую силу лошади».
(Фрейд, 1923, стр. 15)
Если эго терпит неудачу в своей попытке использовать принцип реальности и возникает тревога, задействуются бессознательные защитные механизмы, помогающие отвратить неприятные чувства (например, тревогу) или сделать приятные вещи более приятными для человека.
Эго занимается вторичным мышлением, рациональным, реалистичным и ориентированным на решение проблем. Если план действий не работает, то он продумывается заново, пока не будет найдено решение. Это известно как проверка реальности и позволяет человеку контролировать свои импульсы и демонстрировать самоконтроль за счет овладения эго.
Важной особенностью клинической и социальной работы является усиление функционирования эго и помощь клиенту в проверке реальности, помогая клиенту обдумывать свои варианты.
По мнению фрейдистов, некоторое ненормальное воспитание (особенно если есть холодная, отвергающая «шизогенная» мать) может привести к слабому и хрупкому эго, чья способность сдерживать желания Ид ограничена.
Это может привести к тому, что эго будет «расколото» своей попыткой сдержать Ид, оставив Ид в полном контроле над психикой.
Что такое суперэго?
Суперэго включает в себя ценности и мораль общества, которым человек научился у своих родителей и других людей. Развивается в возрасте 3-5 лет на фаллической стадии психосексуального развития.
Суперэго рассматривается как поставщик наград (чувств гордости и удовлетворения) и наказаний (чувств стыда и вины) в зависимости от того, какая часть (эго-сделка или сознание) активирована.
Суперэго — часть бессознательного, голос совести (поступающий правильно) и источник самокритики.
Оно в какой-то степени отражает моральные ценности общества, и человек иногда осознает свою мораль и этику, но суперэго содержит огромное количество кодов или запретов, которые отдаются в основном бессознательно в виде команд или «не заявления «т».
Функция Суперэго состоит в том, чтобы контролировать импульсы Ид, особенно те, которые запрещены обществом, такие как секс и агрессия.
Его функция также состоит в том, чтобы убедить эго обратиться к моралистическим целям, а не просто к реалистичным, и стремиться к совершенству.
Суперэго состоит из двух систем: совести и идеального я.
- совесть — это наш «внутренний голос», который говорит нам, когда мы сделали что-то не так.
Совесть может наказать эго, вызывая чувство вины. Например, если эго уступает требованиям Ид, суперэго может заставить человека чувствовать себя плохо из-за вины.
Суперэго также несколько коварно, поскольку оно пытается изобразить то, что оно хочет от человека, в грандиозных, блестящих терминах, то, что Фрейд назвал эго-идеалом, возникающим из первой большой любовной привязанности человека (обычно родитель).
- идеальное я (или эго-идеал) представляет собой воображаемую картину того, каким вы должны быть, и представляет карьерные устремления, как относиться к другим людям и как вести себя как член общества.
Предполагается, что дети, воспитанные родителями, испытывают любовь условно (когда они делают что-то правильно), и ребенок усваивает этот опыт в виде серии реальных или воображаемых суждений.
Поведение, которое не соответствует идеальному я, может быть наказано суперэго через чувство вины. Супер-эго также может вознаграждать нас через идеальное «я», когда мы ведем себя «правильно», вызывая чувство гордости.
Чувство вины — очень распространенная проблема из-за всех побуждений и влечений, исходящих от Ид, и всех запретов и кодов Суперэго. Есть множество способов, которыми человек справляется с чувством вины, и они называются защитными механизмами.
Если идеальное «я» человека является слишком высоким стандартом, то все, что он делает, будет означать неудачу. Идеальное Я и совесть во многом определяются в детстве родительскими ценностями и тем, как вас воспитывали.
Ссылки
Фрейд, С. (1920). За пределами принципа удовольствия . СЭ, 18: 1-64.
Фрейд, С. (1923). Эго и Ид . СЭ, 19: 1-66.
Объяснение защитных механизмов в психологии (+ примеры)
Зигмунд Фрейд (1894, 1896) отметил ряд защит эго, на которые он ссылается в своих письменных работах. Его дочь Анна Фрейд (1936) развила эти идеи и усовершенствовала их, добавив десять своих собственных. Многие психоаналитики также добавили дополнительные типы защиты эго.
Защитные механизмы — это психологические стратегии, которые бессознательно используются для защиты человека от тревоги, возникающей из-за неприемлемых мыслей или чувств. Согласно теории Фрейда, защитные механизмы включают искажение реальности таким образом, чтобы мы могли лучше справляться с ситуацией.
Содержание
10 Защитные механизмы: что это такое и как они помогают нам справляться
Мы используем защитные механизмы, чтобы защитить себя от чувства беспокойства или вины, которые возникают, потому что мы чувствуем угрозу или потому что наш идентификатор или суперэго становится слишком требовательным.
Защитные механизмы действуют на бессознательном уровне и помогают предотвратить неприятные чувства (т. е. тревогу) или сделать приятные вещи более приятными для человека.
Механизмы защиты эго естественны и нормальны. Когда они становятся непропорциональными (то есть используются с частотой), развиваются неврозы, такие как тревожные состояния, фобии, навязчивые идеи или истерия.
Вот несколько распространенных защитных механизмов: Существует большое количество защитных механизмов; основные из них приведены ниже.
Отрицание
Отрицание — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, который включает отказ принять реальность, тем самым блокируя внешние события от осознания.
Если ситуация слишком сложна, чтобы справиться с ней, человек может отреагировать отказом воспринимать ее или отрицанием ее существования.
Как вы понимаете, это примитивная и опасная защита – никто не игнорирует реальность и не уходит от нее надолго! Он может работать сам по себе или, чаще, в сочетании с другими, более тонкими поддерживающими его механизмами.
Что является примером отказа?
Многие люди используют отрицание в своей повседневной жизни, чтобы избежать болезненных чувств или областей своей жизни, в которых они не хотят признаваться.
Например, муж может отказаться признавать явные признаки неверности жены. Студент может отказаться признавать свою явную неподготовленность к экзамену!
Подавление
Подавление — это бессознательный защитный механизм, используемый эго для предотвращения осознания беспокоящих или угрожающих мыслей.
Вытеснение, которое Анна Фрейд также называла «мотивированным забыванием», — это именно то, что не может вспомнить угрожающую ситуацию, человека или событие. Мысли, которые часто подавляются, — это мысли, которые могут привести к чувству вины со стороны Супер-Эго.
Это не очень эффективная защита в долгосрочной перспективе, поскольку она включает в себя вытеснение тревожных желаний, идей или воспоминаний в бессознательное, где они, хотя и скрытые, вызывают тревогу.
Подавленные воспоминания могут проявляться подсознательно и в измененных формах, таких как сны или оговорки («оговорки по Фрейду»).
Что является примером репрессий?
Например, при эдиповом комплексе агрессивные мысли об однополых родителях подавляются и вытесняются в бессознательное.
Проекция
Проекция — психологический защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, при котором человек приписывает нежелательные мысли, чувства и мотивы другому человеку.
Проекция, которую Анна Фрейд также называла смещением вовне, почти полная противоположность обращению против себя. Это связано с тенденцией видеть собственные неприемлемые желания в других людях.
Другими словами, желания остались, но они больше не ваши желания.
Что является примером проекции?
Мысли, которые чаще всего проецируются на других, вызывают чувство вины, такие как агрессивные и сексуальные фантазии или мысли.
Например, вы можете кого-то ненавидеть, но ваше суперэго говорит вам, что такая ненависть неприемлема. Вы можете «решить» проблему, поверив, что они вас ненавидят.
Рабочий объем
Смещение — это перенаправление импульса (обычно агрессии) на бессильную замещающую цель. Целью может быть человек или объект, который может служить символической заменой.
Смещение происходит, когда Ид хочет сделать что-то, чего Суперэго не разрешает. Таким образом, Эго находит другой способ высвобождения психической энергии Оно. Таким образом, происходит передача энергии от вытесненного объекта-катексиса к более приемлемому объекту.
Обращение против самого себя — это особая форма перемещения, при которой человек становится собственной замещающей мишенью.
Это обычно используется в отношении ненависти, гнева и агрессии, а не более позитивных импульсов, и это фрейдистское объяснение многих наших чувств неполноценности, вины и депрессии.
Идея о том, что депрессия часто является результатом гнева, который мы отказываемся признавать, принимается многими людьми, как фрейдистами, так и нефрейдистами.
Что является примером смещения?
Тот, кто чувствует себя некомфортно из-за своего сексуального влечения к реальному человеку, может заменить его фетишем.
Тот, кто разочарован своим начальством, может пойти домой и пнуть собаку, избить члена семьи или сжечь кресты.
Регрессия
Регрессия — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, посредством которого эго возвращается к более ранней стадии развития, обычно в ответ на стрессовые ситуации.
Регрессия функционирует как форма отступления, позволяя человеку психологически вернуться в прошлое, к периоду, когда он чувствовал себя в большей безопасности.
Что является примером регрессии?
Когда мы обеспокоены или напуганы, наше поведение часто становится более детским или примитивным.
Ребенок может снова начать сосать палец или мочиться в постель, когда ему нужно провести некоторое время в больнице. Подростки могут безудержно хихикать, когда их вводят в социальную ситуацию с участием противоположного пола.
Сублимация
Сублимация похожа на замещение, но происходит, когда нам удается заменить наши неприемлемые эмоции поведением, которое является конструктивным и социально приемлемым, а не деструктивной деятельностью. Сублимация — один из оригинальных защитных механизмов Анны Фрейд.
Сублимация для Фрейда была краеугольным камнем цивилизованной жизни, так как искусство и наука — это сублимированная сексуальность. (Примечание. Это ценностная концепция, основанная на устремлениях европейского общества конца 1800-го века).
Что является примером сублимации?
Многие великие артисты и музыканты прожили несчастливую жизнь и использовали искусство музыки для самовыражения. Спорт — еще один пример превращения наших эмоций (например, агрессии) во что-то конструктивное.
Например, фиксация на оральной стадии развития может позже привести к поиску орального удовольствия во взрослом возрасте посредством сосания большого пальца, ручки или сигареты. Кроме того, фиксация во время анальной стадии может привести к тому, что человек сублимирует свое желание обращаться с фекалиями с удовольствием от гончарного дела.
Рационализация
Рационализация — это защитный механизм, предложенный Анной Фрейд, включающий когнитивное искажение «фактов», чтобы сделать событие или импульс менее угрожающим. Мы делаем это достаточно часто на достаточно сознательном уровне, когда находим себе оправдания.
Но многим людям с чувствительным эго придумывать оправдания дается так легко, что они даже не осознают этого. Другими словами, многие из нас вполне готовы поверить в свою ложь.
Что является примером рационализации?
Когда человеку трудно принять ситуацию, он придумает логическую причину, почему это произошло. Например, человек может объяснить стихийное бедствие как «божью волю».
Формирование реакции
Формирование реакции, которую Анна Фрейд назвала «верой в обратное», представляет собой психологический защитный механизм, при котором человек выходит за пределы отрицания и ведет себя противоположно тому, что он или она думает или чувствует.
Сознательное поведение используется для сверхкомпенсации беспокойства, которое человек испытывает по поводу своих социально неприемлемых бессознательных мыслей или эмоций.
Обычно реактивное образование характеризуется преувеличенным поведением, таким как эффектность и навязчивость.
Используя формирование реакции, Ид удовлетворяется, сохраняя эго в неведении об истинных мотивах.
Терапевты часто наблюдают формирование реакции у пациентов, которые утверждают, что твердо во что-то верят и злятся на всех, кто не согласен.
Что является примером формирования реакции?
Фрейд утверждал, что мужчины, имеющие предубеждения против гомосексуалистов, защищаются от собственных гомосексуальных чувств, занимая жесткую антигомосексуальную позицию, которая помогает им убедить себя в своей гетеросексуальности.
Другой пример формирования реакции включает послушную дочери, которая любит свою мать, реагируя на свою Эдипову ненависть к матери.
Интроекция
Интроекция, иногда называемая идентификацией, включает в себя принятие собственных личностных характеристик другого человека, потому что это решает некоторые эмоциональные трудности.
Интроекция очень важна для теории Фрейда как механизм, с помощью которого мы развиваем наши супер-эго.
Что является примером интроекции?
Ребенок, которого часто оставляют одного, может каким-то образом попытаться стать «мамой», чтобы уменьшить свои страхи. Иногда вы можете поймать их на том, что они говорят своим куклам или животным не бояться. И мы видим, что ребенок постарше или подросток подражает своей любимой звезде, музыканту или спортивному герою, пытаясь установить свою идентичность.
Идентификация с агрессором
Идентификация с агрессором — это защитный механизм, предложенный Шандором Ференци и позднее разработанный Анной Фрейд.
Жертва перенимает поведение более могущественного и враждебного по отношению к ней человека.
Интернализируя поведение агрессора, «жертва» надеется избежать жестокого обращения, поскольку агрессор может начать чувствовать эмоциональную связь с жертвой, что приводит к чувству сопереживания.
Что является примером идентификации с агрессором?
Идентификация с агрессором — это разновидность интроекции, которая фокусируется на усвоении не общих или положительных черт, а отрицательных или пугающих черт. Если вы кого-то боитесь, вы можете частично победить этот страх, став более похожим на него.
Крайним примером этого является Стокгольмский синдром, когда заложники устанавливают эмоциональную связь со своим захватчиком (ами) и перенимают его поведение.
Пэтти Херст подверглась жестокому обращению со стороны похитителей, однако присоединилась к их Симбионистской Освободительной Армии и даже приняла участие в одном из ограблений банка. На суде ее оправдали, поскольку она была жертвой стокгольмского синдрома.
Ссылки
Ferenczi, S. (1933). Смешение языков у взрослых и детей (стр. 156-67) .
Фрейд, А. (1937). Эго и механизмы защиты , Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа.
Фрейд, С. (1894). Нейропсихозы обороны . СЭ, 3: 41-61.
Фрейд, С. (1896). Дальнейшие замечания о нейропсихозах защиты . СЭ, 3: 157-185.
Фрейд, С. (1933). Новые вводные лекции по психоанализу . Лондон: Hogarth Press и Институт психоанализа. Стр. xi + 240.
Paulhus, D.L., Fridhandler, B., & Hayes, S. (1997). Психологическая защита: современная теория и исследования. В Р. Хоган, Дж. А. Джонсон и С. Р. Бриггс (ред.), Справочник по психологии личности (стр. 543-579). http://dx.doi.org/10.1016/B978-012134645-4/50023-8
Дополнительная литература
- Название действия механизма защиты
- Статья БПС о репрессиях
- Изучение концепции идентификации Ференци с агрессором: ее роль в травмах, повседневной жизни и терапевтических отношениях
- Крамер, П.