Вопрос 21 Понятие личности в психологии. Индивид, личность, индивидуальность, субъект деятельности. Свойства, структура и типология личности.
Личность –это феномен общественного развития, конкретный живой человек, обладающий сознанием самосознанием. Саморегулируемая динамическая функциональная система непрерывно взаимодействующих между собой свойств, отношений и действий, складывающихся в процессе онтогенеза человека.
Структура личности – целостное системное образование, совокупность социально значимых психических свойств, отношений и действий индивида, сложившихся в процессе онтогенеза и определяющих его поведение как поведение сознательного субъекта деятельности и общения.
Согласно Леонтьеву А.Н., личность – качественно новое образование. Оно формируется благодаря жизни в обществе, Поэтому личность может быть только человек, и то лишь достигнув определенного возраста. В ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми – в отношения общественные, и эти отношения становятся личностнообразующими. Со стороны самого человека его формирование и жизнь как личности выступает прежде всего как развитие, то есть деформация, подчинение и переподчинение его мотивов.
Элементами психологической структуры личности являются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Но все это труднообозримое число свойств личности психологи пытаются условно уложить в некоторое количество подструктур.
Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые, свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента.
Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических особенностей человека, то есть индивидуальные проявления памяти, восприятия , ощущения, мышления, способности, зависящие как от врожденных факторов, так и от тренировки развития, совершенствования этих качеств.
Далее, уровнем личности является индивидуальный и социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, умения, навыки и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер.
Высшим уровнем личности является направленность, включающая влечение, желание, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрения, особенности характера, самооценки. Подструктура направленности личности наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен.
Различие между собой многопланово: на каждый из подструктур имеется различие убеждений и интересов, опыта и знаний, способностей и умений, темперамента и характера.
Индивид — это единичный представитель вида «homo sapiens» . Как индивиды люди отличаются друг от друга не только морфологическими особенностями (такими, как рост, телесная конституция и цвет глаз), но и психологическими свойствами (способностями, темпераментом, эмоциональностью). Индивид – это биологический организм. носитель общих наследственных свойств биологического вида ( индивидом рождается каждый человек). Индивидуальность — это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт).
В психологии существует 2 главных направления исследования личности:
— В основе первого лежит выделение в личности тех или иных черт-В основе второго – определение типов личности
Структура психических свойств личности В качестве относительно самостоятельных компонентов структуры личности (ее подструктур) можно выделить: 1) динамику ее психических процессов — темперамент; 2) психические возможности личности, в отдельных видах деятельности — способности; 3) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение; 4) проявляясь в соответствующих обобщенных способах поведения, направленность обусловливает характер личности. Психические свойства многосистемны, то есть они по-разному проявляются в различных системах взаимосвязей. Можно выделить свойства личности как субъекта познания, трудовой деятельности, общения.
30. Понятие личности, структура личности. Свойства личности.
Личность – сознательный индивид, который занимает определенное место в обществе и выполняет определенные общественные функции. Личность – совокупность психологических качеств, которые характеризуют каждого отдельного человека. Личность – системные качества индивида, формирующиеся в процессе деятельности и общения. Личность – качественное новообразование, формирующееся благодаря жизни в обществе, поэтому личностью может быть только человек достигнувший определенного возраста. Свойства личности: — активность – способность преобразовывать окружающий мир, проявляется в общении, саморазвитии, творчестве, совместной деятельности. – устойчивость – относительное постоянство личностных свойств проявляется в тенденции реагировать одинаковым способом в однотипных ситуациях. Данная тенденция стабилизируется с возрастом. Проявляется в установках. Бывает +/-. – целостность – взаимосвязь психических процессов и свойств, образующих единую структуру личности. Проявляется в системности и осознании. Осознанность – степень осознанности своего отношения к действительности. – направленность – устойчивая система мотивов, которые проявляются в поведении человека. Наиболее значимы мотивы высшего порядка. Направленность определяется мотивами и целями, как только появляется мотив созревает цель. Элементы личности: темперамент, характер, способномти, направленность. Темперамент – особенность нейродинамической организации индивида. Характер – совокупность устойчивых прижизненно формируемых свойств. Способности – сочетание психических свойств являющихся условием успешного выполнения одной или нескольких видов деятельности. Направленность — устойчивая система мотивов, которые проявляются в поведении человека. Наиболее значимы мотивы высшего порядка. Сферы личности. 1 – потребностная. 2 – эмоционально-волевая – эмоциональные реакции, отношения к окружающему миру, усилия и их переживания. 3 – когнитивно-познавательная – получение, хранение, узнавание, воспроизведение, забывание, преобразование информации. 4 – морально-нравственная. 5 – экзистенциально-бытийная – вопросы переживания своей самости, свойств личности своего бытия. 6 – действенно-практическая – проявление человека как деятеля практически реализующего себя. 7 – межличностная – межличностные взаимоотношения, отношение и обмен информацией. Потенциалы личности. 1 – познавательный – объем и качество информации, которой располагает личностьи психологические качества, обеспечивающие продуктивность познавательной деятельности человека. 2 – морально-нравственный – приобретенный личностью в процессе социализации нравственно-этические нормы, жизненные цели, стремления и убеждения. 3 – творческий – умения и навыки, способности к действию и их реализации в определенной сфере деятельности. 4 – коммуникативный – зависит от общительности, характера и прочности контактов с другими людьми. Способность выражается в системности и разнообразии социальных ролей которые играет личность. 5 – эстетический – уровень содержания и интенсивности потребностей личности в прекрасном и то как она их удовлетворяет. Активность реализации в творчестве, потреблении произведения искусства. Основные аспекты изучения личности. Человек как объект изучения и предмет познания. Подходы изучения личности. 1 – общетеоретический – изучает общие психические явления, которые присуще человеку => занимается общая психология. 2 – с точки зрения индивидуальности каждого человека => дифференциальная. 3 – экспериментальный – Бехтерев, Сеченов. 4 – комплексный – Ананьев – центральным изучением психологии не личность, а человек, нужно рассматривать все в целом (и биологическое и социальное). Ядро психологии – синтез разных наук. 5 – современный – биопсихосоциальная – Ананьев.
7. Личность. Подходы к структуре личности. Теории личности. Структура и свойства личности
Личность — это человек, взятый в системе таких его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми, определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих.
Л.И. Божович считает, что личностью следует называть человека, достигшего определенного уровня психического развития. Этот уровень характеризуется тем, что в процессе самопознания человек начинает воспринимать и переживать самого себя как единое целое, отличное от других людей и отражающееся в понятии «Я».
Я – результат выделения человеком самого себя из окружающей среды, позволяющий ему ощущать себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, переживать свою целостность и тождественность с самим собой – как в отношении своего прошлого, так настоящего и будущего.
Теория личности — это совокупность гипотез, или предположений о природе и механизмах развития личности. Теория личности пытается не только объяснить, но и предсказать поведение человека.
В науке о личности сложилось семь довольно устойчивых теорий личности. Выделяют психодинамическую, аналитическую, гуманистическую, когнитивную, поведенческую, деятельностную и диспозитивную теории личности.
Основоположником психодинамической теории личности, также известной под названием «классический психоанализ», является австрийский ученный З. Фрейд. В рамках психодинамической теории личность — это система сексуальных и агрессивных мотивов, с одной стороны, и защитных механизмов — с другой, а структура личности представляет собой индивидуально различное соотношение отдельных свойств, отдельных блоков (инстанций) и защитных механизмов.
Аналитическая теория личности близка к теории классического психоанализа, так как имеет с ней много общих корней. Наиболее ярким представителем этого подхода является швейцарский исследователь К. Юнг. Согласно аналитической теории, личность — это совокупность врожденных и реализованных архетипов, а структура личности определяется как индивидуальное своеобразие соотношения отдельных свойств архетипов, отдельных блоков бессознательного и сознательного, а также экстравертированной или интровертированной установок личности.
Сторонники гуманистической теории личности в психологии (К. Роджерс и А. Маслоу) главным источником развития личности считают врожденные тенденции к самоактуализации. В рамках гуманистической теории, личность — это внутренний мир человеческого «Я» как результат самоактуализации, а структура личности — это индивидуальное соотношение «реального Я» и «идеального Я», а также индивидуальный уровень развития потребностей в самоактуализации.
Когнитивная теория личности близка к гуманистической, однако в ней имеется ряд существенных отличий. Основоположником этого подхода является американский психолог Дж. Келли. По его мнению, единственное, что человек хочет знать в жизни, — это то, что с ним произошло и что с ним произойдет в будущем. Согласно когнитивной теории, личность — это система организованных личностных конструктов, в которых перерабатывается (воспринимается и интерпретируется) личный опыт человека. Структура личности в рамках данного подхода рассматривается как индивидуально своеобразная иерархия конструктов.
Поведенческая теория личности имеет еще и другое название — «наученческая», поскольку главный тезис данной теории гласит: наша личность является продуктом научения. В рамках данного подхода, личность — это система социальных навыков и условных рефлексов, с одной стороны, и система внутренних факторов: самоэффективности, субъективной значимости и доступности — с другой. Согласно поведенческой теории личности, структура личности — это сложно организованная иерархия рефлексов или социальных навыков, в которой ведущую роль играют внутренние блоки самоэффективности, субъективной значимости и доступности.
Деятельностная теория личности получила наибольшее распространение в отечественной психологии. Среди исследователей, внесших наибольший вклад в ее развитие, следует назвать, прежде всего, С. Л. Рубинштейна, К. А. Абульханову-Славскую, А. В. Брушлинского. В рамках деятельностной теории, личность — это сознательный субъект, занимающийся определенное положение в обществе и выполняющий социально полезную общественную роль. Структура личности — это сложно организованная иерархия отдельных свойств, блоков (направленности, способностей, характера, самоконтроля) и системных экзистеционально-бытийных свойств личности.
Сторонники диспозициональной теории личности считают главным источником развития личности факторы генно-средового взаимодействия, причем одни направления подчеркивают преимущественно влияния со стороны генетики, другие — со стороны среды. В рамках диспозициональной теории, личность — это сложная система формально-динамических свойств (темперамента), черт и социально обусловленных свойств. Структура личности — это организованная иерархия отдельных биологически детерминированных свойств, входящих в определенные соотношения и образующих определенные типы темперамента и черт, а также совокупность содержательных свойств.
Структура личности по Фрейду
З.Фрейд первым выделил в структуре личности сознательный и бессознательный компоненты, на основе которых строилась дальнейшая теория психоанализа.
По мнению Фрейда, сознание и бессознательное находятся в постоянном конфликте, и задачей психоаналитика является установление гармонии и равновесия двух важнейших сторон человеческой психики.
Бессознательное, по Фрейду, включает в себя Оно (или Ид), которое отвечает за важнейшие человеческие инстинкты — либидо (или инстинкт жизни, сексуальная энергия) и тонатос (или инстинкт смерти).
Оба эти инстинкта, согласно мнению основателя психоанализа, являются подлинными двигателями человеческой жизни. Из сублимации либидо, например, возникла потребность в творчестве, а необходимость контроля над иррациональными инстинктами повлияла на возникновение табу в человеческом обществе.
К бессознательному также относится Сверх-Я (Супер-Эго), которое включает в себя моральные нормы и предписания, выполняя роль цензора в структуре психики. Сознательная часть личности — Я или Эго — призвана поддерживать гармонию между Оно и Сверх-Я, уравновешивать человеческое стремление к удовольствиям и необходимость подчиняться определенным моральным стандартам.
Свойства личности
Темперамент является биологическим фундаментом, на котором формируется личность.
Темперамент — врожденные особенности индивида, проявляющиеся в интенсивности, темпе и ритме протекания психических процессов и состояний.
Характер: у каждого человека черты и качества соединены по-разному. Неповторимое, индивидуальное сочетание психологических черт личности представляет собой характер.
Характер — это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самому себе.
Способность — определяются как такие индивидуально-психологические особенности субъекта, кои выражают его готовность к овладению некоими видами деятельности и их успешному выполнению, являются условием их успешного выполнения. Под ними понимается высокий уровень интеграции и генерализации психических процессов, свойств, отношений, действий и их систем, отвечающих требованиям деятельности. Включают в себя как отдельные знания, умения и навыки, так и готовность к обучению новым способам и приемам деятельности. [1,2,3]
studfiles.net
Понятие «личность», структура и свойства личности
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 6Следующая ⇒
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей. Понятие личности связано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. Движущей силой развития личности являются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения. Развитие личности — это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Структура личности (тоже что и свойства):
темперамент (динамика психических процессов) способности (психические возможности личности, в отдельных видах деятельности) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрение характер личности
Психологическая стуктура личности – представляет собой целостное системное образование, совокупнолсть социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и постпков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность. Подструктуры личности:
биологически обусловленная подструктура (возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента) индивидуальная подструктура (индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств) индивидуальный социальный опыт (приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер) подструктура направленности личности (наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен)
.Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.
Творчество — деятельность, приводящая к открытию или созданию нового:
– к новому знанию в случае познания-открытия
– к новому благу в случае изобретения
– к новой красоте, эстетике в случае художественной деятельности
– к новым достижениям в спорте.
3 аспекта творчества:
1. Творчество как создание духовных и материальных ценностей — ценностный (аксиологический) аспект.
2. Творчество как создание или открытие нового, небывалого — эвристический аспект.
3. Творчество как самовыражение, самоутверждение и самосовершенствование человека — гуманистический аспект.
Основные элементы всякого творчества: вдохновение и труд.
Вдохновение — настрой на творчество, творческое горение. В основе всякого творчества лежит игровая деятельность. Однако творчество , так же серьезно, целенаправленно, как и труд.
Творческий труд — необходимый элемент творческого процесса.
Творчество не просто является промежуточным звеном между трудом и отдыхом, а связывает их. задаток > способность > талант > гений
Методы диагностики творческих способностей личности:
Творческие способности относятся к дивергентному мышлению, т.е. типу мышления, идущему в различных направлениях от проблемы, отталкиваясь от ее содержания.
Типичное — конвергентное мышление — направлено на поиск из множества решений единственно верного. Все исследования, посвященные изучению креативности, можно разделить на две области: «познавательное» направление — исследования, базирующиеся на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Дж. Гилфорд,С. Тэйлор, Э. Торренс, А.Я. Пономарев, С. Медник. «портрет творческой личности» — изучает креативность с позиции своеобразия личностных особенностей креативов. Выявление присущих творческой личности характеристик, определение личностных, мотивационных и социокультурных коррелятов креативности. Наиболее яркими представителями данного направления являются: Ф. Баррон,А. Маслоу, Д.Б. Богоявленская.
. Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема. Пути нравственного воспитания личности
Социальное формирование личности — естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием. Развитие — это направленное, закономерное изменение чего-либо под влиянием внешних и внутренних факторов.
Внешние факторы – особенности воспитания человека,
Внутренние факторы– желание совершенствоваться.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека. Биогенное направление — развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот человек (не имеет достаточных оснований, т.к. наследственность определяет только возможное, но не достаточное для социального развития личности)
Социогенное направление — человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю.( Однако реальная жизнь такова, что далеко не все можно сформировать и развить у ребенка, что хотел бы воспитатель. Имеют место факты, когда воспитатель, не реализовав собственный позитивный потенциал в развитии и воспитании ребенка, формирует у него качества, которые впоследствии негативно скажутся на саморазвитии и самореализации. Характерно, что если не считаться с возможностями ребенка, то можно «сломать» его, разрушить личность). В процессе социализации происходит персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).
Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений;способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;способствует нравственному самовоспитанию личности.
Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей: потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.
Существует тесная связь между формированием нравственной потребности и практической деятельностью. Трудовая деятельность без использования других факторов не дает значительных успехов в нравственном воспитании. Для развития нравственных потребностей имеет значение не только предметная деятельность, но и идейно-политические и социально-психологические воздействия на личность.
Особое место в системе нравственного воспитания занимают нравственные привычки. Привычка к поведению, определяемому глубоко усвоенными нравственными нормами,— показатель устойчивости морального мотива.
:Нравственность является внутренней установкой человека
Мораль (наряду с законом) является только внешним требованием к поведению индивида.
Рекомендуемые страницы:
lektsia.com
33. Понятие и структура личности.
Наиболее общим является понятие «человек» – биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Жизнь и деятельность человека обусловлены единством и взаимодействием биологического и социального факторов, при ведущей роли социального фактора.
Поскольку сознание, речь и пр. не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, то используют понятие «индивид» как биологический организм, носитель общих генотипических наследственных свойств биологического вида (индивидом мы рождаемся) и понятие «личность» как социально-психологическая сущность человека, формирующаяся в результате усвоения человеком общественных форм сознания и доведения, общественно-исторического опыта человечества (личностью мы становимся под влиянием жизни в обществе, воспитания, обучения, общения, взаимодействия).
Личность есть понятие социальное, она выражает все, что есть в человеке надприродного, исторического. Личность не врожденна, но возникает в результате культурного и социального развития. Индивидуальность выражается в наличии разного опыта, знаний, мнений, убеждений, в различиях характера и темперамента, индивидуальность свою мы доказываем, утверждаем.
Элементами психологической структуры личностиявляются ее психологические свойства и особенности, обычно называемые «чертами личности». Низшим уровнем личности является биологически обусловленная подструктура, в которую входят возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента. Следующая подструктура включает в себя индивидуальные особенности психических процессов человека, т.е. индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств. Далее, уровнем личности является также ее индивидуальный социальный опыт, в который входят приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки. Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер. Высшим уровнем личности является ее направленность, включающая влечения, желания, интересы, склонности, идеалы, взгляды, убеждения человека, его мировоззрение, особенности характера, самооценки.
34. Соотношение понятий личность, индивид, индивидуальность, субъект, человек.
«человек»– биосоциальное существо, обладающее членораздельной речью, сознанием, высшими психическими функциями (абстрактно-логическое мышление, логическая память и т. д.), способное создавать орудия, пользоваться ими в процессе общественного труда. Эти специфические человеческие свойства (речь, сознание, трудовая деятельность и пр.) не передаются людям в порядке биологической наследственности, а формируются у них прижизненно, в процессе усвоения ими культуры, созданной предшествующими поколениями. Необходимые условия усвоения ребенком общественно-исторического опыта: 1) общение ребенка со взрослыми людьми, в ходе которого ребенок обучается адекватной деятельности, усваивает человеческую культуру; 2) чтобы овладеть теми предметами, которые являются продуктами исторического развития, необходимо осуществить по отношению к ним не любую, а такую адекватную деятельность, которая будет воспроизводить в себе существенные общественно выработанные способы деятельности человека и человечества.
Индивид – в понятии выражена родовая принадлежность человека. Появляясь на свет, как индивид, человек постепенно приобретает особое социальное качество, становитсяличностью.
Индивидуальность– сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, его отличие от других людей одна из сторон личности.
Академик А.В.Петровский определяет личностькак системное сверхчувственное социальное качество. приобретаемое индивидом в предметной деятельности и общении, характеризует уровень и качество представленности общественных отношений в индивиде.
Личность– системное качество, т.к. охарактеризовать личность можно только увидев ее в системе межличностных отношений в совместной коллективной деятельности.
Личность — системное качество, характеризующееся набором устойчивых признаков (темперамента, характера, способностей, установок), определяющее свойственный данному человеку способ взаимоотношения с миром и другими людьми. Черты, характеризующие личность, частично обусловлены генетически, т.е. врожденны, частично зависят от влияния среды, формируются в процессе общения. Но несмотря на врожденный характер некоторых составляющих, само это системное качество может возникнуть лишь при условии общественного воспитания.
Структура личности:
интериндивидная – сфера ее существования – связи между индивидами, межличностные отношения.
интраиндивидная – личность – свойство, присущее самому субъекту, личностное погружено во внутреннее пространство бытия индивида.
метаиндивидная – каждый индивид воздействует на других. Характеристики индивида можно искать в других. Личность персонализируется в других людях.
Сферы личности: потребностно-мотивационная, волевая и познавательная.
studfiles.net
Понятие «личность», структура и свойства личности.
Личность — система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.Понятие личностисвязано с понятием индивидуальности — с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия.
Личность характеризуется уровнем осознанности своих отношений и их устойчивостью. Движущей силой развитияличностиявляются внутренние противоречия между постоянно растущими общественно обусловленными потребностями и возможностями их удовлетворения.Развитие личности— это постоянное расширение ее возможностей и формирование новых потребностей.
Структура личности (тоже что и свойства):
1темперамент (динамика психических процессов)
способности (психические возможности личности, в отдельных видах деятельности) направленность личности — характерные для нее потребности, мотивы, чувства, интересы, оценки, симпатии и антипатии, идеалы и мировоззрениехарактер личности
Психологическая стуктура личности– представляет собой целостное системное образование, совокупнолсть социально значимых свойств, качеств, позиций, отношений, алгоритмов действий и постпков человека, сложившихся прижизненно и определяющих его поведение и деятельность.
Подструктуры личности:
биологически обусловленная подструктура(возрастные, половые свойства психики, врожденные свойства типа нервной системы и темперамента) индивидуальная подструктура(индивидуальные проявления памяти, восприятия, ощущений, мышления, способностей, зависящих как от врожденных факторов, так и от тренировки, развития, совершенствования этих качеств)
индивидуальный социальный опыт(приобретенные человеком знания, навыки, умения и привычки.Эта подструктура формируется преимущественно в процессе обучения, имеет социальный характер)
подструктура направленности личности(наиболее социально обусловлена, формируется под влиянием воспитания в обществе, наиболее полно отражает идеологию общности, в которую человек включен
Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.
Сущность творчества. Методы диагностики творческих способностей личности.
Творчество — создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей. Оно позволяет людям передать свои мысли и переживания и вместе с тем ограничивает их, задает определенные рамки самовыражения и познания. Творчество, с одной стороны, отражает прошлое народа, а с другой — определяет многие особенности его психологии, а значит влияет на настоящее и будущее. Существуют два основных понимания творчества: Творчество — социально обусловленная духовно-практическая деятельность, целью которой является создание новых, социально-значимых и эстетических конструкций. Творчество — постепенное творение человеком самого себя, самоусовершенствование личности независимо от социальной среды.
Творчество рассматривается как форма человеческой активности, выполняющая преобразующую функцию, и как основа внутреннего механизма всех когнитивных процессов — восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения.
Вопрос о том, что позволяет одному человеку творить, а другого лишает этой возможности, волновал умы известных ученых. Долгое время господствовал взгляд о невозможности алгоритмизации и обучения творческому процессу. Но появилась гипотеза о том, что способность к творчеству можно развивать.
Выделили стадии процесса творчества (англ. уч. Г.Уоллес):
- Подготовка (зарождение идеи).
- Созревание (концентрация, добывание недостающих сведений).
- Озарение (интуитивное схватывание искомого результата).
- Проверка.
Результатом творчества является творческий продукт, отличающийся новизной, оригинальностью, уникальностью. В нем проявляется активность бессознательных психических процессов.
Способность человека к творчеству проявляется в процессе его жизнедеятельности, при этом любой из видов деятельности может осуществляться индивидом, как на репродуктивном, так и на творческом уровне. Степень проявления творчества обусловлена, с одной стороны, творческим потенциалом самого человека, а с другой — уровнем его активности в развитии и реализации собственного творческого потенциала.
Методы диагностики творч. способностей:
Наблюдение, тестирование, эксперимент, опрос.
Методики диагностики творческих способностей предназначены, в первую очередь, для фактического определения креативных личностей в конкретной выборке на момент тестирования.
.
Воспитание нравственной личности как социально-педагогическая проблема. Пути нравственного воспитания личности.
Социальное формирование личности— естественный непрерывный процесс. От него зависит, каким становится человек как личность, в какой степени и как он реализует себя в жизни, как влияет на среду жизнедеятельности. Многие социальные проблемы человека и способность самостоятельно решать их в основном определяются его социальным развитием.
В социальной педагогике существуют биогенное (биогенетическое) и социогенное (социогенетическое) направления, определяющие своеобразие перспектив социального развития и воспитания человека.
Биогенное направление — развитие человека предопределено наследственностью. Именно от нее зависит, кем может стать в будущем этот
Социогенное направление — человек с рождения очень динамичен и из него можно «лепить» все, что угодно воспитателю
В процессе социализации происходит персонализация (от лат. persona — личность) — процесс, в результате которого субъект получает идеальную представленность в жизнедеятельности других людей и может выступать в общественной жизни как личность (Петровский).
Нравственное просвещение выполняет несколько воспитательных функций:дает широкое представление о нравственных ценностях человеческой жизни и культуры; влияет на формирование нравственных представлений, понятий, взглядов, суждении, оценок и на этой основе на формирование нравственных убеждений; способствует осмыслению и обогащению собственного нравственного опыта корректирует знания в области морали, полученные из различных источников;способствует нравственному самовоспитанию личности.
Нравственное развитие личности включает формирование нравственных потребностей:потребности в труде, в общении, в освоении культурных ценностей, в развитии познавательных способностей и т. п. Эти потребности развиваются в реальном опыте деятельности и отношений. В процессе многообразной деятельности формируются социально полезные навыки поведения, нравственные привычки, устойчивые отношения.
Нравственное воспитание — формирует нравственные понятия, суждения, чувства и убеждения, навыки и привычки поведения, соответствующие нормам общества. В основе нравственного воспитания подрастающего поколения лежат как общечеловеческие ценности, непреходящие моральные нормы, выработанные людьми в процессе исторического развития общества, так и новые принципы и нормы, возникшие на современном этапе развития общества.
Словесные методы-Рассказ, беседа, инструктаж
Практические методы -Упражнения, тренировка, самоуправление и др.
Наглядные методы— Иллюстрирование, показ, предъявление материала и др.
Направления воспитания личности:
Духовно-нравственное
Физическое
Интеллектуальное
Трудовое
Патриотическое
Экологическое
Эстетическое
Пути
Нравственное просвещение осуществляется различными путями, главным образом путем проведения этических бесед, лекций, диспутов, комсомольских собраний, пионерских сборов, тематических школьных вечеров, встреч с представителями различных профессий, читательских конференций и т. д.
Нравственное просвещение достигает наибольшей эффективности, когда знания в области морали сопровождаются этическими переживаниями.
infopedia.su
Понятие личности и ее структура
Каждый человек обладает индивидуальностью, которая отличает его от других людей. Индивидуальные черты характера человека – это свойственный только ему образ мышления, переживания и действия. Если модель поведения человека бросается в глаза своей непохожестью и постоянством, о нем обычно говорят, что он – сильная личность.
В рамках изучения личности рассматриваются три следующих вопроса:
1. Сущность понятия личности;
2. Соотношение понятий – «человек», «индивид», «личность»;
3. Структура личности.
Личность – это человек, обладающий характерным для него сознанием, мышлением и поведением.
Понятие «личность» происходит от латинского persona – роль, маска, положение, лицо.
«Личиной» в древнем театре называли маску, которую актер надевал на лицо. Варианты ее можно увидеть сейчас на фронтонах зданий театров и театральных афишах. Маска была характерной – «герой», «злодей», «несчастный», «любовник» и другие. Она указывала ту роль, которую актер играл в представлении.
Личность в психологии – системное социальное качество человека, главная целостная характеристика его внутреннего мира. Это мера развития человека как носителя сознания, интеллекта, культуры, морали, защитника и творца человеческих ценностей. В этих ипостасях каждый человек предстает как член цивилизованного общества, определенной социальной группы, как гражданин и созидатель. Однако у разных людей эти характеристики индивидуализированы.
Многие психологи делят внутренниесвойства человека на относящиеся к личностным, и не относящиеся.
В число относящихся к личностным обычно включают: относительно устойчивые приобретенные или развитыесвойства; свойства, определяющие индивидуальность через социально-значи-мые черты и поступки.
В число не относящихся к личностным включают: природно обусловленныесвойства, не зависящие от жизни в обществе; психологические особенности человека в процессах познания или деятельности, не связанные с отношением к людям.
Гений русской и мировой литературы Л.Н. Толстой знаменит созданием и виртуозным описанием множества ярких и колоритных персонажей – личностей. Литературные герои Толстого, действуя в разных жизненных ситуациях, проявляют свои личностные черты от высоких до низменных, вызывая у читателя широчайшую гамму чувств и отношений.
Наряду с понятием «личность», психология управления оперирует такими терминами, как «человек», «индивид», «индивидуальность». Соотношение указанных понятий представлено на рисунке 3.1.
Рисунок 3.1 – Соотношение понятий
Человек – это наиболее объемное (широкое) понятие. Оно является родовым, и включает генетическую предрасположенность к развитию физиологических качеств и психических свойств, присущих индивиду. В процессе труда и общения человек развивает в себе специфические способности.
Как живое существо, человек подчиняется основным природным законам (физиологическим), а как существо социальное – законам развития общества.
Индивид – понятие более узкое, чем «человек», но оно шире категории «личность». Индивид рассматривается как единичный представитель вида homo sapiens. Индивид содержит как морфологические особенности (рост, телесная конституция, цвет волос, глаз), так и психологические (характер, темперамент).
Индивидуальность – специфическое понятие, которое пронизывает термины «человек» и «индивид». Оно понимается как единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Индивидуальность отражает психофизическую структуру человека: физические и психические особенности, темперамент и характер, интеллект и мировоззрение, жизненный опыт.
Понятие «индивидуальность» многогранно. Однако оно, в первую очередь, обозначает психологические (духовные) качества человека. Сущность индивидуальности проявляется в способности человека в любой ситуации оставаться самим собой, быть самостоятельным и независимым.
Становление индивидуальности происходит в ходе индивидуализации человека. Индивидуализация является процессом самоидентификации и самообособления личности, ее выделенности из сообщества, оформление ее уникальности и неповторимости.
Становление личности можно рассматривать как процесс внутреннего развития человека и вхождения его в общество. Этот процесс включает освоение человеком своей национальной и родовой сущности. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных ролей, функций, норм и правил поведения. При этом формируются навыки выстраивания отношений с другими людьми.
Сформированная личность есть субъект самостоятельного, свободного и ответственного поведения в социуме, а также индивидуальной жизнедеятельности.
Внутренний мир личности в макроструктурном отношенииможно представить в виде трех психологических сфер: направленности, операционной и модуляционной. Сферы действуют на двух уровнях: задающем и обслуживающем. Сферы связаны между собой, и находятся в определенном соподчинении. Макроструктура внутреннего мира личности представлена на рисунке 3.2.
Рисунок 3.2 – Макроструктура внутреннего мира личности
Сфера направленности включает все внутренние побудительные силы личности: взгляды, убеждения, идеалы, потребности, интересы, цели, жизненные планы, склонности, установки и другое. Она определяет избирательную направленность активности и отношений личности, вовлекая в них потоки психических процессов: внимание, восприятие, мышление, возникающие в других психических сферах.
Сфера направленности влияет на степень, характер и способ использования возможностей, имеющихся у личности. Она отвечает за то, ради чего живет человек, что его влечет, к чему он стремится, куда прикладывает силы, чего добивается.
Сфере направленности принадлежит системообразующая, зада-ющая, приоритетная роль в психической деятельности. Она в наибольшей степени характеризует личность.
Операциональная сфера включает способы и средства, как элементы психики, которыми обладает личность. Способы и средства используются для достижения целей, определяемых сферой направленности.
Личность характеризуется тем, что она делает. Кроме того, важное значение имеет то, как она делает, какими способами достигает поставленной цели, какими средствами удовлетворяет потребности. В этом заключается социальная значимость операционной сферы.
Модуляционная сфера не определяет цели или способы. Но она оказывает динамическое влияние на их проявления. Поэтому данную сферу иногда называют психофизиологической.
Динамическое влияние модуляционной сферы проявляется в разной степени подвижности, скорости, гибкости, согласованности, эмоциональной окрашенности всех психических процессов и состо-яний. В иерархии сфер модуляционная сфера является низшей, обслуживающей. Ее социальная роль минимальна.
Исходя из сущности понятия «личность» можно установить ее структуру. В нее должны войти свойства, которые относительно устойчивы, выработаны в ходе жизнедеятельности человека, и имеют социальное значение.
Структура личности – это совокупность внутренних свойств и качеств индивида в их взаимосвязи.
Структура является сложным образованием. В нее входят две группы свойств (качеств) личности.
Первая группа свойств личности дается от природы, а затем человек развивает (совершенствует) их в ходе своей жизнедеятельности. Это способности, характер и темперамент.
Вторая – личностные свойства, которые не даются от природы, а приобретаются в ходе жизнедеятельности и социализации человека. Это мотивы, воля и эмоции. Две группы вместе и составляют структуру личности (рисунок 3.3).
Рисунок 3.3 – Структура личности
infopedia.su