Разное

Стиль педагогической деятельности демократический: Демократичный стиль общения. Стили педагогической деятельности: доминирование, равноправие и безразличие

Стили преподавания — найди свой — REPIT Блог

Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать? 

Стили преподавания

Стиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.

В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.

Авторитарный стиль преподавания

Коротко: учитель — мудрый мастер, а ученики — неопытные подмастерья.

Учитель не видит в учениках равноправных участников учебного процесса, а управляет ими. В такой системе координат учитель не считает нужным аргументировать, почему он прав в той или иной ситуации. Каждый ученик рассматривается учителем как белый лист, не имеющий никаких индивидуальных особенностей.

Такой учитель стремится контролировать даже мелкие действия учеников: ответы на уроке только по поднятой руке, внеурочные беседы, строгое молчание, когда учитель говорит, и так далее. В качестве инструментов воздействия используются приказы, поучения, запреты и ограничения.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: волевой человек с твёрдым характером и без лишних эмоций. Часто может наблюдаться неудовлетворённость своей деятельностью.

Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют последнюю надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.

Пример: «Берем ручки, открываем тетрадки, записываем и не разговариваем!»

Демократический стиль преподавания

Коротко: учитель и ученики — на равных.

Педагог доброжелательно и терпеливо относится к своих ученикам, воспринимая каждого из них как самостоятельную личность. Учитель готов прислушиваться к мнениям учеников и уважать их выбор.

Отношения строятся на доверии и взаимной ответственности. Каждый понимает свои права и обязанности, а решения принимаются на основе конкретных аргументов. В качестве инструментов воздействия просьбы, советы. Присутствует ненавязчивый контроль за учениками. Однако для себя учитель всегда должен держать ситуацию под контролем, иначе есть риск уйти в либерально-попустительский стиль.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: понимающий и эмпатичный профессионал, любящий своё дело.

При такой форме взаимодействия у учеников с самого начала формируются чувство ответственности, логическое понимание своих действий и способность формировать собственное мнение. С учителем часто складываются уважительные и даже дружеские отношения.

Пример: «Ребята, предлагаю вам сейчас прочитать этот текст, потому что он поможет вам составить своё мнение о теме урока. »

Либерально-попустительский стиль преподавания

Коротко: учитель вообще не контролирует ситуацию. 

Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.

Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.

Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.

При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.

Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»

Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:

Методы преподавания: как обучают в 21 веке?

Стиль педагогического общения и проблемы его классификации



В статье рассмотрено понятие «педагогическое общение» как коммуникативный феномен; проанализированы различные стили педагогического общения: авторитарный, либеральный и демократичный. Дана характеристика психолого-педагогической специфики разных стилей общения, их позитивных и негативных проявлений в пространстве педагогических коммуникаций. Также приведена иная классификация, основанная на более тонком научном подходе на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека.

Ключевые слова: образование личности, стили педагогического общения, педагогическое взаимодействие.

Образование — это не просто деятельность, направленная на развитие личности, это помощь в изменении внутреннего эмоционально-когнитивного опыта ребенка, вследствие его обучения и воспитания. То есть, помощь в осознании ребенком своих собственных устремлений и возможностей, в развитии его способностей и личностного роста в целом. Предполагается, что эта деятельность способствует развитию духовных потребностей в познании, рефлексии, красоте, творчестве и раскрытию «индивидуальных дарований личности в согласии с предпосылками и побудительными мотивами…».

Успешность развития личности обучающегося зависит от благополучной психологической ситуации. А одним из оснований этого благополучия является правильно выбранный стиль педагогического общения.

Общение взрослого с ребенком, учителя с учениками — это сотрудничество, которое создаёт зоны ближайшего развития личности, её индивидуальные качества, потребности и мировосприятие.

Непосредственное, живое общение рождает эмоции, переживания, аффекты, что является условием личностного роста обучающегося. А эффективность этого общения, его влияние, оказываемое на ученика, зависит от выбранного учителем стиля общения.

Стиль педагогического общения — это некоторый набор типичных требований и приемов обучающего и воспитательного характера, в которых заключены ожидаемые результаты ответного поведения обучающихся. Стиль педагогического общения или руководства выражается в различных формах организации деятельности учителя и ученика и их общения.

Педагогическое общение в целом имеет определенную специфику. Эта специфика обусловлена различными планируемыми позициями (функциональными, социальными и т. д.), ролями субъектов общения. В процессе педагогического общения преподаватель исполняет свои ролевые обязанности по руководству образовательным процессом.

Эффективность этого выбора и действия этих форм зависит, в том числе, и от уровня профессионального педагогического уровня учителя. Стиль педагогического общения состоит из возможностей педагога к коммуникации, характера взаимоотношений учителя и учеников их личностных и межличностных особенностей. Будучи категорией, социально и нравственно насыщенной стиль общения прямо отражает педагогическую культуру учителя, а также общую культуру педагога.

Отечественная психолого-педагогическая наука традиционно выделяет три основных стиля педагогического взаимодействия: авторитарный, демократический и либеральный.

В рамках научной дискуссии предлагается иная классификация стилей педагогического взаимодействия, произведенная на основании анализа психологических механизмов, определяющих коммуникативную стратегию человека. Такая классификация позволяет выделить три принципиально различных по своей психологической природе стиля: авторитарный, манипулятивный и диалогический.

Для полного, разностороннего и эффективного раскрытия содержания стилей педагогического общения из иной классификации необходимо взять несколько критериев: — понимание или непонимание других участников общения и специфика этого понимания; — развитие, которое получают (или не получают) участники педагогического взаимодействия.

Авторитарный стиль проявляется в централизации всего учебно-воспитательного процесса на личности авторитара, в единоличном осуществлении управленческих функций, в использовании преимущественно распоряжений, указаний. Авторитарность обнаруживается в снижении самоанализа и самоконтроля педагога и значительно сдерживает развитие самостоятельности и активности обучающихся. «Авторитарный стиль общения, по данным Н. Ф. Масловой, порождает неадекватную самооценку учащихся, прививает культ силы, формирует невротиков, вызывает неадекватный уровень притязаний в общении с окружающими людьми» [3].

Как показывают многочисленные исследования, в психологической природе авторитарного стиля педагогического взаимодействия лежат бессознательно действующие психологические защиты, сокрытие глубинного недоверия к самому себе, к своим собственным способностям и возможностям как в личностном, так и в профессиональном пространстве («кризис компетентности»).

Либеральный стиль в большинстве случаев принимают как негативное явление. Описывают его следующим образом: общение характеризуется тенденцией стремления преподавателя в наименьшей степени включаться в работу на уроке. Такие преподаватели лишь формально исполняют свои прямые обязанности, ограничиваясь исключительно преподаванием. Результатом выбранной стратегии считается недостаток контролирования деятельности обучающихся и динамики формирования их личность. Как правило, успеваемость в классах либеральных преподавателей неудовлетворительна. Непоследовательность в принимаемых решениях и действиях, нерешительность в трудных ситуациях характерных для либерального преподавателя. «Общими особенностями попустительского и авторитарного стилей общения, несмотря на кажущуюся противоположность, являются дистантные отношения между учителем и учащимися, отсутствие между ними доверия, явная обособленность, отчужденность учителя, демонстративное подчеркивание им своего доминирующего положения».

[3]

Однако, в научном сообществе существует другое мнение. Либеральный (от лат. liberalis — свободный) означает «отдающий приоритет свободе», признающий свободу человека ключевой ценностью. Свобода — это главное, что отличает человека от всего нечеловеческого. Согласно экзистенциальной философии смысл свободы состоит в том, что человек не является объектом, формирующимся под воздействием социума, равно как и не является «продуктом» генетического начала, а выбирает самого себя, созидает свою личность собственными действиями и поступками в каждый момент своей жизни. Таким образом, человек свободен в творении собственной жизни, несёт полную ответственность за всё в ней совершённое. По словам Н. А. Бердяева: «Свобода есть не право человека, а его обязанность» [1, с. 325]. Приведенное мнение позволяет признать неточность классификации данного стиля. Либеральность как термин являет собой традиционность и тем самым неверно интерпретируется. Именно поэтому и появляются последующие проблемы: — данный стиль невозможно выявить по каким-либо критериям, так как их не существует; из-за достаточного контроля, регламентации, стандартизации и нормативности образовательной сферы со стороны государства в целом и регионов в частности вынуждено отсутствует деятельностная свобода.

Демократичный стиль взаимодействия. Для него свойственны широкая связь с учениками, выражение доверия и почтения к ним, педагог старается нормализовать и укрепить эмоциональный контакт с классом, не подавляя их. В своей педагогической деятельности учителя, придерживающиеся демократического стиля, активизируют интеллектуальную увлеченность и мотивацию относительно познавательной деятельность. Если ребенок ощущает напряжение, негатив в свою сторону от учителя, безразличие к собственным переживаниям, непонимание, у него возникает отрицательное отношение к учителю. Это порождает агрессию и противоречия во взаимопонимании учителя и ученика. Демократический стиль помогает практически полностью избежать этого. Ведь между способами общения ученика и учителя существует прямая зависимость с формированием у ученика мотивов учения. Доброжелательное, доверительное отношение способствует учению, увеличивает уверенность в собственных силах и мотивирует на активное получение новых знаний умений и навыков.

Существует мнение, которое в корне меняет суть демократического стиля взаимодействия и иллюстрирует его как неверно названным стилем коммуникации.

Демократический стиль (от греч. demos — народ и kratos — власть) дословно означает «власть народа». Данное определение может быть корректным в политическом контексте, но не в педагогическом. При использовании понятия «демократический стиль педагогического взаимодействия» возникает необходимость определить, кого в пространстве педагогических коммуникаций считать народом: учащихся, учителей, родителей или администрацию образовательных учреждений. Поскольку все перечисленные категории, безусловно, попадают в номинацию «народ», то появляется неопределённость и сложность при идентификации реальных носителей «педагогической власти». Соответственно возникают проблемы в выявлении критериев коммуникативной стратегии педагога и стилевой идентификации в процессе осуществления педагогической деятельности.

В связи с возникшей дуалистичностью мнений в классификации стилей педагогического общения возникла необходимость в иллюстрации несколько иной классификации. Таким образом, в рамках данной работе приводим еще два стиля педагогического общения.

Манипулятивный стиль (от лат. manipulus — кисть руки, горсть). Он проявляется в латентной централизации учебно-воспитательного процесса, при внешней, кажущейся «демократичности». То есть педагог-манипулятор не навязывает обучающимся и воспитанникам свои цели и ценности, он старается сделать так, чтобы дети приняли их в качестве собственных. Манипулятор — это психологически грамотный авторитар, который понимает, что авторитаризм не выгоден ему самому и, используя более тонкие техники управления поведением, он может добиться больших успехов в своей профессиональной деятельности.

Разница между авторитарным и манипулятивным стилями заключается в том, что в первом случае направленность на «коммуникативный диктат» имеет явную форму, а в манипулятивном — скрытую. Манипулятивный стиль отличается стремлением субъекта манипулирования максимально полно и глубоко понять других участников общения, но самому остаться «нераскрытым». Манипулятор может отличаться высоким уровнем креативности в общении, коммуникативной гибкостью и умением понять (а точнее «вычислить») другого человека. Наиболее актуальной для манипулятора является задача понять потребности, интересы, а также «точки уязвимости» объектов манипулирования и захватить их в поле своего влияния. Очевидно, что система оценивания, существующая в современном школьном образовании не столько ориентирована на получение информации о качестве знаний учащихся, сколько на управление их сознанием и поведением. Манипулятивный стиль также отличается особой спецификой: как правило, развитие получает субъект манипулирования за счёт объектов манипулирования. Педагоги-манипуляторы активно используют различные методы и приёмы активизации учебной и внеучебной деятельности, стимулируют познавательные интересы школьников (в обход их собственных смыслов и целей). Манипулятор часто выдаёт себя повышенным вниманием к различного рода психологическим методикам «эффективного воздействия», «эффективного общения», суггестивным технологиям и т. п. Несмотря на то, что в большинстве ситуаций манипулятор оказывается более успешным чем авторитар, психолого-педагогические и социальные последствия для объектов манипулятивного воздействия могут быть ещё более негативными, чем в случае воздействия авторитарного. Как зарубежные, так и отечественные исследователи единодушны во мнении, что манипулятивное воздействие не только блокирует развитие человека (объекта манипуляции), его свободу и ответственность, но и несёт разрушительные последствия для его личности (потеря аутентичности, конгруэнтности, невротизация и т. д.). В психологической природе манипулятивного стиля взаимодействия (так же, как и в случае авторитарного стиля) лежат бессознательно действующие психологические защиты, неполные и мнимые компенсации, акцентуированные черты характера. Если авторитар чаще побуждаем бессознательным стремлением к самоутверждению, то манипулятор — сознательным стремлением к превосходству, в связи с чем и для самого манипулятора последствия его манипуляций могут быть не менее негативны. Манипулятор, живя в постоянном психологическом напряжении, идёт по пути к неврозу, а иногда и к психозу [16, с. 36].

Диалогический стиль (от гр. dia — проходящий, идущий насквозь; гр. logos — понятие, мысль, идея, разум) — стиль общения, построенного на диалоге. Нередко под диалогом ошибочно понимают общение двух людей, путая приставки «di» (два, двойной) и «dia» (сквозь). В правильном понимании диалог трактуется как симметричные, равнозначные межличностные отношения, утверждающие право каждого быть понятым и понимать другого; право на взаимопринятие и взаимоуважение. Диалогический стиль педагогического общения проявляется в стремлении всех участников педагогического взаимодействия к построению общения на принципах паритета, взаимопонимания, сотворчества и сотрудничества. Диалог не просто выступает как средство общения, но и является одним из базисных условий самоактуализации и личностного роста. «Учитель и ученик совместно идут к общей цели — самоактуализация и личностный рост каждого» [18, с. 142]. Диалогический стиль характеризуется направленностью на понимание другого. Но в отличие от манипулятивного общения, где проблема понимания других участников общения также важна, диалогическое коммуникативное пространство основывается на взаимопонимании: «я делаю всё, чтобы понять другого, но также делаю всё, чтобы сам был понят другим» [18, с. 146]. Необходимо отметить, что диалогический стиль создаёт наиболее оптимальные возможности для полноценного развития и личностного роста всех участников общения. Профессиональная позиция педагогов, выстраивающих свою деятельность на диалоге, основана на признании ученика равноправным участником педагогического взаимодействия и ответственным субъектом свободного личностного самоопределения и самоактуализации. Свою миссию такие учителя видят не в исполнении свойственных традиционной системе обучения ролей ретранслятора стандартизированного учебного содержания, надзирателя и контролёра и т. п., а в выполнении функций «со-творческого» помощника, квалифицированно содействующего личностному росту ребёнка. Таких учителей психологическая наука определяет как профессиональных фасилитаторов (от англ. to facilitate — помогать, способствовать) — тех, кто оказывает содействие личностному становлению индивидуума, помогает ему в поиске и создании благоприятных условий для самоактуализации.

Приведенные авторами данной работы мнения дают понять, что при более тонком научном подходе выявляются некоторые неточности в определениях, а следовательно, и в классификации стилей коммуникации педагог-обучающийся. Эти на первый взгляд мелкие неточности являются достаточно серьезным основанием для ошибочного определения критериев, позволяющих с достаточной степенью достоверности выявить тот или иной стиль взаимодействия. Соответственно, это неблагоприятным образом скажется на выборе валидного направления, способа осуществления педагогической деятельности и общения с участниками учебно-воспитательного процесса.

Литература:

  1. Бердяев Н. А. Царство Духа и царство Кесаря / Н. А. Бердяев; сост. и послесл. П. В. Алексеева; подгот. текста и прим. Р. К. Медведевой. — М.: Республика, 1995.
  2. Братченко С. Л., Рябченко С. А. Авторитарный стиль педагогического общения — а что же дальше? // Магистр, 1996. — № 3.
  3. Братченко С. Л. Гуманистически ориентированный и традиционный подходы в образовании: сущность разногласий // Альтернативное образование в Санкт-Петербурге. — СПб.: Проект “Гражданская инициатива”, 1997.
  4. Братченко С. Л. Гуманистические основы личностно-ориентированного подхода к воспитанию // Образование и культура Северо-Запада России: Вестник Северо-Западного отд. РАО. — СПб, 1996. — Вып. I.
  5. Братченко С. Л. Диагностика личностно-развивающего потенциала: метод. пос. для школьных психологов. — Псков, 1997.
  6. Братченко С. Л. Межличностный диалог и его основные атрибуты // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997.
  7. Глазков А. В. Взаимосвязь психологической готовности педагога к инновациям и стиля педагогической деятельности // Проблемы теории и практики современной психологии: ХI ежегод. Всерос. науч.-практ. конф студентов, аспирантов и молодых учёных с междунар. участием. — Иркутск: Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2012.
  8. Глазков А. В. Взаимосвязь организационной лояльности и когнитивного стиля 101 ШКОЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ 4’2017 «полезависимость — поленезависимость» на примере педагогических работников // Вестник Бурятского университета. — 2012. — Спецвыпуск D. — УланУдэ: Изд-во Бурятского госуниверситета. — С. 166–170.
  9. Лэндрет Г. Л. Игровая терапия: искусство отношений / пер. с англ. предисл. А. Я. Варга. — М.: Междунар. академия, 1994.
  10. Петровский А. В., Калиненко В. К., Котова И. Б. Личностно-развивающее взаимодействие. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1993.
  11. Подлиняев О. Л. Очерки о теориях личности в психологии и их педагогических проекциях: уч. пос. Изд. 4-е, испр. и доп. — Иркутск: ФГБОУ ВО «ИГУ», 2016.
  12. Подлиняев Олег Леонидович Стили педагогического общения и их психологическая природа // Педагогический ИМИДЖ. 2016. № 3 (32).
  13. Рогов Е. И. Личность учителя: теория и практика. — Ростов-н/Д.: Феникс, 1996.
  14. Рябченко С. А. Психологические детерминанты авторитарного и диалогического стилей педагогического общения: автореф. дисс…. канд. психол. наук. — СПб, 1995. 14. Сластёнин В. А. и др. Педагогика: учебник для студ. высших пед. учёб. заведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов. — М.: Издательский центр «Академия», 2011.
  15. Шиянов Е. Н. Педагогика: общая теория образования: уч. пос. для студентов пед. учёб. заведений. — Ставрополь, 2007.
  16. Шостром Э. Анти-Карнеги, или Человек-манипулятор / пер. с англ. А. Малышевой. — Минск: Полифакт, 1992.
  17. Combs A. Humanistic Education: Too Tender for a Tough World? — Phi Delta Kappan, 1981. — Vol. 62. — № 6.
  18. Rogers C. R. Freedom to learn for the 80`s. Columbus-Toronto-London-Sydney: Charles E. Merrill Company, A Bell & Howell Company, 1983.
  19. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». — Москва: Проспект, 2017. — 160 с.
  20. Психологическое благополучие школьников в системе современного образования. Учебное пособие. — СПб.: Нестор-История, 2016. — 180 с.
  21. Гуманистическая направленность штайнеровской педагогики: Учебно-метод. Пособие для преподавателей и студентов педагогических вузов /пер. с финн. А. Ойттинен. 2-е изд., испр. и доп. / Под ред. Е. Г. Речицкой — М.: Гуманитар. Издательский центр ВЛАДОС, 2016. — 175 с.

Основные термины (генерируются автоматически): педагогическое общение, педагогическое взаимодействие, авторитарный стиль, демократический стиль, диалогический стиль, личностный рост, стиль, участник общения, стиль общения, учебно-воспитательный процесс.

Как организовать демократичный класс

Что такое демократичный класс? Это не партизанское пространство. Он не фокусируется на политических партиях и их точках зрения. Вместо этого демократический класс вовлекает учащихся в демократическую жизнь, продвигая такие ценности, как инклюзивность, право голоса, представительство и участие.

После длительных периодов дистанционного обучения наши школьные сообщества никогда не были более актуальными в качестве пространств для развития студенческой самостоятельности, укрепления социальной принадлежности и подготовки наших учащихся как активных граждан. Мы можем создать такую ​​среду, организовав демократические классы: безопасную инклюзивную учебную среду, в которой учащиеся активно практикуют демократические ценности, понимают свои права и берут на себя ответственность за свое поведение как личностей, так и членов сообщества.

Вот характеристики демократического класса:

  • Высокодоверительные отношения и разделение власти между учителями и учащимися
  • Высокая степень участия и участия учащихся
  • Уважение к идеям и вкладу детей
  • Преднамеренное обсуждение различных точек зрения, включая по сложным вопросам
  • Использование диалога и группового принятия решений, часто посредством протоколов
  • Развитие целостного «я», включая критическое сознание учащихся

Практические способы продвижения инициативы и участия учащихся

Обустройство класса: Начните учебный год с совместной разработки элементов классной комнаты с учениками и интеграции их идей в дизайн учебного пространства. Вместе с учащимися рассмотрите основополагающие убеждения и ценности, которые следует продвигать в классе. Используя Y-диаграмму, спросите их: «Как должно выглядеть, звучать и ощущаться наше школьное сообщество?»

Например, если учащимся нужно пространство, способствующее сотрудничеству и социальной принадлежности, как расстановка мебели может помочь или помешать этому? В то время как ряды столов будут ограничивать социальное взаимодействие, группы столов будут способствовать обсуждению и обмену мнениями. Вместе с учащимися принимайте решения о расстановке мебели и характере оформления классной комнаты, например вывесок на родном языке учащихся, отражающих их убеждения и ценности. Подумайте о том, как могут выглядеть взаимодействия в классной комнате. Как это может быть связано с целью пространства, например, способствовать размышлениям? Когда и как учитель и учащиеся должны пересмотреть дизайн классной комнаты, чтобы увидеть, как он работает?

Подумайте о том, как обстановка в классе может сообщать основную динамику власти. Например, сидит ли учитель на мягком стуле, а ученики на жестких стульях? Все ли стулья направлены к учителю? Учитель сидит на более высоком уровне, чем ученики, например, на стуле на ковровом покрытии, а дети сидят на полу? Как такие решения могут способствовать или препятствовать демократическому климату в классе?

Вместо этого мы можем передать власть и поделиться ею с нашими учениками, децентрализовав наши классы. Используя небольшие групповые сидения, не все из которых физически направлены к одной и той же стене класса, мы можем продвигать свободу действий и использовать возможности совместного обучения по принципу «равный-равному». Когда табуреты расставлены по кругу для обсуждения в классе, учащиеся могут напрямую разговаривать с другими в классе, вместо того, чтобы требовать от учителя постоянной медитации. Традиционный пинг-понг между учениками и учителями превращается в многопользовательскую баскетбольную игру. Это позволяет нам отойти от позиции учителя как авторитета и перейти к роли фасилитатора обучения по мере того, как учащиеся развивают коммуникативные и социальные навыки.

Совместное составление устава класса: Вместо того, чтобы создавать правила или ожидания в классе, составьте устав класса совместно с учащимися. Хартия отличается тем, что в ней основное внимание уделяется правам студентов, а также их обязанностям. Он моделирует, как индивидуальные и групповые потребности пересекаются, но также и расходятся. В рамках разработки устава класса познакомьте учащихся с рамками прав, такими как Конвенция Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Попросите учащихся выбрать права, которые, по их мнению, необходимы для того, чтобы они могли учиться. Далее, учитывая эти права, каковы их обязанности по обеспечению их соблюдения в школьном сообществе?

Важно отметить, что права, которые выбирают ученики, не могут быть отняты в качестве наказания. Однако возможность ущемления прав других людей может быть изъята. Например, учащемуся могут запретить пользоваться своей свободой слова, если его слова являются дискриминационными по отношению к другим в классе. ЮНИСЕФ в Канаде располагает дополнительной информацией о уставах классов.

Мирное место: Мир начинается с каждого ученика. Если мы хотим мирных школьных сообществ, в которых учащиеся учатся распознавать свои эмоции и продуктивно разрешать конфликты, нам нужно обучать стратегиям сохранения мира. «Спокойное место» — это физическое место в классе, где учащиеся могут поразмышлять о своих чувствах, успокоиться или разрешить конфликт со своими сверстниками. Это может быть стол в конце класса, игровая палатка или даже большая картонная коробка, которую ученики могут раскрасить.

Предложив учащимся определить, спроектировать и украсить спокойное место, мы можем представить понятие мира и установить в классе распорядок дня, способствующий личному и групповому благополучию.

Например, для учащихся начальных классов разложите в пространстве бумагу, маркеры и книги для чтения, чтобы учащиеся могли использовать это место, чтобы остыть, когда они расстроены. Точно так же расставьте несколько стульев внутри или рядом с пространством, чтобы продвигать стратегии разрешения конфликтов, такие как распознавание эмоций, использование «я-утверждений» и активное слушание. Важно отметить, что мирное место никогда не должно использоваться в дисциплинарных целях, например, для тайм-аута. Мир — это динамическая, а не пассивная концепция, поэтому ключевыми являются постоянная практика и размышления о поведении. Дополнительную информацию об этой стратегии можно найти в книге, которую я написал вместе с Элизабет О. Кроуфорд, 9 лет.0049 Мировое обучение: руководство для учителя по построению справедливого и устойчивого будущего .

Структуры для обсуждения и диалога: Студенты получают пользу от структур и протоколов, которые позволяют им чувствовать себя в безопасности во время обсуждений. Это особенно верно, когда речь идет о текущих событиях, которые могут быть спорными или вызывать сильные эмоции у наших учащихся. Структуры и протоколы обеспечивают предсказуемость и помогают развивать навыки общения. Для вовлечения учащихся в беседы о проблемах социальной справедливости, Learning for Justice’s Давай поговорим! содержит ряд конкретных советов. Например, при структурировании критических разговоров научите учащихся «переформулировать, обдумывать, дышать, общаться», чтобы управлять эмоциями, или используйте стратегии проверки температуры, такие как «от кулака до пяти», чтобы понять уровень комфорта учащихся.

Аналогичным образом, в книге «Столкновение с историей и самим собой» есть ряд стратегий, которые учителя могут использовать до, во время или после обсуждения, например, «Большая статья» для поощрения молчаливых бесед или «Беседы в кафе», когда учащиеся берут на себя роль назначенной точки зрения. в обсуждении в малых группах.

Демократический класс способствует критическому мышлению, подлинному участию, а также социальному и эмоциональному обучению. Это гуманизирующее пространство, которое расширяет возможности наших студентов. Как говорит американский ученый и активист Белл Хукс, это «образование как практика свободы». Частью создания демократического класса является понимание того, как организовать наши классы, создать сообщество и создать пространство для разнообразных голосов, мнений и точек зрения учащихся.

Это часть нашей скрытой учебной программы. Преднамеренно или нет, но наш выбор сообщает ученикам убеждения, ценности и ожидания. Если мы хотим, чтобы наши ученики стали активными гражданами, мы должны убедиться, что наши распорядки, структуры и взаимодействия отражают эту цель.

Что происходит в классе демократов?

Демократический класс позволяет учащимся выбирать, что и как они будут изучать. Встречи и обсуждения помогают учащимся и учителям согласовать правила и процедуры в классе. Вопросы поведения и воспитания также решаются в процессе встреч и дискуссий. Поскольку политика в классе определяется учениками и учителями отдельных классов, каждый демократический класс уникален.

Выбор и контроль — две концепции, лежащие в основе демократического образования. В традиционном классе учебная программа и темпы ее преподавания определяются официальными лицами, администраторами и преподавателями. Большая часть обучения заучивается наизусть. В демократическом классе ученик сам выбирает, что он будет изучать и в какой форме будет учиться. Таким образом, учащийся берет на себя контроль над своим собственным образовательным путем, вместо того, чтобы все за него решали другие.

Несмотря на то, что все демократические классы разные, в каждом демократическом классе должны быть письменные правила поведения в классе, и преподавание проводится с использованием демократических принципов. Демократический класс основан на модели авторитарной демократии. В демократическом классе авторитетом является учитель. В то же время демократичный классный руководитель использует методы обучения, отражающие справедливость, чуткость и уважение к ученикам. Демократический классный руководитель никогда не оскорбляет и не смущает учащихся, а старается служить образцом хорошего поведения.

В демократическом классе учитель использует методы поощрения творческого и критического мышления. Студенту в демократическом классе разрешается задавать вопросы. Учащийся может выражать свое мнение, если он может подкрепить идею вспомогательными материалами.

Демократический класс: Письменные правила

В демократической системе образования учителя начинают учебный год с распространения подробного письменного изложения правил и процедур в классе. Создавая это письменное заявление, учитель пытается охватить все возможные аспекты процедуры в классе. Вот некоторые из классных вопросов, затронутых в письменном заявлении:

  • Посещаемость: Отсутствие по уважительной причине и без уважительной причины
  • Опоздание: Какова процедура, если учащийся опаздывает с запиской, без записки? Каковы последствия опоздания?
  • Подготовка к занятиям: Что учащийся должен приносить на занятия каждый день?
  • Домашнее задание: Сколько домашних заданий должны выполнить учащиеся? Сколько времени у них будет перед тем, как сдать домашнюю работу? Какое домашнее задание даст учитель?
  • Уважительное поведение в классе: Слушать, поднимать руки для ответа на вопросы, не перебивать и так далее.
  • Деструктивное поведение: Что считается деструктивным поведением в классе? Каковы последствия?
  • Плагиат и списывание: Что такое копирование или списывание в этом классе? Что произойдет, если ученик скопирует или смошенничает?
  • Пропущенные сроки: Что произойдет, если учащийся не сдаст работу вовремя?
  • Правила пользования туалетом: Как часто учащийся может пользоваться туалетом? Как учащийся должен запросить время в туалете? Как долго студент может пользоваться оборудованием?
  • Оценка: Какова система оценок учителя?
  • Тесты: Какие тесты будут даны? Как часто будут тесты? Есть ли способ заработать дополнительный кредит? Какие тесты наиболее важны для оценки?

Письменная политика обсуждается учащимися и учителем. Учитель объясняет причину каждой политики. Если студент считает политику несправедливой, у него есть возможность объяснить, почему. Если учащийся может обосновать свое мнение, класс работает над изменением политики, чтобы она была приемлемой для всех. В случае, если класс не может прийти к соглашению, привлекается обученный посредник, чтобы помочь классу прийти к соглашению.

Демократическая практика: выбор и контроль учащихся

Вот некоторые из практических способов, с помощью которых учащиеся могут выбирать и контролировать свои занятия в демократическом классе:

  • Учащиеся выбирают тип работы в классе, которую они будут выполнять: учащиеся могут выбрать индивидуальные рабочие листы, практические учебные проекты, работу в малых группах или какой-либо другой тип работы
  • Учащиеся выбирают тему исследования: если учащиеся проголосуют за выполнение модуля по цветам, все, что они изучают в этот период (математика, искусство, ботаника и т. д.), будет связано с цветами
  • Учащиеся контролируют расписание занятий: проводится голосование, чтобы учащиеся могли решить, сколько времени они будут тратить на каждое учебное задание. У студентов может быть индивидуальное расписание, и/или может быть расписание занятий, применимое ко всем.
  • Студенты имеют реальную власть в качестве руководящего органа: студенческий совет имеет право решать вопросы планирования образования и какие программы будут предлагаться школой.

Демократический класс: почему это работает

Поскольку учащиеся имеют право голоса в отношении своего образования, они больше заинтересованы в учебе. Когда студенты заинтересованы в том, что они изучают, они работают усерднее и усваивают больше материала. Это повышает вероятность того, что ученики преуспеют в учебе.

Говорят, что в демократическом классе учащиеся «владеют» своим образованием. Если они преуспевают, то это потому, что они выбрали правильный для себя путь. Они взяли на себя ответственность за свое обучение и заставили его работать. Если ученики терпят неудачу, это тоже результат, которым должен владеть ученик. Студент должен понять, почему он потерпел неудачу, и признать причину. Он должен найти способ двигаться вперед. Успех или неудача, демократическая система образования ведет к большей вовлеченности учащихся, что является основной целью любого образовательного подхода.

Практические преимущества демократического образования

Педагоги увидели практические преимущества демократического обучения, которые можно измерить. Вот некоторые из очевидных преимуществ:

  • Повышение посещаемости
  • Большее участие в классе
  • Высшая академическая успеваемость
  • Повышенная мотивация и энтузиазм к обучению

В демократическом классе учащиеся учатся быть активными участниками собственной жизни. Они знают, что у них есть голос, что их слышат, и они могут изменить ситуацию. Демократический школьный опыт подготавливает учащихся к более активному участию в общественной жизни во взрослом возрасте. Он учит студентов, что если им что-то не нравится, они могут что-то с этим сделать и изменить ситуацию. Учащиеся в демократическом классе узнают, что они играют роль в процессе улучшения мира.

Демократический класс также учит искусству командной работы. По мере того, как учащиеся голосуют и принимают решения по улучшению среды в классе, они учатся тому, как приспособить других для достижения общей цели. Они учатся быть чуткими и уважительными к окружающим. Это жизненные уроки, которые помогут человеку сослужить хорошую службу во всех видах отношений в будущем на каждом этапе жизни.

Нашли то, что вы только что прочитали, полезным? Почему бы не рассмотреть возможность отправки пожертвования нашему Kars4Kids молодежные и образовательные программы. Или помогите нам, просто поделившись!

Нашли то, что вы только что прочитали, полезным? Почему бы не рассмотреть возможность отправки пожертвования нашим молодежным и образовательным программам Kars4Kids. Или помогите нам, просто поделившись!

Подписаться по электронной почте

Адрес электронной почты

Варда Мейерс Эпштейн является главным редактором Kars4Kids Parenting.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *