Разное

Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни это: Тесты по педагогике (с ответами) для квалификационного испытания.

Что называется развитием?

  1. +Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме, психике, интел- лектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управ- ляемых и неуправляемых факторов.

  2. Процесс развития человека как социального существа под воздействием всех факторов.

  3. Целенаправленный и организованный процесс формирования личности.

  4. Направленное воздействие на человека со стороны учителя с целью формирования у него опре- деленных знаний.

  1. Какая модель общения врача и пациента базируется на доверии и взаимном согласии:

  1. информационная

  2. интерпретационная

  3. +совещательная

  4. патерналистская

  5. нет правильного ответа

  1. Педагогика в медицинском образовании стала самостоятельной отраслью в нашей стране

  1. +с середины 70-х годов 20 века

  2. в н. 19 века

  3. в 80-х годах 20 века

  4. в 90-х годах 20 века

  5. в конце 19-го столетия

  1. Последовательность этапов процесса усвоения: 1)приобретение знаний – запоминание – применения на практике

  1. постановка проблемы – выдвижение гипотезы – ее доказательство

  2. ощущение – восприятие – осознание

  3. +восприятие – осмысление – закрепление – применение

  4. запоминание – понимание – осмысление – обобщение

  1. Нововведение в педагогическую деятельность:

  1. +Педагогическая инноватика

  2. Инновационная деятельность

  3. Инновационное образование

  4. Педагогическая инновация

  5. Инновационное обучение

  1. Процесс получения информации о

    состоянии педагогического процесса с помощью совокуп- ности методов, приемов, способов:

  1. Педагогический мониторинг

  2. +Педагогическая диагностика

  3. Педагогическая рефлексия

  4. Педагогический менеджмент

  5. Педагогический анализ

  1. Стремление удовлетворить своекорыстные личные потребности и интересы безотносительно к потребностям и интересам других:

  1. +эгоизм

  2. альтруизм

  3. социализация

  4. деспотизм

  5. центризм

  1. Способность личности к приспособлению ко всему многообразию жизни при любых условиях:

1)совместимость

  1. лидерство

  2. +адаптивность

  3. пластичность

  4. дезадаптация

  1. Способности врача, определяющие высокие результаты в любой деятельности:

  1. вербальные

  2. +общие

  3. специальные

  4. невербальные

  5. коммуникативные

  1. Привлекательность учебного материала, вызывающая определенные чувства и способствую- щая успешности запоминания материала :

  1. осмысленность знаний

  2. важность усвоения

  3. +эмоциональные особенности

  4. трудность выполнения

  5. объем материала

  1. Переход внешних предметных действий во внутренние умственные:

  1. +интериоризация

  2. экстериоризация

  3. валидность

  4. активизация

  5. сублимация

  1. Взаимосвязь педагогики и медицины обусловлена:

  1. +появлением специальных отраслей педагогического знания

  2. изучением физических, физиологических, душевных и духовных особенностей человека

  3. изучением человека во всех проявлениях его природы

  4. познанием человеческого общества.

  5. проблемой соотношения природных и социальных факторов развития человека

  1. В соответствии с теорией П.Я. Гальперина, на данном этапе пациенты на занятии выполняют действия в плане громкой речи:

  1. мотивационный

  2. материализованный

  3. контрольный

  4. +внешнеречевой

  5. ориентировочный

  1. Приемы педагогического процесса в медицине – это:

  1. +часть общего метода

  2. форма организации педагогического процесса в медицине

  3. средство педагогического процесса в медицине

  4. воспитывающие ситуации

  5. критерии оптимизации

  1. Основной метод педагогического процесса в медицине

  1. +убеждение

  2. слово врача

  3. приучение

  4. упражнение

  5. пример

  1. Всеобщий метод

    формирования необходимых качеств называется:

  1. гимнастика

  2. воспитание

  3. беседа

  4. тренировка

  5. +упражнение

  1. По какому основанию в классификации методов обучения выделяют словесные, наглядные и практические?

  1. +По ведущему источнику знаний

  2. По характеру умственной деятельности учащихся

  3. По формам деятельности учителя и учащихся

  4. По логике рассуждения

  5. По характеру познавательной деятельности

  1. Критерием эффективности педагогического процесса в

    медицине являются

  1. +сформированность умений и навыков поведения в соответствии с возрастом пациентов

  2. противоречие между требованиями среды к человеку и его возможностями

  3. формирование эстетического вкуса

  4. воспитание художественного вкуса, улучшение эмоционального самочувствия

  5. уровень профессиональной подготовки

  1. Идея целостности воспитательного процесса на практике реализуется через:

  1. культурологический подход

  2. психологический подход

  3. индивидуальный подход

  4. +комплексный подход

  5. системный подход

  1. Принцип параллельного воздействия

    в теории коллектива:

  1. Сотрудничество семьи, школы, общественности

  2. Взаимоотношения воспитателей и пациентов

  3. +Влияние на воспитанника через коллектив

  4. Влияние родителей и воспитателей на воспитанника

  5. Влияние на волю, сознание и поведение воспитанника

  1. Наказание:

  1. Просьбы, стимулирование, добрые дела

  2. Метод педагогического процесса в медицине, проявляющийся в форме требования

  3. Управление деятельностью ученика при помощи разнообразных повторяющихся дел

  4. +Способ воздействия на воспитанника с целью прекратить его отрицательные действия

  5. Воздействие на знание учащихся с целью разъяснения фактов и явлений жизни

  1. Педагогический

    процесс в медицине – процесс:

  1. взаимодействия

  2. +воздействия

  3. рефлексии

  4. обратного действия

  5. действия

  1. Основным признаком эффективности процесса педагогического процесса в медицине являют- ся:

  1. знания, умения и навыки

  2. индивидуальные особенности пациента

  3. успеваемость

  4. приспособление к условиям

  5. +поведение пациента

  1. Рассмотрение педагогических технологий как части педагогической науки соответствует ас-

    пекту их анализа

  1. Частно-научному

  2. Частно-описательному

  3. Процессуально-описательному

  4. Описательно-действенному

  5. +Научному

  1. Этап закрепления знаний и формирования умений на занятии предполагает

  1. Учебную рефлексию и оценку качества работы на занятии

  2. Систематизацию, обобщение, воспроизведение учебного материала по темам и разделам

  3. Подачу учебного материала с активным привлечением учащихся

  4. Определение степени усвоения изученного учебного материала

  5. +Выработку умений и навыков применения знаний

  1. Наглядные методы

    обучения условно можно разделить на две группы:

  1. +Иллюстрация и демонстрация

  2. Беседа и демонстрация

  3. Семинар и наблюдение

  4. Словесные и наглядные

  5. Дискуссия и видеометод

  1. Тип познавательной деятельности служит основанием для классификации:

  1. Индуктивных и дедуктивных

  2. Информационно-сообщающий, объяснительный, инструктивно-практический, побуждающий метод

  3. +Объяснительно-иллюстративных, репродуктивных, проблемного изложения, частично- поисковых и исследовательских методов

  4. Словесных, наглядных и практических методов

  5. Организации учебно-познавательной деятельности, стимулирования и мотивации, методы кон- троля и самоконтроля

Адаптивность и здоровье | Статья на тему:

АДАПТИВНОСТЬ И ЗДОРОВЬЕ

Под  адаптивностью понимают  способность системы  (организма,  индивида,  личности)  к  приспособлению  ко  всему многообразию  жизни  при  любых  условиях. По определению В.П.Казначеева и Е.В.Трифонова, адаптивность  является синонимом  «нормы»,  «здоровья»,  т.е.  адаптивность – оптимальное качество   живой системы, при котором обеспечивается устойчивое функционирование на всех уровнях в конкретной экологической среде [7].  

По словам А.М.Столяренко, психическая адаптация выступает процессом установления оптимального соответствия личности и окружающей среды в ходе осуществления свойственной человеку деятельности, который позволяет индивидууму удовлетворять актуальные потребности и реализовывать связанные с ними значимые цели, обеспечивая в то же время соответствие деятельности человека, его поведения, требованиям среды [10].

Под  устойчивой  адаптацией  личности  понимают  те  регуляторные реакции, психическую деятельность, характер отношений, которые возникли в процессе онтогенеза в конкретных социальных и экологических условиях и функционирование которых в  границах оптимума не  требует  значительного нервно-психического напряжения. Тренированный организм отличается высокой сопротивляемостью, резистентностью к различным неблагоприятным внешним воздействиям, при этом все его системы работают максимально экономно.

По мнению П. С. Граве и М. Р. Шнейдман, человек  адаптивен  тогда,  «когда  его  внутренний  информационный  запас соответствует  информационному  содержанию  ситуации,  т.е.  когда  система работает  в  условиях,  где  ситуация  не  выходит  за  рамки  индивидуального информационного диапазона» [1, с. 51].  

Одним из признаков адаптации является то, что регуляторные процессы, обеспечивающие  равновесие  организма  как  целого  во  внешней  среде, протекают  плавно,  слаженно,  экономично,  т.е.  в  зоне  «оптимума». Критериями  оптимального  состояния  считают:  1)  максимальное  проявление функции,  включенной  в  выполняемую  деятельность:  как  наибольшей  ее величины  (сила),  так  и  наименьшей  –  быстрота  реагирования;  2)  адекватность реагирования на  стимулирующие воздействия, оптимальные по интенсивности; 3)  инерционность  оптимального  состояния,  затрудняющая,  с  одной  стороны, переход на новый режим работы, а с другой – являющаяся механизмом борьбы с помехами,  которые  сбивают  систему  с  оптимального  режима  работы [1].

Адаптивные  свойства  организма  человека  служат  мерой  его «надежности» сохранять нормальную жизнедеятельность в неадекватных для него  условиях  среды.  Адаптационный  процесс  можно  рассматривать  на разных уровнях его протекания: индивидуальное поведение, межличностные отношения,  базовые  психические  функции,  психофизиологическая регуляция,  физиологические  механизмы  обеспечения  жизнедеятельности, функциональные  резервы  организма,  здоровье.

Способность  человека  адаптироваться  к  изменениям  окружающей среды,  взаимодействуя  с  ней  свободно,  на  основе  биологической, психологической и  социальной  сущности, определяют понятием  здоровье. Состояние здоровья индивидов определяют как процесс сохранения и развития психических, физических и биологических функций, его  оптимальной  трудоспособности  и  социальной  активности  при максимальной продолжительности жизни. Основными признаками здоровья считают:  структурную и функциональную сохранность систем и органов человека; индивидуальную приспособляемость к физической и общественной среде; а также сохранность привычного самочувствия [9].

 В связи с этим определением понятие  здоровья  делят  на:  физическое  здоровье  –  текущее  состояние функциональных  возможностей  органов  и  систем  организма;  психическое здоровье  –  состояние  психической  сферы  человека,  характеризующееся общим  душевным  комфортом,  обеспечивающее  адекватную  регуляцию поведения и  обусловленное  потребностями  биологического  и  социального характера; социальное  здоровье  понимается  как  система  ценностей, установок и мотивов поведения в социальной среде [9].

В.П. Казначеев также считает, что состояние здоровья оценивают по трем уровням. Соматический уровень подразумевает  совершенство  саморегуляции  в  организме,  гармонию физиологических процессов, максимальную адаптацию к окружающей среде.  Социальный  уровень  оценивает  меру  трудоспособности  и  социальной активности, деятельное отношение к миру. Личностный уровень определяет стратегию жизни человека, его личностную сохранность [7].

В  рамках  «адаптационной  модели  здоровой  личности», определенной  О. С. Васильевой и Ф.Р. Филатовым,  оздоровление понимается  как  успешная  адаптация  и  всесторонняя  гармонизация отношений  субъекта  с окружающим  его миром  [4]. Для  здорового человека оказывается  важным  полноценное  участие  в  различных  видах жизнедеятельности.

Е.А. Евстифеева, М.Н. Калинкин, С.И. Филиппченкова определяют понятие «холическое здоровье» как широкий спектр возможностей самореализации человека. Главными ресурсами человека являются ответственность, мотивационные предпочтения, волевые интенции [6]. Ответственность за себя предполагает желание, мотивацию, способность индивидуума поддерживать стиль поведения, способствующий укреплению здоровья и отказ от дисфункционального образа жизни. По словам
Е.А. Евстифеевой, «ответственность человека за свое здоровье и повышение интервального локуса контроля является главным условием холизма» [6, С.64].

А.И. Воложин и Ю.К.Субботин отмечают, что дезадаптация  –  «это нарушение  возможности  перестройки  системой  или  ее  элементом  своей структуры  с  целью  адаптации  к  новому  фактору  среды…»  [5, с. 33]. При этом по В.И.Лебедеву, психическая  дезадаптация  наступает  при  «прорыве»  адаптационного барьера, ломке динамических  стереотипов  в ЦНС,  сложившихся  в процессе онтогенеза [8].  

Длительность адаптационных процессов и особенно резкие напряжения функциональных  резервов  организма  приводят,  как  правило,  к  их перенапряжению. Ю.А. Александровский отмечает: если  давление  на  «барьер  психической  адаптации» усиливается и резервы его исчерпаны, происходит «надрыв барьера», и, как следствие, невротические и соматические нарушения функций организма [2].

Исследования С.И. Филиппченковой показали, что основными факторами профессиональной деятельности, которые приводят к состоянию стресса, повышению уровня синдрома эмоционального выгорания, использованию неконструктивных стратегий совладания являются: высокая эмоциональная напряженность  профессиональной деятельности, большое число клиентов, с которыми приходится работать в течение дня,  низкая удовлетворенность трудом, типичное эмоциональное состояние в течение дня (напряженность, тревога, озабоченность) и неблагоприятный социально-психологический климат коллектива. Причем последний фактор, по мнению большинства сотрудников, играет наиболее существенную роль в возникновении и развитии профессионального стресса [11].

Таким образом, устойчивость  к  стрессу  является  одним  из  важнейших  факторов безопасности  личности  и  сохранения  здоровья  в  экстремальных  условиях. Адаптированная  психическая  деятельность,  в  том  числе  профессиональная, является важнейшим фактором, обеспечивающим человеку состояние здоровья.

Здоровье человека и его возможности адаптироваться к новым условиям среды тесто взаимосвязаны. Адаптивные способности, обеспечивают физическое, социальное и психическое благополучие, готовность решать жизненные задачи при сохранении нормальной жизнедеятельности, в т.ч. при неблагоприятных условиях, тем самым выступают показателями психологической зрелости человека.

Список литературы

  1. Адаптация  к  профессиональной  деятельности/  Физиология  трудовой деятельности// А. В. Юревич, В. С. Аверьянов, О. В. Виноградов и др., –  СПб.: Наука, 1993. – С. 209–277.  
  2. Акмеология: Учебник/ Под ред. А. А. Деркача – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650с.
  3. Баевский  Р.М.  Прогнозирование  состояний  на  грани  нормы  и патологии. – М.: Медицина, 1979. – 298 с.
  4. Васильев И.А., Магомед — Эминов М.Ш. Мотивация и контроль за действием. — М.: Изд-во МГУ, 1991. – 144c.
  5. Воложин  А.И.,  Субботин  Ю.К.  Болезнь  и  здоровье:  две  стороны  приспособления. – М.: Медицина, 1998. – 480с.
  6. Евстифеева Е.А., Калинкин М.Н., Филиппченкова С.И. Холистическое здоровье: реалии и психологический дискурс// Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. – 2007, Т.2. №3. — С.12-14.
  7. Казначеев  В.П.  Современные  аспекты  адаптации.  –  Новосибирск: Наука, сиб. отделение, 1980. – 192 с.
  8. Лебедев В.И. Экстремальная  психология. Психическая  деятельность  в технических и экологически замкнутых системах. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. –  431 с.
  9. Психология здоровья/ Г. С. Никифоров, В.А. Ананьев, И.Н. Гурвич и др.; Под. ред. Г.С. Никифорова. – СПб.: Изд-во С.-Петерб.ун-та, 2000. – 504 с.
  10. Столяренко А.М. Общая и профессиональная психология: Учеб.пособие для средних профессиональных учебных заведений. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 382с.
  11. Филиппченкова С.И. Особенности преодоления стресса в профессиональной деятельности сотрудников дорожно-патрульной службы: Дис. … канд. психол. наук : Тверь, 2002. — 268 c.

Естественный отбор

Английский натуралист Чарльз Дарвин разработал идею естественного отбора после пятилетнего путешествия по изучению растений, животных и окаменелостей в Южной Америке и на островах Тихого океана. В 1859 году он довел до сведения всего мира идею естественного отбора в своем бестселлере « о происхождении видов ».

Естественный отбор — это процесс адаптации и изменения популяций живых организмов. Люди в популяции естественно изменчивы, а это означает, что все они в чем-то разные. Эта вариация означает, что некоторые люди обладают чертами, более подходящими для окружающей среды, чем другие. Особи с адаптивными чертами — чертами, дающими им некоторое преимущество, — с большей вероятностью выживут и размножатся. Затем эти особи передают адаптивные черты своим потомкам. Со временем эти полезные черты становятся более распространенными в популяции. Благодаря этому процессу естественного отбора благоприятные черты передаются из поколения в поколение.

Естественный отбор может привести к видообразованию, когда один вид дает начало новому и совершенно другому виду. Это один из процессов, который движет эволюцией и помогает объяснить разнообразие жизни на Земле.

Дарвин выбрал название «естественный отбор», чтобы противопоставить его «искусственному отбору» или селекционному размножению, контролируемому людьми. Он указывал на разведение голубей, популярное в его время хобби, как на пример искусственного отбора. Выбирая, какие голуби спариваться с другими, любители создали разные породы голубей с причудливыми перьями или акробатическим полетом, которые отличались от диких голубей.

Дарвин и другие ученые того времени утверждали, что процесс, очень похожий на искусственный отбор, происходил в природе без какого-либо вмешательства человека. Он утверждал, что естественный отбор объясняет, как большое разнообразие форм жизни развилось с течением времени от одного общего предка.

Дарвин не знал, что гены существуют, но он мог видеть, что многие признаки являются наследственными — передаются от родителей к потомству.

Мутации — это изменения в структуре молекул, из которых состоят гены, называемые ДНК. Мутация генов является важным источником генетической изменчивости в популяции. Мутации могут быть случайными (например, когда реплицирующиеся клетки делают ошибку при копировании ДНК) или происходить в результате воздействия чего-то в окружающей среде, например вредных химических веществ или радиации.

Мутации могут быть вредными, нейтральными, а иногда и полезными, приводящими к появлению новой полезной черты. Когда мутации происходят в зародышевых клетках (яйцеклетки и сперматозоиды), они могут передаваться потомству.

Если окружающая среда быстро меняется, некоторые виды не смогут достаточно быстро адаптироваться посредством естественного отбора. Изучая летопись окаменелостей, мы знаем, что многие из организмов, которые когда-то жили на Земле, теперь вымерли. Динозавры — один из примеров. Инвазивный вид, болезнетворный организм, катастрофическое изменение окружающей среды или очень успешный хищник — все это может способствовать исчезновению видов.

Сегодня действия человека, такие как чрезмерная охота и разрушение мест обитания, являются основной причиной вымирания. Судя по летописи окаменелостей, сегодня вымирания происходят гораздо быстрее, чем в прошлом.

Что такое естественный отбор? | Музей естественной истории

Естественный отбор – это механизм эволюции. Организмы, более приспособленные к окружающей среде, имеют больше шансов выжить и передать гены, которые способствовали их успеху. Этот процесс заставляет виды меняться и расходиться с течением времени.

Естественный отбор — один из способов объяснить миллионы видов, живших на Земле.

Чарльзу Дарвину (1809-1882) и Альфреду Расселу Уоллесу (1823-1913) приписывают совместное создание теории эволюции путем естественного отбора, они совместно опубликовали ее в 1858 году. Дарвин в целом затмил Уоллеса с момента публикации Однако «Происхождение видов» в 1859 г.

Библиотека Музея содержит самую большую в мире концентрацию работ Дарвина: 478 изданий «Происхождения видов» на 38 языках.

Во времена Дарвина и Уоллеса большинство считало, что организмы слишком сложны, чтобы иметь естественное происхождение, и должны быть созданы трансцендентным Богом. Однако естественный отбор утверждает, что даже самые сложные организмы возникают в результате совершенно естественных процессов.

Профессор Адриан Листер, научный сотрудник музея, говорит: «Не то чтобы биологи не понимали, что организмы сложны и функциональны, и то, что они существуют, кажется почти чудом. Мы это понимаем, но думаем, что нашли другое объяснение.

Уоллес (слева) и Дарвин (справа) выдвинули очень похожие теории эволюции. Однако Дарвин в целом затмил вклад Уоллеса.

Как работает естественный отбор?

При естественном отборе генетические мутации, полезные для выживания особи, передаются через размножение. Это приводит к появлению нового поколения организмов, которые с большей вероятностью выживут и размножатся.

Например, эволюция длинной шеи позволила жирафам питаться листьями, недоступными для других, что дало им конкурентное преимущество. Благодаря лучшему источнику пищи те, у кого были более длинные шеи, смогли выжить, размножаться и, таким образом, передать характеристики следующему поколению. Те, у кого более короткие шеи и доступ к меньшему количеству еды, с меньшей вероятностью выживут и передадут свои гены.

Эволюция длинной шеи — это адаптация, которая помогает жирафам выживать в окружающей среде © FluffyCreature через Flickr (CC BY-NC 2.0)

Адриан объясняет: «Если вы возьмете 1000 жирафов и измерите их шеи, все они будут немного отличаться друг от друга. Эти различия, по крайней мере, частично определяются их генами.

‘Те, у кого шея длиннее, могут оставить пропорционально больше потомства, потому что они лучше питаются и, возможно, лучше соревнуются за партнеров, потому что они сильнее. Затем, если вы измерите грифы следующего поколения, они также будут отличаться, но среднее значение будет немного смещено в сторону более длинных. Этот процесс продолжается из поколения в поколение».

Что такое адаптация?

Адаптация — это физическая или поведенческая характеристика, помогающая организму выживать в окружающей среде.

Но не все характеристики животного являются приспособлениями.

Адаптации для одной цели могут быть использованы для другой. Например, перья были приспособлением для терморегуляции — их использование для полета появилось позже. Это означает, что перья — это экзаптация для полета, а не адаптация.

Адаптации также могут устареть, например, жесткий внешний вид плодов калебаса ( Crescentia cujete ). Обычно считается, что эта тыква эволюционировала, чтобы ее не съели гомфотеры, семейство слоноподобных животных. Но эти животные вымерли около 10 000 лет назад, поэтому адаптация плода больше не дает преимущества для выживания.

Большой шаровидный плод калебаса имеет чрезвычайно прочную внешнюю поверхность. Но эта адаптация устарела  © Венди Катлер через Flickr (CC BY-NC 2.0)

Отбор для приспособления — не единственная причина эволюции. Изменения видов также могут быть вызваны нейтральными мутациями, которые не приносят вреда или пользы индивидууму, генетическим дрейфом или потоком генов.

Что значит «выживает сильнейший»?

С точки зрения эволюции, «приспособленное» животное — это животное, приспособленное к окружающей среде. Эта концепция лежит в основе естественного отбора, хотя термин «выживание наиболее приспособленных» часто понимается неправильно, и его лучше избегать.

Существует также определенная степень случайности в эволюции, поэтому лучше всего приспособленное животное не всегда будет тем, кто выживет.

Адриан объясняет: «Если тебя ударит камень или что-то в этом роде, это просто невезение. Но в среднем и с течением времени выживают те, кто наиболее приспособлен, те, у кого лучшая адаптация».

Перцовая моль ( Biston betularia ) трудно увидеть, когда она садится на кору дерева. Те, кто сочетается лучше всего, с меньшей вероятностью станут добычей, поэтому имеют преимущество в выживании.

Что такое вьюрки Дарвина?

Дарвин собрал много образцов животных во время путешествия на корабле HMS Beagle (1831-1836). Среди его самых известных — вьюрки, около 14 видов которых он собрал на Галапагосских островах. Птицы относятся к одному и тому же таксономическому семейству и имеют разнообразные размеры и формы клюва. Это соответствует как их разным основным источникам пищи, так и расхождению из-за изоляции на разных островах.

Зеленая камышевка ( Certhidea olivacea ), например, имеет острый тонкий клюв, который идеально подходит для кормления мелкими насекомыми. Для сравнения, у большого наземного вьюрка ( Geospiza magnirostris ) короткий коренастый клюв, которым он раскалывает семена и орехи.

У галапагосских вьюрков отчетливо различаются форма и размер клюва, что можно увидеть здесь у экземпляров зеленой камышевки (слева) и большого земляного вьюрка (справа)

Вьюрки Дарвина часто считаются источником вдохновения для «моментов озарения», но на самом деле именно пересмешники повлияли на мысли Дарвина об эволюции.

Перед путешествием на Галапагосские острова Дарвин собирал пересмешников в Южной Америке. На первом острове, Сан-Кристобаль (тогда известном как остров Чатем), он увидел птицу, которую узнал как пересмешника. Но на близлежащем острове Флореана он увидел, что пересмешники были совсем другими.

Дарвин понял, что различия между видами пересмешников на островах больше, чем между видами, которых он видел на другом континенте. Он начал размышлять на борту HMS Beagle, но потребовалось несколько лет, прежде чем он придумал свою теорию эволюции путем естественного отбора.

Вьюрки — после того, как британский орнитолог Джон Гулд идентифицировал их как разные виды, — стали одним из полезных примеров среди многих других животных, которых он видел.

Чарльз Дарвин собрал эти три экземпляра пересмешника во время своего пребывания на Галапагосских островах в 1835 году во время рейса HMS Beagle

.

Вьюрки сегодня представляют научный интерес. Изучение Дафны Майор, вулканического острова в составе Галапагосского архипелага, началось в 1972 году и показало, что естественный отбор привел к изменению формы и размера клюва у двух видов вьюрков: среднего донных вьюрков ( Geospiza fortis ) и обыкновенный кактусовый вьюрок ( Geospiza scandens ). Было замечено, что клювы обоих видов со временем уменьшаются, но по разным схемам.

Дарвин считал, что естественный отбор развивается медленно и происходит только в течение длительного периода времени. Часто это может быть правдой, но было показано, что в некоторых случаях новый вид может развиться в течение жизни.

В течение 31 года ученые изучали выживание самца вьюрка, эмигрировавшего с острова Санта-Крус, а также шести поколений его потомков на Дафне Майор. Начиная со второго поколения, птицы вели себя как отдельный вид по отношению к другим на острове.

Кактусовые вьюрки Daphne Major изучаются уже более 30 лет. За это время размер их клювов колебался, в конечном итоге уменьшаясь в течение 15 лет.

Что такое ламаркизм?

Ламаркизм — теория, названная в честь французского натуралиста Жана-Батиста Ламарка (1744–1829). Он предполагает, что животные приобретают характеристики, основанные на использовании или неиспользовании в течение жизни, а не в результате жестко закодированных генетических изменений.

Согласно теории Ламарка, жирафы вытягивают шеи, чтобы сделать их длиннее. Потомство этих животных унаследует более длинные шеи в результате усилий своих родителей.

Адриан говорит: «Если бы вы попытались размять шею в течение 10 минут каждое утро, то, вероятно, через несколько лет ваша шея стала бы на несколько миллиметров длиннее. Но ваши дети не унаследовали бы его. Вот где эта теория терпит неудачу.

Мы все еще развиваемся?


На протяжении тысячелетий мир считался статичным. Идеи о том, что горы могут подняться, а климат и организмы могут измениться, не существовало. Считалось, что Земля существует в оптимальной форме.

Но естественный отбор опирается на то, что мир постоянно меняется. Эволюция происходит автоматически для выживания, и миллионы лет она играет в догонялки с нашим динамичным миром.

Браконьерство и утрата среды обитания оказали огромное влияние на сайгака, находящегося в настоящее время под угрозой исчезновения ( Saiga tatarica ). В подобных случаях у естественного отбора мало шансов. © Андрей Гилёв через Wikimedia Commons (CC BY-SA 4.0)

‘Организмы либо достаточно приспособлены для выживания и размножения, либо они недостаточно оптимальны, и популяция сокращается. Он может даже уменьшиться до нуля, а это означает вымирание», — констатирует Адриан.

Ученые смогли предсказать естественный отбор в короткие сроки. Но точно определить его последствия в будущем практически невозможно из-за непредсказуемых колебаний окружающей среды.

Естественный отбор подразумевает, что если организмы выживают, то они адаптируются. Но по мере изменения окружающей среды мы можем обнаружить, что то, что когда-то было адаптацией, больше не может быть полезным.

Хотя эволюция может происходить быстро, чем быстрее меняется планета, тем сложнее эволюции идти в ногу и тем серьезнее становится риск массового вымирания.

  1. Ваш вопрос

Спросите ученого музея

У вас есть животрепещущий вопрос о науке или природе, на который вы хотите получить ответ? Заполните форму ниже, чтобы сообщить нам.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *